Проведение собрания кредиторов

Содержание

Если не принимать участия в первом собрании кредиторов

Выбор места для собрания заимодателей

Собрание кредиторов должно быть проведено на месте, где находится банкрот или его управляющие органы. Если собраться в этом месте по какой-либо причине не получится, то место проведения назначает арбитражный управленец. Тогда выбор места для проведения уже не ограничен практически ничем. Есть всего одно условие: выбранное место не должно мешать участию в собрании кого-либо из потенциальных членов.

На практике место проведения собрания кредиторов заседания часто становится предметом споров и конфликтов. После процедуры нередко находятся заимодатели, которые не смогли поучаствовать в нем. Они доказывают, что это произошло по причине неправильного выбора места. Поэтому управляющий процедурой банкротства заинтересован провести заседание на месте нахождения должника и тем самым избежать конфликтных ситуаций.

Права и обязанности участников

Участники первого собрания – это конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, своевременно предъявившие свои требования, которые были внесены в реестр требований. Эти участники на первом собрании обладают правом голоса (ст. 2, п. 2 ст. 72 Закона N 127-ФЗ).

Первое собрание кредиторов может принять решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, причем какую бы из указанных процедур кредиторы ни выбрали, они должны будут предложить конкретный срок ее проведения (п. 1,2 ст. 74 Закона N 127-ФЗ), либо решение о признании должника банкротом. После соответствующее ходатайство подается в суд.

Кроме того, первое собрание кредиторов вправе (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ):

  • сформировать комитет кредиторов, определить его состав и полномочия;
  • устанавливать дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих;
  • выбрать кандидата на место арбитражного управляющего или СРО, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • выбрать реестродержателя из числа тех, которые аккредитованы СРО;
  • выполнять иные функции.

Представьте ситуацию. В период процедуры наблюдения первое собрание кредиторов не состоялось. Временный управляющий в связи с этим подал ходатайство о продлении процедуры и переносе рассмотрения дела о банкротстве на более поздний срок, но суд отказал, принял решение, к примеру, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Ведь два главных вопроса, которые решаются на первом собрании, это какую следующую процедуру банкротства надо применить к должнику, и кого выбрать на место арбитражного управляющего (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ). В рассматриваемой ситуации первый вопрос не актуален, поскольку конкурсное производство уже открыто.

Что касается утверждения конкурсного управляющего, то его должно выбрать собрание кредиторов большинством голосов (п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ). Однако долгое время кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, не имели права голоса на собраниях, проводимых в ходе конкурсного производства (п. 1 ст.

Участники делятся в зависимости от возможности голосовать:

  1. Имеющие право голоса. К ним относятся конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
  2. Не обладающие правом голоса. К этой категории относятся: представитель работников должника, лицо, представляющее учредителей должника, представитель саморегулируемой организации.

Непосредственное влияние на дальнейшую финансовую политику, проводимую в организации, могут оказывать участники собрания. Для этого на законодательном уровне установлены полномочия собрания кредиторов в деле о банкротстве, к которым относятся следующие:

  • утверждение графика погашения задолженности;
  • заключение мирового соглашения;
  • утверждение плана внешнего управления.

Исчерпывающий перечень прав и обязанностей установлен в п. 2 ФЗ о банкротстве; собрание кредиторов в первом заседании может принять решение об образовании комитета, утвердить его полномочия, состав и количество. С помощью комитета можно обжаловать действия арбитражного управляющего.

Права КК закреплены в п. 3 ст. 17 закона о несостоятельности. Итак, КК может:

  • затребовать от конкурсного управляющего либо директора юрлица-банкрота сведения о финансовом состоянии юрлица в ходе применяемых процедур в деле о несостоятельности;
  • обжаловать действия конкурсного управляющего в судебном порядке;
  • принять решение о созыве собрания кредиторов;
  • принять решение об обращении к собранию кредиторов с предложением об отстранении конкурсного управляющего;
  • осуществлять другие полномочия, переданные ему собранием кредиторов.

Для осуществления своих полномочий КК может выбрать своего представителя, закрепив такое решение в протоколе заседания.

Какие вопросы рассматриваются

Правомочность находится в зависимости от количества голосов, которых должно быть больше половины из расчета требований, отраженных в реестре. Если указанные требования игнорируются, не будет достигнут кворум для собрания кредиторов, банкротство в стадии финансового оздоровления в этом случае может не добиться улучшения финансового состояния организации.

Среди вопросов, которые рассматриваются, выделяют наиболее значимые:

  • разработка плана погашения задолженности и принятие плана финансового оздоровления;
  • определение саморегулируемой организации, из состава которой будет избран управляющий;
  • изменение в большую сторону вознаграждения арбитражного управляющего;
  • создание и прекращение полномочий членов комитета.

От того, как распределяются голоса кредиторов при банкротстве, зависит количество людей, необходимых для признания собрания правомочным. Количество голосов зависит от размера требований, включенных в реестр.

Право голоса наделяются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Число голосов зависит от размера требований отдельного участника к общей сумме требований.

Отложить собрание кредиторов может только арбитражный суд, который ведет дело обанкротившегося должника. Отложение обычно происходит, если в суде находятся нерассмотренные требования заимодателей. Чем более существенны эти требования, тем выше шанс того, что они будут удовлетворены, и мероприятие будет отложено.

К сведениюСрок отложения определяет арбитражный суд. Участники не могут порекомендовать срок отложения. Суд устанавливает его в зависимости от того, сколько времени потребуется для изучения нерассмотренных претензий.

Собрание кредиторов – это весьма конфликтная процедура. Поэтому его результаты зачастую оспариваются кем-то из членов. Закон о банкротстве в 15 статье называет 4 причины, по которым можно оспорить результаты мероприятия:

  • если решение съезда нарушает законные права кого-то из членов или какого-то третьего лица;
  • если заимодатели превысили свою компетенцию в отношении банкрота;
  • если суммарные требования присутствующих не достигли 50% от требований всех заимодателей (тех, которые были на собрании кредиторов, и тех, которые не явились);
  • если кредитор, имеющий требования более 10% от общей суммы требований, не получил уведомление о мероприятии и доказал, что в этом нет его вины.

Оспорить принятые решения на собрании кредиторов могут заимодатели, которые недовольны их результатами, а также представители обанкротившегося должника. Оспаривая результаты голосования, нужно опираться не только на Закон о банкротстве, но и на арбитражную практику.

Вопросы, которые решаются на СК, могут затрагивать интересы многих участников, потому некоторые из них имеют полномочия оспаривать результаты голосования.

