Представительские расходы норма

Содержание

Учет и оформление представительских расходов

Для любой фирмы важны налаженные партнерские отношения. Сами по себе они такими не станут, работа над ними – важная часть управленческой стратегии предприятия. В ходе проведения переговоров происходят встречи представителей, собрания, приемы. Затраты на эти мероприятия составляют серьезную расходную статью.

Налоговые органы очень внимательно относятся к проверке этого вида затрат, поэтому стоит тщательно контролировать их учет и правильно оформлять документально.

Разберемся, какие именно траты могут быть отнесены к данному виду расходов, а какие списать на этот счет не получится, какие документы могут служить подтверждением и как правильно отразить эту статью в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим также современные законодательные изменения относительно представительских расходов и тенденции на ближайшее будущее.

Представительские расходы: что говорит закон

Представительские расходы (ПР)– термин из Налогового кодекса. Их нормы приводятся в пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ. Определение представительским расходам дается исходя из этих норм. Представительскими будут считаться траты на официальный прием, сопровождение и сервис для уполномоченных лиц других компаний, а также тех, кто намеревается присутствовать на заседании совета директоров, правления или других руководящих органов.

Факторы, не имеющие значения для определения ПР

  1. Место проведения. Не является значимым, где именно организован прием: в помещении фирмы или в баре либо ресторане. Исключения составляют развлекательные заведения другого формата – к ним ПР не относятся.
  2. Время проведения. Рабочее время, вечернее, выходной ли день выбраны для даты мероприятия, расходы все равно остаются представительскими.
  3. Статус участников. К участникам-контрагентам относят как физических, так и должностных лиц, ими могут быть не только представители руководства других фирм, но и клиенты.
  4. Результат встречи. Не имеет значения также исход представительского мероприятия. Было ли принято положительное решение о сотрудничестве, заключены договора, или же участники разошлись ни с чем, средства на мероприятие были потрачены и могут быть признаны.
  5. Количество участников также не определяет представительские расходы. Этот фактор может повлиять только на размер трат, но если он не выходит за установленную норму, значения этот показатель не имеет.

Траты, которые можно и нельзя счесть представительскими

В НК РФ обозначены особые категории расходов, которые с точки зрения налогообложения правомерно счесть представительским. К ним относятся следующие траты:

  1. Оплата организации официального мероприятия по приему гостей из других фирм. Таким мероприятием может быть:
    • завтрак;
    • обед;
    • выездное заседание.
  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затраты на продукты и алкоголь также включены в эту группу затрат.

  3. Буфетный сервис, сопровождающий указанное мероприятие по приему.
  4. Трансфер участников до места приема и обратно.
  5. Вознаграждение за труд внештатного переводчика, если он был приглашен присутствовать на мероприятии.

ВНИМАНИЕ! Если в штате организации имеется свой переводчик, расходы на приглашенного со стороны специалиста налоговики могут не счесть представительскими. Свою правоту фирма может попытаться доказать в суде, убедив его, что квалификация или спецификация штатных переводчиков не отвечает задачам представительского мероприятия.

По мнению ФНС, перечень представительских расходов закрытый, его нельзя расширять.

Неправомерно учитывать как представительские расходы:

  • обеспечение отдыха и питания в санаториях, пансионатах, других развлекательных заведениях (за исключением ресторанов и баров);
  • средства на развлекательную программу для участников;
  • стоимость экскурсий;
  • деньги на цветы для гостей, памятные сувениры и т.п.;
  • финансы на оформление зала для мероприятия;
  • медицинские траты, если они потребовались;
  • проезд и проживание гостей;
  • оплата визовых услуг участников;
  • траты на корпоративные мероприятия (Новый год, 8 марта, юбилеи и пр.);
  • любое финансовое взаимодействие с руководством структурных подразделений и филиалов своей же фирмы (представительские расходы – по умолчанию только для «чужих»).

Критерии отнесения расходов к представительским

Понятие «официальный прием и обслуживание», через которые в НК дано определение представительских расходов, в свою очередь, не имеет однозначного толкования в законодательных документах. Поэтому их можно толковать с расширительным значением. Из-за этого нередко возникают ситуации, когда формально и по факту расходы могут оказаться представительскими, но в законодательном смысле налоговые органы считают иначе.

Чтобы не возникло споров с налоговиками, решать которые возможно лишь в арбитражном суде, рекомендуется при определении расходов пользоваться критериями, обозначенными в Налоговом кодексе и предписаниях Министерства финансов РФ (в частности, Приказе Минфина РФ от 15 марта 2000 года № 26н):

  1. Прием и обслуживание должны быть организованы с целью установления или поддержки сотрудничества, к обоюдной выгоде сторон.
  2. Мероприятия должны быть строго официальными (так, банкет в ресторане, даже если он проводится с партнерами, не будет сочтен официальным, в отличие от делового завтрака или обеда). Официальность мероприятия может быть подтверждена программой вопросов, подлежащих обсуждению в его ходе.
  3. Затраты должны быть обоснованы, то есть оправданы с экономической точки зрения.
  4. Каждая статья расходов должна иметь документальное подтверждение.

В спорных случаях следует обратиться к арбитражной практике. В суде представительскими сочтут расходы, удовлетворяющие одному из двух условий:

  • прямо названы таковыми в соответствующем пункте Налогового кодекса РФ;
  • их разрешено включить в представительские отдельными нормативными актами налоговой службы или Министерства финансов РФ.

Документы для подтверждения представительских расходов

Несмотря на законодательное требование документального подтверждения представительских расходов, не выработано единого стандарта или перечня таких бумаг. Можно сказать, что наличие официальных бумаг обязательно, но форма их не унифицирована. Этот вопрос решается учетной политикой самой организации. В качестве таких актов могут выступать:

  • приказ директора о проведении мероприятия по представительству – обязательно указать цель, дату, время и место организации приема, перечислить контрагентов, принимающих участие, а также привести имена ответственных и контролирующих лиц;
  • программа будущего мероприятия – не будет действительной без приказа, в ней основные этапы представительской встречи нужно привязать к конкретным датам и времени;
  • смета мероприятия – роспись расходов по конкретным статьям (транспортной, буфетной и др.), лучше создать ее на каждый этап отдельно, обязательно утвердить у руководства;
  • отчет о проведенном мероприятии – составляется ответственным лицом, указанным в приказе, в нем отражаются все те же позиции, что и в приказе, плюс конкретный достигнутый результат каждого этапа (особенно если в ходе мероприятия были заключены какие-либо официальные договоры, подписаны документы);
  • акт на списание данного вида расходов – несет информацию о точной сумме по всем видам представительских затрат (этот документ нужно заверить не только у руководителя, но и у главбуха);
  • платежные документы, которые подтверждают расходы: чеки, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ! В случае рассмотрения спора в арбитражном суде приоритет будут иметь организации, которые озаботились как предварительными подтверждающими документами (приказ, смета, программа), так и итоговыми (отчет, акт).

Нормирование представительских расходов

Закон не разрешает тратить в представительских целях бесконтрольные суммы, потом списывая их, тем самым снижая базу налога на прибыль. Установлен жесткий лимит для данного вида затрат. Запрещено тратить в качестве представительских средства в размере свыше 4% от фонда оплаты труда на данный отчетный период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Поскольку с течением времени расходы на оплату труда растут, увеличивается и предельное значение представительских расходов. Если, к примеру, в 1 квартале представительских мероприятий не проводилось или денег затрачено на них было меньше нормы, то в остальных кварталах можно будет «разгуляться» – учесть больше средств по этой статье. Естественно, речь идет только об итогах текущего года.

Высчитывать необходимую сумму ограничений по представительским расходам допустимо одним из 3 способов.

1 способ – квартальный. При заполнении декларации налога на прибыль в конце каждого квартала производят учет представительских расходов, принимая во внимание фонд оплаты труда за этот квартал. Этот способ удобнее для фирм с кассовым методом определения доходов и расходов. При превышении представительских расходов в период квартала образуется отложенное налоговое обязательство, которое может быть сторнировано по итогам года.

