Повысить исполнительскую дисциплину

Факультативное занятие в 8 классе, тема: «Боритесь за культуру речи!»

Факультативное занятие в 8 классе

Тема: «Боритесь за культуру речи!»

Цели: научить учащихся владеть нормами и средствами литературного языка для выражения мыслей;

научить в соответствии с нормами русского языка правильно, точно, логично, выразительно, уместно употреблять средства языка в речи;

развивать творческие способности учащихся;

прививать интерес к русскому языку и литературе;

воспитывать положительные качества личности.

Ход урока

Эпиграф:

«Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно…»

Ход урока

I. Организационный момент

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Отметкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Уважаемые сотрудники нашей всеми любимой программы, носящей известное всем образованным людям название – «Для пользы и удовольствия». Так, если вы помните, называлась газета, которую выпускали учащиеся Царскосельского лицея во времена . Сегодня мы собрались здесь, чтобы создать очередной выпуск передачи. Он, как обычно, будет тематическим. Спешу сообщить вам, что сегодня мы будем говорить о русском языке.

Готовы? Тогда предлагаю руководителям отделов получить задания для своих редакций.

— Обратите внимание на эпиграф к уроку. Вдумайтесь, ребята, какое значение имеет эта поэтическая строка (ответы учащихся).

— А теперь посмотрите на репродукцию картины известного русского художника В. Васнецова «Три богатыря». Подумайте, ребята, какой смысл хотел передать художник в картине?

(Человек находится перед выбором).

Да, каждый человек в жизни очень часто оказывается в ситуации выбора. Сегодня на уроке мы тоже будем с вами выбирать правильный ответ, принимать собственное решение, высказывать своё мнение.

Работать на уроке вам предстоит индивидуально и в группе, самостоятельно и коллективно. Итак, вперёд, создатели программы «Для пользы и удовольствия»!

Отдел международной информации

Задание 1.

Учитель. Сегодня в нашей студии очень интересный че­ловек. Он является не только гостем нашей программы, но и гостем нашей страны. Это знаток английского фольклора, при­бывший в Россию на международный симпозиум специалистов в области устного народного творчества. Нам удалось пригла­сить этого замечательного человека в студию. Нужно сказать, что заморскому гостю необходима помощь членов редакции, а также радиослушателей. Помогите знатоку английских посло­виц подобрать к ним русские эквиваленты.

Кот в перчатках не поймает мышки. (Без труда не выта­щишь и рыбки из пруда.)

В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой мо­настырь со своим уставом. В какой народ попадешь — такую и шапку наденешь.)

В королевстве слепых и одноглазый король. (На безрыбье и рак — рыба.)

Невинный тот, кто умер. (Не ошибается тот, кто ничего не делает.)

Орлы не ловят мух. (Не царское это дело.)

Не учи рыбу плавать. (Не учи ученого.)

Гнилое яблоко испортит всю корзину. (Ложка дегтя в бочке меда. Паршивая овца все стадо портит.)

Почеши мою спину, а я почешу твою. (Рука руку моет.)

Похвала не пудинг. (За спасибо сыт не будешь.)

Трава всегда зеленей на другой стороне забора. (Хорошо там, где нас нет. Чужой каравай всегда слаще.)

Жизнь — это не только пиво да кегли. (Жизнь прожить — не поле перейти.)

Когда много поваров, плох и бульон. (У семи нянек дитя без глазу.)

Лучшее — часто враг хорошего. (От добра добра не ищут.)

Задание 2.

Учитель. Герой романа «В круге пер­вом» Дмитрий Сологдин изобрел Язык Предельной Ясности. В отличие от нашего Языка Кажущейся Ясности, в этом языке не было иностранных, или, как их называл Сологдин, «птичьих», слов. Говорить на Языке Предельной Ясности не так легко: в романе Сологдину не всегда удается с ходу подобрать подходя­щее русское слово, например, он не сразу придумывает, какими словами можно заменить слова капитализм, и шпионить, и толь­ко потом догадывается: толстосумство и доглядать!

Конечно, мы с вами знаем, что заме­нить все иностранные слова на слова со славянскими корнями невозможно, да это и не нужно. Даже близкие по смыслу заим­ствованные и исконно русские слова имеют, как правило, раз­ные оттенки значения и разные сферы употребления. Но иногда полезно попробовать поговорить на Языке Предельной Ясности, подбирая простые синонимы к «птичьим» словам. Например, каннибал — людоед; каламбур — игра слов.

Кому как ни сотрудникам отдела международной информа­ции под силу следующее задание.

«Переведите» на понятный всем язык ясности следующие слова:

Отдел справочной службы

Задание 1 .

Учитель. Специфика справочной службы состоит в том, что сотрудники, работающие в ней, должны быть не только эру­дированными (иначе у них нет шансов ответить на многочис­ленные вопросы любознательных читателей), но и уметь пра­вильно говорить — ведь наша редакция кроме письменной справки по какому-либо вопросу может оказать подобную услу­гу по телефону. Пока основные силы редакции брошены на ра­боту над очередным материалом настоящего выпуска, кому-то из вас придется предоставить любознательному радиослушате­лю интересующую его информацию. Ответы на поступившие ранее вопросы содержат много числительных. Прочтите их пра­вильно и помните: числительные — визитная карточка говоряще­го, а говорящий — визитная карточка нашей радиопрограммы.

Текст для чтения:

— Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч сол­дат солдат и офицеров при 587 орудиях.

— В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 — сенокосной, 735 — леса, 528 — воды.

— В 1917 году русская земля нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.

— Наиболее развитая трамвайная сеть в мире — петербург­ская, в ней по 64 маршрутам ходят 2402 вагона.

— Из 4803 лондонских автобусов 4120 — двухэтажные.

— Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллио­на произведений искусства.

— Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Ин­дии.

Задание 2.

Учитель. В редакцию с просьбой о помощи позвонил уча­щийся одной из гимназий. Оказалось, что молодой человек в данном учебном заведении — новичок, но он уже успел оценить уровень эрудиции своих одноклассников. Этот уровень прояв­ляется даже в прозвищах, которыми гимназисты «награждают» своих товарищей. Радиослушатель попросил разъяснить, что обозначают прозвища, используемые в степах его гимназии. Попробуйте помочь радиослушателю и объясните смысл слов:

«Радикал», «экстремист», «неофит», «ортодокс», «эмпи­рик», «стоик», «маргинал», «люмпен», «паупер», «аутсайдер», «адепт».

Ответ:

Радикал — сторонник решительных действий. Радикальным решением проблемы можно назвать поступок Александра Ма­кедонского, который, отчаявшись развязать головоломный верё­вочный Гордиев узел, разрубил его мечом.

Экстремист — почти то же самое, что и радикал, только ещё круче. Если бы А. Македонский был экстремистом, он, навер­ное, вообще сжёг бы тот храм, в котором хранился знаменитый узел.

Неофит — новообращённый человек, который в какой-то идее (вере, учении) внезапно открыл «свет истины». Радостный, воодушевлённый, он ещё только осваивается в новом для себя мире, готов говорить часами обо всех тонкостях новой веры, охотно и несколько навязчиво общается со своими единомыш­ленниками. А им, давним сторонникам этого учения, востор­женность неофита несколько смешна, поэтому относятся к нему снисходительно.

