Правовое регулирование валютных операций

Валютные операции

Валютные операции – это действия, направленные исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средств платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности.

Так к валютным операциям относятся:

  • операции продажи или купли иностранной валюты;

  • использование иностранной валюты как средства платежа;

  • оплата внешнеэкономических обязательств национальной валютой;

  • вывоз, пересылка валютных ценностей за рубеж и ввоз из-за рубежа.

В каких случаях появляются валютные операции

Валютные операции появляются:

1) при конвертировании юридическими или физическими лицами денежных средств из одной валюты в другую;

2) при их использовании в международном обращении валютных ценностей в качестве средств платежа;

3) при ввозе, пересылке, перевозе на территории этой страны валютных ценностей и за ее границы.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ «О валютном госрегулировании и контроле».

Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;

  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;

  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;

  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;

  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ ;

  • международные соглашения РФ;

  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

  • приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

  • приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

  • приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

  • ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

  • перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

  • перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

  • перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Классификация валютных операций

Исходя из положений действующего валютного закона классификация валютных операций может быть проведена по различным критериям.

По объекту можно выделить операции с российской валютой, иностранной валютой, российскими и иностранными ценными бумагами.

По субъекту операций их можно разделить на операции между:

  • валютными резидентами,

  • нерезидентами,

  • валютными резидентами и нерезидентами.

Также валютные операции можно классифицировать:

  • По срокам выполнения. Валютные операции можно разделить на капитальные валютные операции, текущие и кассовые валютные операции.

  • В зависимости от субъектов, принимающих участие в валютных операциях. Валютные операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.

  • Валютные операции могут иметь различное назначение и быть направлены на достижение разных целей. К примеру, валютные операции могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.

  • В соответствии с особенностями ведения бухгалтерского учета и характером валютных операций валютные операции можно разделить на активные операции и пассивные операции.

Также валютные операции могут быть классифицированы по характеру сделки.

В этом случае можно выделить:

  • операции с валютой по банковскому валютному счету клиента банка;

  • осуществление экспортно-импортных операций;

  • торговлю иностранной валютой;

  • приобретение инвалюты страной;

  • операции по кредитованию на международном уровне.

Также можно выделить конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов, например торговля Forex.

Текущие валютные операции

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

  • перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;

  • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;

  • перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;

  • перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;

  • инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;

  • перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.

При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.

Валютные операции на валютном рынке

Такие операции совершают банки, физические лица и компании.

С 01.07.2016 порядок совершения таких операций значительно упростился в связи с утратой силы ряда положений валютного закона № 173-ФЗ.

На данный момент остается требование о совершении операций по покупке иностранной валюты (валютных чеков) через уполномоченные банки – банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций.

Физические лица совершают на внутреннем рынке валютно-обменные операции, покупая валюту или чеки для собственных нужд.

При совершении таких сделок с целью противодействия легализации незаконных доходов могут устанавливаться требования об идентификации личности.

Ограничений по количеству покупаемой таким образом валюты закон не содержит.

Кто контролирует валютные операции

Валютные операции в России контролируются агентами и государственными органами валютного контроля.

В целом, контроль за проведением валютных операций осуществляется правительством.

Отметим, что к контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов.

А агентами, которые осуществляют контроль за осуществлением валютных операций операций, являются уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации

Библиографическое описание:



Валютное операции регулируется несколькими отраслями права, такими как международное право, финансовое право, в частности валютное право. В связи с этим, законодательство имеет строгую регламентацию валютных правоотношений. В данной статье мы рассмотрим, как регулируется данный вид правоотношений в Российской Федерации и какие возможны проблемы и сложности.

Ключевые слова: валюта, валютные операции, финансовое право, международное право.

