Постановление о приостановлении деятельности

Содержание

Алгоритм административного приостановления деятельности

22.06.2010″Экономика и Жизнь» Анна Тюрина

Cтатья 3.2 КоАП РФ предусматривает наряду со штрафом, предупреждением, конфискацией такое наказание, как административное приостановление деятельности. Этот вид ответственности применяется при совершении ряда нарушений, если в санкции статьи, размещенной в Особенной части КоАП РФ, указано такое наказание. Пленум ВС РФ обратил на это внимание в своем постановлении.

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

  • деятельности ИП, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;
  • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
  • осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется только в случаях:

  • угрозы жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности.

КоАП РФ предусматривает всего 45 составов нарушений, за которые могут приостановить деятельность.

Решение о приостановлении деятельности назначается судьей (районных судов), и только если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Это решается в каждом конкретном случае в судебном процессе. Максимальный срок, на который может быть приостановлена деятельность, — 90 суток.

Пленум дал рекомендации судьям, перед которыми поставлен вопрос о применении к нарушителю ответственности, ограничивающей деятельность. В частности, они должны при назначении этого наказания учитывать характер деятельности нарушителя, характер совершенных им действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

Досудебное приостановление

Следует отличать приостановление деятельности от временного запрета деятельности, предусмотренного ст. 27.16 КоАП РФ. Это мера предшествует рассмотрению дела в суде о применении приостановления деятельности. Ее максимальный срок — пять дней и ее назначение — в досудебном ограничении деятельности нарушителя, пока судом не будет решен вопрос о применении в отношении его такой меры ответственности, как приостановление деятельности. Пленум ВС РФ обратил внимание на то, что эти пять дней включаются в срок приостановления деятельности, если судом принято положительное решение.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол о соответствующем административном правонарушении.

Обеспечение наказания

В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих нарушителю, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ, услуг), от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, отметил Пленум ВС РФ, в постановлении суда не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.

При этом необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

Досрочное прекращение приостановления

Досрочно снять наложенное наказание можно по ходатайству лица, чья деятельность была приостановлена, но только в судебном порядке и только если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

Для досрочного прекращения административного приостановления деятельности судьей в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении.

Заключение дается в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и оценивается по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивировано.

Ходатайство рассматривается судьей в пятидневный срок со дня поступления в суд. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не устранили своевременно причины, повлекшие назначение им приостановления деятельности, то по истечении срока действия административного наказания, будет иметь место новое административное правонарушение.

Наиболее распространенные нарушения, за которые может последовать приостановка деятельности

Статья КоАП РФ

Правонарушение

Нарушение законодательства о труде и об охране труда

6.3, 6.4

Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, технических регламентов, в том числе при эксплуатации жилых или общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Нарушение требований проектной документации в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий)

Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

Повторное в течение года несоблюдение юрлицом или ИП при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к работам

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю

18.15, 18.16, 18.17

Незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, нарушение правил их привлечения к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)

Подписка Разместить:

Каждый предприниматель осуществляет свою деятельность под контролем уполномоченных государственных органов. В задачи этих структур входит анализ действий субъекта предпринимательства и применение к нему мер административного воздействия в случае, если выявляются какие-либо нарушения в законодательных или нормативных требованиях. Наиболее серьезная санкция – принудительная приостановка деятельности ООО или ИП по решению судебного органа.

Приостановка деятельности ООО по решению суда: причины и виды

Порядок применения такой меры регламентирован Кодексом об административных правонарушениях РФ. В частности, его ст. 3.12 предусматривает три возможных вида приостановки:

  • Деятельность организации в целом, либо ее филиалов, подразделений;

  • Ограничение использования отдельных объектов, оборудования, зданий или помещений;

  • Запрет на осуществление определенного вида деятельности, на оказание конкретных услуг.