Причины для возникновения подобного конфликта интересов могут быть следующие:

  • принятое решение СК нарушает права одного из участников съезда или права другого заинтересованного лица;
  • в результате принятого решения права собрания кредиторов в конкурсном производстве были превышены;
  • если в голосовании принимали участие лица с суммарным количеством требований, не превышающим половины от общего количества претензий;
  • отсутствие доверенности у одного из участников, который представляет интересы заинтересованного лица;
  • если один из участников не был осведомлён о проведении СК по вине управляющего.

Право оспаривание результатов СК имеют кредиторы и представители должника.

Собрание кредиторов – это важное мероприятие, которое может решить исход процесса и затронуть интересы многих участников.

Чтобы результаты голосования имели правовые последствия и остались в силе, мероприятие должно соответствовать следующим условиям:

  • выполнение сроков и очерёдности проведения процедуры;
  • законность принятых решений;
  • адекватность голосующих членов собрания.

В последнее время заинтересованные лица всё чаще прибегают к опровержению решений, принятых на СК. Одной из существенных проблем в данной ситуации является несовершенство действующего законодательства. Поэтому из-за имеющихся противоречий, стороны могут основываться не только на нормы закона, но также на судебную практику, логику и здравомыслие.

Кредитующее лицо может направить для участия в мероприятии свое доверенное лицо. Для этого он должен написать письменную доверенность, которая станет для представителя пропуском на съезд. Этот документ имеет установленную форму, образец которой лучше всего взять в арбитражном суде, ведущем дело о банкротстве должника. В таком случае документ всегда будет актуальным и действительным.

Решение о том, участвовать ли в собрании кредиторов, каждый заимодатель принимает самостоятельно. Закон дает кредитующим лицам и уполномоченным органам право участия, но ни к чему их не обязывает. Если заимодатель понимает, что его требования очень незначительны по сравнению с претензиями других членов и вряд ли будут удовлетворены, то он может отказаться от участия и просто не тратить свое время.

Представители должника-банкрота тоже могут отказаться от участия. Для них есть смысл это сделать, если в ситуации с банкротством всё понятно, и защищать интересы должника уже нецелесообразно. Никто из потенциальных членов собрания не обязан присутствовать на нем, если он сам этого не хочет.

План мероприятия

Всё происходящее на собрании кредиторов фиксируется в протоколе. Этот протокол включает в себя следующие данные:

  • информация о банкроте (ФИО или название юридического лица, адреса проживания и регистрации, банковские реквизиты и другие данные, имеющие важность);
  • указание арбитражного суда, который ведет данное дело;
  • информация о самом мероприятии (место и сроки, повестка дня, причины собрания и т. п.);
  • перечень участников мероприятия и общая численность голосов;
  • информация о выступлениях участников;
  • информация о ходатайствах на рассмотрение дополнительных вопросов;
  • процедура голосования и каждое из принятых решений.

Один из образцов протокола по завершении собрания заимодателей передается в суд. Если заседание прошло без участия управляющего, то отдельный образец нужно направить и ему. К протоколу должны прилагаться копии всех использованных документов. В их числе – бюллетени и реестр претензий участников.

Включение в реестр требований кредиторов в конкурсном производстве

Контрагенты имеют законное право на взыскание средств с должника. Предъявлять свои требования могут следующие лица и органы:

  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы, перед которыми имеются долги по обязательным платежам;
  • уполномоченные органы по финансовым выплатам.

Если ранее требования контрагентов были включены в реестр, то во время конкурсного производства повторного обращаться контрагентам не нужно со своими претензиями. В противном случае у заимодавцев есть 2 месяца.

При конкурсном производстве реестр формируется иначе, если сравнить с этапом наблюдения:

  • конкурсный управляющий занимается формированием реестра кредиторов;
  • для того чтобы контрагент был включен в реестр, нужно подать заявление.

Для включения требований контрагентов в реестр кредиторов при несостоятельности должника до проведения первого собрания кредиторов, нужно на протяжении 30 дней с даты, когда будет опубликовано сообщение о начале процедуры наблюдения, направить в арбитражный суд, а также должнику и арбитражному (временному) управляющему свои требования.

Если контрагенты не успели направить требования, то сделать это можно во время других процедур, грядущих после наблюдения. Напоминаем, что включить все претензии в реестр требований заимодавцев можно исключительно в двухмесячный срок с даты, когда были опубликованы сведения о признании должника несостоятельным, а также о начале конкурсного производства.

Процедура регламентируется статьей 189.87 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Реестр кредиторов ведет конкурсный управляющий.

Подать заявление о включении своих требований контрагенты должны в течение 30 дней с даты публикации информации о введении процедуры наблюдения. Узнать дату можно посредством картотеки арбитражных дел, газеты или онлайн-ресурса «Коммерсантъ». Если в течение этого времени не были предъявлены претензии, то требования не включаются и контрагенты не участвует в первом заседании кредиторов. Таким образом, обратиться с претензиями можно будет во время другой процедуры банкротства.

Порядок проведения собрания кредиторов

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

  • Кредиторского комитета.
  • Конкурсных кредиторов либо уполномоченных органов – только при условии, что величина их требований равна более 10 % от совокупного объема кредиторских требований, входящих в реестр.
  • 1/3 участников от совокупного количества членов СК.

Место проведения собрания кредиторов совпадает с адресом нахождения фирмы-должника либо его управленческих органов (п. 4 стат. 14). Если же указанное действие совершить невозможно по каким-либо причинам, точное место созыва СК устанавливается управляющим с учетом интересов всех участников. При составлении требования о проведении СК обозначается повестка дня, круг вопросов которой не может быть изменен по желанию арбитражного управляющего (п. 2 стат. 14).

Перед первым съездом кредиторов управляющий должен ознакомиться с требованиями каждого участника, изучить особенности дела и финансовое положение юридического лица. При наличии оснований для проведения съезда заимодателей управляющий определяет время мероприятия.

Для участия на первом съезде заимодатели должны направить свои требования в суд и включить их в реестр.

В СК могут также принять участие без права голосования представители юрлица и надзорных органов. Однако, их отсутствие на первом мероприятии не может послужить поводом для признания его несостоявшимся, так как они не участвуют в голосовании.

На первом совещании голосующие члены принимают решение о назначении постоянного управляющего. Стороны могут избрать уже назначенного судом специалиста или рассмотреть новую кандидатуру на эту должность.

