Процедура финансового оздоровления

Содержание

Финансовое оздоровление как мера по восстановлению платежеспособности должника

Процедура финансового оздоровления (ФО) является одной из стадий процесса банкротства юрлица. Она вводится судебным решением для реализации мероприятий по восстановлению состоятельности предприятия и выплаты его долгов по разработанному графику. На время проведения ФО руководство фирмы не отстраняется от своей работы, но суд назначает управляющего, который контролирует деятельность организации.

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление как процедура банкротства вводится судебным решением после процесса наблюдения, в течение которого решается вопрос о целесообразности проведения оздоравливающих мероприятий и поиск финансовых источников санации предприятия. На этот момент должник ещё не получил статус банкрота, так как у него остаются шансы выйти из кризиса.

Чтобы ввести стадию санации, один из участников процесса направляет ходатайство первому заседанию заимодателей. Обращение должно иметь документальное обоснование целесообразности проведения ФО.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы:

  • график выплаты обязательств юрлица;
  • гарантия обеспечения;
  • план оздоровительных мероприятий.

Копии обращения инициатор направляет остальным участникам процесса.

В графике погашения обязательств срок начала выплаты долгов должен быть не позже одного месяца с момента введения ФО, а окончание выплат – не позднее 30 дней до конца процедуры. Все выплаты заимодателям необходимо осуществлять пропорционально в равных частях на протяжении всего периода.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

Процедура санации отличается от внешнего управления тем, что в процессе её проведения руководство предприятия не отстраняется от своей деятельности. Менеджмент может как раньше контролировать работу предприятия, но с некоторым ограничениями.

В процессе проведения ФО организация должна рассчитаться по своим долгам, в противном случае заимодатели инициируют введение следующей стадии банкротства.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовая санация в банкротстве не является обязательным этапом, она вводится только в том случае, если у юрлица существует шанс выхода из кризиса и возврата платёжеспособности путём финансового оздоровления. В успехе проведении санации заинтересованы все добросовестные участники процесса, поэтому обоснованно инициировать её может любой из них.

Все правила проведения оздоровления юрлица указаны в Законе «О банкротстве» N 127-ФЗ.

Порядок проведения

При получении ходатайства суд принимает решение о начале ФО, назначает ответственное лицо – управляющего. В своём определении суд указывает срок процедуры, порядок погашения обязательств, сведения о лицах которые обеспечивают юрлицо.

После внедрения ФО наступают следующие условия:

  • последующие претензии заимодателей, кроме текущих обязательств юрлица, принимаются только по установленному законом порядку;
  • прежде введённые меры по обеспечению претензий заимодателей отменяются;
  • по решению суда с имущества юрлица могут быть сняты аресты;
  • выплаты учредителям ограничиваются;
  • зачёт встречных требований вне утверждённого графика погашения обязательств приостанавливается;
  • прекращается начисление штрафов по неисполненным обязательствам.

После введения стадии санации все процессы на предприятии курирует управляющий, назначенный судьёй. Менеджмент компании продолжает свою деятельность, однако заключение сделок, которые ведут к увеличению задолженности или к уменьшению активов организации, не допускается. И также собственники фирмы не могут реорганизовывать её без согласия управленца.

Для проведения реабилитации компании инициатором должны быть представлены следующие документы: план ФО и график погашения задолженности.

Комплекс мер

Финансовая санация состоит из целой серии мероприятий, направленных на спасение компании. Все реализуемые меры по восстановлению платёжеспособности должника должны прежде всего способствовать выплате долгов юрлица.

К комплексу мер ФО относятся:

  • необходимая смена руководства;
  • инвентаризация имущества фирмы;
  • расчёты по дебиторской задолженности;
  • сокращение производственных расходов;
  • продажа филиалов и части имущества юрлица;
  • завершение работ по незаконченным объектам;
  • сокращение численности сотрудников;
  • распродажа устаревших товаров, ненужного оборудования фирмы, которые хранятся на складах;
  • усовершенствование технологий;
  • повышение квалификации сотрудников предприятия;
  • приобретение нового оснащения.

