Предъявление исполнительного листа в казначейство

Содержание

Как предъявить исполнительный лист в казначейство: заявление, проверка и сроки

Ведение и обслуживание счетов государственных казенных учреждений входит в полномочия УФК (Управление федерального казначейства). Если организация, финансируемая из бюджета, являлась ответчиком в суде, либо нарушила иные обязательства, она будет отвечать за счет бюджетных ассигнований. Для этого подается заявление в казначейство на взыскание по исполнительному листу, которое будет рассматриваться по правилам БК РФ.

Какие долги взыскиваются через УФК

Средства, выделяемые из бюджетов всех уровней, носят строго целевой характер. Для контроля за расходованием ассигнований все учреждения государственного подчинения обязаны открывать лицевые счета в казначействе. УФК — это орган исполнительной власти, который занимается администрированием средств федерального бюджета, исполнением обязательств государства и подконтрольных структур. Как правило, на уровень казначейства передаются и полномочия по обслуживанию бюджетов муниципальных образований, субъектов РФ.

Ввиду особого статуса бюджетных организаций, исполнение судебных актов о взыскании средств в отношении них проходит по специальным правилам:

  • предъявление исполнительного листа в казначейство допускается по строго ограниченным видам обязательств, указанных в БК РФ;
  • хотя срок перечисления средств связан с первым же поступлением ассигнований, период ожидания может затянуться по причине защиты от списания многих статей;
  • исполнительный лист в казначейство может направить не только сам взыскатель, но и суд или иной орган по его просьбе.

Заявление в УФК можно подать по договорным обязательствам казенного учреждения, по штрафным санкциям перед налоговыми и пенсионными органами. Отдельного внимания заслуживает долг по контрактам в системе госзакупок. В отличие от множества других статей бюджета, которые защищены от списания в пользу кредиторов, средства под госзакупки будут удерживаться сразу по мере поступления.

Нельзя направить по линии казначейства исполнительные листы, связаны с взысканием вреда за незаконные действия и бездействие чиновников, компенсации за нарушением прав на судопроизводство и несвоевременное исполнение судебных актов. По таким обязательствам подача заявления допускается только в Министерство финансов РФ и его региональные подразделения.

Какие решения казначейство не исполняет

Нельзя предъявить в УФК исполнительный лист, если требование в нем не связано с взысканием на средства бюджета. Это могут быть следующие виды обязательств:

  • долг по договорам, заключенным вне системы госзакупок, финансируемых за счет собственных средств учреждения;
  • штрафные санкции, взысканные персонально с должностных лиц организации (например, за меры ответственности по КоАП РФ);
  • возмещение вреда здоровью и жизни граждан, причиненного в ходе трудовой деятельности (такие выплаты выплачиваются по исполнительным листам через ФСС).

По указанным направлениям исполнительное производство может возбуждаться в общем порядке, т.е. по линии ФССП. Аналогичный порядок предъявления применяется для взыскания по договорным спорам с сфере коммерческой деятельности учреждения, если она разрешена законом или локальными актами.

Подав заявление о возбуждении производства по долгам, не финансируемым из бюджета, вы получите отказ. Проверка исполнительных листов осуществляется до их передачи в Главное управление казначейства и Минфин РФ, поэтому рассчитывать на выплаты невозможно. Оспаривать такой отказ также бессмысленно, поскольку характер долга будет указан в судебном решении.

Как предъявить исполнительный лист для взыскания долга

Чтобы подать документы на принудительное удержание за счет бюджета, нужно располагать информацией о должнике, номере его лицевого счета, ИНН, ОГРН, ряде иных реквизитов и идентификаторов. Эти данные можно узнать из листа записи ЕГРЮЛ, договоров, судебного акта. Когда дело рассматривается в суде, указанная информация запрашивается в обязательном порядке.

Направить бланк заявления и иные документы можно непосредственно в УФК, либо почтовым отправлением. Исполнение предъявленных исполнительных документов осуществляется в казначействе по месту открытия лицевого счета. Направив туда заявление, не придется обращаться в иные ведомства и подразделения УФК, так как все бланки будут направлены в ходе межведомственного обмена. После подачи заявления должнику направляется уведомление о поступлении исполнительного листа.

Необходимый пакет документов

Чтобы обращение в казначейство не повлекло отказное решение, нужно учитывать требования к составу документов. Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ, заявитель или суд должны представить:

  • заявление по форме, утвержденной законом;
  • исполнительный лист или иной документ, предусматривающий взыскание (например, постановление налогового органа);
  • копия судебного акта, на основании которого взыскан долг.

Заявление должно содержать реквизиты для перевода средств. Если исполнительным документом является приказ, копию судебного акта прикладывать не нужно. Для подготовки документации желательно обратиться на консультацию к юристу, так как малейшая ошибка повлечет затягивание сроков или отказ в выплате средств.

