Приказ о воинском учете

Содержание

Приказ об организации воинского учета: обязательный ли документ, как оформить

Закон обязывает каждого субъекта бизнеса, который привлекает наемных работников, проводить мероприятия по их воинскому учету. Изначально эта функция закрепляется за руководителем компании. Однако он имеет право выбрать работника, который будет заниматься этим на постоянной основе, и указать его, издав приказ об организации воинского учета.

Все ли компании должны организовывать воинский учет

Действующее законодательство, регламентирующее вопросы обороны и мобилизации устанавливает, что каждый субъект бизнеса в форме юридического лица должен обязательно проводить мероприятия по воинскому учету своих сотрудников.

Под воинским учетом понимается комплекс мер по отражению всех работников организации в базе данных военкомата с целью проведения их учета и контроля за исполнением воинского долга. Если в стране будет введено военное положение, то это позволит провести мобилизацию за минимальный период времени.

Начинать воинский учет на предприятии необходимо сразу же с момента организации компании. Ведь как только будет заключен хотя бы один трудовой договор с военнообязанным, о нем необходимо будет сообщить в местный орган военкомата.

Внимание: при этом в законе указаны строгие сроки, в течение которых организация должна сообщить не только о приеме нового сотрудника, но также и об его увольнении.

Ведение воинского учета предполагает издание специального приказа, содержание которого устанавливается нормативными актами.

Непосредственно сам учет осуществляется на основании личных карточек, данные в которые заносятся из предоставленных военных билетов либо приписных удостоверений.

Внимание: информация о работниках в течение времени может меняться. Ответственное лицо должно отслеживать все существенные изменения и информировать о них орган военкомата.

Кого можно назначить ответственным

Руководитель организации должен сам решить, кто в его компании будет отвечать за воинский учет. В его качестве может выступать как штатный сотрудник, так и внешний совместитель.

В случае, когда ведение воинского учета накладывается на имеющегося работника, то новые обязанности необходимо оформить при помощи допсоглашения в трудовому договору. Кроме этого, такому работнику за дополнительные обязанности полагается денежная доплата.

В законе указано, какое количество работников можно привлечь к воинскому учету:

  • Если оформлено до 500 сотрудников — воинским учетом должен заниматься один человек, совмещая данные обязанности с другой работой;
  • Если оформлено от 500 до 2000 сотрудников — учетом занимается один работник, от других обязанностей он освобождается;
  • Если оформлено от 2000 до 4000 сотрудников — учетом занимается два работника, которые освобождаются от других обязанностей;
  • На каждые дополнительно 3000 сотрудников — добавляется еще один работник, занятый воинским учетом и освобожденный от иных обязанностей.

Внимание: если в компании по причине большого числа оформленных сотрудников воинским учетом занимается два и более человека, то для них необходимо организовать отдельное подразделение – военно-учетный стол.

В изданных методических указаниях Генштаб РФ рекомендует производить согласование кандидатур, которых планируется назначить ответственными за ведение учета, с местными органами военкомата. Но это именно рекомендация, и компания может не соблюдать ее.

Приказ об организации воинского учета образец скачать

Файлы для скачивания:

Скачать образец приказа в формате word.

Как издать приказ об организации воинского учета в организации

Методические рекомендации Генерального штаба РФ от 31.12.07 в приложении №4 определяют форму распоряжения руководства о назначении ответственного на предприятии за воинский учет.

Сначала следует внести данные в шапку бланка, где указывается наименование организации, а также все ее регистрационные сведения (адрес, коды и т. д.).

После этого следует наименование распоряжение «ПРИКАЗ», рядом проставляется номер, под которым документ фиксируется в журнале регистрации.

Далее следует зафиксировать краткое содержание данного приказа. После этого указывается дата составления приказа и место его издания (название населенного пункта).

Затем нужно внести текст распоряжения в соответствии с образцом, указывая в нужных графах должности и личные данные ответственных лиц.

Заполняя пункт 1 приказа, нужно записать личные данные руководителя кадровой службы, который возьмет на себя функции по разработке системы воинского учета в организации, составлению должностных обязанностей для каждого сотрудника отдела кадров.

Внимание: при этом в данном документе должен отражаться срок, до которого нужно выполнить все эти действия.

Далее во втором пункте отражается непосредственно ответственный по воинскому учету, который будет напрямую выполнять все необходимые функции по учету.

В третьем пункте приказа надо зафиксировать должность и личные данные лица, который будет выполнять функции по воинскому учету, если ответственный сотрудник в этот момент будет отсутствовать на предприятии.

