Приказ о праве подписи

Если в приказе не указан срок действия делегирования права подписи, как его определить?

По доверенностям управляются исключительно организации, которые создаются в организационно-правовой форме товарищества на вере (ст. 84 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).

В организациях других организационно-правовых форм, как коммерческих, так и некоммерческих, создается (избирается или назначается собранием участников, советом директоров или правлением) орган управления или единоличный исполнительный орган, которым является руководитель организации. В соответствии с действующим законодательством и на основании устава организации (или положения) руководитель отвечает за организацию системы управления, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации, и утверждает штатное расписание. Именно такие полномочия закреплены в настоящее время в уставах большинства действующих организаций.

В обычаях гражданского и делового управленческого оборота давно закрепилось понимание, что приказ является правовым актом, который издается руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для решения и основных, и оперативных вопросов деятельности организации. В приказе устанавливаются внутренние нормы и правила организации, он является, прежде всего, внутренним распорядительным документом. А срок действия приказа как правового акта – до его отмены, признания утратившим силу или до внесения в него изменений и дополнений (это общее правило юридической техники).

Руководитель имеет полномочия издавать приказы в рамках оперативного самоуправления организации, он устанавливает нормы и правила поведения в рамках реализации стратегии и политики организации, управления персоналом и другими ресурсами, утверждает планы и итоги их выполнения, вводит в действие новые технологии, стандарты, правила, регламентирующие производство, сбыт, оказание услуг и т.п. виды деятельности, соответствующие уставу организации. Во внешней среде сам руководитель имеет право действовать без доверенности, в т.ч. ­представлять все интересы организации и совершать сделки.

Свои полномочия он может делегировать своим заместителям или руководителям структурных подразделений, в том числе право издания приказов и распоряжений, но только по оперативным вопросам и в рамках тех направлений деятельности, за которые отвечают или которые «курируют» данные руководители, право подписания счетов, счетов-фактур, право удостоверения копий и выписок из документов ­организации и т.п.

Пожалуйста, не путайте систему принятия решений, в которой приказ является основным результатом, с системой делегирования полномочий, в которой выделяются 2 аспекта:

  • полномочия в рамках организации (на основании приказа) и
  • представление интересов перед третьими лицами, т.е. во внешней среде, на основании доверенностей (ст. 185 ГК РФ)1.

Делегирование полномочий обычно устанавливается в одном из «главных» приказов руководителя организации – «О распределении зон ответственности между заместителями генерального директора» / «Об утверждении зон ответственности заместителей генерального ­директора и руководителей структурных подразделений».

В распорядительной части такого приказа вместе с утверждением перечня направлений деятельности организации, которые закрепляются за заместителями (с указанием их должностей и Ф.И.О.), обычно ­предоставляются полномочия:

  • представлять на основании доверенности интересы организации перед любыми государственными органами, органами местного само­управления, иными юридическими лицами и физическими лицами;
  • заключать и расторгать от имени организации на основании доверенностей и в пределах установленных лимитов договоры и сделки, дополнительные соглашения к ним, а также подписывать иные ­документы в процессе их исполнения:
    • о приобретении товаров, работ, услуг в целях обеспечения закрепленных направлений деятельности организации,
    • о предоставлении клиентам и контрагентам товаров и услуг, производимых организацией;
  • заключать на основании доверенности трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним с кандидатами на должности и сотрудниками подчиненных подразделений, подписывать документы в процессе их исполнения, утверждать должностные инструкции;
  • издавать распоряжения и утверждать распоряжениями локальные нормативные акты в рамках деятельности подчиненных подразделений.

Приказ руководителя с подобным примерным текстом может действовать достаточно долго (например, 3 года при стабильном руководящем составе) или, по крайней мере, до его отмены или внесения изменений. А вот на основании данного приказа доверенности заместителям генерального директора могут переоформляться и выдаваться хоть ежегодно.

Сноски

СвернутьПоказать

  1. Доверенность, действительно, при отсутствии в ней конкретного срока действия будет в силе в течение 1 года со дня ее совершения (ст. 186 ГК РФ). Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала

Приказ о праве подписи первичных документов (образец)

Обновление: 7 июня 2017 г.