2 способ – годичный. Годовые бюджеты фирм обычно не слишком отличаются. Это позволяет при планировании следующего года сразу отвести примерные 4% от фонда оплаты труда прошлого года на представительские расходы, а затем разделить эту сумму на кварталы. Ненормативных затрат при этом способе не будет, но придется постоянно проводить корректировку запланированных и фактических показателей.

3 способ – должностной. Фирма устанавливает, какие должностные лица могут быть ответственными за представительские мероприятия и какие максимальные суммы они могут на это истратить. Важно, чтобы расходы были осуществлены исключительно на заявленные цели. Необходима будет проверка на соответствие 4%-ному лимиту.

Роль представительских расходов в базе налога на прибыль

Представительские расходы вычитаются из сумм, составляющих чистую прибыль предприятия, тем самым уменьшая налоговую базу. При этом входной НДС также вычитается. Если в следующих отчетных периодах расходы укладываются в 4-процентный лимит, НДС с них также может быть принят к вычету.

Именно по этой причине «ломаются копья» относительно признания или непризнания различных расходов представительскими. Даже если организация мероприятия по факту потребовала издержек, не включаемых в представительские расходы Налоговым кодексом, их нельзя включить в эти затраты для снижения налогооблагаемой базы.

НАПРИМЕР. ООО «Кассандра» организовало встречу с представителями других организаций для обговаривания условий сотрудничества. На это мероприятие было затрачено 140 тыс. руб. Из этих средств на прием-обед было затрачено 70 тыс. руб., на буфетное обслуживание – 25 тыс. руб., на провоз участников к месту обеда и обратно на фирму – 20 тыс. руб., на посещение представления в театре – 10 тыс. руб., на экскурсию по памятным местам города – 15 тыс. руб., на цветы и сувениры для участников – 45 тыс. руб.

На представительские расходы в этом случае можно списать только 115 тыс. руб., то есть сумму расходов на прием, буфетное обслуживание и транспорт. Остальные средства в размере 25 тыс. руб. должны быть выплачены из чистой прибыли после вычисления суммы налога.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Представительские расходы принимаются к вычету только у налогоплательщиков, использующих общую систему налогообложения. В ст. 346.16 НК РФ приведен перечень расходов, на которые может уменьшать базу плательщик, работающий по УСН – представительские расходы в этом перечне отсутствуют. Предприниматели, «сидящие» на льготных системах налогообложения, могут использовать на представительские траты только средства из чистой прибыли (разницу между доходами и расходами).

Представительские расходы и бухучет

Если для налогового учета очень важно определение категории «представительские расходы», то в бухгалтерском учете они отдельно не выделяются. Они проводятся как затраты по обычным видам деятельности, а именно:

  • материальные затраты;
  • амортизационные;
  • связанные с оплатой труда и соцвыплатами;
  • прочие.

Логичнее всего отнести представительские расходы к категории «прочие». П. 8 ПБУ 10/99 говорит о том, что организация сама вправе формировать их перечень для целей бухучета. В зависимости от особенностей деятельности фирмы, эти расходы можно отразить как общехозяйственные или расходы на продажи. При этом может осуществляться корреспонденция со счетом учета расчетов или матценностей.

Проводки таких расходов будут осуществляться по счетам 26 (в основном для промышленных организаций) или 44 (чаще используют торговые фирмы):

  • дебет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приняты к учету услуги или работы, имеющие отношение к представительским расходам;
  • дебет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу», кредит 10 «Материалы» – списаны материальные ценности для представительского мероприятия (например, продукты, напитки, алкоголь).

НАПРИМЕР. ООО «Артаболена» платит авансовые отчисления по налогу на прибыль каждый месяц, считая их по факту прибыли. За 11 месяцев 2016 года расходы на оплату труда в ООО «Артаболена» составили 300 тыс. руб. Представительские расходы (без НДС) за эти 11 месяцев составили 13 тыс. руб.

Рассчитывая годовой налог на прибыль, ООО «Артаболена» может учесть представительские расходы в размере не более 4% от 300 000 руб., то есть 12 000 руб. Таким образом, получается сверхнорматив по представительским расходам в размере 1 тыс. руб. С точки зрения налогообложения, это будет постоянной разницей, диктующей постоянное налоговое обязательство.

Проводка будет выглядеть так:

  • дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 24% от 1000 руб. – 240 руб. – отражение постоянного налогового обязательства.

В последний месяц 2016 года расходы на оплату труда в ООО «Артаболена» составили 35 тыс. руб., значит, за год они составят 300 000 + 35 000 = 335 000 руб. В этот месяц представительских мероприятий не проводилось. Значит, сумма соответствующих расходов осталась неизменной – 13 000 руб. НК РФ позволяет учесть представительские расходы в размере 4% от 335 тыс. руб., то есть 13 400 руб. Поэтому, несмотря на перерасход в течение года, по его итогам ООО «Артаболена» уложилась в норматив по представительским расходам. В бухучете будет записано:

  • дебет 99, субсчет «Постоянные налоговые обязательства», кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – сумма ранее начисленного налогового обязательства в 240 руб. сторнирована.

Представительские расходы в бухгалтерском и налоговом учете

Норматив по представительским расходам — это лимит определенных затрат, которые организация может учесть при налогообложении. Разберемся, что отнести к подобным издержкам и как рассчитать лимит.

Представительские издержки: что входит в состав

В состав представительских затрат компании можно включить далеко не все виды расходов. Налогоплательщикам важно разобраться в вопросе. Иначе проблем с ФНС не избежать. Если компания учтет неразрешенные траты в составе представительских, то инспекция расценит ситуацию как занижение налогооблагаемой базы. В итоге — штрафы, пени и недоимки.

Что относится к представительским расходам:

  1. Затраты компании на прием гостей из других фирм с целью начать новое сотрудничество или укрепить старые деловые отношения.
  2. Издержки на прием членов правления, совета директоров, представителей учредителя или собственников.

Определения закреплены в п. 2 ст. 264 НК РФ. Но понятие «прием гостей» довольно размытое. Что именно можно включить в эту позицию? Чиновники жестко определили рамки для ситуации: допускается учесть в составе затрат на прием:

  • доставку гостей или представителей дирекции на мероприятие (транспортные услуги);
  • организацию питания во время проведения мероприятий, например оплату буфета;
  • услуги переводчика, при необходимости, например, если организована встреча иностранных гостей.

А вот развлечение, проживание, отдых и даже лечение гостей и представителей правления в состав обозначенных затрат отнести нельзя. Такие издержки предприятия нельзя зачесть при налогообложении прибыли.

Принципы нормирования

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ, норматив представительских расходов в 2020 году определяется как 4% от расходов на оплату труда за тот же отчетный или налоговый период.

Налогоплательщики вправе выбрать способ принятия расходов на мероприятия к учету. Законодательно предоставлены три способа:

  1. Квартальный расчет. Исчисление издержек производится ежеквартально. Причем траты отражаются в декларации по налогу на прибыль. Способ удобен для компаний, отражающих затраты кассовым методом. Если представительские затраты превышают установленный лимит, то в учете отражают отложенное налоговое обязательство, которое можно учесть в конце года.
  2. Годовой подсчет. Налогоплательщик определяет лимит издержек по мероприятиям на год вперед. Расчеты приблизительные, оценка проводится исходя из сметы компании или плана финансово-хозяйственной деятельности. В конце года необходимо провести корректировки и привести плановые значения к фактическим показателям.
  3. Должностной способ. Фирма утверждает перечень должностных лиц, которые вправе заниматься организацией таких мероприятий. Причем требуется соблюдать лимит 4% и допустимые цели расходов.

Оплата труда: от чего считать норматив

Правильно исчислить норматив можно, только определив, что конкретно относят в состав расходов на оплату труда. При решении вопроса следует руководствоваться статьей 255 НК РФ.

