Предварительная таможенная декларация

Глава 28 Выпуск товаров (статьи 195-201)

Статья 195. Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров

1. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств — членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров (подпункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года; 2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с:

пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса — международными договорами государств — членов таможенного союза;

пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса — законодательством государств — членов таможенного союза;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Пункт исключен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года..

3. Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 настоящего Кодекса.

4. Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений — в информационные системы таможенного органа (пункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

Статья 196. Сроки выпуска товаров

1. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы таможенного органа — не позднее 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля.

2. При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

3. Выпуск товаров может быть приостановлен в соответствии со статьей 331 настоящего Кодекса.

4. Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

5. Решением Комиссии таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза могут быть установлены менее продолжительные сроки выпуска товаров, чем установленные в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 197. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

1. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в статье 178 настоящего Кодекса, а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с пунктом 2 статьи 41 настоящего Кодекса, выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены:

1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года;

2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;

3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года.

2. При выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров:

1) возникает у декларанта с даты такого выпуска (подпункт в редакции Международного протокола от 16 апреля 2010 года;

2) прекращается в случаях, установленных подпунктами 1) — 7), 9) и 10) пункта 2 статьи 80 настоящего Кодекса, и при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров;

3) подлежит исполнению:

до истечения срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, действующие на день регистрации таможенной декларации;

в случае, если в течение срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации, таможенным органом не внесены (проставлены) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров — в последний день срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза, действующие на последний день срока, указанного в подпункте

2) пункта 1 настоящей статьи.

3. В отношении товаров, указанных в статье 178 настоящего Кодекса, за исключением товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также гуманитарной и технической помощи, при их выпуске до подачи таможенной декларации предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

4. Выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса, если это предусмотрено законодательством государств — членов таможенного союза.

Статья 198. Выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта

1. Если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз.

2. Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.

Статья 199. Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления

1. В случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

2. Законодательством государств — членов таможенного союза может быть предусмотрена необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены.

Статья 200. Условно выпущенные товары

1. Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 настоящего Кодекса, после выпуска товаров;

3) государством — членом таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

2. Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, — запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в пределах территории государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.

3. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

4. Товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств — членов таможенного союза.

5. Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после:

1) прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, — в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи;

2) представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 настоящего Кодекса, — в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи;

3) уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, — в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи.

6. Международными договорами и (или) решениями Комиссии таможенного союза могут быть установлены иные обстоятельства, при которых условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза.

7. Для приобретения статуса товаров таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов либо представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 настоящего Кодекса, в случаях, указанных в подпунктах 1-3 пункта 5 настоящей статьи, определяются законодательством государств — членов таможенного союза.

8. Международными договорами государства — члена таможенного союза или законодательством государств — членов таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.

Статья 201. Отказ в выпуске товаров

1. При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению (пункт дополнен Международным протоколом от 16 апреля 2010 года.

Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии таможенного союза.

2. Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если:

выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;

выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Статья 123. Товары, подлежащие декларированию

Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.

Статья 124. Декларирование товаров

1. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.

2. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

3. В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):

  • заявляемый таможенный режим
  • сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, указанном в статье 16 настоящего Кодекса, об отправителе и о получателе товаров
  • сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем
  • сведения о товарах:
    • наименование
    • описание
    • классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности
    • наименование страны происхождения
    • наименование страны отправления (назначения)
    • описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера)
    • количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения
    • таможенная стоимость
  • сведения об исчислении таможенных платежей:
    • ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов
    • применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов
    • применение тарифных преференций
    • суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов
    • установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей
  • сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях
  • сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
  • сведения о производителе товаров
  • сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим
  • сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования (статья 131)
  • сведения о лице, составившем таможенную декларацию
  • место и дата составления таможенной декларации

4. В случае использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, в таможенной декларации подлежат указанию также сведения, необходимые для этих целей, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

5. Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать.

6. Форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, с учетом категории лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса, видов товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.

7. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и формы, в которых они представляются, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 настоящего Кодекса.

Статья 125. Место декларирования товаров

1. Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.

2. В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только:

  • в случае необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний для таможенного оформления таких товаров, как культурные ценности, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы
  • в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (автомобильный, морской (речной), воздушный, железнодорожный, трубопроводный и линии электропередачи)
  • в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации либо установлены запреты и ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
  • в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации

3. В случае подачи таможенной декларации в иной таможенный орган, чем установленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, таможенная декларация в день ее подачи пересылается таможенным органом, в который подана таможенная декларация, в надлежащий таможенный орган.

