Работы или услуги?

Вопрос-ответ: работа или услуга, как определить?

Вопрос:

Разработка проектной и рабочей документации на строительство объектов это услуги или работа?

Ответ:

Разработка проектной и рабочей документации аналогична разработке технической документации.

В отличие от договора об оказании услуг в договоре подряда (выполнение работ) интерес для заказчика представляет не сама деятельность исполнителя, а вещественный результат.

Понятие услуги и работы

Услуга — определенное действие или деятельность, которые исполнитель осуществляет по заданию заказчика (п. 1 ст. 779 ГК РФ). При этом для заказчика ценность представляет процесс исполнения договора, то есть сами действия исполнителя, которые не всегда имеют овеществленный результат.

Обычно оказание услуги и ее потребление происходят одновременно. Например, при оказании консультационных или образовательных услуг исполнитель предоставляет информацию, а заказчик ее сразу же получает.

Работа — деятельность, направленная на достижение определенного овеществленного результата, который может выражаться, например, в создании новой вещи или улучшении имеющейся, в разработке технической документации (по смыслу п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703, ст. 758 ГК РФ). В отличие от договора об оказании услуг в договоре подряда интерес для заказчика представляет не сама деятельность исполнителя, а вещественный результат (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 4593/13 по делу N А41-7649/2012).

Источник – Готовое решение: Чем услуги отличаются от работ и как это влияет на договор (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Обзор подготовлен специалистами Линии Консультирования ГК «Земля-СЕРВИС»

При заключении различного рода договоров в ходе реализации проекта нередко возникает путаница с терминологией. Это вызвано тем, что иногда оказываемые услуги или выполняемые работы трудно однозначно разграничить с первого взгляда. Поэтому многие хотят знать способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя.

Терминология и используемые виды договоров

Определение поставщика, подрядчика, исполнителя – это важный момент при составлении соответствующих договоров, поскольку в каждом случае применяются различные законодательные нормы и, соответственно, разный уровень ответственности сторон. Начальный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это внимательное изучение самих употребляемых понятий:

  • Поставщик – это любая организация или частное лицо, которое поставляет заказчикам определенные товары или услуги.
  • Подрядчик – это физическое или юридическое лицо, выполняющее работы в соответствии с заданием заказчика.
  • Исполнитель – это некое лицо, которое по договору берется исполнить определенные работы или оказать услугу.

На первый взгляд, все понятия очень сходны и во многом пересекаются меду собой. Как же определить, в чем между ними разница? Самый верный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это определение, по какому типу договора он работает.

Поставщик (продавец) осуществляет свою деятельность по договору поставки, это один из видов соглашения купли-продажи (статья 506 Гражданского кодекса РФ). Такого типа соглашения заключаются чаще всего, когда речь идет о передаче за плату в оговоренный срок каких-либо товаров, применяемых в производственной, предпринимательской или иной деятельности. О личном, домашнем пользовании здесь речь не идет.

Подрядчик работает по договору подряда (статья 702 ГК РФ). Он предусматривает возмездное исполнение заданных работ с обязательной передачей заказчику результата своей деятельности.

Исполнитель руководствуется договором по возмездному оказанию услуг (статья 779 ГК РФ), по которому он обязан выполнить некие действия в интересах заказчика либо проводить определенную полезную деятельность в обмен на финансовое вознаграждение.

Различия между видами деятельности

Таким образом, все перечисленные участники проекта в своей деятельности опираются на нормы гражданского права, однако регулируются различными его статьями, что приводит к отличиям в их работе. Исходя из вышеуказанного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя, можно сделать такие выводы:

  • Когда речь идет о поставщике, то имеется в виду не выполнение работ или оказание услуг, а именно передача (отгрузка) какого-то товара, приобретенного или произведенного самостоятельно.
  • При выполнении работы по подрядному договору главным показателем является осязаемость результата, этим он отличается от услуги. В таком контракте характеристики конечного результата всегда четко регламентируются на этапе составления договора. Оплата осуществляется за конечный результат.
  • Особенностью договора по оказанию услуг является то, что оплата исполнителю совершается за сам факт выполнения определенных действий с его стороны. При этом результат его услуг не играет существенной роли. Например, исполнитель оказал консалтинговую услугу по возможности инвестирования средств в определенную сферу деятельности, за что получил вознаграждение. Заказчик же может принять решение, как прислушавшись к совету, так и проигнорировав его.

Если с поставщиками ситуация ясна, то в паре «подрядчик — исполнитель» могут время от времени возникать затруднения, например, ремонт квартиры – это работа или услуга. Правоведы рекомендуют в таких случаях обращать внимание на такое существенное отличие: работа предполагает обязательное наличие какой-либо вещественно-материальной формы, а услуга – не всегда. Таким образом, ремонт – это работа, и ее выполняет подрядчик, а юридическая консультация или обучение – это услуга, оказанная исполнителем.

Предмет договора и отличия между соглашениями оказания услуг и подряда

Исходя из такого способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя составляются различные договора, которые регламентируют ответственность сторон за свои действия. Соглашения о подряде и возмездном оказании услуг регулируют отношения, имеющие ряд сходных черт. В случае спора по плохо прописанным договорам суд по своему усмотрению может квалифицировать взаимные отношения между сторонами и применять те правовые нормы, которые могут быть невыгодны для одной или обеих сторон сделки. Поэтому важно всегда четко обозначать в соглашении его предмет.

Согласно с Гражданским кодексом, к договору оказания услуг относятся услуги аудиторские, медицинские, связи, информационные, консультационные, образовательные, туристические. В то же время, нормами законодательства не регулируются такие услуги, как хранение, перевозка, банковские вклады, комиссии, поручения. Описывая предмет подобного договора, нужно очень четко указывать, какая именно услуга имеется в виду.

В договоре подряда предметом является вещь, созданная (построенный дом) или измененная (отремонтированный телевизор) подрядчиком. Результат работы должен быть гарантированным и существовать независимо от подрядчика. Этот результат заранее описывается в задании заказчика.

Самый сложный момент – когда при оказании услуг создается какой-то материальный результат, скажем, сертификат об обучении. Тогда специалисты советуют оформлять договор оказания услуг при условии, что полученный результат является неотъемлемой частью действий, направленных на оказание услуги.