Пункты четыре и пять приказа нужно продублировать в точности с образца. Здесь отражается информация о процедуре оповещения ответственных лиц, а также возложение контроля за исполнением данного распоряжения.

Приказ должен подписать директор организации.

После этого отражается факт ознакомления всех лиц, о которых шла речь в данном распоряжении, с содержанием этого документа. Нужно, чтобы каждый из них проставил свою подпись, дату ознакомления, а также расшифровал свои личные данные.

Ответственность за отсутствие приказа

Каждый хозяйствующий субъект, в котором существуют трудовые контракты с работником, должен построить на предприятии воинский учет. При этом данная обязанность возлагается на руководителя компании.

Для реализации данного мероприятия директор фирмы приказом устанавливает ответственное лицо, которое должно взять на себя все предусмотренные законодательством операции. Им может быть сам руководитель компании или определенный сотрудник, например, кадровый работник.

Если нарушить существующие требования, на основании которых происходит организация воинского учета, то к ответственным лицам могут применяться меры административного воздействия, предусмотренные КоАП. Сумма штрафа при этом не может превышать 1000 рублей.

Внимание: в отношении самого субъекта хозяйствования ответственность не предусматривается. Поэтому за отсутствие приказа по установлению ответственного лица к предприятию не могут применяться штрафные санкции.

Но за нарушение норм по организации воинского учета, ответственность может устанавливаться в отношении руководителя и всех должностных лиц, обозначенных в приказе.

Метки: Приказ

Приказ по воинскому учету

Деятельность организаций любой формы собственности регламентируется многими нормативно-правовыми актами. Особенно это касается предприятий, использующих наёмный труд. Помимо налоговых обязательств и требований соблюдения трудовых нормативов, закон «О воинской обязанности» является определяющим в кадровой дисциплине. Его несоблюдение грозит санкциями, утвержденными правовыми актами.

Согласно законодательству лицом на предприятии, уполномоченным за осуществление воинского учёта (в/у), является непосредственно руководитель. Но изданный им приказ о назначении ответственного за воинский учет сотрудника, перекладывает эту прерогативу на указанную особу.

Нормативное обоснование регистрации военнообязанных

Само проведение в/у, правила и возложенные обязательства регламентированы некоторыми законодательными актами.

К ним относятся:

  • Постановление Правительства РФ №719 “Об утверждении положения о воинском учете”. Данным нормативом определяется порядок работы райвоенкоматов, а также местных органов самоуправления с субъектами. По своей сути документ больше носит общий характер.
  • Приказ 495 МО «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы в/у граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета». Этим приказом министра обороны регламентируется функционирование всей системы военной регистрации по стране.
  • Метод рекомендации от 2018 года по ведению воинского учета в организациях. Именно эта методичка является основополагающей для кадровика на предприятии, у которого возложение обязанностей по ведению в/у закреплено административным распоряжением.

Организация

Что такое воинский учет на предприятии? Это комплекс действий, который направлен фиксировать и отражать в базе данных райвоенкомата всех военнообязанных сотрудников организации. Целью таких мер является осуществление учета боеспособного населения и контроля над выполнением гражданами долга перед Отечеством. Данные, полученные путем ведения учёта на каждом предприятии, позволят за коротко ограниченный срок провести мобилизацию граждан годных для участия в боевых деяниях.

Законодательством предписано работать в организациях сразу с момента регистрации предприятия. Правилами предусмотрена передача данных в райвоенкомат о каждом трудоустроенном сотруднике.

Для того чтобы работа по осуществлению качественного учёта военнообязанных кадров была систематизирована и подотчетна, на предприятии должен существовать «приказ об организации воинского учета». В этом распоряжении можно отразить назначение ответственной особы за его проведение и бронирования членов коллектива, но законом не возбраняется издание двух отдельных приказов.

Внимание! Райвоенкоматы и уполномоченные органы местного самоуправления правомочны проверять компании на предмет наличия работы по ведению воинского учёта, а также правильности его осуществления.

Скачать образец приказ об организации воинского учета 2020 года

В законе регламентировано количество сотрудников, которые могут быть привлечены к осуществлению в/у. В таблице указаны основные требования к назначению количественного состава ответственных особ за учётную работу на предприятии.

Количество сотрудников, чел.

Количество ответственных, чел.

Примечание

До 500

По принципу совмещения должностей*

Назначенный сотрудник занимается только в/у

2**

Ответственные лица освобождены от иных обязанностей

На каждые дополнительные 3000

+1

Привлеченный сотрудник занимается только воинским учетом. От другой работы он освобождён полностью

* это может быть как штатный сотрудник, так и внешний совместитель,
**при наличии 2-х уполномоченный сотрудников и более на предприятии организовывается подразделение – военно-учетный стол.