Главный бухгалтер и руководитель организации каждый день в своей работе сталкиваются с тем, что им необходимо подписывать большое количество различных документов: договора поставки, первичную документацию, трудовые договора или другие финансовые документы. Но что делать, если сотрудник заболел, ушел в отпуск или находится в длительной командировке? Образец приказа о праве подписи первичных документов с примером заполнения в данной статье решит такую проблему.

Варианты передачи права подписи

В соответствии с законодательными актами Российской Федерации существует понятие первой и второй подписи. Первая подпись всегда принадлежит руководителю организации, право второй подписи — финансовому директору или главному бухгалтеру фирмы. Ситуация усложняется, если первая и вторая подписи принадлежат одному и тому же человеку, когда руководитель возложил на себя обязанности бухгалтера, что часто происходит на маленьких предприятиях.

Причины, по которым руководитель может делегировать полномочия и издать приказ о праве подписи первичных документов:

  • Нахождение ответственного лица организации в отпуске, на больничном, в длительной командировке;
  • График работы организации не совпадает с графиком работы первых лиц фирмы, например, оптовый склад работает круглосуточно и без выходных, а у руководителя другой график работы;
  • Документооборот организации имеет слишком большой объем входящих и исходящих документов, справиться с таким количеством одному человеку нереально.

Оформление документов без подписи первых лиц организации невозможно. В таких случаях или при других обстоятельствах издается приказ о праве подписи первичных документов с указанием полного перечня лиц, имеющих право ставить свою подпись за руководителя компании или главного бухгалтера.

Право первой подписи не может быть передано главному бухгалтеру или иному лицу, которому принадлежит право второй подписи на финансовых и иных документах.

Передать право подписи финансовых или других документов можно только сотруднику организации, а, так как в организации может меняться штатная расстановка, целесообразно составлять приказ ежегодно.

Стоит отметить, что данный приказ не распространяется на банковские документы, например, чековую книжку, так как право подписи ограничено кругом лиц, указанным в банковской карточке образцов подписей организации, и не может передаваться другим лицам.

Составляем приказ

Скачать приказ о праве подписи первичных документов (образец)

Приказ о праве подписи составляется на принятом для приказов официальном бланке организации.

Обязательными пунктами приказа являются:

  • ФИО сотрудников;
  • Должность лица, которому доверяется подписывать документы;
  • Срок предоставления права подписи;
  • Лист с образцами подписей доверителей и доверенных лиц.

Если у руководителя организации есть опасения, что сотрудники могут нанести фирме вред и подписать «что-то не то», составляется перечень документов. В обычной финансово-хозяйственной деятельности организации целесообразно передать право подписи за руководителя и главного бухгалтера для следующего ряда документов:

  • Акт выполненных работ;
  • Товарная накладная на отгрузку или приемку ТМЦ;
  • Счет-фактура;
  • Журнал кассира-операциониста, кассовые документы;
  • Типовые договора поставки, заключаемые с покупателями;
  • Доверенности на получение ТМЦ.

Существует распространенное заблуждение, что не стоит создавать никаких приказов, легче заказать штамп и ставить везде факсимиле, но факсимильную подпись можно использовать, если это прямо предусмотрено законодательством или соглашением сторон сделки.

При оформлении документов бухгалтерского и налогового учета организации необходимы «живые» подписи руководителя и главного бухгалтера. Налоговые службы РФ отрицательно относятся к первичным документам, в которых вместо подписи проставлен штамп «факсимиле». При оформлении счета-фактуры налоговые органы вообще отрицают возможность факсимильной подписи. Если вы хотите избежать разногласий с проверяющими налоговой службы, не стоит подписывать документы факсимильной подписью.

Ростехнадзор разъясняет: Освидетельствование ответственных конструкций, скрытых работ, контроль и оценка прочности бетонной смеси, подписание исполнительной документации

Акт освидетельствования скрытых работ объекта капитального строительства (рекомендуемый образец) (образец заполнения) по состоянию на 17.09.2019.

