Право на забастовку

Реализация права на забастовку

Статьей 37 Конституции РФ признаётся право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. При этом работники или их представители вправе присту­пить к организации забастовки, только если:

— примирительные процедуры не привели к разрешению кол­лективного трудового спора;

— работодатель (его представители) или представители работо­дателей уклоняются от участия в примирительных процедурах;

— работодатели не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сто­рон силу.

Забастовка- это временный добровольный отказ работни­ков от исполнения трудовых обязанностей (полностью или час­тично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принуждён к участию или отказу от участия в забастовке. Вместе с тем, представители работодателя не вправе организо­вывать забастовку и принимать в ней участие.

Порядок осуществления конституционного права на забас­товку урегулирован ст. 410-415 ТК РФ.

Решение об объявлении забастовкипринимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представи­тельства или иного обособленного структурного подразделе­ния), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объ­явленной профессиональным союзом (объединением профсою­зов), принимается собранием (конференцией) работников дан­ного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников считается правомочным,если на нём присутствует не менее половины от общего числа работников, а конференция работников — если на ней присутствует не ме­нее двух третей делегатов конференции. Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (её) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции).

При невозможности проведения собрания (со­зыва конференции) работников представительный орган работ­ников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи бо­лее половины работников в поддержку проведения забастовки.

О начале предстоящей забастовкиработодатель должен быть предупреждён в письменной форме не позднее, чем за 10 кален­дарных дней. Работодатель предупреждает о предстоящей за­бастовке соответствующий государственный орган по урегули­рованию коллективных трудовых споров. В случае, когда забас­товка не была начата в срок, определённый решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном ст. 401 ТК РФ.

Забастовку возглавляетпредставительный орган работников. Орган, возглавляющий забастовку, имеет правосозывать собра­ния (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спор­ным вопросам. Этот орган также имеет право приостановить забастовку, а затем возобновить её, предупредив об этом рабо­тодателя и государственный орган по урегулированию коллек­тивных трудовых споров не позднее чем за три рабочих дня.

В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путём проведения примирительных процедур.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы мест­ного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обя­заны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества ра­ботодателя и работников, а также работы машин и оборудова­ния, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Перечень минимума необходимых работ (услуг),выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структур­ных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспече­нием их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и ут­верждается в порядке, предусмотренном постановлением Пра­вительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 901, федеральным орга­ном исполнительной власти, на который возложены координа­ция и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. Например, при­казом Минпромнауки России от 15 мая 2003 г. № 118 утвер­жден Перечень минимума необходимых работ (услуг) в метал­лургической отрасли.

Минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в пери­од проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного под­разделения), индивидуального предпринимателя, определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления на основе перечней мини­мума необходимых работ (услуг) в пятидневный срок со дня принятия решения об объявлении забастовки. При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незакон­ными и не допускаются забастовки:

— в периоды введения военного или чрезвычайного положе­ния, либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

— в органах и организациях Воору­жённых Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непо­средственно ведающих вопросами обеспечения обороны стра­ны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поиско­во-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуа­ций;

— в правоохранительных органах;

— тв организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных под­разделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и не­отложной медицинской помощи;

— в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабже­ние, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и вод­ный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведе­ние забастовок создаёт угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Право на забастовку также может быть ограниченофеде­ральным законом. Кроме того, при наличии коллективного трудового спора забастовка является незаконной, если она бы­ла объявлена без учёта сроков, процедур и требований, преду­смотренных ТК РФ.

Решение о признании забастовки незаконной принимается судами субъектов РФпо заявлению работодателя или прокуро­ра. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступив­шее в законную силу, подлежит немедленному исполнению, и работники обязаны приступить к работе на следующий день после получения копии решения суда.