Выбранных кандидатов на должность лица ответственного за ведение военного учета, которые предположительно смогут вести работу, рекомендуется согласовывать с райвоенкоматом. Если его ведение возлагается на штатного сотрудника, то вновь вменённые обязанности оформляются при помощи внесения дополнений к трудовому договору. Как правило, этому работнику за увеличение рабочей нагрузки оговаривается доплата.

Как правильно издать приказ о назначении ответственного

На каждом предприятии использующее наёмный труд, в приказах об основной деятельности присутствует распоряжение о назначении лица, ответственного за осуществление учета военнообязанных работников и взаимодействия с райвоенкоматом.

Приказ готовится с использованием Методических рекомендаций Генштаба РФ от 2007 года, в которых в приложении №4 определена структура этого распоряжения администрации.

Издавая приказ о назначении ответственного, следует указать персональные данные сотрудников. А также лиц, которые будут замещать этого работника в случае его отсутствия.

Какие обязанности вменяются ответственному лицу

В круг обязанностей этого сотрудника включаются следующие виды работы:

  • При осуществлении приёма на работу нового сотрудника проверять в его документах отношение к воинской обязанности.
  • Проверять наличие мобилизационных предписаний у гражданина, устраивающего на работу.
  • В личных карточках трудоустроенных граждан делать отметки в соответствующих разделах, перенося необходимую информацию с личного воинского бланка.
  • Проверять соответствие указанных в военном билете данных информации, прописанной в паспорте гражданина. Наличие положенных фото и соответствие их предъявителю документов.
  • Во временных удостоверениях проверять их достоверность и легитимность действия.
  • В случае обнаружения недостоверных сведений в военном билете, а также исправлений, которые не оговорены – сообщить об этом в райвоенкомат.
  • Вести списки военнообязанных сотрудников, лиц с бронью.
  • Направлять в регламентные сроки сведения о гражданах, поступивших или уволившихся с компании, это также касается общеобразовательных заведений, так как учет в школе и других учреждения ведётся обязательно.
  • При наличии на подотчете призывников, в обязательном порядке разъяснять им о необходимости личной явки в райвоенкомат.
  • Участвовать в проведении сверок с райвоенкоматом.
  • Осуществлять оповещение работников о вызовах в райвоенкомат по вопросам регистрации военнообязанных.
  • Соблюдать сроки отчетности перед органами самоуправления и райвоенкоматами.
  • Разрабатывать план работы по проведению учётной работы.

Новая обязанность вменена ответственному лицу ФЗ№8 с 17.02.2020. Заключается она в следующем: если работник, который по закону принадлежит к числу военнообязанных лиц, таковым не является, работодатель обязан в двухнедельный срок уведомить райкомиссариат о таком гражданине. При этом работник оповещается об этом путём вручения направления для постановки его на военучет. Формуляр этого документа утвержден и един для всех компаний.

На всех предприятиях ведется работа по организации воинского учета с назначением ответственного лица

Структура приказа

Распоряжение о назначении ответственного лица является документом строгой отчётности и поэтому очень важно выполнить его написание в соответствии с требованиями законодательства. По своей структуре приказ выглядит следующим образом:

  • В «шапке» бланка обязательно указывается полное наименование предприятия с обозначением регистрационных сведений.
  • Далее следует название документа – «Приказ», возле которого проставляется регистрационный номер и дата, под которой он фиксируется в регистрационном журнале.
  • Под наименование описывается краткое содержание документа.
  • Затем вносится текст распоряжения в соответствии с образцом. При этом в нужных графах необходимо указывать должности и личные данные ответственных лиц.
  • При заполнении п. 1 приказа, следует записать личные данные кадровика, который уполномочен разработать систему в/у в организации и составлять должностные инструкции.
  • Пункт 2 отражает назначенного ответственного.
  • В третьем пункте фиксируется должность и личные данные сотрудника, который будет замещать ответственного.
  • Пункты четыре и пять дублируются с установленного шаблона, поскольку отражают информацию об алгоритме ознакомления с документом ответственных лиц, а также возложение контроля над реализацией созданного распоряжения приказа.
  • Приказ подписывается первым руководителем предприятия.
  • Все сотрудники, указанные в распоряжении, знакомятся с документом и ставят на нем свою подпись с расшифровкой и дату.

В пунктах, где прописываются действия сотрудников по созданию воинского учета на предприятии должны содержать конкретные сроки исполнения этих деяний.