Если рассматривать особенности первого СК от последующих мероприятий, можно выделить такие отличия:

  • первое СК проводится на стадии наблюдения;
  • управляющий, который отвечает за уведомление и созыв заинтересованных лиц, должен соблюдать все ограничения по срокам при оповещении участников;
  • если финансовые претензии к должнику ограничиваются только расчётами с трудовым коллективом, СК не созывается, а все решения принимает судья.
  • если на съезде заимодателей не было принято решения об определении следующей стадии процесса, такое решение принимает суд.

На первом мероприятии участники голосуют по таким вопросам:

  • определение следующего этапа банкротства;
  • согласование графика оздоровления компании;
  • назначение комитета кредиторов;
  • формирование дополнительных требований к управляющему;
  • назначение управляющего на конкретную стадию процесса;
  • условия мирового соглашения.

Если из-за малого количества голосующих первое СК было признано несостоявшимся, участники собираются повторно. Для принятия решения в голосовании должны принимать участие не меньше 30% от общего числа голосующих. Количество последующих СК не ограничивается законом.

Стороны могут собираться повторно для решения следующих вопросов:

  • отстранение управляющего, который не справляется со своими обязанностями;
  • согласование условия крупной операции, затрагивающей интересы участников;
  • согласование условий реализации имущества должника.

Протокол собрания кредиторов составляется по результатам мероприятия в 2 экземплярах, один из них впоследствии передаётся в суд. Если на съезде не присутствовал управляющий, оформляется дополнительный экземпляр документа.

К протоколу СК прилагаются копии следующих документов:

  • бюллетени;
  • документы, удостоверяющие полномочия собрания кредиторов;
  • подтверждения правильности уведомления всех участников съезда;
  • реестр требований;
  • документы и данные, с которыми были ознакомлены все участники перед мероприятием.

Результаты голосования на СК также заносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Периодичность проведения собрания кредиторов в конкурсном производстве устанавливается по решению управляющего, равно как и место, а также точная дата (п. 4 стат. 14). При этом в соответствии с нормами п. 1 стат. 72 Закона первый созыв должен состояться не позже, чем за 10 дн. до завершения стадии наблюдения. Согласно п. 3 стат. 14 СК осуществляется в 3-недельный срок от момента получения управляющим соответствующего требования членов собрания.

Путём голосования участниками собрания кредиторов принимаются решения по многим ключевым моментам, которые влияют на ход событий в процессе банкротства. К ним относятся следующие вопросы:

  • назначение управляющего и согласование дополнительных требований к специалисту на каждом этапе банкротства;
  • согласование вознаграждения управляющему и утверждение условий расчёта с ним;
  • установление дополнительного вознаграждения управляющему или изменение утверждённого размера выплат;
  • согласование кандидатуры реестродержателя;
  • утверждение необходимости внедрения внешнего управления имуществом должника, реорганизации, оздоровления компании, а также согласование сроков проведения этих этапов;
  • согласование порядка действий, выполняемых в период внешнего управления и внесение необходимых изменений в согласованный порядок;
  • согласование перечня необходимых процедур в рамках оздоровления предприятия;
  • установление очерёдности погашения кредиторских требований;
  • согласование возможности и условий мирового соглашения;
  • направление ходатайства в арбитражный суд о несостоятельности юрлица и инициирование конкурсного производства;
  • решение вопросов относительно работы кредиторского комитета;
  • избрание представителя СК.

Письменное ознакомление с материалами к собранию кредиторов, а точнее порядок его проведения, устанавливается в сообщении о проведении СК (п. 3 стат. 13 Закона).

При этом возможность изучения имеющихся документов должна предоставляться минимально в 5-дневный срок до дня проведения собрания. В обязательном порядке в обязанности управляющего входит рассылка уведомлений о предстоящем СК, то есть направление всем заинтересованным лицам, включая кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц, соответствующего сообщения.

Срок для почтовой рассылки такого уведомления составляет минимально 14 дн. до дня созыва собрания. При оповещении иным способом сообщения должны отправляться не позже 5 дн. до даты проведения СК (п. 1 стат. 13 Закона). Если же число уполномоченных органов и кредиторов составляет более 500, уведомление подлежит публичному размещению (п. 2 стат. 13).

СК созывается по инициативе конкурсных кредиторов и других заинтересованных лиц, которые должны выдвинуть свои требования. На основании представленных претензий управляющий обязан в течение 21 дня с момента их поступления оповестить всех участников о проведении совещания.

Все решения на СК принимаются большинством голосов участников съезда. По результатам голосования составляется протокол собрания, один экземпляр которого в течение 5 дней должен быть направлен в суд. Кроме этого, в этот же срок управляющий обязан внести изменения в реестр.

Подведение итогов собрания

Собрание считается состоявшимся, если в нем приняло участие большая часть от общего числа голосов. У каждого заимодателя имеется определённое количество голосов, которое зависит от процентного отношения его претензий к должнику и общей суммы требований. Стоит обратить внимание, что в расчёт числа голосов не берутся долги по выплате пени, штрафов и неустоек.

Таким образом, чем больше претензий у участника СК, тем больше у него голосов. Если предприятие имеет непогашенные обязательства перед одним заимодателем, он самостоятельно принимает решения.

Первое собрание кредиторов в деле о банкротстве

Макарова Елена, юрист группы по реструктуризации и банкротству юридической фирмы Magisters.

Первое собрание кредиторов является важнейшим элементом дела о банкротстве, ведь на нем зачастую определяется дальнейшая судьба должника. В связи с этим необходимо четко представлять и понимать все тонкости данного процесса.

Первое собрание кредиторов проводится в процедуре наблюдения и созывается по общему правилу временным управляющим, который определяет дату его проведения, уведомляет лиц, имеющих право на участие в нем, и осуществляет иные организационные действия по его подготовке и проведению. Однако в случае, если по каким-либо причинам арбитражный управляющий не провел первое собрание кредиторов, любой из кредиторов (группа кредиторов), чьи требования составляют более 10% от внесенных в реестр требований, может организовать и провести первое собрание кредиторов <1>. Исходя из п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве, такой кредитор (группа кредиторов) вправе сделать это только по истечении трех недель после получения арбитражным управляющим требования о проведении первого собрания кредиторов.

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2005 N А38-4884-11/10-2005(А38-4884-11/133-2004).

Одним из ключевых вопросов первого собрания кредиторов является определение периода, в течение которого оно должно быть проведено. Несмотря на то, что данный вопрос имеет большое значение, в Законе однозначно не указано, начиная с какого момента такое собрание можно проводить. Есть лишь указание на то, что первое собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (абз. 2 п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве <2>).

