Приостановление деятельности

Содержание

Как на время «заморозить» компанию: приостановление деятельности ООО

В кризис возникают проблемы с бизнесом вплоть до необходимости закрыть компанию, чтобы не нести убытки.

Но совсем необязательно расписываться в своей полной беспомощности и запускать процесс ликвидации фирмы – есть возможность просто приостановить ее деятельность временно, пока обстановка не станет благоприятной для дальнейшей работы.

Причем сделать это могут как контролирующие органы при нарушениях в работе компании, так и само руководство по любым причинам.

Исправив нарушения и дождавшись окончания временного запрета можно вернуться к работе, а если вы увели фирму в «отпуск» по собственной инициативе, то можете возобновить деятельность в любой момент – это никто не будет контролировать.

О чем должен знать владелец компании, находящейся на грани закрытия и как спасти свою репутацию и свой семейный бизнес с наименьшими потерями? Как это работает и что нужно сделать для приостановления деятельности ООО? Разберем нюансы добровольного приостановления работы организации.

Как закон регулирует вопрос?

Как бы странно это ни было, но в законе нет такого понятия, как «приостановление деятельности организации».

Если созданию и ликвидации ООО (юридического лица) посвящены различные статьи нормативных актов, то порядок административного приостановления деятельности ничем не регламентирован.

Однако есть определенные рекомендации для желающих на время «заморозить» работу предприятия.

Что вообще подразумевается под этим процессом?

Все просто: предприятие прекращает работать в полную силу и не ведет больше никакой коммерческой деятельности, что не освобождает его от необходимости подавать нулевую отчетность. При этом всегда можно вернуться к работе в нормальном режиме без лишних формальностей.

Порядок действий

Еще раз подчеркнем, что не существует четкой инструкции, как и в какие сроки необходимо что-то делать при намерении остановить работу предприятия. Важно лишь решить все вопросы, касающиеся деятельности фирмы и не нарушить закон:

  1. В первую очередь нужно издать приказ о приостановке деятельности с указанием причин решения.
  2. Сначала выполнить обязательства, закрыть все сделки и расторгнуть договора с контрагентами – поставщиками, партнерами, клиентами.
  3. Затем разобраться с персоналом, чтобы освободить сотрудников от работы на период приостановления деятельности.
  4. Позаботиться об имуществе предприятия и минимизировать возможные издержки на содержание активов в период перехода в «спящий режим».
  5. Уведомить в свободной форме (в виде письма) все заинтересованные контролирующие инстанции (главное – оповестить ИФНС) о решении по приостановке деятельности.

При всем при этом нужно продолжать вести бухгалтерский учет, чтобы готовить отчетность.

Сдавать отчеты в налоговую необходимо, даже если деятельность предприятием не ведется, поэтому придется регулярно заполнять нулевые декларации.

Образец приказа о приостановлении работы ООО.

Остановка финансовых операций

Нельзя закрывать банковские счета организации – в этом случае приостановление деятельности может быть признано фиктивным и контролирующие органы затеют проверку и могут принять решение о принудительной ликвидации ООО.

Однако обязательное условие для подачи нулевой декларации – полное отсутствие движения по счетам и отсутствие доходов/расходов. По этой причине нужно прекратить любые операции по счетам и не проводить наличные расчеты.

Главное – отсутствие обязательств, тогда вы сможете спокойно взять тайм-аут и поставить все финансовые потоки на паузу, расторгнув все договора поставок, аренды и трудовые договоренности.

Увольнение сотрудников в ходе «заморозки» компании

По Трудовому Кодексу работодатель должен оплачивать сотрудникам вынужденные простои, возникшие по его вине, в размере 2/3 среднего заработка работника. Но есть возможность сэкономить на содержании персонала, который сейчас не нужен и неизвестно, когда понадобится:

  • уволить сотрудников при взаимном согласии (в качестве основания увольнения указать п. 1 ст. 77 ТК РФ – по соглашению сторон или п. 3 ст. 77 ТК РФ – по собственному желанию);
  • отправить всех работников и даже руководителя в неоплачиваемый отпуск (отпуск без содержания).

По договоренности с коллективом руководство может выбрать подходящий способ увольнения сотрудников или, напротив, задержания их в штате, чтобы при необходимости ценный кадр приступил к работе без отлагательств.

Как поступить с активами?

Основные средства (техника, оборудование, здания и имущественные комплексы) на балансе организации при приостановке деятельности ООО можно законсервировать.

При этом не придется начислять амортизацию, если консервация произведена на срок свыше 2 месяцев. Но вот платить налог на имущество придется, поэтому стоит рассмотреть варианты передачи активов в собственность другим предприятиям.

Сдача отчетности

При приостановке работы ООО придется все также уплачивать налоги и подавать отчетность по всем тем фискальным сборам, что и при работе в «полную силу».

Даже факт нахождения начальства в бессрочном отпуске без выплаты содержания не снимает с него ответственности в уплате налогов, ведению учета и сдаче деклараций.

При необходимости сделать перерыв в работе можно в любой момент приостановить деятельность ООО. Определенного законодательно регламентированного порядка прекращения работы предприятий не существует.