Причины для применения такого вида административного наказания также определены в КоАП РФ: ч. 2. ст. 3.12 предусматривает, что приостановка деятельности по решению суда возможна, в частности, при возникновении угрозы:

  • жизни и здоровью людей;

  • возникновения или распространения эпидемий, эпизоотий, загрязнения карантинными, радиационными, химическими объектами;

  • техногенной или радиационной аварии;

  • причинения вреда окружающей среде.

Кроме того, приостановка деятельности на 90 суток также применяется при совершении многих административных правонарушений в различных сферах правоотношений, она назначается, если менее жесткие меры не смогут обеспечить достижение цели наказания.

Читайте также: Блокировка счета ИФНС

Приостановка деятельности предприятия по решению суда: процедура

Применение приостановки деятельности в качестве административного наказания возможно только на основании судебного решения. В первую очередь уполномоченный орган выносит решение о временном запрете деятельности. Это необходимо, чтобы сразу после выявления нарушения исключить возможные неблагоприятные последствия и подготовить документы для передачи в суд.

При составлении протокола о правонарушении и временном запрете он вступает в силу незамедлительно, должностное лицо надзорного органа обязано ознакомить с документом и выдать его копию руководителю предприятия. У последнего есть право отказаться от подписания протокола или внести в него свои замечания. Отказ от подписи или наличие замечаний не служит препятствием в рассмотрении протокола в судебном порядке.

Читайте также: Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

Дела по данным протоколам рассматриваются районными судами по месту нахождения предприятия. Суд, на основе материалов по правонарушению, рассматривает вопрос о приостановке деятельности. В ходе рассмотрения учитывается: вид правонарушения, возможные последствия продолжения деятельности, характер поведения руководства предприятия, наличие ранее выявленных правонарушений.

Максимальный срок административной приостановки – 90 суток. Суд вправе назначить меньший срок санкции, если сочтет, что этого времени хватит предприятию для устранения нарушений и для осознания его собственниками и руководством необходимости соблюдать установленные нормативные требования.

В срок приостановки включается период временного запрета, введенного по решению должностного лица до обращения в суд.

Законодательством не регламентируется количество случаев применения данного вида наказания к одному субъекту предпринимательства. На практике иногда возникают ситуации, когда после приостановки деятельности предприятие подвергается проверке со стороны уполномоченного органа, по инициативе которого было введено ограничение. В ходе этих контрольных мероприятий устанавливается факт не устранения ранее выявленных нарушений, что служит основанием для повторного обращения в суд с требованием приостановить деятельность.

Решение о приостановке деятельности вступает в силу незамедлительно, вне зависимости от того, подается ли на него апелляционная жалоба нарушителем. Сразу после оглашения судебное решение передается на исполнение судебным приставам. Сотрудники ФССП в присутствии понятых опечатывают помещения, накладывают пломбы, принимают иные меры, обеспечивающие соблюдение решения о запрете деятельности. При этом предпринимаемые меры не должны препятствовать устранению зафиксированных нарушений. Например, если поводом для приостановки деятельности стали нарушения требования пожарной безопасности, то собственник объекта вправе проводить на нем мероприятия по приведению объекта к соответствию нормативным требованиям.

Приостановка деятельности ООО по решению суда: последствия

Приостановка деятельности любого предприятия оборачивается значительными финансовыми потерями. Компания теряет клиентов, работники находятся в вынужденном простое и должны получать за него заработную плату в размере 2/3 от среднего заработка согласно требованиям ч. 1 ст. 157 Трудового кодекса РФ. Кроме того, определенные затраты необходимы на устранение нарушений. Но после их устранения компания может работать и далее, при этом информация о примененном к ней наказании никак не отражается в дальнейшем на процессе деятельности.

Следует помнить, что п. 3 ст. 32.12 КоАП РФ предусматривает возможность восстановить работу досрочно. Для этого необходимо устранить все нарушения, обратиться за заключением об этом к должностному лицу надзорного органа и подать ходатайство в суд, вынесший решение о наказании. Ходатайство рассматривается в пятидневный срок.