Операции с валютой в условиях глобализации экономических процессов являются неотъемлемой частью экономической и финансовой деятельности государства, а также любых бизнес-процессов организаций, сотрудничающих с зарубежными партнерами и осуществляющей внешнеэкономические контракты. Все валютные операции, которые осуществляются на территории Российской Федерации подлежат строгому регламентированному регулированию и контролю. В данной статье мы рассмотрим, как регулируются валютные правоотношения в Российской Федерации, какие имеются проблемы и сложности. В России выделяются следующие сферы валютно-финансового регулирования:

  1. Регулирование конвертации валюты;

Это меры по защите внутреннего рынка страны на этапе его становления.

  1. Регулирование текущих операций с валютой;

Текущими валютными операциями считаются такие, которые длятся не более 180 дней, в основном, это экспортно-импортные операции;

  1. Регулирование движения капитала;

К данному пункту относятся валютные операции, длящиеся более 180 дней, такие как кредитные ссуды, прямые и портфельные инвестиции.

  1. Валютный контроль.

Это обеспечение соблюдения законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте.

Стоит сказать и о судебном регулировании валютных правоотношений и споров, связанных с осуществлением валютных операций. Так имеются неоднократные случаи возникновения споров между юридическими и физическими лицами и уполномоченными банками — агентами валютного контроля по поводу установления штрафов и иных мер административной ответственности за нарушения порядка проведения валютных операций по внешнеэкономическим контрактам и отчетности по ним.

На международном уровне проведение валютных операций регулируется посредством функционирования международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Далее это таможенное регулирование посредством принятия договоров о таможенных союзах, регулирующих товарооборот между странами-участниками, а также валютные отношения, более того, в подобных объединениях в большинстве случаев также имеются соглашения о сотрудничестве в области валютного и экспортного контроля, а также в борьбе с нарушениями валютно-финансового законодательства. Помимо прочего к международному регулированию валютных правоотношений относится регулирование межгосударственных денежно-кредитных отношений, а также с драгоценными камнями и драгоценными металлами.

Что касается отечественного законодательства, то правовые нормы валютного регулирования в РФ закреплены в Федеральном Законе № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России № 138-И, а также Кодексе об административных правонарушениях.

Субъектами валютно-финансовых правоотношений являются резиденты и нерезиденты. Согласно законодательству Российской Федерации, к резидентам относятся:

  1. граждане Российской Федерации, за исключением постоянно проживающих за рубежом;
  2. иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации;
  3. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  4. находящиеся за пределами территории России филиалы, представительства и иные подразделения российских юридических лиц;
  5. Официальные представительства РФ, находящиеся за рубежом;
  6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных правоотношениях.

Нерезидентами считаются:

  1. физические лица, не являющиеся резидентами;
  2. иностранные юридические лица;
  3. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  4. аккредитованные в России дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств;
  5. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  6. находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства иностранных организаций;

Все резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели при осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации обязаны предоставлять отчетность. Исключение составляют только физические лица — нерезиденты, то есть граждане иностранных государств. Обязанность возникает при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте (п. 2.1 гл. 2 Инструкции ЦБ РФ № 138-И). Однако имеются и исключения, например, уполномоченные банки не требуют отчетности в случаях зачисления и снятия иностранной валюты, используя расчетный счет в уполномоченном банке, списании в пользу физического лица — нерезидента страховых и пенсионных выплат, взыскания средств по исполнительным документам. Полный перечень данных, не требующих отчетности, приведен в п. 2.4 гл. 2 Инструкции ЦБ РФ № 138-И.

Что же касается типов отчетности, то лица, в зависимости от типа валютных операций, сдают следующие виды отчетности:

  1. При зачислении иностранной валюты на транзитный расчетный счет или списывании иностранной валюты со счета требуется предоставить следующие документы в уполномоченный банк: справку о валютных операциях, а также документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях. Инструкция Банка России также устанавливает сроки предоставления данной справки: при зачислении средств — до 15 дней, при списании — одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.
  2. Помимо вышеперечисленного, Центральном Банком Российской Федерации установлена необходимость оформления так называемого паспорта сделки в случае заключения договоров, контрактов, соглашений резидентов с нерезидентами, предусматривающих осуществление валютных операций (п. 6.1 гл. 6 Инструкции ЦБ РФ № 138-И). Оформление паспорта сделки также требует предоставление в уполномоченный банк документов, подтверждающих осуществление валютных операций в рамках данной сделки. Как правило, отделы валютного контроля уполномоченных банков напрямую работают с клиентами, осуществляющими валютные операции, что значительно облегчает предоставление отчетности по ним и решение иных административных вопросов.