Ортодокс — неофит почти всегда является ортодоксом — слишком «правильный», безоговорочно верящий в каждую бук­ву и каждую запятую принятого им учения. Ортодокс принци­пиально не желает замечать, что живая жизнь шире, богаче, сложнее любых попыток её объяснить, что никакая теория или вероисповедание не может разложить всю жизнь по своим «по­лочкам». Ортодокс уверен, что если его теория и жизнь расхо­дятся, в чем-то не соответствуют друг другу, то надо беспощад­но переделать жизнь, но ни в коем случае ничего не менять в теории. Ортодоксальных приверженцев любого учения, веры называют ещё ригористами (строгими) или пуристами (чисты­ми) — это, как правило, люди сильные, цельные, искренние, сконцентрированные, но несколько культурно недоразвитые, однобокие, ограниченные.

А вот прагматик — совсем наоборот: он вообще не доверяет никаким теориям (хотя для вида он может выдавать себя за сто­ронника любой из них). Главное для него — реальная польза, ося­заемый практический результат, достижение вполне конкретных целей.

Эмпирик тоже не верит ни в какие теории и не поверит в их предсказания до тех пор, пока не убедится на собственном опы­те. Эмпирик доверяет только своим глазам, ушам, рукам, языку, носу, в конце концов. Он как апостол Фома, не поверивший в воскресение Христа из мертвых до тех пор, пока не вложил свои пальцы в раны от гвоздей на руках Учителя.

Стоик — человек, непоколебимый перед всеми ударами судь­бы, бесстрастно, невозмутимо и твердо — стоически — встре­чающий все жизненные передряги.

Маргинал — человек, не имеющий точки опоры ни в себе, ни в окружающем мире, выбившийся из привычной колеи, из вчера ещё надежного уклада жизни, оторвавшийся от своих корней и никак не могущий найти свое место в обществе, а пока болтаю­щийся среди более или менее устроенных людей, как лист дере­ва на ветру.

Раньше маргинальный слой общества пополнялся в основ­ном крестьянами, от деревенской бескормицы бежавшими в го­рода, где они, не в силах быстро приспособиться к чужой для них жизни, перебивались с хлеба на квас случайными заработ­ками. Сейчас это чаще всего молодые ребята, не освоившие пока ещё никакого дела, или самые неквалифицированные работни­ки, которых увольняют первыми, а принимают последними. Не­уверенность в завтрашнем дне, отсутствие каких-либо перспек­тив при существующем порядке вещей делает маргинальную часть населения отличным питательным бульоном для всякого рода авантюристов, призывающих это общество «разрушить до основания, а затем!..» Опыт маргинальных переворотов, в кото­рых кто был «ничем», тот-таки становился «всем», накоплен уже большой.

Люмпен, паупер — те же маргиналы, но окончательно обни­щавшие, опустившиеся на дно жизни, уже даже не пытающиеся бороться за место под солнцем. Главный лозунг люмпенизиро­ванных, пауперизованных групп во все времена и во всех стра­нах — «Хлеба и зрелищ!».

Аутсайдер — отставший. Аутсайдером может быть и коман­да, отставшая от соперников в чемпионате, и страна, слишком поздно подключившаяся к современной цивилизации, и человек, не сумевший сделать себе карьеру и вообще выгодно устроиться в обществе. Аутсайдерство, впрочем, может быть и принципи­альной жизненной позицией: «Если этот ваш мир не в состоянии оценить сокровищ моей души, то уж лучше я буду жить сам по себе в своей собачьей конуре, чем участвовать в ваших крыси­ных гонках за достаток и престиж!».

Адепт — стойкий, убежденный, активный сторонник какой-нибудь идеи или учения. Однако язык не повернется сказать: «Я -адепт этой идеи», — даже если ты действительно убежденный человек, так как в русском языке окраска этого слова не слиш­ком благожелательна: адептами называют, как правило, людей, отстаивающих чуждые учения.

Отдел редактирования текста

Задание 1.

Исправьте ошибки, возникшие в результате неразличения паронимов:

Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполни­тельскую дисциплину. Некоторые наши фильмы получают при­знательность за рубежом. Места для купания должны быть обо­рудованы спасительными средствами. Он одел комбинезон и отправился в цех. Существо данной книги — в ее народности. Славу актеру Караченцеву принесла заглавная роль в спектакле «Юнона и Авось». Этот человек известен как мастер удачливых шуток. На предложение о сотрудничестве был получен дипло­матический отказ. Рыбье хозяйство «Пруды» наладило поставку свежей рыбы в ближайшие столовые. Петров по своему харак­теру чрезвычайно скрытый человек. В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы. Туристам при­шлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.

Задание 2.

Укажите, сколько слов в письме незадачливого радиослуша­теля написано неправильно?

БеспрецеНдентный инциНдент

В полицейском участке идентиНфицировали скомпромеНтиро­вавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского са­да. «Странная нынче конъюнктура, — констаНтировали в полиции. — Воспитатели — не наш контингент».

Ответ: ошибки допущены в словах: беспрецедентный, идентифицировали, скомпрометировавшего, констатировали, инцидент.

Задан ие 3.

Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. На наш ансамбль обрушилась оглушительная слава, так что нас опознавали везде, где мы появлялись.

2.Последнее время наблюдается бурный рост нашей науки, особенно в районе кибернетики.

3. Выгул скота в парке строго запрещен по санитарным нор­мам.

4. Вход на родительское общешкольное собрание только бездетным родителям.

5. В пожилом доме наконец-то начали ремонт отопления.

6. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в повести параллельно, взаимно пересекаясь.

7. Скоропостижный отъезд родственников вызвал в нас чув­ство удовлетворения.

Задание 4.

Исправьте ошибки, возникшие в результате неверного упот­ребления фразеологизмов (не учитывается значение, перемещают­ся компоненты, пропускаются, заменяются, вставляются слова).

1. До открытия чемпионата рукой подать, и забот у спорт­сменов хоть отбавляй.

2. В некоторых видах программы бразды правления оказались в руках начинающих спортивных пар.

3. Взяв на себя такие обязательства, мы должны работать не по­кидая сил.

4. 4. В политике нельзя торопиться, иначе можно нару­бить дров.

5. Вопрос с топли­вом сложный, и просто так забросать его шапками нельзя.

6. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго.

7. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.

8. В русском языке этот союз имеет большой вес.

9. Каждая новая экспедиция приносит свой вклад в дальнейшее изучение Антарктиды на благо науки и прогресса.

Задание 5.

Найдите и исправьте ошибки в выборе форм числительных.

1. Они вырастили и воспитали двоих сыновей и двоих доче­рей.

2. Обоих сестер не дождались к обеду.

3. У четверых пре­тенденток на медаль шансы примерно равны.

4. Насыпь соору­жали с помощью двоих бульдозеров.

5. Пятеро студенток мы отправили домой.

6. Серому волку не удалось съесть семь коз­лят.

7. На обеих берегах реки раскинулись леса.

8. Деревня на­ходилась в полтора километра от станции.

9. До отпуска остает­ся около полтора месяцев.

Отдел обработки информации

Задание 1 .

Учитель. Наша страна так велика, что, даже живя в XXI веке, мы все еще сталкиваемся с проблемами связи, помехами, возникающими во время телефонных разговоров. Последний звонок радиослушателя был одним из самых неудачных: време­нами голос пропадал, долетали лишь обрывки фраз. Поэтому информация была записана секретарем не совсем правильно.

Отредактируйте предложения:

Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах. В новых кварталах города появились (высокие, высотные) дома. Художник писал (масляными, маслеными) красками. Утром в отделе предлагался (сытый, сытный) завтрак. (Болотный, болотистый) ил являет­ся отличным удобрением. В жаркий день приятно ходить по (теневым, тенистым) дорожкам. В его жизни это событие было самым (памятливым, памятным).

