Предписания пожарного надзора

Содержание

Исполнение предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности

Проведение проверки соблюдения требований пожарной безопасности может завершиться выдачей инспектором по пожарному надзору предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Право должностных лиц органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, выдавать такие предписания закреплено в статье 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В свою очередь, обязанность граждан, должностных лиц и организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, прописана в статьях 34 и 37 данного закона.

Предписание пожарного надзора нельзя оставлять без внимания.

Этот официальный документ является обязательным для исполнения, а за его неисполнение предусмотрена административная ответственность:

  • по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, может последовать наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц — от 70 000 до 80 000 рублей;
  • по части 13 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, может последовать наложение штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц — от 5 000 до 6 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц — от 90 000 до 100 000 рублей.

ВНИМАНИЕ!!! В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.05.2017 г. №100-ФЗ в часть 14 статьи 19.5 КоАП РФ за повторное невыполнение в срок предписания может последовать наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КАК ЗАКРЫВАЮТ БИЗНЕС, КОТОРЫЙ НАРУШАЕТ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ смотри .

Как исполнять предписание?

Согласно регламентирующим документам МЧС России (п. 96 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644) в предписании об устранении нарушений указываются перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены. То есть, заметьте, не способ устранения, а только само нарушение. В таком подходе есть свои плюсы и минусы.

Так как, современное законодательство предоставляет возможность альтернативного исполнения предписаний, то собственник самостоятельно может выбрать способ устранения нарушения, в том числе, руководствуясь соображениями экономической эффективности. И это, несомненно — «плюс» такого подхода. «Минус» заключается в том, что собственник, как правило, не являющийся специалистом в области пожарной безопасности, не сможет самостоятельно выстроить цепочку способов устранения нарушения, чтобы выбрать наиболее оптимальный, поскольку не знаком с тонкостями противопожарного нормирования. Здесь, как и во многих сферах, действует правило — каждый должен заниматься своим делом.

Например, инспектор, побывав на вашем объекте, написал вам в предписание нарушение части 1 статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: «Эвакуационные пути в здании и выходы из здания не обеспечивают безопасную эвакуацию людей». Конечно, на ваш вопрос — «что конкретно я должен сделать?», инспектор, быть может, на словах и расскажет, что нужно сделать еще один выход, а может и два, это все надо просчитывать, да еще сделать существующие пошире и повыше, а где конкретно долбить стены — это не его компетенция, обращайтесь к проектировщикам, ну и так далее, в таком духе. А проверять исполнение предписания через год придет другой инспектор, со своим видением ситуации, и все ваши труды могут пойти насмарку.

Какие же варианты исполнения могут быть у данного предписания.

1. Ничего не делаем. По истечению срока получаем штрафы (на юридическое лицо или должностное, либо оба сразу, так как, это уже повторное нарушение) за неисполнение предписания по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, за нарушение по ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ, постановление о приостановке деятельности объекта до устранения, новое предписание на устранение.

Ориентировочная стоимость: штрафы до 300 тыс. руб + ущерб от простоя (?) + смотри п.2 все равно надо делать = ~ 1 млн. рублей.

2. Обращаемся в проектную организацию за проектом. Нанимаем подрядную строительную организацию. Строим дополнительные выходы, лестницы и т.п. Приводим в соответствие (реконструируем) существующие пути и выходы. Ждем проверку МЧС.

Ориентировочная стоимость: ~ 500 тыс. рублей.

3. Обращаемся в «Агентство пожарного аудита» за консультацией. Получаем еще как минимум 4 варианта исполнения:

— анализ предписания действующему законодательству (возможно делать ничего и не надо будет!);

Ориентировочная стоимость: от 5 тыс. рублей.

— предложения по изменению каких-либо пожарно-технических характеристик объекта, влекущих утрату оснований для выполнения предписания;

Ориентировочная стоимость: от 10 тыс. рублей.

— предложения по расчету пожарного риска (при подтверждении существующих нарушений), при положительном исходе которого, предписание будет считаться выполненным (основание п. 75 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644);

Ориентировочная стоимость: от 25 тыс. рублей.

— предложения по проведению независимой оценки пожарного риска с существующими нарушениями, при положительном исходе которой, предписание будет считаться выполненным; предусмоторено снижение категории риска объекта защиты, что ведет к увеличению периодичности плановых проверок государственными органами от 4-х до 10 лет, а также вплоть до их полного исключения, при условии перехода в категорию низкого риска; снижение стоимости мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; уверенность руководителя, что граждане, находящиеся на его объекте, находятся в безопасности; возможность использования заключения для целей залога, предстраховой экспертизы, классификации гостиниц по «системе звезд» и т.д.

Ориентировочная стоимость: от 45 тыс. рублей.

Подразделения и должностные лица МЧС осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности, в том числе при строительстве, ремонте или эксплуатации объектов. По итогам плановых и внеплановых проверок могут составлять акты и предписания о выявленных нарушениям, мерах по их устранению. В отношении зданий и сооружений предписания могут выдаваться при нарушении регламента Закона № 123-ФЗ, Закона № 384-ФЗ.

