Пожертвование и благотворительность

Оказание благотворительной помощи

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 135-ФЗ граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

При этом п. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ определено, что благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ).

На основании изложенного прибыль от предпринимательской деятельности используется бюджетным учреждением для уставных целей деятельности. Бюджетное учреждение вправе оказать благотворительную помощь другой некоммерческой организации, если это предусмотрено уставом данного бюджетного учреждения, с соблюдением требований ст. 2 Закона № 135-ФЗ.

Вопрос: Вправе ли бюджетное учреждение на средства от предпринимательской деятельности оказать благотворительную помощь другой некоммерческой организации (театру)? (Консультация эксперта, 2017)

Статья 582 ГК РФ. Пожертвования

Новая редакция Ст. 582 ГК РФ

1. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.

2. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

3. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

4. Если законом не установлен иной порядок, в случаях, когда использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя по решению суда.

5. Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

6. К пожертвованиям не применяются статьи 578 и 581 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 582 ГК РФ

Пожертвование является разновидностью дарения и отличается от последнего следующим:

1) предмет пожертвования уже, чем дарения (не включено освобождение от обязанности);

2) субъектный состав одаряемых уже, чем при дарении;

3) существенными условиями являются цель пожертвования (см. п. 1 комментируемой статьи) и использование имущества по определенному назначению (см. п. п. 3 — 5 комментируемой статьи);

4) указанные существенные условия опосредуют ослабление личной связи с одаряемым (см. п. 6 комментируемой статьи);

5) одаряемый, принявший пожертвование, всегда несет обязанности.

Другой комментарий к Ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Дарение следует отличать от такой его разновидности, как пожертвование. Основное различие заключается в том, что при пожертвовании вещь дарится не конкретному лицу, а в общеполезных целях. Это могут быть цели, полезные как для всего общества, так и для более узкого круга лиц (например, для лиц определенной профессии, определенного возраста, жителей определенной местности и т.д.). Помимо ГК пожертвование регулируется Федеральным законом от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3340).

Договор пожертвования рассматривается как разновидность договора дарения, однако в отличие от последнего при пожертвовании права и обязанности есть у обеих сторон. Это выражается в том, что даритель (жертвователь, благотворитель), передавая пожертвование, имеет право определять цели и порядок использования своего пожертвования, а одаряемый-благополучатель вправе принять пожертвование и вместе с тем обязан выполнить условие, поставленное при дарении в общеполезных целях.

Общеполезная цель обязательно указывается при пожертвовании гражданину, поскольку пожертвование без указания цели его использования дает основание классифицировать договор в качестве обычного дарения. При пожертвовании другим субъектам права подаренное имущество должно использоваться в соответствии с назначением имущества. Однако благополучатель вправе с согласия жертвователя использовать пожертвованное имущество по другому назначению, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя — по решению суда.

Предмет пожертвования уже, чем предмет договора дарения, поскольку охватывает только вещи и права, но не освобождает от обязанности.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлено императивное правило о том, что на принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

3. В ряде случаев законодатель предоставляет дарителю право указать конкретное назначение, по которому будет использоваться имущество, когда одаряемым является юридическое лицо или гражданин. Причем в отношении гражданина это необходимость, а в отношении юридического лица — только возможность. В остальных случаях имущество должно быть использовано в соответствии с его обычным назначением.

4. Пользование и распоряжение имуществом при пожертвовании должны соответствовать его целям. Возможны ситуации, когда по каким-либо объективным причинам это становится невозможным. В таких случаях необходимо получение согласия жертвователя на использование имущества для других целей, которые также должны быть общеполезными. Если же гражданин-жертвователь умер либо юридическое лицо — жертвователь было ликвидировано (см. комментарий к ст. 61), необходимо решение суда.

Нарушение указанных правил дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Тема: Спонсорская помощь НКО