Как написать заявление

Заполнение заявлений должно осуществляться по формам, утвержденным Административным регламентом Федерального казначейства. Этот документ принят Приказом Минфина РФ № 99н. Перечень сведений, которые должны заполнить физические и юридические лица, можно посмотреть в образцах, приложенных ниже.

Обязательно укажите адрес, куда казначейство должно вернуть документы в случае их несоответствия закону. После получения документов будет присвоен регистрационный номер, по которому можно отследить этапы рассмотрения исполнительного листа.

Образец заявления для физического лица

Можно скачать по ссылке.

Образец заявления для юридического лица

Можно скачать по ссылке.

Срок исполнения

Ход исполнительного производства через казначейство регламентирован статьей 242.3 Бюджетного кодекса РФ. После подачи заявления и иных обязательных документов, процедура пройдет в следующие процессуальные сроки:

  • УФК уведомляет должника о поступлении исполнительного листа не позднее 5 дней, запрашивает информацию о причинах возникновения долга;
  • бюджетное учреждение обязано направить в казначейство сведения об обязательствах, подтвержденных решением суда, в течение 10 дней;
  • должник обязан направить главному распорядителю средств письмо об увеличении лимитов для выплаты долга;
  • общий срок, в течение которого взыскатель должен получить деньги, не может превышать трех месяцев.

Информация о ходе исполнения доступна в онлайн-режиме по ссылке http://app.roskazna.ru/roskazna/spring/main. Чтобы отследить этапы рассмотрения исполнительного листа, нужно указать в форме поиска территориальный орган УФК, наименование документа, дата его выдачи, реквизиты судебного акта, данные о должнике. Отслеживание возможно и стандартным способом, т.е. направление письменного запроса с регистрационным номером заявления.

Последствия неисполнения решения должником

Если 3 месяца истекли, а долг по исполнительному листу не погашен, у взыскателя возникает 2 варианта дальнейших действий. После получения ответа от казначейства можно отозвать документы, после чего обратиться в суд для привлечения к субсидиарной ответственности вышестоящий государственный орган. Также взыскатель вправе направить в УФК уведомление с согласие продолжить исполнение до поступления средств на счет должника.

Субсидиарная ответственность подразумевает, что обязательства бюджетного учреждения будет исполнять его вышестоящий орган. В процессе предъявления таких требований взыскатель сможет доначислить неустойку, поэтому общая сумма в исполнительном листе может увеличиться. Последующее исполнение судебного акта также осуществляется по линии казначейства, однако уведомление будет направлено одновременно основному должнику и вышестоящему органу.

Для взыскания долга по исполнительному листу с бюджетного учреждения предусмотрены специальные правила. Заявление нужно подавать в отдел казначейства, где у должника открыт лицевой счет. Общий срок исполнения не должен превышать трех месяцев, после чего можно привлечь к субсидиарной ответственности вышестоящий государственный орган.

Казначейство получило исполнительный лист о взыскании денег с муниципалитета. Как защититься

Когда муниципалитет получит больше времени на защиту своих интересов

Местные бюджеты, за исключением бюджетов отдельных муниципальных образований, дефицитные. Поэтому споры между муниципалитетами и подрядчиками (исполнителями работ или услуг), поставщиками товаров сегодня не редкость. Если судьи не поддержат местные власти, результатом разбирательства становится исполнительный лист о взыскании денежных средств с муниципалитета. Взыскатель подает его в орган, который проводит операции по исполнению документов об обращении взыскания на средства местного бюджета. Это может быть казначейство, департамент финансов или другой уполномоченный орган. К исполнительному листу взыскатель прикладывает заявление, копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, и при необходимости доверенность, подтверждающую полномочия представителя взыскателя.

Казначейство может вернуть исполнительный лист без исполнения, если:

  • взыскатель представил не все обязательные документы;
  • документы не соответствуют требованиям действующего законодательства;
  • документы поступили не в орган по месту ведения лицевого счета должника;
  • взыскатель отозвал исполнительный документ.

На практике казначейство возвращает заявление без исполнения и в других случаях. Например, это происходит, если взыскатель указал не все реквизиты банковского счета, на который нужно перечислить денежные средства (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 № КА-А40/4514–11). Когда в копии судебного акта нет отметки о его вступлении в законную силу, заявление также могут вернуть (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу № А63-1996/2013).

Возврат заявления позволяет органу местного самоуправления выиграть время. Пока взыскатель собирает полный пакет правильно оформленных документов, вы можете подать апелляцию на решение суда или изыскать средства для погашения задолженности.

Как исполняют документы об обращении взыскания на средства бюджета

К исполнению документов об обращении взыскания на средства бюджета законодатель предъявляет особые требования.