Читайте в этом материале, как назначаются и проходят проверки МЧС, по каким нарушениям могут выноситься предписания, как соблюсти требования пожарной безопасности в зданиях и сооружениях.

Что такое предписание МЧС для зданий и сооружений

Предписание МЧС является официальным документом с требованиями об устранении нарушений. Составляется предписание по итогам проверок, проводимых в плановом и внеочередном порядке. Если в ходе проверки выявлены нарушения норм пожарной безопасности, в отношении собственника, арендатора или иного владельца объекта будет составлен акт. Одновременно выдается предписание со списком нарушений, сроками их устранения.

Нормативные акты

Основным нормативным актом, по которому проводятся проверки и выносятся предписания, является Приказ МЧС от 30.11.2016 № 644. Им утвержден административный регламент по проведению проверок в сфере пожарной безопасности, указаны основания для вынесения предписаний. Нормы пожарной безопасности, которые будут проверять специалисты МЧС, указаны в следующих нормативных актах:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • Федеральный закон № 384-ФЗ О безопасности зданий и сооружений (скачать);
  • Федеральный закон № 123-ФЗ Регламент пожарной безопасности (скачать);
  • НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности для проектирования (скачать);
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность (скачать).

Требования к обеспечению пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании строительства, реконструкции, капремонта и перепланировки, т.е. в разрабатываемых документах на будущие работы. Также их обязаны соблюдать подрядчики, собственники, арендаторы и управляющие компании при текущей эксплуатации объекта, возведении или ремонте здания.

Простым языком

При проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации объектов необходимо соблюдать нормы об исключении возможности возникновения пожара, предотвращении или ограничении опасности задымления, обеспечении защиты людей и имущества от опасных факторов возгорания. Нормы и требования пожарной безопасности, которые будут проверять специалисты МЧС, утверждены по следующим группам:

  • меры по обеспечению и сохранению устойчивости здания, прочности несущих конструкций на период эвакуации людей, выполнения иных мероприятий по ликвидации возгораний;
  • ограничение и локализация опасных факторов в пределах очага пожара, недопущение их распространения на другие части здания и прилегающей территории;
  • комплекс мер, препятствующий распространению огня на соседние здания и сооружения;
  • нормы об эвакуации в безопасную зону граждан, в том числе инвалидов и иных маломобильных групп;
  • обеспечение объекта средствами пожаротушения, возможности доступа пожарных и доставки средств тушения огня в любое помещение объекта;
  • составление и соблюдение расчетов пожарных рисков, если это предусмотрено законом.

Эти общие нормы конкретизируются в регламенте Закона № 123-ФЗ, НПБ 110-03 и СНиП 21-01-97. Если в ходе проверки МЧС выявлено отступление от требований пожарной безопасности, либо прямое нарушение нормативных актов, будет составлен акт, выдано предписание.

Комментарий специалиста. Владелец здания обязан устранить предписание МЧС, после чего будет проведена повторная проверка. За отказ исполнить требования, либо при несоблюдении сроков рассмотрения предписаний, наступают административные санкции – от крупного штрафа до приостановления деятельности. Также есть возможность оспорить предписание, если организация или гражданин не согласны с выявленными замечаниями.

Специалист МЧС изучает состояние стен и перекрытий на предмет пожарной безопасности

Виды проверок и штрафов МЧС

Проверки МЧС могут проводиться в соответствии с утвержденным планом (графиков), во внеочередном порядке, либо в ходе согласования проектной документации, приемки объекта в эксплуатацию. Основанием для проверок является распоряжение, форма которого утверждена Приказом МЭР России № 141.

Плановые и внеплановые проверки

План проверок составляется на каждый календарный год. Для соблюдения интересов правообладателей, план размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры. Постановлением № 290 утверждена периодичность плановых проверок:

  • для объектов по категории высокого риска – 1 раз в 3 года;
  • при категории значительного риска – 1 раз в 4 года;
  • при категории среднего риска – 1 раз в 7 лет;
  • при категории умеренного риска – 1 раз в 10 лет.

Не предусмотрено плановых проверок для объектов, отнесенных к категории низкого пожарного риска.

Внеплановые проверки могут проводиться в любое время, если возникают следующие основания:

  • истек срок исполнения предписания, ранее выданного специалистом МЧС;
  • получение информации или документов о фактах нарушения норм пожарной безопасности (обращения граждан и организаций, публикации в СМИ, иные источники);
  • поручение Президента РФ. Правительства РФ или требование прокурора о проведении внеплановой проверки объекта;
  • ряд иных оснований, указанных в Приказе № 644.

Основания для проведения плановых и внеплановых проверок указываются в распоряжении. Если распоряжение издается вне плана, сразу после издания распоряжения инспекторы пожнадзора вправе приступить к проверке незамедлительно. Независимо от оснований для назначения проверки, она всегда носит выездной характер, т.е. непосредственно на объекте. Исключение составляет только согласование проектной документации, на которую Приказ № 644 не распространяется.