Если судом будет установлено, что каких-либо угроз от работы организации больше нет, то выносится решение о досрочном возобновлении деятельности. При этом суд может указать дату возобновления произвольно, с учетом мнения должностного лица. Решение о возобновлении также вступает в силу незамедлительно и после его вынесения прекращаются все ограничительные меры.

Отметим, что в некоторых случаях судебное решение о принудительной приостановке не подлежит исполнению. Это возможно в отношении организаций, эксплуатирующих объекты жизнеобеспечения, а также в случае, если приостановка необратимо нарушит производственный процесс. Во всех остальных ситуациях такая мера ответственности возможна и используется государственными органами довольно часто.

Читайте также: Приостановка деятельности ИП без деятельности

Работа фирмы приостановлена по суду: что делать бухгалтеру

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 20 апреля 2012 г.

Содержание журнала № 9 за 2012 г.С.М. Аипкин, юрист

Суды общей юрисдикции за различные нарушения приостанавливают деятельность примерно 30% фирм, привлеченных к административной ответственности. Надеемся, что с вашей организацией это не случится. Но на всякий случай надо быть готовым ко всему.

Что такое административное приостановление деятельности

Это наказание в виде временного (до 90 суток) прекращенияч. 1, 2 ст. 32.12 КоАП РФ:

  • деятельности организации или ее отдельных подразделений;
  • эксплуатации отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений;
  • отдельных видов деятельности.

Приостановление деятельности назначается судьей. Исключение — нарушение требований промышленной безопасности, угрожающее жизни или здоровью людей. В этом случае деятельность приостановит Ростехнадзорч. 3 ст. 9.1, пп. 1, 4 ч. 2 ст. 23.31 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.07.2004 № 401.

Сразу после вынесения постановления о приостановлении деятельности в организацию приходит пристав и закрывает доступ к объекту, деятельность которого приостановили.

После истечения срока приостановления, если оно не было прекращено досрочно, организация сразу может начинать работать. Пристав сам вынесет постановление об окончании исполнительного производства и направит его в судч. 3, 6 ст. 47 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Но необходимо помнить, что, возможно, сразу или через какое-то время в организацию явится проверяющий, например трудинспектор или пожарный, чтобы проконтролировать, устранены ли нарушения, за совершение которых приостанавливалась деятельностьч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ.

И если будет установлено, что такие нарушения не устранены, то приостановление деятельности может быть назначено вновьч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ.

Как платить зарплату

Административное приостановление деятельности — это простой по вине работодателяст. 1.5 КоАП РФ; ст. 72.2 ТК РФ. Если это произошло из-за того, что были нарушены требования охраны труда, за неработающими сотрудниками сохраняется средний заработокст. 220 ТК РФ. Если же причиной приостановления были другие нарушения, бездействующим работникам надо платить не меньше 2/3 среднего заработкаст. 157 ТК РФ. В табеле учета рабочего времени необходимо указать такое условное обозначение, как «РП» или «31» — «Время простоя по вине работодателя».

Труд тех, кто работает в обычном режиме, оплачивается по-прежнему. Например, приостановлена работа лишь одного цеха из-за трудоохранных нарушений. Рабочим этого цеха вы заплатите средний заработок, в то время как всем другим работникам продолжите начислять зарплату за отработанное время.

Работников, которые в связи с приостановлением деятельности не могут трудиться, можно временно перевести на другую работу, при условии, что они на это согласныст. 72.2 ТК РФ. Причем тем, кто временно переводится на другую работу из-за нарушений в области охраны труда, нужно платить не меньше прежнего среднего заработкаст. 220 ТК РФ.