Паспорт сделки также требует закрытия, в случаях исполнения всех обязательств по договору, перевода паспорта сделки в другой уполномоченный банк, в случаях внесения изменений в ПС, благодаря которым ведение ПС больше не требуется. Подробный порядок закрытия паспорта сделки описан в гл. 7 вышеупомянутой Инструкции ЦБ РФ.

Говоря об ответственности, то государством определены жесткие сроки предоставления отчетности в уполномоченный банк.

Валютное законодательство, а также Кодекс об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность в виде предупреждений и штрафов за нарушения порядка и форм предоставления отчетности, а также нарушения установленных сроков предоставления форм учета и отчетности за проведенные валютные операции, а также за повторное совершение вышеуказанных административных правонарушений. Сумма штрафов может варьироваться от 300 рублей до пятидесяти тысяч рублей, в зависимости от типа резидента или нерезидента и административного правонарушения (ч. 6, ст. 15.25 КоАП РФ).

Многие задаются вопросом, рассматривается ли в данных случаях такое понятие как «малозначительное административное правонарушение» и можно ли им апеллировать. Теоретически — можно, если брать во внимание статью 2.9 КоАП РФ. Однако судебная практика показывает, что к валютным правонарушениям данное обстоятельство применяется крайне редко и уже в судах апелляционной инстанции.

Выводы

Регулирование валютных операций осуществляется на международном и федеральном уровнях. Международный уровень регламентирует валютно-финансовые отношения при осуществлении внешнеторговых сделок, а также экономических и финансовых взаимоотношений между государствами. Отечественное законодательство регулирует непосредственно

Валютное законодательство РФ имеет очень строгую регламентацию, порядок осуществления валютных операций, предоставления отчетности, её форм и содержания.

  1. Валютное законодательство предусматривает две формы отчетности при проведении валютных операций: справка о валютных операциях и паспорт сделки.
  2. Обязанность о своевременном предоставлении отчетности за проведение валютных операций возлагается на всех лиц, резидентов и нерезидентов (за исключением нерезидентов — физических лиц)
  3. В случае нарушения валютного законодательства и порядка предоставления отчетности, резиденты и нерезиденты несут административную ответственность в соответствии со статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях.

Литература:

  1. Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
  4. Бирюков П. Н. Финансовое право — М: Юристъ, 2009–589–599 с.
  5. Ответственность юридических и физических лиц при проведении валютных операций — http://www.garant.ru/ia/opinion/author/aleksandr-stepanov/1143188/#ixzz52cj7KWEX (дата обращения: 21.12.17).

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, операция, иностранная валюта, уполномоченный банк, лицо, Инструкция ЦБ РФ, валютный контроль, валютное законодательство, РФ, административная ответственность.

2. Правовое регулирование валютных операций. Валютные отношения, регулируемые финансовым правом.

Осуществление валютного регулирования возлагается на Правительство РФ и Центральный банк РФ, которые являются органами валютного регулирования.

Для осуществления возложенных на органы валютного регулирования функций Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с указанным Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых упомянутым Федеральным законом, без ограничений.

Под валютными операциями понимаются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что валютные операции представляют собой юридически значимые правомерные действия субъектов публичного и частного права в отношении валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, в результате совершения которых возникают, изменяются или прекращаются вещные права на валютные ценности, возникают, изменяются или прекращаются вещные права нерезидентов на валюту РФ или внутренние ценные бумаги либо происходит трансграничное физическое или юридическое перемещение валютных ценностей, валюты Российской Федерации или внутренних ценных бумаг.

Валютные отношения, регулируемые финансовым правом. В тех случаях, когда валютные отношения складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства, т.е. возникают по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, они являются валютно-финансовыми правоотношениями.