Плановые и внеплановые проверки МЧС проводятся в отношении документации, планов эвакуации. оборудования здания

Порядок проведения проверок

Распоряжение о проверки пожарной безопасности регистрируется в специальном журнале МЧС, вручается собственнику или иному владельцу объекта. В распоряжении будут указаны даты начала и окончания инспекции, состав комиссии, основание для проведения проверок. Процедура проходит по следующим этапам:

  • в соответствии с распоряжением владелец объекта должен представить для проверки необходимые документы (их перечень определяется инспектором, зависит от вида объекта и оснований проверки);
  • выездная инспекция проходит с заполнением проверочных листов (их формы отличаются для разных видов учреждений и объектов);
  • при необходимости, могут назначаться экспертизы и испытания;
  • по итогам проверки составляется акт, в котором указываются все выявленные нарушения;
  • владелец объекта вправе давать пояснения и возражения по акту, представлять дополнительные документы;
  • если в акте указаны нарушения пожарной безопасности, составляется предписание МЧС об их устранении;
  • в срок, указанный в предписании, собственник должен устранить все нарушения, либо оспорить претензии МЧС.

После получения информации об устранении нарушений назначается еще одна внеплановая проверка. Также в ходе проверок может устанавливаться основание для привлечения к ответственности по КоАП РФ. Рассмотрение административных дел может происходить одновременно с вынесением и устранением предписаний МЧС.

Штрафы МЧС

В КоАП РФ есть сразу несколько статей, по которым грозит ответственность за нарушение норм пожарной безопасности:

  • по общей статье 20.4 КоАП РФ выносятся предупреждения и назначаются штрафы за все нарушения пожарной безопасности;
  • по ст. 19.5 КоАП РФ назначается наказание за неисполнение предписаний и требований МЧС;
  • по ст. 19.6 КоАП РФ могут наказать за непринятие мер по устранению причин, и условий для совершения нарушений в сфере ПБ.

В зависимости от вида нарушения, протокол и постановление об административной ответственности могут составлять территориальные подразделения МЧС, Управления надзорной деятельности по субъектам РФ, либо центральный Департамент НД МЧС России.

Комментарий специалиста. Если в результате нарушений пожарной безопасности причинен вред людям или имуществу, может применяться уголовная ответственность. Однако по итогам плановых и внеочередных проверок МЧС назначается только административное наказание. Если в ходе проверки выявлены основания для возбуждения уголовного дела, оно будет расследоваться отдельно.

Предписание МЧС обязательно для исполнения собственников или арендатором здания

Кто и как обязан устранять нарушения и отвечать на предписания МЧС

Устранять нарушения и отвечать на предписания МЧС должно лицо, в отношении которого проводилась проверка и составлен документ, это может быть:

  • собственник, арендатор или иной владелец здания, сооружения, помещения;
  • руководитель или ответственные лица организации, которая занимается эксплуатацией объекта;
  • руководитель или ответственные лица организации, которая занимается строительством или ремонтом объекта.

Проверять соблюдение норм пожарной безопасности могут в отношении граждан, предпринимателей и юридических лиц.

В предписании будет указан срок, в течение которого гражданин или организация должны устранить нарушения. Точный срок зависит от вида нарушения, наличия объективной возможности его устранить. Для выполнения предписания могут выполняться следующие действия:

  • внесение изменений в локальные, технические и эксплуатационные документы организации и объекта (например, может потребоваться разработка планов эвакуации людей, инструкций ПБ);
  • приобретение оборудования, средств первичной и индивидуальной защиты;
  • внести конструктивные и планировочные изменения для обеспечения норм пожарной безопасности;
  • заменить стройматериалы, установить систему аварийного оповещения;
  • сделать расчеты пожарных рисков, либо внести в них изменения;
  • выполнить иные законные требования МЧС.

В срок, указанный в предписании, нужно уведомить об устранении всех нарушений. Для этого составляется письмо в произвольной форме, прикладываются подтверждающие документы. После получения уведомления будет проведена повторная выездная проверка.

Ответственность за неисполнение предписаний

Согласно ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в срок предписания МЧС, взыскивается штраф:

  • с граждан – от 1500 до 2000 руб.;
  • с должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.;
  • с организаций – от 70 тыс. руб. до 80 тыс. руб.

Если предписания выносится по объектам здравоохранения, образования и социального обслуживания, штраф будет взыскан по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ. Юридические лица за такие нарушения должны заплатить штраф от 90 до 100 тыс. руб.

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

При повторном неисполнении предписания применяется ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. Наказание за такой проступок существенно строже:

  • для граждан – штраф от 4 до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – штраф от 15 до 20 тыс. руб. с дисквалификацией;
  • на ИП – штраф от 40 до 50 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 суток;
  • на организации – штраф от 150 до 200 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 суток.