<2> Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

На практике указанная норма часто являлась основанием для различных злоупотреблений и мошеннических схем. Например, первое собрание кредиторов проводилось до того, как требования всех заявившихся кредиторов были установлены судом. Таким образом, так как на момент проведения первого собрания требования некоторых кредиторов еще не были внесены в реестр, они не обладали правом на участие в нем. Из-за такой уловки отдельные кредиторы (требования которых были внесены в реестр первыми) получали контроль над последующим процессом банкротства. В качестве другого примера можно привести обратную ситуацию, когда лицо подавало заявление о включении необоснованных требований в реестр и до момента рассмотрения его заявления в суде проводилось первое собрание кредиторов, в котором данное лицо участвовало как выявленный кредитор. В результате нарушалась расстановка сил и принималось решение, выгодное для должника или одного из кредиторов, которое при правильном соотношении сил могло бы быть не принято.

Для того чтобы выявить критерий, на основании которого можно было бы определить дату проведения первого собрания кредиторов, необходимо обратиться к ст. 72 Закона о банкротстве. Нужно учитывать два ее положения:

  • для участия в первом собрании кредиторов арбитражный управляющий уведомляет всех выявленных конкурсных кредиторов и уполномоченные органы;
  • участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, и внесены в реестр требований кредиторов.

Анализ судебной практики показывает, что данная статья применяется по-разному. Часто можно встретить дела, когда суд принимает во внимание только один из вышеперечисленных критериев. Так, некоторые суды указывают, что о проведении первого собрания кредиторов необходимо уведомлять всех выявленных кредиторов, независимо от включения их требований в реестр (следовательно, в первом собрании кредиторов могли участвовать лица, чьи требования еще не были установлены) <3>. В других случаях суды указывают, что для участия в первом собрании кредиторов необходимо, чтобы требования лица были включены в реестр требований кредиторов <4>. Позиция третьих — первое собрание кредиторов может считаться легитимным, даже если в нем не принимал участие кредитор, требования которого еще не были рассмотрены судом, если его участие не могло повлиять на результаты голосования на первом собрании кредиторов <5>.

<3> Постановление ФАС Поволжского округа от 30.03.2004 N А06-1301Б-18К/03.
<4> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2003 N А58-7540/02-Ф02-1819-С2.
<5> Рекомендации научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа от 5 — 6 апреля 2006 г. N 2/2006 (п. 26).

Поэтому чрезвычайно важно учитывать оба положения ст. 72 в системном толковании со ст. 71 Закона о банкротстве. Из данных норм следует, что первое собрание кредиторов может быть созвано и проведено только после того, как все установленные судом требования, заявленные в срок не позднее 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, внесены в реестр требований кредиторов <6>.

<6> Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 N А12-911/05-С48; Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2005 N А06-217(544-4/05/Ж)-4/05.

Что касается проведения первого собрания кредиторов менее чем за 10 дней до окончания наблюдения, то данное нарушение носит скорее дисциплинарный характер и не является основанием для признания решения первого собрания кредиторов недействительным. На это также указывает судебная практика <7>.

<7> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2005 N А79-1602/2005.

Переходя к анализу состава участников первого собрания кредиторов, следует отметить, что среди них можно выделить две группы.

К первой группе можно отнести лиц, наделенных полным объемом прав на участие (в том числе правом выступать по вопросам повестки собрания, принимать участие в голосовании, обжаловать решение первого собрания кредиторов). К ним относятся конкурсные кредиторы (в том числе залоговые кредиторы) и уполномоченные органы.

Здесь также хотелось бы затронуть вопрос о признании недействительным решения собрания кредиторов в связи с ненадлежащим уведомлением кредитора, размер требований которого незначителен. Отсутствие такого лица зачастую признается судебной практикой основанием для признания решений собрания кредиторов недействительными <8>. Однако полагаем, что это не совсем верно. Участие такого лица едва ли может повлиять на результат проведения первого собрания кредиторов. В связи с этим наиболее правильной является позиция, согласно которой решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным по заявлению кредитора при условии, что его участие (но не только голосование) могло повлиять на результаты голосования на данном собрании. При этом оценку степени влияния такого кредитора на результат голосования суд должен проводить индивидуально в каждом конкретном случае.

<8> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2466/2005(10730-А46-21); Постановление ФАС СЗО от 07.06.2007 N А05-6106/2006; Постановление ФАС МО от 11.05.2004 N КГ-А41/2588-04.

Ко второй группе относятся лица с ограниченными правами на участие (самое главное ограничение заключается в том, что у них отсутствует право голоса на собрании кредиторов). При этом Закон N 296-ФЗ <9> несколько изменил перечень таких лиц: кроме руководителя должника, представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника должника — унитарного предприятия, представителя работников должника, к ним добавлен новый участник — представитель органа по контролю (надзору); кроме этого, в общих положениях об участниках собрания кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) к таким лицам добавлен представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий.

<9> Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 30.12.2008 N 296-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным. В связи с этим часто встречаются случаи недобросовестного поведения арбитражных управляющих, когда указанные лица просто не уведомляются о первом собрании кредиторов. Судебная практика сложилась таким образом, что указанные действия арбитражных управляющих являются основанием только для привлечения их к административной ответственности, но не для признания собрания кредиторов недействительным <10> (хотя есть, конечно, и исключения <11>).

<10> Постановление ФАС Поволжского округа от 09.09.2008 N А12-4730/08-С30; Постановление Девятого ААС от 07.07.2008 N 09АП-7395/2008-АК; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.12.2007 N А43-22241/2007-18-134; Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2004 N А57-891Б/02-32; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2007 N 09АП-13318/2007-ГК.
<11> Постановление Восточно-Сибирского округа от 19.02.2004 N А10-5824/02-Ф02-359/04-С2.

Полагаем, что судебная практика подлежит корректировке, так как данный вопрос необходимо решать на основании обстоятельств конкретного дела. Положение Закона о том, что отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным, должно применяться только для ситуаций, когда данные лица были надлежаще уведомлены, но не явились на собрание кредиторов. В случае неуведомления или ненадлежащего уведомления указанных лиц вопрос о признании собрания кредиторов недействительным должен решаться с учетом обстоятельств конкретного дела, по аналогии с вопросом о признании недействительным первого собрания кредиторов, проведенного в отсутствие конкурсного кредитора — миноритария. В обоих случаях участие данных лиц по общему правилу не может повлиять на исход первого собрания кредиторов. Исключением является ситуация, когда позиция, которая могла быть высказана лицами с ограниченными правами на участие при их присутствии на собрании, повлияла бы на решение кредиторов со значительными по размеру требованиями. Поэтому в случае выявления такого факта решение первого собрания кредиторов может быть признано недействительным.

