Правовые основы оплаты труда в РФ

1.3 Правовые основы организации оплаты труда рф

Конституция РФ 1993 г. в качестве одного из основных прав и свобод человека и гражданина закрепила право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Механизм реализации этого конституционного права закреплен в Трудовом кодексе РФ через определение оплаты труда. В соответствии со ст. 129 ТК, оплата труда — это система отношений, которые связаны с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Оплата труда может производиться в различных формах: денежной, натуральной, смешанной. Статья 131 ТК РФ предусматривает, что выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

В соответствии с коллективным или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от общей суммы заработной платы. При этом выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается.

Закрепляя право на оплату труда, государство устанавливает и определенные гарантии для реализации этого права. В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы 92. Минимальный размер оплаты труда имеет гарантийный характер, он выступает в качестве социального стандарта и устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. В ст. 133 ТК РФ закреплено, что заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она определяется по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и ее субъектам Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам. Потребительская корзина и величина прожиточного минимума рассчитываются для трех основных социально-демографических групп населения: трудоспособных граждан, пенсионеров, детей. В основу минимального размера заработной платы кладется величина прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан.

Ниже перечислены документы, которые являются правовой основой организации труда РФ:

Трудовой кодекс Российской Федерации от 01.04.2009. Глава 21. Заработная плата.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

Налоговый кодекс Российской Федерации

Двух- и многосторонние соглашения об избежании двойного налогообложения

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-Ф З «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»

Федеральный закон от 21.11.96г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»

Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»

Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1″Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

Приказы Минфина и ФНС

Тема 1. Правовые основы организации и оплаты труда в РФ

Учет труда и его оплаты

Лекции по МДК 02.01

Заработная плата — основной источник дохода персонала организации, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг управления экономикой. Поэтому государство уделяет особое внимание правовым основам организации и оплаты труда.

В Российской Федерации издается большое количество законодательных актов и других документов федерального и регионального уровня по вопросам труда и заработной платы.

В Конституции РФ, которая является главным законодательным документом России, имеются статьи, полностью посвященные труду в стране.

Так, ст. 34 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, но при этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Конституция утверждает, что труд свободен (ст. 37). Каждый имеет право свободно распоряжаться своими трудовыми навыками и умениями, выбирать род деятельности или профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального месячного размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гражданину гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплаченный ежегодный отпуск.

Конституция РФ (ст. 39) определяет виды социальной защиты граждан страны: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

Основным законодательным документом по вопросам организации и оплаты труда является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ), который вступил в действие с 1 февраля 2002 г.

Выполнение установленных в его статьях правил является обязательным для всех руководителей и работников в РФ независимо от форм собственности и вида деятельности. Нарушение любой статьи ТК РФ является серьезным противозаконным действием и карается в административном или уголовном порядке.

Существует также целый перечень документов, касающихся организации и оплаты труда, которые дополняют и расширяют ТК РФ. К таким документам можно отнести Гражданский кодекс РФ, некоторые статьи которого напрямую касаются отношений по договорам гражданско-правового характера как в юридической, так и в экономической части (ст. 746, 735, 781 и т.д.)- Важным документом, безусловно, является гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.

Перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Законы Российской Федерации

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 82-ФЗ

«Об общественных объединениях»

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 134-ФЗ

«О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями от 01.01.01 г., 22 августа 2004 г.)

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 125-ФЗ

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ

«О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 82-ФЗ

Трудовой кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 197-ФЗ

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» с изменениями от 5 декабря 2005 г. и 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 44-ФЗ

«О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»

Указы Президента Российской Федерации

Указ Президента РФ от 01.01.01 г. N 66

«О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» (с изменениями от 01.01.01 г.)

Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 192

«Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» (с изменениями от 01.01.01 г., 12 августа 2005 г., 4 июня 2007 г.)

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 163

«Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 244

«Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 750

«Об организации альтернативной гражданской службы» (с изменениями от 01.01.01 г.)

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 256

«Об утверждении Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» (с изменениями от 01.01.01 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N°870

«Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.01.01 г. N 51

«Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (с изменениями от 01.01.01 г., 3 февраля 2004 г.)