Продлить срок предписания можно только в исключительных случаях, если устранение нарушение невозможно по объективным причинам. Об этом нужно уведомить орган или должностное лицо МЧС, представить доказательства невозможности устранения предписания.

В предписании МЧС всегда указывается точный перечень нарушений норм пожарной безопасности

Как соблюсти требования и устранить нарушения

Перечень мероприятий для исполнения предписания МЧС зависит от характера нарушения, особенностей здания и помещений. Ответ нужно дать по всем нарушениям, выявленным в ходе проверок, либо своевременно обжаловать и отменить предписание.

Изменение и разработка документации

Предметом предписания может быть отсутствие обязательных документов на здание, системы оповещения и пожаротушения, планов эвакуации, должностных инструкций на ответственных лиц. Также может потребоваться внесение изменений в действующую документацию. Для работы с документами можно привлечь стороннюю организацию, либо устранить замечания собственными силами.

Проектирование и выполнение ремонтных работ

При наиболее серьезных нарушениях норм пожарной безопасности может потребоваться проведение строительных работ:

  • для обустройства отдельных выходов и путей эвакуации;
  • для монтажа пожарных лестниц;
  • для обеспечения доступа спецтранспорту к объекту;
  • для обустройства пожарных водоемов и гидрантов;
  • для монтажа систем аварийной защиты и оповещения в здании и помещениях;
  • для замены строительных и отделочных материалов в помещениях, на путях эвакуации.

Это далеко не полный список мероприятий, которые могут потребоваться для устранения нарушений. Строительные работы могут проводиться в рамках капитального или текущего ремонта, реконструкции или перепланировки. На все виды работ нужно разработать проект, документацию для подрядчика.

Приобретение и монтаж оборудования

В каждом здании должны быть средства первичного пожаротушения, индивидуальной защиты граждан. Все оборудование и средства пожаротушения должны проходить регулярную поверку, соответствовать нормативам обеспечения по количеству людей, площадям здания. При ответе на предписание нужно указать, какое оборудование было приобретено и смонтировано в здании, представить паспорта изделий и иные подтверждающие документы.

Одним из наиболее частых нарушений, которые нужно устранять по предписанию МЧС, является соблюдение норм безопасности к пожарным и эвакуационным лестницам

Какие документы нужно подготовить по требованиям МЧС

В зависимости от вида нарушения, при устранении замечаний по предписанию могут потребоваться следующие документы:

  • уведомление об устранении нарушений, либо ходатайство о продлении сроков;
  • расчеты пожарных рисков;
  • декларации пожарной безопасности;
  • проект на проведение строительных работ, согласования и документы на ввод здания в эксплуатацию;
  • технический план, подтверждающий измененные характеристик помещений и здания;
  • паспорта инженерных систем, документы на оборудование и стройматериалы;
  • инструкции пожарной безопасности, регламенты, приказы, планы эвакуации граждан, иные локальные акты.

Точный перечень документов можно определить только по содержанию предписания МЧС.

Комментарий специалиста. Если вам необходима разработка документов и выполнение мероприятий по предписанию МЧС, обратитесь в компанию Смарт Вэй. Наши специалисты имеют опыт работы в сфере пожарной безопасности зданий, окажут необходимую помощь в устранении замечаний и нарушений.

Как выбрать компанию для устранения требований и предписаний МЧС

Попытка устранить нарушения по предписанию МЧС может завершиться взысканием крупного штрафа, приостановлением деятельности. Чтобы избежать таких проблем, обращайтесь к профессиональным специалистам в сфере пожарной безопасности зданий, убедитесь в их компетенции и квалификации. Компания Смарт Вэй на постоянной основе работает с клиентами по всем направлениям проверок МЧС. Мы поможем разработать и подготовить необходимые документы, окажем услуги при обжаловании предписаний.

Сроки и стоимость

Нарушения, которые выявят специалисты МЧС, могут существенно отличаться по срокам и сложности их устранения. Например, относительно быстро пройдет разработка новых документов, тогда как проектирование и проведение строительных работ может занять месяцы. Поэтому точный срок и расценки за устранение предписаний МЧС можно определить только после изучения документов, обстоятельств и характера замечаний. Обратившись в компанию Смарт Вэй, вы можете рассчитывать на максимально сжатые сроки и доступные цены на выполнения всех необходимых мероприятий.

Проблемы и сложности при работе с предписаниями МЧС

Даже если требования, указанные в предписании МЧС, совершенно законны, при их устранении может возникать множество проблем, в том числе:

  • сжатые сроки, предоставленные МЧС для выполнения мероприятий пожарной безопасности;
  • необходимость вносить изменения в основные архитектурные, планировочные и конструктивные решения здания, проводить перепланировки и реконструкции;
  • необходимость усиления несущих конструкций для монтажа инженерных систем, оборудования путей эвакуации и запасных выходов;
  • необходимость согласовать проведения работ с государственными органами, другими собственникам издания;
  • необходимость расчета пожарных рисков, определения полей опасных факторов при пожарах;
  • необходимость обустройства пожарных водоемов и противопожарных разрывов на территориях плотной застройки;
  • иные проблемы и сложности, в зависимости от выявленных нарушений.