Срок принятия таможенной декларации (статья 132) в этом случае продлевается на время, необходимое для ее пересылки, но не более чем на два рабочих дня.

4. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие места декларирования отдельных видов товаров, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования.

Статья 126. Декларант

1. В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 настоящего Кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

2. Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу:

  • физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
  • иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса
  • иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств
  • иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита
  • иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо

Статья 127. Права и обязанности декларанта

1. При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе:

  • осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации
  • с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары
  • присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров (статьи 371 и 372), при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров (статья 383)
  • знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров
  • представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом
  • пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом

2. При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

  • подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131)
  • по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары
  • уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III настоящего Кодекса

Статья 128. Особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии

1. По желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом, если товарам соответствует несколько классификационных кодов по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза — наиболее высокий уровень ставки налога на добавленную стоимость.

2. Сведения о наименовании и количестве всех товаров, содержащихся в одной товарной партии, заявляются декларантом путем представления списка товаров. В качестве такого списка могут использоваться отгрузочные спецификации, упаковочные листы, описи или другие подобные документы. Список товаров рассматривается для таможенных целей в качестве неотъемлемой части таможенной декларации.

3. Если к отдельным товарам, содержащимся в одной товарной партии, применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларирование таких товаров с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности не освобождает декларанта от соблюдения указанных ограничений.

4. В целях проверки соблюдения положений пункта 3 настоящей статьи таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления уточняющих сведений об отдельных декларируемых товарах.

Статья 129. Срок подачи таможенной декларации

1. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 286 и 293 настоящего Кодекса.

2. Если срок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.

3. Если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.

4. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, подается до их убытия с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных статьей 314 настоящего Кодекса.

Статья 130. Предварительное декларирование товаров

1. Таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.

2. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

3. После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур.

4. Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной.

Статья 131. Представление документов при декларировании товаров

1. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

2. При декларировании товаров представляются следующие основные документы:

  • договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок — иные документы, выражающие содержание таких сделок
  • имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы
  • транспортные (перевозочные) документы
  • разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
  • документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса
  • платежные и расчетные документы
  • документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса

3. Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.

4. В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

5. Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.

6. В случае представления в таможенный орган документов, которые могут использоваться при таможенном оформлении других товаров, по запросу декларанта таможенным органом выдается письменное подтверждение принятия таких документов по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Подтверждение считается действительным до внесения изменений в представленные документы или до истечения срока их действия. Указанное подтверждение может использоваться декларантом при таможенном оформлении товаров без дополнительного представления в таможенный орган принятых документов. Декларант вправе представить указанные документы до подачи таможенной декларации.

Статья 132. Принятие таможенной декларации

1. Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и представлении необходимых документов.

2. Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:

  • таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации
  • таможенная декларация подается ненадлежащим лицом
  • в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (статья 124)
  • таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме
  • при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 настоящего Кодекса
  • в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации

3. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

4. Если таможенная декларация не принята таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.

5. О причинах отказа в принятии таможенной декларации таможенный орган уведомляет лицо, подавшее декларацию, не позднее дня, следующего за днем подачи декларации. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, такое уведомление представляется в письменной форме.

Статья 133. Изменение, дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации

1. По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены.

2. Изменение, дополнение сведений, заявленных в принятой таможенной декларации, допускаются с разрешения таможенного органа при соблюдении следующих условий:

  • если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров
  • если к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров
  • если вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

3. Должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации.

Статья 134. Отзыв таможенной декларации

1. По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до выпуска таких товаров для заявления иного таможенного режима.

Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров.

При выдаче разрешения на отзыв таможенной декларации таможенный орган устанавливает срок для подачи новой таможенной декларации, который не может превышать 15 дней со дня выдачи разрешения на отзыв. Отзыв таможенной декларации не продлевает срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

2. По обращению декларанта в письменной форме принятая таможенная декларация на российские товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, может быть отозвана им независимо от целей такого отзыва до убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, в том числе после выдачи разрешения на помещение товаров под заявленный таможенный режим.

Отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа в письменной форме, если до получения обращения декларанта таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

Срок для подачи новой таможенной декларации на эти товары не устанавливается.