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.01.01 г. N 86

«Об утверждении рекомендаций по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в РФ»

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 01.01.01 г. N 93

«Об утверждении формы представления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений по организации альтернативной гражданской службы»

Другие федеральные документы

Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 01.01.2001 N° 569.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на годы

Организация обучения безопасности труда. Общие положения. ГОСТ 12.0.004-90

Разработан и внесен Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных союзов

«Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Р 2.2.2006-05

(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.)

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.01 года N°45-н

«Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» с приложениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.01 года N°46н

«Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» с приложениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.01.01 года N°158н

«О признании утратившими силу нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации, устанавливающих нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания»

Законы Краснодарского края

Закон Краснодарского края от 7 мая 1998 г. N 125-КЗ

«О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае»

(с изменениями от 01.01.01 г., 26 ноября 2003 г. и 2 декабря 2004 г.)

Закон Краснодарского края от 7 мая 1998 г. N 129-КЗ

«О Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

(в ред. Законов Краснодарского края от 01.01.2001 N 680-КЗ, от 01.01.2001 N 1213-КЗ, от 01.01.2001 N 1722-КЗ)

Закон Краснодарского края от 3 июня 1998 г. N° 133-КЗ

«Об охране труда»

(с изменениями от 01.01.2001 N° 311-КЗ, от 01.01.2001 N° 1011-КЗ, от 01.01.01 года N° 1349-КЗ)

Закон Краснодарского края от 2 апреля 2001 г. N 349-КЗ

«О потребительской корзине в Краснодарском крае»

(с изменениями от 01.01.01 г.)

Закон Краснодарского края

«О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об охране труда» от 01.01.01 года N° 1349-КЗ»

Закон Краснодарского края от 01.01.01 года N° 1572-КЗ

«Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края»

Закон Краснодарского края от 5 мая 2009 года N° 1732-КЗ

«О внесении изменений в Закон Краснодарского края от 7 августа 2000 года N 310-КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае»

Постановления главы администрации Краснодарского края

Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.01.01 г. N 284

«Об организации альтернативной гражданской службы в организациях Краснодарского края»

(с изменениями от 3 августа 2004 г., 18 марта 2005 г., 22 июня 2006 г., 27 апреля 2007 г., 31 марта 2008 г.)

Постановление главы администрации Краснодарского края от 8 июня 2004 г. N° 554

«О проведении Дня охраны труда в муниципальных образованиях и организациях края»

Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.01.01 г. N 581

«О составе представителей администрации Краснодарского края в постоянно действующей Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (с изменениями от 15 марта, 6 июня и 7 сентября 2005 г., 21 февраля 2006 г. и 9 марта 2007 г., 14 февраля 2008 г. и 27 февраля 2009 г.)

Постановление главы администрации Краснодарского края от 01.01.01 г. N 1070

«О внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 01.01.01 года N° 360 «Об образовании краевой межведомственной комиссии по охране труда»

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.01.01 года N° 1152

«О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края»

(с изменениями, внесенными постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2009 года N° 365)

Распоряжения главы администрации Краснодарского края

Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 июля 2004 г. N° 805-р

«О мерах, направленных на погашение предприятиями края задолженности по заработной плате» с изменениями по состоянию на 18.02.2009

Приказы департамента социальной защиты населения Краснодарского края

Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 7 февраля 2008 года N°42

«О системе управления и организации работы по охране труда в департаменте социальной защиты населения Краснодарского края, управлениях социальной защиты населения и государственных учреждениях Краснодарского края, подведомственных департаменту»

Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 2 декабря 2008 N°852

«Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Краснодарском крае»

Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 01.01.01 N°876

«Об организации обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда, проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в департаменте социальной защиты населения Краснодарского края, управлениях социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях, государственных учреждениях Краснодарского края, подведомственных департаменту»

Приложение N°1 к приказу департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 01.01.01 N°876

«Положение об организации обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников департамента социальной защиты населения Краснодарского края, управлений социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях и государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных департаменту»

Приложение N°2 к приказу департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 01.01.01 N°876

«Положение об организации и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в департаменте социальной защиты населения Краснодарского края, управлениях социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в муниципальных образованиях и государственных учреждениях Краснодарского края, подведомственных департаменту»

Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 3 февраля 2009 года N°23

«Об утверждении Программы действий по улучшению условий и охраны труда в организациях Краснодарского края на 2009 – 2011 годы»

Приказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 3 февраля 2009 года N°24

«О проведении смотра-конкурса на лучшую организацию работы в области охраны труда в организациях Краснодарского края в 2009 году»

Прочие документы Краснодарского края

Краснодарское краевое трехстороннее Соглашение на годы между Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профсоюзов «Краевой совет профсоюзов», Краснодарским краевым (региональным) объединением работодателей «Федерация объединений работодателей Кубани» и администрацией Краснодарского края

Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 01.01.01 года N° 1-3

«Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае»

Трудовые отношения между работодателем и работником: понятие и порядок оформления

Среди многочисленных существующих в современном обществе правоотношений существует и такая их специфическая разновидность, как трудовые отношения, которые лежат в основе практически любой деятельности, связанной с производством разного рода продуктов как материального, так и интеллектуального характера.

Понятие трудовых отношений

Что такое трудовые отношения?

Трудовые отношения – это такие правоотношения, базисом которых служит соглашение, заключаемое между работником и его работодателем, и в полном соответствии с которым, упомянутый работник, за соответствующего размера плату выполняет ту или иную функцию, обладающую непосредственным трудовым характером.

Кроме того, соглашение предусматривает, что работник обязан подчиняться действующим в организации правилам ВТР, специально разработанным и установленным соответствующим нормативно-локальным актам.

Данные положения выполняются работником исключительно при условии, что работодателем будут обеспечены все установленные положениями трудового законодательства условия, требующиеся для нормального осуществления трудовой деятельности.

Чем регулируются трудовые отношения

Несколько документов, регулирующих трудовые отношения.

Регулирование трудовых правоотношений осуществляется непосредственно положениями действующего трудового законодательства, а также законодательными нормами, которыми обеспечивается регулирование охраны трудовой деятельности и рядом иных актов нормативно-правового характера, содержащих в себе соответствующие положения, относящиеся к трудовому праву.

Все упомянутые нормативно правовые акты подразделяются на акты, имеющие статус федерального значения и акты, имеющие статус локального значения.

К осуществляющим регулирование трудовых правоотношений нормативным актам обладающих статусом федерального значения относятся:

  1. Конституция РФ;
  2. Трудовой кодекс (свод основных нормативов, регулирующих трудовые правоотношения);
  3. Федеральные законы (в которых содержатся те или иные положения трудового права);
  4. Указы, издаваемые Президентом РФ;
  5. Постановления, издаваемые Правительством РФ;
  6. Нормативно-правовые акты, издаваемые различными министерствами и ведомствами РФ (регулирующие соответствующие специфике данных ведомств трудовые правоотношения);
  7. Постановления, издаваемые Пленумом Верховного Суда РФ по каким-либо спорным трудовым вопросам.

К регулирующим трудовые правоотношения нормативным актам обладающих статусом локального значения относятся:

  • нормативно-правовые акты, издаваемые различными субъектами РФ;
  • нормативно-правовые акты, издаваемые муниципалитетами;
  • правила ВТР установленные в конкретных организациях;
  • коллективные договоры и соглашения;
  • трудовые договоры и соглашения;
  • приказы или распоряжения руководителей организаций и предприятий.

Понятие трудового договора

Что такое трудовой договор?

Трудовой договор представляет собой некий фундаментальный документ, посредством которого осуществляется надлежащая регламентация правоотношений, возникающих между работником и работодателем, которые обладают статусом сторон трудового договора.

Трудовое соглашение служит основанием, требующимся для того, чтобы произошло возникновение трудовых правоотношений.

Законодательными положениями устанавливается непосредственная обязанность работодателя производить заключение трудовых договоров с каждым из работников, вступающих с ним в трудовые правоотношения.

Необходимо отметить, что заключение трудовых договоров является обязательным.

Причем, не только в случае если приём работника осуществляется для ведения трудовой деятельности постоянного характера, но также и в случае если упомянутый работник будет осуществлять совместительство или же должен будет выполнить некий объем работ, имеющих временный характер.

Порядок оформления

Особый порядок заключения договора.

Возникновение трудовых правоотношений между работником и его работодателем начинается с того момента, когда между ними происходит заключение трудового договора.