Валютно-финансовые отношения возникают при осуществлении практически всех видов финансовой деятельности, хотя их значение внутри каждого вида существенно различается.

Можно выделить следующие виды валютно-финансовых правоотношений.

Прежде всего, это валютные правоотношения в сфере образования государственных и муниципальных денежных фондов. Эти отношения обеспечивают исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов с использованием валютных ценностей.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность осуществления в иностранной валюте:

а) исполнения обязанности по уплате налога иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 3 ст. 45);

б) взыскание в бюджет налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов (абз. 2 ч. 5 ст. 46).

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента (абз. 3 ч. 5 ст. 46);

в) взыскание налога за счет принадлежащих налогоплательщику или налоговому агенту — организации валютных ценностей (ч. 4 ст. 47, ч. 7 ст. 48).

На валютные ценности взыскание обращается при отсутствии у налогоплательщика или налогового агента средств на счетах и наличных денежных средств;

г) возврат нерезидентам излишне уплаченной или взысканной суммы налога, а также пени в валюте Российской Федерации (ч. 10 ст. 78, ч. 6 ст. 79).

Отметим, что возврат налога никогда не производится в иностранной валюте, даже если он был в ней уплачен. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.

В свою очередь, согласно ТК РФ в иностранной валюте могут производиться с соблюдением валютного законодательства:

а) авансовые платежи, вносимые на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (ч. 1 и 2 ст. 330);

б) уплата таможенных пошлин и налогов (ч. 2 ст. 331).

При этом платеж допускается только в той иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ. Пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте Российской Федерации, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, надень фактической уплаты (ч. 3 ст. 331);

в) взыскание в федеральный бюджет денежных средств, внесенных в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог), при неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом (ч. 3 ст. 345).

В качестве залога может использоваться только иностранная валюта, курс которой котируется ЦБ РФ (ч. I ст. 345);

г) взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке с валютных банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов, в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте РФ по курсу ЦБ РФ на день фактического взыскания, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 4 ст. 351).

При взыскании денежных средств, находящихся на валютных банковских счетах, начальник таможенного органа или его заместитель одновременно с инкассовым поручением (распоряжением) направляет поручение банку плательщика на продажу денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня.

Кроме того, валютными правоотношениями является ряд отношений, обеспечивающих образование источников финансирования дефицита бюджетов путем совершения валютных операций (ч. 1 ст. 113 БК РФ): Сюда относятся отношения по;

а) привлечению государственных и муниципальных займов путем выпуска ценных бумаг.

При этом, если Российская Федерация вправе привлекать займы как в иностранной валюте из внешних источников, так и в валюте Российской Федерации от нерезидентов (п. 2 ст. 94, абз. 3 ч. I ст. 98 БК РФ), то субъекты РФ (абз. 2 ст. 95, абз. 3 ч. 3 ст. 99 БК РФ) и муниципальные образования (абз. 2 ст. 96, абз. 3 ч. 3 ст. 100 БК РФ) в рамках валютно- финансовых отношений имеют возможность привлекать только рублевые займы от нерезидентов;

б) привлечению кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Наконец, к валютно-финансовым правоотношениям относятся и некоторые правоотношения в сфере организации денежной системы. Это расчетные отношения с использованием иностранной валюты.

Безналичные расчеты в иностранной валюте на территории РФ производятся:

а) между резидентами и нерезидентами — без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8, 11 Закона о валютном регулировании, в отношении которых могут устанавливаться валютные ограничения (ст. 6);

б) между резидентами только в случаях, предусмотренных ст. 9 Закона о валютном регулировании;

в) между нерезидентами без ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Закона о валютном регулировании (ч. 1 ст. 10).

Валютное регулирование и валютный контроль внешнеторговых операций

Основные направления валютной политики изложены в ряде законодательных актов и инструктивных материалов, важнейшим из которых является закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 г. с изменениями и дополнения к нему от 5 июля 1999 г. и от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ.

В этом акте определены основные принципы осуществления валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

  • Физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;
  • Юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории России;
  • Дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и др.