Поэтому главная задача начальства – подчистить все «хвосты» и разобраться с тем, как поступить с ресурсами компании – трудовыми, финансовыми, производственными.

Приостановка деятельности компании не освобождает от ответственности по сдаче отчетности – в течение всего перерыва в работе нужно будет подавать в налоговую декларацию с нулевыми данными.

Решение о приостановлении государственной регистрации, будь то реорганизации или ликвидации юридического лица принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. Виды сведений, при включении которых в ЕГРЮЛ допускается приостановление государственной регистрации:

  • в связи с реорганизацией юридического лица;
  • в связи с ликвидацией юридического лица.

Обращаем внимание, что налоговым законодательством не предусматривается возможность приостановления государственной регистрации юридических лиц при их создании, кроме создания путем реорганизации (см. п. 7 оснований утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

Вообще «приостановление» возможно практически при любых регистрационных действиях, совершаемых в отношении конкретного юридического лица, конечно кроме его создания (первичной регистрации). Но и здесь не все так просто, как кажется, ведь одного лишь обращения за включением в ЕГРЮЛ сведений, при которых допускается приостановление регистрации, недостаточно, для этого нужно еще установить законные основания для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

Основания приостановления реорганизации как формы альтернативной ликвидации, со стороны государственных органов и кредиторов

Сегодня юридическое лицо можно ликвидировать так называемыми альтернативными методами ликвидации, например, такими как:

  • Слияние. Данный метод основан на соединении (слиянии) нескольких юридических лиц и прекращении своего существования, а на их основе создается новое юридическое лицо – правопреемник их прав и обязанностей.
  • Присоединение. Этот метод отличается от слияния тем, что одно присоединяемое юридическое лицо прекращает свое существование, после чего его права и обязанности переходят к другому лицу – присоединяющему.

И первый, и второй метод имеют один результат – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ. Поскольку мы разбираем реорганизацию юридического лица путем присоединения, остановимся на нем более подробно. Итак, реорганизация – это переход прав и обязанностей от одной организации к другой, путем слияния, поглощения, выделения или полного их прекращения в процессе ликвидации. В любом случае, одна из компаний прекратит свое существование, а сведения о такой компании навсегда исключаются из ЕГРЮЛ. Все права и обязанности ликвидируемой путем реорганизации компании переходят к компании правопреемнику. Процедура реорганизации, пожалуй, является самой продолжительной по сравнению с другими альтернативными способами и методами ликвидации юридического лица. Но намного быстрее, чем традиционная добровольная ликвидация. Отменить реорганизацию компании довольно сложно, поскольку такая отмена допускается только путем обращения заинтересованных лиц в суд, а суд – дело не быстрое.

С 01 сентября 2014 года Федеральным законом РФ от 05.05.2014г. № 99-ФЗ в статью 60.1 и 60.2 Гражданского кодекса РФ, которые содержат положения об отмене уже проведенной или начатой процедуры реорганизации юридического лица, были внесены изменения. Так, статья 60.1 Гражданского кодекса РФ наделяет заинтересованных лиц правом признавать недействительным решение о реорганизации юридического лица. В пункте 2 указанной статьи говорится, что в случае признания такого решения недействительным, сама реорганизация сохраняется в силе, то есть юридические лица, созданные в результате такой реорганизации, не ликвидируются, а сделки, совершенные такими юридическими лицами, продолжают действовать. Срок для оспаривания решения составляет три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации юридического лица (если иной срок не установлен законом).

В статье 60.2 Гражданского кодекса РФ говорится исключительно о признании несостоявшейся реорганизации корпорации. В то время как возможность оспаривания решений о реорганизации предоставлена всем видам юридических лиц, в том числе, унитарным. На первый взгляд, такой подход с законодательной точки зрения не обоснован, поскольку каких-либо видимых причин отказывать в признании реорганизации несостоявшейся в отношении унитарных юридических лиц нет. Однако исходя из данной нормы нужно понимать, что несостоявшейся может быть признана только реорганизация корпорации.

В свою очередь, требовать отмены реорганизации или признания ее несостоявшейся можно только после внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах, образовавшихся в результате такой реорганизации. Пока эти сведения не будут внесены в ЕГРЮЛ, реорганизация считается незавершенной, следовательно, и признать ее несостоявшейся невозможно. Отметим, что Гражданский кодекс РФ не содержит четкого перечня оснований для отмены процедуры реорганизации как альтернативного метода ликвидации юридического лица. На практике такими основаниями являются:

  • нарушение порядка принятия решения о реорганизации юридического лица (например, решение принято не полным составом учредителей);
  • предоставление на государственную регистрацию реорганизации юридического лица подложных документов.

Именно этими основаниями может руководствоваться заинтересованное лицо при обращении в суд с исковым заявлением об отмене процедуры реорганизации юридического лица. На сегодняшний день установлен довольно широкий круг заинтересованных лиц, имеющих право выступать инициатором приостановки процедуры реорганизации юридического лица, ими могут быть:

  • собственники бизнеса (участники, учредители);
  • кредиторы, чьи интересы нарушены, а также при наличии непогашенной задолженности;
  • сотрудники налоговых органов, в случаях, если при организации были заявлены (поданы) недостоверные сведения.