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоро­вью людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизнен­но важных интересов Российской Федерации или отдельных её территорий, Правительство России вправе своим решением приостановить забастовку до решения вопроса соответствую­щим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

Гарантии и правовое положение работников в связи с проведе­нием забастовки определены ст. 414 и 415 ТК РФ. Участие ра­ботника в забастовке не может рассматриваться в качестве на­рушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, за исключением случаев неисполнения обязанности прекратить забастовку. К работникам, участвую­щим в забастовке, запрещается применять меры дисциплинарной ответственности. Как в процессе проведения забастовки, так и в течение всего периода урегулирования коллективного трудо­вого спора, запрещается локаут — увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Однако работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг). Впрочем, коллективным договором, соглашением или соглаше­ниями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке,но в связи с её проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя (ШТЕЙКБРЕХЕРАМ), оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных ТК РФ. Работодатель же имеет право переводить указанных работников на другую работу. Более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, может быть предусмотрен коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми, ходе разрешения коллективного трудового спора.

За незаконные забастовки работники несут дисциплинарную, а представительные органы работников — гражданско-правовую ответственность (ст. 417 ТК РФ). Работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие её на сле­дующий день после доведения до органа, возглавляющего за­бастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной, либо об отсрочке или о при­остановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарно­му взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший за­бастовку после признания её незаконной, обязан возместить убытки, причинённые работодателю незаконной забастовкой, за счёт своих средств в размере, определённом судом.

Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует право работающих граждан на проведение забастовки как возможность для решения коллективного трудового спора. Это право основывается на положениях, основанных на международно-правовых актах.

Восьмая статья Международного пакта об экономических, социальных, и культурных правах от 09.12.1966 года, накладывает на страны обязательства по предоставлению права рабочих на забастовку, но только в случае, если она соответствует законодательству государства, в котором проводится.

Замечание 1

Стоит отметить, что право проведения забастовки является неполным для сотрудников правительственных и правоохранительных органов, таких как вооруженные силы, полиция, или административные государственные органы.

Международный взгляд на забастовку

Европейская социальная хартия, составленная 18.10.1961 и пересмотренная 03.05.1996 года, в своей шестой статье накладывает обязательства на стран-участников по предоставлению соответствующего права рабочим гражданам на проведение коллективных переговоров и на право переговоров со стороны работодателя. В случае, если во взаимоотношениях рабочих и работодателя возникает конфликт интересов, то рабочим должно быть гарантировано право на проведение забастовки. Исключение в этом праве составляют коллективные соглашения, которые были заключены ранее и конфликтуют с требуемыми обязательствами.

Еще одно право на забастовку и его реализация гарантируется Хартией Европейского Сообщества об основных социальных правах трудящихся от 09.12.1989, в статье 13.

Замечание 2

Получается, что международное сообщество принимает право на забастовку как одно из основных прав, предоставляемых работникам и их компаниям для реализации соответствующих прав их защиты. Вместе с этим стоит отметить, что непрекращающееся пользование этим правом может иметь разрушительные последствия для сохранности страны и социума, и создавать опасность для жизни и здоровья гражданских лиц, которые не принимают участие в разрешении трудового спора, вызвавшего забастовку.

Подобные опасения представляют основания ограничивать право на забастовку, которое гарантировано и описано в законодательстве страны. Право ограничивать забастовку также основано на нормах международного права, и соответствующее ограничение не должно иметь официальный отраслевой характер. Поэтому, ограничения не будут распространяться на права работников каждой отрасли, но будет касаться тех отраслей, забастовки в которых приведут к нарушению прав гражданских лиц, интересов страны или же ее безопасности.

Забастовка как средство решения трудовых конфликтов

Право на проведение забастовок совмещено с процессом решения трудовых конфликтов, что также основано на международном праве. Данное право описывается как волевые меры рабочих на работодателя для побуждения его к разрешению возникшего спора. В то же время, забастовка не должна быть средством оказания давления на органы, которые участвуют в разрешении спора, куда входят арбитражные органы по добровольному примирению. Основываясь на этих принципах была создана Рекомендация МОТ №92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29.06.1951 года, которая сообщает о необходимости приостановить забастовку на время проведения переговоров в процессе примирительного диалога или рассмотрения конфликта арбитражным органом.

