Превышение лимитов на размещение отходов

Превышение нормативов образования отходов: каковы последствия?

Сообщество экологов не раз было озадачено вопросом, чем грозит природопользователю сверхнормативное образование отходов. История данного вопроса богата мнениями и прецедентами. Попробуем разложить проблему на составляющие и сделать собственный вывод.

Обращение с отходами, наверное, самая сильная головная боль большинства экологов на предприятиях. Этот аспект промышленной экологии является одним из самых проблемных по той причине, что, хотя процесс образования и дальнейшая судьба отходов довольно прозрачны, законодательство по данному вопросу обширное и запутанное.

Не так давно предприятия малого и среднего бизнеса вздохнули с облегчением: редакция Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 30.12.2008 (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) освободила их от сложной и затратной процедуры разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), предоставив им возможность представлять сведения о фактическом образовании и способах обращения с отходами в виде ежегодного отчета. Для таких предприятий не существует понятия «норматив образования отхода», они просто вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) за размещение своих отходов на полигонах.

Но крупные предприятия, а также ряд других юридических лиц, не попадающих под критерии малого или среднего предпринимательства, по-прежнему разрабатывают проект НООЛР и обязаны следовать установленным в проекте нормативам.

Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к законодательной базе. Для начала следует дать определение понятиям «норматив образования отходов» и «лимит на размещение отходов».

Извлечение

из Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

(в ред. от 25.06.2012)

Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Таким образом, нормативы образования отходов являются нормативами допустимого воздействия на окружающую среду. Их нарушение дает основания контролирующим органам привлечь предприятия к ответственности.

Словарь. Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

  • лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
  • норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Таким образом, лимит на размещение отходов (с учетом актуальной правовой ситуации) представляет собой то предельное количество отходов, которое предприятие может накопить для их передачи на лицензированный полигон или иной объект длительного хранения/захоронения отходов. Лимит этот определяется исходя из вместимости накопителей отходов на предприятии и максимального срока накопления отхода на предприятии до его транспортировки на размещение или иной утилизации. Но это лишь одна из точек зрения на расплывчатое понятие «лимит на размещение отходов». Другая точка зрения предполагает, что этот термин относится исключительно к хранению/захоронению отходов на специальных объектах хранения/захоронения и не включает в себя понятие накопления отхода на территории предприятия. В итоге предельное накопление отхода регламентируется только специальным разделом проекта НООЛР.

Более конкретное определение норматива образования отходов находим в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 22.12.2010; далее — Порядок): «нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг» (п. 4). Там же: «Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты» (п. 1).

Это определение идентично определению лимита на размещение отходов из Федерального закона № 89-ФЗ. Исходя из этого, проект НООЛР определяет и закрепляет именно лимит на размещение отхода, а не норматив его образования. Таким образом, согласно данному документу только нарушение лимита может представлять административное правонарушение.

Согласно п. 11 Порядка НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п. 4 Порядка , и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие НООЛР.

Данный технический отчет составляется на основе бухгалтерских документов (актов, накладных, счетов-фактур и др.), подтверждающих обращение с отходами. Таким образом, контролирующие государственные органы видят в отчете полную картину образования и обращения с отходами на производстве. Отметим, что по бухгалтерским документам можно проследить превышение нормативов образования отходов, но никак не лимитов на их размещение: технический отчет не может дать никаких сведений о нарушении установленных лимитов.

Если разработка проекта НООЛР проведена в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее — Методические указания) (с учетом фактического образования отходов за предыдущие отчетные периоды, производственных показателей, материально-сырьевого баланса и др.), тогда проект НООЛР будет содержать нормативы образования отходов, максимально приближенные к реальности. К сожалению, довольно часто расчетный метод «дает осечку» — и в течение первого же года работы предприятия по новому проекту НООЛР выясняется, что по факту образование отходов превышает рассчитанные показатели. Как в таком случае поступить и чем это может обернуться для предприятия?

Природопользователи знают, чем грозит отсутствие установленных НООЛР: при расчете ежеквартальной платы за НВОС фактически размещенное на полигоне количество отходов будет умножено на дополнительный коэффициент 5. При этом если превышен норматив образования отходов, обращение с которыми не подразумевает их хранение/захоронение (т.е. идущих на обезвреживание или использование), но весь объем образованных отходов своевременно без длительного накопления передан лицензированным организациям, то плата за такие отходы не увеличивается, точнее, как и прежде, не взимается вообще.