Если неработающие сотрудники не согласны переводиться на другую работу и фактически не могут находиться на рабочем месте (например, опечатан цех), то работодателю ничего не остается, какст. 220 ТК РФ:

  • <или>искать новое место для выполнения работниками их основной работы, которое отвечало бы требованиям закона и было бы безопасно для жизни и здоровья работников;
  • <или>позволить бездействующим по его вине работникам не выходить на работу.

В случае перевода сотрудников на другую работу, а также в случае создания нового места для их основной работы организация в табеле учета рабочего времени ставит сотрудникам коды «Я» или «01» — «Продолжительность работы в дневное время».

Как платить налоги и страховые взносы

Приостановление деятельности не отменяет и не изменяет сроки уплаты налогов и представления отчетностип. 3 ст. 44, п. 3 ст. 61 НК РФ. То же самое можно сказать о взносах с выплат работникамч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. При этом обязательные выплаты работникам, как бездействующим, так и переведенным на другую работу, в общем порядке облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

Как рассчитываться с контрагентами

Приостановление деятельности не является форс-мажором, так как оно произошло по вине самой организации. Следовательно, это наказание не освобождает должника от исполнения обязанностей перед контрагентом в установленные срокист. 1.5 КоАП РФ; подп. 1 п. 1 ст. 202, ст. 330, п. 3 ст. 401 ГК РФ; ст. 125 АПК РФ. Таким образом, если ваша организация не хочет нести дополнительные затраты в виде неустоек и судебных расходов, ей не остается ничего другого, как найти способ исполнить свою обязанность перед контрагентом или договориться с ним о переносе сроков.

***

В заключение хотелось бы отметить, что приостановление деятельности может парализовать и работу бухгалтерии, например, когда организация нарушила правила пожарной безопасности. В этом случае вашему руководству нужно позаботиться о переносе компьютеров и прочего имущества в другое помещение для продолжения работы бухгалтерии. Ведь выплатить всем зарплату, заплатить налоги и сдать отчетность вам, несмотря на временные трудности, все равно нужно вовремя.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Судебное разбирательство / судебные приставы»:

Правила приостановления деятельности ООО

В практике функционирования коммерческих организаций есть такое понятие, как приостановление деятельности. Приостановление деятельности предприятий может быть как принудительным, так и добровольным. В данной статье мы рассмотрим оба вида приостановления и особенности их оформления.

Виды приостановления деятельности

Принудительное приостановление

Видами принудительного приостановления могут быть:

  • административное приостановление;
  • временный запрет деятельности.

Административное приостановление деятельности организации в соответствии с российским законодательством применяется за совершение административного правонарушения (их перечень чётко определён соответствующим кодексом РФ). Решение об этой мере административного наказания может вынести только суд.

Временный запрет применяется до принятия судом решения о приостановлении деятельности организации.

В этой статье будут подробно рассмотрены вопросы добровольной приостановки деятельности коммерческой организации, а конкретно – общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО).

Добровольное приостановление

Добровольная приостановка деятельности ООО – это вынужденная мера, к которой прибегают в тех случаях, когда по некоторым причинам нет возможности обеспечить дальнейшее нормальное функционирование организации. Причины могут быть разные – технические, организационные, экономические и чрезвычайные обстоятельства. Безусловно, экономические причины следует поставить на первое место в этом списке.

Среди экономических причин можно выделить следующие причины:

  • неблагоприятное изменение конъюнктуры рынка;
  • экономический и финансовый кризис (и как следствие общее снижение деловой активности);
  • управленческие ошибки.

Нередко проблемы настолько велики, что приходится идти на ликвидацию бизнеса. Но, многие предприниматели не хотят идти на такие крайние меры, а предпочитают временно приостановить деятельность своего предприятия.

Необходимо отметить, что в законодательстве России не прописаны действия по временному приостановлению деятельности ООО, и поэтому, осуществляя процедуру приостановления надо руководствоваться существующей практикой, которая успешно применяется на протяжении последних лет.

Процедура добровольного приостановления деятельности ООО

Как приостановить деятельность ООО и сделать это правильно?