Задание 2 .

Учитель. В редакцию нашей программы поступило пись­мо, которое изобилует различными латинскими выражениями. Многие из них на слуху, но наверняка не все слушатели могут с уверенностью утверждать, что знают, о чем идет речь. А вы, со­трудники редакции, сможете дать толкование следующих выра­жений?

• Tabula rasa («Чистая доска». Так говорят о пустоте (пус­том месте), о сознании (или душе) человека. Этимология: древ­ние римляне употребляли для письма покрытые воском дощечки).

• Post factum («После того, как что-то произошло»).

• Terra incognita («Неведомая земля». Так говорят о чем-то непонятном, неизвестном. На древних географических картах так обозначались неисследованные места).

Задание 3.

Учитель. Текст, который предстоит читать ведущему про­граммы, напечатан без знаков препинания. Это может привести к серьезным трудностям во время эфира. Нужно предупредить возможные сложности, расставив знаки препинания:

«Каждый город имеет свое неповторимое лицо, открываю­щееся не сразу постепенно завораживающее путешественника желающего понять, знакомясь с городом его внутренний сокро­венный дух. Приезжая во Владимир восхищаешься древними соборами, дошедшими до нас с XII века и представляющими сейчас как бы визитную карточку города, его главную изюмин­ку. Изюминкой Твери множество раз горевшей и не сохранив­шей поэтому старинных церквей является гражданская застрой­ка XVIII века и уникальная планировка улиц которую Екатерина Вторая желая превратить город в уголок Петербурга приказала тщательно разработать градостроительной комиссии. Говоря о Ростове, вспоминаешь огромный кремль, гордо воз­вышающийся своими башнями над маленьким городком, робко жмущимся к его стенам колоссальную звонницу знаменитые ростовские колокольные звоны и уникальную финифть, просла­вившуюся во всем мире. Зачастую церкви XVII века это пяти­главые храмы, построенные из красного и белого кирпича бога­то украшенные характерными резными наличниками, кокошни­ками похожими на народные головные уборы изразцами, при­дающими зданию дополнительную пышность. XVII век, будучи переходным временем, от старой патриархальной Руси к новой России, стал веком небывалого расцвета архитектуры и изобра­зительного искусства веком поиска нового стиля соответствую­щего духу эпохи. В конце XVII века русское зодчество все на­стойчивей включаясь в общеевропейское русло, создает свой особый стиль, вошедший в историю под названием «нарышкин­ское барокко».

Отдел игровых разминок

Учитель. В любой радиопередаче, подобной нашей, обя­зательно предусматриваются игры с радиослушателями. Есть такой момент и в нашей программе. Прежде чем предложить игру слушателям, неплохо бы и самим попробовать свои силы.

Игра 1 .

Угадайте слово по его описанию:

«Глаз» автомобиля. {Фара.)

«Свежезамороженный» дождь{Снег.)

«Архитектурное строение» пчел. {Улей.)

Шляпка на ножке. {Гриб.)

Лесной барабанщик. (Дятел.)

Не носки и не чулки. (Гольфы.)

Игра 2.

Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифро­ваны?

Не воробей. (Слово.)

На дворе, на траве. (Дрова.)

Продукт, который маслом не испортишь. (Каша.)

Суп, сваренный Демьяном. (Уха.)

Мельник, работающий неделями. (Емеля.)

Отдел писем

Учитель. Очень часто звонят люди, желающие работать в нашей редакции. Но, как вы понимаете, обязательным условием для соискателя работы является знание русского языка и умение говорить на нем. К великому сожалению, нередко приходится от­вечать человеку, что он не подходит для подобного рода работы.

Задание 1.

Учитель. Радиослушатель, которому предстоит сдавать вступительные экзамены в высшее учебное заведение, услышал, как его назвали в приемной комиссии абитуриентом. Он этому очень удивился. Объясните его удивление.

Правильный ответ:

Его удивление можно понять. Слово «абитуриент» происхо­дит от латинского abiturients (abiturientis) — собирающийся ухо­дить, то есть оканчивающий среднюю школу. Но вот что удиви­тельно. Прежнее значение в современном русском языке было утрачено и заменено словом выпускник. А слово абитуриент получило новое значение — молодой человек, закончивший шко­лу и поступающий в вуз. Вот такое слово-«перевертыш».

Задание 2.

Учитель. Наш следующий собеседник просит разрешить его спор с другом. Друг утверждает, что у консервов и консерва­тории одно и то же значение. Прав ли друг нашего собеседника?

Правильный ответ:

Эти два слова одного происхождения — от латинского conservo — охранять, сохранять. Со словом консервы все ясно — это консерви­рованные продукты. В русский язык оно пришло в XVIII веке и пер­воначально означало пищевые продукты, заготовленные путем за­сахаривания. В современном значении стало употребляться в первой половине XLX века. А вот словом консерватория первоначально называли в Италии приюты для детей-сирот, где они обучались раз­ным ремеслам. Позже в приютах-консерваториях начали препода­вать и музыку, которая стала основным предметом. В XVIII веке эти консерватории стали широко известны в Европе, сюда приезжали учиться музыке из других стран. Слово консерватория как название музыкального учебного заведения распространилось во всех евро­пейских языках. В России первые консерватории были открыты в Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.).

Так что ваш друг и прав, и неправ одновременно.

3адание 3.

а) Объясните радиослушателю: как правильно: ксерокопиро-
вать или ксерить!

Ответ: правильно — ксерокопировать документ, отксеро­копировать документ, снять копию документа. Глагол ксерить и производные от него принадлежат к разговорному стилю. Слово ксерография — искусственное, придумано специально для этого типа копии кафедрой древних языков Огайского универ­ситета. Ксерография — по-гречески «сухописание».

б) Объясните, кто такой дистрибьютор?

Это слово произошло от английского distribute — распреде­лять. Так называют торгового посредника, поставляющего това­ры или услуги от производителя потребителю. Эта профессия требует от человека определенных физиологических и эмоцио­нальных качеств, так как продажа товара есть ремесло, которым нужно владеть, плюс азарт в работе и удача. Суперагенты (спе­циалисты по продажам) — всегда личности; они разные, но об­щее у них одно — амбиции, которые помогают им добиваться определенной цели.

Кроме здоровых амбиций, настроя на успех, дистрибьютор должен хорошо владеть техникой продаж, суметь выстроить эффективную систему работы с клиентами. Как пра­вило, дистрибьютор продвигает на рынок эксклюзивные товары, которые требуют для своей реализации консультанта, доско­нально разбирающегося в своем продукте, умеющего грамотно его представить и убедительно рассказать покупателю о выгоде приобретения данного товара для него.

Финансовый успех дистрибьютора строится не на быстрых продажах, а на профессиональном, вдумчивом подходе к своему делу, использовании при этом знания законов бизнеса, психоло­гии клиентов, особенностей национального рынка.

гв Что такое портал?

Ответ: слово портал было заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка и восходит к латинскому portus — вход, ворота. К этому же корню, как легко видеть, восходит и слово порт, и (что менее очевидно) слово паперть. Вот какие значения слова портал зафиксированы в словарях.

Портал — это архитектурно оформленный проем, вход в общественное здание, дворец, церковь. Портал сцены — архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала. В современном рус­ском языке слово портал получило новое значение.

Портал ~ это большой сайт, а сайт, (от английского site — место) — это, как написано в «Толковом словаре иноязычных слов» , место в сети Интернет, отводимое пользователю этой сети для размещения на нем информации. Иными словами, сайт — большая страничка в Интернете.