Договор на оказание услуг может быть прерван сторонами в любой момент, а инициатор расторжения оплачивает другой стороне убытки. В договоре полряда ситуация сложнее: заказчик может отказаться от контракта в любой момент, оплатив подрядной организации сумму, пропорциональную уже исполненным работам. Подрядчик же может прервать сотрудничество исключительно в случаях, установленных законом, а сумму компенсации определяет суд.

Также к существенным отличиям можно отнести то, что услуги оказывает непосредственно исполнитель (если не оговорено иного), а подрядчик по сложившейся традиции для выполнения отдельных работ, как правило, имеет возможность привлечь третью сторону.

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) регулирует, отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются:

● оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

О том, что Закон распространяет свое действие на отношения по распоряжению интеллектуальной собственностью, к которой относится и программное обеспечение, прямого указания нет. Отношения по вопросу распоряжения интеллектуальной собственностью, регулируемые ч.4 ГК РФ, – это самостоятельный вид гражданско-правовых отношений. Это не поставка товара, не выполнение работ и не оказание услуг. Распоряжение интеллектуальной собственностью происходит в специально установленных законом формах:

● договор об отчуждении исключительного права – ст. 1234 ГК РФ;

● лицензионный договор – ст. 1235 ГК РФ.

В связи с этим нет однозначного понимания, как применять 44-ФЗ в отношении интеллектуальной собственности, а именно:

● при подготовке заявки на тендер;

● при заключении государственных контрактов.

Подача заявки на тендер

Одним из документов заявки на аукцион является согласие участника с техническим заданием. В зависимости от предмета закупки (услуга или товар) форма заявки участника может меняться.

При подаче заявки на аукцион, предметом которого являются «услуги», Участник должен приложить свое согласие на выполнение таких услуг, а при подаче заявки на поставку товара – дополнительно указать страну происхождения товара. Причем, необходимо прописывать наименование страны происхождения товара ещё и тогда, когда товар (или материал, о котором упоминается в аукционной документации) используется при выполнении работ или оказании услуг.

Отметим, что контролирующие органы нередко относят лицензионные договоры в целях применения положений Закона №44-ФЗ к договорам об оказании услуг (смотрите, например, решение УФАС по РТ от 14.05.2014 №97-кз/2014 в отношении Государственного комитета РТ по закупкам – ГАРАНТ.РУ).

Согласно лицензионному договору о предоставлении права на использование результата интеллектуальной деятельности одна сторона — обладатель исключительного права (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в установленных договором пределах. Таким образом, лицензионный договор является договором на оказание услуг, а не договором поставки. Таким образом, предоставление в первой части заявки конкретных показателей товара, а также информации о производителе, является нецелесообразным, поскольку по своем у смыслу заключение лицензионного договора является услугой.

Однако, часто встречаются случаи отклонения заявок в виду не указания Участником на страну происхождения товара. Последующие обращения в ФАС и жалобы на конкурсную комиссию не всегда могут обернуться для вас положительным исходом, также стоит обратить внимание, что это длительная процедура.

Со своей стороны, рекомендую в случае, если поставляется программное обеспечение или оказываются услуги, при которых используется какое-либо программное обеспечение (далее ПО), указывать страну происхождения товара. Так сказать – перестраховаться.

Заключение государственного контракта

Суть лицензирования ПО заключается не в приобретении самих компьютерных программ в коробочном или электронном виде, а в приобретении лицензии – дающей его владельцу право использования результатов интеллектуальной деятельности в рамках соглашения с правообладателем (компанией-разработчиком). Заключение лицензионного договора по предоставлению права использования ПО является необходимым условием для всех пользователей программного обеспечения любых вендоров (см. подробнее Постановление по делу № А65-3927/2015 от 28.09.2015. 11-й ААС).

Практика показывает, что не все контракты являются лицензионными, они по своей сути шаблонные и описывают основные договорённости между исполнителем и заказчиком – предмет, сроки выполнения работ, стоимость, пени, санкции и пр. Объем передаваемых прав, территориальное действие, срок, а также права и обязанности сторон в отношении интеллектуальной собственности обычно в контракте не содержатся.

Выходом из этой ситуации является заключение лицензионного соглашения, которое дополнит договоренности в виде приложения к государственному контракту. Также допускается заключение так называемого договора присоединения. Его особенностью является то, что условия договора находятся на приобретаемом экземпляре программы либо на упаковке этого экземпляра. В свою очередь согласие пользователя на заключение договора наступает в момент начала использования этой программы (п.3 ст.1286 ГК РФ).

Интересно услышать мнение юристов по этой теме, у кого есть практика в таких вопросах! Предлагаю подключаться к обсуждению и высказывать свое мнение!

Найдено 4 определения термина Поставка

Поставка

форма организованных договорных отношений между товаропроизводителем (поставщиком) и потребителем (покупателем) готовой для использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Федеральный закон от 02.12.94 N 53-ФЗ, ст.1

ПОСТАВКА

1) заключительный этап выполнения договора купли-продажи, на котором происходит возмездная передача товара продавцом покупателю. П. может иметь форму непосредственной передачи товара в руки покупателя или доставки транспортом в место, указанное покупателем. Предприятие, осуществляющее П. товара в адрес потребителя, называется поставщиком; 2) вид договора купли-продажи, по которому поставщик (продавец, изготовитель или коммерческий посредник) обязуется в установленный договором срок передать потребителю (покупателю) в собственность продукцию, предназначенную для его хозяйственной деятельности; 3) бирж. — прекращение обязательств по фьючерсному контракту путем передачи покупателю реального товара.