Перечень трат компании, отнесенных к оплате труда, является открытым. То есть это могут быть любые расходы, отвечающие обязательным условиям:

  • начисления в пользу работников компании производятся на основании действующего законодательства;
  • условия и размеры оплаты закреплены в трудовых договорах, правила исчисления установлены в положении по оплате труда и коллективном договоре;
  • все виды начислений в пользу работников должны быть подтверждены документально и иметь экономическое обоснование (ст. 252 НК РФ).

Компания вправе определять затраты либо методом начисления или кассовым методом. Решение должно быть закреплено в учетной политике.

Особенности документального оформления

Любые затраты компании, учитываемые при налогообложении, должны быть обоснованы и подтверждены документально. Представительские траты следует правильно оформить. Причем специальных формуляров и бланков не предусмотрено. Шаблоны и перечень подтверждающей документации закрепите в учетной политике.

Рекомендовано использовать следующие документы:

  1. Распоряжение руководителя организации о проведении представительского мероприятия. Обязательно пропишите в приказе дату, место и время проведения приема. Также обозначьте цели мероприятия.
  2. Программа приема гостей или членов правления. Оформите программу мероприятия как приложение к приказу. Отдельно бумага не будет иметь особого веса.
  3. Смета затрат на проведение мероприятий. Подробно обозначьте все категории издержек, которые направлены на проведение приема гостей.
  4. Отчет о проведенном мероприятии. Составляется в произвольной форме ответственным лицом за организацию и проведение приема. Требуется обозначить результаты проведенного мероприятия.
  5. Акт на списание затрат и платежные документы. Обратите внимание, что акт на списание должен подписать главбух. А утверждает акт руководитель.

Документальное оформление обязательно. При выездной проверке ФНС контролеры обязательно запросят формуляры.

Не все компании могут зачесть при налогообложении представительские расходы: норматив в налоговом учете 2020 могут использовать только налогоплательщики, применяющие общую систему налогообложения. Остальные компании и ИП это делать не вправе.

Даже фирмы, выбравшие УСН «доходы минус расходы», не вправе зачесть представительские траты при исчислении упрощенного налога, так как такие траты не указаны в ст. 346.16 НК РФ. Следовательно, ни один налогоплательщик, применяющий щадящие режимы обременения, не может учесть представительские траты в налоговом учете.

Фирмы на ОСНО могут не только снизить налог на прибыль, но и зачесть входной НДС с таких затрат. Но важно соблюдать лимит в 4% от ФОТ, подтвердить траты документально и экономически обосновать.

К вопросу об НДС. Вернуть входной налог можно, но только в пределах установленного лимита в 4% от затрат на оплату труда персонала. Если в отчетном периоде траты превысили лимит 4%, то их допустимо перенести на следующий отчетный период.

Пример: налог на прибыль и представительские расходы

ООО «Весна» применяет ОСНО. Во 2 квартале 2020 года компания провела прием деловых партнеров для заключения нового контракта на поставку продукции. Всего на мероприятие было потрачено 250 000 рублей, в том числе:

  • транспортные издержки на доставку гостей к месту проведения мероприятия — 20 000 рублей, в том числе НДС — 4000 рублей;
  • организация питания (завтрак, кофе-пауза, торжественный обед, ужин) — 100 000 рублей, НДС — 20 000 рублей;
  • услуги обслуживающего персонала буфета — 30 000 рублей;
  • билеты на театральную премьеру — 10 000 рублей, НДС — 2000 рублей;
  • проживание гостей в отеле класса люкс — 40 000 рублей;
  • экскурсия на теплоходе по местным достопримечательностям — 50 000 рублей.

Сумма НДС со всех затрат на мероприятие — 26 000 рублей.

Фонд оплаты труда за 2 квартал 2020 года составил 7 000 000 рублей. 4% от ФОТ — 280 000 рублей.

Следовательно, компания по установленному лимиту вправе зачесть представительские затраты во 2 квартале в сумме не более 280 000 рублей. Но всю сумму издержек на проведение мероприятий учесть нельзя! Так как не все затраты являются представительскими.

ООО «Весна» может принять к налоговому учету только суммы затрат на транспортную доставку гостей, услуги буфета и питание — 150 000 рублей. А вот траты на театральное представление, теплоходную экскурсию и гостиничные номера учесть нельзя. Эти расходы нужно оплатить за счет чистой прибыли фирмы. То есть из тех денег, которые останутся в компании после обложения налогом на прибыль.

Вернуть входной НДС можно только в сумме 24 000 рублей. То есть только с представительских затрат (транспортные услуги и питание). А вот с билетов в театр получить вычет нельзя.

Бухгалтерский учет

Положения о бухучете не требуют отдельного выделения представительских затрат, в сравнении в требованиями налогового учета. Компания вправе относить такие категории издержек в состав прочих расходов. А перечень их необходимо закрепить в учетной политике.

Вообще бухучет представительских затрат представляет собой стандартное отражение операций по принятию и списанию расходов. То есть бухгалтер фиксирует в учете проводки по основным видам деятельности в виде:

  • списания материальных затрат;
  • начисления амортизации;
  • начислений вознаграждений за труд;
  • отражения услуг сторонних компаний;
  • прочих трат.

Проводки по отражению представительских расходов зависят от основного вида деятельности фирмы. По общим правилам, такие издержки аккумулируются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» — для производственных предприятий. Торговые фирмы должны собирать представительские издержки на счете 44 «Расходы на продажу». Типовые бухгалтерские записи:

Операция

Дебет

Кредит

Работы и услуги сторонних организаций приняты к учету в составе представительских затрат

Материальные запасы списаны на проведение мероприятий по приему гостей

Как учесть представительские расходы без налоговых последствий

Представительские расходы всегда находятся в зоне налогового риска, а пакет документов, подтверждающий характер данных расходов, подвергается тщательному анализу налоговыми инспекторами. Иногда компании пытаются замаскировать непроизводственные расходы под представительские, что вызывает претензии со стороны проверяющих и переквалификацию таких расходов. Проанализируем судебную практику по вопросам переквалификации представительских расходов, а также порядок их нормирования.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в силу того же п. 2 ст. 264 НК РФ расходы на организацию развлечений и отдыха не относятся к представительским расходам.

Прежде чем перейти к анализу судебной практики, напомним порядок подтверждения представительских расходов, поскольку его соблюдение во многих случаях позволяет компаниям доказать свою правоту в суде.

Подтверждающие документы

— приказ руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;

— смета представительских расходов;

— первичные документы по оплате услуг сторонних организаций;

— отчет о представительских расходах по проведенным мероприятиям.

В более поздних разъяснениях финансисты отметили, что раз в отношении представительских расходов главой 25 НК РФ не предусмотрено конкретного перечня и форм первичных документов, подтверждающих такие расходы, для этих целей подойдут любые первичные документы, свидетельствующие об их обоснованности и производственном характере (письма Минфина России от 08.05.2014 № ГД-4-3/8852, от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288).

Порядок формирования, структура представительских расходов, отчетность и планирование таких расходов прописываются в положении о представительских расходах (образец 1).

Рекомендуемая форма приказа руководителя о представительских расходах приведена в образце 2.

В образце 3 приведены рекомендуемые формы смет.

Примерные программы проведения деловой встречи, пребывания делегации представлены в образце 4.

Составить акт о произведенных представительских расходах можно, руководствуясь образцом 5.

Период отражения представительских расходов

В одном из судебных дел компания оспаривала претензии налоговиков, связанные с учетом представительских расходов. В частности, проверяющие посчитали, что данные расходы отражены не в том периоде.

Итак, компания в 2010 г. провела официальный прием и переговоры в ресторане по условиям поставки продукции, увеличению объемов поставок с намерением заключить соответствующий договор. Но в отчетности данная операция была отражена в следующем году, так как первичные бухгалтерские документы, подтверждающие факт несения представительских расходов, были получены от исполнителя услуг после формирования бухгалтерской и налоговой отчетности за 2010 г.