При отсутствии распоряжений о его ведении и назначении ответственного лица к руководителю могут быть применены штрафные меры по КоАП. Максимальный объём допустимой санкции – 1000 рублей. Кодексом предусмотрена персональная обязанность, и штраф на сам субъект хозяйствования выписан быть не может.

Функции специалиста по проведению воинского учета – задача ответственная, требующая специальных знаний. Зачастую при кажущемся не тяжелом наказании за неосуществление такого учета администрация фирмы соглашается на оплату штрафа, чем организацию этой работы, не думая о том, что в настоящее время военная агрессия имеет неблагополучную тенденцию на усиление, а потому значимость работы по в/у очень сильная.

Приказ о назначении ответственного за воинский учет граждан

Об этом, в частности, сказано в п. 22 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил 11.07.2017. При этом законодательство не предусматривает ограничений в количестве ответственных за это процесс сотрудников.

Кроме того, в силу п. 12 постановления Правительства от 27.11.2006 № 719 в организации, в которой работает менее 500 человек отвечать за воинский учет может один работник по совместительству.

Главное, чтобы ответственный за воинский учет был назначен приказом по предприятию. Отсутствие этого документа является нарушением, за которое статьей 21.1 КоАП РФ предусмотрен штраф до 1000 рублей.

Приказ об организации воинского учета
граждан, в т.ч. бронирования
граждан, пребывающих в запасе
(образец заполнения)

Общество с ограниченной ответственностью «Суворов-Групп»
(ООО «Суворов-Групп»)

Приказ

Об организации воинского учета граждан,
в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе

Во исполнение Федеральных законов от 31.05.1996 «Об обороне», от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе», от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»

  1. Начальнику отдела кадров Серегину Александру Сергеевичу организовать воинский учет всех категорий работающих граждан, подлежащих воинскому учету, в т.ч. обеспечить бронирование граждан, пребывающих в запасе. Разработать функциональные обязанности работников, осуществляющих 28 июля 17 воинский учет, и представить на утверждение в срок до — ——— 20— г.
  2. Обязанности по ведению воинского учета граждан, в т.ч. бронированию граждан, пребывающих в запасе, и хранению бланков строгой отчетности специалиста по воинскому учету возложить на Бойкову Анну Сергеевну.
  3. При временном убытии Бойковой А.С. (фамилия и инициалы работника, осуществляющего воинский учет) в отпуск, командировку или на лечение временное исполнение обязанностей по ведению воинского учета граждан, в т.ч. бронированию граждан, пребывающих в специалиста по кадровому делопроизводству запасе, возлагать на Лукину Ксению Семеновну. Документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, передавать по акту.
  4. Настоящий приказ объявить руководителям структурных подразделений и должностным лицам, назначенным ответственными за ведение воинского учета.
  5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Герасимов А. ________________ (подпись).

Примечание

Приказ согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, осуществляющим деятельность в пределах территории, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления сельского поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.

Образец приказа об организации воинского учета

Каждый работодатель обязан вести воинский учет своих подчиненных. Это предусмотрено целым рядом нормативных документов:

  • Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719 “Об утверждении положения о воинском учете”. Это документ, который определяет порядок работы военкоматов и органов местного самоуправления, носит общий характер;
  • Приказом Минобороны от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета». Как и предыдущий нормативный акт, регламентирует функционирование системы военной регистрации в целом по стране и относится к военкоматам и иным органам военного управления, в том числе к органам местного самоуправления;
  • Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утв. 11.07.2018. Это основной документ, который пригодится кадровому делопроизводителю в работе по регистрации военнообязанных.

Порядок подготовки и согласования приказа

Минимально документ должен содержать персональные данные лиц, ответственных за:

  • разработку функциональных обязанностей по ведению воинского учета;
  • бронирование военнообязанных в запасе;
  • оповещение граждан о вызовах по вопросам регистрации военнообязанных;
  • временное замещение ответственных лиц на период их отсутствия.

Количество сотрудников, ведущих данное направление работы в компании, определяется количеством военнообязанных по состоянию на 31 декабря прошедшего года. Нормы следующие:

  • 1 человек по совместительству – при наличии в штате 500 граждан, подлежащих учету;
  • 1 человек – при наличии от 500 до 2000 военнообязанных граждан;
  • 2 человека – при наличии от 2000 до 4000 граждан;
  • далее плюс один к указанным выше двум сотрудникам на каждые последующие 3000 человек предприятия.

Если по норме необходимо иметь двух и более работников, занятых данной работой, то в организации необходимо создавать отдельное подразделение – военно-учетный стол.