Вопрос:

Прошу разъяснить процедуру контроля и оценки прочности бетонной смеси, а также порядок освидетельствования ответственных конструкций в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Ответ подготовлен специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Правила контроля и оценки прочности бетонной смеси, готовой к применению, бетона монолитных, сборно-монолитных и сборных бетонных и железобетонных конструкций при проведении производственного контроля прочности бетона установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности», части которого включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521.

Согласно пункту 5.3 ГОСТ 18105-2010 из каждой пробы бетонной смеси изготавливают серии контрольных образцов для определения нормируемой прочности.

Согласно пункту 4.1.3 межгосударственного стандарта ГОСТ 10180-2012 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам» число контрольных образцов в серии (кроме образцов ячеистого бетона) принимают по таблице 3 в зависимости от среднего внутрисерийного коэффициента вариации прочности бетона, рассчитываемого по Приложению А к указанному документу не реже одного раза в год.

Частью 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль (по результатам которого составляются акты) за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.

В соответствии с пунктом 5.4 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утверждённых приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007, № 9050), перечень ответственных конструкций, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

Вопрос:

Можно ли одним актом освидетельствования ответственных конструкций сдать сразу несколько фундаментов (например — все возведенные фундаменты по одному шифру проекта)?

Ответ: Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждены приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1128 (далее — Требования).

Пунктом 5.4. Требований установлено, что освидетельствование строительных конструкций, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно- технического обеспечения (далее — ответственные конструкции), оформляется актами освидетельствования ответственных конструкций по образцу, приведенному в приложении № 4 к Требованиям. Перечень ответственных конструкций, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

Ограничений при оформлении актов освидетельствования ответственных конструкций одновременно на несколько конструкций Требованиями не установлено.

При этом в пункте 4 акта освидетельствования ответственных конструкций необходимо указывать скрытые работы и реквизиты актов их освидетельствования.

Вопрос:

Прошу разъяснить как оформлять исполнительную документацию при заполнении акта освидетельствования скрытых работ; акта освидетельствования ответственных конструкций. Можем ли мы назначать ответственных из числа сотрудников, не состоящих в национальном реестре специалистов?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее – договор строительного подряда) должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено частями 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ. Согласно ГрК РФ выполнение работ по договорам строительного подряда обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

В силу требований пункта 22 статьи 1 ГрК РФ обязанность являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, также установлена для технического заказчика, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Частью 2 статьи 55.6 ГрК РФ установлено, что для приема в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов, указанных в части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ.

В соответствии частью 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся, в том числе, оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов.

Согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ и п.п. «г» пунктов 5 и 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, строительный контроль лица, осуществляющего строительство по договору строительного подряда, а также застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, регионального оператора либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом включает в себя освидетельствование работ, скрываемых последующими работами, промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, при проведении строительного контроля исполнительная документация должна быть подписана специалистом по организации строительства, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства, выполняющим функции строительного контроля по трудовому договору, заключенному с застройщиком (в случае самостоятельного выполнения им работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту), с техническим заказчиком или лицом, осуществляющим строительство по договору строительного подряда (в том числе в случаях, когда членство в саморегулируемой организации для такого индивидуального предпринимателя или юридического лица не требуется).

Вопрос:

Правомерно ли требование технического надзора при сдаче объекта строительства к исполнительной документации прикладывать к акту освидетельствования скрытых работ весь комплект документов о качестве, а именно и сертификат соответствия и паспорт качества, ссылаясь на СП70.13330.2012 пункт 3.23 «при приемочном контроле должна быть предоставлена следующая документация…документы (сертификаты, паспорта), удостоверяющие качество материалов, примененных при производстве СМР». Возможно ли предоставление одного из документов или паспорт/сертификат качества или сертификат соответствия?

Ответ: В соответствии с Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиями, предъявляемыми к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006), утвержденными приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128, исполнительные геодезические схемы, исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно- технического обеспечения, акты испытаний и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения, результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля, документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий) являются приложениями к актам освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, подтверждающими соответствие выполненных работ требованиям, установленным проектной документацией.