Статья 135. Неполная таможенная декларация

1. Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.

2. Если таможенный орган принимает неполную таможенную декларацию, применяются те же требования и условия таможенного законодательства Российской Федерации, включая порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, которые применяются в случае, если изначально подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация.

Статья 136. Периодическая таможенная декларация

1. При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.

2. Применение периодической таможенной декларации не должно приводить к нарушению предельного срока временного хранения товаров или к нарушению срока уплаты таможенных пошлин, налогов.

3. При применении периодической таможенной декларации к российским товарам, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации, применяются правила, предусмотренные пунктами 3 и 7 статьи 138 настоящего Кодекса.

4. При регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещении таких товаров в течение одного года.

Статья 137. Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации

1. При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 настоящего Кодекса.

2. Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

При отказе таможенного органа в применении упрощенного порядка декларирования российских товаров таможенный орган уведомляет об этом декларанта в соответствии с пунктом 5 статьи 132 настоящего Кодекса с указанием условий, выполнение которых необходимо для применения такого порядка.

3. Товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, декларируются в порядке, установленном главой 26 настоящего Кодекса.

Статья 138. Периодическое временное декларирование российских товаров

1. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

2. После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Предельный срок подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации составляет 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.

3. Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.

4. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

Убытие российских товаров с таможенной территории Российской Федерации в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 статьи 122 настоящего Кодекса.

5. При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

6. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса.

Особенности уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи определяются статьями 312 и 314 настоящего Кодекса.

7. Если по истечении четырех месяцев со дня принятия временной таможенной декларации российские товары не будут вывезены с таможенной территории Российской Федерации, таможенная декларация, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается неподанной.

По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок, но не более чем еще на четыре месяца.

наверх

Сроки таможенного оформления грузов

Для правильного определения времени нахождения товаров на границе, необходимо учесть два важных фактора, которые непосредственно влияют на сроки таможенного оформления грузов. Первый – это то, когда была подана таможенная декларация, вторым фактором является дата выпуска грузов с таможенной территории.

Для импортируемых грузов таможенную декларацию необходимо предоставить в течение 15 дней. При этом Таможенным кодексом установлено, что указанный срок исчисляется с момента (даты) предъявления грузов, подлежащих декларированию, таможенным органам. Местом досмотра, как правило, является временный таможенный склад в районе прибытия грузов на таможенную территорию Российской Федерации. Кроме того, если груз подвергается регламенту внутреннего транзита, то началом отсчета служит дата завершения этой таможенной процедуры.

Импортер имеет право для ускорения процедуры таможенной очистки заблаговременно оформить грузовую таможенную декларацию. В этом случае вступает в силу правило, по которому декларант обязан предоставить груз на территорию таможенного поста не позднее 30 дней от даты регистрации предварительной таможенной декларации.

Основные требования к срокам таможенного оформления

Сроки принятия решения о выпуске груза таможенным органом зависят от нескольких условий импортирования товаров:

  • если таможня приняла пакет сопроводительных документов, таможенную декларацию и досмотрела груз, то закон определяет выпуск товара в течение трех рабочих дней;

  • если грузополучатель (владелец товара либо уполномоченное доверенное лицо) решил разделить груз на отдельные партии, то таможня имеет право продлить время таможенного досмотра и оформления соответствующих документов на период, необходимый для проведения работ по формированию партий товаров. Сроки выпуска груза в этом случае увеличиваются с учетом периода проведения работ.

Если товар находится на временном хранении, должны применяться следующие нормативы продолжительности процедур таможенного оформления:

  • максимальные сроки временного хранения составляют два месяца, при определенных условиях время нахождения груза на таможне может быть продлено еще на два месяца;

  • выпуск товара продлевается до десяти дней, с учетом таможенного досмотра (один рабочий день после срока регистрации таможенной декларации).

Таким образом, с учетом максимального продления сроков временного хранения груза на таможенном складе четыре месяца и периода выпуска десять дней, максимальный срок таможенной очистки составит не более 133 дней. Практика таможенных процедур показывает, что в обычном случае период оформления не превышает четырех рабочих дней.

Для ускорения таможенной очистки можно воспользоваться услугами логистических компаний и таможенных брокеров. Особенно это актуально при импорте скоропортящихся товаров (цветов, фруктов). Ведь здесь важно, чтобы все оформление происходило в день прибытия груза на таможенный склад.

