Повышающий коэффициент транспортный

Содержание

Транспортный налог по лизинговым авто

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 7 декабря 2018 г.

Содержание журнала № 24 за 2018 г. ОСН | УСН | ЕНВД | ЕСХНА.Ю. Никитин,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Кто платит транспортный налог на лизинговые авто: лизингодатель или лизингополучатель? Этот вопрос нередко возникает при заключении договора лизинга. По общему правилу налог уплачивает лицо, на которое автотранспорт зарегистрирован в ГИБДД. Но в случае с лизингом есть нюансы. Например, автомобиль может быть постоянно зарегистрирован за лизингодателем, а на лизингополучателя по условиям договора оформляется временная регистрация.

Если ТС зарегистрировано только за лизингодателем

Транспортное средство (далее — ТС), являющееся предметом лизинга, по соглашению сторон может быть зарегистрировано на имя лизингодателя или лизингополучателяп. 2 ст. 20 Закона от 29.10.98 № 164-ФЗ; п. 47.1 Правил, утв. Приказом МВД от 26.06.2018 № 399 (далее — Правила). Получается, что в договоре лизинга либо в соглашении к нему должно быть прописано, на чье имя будет регистрироваться ТС. В зависимости от этого и транспортный налог будет уплачиваться либо лизингодателем, либо лизингополучателемст. 357 НК РФ.

То есть, если, допустим, ТС зарегистрировано только за лизингодателем, он и будет являться плательщиком транспортного налога. И при неуплате налога претензии будут именно к нему.

Например, в одном из дел ИФНС доначислила компании-лизингодателю транспортный налог по итогам камеральной проверки. Налоговики в рамках информационного обмена получили из ГИБДД данные о зарегистрированных на компанию автомобилях, которые не были включены в декларацию. Лизингодатель обратился в суд, ссылаясь на то, что налог за спорный период уплачен полностью. Но суд этот довод отклонил, указав, что обязанность лизингодателя по уплате налога нельзя считать исполненной.

Дело в том, что налог в сумме, соответствующей сумме доначислений, после вручения акта проверки лизингодателю уплатил лизингополучатель. До этого лизингополучатель подал уточненную декларацию по транспортному налогу, где дополнительно указал лизинговые авто. Однако автомобили не регистрировались за лизингополучателем и обязанности уплачивать налог у него не былоПостановление 9 ААС от 22.05.2018 № 09АП-9798/2018.

Если ТС временно зарегистрировано за лизингополучателем

Если договором лизинга предусмотрено, что транспорт регистрируется за лизингополучателем, то на срок действия договора ТС должно быть поставлено на временный учет по месту нахождения лизингополучателя. Ему выдадут свидетельство о регистрации ТС и регистрационные знаки на срок, указанный в договоре лизингап. 47.2 Правил. В свидетельстве собственником указывается лизингополучатель, в разделе «Особые отметки» делается запись о временной регистрации за лизингополучателем по договору лизинга на срок лизинга.

При этом в паспорте транспортного средства (ПТС) содержатся сведения о собственнике имущества — лизингодателеп. 45 Положения о ПТС, утв. Приказами МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23.06.2005. А в разделе «Особые отметки» ПТС отражается, что транспортное средство временно зарегистрировано за лизингополучателем.

Кто в таком случае уплачивает налог? Это зависит от того, были ли ТС до передачи лизингополучателю зарегистрированы за лизингодателемПисьма Минфина от 17.08.2015 № 03-05-06-04/47422, от 16.05.2011 № 03-05-05-04/12; ФНС от 11.12.2013 № БС-4-11/22368. А вот на чьем балансе учитывается ТС, для уплаты транспортного налога, в отличие от налога на имущество, никакого значения не имеет.

Вариант 1. Транспортное средство, зарегистрированное за лизингодателем, временно передается по месту нахождения лизингополучателя и временно ставится на учет в ГИБДД по месту нахождения лизингополучателя. Это значит, что свидетельство о регистрации транспортного средства было выдано и при первоначальной регистрации автотранспорта за лизингодателем, и при последующей временной регистрации за лизингополучателем на срок лизинга. Информация о каждом произведенном регистрационном действии отражается в ПТС.