Частями 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 30.12. 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» установлено, что строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.

Строительный контроль лицом, осуществляющим строительство, включает в себя проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям проектной документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный (в форме добровольной сертификации) или обязательный характер (декларирование соответствия и обязательная сертификация). Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента и только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации.

В актах освидетельствования скрытых работ наряду с паспортами качества применяемых строительных материалов и изделий указываются сертификаты или декларации о соответствии требованиям технических регламентов, в случае если требования об обязательном подтверждении соответствия установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации или Евразийского экономического союза.

Вопрос от 21.05.2018:

В управление поступил вопрос о подписании актов скрытых работ с учётом изменения законодательства.

Ответ: В соответствии со статьёй 55_5-1 Градостроительного кодекса:

1. Специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

2. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ соответственно по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации.

3. К должностным обязанностям специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования относятся соответственно:

  • 1) подготовка и утверждение заданий на выполнение работ по инженерным изысканиям, заданий на подготовку проектной документации объекта капитального строительства;
  • 2) определение критериев отбора участников работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ;
  • 3) представление, согласование и приемка результатов работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации;
  • 4) утверждение результатов инженерных изысканий, проектной документации.

4. Специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

5. К должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

  • 1) организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;
  • 2) оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • 3) приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;
  • 4) подписание следующих документов:
    • а) акта приемки объекта капитального строительства;
    • б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;
    • в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

6. Сведения о физическом лице, указанном в части 1 настоящей статьи, включаются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций соответственно в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, в национальный реестр специалистов в области строительства (далее также — национальные реестры специалистов) на основании заявления такого лица при условии его соответствия следующим минимальным требованиям:

  • 1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;
  • 2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;
  • 3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;
  • 4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;
  • 5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

7. Порядок включения сведений о физическом лице в национальные реестры специалистов и их исключение из таких реестров, а также перечень направлений подготовки в области строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре» при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 6 ст. 19.5. КоАП РФ, в случае невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, за период освидетельствования актов скрытых работ и прочей исполнительной документации должностными лицами, не состоящими в национальном реестре специалистов в области строительства необходимо провести анализ исполнительной документации и провести мероприятия по подтверждению соответствия работ и их результатов, рабочей документации и проектной документации, применительно к выполненным работам, с привлечением специализированной, лицензированной и аккредитованной организации (лаборатории), имеющую допуск СРО и опыт подобных исследований.

Письмо Ростехнадзора от 27.12.2017 N 09-02-05/15110 «О подписании исполнительной документации»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 27 декабря 2017 г. N 09-02-05/15110

О ПОДПИСАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение по вопросу требований Ростехнадзора в части освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения в связи с изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации, внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:

  • 1) организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;
  • 2) оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • 3) приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;
  • 4) подписание следующих документов:
    • а) акта приемки объекта капитального строительства;
    • б) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;
    • в) документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • г) документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

Согласно части 4 статьи 53 ГрК РФ и пп. «г» пункта 5 и 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, строительный контроль лица, осуществляющего строительство по договору строительного подряда, а также застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, регионального оператора либо привлекаемых ими на основании договора индивидуальных предпринимателей или юридических лиц включает в себя освидетельствование работ, скрываемых последующими работами, промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

На основании изложенного, по мнению Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора, специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, выполняющими функции по организации строительства, включая организацию и проведение строительного контроля, по трудовому договору, заключенному с застройщиком (в случае самостоятельного выполнения им работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту), с техническим заказчиком или лицом, осуществляющим строительство по договору строительного подряда (в том числе в случаях, когда членство в саморегулируемой организации дня такого индивидуального предпринимателя или юридического лица не требуется), помимо документов, указанных в подпункте 4 части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ, должны подписываться акты приемки геодезической разбивочной основы, разбивки осей объекта капитального строительства, акты освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Начальник Управления государственного строительного надзора М.А.КЛИМОВА

См.также:

  • Ростехнадзор разъясняет: Освидетельствование ответственных конструкций, скрытых работ, контроль и оценка прочности бетонной смеси, подписание исполнительной документации
  • Ростехнадзор разъясняет: Строительный контроль
  • Ростехнадзор разъясняет: Входной контроль
  • Минстрой разъясняет: Строительный контроль

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марины (г. Пятигорск)

Наш контрагент требует: «Акт сверки должен быть подписан директором или работником компании, но для подтверждения законности подписи нужен оригинал приказа либо доверенности, составленный таким образом, чтоб из содержания его было достоверно понятно, какие именно документы имеет право подписывать должностное лицо, либо копия, заверенная директором или синей печатью, совпадающей с образцом печати.» Что это за требования и законны ли они? С учетом того, что им были предоставлены копии приказов о праве подписи.

Контрагент вправе потребовать надлежаще заверенную копию документа, подтверждающего право подписи уполномоченного лица, таким документом может быть и приказ о праве подписи первичных документов. Согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п.14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.1998 N 34н и Информационном письмом N ПЗ-10/2012 утверждать перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, должен руководитель экономического субъекта. Подтверждением передачи полномочий на подписание первичного документа может служить:

Кто может подписывать приказы?

СвернутьПоказать

Вопрос оформления подписи на документе очень важен. Ведь в случае нарушений документ будет считаться неподписанным уполномоченным лицом, т.е. не имеющим юридической силы.

Справка СвернутьПоказать

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, независимо от подчиненности (Краткий словарь видов и разновидностей документов, Главное архивное управление при Совете министров СССР, ВНИИДАД, Центральный государственный архив древних актов. – М., 1974).

Приказ – акт руководителя органа государственного управления, государственного учреждения, коммерческой организации, содержащий обязательные для работников установки (Современный экономический словарь).

Приказ – это организационно-распорядительный документ, относящийся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), включенной в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД)) (класс 0200000).

Как оформить право подписи?

Приказы издаются по основной деятельности и по личному составу. На предприятии приказ, как правило, подписывает руководитель. Поясним, на чем основываются его полномочия.

Исполнительный орган юридического лица воплощает волю учредителей (участников), руководит текущей деятельностью организации. При этом он может быть как единоличным – генеральный директор (или директор) организации, так и коллегиальным – правление (или дирекция). Именно в уставе организации фиксируется, какими правами наделен генеральный директор и правление (если оно предусмотрено). В уставе указывается порядок утверждения (подписи) документов, которые относятся к компетенции соответствующего исполнительного органа. Поэтому, чтобы разобраться с правом подписи приказов на предприятии, необходимо внимательно ознакомиться с уставом предприятия.

См. образец оформления выписки из устава в Примере 1. Для рассматриваемой ситуации ключевой является фраза «7.4. Генеральный директор Общества: …издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества». Такая формулировка означает, что подписывать приказ в организации может только ее генеральный директор.

Пример 1

В уставе отражено право подписи приказов только гендиректором

СвернутьПоказатьПример 2

Делегирование права подписи приказов на постоянной основе

СвернутьПоказать

Но приказ может подписать и другое должностное лицо, при этом тоже возможно несколько вариантов. Систематизируем их, указав, кто может подписать приказ за генерального директора предприятия и какими документами фиксируются эти полномочия:

  1. В крупных организациях при большом документообороте генеральный директор может делегировать право подписи всех приказов (но чаще – приказов по определенным направлениям деятельности) своим заместителям или руководителям подразделений:
    1. Обычно только гендиректор имеет право подписи приказов на основании устава (см. Пример 1), тогда делегирование этого права иным лицам на постоянной основе оформляется распорядительным документом1 (образец такого документа показан в Примере 2). Предоставление права подписи отдельному лицу может быть оформлено «индивидуальным» приказом (как в Примере 2), но возможно составление и другого приказа – отражающего полномочия целого круга руководителей с описанием решаемых ими вопросов и перечнем документов, которые они могут подписывать;
    2. Реже, но все же встречаются случаи, когда распределение права подписи приказов на нескольких должностных лиц фиксируется сразу в уставе организации.
  2. В случае отсутствия генерального директора из-за временной нетрудоспособности, отпуска или командировки исполнение его обязанностей может быть возложено на конкретное должностное лицо на определенный период времени, т.е. на период отсутствия гендиректора:
    1. Встречаются уставы, в которых отражен данный механизм (см. возможную формулировку в Примере 3);
    2. Но чаще в уставах об этом ничего не говорится. Поэтому временное исполнение обязанностей отсутствующего гендиректора оформляют приказом. Его можно издать под конкретный случай (Пример 4) или делегировать полномочия гендиректора автоматически при каждом отсутствии гендиректора (Пример 5).