Инициатива кредиторов реорганизуемого юридического лица предполагает заполнение возражения на проведение такой реорганизации в виде заявления по форме Р38001, которое необходимо подать в регистрирующий орган до момента исключения Общества из ЕГРЮЛ. Однако, налоговый орган может и отказать кредитору в таком приостановлении, тогда заинтересованному лицу придется обратиться в суд.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на приостановление процедуры реорганизации Общества по инициативе налоговой инспекции. Такой возможностью налоговики наделены статьей 4 Федерального закона 30 марта 2015 года № 67-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2016 года. Согласно положениям данного нормативного акта, приостановка процедуры реорганизации юридического лица может быть произведена на один месяц. Цель такой приостановки – проверка достоверности сведений, поданных в налоговый орган в связи с реорганизацией юридического лица.

Основания отмены регистрационных действий по процедурам реорганизации и добровольной ликвидации

Наверняка многие собственники (участники) компаний в последнее время все чаще стали получать отказы в реорганизации юридического лица в форме присоединения, отсюда множество вопросов и неясностей, почему? Ведь на практике процедура реорганизации существует, но что является причиной отказа налоговой инспекции в ее регистрации?

Дело в том, что с 01 января 2016 года в ступил в силу Федеральный закон от 30 марта 2015г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Именно данным федеральным законом в налоговое законодательство были добавлены новые основания (причины) отказа в государственной регистрации, в том числе это коснулось реорганизации юридических лиц (см. подп. «х» ст.23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в действующей редакции) в части не соблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры реорганизации юридического лица, и иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации.

Если внимательно ознакомиться с изменениями, вносимыми в вышеназванные нормативные акты и налоговое законодательство РФ даже за последний год, можно сделать лишь один вывод, что налоговым органам ни как иначе, как дана команда всеми силами и способами бороться с реорганизацией юридических лиц. Сегодня любое обращение собственника (участника), кредитора в налоговый орган с документами на государственную регистрацию реорганизации юридического лица приведет к вынесению отказа в ее совершении.

Регистрирующий орган, руководствуясь подпунктом «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), вправе отказать в государственной регистрации, если:

  • компания фактически не находится по адресу (который указан в ЕГРЮЛ);
  • компания не получает корреспонденцию от контролирующих органов (в частности от налогового органа);
  • в налоговый орган поступило обращение кредитора.

Основанием отмены ликвидации может стать неверное составление ликвидационного баланса, с таким нарушением возможна отмена ликвидации по решению суда. Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициировано как самими участниками путем принятия добровольного решения о таком прекращении, так и по инициативе государственных органов и другими заинтересованными лицами по решению суда (например, кредиторами ликвидируемого юридического лица). Мы уже отмечали, что отмена процедуры ликвидации в законодательных актах не отражена, но и одновременно не запрещают сегодня прекращать начатые процедуры ликвидации юридического лица. На практике для отмены ликвидации может быть несколько оснований, это могут быть устранение обстоятельств, изначально подтолкнувших к принятию решения о ликвидации юридического лица, ликвидация утратила свою актуальность, у юридического лица произошли изменения, благодаря которым собственникам удается вывести компанию из кризисной ситуации.

Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@, которым утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий» должен соблюдаться всеми регистрирующими органами при принятии решений о приостановлении государственной регистрации. В каждом конкретном случае существуют и собственные причины для прекращения ликвидации юридического лица, однако важно чётко понимать, что появившиеся обстоятельства являются достаточным поводом для остановки текущего процесса.

Сами же налоговые органы тоже дают разъяснения касаемо отмены начатой процедуры ликвидации/реорганизации компании, где указывают, что при незавершенном процессе ликвидации, ее отмена не проблематична, главное чтобы все необходимые документы были правильно подготовлены. Также налоговики указывают, что при наличии в ЕГРЮЛ записи о закрытии (ликвидации) юридического лица, отменить ликвидации уже не представляется возможным. Если же ликвидация остановилась на стадии подготовки внутренних документов, после чего участниками юридического лица принимается решение об отмене начатой процедуры ликвидации, подготовка дополнительных документов и уведомление налогового органа не требуется. В случаях, если участники юридического лица не подготовили необходимые документы, и не успели уведомить о ликвидации налоговый орган, им необходимо заново оповещать все необходимые инстанции, содержащие сведения о прекращении процедуры ликвидации и продолжении работы организации в обычном порядке. В свою очередь, отмена ликвидации допускается тогда, когда принятое решение является добровольным.

Прекращение деятельности юридического лица сегодня выполняется строго в соответствии с Гражданским кодексом РФ, в том числе в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В указанных правовых актах не содержится информации о запрете отмены процедуры как таковом, отсюда следует, что применяться она на практике вполне может. Сам по себе процесс ликвидации юридического лица очень длительный процесс, в ходе реализации которого могут произойти существенные перемены взглядов учредителей ликвидируемого юридического лица на те или иные трудности, факторы или проблемы. Отмена процедуры ликвидации юридического лица может быть инициирована на любой стадии ликвидации, однако главное, чтобы решение об отмене такой процедуры было принято до момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, в противном случае процесс становится не обратимым.