Портал — это группа сайтов, объединенных одним адресом, общими элементами дизайна и структуры. Портал — это сайт, организованный как дверь в Ин­тернет. Портал — это сайт с очень высокой посещаемостью,

г) Как правильно: в сЕти или, в сетИ?

Ответ: во всех косвенных падежах слова сеть ударение -на основе: нет сЕти, сЕтью, о сЕти. И только в предложном падеже со значением места (где?) есть два равноправных пра­вильных варианта: в сЕти и в сетИ.

Отдел рекламы

Учитель. Русский язык — великий и могучий. Однако все течет и изменяется, и даже наш замечательный язык нуждается в некоторой поддержке, а может быть, даже рекламной кампании.

III. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Продолжите предложения, используя различные виды обстоятельств:

1. На уроке я чувствовал себя… (комфортно, удобно, хорошо).

2. Урок прошёл… (быстро, весело, интересно).

— Время нашего урока (как и любой передачи) истекло. Благодарю всех создателей очередного выпуска программы «Для пользы и удовольствия» за качественную работу. Очень надеюсь, что этот урок был вам не только в удовольствие, но и на пользу.

IV. Домашнее задание

Напишите рекламный текст, призывающий изучать русский язык и бережно к нему относиться.

Постоянная болтовня коллег, слишком громкие рингтоны чужого мобильника, навязчивый серфинг в социальных сетях и бесконечная суета в корпоративном мессенджере — все эти факторы чаще всего отвлекают работников от сосредоточения на своих профессиональных обязанностях.

Помехи для продуктивной работы

Согласно опросу, проведенному службой исследования HeadHunter, большинство сотрудников российских компаний страдают от болтливости собственных коллег. 39% опрошенных не выносят праздных разговоров в своем рабочем пространстве, так как они мешают сосредоточиться на выполнении поставленных задач. Сотрудники, которые долго общаются по телефону, тоже не вызывают положительных эмоций, так как это затрудняет концентрацию на текущих делах их соседей по офису.

Любители разразиться неожиданным громким смехом вызывают неприязнь почти у четверти своих коллег.

📌 Реклама Отключить

К числу серьезных отвлекающих факторов относятся бесконечные звонки и слишком громкие рингтоны, доносящиеся с мобильных телефонов коллег; любители разразиться неожиданным громким смехом вызывают неприязнь почти у четверти респондентов.

Размышления на личные темы и свободный доступ в Интернет способны снизить продуктивность у 20% опрошенных. Кроме того, отнюдь не способствует сосредоточенности на рабочих вопросах постоянная активность онлайн-мессенджера, непрекращающиеся просьбы со стороны руководства и постоянные совещания. И только счастливые 14% признались, что на работе их ничто не отвлекает.

Отвлечение или переключение

Человек не робот, и для эффективной работы ему необходимо время от времени переключать свое внимание, делать небольшие перерывы. 📌 Реклама Отключить

Человек не робот, и для эффективной работы ему необходимо время от времени переключать свое внимание, делать небольшие перерывы. Особенно необходимо это бывает при выполнении рутинных заданий или во время интенсивной интеллектуальной деятельности. Во время коротких и регулярных перерывов происходит восстановление нервной системы. Немного передохнув, проще снова взяться за работу и не испытывать при этом затяжного утомления.

Но все это эффективно только в том случае, если перерывы являются запланированными и во время них можно действительно отдохнуть, а не открывать «второй фронт». Нет ничего плохого в том, чтоб немного посерфить в новостной ленте, «лайкнуть» отпускные фото знакомого или перекинуться парой-тройкой сообщений с другом. Подобные запланированные пятиминутки все же необходимы, при условии что сотрудник не превысит лимит времени и сможет снова вернуться к работе. В этом случае речь идет о переключении внимания.

📌 Реклама Отключить

Однако если работа постоянно прерывается незапланированными отвлекающими факторами, то подобные ситуации вызывают только раздражение и снижение продуктивности.

Внутренние причины

Некоторые факторы, мешающие эффективной работе, целиком и полностью зависят от самого сотрудника. Порой бывает сложно вычислить хронофага, так как нередко он неразрывно связан с рабочим процессом. Многие сотрудники жалуются на то, что проверка электронной почты съедает значительную часть полезного времени. В этом случае лучше проверять E-mail в определенное время, например в начале рабочего дня и после обеденного перерыва. Если вы постоянно должны быть на связи, то просмотр почты раз в час вполне способен обеспечить вашу включенность в переписку.

Социальные сети также являются достаточно прожорливым хронофагом, особенно в случаях спонтанной проверки новостных лент по нескольку раз в течение дня. Заглянуть 1-2 раза на свою любимую страничку — это не преступление, особенно если это совместить с обеденным перерывом. Но держать ее постоянно включенной и лихорадочно проверять обновления — такие действия способны нанести прямой ущерб работоспособности.

📌 Реклама Отключить

Мгновенные коммуникаторы типа «аськи» — тоже не самые полезные помощники. Если использование этих программ не относится напрямую к работе, то лучше их вообще отключить.

Как нейтрализовать помехи?

Каждый человек по-разному реагирует на интенсивную рабочую нагрузку: кому-то необходима тишина и полная сосредоточенность, а кто-то может генерировать творческие идеи под динамичную музыку, вовлекая в обсуждение окружающих. И хотя большая часть опрошенных видит выход из подобных ситуаций в отдельных кабинетах, вынужденное соседство с отвлекающими коллегами ставит перед необходимостью выполнения несложных рекомендаций.

Постоянная активность корпоративного мессенджера зачастую не столько способствует решению производственных задач, сколько отвлекает от текущей деятельности.

📌 Реклама Отключить

  • Если в офисном пространстве завелся слишком разговорчивый коллега, то попробуйте напрямую сказать ему о том, что он мешает вам сосредоточиться. Нередко этого бывает достаточно, чтобы болтливый сотрудник меньше вовлекал в свои беседы сослуживцев.
  • В случае невозможности сказать напрямую о том, что пустые разговоры мешают вам сосредоточиться, постарайтесь не принимать в них участия. Чем меньше сотрудников будет обращать внимание на болтуна, тем выше вероятность того, что он прекратит бездельничать и вернется к своим обязанностям. Но если ситуация вышла из-под контроля и общительность человека перешла все границы дозволенного, то спасаться придется самостоятельно. Если это не запрещено правилами, попробуйте работать в наушниках, слушая фоном тихую и приятную лично вам музыку. Такой нехитрый прием создаст впечатление изолированности от окружающей суеты, а заодно отучит коллег постоянно донимать вас вопросами — вы же в наушниках и имеете право «не слышать».
  • Негласный офисный этикет предписывает отключать рингтоны мобильных телефонов и ставить их в режим виброзвонков. Если вы не разделяете горячей любви коллеги к шансону или звукам животного мира Африки, то скажите ему об этом прямо. В некоторых случаях лучше высказать свои претензии, чем молча терпеть дискомфорт. Но и сами при этом не забудьте поставить телефон в беззвучный режим.
  • Постоянная активность корпоративного мессенджера зачастую не столько способствует решению производственных задач, сколько отвлекает от текущей деятельности. Если ваше присутствие в коммуникаторе необходимо, то воспользуйтесь статусами «занят» или «не беспокоить». В этом случае вы имеете полное право не обращать внимания на постоянное мигание значка. При этом все же не стоит все-таки игнорировать обращения непосредственного руководства.
  • Посторонние запахи — тоже одна из причин, вызывающих раздражение многих сотрудников. Если ваш коллега предпочитает питаться на рабочем месте и постоянно приносит из дома остро пахнущие деликатесы, то есть два выхода. Вы можете вместе с остальными попробовать организовать в офисе специальное место для приема пищи. Если помещение позволяет, то отделите это пространство перегородкой или разместите в другой комнате. Но если каждый сотрудник вынужден есть за своим столом, то единственным решением может стать частое проветривание помещения.