Нерезидентами считаются:

  • Физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;
  • Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России;
  • Находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и др.

Расчеты между резидентами в рублях осуществляются без ограничений. На территории России расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут производиться как в свободно конвертируемых валютах, так и в российских рублях, но в порядке, устанавливаемом Банком России.

Резиденты имеют право покупать (и продавать) иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. Покупка и продажа производится через уполномоченные банки, т.е. коммерческие банки, получившие лицензию от Банка России на совершение валютных операций. Указанные банки совершают валютные сделки между собой непосредственно или через валютные биржи. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя эти банки, не допускаются. Вывоз и пересылка из России иностранной валюты и рублей, а также внутренних и внешних ценных бумаг, как и их ввоз и пересылка в страну, регулируются государством.

Система валютного регулирования и валютного контроля постоянно совершенствуется и упрощается. Так, 18 июня 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Новый закон является важным шагом на пути либерализации валютного регулирования в России. Ниже приводится краткий обзор основных изменений в сфере валютного регулирования, которые нашли свое отражение в новом законе.

Валютные операции

Введение нового закона отменяет необходимость получения разрешений на проведение валютных операций. Установлен исчерпывающий перечень валютных операций движений капитала, осуществление которых может быть ограничено:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Правительство РФ и Центробанк имеют право вводить ограничения в целях предотвращения сокращения золотовалютных резервов, предотвращения резких колебаний курса валюты РФ для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

К ограничениям операций относятся:

  • требование о резервировании части суммы проводимой валютной операции,
  • установление режима счета,
  • требование об открытии счета в уполномоченном банке,
  • требование предварительной регистрации для открытия счета в зарубежном банке.

В настоящее время эти ограничения уже не действуют, так как срок применения Правительством РФ и Центробанком указанных ограничений завершился 1 января 2007 года. Срок согласования Правительством и Банком России введения каких-либо ограничительных мер сокращен с 15 до 7 дней.

Открытие счетов резидентами

В соответствии с законом, резиденты могут без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Открытие счетов в других странах до 1 января 2007 г. требовало прохождения процедуры предварительной регистрации в налоговых органах по месту нахождения резидента.

В настоящее время нет никаких ограничений на открытие счетов резидентов в зарубежных банках. При открытии/закрытии счетов в зарубежных банках резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии/закрытии таких счетов не позднее месяца со дня заключения договора об открытии/закрытии этих счетов, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам.

Порядок открытия и режим счетов нерезидентов в иностранной валюте и валюте РФ в уполномоченных банках устанавливает ЦБ РФ.

Репатриация и обязательная продажа валютной выручки

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить:

  1. Получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных контрактов за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  2. Возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Однако из этого правила сделано важное исключение. Так, репатриации не требуется при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.

Обязательная продажа валютной выручки осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ (но не выше 30% суммы валютной выручки). Законом определено (ст. 3), что включает в себя валютная выручка, подлежащая обязательной продаже — поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Также в законе приведены исключения из этого определения.

Вместе с тем требование об обязательной продаже валютной выручки носило временный характер, так как статья 21, устанавливающая обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утратила силу с 1 января 2007 года.
Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

Закон определяет в качестве органов валютного контроля Центральный банк РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора», Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Росфиннадзор находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Агенты валютного контроля — уполномоченные банки, подотчетные ЦБ, таможенные и налоговые органы, а также не являющиеся уполномоченными банками, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Основными функциями органов и агентов валютного контроля являются:

  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
  • организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Кроме того органы валютного контроля имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Для реализации положений нового закона Центральный банк РФ принял ряд новых нормативных актов. В настоящее время действует Инструкция Банка России № 117-И от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». В соответствии с этой Инструкцией валютный контроль начинается с момента подписания российским участником ВЭД в обслуживающем его коммерческом банке паспорта сделки (ПС), в котором указываются основные данные контракта (реквизит участника ВЭД и иностранного контрагента, сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и др.). Один экземпляр ПС возвращается коммерческим банком участнику ВЭД и предъявляется последним таможенному органу при оформлении товара. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с информацией, указанной в грузовой таможенной декларации и других представленных документах. После завершения таможенного оформления участник ВЭД в течение 15 дней после выпуска товара в процедуре экспорта или импорта должен представить в уполномоченный банк пакет документов подтверждающих, факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Порядок, сроки и перечень необходимых документов определен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