Для приостановления деятельности необходимо выполнить следующие действия:

  1. Издать приказ о приостановлении деятельности.
  2. Оформить сотрудникам отпуска без содержания.
  3. Уведомить налоговую службу.
  4. Выполнить все обязательства предприятия.
  5. Оформлять и сдавать правильную отчётность в период приостановления.
  6. Не допускать движения средств на расчётном счёту.

Приказ о приостановлении деятельности

Самое первый шаг – это издание приказа о приостановлении деятельности, с которым должны быть ознакомлены под подпись все без исключения сотрудники предприятия. Приказ издаётся за подписью руководителя ООО на официальном бланке предприятия. В приказе надо указать причину приостановления и (если это возможно) дату начала и окончания периода прекращения функционирования предприятия.

Как правило, заранее неизвестно, сколько может продлиться период вынужденного «отпуска» и поэтому в приказе руководитель обычно пишет так: «В связи со сложившимися неблагоприятными рыночными условиями (или указывается другая причина) приказываю приостановить деятельность ООО «Название» на неопределённый срок».

Если в приказе указывается срок, на который приостанавливается деятельность, то формулировка должна быть такой: «В связи с (указывается одна или несколько причин) приказываю приостановить деятельность ООО «Название» на период с (дата начала) по (дату окончания)».

Для продления срока приостановления издаётся новый приказ. Если же появилась возможность возобновления работы предприятия до окончания срока приостановления, то руководитель должен издать приказ о сокращении периода приостановления деятельности.

Если организация приостанавливает работу предприятия по экономическим причинам, то желательно, чтобы коммерческое подразделение подготовило служебную записку, на основании которой и будет издан соответствующий приказ. Будет нелишним также подготовить справку из бухгалтерии и отчёт по анализу конъюнктуры рынка.

Оформление сотрудникам отпуска без содержания

Некоторые сотрудники не смогут по вполне понятным причинам ожидать, когда организация снова заработает, и будут увольняться. Оставшимся сотрудникам надо обязательно оформить отпуск за свой счёт (без содержания) – для этого на каждого издаётся соответствующий приказ.

Не является исключением и руководитель ООО – ему так же как и всем оформляется отпуск за свой счёт.

Описанные выше действия очень важны, так как организация на законных основаниях сможет не выплачивать зарплату, а, значит, и соответствующие налоговые отчисления. И если не издан упомянутый приказ, а всем сотрудникам не будет оформлен отпуск без содержания, то организация обязана начислять и выплачивать зарплату. Следовательно будут накапливаться долги по зарплате и отчислениям в бюджет.

Уведомление налоговой службы

Крайне важно, чтобы налоговая служба, в которой зарегистрировано предприятие, была вовремя уведомлена о приостановлении деятельности. Уведомление оформляется соответствующим письмом, которое направляется в адрес налоговой службы. Письмо должно быть напечатано на официальном бланке предприятия, скреплено печатью и подписано руководителем.

Формулировка письма аналогична приказу о приостановлении деятельности – в нём должна быть указана причина приостановки работы предприятия, а также период приостановления (если он зафиксирован в приказе).

Зачем нужно такое письмо? Во-первых, это покажет, что предприятие всегда готово сотрудничать с налоговой службой и не скрывает ничего из своей деятельности, во-вторых, это упростит взаимоотношения с налоговиками и в третьих, хорошие отношения с контролирующими органами никогда не бывают лишними.

Выполнение всех обязательств

Предприятие должно быть, так сказать, «чистым» перед тем, как приостанавливать свою работу.

Для этого необходимо оплатить все платежи (в первую очередь обязательные) и начисленные налоги. Если этого не сделать, то за период простоя будут накапливаться штрафы и пени за просроченные платежи, что может вылиться в крупную сумму, которую рано или поздно придётся всё равно оплатить.