Пятикратный коэффициент также применяется в случае, если проект НООЛР разработан и лимиты установлены, но в текущем отчетном периоде образовано и размещено больше отходов, чем определено данными документами.

Непредвиденные расходы по платежам за НВОС, конечно, малоприятны. Но чем еще, кроме этого, может грозить предприятию сверхнормативное образование отходов?

Обращаясь к Федеральному закону № 89-ФЗ, мы обнаруживаем еще более серьезное наказание за нарушение экологических требований по обращению с отходами.

Извлечение

из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, одной из санкций, применяемых к предприятию, нарушившему нормативы образования отходов, является приостановка деятельности предприятия в области обращения с отходами (включая накопление, размещение и т.д.), что фактически означает остановку всей деятельности предприятия, т.к. предприятие не сможет функционировать не образуя отходов.

Извлечение

из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отметим, что в перечень действий не вошло образование отходов. Если предприятие накопило в установленный срок количество отходов, превышающее установленный проектом НООЛР норматив накопления на этот срок, и разместило отходы на полигоне, тогда к нему может применяться эта статья.

Впрочем, здравый смысл подсказывает нам, что превышение норм образования отходов чаще всего приводит и к превышению лимитов.

Пример

Если ваш годовой норматив образования отходов составляет 40 т, а норматив накопления исходя из вместимости накопителя — 0,15 т, то при вывозе отходов приблизительно 267 раз в год вы укладываетесь в установленный норматив накопления.

Допустим, произошло внеплановое образование 30 т отходов. Итого за год образовалось 70 т. Вместимость накопителя не изменилась — 0,15 т. Расчетным путем определяем, что за год вам придется вывезти отходы 466 раз (70 т / 0,15 т), т.е. чаще, чем один раз в день, иначе накопитель будет переполняться.

Согласно п. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» вывоз твердых отходов даже в холодное время года не может быть произведен реже чем 1 раз в 3 дня, в теплое время — ежедневно. Таким образом, вы сможете избежать превышения нормативов накопления отходов (см. Методические указания), если будете вывозить отходы своевременно, но лимиты на размещение отходов на полигоне превысите.

Если вместо изменения графика вывоза отходов вы решите приобрести дополнительные контейнеры, проект НООЛР вашего предприятия уже не будет соответствовать действительности, что потребует его переработки в соответствии с законодательством. И если акцентировать внимание на достоверности проекта, то периодичность вывоза отхода, строго говоря, тоже регламентируется данным проектом.

Таким образом, если четко следовать букве закона, то проект НООЛР необходимо постоянно переделывать, чтобы избежать неприятностей во время проверки предприятия контролирующими органами.

Еще один вопрос вызывает обращение с отходами, не подразумевающее их размещение. Имеет ли право предприятие превысить нормативы образования люминесцентных ламп или отработанных аккумуляторов, если эти отходы будет переданы лицензированным организациям и таким образом предприятие избежит превышения допустимого воздействия на окружающую среду (т.е. именно того, о чем идет речь в упомянутой ранее ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)?

Мы провели общий обзор законодательных актов в области обращения с отходами и конкретного ответа на наш вопрос не нашли, что неудивительно. Обратимся теперь к судебной практике по данному вопросу.

Судебная практика

Согласно Постановлению Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу № А41-31691/10 в ходе проверки было установлено отсутствие у организации разработанного и утвержденного проекта НООЛР, а также превышение нормативов образования и лимитов на размещение отходов I класса опасности, а именно люминесцентных ламп. Организация привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

На судебном заседании организация представила проект НООЛР, утвержденный Генеральным директором организации после окончания рассмотрения дела об административном правонарушении, однако данный факт не может являться основанием для освобождения от административной ответственности.

Решение суда: отсутствие разработанного и утвержденного проекта НООЛР, а также превышение нормативов образования и лимитов на размещение отходов I класса опасности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Данный случай применения ст. 8.2 КоАП РФ довольно спорен уже потому, что предприятие неведомым образом превысило несуществующие нормативы образования отходов I класса опасности. Не ясно, каким образом они могли быть превышены при отсутствии утвержденных нормативов и разработанного проекта НООЛР. К тому же предприятию вменено в вину только превышение нормативов образования люминесцентных ламп. Неужели в результате деятельности данной организации образовывался только этот отход? Тем не менее вердикт суда однозначно говорит о виновности предприятия.