Таким образом, действующая в настоящее время система валютного контроля заключается в контроле уполномоченными банками сроков возврата валютной выручки при экспорте, или возврате авансовых платежей по не ввезенным на таможенную территорию товарам, по которым были осуществлены авансовые платежи, — при импорте. Кроме того контролю подлежат полнота и своевременность предоставления в уполномоченные банки документов и сведений, связанных с проведением валютных операций. Ниже приведена схема контроля внешнеторговых сделок.

Рисунок 1. Схема контроля внешнеторговых сделок


Отмена старых и принятие новых инструкций ослабила позиции таможенных органов в плане валютного контроля и нарушила сложившиеся механизмы и формы обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками. Так, в частности, в настоящее время уполномоченные банки уже не передают в таможенные органы информацию об открытых паспортах сделок и о поступивших или произведенных платежах, а самостоятельно осуществляют контроль за соблюдением участниками ВЭД сроков поступления валютной выручки при экспорте товаров и ввоза импортируемых товаров. Все это свидетельствует об усилении роли банков в сфере валютного контроля. Однако и таможенные органы, как агенты валютного контроля, не собираются отказываться от возложенных на них задач и функций в области валютного контроля, хотя эти функции и не свойственны таким органам по самой их природе.

Согласно пункту 10 статьи 12 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» функцией таможенных органов является контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.

Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам. Такая же задача возложена и на уполномоченные банки. То есть на лицо явное дублирование контролирующих функций.

Кроме того в соответствии с действующим законодательством РФ на таможенные органы возложен контроль за:

  • полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров;
  • обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
  • эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
  • законностью операций неторгового характера — перемещение через таможенную границу РФ валюты и валютных ценностей;
  • соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок, в пределах своей компетенции.

Основные направления валютного контроля, осуществляемого таможенными органами изложены в Приказе от 17 ноября 2009 г. № 2075 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации»

В соответствии с этим приказом подлежат проверке следующие сведения, заявленные для целей валютного контроля в декларации на товары (ДТ):

  1. О российском лице, заключившем соответствующий внешнеэкономический договор (сделку), либо о лице, перемещающем товар через таможенную границу Российской Федерации, без заключения соответствующих договоров или в рамках односторонних внешнеэкономических сделок (графа 9 ДТ);
  2. Код валюты (левый подраздел графы 22 ДТ);
  3. Стоимость товарной партии, подлежащая оплате в соответствии с условиями договора, либо компенсации в виде встречных представлений товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (правый подраздел графы 22 ДТ);
  4. Сведения о номере паспорта сделки/паспорта бартерной сделки или номере ДТ, в которой заявлялся номер соответствующего паспорта сделки, если в отношении декларируемых товаров изменяется предшествующий таможенный режим, либо ИНН соответствующей кредитной организации, через счета в которой осуществляются расчеты по договору (графа 28 ДТ, сведения в верхней строке под номером 1);
  5. Код формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки (договора), коды характера сделки с декларируемыми товарами и особенностей расчетов за декларируемые товары и код клиринговой валюты (графа 28 ДТ, сведения в нижней строке под номером 2);
  6. Цена товара (графа 42 ДТ для ввозимых (ввезенных) товаров и/или выпущенных для свободного обращения, для вывозимых товаров);
  7. Реквизиты внешнеэкономического договора и иных документов, составленных при совершении сделки, а в случае совершения односторонней внешнеэкономической сделки — иных документов, выражающих содержание таких сделок (графа 44 ДТ, сведения под номером 4).

В последнее время внесено целый ряд поправок в Закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», направленных на существенное ужесточение режима валютного контроля при частичной либерализации его для некрупных операций.