Поскольку и на акте исполнителя, и на отчете о представительских расходах стояла одна и та же дата (17.12.2010), ИФНС посчитала, что компании был известен конкретный период осуществления расходов и оснований для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму спорных расходов в 2011 г. нет.

Но как отметили судьи, компания, реализуя право на исправление допущенной при исчислении налоговой базы за 2010 г. ошибки, сделала перерасчет налоговой базы за тот период, в котором фактически выявила ошибку (2011 г.). Непризнание спорных расходов в 2010 г. привело к излишней уплате налога на прибыль за 2010 г. И поскольку ст. 54 НК РФ не устанавливает сроков давности для возможности исправления ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, компания имела право скорректировать (уменьшить) свои обязательства по налогу на прибыль в 2011 г. по причине ее ошибочного увеличения в 2010 г. (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 № А82-15075/2015).

Когда название мероприятия не играет роли

Вот еще один пример, когда налогоплательщику удалось доказать в суде свою правоту.

Компания заключила договор, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по предоставлению помещения для проведения банкета 29 декабря 2011 г., оказанию услуг общественного питания и ресторанного обслуживания. Согласно договору и приложению к нему услуги ресторанного обслуживания оказаны для 140 человек.

Исполнитель оказал услугу общественного питания по согласованному с компанией плану-меню. По факту оказания услуг был составлен акт приемки услуг.

ИФНС в рамках встречной проверки (ст. 93.1 НК РФ) запросила у исполнителя документы по взаимоотношениям с проверяемой компанией. В результате были установлены существенные отличия в представленных договорах, а именно: в допсоглашении мероприятие было названо новогодним корпоративным вечером.

В качестве свидетеля налоговики привлекли работника компании, который сообщил, что перед Новым годом в компанию приезжают представители различных организаций, в течение дня посещают производство, а вечером проводится банкет, на котором руководство озвучивает результаты работы, после чего идут увеселительные мероприятия.

Между тем представленные компанией отчеты свидетельствуют о том, что были проведены встречи с представителями, ознакомление с производством, демонстрация нового оборудования и сырья, ознакомление с условиями хранения (осмотр помещений) сырья и готовой продукции, переговоры о приобретении контрагентами продукции, обсуждение сроков изготовления, отгрузки, стоимости продукции и т.п. В результате были установлены партнерские отношения и заключены договоры на следующий календарный год.

Такие официальные встречи традиционно приурочиваются к Новому году. При этом на официальных мероприятиях присутствуют не все сотрудники компании, а только те, кто связан с производством и реализацией выпускаемой продукции. Суд посчитал, что сам по себе факт наличия в дополнительных соглашениях к договору наименования мероприятия «новогодний корпоративный вечер» не свидетельствует о проведении вечера, состоящего исключительно из развлекательных мероприятий, и отклонил довод ИФНС, что спорные расходы не могут быть признаны представительскими (решение АС Ярославской области от 22.04.2016 № А82-15075/2015).

В каких случаях суды не признают расходы представительскими

На практике компании зачастую маскируют непроизводственные затраты под представительские расходы. Но даже если представительские расходы действительно являются таковыми, необходимо обосновать и документально подтвердить их. В подтверждение реальности проведения переговоров и несения расходов компании, как правило, представляют в ходе налоговых проверок отчеты, чеки из магазинов и кафе (ресторанов). Однако зачастую компании не могут представить список приглашенных сторонних лиц, программу официальных мероприятий и их конкретных сторонних участников, чтобы налоговики могли их перепроверить из этих источников.

Расходы же на питание и отдых сотрудников применительно к положениям абз. 2 п. 2 ст. 264 НК РФ не могут относиться к понятию представительских расходов, в связи с чем также не подлежат включению в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В качестве примеров можно привести решение АС Рязанской области от 26.10.2016 № А54-7323/2015, постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2016 № Ф07-12163/2016. В последнем случае компания отражала затраты на проведение отчетных собраний по подведению итогов работы за 2012—2013 гг. как представительские расходы. При этом заключение новых договоров, проведение иных мероприятий, направленных на получение дохода, не предусматривалось. Документов, подтверждающих проведение официальных деловых приемов, также нет. А участниками данных мероприятий были работники самой компании.

Кроме того, ИФНС выявила, что планы проведения мероприятий за 2012—2013 гг. имеют повторяющиеся пункты (к примеру, презентация результатов сертификационных испытаний пенообразователей для тушения пожаров), что свидетельствуют о формальной повестке мероприятий. Лица, заявленные в качестве выступающих, в этих мероприятиях не участвовали, что подтверждено организацией, на территории которой они проводились.

Вот еще один типичный пример. Работнику компании выдали денежные средства на организацию праздника «Международный женский день», а также на приобретение продуктов питания, спиртных напитков, оплату инструкторов по гольфу. Однако отнести такие расходы к представительским при отсутствии доказательств, подтверждающих представительский характер расходов (сметы, программы, отчеты, акты о списании), нельзя. А представление только одних авансовых отчетов и чеков не является доказательством, обосновывающим характер понесенных представительских расходов (постановление АС Северо-Западного округа от 07.11.2014 № А21-8793/2013)

Осторожно с учетом расходов на проведение торжественных мероприятий!

Расходы, понесенные в связи с организацией и проведением торжественных мероприятий, не являются расходами, связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Так, в одном деле суд отметил, что торжественное совещание по случаю юбилея учреждения и презенты представителям совещания не относятся к случаям, в которых в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ расходы признаются представительскими расходами (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 19.08.2015 № А69-1151/2013).

Следует различать случаи, когда понесенные расходы являются представительскими (переговоры с другими организациями в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества; заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика), и виды расходов, которые могут быть отнесены к представительским расходам (проведение официального приема; транспортное обеспечение; буфетное обслуживание; оплата услуг переводчика).

Например, ИФНС исключила из состава представительских расходов затраты на проведение новогоднего банкета для сотрудников компании. Налогоплательщик не смог документально подтвердить тот факт, что расходы на новогодний банкет являются затратами на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов, внедрением технологий производства либо необходимы для продвижения услуг общества. Компания не сообщила налоговикам список приглашенных сторонних лиц, программу официальных мероприятий и их конкретных сторонних участников, что позволило бы инспекции перепроверить такую информацию из этих источников (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 № А76-11084/2014).

Место проведения официального приема: можно ли учесть расходы на аренду?

В главе 25 «Налог на прибыль организаций» не прописано, можно ли учитывать в составе представительских расходов аренду помещения для проведения встреч с контрагентами.

По мнению налоговиков, расходы по проведению неофициальной встречи (в кафе) с потенциальными партнерами, организованной сотрудником организации, который находится в командировке в городе проживания указанных партнеров, не учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (письмо УФНС России по г. Москве от 16.05.2006 № 20-12/41851).

Зачастую налоговики исключают аренду помещений под место проведения официального приема.

Так, в деле, которое рассматривал Девятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 15.05.2015 № А40-151700/2014), компания провела официальный прием в рамках конференции и организовала буфетное обслуживание для представителей других организаций, в том числе иностранных производителей, которых пригласили в расчете на заключение выгодных для компании контрактов. Переговоры проходили с каждым производителем отдельно на условиях коммерческой тайны.

Для этого были организованы официальные приемы для переговоров заявителя с производителями в отдельных помещениях отеля, в том числе помещении «Баня» (комната переговоров со столами и стульями) и помещении «Шатер» (легкое архитектурное сооружение со скамейками и столами для проведения банкетов, переговоров, семинаров).

То, что в данных помещениях проводились официальные приемы, свидетельствует меню. Ни помещение «Баня», ни помещение «Шатер» не использовались компанией для других целей. ИФНС включила стоимость меню в представительские расходы, а стоимость аренды данных помещений не учла.

Но суд отменил решение ИФНС, исходя из следующих доводов.

На конференции присутствовали сотрудники компании и представители многих крупных компаний IT-сектора. Целью их приглашения было позиционирование новых программных продуктов, развитие продаж, увеличение рынка сбыта, расширение дилерской сети, установление и поддержание взаимного сотрудничества с представителями других организаций (партнерами), обмен опытом.