Международные-правовые акты о правах человека определяют возможность регламентации права на забастовку к внутреннему законодательству государства.

Замечание 3

Следовательно, законодатель принимает решения в области регулирования оснований и условий для проведения забастовки, а также оснований не допускать ее.

В этой ситуации описывается необходимость со стороны законодателя, при определении норм организации забастовок, осуществлять обязательное согласованием между охраной профессиональных интересов, одним из инструментов которой является забастовка, и охраной общественных интересов, которой может быть нанесен вред или могут быть быть нарушены права граждан страны.

Что гарантируется Конституцией РФ относительно забастовки:

  1. Определение забастовки как законные действия работников;
  2. Предоставления законных возможностей организации забастовки через реализацию государственных гарантий;
  3. Определение забастовки как инструмент решения коллективных споров касательно труда;
  4. Отнесения вопросов регулирования забастовки к ответственности федерального законодателя.

Замечание 4

При описании гарантии на проведение забастовки, нужно выделить связь согласованных действий работников в процессе охраны своих законных интересов с реализацией иных коллективных трудовых прав.

Право на забастовку рассматривается как коллективное право с юридической точки зрения. Это право предоставляется коллективу рабочих гражданских лиц и оно проводится представителем этого коллектива (в этом случае – профсоюзом). С исторической точки зрения забастовка возникла как явление и позднее получила правовое признание как коллективная акция. Общественный характер остановки трудовых обязательств принуждает работодателя пойти на примирительные меры и предпринять действия, которые смогут урегулировать разногласия.

Право на забастовку, которое основано на положениях международного сообщества, Конституции Российской Федерации, и трудовом законодательстве, предоставляет возможность отнестись критически к заявлениям о том, что забастовку можно проводить как метод решения индивидуальных конфликтов.

Замечание 5

При этом, не стоит забывать о том, что индивидуальный аспект осуществления забастовки действительно имеет место быть – гражданское лицо может принимать решение об участии в забастовке или неучастии в ней.

Право проведения забастовки гарантирует следующие юридические возможности:

  1. Свободное обсуждение вопроса о проведении забастовки и возможность независимого принятия решения об участии в ней;
  2. Предоставление возможности свободно решать вопрос о форме и длительности проведения забастовки, а также о свободе обсуждения о выдвигаемых работодателю требованиях и осуществлении минимального выполнения обязательных работ;
  3. Беспрепятственное проведение забастовки и обеспечение общественного порядка без нарушения прав гражданских лиц, не участвующих в забастовке;
  4. Остановить проведение забастовке, если так было решено органом, который ее возглавил;
  5. Пользоваться гарантиями со стороны государства, среди которых: сохранение рабочих мест за теми, кто участвует в забастовке, запрет на локаут, запрет на привлечение к дисциплинарное ответственности тех, кто принял решение участвовать в забастовке.

Работающие граждане, как их представители, могут начать организацию забастовки в следующих случаях:

  1. Примирительные действия не привели к разрешению трудового конфликта;
  2. Работодатель не принимает участие в примирительных действий;
  3. Работодатель не следует договору, который был достигнут после разрешения коллективного трудового спора;
  4. Стороны коллективного трудового конфликта не пришли к соглашению о выполнении рекомендаций трудового арбитража.

Замечание 6

Стоит отметить, что представители со стороны работодателя не имеют право на организацию и участие в забастовке.

Возможность осуществления прав на проведение забастовки закон связывает с наличием оснований, которые подтверждают невозможность урегулирования спора другими средствами.