Основной вопрос, подлежащий разрешению на первом собрании кредиторов, конечно, касается дальнейшей судьбы должника: кредиторы принимают решение о целесообразности введения той или иной процедуры банкротства. Кроме этого, на первом собрании кредиторов решаются вопросы об образовании комитета кредиторов, об объеме полномочий, которыми данный орган наделяется, и иные вопросы, связанные с его формированием. Решение по указанным вопросам должно быть принято большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых внесены в реестр на дату проведения собрания кредиторов (п. 2 ст. 15 Закона о банкротстве).

К иным вопросам (для принятия которых необходимо большинство голосов от числа присутствующих на собрании конкурсных кредиторов и уполномоченных лиц) можно отнести вопросы, касающиеся кандидатуры арбитражного управляющего, установления размера и порядка выплаты ему вознаграждения, заключения мирового соглашения, выбора реестродержателя, и некоторые другие.

В случае продолжения дела о банкротстве важнейшим вопросом становится определение кандидатуры арбитражного управляющего. Анализируя данную проблему, нельзя не отметить, что при внесении изменений в Закон о банкротстве законодатель оставил без внимания соответствующую статью. В результате получилось, что только в процедуре наблюдения кредиторы не могут предлагать кандидатуру арбитражного управляющего напрямую, а должны в своем решении лишь указать на саморегулируемую организацию, которая обязана будет представить в суд эту кандидатуру.

Интересным является вопрос о том, какими полномочиями обладает суд при рассмотрении решения первого собрания кредиторов. Насколько он может вмешаться в сферу компетенции собрания кредиторов и принять решение вопреки воле первого собрания кредиторов?

Анализ ст. 75 Закона о банкротстве дает основания говорить, что:

  • только решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления является обязательным для суда (при этом данное решение должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 74 Закона о банкротстве, в противном случае оно не может быть утверждено <12>);

<12> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2008 N А28-122/2007-70/3.

  • решения о введении внешнего управления или конкурсного производства могут быть пересмотрены судом;
  • в случае если первое собрание кредиторов не приняло решение о введении какой-либо процедуры, применяемой в деле о банкротстве, а семимесячный срок для рассмотрения дела в заседании арбитражного суда истек, суд может ввести любую из возможных процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (при наличии оснований для введения соответствующей процедуры).

Важно отметить, что свобода действий суда в принятии своего решения по вопросу о введении соответствующей процедуры строго ограничена и указанный выше перечень является исчерпывающим.

Наиболее интересным является положение о введении финансового оздоровления независимо от того, каким было решение первого собрания кредиторов. В соответствии с п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве суд может ввести финансовое оздоровление, если учредитель (участник) должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, уполномоченный государственный орган, третье лицо (третьи лица) представили в суд следующие документы:

  • ходатайство о введении финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности, по которому погашение задолженности должно быть начато не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты его начала;
  • банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности на сумму, превышающую размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на 20%.

Здесь можно отметить еще одну особенность введения процедуры финансового оздоровления судом вопреки воле кредиторов. В случае если в ходе указанной процедуры должник нарушает сроки удовлетворения требований кредиторов, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, может вынести определение о прекращении финансового оздоровления и о введении процедуры, ранее принятой первым собранием кредиторов (п. 6 ст. 87 Закона о банкротстве).

Стоит отметить, что в литературе положения ст. 74 Закона о банкротстве часто критикуются как необоснованно ограничивающие права кредиторов <13> и как один из примеров применения судейского усмотрения, которое совершенно не обосновано в банкротном процессе <14>.

<13> Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении внешнего управления // Юрист. 2008. N 5.
<14> Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 163.

Однако такая критика выглядит неубедительной, и ей могут быть противопоставлены следующие аргументы.

Во-первых, следует учитывать, что основной задачей процедуры банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов на принципах пропорциональности и очередности. Если данная задача может быть достигнута путем восстановления платежеспособности в ходе финансового оздоровления, то очевидна необходимость введения указанной процедуры. В противном случае (особенно в случае перехода сразу или после внешнего управления в конкурсное производство) требования всех кредиторов не будут удовлетворены и задача института банкротства не будет выполнена.

Во-вторых, норма п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве направлена также на воспрепятствование злоупотреблению со стороны кредиторов (в случае если есть реальная возможность восстановления платежеспособности должника, но собрание кредиторов, несмотря на это, приняло решение о введении конкурсного производства).

Также следует отметить, что введение финансового оздоровления является не обязанностью, а именно правом суда и должно быть основано на имеющихся в деле материалах, с учетом всех обстоятельств дела. Арбитражный суд оценивает реальное положение должника, его платежеспособность с учетом того, обеспечивает ли принятое им решение защиту интересов всех участников банкротного процесса (а не только кредиторов) и публичных интересов.

Первое собрание кредиторов

Актуально на: 4 июля 2017 г.

Кредиторы – это лица, у которых есть права требования к должнику по денежным или иным обязательствам (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). Для участия в первом собрании предъявить требования кредитор должен в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения в отношении должника (п. 1 ст. 71 Закона N 127-ФЗ). Это первый этап в деле о банкротстве. Требования направляются должнику, временному управляющему и в арбитражный суд. В соответствии с определением суда они будут включены в реестр требований кредиторов.

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до окончания наблюдения. Дату проведения устанавливает временный управляющий и он же уведомляет о ней кредиторов (п. 1 ст. 72 Закона N 127-ФЗ). По общему правилу сообщение кредитору по почте должно быть направлено не позднее чем за 14 дней до проведения собрания, либо иным способом, обеспечивающим получение сообщения, – не менее чем за 5 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона N 127-ФЗ).

Участники первого собрания кредиторов

Участники первого собрания – это конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, своевременно предъявившие свои требования, которые были внесены в реестр требований. Эти участники на первом собрании обладают правом голоса (ст. 2, п. 2 ст. 72 Закона N 127-ФЗ).

Первое собрание кредиторов может принять решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, причем какую бы из указанных процедур кредиторы ни выбрали, они должны будут предложить конкретный срок ее проведения (п. 1,2 ст. 74 Закона N 127-ФЗ), либо решение о признании должника банкротом. После соответствующее ходатайство подается в суд.

Кроме того, первое собрание кредиторов вправе (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ):

  • сформировать комитет кредиторов, определить его состав и полномочия;
  • устанавливать дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих;
  • выбрать кандидата на место арбитражного управляющего или СРО, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий;
  • выбрать реестродержателя из числа тех, которые аккредитованы СРО;
  • выполнять иные функции.

