Постановка объектов нвос

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

Государственный учет объектов НВОС

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

Объекты НВОС делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I-IV категории, критерии определения категорий объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, не предусмотрена.

Постановка на государственный учет объектов НВОС , осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Правила регистрации заявки и форма заявки, утвержденная приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 размещена на официальном сайте Управления Росприоднадзора по Иркутской области http: 38.rpn.gov.ru

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

С 1 января 2018 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по подаче заявок на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не представили сведения для актуализации учетных сведений, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ.

Справочник ФГБУ УралНИИ «Экология» Характеристики загрязняющих веществ из раздела «I для атмосферного воздуха» «Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р

Справочник ФГБУ УралНИИ «Экология» Характеристики загрязняющих веществ из раздела «II для водных объектов» «Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р

Справочник ФГБУ УралНИИ «Экология» Характеристики загрязняющих веществ из раздела «III для почв» «Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р

Кому необходимо подать заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

Объекты НВОС делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I-IV категории, критерии определения категорий объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, не предусмотрена.

Категория присваивается объекту НВОС при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Дополнительные разъяснения по постановке объектов НВОС на учет здесь

Исходя из установленной объекту НВОС категории негативного воздействия определяются:

— размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16 Закона № 7-ФЗ);

— нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также обязанность по утверждению планов мероприятий по охране окружающей среды или программ повышения экологической эффективности (статьи 22-27 Закона № 7-ФЗ);

— обязанность хозяйствующих субъектов по утверждению программ производственного экологического контроля (статья 67 Закона № 7-ФЗ);

— обязанность хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих объекты НВОС I категории, по применению наилучших доступных технологий (статья 28 Закона № 7-ФЗ).

Подача заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Обращаем Ваше внимание: согласно действующему

законодательству центральным аппаратом Росприроднадзора

заявки не рассматриваются

Государственная информационная система – государственный реестр объектов НВОС

Статистика постановки объектов НВОС и открытые данные

По вопросам использования «Модуля природопользователя» или»Личного кабинета» обращайтесь по телефону 8 (499)753-30-92 (многоканальный) (с 9:30 до 18:30 по Московскому времени) или по электронной почте portal.rpn@mail.ru.

Скачать программу «Модуль природопользователя» вы можете в разделе

Отчетность природопользователя во вкладке «Модуль природопользователя».

Также заявку о постановке на учёт объекта НВОС вы можете подать через «Личный кабинет» (Браузер Google Chrome или Яндекс.Браузер последней версии (поддержка Mozilla Firefox будет реализована в ближайшее время))

Присвоение категорий риска

В целях исполнения ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.07.2017 №886 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в соответствии с которым каждому объекту негативного воздействия федерального государственного надзора присваивается категория риска.

Проведение плановых проверок в отношении объектов федерального государственного надзора, эксплуатируемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью

категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;

категории высокого риска — один раз в 2 года;

категории значительного риска — один раз в 3 года;

категории среднего риска — не чаще чем один раз в 4 года;

категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Критерии отнесения объектов негативного воздействия к соответствующим категориям риска и порядок их присвоения указаны в Положении о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 №426.

В Личном кабинете природопользователя размещен калькулятор предварительного расчета категории риска для объекта негативного воздействия.

Ознакомиться с новым функционалом можно по ссылке https://lk.fsrpn.ru/#/calc/risks

Основные методические разъяснения и документы по заполнению

и подаче заявок о постановке на объектов НВОС

на государственный учет

Уведомление о порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет

Приказ Росприроднадзора №755 «Об определении лиц, ответственных за включение сведений, полученных по результатам исполнения государственных функций, предоставление государственных услуг, в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» от 24.11.2016

Приказ Росприроднадзора №756 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572» от 24.11.2016

Распоряжение Росприроднадзора от 07.12.2016 № 28-р О постановке на государственный учет объектов, относящихся к режимным и особо важным объектам

Письмо Руководителя Росприроднадзора О постановке на государственный учет объектов НВОС, относящихся к режимным и особо важным объектам

Методические рекомендации по постановке объектов, относящихся к нефтегазовому комплексу

Методические рекомендации по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр

Методические рекомендации по постановке на государственный учет объектов, на которых осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками недр

Дополнительные разъяснения по вопросу постановки объектов железнодорожного транспорта на государственный учет

Кто вносит плату за НВОС

О применении перечней Минприроды России при постановке объектов на учет

Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие к объектам IV категории

Постановка на учет

Постановка объектов НВОС на государственный учет

Присвоение категории объекту негативного воздействия на окружающую среду зависит от вида деятельности, количества источников выброса, класса опасности выделяемых веществ, класса опасности и объема образующихся отходов.