1) договор, по которому поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ГК РФ, ст. 506). Договор П. — это разновидность договора купли- продажи. Одним из основных его отличительных признаков является то, что в качестве продавца (поставщика) выступает предприниматель (как гражданин — индивидуальный предприниматель, так и коммерческая организация), который продает товары, произведенные или закупаемые им для продажи. Целью договора П., в отличие от договора купли-продажи, является приобретение товаров для использования их в деятельности, не связанной с личным, семейным, домашним и т.п. потреблением. Исходя из понятия договора П., к числу его существенных условий, наряду с наименованием и количеством товара, следует также отнести срок исполнения обязательства, поскольку, как правило, по договору П. момент его заключения и исполнения не совпадают. Возможна П. товаров единовременно, в обусловленный срок и отдельными партиями в течение длительного периода времени (в обусловленные сроки). Если сторонами предусмотрена П. товаров в течение срока действия договора отдельными партиями и сроки их П. (периоды П.) в нем не определены, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, когда иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с определением периодов П. в договоре может быть установлен график П. товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.). Досрочная П. может производиться лишь с согласия покупателя. П. осуществляется путем отгрузки (передачи) товаров покупателю — стороне договора П. или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. Если договором предусмотрено право покупателя давать поставщику указания об отгрузке (передаче) товаров получателям (отгрузочные разнарядки), отгрузка (передача) товаров осуществляется поставщиком получателям, указанным в отгрузочной разнарядке. Содержание последней и срок ее направления покупателем поставщику определяются договором, а если в нем это не предусмотрено, она должна быть направлена не позднее чем за тридцать дней до наступления периода П. Непредставление отгрузочной разнарядки в установленный срок дает поставщику право либо отказаться от исполнения договора, либо потребовать от покупателя оплаты товаров, а также возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки. 2) П. товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на П. т. для г. н., а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки для государственных нужд. Наряду с ГК РФ (§ 4 гл. 30) отношения по П.т. для г.н. регулируются и специальным законодательством — федеральными законами: «О поставке продукции для федеральных государственных нужд» 1994, «О государственном материальном резерве» 1994, «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» 1994, «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» 1999, а также рядом подзаконных актов, среди которых следует прежде всего назвать Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента РФ в 1997. Отличительной особенностью договора (государственного контракта) П.т. для г.н. является продажа и приобретение товара в целях обеспечения государственных нужд. Государственными нуждами признаются определяемые В установленном законом порядке потребности РФ или ее субъектов, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Государственный контракт заключается на основании заказа государственного заказчика на П.т. для г.н., принятого поставщиком (исполнителем), в соответствии с установленными законом порядком и сроками заключения, обязательными для обеих сторон. Если заказ на П.т. для г.н. размещается по конкурсу, заключение государственного контракта с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса, является для государственного заказчика обязательным. Заключая договор П.т. для г.н., стороны вправе выбрать по согласованию между собой предусмотренные ГК РФ варианты порядка поставки. Особенностью договора П.т. для г.н. является также и то, что оплата товаров производится по ценам, определяемым государственным контрактом. Вместе с тем стороны могут предусмотреть и иной порядок определения цен и расчетов. Возмещение убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, осуществляется в соответствии с этим контрактом. Если же они не возмещаются, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта. Расторжение в связи с этим государственного контракта дает поставщику право отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора П.т для г.н. Убытки, причиненные покупателю таким отказом поставщика, возмещаются государственным заказчиком. Если в случаях, предусмотренных законом, заказчик отказывается полностью или частично от товаров, поставленных по государственному контракту, он должен возместить поставщику все причиненные убытки. Г.С. Скачков а

заключаемый во исполнение плана договор, на основе которого происходит возмездный за деньги, переход продукции социалистического хозяйства от предприятия-производителя к предприятию-потребителю и к розничным торговым предприятиям для использования ее по планам, преподанным государством. Договор П. заключается на основе государственных планов: либо в основе каждого договора лежит конкретное плановое задание, либо планом предопределена вся совокупность догозоров П., заключаемых соответствующими организациями, и их основные услозия (количество продукции, сроки исполнения, цена и пр.). Таким образом договор П. является гражданско-правовой формой планового распределения продукции между социалистическими предприятиями. Договоры П. важнейших видов продукции (т. н. фондируемой) заключаются во исполнение утверждаемых Советом Министров СССР материальных балансов и планов распределения (см.). Договор П. большинства остальных видов продукции заключается на основе планов распределения, утверждаемых министерствами СССР, Советами Министров союзных республик, исполкомами областных (краевых) Советов депутатов трудящихся.

Субъекты договора П. – социалистические организации указываются в плановом задании или в значительной мере предопределяются планом, нормативными актами и пр.

Объектом (предметом) договора П. является как товарная, так и нетоварная продукция государственных предприятий (а также организаций промысловой кооперации). Вещи, являющиеся исключительной собственностью государства – земля, ее недра, воды, леса (см. Право государственной собственности на землю в СССР), а также государственные здания, сооружения, предприятия, их оборудование, коммунальные сооружения и т. д. не могут быть объектом П. Государственные здания, сооружения и предприятия передаются от одного гос. органа другому безвозмездно на основании специального административного акта. В таком же порядке они могут быть переданы за вознаграждение в собственность кооперативных и общественных организаций. Оружие, взрывчатые вещества, воинское снаряжение, телеграфное и радиотелеграфное имущество, золото, серебро, платина, иностранная валюта и другие вещи, перечисленные в ст.ст. 23–24 ГК, могут быть объектом П. лишь в порядке, установленном специальным законом.

Правовой результат договора П. между государственными организациями – переход продукции от поставщика к потребителю в оперативное управление (во владение, пользование и распоряжение) для использования ее согласно планам, преподанным государством, а при сделках с участием кооперативных и других общественных организаций – переход продукции в собственность для использования ее в том же порядке. В обоих случаях происходит прочный, постоянный, а не временный переход прав на продукцию, передаваемую за деньги одной организацией другой. Поставщик утрачивает принадлежавшее ему ранее право на продукцию. Потребитель же приобретает право использовать ее соответственно установленному для него плану.

Договор П. заключается на срок, определяемый плановым заданием. Если договор П. заключается на длительный срок (на год, на квартал), предусматривается сдача продукции потребителю отдельными партиями и оплата им отдельных партий продукции.