В таком случае платить транспортный налог должен лизингодатель по месту госрегистрации ТС.

Тем не менее налоговые инспекции нередко присылают лизингополучателям письма с требованием пояснить, почему не подаются декларации по транспортному налогу. Ведь налоговики получают из ГИБДД сведения о временной регистрации авто за лизингополучателем. Лизингополучатель может ответить примерно так.

На ваше письмо от 10.09.2018 № 06-19/14567 с требованием пояснить причины непредставления налоговых деклараций по транспортному налогу за 2015—2017 гг., поступившее по ТКС, сообщаем следующее.

По договору лизинга от 01.10.2015 № 1564-201/15 два автобетоносмесителя КамАЗ 58149Z находятся в лизинге у нашей компании. В соответствии с п. 7.8 договора лизинга транспортные средства поставлены на временный учет в ГИБДД по месту нахождения лизингополучателя (г. Коломна).

Вместе с тем эти автомобили постоянно зарегистрированы за лизингодателем — ООО «Пром-Лизинг» (г. Тула), о чем имеется соответствующая отметка в паспортах транспортных средств (сканы ПТС прилагаем). Согласно разъяснениям, приведенным в Письмах Минфина от 17.08.2015 № 03-05-06-04/47422 и ФНС от 11.12.2013 № БС-4-11/22368, плательщиком транспортного налога в такой ситуации признается лизингодатель и временная регистрация автотранспорта за лизингополучателем на срок действия договора лизинга не имеет значения.

Исходя из изложенного, у нашей компании не было обязанности представлять декларации и уплачивать транспортный налог за указанные автомобили.

Вариант 2. Транспортные средства, находящиеся в собственности лизингодателя, но не зарегистрированные за ним, по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем. Тогда платить транспортный налог должен лизингополучатель.

Совет

Если лизингодатель уплачивал транспортный налог, ошибочно полагая себя плательщиком, это не делает неправомерным учет спорной суммы в расходах по прибыли. После подачи уточненок по транспортному налогу излишне исчисленная сумма налога просто учитывается в составе внереализационных доходов текущего периодаПостановление АС ЦО от 17.11.2016 № Ф10-4450/2016. А подавать уточненки по налогу на прибыль в подобных случаях не нужносм., например, Письма Минфина от 02.03.2018 № 03-03-06/1/13312, от 23.08.2017 № 03-03-06/2/53941.

Об обязанности лизингополучателя оформить временную регистрацию на ТС и уплачивать за них транспортный налог нередко упоминается в договоре. Однако бывает, что лизингополучатель и подписывает договор с таким условием, и регистрирует на себя ТС в органах ГИБДД или Гостехнадзора, а в базу по транспортному налогу их не включает. Конечно, доначислений в этом случае не избежать. Да и спорить с налоговиками здесь, собственно, не о чемПостановление 3 ААС от 16.08.2017 № А74-10974/2016.

Кстати, сам по себе возврат лизингодателю предмета лизинга по акту приема-передачи тоже не избавит от обязанности по уплате транспортного налога, если ТС останется зарегистрированным за вашей компанией.

Основанием для перерегистрации транспортного средства за лизингодателем при расторжении договора лизинга может служить соответствующее соглашение сторонп. 47.5 Правил; Постановление 11 ААС от 10.07.2018 № 11АП-6708/2018.

Справка

Организации представляют декларации по транспортному налогу только при наличии объекта налогообложения. Причем даже если ТС зарегистрировано после 15 декабря, его необходимо указать в декларации, несмотря на то что налог по нему будет равен нулюп. 3 ст. 362, п. 1 ст. 363.1 НК РФ; Письмо Минфина от 12.05.2017 № 03-05-05-04/28799. Предприниматели декларацию не подают вовсе, поскольку уплачивают налог на основании уведомления из ИФНСп. 3 ст. 363 НК РФ.