В какой срок исполнить решение суда

Исполните решение суда в трехмесячный срок с момента, когда казначейство получило исполнительный лист. О поступившем документе казначейство обязано сообщить в муниципалитет в течение пяти рабочих дней. Муниципалитет-должник предоставляет в казначейство информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым нужно провести расходы из местного бюджета. Одновременно с этой информацией муниципалитет направляет в казначейство платежное поручение на перечисление полной суммы по исполнительному документу либо ее части.

Если вы пропустите трехмесячный срок, взыскатель может обратиться к судебному приставу-исполнителю с просьбой взыскать долг принудительно (п. 3 постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 № 23). Кроме того, пока должник не устранит нарушение, казначейство вправе приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах не только муниципалитета, но и его структурных подразделений. О замораживании лицевых счетов казначейство должно вас уведомить.

Из каких источников погасить долг

Исполнение судебных актов происходит за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели муниципальным правовым актом о бюджете. Должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета (лицевых счетов) списать средства.

Если поступили судебные акты на сумму, большую, чем предусмотренный объем бюджетных ассигнований, нужно внести изменения в сводную бюджетную роспись (ч. 5 ст. 242.2, ч. 5 ст. 242.5 БК). В результате вы сможете перераспределить бюджетные средства на стадии исполнения бюджета и вовремя исполнить судебные решения. Конституционный суд указал это в пункте 4 определения от 01.10.2009 № 1312-О-О.

Что делать, если судебный пристав арестовал имущество

Муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Исключение − имущество, которое закреплено за созданными муниципальным образованием юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущество, которое может находиться только в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК).

Как правило, муниципалитеты отвечают по своим обязательствам только денежными средствами. Но в некоторых случаях судебный пристав может арестовать имущество, которое составляет казну муниципального образования.

ПРИМЕР 1. Истец взыскал с небольшого муниципалитета в порядке субсидиарной ответственности более 4 000 000 руб. Муниципалитет исполнительный лист не оплатил. Казначейство сообщило об этом истцу через три месяца после предъявления листа. Судебный пристав наложил арест на автомобили и земельные участки, входящие в состав муниципальной казны.

Суд признал действия пристава обоснованными. Судебный пристав-исполнитель был вправе совершать действия по аресту и реализации данного имущества. Должник не доказал, что транспортные средства и земельные участки закреплены за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.02.2016 № Ф04-29126/2015).

Не все имущество подлежит принудительной реализации, если у муниципалитета не хватает денег на погашение долга. Отчуждение имущества, которое необходимо для выполнения функций местного самоуправления, не допускается.

ПРИМЕР 2. Судебный пристав-исполнитель вынес постановление о передаче на реализацию путем проведения торгов части имущества муниципалитета. В состав имущества вошли трансформаторные подстанции и воздушные линии электропередач, которые были предназначены для обслуживания населения.

Орган местного самоуправления обратился в суд и потребовал признать постановление пристава незаконным.

Суд согласился с позицией муниципалитета. Переданное на реализацию имущество — социально значимые объекты инфраструктуры. Субъект экономической деятельности может прекратить ее по собственному желанию в любое время. Имущество выступает гарантией того, что вне зависимости от воли субъекта население муниципального образования не лишится возможности получать услуги из-за отсутствия инфраструктуры (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу № А31-2081/2012).

Арестованное имущество продадут в течение двух месяцев со дня наложения ареста ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Форма реализации не зависит от того, на каком основании пристав арестовал имущество и к какому виду оно относится. Муниципалитет может избежать принудительной реализации социально значимого муниципального имущества, не дожидаясь решения суда. Для этого необходимо обратиться с требованием об освобождении имущества от ареста.

ПРИМЕР 3. Администрация муниципального образования обратилась к службе судебных приставов с иском об освобождении от ареста муниципального имущества. В его состав вошли здание модульной котельной и сети электроснабжения, необходимые для обеспечения жизнедеятельности муниципалитета.

Суд удовлетворил заявленные требования. Судьи указали, что данное имущество в силу абзаца 6 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ не подлежит реализации и на него не может быть обращено взыскание.

Выводы и рекомендации

Процедура исполнения судебных решений при обращении взыскания на средства бюджета может привести к реализации имущества муниципального образования. Чтобы избежать этого, учитывайте следующее.

1. Бюджетный кодекс предъявляет строгие требования к комплекту документов, которые истец должен подать в казначейство вместе с исполнительным листом. Если пакет документов неполный или их оформили неправильно, казначейство вернет исполнительный лист.

2. На исполнение решения суда у муниципалитета есть три месяца. Только по истечении этого срока взыскатель может обратиться в службу судебных приставов.

3. Воспользуйтесь предоставленным временем, чтобы найти в бюджете средства на покрытие задолженности или подать апелляцию на решение суда.

4. Утвердите муниципальный порядок организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета. Это позволит исполнять решения судов в установленные сроки.