Быстрый переход Учет в НКО и жилищном хозяйстве Вверх

  • Навигация
  • Кабинет
  • Личные сообщения
  • Подписки
  • Кто на сайте
  • Поиск по форуму
  • Главная страница форума
  • Форум
  • Бухгалтерия
    1. Общая бухгалтерия
      1. Бухучет и Налогообложение
      2. Оплата труда и кадровый учет
      3. Документация и отчетность
      4. Учет ценных бумаг и валютных операций
      5. Внешнеэкономическая деятельность
      6. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенный союз
      7. Алкоголь: лицензирование и декларирование
      8. Онлайн-ККТ, БСО, эквайринг и кассовые операции
    2. Отрасли и спецрежимы
      1. Индивидуальные предприниматели. Спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН)
      2. Учет в НКО и жилищном хозяйстве
      3. Бухгалтерский учет в строительстве
      4. Бухгалтерский учет в туризме
    3. Бюджетные, автономные и казенные учреждения
      1. Бюджетный учет
      2. Программы для бюджетного учета
    4. Банки
    5. МСФО, GAAP, управленческий учет
  • Юридический отдел
    1. Правовая помощь
    2. Регистрация
    3. Опыт проверок
  • Управление предприятием
    1. Администрирование и управление на предприятии
    2. Аутсорсинг
  • Автоматизация предприятия
    1. Программы для ведения бухгалтерского и налогового учета
      1. Инфо-Бухгалтер
      2. Другие программы
    2. 1C
    3. Электронный документооборот и электронная отчетность
    4. Прочие средства автоматизации труда бухгалтеров
  • Гильдия клерков
    1. Взаимоотношения на работе
    2. Бухгалтерский бизнес
    3. Обучение
    4. Биржа труда
      1. Ищу работу
      2. Предлагаю работу
  • Клуб Клерк.Ру
    1. Пятница
    2. Частные инвестиции
    3. Политика
    4. Спорт. Туризм
    5. Встречи и поздравления
    6. Авторские форумы
      1. Интервью
      2. Простое, как мычание
      3. Авторский форум Goblin_Gaga
        1. Бухгалтера можно…
        2. опусник Гаги
  • Интернет-конференции
    1. Кому я должен — всем прощайте: все о банкротстве физлиц
    2. Архив Интернет-конференций
      1. Интернет-конференции
        1. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС
        2. Нарушение прав граждан при трудоустройстве и увольнении
        3. Новый порядок сдачи отчетности по НДС в электронном формате
        4. Подготовка годовой финансовой/бухгалтерской отчетности за 2014 год
        5. Все, что вы хотели спросить у оператора обмена электронными документами
        6. Как финансовый кризис превратить в окно возможностей?
        7. НДС: изменения в нормативном регулировании и их реализация в программе «1С:Бухгалтерия 8»
        8. Обеспечение достоверности результатов инвентаризационных мероприятий
        9. Защита персональных данных. Применение ЗПК «1С:Предприятие 8.2z»
        10. Формирование учетной политики компании: возможности сближения с МСФО
        11. Электронный документооборот на службе бухгалтера
        12. Учет времени при различных системах оплаты труда в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
        13. Полугодовой отчет по налогу на прибыль: раскроем все секреты
        14. Межличностные отношения на рабочем месте
        15. Облачная бухгалтерия 1С. Стоит ли уходить в облако?
        16. Банковские депозиты: как не потерять и выиграть
        17. Больничные листы и другие пособия за счет ФСС. Порядок расчета и начисления
        18. Клерк.Ру: задайте любой вопрос руководству сайта
        19. Правила расчёта НДС при осуществлении экспортно-импортных операций
        20. Как сдать отчетность в Пенсионный фонд за 3 квартал 2012 года
        21. Отчетность в ФСС за 9 месяцев 2012 года
        22. Подготовка отчетности в ПФР за 2 квартал. Сложные вопросы
        23. Запуск электронных счетов-фактур в России
        24. Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей
        25. Отчетность в ПФР за 1 квартал 2012. Основные изменения
        26. Налог на прибыль: нюансы заполнения декларации за 2011 год
        27. Годовая отчетность в ПФР. Актуальные вопросы
        28. Новое в бухгалтерской отчетности за 2011 год
        29. Отчетность в ФСС в вопросах и ответах
        30. Полугодовая отчетность в ПФР в вопросах и ответах
        31. Расчет пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году
        32. Электронные счета-фактуры и электронные первичные документы
        33. Формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год
        34. Расчет больничных в 2011 году. Декретные и пособия в переходный период
        35. Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах в 2011 году
        36. Изменения в финансовой отчетности в 2011 году
        37. DDoS атаки в России как способ нечестной конкурентной борьбы.
        38. Банковские продукты для физлиц: кредитование, депозиты, спецпредложения
        39. Документ в электронной форме — эффективное решение актуальных проблем
        40. Как найти работу с помощью Клерк.Ру
        41. Предоставление сведений перс. учета за первое полугодие 2010 года
        42. Налоговая ответственность: кто и за что отвечает?
        43. Проверки, взыскание, возврат/зачет налогов и др.вопросы ч.1 НК РФ
        44. Расчет больн. листов и страховых взносов в свете квартальной отчетности
        45. Замена ЕСН страховыми взносами и другие нововведения 2010 года
        46. Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций
        47. Бухгалтерский и налоговый учет товарно-материальных ценностей
        48. Обязательная перерегистрация фирм в соответствии с Законом №312-ФЗ
        49. PR и маркетинг в сфере профессиональных услуг своими силами
        50. Клерк.Ру: смена дизайна
        51. Построение личного финансового плана: мечты и реальность
        52. Подготовка бух. отчетности. Изменения в рос. стандартах учета в 2009 году
        53. Откаты в сфере продаж: за и против
        54. Потеря работы в период кризиса. Что делать?
        55. Все, что вы хотели знать о Клерк.Ру, но стеснялись спросить
        56. Кредит в кризис: условия и возможности
        57. Сохранение капитала во время кризиса: стратегии для частных инвесторов
        58. НДС: вычеты по авансам. Вопросы с ответами и без
        59. Пресс-конференция Деда Мороза
        60. Изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 2009 года
        61. Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина
        62. Российский кризис: угрозы и возможности
        63. Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?
        64. КАСКО: страховка без секретов
        65. Выплаты физическим лицам
        66. Рейдерство. Как защитить собственный бизнес?
        67. Актуальные вопросы исчисления и возмещения НДС
        68. Спецрежимы: ЕНВД и УСН. Особенности и сложные вопросы
        69. Налог на прибыль. Расчет, особенности исчисления, спорные моменты
        70. Учетная политика для целей бухучета
        71. Налоговые проверки. Практика применения новых правил
        72. НДС: порядок расчета
      2. Аутсорсинг в вопросах и ответах
      3. Как бухгалтеру выполнить требования Закона «О персональных данных»
      4. Идеальный архив бухгалтерских документов
  • Служебные форумы
    1. Архив
      1. FAQ (Часто задаваемые вопросы)
        1. FAQ: Часто задаваемые вопросы по бухучету и налогам
      2. Игры и тренинги
        1. Тренинг по воспитанию самоуверенности
        2. ВЭД в условиях суровой действительности
    2. Книга жалоб и предложений
      1. Дневники