Последствия приостановления и отмены процедуры реорганизации и ликвидации юридического лица для собственников и директоров ликвидируемых юридических лиц

Приостановление процедуры реорганизации юридического лица влечет и свои последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, такие как:

  • признание принятого решения о реорганизации недействительным до момента регистрации всех вновь образовавшихся юридических лиц, правопреемство наступает только в отношении уже зарегистрированных юридических лиц, в остальной части права и обязанности сохраняются за прежними юридическими лицами (п.3 ст. 60.1 ГК РФ);
  • в силу п.4 ст.60.1 участники, голосовавшие против принятия решения, либо не участвовавшие в голосовании; кредиторы реорганизованного юридического лица имеют право требовать с лиц, недобросовестно способствовавших принятию решения о реорганизации, возмещения убытков. Кроме того, убытки обязаны возместить юридические лица, созданные в процессе реорганизации, члены коллегиального органа, принявшего решение, в том случае, если они голосовали за принятие соответствующего решения.

В целом если рассматривать сложности и риски, вероятность возникновения которых возможна при реорганизации юридического лица, важно обращать внимание на статью 60.1 Гражданского кодекса РФ, в которой с недавних пор вопросы защиты прав кредиторов реорганизуемой компании уже более детально урегулированы, урегулированы нормы о праве требования кредиторов реорганизуемого юридического лица исполнения обязательства по погашению задолженности, и порядок реализации этого права, нормы о солидарной ответственности правопреемников и самого реорганизуемого юридического лица перед кредиторами.

Как уже отмечалось ранее, прекращение деятельности юридического лица невозможно, если инициатором прекращения такой процедуры выступает государственный или иной уполномоченный орган, подавший соответствующее исковое заявление в суд. По закону отменить уже запущенный процесс ликвидации может только учредитель (участник) ликвидируемого юридического лица, который добровольно принял такое решение.

Однако, с лета прошлого года по поданным участниками компаний заявлениям о государственной регистрации юридического лиц в связи с их ликвидацией/реорганизацией, налоговики активно стали принимать решения о приостановке таких действий сроком на 1 месяц. Такие приостановки налоговые органы связывают с необходимостью проверки сведений, подаваемых в ФНС в связи с регистрацией процедуры ликвидации юридического лица. Но данная волна приостановок не ограничивается лишь приостановлением процедур ликвидации, за такими приостановками следуют отказы и в завершении начатых процедур реорганизаций юридических лиц.

Что касается отмены регистрирующим органом процедур ликвидации и реорганизации юридических лиц во внесудебном порядке важно отметить, что массовая заморозка процедур ликвидаций юридических лиц, в том числе путем реорганизации в форме присоединения, произошла почти на всей территории страны на основании Приказа ФНС России от 11.02.2016г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2, 4.4. статьи 9 Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии с данным приказом очень усложнена альтернативная ликвидация юридических лиц – путем одновременной смены директора и учредителей, а также путем вывода компаний в другие регионы. Помимо указанного налоговые органы по собственной инициативе вправе отменить уже внесенную запись в ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, руководствуясь вышеназванным приказом.

Данные меры могут быть приняты и в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, ведется незавершенная выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки, либо у указанного юридического лица имеется недоимка или задолженность перед бюджетом.

С момента вступления введения в действие ранее указанного приказа, налоговики стали буквально на корню пресекать попытки собственников убежать в другой регион, требуя уже нотариально заверенные решения участников юридического лица, и это далеко не единственный рычаг воздействия на налогоплательщика, пытающегося скрыться от уплаты налогов и сборов. В налоговых органах уже полноправно введены в активное действие списки директоров-номиналов, массовость которых уже установлена фискалами, кроме того, существуют и активно применяются в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками списки номинальных акционеров (участников) юридических лиц. В некоторых регионах к борьбе с недобросовестными налогоплательщиками подключаются сотрудники правоохранительных органов, которые в свою очередь, не меньше налоговой интересуются числом аффилированных юридических лиц и массовостью директоров и учредителей таких компаний. С начала 2015 года вывод фирм в регионы вообще стал очень затруднительным процессом, к началу 2016 года такая процедура стала практически невозможна.

Ранее нами уже рассматривалась тема «Ликвидации ООО путем присоединения в 2016-2017 году: проблемы, альтернативы, перспективы» и уже отмечали в данной статье, что с июня 2016 года налоговые органы стали выносить решения о приостановке регистрации реорганизации в форме присоединения на один месяц для проверки достоверности представленных сведений, руководствуясь статьей 4 Федерального закона РФ от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который вступил в силу с 01 января 2016 года.

И в завершении рассматриваемой темы, еще раз обращаем Ваше внимание, что за такими приостановками следуют и отказы в завершении начатых реорганизаций в форме присоединения, количество которых значительно возрастает. В период приостановления реорганизации в форме присоединения налоговые органы вызывают директоров для получения пояснений и документов, подтверждающих достоверность заявленных ими на регистрацию сведений о реорганизуемых компаниях.