презентация  Сроки выпуска товаров

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Таможенная система
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 19.12.2015
Размер файла 45,1 K

Подобные документы

  • Понятие таможенного декларирования. Документальное обеспечение процедуры декларирования товаров. Порядок подачи таможенной декларации и документов для декларирования товаров. Основные направления совершенствования процедуры декларирования товаров.
    реферат , добавлен 03.09.2010

  • Основные положения таможенного декларирования товаров. Виды таможенных деклараций в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары. Сроки предоставления таможенной декларации. Перечень сведений, подлежащих указанию в ней.
    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

  • Таможенное декларирование товаров в электронной форме. Понятие и статус таможенного контроля. Особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме. Виды зон таможенного контроля. Сущность и черты таможенного осмотра.
    контрольная работа , добавлен 22.06.2010

  • Правила и процедура таможенного оформления товаров, основные цели таможенного оформления. Прием, регистрация, учет таможенных деклараций, контроль за определением кода товара, соблюдение мер нетарифного регулирования. Декларирование таможенной стоимости.
    контрольная работа , добавлен 27.07.2010

  • Операции с товарами, находящимися на временном хранении. Формы и сроки декларирования товаров. Условия включения организации в реестр таможенных представителей. Особенности таможенного контроля товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру.
    контрольная работа , добавлен 13.02.2015

  • Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу, правоотношения лиц и органов. Операции и процедуры: декларирование и оформление транспортных средств и товаров, перемещаемых физическими лицами в международно-почтовых отправлениях.
    дипломная работа , добавлен 30.09.2011

  • Формы таможенного декларирования. Виды документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Лица, обладающие полномочиями при таможенном декларировании. Основные направления совершенствования процедуры декларирования товаров.
    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

  • Определение сущности таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления. Ознакомление с условиями данной процедуры. Рассмотрение обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин. Исследование помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
    презентация , добавлен 03.04.2018

  • Формы проведения таможенного контроля. Структура, элементы и основные принципы системы управления рисками в таможенной деятельности. Исследование особенностей организации таможенного контроля после выпуска товаров. Порядок проведения таможенных проверок.
    дипломная работа , добавлен 08.10.2014

  • Уничтожение как вид таможенной процедуры, общая характеристика её правового регулирования. Контроль, учет и декларирование товаров. Порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру уничтожения.
    реферат , добавлен 16.10.2016

презентация на тему «Сроки выпуска товаров» — посмотреть текст

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Предварительное информирование – это о чем?

Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) разработан и принят пакет решений, посвященных предварительному информированию. Срок вступления в силу у всех решений одинаков – 1 июля 2019 года. В преддверии этого момента считаю уместным разобраться с тем, что авторы заложили в данные документы.

Для начала отмечу уникальность предварительной информации (ПИ), по крайней мере на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эта уникальность заключается в отсутствии аналогов ПИ среди бумажных документов. Любой иной электронный документ представляет собой либо оцифрованный бумажный аналог, либо срез базы данных, составленной на основе таких документов.

В этой ситуации есть и плюсы, и минусы. К первым можно отнести, например, тот факт, что над разработчиками нормативных актов не довлели никакие прежние исторические аналоги, которые предписывают заполнять графы документов с использованием знака разделителя («-» или «/»). Также не нужно указывать общее количество листов в документе. К минусам отнесу отсутствие устоявшейся практики состава и содержания нормативных актов, определяющих электронный документооборот, как это уже давно сделано для бумажных документов.

Кроме этого, задача осложняется тем, что разрабатываемые нормативные акты не должны вторгаться на территорию технических и технологических особенностей работы информационных систем таможенных органов (ИС ТО), так как эти вопросы регулируются исключительно национальным законодательством, а документы не должны содержать порядки совершения таможенных операций, которые уже были отрегулированы ранее иными актами.

Немного из прошлого

Истоки возникновения предварительного информирования лежат в Рамочных стандартах безопасности (SAFE, Framework of Standards to Secure and Facilitate Global Trade) Всемирной таможенной организации (ВТамО). Сегодня она объединяет 182 таможенные администрации по всему миру, на долю которых приходится до 98% мировой торговли. Первую версию стандартов Совет ВТамО принял в июне 2005 года, а последнее издание было опубликовано в 2018 году. Среди основных целей в них заявлены сдерживание международного терроризма, обеспечение сбора доходов в госбюджет и содействие упрощению процедур торговли во всем мире.