Важно! Если делегируется подписание документа, который имеет «хождение» не только внутри организации, а должен представляться еще и третьим лицам, то дополнительно право подписи нужно будет подтвердить доверенностью. К подписанию приказов это обычно не относится. Чаще имеет отношение к письмам, договорам, налоговой отчетности и т.д. Более детально тему доверенностей мы рассмотрим в ближайших номерах журнала.

Рассмотрим подробнее вариант № 2.1 – делегирование полномочий временно отсутствующего руководителя уставом.

Пример 3

Отражение в уставе делегирования полномочий временно отсутствующего гендиректора

СвернутьПоказать

На время отсутствия генерального директора по причине его отпуска, временной нетрудоспособности, командировки его обязанности исполняет заместитель генерального директора, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей.

В этом случае сотрудник становится исполняющим обязанности генерального директора, действуя на основании устава, и, соответственно, обладает всеми полномочиями последнего, в том числе правом подписи документов в пределах его компетенции. Доказать полномочия исполняющего обязанности генерального директора перед третьими лицами (контрагентами, контролирующими органами) можно следующими документами:

  • нотариально заверенной копией устава или выпиской из него, где сказано, кто руководит юридическим лицом в отсутствие генерального директора;
  • приказом о назначении соответствующего лица на должность заместителя генерального директора;
  • документом, фиксирующим отсутствие гендиректора (больничный либо приказ о направлении в командировку, в отпуск).

Если уставом будет закреплен такой порядок исполнения обязанностей генерального директора, то назначить исполняющим обязанности отсутствующего руководителя можно будет только то должностное лицо, которое указано в уставе. В нашем случае – это заместитель генерального директора.

Теперь рассмотрим вариант № 2.2, когда делегирование полномочий временно отсутствующего руководителя оформляется приказом (в Примерах 4 и 5 показаны образцы таких приказов).

В подобном случае для подтверждения полномочий исполняющего обязанности нужно будет предъявить:

  • приказ об исполнении обязанностей генерального директора в связи с его командировкой, отпуском или временной нетрудо­способностью;
  • если в этом приказе указано Ф.И.О. исполняющего обязанности, а не только его постоянная должность, то приказ о назначении на эту должность конкретного человека предъявлять не потребуется;
  • документ, фиксирующий отсутствие гендиректора.

Пример 4

Разовое делегирование полномочий отсутствующего руководителя

СвернутьПоказатьПример 5

Делегирование полномочий отсутствующего руководителя на постоянной основе

СвернутьПоказать

Но есть еще один экзотический вариант, назовем его № 3. На практике возможна ситуация, когда прежний гендиректор уволился, а нового учредители еще не нашли. Если эта ситуация в уставе не предусмотрена, то собрание участников (акционеров) назначает временно исполняющего обязанности. Для этого необходимо оформить протокол заседания, в котором данная должность временно передается определенному лицу. Именно этот документ и будет подтверждать перед третьими лицами полномочия и право подписи временного руководителя.

Как оформить реквизит «подпись»?

Теперь разберемся, как оформить реквизит «подпись» для выявленных ситуаций подписания документов. Начнем с банальностей – процитируем общие правила оформления этого реквизита в организационно-распорядительных документах, к которым и относится приказ.