Обратившись в компанию Смарт Вэй, все сложности и проблемы вы устраните максимально быстро. Это позволит избежать наложения штрафов, других санкций по КоАП РФ.

Преимущества сотрудничества с нашей компанией

Сотрудничество с нашей компанией – это всегда профессионально, выгодно, надежно! Мы предлагаем клиентам:

  • доступные цены на все виды работ и услуг;
  • консультационная поддержка по всем возникшим вопросам;
  • строгое соблюдение стандартов, регламентов, СП, других нормативных актов в сфере пожарной безопасности;
  • помощь в согласованиях, устранении замечаний.

Подробнее об условиях сотрудничества вы можете узнать на консультации у наших специалистов.

Кейсы нашей работы по устранению предписаний

Ниже вы можете ознакомиться с примерами по предыдущим работам, выполненным специалистами компании Смарт Вэй по предписаниям МЧС.

Кейс 1. Для устранения предписаний МЧС наши специалисты спроектировали наружные пути эвакуации и пожарные лестницы в крупном торговом центре Москвы. Предписание было выполнено точно в срок, указанный должностным лицом МЧС.

Кейс 2. Для устранения предписаний МЧС об организации эвакуационных путей был разработан проект и рабочая документация. После проведения работ эвакуационные выходы были приведены в соответствие с нормами пожарной безопасности, в том числе с организацией подсветки путей выхода людей.

Выводы

По итогам плановых и внеплановых проверок объектов могут составлять акты и предписания МЧС о выявленных нарушениям, мерах по их устранению. В отношении зданий и сооружений предписания могут выдаваться при нарушении регламента Закона № 123-ФЗ, Закона № 384-ФЗ, стандартов и сводов правил. Для устранения нарушений по предписанию МЧС может потребоваться разработка документации, проектирование и строительные работы, приобретение и монтаж оборудования, расчет пожарных рисков.

Полный комплекс услуг для устранения замечаний и ответа на предписания МЧС окажут специалисты компании Смарт Вэй. Звоните, мы поможем даже в самой сложной ситуации!

При написании статьи использовались следующие материалы:

  • Федеральный закон № 384-ФЗ О безопасности зданий и сооружений ();
  • Федеральный закон № 123-ФЗ Регламент пожарной безопасности ();
  • НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности для проектирования ();
  • СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность ().

Таблица штрафов за нарушение правил пожарной безопасности

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности. Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа – усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2020 году.

Правонарушения

Физическое лицо

Должностное лицо

Юридическое лицо

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)

1 500 р. – 2 000 р.

3 000 р. – 4 000 р.

70 000 р. – 80 000 р.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

2 000 р. – 3 000 р.

5 000 р. – 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет

90 000 р. – 100 000 р.

Повторное совершение административного правонарушения

4 000 р. – 5 000 р.

15 000р.– 20 000р. или дисквалификацию на срок до трех лет

150 000 р. – 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 — 8 настоящей статьи

1 000 р. – 1 500 р.

6 000 р. – 15 000 р.

50 000 р. – 200 000 р.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

2 000 р. – 4 000 р.

15 000 р. – 30 000 р.

400 000р. -500 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

2 000 р. – 3 000 р.

6 000 р. – 15 000 р.

ИП 20 000 — 30 000р.
ЮЛ 150 000 — 200 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

3 000 р. – 4 000 р.

15 000 р. – 20 000 р.

150 000р. -200000 р.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

4 000 р. – 5 000 р.

20 000 р. – 30 000 р.

ИП 40000 р. – 50 000р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
ЮЛ 200 000 р. – 400 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

4 000 р. – 5 000 р.

40 000 р. – 50 000 р.

350 000 р. – 400 000 р.

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

не предусмотрено

15 000 р. – 20 000 р.

90 000 р. – 100 000 р.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

1 500 р. – 2 000 р.

7 000 р. – 10 000 р.

120 000 р. – 150 000 р.

В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

  • Согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для Должностных лиц и Индивидуальных предпринимателей – от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц – от 350 000 руб. до 400 000 руб.
  • Согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц – от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

Дело N1-АД17-5. Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Законы и кодексы » Закон о пожарной безопасности » Глава I. Общие положения » Статья 1. Основные понятия » Дело N1-АД17-5. Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2017 г. N 1-АД17-5

История рассмотрения дела

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу военного комиссара Архангельской области Багинского Г.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского судебного района г. Архангельска от 31 августа 2016 г., решение судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 8 ноября 2016 г. и постановление и.о. председателя Архангельского областного суда от 26 января 2017 г., вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Архангельской области» (далее — ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области», учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского судебного района г. Архангельска от 31 августа 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 8 ноября 2016 г. и постановлением и.о. председателя Архангельского областного суда от 26 января 2017 г., ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, военный комиссар Архангельской области Багинский Г.А. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон о пожарной безопасности), предусматривающей обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу таких обязанностей относится соблюдение требования пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