Основная ответственность за реализацию оздоровительных мероприятий ложится на менеджмент компании.

Если фирма не сможет выплачивать свои обязательства согласно утверждённому графику, управляющий обращается к третьим лицам, предоставившим обеспечение должника.

Цели финансового оздоровления

Главной целью проведения оздоровления является реабилитация платёжеспособности фирмы и выплата её долгов.

Процедура финансового оздоровления соответствует интересам всех участников. Заимодатели могут вернуть свои средства, а должник сможет стабилизовать свой бизнес. При положительном результате после ФО выгоду получает даже общество, так как устойчивости бизнеса способствует росту экономических показателей в стране.

План оздоровления предприятия

План ФО считается основополагающим документом процесса, в котором фиксируется механизм реабилитации юрлица.

Согласно законодательным нормам план ФО предприятия должен разрабатывать должник.

Документ представляет собой бизнес-план компании, который включает следующие пункты:

  • информация о компании:
  • данные о финансовом состоянии фирмы;
  • маркетинговые исследования;
  • меры для восстановления платёжеспособности должника;
  • производственный план и маркетинговая стратегия;
  • источники финансирования и внешние механизмы компании.

Контроль за исполнением плана выполняет административный управленец.

Условия введения

Процедура ФО внедряется только при условии предоставления заимодателям гарантии на обеспечение должника, которое должно составлять не меньше 20% от его обязательств. В качестве гарантии может выступать залоговое имущество, банковское поручительство или гос. удостоверение.

К отчётности о реализованных в течение ФО мерах всегда прилагаются бухгалтерские документы. Управляющий проводит анализ финансового положения юрлица и направляет заключение заимодателям, которые принимают решения по восстановлению компании.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура ФО проводится с участием следующих лиц:

  • должник;
  • заимодатели;
  • управляющий.

Таблица. Права и обязанности участников ФО

Участник Права Обязанности
Должник инициирование начала процедуры ФО;

контроль функционирования компании с некоторым ограничениями;

обжалование судебных решений

составление плана и методологии ФО;

соблюдение графика, сроков погашения долгов в установленных размерах;

составление отчётности для управленца

Заимодатели получение выплат по своим претензиям согласно утверждённого графика;

инициирование отстранения руководства должника или управленца;

ознакомление с отчётностью должника и управленца

соблюдение норм, предусмотренных Законом «О несостоятельности»
Управляющий требование у должника документов и отчётности;

введение ограничений на сделки должника;

направление в суд ходатайств

составление реестра заимодателей;

мониторинг исполнения плана ФО;

составление отчёта по результатам ФО

Ограничения применяемые к должнику

Несмотря на то что менеджмент компании сохраняет свои полномочия при введении ФО, по отношению к должнику применяются следующие ограничения:

  • руководство обязано придерживаться утверждённого плана мероприятий по реабилитации компании;
  • действия руководителей не должны нарушать права других участников процесса;
  • имущественные сделки, заключаемые менеджментом компании в период ФО, а также методы ФО, должны согласовываться с управляющим.

На какой срок вводится процедура

Срок финансового оздоровления при банкротстве составляет 2 года. За 30 дней до окончания процедуры юрлицо обязано предоставить управленцу следующие отчётные документы: баланс предприятия, отчёт по прибыли и убыткам, документы по обязательствам.

Если в течение стадии оздоровления должник не смог удовлетворить все требования заимодателей, их возмещает лицо, которое предоставило обеспечение в начале процесса. Таким образом, третье лицо принимает на себя непогашенные обязательства должника.

Окончание финансового оздоровления и его последствия

В зависимости от того какие будут последствия введения финансового оздоровления заимодатели могут составить жалобы и направить их в суд. После рассмотрения всех обращений и заключения управленца, судья выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о банкротстве (при погашении задолженностей в полном объёме);
  • о введении внешнего управления (если существует возможность восстановления платёжеспособности компании);
  • о предоставлении должнику статуса банкрота и начале конкурсного производства, в процессе которого компания будет закрыта (если присутствуют все признаки несостоятельности).

Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Административный управленец избирается и назначается судом с момента введения ФО. После назначения он сразу приступает к выполнению своей миссии. Оплата услуг управленца ложится на плечи должника. На стадии оздоровления управляющий занимается контролем за исполнением плана реабилитационных мероприятий и деятельности юрлица.

За 10 дней до окончания процедуры управленец составляет заключение, которое вместе с отчётными документами передаёт в суд. Если по завершении процедуры должник не предоставил управленцу отчёт о проделанной работе, специалист выносит вопрос о дальнейших действиях на заседании заимодателей.

Как только заканчивается срок финансового оздоровления, управленец приостанавливает свою деятельность. Досрочное отстранение специалиста возможно из-за неисполнения им своих обязанностей либо по собственной инициативе.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Инициатива по его проведению может исходить от

  • участников (учредителей),
  • собственника имущества должника — унитарного предприятия,
  • третьего лица (третьих лиц).

Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.

Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:

  1. на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
  2. без решения или вопреки решению первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2, п. 3).

В последних двух случаях размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания (первого собрания кредиторов), не менее чем на 20 процентов. Способами обеспечения исполнения должником обязательств, в частности, являются:

  • залог (ипотека),
  • банковская гарантия,
  • государственная или муниципальная гарантия,
  • поручительство.
  • не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.

Порядок введения финансового оздоровления (ст. 80)

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств — сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года.

Последствия введения процедуры финансового оздоровления

  • требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка предъявления требований к должнику (в соответствии с ФЗ);
  • ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;
  • аресты на имущество должника и иные ограничения могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
  • осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещении морального вреда;
  • удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается;
  • изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;
  • выплата дивидендов и распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;
  • прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами;
  • неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий, права и обязанности которого закреплены в ст. 83 Закона о банкротстве. Вместе с тем органы управления должника по-прежнему осуществляют свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Без согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, должник не может принимать решение о своей реорганизации.

Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Подробнее План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов и должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, и с даты утверждения графика погашения задолженности арбитражным судом возникает обязанность должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки.

При наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления.

Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 Федерального закона.

Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются (ст. 87):

  1. непредставление в арбитражный суд в сроки, предусмотренные п. 3 ст. 79 Федерального закона, соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
  2. неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Процедуры банкротства (статья 27 закона о банкротстве):

— наблюдение;
— финансовое оздоровление;
— внешнее управление;
— конкурсное производство;
— мировое соглашение.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (статья 2 закона о банкротстве).

К моменту введения процедуры должник еще не признан судом несостоятельным, у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность должника подлежит восстановлению.

Платежеспособность должника — юридического лица восстанавливается при сохранении полномочий его органов управления при установлении ограничений по распоряжению принадлежим ему имуществом, т.е. посредством самоуправления. Утверждаемый судом административный управляющий осуществляет контроль за деятельностью неплатежеспособного должника, однако к нему не переходят полномочия по управлению делами должника.

Для достижения этой цели разрабатывается план финансового оздоровления, если третьими лицами не предоставлено обеспечение исполнения обязательств должником.

Цели процедуры финансового оздоровления

Процедуру финансового оздоровления в законе о банкротстве можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона о банкротстве и в целом самого института несостоятельности одной из основных целей данного Закона является осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника (восстановление его платежеспособности), в связи с чем приоритет отдается реабилитирующим процедурам, в частности: процедуре финансового оздоровления, которая согласно абзацу четырнадцатого статьи 2 Закона о банкротстве применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Данная процедура соответствует интересам кредиторов должника, поскольку их требования удовлетворяются в полном объеме. Более того, восстановление платежеспособности должника служит интересам самого должника, так как направлено на стабилизацию его финансового положения (сохранение его бизнеса, занятости трудового коллектива, непрерывности связей с контрагентами и так далее), и общества, так как способствует устойчивости экономического оборота и положительной динамике социально-экономического развития общества.

План и срок финансового оздоровления

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в случае, если иное не установлено данной статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Из пункта 1 статьи 80 Закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 75 названного Закона.