📌 Реклама Отключить

Сказать или промолчать

Одной из самых эффективных мер в подобных ситуациях является прямой разговор с коллегой, действия которого мешают вам сосредоточенно выполнять свою работу. Психологи отмечают, что боязнь напрямую высказать свои претензии нередко обусловлена надуманными опасениями испортить отношения. Да, подобные разговоры не относятся к числу приятных, но все же они необходимы. В этом случае обычно спасает вежливость и аргументированность.

Обращаясь в коллеге, постарайтесь придерживаться «я-высказываний», то есть фразу «твоя болтовня мешает работать» лучше заменить на «посторонние разговоры мешают мне сосредоточиться». Такие беседы однозначно лучше вести наедине, без лишних свидетелей. В большей части уместные и логически объясненные требования вызывают адекватную реакцию, но если не удалось таким образом достичь поставленной цели, то несогласие или еще более демонстративное поведение коллеги может быть сигналом того, что в вашем офисном пространстве существуют и другие, более серьезные межличностные проблемы.

Строгая дисциплина – спасение или вчерашний день?

«Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить» – восточная мудрость. Стоит ли придерживаться традиций строгой дисциплины или отправить их на заслуженный отдых? Как бороться с опозданиями? Что делать с курильщиками? Как держать под контролем тех, кто работает удалённо? И вообще — даёт ли строгая дисциплина ожидаемые результаты? На эти вопросы портала HR-tv.ru ответил психолог Геннадий Гончаров.

— Геннадий, раньше говорили: дисциплина и еще раз дисциплина. Актуален ли такой настрой для сегодняшнего дня?

— В современном постиндустриальном обществе, когда люди устали от стрессов, технологии подавления властью и поддержания дисциплины и порядка за счет наведения страха постепенно уходят в прошлое. «Боролись», «пресекать», «контролировать», «штрафы», «наказания», «лишения» – это негативные опорные предикаты речи. Диктат в управлении более не моден. На НR-конференциях представляют все новые и новые проекты гуманного управления персоналом.

В 90-х годах в HR-сфере по отношению к сотрудникам (и к внешним Клиентам) использовался термин «лояльность». После миллениума появился термин «приверженность». Далее с Запада пришла тенденция на «вовлеченность» персонала в жизнь корпорации, на создание семейных традиций в трудовых коллективах. Пару лет назад с Запада пришла новая формулировка по отношению к персоналу фирмы – «создание тезауруса счастья».

Какая же может быть борьба с персоналом, который мы хотим вовлечь в деятельность фирмы, да и еще сделать их счастливыми?!

После Перестройки мы слепо копировали и применяли на практике устарелые и порочные технологии из Америки: требовать, запугивать, заставлять, преклоняться… Следующие виды отношений на работе:

1. (О-О)- Объект-Объектные (люди – роботы, на работе не может быть личностных факторов) и (или)

2. (S-O) – Субъект-Объектные (руководитель может позволить себе человеческие слабости, подчиненные же – подневольные безэмоциональные механизмы)

Здесь Человек – не Живая личность, а часть бездушного механизма корпорации, в 90-е годы в России ряд компаний принимал данные американские стратегии управления-борьбы с сотрудниками.

В настоящее время идет новая мощная волна корпоративных тренингов Субъект-Субъектного (S-S) акмеологического отношения к человеку.

Читайте также: Я не прогуливаю, «я ищу себя»: абсентеизм успешных и не очень сотрудников

Работа над внешней формой общения формирует новое внутреннее пространство в коллективе. Поэтому постановка вопроса борьбы с опозданиями не совсем корректна.

То есть не корректно ставить вопрос о том, как «бороться» с опозданиями. Это как средняя температура в больнице, поскольку в различных сферах деятельности факт опоздании сотрудника на рабочее может иметь различные последствия: в одних сферах деятельности опоздания категорически не допустимы (экипаж воздушного лайнера, бригада Скорой помощи, пенитенциарная система), а в других, если сотрудник должен работать в офисе и выполнять определенный объем работ к определенному сроку, то почему бы не позволить ему работать в режиме sweet time (свободный график посещения)? В том случае, когда человек работает за фиксированную заработную плату, свои 8 часов в день он должен отработать, не важно, в какое время (9 – 18 час, 13 – 22 час), или вовсе не приходить на рабочее место в офисе).

Если речь идет о фиксированном графике рабочего дня и в случаях, когда сотрудник ценен для Компании, но по утрам он добирается на работу издалека и по загруженной трассе, а также задерживается на работе по вечерам (в случае необходимости), на его утренние опоздания можно закрыть глаза. Потому что если ему испортить настроение с утра упреками и придирками, то эффективность отдачи для компании такого ценного сотрудника резко снизится. В каждом индивидуальном случае следует рассматривать последствия опоздания сотрудника для работодателя как негативные (что корпорация теряет в данном случае), так и позитивные (что приобретает).

Пример. Девушка, актриса по образованию (в выходные дни и после работы играет в театре), работает менеджером по продаже недвижимости. Ее коллеги приходят вовремя на рабочее место, общаются с Покупателем строго по инструкции, – как бы идеально. Менеджер по продажам недвижимости – актриса, она часто опаздывает (поздно заканчиваются вечерние спектакли, не высыпается, учит новые роли)… Но! Коллеги этой девушки продают по 2 квартиры в месяц, а актриса-менеджер – по 18 квартир в среднем! Это бесценный сотрудник для компании! И руководитель должен понимать, что для человека творческого склада в принципе невозможно четкое структурирование дня. Если все-таки “загнать” творческую личность в жесткие рамки, эффективность отдачи понизится из-за эмоционального выгорания сотрудника.

Руководитель с утра отругал сотрудника за опоздание, далее сотрудник или замкнулся в себе и “переваривает” обиду или ищет моральную поддержку – жалуется коллегам на работе, – в результате чего половина рабочего дня уходит на вызывание к себе сочувствия коллег по работе. И происходит утрата лояльности компанией со стороны рабочего коллектива.

— Ваше отношение к штрафам, лишению премий за нарушения.

— Когда речь идет о низшем звене персонала, допустим, сети супермаркетов – о продавцах-консультантах, продавцах-кассирах, то, несмотря на тот факт, что S-S отношения в коллективе всегда в приоритете, при большом количестве подчиненных, при интенсивной текучке кадров чисто демократический подход в управлении сотрудниками не эффективен. Поэтому здесь целесообразно вводить систему поощрений, так как в соответствии с правовыми нормами Трудового кодекса РФ, система штрафов запрещена. При нарушении трудовой дисциплины мы имеем законодательное основание для невыплаты премии. Хотя ситуация, когда человек находится под постоянной угрозой и страхом потерять часть своей заработной платы, повышает текучку кадров.

А, например, при службе в органах МВД опоздание на работу – это нарушение Устава, грозит увольнением сразу, без предупреждений и даже по статье.

Исходя из вышесказанного, мы можем подытожить, что чем более творческая сфера деятельности, тем больше уровень свободы человека.