Договоры П. заключаются в организованном порядке. В наст. время руководство со стороны министерств заключением договора П. осуществляется, в частности, путем установления ими т. н. основных условий П., которые являются нормативным актом, определяющим порядок заключения и основные условия договоров П. соответствующей продукции. Основные условия П. разрабатываются министерством-поставщиком и согласовываются им с министерствами-потребителями. Основные условия П. важнейших видов продукции утверждаются Правительством СССР. Договоры П. заключаются либо в форме генеральных и локальных договоров (см. Локальный договор. Генеральный договор), либо в форме прямых договоров (см.). Прямые и локальные договоры иногда заключаются в долевой форме. В долевом договоре в качестве потребителей (а иногда и в качестве поставщиков) выступает не одна, а несколько организаций–дольщиков, обычно во главе со своей вышестоящей организацией, причем каждый из участников такого договора несет самостоятельную ответственность в пределах своей доли участия в нем.

Генеральные договоры П. подлежат заключению в течение 30 дней со дня утверждения Правительством СССР государственного плана снабжения народного хозяйства, а локальные и прямые–В течение 60 дней от той же даты. В прямых и локальных договорах П. должны содержаться следующие условия: 1) количество и ассортимент поставляемой продукции; 2) сроки исполнения; 3) качество и комплектность; 4) цена; 5) порядок расчета; 6) гарантии исполнения. Своевременное заключение договоров П., их точное, аккуратное исполнение имеет большое значение в деле снабжения народного хозяйства и советских граждан-потребителей продукцией установленного качества и ассортимента и в обусловленные срокн, в деле выполнения директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР о дальнейшем обогащении ассортимента и улучшении качества продукции производственного назначения, а также продовольственных и промышленных товаров массового потребления. Повседневная взаимная проверка сторонами по договору П. принятых на себя обязательств и контроль рублем за выполнением условий договора способствуют выполнению утвержденных Правительством народнохозяйственных планов, неуклонному проведению хозрасчета, ритмичности производства, ускорению оборачиваемости средств, выполнению планов товарооборота.

Количество поставляемой по договору П. продукции определяется в точном соответствии с планом в денежном и натуральном выражении. В случае изменения или уточнения плана после заключения договора стороны должны внести в договор соответствующие изменения или уточнения. Продукцию, поставленную сверх обусловленного в договоре коли-, чества, потребитель оплачивать не обязан, но должен принять отгруженную ему продукцию от органов транспорта и хранить ее за счет поставщика. Если продукция поставлена в меньшем количестве, чем обусловлено в договоре, то поставщик обязан сдать недопоставленное количество продукции («восполнить недогруз»), поскольку потребитель не откажется от принятия просроченной сдачей продукции. Ассортимент поставок, т. е. обязательное для отдельных партий продукции соотношение ее сортов, видов, размеров, артикулов и т. д., должен соответствовать плановому заданию. Если же ассортимент планом не установлен, он определяется по соглашению сторон. Ассортимент ряда важных поставляемых по договорам П. товаров широкого потребления (ткани, швейные изделия, обувь и т. д.) определяется заказами торгующих организаций предприятиям промышленности, которые являются обязательными для последних. Это обеспечивает наибольшее удовлетворение вкусов советских граждан-потребителей во всем их разнообразии.

Сроки исполнения в договоре П. определяются в соответствии с плановыми заданиями. В пределах плановых сроков по соглашению сторон устанавливаются частные сроки исполнения (месячные, декадные и т. п.). Потребитель вправе отказаться от партии продукции, сдача которой просрочена. Продукцию, отгруженную поставщиком с просрочкой до получения отказа потребителя от просроченной партии, потребитель обязан принять и оплатить. За недопоставку, несвоевременную поставку, а равно за поставку продукции с нарушением установленного в договоре ассортимента поставщик уплачивает потребителю пеню, неустойку, ..возмещает причиненные убытки. Просрочка в оплате продукции влечет за собой начисление пени в размере, указанном в законе (СЗ 1936 г. № 44, ст. 380, СЗ 1937 г. № 60, ст. 260). Кроме того, при длительной просрочке поставщик вправе перевести неисправного плательщика на аккредитивную форму расчетов или на расчеты платежными поручениями и предупредить его, а также министерство-потребителя о сокращении отгрузки, если указанное требование не будет выполнено. Непогашение задолженности и неисполнение требования поставщика дает ему право приостановить и уменьшить отгрузку продукции на сумму, равную стоимости продукции, просроченной оплатой, или половине этой стоимости.

Качество поставляемой продукции определяется государственными общесоюзными стандартами (ГОСТ), т. е. утвержденными Правительством СССР или Всесоюзным Комитетом стандартов показателями качества соответствующей продукции. При отсутствии ГОСТ качество продукции определяется техническими условиями, кондициями, образцами. Продукция должна быть сдана комплектно. Комплектность – это наличие в поставленной продукции всех необходимых частей, агрегатов, приспособлений, инструментов и т. п., обеспечивающих нормальное использование продукции. Несоответствие поставленной продукции условиям договора, некомплектная П. влекут за собой имущественную ответственность неисправного поставщика независимо от уголовной ответственности (см. Выпуск недоброкачественной продукции). Порядок и сроки проверки качества, комплектности и ассортимента поставленной продукции и последствия нарушения поставщиком этих условий договора определяются основными условиями П., заключенными договорами.

Цена продукции, указываемая в договоре П., должна соответствовать утвержденным в установленном порядке ценам. Лишь при отсутствии утвержденных цен цена продукции определяется по соглашению сторон. При этом в ряде случаев требуется последующее утверждение или регистрация установленной по соглашению цены министерством поставщика. В случае изменения утвержденных цен в течение срока действия договора продукция оплачивается по новой цене дня сдачи. Порядок уплаты цены, т. е. форма и способ расчетов между сторонами, определяется по соглашению сторон. Если потребитель возлагает уплату цены на другую организацию, которая непосредственно получает продукцию, то в силу закона потребитель отвечает за своевременнуго и полную оплату продукции этой другой организацией.