По каждому объекту должно быть получено свидетельство Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о присвоении категории объекта НВОС.

Срок действия свидетельства: не устанавливается

Срок выполнения работы: 10-30 дней

Стоимость: от 15 000,00 руб.

Заказать расчет стоимости

Примечание:критерии отнесения объектов к федеральному государственному экологическому надзору утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (свидетельство выдает Росприроднадзор), все объекты, которые не соответствуют этим критериям – относятся к региональному уровню (свидетельство выдает орган Субъекта РФ).

Критерии отнесения объектов НВОС к I-IVкатегории:

Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты НВОС могут относиться к I,II,IIIили IVкатегории:

КАТЕГОРИЯ

Сведения об объектах данной категории

I

Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий

II

Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду

III

Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду

IV

Объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены постановлением Правительства от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Примечание.Существует ряд объектов, которые не соответствуют ни одному из критериев и не могут быть отнесены ни к одной из категорий. В основном, это касается офисных помещений, у которых отсутствуют источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. По таким объектам заявка не направляется, либо направляется с целью получения ответа уполномоченного органа об отсутствии оснований выдачи Свидетельства.

Объекты IV категории. К четвертой категории НВОС относятся объекты, имеющие стационарные источники загрязнения, с количеством выбросов не более 10 тонн в год, при одновременном отсутствии сбросов загрязненных сточных вод (за исключением хозяйственно-бытовых стоков) в окружающую среду или в централизованные системы водоотведения.

Согласно части 1 статьи 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность исключительно на объектах IV категории плату за НВОС не вносят.

Срок, в течение которого объекты должны быть поставлены на учет:

На основании п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 постановка на государственный учет объектов НВОС должна быть выполнена не позднее, чем через 6 месяцев с даты ввода объекта в эксплуатацию.

Правила постановки на государственный учет

Порядок, правила и сроки постановки на учет отражены в постановлении Правительства от 23.06.2016 № 572.

Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по месту нахождения объектов.

Если деятельность осуществляется на двух и более объектах, заявка должна быть направлена в отношении каждого объекта отдельно.

Если объект расположен в пределах территории двух и более субъектов России, заявка направляется в один из территориальных органов Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта по месту размещения объекта на усмотрение природопользователя.

Месторасположение и координаты объекта рекомендуется определять на основании официальных планов территории, выданных муниципальными органами архитектуры в официальном порядке (при отсутствии такой возможности — посредством публичной кадастровой карты Росреестра).

Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки всех необходимых сведений (уполномоченный орган направляет заявителю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки).

Если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом Росприроднадзора установлено, что объект подлежит внесению в региональный реестр, заявка в электронном виде в течение 5 рабочих дней со дня регистрации направляется в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с уведомлением заявителя о переадресации заявки. Такая же система переадресации работает при возникновении обратной ситуации, когда объект федерального уровня поступает в адрес субъекта.

Если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам разных категорий, объекту присваивается категория, соответствующая наибольшему уровню НВОС.

Сведения об объекте НВОС вносятся в федеральный или региональные реестры в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке объекта на учет, после чего заявителю выдается свидетельство о постановке объекта на государственный учет.

Порядок подготовки заявки о постановки объекта HBOC

Подготовка заявки о постановки объекта HBOC возможна двумя способами:

1) Через личный кабинет природопользователя (через гос.услуги, при наличии электронной цифровой подписи)

2) В модуле природопользователя.

3) В стороннем программном обеспечении — при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресуhttp://грп.gov.ru/node/27639(файл «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии»).