Фрагмент документа СвернутьПоказать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

3.21. В состав реквизита «Подпись» входят: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное – на документе, оформленном на бланке); личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия)…

Фрагмент документа СвернутьПоказать Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76)

Подпись должностного лица

В состав подписи входят: наименование должности лица, подписавшего документ (при использовании должностного бланка наименование должности не указывается), личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия)…

Как видим из приведенных выше извлечений из документов, при оформлении реквизита «подпись» указывается должность того лица, который подписывает документ (а не «за которого» он это делает). Причем следует учитывать, что приказы оформляются на бланках не должностного лица, но только на бланке организации. Поэтому должность указывается кратко (т.е. без повторения в ней наименования организации).

Итак, если приказ подписывает генеральный директор, то реквизит «подпись» будет выглядеть так, как показано ниже, в Примере 6, а также в Примерах 2, 4 и 5 (напоминаем, что на приказы оттиск печати не ставится).

Пример 6

Подпись генерального директора на приказе

СвернутьПоказать

Если же приказ подписан другим должностным лицом, которому это право изначально дал устав (по нашей классификации это ситуация № 1.2) или руководитель делегировал его приказом вне зависимости от своего отсутствия/присутствия (ситуация № 1.1), то в реквизите «подпись» следует писать должность этого лица:

Пример 6

Подпись генерального директора на приказе

СвернутьПоказать

Если же право подписи документа есть только у руководителя и оно в числе других прав и обязанностей передается тому, кто будет исполнять его обязанности на период отсутствия, тогда уместно появление слов «и.о.» или «исполняющий обязанности». Даже если исполнять обязанности гендиректора Мухина будет его заместитель Артеменко, в ситуациях № 2.1, № 2.2 и № 3 его подпись нужно будет оформить так (личный росчерк и его расшифровка принадлежат Артеменко, а должность указывается с пометкой «и.о. гендиректора»):

Пример 6

Подпись исполняющего обязанности гендиректора

СвернутьПоказатьПример 7

Подпись исполняющего обязанности гендиректора

СвернутьПоказать

Мы разложили по полочкам возможные варианты грамотного поведения в различных ситуациях, основываясь на существующих правилах оформления. А теперь сделаем важную оговорку. Все вышеперечисленные цитаты с правилами оформления реквизита «подпись» носят рекомендательный характер, поэтому советуем читателям в Инструкции по делопроизводству вашей организации отразить порядок оформления реквизита «подпись», который может совпадать с рекомендациями, приведенными выше. В этом случае оформление реквизита «подпись» будет «узаконено» для вашей организации.

Совсем по-другому обстоит дело в том случае, когда руководитель (допустим, Иванов) внезапно уехал в командировку, заболел или ушел в очередной отпуск, при этом делегирование права подписи документов в организации осталось неоформленным. Ну что, знакомая ситуация?

И тут каждый ухищряется как может. Самыми распространенными вариантами подписания документов являются:

  • указать должность и ее расшифровку, как у гендиректора, и постараться подделать его личный росчерк или поставить оставшуюся в офисе факсимиле (ГСДОУ, ГОСТ Р 6.30 2003 и Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти содержат требование о том, чтобы реквизит «подпись» включал в себя личную подпись. А она может быть собственноручной, электронной или факсимильной. Ставить ли факсимиле на приказ, решать Вам. Отметим только, что использование факсимиле в организации должно быть предусмотрено органзационно-распорядительными документами, и уж если вы решите поставить факсимиле на приказ, то оцените все риски, которым подвергается ваша организация в случае необходимости доказывать правомерность такого документа в суде. Кстати, если подписывается документ, направляемый в стороннюю организацию, то для его юридической силы должно быть оформлено еще и соглашение сторон о допустимости подписания таких документов при помощи факсимиле);
  • изменяют подписанта, при этом ставят косую черту, предлог «за» или знакомое нам сокращение «и.о.» перед наименованием должности гендиректора Иванова, далее другое лицо (например, Комаров) ставит свой личный росчерк и указывает свои инициалы с фамилией (см. Примеры 8 и 9). Любой из этих вариантов будет неправильным в случае отсутствия полномочий у других лиц подписывать документы вместо генерального директора.