Как усматривается из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной 16 августа 2016 г. в административном здании отдела Военного комиссариата Архангельской области по Няндомскому и Каргопольскому районам по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Советская, д. 17, с целью контроля за исполнением учреждением предписания от 9 июня 2015 г. N 41/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности , должностным лицом ОНД по Няндомскому и Каргопольскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Архангельской области выявлено невыполнение учреждением в установленный срок до 1 июня 2016 г. пунктов 3, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 15 упомянутого предписания:

— в нарушение статьи 1 Закона о пожарной безопасности , пункта 9 таблицы А.1 приложения А «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 175, пункта 16 таблицы 2 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности «, утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 173 (далее — СП 3.13130.2009), пункта 14 таблицы 1, пункта 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315, пункта 15 таблицы 2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. N 323, здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (пункт 3);

— в нарушение пункта 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, не обеспечена исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, своевременная перезарядка (пункт 5);

— поэтажные планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара выполнены не в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 12.2.143-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 июля 2009 г. N 260-ст (пункт 7);

— в нарушение статьи 1 Закона о пожарной безопасности , пункта 2.1.37 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 5 октября 1979 г. (далее — ПУЭ), участки токоведущих частей проложены проводом (кабелем) по сгораемому основанию (комната 9 этаж 2, помещение дежурного, комната для хранения документации) (пункты 9, 12, 14);

— в нарушение статьи 1 Закона о пожарной безопасности , пункта 2.1.21 ПУЭ соединения токоведущих жил электропроводов выполнены способом «скрутки» (комната 15 этаж 1, общий коридор напротив комнаты 17) (пункты 10, 15).

Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 16 августа 2016 г. N 20, а также в протоколе об административном правонарушении от 16 августа 2016 г. N 33 и послужили основанием для привлечения учреждения к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Виновность учреждения в невыполнении в установленный срок законного предписания от 9 июня 2015 г. N 41/1/1 подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 5 — 6), распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 7 — 8), актом проверки (л.д. 9 — 10), предписанием (л.д. 11 — 12) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что учреждение не приняло все зависящие от него меры по выполнению предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, об устранении нарушений требований пожарной безопасности, и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод о наличии в деянии учреждения состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

В настоящей жалобе заявитель утверждает о незаконности предписания в части требования об оборудовании здания автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, полагая, что у учреждения отсутствует обязанность выполнения требований пожарной безопасности, установленных нормами, вступившими в силу после введения здания в эксплуатацию.

В обоснование данного утверждения указывается, что административное здание отдела Военного комиссариата Архангельской области по Няндомскому и Каргопольскому районам 1931 года постройки, капитальному ремонту и реконструкции не подвергалось, его оборудование названными системами связано с конструктивными характеристиками, потребует их изменения и может быть произведено только в случае капитального ремонта или реконструкции здания.

Данный довод нельзя признать состоятельным и влекущим отмену принятых по делу судебных актов, поскольку устранение нарушений требований пожарной безопасности в указанной части, а также иных перечисленных выше нарушений не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом и с вмешательством в объемно-планировочное решение здания.

Устранение указанных в предписании нарушений и выполнение соответствующих требований пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара, а потому здания подлежат приведению в соответствие с современными требованиями.

Кроме того, эксплуатация объекта защиты приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, а, исходя из положений пункта 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной Приказом МЧС Российской Федерации от 16 марта 2007 г. N 140, в случаях, когда дальнейшая эксплуатация существующих объектов, зданий и сооружений, введенных в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, на такие существующие объекты распространяются.

Довод жалобы о нарушении порядка проведения проверки со ссылкой на то, что контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности организациями Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет пожарная охрана Вооруженных Сил Российской Федерации, соответствующие мероприятия по контролю (надзору) на подведомственных им объектах воинских частей и организаций органы управления и подразделения пожарной охраны федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы проводят по согласованию с органами военного управления, является необоснованным.

В соответствии с Законом о пожарной безопасности приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 августа 2012 г. N 2300 утверждено Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации, на который ссылается заявитель в настоящей жалобе.

Данное Положение определяет общие правовые и экономические основы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, устанавливает основные задачи и функции пожарной охраны Вооруженных Сил.

Пунктом 3 Положения о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что пожарная охрана Вооруженных Сил осуществляет ведомственный пожарный надзор в целях проверки соблюдения воинскими частями и организациями Вооруженных Сил требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки.

В силу пункта 4 данного Положения к числу основных задач пожарной охраны Вооруженных Сил относится организация и осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований пожарной безопасности на подведомственных объектах.

Вопреки утверждению заявителя, названное Положение не содержит требования о том, что мероприятия по контролю (надзору) на подведомственных Вооруженным Силам объектах воинских частей и организаций органы управления и подразделения пожарной охраны федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы проводят по согласованию с органами военного управления.