Возможно ли провести первое собрание кредиторов в конкурсном производстве?

Представьте ситуацию. В период процедуры наблюдения первое собрание кредиторов не состоялось. Временный управляющий в связи с этим подал ходатайство о продлении процедуры и переносе рассмотрения дела о банкротстве на более поздний срок, но суд отказал, принял решение, к примеру, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Тогда фактически первое собрание кредиторов будет проведено уже в ходе процедуры конкурсного производства. Однако это будет не совсем то первое собрание.

Ведь два главных вопроса, которые решаются на первом собрании, это какую следующую процедуру банкротства надо применить к должнику, и кого выбрать на место арбитражного управляющего (п. 1 ст. 73 Закона N 127-ФЗ). В рассматриваемой ситуации первый вопрос не актуален, поскольку конкурсное производство уже открыто. Что касается утверждения конкурсного управляющего, то его должно выбрать собрание кредиторов большинством голосов (п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ). Однако долгое время кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества должника, не имели права голоса на собраниях, проводимых в ходе конкурсного производства (п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ в ред., действ. до 29.01.2015, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 58). Данный пробел был ликвидирован только в начале 2015 года.

Собрание кредиторов – это?

Кворум собрания кредиторов

Собранием кредиторов называют коллегиальную структуру, объединяющую заимодавцев при банкротстве должника. Основная цель создания − регулирование взаимодействий сторон и обеспечение защиты интересов контрагентов Несогласованные действия со стороны любого из участников не допускаются.

Решения по всем вопросам принимаются путем голосования. Количественная доля голосов или кворум, согласно п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве, должна превышать 50 % от общего количества участников.

Повторное заседание подразумевает кворум не менее 30 %, при этом все участники должны быть заранее оповещены.

Когда созывается первое собрание кредиторов?

Конец процедуры наблюдения при банкротстве (не позднее 10 дней до окончания этой процедуры) включает проведение первого заседания. Назначение даты проведения и уведомление участников находится в компетенции временного управляющего, так же как и другие организационные вопросы.

Если встреча не инициируется арбитражным управляющим, организацией, то проведением может заняться любой контрагент, чьи требования превышают 10 % от требований, значащихся в реестре.

Согласно п. 3 ст. 14 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по требованию контрагентов проводится управляющим не позднее 3 недель с даты, когда арбитражный управляющий получит требования о проведении собрания.

Повторное собрание кредиторов

Если первое заседание посвящено обсуждению дальнейшей тактики и возможности оздоровления компании, оформившей банкротство, то повторные посвящены текущим практическим вопросам. Для вынесения определенных вопросов на обсуждение участникам необходимо подавать ходатайства.

Периодичность собрания кредиторов

Частоту регулярных заседаний участники определяют на первом заседании. Возможны также внеплановые заседания, их проведение требуют нештатные ситуации, например, выявление фиктивного оформления банкротства. В таком случае потребуется подать ходатайство в арбитражный суд.

Требование о проведении собрания кредиторов

Требование может исходить не только от арбитражного управляющего. Равными правами обладают:

  • голосующие участники (чьи права более 10 % от общей суммы задолженности);
  • комитет кредиторов;
  • треть от группы голосующих участников.

В документе должен быть прописан список вопросов, требующих обсуждения. Арбитражный управляющий не вправе менять формулировку вопросов повестки дня.

Провести собрание необходимо до истечения 3 недель с момента получения управляющим требования, либо право инициации переходит к ходатайствующим.

Сроки проведения собрания кредиторов в конкурсном производстве

Управляющий устанавливает периодичность, но обязательно соблюдение следующих временных ограничений:

  • первое заседание проводится не позднее, чем за 10 дней до окончания процедуры наблюдения;
  • заседание кредиторов по требованию проводится в течение 3 недель с момента получения требования управляющим.

Порядок и правила проведения собрания кредиторов

На первом заседании:

  • проводится анализ собранной информации;
  • формируется реестр требований.

На заседаниях ведется протокол (2 экземпляра), который заполняется по образцу:

  • указывается вся информация о фирме-должнике, включая юридический адрес и данные по делу о банкротстве;
  • фиксируются решения, принятые участниками в течение собрания.

В течение 5 дней один экземпляр протокола направляется в арбитражный суд. Также необходимо представить сопутствующие документы (копии):

  • актуальный реестр требований;
  • бюллетени для голосования;
  • документы, подтверждающие полномочия участников;
  • информационные материалы, представленные участникам в течение заседания;
  • документы, подтверждающие своевременное получение уведомлений.

Какие участники собрания имеют право участия и голоса?

Право голоса наделяются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Число голосов зависит от размера требований отдельного участника к общей сумме требований.

Место проведения собрания кредиторов

Согласно п. 4 ст. 14 Закона о банкротстве встреча проводится по адресу нахождения компании, заявившей о банкротстве, либо ее управленческих органов. А также возможно проведение заседания в ином месте, выбранном с учетом интересов каждого из контрагентов.

Полномочия и компетенция собрания кредиторов в деле о банкротстве

Собранием кредиторов решаются вопросы дальнейшего финансового оздоровления компании-банкрота, рассматривается возможность финансового оздоровления. В зависимости от результатов анализа финансовой перспективы компании выносится решение о признании банкротства и инициации конкурсного производства. Проводится внутреннее распределение полномочий между представителями комитета кредиторов, избираются члены комитета.

Узнать у специалиста

Порядок голосования на собрании кредиторов

Участники получают бюллетени во время регистрации в начале заседания. Голосование проводится по каждому из заявленных на повестке дня вопросов. Арбитражный управляющий разъясняет порядок заполнения бюллетеней перед каждым голосованием, после подсчета голосов результаты оглашаются.

Полномочия представителя собрания

Представитель избирается самими участниками и наделяется правом участия в арбитражном процессе о банкротстве. Представитель выступает в суде, представляя интересы контрагентов.

Протокол собрания кредиторов

Скачать протокол

Требования кредиторов в конкурсном производстве

Контрагенты имеют законное право на взыскание средств с должника. Предъявлять свои требования могут следующие лица и органы:

  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы, перед которыми имеются долги по обязательным платежам;
  • уполномоченные органы по финансовым выплатам.

Если ранее требования контрагентов были включены в реестр, то во время конкурсного производства повторного обращаться контрагентам не нужно со своими претензиями. В противном случае у заимодавцев есть 2 месяца.

При конкурсном производстве реестр формируется иначе, если сравнить с этапом наблюдения:

  • конкурсный управляющий занимается формированием реестра кредиторов;
  • для того чтобы контрагент был включен в реестр, нужно подать заявление.