В первую очередь это связано с возрождением системы взаимного обмена банков-агентов валютного контроля, Центрального Банка, Росфиннадзора, ФТС, ФНС электронными документами о паспортах внешнеторговых сделок, описывающих экспортно-импортные контракты, и проведенными в оплату этих контрактов платежами.

С 1 января 2013 года таможенные органы обязаны будут передавать в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, Центральному Банку и уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска товаров таможенными органами РФ.

Во вторых, поправки требуют от участвующих в экспортно-импортных сделках резидентов РФ обязательно указывать ожидаемые максимальные контрактные сроки возврата валютной выручки и максимальные сроки исполнения нерезидентами своих обязательств по передаче товаров, работ, услуг по авансовым платежам. Устанавливаются общие требования к паспорту внешнеторговой сделки, права ЦБ на регулирование отчетности, расширяются полномочия агентов валютного контроля.

О контроле за валютными операциями по внешнеторговым сделкам

18 июня 2004 года вступило в силу Положение Центрального Банка РФ от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». Положение зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.2004 за N 5848.
Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — закон) уполномоченные банки, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, отнесены к агентам валютного контроля. Положение N 258-П регулирует процедуру осуществления ими контроля за соблюдением валютного законодательства при расчетах и переводах за вывозимые или ввозимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом.
Учет указанных валютных операций и контроль за их проведением осуществляет уполномоченный банк, в котором по контракту резидентом оформлен «паспорт сделки». Если в случаях, предусмотренных законом, резидент осуществляет все валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, функции банка паспорта сделки исполняет территориальное учреждение Банка России по месту государственной регистрации резидента.
В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк документы, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Подтверждающие документы представляются одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, порядок оформления которой установлен Положением.
Документы и справка представляются в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, и не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого был осуществлен ввоз товаров.
В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, в уполномоченный банк, в котором оформлен паспорт сделки, также представляются два экземпляра справки, содержащей информацию о валютных операциях в банке-нерезиденте за отчетный месяц с приложением к ней копий банковских выписок. Такая справка должна быть представлена в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту. Одновременно с этой справкой, подтверждающими документами и справкой о них резидент представляет копию заявления о резервировании (законом установлена обязанность резервирования резидентом части суммы, на которую по внешнеторговой сделке нерезиденту предоставлена отсрочка платежа или коммерческий кредит).
В случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в уполномоченном банке, кроме подтверждающих процесс исполнения контракта документов и справки о них, в банк представляются два экземпляра справки о поступлении валюты Российской Федерации. Эта справка представляется в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту.
Уполномоченный сотрудник банка проверяет соответствие информации, указанной в справках, подтверждающим документам или копиям банковских выписок в течение 7 рабочих дней после дня их представления. Оба экземпляра справок подписываются сотрудником банка и заверяются печатью, используемой для целей валютного контроля, зарегистрированной в ЦБ РФ. Один экземпляр справок помещается в досье по паспорту сделки, а второй — возвращается резиденту.
В случае неправильного оформления справок или подтверждающих документов, несоответствия справок подтверждающим документам один экземпляр справок и документы возвращаются резиденту. Второй экземпляр справок с отметкой о причине возврата помещается в досье по паспорту сделки.
Надлежаще оформленные справки вместе с документами повторно представляются в банк в течение 3 рабочих дней.
В досье по паспорту сделки также помещаются копии документов об обеспечении исполнения обязательства нерезидента перед резидентом, способы которых предусмотрены законом (безотзывный аккредитив, банковская гарантия, договор страхования рисков, вексель) — в случае использования их резидентом.
В день оформления паспорта сделки по контракту уполномоченный банк открывает и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в указанных справках и документах. Ведомость предназначена для представления резидентом органам валютного контроля.
Ведомость на бумажном носителе передается банком резиденту для представления органам валютного контроля по письменному заявлению не позднее следующего рабочего дня после получения заявления. Ведомость передается резиденту также в связи с переводом контракта на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк.
При закрытии досье по паспорту сделки ведомость на бумажном носителе помещается в него.

СПС «Консультант» 28.06.2004