Право на забастовку реализуется в установленном законом порядке (согласно статьям 410-412 ТК России), и при соблюдении некоторых условий. Одним из самых важных условий, в этом случае, является необходимость проведения предварительных примирительных действий. Позиция российского законодателя, который установил необходимость принимать примирительные меры до объявления забастовки, соблюдать общественный порядок и обеспечить сохранность собственности работодателя, совпадает с представлениями МОТ о правильной реализации права на забастовку. Комитет по свободе объединения МОТ считает обоснованными следующие условия для подготовки и осуществления забастовки:

  1. Установление необходимости в предварительном предупреждении о проведении забастовки;
  2. Обязанность предварительного осуществления примирительных мер;
  3. Наличие кворума и подтверждение решения о проведении забастовки большинством компетентных работников;
  4. Обязанность принять решение о проведении забастовки через проведение анонимного голосования;
  5. Принимать меры, которые предупреждают несчастные случаи и гарантируют безопасность проведения акции;
  6. Обеспечение выполнения минимального объема работ во время проведении забастовки в жизненно-важных отраслях;
  7. Обеспечении свободы принятия решения для работников, которые не хотят участвовать в забастовке.

Регулирование проведения забастовок

Право на забастовку, которое гарантируется Конституцией, может быть лимитировано только со стороны федерального законодательства. Согласно третьей части статьи 55 Конституции России, права и свободы человека и гражданского лица могут быть ограничены федеральным законодательством только в рамках защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов третьих лиц, а также обеспечения безопасности страны и ее обороны.

Замечание 7

На данный момент в России нет судебной практики, которая касалась бы запрета забастовок на основании угрозы конституционному строю страны; другими словами – политических забастовок. Это положение активно воспринимается и поддерживается работающими лицами как принятие законодателем идеи о забастовке в виде мирного способа разрешать споры.

Забастовки, которые представляют угрозу жизни и здоровью третьих лиц, являются незаконными. Например, незаконной была признана забастовка водителей автомобилей «Скорой помощи» в Свердловской области, потому что, по решению областного суда, создалась реальная угроза жизням жителей в случае неисполнения водителями своих должностных обязанностей.

Похожее решение было вынесено судом Свердловской области по заявлению администрации МП «Медавтотранс» к свободному профсоюзу МП «Медавтотранс» о признании забастовки незаконной. При проведении мероприятия, не был предоставлен минимальный объем должностных услуг для штатной работы Нижнетагильской городской станции скорой медицинской помощи. Суд рассмотрел действия как реальную угрозу для жизней и здоровья граждан (согласно делу №3-5-1997 от 14.03.1997).

На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации, статья 413 Трудового Кодекса России приводит положения, в связи с которыми забастовка может быть распознана как незаконная, а также список организаций, где забастовки при обозначенных условиях не должны быть организованы. Забастовками вне закона признаются:

  1. Забастовки, которые проводятся при нарушении закона, который регулирует процесс их организации и проведения;
  2. Забастовки, которые проводятся в местах, запрещенных или лимитирующих проведение забастовок;
  3. Забастовки, которые не нацелены на решение коллективных трудовых конфликтов.

Также не допускаются забастовки:

  1. Во время действия военного или чрезвычайного положения, куда входят особые меры в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и соответствующих организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других военных, военизированных и связанных с этой областью формированиях (коими могут быть филиалы, представительства, и другие обособленные структурные департаменты, которые имеют в своем ведении вопросы военной безопасности государства, аварийно-спасательных подразделений, поисково-спасательных подразделений, подразделений, ведающими противопожарными работами, предупреждениями или ликвидациями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций). Помимо этого, забастовки запрещены в правоохранительных органах, и в организациях и их филиалах/представительствах, которые занимаются обслуживанием особо опасных видов производств, а также на станциях скорой и неотложной помощи;
  2. В организациях и их представительствах или прочих обособленных структурных подразделений, которые занимаются обеспечением жизнедеятельности граждан (куда входят сферы энергообеспечения, отопления и теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, авиационная, железнодорожного и водного транспорта, связи, больничная), но только в тех случаях, когда организация забастовок представляет угрозу обороне государства, его безопасности, а также жизни и здоровью гражданских лиц.