Если лизингополучатель затянул с регистрацией ТС

Обязанность по уплате транспортного налога возникает с момента госрегистрации ТС, которая по общему правилу производится в течение 10 суток после его приобретенияст. 357 НК РФ; пп. 2, 3 Постановления Правительства от 12.08.94 № 938; п. 4 Правил. Это касается и ТС, приобретенного в лизинг (если договором предусмотрена обязанность лизингополучателя поставить его на временный учет).

Если компания использовала лизинговые транспортные средства в своей деятельности, но при этом не ставила их на учет, это может быть расценено как уклонение от уплаты транспортного налогаПостановление Президиума ВАС от 07.06.2012 № 14341/11.

Например, в одном из дел налоговики установили, что компания поставила ТС на учет в Гостехнадзоре через 1,5 года после приобретения по договору лизинга и сняла его с учета раньше, чем прекратила использовать. В подтверждение своих выводов инспекторы сослались на путевые листы за спорные периоды, данные о расходе топлива с названием марки экскаватора, а также указали, что компания продолжала начислять амортизацию по нему до конца года, хотя сняла его с учета еще в апреле.

Суд апелляционной инстанции поддержал налоговиков частично, посчитав недоказанным использование ТС после снятия с учета, поскольку в путевых листах не был указан госномер экскаватора. Однако окружной суд отметил, что у организации в спорном периоде не было другой аналогичной техники, к которой могли бы относиться документы, и отправил дело в этой части на новое рассмотрениеПостановление АС СЗО от 17.07.2017 № Ф07-6500/2017.

* * *

Если легковой автомобиль, принятый в лизинг, выпущен не более 3 лет назад и включен в перечень легковых автомобилей стоимостью от 3 млн руб. (перечень размещается ежегодно на сайте Минпромторга), то транспортный налог по нему необходимо исчислять с применением повышающего коэффициента. При этом реальная цена покупки автомобиля лизингодателем не имеет значения. А если авто в перечне не упомянуто, то повышающий коэффициент не применяется, даже если за машину заплачено больше 3 млн руб.Письмо ФНС от 01.06.2017 № БС-4-21/10448@

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Транспортный налог / земельный налог»:

Транспортный налог: повышающий коэффициент

Обновление: 22 декабря 2016 г.

Начнем с того, что транспортный налог платят все лица, на которые зарегистрированы транспортные средства. Как физические лица, так и юридические. И действие повышающего коэффициента при расчете транспортного налога распространяется на автомобили как принадлежащие гражданам, так и зарегистрированные на юридических лиц.

Компании рассчитывают налог самостоятельно

Но самостоятельно транспортный налог рассчитывают только юридические лица. Остановимся на самостоятельном расчете юридическими лицами суммы транспортного налога. Ведь физические лица платят транспортный налог на основании налогового уведомления. В отношении транспорта, принадлежащего гражданину, налог рассчитывает налоговый орган.

В 2016 году при наличии дорогостоящего автомобиля юридические лица должны рассчитать транспортный налог с применением повышающего коэффициента Кп. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому автомобилю. По общему правилу сумма транспортного налога определяется как произведение:

  • налоговой базы (мощность двигателя автомобиля, выраженная в лошадиных силах),
  • налоговой ставки,
  • доли в праве на автомобиль,
  • коэффициента Кв (отношение месяцев владения транспортным средством в отчетном году к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12)),
  • повышающего коэффициента Кп.

Дорого-богато? Плати налог больше!

Повышающий коэффициент Кп используется при расчете транспортного налога юридическими лицами начиная с 2014 года. Применяется повышающий коэффициент Кп не во всех случаях расчета транспортного налога, а только в случаях, когда компания владеет дорогостоящим автомобилем. Таким образом, законодатель вводит повышенное налогообложение предметов роскоши.

Что же парламентарии понимают под роскошным автомобилем? В 2016 году к дорогостоящим отнесены автомобили стоимостью более 3 миллионов рублей. Кроме стоимости учитывается и срок, прошедший с момента спуска автомобиля с конвейера. Отметим, что вполне вероятно, что в будущем планка для транспорта повысится и дорогостоящими будут признаваться автомобили, цена которых превышает 5 млн рублей (проект Федерального закона).