Оформление отчётности

Несмотря на то что работа предприятия приостановлена, оно всё равно остаётся налогоплательщиком. Какую же отчётность надо сдавать, если предприятие не ведёт никакой коммерческой деятельности, и нет движения средств на счетах ООО?

Это должна быть так называемая нулевая отчётность, которую надо соответствующим образом оформлять и сдавать вовремя (это важно!) в налоговую службу. Если же предприятие не сдаёт вовремя необходимые налоговые декларации, то контролирующий орган вправе начислить штраф и, в конце концов, инициировать процедуру ликвидации предприятия.

Если у руководителя предприятия или у назначенного им лица нет возможности постоянно заниматься подготовкой и сдачей отчётности в налоговую службу, то можно обратиться в компанию, которая занимается бухгалтерским обслуживанием.

Расчётный счёт предприятия в период приостановления деятельности

Подготовка и подача в налоговую службу нулевой отчётности – это необходимое, но недостаточное условие правильного взаимоотношения с контролирующими органами в период приостановки работы компании.

Если по расчётному счёту будет какое-либо движение средств, то подаваемая налоговая декларация с нулевой отчётностью будет считаться недостоверной. А какие могут быть последствия, если налоговый инспектор решит, что от него скрыли доходы, известно каждому предпринимателю.

Выводы

В нынешней непростой экономической ситуации многие предприниматели могут столкнуться и уже сталкиваются с ситуацией, когда приходится на какое-то время «заморозить» функционирование своей организации. Если правильно выполнить изложенные в этой статье рекомендации, то можно будет приостановить работу ООО с минимальными финансовыми издержками. Также очень важно, что описанная процедура приостановки деятельности ООО учитывает все требования фискальных органов к неработающему коммерческому предприятию.

Письмо ФССП России от 26.12.2014 N 00011/14/81265-АП
«Об организации работы по административному приостановлению деятельности должников»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2014 г. N 00011/14/81265-АП

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

РАБОТЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНИКОВ

С учетом поступающих обращений, связанных с исполнением требований исполнительных документов об административном приостановлении деятельности, Федеральной службой судебных приставов проведен анализ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы исполнения решений о назначении данного вида наказания.

В целях организации надлежащей работы на данном направлении деятельности и соблюдения требований законодательства Российской Федерации предлагаем следующий алгоритм действий по исполнению требований исполнительных документов указанной категории.

1. Постановление об административном приостановлении деятельности при поступлении в структурное подразделение территориального органа ФССП России передается судебному приставу-исполнителю незамедлительно. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае несоответствия исполнительного документа требованиям ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа (ч. 10 ст. 30 Закона).

В случае отказа в возбуждении исполнительного производства исполнительный документ с копией постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, возвращается нарочным в суд или орган Ростехнадзора, выдавшие исполнительный документ (ч. 2 ст. 31 Закона).

В выходные и в праздничные дни должен быть организован прием исполнительных документов работниками дежурной части территориального органа ФССП России с обеспечением указанных работников штампами для регистрации входящих исполнительных документов.

2. Информация о порядке приема исполнительных документов об административном приостановлении деятельности, в том числе в выходные и праздничные дни, доводится до сведения судов, органов Ростехнадзора.

3. В постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа об административном приостановлении деятельности не устанавливается (п. 5 ч. 14 ст. 30 Закона).

При возбуждении исполнительных производств об административном приостановлении деятельности социально значимых и стратегических объектов обеспечивается незамедлительное информирование высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по вопросам организации временного переселения (переведения) граждан в другие помещения и другим аналогичным вопросам социальной значимости, а также руководителей уполномоченных органов в части, касающейся их компетенции.

4. Поскольку исполнительный документ об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению, судебным приставом-исполнителем осуществляется незамедлительный выход по месту нахождения объекта для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности путем наложения пломб, опечатывания помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника, а также принятия иных мер, направленных на административное приостановление деятельности должника.