Работник, для того чтобы произвести надлежащее оформление трудового договора, должен предоставить своему работодателю такие необходимые документы, как:

  • общегражданский паспорт РФ;
  • военный билет (для военнообязанных субъектов);
  • свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС);
  • ИНН;
  • трудовая книжка (если таковая имеется в наличии);
  • документ, подтверждающий наличие специализированного образования (если это находится в прямой связи со специфическими чертами работы).

В содержание любого трудового договора должны в обязательном порядке вводиться такие положения как:

  • условия осуществления трудовой деятельности работником;
  • обязанности каждой из сторон договора;
  • испытательный период, устанавливаемый для работника (в случае необходимости);
  • установление заработной платы работника.

После того как стороны заключают между собой трудовое соглашение, работодатель обязан незамедлительно издать приказ о том, что работник принимается на соответствующую должность.

С этим приказом принятый работник должен быть ознакомлен и затем должен подтвердить факт ознакомления с упомянутым приказом личной подписью.

Оплата по трудовому договору

Порядок оплаты — обязательный пункт плана договора.

В процессе трудовых правоотношений трудовой договор является основополагающим документом, которым устанавливается надлежащий порядок оплаты трудовой деятельности, осуществляемой работниками.

Как предусматривается нормативными положениями, зафиксированными в ст. 57 ТК РФ все условия, связанные с оплатой трудовой деятельности работников должны в обязательном порядке включаться непосредственно в трудовой договор. Данные условия должны содержать в себе такие положения, как например:

  1. Размер оклада;
  2. Величина тарифной ставки, предусмотренной для работника;
  3. Полагающиеся работнику надбавки и доплаты;
  4. Начисление работнику денежных сумм поощрительного характера.

Помимо вышеперечисленного, в трудовом договоре должен быть всесторонне прописан порядок оплаты такой трудовой деятельности, как:

  • сверхурочная работа;
  • в ночной период времени;
  • в празднично-выходные дни.

Также в договоре должны устанавливаться сроки, в течение которых осуществляется выплата полагающейся работнику заработной платы и определяться в какой форме будет производиться выплата последней.

Изменение величины заработной платы, равно как и изменение условий оплаты осуществляемой работником трудовой деятельности может производиться исключительно по достигнутому между сторонами соглашению.

В связи с чем, должно оформляться специальное дополнительное соглашение, в котором указываются как характер, так и величина осуществляемых изменений. В том случае если работником будет выражен отказ в подписании такого соглашения, то работодатель не имеет права производить какие-либо изменения в условиях оплаты труда и величине установленной работнику заработной платы.

Из этого видео вы узнаете о том, как принять на работу сотрудника и какие документы для этого требуются.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Конституционные основы заработной платы

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

В соответствии с Конвенцией МОТ N 111 «Дискриминация в области труда и занятий» 1958 г., ратифицированной Российской Федерацией, дискриминацией признается всякое различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий. Следовательно, говоря о дискриминации в оплате труда, необходимо подчеркнуть, что это прежде всего нарушение равенства в оплате труда.

Наше внутреннее законодательство нуждается в некоторой корреляции в отношении дискриминации, поскольку в нем отсутствует понятие дискриминации, нет нормы о недопустимости преследования за попытку защиты своих прав, не дано разграничения между дискриминацией и дифференциацией, не разработан механизм дискриминационного поведения.

Содержание ст. ст. 3, 4 ТК РФ выражается в запрещении дискриминации в сфере труда. Эти статьи должны не только применяться с учетом положений Конвенции МОТ N 111, но и конкретизировать само понятие дискриминации.

В основе заработной платы лежит общемировой принцип — достойная оплата за достойный труд. Его критерии юридически закреплены в Концепции достойного труда, сформулированной МОТ в 1999 г., и являются важнейшим стандартом заработной платы на сегодняшний день. Согласно этой Концепции достойный труд — это труд, который является свободным, справедливо оплачиваемым, безопасным, социально защищенным, не принижающим достоинство человека, открывающим равные стартовые возможности для всех, гарантирующим участие в принятии управленческих решений и саморазвитие личности, позволяющим работнику заниматься любимым делом в условиях свободы, справедливости, безопасности и уважения человеческого достоинства.