Применять повышающий коэффициент Кп при расчете транспортного налога в 2016 году нужно, если выполняются одновременно два условия:

  • стоимость автомобиля превышает 3 млн рублей;
  • срок использования автомобиля не превышает срок, установленный НК РФ в целях применения коэффициента.

Как же определить эту стоимость автомобиля? Для начала нужно проверить, есть ли машина в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2016 года. Указанный документ утвержден Минпромторгом России 26.02.2016 и размещен на сайте этого ведомства. Перечень автомобилей, по которым введен повышающий коэффициент по транспортному налогу, обновляется ежегодно. В 2016 году в перечень попали свыше 700 моделей (модификаций) автомобилей.

Что считать днем рождения автомобиля

Обратите внимание, что в Перечне содержится указание на количество лет, прошедших с года выпуска (последняя, 6 графа таблицы). По истечении этого срока автомобиль автоматически попадает в категорию «бюджетных». И повышающий коэффициент в таком случае при расчете суммы транспортного налога не используется.

Как же определить срок использования машины? Для определения коэффициента Кп срок, прошедший с момента спуска машины с конвейера, начинает течь с года выпуска автомобиля (включительно). Ведь при определении повышающего коэффициента не используется порядок подсчета срока, который закреплен для целей применения дифференцированных налоговых ставок в п. 3 ст. 361 НК РФ. Для целей применения дифференцированных ставок срок начинает течь с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Например, при расчете транспортного налога за 2016 год по автомобилю стоимостью от 3 до 5 млн рублей, выпущенному в 2013 году, для целей применения повышающего коэффициента срок, истекший с года выпуска, составит 4 года. Поэтому начиная с 2016 года повышающий коэффициент в отношении указанного автомобиля применяться не будет.

Итак, при подсчете срока, истекшего с года выпуска, необходимо начинать с года спуска автомобиля конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог. Последние разъяснения чиновников основаны именно на таком толковании норм НК РФ (письмо ФНС России от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@).

Что делать, если вы не нашли автомобиль в Перечене автомобилей, по которым введен повышающий коэффициент по транспортному налогу? В таком случае будьте готовы, что придется рассчитывать среднюю стоимость автомобиля самостоятельно. Для этих целей Минпромторг России разработал Методику расчета средней стоимости легковых автомобилей. Расчет средней стоимости автомобиля в случае отсутствия машины в Перечне Минпромторга России осуществляется по одной из двух формул в зависимости от того, находится ли производитель или дилер на территории России или за рубежом. В первом случае для расчета стоимости автомобиля берется информация от дилеров о рекомендованных розничных ценах. Во втором случае для расчета используются данные автокаталогов («Audatex», «DAT», «Kelley Blue Book», «Mitchel», «Motor», «Canadien Black Book», «Schwacke»).

Предмет роскоши: сумма налога утроится

Итак, ваш транспорт есть в Перечне автомобилей, оценивается в более чем 3 млн рублей и срок его использования превышает установленный НК РФ и Перечнем Минпромторга России в целях применения коэффициента. Значит, сумму налога придется откорректировать на коэффициент. Всего предусмотрено пять видов повышающих коэффициентов в зависимости от года выпуска автомобиля и его стоимости. Информация о повышающих коэффициентах представлена в Таблице 1 (Информация ФНС России «Об исчислении транспортного налога для владельцев дорогостоящих автомобилей»). Минимально сумма налога увеличится всего на 10 процентов. Максимально предусмотрено утроение суммы налога к уплате.

Таблица 1

Стоимость, млн руб. Коэффициент в зависимости от количества лет с года выпуска легкового автомобиля
до 1 года От 1 до 2 лет От 2 до 3 лет до 5 лет до 10 лет до 20 лет
от 3 до 5 1,5 1,3 1,1
от 5 до 10 2
от 10 до 15 3
от 15 3

Считаем ежеквартально

Налог рассчитывается компанией ежеквартально. И так же ежеквартально применяется корректирующий коэффициент.