Приостановление реорганизации будет действовать по принципу проверки достоверности сведений, представленных на регистрацию юридического лица, это связь и массовость адресов, номинальность директора и пр., а значит избежать налоговой ответственности уже вряд ли удастся.

Приостановление деятельности компании: анализируем причины

19.10.2009

Организациям при осуществлении бизнеса предоставлена свобода действий. Ведь согласно нормам Гражданского кодекса предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Однако такая самостоятельность не означает, что организация вправе не соблюдать или игнорировать нормы действующего законодательства. Деятельность нарушителей установленного порядка подлежит принудительному приостановлению. Кроме того, организация может временно прекратить коммерческую деятельность и по решению собственного руководителя или учредителя.

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ)

Принудительное приостановление деятельности компании

Видами принудительного приостановления деятельности организации могут быть административное приостановление деятельности и временный запрет деятельности.

Административное приостановление деятельности

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений. Назначать его вправе только суд.

Согласно пункту 1 статьи 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда

В статье 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

  • деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков
  • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений
  • осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

  • жизни или здоровью людей
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды

Кроме того, деятельность организации может быть приостановлена в случае совершения административного правонарушения в области:

  • оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
  • противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности
  • правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)
  • порядка управления
  • общественного порядка и общественной безопасности
  • градостроительной деятельности

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами статьи 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости — при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

Из части 2 статьи 29.10 КоАП РФ следует, что судебный пристависполнитель не должен самостоятельно определять мероприятия, обеспечивающие исполнение судебного постановления. Их назначает суд В соответствии с частью 2 статьи 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

  • опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс
  • наложение пломб
  • иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик — 90 суток. Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

  • дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается
  • мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки
  • лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность. Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ). При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в статье 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ) После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства. Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания. В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 письма ВС РФ от 06.03.2006 № 1936-5/общ).

Обратите внимание

Если фирма не соблюдает нормы пожарной безопасности

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Кстати

О приостановлении операций по счетам

Вопрос о применении к нарушителю дополнительных мер по приостановлению операций по счетам решается при нарушении им законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Это следует из части 2 статьи 29.10 КоАП РФ. Поэтому у организации, деятельность которой административно приостановлена за нарушения, отличные от указанных нарушений, не приостанавливаются операции по счетам. Следовательно, она может оплачивать имущество, работы и услуги, необходимые для устранения нарушений.

Временный запрет деятельности

Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ) Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчи тывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Добровольное приостановление деятельности

Основаниями добровольного приостановления деятельности организации, как правило, являются технические, организационные, экономические причины, природные или климатические условия, чрезвычайные обстоятельства.

Добровольная приостановка деятельности (как и принудительная) может относиться или ко всей компании в целом, или к ее филиалу, представительству, структурному подразделению, производственному участку. Кроме того, может быть остановлена эксплуатация отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений.

В любом случае вне зависимости от причины, послужившей основанием для приостановки деятельности, принцип документального оформления един — издание приказа (распоряжения) руководителем организации. В приказе необходимо указать причину, дату начала и окончания временного прекращения деятельности, перечень останавливаемых подразделений (участков, объектов, оборудования), а также лицо, ответственное за исполнение данного приказа (распоряжения).

Технические, организационные или экономические причины

Нередко временная остановка деятельности организации необходима для перепрофилирования бизнеса, технического перевооружения, реконструкции или модернизации оборудования. Деятельность может быть приостановлена и по причинам экономического характера — из-за снижения спроса на продукцию компании или вследствие срыва поставок сырья, оборудования и др.

Как уже отмечалось, при добровольном приостановлении деятельности организации ее руководитель обязан издать соответствующий приказ (распоряжение). Но еще до его оформления в компании должны быть проведены определенные подготовительные работы.

Так, если временное прекращение деятельности происходит по техническим причинам, то сначала разрабатывается проектная документация, утверждаются сметы, устанавливаются сроки начала и окончания мероприятий по техническому перевооружению (модернизации) оборудования, зданий и сооружений. В аналогичном порядке производится и оформляется временная остановка деятельности по организационным причинам.

Если компания приостанавливает деятельность по причинам экономического характера, например из-за снижения спроса на продукцию (работы, услуги), то распорядительный документ издается на основании служебной записки руководителя коммерческого отдела или другого соответствующего подразделения. К служебной записке целесообразно приложить справку из бухгалтерии и отчет службы маркетинга об анализе рынков сбыта.

Если указанный в приказе срок приостановления деятельности истек, а функционирование компании не может быть восстановлено, то для корректировки конечной даты следует издать новый приказ. В таком же порядке оформляется и решение о сокращении периода приостановления деятельности организации.

Сезонный характер работ

Сезонное производство — это производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый для целей налогообложения, утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 382

При сезонном характере работы компания полноценно осуществляет деятельность в течение определенного периода, когда позволяют климатические условия. В остальное время ее деятельность приостанавливается. Но это не означает, что организация закрывается. Она продолжает функционировать, проводя подготовку к новому сезону. В период подготовки у компании, как правило, отсутствует выручка. Чтобы открыть или закрыть сезон, достаточно приказа руководителя компании, в котором будут указаны соответствующие даты. При окончании сезонных работ распорядительный документ должен содержать указание о необходимости проведения подготовительных работ к следующему сезону.