5. Приставы вправе арестовать и передать на реализацию только имущество, не закрепленное на каком-либо праве за муниципальным предприятием или учреждением. Оспорьте действия пристава, если он нарушил это правило.

6. Приставы не вправе арестовывать и реализовывать имущество, которое необходимо для выполнения функций местного самоуправления и обеспечения жизнедеятельности муниципалитета.

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ ВЗЫСКАНИЯ НА СРЕДСТВА БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ ВЗЫСКАНИЯ НА СРЕДСТВА БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ регламентирован гл. 24.1 БК РФ. Согласно нормам этой главы взыскание производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ. При этом учитываются установленные законодательством сроки предъявления и исполнения исполнительных документов. В статье автор рассмотрел нормы гл. 24.1 БК РФ, акцентируя внимание на предусмотренном законодательством РФ порядке выполнения должником обязательств по исполнительному документу. Вопросы, касающиеся ведения делопроизводства по этим документам (включая их возврат в суд) органами Федерального казначейства, финансовыми органами, которым законодательством субъектов РФ вменено исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, мы не затронули.
Как мы уже сказали, порядок исполнительного производства в отношении взыскания бюджетных средств установлен гл. 24.1 БК РФ. Отдельными статьями данной главы регламентирован порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства:
— федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (ст. 242.3);
— субъекта РФ по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ (ст. 242.4);
— местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений (ст. 242.5).
Анализ вышеназванных статей показал, что порядок исполнения судебных актов, вне зависимости от того, на средства какого уровня бюджета бюджетной системы РФ возлагается взыскание, идентичен. Пожалуй, единственным различием является название органа, осуществляющего операции по исполнению бюджета, в котором открываются и обслуживаются лицевые счета должников и в который поступают исполнительные документы для исполнения. При обращении взыскания на средства федерального бюджета таким органом является Федеральное казначейство. При обращении взыскания на средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов таким органом может выступать не только Федеральное казначейство, но и другой финансовый орган, на который законодательством возложена обязанность по исполнению бюджета субъекта РФ и местного бюджета и обслуживанию лицевых счетов бюджетных учреждений данных уровней. В связи с этим в ст. ст. 242.4 и 242.5 БК РФ в качестве органа, в который поступают исполнительные документы для исполнения, указывается соответственно орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений для справки субъекта РФ, и орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. Рассматривая порядок удовлетворения исков по обращению взыскания на средства бюджетов, указанные органы (включая органы Федерального казначейства) будем называть органами, обслуживающими лицевые счета должника.
Для справки. Выполнение Федеральным казначейством государственной функции по организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н.
Общие положения
В орган, открывающий и обслуживающий лицевые счета бюджетного учреждения — должника, судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем направляется (п. 1 ст. 242.3, п. 1 ст. 242.4, п. 1. ст. 242.5, п. 2 ст. 242.1 БК РФ):
— исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения — должника;
— надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
— заявление взыскателя с указанием реквизитов его банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.
Орган, обслуживающий лицевые счета бюджетного учреждения — должника, не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Получив уведомление, копии судебного акта и заявления взыскателя, должник в течение 10 рабочих дней, которые начинают течь со дня получения данного комплекта документов, представляет в орган, открывший и обслуживающий его лицевые счета, информацию:
— об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, либо по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности);
— о кодах бюджетной классификации РФ (далее — КБК РФ), по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.
Должник — получатель бюджетных средств
Задолженность погашается за счет средств бюджета. Должник, помимо информации об источнике образования задолженности и о КБК РФ, по которому эта задолженность должна быть погашена в текущем году, представляет в орган, открывший и обслуживающий его лицевые счета, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа. Сумма на перечисление указывается в платежном поручении в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на лицевом счете получателя средств бюджета, по соответствующим КБК РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа остаток долга погашается за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете должника для учета средств, полученных от осуществления такой деятельности.
В случае если в течение установленного срока (10 рабочих дней) должником не будут представлены в орган, обслуживающий его лицевые счета, платежные документы, операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), будут приостановлены (п. 3 ст. 242.3, п. 3 ст. 242.4, п. 3 ст. 242.5 БК РФ).
Задолженность погашается за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Если взысканию подлежат средства, полученные должником от приносящей доход деятельности, то он также после получения уведомления в течение 10 рабочих дней составляет платежное поручение на перечисление суммы долга. Платежное поручение составляется по тому КБК РФ, по которому образовалась сумма задолженности. Как и в случае обращения взыскания на бюджетные средства, при несвоевременном представлении платежного поручения или его непредставлении операции по лицевым счетам должника приостанавливаются до устранения допущенного нарушения.
Выплаты по исполнению исполнительного документа носят периодический характер. В этом случае согласно п. 4 ст. 242.3, п. 3 ст. 242.4, п. 3 ст. 242.5 БК РФ должник, помимо информации об источнике возникновения задолженности и о КБК РФ, по которому эта задолженность подлежит погашению, представляет в орган, обслуживающий его лицевые счета, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
При этом, если в таком исполнительном документе должником указан главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета, он вправе поручить его исполнение подведомственному бюджетному учреждению (п. 4 ст. 242.3 БК РФ). Если главный распорядитель решил воспользоваться предоставленным ему правом, то бюджетному учреждению, которое будет выполнять его обязательства:
— передаются копии документов (исполнительный документ, заявление взыскателя на взыскание, копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ);
— доводятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования) и (или) объемы финансирования расходов.
Одновременно в орган Федерального казначейства направляется соответствующее уведомление, из которого следует, что исполнение исполнительного документа поручено федеральному бюджетному учреждению.
Погашение задолженности в этом случае также осуществляется на основании составленного платежного поручения.
При неисполнении федеральным бюджетным учреждением исполнительного документа операции по всем его счетам, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), приостанавливаются до устранения допущенных нарушений (п. 4 ст. 242.3, п. 3 ст. 242.4, п. 3 ст. 242.5 БК РФ).
У бюджетного учреждения недостаточно средств для погашения долга. При отсутствии или недостаточности средств для погашения долга (бюджетных средств и средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности) должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование (п. 5 ст. 242.3, п. 4 ст. 242.4, п. 4 ст. 242.5 БК РФ). В нем указывается:
— необходимость выделения должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа;
— дата поступления запроса-требования в орган Федерального казначейства.
После получения запроса-требования главный распорядитель в течение трех месяцев со дня поступления в орган, обслуживающий лицевые счета должника, исполнительного документа обеспечивает выделение необходимых лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с полученным запросом (п. 6 ст. 242.3, п. 5 ст. 242.4, п. 5 ст. 242.5 БК РФ). После того как денежные средства будут выделены, должник обязан погасить свои обязательства по исполнительному документу не позднее следующего рабочего дня после получения лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования (п. 7 ст. 242.3, п. 6 ст. 242.4, п. 6 ст. 242.5 БК РФ). Напомним, что погашение обязательств производится путем представления правильно оформленного платежного поручения, которое должник согласно требованиям вышеперечисленных пунктов БК РФ обязан представить в орган, обслуживающий его лицевые счета, не позднее следующего рабочего дня после получения от главного распорядителя лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов бюджетного финансирования.
При неисполнении должником в установленный срок обязательств орган, обслуживающий его лицевые счета, приостанавливает операции по ним до устранения допущенных нарушений.
Должник — главный распорядитель средств бюджета
Суд вправе удовлетворить иск взыскателя, в котором в качестве ответчика назван главный распорядитель средств бюджета. Главный распорядитель призывается погасить долг в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично не исполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета. В этом случае исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета направляется в орган по месту открытия ему лицевого счета как получателю средств. Далее сумма задолженности, указанная в исполнительном документе, погашается в том же порядке, в котором свою задолженность погашает бюджетное учреждение — должник (п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ).
Отзыв взыскателем искового заявления
Бюджетным кодексом предусмотрены действия органа, обслуживающего лицевые счета должника, при отзыве взыскателем искового заявления. В соответствии с п. 9 ст. 242.3, п. 8 ст. 242.4 и п. 8 ст. 242.5 БК РФ при поступлении в орган, обслуживающий лицевые счета бюджетных учреждений — должников, заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично не исполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.
В случае если на момент отказа взыскателя от своих исковых требований должником долг был частично погашен по исполнительному документу, этот документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.
Если на момент отзыва искового требования операции по лицевым счетам должника были приостановлены, то орган, обслуживающий его лицевые счета, уведомляет должника об отмене приостановления операций по его лицевым счетам, а исполнительный документ возвращает взыскателю.
Счета должника открыты в ЦБ РФ или в кредитной организации
Согласно п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4 и п. 12 ст. 242.5 БК РФ, в случае если счета должника открыты в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее — Закон об исполнительном производстве).
Согласно ст. 8 данного Закона исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:
1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;
3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя — юридического лица.
Если взыскатель действует через своего представителя, то к заявлению взыскателя прилагается документ, удостоверяющий полномочия его представителя. Обычно таким документом является нотариально заверенная доверенность.
В течение трех дней со дня получения исполнительного документа банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств (п. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). Денежные средства перечисляются на счет взыскателя, указанный в исполнительном документе (п. 7 ст. 70 Закона об исполнительном производстве).
Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляют имеющиеся средства и продолжают дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме (п. 9 ст. 70 Закона об исполнительном производстве). О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщают взыскателю.
Банк или иная кредитная организация заканчивают исполнение исполнительного документа:
— после перечисления денежных средств в полном объеме;
— по заявлению взыскателя.
На основании ст. 217 БК РФ для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, показатели сводной бюджетной росписи бюджета могут быть изменены без внесения поправок в закон (решение) о бюджете.
Обратите внимание! ФФОМС направил для сведения и использования в работе Письмо Минфина России от 08.05.2009 N 02-03-09/1936 по вопросу оплаты исполнительных листов, предъявляемых к ФФОМС и ТФОМС. Из него следует, что расходы по оплате требований, содержащихся в исполнительных документах, должны осуществляться за счет средств бюджета ФФОМС или бюджета ТФОМС (в зависимости от должника) в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных по соответствующему КБК РФ, исходя из денежного обязательства, содержащегося в исполнительном документе.
Иски о возмещении вреда, причиненного госорганами
и их должностными лицами
Статьей 242.2 БК РФ регламентирован порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Для исполнения судебных актов по искам о возмещении вышеназванного вреда (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета) взыскателем в Минфин, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований направляются документы, поименованные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, а именно:
— исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетного учреждения — должника;
— надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
— заявление взыскателя с указанием реквизитов его банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Отметим, что если иск о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов РФ или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами РФ актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны РФ (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), предъявляется к Российской Федерации, то ответчиком выступает Минфин и перечисленные выше документы направляются ему. Подобные иски, предъявляемые к субъекту РФ, органам этого уровня бюджета бюджетной системы РФ и их должностным лицам, направляются финансовому органу субъекта РФ. Ответчиком по искам, предъявляемым к муниципальным образованиям и подведомственным им органам, является финансовый орган муниципального образования.
В суде интересы Минфина, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований представляет главный распорядитель средств того уровня бюджета РФ, к которому относится орган или его должностные лица, к которым заявлены исковые требования (п. 3 ст. 158 БК РФ). Уполномоченный представлять интересы Минфина в суде главный распорядитель в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме направляет в Минфин, финансовый орган субъектов РФ и муниципальных образований информацию о результатах рассмотрения дела в суде. Если исковой акт взыскателя был удовлетворен, то главный распорядитель информирует об этом Минфин, финансовый орган субъектов РФ и муниципальных образований, а также сообщает о том, имеются ли основания для обжалования этого судебного акта. Если такие основания имеются, то акт подлежит обжалованию и в течение месяца со дня вступления его в законную силу главный распорядитель доводит до соответствующего органа информацию о результатах обжалования судебного акта.
Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Срок исполнения судебных актов — три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством РФ. Так, согласно ст. 39 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ и Законом об исполнительном производстве, полностью или частично в случаях:
1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
3) нахождения должника в длительной служебной командировке;
4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, которые выдали исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
6) в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Закона об исполнительном производстве.
Органы, исполняющие судебные акты (Минфин, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение
взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ
—————¬ —————¬ ———————¬
¦ Взыскатель ¦ ¦ Суд ¦ ¦Федеральное ¦
¦(представитель+—>¦ +—>¦казначейство, ¦<—.—.—.—.—.—¬
¦ взыскателя) ¦/¦ ¦ ¦/¦ ¦финансовый орган, ¦— — — — — -¬ ¦
L—————/ L—————/ ¦на который ¦ — информация .
— — — — -/ ¦ — — — — — / ¦ ¦законодательством ¦¦об источнике ¦ ¦
— заявление; — исполнительный ¦возложена ¦ образования . — — — — — — — —¬
¦- исковое ¦ ¦документ; ¦ ¦обязанность ¦¦задолженности; ¦ ¦ ¦Платежное поручение
требование; — копия ¦по исполнению ¦ — информация о . (не позднее ¦
¦- документы, ¦ ¦судебного акта; ¦ ¦бюджета субъекта РФ¦¦кодах бюджетной¦ ¦ ¦следующего рабочего
подтверждающие — заявление ¦и местного бюджета ¦ классификации . дня после получения ¦
¦исковое ¦ ¦взыскателя ¦ ¦и в котором ¦¦РФ, по которым ¦ ¦ ¦необходимых лимитов
требование L- — — — — — ¦обслуживаются ¦ должны быть . ¦бюджетных обязательств¦
L- — — — — — — — — — — —¬ ¦лицевые счета ¦¦произведены ¦—+-¬ /и (или) объемов
¦- уведомление ¦бюджетных ¦ расходы ¦ 3 ¦/ бюджетного ¦
о поступлении ¦ ¦учреждений — ¦¦бюджета; ¦L-T— финансирования)
¦исполнительного ¦должников ¦ — платежное ./— — — — — — — — —
документа ¦ L—T————-T—¦поручение ¦ ¦
¦и о дате его ¦ /¦ /(в течение .
приема ¦ ¦ ¦ / 10 дней) ¦ ¦
¦к исполнению; ¦ ¦/— — — — — — .
— копия L — -¦ ¦ ¦
¦судебного акта; / ¦ ¦ .
— копия / ¦ ¦ ¦
¦заявления / ¦ ¦ .
взыскателя / ¦ ¦ ¦
¦(в течение 5 / ¦ ¦ .
рабочих дней) +——+————-+———-¬ ¦
L — — — — -T — ¦/ ¦ +—.—.—.—
¦ Бюджетное учреждение — должник ¦ — — — — — — — — — — — —¬
¦В зависимости от источника ¦ ¦Необходимые лимиты бюджетных
¦образования задолженности ¦ обязательств и (или) объемы ¦
¦выплаты производятся за счет ¦ ¦бюджетного финансирования
¦средств бюджета или приносящей ¦ (не позднее трех месяцев со дня ¦
¦доход деятельности. Если ¦ ¦поступления в орган, обслуживающий
¦взыскание обращено на средства ¦ лицевые счета должника, ¦
¦бюджета и их не хватает для ¦ ¦исполнительного документа)
¦погашения долга, то долг ¦—-¬-¬ /— — — — — — — — — —
¦погашается за счет средств, ¦¦ 2 ¦ / ——————¬
¦полученных от осуществления ¦L—- ¦/ ¦Главный ¦
¦приносящей доход деятельности, ¦<—.—.—.-+распорядитель ¦
¦если и этих средств недостаточно+—.—.—.->L——————
¦для погашения долга, ¦ —-¬/
¦то направляется запрос главному ¦ ¦ 1 ¦
¦распорядителю (распорядителю), ¦-+—- — — — — — — — —¬
¦в ведении которого бюджетное ¦¦Запрос-требование на выделение
¦учреждение — должник находится ¦ дополнительных лимитов бюджетных¦
L———————————¦обязательств и (или) объемов
бюджетного финансирования ¦
L- — — — — — — — — — — —
Т.Сильвестрова
Эксперт журнала
“Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности“
Подписано в печать
29.01.2010