Административное приостановление деятельности производится с участием двух понятых. По результатам совершения исполнительных действий следует обеспечить процессуальное оформление административного приостановления деятельности в виде акта о совершении исполнительных действий (ч. 3 ст. 109 Закона).

5. Согласно ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — постановление Пленума от 24.03.2005 N 5) определен срок административного приостановления деятельности, который не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч. 2 ст. 3.12, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). В случае применения данной меры судья отражает это обстоятельство в постановлении, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ).

Также Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2005 N 5 разъяснил, что в постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абз. 2 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ).

Однако выбор конкретных мер, направленных на обеспечение исполнения указанных в постановлении суда мероприятий по административному приостановлению деятельности (в частности, наложение пломб, опечатывание помещений, отселение граждан из жилых зданий и др.), в соответствии с чч. 1, 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Закона возложен на судебного пристава-исполнителя.

Согласно постановлению Пленума от 24.03.2005 N 5 единственным исключением является назначение судом административного приостановления деятельности за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В этом случае в постановлении судья одновременно с приостановлением деятельности решает вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

6. Судебный пристав-исполнитель обеспечивает контроль за соблюдением должниками требований о приостановлении деятельности: проводит регулярные выходы по адресам объектов, деятельность которых приостановлена, с целью проверки сохранности наложенных ранее печатей и пломб для исключения случаев возобновления должником деятельности до окончания срока административного приостановления с процессуальным оформлением действий в виде акта о совершении исполнительных действий.

Периодичность выходов устанавливается в зависимости от социальной значимости объекта, деятельность которого приостановлена (стратегические объекты, объекты с массовым пребыванием людей и др.).

7. Судебный пристав-исполнитель в случае возобновления должником деятельности до окончания срока ее административного приостановления вправе применить к должнику меры, предусмотренные Законом, и составить в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 109 Закона).

Поскольку законодательством Российской Федерации не установлен перечень оснований для перерыва срока административного приостановления деятельности, полагаем, что при установлении фактов возобновления должниками деятельности общий срок административного приостановления деятельности не прерывается, а продолжает течь.

При этом если обязанность по устранению нарушений возложена на должника, судебный пристав-исполнитель по заявлению (ходатайству) должника обеспечивает доступ на объекты.

8. Решение о досрочном прекращении наказания в виде административного приостановления деятельности при устранении должником нарушений, послуживших причиной применения такого наказания, может быть принято только судом либо органом Ростехнадзора (по постановлениям об административном приостановлении деятельности, вынесенным должностными лицами Ростехнадзора) (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ).

9. Контроль за принятием судебными приставами-исполнителями полного комплекса мер по фактическому исполнению требований об административном приостановлении деятельности должников обеспечивается начальниками отделов — старшими судебными приставами либо их заместителями.

Факты нарушения судебными приставами-исполнителями сроков исполнения требований об административном приостановлении деятельности должников, необоснованного отложения исполнительных действий, обращения в суд за отсрочкой, рассрочкой, приостановлением исполнения данных исполнительных производств должны быть исключены.

10. В случае необходимости при исполнении исполнительных производств об административном приостановлении деятельности привлекаются к совершению исполнительных действий сотрудники органов внутренних дел и специалисты (ч. 3 ст. 109 Закона и п. 2.3 Соглашения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при исполнении исполнительных документов от 11.03.2013 N 00-01-18/92/12/01-4).

Полагаем важным обеспечивать своевременное размещение в СМИ информации по вопросам приостановления деятельности социально значимых объектов.

11. Учитывая особую общественную значимость исполнения исполнительных производств данной категории, руководители территориальных органов ФССП России — главные судебные приставы субъектов Российской Федерации обеспечивают личный контроль за исполнением исполнительных производств об административном приостановлении деятельности.

Настоящее письмо необходимо довести до сведения начальников отделов — старших судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориального органа ФССП России.

А.О.ПАРФЕНЧИКОВ