Отметим, что наступление сезонных работ требует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. При заключении трудовых договоров с сезонными работниками кадровики будут ориентироваться на даты, указанные в приказе, и в соответствии с ним указывать эти даты в договорах, заключаемых с работниками.

Справка

Приостановление лицензии

Некоторые виды предпринимательской деятельности подлежат обязательному лицензированию. Приостановление лицензии приводит к приостановлению лицензируемого вида деятельности, но не всей компании в целом. При этом приостановление лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10)

Чрезвычайные обстоятельства

Деятельность компании может быть приостановлена и вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К ним относятся стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи на производстве, эпидемии и другие непредотвратимые в данных условиях обстоятельства, когда ставятся под угрозу жизнь или нормальные условия жизни населения.

Временное прекращение деятельности компании в названных случаях также осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя, в котором указываются сроки приостановления. Кроме того, согласно отдельному распоряжению создается комиссия, в обязанности которой входит выяснение причин бедствия, координация проведения необходимых мероприятий, а также контроль за их исполнением. Можно обязать комиссию оформлять соответствующие акты, в которых будут отражены и результаты выяснения причин простоя, и комплекс выработанных мероприятий для ликвидации его последствий. Форма подобного акта законодательством не регламентирована, поэтому он составляется в произвольной форме.

Урегулирование трудовых отношений с работниками при простое

О предстоящем приостановлении деятельности (простое) по причинам, связанным с проводимыми изменениями организационных или технологических условий труда, и об изменении в связи с этим условий, предусмотренных в трудовых договорах, работодатель обязан уведомить каждого сотрудника организации (структурного подразделения, эксплуатируемого объекта) персонально. Сделать это нужно в письменной форме не позднее чем за два месяца. Основание — статья 74 Трудового кодекса.

Определенные сторонами условия трудового договора могут быть изменены в некоторых случаях по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника

Перевод работника на другую работу

Если работник не согласен работать в новых организационных и технологических условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии такой работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 ТК РФ.

На срок до одного года работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме (ст. 72.2 ТК РФ).

На срок до одного месяца работник может быть переведен без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя в случаях простоя (приостановки деятельности по причинам экономического, технологического или организационного характера) и необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества, замещения временно отсутствующего работника, если простой и необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны определенными чрезвычайными обстоятельствами.

При необходимости работники предприятия могут быть привлечены к ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств. В этом случае согласия работника на перевод на другую работу также не требуется. Но не стоит забывать, что длительность такого перевода не может превышать одного месяца (ст. 72.2 ТК РФ).

Обязан ли работник во время простоя находиться на рабочем месте

Место нахождения работника во время простоя законодательством не определено. Поэтому работодатель вправе самостоятельно установить, должен работник в период простоя находиться на рабочем месте или нет.

При отсутствии сотрудников на рабочих местах во время простоя работодателю не надо осуществлять расходы, связанные с их содержанием, в частности оплачивать электроэнергию, услуги связи и т. п. В случае административного приостановления деятельности с опечатыванием производственных и служебных помещений у сотрудника просто нет возможности попасть на свое рабочее место. Поэтому в интересах обеих сторон трудового договора разрешить работникам не присутствовать на рабочих местах во время простоя.

Информацию о том, что сотрудники не обязаны во время простоя находиться на рабочих местах, следует отразить в приказе. При этом все работники должны быть ознакомлены с этим приказом.

Статья опубликована в журнале «Российский налоговый курьер», 2009 г., № 20.

Специалисты компании «Финансовый Контроль и Аудит» оказывают аудиторские консультации по всем вопросам бухгалтерского и налогового учета, в том числе по оптимизации налогообложения, и по вопросам регистрации фирм.

Будем рады сотрудничеству с Вами по любым направлениям наших услуг!

Приостановка деятельности ООО учредителями

03.12.2019

В практике деятельности коммерческих организаций есть такое понятие, как приостановление деятельности. Прекращение деятельности ООО без ликвидации — это процедура, которой вправе воспользоваться организации, если считают, что приостановка бизнеса поможет избежать финансовых рисков, например, потери денежных средств.
Добровольная приостановка деятельности ООО – это вынужденная мера, к которой прибегают в тех случаях, когда по некоторым причинам нет возможности обеспечить дальнейшее нормальное функционирование организации. Причины могут быть разные – технические, организационные, экономические и чрезвычайные обстоятельства.