Согласно пункту 3 статьи 80 Закона о банкротстве в определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

В силу пунктов 1, 2 статьи 84 Закона о банкротстве план финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника.

Обеспечение исполнения учредителями должника

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, или организовать предоставление такого обеспечения.

В соответствии с п. 1 статьи 79 закона о банкротстве, исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими настоящему Федеральному закону. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Закона о банкротстве соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности заключается в письменной форме до дня принятия решения о введении финансового оздоровления и подписывается лицом или лицами, предоставившими обеспечение, а также временным управляющим в интересах кредиторов.

Перспективы развития и реформирования процедуры «финансовое оздоровление»

Ранее я писал о возможности осуществления контроля со стороны кредиторов над должником в ходе исполнения мирового соглашения.

Следствием той публикации были выводы о том, что только ограниченность мирового соглашения в деле о банкротстве делает необходимым регламентацию такой процедуры, как финансовое оздоровление.

Постараемся остановиться на процедуре финансовое оздоровление более подробно.

Согласно Закону о банкротстве финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Процедура сама по себе весьма интересна для изучения, поскольку она по своей природе является чем-то промежуточным между внешним управлением с полным отстранением руководства от управления и самыми «серьезными» восстановительными мероприятиями и мировым соглашением.

Финансовое оздоровление как процедура не была известна ни Закону о банкротстве 1992 года, ни Закону о банкротстве 1998 года, хотя сам термин «финансовое оздоровление» упоминался в последнем. Тогда финансовое оздоровление являлось одним из мероприятий по предупреждению банкротства должника. Согласно статье 26 Закона 1998 года «в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника — юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на финансовое оздоровление должника».

По своей природе финансовое оздоровление 1998 года и современное очень похожи: в обоих случаях финансовое оздоровление предоставляет дополнительную возможность должнику выйти из сложного финансового положения с использованием внутренних ресурсов и внешней помощи. Тем не менее первое относится к мероприятиям досудебной санации, а второе – к судебной санации, т.е. является процедурой банкротства. Поэтому финансовое оздоровление 1998 года, как и современная санация, является диспозитивным мероприятием, поскольку дело о банкротстве еще не возбуждено и все вопросы между кредиторами и должником могут быть разрешены ими самостоятельно.

Иначе регулируется современное финансовое оздоровление, которое более регламентировано. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) предусмотрено обязательное составление плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, а сама процедура проходит под контролем административного управляющего и суда. Безусловно, подобные документы могут быть предусмотрены и в рамках санации, особенно если кредиторами выступают банки, которые всегда подробно регламентируют порядок, условия и сроки возврата денежных средств. Тем не менее их составление не является обязательным, в то время как график погашения задолженности и план финансового оздоровления составляются при финансовом оздоровлении всегда.

Высказывалось мнение, что финансовое оздоровление по своей сути является пассивной реабилитационной процедурой, которая должна вводиться в ситуации, когда восстановление платежеспособности должника может быть осуществлено действующим руководством, и его полное замещение арбитражным управляющим не требуется.

Учеными отмечается, что в рамках финансового оздоровления могут применяться такие мероприятия, как: перевод долга с согласия кредиторов, дополнительные взносы в уставный капитал, выпуск облигаций должником, предоставление поручительств, гарантий для получения должником новых кредитов. По своей природе финансовое оздоровления включает в себя мероприятия, направленные на получение денежных средств, и не влечет каких-либо существенных организационных, кадровых и иных мероприятий.

Намерением законодателя, регламентировавшего финансовое оздоровление, было создание новой процедуры, которая будет наиболее применимой и актуальной для кредиторов и должника. Вот только ее недостатки оказались намного существеннее преимуществ. Кредиторы не хотят рисковать своим положением и голосовать за введение данной процедуры, если только кто-либо не захочет обеспечить исполнение обязательств должника как это предусмотрено п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве, но кто будет вкладывать в проблемный и высокорисковый бизнес, который более того находится в процессе банкротства (эдакий российский, запоздалый cram-down)? Даже собственник бизнеса, то лицо, которое наиболее заинтересованно в сохранении бизнеса, лучше воздержится от дополнительных вливаний, поскольку они не гарантируют восстановления платежеспособности должника (который скорее всего уже сделал все возможное для реабилитации на добанкротной стадии).