Следует уточнить, что стандарты построены на трех опорах безопасности: взаимодействии таможенных служб, их партнерстве с предпринимательским сообществом и сотрудничестве между таможенными службами и другими государственными контролирующими органами (ГКО). Каждая из опор имеет свой набор стандартов, которые раскрывают понимание их содержания. Так, начиная с самой первой версии, стандарт № 6 первой опоры предписывает, что в целях оценки рисков таможенным органам следует требовать своевременного представления предварительной электронной информации.

Логическое развитие нормы предварительного информирования из стандартов безопасности получили в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК Союза): в статье 2 дано определение предварительной информации, как «сведений в электронном виде о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу Союза; транспортных средствах международной перевозки, перевозящих такие товары; времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Союза; пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Союза».

Прежде чем продолжить разбор предварительного информирования, сделаю два отступления. Во-первых, в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года («Протокол об информационно-коммуникационных технологиях», Приложение № 3) приведены два очень важных определения:

«Электронный вид документа» — это информация, сведения, данные, представленные в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи и обработки с использованием информационно-коммуникационных технологий с соблюдением установленных требований к формату и структуре;

«Электронный документ» — это документ в электронном виде, заверенный электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отвечающий требованиям общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде.

Благодаря этому произошел качественный переход от понятия «электронная копия» в пользу «электронного вида документа». Принципиальное отличие состоит в том, что электронный вид подается в заранее определенной структуре и формате, что исключает использование скан-копий документа. При этом следует иметь в виду, что электронный документ – это такой же электронный вид документа, к которому добавлена ЭЦП, что делает его юридически значимым и позволяет использовать в качестве доказательства, например, при судебных разбирательствах.

Говоря о втором отступлении, было бы некорректно не упомянуть предысторию предварительного информирования в Таможенном союзе (ТС). Статья 42 Таможенного кодекса Таможенного союза от 27 ноября 2009 года говорит, что нормы предварительного информирования должны быть отрегулированы в отдельном международном договоре. В связи с этим было принято Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС, от 21 мая 2010 года.

В свою очередь, отсылочные нормы Соглашения были реализованы через решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом», Коллегии ЕЭК от 17.09.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» и от 01.12.2015 № 158 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом».

Сумели договориться

Возвращаясь к ТК Союза, следует отметить статью 11, где определены позиции, о которых государства — члены Союза сумели договориться на момент написания Кодекса, и остальные позиции, по которым ЕЭК наделена компетенцией.

Так, пунктом 17 ЕЭК дается право на определение основных порядков, связанных с ПИ. Это порядки представления, формирования и использования предварительной информации, а также определение ее состава, структуры, формата и лиц, которые обязаны либо вправе представлять ПИ таможенным органам. Кроме того, пункт 8 наделяет Комиссию компетенцией по определению порядка и сроков регистрации ПИ.

Уточню, что в ходе предварительной проработки вопроса относительно разработки нормативных актов по предварительному информированию посчитали правильным «есть слона по частям», то есть готовили решения последовательно и выносили их на рассмотрение Коллегией ЕЭК по мере готовности.

По мнению экспертов, базисом предварительного информирования являются порядки представления, содержащие перечень категорий лиц, которые обязаны либо имеют право представить ПИ, сроки ее представления, состав сведений, а также дополнительные случаи, когда она может не представляться. Эти порядки представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС различными видами транспорта, были разработаны и приняты в первую очередь (решения Коллегии ЕЭК от 10.04.2018 № 51, от 17.04.2018 № 56 и № 57 и от 24.04.2018 № 62).

Пунктом 1 статьи 11 ТК Союза определено, что предварительная информация представляется с целью оценки рисков и принятия предварительных решений о выборе объектов, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих его проведение, до прибытия товаров на таможенную территорию Союза. Такая норма полностью соответствует рекомендациям Рамочных стандартов безопасности ВТамО.

Однако в ТК Союза сделан существенный шаг вперед и вторым абзацем определено, что ПИ используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля. Это принципиальный, очень важный момент, так как, единожды подав таможенным органам сведения о ввозимом товаре (в целях оценки рисков), разумно иметь желание использовать эти сведения для совершения таможенных операций (например, для помещения товаров на временное хранение).

По понятным причинам ускорение прохождения таможенных формальностей как одна из основных целей имеет косвенное отношение к Рамочным стандартам безопасности ВТамО и поэтому просто не может входить в их состав. Если перечень сведений, необходимых для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля прямо или косвенно определен в нормативных актах Коллегии ЕЭК, то оценка рисков регулируется исключительно национальным законодательством государств — членов Союза.