Расходы на официальные приемы и буфетное обслуживание во время переговоров организация подтвердила служебной запиской, протоколом, приказом руководителя компании, сметой расходов, договором с отелем, актом выполненных работ, платежными поручениями, отчетом о проведении конференции с приложением программы партнерской конференции, сметой расходов, журналом регистрации участников и фотоальбомом. При наличии указанных обстоятельств компания обоснованно в полном объеме включила в состав расходов затраты по организации семинара в отеле.

Как учитывать представительские расходы, связанные с созданием основных средств

В одном из налоговых споров в качестве представительских расходов компания учла расходы, связанные с созданием объектов основных средств. Претензии налоговиков заключались в завышении расходной части при исчислении налога на прибыль организаций на представительские расходы.

Пример 1

Компания наряду с основным видом деятельности (управление холдинг-компаниями, сдача в аренду нежилых строений, помещений) создавала (строила) амортизируемое имущество — здания, сооружения, в том числе объекты спортивно-технического комплекса.

Компанией были проведены представительские мероприятия (переговоры, подписание актов по проектированию, обсуждение вопроса забора и качества образцов грунта и др.) в связи с капитальным строительством объектов основных средств.

Осуществленные расходы были подтверждены следующими документами:

— приказами руководителя об осуществлении расходов на указанные цели;

— отчетами о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в которых отражены цель представительских мероприятий, содержание обсуждаемых вопросов, иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели;

— счетами-фактурами;

— актами выполненных работ.

ИФНС посчитала, что данные расходы носят капитальный характер, так как связаны с созданием конкретных основных средств.

Указание компании на то, что полученная в ходе официальных деловых переговоров информация влияет на финансовое и хозяйственное планирование экономической деятельности компании в целом, а не только в связи со строящимися объектами, суд не принял во внимание по причине отсутствия документального подтверждения данного факта.

Суд поддержал выводы ИФНС о том, что данные расходы связаны не с производственной деятельностью компании, а с созданием (строительством) амортизируемого имущества (основных средств), в отношении которых предусмотрено включение понесенных организацией затрат по приобретению, сооружению, доставке и доведению до состояния, в котором эти объекты пригодны для использования, в расходы, связанные с производством и реализацией, только путем начисления амортизации.

(Постановление АC Дальневосточного округа от 24.08.2015 № А51-31300/2014)

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Особенностью нормируемых расходов является их «плавающая» величина. Это связано с тем, что налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала года (п. 7 ст. 274 НК РФ), а по НДС — ежеквартально (ст. 163 НК РФ). Поэтому расходы, которые в одном квартале были признаны сверхнормативными, в другом квартале могут перестать быть таковыми.

Таким образом, непринятый НДС в части сверхнормативных расходов одного квартала, может приниматься к вычету в следующем квартале, если расходы «укладываются» в норматив в следующем квартале.

Сумма НДС по представительским расходам, которая не принята в одном из налоговых периодов (кварталов), может быть принята в другом периоде, если укладывается в размер «прибыльного» норматива нарастающим итогом.

Принятие к вычету НДС по представительским расходам

Допустим, сопоставив размер представительских расходов с рассчитанным нормативом, компания понимает, что не укладывается в рассчитанный норматив. Если фактически осуществленные расходы укладываются в рассчитанный норматив, вся сумма предъявленного НДС принимается к вычету. В ином случае потери от непринятия сверхнормативных расходов в налоговом учете можно компенсировать вычетами по НДС.

Компании необходимо учесть расходы, содержащие НДС. Поэтому, определив предельную величину представительских расходов, необходимо сопоставить их с фактическими затратами на представительские расходы.

Поскольку методика расчета принимаемой к вычету суммы НДС по нормируемым расходам в налоговом законодательстве не определена (ст. 171 НК РФ обозначена лишь предельная величина), можно самостоятельно разработать такой алгоритм.

Можно включить представительские расходы в расходы для целей налогообложения исходя из рассчитанной пропорции (косвенным методом) либо подобрав документы, в которых есть сумма предъявленного НДС (прямым методом). Главное, чтобы общая сумма НДС по представительским расходам принималась к вычету в части расходов, которые учитываются при налогообложении прибыли (письмо УФНС России по г. Москве от 09.12.2009 № 16-15/130757).

Выбранный способ расчета норматива компания закрепляет в учетной политике для целей налогообложения. Как свидетельствует судебная практика, при возникновении налогового спора, решающим аргументом, подтверждающим правоту налогоплательщика, могут стать положения учетной политики.

Покажем на примере, как максимально использовать вычет НДС, если представительские расходы не укладываются в норматив.

Пример 2

Показатели фонда оплаты труда в 2017 г. приведены в таблице.

Таблица. Показатели фонда оплаты труда по итогам 2017 г.

Период

Расходы на оплату труда, руб.

Представительские расходы (без учета НДС),

тыс. руб.

Фактические расходы

Расходы в пределах норматива

Признаваемые расходы в целях исчисления налога на прибыль

1 квартал

70 000

6 месяцев

100 000

9 месяцев

140 000

Год

310 000

12 000

12 400

12 000

Предельный размер представительских расходов, который может учесть компания за I квартал 2017 г., равен:

70 000 000 руб. x 4% = 2 800 000 руб.

Фактические расходы на представительские мероприятия составили 3 млн руб., в том числе расходы, по которым была предъявлена сумма НДС, — 2 млн руб. (НДС — 360 000 руб). Оставшаяся часть представительских расходов (1 млн руб.) была выставлена без НДС.

Предположим, компания в учетной политике определила следующий порядок учета представительских расходов: при расчете норматива в первую очередь учитываются представительские расходы, по которым предъявлена и уплачена сумма НДС (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Тогда сумма признаваемых расходов, содержащих НДС, в I квартале 2017 г. составит 2 млн руб., а сумма признаваемых расходов, которые были выставлены без НДС, – 800 000 руб.

Таким образом, представительские расходы компании, осуществленные в I квартале, будут признаны в налоговом учете в сумме 2,8 млн руб., а к вычету сумма НДС в размере 360 000 руб. будет принята в полном объеме.

Если компания рассчитывает часть «входного» НДС, который можно принять к вычету в I квартале косвенным способом, сумма НДС составит:

360 000 руб. х (2 800 000 руб. : 3 000 000 руб.) = 336 000 руб.

Оставшуюся сумму НДС в размере 24 000 руб. компания вправе заявить во II квартале 2017 г.

По итогам 1-го полугодия 2017 г. величина представительских расходов в пределах норматива больше фактических расходов. Поэтому компания учтет в «прибыльной» базе за шесть месяцев 2017 г. расходы, которые были признаны сверхнормативными в I квартале 2017 г. в размере 100 000 руб.

Если по итогам года величина представительских расходов в пределах норматива меньше фактических расходов, сверхнормативная разница не переносится на следующий календарный год. Сверхнормативный НДС по представительским расходам к вычету не принимается и в «прибыльных» расходах не признается, поскольку в п. 2 ст. 170 НК РФ не поименован.

Таким образом, если часть представительских расходов превысила норматив в отчетном периоде, она может быть учтена в следующем отчетном периоде либо в последнем месяце налогового периода. Поэтому в конце каждого отчетного периода нужно рассчитывать предельный размер представительских расходов.

Совмещение налоговых режимов: как рассчитать лимит представительских расходов

Компании, которые совмещают общий режим налогообложения и ЕНВД, в части общего режима вправе принять НДС к вычету по нормируемым представительским расходам.

В каком порядке рассчитывается предельный уровень представительских расходов, если данные расходы нельзя соотнести к одному режиму налогообложения, официальные мероприятия по приему партнеров проводятся по компании в целом?