В чем разница и существенное отличие между: благотворительным пожертвованием (ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») и пожертвованием (ст. 582 ГК РФ) для благотворителя? Пожертвование или благотворительное пожертвование направляют на строго определенные цели, или это не является в обоих случаях обязанностью?

23 июля 2019

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Таким образом, пожертвование должно преследовать общеполезную цель, которую желает достигнуть жертвователь (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 09.02.2015 по делу N 33-299/2015).
Понятие общеполезных целей в ГК РФ не раскрывается. По смыслу этого понятия речь должна идти о целях, имеющих общественную значимость, связанных с пользой пожертвования для широкого круга лиц.
Как отмечают судьи, цель использования пожертвования не может быть любой, а обязательно общеполезной и не только благотворительной направленности (постановление АС Московского округа от 29.08.2018 N Ф05-13027/18).
Цели благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности обозначены в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее — Закон N 135-ФЗ). Анализ этой нормы позволяет прийти к выводу о том, что благотворительная деятельность по существу также направлена на достижение общественно значимых целей. Однако из п. 1 ст. 2, ст. 5 Закона N 135-ФЗ следует, что благотворительная деятельность возможна, например, и в форме адресной материальной поддержки граждан, нуждающихся в такой поддержке. При этом, как указано в ст. 5 Закона N 135-ФЗ, благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Обязанность благотворителей определять соответствующие цели и порядок, в том числе при осуществлении благотворительных пожертвований гражданам, законом не закреплена.
Между тем п. 3 ст. 582 ГК РФ предусмотрено, что пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Это правило направлено на реальное обеспечение использования безвозмездно передаваемого жертвователем имущества в общеполезных целях (определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 1821-О).
Таким образом, различие между благотворительным пожертвованием и пожертвованием, урегулированным ст. 582 ГК РФ, состоит, в частности, в том, что при обычном пожертвовании гражданину жертвователь всегда обуславливает передачу имущества его использованием по определенному назначению для достижения общеполезных целей. Благотворительное пожертвование лишено такого обязательного признака: благотворитель вправе, но не обязан определять направление использования имущества благополучателем — гражданином. Следовательно, в определенных случаях благотворительное пожертвование (в частности, гражданину) в контексте норм главы 32 ГК РФ может признаваться не пожертвованием, а обычным дарением.
Также отметим, что понятие благотворительного пожертвования охватывает более широкий круг объектов гражданских прав по сравнению с пожертвованием, предусмотренным ст. 582 ГК РФ. Как уже было отмечено, в соответствии с п. 1 этой статьи пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Между тем благотворительное пожертвование может быть сделано в форме не только передачи имущества, но и, например, бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг (часть вторая ст. 5 Закона N 135-ФЗ). Отличительным признаком благотворительного пожертвования является и то, что оно может предусматривать передачу в собственность имущества, наделение правами владения, пользования и распоряжения объектами права собственности, выполнение работ, оказание услуг, как безвозмездно, так и на льготных условиях. В этом смысле благотворительное пожертвование не всегда является дарением.
Закон N 135-ФЗ не обязывает благотворителя обозначать цели пожертвования, как и указывать при передаче имущества (перечислении денежных средств), что передаваемое имущество (права) является именно благотворительным пожертвованием. Иногда благотворительный характер пожертвования может явствовать из обстановки или вытекать из условий, при которых сделано пожертвование. Тем не менее с тем чтобы достичь правовой определенности, избежать возможного недопонимания и споров (например, относительно того, действительно ли денежные средства перечислены в качестве пожертвования или перечисление произведено ошибочно и они составляют неосновательное обогащение получателя), целесообразно во многих случаях все же обозначать характер передаваемого имущества (выполняемых работ, оказываемых услуг) как пожертвование.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Договор пожертвования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