Срок включения в реестр кредиторов при банкротстве

Для включения требований контрагентов в реестр кредиторов при несостоятельности должника до проведения первого собрания кредиторов, нужно на протяжении 30 дней с даты, когда будет опубликовано сообщение о начале процедуры наблюдения, направить в арбитражный суд, а также должнику и арбитражному (временному) управляющему свои требования.

Если контрагенты не успели направить требования, то сделать это можно во время других процедур, грядущих после наблюдения. Напоминаем, что включить все претензии в реестр требований заимодавцев можно исключительно в двухмесячный срок с даты, когда были опубликованы сведения о признании должника несостоятельным, а также о начале конкурсного производства.

Порядок включения в реестр кредиторов при банкротстве

Процедура регламентируется статьей 189.87 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Реестр кредиторов ведет конкурсный управляющий.

Подать заявление о включении своих требований контрагенты должны в течение 30 дней с даты публикации информации о введении процедуры наблюдения. Узнать дату можно посредством картотеки арбитражных дел, газеты или онлайн-ресурса «Коммерсантъ». Если в течение этого времени не были предъявлены претензии, то требования не включаются и контрагенты не участвует в первом заседании кредиторов. Таким образом, обратиться с претензиями можно будет во время другой процедуры банкротства.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Собрание кредиторов в процедуре несостоятельности

Собрание кредиторов – это довольно специфическое событие. Оно применяется только при процедуре банкротства. По своей форме оно напоминает съезд акционеров, но имеет совершенно другие правила. Каждый из присутствующих кредиторов представляет на этом собрании свои интересы, желая взыскать весь долг или его часть из имущества обанкротившегося должника. Для контроля за заседанием назначается арбитражный управляющий. Собрание кредиторов регламентируется ФЗ №127 «О банкротстве». В этом законе прописаны все правила и особенности процедуры. С ним следует ознакомиться каждому потенциальному участнику дела о финансовой несостоятельности если он получил уведомление или просто столкнулся с банкротством своего должника.

Участие в мероприятии

В собрании кредиторов участвуют заимодатели, а еще – соответствующие уполномоченные органы, если их требования включены в общий реестр требований на момент заседания. Если участники представляют свои личные требования, то уполномоченные органы выдвигают претензии по обязательным платежам государственного и муниципального уровня.

Кроме того, в собрании кредиторов могут участвовать следующие лица:

  • представитель сотрудников обанкротившегося должника;
  • представитель участников или учредителей банкрота;
  • представитель владельца имущества этого заемщика;
  • представитель организации, утвердившей арбитражного управляющего;
  • представитель надзорного органа.

Информация Все эти представители могут не только присутствовать на собрании, но и выступать на нем по пунктам повестки дня. Единственное, чего они не могут делать – это голосовать. Право голоса имеют только кредиторы.

Права участников собрания кредиторов

Главное право, которое есть у участников собрания кредиторов – это право заявлять в арбитражный суд о признании банкротства должника.

Еще у заимодателей есть право голоса. Количество голосов любого из них рассчитывается в пропорции с его требованиями. Грубо говоря, чем больше долг банкрота перед заимодателем, тем большее число голосов имеет этот кредитор. На определение числа голосов влияет только основной долг, а штрафы, пени и неустойки никакой роли не играют. Право голоса на собрании кредиторов есть и у уполномоченных органов, имеющих претензии по финансовым обязательствам потенциального банкрота.

Информация У представителей банкрота, а также у представителей надзорных и саморегулируемых органов, права голоса нет. Но у них, как и у заимодателей, есть право выступать в рамках повестки дня.

Уведомление

Каждый, у кого есть право присутствовать на собрании кредиторов, получает заблаговременное официальное уведомление от арбитражного управляющего. В данном приглашении обозначаются место и сроки заседания, его основные моменты и примерный регламент.

Уведомление может быть передано участнику 2 способами:

  • по почте – не позднее, чем за 2 недели до даты проведения;
  • лично в руки – не позднее, чем за 5 дней до даты проведения собрания кредиторов.

Важно Если потенциальных участников процедуры – более 500 человек, то уведомления не рассылаются каждому лично, а публикуются в печатном варианте.

Если какой-то из участников собрания кредиторов не получил уведомление в установленный срок, то он может потребовать отмены или пересмотра решений, принятых в его отсутствие. Для этого он должен доказать не причастность к тому, что он не получил оповещение. Чем выше процент претензий этого заимодателя, тем больше шансов у него добиться успеха.

Проведение собрания кредиторов

Собрание кредиторов проводится согласно Постановлению №56. Это постановление описывает всю процессуальную сторону процедуры. Перед посещением собрания каждому участнику стоит ознакомиться с этим постановлением, чтобы знать, чего следует ожидать от процесса. К примеру, устанавливается четкое время собрания кредиторов – только в будние дни, от 8 до 20 часов.

В процессе заседания заимодателей рассматриваются несколько важных пунктов:

  • алгоритм и общие принципы процедуры банкротства;
  • варианты финансового оздоровления должника или признания его финансовой состоятельности;
  • возможность реструктуризации долга;
  • стратегия внешнего управления банкротством;
  • возможность мирового соглашения;
  • целесообразность и размер гонорара для управляющего;
  • решение о старте конкурсного производства по процедуре банкротства.

Срок проведения

Первое собрание кредиторов должно состояться не менее, чем за срок 10 дней до конца наблюдательного процесса за должником. Последующие заседания проводятся раз в 3 месяца (если на первом собрании не была установлена какая-то другая периодичность).

Участники заседания заимодателей могут направить управляющему требование о внеочередном собрании. Когда управленец получает это требование, он должен организовать съезд в течение 3 недель со срока получения. Если он этого не сделал, то заимодатели могут собраться самостоятельно, без присутствия управляющего процедурой банкротства.

Права собрания кредитор

В то время, как у каждого кредитора есть право выступления на мероприятии и право голоса, у всего собрания есть право распоряжения «судьбой» должника. Съезд заимодателей вправе решить, должен ли этот самый должник быть признан банкротом. Кредитующие лица могут вернуть ему платежеспособность, заключить мировой договор или привести в действие любой другой исход.

Также у собрания кредиторов есть право избрать управляющего процедурой финансовой несостоятельности и назначить ему гонорар. К дополнительным правам можно отнести внесение изменений в предложенную повестку дня и оспаривание принятых решений.

Перед тем, как собрать кредиторов, временный управляющий знакомится с претензиями каждого заимодателя, изучает общее положение дел, рассматривает финансовое положение обанкротившегося должника. Если для съезда кредитующих лиц действительно есть основания, то арбитражный управленец назначает его дату и время.

Первый съезд отличается от повторных тем, что на нем выбирается постоянный арбитражный управляющий. Часто кредиторы утверждают решение о назначении на данную должность временного управляющего, но иногда принимается совершенно другая кандидатура.

Чтобы поучаствовать в первом собрании кредиторов, заимодатель должен заранее направить свои претензии в арбитражный суд. Ему следует соблюдать порядок подачи претензий, описанный в 1 пункте 71 статьи ФЗ №127.

Информация Участниками первого съезда могут стать представители банкрота и надзорных органов. Но если никого из них на мероприятии нет, то это не является поводом для признания собрания кредиторов несостоявшимся. Отсутствие представителей должника не служит поводом для отмены утвержденных решений, поскольку у них всё равно нет права голоса.

Какие вопросы решаются на съезде заимодателей?

Вопросы, которые обсуждаются на первом собрании кредиторов:

  1. Выбор постоянного арбитражного управляющего. Кандидата на должность утверждают участники большинством своих голосов.
  2. Выбор плана дальнейших действий. План действий тоже определяется голосованием. Как правило, главное направление действий выбирается из 4 категорий: конкурсное производство по долговым взысканиям, мировое соглашение, управленческие вопросы или возвращение должнику платежеспособного статуса.
  3. Выбор комитета кредиторов. Комитет нужен обязательно, если число займодателей на собрании превышает 50. Если же их меньше, то участники вправе сделать вывод, что такой комитет им не нужен.
  4. Другие вопросы, если кто-либо из участников заседания предварительно подал ходатайство об их рассмотрении.

Информация На последующих съездах займодателей решаются вопросы в соответствии с планом работы, утвержденным на первом собрании. Участники мероприятия по-прежнему могут ходатайствовать о рассмотрении дополнительных вопросов. Если суд решит удовлетворить их ходатайство, то предложенные вопросы будут заранее внесены в повестку дня следующего съезда.

Повестка дня

Повестку собрания кредиторов арбитражный управляющий намечает заблаговременно. В начале заседания участники могут утвердить ее или внести в нее изменения посредством голосования. Как и в остальных случаях, количество голосов каждого из участников соответствует сумме его требований.

К сведению На повестке дня обязательно должны присутствовать основные вопросы, касающиеся банкротства должника. Если кто-то из участников хочет внести в повестку собрания кредиторов дополнительные вопросы, то он должен сделать это заблаговременно путем подачи ходатайства в арбитражный суд.

Как устроено голосование?

У каждого кредитора в собрании заимодателей – свое количество голосов. Чем больший процент составляют требования присутствующего применимо к общей сумме требований, тем большее число голосов он имеет. Голоса расчитываются пропорционально. Проще говоря, наибольшее количество голосов есть у того кредитора, которому больше всего задолжали.

Важно Закон о банкротстве предусматривает одно важное условие. Платежи за неустойку, пени, разнообразные штрафы и другие «бонусы» в расчет числа голосов не входят. Учитывается только основная сумма долга и процентная ставка, если она есть. Иногда, хотя и редко, бывает так, что претензии одного из заимодателей составляют более 50% от общей суммы. В этом случае он один составляет большинство голосов.

На первом собрании кредиторов принимается решение о том, как часто будут проводиться повторные заседания. Даже если процесс банкротства очевиден, и все важные решения были приняты на первом мероприятии – хотя бы одно повторное заседание всё равно потребуется, чтобы проконтролировать выполнение решений. Управляющий обычно предлагает периодичность заседаний раз в 3 месяца, но участники могут проголосовать за иную периодичность.

Требование о внеочередном заседании

Иногда появляется необходимость провести съезд вне очереди. Тогда комитет кредиторов направляет арбитражному управляющему соответствующее требование. Закон о банкротстве предусматривает такую возможность, а также обязывает участников указать в этом требовании предложенную ими повестку дня. Арбитражный управляющий вправе не согласиться с этой повесткой дня или внести в нее изменения, но принять требование он обязан.

Кто и зачем может отложить собрание кредиторов?

Отложить собрание кредиторов может только арбитражный суд, который ведет дело обанкротившегося должника. Отложение обычно происходит, если в суде находятся нерассмотренные требования заимодателей. Чем более существенны эти требования, тем выше шанс того, что они будут удовлетворены, и мероприятие будет отложено.

К сведению Срок отложения определяет арбитражный суд. Участники не могут порекомендовать срок отложения. Суд устанавливает его в зависимости от того, сколько времени потребуется для изучения нерассмотренных претензий.

Как оспорить принятые решения?

Собрание кредиторов – это весьма конфликтная процедура. Поэтому его результаты зачастую оспариваются кем-то из членов. Закон о банкротстве в 15 статье называет 4 причины, по которым можно оспорить результаты мероприятия:

  • если решение съезда нарушает законные права кого-то из членов или какого-то третьего лица;
  • если заимодатели превысили свою компетенцию в отношении банкрота;
  • если суммарные требования присутствующих не достигли 50% от требований всех заимодателей (тех, которые были на собрании кредиторов, и тех, которые не явились);
  • если кредитор, имеющий требования более 10% от общей суммы требований, не получил уведомление о мероприятии и доказал, что в этом нет его вины.

Оспорить принятые решения на собрании кредиторов могут заимодатели, которые недовольны их результатами, а также представители обанкротившегося должника. Оспаривая результаты голосования, нужно опираться не только на Закон о банкротстве, но и на арбитражную практику.

Доверенность на участие в собрании кредиторов

Кредитующее лицо может направить для участия в мероприятии свое доверенное лицо. Для этого он должен написать письменную доверенность, которая станет для представителя пропуском на съезд. Этот документ имеет установленную форму, образец которой лучше всего взять в арбитражном суде, ведущем дело о банкротстве должника. В таком случае документ всегда будет актуальным и действительным.

Обязательно ли участвовать?

Решение о том, участвовать ли в собрании кредиторов, каждый заимодатель принимает самостоятельно. Закон дает кредитующим лицам и уполномоченным органам право участия, но ни к чему их не обязывает. Если заимодатель понимает, что его требования очень незначительны по сравнению с претензиями других членов и вряд ли будут удовлетворены, то он может отказаться от участия и просто не тратить свое время.

К сведению Представители должника-банкрота тоже могут отказаться от участия. Для них есть смысл это сделать, если в ситуации с банкротством всё понятно, и защищать интересы должника уже нецелесообразно. Никто из потенциальных членов собрания не обязан присутствовать на нем, если он сам этого не хочет.