В качестве превентивных способов, как правило, эффективно работают мотивационные схемы: назначается некий минимальный оклад (например, 18000 рублей), и, если сотрудник выполняет или перевыполняет план, он получает премиальный процент, если нет нарушений трудовой дисциплины – еще дополнительную прибавку к базовому окладу (т.о. конечная оплата труда добросовестного сотрудника может составлять 40 т.р.). Или половина премиальной суммы может зависеть от выработки одного сотрудника, а остальная половина – от выработки некого подразделения. То есть коллектив “подгоняет” единичного сотрудника и сам в целом стремится к выполнению и перевыполнению плана.

Также, чтобы управление сотрудниками не сводилось к борьбе, изначально надо набирать кадры, которые соответствуют необходимым критериям, и проводить подробный инструктаж сотрудников до того, как они приступят к выполнению своих должностных обязанностей.

Не имеет смысла растрачивать время и силы на борьбу с собственным трудовым коллективом.

— Что делать с курильщиками? Ведь очевидно, что они меньше работают.

— Вопрос достаточно широкий и зависит от сферы деятельности человека. Представим себе водителей грузовиков на карьере, дальнобойщиков: мужики собираются перекурить – это некий ритуал общения.

В каждой профессии есть свои особенности.

Как солдатам, (боевые действия в Афганистане) не перекурить между боями или не принять боевые 100 грамм для храбрости?! …Как с ними бороться?

Как бороться с талантливым архитектором, дизайнером, который закрылся в кабинете и создает гениальный проект?!

Когда речь идет об «офисных курильщиках», не всегда курение – застарелая привычка. Иногда сотрудники придумывают себе перекуры для отдыха и общения. В офисах, где предусмотрены кофе-брейки, количество курильщиков значительно меньше.

По поводу курильщиков со стажем: человек может 40 дней обходиться без пищи, 5 дней – без воды, 4 минуты без воздуха (мировой рекорд 14 минут). Кислород – основа жизнедеятельности. А у курильщика с многолетним стажем даже при генетически заложенном хорошем здоровье с годами развивается ряд заболеваний, так как постоянно идет отравление токсинами. Сосуды сужаются и становятся хрупкими, появляется тенденция к повышенному артериальному давлению, клетки организма испытывают кислородное голодание, появляются хронические заболевания органов дыхания.

Любая корпорация не заинтересована оплачивать больничные листы, расходы по ДМС. И, когда речь идет об «офисном планктоне», чтобы персонал меньше отвлекался от работы и поддерживать высокую производительность, необходимо использовать мотивационные схемы. Они бывают двух видов – материальные и моральные.

Например, из материальных поощрений – премиальная прибавка в размере 5000 рублей к зарплате не курильщикам, абонементы в спортзалы. Из моральных – доска почета, похвала на общем собрании предприятия, письменные и устные поощрения в присутствии коллектива.

— Как контролировать удаленных сотрудников? Внезапными проверками, «тайными покупателями» или как-то еще?

— Тайный покупатель, buy incognito, может провести контрольную закупку, задавать при этом каверзные вопросы на знание специфики товаров, провоцировать на конфликт.

Так как в торговых залах и складских помещениях большинства торговых центров установлены видеокамеры, то очень просто наблюдать не за разовой покупкой (как в случае контроля «Таинственным покупателем»), а иметь общую картинку плюсов и минусов практически каждого сотрудника во время обслуживания Клиента. Руководитель может всегда подключиться и посмотреть (ведь это не личное пространство продавца, а территория магазина), менеджер может также наблюдать за качеством обслуживания клиентов сотрудниками своей корпорации.

На Западе в большинстве офисных помещений установка видеокамер запрещена, поэтому там работу рядовых сотрудников может контролировать только их руководитель, находясь в непосредственной близости, наблюдая за речевым этикетом, дидактикой ведения переговоров, технологиями выхода из конфликтных ситуаций, эффективностью работы с сомнениями-возражениями Клиента).

В каждом вопросе мы снова видим негативные предикаты речи – «бороться», «контролировать», «пресекать». Мы уже говорили, что нет смысла растрачивать свои силы на борьбу внутри своей корпорации. Если изначально не проговорены, не установлены правила, сотрудникам не разъяснены права и обязанности, то и приходится «пресекать», «бороться».

Оптимальный вариант – когда в корпорации существует Этический кодекс. В этом случае сотрудники постепенно ассимилируют в культуру коллектива, и отпадает необходимость в военных действиях с ними.

— Стоит ли пресекать беседы на личные темы во время рабочего дня?

— Есть сотрудники – жалобщики: они постоянно насаждают негатив в коллективе, сплетничают, рассказывают трагические истории, стараются всяческими способами привлечь внимание через жалость к себе и сострадание к своей персоне. Такими действиями они постоянно дестабилизируют обстановку в коллективе, «негатив в воздухе так и витает».

При S-S подходе к управлению коллективом необходимо учитывать человеческий фактор. Так как человек – существо социальное, на физиологическом уровне, когда человека гложет некая неразделенная мысль, то его мозг постоянно прокручивает варианты решения ситуаций и продуктивность данного сотрудника падает. У каждого человека бывают различные жизненные периоды, поэтому если сотрудник не негативен, а иногда обращается к товарищам по коллективу за советом и обсуждает с ними свои жизненные ситуации, то в данном случае не стоит пресекать общение. Достаточно изначально обговорить, что личные вопросы обсуждаются во время кофе-брейков или перерывов на обед.

Если один из сотрудников офиса – душа общества, то его шутки, подколы (разумеется, если это не переходит в перманентную клоунаду) даже улучшают обстановку в офисе, повышают производительность труда. Потому что смех – это ластик, который снимает любой негативный психоэмоциональный фон, и в таких рабочих коллективах люди спешат на работу и не хотят уходить домой после окончания рабочего дня, держатся за свои рабочие места. Ведь для мозга приоритетно состояние психологического комфорта и психологической безопасности. И, кстати, производительность труда в данных коллективах значительно выше и даже без дополнительного материального поощрения.

Читайте также: Солдафонские методы не помешают: 5 правил аутсорса

— Какие случаи из практики по установлению дисциплины можете привести?

— Изначально данная статья посвящена S-S отношению между людьми, и мы говорили о том, что в различных сферах деятельности существуют различные критерии и требования дисциплины. Как правило, в среднем и высшем управленческом звене система штрафов не очень эффективна; при управлении большими коллективам и для поддержания дисциплины нельзя заигрываться демократическим подходами и необходимо изначально создавать свод правил, должностные инструкции. Если ряд обязанностей сотрудник не выполняет, то, логично, что он не может быть премирован, потому что эту премию он не заработал.

Чтобы в большом трудовом коллективе исключить личностное выгораживание руководством любимчиков при опозданиях на работу, достаточно установить на входе/выходе турникеты. Здесь учет и контроль рабочего времени компьютеризирован: сотрудник приложил пропуск – в системе зафиксировалось время прохождения через турникет. Просто и справедливо.

Также возрастет приверженность подчиненных к компании, так как у них не появляется чувство несправедливости к ним: “Одним – поблажки, другим – неминуемые наказания”. Поэтому, с точки зрения объективного отношения ко всем сотрудникам, целесообразно вводить систему электронных пропусков (в крупных организациях).

Дисциплинирует также правило – звонить только с рабочих телефонов. Сразу отпадает желание вести личные разговоры в рабочее время (так как в распечатке звонков идентифицируются личные звонки со временем продолжительности бесед.

В крупной организации, в полиции и т.п. дисциплина добровольно-принудительная, следовательно, и меры контроля и дисциплинарного воздействия на сотрудников более жесткие.