Обратите внимание, что в 2014 году корректирующий коэффициент применялся только к ежегодной сумме налога. Ежеквартальные платежи рассчитывались без учета корректирующего коэффициента. Корректировка на корректирующий коэффициент производилась только по итогам года (Информация ФНС России «О разъяснении порядка исчисления авансовых платежей по транспортному налогу для дорогостоящих автомобилей»). Но начиная уже с налогового периода 2015 года при исчислении авансовых платежей также применяется повышающий коэффициент (п. 2.1 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Поэтому в 2016 году и ежегодный, и авансовый платежи по транспортному налогу рассчитываются с учетом коэффициента Кп.

При заполнении налоговой декларации по транспортному налогу повышающий коэффициент (Кп) нужно указать в строке с кодом 150 Раздела 2 декларации по транспортному налогу. В строке 150 налоговой декларации по транспортному налогу за 2016 год надо отразить коэффициент Кп, взяв его из Таблицы 1.

В этой статье:

Повышающие коэффициенты по транспортному налогу

Каждый человек, который является владельцем зарегистрированного авто, обязан регулярно платить налог за свой транспорт. Это касается как физических, так и юридических лиц.

К дорогим автомобилям, при расчете транспортного налога, применяется дополнительный повышенный коэффициент.

Понимать, что такое повышающий коэффициент к транспортному налогу важно для всех автомобилистов, особенно при покупке нового авто.

Это переменный фактор, размер его зависит от стоимости транспортного средства и года его выпуска.

Влияние повышающего коэффициента в 2019 году распространено на любой автомобильный транспорт, который поставлен на учет. Независимо от того, находятся он в собственности юридических ли физических лиц.

Используя повышающие коэффициенты, государство увеличивает обложение налогов на объекты роскоши.

Для определения налога на транспорт повышающий коэффициент применяется только к тем маркам авто, что упомянуты в перечне Минпромторга.

Относительно законодательства, дорогостоящими считаются машины средней стоимостью не меньше 3 миллионов рублей. Повышающий коэффициент зависит от двух факторов:

  • цены автомобиля;
  • года, когда он был выпущен.

При расчете транспортного налога КП используется в случае, если автомобильное средство соответствует таким условиям:

  1. Цена автомобиля не менее 3 миллионов рублей.
  2. Модель и марка есть в списке Минпромторга.
  3. Дата изготовления автомобиля соответствует той, что упомянута в списке Минпромторга.

Для каких машин применяют повышающий коэффициент

Перед тем, как посчитать транспортный налог с повышающим коэффициентом, следует выяснить присутствует ли данное транспортное средство в списке легковых автомобилей средней стоимостью от 3000000 рублей для периода налогообложения за 2019 год.

Перечень автомобилей, по каким установлены повышающие коэффициенты для расчета налога на транспорт подготавливает и размещает на своем сайте Минпромторг России, не позднее 1 марта каждого года.

Новый список автомобилей включает 909 легковых автомобилей. Он значительно вырос, так как ранее в него входило 708 машин.

В соответствии с законодательством, повышающий коэффициент при расчете налога на транспорт составляет:

  1. Для машин легкового типа средней стоимостью начиная от 3 до 5 миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло 2-3 года — 1,1.
  2. Для машин легкового типа средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло 1-2 года — 1,3.
  3. Для автомобилей легкового типа средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не больше 1 года — 1, 5.
  4. Для машин легкового типа средней стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не больше 5 лет — 2.
  5. Для машин легкового типа, средняя стоимость которых от 10 до 15 миллионов рублей, если с момента выпуска прошло не больше 10 лет — 3.
  6. Для машин легкового типа средней стоимость от 15 миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не больше 20 лет — 3.

Формула для расчета

Для того, чтоб посчитать транспортный налог с повышающим коэффициентом следует сумму транспортного налога, что рассчитана по общим правилам, умножить на повышающий коэффициент.

Такой порядок предусмотрен НК РФ. Новый перечень легковых автомобилей, что относятся к дорогим и в отношении которых применяется КП, можно скачать на сайте Минпромторга России.

Если машина не включена в список, регламентирующий применение повышающего коэффициента, а по ней нужно уплатить налог, то следует высчитать среднюю стоимость автомобиля самостоятельно.