Гораздо чаще предприятиям вменяется именно превышение лимитов на размещение отходов. При этом довольно трудно предъявить доказательства такого превышения. Ведь если проверяющий инспектор обнаружит на территории предприятия переполненный контейнер, то это еще не означает факта превышения лимита. Такое нарушение можно классифицировать как нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами (ст. 8.2 КоАП РФ). Поэтому инспекторы чаще всего исходят из предположения, что превышение норм образования отходов, установленное по бухгалтерским документам, влечет за собой превышение лимитов на их размещение. Такое предположение, как мы отметили выше, логично, но логично еще не означает законно.

Судебная практика

Согласно Постановлению ФАС Северо-Кавказского округа от 09.11.2011 по делу № А53-6816/2011 в ходе проверки было установлено нарушение организацией требований природоохранного законодательства:

  • несоответствие производственной площадки временного хранения отходов санитарным правилам и нормам;
  • превышение нормативов предельного накопления отходов;
  • осуществление не в полном объеме учета отходов, принятых от других организаций;
  • осуществление приема отходов от других организаций без паспортов, подтверждающих класс опасности отходов;
  • невыполнение обязанности по разработке паспортов на отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности предприятия.

Решение суда: нарушение организацией, в процессе осуществления хозяйственной деятельности которой образуются отходы производства и потребления, требований законодательства к обращению с отходами образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

В данном случае предприятию вменяется в вину превышение нормативов предельного накопления отходов. Норматив предельного накопления отходов согласно Методическим указаниям определяется в разделе проекта НООЛР «Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов» и представляет собой совокупное количество отходов определенного вида, хранящееся единовременно на однотипных объектах хранения сроком до 3 лет при условии обеспечения уровня воздействия на окружающую среду в допустимых пределах.

Далее выясняется, что проект НООЛР организацией вообще не был разработан. Так о каких же нормативах предельного накопления отходов может идти речь?

Судебная практика

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания от 30.07.2010 № 141-150/2О-2010 «Об устранении нарушений законодательства в области обращения с отходами», выданного Управлением Росприроднадзора по Архангельской области Генеральному директору предприятия (далее — предписание № 141-150/2О-2010). Указанным актом проверки зафиксированы факты превышения установленных нормативов образования отходов с указанием объемов сверхлимитного образования отходов.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ предприятием в полном объеме не вносится плата за сверхлимитное размещение отходов. С целью устранения указанных в ходе проверки нарушений выдано предписание от 20.04.2010 № 49-61/1О-2010, согласно п. 1 которого обществом не в полном объеме вносится плата за сверхлимитное размещение отходов.

Размещения в окружающую среду (хранения и захоронения) предприятием отходов не допущено.

Возможность использования отходов предприятия (отходы от мойки щепы, отходы известерегенерационной печи) для проведения рекультивационных работ на щелоконакопителе обоснована рабочим проектом.

Решение суда: на основании ст. 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предписание № 141-150/2О-2010 признано недействительным.

В этом деле основной претензией к предприятию было то, что образованные сверх норматива отходы размещаются на объекте размещения, при этом природоохранная документация на объект разработана не в полном соответствии с законом, а предприятие не вносит плату в пятикратном размере за сверхнормативное образование отходов. В итоге предприятие выиграло суд благодаря несвоевременной передаче полномочий от Ростехнадзора Росприроднадзору и размытым формулировкам предписания. Так или иначе, претензия к предприятию заключается в превышении установленных нормативов образования отходов, и уже из этого выводится превышение лимитов на их размещение.

В целом, как показывает обзор судебных разбирательств, чаще всего в предписаниях фигурирует формулировка «превышение лимитов на размещение отходов». Если и появляется «превышение нормативов», то либо этот термин использован ошибочно, либо использован как полный синоним первой формулировки, что иллюстрирует масштабы путаницы в этих определениях не только среди пользователей, но и среди представителей исполнительной и судебной власти. При определенной сноровке в работе с законодательной базой предприятие может выйти победителем из такого рода разбирательств. И тем не менее прецеденты обвинительных вердиктов есть. Остается только призвать природопользователей соблюдать и нормативы, и лимиты, установленные для них, т.к. закон суров, часто запутан и противоречив, но это закон.

Выделено автором.