Образец приказа об организации воинского учета граждан в 2020 году выглядит так:

Образец приказа об организации воинского учета и назначении ответственного

Воспользовавшись нашим примером, подготовьте проект документа с учетом особенностей вашей организации. Теперь его необходимо согласовать у руководителя и с военным комиссаром. Для этого оформите на фирменном бланке организации письмо примерно такого содержания:

Письмо вместе с проектом приказа надо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и ждите ответа. Если все нормально, и документы согласуют, можно спокойно работать.

Мнение эксперта Григорьев Павел Кириллович Начальник отделения призыва граждан на военную службу РФ

Если будут замечания, их напишут. Останется только внести изменения и направить проект распоряжения еще раз.

После всех согласований документ нужно будет утвердить и ознакомить с ним под роспись перечисленных в нем сотрудников.

Организация воинского учета

Прежде всего на каждом предприятии должен быть подготовлен и издан приказ о назначении ответственного за воинский учет лица.

Данный документ определяет конкретные обязанности лиц, ведущих регистрацию личного состава, например:

  • проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к военной обязанности;
  • заполнять соответствующие разделы в личных карточках работников Т-2 в соответствии с записями в их военных документах;
  • информировать военные комиссариаты об обнаруженных в профильных документах неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Органы военного управления (военкоматы) и местного самоуправления имеют право проверять организации на предмет правильности ведения соответствующей регистрации личного состава.

Обязательность наличия приказа об ответственном за ведение регистрации военнообязанных не оговорена законом, однако его отсутствие может расцениваться как нарушение.

Чтобы лишних вопросов у контролирующих органов не возникало, проект приказа по регистрации личного состава организации следует предварительно согласовать в военкомате или органе местного самоуправления (в тех местностях, где нет военных комиссариатов).

Федеральными законами в области обороны и мобилизации установлено, что вести учет военнообязанных должны все субъекты, которые осуществляют деятельность в виде юридического лица.

Под воинским учетом понимается отражение всех сотрудников компании, которые относятся к призывному возрасту в единой базе данных военкомата с целью их учета и контроля исполнения данными людьми воинского долга. При вводе военного положения воинский учет поможет в кратчайшие сроки провести мобилизацию.

Организовать воинский учет следует непременно с самого начала деятельности. Ведь как только компания начнет заключать трудовые контракты с работниками, она обязана сообщать в территориальные органы военкомата обо всех военнообязанных.

При этом законодательством устанавливаются строгие сроки, в течение которых ответственное лицо должно подать сведения как о приеме на работу новых сотрудников, так и об их увольнении.

Периодически данные о работающих на предприятии могут изменяться, поэтому их нужно ответственному уточнять и сообщать в военкомат о произошедших уточнениях.

Кто должен быть ответственным

Руководитель организации решает, кто именно будет осуществлять воинский учет в его компании. Это может быть как внутренний работник, так и внешний совместитель.

В случае, если обязанности вменяются оформленному работнику, то необходимо при помощи допсоглашения к трудовому контракту. Также за выполнение обязанностей по совместительству положена доплата.

Закон устанавливает количество сотрудников, которые можно задействовать на воинском учете организации:

  • При численности до 500 работников — воинским учетом занимается один сотрудник, свои обязанности он совмещает с иной работой.
  • При численности от 500 до 2000 работников — один сотрудник, который освобождается от другой работы.
  • При численности от 2000 до 4000 работников — для сотрудника, которые освобождаются от иной работы.
  • На каждые последующие 3000 работников — добавляется еще по одному сотруднику, занимающемуся только воинским учетом.

Если по причине большого количества работников нормативом устанавливаются два и более человека, которые будут осуществлять воинский учет в компании, то необходимо организовывать отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Скачать образец приказа

Форма приказа на организацию воинского учета рекомендуется Методическими рекомендациями Генерального штаба РФ от 31.12.07 (приложение №4).

Заполнение бланка начинается с указания в шапке сведений об организации. В ней нужно проставить полное название субъекта бизнеса, регистрационные коды ИНН, КПП и ОГРН.

Далее, рядом со словом приказ проставляется его порядковый номер. Под ним данное распоряжение необходимо зарегистрировать в журнале учета приказов по предприятию.

Под кратким содержанием распоряжения нужно проставить дату составления документа и место (город, населенный пункт).

Текст приказа уже составлен.