Для правильного подсчета Минпромторгом утверждена Методика средней стоимости легковых авто. Зависит ее определение от того, на какой территории расположен дилер или производитель машины.

Имеется в виду стационарное положение точки продажи транспортного средства — на территории страны или за границей:

  1. Если реализация автомобиля происходила в России — производитель предоставляет сведения о рекомендованных продажных ценах данного автомобильного средства в розницу.
  2. Что касается второго случая, то данные берут из автомобильных каталогов.

Ежеквартальный расчет налога

Каждый квартал предприятия должны определять налог на транспорт, используя при этом корректирующий коэффициент КП.

При заполнении главного отчета по налогу за транспорт повышающий коэффициент указывают в 180 строку, Раздела 2.

Его значение берут из таблицы, которая приведена на сайте Минпромторга России.

Ставка транспортного налога в регионах России

Ставки и льготы на зарегистрированный автомобиль устанавливаются законодательством. Но региональные власти имеют право увеличивать или уменьшать эти показатели.

Размер ставки налога на транспортное средство напрямую зависит от законодательных актов, которые утверждаются региональными властями.

Коэффициент транспортного налога по регионам приведен на сайте ФНС в разделе «справочная информация по имущественным налогам».

Чтоб его определить, в таблице нужно отыскать свой регион и перейти на его страницу. Затем выбрать следующее:

  • налог на транспорт;
  • выбрать регион — в строке, которая выпадет будет полный список регионов России;
  • определить отчетный период — год;
  • муниципальное образование, но это не обязательно;
  • нажать кнопку «найти».

Для получения развернутой информации о ставках и льготах по налогу в 2019 году, нужно в правой колонке построенного списка перейти по ссылке «подробнее».

В результате поиска, система выявит документ, на который нужно опираться при расчете налоговой ставки для субъектов определенной области.

Ставки, что берутся для определения налога на транспорт, не разделяют на ставки для юридических и физических лиц. Их критерии зависят от мощности автомобиля и его вида.

На сайте ФНС представлены таблицы и информацией о ставках транспортного налога по регионам в 2019 году. Самые высокие ставки налога в центральной части России.

Кроме того, на их размер влияет производственна область региона. Невысокие ставки на автомобили легкового типа зафиксированы в Магаданской области, Ингушетии, Чеченской республике.

В некоторых регионах, чтоб поддержать семьи с низким уровнем дохода, ставки на автомобили мощностью до 100 л. с. разбиты на более мелкие показатели.

Закон «О транспортном налоге» принимается в каждом регионе, он регулирует размер ставок в регионе и периодичность оплаты для физических лиц и предприятий.

Возраст транспорта

Для того, чтоб правильно рассчитать транспортный налог, количество лет с года выпуска автомобиля, определяется в календарных днях по состоянию на 1 января текущего года.

Отсчитывать нужно с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, и включать в себя год, за который нужно платить налог.

Если на начало года, за который рассчитывается налог, предельное количество лет истекло, повышающий коэффициент за этот год не применяют.

Таким образом, существует список автомобильных средств, на которые устанавливается повышающий коэффициент при расчете транспортного налога. КП напрямую зависит от стоимости и года выпуска машины.

Размещение данного списка автомобилей осуществляется не позднее 1 марта каждого года на сайте Минпромторга России. При определении налога на транспорт каждый перечень авто применяется только за тот год, в котором он был опубликован.

Повышающий коэффициент для транспортного налога в 2019 — 2020 гг.

Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?

Повышающий коэффициент транспортного налога в 2019–2020 годах

Итоги

Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?

Повышающий коэффициент транспортного налога (ТН) был введен в НК РФ в 2014 году. Он применяется в отношении некоторых категорий транспортных средств (ТС) и зависит от средней стоимости авто и его возраста.

Так, п. 2 ст. 362 НК РФ предусмотрены следующие коэффициенты (для 2019-2020 годов):

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью более 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Порядок расчета средней стоимости определяет Минпромторг России. Он же размещает на своем сайте в интернете перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., налог по которым нужно считать с повышающим коэффициентом. Отслеживать обновления перечня Минпромторга можно на сайте ведомства.