В договоре П. должны быть предусмотрены последствия нарушения договорных обязательств, т. н. договорные санкции (см.), которые являются хозрасчетной гарантией надлежащего исполнения договора. Порядок заключения и исполнения договоров П. определяется постановлениями Правительства СССР о хозяйственных договорах. Большое значение для регулирования договора П. имеют также законы о планировании экономического оборота, о качестве продукции, о кредитовании и расчетах и другие акты, относящиеся к управлению народным хозяйством. В порядке изъятия, в единичных случаях, особо урегулированных в законе, П. продукции одними социалистическими организациями другим производится без заключения договоров П. (П. продукции для экспорта). В указанных случаях обязательство между поставщиком и потребителем возникает либо непосредственно из планового задания, обязательного для сторон, либо из сложного фактического состава, элементами которого являются плановое задание и односторонняя сделка (заказ), совершаемая потребителем. Содержание этого обязательства однотипно с содержанием обязательства, возникающего из договора П.

Полиграфическая деятельность

Полиграфическое предприятие — это предприятие любой формы собственности, осуществляющее материально-техническое обеспечение выпуска газетной и книжно-журнальной продукции. Полиграфическая деятельность включает в себя набор, подготовку печатных форм (включая изготовление печатей и штампов), печать и изготовление тиражей печатных изданий любого вида.

Говоря о полиграфической деятельности, прежде всего необходимо установить ее различие с издательской и редакционной деятельностью.

Основой издательской деятельности является подготовка и производство (в единственном экземпляре для дальнейшей передачи в тиражирование на полиграфические предприятия), а также реализация книжной и другой печатной продукции.

Таким образом, издательская деятельность обязательно предполагает использование полиграфических работ (услуг), но не как составной части именно своего предназначения. Для выпуска (но не материально-технического производства всего тиража) и реализации печатных изданий такие предприятия заключают договоры с полиграфическими предприятиями.

Редакционная деятельность связана с производством и выпуском средств массовой информации (то есть не только книжной и другой печатной продукции, но и радио-, теле-, кино- и видеопрограмм), но не с материально-техническим обеспечением производства.

Так как все три вида деятельности близки и регулируются общими нормативными документами (Федеральным законом от 01.12.1995 N 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»), то издательства могут выполнять и функции редакций, а также объединиться с полиграфическими предприятиями в издательско-полиграфические организации, которые осуществляют подготовку, печать и тиражирование печатной продукции и ее дальнейшее распространение.

С 11 февраля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ). До этого момента действовал Федеральный закон от 25.09.1998 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержденный данным Законом, включал в себя в том числе и деятельность по изготовлению полиграфической продукции. Закон N 128-ФЗ значительно сократил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

В соответствии с п.1 ст.17 Закона N 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность только по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией.

Это означает, что бланки строгой отчетности, изготовленные с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции, могут быть напечатаны полиграфическими или другими предприятиями, соблюдающими соответствующие технические требования и имеющими лицензию Министерства финансов РФ.

В соответствии с изложенным полиграфическая деятельность, деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности (не имеющих защиты от подделок) и деятельность по торговле указанными бланками лицензированию не подлежат.

Порядок лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией на территории РФ определяет Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 817 «Положение о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией» (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.12.2003 N 745).

Лицензирование деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией осуществляется Министерством финансов РФ.

Основными лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли данной продукцией являются:

  • соблюдение режима охраны помещений (территории), используемых для осуществления деятельности, и требований по учету защищенной полиграфической продукции, в том числе установленных Минфином России;
  • соблюдение технических требований и условий изготовления защищенной полиграфической продукции, в том числе установленных Минфином России;
  • наличие в штате организации работников, имеющих высшее или среднее техническое образование, квалификацию специалистов по компьютерному дизайну гильошей, технологической подготовке и полиграфическому исполнению защищенной полиграфической продукции и стаж работы по специальности не менее пяти лет, а также работников, имеющих высшее или среднее финансово-экономическое (в том числе по специальности «бухгалтер») или юридическое образование;
  • наличие у организации принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и технологического оборудования, необходимых для осуществления деятельности;
  • расположение оборудования, обеспечивающего законченный цикл изготовления защищенной полиграфической продукции, в помещении, территориально обособленном от помещений, в которых изготавливается иная полиграфическая продукция;
  • осуществление доставки покупателю защищенной полиграфической продукции организацией или подразделениями Государственной фельдъегерской службы РФ, Главного центра специальной связи Министерства РФ по связи и информатизации, Министерства внутренних дел РФ либо ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

Для получения лицензии необходимо представить в Минфин России следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования, организационно-правовой формы юридического лица и места его нахождения — для юридического лица и фамилии, имени, отчества, места жительства и данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
  • копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации — для юридического лица;
  • копию свидетельства о государственной регистрации — для индивидуального предпринимателя;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • сведения о квалификации работников;
  • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается в течение 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.

Лицензия выдается на пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

Заявление о продлении срока действия лицензии представляется в лицензирующий орган не позже чем за 10 дней до даты окончания срока ее действия.

При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно.

Для получения лицензии необходимо заплатить сбор в размере 300 руб., а сама лицензия стоит 1000 руб. Так как она действует в течение пяти лет, в бухгалтерском учете эти затраты отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списывают на счет 26 «Общехозяйственные расходы».

Точно так же следует поступать и в налоговом учете. Там стоимость лицензий надо равными долями в течение пяти лет включать в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Пример. ЗАО «Штамп» в июне 2004 г. получило лицензию на право изготавливать полиграфическую продукцию, которая защищена от подделок, — бланки ценных бумаг. За лицензию было уплачено 1300 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО «Штамп» необходимо отразить следующие проводки:

Дт 76 Кт 51 — 1300 руб. — перечислены лицензионный сбор и плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

Дт 97 Кт 76 — 1300 руб. — получена лицензия.

В течение пяти лет надо ежемесячно включать в состав общехозяйственных расходов часть стоимости лицензии:

Дт 26 Кт 97 — 21 руб. 67 коп. (1300 руб. : 5 лет : 12 мес.) — списана часть стоимости лицензии.

Такую же сумму — 21 руб. 67 коп. — нужно каждый месяц включать в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход при исчислении налога на прибыль.

В своей деятельности полиграфические предприятия заключают с юридическими лицами договоры на:

  • выполнение работ по договору подряда (гл.37 ГК РФ) с передачей результатов заказчику (издающей организации);
  • реализацию собственной продукции (гл.30 ГК РФ), в том числе бумажно-беловых товаров, обоев, игрушек, елочных украшений и других товаров народного потребления (ТНП);
  • оказание производственных услуг сторонним организациям (гл.39 ГК РФ), в том числе по резке бумаги, регенерации формных пластин и т.п.