Необходимо только отразить в соответствующих пунктах ответственных лиц:

  1. В первый пункт вносится Ф.И.О. руководителя отдела кадров, который должен организовать процедуру воинского учета и разработать функциональные обязанности для сотрудников. Также в этом пункте отмечается дата, до которой необходимо сделать данные действия.
  2. Во втором пункте приказа записывается ответственное лицо, которое будет выполнять обязанности по ведению воинского учета на предприятии.
  3. В третьем пункте распоряжения записываются Ф.И.О. резервного сотрудника, который будет исполнять обязанности по воинскому учету в случае отсутствия основного ответственного.
  4. Четвертый и пятый пункты полностью заполнены — они касаются оповещения ответственных лиц и контроля за приказом.

Распоряжение подписывает руководитель компании.

Далее, необходимо предусмотреть графы для отметок об ознакомлении упомянутых в приказе лиц, а также графу для согласования с работником местного военкомата.

Закон устанавливает, что за ведение воинского учета отвечает в компании несет ее руководитель. Он должен оформить приказ, который будет установлено лицо, ответственное за выполнение обязательных операций по воинскому учету.

В этом случае если какие-либо требования законодательства в этой сфере не будут выполнены, то указанное лицо согласно КОАП будет наказываться штрафом, максимальный размер которого составляет 1 тысяча рублей. При этом организация за эти нарушения никакой ответственности не несет.

Постановление Правительства РФ от 19.10.98 N 1216

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 1998 г. N 1216

Во исполнение Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1014) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.ПРИМАКОВ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 октября 1998 г. N 1216

1. Настоящее Положение определяет порядок призыва на военную службу по мобилизации граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе (далее именуются — граждане), приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени (далее именуется — призыв на военную службу), или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее именуется — направление на работу).

Под призывом на военную службу и направлением на работу понимаются следующие мероприятия:

а) объявление общей или частичной мобилизации;

б) оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации;

в) явка (доставка) граждан в пункты предварительного сбора военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований, пункты сбора субъектов Российской Федерации или непосредственно в воинские части, учреждения, военно-учебные заведения, на предприятия, в организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и в специальные формирования (далее именуются — воинские части и специальные формирования);

г) доставка граждан из пунктов предварительного сбора (пунктов сбора) в воинские части и специальные формирования;

д) документальное оформление факта призыва граждан на военную службу (направления на работу).

2. Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов в области обороны и обеспечения безопасности государства.

3. Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется на основании указа Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации.

Приказы об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации, района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования издаются военными комиссарами во исполнение указа Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации и на основании соответствующего приказа Министра обороны Российской Федерации, директивы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказа директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации или директора Службы внешней разведки Российской Федерации (далее именуются — федеральные органы исполнительной власти, имеющие запас).

4. Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется в объемах, установленных мобилизационными планами воинских частей и специальных формирований, предусматривающих их перевод на организацию и состав военного времени.

5. Сроки и места явки граждан, подлежащих призыву на военную службу (направлению на работу), определяются в мобилизационных планах воинских частей и специальных формирований и указываются во вручаемых гражданам мобилизационных предписаниях и персональных повестках.

6. Категории граждан, подлежащих призыву на военную службу (направлению на работу), а также имеющих отсрочки или не подлежащих призыву на военную службу (направлению на работу), определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Приписка граждан к воинским частям (предназначение в специальные формирования) организуется военными комиссарами районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований (далее именуются — военные комиссары) и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, во взаимодействии с командирами воинских частей и специальных формирований в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.

Граждане, работающие в мирное время в воинских частях и специальных формированиях на должностях гражданского персонала, подлежат первоочередной приписке к этим воинским частям (предназначению в специальные формирования).

8. Решение о планируемом призыве на военную службу (направлению на работу) военными комиссарами заблаговременно доводится до граждан путем вручения им мобилизационных предписаний и проставления соответствующей отметки об этом в их военных билетах. Кроме того, всем гражданам, приписанным к воинским частям (предназначенным в специальные формирования), а также гражданам, предназначенным в аппарат усиления военных комиссариатов, соответствующими военными комиссариатами (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) выписываются персональные повестки. Мобилизационные предписания и персональные повестки подписываются военными комиссарами (представителями федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас) и заверяются гербовыми печатями.

Формы мобилизационного предписания и персональной повестки устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.

9. Для осуществления призыва на военную службу (направления на работу) в каждом субъекте Российской Федерации, районе, городе без районного деления, ином муниципальном (административно-территориальном) образовании решением руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления создается призывная комиссия по мобилизации граждан (далее именуется — призывная комиссия).

10. Состав, обязанности и порядок работы призывной комиссии утверждаются решением суженного заседания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления). Председателем призывной комиссии, как правило, назначается руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), а заместителем председателя комиссии — военный комиссар.