Как взыскать деньги с бюджетной организации по решению суда.

Взыскание задолженности дело не простое и не благодарное, а получение положительного решения суда зачастую вовсе не означает получение присужденного. Одним из безусловных преимуществ спора о взыскании с государственного и муниципального казенного учреждения является то, что в случае выигрыша дела в суде конечный результат, а именно взыскание задолженности, будет достигнут.

Сейчас хочу рассказать об особенностях предъявления исполнительного листа в казначейство, речь пойдет об условиях и порядке обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Получив решение арбитражного суда о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, некоторые сталкиваются с вопросом куда отправлять исполнительный лист.

Предъявление исполнительного листа должнику в случае взыскания денежных средств с бюджета отличается от общего порядка.

Передача гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации во исполнение решений судов, порядок и условия исполнения судебных актов устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Бюджетным законодательством, устанавливающим условия и порядок исполнения решения арбитражного суда, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ), а точнее глава 24.1 БК РФ, собственно это установлено п. 3 ст. 239 БК РФ, где прямо указано, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Служба судебных приставов не может обращать взыскание на средства бюджетов системы Российской Федерации, за исключением установленных БК РФ случаев (так называемый, иммунитет бюджетов).

Соответственно и предъявление исполнительного листа осуществляется в порядке, установленном БК РФ.

Рассмотрим перечень документов, которые необходимы для того, чтобы получить деньги по исполнительному листу.

Во-первых, это сам исполнительный документ — исполнительный лист или судебный приказ.

Во-вторых, обратите внимание, в соответствии со ст. 242.1 БК РФ к исполнительному листу должна быть приложена копия решения суда, на основании которого выдан соответствующий исполнительный лист.

Как сказано в БК РФ копия судебного акта, должна быть надлежащим образом заверена судом. Соответственно копия решения должна быть прошита и заверена печатью и подписью судьи. Кроме того, на копии решения должна стоять отметка о вступлении в силу решения.

Наконец, для предъявления исполнительного листа необходимо к нему приложить заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на которые необходимо перечислять подлежащие взысканию денежные средства.

Если заявление подписывается представителем взыскателя (то есть любым лицом, действующим на основании доверенности), то к заявлению также необходимо приложить соответствующую доверенность, либо ее нотариальную копию.

Что касается условий исполнения судебных актов, то здесь стоит напомнить, что предъявлен исполнительный лист может быть также только в установленные сроки.

По общему правилу этот срок составляет три года с момента вступления в силу соответствующего решения суда. Об исключениях из общего правила, а также о перерыве срока предъявления исполнительного документа к исполнению, кому интересно, можно прочитать в ст.ст. 21 и 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Бюджетный кодекс устанавливает четыре основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, это:

-непредставление какого-либо из вышеуказанных документов (исполнительный лист, копия решения суда, заявление, доверенность);

-несоответствие все тех же вышеуказанных документов требованиям ГПК РФ, АПК РФ и Федеральному закону «Об исполнительном производстве»;

-нарушение срока предъявления к исполнению исполнительного листа;

-отзыв исполнительного документа взыскателем.