Выделено автором

Методическое пособие для экологов предприятий fedinst

Ответственность за отсутствие ПНООЛР и Лимита
Ответственность за отсутствие ПНООЛР и Лимита предусмотрена статьей 8.2. КоАП «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами».
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10000 до 30000 рублей;
  • наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • наложение административного штрафа на юридических лиц — от 100000 до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого при отсутствии документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение организация осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере, по сверхлимитам.
Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
В случае изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя и юридического лица (наименования организации, адреса и проч.) документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению.
Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности производственного процесса и используемого сырья и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Перечень документов представляемых для переоформления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:

  • документ, подтверждающий внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, — для юридического лица;
  • документ, подтверждающий внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
  • оригинал(-ы) выданного(-ых) ранее в установленном порядке документа(-ов) об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • письменное подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение (200 руб. – за переоформление документа об утверждении норматив образования отходов и лимитов на их размещение согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 № 374-ФЗ)).

2.6. Технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья
Неизменность производственного процесса и используемого сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ежегодно подтверждаются в виде технического отчета по обращению с отходами.
Согласно приложению 3 к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Федеральной службой Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703. Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (далее — Технический отчет) включает следующие разделы:

  • титульный лист;
  • подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья;
  • сведения об обращении с отходами в течение отчетного периода (года);
  • приложения.

Отчет выполняется на магнитном носителе, распечатывается в 2-х экземплярах на бумаге и представляется в территориальный орган Росприроднадзора.
Технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов.
На магнитном носителе имя файла присваивается по названию предприятия.
Ответственность за непредставление Технического отчета
Ответственность за непредставление Технического отчета установлена статьей 8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации».

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, — влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;
  • наложение административного штрафа на юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Кроме того, при непредставлении (либо несвоевременном представлении) Технического отчета Лимит аннулируется и, соответственно, плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается как сверхлимитная.
2.7. Предоставление субъектами малого и среднего предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)
Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (в ред. Приказа Минприроды РФ от 22.12.2010 N 558) утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. №50).
Вместо ПНООЛР организации, отнесенные к малому и среднему бизнесу, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, должны представлять в территориальные органы Росприроднадзора Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (далее Отчетность).
Критерии для отнесения хозяйствующих субъектов к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
— для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25 %;
— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 250 человек;
— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не должна превышать 1 млрд руб.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статотчетности) утвержден Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 г. N 30, согласно которого субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора.
Отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим ЮЛ и ИП, полученных от других ЮЛ и ИП или ФЛ, а также размещенных отходов.
Отчетность включает:
1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;
3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
4) приложения.
Общие сведения включают:
а) для юридических лиц:

  • полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • телефон, факс, электронная почта;
  • код места нахождения по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

б) для индивидуальных предпринимателей:

  • фамилия, имя и отчество (последнее — при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
  • телефон, факс, электронная почта;
  • код места жительства по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО).

Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период включает данные о массах (в тоннах) образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных на собственных объектах хранения/захоронения отходов, накопленных (на последний день отчетного периода) отходов, сгруппированных по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по федеральному классификационному каталогу отходов, класса опасности.

  • Данные о массах отходов, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, представляются суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности), на захоронение (с разбивкой по массам отходов, переданных с передачей права собственности, и по массам отходов, переданных без передачи права собственности).
  • Данные о массах отходов, полученных от других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, представляются суммарно по каждому виду отходов и с разбивкой по массам отходов, направленных на использование, на обезвреживание, на хранение, на захоронение.
  • Данные о массах отходов, направленных на хранение на собственных объектах хранения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на хранение, и по массам отходов, полученных на хранение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.
  • Данные о массах отходов, направленных на захоронение на собственных объектах захоронения отходов, представляются по каждому виду отходов и с разбивкой по массам собственных отходов, направленных на захоронение, и по массам отходов, полученных на захоронение от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без отчуждения права собственности.

Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы, включают наименования таких юридических лиц или фамилии, имена, отчества (последнее — при наличии) таких индивидуальных предпринимателей, данные о переданных им отходах, с указанием:

  • мест нахождения или мест жительства и их кодов по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
  • даты выдачи и номера документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (при передаче отходов I — IV класса опасности);
  • даты и номера договора о передаче отходов;
  • данные о массах (в тоннах) переданных отходов, сгруппированных по каждому виду отходов с указанием его наименования, кода по федеральному классификационному каталогу отходов, класса опасности, цели передачи (использование, обезвреживание, размещение).