Представители призывной комиссии включаются в состав администрации пунктов предварительного сбора (пунктов сбора).

На случай отсутствия кого-либо из членов призывной комиссии в установленном порядке утверждается ее резервный состав.

11. Оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации и необходимости их явки на пункты предварительного сбора (пункты сбора) организует и проводит военный комиссариат совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления). К оповещению привлекаются должностные лица организаций и лица, предназначенные в аппарат усиления военных комиссариатов, при этом используются технические средства связи и посыльные.

Для оповещения граждан по месту работы в организациях и в органах местного самоуправления создаются штабы оповещения и проведения оборонных мероприятий. Ответственность за организацию указанных штабов возлагается на руководителей организаций и военных комиссаров.

Порядок использования местной радиовещательной сети, телевидения, других средств массовой информации, в том числе электронных, для передачи приказа военного комиссара о проведении общей или частичной мобилизации определяется в мирное время на суженных заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления).

Явка (доставка) граждан на пункты предварительного сбора (пункты сбора) или непосредственно в воинские части и специальные формирования осуществляется на основании мобилизационных предписаний и персональных повесток.

12. Для перевозки граждан, призванных на военную службу (направляемых на работу), используется прежде всего общественный пассажирский транспорт, пригородные поезда и суда, привлекается в установленном порядке автотранспорт организаций и автотранспорт, изъятый у граждан для укомплектования воинских частей и специальных формирований, следующий своим ходом в попутном направлении.

Призванные на военную службу (направляемые на работу) граждане направляются на пункты встречи пополнения воинских частей и специальных формирований либо на пункты сбора в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.

Для сопровождения граждан при их следовании из пунктов предварительного сбора и для их передачи в воинские части и специальные формирования на каждую команду назначается начальник из числа не подлежащих призыву на военную службу (направлению на работу) граждан, имеющих воинские звания офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин запаса.

Передача в воинские части и специальные формирования граждан, призванных на военную службу (направляемых на работу), осуществляется на пунктах приема личного состава воинских частей и специальных формирований или непосредственно на пунктах предварительного сбора (пунктах сбора) в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.

13. Через пункты сбора осуществляется, как правило, отправка граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), дислоцирующимся за пределами субъекта Российской Федерации.

14. Непосредственно в воинские части и специальные формирования могут быть направлены призванные на военную службу (направляемые на работу) граждане:

а) привлекаемые к выполнению первоочередных работ в воинских частях и специальных формированиях при их переводе на организацию и состав военного времени;

б) работающие в мирное время в воинских частях и специальных формированиях на штатных должностях гражданского персонала или по найму (по операционным кредитам или штатным расписаниям) и приписанные к ним (предназначенные в них).

15. В целях обеспечения планомерной работы пунктов предварительного сбора (пунктов сбора), ритмичности накопления и последующей отправки команд органы местного самоуправления выделяют в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 1997 г. N 706-34, необходимые здания (помещения) для размещения таких пунктов. Указанные здания (помещения) должны быть хорошо известны призываемым на военную службу (направляемым на работу) гражданам и располагаться на основных маршрутах их следования.

16. Сбор призываемых на военную службу (направляемых на работу) граждан, проживающих в сельской местности, и доставка их на пункты предварительного сбора (пункты сбора) производятся органами местного самоуправления. Передача указанных граждан на пунктах предварительного сбора (пунктах сбора) осуществляется по именным спискам, заверенным руководителем органа местного самоуправления. Одновременно с именными списками представляются персональные повестки неоповещенных граждан с указанием причин их неоповещения. Форма именных списков устанавливается Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.

17. Призывать граждан на военную службу и направлять их на работу (в том числе и в добровольном порядке) минуя военные комиссариаты зщается. Исклюапрещается. Исключение составляют имеющие воинские звания офицера граждане, пребывающие в запасе федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

18. В случае невозможности призыва на военную службу (направления на работу) граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), осуществляется призыв на военную службу (направление на работу) граждан, не имеющих мобилизационных предписаний. Указанные граждане направляются в воинские части и специальные формирования с целью их полного и качественного укомплектования.

19. Паспорт и другие документы гражданина, призванного на военную службу (направляемого на работу), не изымаются.

20. Гражданин считается призванным на военную службу (принятым на работу) после оформления факта призыва (принятия на работу) в его документах воинского учета и подписания командиром воинской части или специального формирования приказа о зачислении гражданина в списки воинской части или специального формирования и назначении на воинскую должность (должность гражданского персонала).

21. Руководители организаций увольняют в установленном порядке граждан, призванных на военную службу (направленных на работу), на основании полученных ими извещений военных комиссариатов или федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.