Первостепенной задачей стало определение состава сведений, необходимых и достаточных для системы управления рисками (СУР). В ходе обсуждения эксперты в целом сошлись на том, что сведений, требуемых при уведомлении о прибытии товаров и транспортных средств, достаточно для оценки рисков. Исключение было сделано в части автомобильного транспорта для Республики Армения (в сторону уменьшения количества сведений) и для Республики Беларусь (в сторону увеличения).

Есть свои особенности

Важно отметить, что предварительная информация в обязательном порядке (обязательный состав) представляется в объеме, необходимом для оценки рисков, а в расширенном составе – по желанию лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров. Более того, в порядках представления акцентировано, что таможенные органы не вправе ни от кого требовать представление ПИ в расширенном составе. Обязанность представления ПИ в обязательном составе возложена на перевозчика, ввозящего товары на таможенную территорию Союза. Общая норма о том, что от имени перевозчика может действовать таможенный представитель, в данном случае работает.

При ввозе на территорию Союза товаров автомобильным и железнодорожным видами транспорта с использованием паромов есть особенность. В этом случае порядок представления ПИ, установленный для водного транспорта, применяется только в части транспортных средств (паромов), а в части вагонов, автомобилей и следующих на них товаров применяются соответствующие порядки, принятые для автомобильного и железнодорожного транспорта.

Воспользоваться правом представления ПИ в расширенном составе может не только перевозчик, но и иные лица. Например, кроме перевозчика, подать транзитную декларацию может круг лиц, определенный в ТК Союза, поэтому определено, что эти же лица могут воспользоваться правом представления ПИ для последующего использования при транзите. В расширенном составе также учтены интересы лиц, пожелавших представить сведения, необходимые для проведения санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Важность этой нормы будет понятна позже, при описании взаимодействия таможенных и иных государственных контролирующих органов (ГКО).

Подчеркну, что при представлении информации перевозчик всегда должен подавать сведения обязательного состава. Это значит, что в случае, когда перевозчик уже подал ПИ в объеме обязательных сведений и хочет ее дополнить сведениями из расширенного состава, он должен подать и обязательные сведения, получив при этом новый регистрационный номер.

Поскольку составы подаваемых сведений подробно и четко приведены в текстах решений, описывать их подробно не имеет смысла. Есть лишь одно уточнение: в ходе разработки решений эксперты смогли договориться о составе сведений, необходимых для помещения товаров на временное хранении. Ранее, в том числе при написании ТК Союза, прийти к общей точке зрения по этому вопросу, к сожалению, не получилось.

Если ПИ представлена в расширенном составе и не перевозчиком, то она должна содержать либо соответствующий номер обязательной информации, поданной перевозчиком, либо номера транспортных (перевозочных) документов и номера транспортных средств. Это требуется для однозначного сопоставления обязательной и расширенной предварительной информации.

Сроки представления ПИ определены в зависимости от вида транспорта. Они фиксированы. При этом, например, если время перелета между аэропортами невелико, то есть оно меньше срока, отведенного на представление ПИ, то ее следует подать не позднее чем через 30 минут после фактического вылета. Аналогичная норма предусмотрена для водного и железнодорожного транспорта. Порядки представления дополняют случаи, перечисленные в пункте 15 статьи 11 ТК Союза, когда предварительная информация может не представляться. Как правило, это относится к порожним транспортным средствам.

Следует отметить, что порядки представления предварительной информации не предусматривают возможности ее корректировки, за исключением случая, когда в месте прибытия происходит перегрузка (перевалка) товаров, ввезенных железнодорожным транспортом. В иных случаях сведения представляются заново, с указанием номера ранее поданной информации. Максимальный срок, в течение которого предварительная информация может быть использована, составляет 30 дней. Поэтому подавать ее «слишком заранее» не имеет практического смысла.

Переходим к регистрации

Решение от 10.04.2018 № 52 о порядке регистрации ПИ о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС, описывает действия информационных систем таможенных органов при ее регистрации. Самый важный посыл этого решения состоит в том, что регистрация происходит посредством ИС ТО без участия должностных лиц, в автоматическом режиме. Собственно, регистрация происходит после проверки качества информации. Она предусматривает присвоение ПИ регистрационного номера.

Сведения о регистрации либо об отказе в регистрации с указанием причин в течение 15 минут с момента получения ПИ направляются лицу, ее представившему. В регистрации может быть отказано только в случаях, определенных в пункте 10 статьи 11 ТК Союза. А именно, если имеются несоответствия составу, структуре, формату или языку представления. Иных причин отказа в регистрации нет, в том числе если нарушены сроки представления ПИ.

Отмечу, что в ЕЭК достаточно либерально отнеслись к несоблюдению сроков представления ПИ. За нарушение сроков подачи ПИ в обязательном составе принимаются меры в соответствии с национальным законодательством о таможенном регулировании. Здесь очень важным является слово «обязательном», так как срок представления ПИ в расширенном составе не установлен.

С другой стороны, таможенные органы могут просто «не успеть» обработать предварительную информацию, поданную в момент прибытия. Согласно пункту 6 статьи 11 ТК Союза предварительная информация представляется через Интернет, например с использованием сервиса «Личный кабинет», либо посредством взаимодействия ИС ТО и заинтересованного лица. Комиссии ЕЭК дано право определить иной способ представления сведений, но пока он не обнаружен.

Регистрационные номера и иные сведения, необходимые для идентификации ПИ, публикуются на интернет-сайтах таможенных служб. Конкретный состав таких сведений определяется с учетом национального законодательства и зависит от ограничений, накладываемых коммерческой и личной тайной.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 ТК Союза предварительная информация подается в таможенный орган того государства, на территории которого располагается пункт пропуска, в котором будет происходить пересечение границы. Соответственно, этот таможенный орган и будет проводить регистрацию. Так, при ввозе товаров через белорусско-польскую границу ПИ необходимо подавать в таможенные органы Республики Беларусь (там же произойдет регистрация), независимо от того, куда товар затем будет перемещаться.

Несколько слов о взаимодействии с иными ГКО. Необходимость в таком взаимодействии возникает при выявлении таможенными органами в ПИ сведений о товарах, в отношении которых должен быть осуществлен санитарно-эпидемиологический, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль (надзор). В этом случае сведения о товарах передаются в соответствующие контрольные органы, которые в рамках своей компетенции проводят необходимые проверки и информируют таможенные органы о результатах.

Своего рода яблоком раздора стало отсутствие прямой компетенции на определение порядка информационного взаимодействия между таможней и ГКО. Более того, следует учитывать, что в ТК Союза в принципе не может быть подобной нормы, так как информационное взаимодействие в этом случае не является чисто таможенным. Выход из ситуации удалось найти за счет разработки акта на уровне рекомендации.

Так появилась Рекомендация Коллегии ЕЭК от 18.12.2019 № 18 «О Порядке электронного взаимодействия между таможенными органами и уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза, осуществляющими контроль (надзор) на таможенной границе Союза, при предварительном информировании». Как следует из названия, она определяет, что взаимодействие ГКО происходит исключительно в электронной форме (вспоминаем, что регистрация проводится аналогично).

Рекомендацией определяется, какие сведения направляются в адрес контрольных органов, какие решения в отношении товаров и транспортных средств те принимают. В процессе взаимодействия в иные ГКО направляются только те сведения, которые стали известны таможенным органам из предварительной информации и только после ее успешной регистрации.

Использовать нужно правильно

Применительно к нашему случаю понятие «использование» подразумевает употребление чего-либо с целью извлечение пользы. Напомню, что предварительное информирование затевалось в том числе для облегчения добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) прохождения таможенных формальностей на границе. Иными словами: подал предварительную информацию – извлекай из этого реальную пользу.

Первым порывом было дать возможность использования ПИ при проведении всех таможенных операций без исключения. Однако возникло сразу два барьера, не позволившие это осуществить. Первый – отсутствие существенной положительной практики применения ПИ в государствах — членах Союза, которую можно было бы взять на вооружение в качестве примера.

Второй барьер – наличие в Кодексе неоднозначности в отношении использования ПИ. С одной стороны, часть 4 статьи 11 ТК ЕАЭС говорит, что предварительная информация, представленная в виде электронного документа, может использоваться при совершении таможенных операций, связанных с уведомлением о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, помещением товаров на временное хранение, таможенным декларированием, а также при совершении иных таможенных операций, определяемых Комиссией.