По правилу, установленному п. 10 ст .274 НК РФ, налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы при определении налоговой базы по прибыли не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Компании, уплачивающие ЕНВД, освобождены от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от деятельности, облагаемой ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

При совмещении ЕНВД и деятельности, облагаемой по общей системе налогообложения, компания обязана обеспечить раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в разрезе соответствующих видов деятельности (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Это означает, что если представительские расходы осуществляются в целях установления и поддержания деловых связей компании в целом, лимит представительских расходов рассчитывается исходя из затрат на оплату труда, признанных в целях налогообложения прибыли (без учета расходов, приходящихся на оплату труда работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД).

То есть представительские расходы также нужно распределить между двумя видами деятельности пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. А размер норматива рассчитывается исходя из показателей, которые относятся к общей системе налогообложения (письмо Минфина России от 09.11.2009 № 03-03-06/4/96).

Проиллюстрируем сказанное на примере.

Пример 3

Компания совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД.

Доходы, полученные компании в I квартале 2017 г., составляют:

— от деятельности, облагаемой по общей системе налогообложения, — 2 млн руб.;

— от деятельности, облагаемой ЕНВД, — 500 000 руб.

Сумма расходов на оплату труда за I квартал 2017 г. по всем видам деятельности составила 400 000 руб., в том числе зарплата работников в рамках деятельности:

— облагаемой по общей системе налогообложения — 260 000 руб.;

— облагаемой ЕНВД — 140 000 руб.

В I квартале 2017 г. представительские расходы составили 25 000 руб., в том числе НДС — 1800 руб. (часть представительских расходов не содержит НДС).

Рассчитаем долю доходов от выручки, облагаемой по общей системе налогообложения, в общем объеме доходов от реализации за I квартал 2017 г.:

2 000 000 руб. : (2 000 000 руб. + 500 000 руб.) = 0,8.

Исходя из этой доли сумма представительских расходов, которая будет учтена в «прибыльных» расходах, составит:

(25 000 руб. – 1800 руб.) х 0,8 = 18 560 руб.

Предельная величина представительских расходов в I квартале 2017 г. составит:

260 000 руб. х 4% = 10 400 руб.

Фактическая сумма представительских расходов превышает их нормативный размер:

18 560 руб. – 10 400 руб. = 8160 руб.

Поэтому при расчете налога на прибыль за I квартале 2017 г. в составе прочих расходов будет признана сумма 10 400 руб. Оставшаяся сумма сверхнормативных представительских расходов в размере 8160 руб. может быть учтена в следующих отчетных периодах.

Если компания распределяет НДС косвенным методом, сумма «входного» НДС, которую можно принять к вычету в I квартале 2017 г., составит:

1800 руб. х (10 400 руб. : 18 560 руб.) = 1008,62 руб.

Оставшаяся сумма сверхнормативного НДС в размере 791,38 руб. может быть принята к вычету в следующих налоговых периодах.

Представительские расходы и вычет по НДС

Отказ в признании затрат компании в качестве представительских расходов влечет отказ в предоставлении вычета НДС по таким расходам. Причинами отказа может быть ненадлежащее документальное оформление подобных расходов (например, отсутствие сметы, приказа руководителя), переквалификация расходов на расходы, связанные с развлечением и отдыхом.

Так, в уже упоминавшемся решении АС Ярославской области от 22.04.2016 № А82-15075/2015, судьи отметили следующее. Даже если проведенное мероприятие названо новогодним корпоративным вечером, затраты не могут рассматриваться в рамках проведения развлекательных мероприятий. Для ресторанного бизнеса любой заказ банкета компанией под Новый год является новогодним корпоративным вечером, и только на этом основании нельзя отказать компании в праве признания расходов и, соответственно, в вычете НДС. По общему правилу, вычет НДС не зависит от порядка признания расходов, установленных в главе 25 НК РФ, за исключением случаев, когда в главе 21 НК РФ содержится ссылка на правила налогового учета.

Но на практике налоговики, исключив «прибыльные» расходы, снимают вычет НДС, предъявленный поставщиками таких расходов.

Какие аргументы приводят компании в защиту своей позиции?

Налоговое законодательство не связывает принятие к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), с отнесением стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Экономическая обоснованность расходов на приобретение товаров (работ, услуг) правового значения при принятии НДС к вычету не имеет, поскольку право на налоговые вычеты не поставлено в зависимость от учета расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (решения АС Республики Бурятия от 03.06.2015 № А10-6158/2014, Орловской области от 12.02.2015 № А48-4708/2014).

Факты отражения или неотражения в книге учета доходов и расходов (судом рассматривался спор в отношении ИП) соответствующих операций сами по себе не являются условиями применения налогового вычета по НДС, поскольку право на вычет обусловлено наличием у налогоплательщика документов, определенных ст. 171 и 172 НК РФ (постановление АС Центрального округа от 01.10.2015 № А48-4708/2014).

Стоит также отметить, что суды, оценивая обоснованность заявленных вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль, исходят не только из формального предоставления компанией необходимых документов, но и устанавливают реальность финансово-хозяйственных отношений компании и ее контрагентов, а также их действительное экономическое содержание (постановления АС Северо-Западного округа от 27.01.2017 №А44-8854/2014, Северо-Кавказского округа от 16.10.2015 № А15-4194/2014).

Важно!

На основании ст. 146 и ст. 39 НК РФ объект налогообложения по НДС возникает в случае передачи права собственности на товары, работы и услуги конкретным лицам. В связи с этим расходы на организацию питания представителей других организаций при проведении представительских мероприятий не являются объектом налогообложения по НДС (решение АС г. Москвы от 18.02.2016 № А40-213102/2015).

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • расходы на транспортную доставку этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • расходы на буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

При этом конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями НК РФ не регламентирован (см.Письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120). 📌 Реклама Отключить Отметим, что п. 2 ст. 264 НК РФ не устанавливает и количество участников, и их состав, а также место проведения мероприятия (это может быть территория учреждения или иное удобное для проведения встречи место, в том числе место, где работник учреждения находится в командировке). По мнению Минфина, к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами организации.

В каких случаях расходы не относятся к представительским?

Пунктом 2 ст. 264 НК РФ прямо предусмотрено, что не признаются представительскими расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Например, если после официальной части приема учреждение проводит развлекательную программу для участников (прогулка на теплоходе, выступление артистов, фуршет), то понесенные расходы нельзя включать в базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

📌 Реклама Отключить

В случаях, когда официальные приемы делегаций продолжаются несколько дней, в течение которых учреждение несет расходы по обеспечению делегации завтраками, обедами и ужинами, не носящие официального характера, такие расходы не относятся к представительским и должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников.

Следует заметить, что расходы должны быть связаны с организацией переговоров с представителями других компаний, поэтому не следует учитывать для целей налогообложения затраты на переговоры с представителями (должностными лицами) своих же филиалов и подразделений. Такой вывод сделан в Постановлении ФАС ВСО от 11.08.2006 по делу №А33-26560/04.

📌 Реклама Отключить

Какими документами учреждение может подтвердить представительские расходы?

Расходы учитываются в составе представительских согласно п. 2 ст. 264 НК РФ при наличии оформленных в рамках действующего законодательства первичных документов, подтверждающих расходы на проведение деловых ужинов в рамках переговоров с клиентами, в том числе с потенциальными, во время служебных командировок, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (см.Письмо Минфина РФ от 01.11.2010 № 03-03-06/1/675).

Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться:

  1. приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
  2. смета представительских расходов;
  3. первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне какихлибо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
  4. отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
  • цель представительских мероприятий, результаты их проведения;
  • иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.

При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. 📌 Реклама Отключить

Если проведенные мероприятия (ужин в ресторане) не носят официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, расходы по их проведению не учитываются для целей налогообложения прибыли.

В случае приобретения товаров (услуг) на представительские цели подотчетным лицом подтверждающими документами будут являться первичные документы, выданные соответствующими организациями подотчетному лицу (например, кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг) и т.д., а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм). При этом налоговое законодательство не требует обязательного включения в перечень представленных документов поименного списка представителей организаций — участников переговоров, программы проведения деловой встречи. Например, ФАС ПО в Постановлении от 29.03.2006 по делу №А55-17406/0551 признал несостоятельным довод налогового органа относительно обязательности документального подтверждения налогоплательщиком прибытия участников и гостей на встречу. 📌 Реклама Отключить

Можно ли учитывать представительские расходы, если встреча оказалась безрезультатной?

Официальных разъяснений по данному вопросу нет. В арбитражной практике есть примеры, где судьи соглашаются с тем, что могут относиться к представительским расходам затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, в результате которых соглашения не были подписаны (см., например,постановление ФАС ЦО от 27.08.2009 по делу №А48-2871/0818). Достижение какихлибо конкретных результатов в виде заключенных договоров в процессе проведения или по окончании встречи не является обязательным условием признания произведенных расходов представительскими (Постановление ФАС ПО от 29.03.2005 №А12-18384/04С36). 📌 Реклама Отключить

В ситуациях, когда встреча оказалась безрезультатной и никаких бумаг стороны не подписали, для минимизации налоговых рисков рекомендуем учреждению составить отчет, где будет указано, что вопросы обсуждались, но соглашение не было достигнуто.

Можно ли в состав представительских расходов включать стоимость спиртных напитков?

В связи с тем, что конкретный состав расходов на проведение официального приема положениями НК РФ не регламентирован, Минфин считает, что в перечне продуктов питания, приобретаемых для проведения официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), могут присутствовать в том числе спиртные напитки. При этом представительские расходы должны соответствовать критериям, установленным ст. 252 НК РФ, а именно должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (письма Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-03-06/1/3120,от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176,от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136). 📌 Реклама Отключить

Аналогичное мнение можно найти в арбитражной практике. Так, в постановлениях ФАС ПО от 15.01.2013 по делу №А55-14189/2012, ФАС УО от 10.11.2010 №Ф09-7088/10С2 по делу №А60-2408/2010С6 судьи поддержали налогоплательщика, отметив, что ст. 264 НК РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов. Указанные расходы связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, значит, могут быть учтены при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Можно ли учесть в составе представительских расходов затраты на оплату проезда и проживания деловых партнеров?

Пунктом 2 ст. 264 НК РФ установлено, что к представительским относятся расходы на транспортную доставку официальных лиц, участвующих в переговорах, к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно. На основании данной нормы представительским расходом считается оплата проезда к месту проведения официального мероприятия от места нахождения принимающей организации или гостиницы. 📌 Реклама Отключить

Учитывая закрытый характер перечня представительских расходов, контролирующие органы выступают и против признания в их составе затрат, связанных с проживанием прибывших для участия в официальных мероприятиях иногородних гостей — деловых и потенциальных партнеров организации (см. письма Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796, от 16.04.2007 № 03-03-06/1/235).

В арбитражной практике можно найти примеры, где судьи занимают иную позицию: обеспечение проживания представителей контрагентов — участников переговоров относится к их обслуживанию. Значит, расходы, понесенные в этих целях, являются представительскими (см. постановления ФАС ВСО от 16.05.2013 по делу №А58-1363/2012, ФАС МО от 26.04.2010 №КА-А40/366910 по делу №А40-91039/09127518).

📌 Реклама Отключить

Интересным представляется мнение ФАС МО, изложенное в Постановлении от 23.05.2011 №КА-А40/458411 по делу №А40-99409/1013522: расходы на размещение участников официальных мероприятий не могут быть квалифицированы в качестве представительских. Указанный в п. 2 ст. 264 НК РФ перечень представительских расходов является закрытым, а спорные затраты в него не включены. Однако они могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в качестве других прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В каком порядке производится нормирование представительских расходов?

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. 📌 Реклама Отключить

Отметим, что сумма расходов на оплату труда при исчислении указанной нормы устанавливается исходя из состава расходов на такие цели, определенные на основании ст. 255 «Расходы на оплату труда» НК РФ. При этом следует обратить внимание на то, что перечень расходов на оплату труда в данной статье намного шире, чем состав расходов, отражаемый в бухгалтерском учете по счету 30211000 «Расчеты по заработной плате».

В частности, в состав расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль включены все суммы, начисленные работникам, в том числе не состоящим в штате организации, за работы по гражданско-правовому договору в денежной и (или) натуральной форме, начисления стимулирующего характера, начисления компенсационного характера, вознаграждения, надбавки, единовременные поощрительные начисления, другие расходы, предусмотренные ст. 255 НК РФ, в том числе суммы патежей (взносов) работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования.

📌 Реклама Отключить

Для расчета норматива суммы представительских расходов и расходов на оплату труда берутся нарастающим итогом с начала года.

Таким образом, норма расходов окончательно рассчитывается только по итогам года, и при расчете налога на прибыль за год налогоплательщик вправе списать представительские расходы в размере 4% от годовой суммы затрат на оплату труда. Возможны ситуации, когда по итогам отчетных периодов представительские расходы превысили 4% от заработной платы, однако по итогам налогового периода вся сумма представительских расходов уложилась в норматив.

Имейте в виду, что согласно п. 42 ст. 270 НК РФ представительские расходы в части, превышающей их предельную величину за календарный год, в целях налогообложения не учитываются. Иными словами, остаток представительских расходов (расходов, превысивших 4%-й норматив), не учтенных в том налоговом периоде, в котором эти расходы были осуществлены, не переносится на следующий налоговый период (следующий год).

📌 Реклама Отключить

Учреждение в I квартале 2019 года провело ряд встреч с партнерами. Представительские расходы (без учета НДС) составили 400000руб. Расходы на оплату труда за I квартал 2019 года — 8000000руб.

В II квартале 2019 года представительские расходы составили 100000руб. Расходы на оплату труда за полугодие 2019 года — 15000000руб.

При уплате налога на прибыль за I квартал 2019 года для целей налого­обложения можно учесть только часть представительских расходов в размере 320000руб. (8000000руб. x 4%).

При расчете налогооблагаемой базы за полугодие предельный размер представительских расходов составит 600000руб. (15000000руб. x 4%). То есть при уплате налога на прибыль за полугодие можно учесть всю сумму представительских расходов в размере 500000руб. (400000 100000).

Как правильно рассчитать сумму принимаемого к вычету «входного» НДС по представительским расходам?

📌 Реклама Отключить

Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль.

Иными словами, принять к вычету «входной» НДС по представительским расходам можно только в отношении той части расходов, которая «уложилась» в норматив. При регистрации счета-фактуры в книге покупок отражается НДС в пределах суммы, принимаемой к вычету.

В связи с тем, что при расчете 4%-го норматива суммы представительских расходов и расходов на оплату труда берутся нарастающим итогом с начала года, возможна ситуация, что в следующем отчетном периоде вся сумма представительских расходов будет учтена при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. В этом случае тот «входной» НДС, который не был принят к вычету изза превышения норматива в одном отчетном периоде, может быть принят в следующем, когда норматив будет соблюден. При этом следует помнить, что нельзя принять к вычету «входной» НДС, относящийся к сумме представительских расходов, превысивших норматив по итогам года.

📌 Реклама Отключить

Воспользуемся данными примера 1. «Входной» НДС по представительским расходам, понесенным в I квартале 2019 года, составил 80000руб. (400000руб. х 20%), в II квартале — 20000руб. (100000руб. х 20%).

В I квартале 2019 года из 400000руб. представительских расходов по нормативу можно учесть только 320000руб. К вычету можно принять только часть «входного» НДС в размере 64000руб. (320000руб. x 20%).

По итогам полугодия вся сумма представительских расходов может быть учтена для целей исчисления налога на прибыль. Следовательно, в II квартале можно принять к вычету НДС в размере остатка 16000руб. (80000 64000) плюс «входной» налог в сумме 20000руб.