В силу пункта 13 Положения о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации согласование с органами военного управления требуется в случаях, когда органы управления и подразделения пожарной охраны федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы принимают участие в тушении пожаров в воинских частях и организациях Вооруженных Сил и допускаются к руководству тушением пожаров на объектах Вооруженных Сил в соответствии с планами противопожарной охраны гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

При этом согласно пункту 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290, федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (органы государственного пожарного надзора), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.

Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) ( пункт 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385).

Пунктом 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре также установлено, что органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

В пункте 2 указанного Положения (здесь и далее нормы Положения приведены в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) перечислены органы государственного пожарного надзора, к числу которых относятся структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

При этом государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными в пункте 9 названного Положения, в том числе имеют право проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности.

В силу приведенных выше норм должностное лицо ОНД по Няндомскому и Каргопольскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Архангельской области, уполномоченное на осуществление государственного пожарного надзора, при осуществлении в отношении учреждения проверки и последующих действий, связанных с выявленными нарушениями, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.

Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. Выводы судебных инстанций о виновности учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях названного Кодекса и совокупности собранных по делу доказательств, основания ставить их под сомнение отсутствуют.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Административное наказание назначено учреждению в пределах санкции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности и порядок привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем имеются основания для изменения вынесенных по делу постановлений.

При рассмотрении жалобы военного комиссара Архангельской области Багинского Г.А., поданной на состоявшиеся по настоящему делу судебные акты в порядке, предусмотренном статьями 30.12 — 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и.о. председателя Архангельского областного суда пришел к выводу о том, что до проведения капитального ремонта или реконструкции административного здания учреждение не обязано исполнять пункт 6 предписания об оборудовании здания вторым эвакуационным выходом со второго этажа.

Вместе с тем при вынесении 26 января 2017 г. постановления по результатам рассмотрения жалобы и.о. председателя Архангельского областного суда из судебных актов нижестоящих инстанций не исключено указание на виновность общества в невыполнении пункта 6 предписания.

С учетом данного обстоятельства и недопустимости ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат изменению в указанной части путем исключения из их мотивировочных частей указания на виновность учреждения в невыполнении пункта 6 предписания от 9 июня 2015 г. N 41/1/1 об оборудовании административного здания отдела Военного комиссариата Архангельской области по Няндомскому и Каргопольскому районам вторым эвакуационным выходом со второго этажа.

В остальной части принятые по настоящему делу судебные акты подлежат оставлению без изменения, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 — 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь их отмену, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 2 Октябрьского судебного района г. Архангельска от 31 августа 2016 г., решение судьи Октябрьского районного суда г. Архангельска от 8 ноября 2016 г. и постановление и.о. председателя Архангельского областного суда от 26 января 2017 г., вынесенные в отношении ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:

— исключить из мотивировочных частей данных судебных актов указание на виновность ФКУ «Военный комиссариат Архангельской области» в невыполнении пункта 6 предписания от 9 июня 2015 г. N 41/1/1 об оборудовании административного здания отдела Военного комиссариата Архангельской области по Няндомскому и Каргопольскому районам вторым эвакуационным выходом со второго этажа.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу военного комиссара Архангельской области Багинского Г.А. — без удовлетворения.

Пожар как нарушение правил эксплуатации имущества и помещений в многоквартирном доме в контексте УК РФ

Многоквартирные дома признаны одними из самых пожароопасных объектов (после торговых и торгово-развлекательных центров), в которых чаще всего происходят возгорания с причинением значительного имущественного ущерба собственникам помещений, а также нередко с возникновением человеческих жертв. Именно по этой причине вопросы соблюдения правил пожарной безопасности в таких домах являются очень острыми, а нарушение таких правил карается нередко в соответствии с нормами Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
  • +7 (499) 938-87-49 – Москва
  • +7 (812) 425-68-37 – Санкт-Петербург

Понятие преступления в сфере нарушения пожарной безопасности по УК РФ

Уголовный Кодекс Российской Федерации достаточно четко определяет свою позицию по поводу нарушений правил пожарной безопасности. Однако привлекаться к ответственности за такое нарушение могут только те лица, в результате неосторожных действий которых пострадали или погибли люди. Если речь идет о подобном совершении преступления, то к ответственности виновные в нем будут привлечены по статье 219 – «Нарушение требований пожарной безопасности».

Данная статья говорит о том, что причинение тяжкого вреда здоровью одного человека или группы лиц, а также смерть одного или более лиц, которые произошли по неосторожности виновного, может быть наказано с использованием различных мер ответственности.

Так, если в результате несоблюдения или нарушения правил пожарной безопасности по неосторожности виновного человек или несколько человек получили тяжкий вред своему здоровью, то привлечение к ответственности будет осуществляться с использованием следующих видов наказания:

  • штраф с максимальной суммой, подлежащей выплате, до восьмидесяти тысяч рублей;
  • ограничение свободы с максимальным сроком не более трех лет;
  • принудительные работы с предельным сроком их выполнения до трех лет;
  • лишение свободы также с максимальным пределом не более трех лет.

