Постановка на налоговый учет

Технология подачи документов на государственную регистрацию в электронном виде

В целях подачи документов в электронном виде на государственную регистрацию через сеть Интернет необходимо подготовить транспортный контейнер, содержащий перечень документов, включающий соответствующее заявление, а также другие представляемые документы.

Подготовить заявление в электронном виде и транспортный контейнер можно с помощью специализированного бесплатного программного обеспечения:

  • ПО «Подготовка документов для государственной регистрации» (ППДГР), в котором предоставляется возможность заполнить заявление, сохранить его и распечатать, а также сформировать Транспортный контейнер, для последующей его отправки в Налоговый орган, на который возложены функции регистрации ЮЛ и ИП.
  • ПО «Подготовка пакета электронных документов для государственной регистрации» (ППЭДГР), в котором предоставляется возможность сформировать ТК на основе ранее созданного заявления, для последующей его отправки в Налоговый орган, на который возложены функции регистрации ЮЛ и ИП.

Постановка на налоговый учет

Актуально на: 21 июня 2017 г.

Все юридические лица подлежат постановке на налоговый учет. Встать на учет в налоговой инспекции организация должна (п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • при первоначальной регистрации в качестве юридического лица по месту своего нахождения (п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
  • по месту нахождения своих обособленных подразделений (п. 4 ст. 83 НК РФ);
  • по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (п. 5 ст. 83 НК РФ);
  • и в других случаях, поименованных в НК РФ.

Остановимся подробнее на первом случае, когда компания только открывается. Как следует из ГК РФ, юридическое лицо считается созданным с того дня, когда запись о нем была внесена в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 51 ГК РФ). В соответствии с этими записями осуществляется и постановка на налоговый учет (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Регистрацией организаций занимается налоговая служба РФ (п. 1 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). Она же осуществляет постановку на налоговый учет юридических лиц при их регистрации (п. 2 ст. 84 НК РФ).

Регистрация и постановка на учет в налоговом органе: необходимые документы

Регистрация организации начинается с подготовки пакета документов. В нем должны быть (ст. 12 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

  • заявление о государственной регистрации юридического лица по форме № Р11001, код по КНД 1111501 (Приложение № 1 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
  • решение о создании юридического лица (протокол, договор или иной документ);
  • учредительные документы. Обычно это устав, утвержденный его учредителями (участниками), или учредительный договор. Документы представляются в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Сформировать ее можно на сайте ФНС;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц, если учредителем выступает такое лицо.

Представить документы можно несколькими способами:

  • заявитель может подать их в ИФНС или МФЦ лично (либо через своего представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности);
  • переслать в налоговую ценным письмом с описью вложения;
  • направить в ИФНС документы в электронном виде. Это можно сделать через сайт ФНС посредством сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Постановка на учет в налоговой инспекции: какие документы должны выдать

После регистрации юридического лица налоговики выдают:

  • устав организации или учредительный договор, на котором стоит отметка налогового органа;
  • лист записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50007 (утв. Приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@). Этот документ с 2017 года выдают вместо свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (п. 2, 5.1 ст. 84 НК РФ) по форме № 1-1-Учет (Приложение № 1, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@).

Постановка на налоговый учет означает и получение ИНН. Когда-то его указывали как раз в свидетельстве о госрегистрации. Но те, кто проходят процедуру регистрации в 2017 году, узнают свой ИНН уже из листа записи ЕГРЮЛ. Номер должен быть указан в одной из строк таблицы, где отражаются сведения, содержащиеся в записи ЕГРЮЛ.

Контроль налоговых органов за соблюдением налогоплатель­щиками, налоговыми агентами и плательщиками налогов зако­нодательства о налогах и сборах начинается с постановки налого­плательщика на учет в налоговых органах.

Постановка на учет в налоговых органах осуществляется плательщиками налогов и сборов – юридическими лицами по месту нахождения организации или ее обособленных подразделений. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, должны встать на налоговый учет по месту их жительства.

В целях усиления налогового контроля установлена обязанность организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также в собственности которых находятся подлежащие налогообложению недвижи­мое имущество и транспортные средства, встать на учет в качестве налогоплательщиков в налоговом органе как по месту своего нахож­дения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств.