В творческих коллективах вопрос о дисциплине – более тонкий, поэтому при приеме на работу в Отделе кадрового администрирования проговариваются все пункты должностной инструкции, затем руководитель лично вновь принятому на работу сотрудником более подробно разъясняет специфику работы, свод внутренних правил, прав и обязанностей, чтобы получить от него “обратную связь”. Конечно, актер не может опоздать на спектакль и прийти на работу в 19 час.10 мин., если спектакль начинается в 19 часов, несмотря на то, что работа актером – творческая профессия. Поэтому изначально обязанность по разъяснению внутреннего распорядка данной организации лежит на отделе рекрутмента, отделе кадрового администрирования и на вышестоящем руководителе.

С развитием игр в Интернете появились и технологии геймификации, HR-гаджеты.

Геймификация – применение игровых механик в неигровых процессах.

Механизм геймификации: человек успешно и вовлеченно занимается тем, что ему лично интересно.

Применяя данные технологии, можно продуктивно снизить стресс адаптации сотрудника на новом рабочем месте. Внутренняя социальная сеть, в которой собрана вся необходимая информация и каждую минуту демонстрируется принятое в компании поведение: «Смотри на меня – делай, как я! Молодец! Получи пряник!», способствует укреплению дисциплины.

Здесь, помимо зарплаты, сотрудника удерживает сопричастность к сильному HR-бренду, гордость от этой сопричастности, и, самое главное, та забота, что заложена в бренд компании.

Готовые инструменты позволяют быстро создать комплексную программу признания, организовать состязание или вдохновить на творческие подвиги. Т.е. с применением игровых технологий нематериальная мотивация персонала происходит за считанные минуты! Особенно эффективна геймификация в «молодых» коллективах.

Общение в игре стимулирует сотрудников делиться своими идеями друг с другом, обсуждать их, отбирать наиболее успешные и жизнеспособные идеи, развивать и внедрять их.

Вовлечение в корпоративную культуру – тонкий процесс: нельзя приказать сотрудникам разделять ценности, нельзя обязать их следовать принятым правилам поведения, но можно, применяя корпоративные социальные сети и геймификацию, вовлечь сотрудников в атмосферу корпоративной культуры, влюбить их в бренд и дать возможность чувствовать себя счастливыми в данной корпорации.

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Рабочее время – ценный ресурс, но далеко не всегда сотрудники используют его на благо компании. Опоздания и ранние уходы, чаепития и перекуры, социальные сети и даже фриланс в рабочее время – все это снижает производительность труда, и, как следствие, негативно сказывается на прибыли. Как повысить дисциплину сотрудников? В современном мире существуют технологичные способы контроля за дисциплиной персонала. Рассмотрим принцип их действия, а также положительные и отрицательные стороны.

Системы автоматизированного учета рабочего времени

Если главная проблема заключается в опозданиях сотрудников и постоянной прокрастинации в рабочее время – перекурах, чаепитиях, хождениях «в гости» друг к другу по кабинетам – помогут системы автоматизированного учета рабочего времени. Если в компании уже установлена система контроля доступа, то учет производится на этом же оборудовании. Если нет – у входа в офис и рабочие кабинеты можно установить терминалы учета рабочего времени, а территорию ранжировать на рабочие и нерабочие зоны.

Алгоритм позволит на основании данных о входах/выходах рассчитать время присутствия сотрудника на рабочем месте и время, потраченное на личные нужды. Нарушение трудовой дисциплины в виде отсутствия на рабочем месте будет легче отследить.

Современные системы автоматизированного учета рабочего времени с алгоритмом гибкого графика позволяют учитывать и стандартные, и гибкие схемы работы. Основной принцип работы гибких графиков – отработка сотрудником положенного времени в условиях, когда он не отказывает себе прийти позже или уйти раньше для личной необходимости. Время, потраченное на личные цели, сотрудник может отработать, задержавшись или придя на работу раньше. Главное, чтобы суммарное количество отработанных часов в течение соответствующих учётных периодов (рабочего дня, недели, месяца) соответствовало установленной норме. При этом бухгалтерия может вести учет реально отработанного времени, получая табель в законодательно предусмотренном формате.

Преимущества системы: Работодатель знает, когда сотрудники опаздывают, уходят раньше или находятся не на своем рабочем месте. Алгоритм гибкого графика сохраняет комфортный климат в коллективе. Нарушение трудовой дисциплины в виде опоздания на работу исчезнет.

Минусы: Без дополнительных средств контроля, например, видеонаблюдения, представляется достаточно сложным отследить, чем занимается сотрудник на рабочем месте.

Системы контроля действий сотрудников

Для борьбы с прокрастинацией на рабочем месте подходят автоматизированные системы контроля действий персонала. На рабочий компьютер устанавливается агент аналитической программы, позволяющий работодателю видеть рабочий стол сотрудника в режиме онлайн, следить за тем, какие сайты и приложения он открывает в рабочее время, наблюдать за активностью в поисковых системах и социальных сетях, контролировать использование принтера. Работодатель наглядно видит, сколько времени было потрачено на работу, а сколько – на отдых в социальных сетях и на других развлекательных сайтах: программа предоставит данные обо всех посещенных адресах и времени, проведенном на том или ином ресурсе.

Некоторые системы способны сами анализировать продуктивные и непродуктивные программы. Допустим, если речь идет о работе дизайнера, к продуктивным программам система отнесет графические редакторы, к непродуктивным – социальные сети. Хотя здесь все довольно неоднозначно – в современном мире в социальных сетях хранится множество информации, которая может потребоваться для работы. Такие системы позволяют не только отслеживать время, посвященное работе, но и вовремя выявлять собирающихся увольняться.

Плюсы: Работодатель точно знает, сколько времени было потрачено на работу.

Минусы: Многие сотрудники начинают работать менее эффективно, испытывая психологическое давление от постоянного надзора. Сложно точно оценить, какие сайты посещались с развлекательной целью, а какие были нужны сотруднику для работы: в случаях, когда четкое разделение возможно, работодатели предпочитают просто закрыть доступ ко всем сайтам, кроме рабочих. Программа учитывает только работу на ПК и не видит иных составляющих рабочего процесса: встреч, совещаний, телефонных переговоров.

Видеонаблюдение

Видеонаблюдение – самый традиционный из современных способов контроля за дисциплиной сотрудников – неизменно вызывает множество споров. Ведение видеонаблюдения за сотрудниками законно только при условии, что они об этом знают, также, согласно законодательству, нельзя вести запись со звуком. При этом видеонаблюдение способно не только положительно влиять на дисциплину, но и повысить лояльность сотрудников к компании. Этому способствует «прозрачное здание»: на мониторы в местах общего доступа выводятся изображения с камер, установленных в разных кабинетах или даже удаленных филиалах. Наблюдая за работой коллег, сотрудники чувствуют себя причастными к общему делу.

Плюсы системы: Позволяет оценить не только уровень дисциплины, но и поведение сотрудников на рабочем месте.

Минусы: Сотрудники могут испытывать напряжение от постоянного наблюдения. Достаточно сложно отследить время нахождения того или иного сотрудника на рабочем месте: для этого нужно потратить время на просмотр записи.

Сейчас все большее количество работодателей отдают предпочтение комплексному подходу к повышению дисциплины, применяя все перечисленные выше способы одновременно. Тогда предупреждение работнику за нарушение трудовой дисциплины или наказание в виде дисциплинарного взыскания будет иметь неоспоримые основания и доказательства. Использование систем автоматизированного рабочего времени, систем контроля действий сотрудников и видеонаблюдения позволяет руководителям следить за трудовой дисциплиной, сократив трудозатраты и исключив влияние человеческого фактора. А используя все эти инструменты не только для принятия дисциплинарных мер, но и для поощрения усердных работников, работодатель наверняка мотивирует своих сотрудников на еще более успешную работу на благо компании.

Автор статьи: Дарья Подольская, специалист департамента рекламных технологий компании PERCo — производителя систем и оборудования безопасности.

Как наладить дисциплину в группе – несколько советов из личного опыта

Доброго здоровья, физического и психического, друзья! Сухих Татьяна на связи. Мне поступил очень интересный вопрос от читательницы о том, как наладить дисциплину в группе детского сада. С проблемой непослушания и откровенного игнорирования общепринятых норм поведения детками каждый педагог сталкивается в своей жизни не раз и не два. Ситуация обостряется отсутствием взаимодействия с родителями в вопросе дисциплины. Разберемся?

Как и почему дети могут сделать жизнь педагога невыносимой?

Для начала процитирую читательницу: «…я пришла работать в подготовительную группу, где детки от 5-7лет. Сначала вроде справлялась и детки слушались, но сейчас никак не могу с некоторыми (их, слава богу, не много) сладить. Где упустила их не пойму. Еще проблема в том, что эти некоторые лидирующие дети тянут за собой всю группу. Итог: все «стоят на ушах» и собрать их потом очень тяжело.

Посоветуйте, как себя вести, или может какие методы есть, прошу совета как у опытного педагога. Опыта у меня, к сожалению, нет, только учусь. Пришла в сад, и не хотелось бы оттуда убегать, деток люблю они все большие молодцы, но вот поведение…»

Ситуация понятна, проходили через это многие из нас. Видимо, насколько я могу судить, моя коллега изначально не хотела быть строгой и ставить рамки дозволенного в группе для воспитанников. А рамки и правила нужны детям для полноценного развития. Чем раньше устанавливаются ограничения, тем проще будет воспитателям, родителям и самим детям в дальнейшем.

Моя коллега понимает, что допустила ошибку, но не знает, где. Мне трудно судить в этой ситуации, что именно спровоцировало потерю авторитета педагога, но постараемся исправить дело. Вы, коллега, это сделаете не только для себя самой, но и для своих воспитанников, которые готовятся в школу, где вопрос дисциплины стоит очень жестко.

Привыкнув ухом не вести на слова педагога, в стенах учебного заведения они заработают клеймо неуправляемых и нежелательных учеников.

Психологи выделяют несколько причин плохой дисциплины среди дошкольников:

  • Потребность во внимании;
  • Борьба лидеров;
  • Защита от неудач, неодобрения;
  • Месть за нанесенные обиды;
  • Банальная скука.

Если в группе один ребенок с харизмой лидера, здесь проще наладить дисциплину, а если таких «конкурентов» у воспитателя несколько, придется вести комплексную терапию в коллективе. Приготовьтесь к тому, что вы должны будете планомерно и настойчиво внедрять новые правила и менять уклад в группе.

Методы, позволяющие наладить дисциплину

Для начала стоит поработать над собой, выстроив такую линию поведения, чтобы установить авторитет. Стиль общения с детками предполагает строгость в принципиальных вопросах, ласку в любых ситуациях и добросердечность, юмор, но без сарказма, тактичность, но откровенность, отзывчивость. Главное – искренний интерес к личности каждого ребенка. Плохих деток нет, есть несчастные…

Конечная цель педагога – вызвать интерес к себе, желание общаться со стороны детей, подчиняться распоряжениям с удовольствием, готовность выполнить просьбу, заслужить одобрение, ласковый взгляд, слово, жест. Ваш строгий взгляд, слово при нарушении дисциплины должны вызывать не гнев, обиду, недовольство, а стыд за свои поступки и стремление немедленно исправить ситуацию.

В вашей ситуации, коллега, нужно лидеров организовать и возглавить. Такие ребята очень ждут признания их лидерских качеств, поэтому делегируйте полномочия лидерам, поручайте им дежурство по дисциплине. Думаю, стоит провести беседу с группой на тему, что такое плохо и хорошо, вместе определите и напишите правила, оформив специальный стенд, где также есть фото детей и ежедневные отметки по поведению в виде звезд трех цветов.

Красный – плохо, желтый – нормально, зеленый – отлично. Каждый день не забывайте выставлять оценки совместно с детьми, пусть сами определяют, какую они заслужили звездочку. Не забывайте о поощрении и авансах. Если ребенок слишком глубоко обижается на заслуженные красные звезды, поощрите его желтой или даже зеленой, но объясните свое решение всем детям. Не допускайте несправедливости!

А для привлечения внимания и искоренения вспышек непослушания во время занятий, есть такой прием: колокольчик, бубен, свисток, дудочка. Объявите, что будете проверять, кто самый внимательный и по сигналу свистка или бубна умолкнет и будет смотреть на воспитателя. Тренируйте постоянно, пока не выработается рефлекс.

Можно усложнить, задачу: как только прозвучит сигнал, все останавливаются и повторяют за воспитателем движения пальчиковой гимнастики или просто упражнения. Звонок: все смотрят и повторяют, кто молодец, заслужил похвалу или звезду. И так ежедневно, пока не достигнете автоматизма. Предупредите детей, что будете подавать сигнал неожиданно.

Другие приемы остановки негативных проявлений

При единичных проявлениях нарушений дисциплины во время важных режимных моментах можно предпринять такие меры к «нарушителю спокойствия», особенно, если действия ребенка, мягко сказать, неадекватны:

  • Игнорирование или минимальное внимание к нарушителю;
  • Сфокусированный пристальный взгляд в глаза ребенку без злобы или осуждения, спокойно, но пристально как бы останавливаем взглядом;
  • Обращение к ребенку, специально интонируемым голосом: каким-то особенным тоном говорим типа «Посмотри на меня, пожалуйста», сниженным, измененным голосом;
  • Резко останавливаем любую деятельность и говорим: «Подождем, пока Петя сможет присоединиться к нам»;
  • Нестандартный вопрос или жест (ласковый), который отвлечет ребенка;
  • Озвучивание его состояния: «Ты меня ненавидишь, ты очень злишься на Петю, ты устал и злишься»;
  • Похвала часто останавливает: «Ты так красиво ножками дрыгаешь, как это у тебя получается?», но без издевки, дружелюбно, без смеха;
  • Можно усадить на стул размышления, но не в угол.

В принципе, этих методик и приемов должно хватить, в завершение статьи хочу поделиться наводкам на хорошие методические пособия:

  • «Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Декабрь-февраль»;
  • «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа»;
  • «Как помочь аутичному ребенку. Книга для родителей. Методическое пособие»;
  • «Спецпредложение на пополнение личного счета + участие в офлайн-вебинаре «Как организовать трудовую деятельность дошкольника?»

Я очень надеюсь, что молодая моя коллега воспользуется предложенными мной идеями и сможет справиться с негативными проявлениями в детском коллективе. Кому моя статья показалась интересной – поделитесь ею с друзьями, а кто хочет постоянно читать материалы – подписывайтесь на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей

Опубликовано: 19.03.2016

Привет, уважаемые читатели моего педагогического ))) блога! С вами Татьяна…

Самостоятельная деятельность ребенка в детском саду

Опубликовано: 09.01.2017

Я, Татьяна Сухих, приветствую своих постоянных читателей – мам и…

Памятка — Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению

Опубликовано: 09.03.2017

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Сегодня вам предлагаю очень…