Помимо этого, право на забастовку для некоторых категорий работников может быть лимитировано в рамках федерального закона. Проведение забастовок невозможно для следующих категорий работающих граждан:

  1. Которые служат в муниципальных органах (согласно статье 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
  2. Которые работают в сфере разработки и эксплуатации атомной энергии (согласно статье 39 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»);
  3. Которые работают в гражданской авиации и занимаются обслуживанием воздушного движения (согласно статье 52 Воздушного кодекса России от 19.03.1997 №60-ФЗ);
  4. Которые являются сотрудниками федеральной фельдъегерской связи (согласно четвертой части 9 статьи Федерального закона от 17.12.1994 №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» в редакции от 02.03.2007);
  5. Которые являются сотрудниками профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных организаций/подразделений (согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).

Рабочие, которые имеют ограничение на организацию и осуществление забастовок, могут пользоваться правами на другие инструменты для разрешения коллективного трудового спора. Если проведение забастовки запрещено на законодательном уровне для вышеописанных категорий работников, то им предоставляются права на использование дополнительных инструментов для урегулирования трудового спора, что соответствует нормам международного трудового права, которые не допускают возможности полного запрета на согласованные массовые действия работников, и указывают на необходимость создания альтернативных механизмов для конструктивного разрешения коллективных трудовых споров.

Замечание 8

В ситуациях, когда забастовка не может быть организована в связи с противоречием с ТК РФ (согласно частям 1 и 2 статьи 413), решение по разрешению трудового коллективного конфликта принимает Правительство России.

Принятие решений об объявлении подобных акций вне закона является предметом компетенции верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Полномочиями на подачу иска в судебную инстанцию о признании забастовки незаконной обладают работодатели и прокуроры.

Решение судьи о признании забастовки неправомерной, которое вступило в законную силу, является обязательным для исполнения без промедления. Рабочие должны прекратить забастовку и вернуться к исполнению должностных обязанностей не позднее, чем на следующий день после того как была предоставлена копия вышеописанного решения суда органу, который занимался организацией и проведением забастовки.

Части 7 и 8 статьи 413 Трудового кодекса РФ представляют возможность, порядок, и сроки временной остановки забастовки. Если создается реальная угроза жизни и здоровью людей, судья уполномочен приостановить забастовку до ее начала на срок до 15 дней. Если забастовка уже началась, то судья также имеет право остановить ее на срок до 15 дней. В ситуациях, когда затрагиваются значимые вопросы обеспечения жизненно-важных интересов России или отдельных субъектов страны, Правительство РФ имеет право на временную остановку забастовки до вынесения решения компетентным судом на срок не более десяти календарных дней.

ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ

Смотреть что такое «ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ» в других словарях:

  • ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ — одно из конституционных трудовых (более широко экономических) прав человека в демократических государствах. Является частью более широкого права на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Никогда не признавалось конституциями… … Юридический словарь

  • ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ — одно из конституционных трудовых (экономических) прав человека в демократических государствах. Является частью более широкого права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом процедур. Никогда не… … Энциклопедия юриста

  • ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ — одно из конституционных экономических прав человека в демократических государствах. Является частью более широкого права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом процедур. Стало широко закрепляться в… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • право на забастовку — одно из конституционных трудовых (более широко экономических) прав человека в демократических государствах. Является частью более широкого права на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Никогда не признавалось конституциями… … Большой юридический словарь

  • ПРАВО НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ СПОРЫ — право, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ в связи с регулированием права на свободный труд. Конституция гласит: признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их… … Энциклопедический словарь конституционного права

  • ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ТРУД — одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ. Это право раньше традиционно именовалось просто правом на труд . Однако в него на разных этапах развития нашего государства вкладывалось различное содержание. Так, раньше право на… … Энциклопедический словарь конституционного права

  • ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ТРУД — в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Данное право традиционно именовалось просто правом на труд (т.е. без слова свободный ). Однако в него вкладывалось неодинаковое содержание на разных этапах развития… … Энциклопедия юриста

  • ПРАВО — система общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством и выражающих волю господствующего класса (после победы социализма всего народа). Соблюдение норм П. обеспечивается мерами гос. воздействия, включая … Советская историческая энциклопедия

  • Трудовое право — в социалистических государствах, отрасль права, регулирующая трудовые отношения рабочих и служащих, а также отношения, тесно связанные с трудовыми: по социальному страхованию, осуществлению надзора за охраной труда; рассмотрению трудовых… … Большая советская энциклопедия

  • Трудовое право Российской Федерации — отрасль российского права, объединяющая законы, иные нормативные правовые акты, нормы, коллективные соглашения по социально трудовым вопросам и коллективные договоры, трудовые договоры и другие индивидуальные соглашения о труде, индивидуальные… … Большой юридический словарь

8. Если в связи с особым характером организации труда проведение собрания (конференции) невозможно, представительный орган вправе воспользоваться иным способом утверждения своего решения об объявлении забастовки — собрать подписи более половины работников индивидуального предпринимателя, организации или обособленного структурного подразделения.

Такая форма объявления забастовки может использоваться в исключительных случаях, например при объявлении забастовки работниками с разъездным характером работы, работниками транспортных предприятий, работающими вахтовым методом.

9. Специальные правила действуют при объявлении предупредительной забастовки.

Предупредительная забастовка представляет собой особую акцию, демонстрирующую готовность работников добиться удовлетворения своих требований. Она может быть объявлена в ходе проведения примирительных процедур, но не ранее чем после трех календарных дней работы примирительной комиссии на локальном уровне и четырех календарных дней работы примирительной комиссии на иных уровнях социального партнерства. Прибегнуть к такой забастовке можно лишь один раз за все время рассмотрения коллективного трудового спора. При этом ее продолжительность не должна превышать один час.

Представительный орган работников предупреждает работодателя о проведении предупредительной забастовки в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня до ее начала, если спор возник и рассматривается на локальном уровне и не позднее чем за три рабочих дня в случае возникновения спора на иных уровнях социального партнерства.

Предупредительная забастовка может быть признана незаконной по основаниям, предусмотренным ст. 413 ТК.

Комментируемая статья устанавливает специальный режим предупредительной забастовки, однако судебная практика исходит из того, что для ее объявления необходим созыв общего собрания (конференции) или (в случае невозможности их проведения) утверждение решения представительного органа работников путем сбора подписей работников в поддержку проведения забастовки.

10. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает письменное предупреждение работодателя о предстоящей забастовке. Это необходимо для того, чтобы уменьшить неблагоприятные (экономические, финансовые, коммерческие, социальные) последствия забастовки.

За пять рабочих дней (срок предупреждения) руководитель организации, филиала или представительства должен известить о забастовке государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в необходимых случаях — предупредить орган исполнительной власти или орган местного самоуправления для решения вопроса о минимуме необходимых работ (услуг) (см. коммент. к ст. 412).

В этот период руководство организации или ее обособленных структурных подразделений, индивидуальный предприниматель могут принять необходимые управленческие решения по предотвращению простоя работников, не желающих участвовать в забастовке, известить поставщиков и потребителей, предпринять иные меры, позволяющие сохранить деловые связи, конкурентоспособность и рентабельность организации.

О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей, должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

11. Законом не решен вопрос о том, имеет ли право работодатель после предупреждения о предстоящей забастовке принять временных работников, которые будут выполнять трудовые обязанности бастующих. Прямого запрета подобных действий нет.

В то же время выполнение трудовых обязанностей бастующих другими работниками практически сводит к нулю эффект забастовки. Недаром некоторые профсоюзы рекомендуют своим членам занимать рабочие места и препятствовать использованию оборудования организации для продолжения работы. Очевидно, что добросовестное поведение работодателя должно заключаться в проведении переговоров с органом, возглавляющим забастовку, и в отказе от тех преимуществ, которые были созданы существованием пробелов в законодательстве.