В соответствии с Приказом Минпечати России от 28.06.1993 N 127 «Об утверждении Перечня выходных сведений в непериодических печатных изданиях» полиграфические предприятия вправе принимать заказы на изготовление печатных изданий только при наличие в каждом номере печатного или книжного издания выходных сведений.

В заключаемых с издательствами договорах на выполнение работ должны быть отражены следующие основные условия:

  • предмет договора — производство (тиражирование) книжной и печатной продукции в оговоренных количествах;
  • сроки поставки выполненных работ;
  • порядок поставки товаров — отгрузка покупателю (выборка товаров) или другому лицу (уполномоченному покупателем или указанному в отгрузочной разнарядке), поставка товаров предприятием-исполнителем по указанным пунктам (местам), в том числе пунктам (местам) поставки предусмотренных действующим законодательством обязательных экземпляров изданий;
  • собственность и авторская защита на продукцию;
  • порядок приемки продукции по количеству и качеству;
  • цена поставки и порядок расчетов по договору (в том числе формы расчетов);
  • ответственность за хранение товара, стоимость хранения невыбранной продукции, порядок расчетов;
  • расчеты по таре и упаковке;
  • порядок рассмотрения претензий, ответственность сторон.

Перечень условий не является исчерпывающим, поэтому стороны могут предусматривать и другие условия по своему усмотрению, например, издательство может поставлять для тиражирования изданий бумагу с уменьшением тарифов услуг.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

Учебники, а также иная издательская продукция должны получить санитарно-эпидемиологическое заключение согласно санитарным правилам п.2 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Полный перечень издательской продукции, на которую нужно получать заключение, приведен в Приложении N 2 к Приказу Минздрава России от 15.08.2001 N 325 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции», в котором перечислены учебные издания, пособия, дидактические материалы для общеобразовательных средних и высших учебных заведений, книжные и журнальные издания для детей и подростков.

Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается на пять лет, а на опытную партию товаров — на срок до одного года в соответствии с п.5 гл.II вышеуказанного Приказа Минздрава России.

Расходы на получение санитарно-эпидемиологического заключения можно учесть в целях налогообложения прибыли на основании пп.2 п.1 ст.264 НК РФ.

Обеспечение сохранности и учета бланков

В 2003 г. Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР) утвердило Методические рекомендации по обеспечению сохранности и учета бланков строгого учета и строгой отчетности. Данные Методические рекомендации распространяются на изготовление всех видов бланков, кроме бланков с использованием защитных технологий, подлежащих лицензированию в соответствии с Постановлением N 817, которое упоминалось выше, а также бланков общего назначения.

К бланкам строгого учета и строгой отчетности относится бланочная печатная продукция, при изготовлении которой используется нумерационная печать, и иные виды бланков, утвержденные в качестве бланков строгого учета или строгой отчетности нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, решениями юридических лиц, а также отнесенные к таковым заказчиком.

Изготовление дубликатов бланков с повторением номеров и серий не допускается.

Согласно п.1.4 Методических рекомендаций по обеспечению сохранности и учета бланков строгого учета и строгой отчетности на полиграфических предприятиях, утвержденных Письмом МПТР России от 16.05.2003 N Ц/4-19-146, унифицированные бланки полиграфическое предприятие обязано изготавливать в соответствии с формами, установленными нормативными правовыми актами, регламентирующими тот вид деятельности, для реализации которого предназначены бланки, а также выполнять особые требования и условия их изготовления, если таковые установлены нормативными правовыми актами.

Каждое полиграфическое предприятие на основании утвержденных рекомендаций разрабатывает инструкцию по обеспечению сохранности и учета изготавливаемых бланков, которая утверждается руководителем предприятия.

На полиграфических предприятиях изготовление бланков производится по заказам на основе двухсторонних договоров.

Унифицированные бланки строгого учета и строгой отчетности могут изготавливаться для последующих продаж по распоряжению руководителя предприятия.

Полиграфические предприятия печатают тираж бланков при наличии подписанного заказчиком двухстороннего договора и подписанного заказчиком «в печать» образца с указанием в нем номеров и серий.

Все заказы на выпуск бланков строгого учета и строгой отчетности, а также выпуск бланков для дальнейшей перепродажи регистрируются в книге регистрации заказов на изготовление бланков, которая пронумеровывается, прошнуровывается, подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером и выдается соответствующему исполнителю.

В книге не допускаются подчистки и исправления. Выявленная ошибка зачеркивается одной чертой, и над ней делается правильная запись, указывается дата внесения изменения и роспись ответственного лица.

Согласно п.2.6 Методических рекомендаций по обеспечению сохранности и учета бланков строгого учета и строгой отчетности на полиграфических предприятиях рекомендуемый срок хранения книги регистрации заказов бланков — 10 лет, но не менее срока, установленного для хранения бланков нормативными правовыми актами, регламентирующими тот вид деятельности, для реализации которого предназначены бланки.

Рекомендуемый срок хранения подписанных заказчиком (при изготовлении бланков для последующих продаж, подписанных руководителем полиграфического предприятия) «в печать» образцов бланков — один год после передачи тиража заказчику или реализации последней партии бланков, изготовленных для продажи.

Порядок передачи, хранения полуфабрикатов, нумераторов и готовых форм и ответственные за его выполнение устанавливаются в зависимости от специфики организации производства и конкретных условий предприятия и фиксируются в Инструкции по обеспечению сохранности бланков. На предприятии не допускается изготовление дубликатов бланков с повторяющимися сериями и номерами, сверхтиражной и неучтенной продукции.

Формные изделия, которые пришли в негодность или в дальнейшем использоваться не будут, технические отходы печатного производства и печатный брак уничтожаются с составлением акта.

Готовая печатная продукция — это отпечатанные бланки строгого учета и строгой отчетности, которые полностью укомплектованы, упакованы и сданы на склад готовой продукции или заказчику при соответствующем документальном оформлении.

Передача готовой продукции на склад производится по накладной.