При этом если речь идет о назначении наказания в виде принудительных работ, ограничения или лишения свободы, суд имеет право выбрать также в качестве дополнительной меры ответственности ограничение на запрет занимать определенные должности или заниматься теми или иными видами деятельности с максимальным сроком такого ограничения не более трех лет.

Если же в ходе несоблюдения установленных правил противопожарной безопасности погибли люди или один человек, то наказание будет значительно серьезнее, а именно:

  • принудительные работы с максимальным сроком наказания до пяти лет выполнения таких работ;
  • лишение свободы с максимальным сроком заключения до семи лет.

В качестве дополнительного наказания в данном случае также рассматривается ограничение возможности занимать определенный перечень должностей или заниматься какими-либо видами деятельности.

Кто несет ответственность

Так как многоквартирные дома считаются объектами повышенной пожароопасности, то и перечень ответственных лиц будет достаточно широким. В соответствии с действующими нормами права в сфере регулирования вопросов осуществления эксплуатации многоквартирных жилых домов перечень лиц, которые несут ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности, в таких домах выглядит следующим образом:

  • собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. На них налагается непосредственная ответственность за соблюдение правил противопожарной безопасности в рамках осуществления различного рода эксплуатационных мероприятий своей недвижимой собственности и имущества, расположенного на территории таких объектов помещений. При эксплуатации таких помещений, независимо от того, относятся они к жилому или нежилому фонду, собственники обязаны соблюдать все меры противопожарной безопасности, которые обеспечат безопасное существование всем лицам, проживающим в таком многоквартирном доме;
  • руководитель управляющей общедомовым имуществом в многоквартирном доме организации независимо от типа такой организации (управляющая компания, товарищество собственников недвижимости или жилья) несет ответственность за соблюдение правил противопожарной безопасности в отношении общедомового имущества, управление которым вверено той или иной организации. Если у управляющей организации несколько домов в управлении, то на каждый дом назначается ответственное лицо из штата сотрудников такой управляющей организации. За одним ответственным лицом может быть закреплено несколько домов (в зависимости от количества таких ответственных лиц и количества домов, находящихся в управлении той или иной организации);
  • представители собственников помещений в многоквартирном доме. Как правило, к таким представителям относятся старшие по дому, по подъезду, выбранные на собрании собственников помещений в таком доме.

На каждого из таких ответственных лиц налагаются свои полномочия по обеспечению мер противопожарной безопасности. В случае если такие полномочия не исполняются, на ответственных за правила соблюдения противопожарной безопасности налагаются административные взыскания в соответствии с положениями статей Кодекса об административных правонарушениях, а также вручаются предписания об устранении выявленных нарушений.

Уведомление об устранении нарушений противопожарной безопасности

Уведомление (другое название – постановление), направленное на информирование ответственного лица о необходимости устранения нарушений требований противопожарной безопасности, вручается ответственным лицам сотрудниками МЧС и государственного пожарного надзора.

Образец документа: постановление об устранении нарушений противопожарной безопасности можно скачатьздесь.

В рамках такого предписания указывается, какой уполномоченный орган выписал данное предписание, должность, а также фамилия и инициалы ответственного инспектора, который проводил проверку и выписал такое предписание.

В основной части предписания указывается суть выявленных нарушений, а также сроки их устранения и порядок проведения повторной проверки, направленной на устранение выявленных нарушений.

Также в предписании обязательно указываются те пункты действующих норм законодательства в сфере обеспечения правил противопожарной безопасности, которые были нарушены и нарушение которых было выявлено в ходе проведения текущей проверки.

В некоторых случаях к предписанию составляется дополнительное приложение, в котором описываются все зафиксированные нарушения. Такое приложение формируется в тех случаях, если количество нарушений очень велико и в рамках одного предписания их все отразить невозможно.

Составленное предписание вручается в день проведения проверки ответственному лицу за соблюдение правил противопожарной безопасности, а в случае, если такого ответственного нет на месте по каким-то причинам – его представителю. Вручение такого представления должно быть зафиксировано у проверяющего инспектора на его экземпляре в виде подписи получившего документ и даты такого вручения (проставляются собственноручно лицом, получающим документ).

В случае если положения предписания не исполняются в должном объеме, то сотрудник проверяющего органа имеет право инициировать специальное судебное разбирательство, в ходе которого будет вынесено соответствующее судебное решение вплоть до запрета эксплуатации помещения до момента полного устранения всего объема выявленных нарушений.

Многоквартирные дома являются объектами повышенной пожарной опасности. В связи с этим при осуществлении эксплуатации таких домов, помещений, расположенных в них, а также общедомового имущества необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности. Если нарушения были выявлены, ответственным лицам выносится предписание о необходимости устранения таких нарушений в определенные сроки. В рамках предписания такие сроки обязательно устанавливаются.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!