С другой стороны, в части статей ТК ЕАЭС есть прямые нормы, допускающие использование предварительной информации в качестве декларации. Например, в части 7 статьи 105 Кодекса допускается ее использование в качестве транзитной декларации. Аналогичной нормы в статье про декларации на товары нет, следовательно, имеет место противоречие. Любой из этих двух барьеров можно было попытаться обойти, но вот сразу оба — не получилось.

Взвесив все аргументы, эксперты, участвовавшие в написании нормативных актов, согласились, что на первом этапе целесообразно охватить только те таможенные операции, которые производятся непосредственно в пункте пропуска. Справедливости ради надо отметить, что на обсуждение неоднократно выносился вопрос об использовании предварительной информации при декларировании экспресс-грузов. Однако поскольку это все-таки декларирование товаров, то эту задачу решили оставить в качестве приоритетной на второй этап.

При этом в соответствии со своей компетенцией ЕЭК добавила в список таможенных операций, при которых может использоваться предварительная информация, получение разрешения на проведение разгрузки, перегрузки (перевалки) и иные грузовые операции в месте прибытия, а также уведомление о таких операциях.

Кое-что о технических деталях

Теперь рассмотрим структуры, форматы и правила формирования ПИ. Напомню, что в качестве формата ее представления, как и для всех иных электронных документов, в соответствии с моделью исходных данных Союза принят формат xml.

Как было сказано выше, одно из ключевых свойств предварительного информирования – электронный документооборот, то есть полное отсутствие бумажных документов. Следовательно, к электронным документам, которыми обмениваются участники процесса, обязательно должны быть выработаны определенные требования. Когда речь идет о бумажном документе, то такие требования описываются при помощи стандартизации его формы с определением размеров граф и их взаимного расположения и приложением инструкции по порядку заполнения этой формы.

С электронным документом ситуация иная. Информация в нем не «печатается» в графах, а «формируется» непосредственно в его реквизитах. Конечно, основываясь на электронном документе, можно создать его экранную и печатную формы, которые будут схожи до неотличимости от документа на бумажном носителе. В данном случае понятие «размер графы» преобразуется в «тип и размерность реквизита». Суть этих понятий схожа и определяет, сколько информации можно поместить в одну ячейку для указания тех или иных сведений.

Кроме этого, у электронного документа появляется новая сущность – множественность реквизита, которая показывает, сколько раз реквизит может или должен встречаться в документе. С учетом этого и исходя из требований к составу сведений, определенных в порядках представления, были определены структуры электронных документов: их реквизитный состав, тип, размерность и множественность каждого реквизита. Требования к структурам и формату ПИ были утверждены решениями Коллегии ЕЭК от 28.11.2018 № 191, 192, 193 и 194.

С инструкцией по заполнению ситуация более запутанная. Как уже сообщал, ПИ может использоваться в качестве транзитной декларации. Это означает, что она должна содержать достаточно информации для создания транзитной декларации и отвечать всем предъявляемым к ней требованиям. Аналогичные рассуждения можно применить к декларации транспортного средства. Однако похожих требований для уведомления о прибытии нет.

Поэтому на первом этапе был применен комбинированный подход. Для документов, у которых существуют «инструкции по заполнению», решили максимально использовать электронную версию таких документов. Например, транзитная декларация имеет электронный вариант более десятка лет. Для документов, не имеющих электронных аналогов, пришлось разрабатывать новые требования.

Одним из основных требований стал отказ от дублирования сведений в одном электронном документе. Кроме этого, очевидно, что внутри любого документа присутствуют сведения, которые зависят друг от друга. На основании анализа структур были созданы правила формирования реквизитов структур предварительной информации. Эти правила утверждены решениями Коллегии ЕЭК от 02.04.2019 № 46-49.

Подводя итог сказанному ранее, подчеркну, что очень сложно в рамках одной статьи описать весь объем того, что удалось отнормировать в решениях Коллегии ЕЭК, посвященных предварительному информированию. Однако можно с полной уверенностью утверждать: каждое слово этих документов выверено командой высококлассных экспертов из всех государств — членов ЕАЭС.

Эти решения – общий труд лучших специалистов таможенных служб и иных контролирующих органов, министерств транспорта, представителей перевозчиков, агентов и экспедиторов различных видов транспорта. В ходе работы еще раз на деле подтверждена непреложная истина: кто хочет, тот ищет и находит максимально эффективный способ достижения желаемого результата.

Алексей ГАВРИЧЕВ,
заместитель начальника отдела
таможенных информационных технологий
Департамента таможенной
инфраструктуры ЕЭК,
специально для «ТН»