Прием готовой продукции на склад осуществляется путем проверки количества пачек, сохранности упаковки, в том числе качества обвязки, и ярлыков.

При выдаче готовой продукции заказчику оформляется доверенность.

К продукции, выдаваемой заказчику, прилагается накладная или другая сопроводительная документация с указанием наименования бланков, их количества, серий, номеров и стоимости.

Инвентаризацию готовой продукции и нумераторов, форм и полуфабрикатов бланков, находящихся в цехах и на складах, рекомендуется производить не менее одного раза в год.

Использование средств цветного копирования

Отдельные требования предъявляются к полиграфическим предприятиям по порядку использования средств цветного копирования. Эти требования установлены Постановлением Правительства РФ от 11.10.1994 N 1158 «О порядке учета, хранения и использования средств цветного копирования в Российской Федерации». В целях предупреждения использования средств цветного копирования для изготовления поддельных ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, денежных знаков, других средств платежа и документов руководители предприятий обязаны в течение месяца со дня приобретения средств цветного копирования зарегистрировать указанные средства соответственно по месту жительства или по месту нахождения предприятия либо по месту использования средств цветного копирования и обеспечить их надлежащие сохранность и эксплуатацию.

Осуществляют регистрацию средств цветного копирования органы внутренних дел Российской Федерации.

Для регистрации необходимо представить следующие документы:

  • копии документов, содержащих необходимые сведения о средствах цветного копирования (наименование, фирма-изготовитель, модель и номер);
  • акт органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии эксплуатируемых средств цветного копирования санитарным правилам;
  • сертификат соответствия средств цветного копирования установленным требованиям;
  • копию приказа (распоряжения) руководителя предприятия о назначении лица, ответственного за учет, хранение и использование средств цветного копирования на предприятии.

Органы внутренних дел обязаны в течение месяца со дня обращения граждан или предприятий произвести обследование помещения, предназначенного для хранения и использования средств цветного копирования, в целях определения его соответствия следующим требованиям:

  • изолированность от других помещений;
  • техническая укрепленность от проникновения посторонних лиц (охранной сигнализацией, надежными запорами и т.п.), чтобы исключить возможность бесконтрольного использования этих средств.

После обследования помещения органы внутренних дел должны принять решение о регистрации средств.

О регистрации средств цветного копирования гражданину или предприятию органом внутренних дел выдается свидетельство установленной формы. На каждую единицу средства цветного копирования выдается отдельное свидетельство.

Лица, ответственные за учет, хранение и использование средств цветного копирования на предприятии, обязаны обеспечить сохранность и использование этих средств строго по целевому назначению, вести учет средств цветного копирования и изготовленной на них печатной продукции в специальных книгах с указанием количества снятых копий и краткого содержания.

И.Стеебер-Стребул

Исполнительный директор

ООО «АФ МКПЦ»

Работа или услуга

Кальмар
Нет. Объект приложения — человеческое тело. Такого критерия нет в определении услуги по НК.

Интерсеная штука…
КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ в котором поименованы РАБОТЫ…
Вот простор для налоговиков
«Главная книга», 2007, N 10
РАБОТЫ ИЛИ УСЛУГИ? ДЕЛИМ ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ
(Как правильно в налоговом учете распределять
прямые расходы при выполнении работ и оказании услуг)

Минфин вовсе не склонен разрешать всем организациям, которые сами считают, что они оказывают услуги, пользоваться привилегией упрощенного списания прямых расходов. Нужно еще, чтобы с точки зрения НК РФ выходило, что организация занимается именно оказанием услуг, а не чем-то другим.
Дело в том, что в Налоговом кодексе есть четкое определение, что для целей налогообложения может быть названо услугой. В учредительных документах, в договорах, заключенных с клиентами, и во внутренних документах может быть написано, что организация оказывает услуги. Однако это не означает, что для целей налогообложения такая деятельность тоже будет названа оказанием услуг. Вполне возможно, что с точки зрения НК РФ это будет выполнением работ, а не оказанием услуг.

Услуги и работы: находим отличия
Итак, для целей налогообложения услуга — это деятельность, результат которой не имеет материального выражения. Услуга оказывается и потребляется одновременно <8>. Если же создается нечто материальное, то это уже не услуга, а работа <9>.
Таким образом, списывать сразу все прямые расходы организации могут только по той деятельности, в результате которой не создается ничего материального <10>.
Посмотрим, какие виды деятельности можно отнести к услугам для того, чтобы воспользоваться упрощенным списанием прямых расходов.
Внимание! Чтобы четко определить, что для целей налогообложения организация оказывает услуги, нужно быть уверенным в том, что в результате такой деятельности не создается ничего материального.
Возьмем для примера такой вид услуг населению, как бытовые услуги (код 01 по ОКУН) <11>. Под этим названием скрываются, например, ремонт и пошив обуви, швейных и других изделий; ремонт аппаратуры и бытовых приборов; изготовление мебели и даже строительство жилья. Все названные виды деятельности для целей ст. 38 и ст. 318 НК РФ надо называть не услугами, а работами. Ведь у их результата есть материальное выражение, например построенный дом или пошитая обувь.
Для справки
Услуги населению в соответствии с ОКУН:
— бытовые услуги;
— транспортные услуги;
— услуги связи;
— жилищно-коммунальные услуги;
— услуги учреждений культуры;
— туристические услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов;
— услуги физической культуры и спорта;
— медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;
— услуги правового характера;
— услуги банков;
— услуги в системе образования;

— услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
— прочие.
Как видно, есть виды деятельности, которые называются в обычной жизни услугами, а для целей налогообложения это не услуги, а работы <9>.

А вот консультационные и информационные услуги, связанные с каким-то определенным проектом клиента, налоговая служба относит уже не к услугам, а к работам.

Как видно, граница между работами и услугами может быть достаточно тонкой. Точно так же нет и однозначного ответа на вопрос, что представляет собой материальный результат выполненных работ. Не исключено, что работники налоговых органов будут настаивать на том, что к материальному результату нужно относить, например, аудиторское заключение, отчет об оценке или маркетинговое исследование, то есть любую бумажку, выдаваемую заказчику по итогам выполнения договора.
При возникновении сомнений в классификации «работа или услуга» лучше отказаться от упрощенного порядка списания прямых расходов и распределять их на остатки не сданных заказчикам услуг — так же, как и при выполнении работ. Посмотрим, как это можно сделать в налоговом учете.