В действующем виде процедура финансового оздоровления является малоприменимой и ненужной, а потому нуждающейся в серьезных изменениях и дополнениях. Самым достоверным обстоятельством ненужности данной процедуры в действующем виде является самый низкий процент ее применимости и результативности среди всех других реабилитационных процедур.

Возвращаясь к ранее заявленному тезису о необходимости закрепить в Законе о банкротстве возможность контроля над должником в ходе исполнения мирового соглашения, можно прийти к выводу, что результатом введения этого маленького, но значимого нововведения в закон отпадет необходимость в регулировании такой процедуры как финансовое оздоровление в принципе, поскольку ее функции и применяемые мероприятия будут задублированы с мировым соглашением.

В этом случае отличиями финансового оздоровления останутся только:

  • возможность применения процедуры в обход решения кредиторов при наличии обеспечения обязательств должника со стороны его участников или третьих лиц;
  • ограничение по сроку действия.

Проблема финансового оздоровления существует довольно давно. Реформированию процедуры финансовое оздоровление посвящен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления», разработанный Министерством экономического развития еще в 2009 году.

Согласно этому законопроекту существенно расширяется перечень реабилитационных мероприятий, которые можно будет применить в рамках финансового оздоровления. У должника появится возможность начать процесс несостоятельности с реабилитационной процедуры – финансового оздоровления, в обход процедуры наблюдения.

Согласно законопроекту Министерства экономического развития, в план финансового оздоровления можно будет включить такие мероприятия, как: реорганизация должника, продажа предприятия должника или части имущества должника, замещение активов должника. Таким образом, получается, что должник получит возможность инициировать процедуру финансового оздоровления, в рамках которой можно будет применить реорганизацию должника или замещение активов должника (довольно радикальные по свой специфике мероприятия, которые сейчас доступны только в процедуре внешнего управления). Особую важность представляет тот факт, что руководство сохранит возможность управления юридическим лицом, пусть и с определенными ограничениями. Финансовое оздоровление должно было стать российским аналогом процедуры по главе 11 Кодекса о банкротстве США.

При реформировании законодательства о банкротстве по проекту Министерства экономического развития процедура финансового оздоровления могла получить «второе рождение», превратиться из ненужной и малоприменяемой в настоящий оплот реабилитации. Наиболее важные нововведения в этой связи: 1) включение дополнительных мероприятий из внешнего управления; 2) возможность начала процесса несостоятельности с реабилитационной процедуры в обход процедуры наблюдения, благодаря чему действие реабилитационных мероприятий начнется гораздо раньше.

Но спустя какое-то время Министерство экономического развития отошло от идеи реформировать финансовое оздоровление и в конце 2017 года в Государственную Думу был внесён существенно измененный законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», который предусматривал создание новой процедуры – реструктуризации долгов.

По сути, новое финансовое оздоровление и реструктуризация долгов очень похожи, у них похожий перечень мероприятий, похожие основания для введения процедуры, возможность введения процедуры в обход наблюдения и другие моменты.

И хотя саму предложенную процедуру реструктуризации долгов, действительно, можно оценить как очень перспективную, непонятно почему законодатель намеревается создать еще одну процедуру. Возникает ощущение, что потребительский дух перешел и в область законодательства: зачем ремонтировать (реформировать) старую процедуру, когда можно купить (создать) новую? Все таки по финансовому оздоровлению уже есть определенная статистика, хоть и небольшой, но опыт применения. Если внести изменения в финансовое оздоровление можно будет изучать проблему реабилитации в динамике.

Учитывая, что финансовое оздоровление наименее эффективная процедура из закрепленных законом, то целесообразно внести эти изменения именно в процедуру финансового оздоровления (ранее законодатель придерживался именно такой позиции). Более того в результате реформирования именно процедуры финансовое оздоровление у такой процедуры возникнет шанс на более частое и эффективное применение.