Актуальный перечень Минпромторга можно скачать .

См.также «Лендроверы попали в список дорогостоящих авто Минпромторга».

Возраст автомобиля определяется с учетом года его выпуска (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).

Заметим, что размер повышающего коэффициента принципиально знать только плательщикам ТН — организациям, т. к. они рассчитывают налог самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ). За «физика» коэффициент применит инспекция.

О том, как заполнить декларацию, читайте в этом материале.

ВНИМАНИЕ! Начиная с отчетности за 2020 год налог за организации тоже будет считать налоговая. Декларацию сдавать не понадобится. Подробности см. в материале «Приняты выгодные поправки в НК РФ».

Повышающий коэффициент транспортного налога в 2019–2020 годах

Повышающий коэффициент по транспортному налогу следует учитывать при расчете не только суммы налога за год, но и авансов по нему (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

О процедуре расчета налога на транспорт подробнее читайте в статье «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

Если на вашу компанию зарегистрирован дорогой автомобиль, прежде чем рассчитать транспортный налог, проверьте:

  • Включен ли ваш автомобиль в перечень, размещенный на сайте Минпромторга. Используйте только актуальный перечень (он обновляется ежегодно).
  • Не превышает ли срок использования автомобиля срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента. При подсчете срока необходимо начинать с года спуска автомобиля с конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог (письмо ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/3274@).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, повышающий коэффициент не применяется.

О том, применяется ли повышающий коэффициент к налогу, если автомобиль не указан в опубликованном Минпромторгом перечне, читайте в материале «Как платить транспортный налог, если дорогого авто нет в перечне Минпромторга?».

Если условия выполняются, при расчете транспортного налога по легковому автомобилю средней стоимостью более 3 млн руб. необходимо применить формулу:

ТН = ТПоп × Кп,

где ТПоп — сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам (произведение налоговой базы на ставку налога и коэффициент владения транспортным средством);

Кп — повышающий коэффициент.

Платить налог с учетом повышающего коэффициента нужно и в тех случаях, когда описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в перечне Минпромторга содержит меньше либо больше сведений по сравнению со сведениями из ГИБДД (письмо ФНС от 18.07.2017 № БС-4-21/14024@).

Итоги

Повышающий коэффициент по транспортному налогу применяется в том случае, если автомобиль указан в перечне Минпромторга и срок использования автомобиля не превышает срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента.

Перечень дорогих автомобилей средней стоимостью свыше 3 млн руб. ежегодно обновляется на сайте Минпромторга не позднее 1 марта. Если транспортное средство в этом перечне отсутствует, повышающий коэффициент в расчете транспортного налога не участвует.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Транспортный налог по дорогостоящим автомобилям

Столяров Д. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 января 2014 года при расчете транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей нужно применять повышающие коэффициенты. Размер коэффициента зависит от года выпуска транспортного средства и его средней стоимости. Как определить эти показатели? Нужно ли повышающий коэффициент использовать при расчете авансовых платежей?

Общие нормы НК РФ

На основании п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансового платежа по нему самостоятельно. По общему правилу (п. 2 указанной статьи) сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Если организация по истечении каждого отчетного периода (I, II и III кварталов) должна уплачивать авансовые платежи (отменить данную обязанность может субъект РФ), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

В отношении дорогостоящих легковых автомобилей (стоимостью от 3 млн руб.) исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента. Следовательно, формула расчета транспортного налога по дорогостоящему автомобилю выглядит так:

Сумма исчисленного транспортного налога

=

Налоговая база

х

Налоговая ставка

х

Повышающий коэффициент

Значение повышающего коэффициента, как мы уже указали, зависит от средней стоимости автомобиля и года его выпуска.

Показатели по легковому автомобилю

Значение повышающего коэффициента

Средняя стоимость

Период, прошедший с года выпуска

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 2 до 3 лет

1,1

От 1 года до 2 лет

1,3

Не более 1 года

1,5

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

Не более 5 лет

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

От 15 млн руб.