Вот здесь есть разъяснения, прочтите и все поймете:sm3:
Организации необходимо определить, является ли договор на техническое обслуживание медицинской техники договором оказания услуг или договором подряда. По каким признакам отличают эти два вида договора?
14 декабря 2011
Новые книги &#171;Q&A: Правовой консалтинг&#187;
Прежде отметим, что понятие «услуга» является настолько широким, что исходя из п. 2 ст. 779 ГК РФ оно охватывает также действия, совершаемые в рамках договоров перевозки, хранения, поручения и иных, включая и подряд. Вместе с тем каждый из указанных видов договоров рассматривается как отдельный вид, и нормы главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ в силу того же п. 2 ст. 779 ГК РФ к ним не применяются. Более того, отделение «выполнения работ», то есть подряда, от «оказания услуг» (исходя из п. 2 ст. 779 ГК РФ — «от оказания иных услуг») прослеживается в ряде норм ГК РФ (например ст.ст. 397, 426, 429, 590 ГК РФ) и иных законов.
Предмет договора об оказании услуг составляет совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ), что подразумевает, что полезный эффект для заказчика достигается в самом процессе оказания услуг. Предмет же договора подряда определяют не столько действия как таковые, сколько их результат, приемку которого и оплачивает заказчик (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Если же результат работ подрядчиком не достигнут, договор подряда, в отличие от договора об оказании услуг (п. 2 ст. 781 ГК РФ), не может считаться надлежаще исполненным (п. 2 ст. 713, п. 1 ст. 755 ГК РФ). Причем ст. 703 ГК РФ относит к предмету договора подряда изготовление вещи, ее переработку либо выполнение иной работы с передачей ее результата заказчику. Таким образом, работы, выполняемые по договору подряда, должны приводить либо к созданию новой вещи, либо к преобразованию существующей, причем такие изменения должны быть внешне объективированы, то есть иметь материальную форму.
Сказанное подтверждается и судебной практикой. Так, например, в постановлении от 27 апреля 2010 г. N 18140/09 Президиум ВАС РФ указал, что по договору подряда для заказчика прежде всего имеет значение достижение подрядчиком определенного вещественного результата; при возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата.
Примечательно, что налоговое законодательство аналогичным образом разграничивает работы и услуги (п.п. 4, 5 ст. 38 НК РФ).
Применительно к договору, указанному в вопросе, необходимо учитывать следующее. В законе отсутствует определение «технического обслуживания» вообще и медицинского оборудования в частности. Как правило, на практике под техническим обслуживанием какого-либо оборудования понимаются действия по его осмотру, диагностике, профилактике, выявлению и устранению мелких неисправностей, иначе говоря, такие действия, которые не приводят ни к созданию новой, ни к преобразованию существующей вещи (сама по себе вещь не изменяется). В этом случае материального результата работ не возникает, соответственно, передать заказчику нечего. Кроме того, при заключении договора подряда необходимо согласовать конкретные виды выполняемых работ или описать их результат, а также заранее согласовать сроки выполнения работы (ст. 708 ГК РФ). Отсутствие этих условий, поименованных в законе, а значит существенных (п. 1 ст. 432 ГК РФ), означает, что договор подряда не является заключенным (смотрите также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2010 г. по делу N А01-1840/2009). Поскольку неисправности оборудования, возникающие в процессе его эксплуатации, не могут быть определены заранее, согласовать эти условия при заключении договора не представляется возможным. Таким образом, в этом случае речь может идти только о заключении договора возмездного оказания услуг (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25 июня 2009 г. по делу N А29-6827/2008, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2009 г. N 09АП-16952/2009).
Вместе с тем в рамках договора на техническое обслуживание могут выполняться и работы, результат которых может быть выражен в материальной форме. При этом стороны могут заранее согласовать перечень возможных типовых неисправностей, устранение которых требует проведения таких работ, состав таких работ и сроки их выполнения после выявления соответствующих неисправностей, их цену. Строго говоря, поскольку выполнение таких работ не является неизбежным исходя из приведенных выше норм, здесь можно говорить о заблаговременном согласовании условий сделок (отдельных договоров подряда), совершаемых в будущем, заключение которых будет осуществляться путем составления документов о выявлении соответствующих неисправностей. Тем не менее иногда суды приходят к выводу о заключении смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ), содержащего элементы подряда и оказания услуг (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2009 г. N 02АП-4437/2009).
В любом случае, отнести тот или иной конкретный договор к договору подряда, договору оказания услуг или смешанному договору возможно только точно установив действительную общую волю сторон, зная характер совершаемых исполнителем действий, определяемых договором (ст. 431 ГК РФ). В конечном итоге в случае возникновения спора решение этого вопроса будет зависеть от усмотрения суда.
Обратим внимание, что правоотношения по договору подряда и договору оказания услуг во многом регулируются аналогичным образом. Более того, общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются и к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).
Укажем некоторые отличия.
Во-первых, как уже отмечено, договор подряда предполагает передачу результата работ заказчику по окончании их выполнения, такая передача должна удостоверяться актом или иным документом (п. 2 ст. 720 ГК РФ). Оказание же услуг не требует какого-либо документального удостоверения.
Во-вторых, если по договору оказания услуг закон безусловное устанавливает право исполнителя в любое время отказаться от договора при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ), то подрядчик вправе отказать от исполнения договора подряда только в случаях, определенных законом (п. 6 ст. 709, п. 3 ст. 716, ст. 719, п. 5 ст. 743, п. 3 ст. 745 ГК РФ) или договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ).
В-третьих, если договор возмездного оказания услуг по общему правилу (в отсутствии соглашения об ином) должен исполняться лично исполнителем (ст. 780 ГК РФ), в отношении договора подряда закон устанавливает обратное правило: подрядчик вправе привлечь к выполнению работ субподрядчиков, если иное не установлено договором (ст. 706 ГК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
25 ноября 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
главная победа- это победа над собой!