Как уже стало ясно, приостановление деятельности предприятий может быть как принудительным, так и добровольным. В данной статье мы рассмотрим оба вида приостановления и особенности их оформления

В зависимости от того, кем может быть приостановлена деятельность организации, выделяют два вида этой процедуры:

Добровольная — принимается по решению учредителей. Предвидя наступление неблагоприятных экономических условий, руководитель вправе остановить функционирование компании.
Принудительная — принимается по решению государственных органов или суда. Основания для такой приостановки закреплены в ст. 3.12 КоАП РФ.
Целью вопроса, как оформить приостановку деятельности ООО без ликвидации, является сохранение за организацией статуса зарегистрированного юридического лица. В этом случае компания останется в реестре ЕГРЮЛ и не получит статус ликвидированной.
Необходимо отметить, что законодательствам РФ не предусмотрены действия по временному приостановлению деятельности ООО, и поэтому, осуществляя процедуру приостановления необходимо руководствоваться существующей практикой, которая успешно применяется на протяжении последних лет.
Поскольку ГК РФ и другие ФЗ не допускают приостановления деятельности предприятия по решению владельцев или руководства, в состоянии заморозки ООО по-прежнему обязано:

  • оплачивать текущие расходы, включая выплаты наемным работникам, отказавшимся уволиться либо пойти в неоплачиваемый отпуск;
  • вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность всех видов;
  • выступать ответчиком либо третьим лицом в суде.

Что делать и кого уведомить при добровольной приостановке деятельности компании

Шаг 1. Примите решение. В случае напряженной экономической обстановки или сезонности работ учредители вправе объявить приостановку.
Шаг 2. Издайте приказ. Результатом решения учредителей о «заморозке» компании является приказ о приостановлении деятельности ООО, который издается руководителем.
С приказом должны быть ознакомлены под подпись все без исключения сотрудники предприятия. Приказ издаётся за подписью руководителя ООО на официальном бланке предприятия. В приказе надо указать причину приостановления и дату начала и окончания периода прекращения функционирования предприятия.
Для продления срока приостановления издаётся новый приказ. Если же появилась возможность возобновления работы предприятия до окончания срока приостановления, то руководитель должен издать приказ о сокращении периода приостановления деятельности.

Шаг 3. Урегулирование взаимоотношений с работниками. На этом этапе следует провести переговоры и понять, что делать с сотрудниками компании при приостановлении деятельности организации. Для этого принимается одно из следующих решений:

  • расторжение трудового договора по обоюдному согласию сторон;
  • оформление отпуска без сохранения заработной платы;
  • оформление простоя;
  • перевод на другую работу или использование иных способов, установленных ТК РФ.

Некоторые сотрудники не смогут ожидать, когда организация возобновит работу, и будут увольняться. Оставшимся сотрудникам надо обязательно оформить отпуск за свой счёт (без содержания) – для этого на каждого издаётся соответствующий приказ. Не является исключением и директор ООО – ему так же как и всем оформляется отпуск за свой счёт. Если этого не сделать, то организация обязана начислять и выплачивать зарплату, следовательно, будут накапливаться долги по зарплате и отчислениям в бюджет.

Шаг 4.Выполнение всех обязательств

Необходимо оплатить все платежи и в первую очередь обязательные и начисленные налоги. Если этого не осуществить, то за период простоя будут накапливаться штрафы и пени за просроченные платежи, что в последствие приведет к серьезным суммам задолженности.
Так же нужно взыскать долги перед предприятием и расплатиться с кредиторами. Это необходимо во избежание претензий со стороны кредиторов, грозящих пенями и штрафами, и незапланированных поступлений средств.

Шаг 5.Подать в банк заявление о временной блокировке счета.

Если по расчётному счёту будет какое-либо движение средств, то подаваемая налоговая декларация с нулевой отчётностью будет считаться недостоверной, что в свою очередь обязывает налогового инспектора предпринять меры по недопущению сокрытия доходов предприятия и наложению санкций.

Шаг 6.Уведомите государственные органы.

Крайне важно, чтобы налоговая служба, в которой зарегистрировано предприятие, была вовремя уведомлена о приостановлении деятельности. Уведомление оформляется соответствующим письмом, которое направляется в адрес налоговой службы. Письмо должно быть напечатано на официальном бланке предприятия, скреплено печатью и подписано руководителем.

Формулировка письма аналогична приказу о приостановлении деятельности – в нём должна быть указана причина приостановки работы предприятия, а также период приостановления (если он зафиксирован в приказе).

Шаг 7. Оформление отчётности

Вне зависимости от того, осуществляет компания деятельность или нет, она всё равно остаётся налогоплательщиком, поэтому обязательно необходимо оформлять и сдавать вовремя нулевую отчетность в ФНС, ФСС, ПФР и Росстат. Если же предприятие не сдаёт вовремя необходимые налоговые декларации, то контролирующий орган вправе начислить штраф и, в конце концов, инициировать процедуру ликвидации предприятия.

Если руководитель либо учредитель общества не может предоставлять отчеты собственноручно, он вправе по соглашению назначить своего представителя, оформить доверенность на его имя и нотариально заверить.
Необходимо иметь в виду, что если приостановление деятельности без ликвидации ООО будет длиться 1 год и более и в этот период компания не будет сдавать отчетность, ИФНС примет решение об исключении общества из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ).

Принудительное приостановление деятельности ООО

Статьей 3.12 КоАП РФ установлено, что приостановление функционирования организации используется в качестве меры наказания за осуществление действий юридического лица, связанных с угрозой здоровью граждан, окружающей среде, общественной безопасности, с иным тяжелым правонарушением. Инициатором принудительного приостановления деятельности компании является государственный орган.