Форма и содержание заявки:

Форма и содержание заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет утверждены приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554, согласно которому необходимо указать следующую информацию:

1. Сведения о юридическом лице или ИП, осуществляющем хозяйственную деятельность на объекте.

2. Сведения об объекте.

3. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду.

4. Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) природопользователя в области охраны окружающей среды.

5. Сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

6. Сведения о принимаемых природопользователем на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды.

7. Сведения о результатах осуществления в отношении объекта государственного экологического надзора.

Специалисты ООО «Тайм юнит» окажут содействие в постановке на учет объектов Москвы, Московской области и других регионов России

Законодательство

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

2. Постановление Правительства от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

3. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

4. Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»

5. Приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572»

6. Письмо Росприроднадзора от 01.09.2016 № АС-03-00-36/17836 «О направлении форм свидетельств о постановке объектов на учет»

7. Письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

8. Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

9. Письмо Росприроднадзора от 13.12.2016 № АС-03-04-36/25233 «Дополнительные разъяснения по вопросам, связанным с постановкой объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет»

Штрафы

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации:

Статья 8.46:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (примечание — НВОС), представлению сведений для актуализации учетных сведений — влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 100 000 рублей.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) было введено понятие «категоризация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», которое было призвано перестроить систему экологического нормирования.

Так, в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

  • объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее — Постановление № 1029).

СЛОВАРЬ

Объект, оказывающий НВОС, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (далее — государственный учет).

Согласно ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный учет осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих НВОС, определения областей применения НДТ, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет включает в себя в том числе:

  • государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
  • государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Государственный учет осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС (далее — государственный реестр), который представляет собой государственную информационную систему и включает в себя:

  • наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС;
  • сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего НВОС;
  • сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах;
  • сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях;
  • сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления;
  • сведения о декларациях о плате за НВОС;
  • сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду;
  • сведения о программе производственного экологического контроля;
  • сведения о мероприятиях по снижению НВОС;
  • информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии НДТ;
  • информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления;
  • сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора;
  • информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий НВОС.

Государственный реестр состоит из федерального государственного реестра (сведения об объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору) и региональных государственных реестров (сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору).

Ведение федерального государственного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ведение региональных государственных реестров — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок создания и ведения государственного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, в настоящее время Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС, в течение 2 лет со дня вступления в силу Федерального закона 219-ФЗ (т.е. с 01.01.2015 до 01.01.2017). Как видите, налицо законодательное противоречие. На наш взгляд, именно этот срок, предусмотренный переходным положением Федерального закона № 219-ФЗ, — 01.01.2017 — необходимо учитывать природопользователям.

Форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью , утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 (далее — Приказ № 554).

В форме выделяются 4 раздела:

  • «Сведения об объекте»;
  • «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду»;
  • «Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды»;
  • «Сведения о принимаемых на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды».

Рассмотрим указанные разделы подробнее и дадим небольшие правовые комментарии к отдельным пунктам разделов.

Комментарий к п. 3

Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ наилучшая доступная технология (НДТ) — это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Приведем перечень областей применения НДТ:

Извлечение
из Распоряжения Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р
(в ред. от 30.12.2015)

Перечень областей применения наилучших доступных технологий
1. Хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду:
добыча и обогащение железных руд, производство чугуна, стали и ферросплавов, производство изделий дальнейшего передела черных металлов;
добыча и обогащение руд цветных металлов, производство цветных металлов;
добыча нефти и природного газа;
производство кокса и нефтепродуктов, переработка природного газа;
добыча и обогащение угля и антрацита;
производство электрической и тепловой энергии через сжигание топлива;
обезвреживание отходов, в том числе термическими способами;
захоронение отходов производства и потребления;
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона;
производство основных органических химических веществ;
производство продукции тонкого органического синтеза;
производство полимеров;
производство основных неорганических химических веществ — аммиака;
производство неорганических кислот, минеральных удобрений;
производство твердых и других неорганических химических веществ — оксидов, гидрооксидов, солей;
производство специальных неорганических химикатов;
производство прочих основных неорганических химических веществ;
обработка поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей;
нанесение покрытий на металлы и пластмассы с использованием электролитических или химических процессов;
производство стекла, керамических изделий;
производство цемента, извести, оксида магния;
производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация);
крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции;
дубление, крашение, выделка шкур и кож;
разведение свиней, сельскохозяйственной птицы;
убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;
производство пищевых продуктов, напитков, молока и молочной продукции;
очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов.
2. Технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности:
сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов);
системы обработки (обращения) со сточными водами и отходящими газами в химической промышленности;
промышленные системы охлаждения;
обращение с вскрышными и вмещающими горными породами;
очистка сточных вод и выбросов загрязняющих веществ при производстве продукции (товаров), проведении работ и оказании услуг на предприятиях;
повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности;
производственный экологический контроль и его метрологическое обеспечение.