При наличии одного из вышеуказанной оснований, соответствующий орган возвращает без исполнения все поступившие документы взыскателю в течение пяти рабочих дней со дня их поступления. При этом вам должно быть указано на причины возврата.

Куда подавать исполнительный лист?

Действующим законодательством предусмотрена возможность направления исполнительного листа судом должнику, но есть возможность, что должник будет всячески затягивать данный процесс, поэтому можно пойти другим путем.

Если денежные средства взыскиваются с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Если денежные средства взыскиваются с субъекта Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации) — документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Соответственно, если денежные средства взыскиваются с муниципального образования за счет казны муниципального образования (также за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета муниципального образования), документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам федерального казенного учреждения – должника, то документы направляются в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения, вместе с вышеуказанным документами подается в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации.

И, наконец, если исполнительный лист предусматривает обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам казенного учреждения – должника, документы подаются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения.

Определившись с должником, станет понятно куда отправлять исполнительный лист.

Оплата по исполнительному листу производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

В законодательстве предусмотрена возможность подачи заявления о возврате госпошлины. При этом для возврата государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, необходимо сначала получить определение и справку суда, а потом обратиться в налоговый орган.

Следует учитывать, что уплаченная плательщиком госпошлина может быть возвращена только в установленных Налоговым кодексом РФ случаях. Если суд откажет в иске, удовлетворит его частично или будет заключено мировое соглашение, уплаченная при обращении в суд государственная пошлина возврату не подлежит.

Основания для возврата госпошлины

Заявление о возврате госпошлины в суд можно подать в следующих случаях:

  • если плательщик отказался от обращения в суд
  • отказ в принятии искового заявления судом (статья 134 ГПК РФ)
  • возвращение искового заявления судом (статья 135 ГПК РФ)
  • прекращение производства по делу (статья 220 ГПК РФ)
  • оставление заявления без рассмотрения (статья 222 ГПК РФ)
  • излишняя оплата госпошлины в суд

То есть должны возникнуть юридически значимые обстоятельства, которые послужат основанием для возврата, которые нужно будет указать в своем заявлении и подкрепить документами.

Рассмотрение заявления о возврате госпошлины

Заявление о возврате госпошлины подается в тот же суд, который рассмотрел гражданское дело. Если заявление судом возвращено или в его принятии отказано, если гражданин передумал обращаться в суд с иском, заявление все равно подается в этот суд.

Срок для возврата госпошлины ограничивается 3 годами со дня ее уплаты. Пропущенный срок можно восстановить (Восстановление процессуального срока).

К заявлению о возврате госпошлины необходимо приложить подлинный документ об уплате, либо указать, что документ находится в материалах дела. Кроме разрешения вопроса о возврате госпошлины необходимо просить суд выдать справку – без нее налоговый орган деньги не вернет.

Заявление о возврате госпошлины рассматривается судьей единолично, судебное заседание по этому поводу не проводится, заявитель в суд не вызывается, поэтому в заявлении должны быть максимально подробно описаны все обстоятельства, чтобы судья все правильно понял.

После вынесения определения (обычно в течение 5 дней) и вступления его в законную силу (15 дней) необходимо получить заверенную копию определения, справку и подлинник документа об уплате госпошлины (если вопрос о возврате госпошлины решен частично, то выдается заверенная копия платежного документа) в канцелярии суда. Эти документы вместе с заявлением подаются в налоговый орган по месту оплаты государственной пошлины.

Возврат госпошлины в налоговом органе происходит в течение 1 месяца с момента обращения.

Образец заявления о возврате госпошлины в суд

В _____________________ (наименование суда) от _____________________ (ФИО полностью, адрес)

Заявление о возврате госпошлины

На основании изложенного, руководствуясь статьей 333.40 Налогового кодекса РФ,

Прошу:

Перечень прилагаемых к заявлению документов:

  1. Подлинный документ об уплате государственной пошлины
  2. Копия определения суда (об отказе в принятии, о возвращении заявления и др.)

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись _______

Скачать образец заявления:

Заявление о возврате госпошлины в суд

Образец заявления о возврате госпошлины в налоговый орган

В _____________________ (налоговый орган) от ____________________ (ФИО полностью, адрес)

На основании изложенного, руководствуясь статьей 333.40 Налогового кодекса РФ,

Прошу:

Вернуть мне госпошлину в размере ____ руб.

Перечень прилагаемых к заявлению документов:

  1. Подлинный документ об уплате государственной пошлины
  2. Копия определения суда о возврате госпошлины
  3. Справка суда о возврате госпошлины
  4. Реквизиты банковского счета, на которые необходимо перечислить деньги

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись _______

Скачать образец заявления:

Заявление о возврате госпошлины в налоговый орган