Суд может приостановить функционирование ООО, если:

  • деятельность компании связана с угрозой жизни и здоровью людей;
  • компания занимается производством, причиняющим существенный вред окружающей среде;
  • зафиксированы нарушения, связанные с применением и оборотом наркотических средств и веществ;
  • компания нарушила законодательство о противодействии финансированию терроризма и легализации доходов, извлеченных преступным путем;
  • совершенно иное административное правонарушение, указанное в части 1 ст. 3.12 КоАП.

Согласно ч. 2 ст. 3.12 суд вправе приостановить деятельность организации в связи с допущенным административным правонарушением на срок не более 90 суток.
Процедура состоит из следующих этапов:

Представитель государственного органа выявляет факт административного правонарушения.
Составляется административный материал. Определяется квалификация состава административного правонарушения.
Должностное лицо или суд принимает документ в форме постановления или решения, в котором определяет назначенное наказание.
На практике рассматриваемое взыскание относится к строгим наказаниям и назначается за повторное правонарушение по схожему составу.

Поделиться в социальных сетях:

Административное приостановление деятельности

Кодекс РФ об административных правонарушениях в качестве одного из видов административных наказаний предусматривает административное приостановление деятельности. В последнее время этот вид наказания применяется все чаще. Исполнение постановлений о приостановлении деятельности возложено на службу судебных приставов.

Комментарий дает начальник отдела правового обеспечения

УФССП России по Республике Карелия Татьяна Ермолинская

Общие положения

В соответствии со ст. 3.12 Кодекса РФ об административных павонарушениях (далее КоАП) под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В этой же статье установлены ситуации, когда применяется административное приостановление деятельности. Например, такой вид наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и др.

Срок, на который устанавливается административное приостановление деятельности, не может превышать 90 суток.

Законодательством предусмотрено, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП и если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В случае совершения правонарушения, по которому может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, в обеспечение производства по делу к виновному лицу может быть применен временный запрет деятельности. (ст. ст. 27.16, 27.17 КоАП).

Порядок исполнения

В соответствии со ст. 32.12 КоАП постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

Порядок исполнения постановлений об административном приостановлении деятельности установлен в ст. 109 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случае административного приостановления исполнение постановления производится немедленно и, следовательно, сроком исполнения является дата возбуждения исполнительного производства. Согласно ч. 14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения в этом случае не устанавливается.

С учетом п. 2 ст. 32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывает помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы. Также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Например, на исполнении находилось постановление суда в отношении средней школы о приостановлении деятельности в связи с низкой температурой в помещении.

Директором школы во исполнение постановления был издан приказ о приостановлении деятельности, далее проводилась работа по восстановлению температурного режима.

ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Статьей 315 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, или воспрепятствование их исполнению.

Постановления о приостановлении деятельности предприятий устанавливают срок их действия (до 90 дней). Окончание исполнительного производства производится после истечения срока. До этого момента судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль соблюдения должником установленных ограничений.

Досрочное прекращение

Досрочное прекращение административного приостановления деятельности в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания, предусмотрено п.п. 3, 4 ст. 32.12 КоАП. Вопрос о прекращении административного приостановления деятельности рассматривается судом в пятидневный срок со дня поступления ходатайства должника. При этом судьей в обязательном порядке запрашивается заключение об устранении или о неустранении должником обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.

Например, на исполнении находилось постановление суда о приостановлении эксплуатации общежития на срок 90 дней в связи с нарушением норм пожарной безопасности. Исполнение затруднялось тем, что приостановление эксплуатации могло быть осуществлено только в случае временного выселения всех граждан, проживающих в общежитии, что нарушило бы их права и законные интересы. После возбуждения исполнительного производства должником были устранены обстоятельства, послужившие для административного приостановления деятельности. Судом было вынесено постановление о досрочном прекращении административного приостановления.

Добросовестный должник, конечно, будет стремиться к тому, чтобы устранить обстоятельства, вызвавшие приостановление деятельности. К этому его стимулирует и возможность досрочного прекращения приостановления деятельности. Однако если судебный пристав-исполнитель в ходе исполнения применяет опечатывание, то такой метод может создавать препятствия должнику для устранения указанных обстоятельств.

Невозможность исполнения

В соответствии с п. 2 ст. 32.12 КоАП при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

В этой ситуации судебный пристав-исполнитель может придти к выводу о невозможности исполнения постановления суда. В соответствии с п. 4 ст. 73 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае невозможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в суд или другой орган, его выдавший.

Например, на исполнении у судебного пристава-исполнителя находилось постановление о приостановлении эксплуатации здания центральной районной больницы. С учетом, что эта больница – единственная на десятки километров в округе, невозможность исполнения, на мой взгляд, видна уже на момент вынесения такого решения. Распустить больных по домам, а вход в больницу опечатать?

Такие ситуации нередки: пример с общежитием из этой же категории. Приостановить эксплуатацию печи в 20-квартирном доме в зимнее время – еще один пример.

Интересно, что административное приостановление деятельности действует только на срок до 90 дней, после истечения срока вне зависимости от того устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления или нет, наказание действовать перестает.

Время создания документа: 16 октября 2012 15:37

Версия для печати