Комментарий к п. 4

В соответствии со ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор).

Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих НВОС и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением обозначенных выше объектов.

Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 (в ред. от 15.12.2015).

В соответствии с пп. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, причем размещение отходов на объектах, не внесенных в такой реестр, запрещается.

Основная сложность, с которой столкнутся многие природопользователи при заполнении заявки, заключается в том, что данные в разд. III необходимо будет представлять отдельно по каждому стационарному источнику выбросов, по каждому загрязняющему веществу от каждого стационарного источника выбросов, по каждому выпуску/сбросу сточных вод и по каждому объекту размещения отходов.

Таким образом, объем представляемых данных (особенно для крупных предприятий) будет довольно существенным.

Комментарий к п. 1

Объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе федерального уровня, установлены ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), а объекты, подлежащие государственной экологической экспертизе регионального уровня, — ст. 12 Федерального закона № 174-ФЗ.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня утвержден Приказом Минприроды России от 06.05.2014 № 204.

Объекты, проектная документация которых подлежит экспертизе проектной документации, установлены ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 30.12.2015).

Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (в ред. от 07.12.2015).

Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 № 272.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее — ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

Программа ПЭК содержит сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
  • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Требования к содержанию программы ПЭК утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к программе ПЭК содержатся в ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля», однако данный документ не относится к нормативным правовым актам и, следовательно, его требования не являются обязательными.

КСТАТИ

Минприроды России разработан проект Приказа «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

Комментарий к п. 5

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Требования к проведению мониторинга содержатся в ГОСТ Р 56060-2014 «Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов», однако его требования не являются обязательными.

КСТАТИ

Минприроды России разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

Несмотря на то что Приказ № 554 был официально опубликован 10 февраля 2016 г., он вступит в силу не с момента его официального опубликования или спустя фиксированное количество дней, а с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ о порядке создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3 Приказа № 554). Однако, как мы уже отметили ранее, Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Проект) на данный момент находится в стадии разработки.

Приведем несколько положений из Проекта, которые заслуживают особого внимания:

  • до получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями комплексных экологических разрешений, представления деклараций о НВОС в государственный реестр включаются сведения о разрешениях на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешениях на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документах об утверждении НООЛР;
  • в случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на двух и более объектах, заявка о постановке на государственный учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно;
  • в случае если объект расположен в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляет заявку о постановке на государственный учет в один из территориальных органов Росприроднадзора по месту размещения такого объекта;
  • в случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых данный объект может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории по уровню НВОС, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню НВОС.

Согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ в течение 10 дней со дня получения заявки уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (т.е. территориальный орган Росприроднадзора) или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего НВОС, с присвоением ему кода и категории и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

СЛОВАРЬ

Код объекта, оказывающего НВОС, — уникальный номер, не повторяющийся во времени, присвоенный объекту, оказывающему НВОС, при осуществлении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, и подлежащий сохранению до ликвидации данного объекта.

Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам утвержден Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 553:

Извлечение
из Порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам
(утв. Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 553)

3. Код объекта присваивается объекту территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации .
4. Код объекта имеет следующую структуру:
|А|А|–|Б|Б|Б|Б|–|В|В|В|В|В|В|–|Г|, где
АА — код субъекта Российской Федерации, на территории которого находится объект , в случае нахождения объекта во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации в качестве кода указывается буквенное значение «М» и буквенное значение моря по признаку: Азовское море — «А», Балтийское море — «Б», Баренцево море — «В», Белое море — «Г», Берингово море — «Д», Восточно-Сибирское море — «Е», Карское море — «Ж», Каспийское море — «З», Море Лаптевых — «И», Охотское море — «К», Черное море — «Л», Чукотское море — «М», Японское море — «Н», в случае нахождения объекта на континентальном шельфе Российской Федерации в качестве кода указывается буквенное значение «Ш» и буквенное значение моря;
ББББ — код территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на ведение государственного учета объектов, которым присвоен код объекта ;
ВВВВВВ — порядковый номер объекта, присвоенный территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на ведение государственного учета объектов ;
Г — обозначение вида объекта по площадной характеристике «Т» — точечный, «П»— площадной, «Л» — линейный.
5. Сведения о присвоении кода объекта отражаются в свидетельстве о постановке на государственный учет объекта, выдаваемом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте.

После утверждения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий (см. Постановление № 1029) у многих природопользователей были опасения, что присвоенную объекту категорию нельзя будет изменить, однако в Проекте (как и в Федеральном законе № 7-ФЗ) предусмотрен механизм актуализации сведений об объекте.

Так, сведения об объектах, оказывающих НВОС, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

  • о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • об изменении места нахождения объекта, оказывающего НВОС;
  • об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с Проектом и ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ при актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений категория объекта может быть изменена.

Согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, в течение 10 рабочих дней со дня подачи соответствующих документов выдается свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте.

Снятие с государственного учета объекта, оказывающего НВОС, осуществляется по месту постановки его на учет на основании представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем акта о его консервации или ликвидации. При снятии с государственного учета объекта, оказывающего НВОС, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в течение 10 рабочих дней со дня подачи соответствующих документов выдается свидетельство о снятии объекта с государственного учета.

Отметим, что формы заявки об актуализации сведений об объекте и заявки о снятии объекта с государственного учета на данный момент не утверждены (что логично, ведь до актуализации сведений об объекте и уж тем более снятия объекта с государственного учета еще слишком далеко).

Отличительной и приятной особенностью Проекта является положение, которое направлено на защиту интересов природопользователей. Так, от юридического лица, индивидуального предпринимателя запрещается требовать в составе заявки о постановке объекта на государственный учет, заявки об актуализации сведений об объекте, заявки о снятии объекта с государственного учета:

•представления сведений, документов, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой объекта на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием объекта с государственного учета;

•представления сведений, документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

ВЫВОД

На сегодняшний день подготовка подзаконных нормативных правовых актов в области постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет подходит к логическому завершению. После принятия Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» природопользователи смогут наконец подать заявки о постановке объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет (объекты должны быть поставлены на учет до 01.01.2017). Рекомендуем уже сейчас заняться составлением заявки, ведь это может занять продолжительное время и вызвать ряд вопросов, которые нельзя будет решить мгновенно. Надеемся, что некоторые из этих вопросов мы уже сняли в рамках настоящей статьи.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

См. ст. 65 Федерального закона № 7-ФЗ.

В соответствии с п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в ред. от 25.12.2015), федеральный государственный реестр ведет Росприроднадзор.

Каталог ищите здесь:

Реестр ищите здесь:

См. Алымова В.А. Экологические ГОСТы: в поисках обязательности // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 41–47 (прим. редакции).

На момент подписания номера в печать.

1. Общие положения

1.1. Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих проведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

ст. 4.2, 69, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ);

ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 219-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Правила);

постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;

приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам».

1.2. Об изменениях законодательства в части государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект НВОС)

Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 219) внесены изменения в Закон N 7-ФЗ в части, касающейся учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ:

«1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией» (с 1 января 2015 года согласно Закону N 219-ФЗ).

Согласно статье 11 Закона N 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 г.) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС влечет в соответствии со ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

1.3. Ведение государственных реестров осуществляется на федеральном и региональном уровнях (статьи 69 и 69.2 Закона N 7-ФЗ).

В соответствии со статьей 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов НВОС, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с Законом N 7-ФЗ, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 13 Правил Росприроднадзор определен оператором государственного реестра.