Не более 20 лет

Таким образом, транспортный налог на легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн руб. рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов (от 1,1 до 3) в зависимости от года выпуска автомашины.

О средней стоимости легкового автомобиля

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга в Интернете. Поэтому перечень легковых автомобилей, размещенный на указанном сайте 28.02.2014, применяется для налогового периода 2014 года, перечень легковых автомобилей от 27.02.2015 – для налогового периода 2015 года, перечень от 26.02.2016 – для налогового периода 2016 года, перечень от 28.02.2017 – для налогового периода 2017 года. С целью установления факта включения Минпромторгом конкретного автомобиля в перечень нужны такие входные данные:

  • марка и модель (версия) ТС;

  • тип двигателя (бензиновый, дизельный или гибридный);

  • объем двигателя;

  • количество лет, прошедших с года выпуска.

В перечне не приводится средняя стоимость каждого автомобиля по отдельности. ТС с учетом количества лет, прошедших с года выпуска, объединены в группы по показателю «Средняя стоимость», заданному Налоговым кодексом. Автомобили «раскидываются» по группам на основании средней стоимость ТС, процедура расчета которой закреплена в Порядке расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минпромторга РФ от 28.02.2014 № 316.

Количество позиций в перечне год от года все возрастает (Минпромторг проводит работу по уточнению перечней), поэтому налогоплательщику нужно проверять свой дорогостоящий автомобиль на предмет включения в очередной перечень ежегодно.

Группа по показателю «Средняя стоимость»

Количество позиций в группе для налогового периода

2017 года

2016 года

2015 года

От 3 млн до 5 млн руб.

От 5 млн до 10 млн руб.

От 10 млн до 15 млн руб.

Свыше 15 млн руб.

Итого

В случае отсутствия легкового автомобиля в перечне (в том числе с учетом типа и объема двигателя транспортного средства) или несоответствия количества лет, прошедших с года выпуска, аналогичному показателю перечня повышающий коэффициент применяться не должен.

Вывод от ФНС: если приобретенный легковой автомобиль отсутствует в перечне, размещенном на официальном сайте Минпромторга, транспортный налог по данному ТС нужно исчислять без учета повышающего коэффициента (Письмо от 11.01.2017 № БС-4-21/149).

О годе выпуска легкового автомобиля

В Налоговом кодексе указано, что в целях определения периода, прошедшего с года выпуска ТС, отсчет начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Финансисты уточняют: срок исчисления количества лет, прошедших с года выпуска легкового автомобиля, в отношении которого применяется повышающий коэффициент, установленный п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисляется с года выпуска транспортного средства по налоговый период, за который уплачивается налог. Допустим, при расчете транспортного налога за 2016 год в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска следует исходить из того, что с года выпуска ТС прошло три года.

Вывод от Минфина: в отношении транспортного средства 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2016 год применяется повышающий коэффициент 1,1 (Письмо от 18.05.2017 № 03-05-05-04/30334).

Соответственно, в отношении легкового автомобиля 2014 года выпуска и стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно при исчислении суммы транспортного налога за 2017 год применять повышающий коэффициент не нужно (ведь с года выпуска в этом случае прошло уже четыре года).

Повышающий коэффициент и авансовые платежи

В силу п. 2 ст. 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, если только законами субъектов РФ не предусмотрено иное. В ситуации, когда авансовые платежи уплачивать нужно, возникает вопрос, надо ли при определении их величины в отношении дорогостоящих автомобилей учитывать повышающий коэффициент. Ответ можно найти в п. 2.1 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ.

Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента.

Таким образом, формула расчета авансового платежа по транспортному налогу в отношении дорогостоящего автомобиля выглядит так:

Сумма авансового платежа

=

х

Налоговая база

х

Налоговая ставка

х

Повышающий коэффициент

* * *

Транспортный налог, а также авансовые платежи по нему (если уплата таковых не отменена на уровне региона) в отношении дорогостоящих легковых автомобилей исчисляются с применением повышающего коэффициента в том случае, если конкретный автомобиль с учетом срока, прошедшего с года его выпуска, включен Минпромторгом в перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. на соответствующий налоговый период.