<*> В настоящем Положении в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» понимаются:

под «другими войсками» — пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны;

под «воинскими формированиями» — инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;

под «органами» — Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;

под «специальными формированиями» — создаваемые на военное время специальные формирования.

Гипермаркет знаний>>Основы безопасности жизнедеятельности>>ОБЖД 11 класс>>Организация воинского учета и его предназначение

3.2. Организация воинского учета и его предназначение
Организация воинского учета
Воинский учет — это составная часть воинской обязанности граждан. Российскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. Исключение составляют граждане:

— освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
— проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
— отбывающие наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);
— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.

История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению.

Система комплектования войск складывалась постепенно. Так, например, в 1705 г. указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. по 5—7 человек с 1000 мужских душ. Такая организация воинского учета и воинской повинности позволила Петру 1 к 1725 г. иметь 220-тысячную регулярную армию.

Дальнейшее значительное совершенствование системы комплектования войск произошло в 1874 г. в результате проведения военных реформ, автором которых был военный министр вооруженных сил России Д. А. Милютин.

В 1874 г. в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Всеобщая воинская повинность распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Призывники тянули жребий и этим определяли, кто должен идти служить в этом году.

Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.

Такая система комплектования русской армии позволила в период русско-турецкой войны (1877—1878) чрезвычайно быстро — за четыре недели — провести мобилизацию русской армии. На 42-й день войска были сосредоточены на Дунайском театре военных действий.

Комплектование русской армии в период 1897—1917 гг. осуществлялось в соответствии с Уставом о военной повинности. В нем определено, что мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности. К исполнению повинности ежегодно призывался только один возраст населения, а именно молодые люди, которым исполнилось 20 лет от роду к 1 января того года, когда проводится призыв.

Служба в постоянных войсках разделилась на службу действительную и службу в запасе. Общий срок службы для состоящих в частях пехоты и артиллерии определялся в 18 лет, из них 3 года действительной военной службы и 15 лет в запасе; для состоящих в частях всех прочих родов войск — в 17 лет, из них 4 года действительной военной службы и 13 лет в запасе.

Нижние чины сухопутных войск после увольнения с действительной военной службы в запас армии состояли 7 лет в запасе первого разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы, — в запасе второго разряда. Состояние в запасе ограничивалось достижением 39-летнего возраста.

Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.

Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:

— фамилия, имя, отчество;
— дата рождения;
— место жительства;
— семейное положение;
— образование;
— место работы;
— годность к военной службе по состоянию здоровья;
— профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
— основные антропометрические данные (длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
— прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
— прохождение военных сборов;
— владение иностранными языками;
— наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
— наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
— возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
— наличие судимости;
— бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар района, города (без районного деления) или иного административно-территориального образования либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.
Вопросы и задания
1. Воинская обязанность, ее предназначение и содержание.
2. Воинский учет и его организация.
3. Данные, которые содержатся в документах по воинскому учету.
4. Первоначальная постановка граждан на воинский учет, сроки его проведения.
5. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
6. Обязанности граждан по воинскому учету.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн, ОБЖД для 11 класса , школьная программа по ОБЖД, планы конспектов уроков

Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 06.02.2020) «Об утверждении Положения о воинском учете»

  • Постановление
  • Положение о воинском учете
    • I. Общие положения
    • II. Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления
    • III. Порядок осуществления воинского учета в организациях
    • IV. Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет
    • V. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы
    • VI. Особенности воинского учета граждан по месту их пребывания, а также граждан, работающих в отдаленных местностях
    • VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации
    • VIII. Документы воинского учета
    • IX. Обязанности граждан по воинскому учету
    • X. Ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение обязанностей по воинскому учету
    • XI. Стимулирование воинского учета
    • Приложение N 1. Перечень военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
      • I. Военно-учетные специальности
      • II. Профессии, специальности и направления подготовки, полученные в образовательных организациях и других организациях, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет
        • 1. Связь
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 2. Вычислительная техника
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 3. Оптические и звукометрические средства измерения и метеорология
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 4. Медицина
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 5. Полиграфия
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Профессии среднего профессионального образования
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
        • 6. Картография
          • Профессии рабочих, по которым осуществляется профессиональное обучение
          • Специальности среднего профессионального образования
          • Специальности и направления подготовки высшего образования
    • Приложение N 2. Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, при принятии (поступлении) его на работу (в образовательную организацию) или увольнении (отчислении) его с работы (из образовательной организации) (форма)
    • Приложение N 3. Заявление о постановке на воинский учет (форма)

Открыть полный текст документа