Кроме того, надо учитывать мнение Комитета по свободе объединения МОТ, который считает возможным замену бастующих другими работниками лишь в случаях, когда проводится незаконная забастовка в организациях, где забастовки запрещены законом, или возникает угроза общенационального (общегосударственного) кризиса (Свобода объединения: дайджест решений и принципов, сформулированных Комитетом по свободе объединения МОТ. Женева, 1996. § 570, 574).

Прием на работу других работников вместо участвующих в законной забастовке признается нарушением права на забастовку и свободное осуществление профсоюзных прав (Свобода объединения и коллективные переговоры. Женева, 1994. § 175).

12. Условие об обязательном предупреждении работодателя (и о сроке этого предупреждения) является одним из важнейших элементов порядка объявления забастовки. Несоблюдение этого требования может повлечь признание забастовки незаконной (см. коммент. к ст. 413).

13. Работодатель может быть извещен о предстоящей забастовке путем передачи копии решения об объявлении забастовки. Комментируемая статья предусматривает перечень сведений, обязательных для включения в решение. К их числу относится описание предмета спора, т.е. разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки. Следует отметить, что на этапе объявления забастовки требования работников нельзя изменить или дополнить. Это лишь те разногласия, по поводу которых стороны не пришли к соглашению в ходе примирительных процедур.

В решении указываются также дата и время начала забастовки.

В решении об объявлении забастовки определяется предполагаемое количество участников. Поскольку участие в забастовке является добровольным, работники, даже проголосовавшие за ее объявление, могут отказаться от участия в ней. Поэтому список участников забастовки или точное их число указать невозможно. Вместе с тем ориентировочные цифры должны быть сообщены работодателю, чтобы обеспечить возможность организации производственного процесса на тех участках, где работники не бастуют.

В решении указываются наименование органа, возглавляющего забастовку, и его состав. Это важно для определения ответственных лиц по участию в переговорах в период проведения забастовки, по достижению соглашения относительно минимума необходимых работ (услуг), выполнения иных обязанностей, предусмотренных ст. 412 ТК.

В необходимых случаях в решении должны содержаться предложения по минимуму необходимых работ (услуг) (см. коммент. к ст. 412).

14. Забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения о ее объявлении. Это своего рода гарантия от злоупотребления работниками своими правами. Если установленное требование не выполняется, забастовка может быть признана незаконной (см. коммент. к ст. 413).

Работники, пропустившие двухмесячный срок, должны вернуться к примирительным процедурам, т.е. вновь создать примирительную комиссию и т.д.

15. Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Предупреждение необходимо для того, чтобы соответствующий государственный орган имел возможность своевременно оказать сторонам содействие в организации примирительных процедур.

ПОНЯТИЕ ЗАБАСТОВКИ, ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ

Забастовка представляет собой временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от проведения примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняет решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Забастовку возглавляет представительный орган работников. Данный орган избирается одновременно с принятием решения о забастовке и имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Полномочия этого органа прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или в случае признания забастовки незаконной. В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур, которые обычно заканчиваются заключением соглашения об урегулировании коллективного трудового спора. В этом случае забастовка прекращается.

Работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять все зависящие от них меры по обеспечению общественного порядка в период проведения забастовки, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. По соглашению сторон до л жен быть обеспечен минимум необходимых работ. Если соглашение не достигнуто, то минимум необходимых для населения работ и услуг устанавливается органом исполнительной власти. При необеспечении минимума необходимых работ и услуг забастовка может быть признана незаконной.

Забастовка прекращается в случае:

а) разрешения коллективного трудового спора и заключения соответствующего соглашения;

б) принятия решения о прекращении забастовки органом, ее возглавляющим;

в) вынесения судом решения о признании забастовки незаконной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >