Прозрачный бизнес ФНС

Информация по работе с сервисом

В сервисе отражены следующие сведения из указанных реестров:

  • сведения о полном и сокращенном наименовании организации;
  • сведения о дате государственной регистрации и об основном государственном регистрационном номере юридического лица, о способе образования юридического лица и наименовании регистрирующего органа;
  • сведения об учете организации в налоговом органе;
  • сведения о состоянии юридического лица;
  • сведения об адресе юридического лица и в случае наличия информации о недостоверности данных об адресе или данных о многократном использовании адреса другими юридическими лицами;
  • сведения об основном виде деятельности (ОКВЭД);
  • сведения о размере уставного капитала;
  • о недостоверности данных о руководителе компании и (или) его руководстве или управлении деятельностью множества иных юридических лиц;
  • сведения о недостоверности данных об управляющей компании и (или) управлением деятельностью множества иных юридических лиц;
  • о недостоверности данных об участнике компании и (или) его многократном участии в иных юридических лицах);
  • сведения о категории субъекта малого и среднего предпринимательства (микро- предприятие, малое предприятие или среднее предприятие), содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Прозрачный бизнес: ФНС запустила сервис для проверки контрагентов

ФНС, наконец, запустила в тестовом режиме сервис «Прозрачный бизнес», старт которого был запланирован еще на июль 2017 года. Ранее неоднократно сообщалось о необходимости доработки ресурса: подготовки и проверки базы данных, настройке механизма обновления сведений.

Сейчас, если верить информации, размещенной на сайте, при вводе в раздел поиска информации об ИНН, ОГРН или наименовании компании можно узнать:

  • дату госрегистрации и основного госрегистрационного номера юрлица, способ образования юрлица и наименование регистрирующего органа;
  • сведения об учете организации в налоговом органе;
  • состояние юрлица;
  • адрес юрлица и информацию (если таковая имеется) о недостоверности данных об адресе или данные о многократном использовании адреса другими юрлицами (так называемые «адреса массовой регистрации»);
  • ОКВЭД;
  • размер уставного капитала;
  • недостоверные данные о руководителе компании или управлении деятельностью множества иных юрлиц;
  • категорию субъекта малого и среднего предпринимательства из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

В сервис «Прозрачный бизнес» подтягиваются сведения из различных реестров: ЕГРЮЛ, Реестра дисквалифицированных лиц, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Единого государственного реестра налогоплательщиков об иностранных организациях.

Если в карточке компании в каком-то разделе появляется знак в виде треугольника, то это значит, что на этот раздел нужно обратить особое внимание. Электронный ресурс позволяет каждому владельцу бизнеса получить объективную картину того, как выглядит его собственный бизнес в глазах контрагента.

Ранее ФНС на своем официальном сайте предупреждала о том, что размещение открытых данных в сервисе «Прозрачный бизнес» осуществляется согласно требованиям постановления Правительства от 10.07.2013 № 583.

Подробнее о том, какие сведения нужно проверять о деловом партнере, читайте в статье «Защити себя сам: как проверить контрагента».

Сервис ФНС «Прозрачный бизнес» начал работать в тестовом режиме

Какую информацию можно получить?

Помимо идентификационных реквизитов организаций, сервис содержит информацию:

  • об основном виде деятельности и уставном капитале организаций;
  • об адресе организации (информацию о недостоверности указанного адреса или данных о многократном использовании этого адреса другими юрлицами);
  • о наличии недостоверных сведений об органах управления организаций;
  • о многократном участии органов управления организаций в других компаниях;
  • о включении организации в реестр субъектов МСП;
  • о публикации сообщений в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • из ЕГРИП;
  • из реестра дисквалифицированных лиц;
  • из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • из единого государственного реестра налогоплательщиков об иностранных организациях;
  • о многократном участии физического лица в организациях.

Сводную информацию по юридическому лицу можно сохранить и распечатать в виде выписки в формате pdf.

В чем отличие сервиса «Прозрачный бизнес» от «Открытых данных»?

Сервис «Прозрачный бизнес» предоставляет комплексную информацию о налогоплательщике-организации. Узнать о среднесписочной численности компании или о том, какую систему налогообложения применяет контрагент, с помощью «Прозрачного бизнеса» нельзя.

Узнать систему налогообложения контрагента

«Открытые данные» — это наборы сведений, которые формируются в соответствии с приказом ФНС России от 29.12.16 № ММВ-7-14/729@. А именно: сведения о среднесписочной численности организаций, о суммах уплаченных налогов и сборов, о суммах доходов и расходов, о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение).
Напомним, что на сегодняшний день на сайте ФНС России в разделе «Открытые данные» уже размещены сведения:

  • о среднесписочной численности работников юридических лиц, специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2017 года (см. «Опубликованы сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками»);
  • о суммах налогов и сборов, уплаченных организациями, и сведения о суммах доходов и расходов организаций по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год (см. «Сведения о доходах и расходах контрагентов, а также об уплаченных ими налогах теперь можно найти в открытом доступе»);
  • о налоговой задолженности, а также информация о налоговых правонарушениях организаций, которые были совершены до 31 декабря 2017 года, и не были уплачены до 1 октября 2018 года (см. «Информацию о налоговой задолженности и налоговых правонарушениях контрагента теперь можно найти в открытом доступе»).

К сожалению, пока найти в размещенных ФНС сведениях информацию о конкретном контрагенте крайне сложно. На сайте ФНС дана гиперссылка на архив файлов, состоящий из огромного количества отдельных файлов в формате XML. Соответственно, чтобы найти необходимую вам организацию, придется поочередно открывать десятки, если не сотни файлов, и изучать их содержимое.
Впрочем, получить все перечисленные сведения можно и в несколько кликов. Такая возможность доступна пользователям сервиса «Контур.Фокус». Сразу после появления сведений на сайте ФНС разработчики «Фокуса» обработали их и загрузили в сервис. Теперь пользователям «Фокуса» достаточно ввести в поисковую строку сервиса название или ИНН контрагента, чтобы узнать, есть ли у него налоговая задолженность, совершал ли он налоговые правонарушения, какую систему налогообложения он применяет и о какой среднесписочной численности отчитывается в ИФНС. Точно так же можно проверить, какую систему налогообложения применяет ваша собственная организация по данным налоговиков. Ведь нередко случается, что сведения о переходе компании на УСН или ЕНВД «теряются», и инспекция в конце года требует сдавать отчетность и платить налоги по ОСНО.

Подключитесь к сервису «Контур.Фокус», чтобы выбирать только надежных контрагентов Подать заявку

Обязательная прозрачность: что несет бизнесу новый сервис ФНС

Плюсы и минусы

И все же сервис будет полезен для предпринимателей:

— Он, безусловно, повысит прозрачность бизнеса — компании не смогут врать на тендерах или при переговорах о том, что у них в штате «сотни дипломированных специалистов в требуемой отрасли» или «многомиллионные контракты».

— Появятся более объективные рейтинги компаний в разных отраслях (ведь сведения об участниках рейтинга будут получены не от самих компаний, а из объективных источников). Это станет стимулом для компаний, участвующих в рейтингах, избегать черных оборотов и псевдосотрудников за штатом.

Но у прозрачности, конечно, есть и обратная сторона, и иногда она будет вредить предпринимателям:

— Возрастает цена ошибки. Например, если компания случайно заплатила налоги некорректно, но быстро урегулировала претензии налоговой инспекции, то об этой оплошности мог никто и не узнать. Теперь же эти сведения могут стать клеймом на ее репутации (отсутствие претензий со стороны налоговой часто являются критерием для выбора контрагентов).

— Легче станет работать рейдерам. Часто рейдерам для атаки на бизнес необходимо максимально изучить его. Конечно, при рейдерских атаках нередко используется административный ресурс, и все требуемые сведения достаются из закрытых источников. Но теперь — даже «рейдеры-любители» смогут легко получать необходимую информацию.

— Учитывая не очень успешный опыт предыдущих попыток запуска сервиса, есть риск, что и сейчас он будет запущен со сбоями. Например, нечаянно раскроются лишние сведения. Или часть сведений будет указана некорректно. Хотя ФНС и является одним из лидеров среди госорганов по автоматизации своей деятельности, сюрпризы вполне возможны.

К чему нужно быть готовым

Чтобы не потерять важного клиента и не проиграть тендер, необходимо до публикации сведений понимать, какие данные о вашем бизнесе отобразятся в сервисе ФНС. А значит, нужны внутренние процедуры юридического и налогового комплаенса: они занимают немного времени, но при правильной организации помогают заблаговременно выявлять проблемы и устранять их до того, как они станут публичными.

Регулярно отслеживайте информацию на сервисе. В налоговой службе тоже работают люди, и они (как, впрочем, и роботы) могут ошибаться. Если вы увидите недостоверные сведения о вашей компании — необходимо будет немедленно обжаловать в налоговой их публикацию и добиться исправления ошибок.

Мониторьте своих основных контрагентов при каждом обновлении сведений в сервисе. Если вы увидите динамичное падение выручки или сокращение персонала — это сигнал, что компания может перестать платить по своим счетам или не сможет выполнить все обязательства перед вами.

Что дальше

Учитывая общий тренд на цифровизацию госуправления, контролирующие органы, скорее всего, и дальше будут расширять список публикуемых сведений. Возможно, нас ждет раскрытие данных и других ведомств (в том числе ФТС). Но хотелось бы, чтобы со временем для бизнеса стала доступной и информация о рискованных контрагентах и цепочках, полученная налоговыми органами с помощью электронного декларирования и обработки big data программой АСК НДС. Ведь целью ФНС должно являться не наказание нарушителей, а помощь бизнесу в том, чтобы эти нарушения не допускать.

Прозрачность бизнеса (транспарентность) — это среда, в которой компания предоставляет всем заинтересованным сторонам необходимую им для принятия рациональных решений информацию в открытой, полной, своевременной и понятной форме.

В более широком понимании транспарентность означает наличие эффективных коммуникаций и взаимодействия между руководством компании, с одной стороны, и акционерами, кредиторами, средствами массовой информации, другими рыночными агентами и даже обществом в целом — с другой.

Термин «прозрачность бизнеса» близок к понятию «открытость» (англ. Disclosure). Прозрачность бизнеса шире открытость, поскольку предполагает не только раскрытия информации, но и ее полноту, достоверность и понятность для пользователей. То есть открытость базируется на количестве информации, предоставляемой банком, а транспарентность — на ее качественных характеристиках, таких как понятность, уместность, достоверность, сопоставимость, существенность.

Проблема прозрачности (транспарентности) бизнеса практически разрабатывается с 70-х лет 20 века в контексте развития теории и практики корпоративного управления. Основоположником концепции транспарентности считают Роберта Лукаса, который 1976 в своей работе «Экономическая оценка политики: критика» рассмотрел взаимосвязь экономических решений и ожиданий рыночных агентов.

Прозрачность в современных условиях определяется как одна из теоретических условий эффективности свободного рынка, в частности рынка ценных бумаг. В современной экономике прозрачность выступает ведущим элементом стратегии компании с ее связей с заинтересованными сторонами.