Пример 8

Ошибочный вариант оформления реквизита «подпись»

СвернутьПоказать Пример 9

Ошибочный вариант оформления реквизита «подпись»

СвернутьПоказать Пример 10

Ошибочный вариант оформления реквизита «подпись»

СвернутьПоказать Пример 11

Ошибочный вариант оформления реквизита «подпись»

СвернутьПоказать

Бывает и так, что проект документа уже подписан другой стороной (например, договор) или проект приказа прошел длительное сложное согласование, собрав множество виз, и на этом документе в реквизите «подпись» уже впечатана должность отсутствующего гендиректора. Можно ли как-то подписать именно эту бумагу, не создавая другой документ, если право его подписи есть у другого присутствующего должностного лица? Рассмотрим имеющиеся рекомендации:

Фрагмент документа СвернутьПоказать ГСДОУ (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.88, приказ Главархива СССР от 25.05.88 № 33)

Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте документа, отсутствует, то документ подписывает лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. При этом обязательно указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, и его фамилия (исправления можно внести чернилами или машинописным способом, например: «и.о.», «зам»). Не допускается подписывать документы с предлогом «за» или проставлением косой черты перед наименованием должности.

ГОСТ Р 6.30-2003 не содержит пояснений относительно того, как оформляется реквизит «подпись» на проекте документа в случае отсутствия генерального директора, когда его подпись уже заготовлена. Указано лишь, что документ может быть подписан исполняющим обязанности должностного лица с указанием его фактической должности и фамилии. При этом не допускается ставить предлог «За», надпись от руки «Зам.» или косую черту перед наименованием должности.

Нам остается руководствоваться рекомендациями ГСДОУ (полностью – «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения») и Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

Фрагмент документа СвернутьПоказать Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76)

Не допускается подписывать документы с предлогом «За» или проставлением косой черты перед наименованием должности. Если должностное лицо, подпись которого оформлена на проекте документа, отсутствует, документ подписывает заместитель руководителя, имеющий право подписывать документы за руководителя, или иное должностное лицо, имеющее право подписи в соответствии с приказом о распределении обязанностей, при этом указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, и его фамилия. Исправления в подготовленный документ могут быть внесены от руки лицом, подписывающим документ.

При подписании документа лицом, в соответствии с приказом исполняющим обязанности временно отсутствующего руководителя (отпуск, болезнь, командировка), подпись оформляется следующим образом:

или

Но для того, чтобы сделать вышеуказанные требования нормативными именно для вашей организации, их тоже необходимо закрепить в Инструкции по делопроизводству вашей организации. Желательно добавить в Инструкцию наглядный пример оформления подписи в рассматриваемом случае:

Пример 12

Оформление реквизита «подпись» в отсутствие гендиректора, если его данные уже впечатаны в документ (жирным курсивом обозначено то, что можно дописать ручкой)

СвернутьПоказать

В данном примере приписка «И.о.» перед словосочетанием «Генеральный директор» и Ф.И.О. лица, фактически подписывающего приказ («А.К. Мурашкин»), могут быть выполнены от руки либо машинописным способом, если это удастся осуществить технически.

Второй вариант – указание должности с припиской «Зам.» перед словосочетанием «Генеральный директор» – возможен, если заместитель имеет право подписывать такие документы.

В любом случае перед отражением этих тонкостей оформления в Инструкции по делопроизводству их следует согласовать в том числе с руководителем организации. В качестве доводов вы сможете привести цитаты из документов, собранные в этой статье. При этом хочется предостеречь сотрудников служб делопроизводства от злоупотреблений при оформлении реквизита «подпись», т.е. минимизировать «приписки». И уж точно нужно отказаться от косой черты и предлога «за» перед должностью, ведь такие варианты оформления ошибочны и заставят сомневаться в юридической силе «подписанного с таким трудом» документа.

СвернутьПоказать

  1. Исключение составляют приказы по личному составу, право подписи которых в соответствии с Трудовым кодексом РФ должно быть отражено в локальных нормативных актах. Вернуться назад