Я полагаю, что только ограниченность мирового соглашения делает необходимым введение в Закон о банкротстве иный процедуры – финансового оздоровления. Но если эту ограниченность убрать (или не реформировать), то данная процедура будет не нужна в принципе.

Мартышина Т.К. Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства). Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства): Дис… канд. юрид. наук. М. 2009.

Процедура финансового оздоровления

Актуально на: 14 июля 2017 г.

Процедура финансового оздоровления – одна из процедур, применяемых в ходе банкротства юридических лиц. Она предполагает восстановление платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2, ).

Как вводится процедура финансового оздоровления

Еще на этапе процедуры наблюдения к первому собранию кредиторов могут обратиться учредители (участники) должника или третьи лица с ходатайством о введении финансового оздоровления (п. 1 ст. 76 Закона № 127-ФЗ). Они же могут предоставить и обеспечение исполнения обязательств должника (п. 1 ст. 79 Закона № 127-ФЗ).

Рассмотрев указанное ходатайство, первое собрание кредиторов вправе принять решение о введении процедуры финансового оздоровления предприятия и обратиться в суд с соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 73 Закона № 127-ФЗ). По общему правилу на основании этого решения суд выносит определение о введении финансового оздоровления и в нем же утверждает административного управляющего (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 75, п. 1,2 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). При этом в решении собрания, а также в определении суда должен быть указан предполагаемый срок процедуры и график погашения задолженности (п. 1 ст. 74, п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). Кроме того, в решении собрания также должен содержаться утвержденный план финансового оздоровления, если обеспечение должнику для исполнения им своих обязательств предоставлено не было (п. 1 ст. 74, п. 1 ст. 84 Закона № 127-ФЗ).

Что происходит после введения финансового оздоровления

Введение финансового оздоровления ведет к определенным последствиям для лиц, участвующих в деле о банкротстве. Так, с даты вынесения судом соответствующего определения (п. 1 ст. 81 Закона № 127-ФЗ):

  • меры по обеспечению требований кредиторов, принятые до финансового оздоровления, отменяются;
  • аресты и иные ограничения в отношении имущества должника могут быть наложены только в рамках арбитражного процесса;
  • выплата дивидендов и иных платежей по ценным бумагам должника не допускаются;
  • и другие.

Вместе с тем, главное, что должен делать должник в ходе финансового оздоровления – это расплачиваться с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2 ст. 84 Закона № 127-ФЗ). При этом органы управления компании продолжают действовать и исполнять руководящие функции, но вместе с тем должны соблюдать некоторые ограничения (п. 1 ст. 82 Закона № 127-ФЗ). К примеру, они не могут без согласия кредиторов (их собрания или комитета) совершать сделки по выдаче займов, кредитов, а также предоставлять поручительства или гарантии (п. 3 ст. 82 Закона № 127-ФЗ).

Основные функции административного управляющего в этот период следующие (п. 3 ст. 83 Закона № 127-ФЗ):

  • вести реестр требований кредиторов;
  • контролировать исполнение должником текущих требований;
  • следить за ходом выполнения плана финансового оздоровления (при его наличии) и графика погашения задолженности;
  • контролировать своевременность и полноту перечисления средств в погашение долгов кредиторам;
  • изучить отчет должника о выполнении графика погашения задолженности, составить по этому поводу заключение и представить его собранию кредиторов, и т.д.

Отчет об итогах проведения финансового оздоровления должник обязан направить административному управляющему не позднее чем за месяц до истечения срока процедуры. А если обязательства перед кредиторами погашены ранее, то должник сразу после этого может подать отчет о досрочном окончании финансового оздоровления (п. 1 ст. 86, п. 1 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).

Административный управляющий на основании этого отчета готовит заключение, направляет его кредиторам и в арбитражный суд. Если жалоб от кредиторов на действия должника и управляющего не будет, то суд примет решение о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 3, 5 ст. 88 Закона № 127-ФЗ). Иначе может быть принято решение о введении внешнего управления, либо конкурсного производства (п. 6 ст. 88 Закона № 127-ФЗ).