УКАЗ О СПОНСОРСТВЕ. Футбол первым классом, хоккей в общем вагоне

В минувшую пятницу за номером 300 вышел и вступил в силу долгожданный президентский Указ “О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи”, во многом открывающий и регулирующий финансовые, товарные, имущественные, интеллектуальные и иные потоки в область физкультуры и спорта.

Александр Лукашенко постановил, что “безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора” — ее требование запрещается. При этом в Указе прописано, что если спонсоров привлекают так называемым административным ресурсом, то “использование служебных полномочий влечет привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности”. Дальше — больше: требование должностным лицом спонсорской помощи “из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность”.
Указом установлено, что одной из основополагающих целей спонсорской помощи является “поддержка олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в том числе подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений”. В документе фигурирует также “пропаганда здорового образа жизни”, что можно отнести к средствам массовой информации.
На поддержку спонсоров в рамках Указа могут рассчитывать организаторы “олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий”, но только в том случае, если они проходят “по решению президента Республики Беларусь, Совета Министров, облисполкомов и Минского горисполкома”.
Безвозмездная помощь может быть оказана ветеранам спорта, спортивной медицине, а также для “научных исследований в рамках государственных научно-исследовательских программ”. Предоставление и использование спонсорской помощи запрещается “для приобретения служебных легковых автомобилей, проведения ремонта служебных помещений непроизводственного назначения; на цели, не названные в настоящем Указе, если президентом Республики Беларусь или с его согласия не определено иное”. Спонсорский механизм, технология получения помощи регулируется подробным договором, в котором указываются дающий, берущий, а также: размер (сумма, расчет стоимости) спонсорства, его цель, виды товаров (работ, услуг), которые в результате будут приобретены; порядок представления (за исключением получателей — физических лиц) отчета о целевом использовании… Примерная форма такого договора утверждается Совмином. “Совокупный размер спонсорской помощи, предоставляемой государственными органами и организациями, в течение календарного года не может превышать одного процента от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи”. То же касается предприятий, в уставных фондах которых свыше 50 процентов долей принадлежит государству. Если государственные спонсоры такой выручки не получают, их помощь размером не ограничивается. Также не ограничен размер безвозмездной помощи частного капитала.
Это общее. Теперь, что касается протекционизма, послаблений и привилегий. “Индивидуальная государственная поддержка, льготы по уплате налогов, сборов (пошлин), в том числе право на включение в себестоимость продукции товаров (работ, услуг)” и т.д., предоставляются президентом страны или действующим законодательством.
Отдельным порядком пункт 17 документа сохраняет действие 291-го президентского Указа от 7 июля 2003 г. “О дополнительных мерах государственной поддержки футбольных клубов”. Футбол может вздохнуть с облегчением, чего, увы, не скажешь о хоккее — про него в новом документе ни слова. Символично, но трехсотый Указ Александр Лукашенко подписал в день публикации статьи “Сложная тревога” (“ПБ”, N 76 от 1.07.2005), в которой руководители хоккейных клубов, в частности, новополоцкого “Химика”, били в набат по поводу утратившего силу месяц назад Указа N 290 от 7 июля 2003 года. Школа, ледовый дворец, команда мастеров, сам аппарат клуба оказались без подпитки, на грани остановки. Фонетическая двусмысленность заголовка статьи читалась не сложно и на данный момент не является ложной. Не исключено, руководители ФХРБ, успокаивающие ныне своих избирателей заверениями, что пролонгация хоккейного указа — вопрос времени, и он-де делает последние перемещения по кабинетам Совмина перед выходом на стол главы государства, окажутся в итоге правы, и все встанет на свои места. Однако не будем забывать, что в отличие от футбола, впервые идущего по льготной дорожке, хоккей проследовал ей уже дважды, в то время как еще перед подписанием первого хоккейного Указа (N 669 от 12.12.2000) Александр Лукашенко предупреждал, что мера эта временная, толчковая, призванная вывести клубы на новый уровень экономической орбиты, а уж дальше они должны сами, как все…
Как бы там ни было, хоккей — некогда единственный официально привилегированный вид спорта — ныне едет не первым классом, а в общем вагоне, который, будем надеяться, после 1 июля обретет комфортность.

Владимир БЕРЕЖКОВ