Эта Концепция поддержана Программой Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), утвержденной на VII съезде ФНПР, в которой указано: «Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны… Достойная заработная плата это заработная плата, обеспечивающая расширенное воспроизводство человеческого и трудового потенциала, экономическую свободу работающему человеку и его семье».

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда (МРОТ) предусмотрено ст. 7 Конституции РФ. Статья 37 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ.

Размер МРОТ в России составляет 7500 руб.17, в европейских странах минимальная заработная плата в структуре трудовых доходов работников составляет не менее 40 — 50%. В России, чтобы приблизиться к этому показателю, потребуется ее увеличение примерно в 3 — 5 раз.

Таким образом, заниженной цене рабочей силы и реального содержания заработной платы18 способствует установление низкого размера МРОТ, занижающего цену труда в стране. Недобросовестные работодатели устанавливают в организациях низкооплачиваемым работникам оплату труда не выше МРОТ, соответственно в этих организациях не повышается результативность труда, что сказывается не только на низкой оплате труда работников, но и на доходах работодателей и в целом отражается на экономике страны.

Общее состояние МРОТ и ее корреляция с прожиточным минимумом вызывают также некоторое возражение.

В статье 133 ТК РФ установлено, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако действие данной нормы было отложено ст. 421 ТК РФ до неопределенного времени, и на сегодняшний день предполагается доведение МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2018 г.

Уже в КЗоТ РСФСР 1918 г. указывалось, что минимум заработной платы должен быть выше величины прожиточного минимума, однако спустя почти столетие в той же стране работники ждут 2018 г. в надежде повышения МРОТ до величины прожиточного минимума.

Исходя из состояния минимальной заработной платы полагаем необходимым исключить ст. 421 из ТК РФ, так как поэтапное повышение МРОТ до величины довольно низкого в России уровня прожиточного минимума трудоспособного населения противоречит ст. 7 Конституции РФ.

Согласно Европейской социальной хартии минимальная оплата труда должна составлять 60% от средней заработной платы.

По коэффициенту Дж.М. Кейнса размер средней заработной платы должен составлять пяти-, шестикратную величину от прожиточного минимума.

Заработная плата должна обеспечивать покупательский спрос работника, умеренно опережать производственные возможности для того, чтобы устранить дисбаланс между покупательским спросом, зависящим от размера издержек производства, и издержками производства, а это всецело зависит от оплаты труда.

В настоящее время стороны трудового договора, кроме работников бюджетной сферы, сами договариваются о размере заработной платы, и низкая оплата труда в силу экономического неравенства сторон может навязываться работнику недобросовестным работодателем. Работник экономически несамостоятелен и зависит от работодателя. В большинстве случаев работодатель определяет фактический размер заработной платы с учетом производственных и иных потребностей, настаивает на определенных выгодных для него условиях.

Еще в начале XX в. И.А. Покровский отмечал, что именно вследствие свободы договорных соглашений возможны случаи самой жестокой экономической эксплуатации: «Сторона, экономически сильнейшая, пользуясь нуждой стороны слабейшей, ставит ей тяжелые условия, на которые та по необходимости должна согласиться»19.

Фундаментальные основы и принципы государственного регулирования заработной платы заложены в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. ст. 17 и 37 Конституции РФ.

Необходимость государственного регулирования заработной платы обусловлена тем, что государство в силу общепризнанных международных принципов обязано гарантировать реализацию ее основных сущностных признаков, формирующих содержание права каждого на справедливое вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и на уровне, обеспечивающем работнику и его семье достойные условия жизни и непрерывное их улучшение.

По мнению Н.В. Халдеевой, «очевидно, что основой оплаты труда должно выступать именно государственное или, как его еще называют, федеральное, централизованное регулирование социально-трудовых отношений»20. Приоритетное значение государственного регулирования заработной платы заключается прежде всего в недопущении игнорирования работодателями в погоне за сверхдоходами от своей хозяйственной деятельности законных прав и интересов работников, создающих прибыль и способствующих наращиванию капитала. С этой целью установлена система гарантий по оплате труда, реализация которых должна обеспечиваться самим государством.

Исходя из этих положений, в первую очередь следует признать справедливой точку зрения М.П. Головиной о введении принципа общей ответственности государства за эффективное функционирование системы оплаты труда, которое должно быть закреплено в ТК РФ, поскольку такой принцип имеет универсальное значение для всего трудового права21.