В соответствии с Правилами федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» федеральному государственному экологическому надзору (п. 8 Правил), региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (п. 9 Правил).

Территориальные органы Росприроднадзора уполномочены на ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, по месту нахождения объектов. Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903.

Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.

В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом Росприроднадзора или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что объект подлежит внесению в реестр иного уровня (федерального или регионального), заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или территориальный орган Росприроднадзора с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации (пункты 21-22 Правил).

Обращаем внимание, что рассмотрение заявок центральным аппаратом Росприроднадзора не предусмотрено.

1.4. Согласно статье 69.2 Закона N 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее — Заявка).

Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (в ред. приказа Минприроды России от 27.09.2016 N 499).

При подготовке Заявки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учитываются критерии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации и от 28.09.2015 N 1029.

Заявка готовится на каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду и эксплуатируемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 18 Правил).

Заявка представляется в установленном Правилами порядке в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — по месту нахождения объекта.

В центральный аппарат Росприроднадзора направление заявок не предусмотрено.

1.5. Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является «объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков» (ст. 1 Федерального закона от 10.02.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с данным определением имеющиеся на балансе организации отдельные единицы оборудования не могут рассматриваться в качестве самостоятельных объектов НВОС. Земельные участки к объектам НВОС также не относятся.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности. В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.

Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.

Вместе с тем, при постановке на учет линейных объектов НВОС Росприроднадзор рекомендует определять границы объекта НВОС в рамках муниципальных образований, а не субъектов Российской Федерации в целом.

Учитывая, что ведение государственных реестров осуществляется на федеральном и региональном уровнях, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимают решения по организации исполнения данной функции.

1.6. В связи с вводом в эксплуатацию государственной информационной системы, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект НВОС), в виде программно-технического обеспечения учета объектов НВОС (далее — ПТО УОНВОС), регистрация заявок о постановке на учет объектов НВОС будет осуществляться с использованием ПТО УОНВОС.

1.7. Постановка объектов на государственный учет будет происходить в следующем порядке.

1.7.1. Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/otchetnost, либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя по адресу https://lk.fsrpn.ru.

Заявка подается на каждый объект НВОС отдельно.

1.7.2. В случае наличия электронной подписи (далее — ЭП) у заявителя, заявитель выгружает заявку в формате XML, подписывая ее электронной подписью организации/индивидуального предпринимателя и отправляет через портал приема отчетности (https://pnv-rpn.ru) в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему I категории объектов негативного воздействия на окружающую среду согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029, и критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 N 903) или в орган исполнительной власти по субъекту Российской Федерации — по месту нахождения объекта НВОС.

При этом ИНН заявителя, указанный в сертификате ЭП, должен совпадать с ИНН в заявке.

Заявке присваивается уникальный номер (например, AKOHKCZV).

Датой приема заявки считается дата ее загрузки на портал приема отчетности.

1.7.3. В случае отсутствия ЭП заявитель выгружает заявку, подготовленную с использованием бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/otchetnost, в формате XML и отправляет через портал приема отчетности (https://pnv-rpn.ru) в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС).

При этом заявке будет присвоен уникальный номер (например, AKOHKCZV).

Заявитель распечатывает заявку, указывает в сопроводительном письме (по форме приложения 1) присвоенный заявке уникальный номер и отправляет заявку с сопроводительным письмом в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) почтой или подает лично.

Датой приема заявки считается дата представления в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС) заявки с сопроводительным письмом.

1.7.4. Сотрудник территориального органа Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет состав данных заявки, формирует и высылает природопользователю свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в электронном виде, подписанное ЭП Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо на портал приема отчетности, либо в «Личный кабинет», в зависимости от способа подачи заявки.

1.7.5. Свидетельство в бумажном виде не формируется и заявителю не направляется.

2. Об особенностях постановки на учет объектов НВОС
(ответы на наиболее часто задаваемые вопросы)

2.1. В соответствии с п. 24 Правил: «В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду».

Определение категории объекта НВОС осуществляется при его постановке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном Законом N 7-ФЗ (статьи 69 и 69.2) и Правилами. Категория может быть изменена на этапе рассмотрения заявки.