Приложения к Отчетности включают:

  • копию документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности — в случае осуществления отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке размещению отходов I — IV класса опасности. Копия документа, подтверждающего наличие лицензии, заверяется печатью отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства;
  • копии договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям или на прием отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период и копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам. Копии указанных договоров и актов заверяются печатью отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства;
  • копии приемосдаточных актов о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;
  • копии документов, подтверждающих наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I — IV класса опасности. Копии указанных документов, подтверждающих наличие лицензий, заверяются печатями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I — IV класса опасности.

Отчетность должна быть прошита, скреплена печатью и подписью руководителя отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства (индивидуального предпринимателя). Страницы Отчетности должны быть пронумерованы сквозной нумерацией.
Территориальные органы Росприроднадзора регистрируют Отчетность, представленную отчитывающимися субъектами малого и среднего предпринимательства, и ведут учет и контроль отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов при администрировании платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов.

Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа электронную версию оформления Отчетности и программное обеспечение для ее формирования.
Территориальный орган Росприроднадзора ни при каких обстоятельствах не вправе отказать в приеме и регистрации любой документации, поступающей от заявителей.
Вместе с тем, поступающие документы, не соответствующие по своей комплектности и содержанию пункту 8 Порядка, не могут считаться Отчетностью и учитываться в качестве таковой. В указанном случае территориальный орган Росприроднадзора, руководствуясь регламентом территориального органа Росприроднадзора, обязан предоставить заявителю сведения о результатах рассмотрения поступившего обращения в общем порядке (в срок не более 30 дней с правом мотивированного продления на срок не более 30 дней по решению руководителя или заместителя руководителя территориального органа Росприроднадзора).
В настоящее время формирование статистической отчетности 2ТП (отходы) необходимо в формате программе «Модуль природопользователя».

Штрафы при отсутствии проекта ПНООЛР

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР) разрабатывается только для крупного бизнеса, который в следствии своей деятельности образует отходы. Образование отходов без утверждённого ПНООЛР повлечёт за собой ряд негативных последствий.

Требование о разработке ПНООЛР устанавливает:

— ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления;

— Приказ Минприроды России № 349 от 05.08.2014 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

КоАП, ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечёт наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;

— на должностных лиц от 10 000 до 30 000 рублей;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Вопрос

Запрещено ли превышать «норматив образования отходов, осредненный за год», указанный в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отходам, которые НЕ передаются на размещение?

Ответ

С 1 января 2019 года статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции, согласно которой «8. За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

Таким образом, при превышении нормативов образования отходов (при этом отмечу, что это относиться только к объектам I и II категории, так как для ОНВ III и IV категории НООЛР не разрабатываются) к хозяйствующему субъекту не должна применяться статьей 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» КоАП РФ.

— Реклама —

Однако в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области охраны окружающей среды может быть вынесено в течении одного года со дня совершения административного правонарушения. При этом согласно пункту 9 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в редакции до 1 января 2019 года при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, могла быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.

Правда, учитывая положения пунктом 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (редакция от 25.07.2014) НООЛР разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Таким образом, нормативы образования отходов носят предположительный характер, устанавливают ожидаемое количество образующихся отходов и утверждаются для целей нормирования количества размещаемых отходов, способных оказать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Поэтому привлечение к ответственности в случае превышения нормативов образования отходов, которые не подлежат размещению, является спорным.

Поэтому, если вдруг по результатам рассмотрения статистической формы 2-ТП (отходы) или при предоставлении технического отчета было выявлено превышение указанных в прикрепленном файле нормативов образования отходов и надзорный орган пытается привлечь вас к ответственности, то вы не безосновательно можете это оспорить.

Н.В. Бирюкова,
эксперт сайта ecovopros.ru

2.3. Ответственность за правонарушения в области обращения с отходами

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, включающая в себя несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Указанная статья включает также правонарушения, связанные с ведением учета в области обращения с отходами. Следует отметить, что ответственность устанавливается для всех лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, а не только для лиц, осуществляющих деятельность по обезвреживанию и размещению отходов (подробнее: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2012 г. по делу N А46-23143/2012, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 августа 2012 г. по делу N А32-23366/2011, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2012 г. по делу N А27-9032/2012, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2012 г. по делу N А03-16209/201). При этом указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.