А. Смит, Л. Мизес, Дж. Мейнард и Дж.М. Кейнс, Ф.А. Хайек также признавали необходимость государственного вмешательства в экономическое развитие и решение социальных вопросов. По мнению Дж.М. Кейнса, в регулировании проблем заработной платы значительное место в условиях рынка отводится государству22. В своей главной работе «Общая теория занятости, процента и денег» он обосновал необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь государства.

Использование механизма государственного и договорного регулирования соответствует Конституции РФ, международному и национальному законодательству и должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

По данному вопросу также неоднократно высказывались А.М. Лушников и М.В. Лушникова, указывая, что посредством сочетания законодательного, коллективно-договорного, локального и индивидуально- договорного регулирования осуществляется сочетание публичных и частных начал в правовом регулировании заработной платы23. Небезынтересно утверждение С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова о том, что механизм правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений может сводиться к трем уровням правового регулирования: индивидуально- договорному, социально партнерскому и публичному государственно- правовому24. Е.Б. Хохлов указывал, что механизм регулирования заработной платы в условиях рыночной экономики в своем внешнем выражении представляет собой сочетание форм индивидуально-договорного, коллективно-договорного и государственного регулирования, что данный механизм достаточно надежно функционирует во всех промышленно развитых странах25. В свое время С.Л. Рабинович-Захарин также отмечал единство законодательного и договорного регулирования заработной платы26.

Вместе с тем децентрализация правового регулирования заработной платы в России без надлежащего надзора и контроля привела к необоснованной супердифференциации заработной платы работников. Государственное регулирование заработной платы должно применяться прежде всего в целях правовой защиты наиболее слабой стороны. Точка зрения, согласно которой государство не должно вмешиваться в регулирование трудовых отношений, а нормативное регулирование рассматривается как ограничение свободы, является безосновательной. К примеру, до конца XIX в. формирование отношений наемного труда осуществлялось на основе договорной свободы, которое государство не ограничивало и которое себя не оправдало.

Государственное регулирование не может заменить договорное. Подтверждением этого является то, что в разных странах делались многократные попытки государственным регулированием заработной платы обеспечить умеренность требований работников, касающихся роста заработной платы, что в конечном счете успеха не имело.

Справедливым является мнение С.А. Иванова о том, что роль государства как регулятора трудовых отношений должна быть сохранена, хотя в различных экономических условиях она может быть разной27. В свое время А.И. Процевский отмечал, что государство определяет общие принципы оплаты труда, тарифные системы и т.д. Локальное регулирование охватывает сферу переменной части заработной платы: установление размеров, показателей, условий выплаты дополнительного премиально- поощрительного вознаграждения28. И это совершенно правильно.

Для того чтобы установить в России минимальную оплату труда в размере 60% от средней заработной платы и довести долю заработной платы в России до 60 — 70% ВВП, необходимо поднять платежеспособность населения через передел сверхдоходов по прогрессивной шкале налогообложения, как это делается во всех европейских и других развитых странах, с последующим направлением этих средств на оплату труда, с соответствующим поднятием цен на товары и услуги для сбалансированности заработной платы и цен. Добровольные инвестиции делаются только во имя прибыли, а у нас прибыльными являются только сырьевые и полусырьевые ресурсы, цены на энергоносители в нашей стране в три раза ниже мировых. Поэтому иностранный инвестор не поднимет нашу экономику, только сами мы можем ликвидировать кризис неплатежеспособности населения, устранив дисбаланс оплаты труда с ценами. Покупательский спрос — это главный, пожалуй, даже единственный двигатель рыночной экономики29. Чтобы поднять экономику, покупательский спрос должен умеренно опережать производственные возможности30.

Резкое повышение заработной платы в России в целях развития экономики и сбалансирование цен заработной платой не популистский лозунг, а необходимое условие выхода из кризиса и подъема экономики в стране.

Надо понимать, что оплата труда не только плата за труд, но и главный источник инвестиций для компенсации износа средств производства и его модернизации.

В Конституции РФ следует закрепить право на достойную оплату труда и ввести в ст. 130 ТК РФ правовую норму о выплате работникам заработной платы, обеспечивающей платежеспособность как работника, так и его семьи.