2.2. В связи с необходимостью наличия в государственном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду достоверных данных Росприроднадзор полагает, при заполнении сведений в форме Заявки в части указания фактических данных по выбросам (за исключением радиоактивных загрязняющих веществ), сбросам, отходам могут использоваться данные:

— федерального статистического наблюдения по формам N 2-ТП (воздух), N 2-ТП (водхоз) и N 2-ТП (отходы);

— производственного экологического контроля;

— отчетности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

2.3. По вопросу представления сведений о размещении отходов собственных и сторонних организаций или только собственных.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закон N 7-ФЗ:

«1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией».

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность, в том числе посредством размещения отходов собственного производства или принимаемых от сторонних организаций отходов для размещения на собственной территории.

В форме Заявки в части, касающейся сведений об отходах, предусмотрено указание сведений только о размещении отходов (раздел II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду», пункт 4 «Сведения о размещении отходов производства и потребления (для каждого объекта размещения отходов)», раздел III «Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды», «Утвержденный лимит размещения отходов (реквизиты документа, орган выдавший, срок действия)»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается «хранение и захоронение отходов» (далее — Закон N 89-ФЗ).

При этом «хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения», а «захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду». К объектам размещения отходов согласно данной статье относятся — «специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов»; к объектам захоронения отходов — «предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах».

Одновременно данной статьей Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельность по размещению отходов на эксплуатируемых объектах НВОС не осуществляется, разделы формы Заявки, касающиеся сведений об отходах не заполняются (в соответствующих строках формы Заявки делается запись: «Деятельность по размещению отходов не осуществляется»).

2.4. В п. 5 раздела 4 формы Заявки, в части, касающейся представления информации «о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» целесообразно указывать данные об утверждении программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (дата, номер приказа об утверждении программы, при наличии такого приказа).

Утверждение данной программы предусмотрено п. 5 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 (далее — Порядок). При этом согласно п. 3 Порядка его действие не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

скотомогильники;

объекты размещения медицинских отходов.

Соответственно при наличии только таких объектов размещения отходов данные о программе не указываются и в п. 5 разделе 4 формы Заявки делается запись: «Программа отсутствует в связи с наличием объектов отходов, соответствующих п. 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66».

2.5. О постановке на учет объекта НВОС после введения его в эксплуатацию и о применении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее — Критерии N 1029).

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ: «Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов».

Таким образом, внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено.

При этом при постановке объекта на учет в строке «дата ввода объекта в эксплуатацию» указывается именно дата ввода в эксплуатацию объекта НВОС, а не дата наступления прав собственности/аренды юридического лица, индивидуального предпринимателя на данный объект.

2.6. В соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

1) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

2) об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

3) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

4) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Сведения по п.п. «1» и «2» в соответствии с п. 7 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

2.6. Об указании географических координат.

Координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84, точность — 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект, либо, в случае ее отсутствия, или использования в ней местной системы координат — сервисом публичной кадастровой карты Росреестра.

Для точечных объектов указывается одна точка.

Для площадных объектов должно быть указано не менее трех точек, при этом должны указываться поворотные точки в порядке их следования по периметру объекта.

Для линейных объектов должно быть указано не менее трех точек, при этом точки должны указываться в порядке их следования. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

2.7. Согласно ст. 1 Закона N 7-ФЗ наилучшая доступная технология (НДТ) — это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сведения об НДТ представляются в соответствии с информационно-техническими (отраслевыми) справочниками по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, после их разработки и опубликования ответственными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 N 2178-р.

При отсутствии соответствующего справочника Сведения об НДТ не указываются.

Приложение 1

в _______________________________________________________________________

(указывается наименование территориального органа Росприроднадзора,

в который представляется заявление)

Сопроводительное письмо
О подаче данных в Росприроднадзор

Прошу считать данные ____________________________________________________

(указывается наименование отчета/заявки/сведений,

согласно нормативным актам Российской Федерации)

поданные на портал pnv-rpn.ru и зарегистрированные за N _____________

(указывается уникальный

номер, присвоенный заявке/

отчету/сведениям

информационной системой