Нормы расходов

Нормы расходов — научно-обоснованный параметр, который отображает допустимый объем расходов конкретных ресурсов. На практике определение и суть нормы расходов может меняться, в зависимости от сферы:

— нормы расходов в бюджетном праве — норматив (размер затрат) для каждой конкретно взятой расчетной единицы (больного в медицинском учреждении, школьника и так далее);

— нормы расходов в производстве — максимально допустимый объем материалов и сырья, которое должно быть затрачено для производства той или иной продукции.

Нормы расходов: сущность, признаки, классификация

Норма — показатель (числовой параметр), который научно обоснован и отображает расходы тех или иных ресурсов в сфере экономики. Расчет нормы, как правило, ведется для определенных производственно-технических параметров. Норматив — расчетный параметр, касающийся издержек рабочего времени, валютных и материальных средств, применяемых в нормировании трудовой деятельности, планировании хозяйственной и производственной сферы. Задача норматива — обеспечить наивысший уровень эффективности производства, который должен быть не ниже установленного рынком увеличения финансовых результатов над уровнем расходов.

Сложившиеся на рынке нормативы с учетом зарубежного планирования отображают завершающий этап в производственной сфере, а действующие нормы — расходы экономических ресурсов на его воплощение в определенных критериях.

На современном этапе существует одна общая норма прогрессивных норм, а также нормативов затрат (расходов) в сфере материального и бюджетного обеспечения. Основная цель создания системы — достижение пропорциональности, научной обоснованности и сбалансированности планов, а также оперативное выявление и применение имеющихся резервов.

Все нормы и нормативы можно классифицировать по различным группам и признакам в зависимости от сферы применения:

1. Для бюджетной сферы нормы расходов классифицируются:

— по содержанию они делятся на денежные и материальные. В первом случае речь идет о нормах, которые выступают в роли стоимостного выражения натуральных норм. Для расчета параметра денежной нормы достаточно умножить расходы в натуральном виде на цену, установленную государством;

— по юридическому законодательству и свойствам нормы расходов можно разделить на два типа — обязательные и расчетные. На практике обязательные нормы устанавливаются соответствующими актами и не подлежат корректировкам. В данную категорию можно отнести нормы расходов на питание, ставки заработной платы и так далее. Расчетные нормы — средние расходы на конкретную расчетную единицу. Определение расчетной нормы — задача самого учреждения. Расчет производится с учетом финансовых норм и условий работы, которые характерны для конкретного предприятия.

В процессе бюджетного нормирования затрат Правительством страны устанавливается ряд нормативов — величины затрат, которые не имеют связи с единицей нормирования. К примеру, это могут быть проценты, насчитанные на зарплату.;

— по степени охвата расходов на конкретную единицу финансирования все расходные нормы делятся на два типа — укрупненные и индивидуальные. Особого внимания заслуживают индивидуальные нормы. Они (как расчетные, так и обязательные) используются в процессе составления персональных смет. Что касается укрупненных норм расходов, то они формируются при создании бюджета различных уровней и представляют собой какой-то общий объем расходов на плановый параметр;

— по характеру принадлежности:

1) Личные нормы. Здесь подразумевается, что роль объекта нормирования и играет определенная единица товара (продукции, работы). Например, это может быть сборочная единица, технологическая операция или набор;

2) Групповые нормы. Параметры, которые отображает нормы затрат материалов, требуемых для создания более крупной единицы монотипной продукции (работы). В промышленной сфере к данной категории можно отнести нормы для таких элементов, как телек, трактор, грузовой кар и так далее. Групповые нормы, как правило, зависят от индивидуальных параметров и применяются на более высоких уровнях планирования.


2. Для производственной сферы характеристики нормирования можно поделить на несколько основных групп:

— нормы в результативности публичного процесса производства;

— нормативы и нормы в отношении расходов (издержек) труда, а также выплаты заработной платы. Сюда можно отнести тарифные ставки, нормы выработки, временные нормы на вид товара, должностные оклады и так далее;

— нормативы и нормы в отношении затрат материальных ресурсов. С их помощью можно определить расходы материальных ресурсов на всех видах производства (на вспомогательном и основном). При этом показатели определяют нормы сбытовых, производственных и товарных запасов сырьевой продукции, горючих и смазочных материалов;

— нормативы и нормы в отношении применения мощностей в производстве, а также нормы продолжительности их освоения;

— нормативные показатели удельных вложений (капитальных инвестиции) на каждую из единиц вводимой мощности, восстановление уже работающего оборудования с целью увеличения объемов вырабатываемой продукции;

— нормативы и нормы в отношении применения того или иного оборудования и техники;

— финансовые нормы. Отображают нормы расходов в отношении оплаты услуг, обслуживания, затрат на мотивированные мероприятия;

— нормы в социально-экономической сфере и прочие виды нормированных расходов.

Также нормы расходов классифицируются по ряду признаков:

— по степени агрегирования изготовленного товара — групповые, индивидуальные и средневзвешенные;

— по степени агрегирования материальных ресурсов — сводные и специфицированные;

— по периоду действия — месячные (30-31 день), квартальные (три месяца) и годовые.

К примеру, нормы затрат при выполнении отделочных работ могут выглядеть следующим образом:


Вне зависимости от классификации нормы расходов — это плановые параметры, которые нельзя отождествлять с реальными расходами ресурсов, сложившимися в процессе производства товара на том или ином предприятии.
Нормы расходов, которые отражают общественно необходимые издержки, относят к категории прогрессивных. При этом в роли объекта нормирования, как правило, выступает основной тип продукции (услуги, работы), для которой и происходит определение нормы расхода.

Нормы расходов: способы планирования и расчета

Планирование норм расходов наибольшего внимания заслуживает в производственной сфере. Большинство компаний используют целую группу способов, позволяющих определить нормы материальных ресурсов. Сюда можно отнести следующие методы — опытнейший (на основе приобретенного опыта), расчетно-аналитический (подразумевает проведение соответствующих расчетов) и отчетно-статистический (формируется на базе отчетов и существующей статистики).

В качестве базы для разработки прогрессивных норм расходов выступает малоотходная разработка, передовая техника, а также организация трудовой и производственной работы.

Классификация материала — основа для установки норм расхода по каждой из позиций в номенклатуре. При этом нормы расходов выступают базой для дальнейшего вычисления необходимых объемов материалов для производства единицы товара. В дальнейшем создается план снабжения, рассчитывается себестоимость товара, вырабатывается четкая стратегия экономного применения материальных ресурсов и так далее.

По сути, норма расхода материала — объем сырья (материала), необходимого для изготовления единицы товара. С помощью таких норм можно планировать производство, ведь в руках есть мощный и главное — точный ориентир для дальнейшей оптимизации.

В практической сфере применения нормированного расхода материалов нашли отражения два вида расчетов:

1. Графоаналитический метод — подразумевает сопоставление фактических (реальных) затрат и протоколов, отражающих объем израсходованного сырья при создании опытных образцов. В дальнейшем данные переносятся на специальные графики, и проводится анализ с помощью современного программного обеспечения.

2. Расчетный метод подразумевает точный (подетальный) анализ расхода сырья (материалов) с применением технической документации и имеющихся чертежей.

При разработке норм расходов стоит учесть два ключевых фактора — полезные затраты материала (на производство той или иной единицы товара), не утилизируемые отходы и невозвратные потери. Последние, как правило, обусловлены несовершенством применяемой техники, а также низкой квалификацией некоторого персонала.

Качество и правильность рассчитанных норм расходов можно определить по целой группе показателей, а именно:

— по коэффициенту использования материала на производство изделия (детали);
— по удельному весу отходов в производственном процессе. Здесь сравнивается масса изделия до начала обработки и после завершения данного процесса;
— по проценту выхода пригодных к дальнейшей эксплуатации изделий.

Все разработанные нормы должны быть зафиксированы в специальных бумагах, а именно:

— в ведомостях сводных норм для каждого конкретного изделия;
— в картах подетальных норм затрат материалов;
— в картах, отображающих раскрой материала;
— в форме извещения об изменении норм расхода материалов.