При этом НК РФ устанавливает, что налогоплательщики-органи­зации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на нало­говый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Иными словами, обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе связана только с фактом его регистрации в соответствующем государственном органе. Указанная обязанность не зависит от того, будет ли данная организация или инди­видуальный предприниматель в ближайшее время заниматься пред­принимательской или иной деятельностью и соответственно возник­нет ли у него в ближайшее время обязанность платить налоги.

Налоговый кодекс РФ обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком или плательщиком сборов) принимать меры по постановке указанных лиц на налоговый учет.

Постановка налогоплательщика на налоговый учет должна быть осуществлена в течение пяти дней со дня подачи им всех необходи­мых документов, и в этот же срок ему выдается соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику и платель­щику сборов присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ иденти­фикационный номер налогоплательщика. С этого момента идентификационный номер налогоплательщика указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также указы­вается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах. Таким обра­зом, в Российской Федерации создан единый централизованный государственный реестр налогоплательщиков, плательщиков сбо­ров и налоговых агентов, что существенно усиливает одну из важ­нейших составных частей налогового контроля в стране.

Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 771;

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПОСТАНОВКИ НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

А.С. ШАРОВ
А.С. Шаров, советник налоговой службы 1 ранга.
Действовавшее до 1 января 1999 г. (до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговое законодательство возлагало на налоговые органы проведение мероприятий по учету налогоплательщиков. Одним из основных документов, регулировавших вопросы налогового учета, являлась Инструкция о порядке учета налогоплательщиков, утвержденная Приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 г. N ВА-3-12/49.
С введением с 1 января 1999 г. в действие части первой НК РФ правовое регулирование вопросов учета налогоплательщиков претерпело существенное изменение.
Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет налогоплательщиков. При поступлении в налоговый орган заявления по установленной форме о постановке на учет со всеми необходимыми для этого документами налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство.
Одновременно налоговые органы самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) обязаны принимать меры к постановке на учет на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним.
В соответствии со ст. 83 НК РФ МНС РФ предоставлено право определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета иностранных организаций, которые в основном состоят в определении налоговых органов, где должны встать на налоговый учет крупнейшие налогоплательщики, и критериях отбора налогоплательщиков.
В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (ст. 83 НК РФ).
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах Российской Федерации.
Заявление о постановке на учет организации подается в налоговый орган по месту ее нахождения в течение 10 дней после ее государственной регистрации. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств, подлежащих налогообложению, подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Заявление о постановке на учет физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, а также частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней соответственно после их государственной регистрации или выдачи лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.
Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, получаемой от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, либо регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним.
В случае изменения места нахождения налогоплательщика — организации или места жительства налогоплательщика — индивидуального предпринимателя они обязаны письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту учета не позднее 10 дней с момента такого изменения.
Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете в течение 5 дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.
Аналогично осуществляется учет налоговых агентов — организаций, не учтенных в качестве налогоплательщиков, и плательщиков взносов, зачисляемых в государственные внебюджетные фонды.
При проведении должностными лицами налоговых органов налогового контроля в иных формах (например, налоговые проверки) его предметом также является выполнение конкретным налогоплательщиком обязанности встать на учет в налоговых органах как самостоятельно, так и по каждому принадлежащему ему объекту, указанному в ст. 83 НК РФ, подлежащему такому учету.
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) или уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ) являются налоговыми правонарушениями.
За совершение деяния, предусмотренного ст. 116 НК РФ либо ст. 117 НК РФ, к налогоплательщику применяется ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Итак, согласно ст. 116 НК РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»:
1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч руб.
2. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч руб.
Объектом данных правонарушений являются отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.
Объективной стороной указанных составов будет являться бездействие лица, выражающееся в невыполнении им своей обязанности подать заявление в налоговый орган о собственной постановке на учет либо о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений, а также принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, в установленный законом (ст. 83 НК РФ) срок.
Для определения противоправности данных деяний подлежит установлению следующее:
— является ли субъект тем лицом, на которое возлагается обязанность встать на налоговый учет;
— обладают ли принадлежащие субъекту предметы признаками тех объектов, наличие которых влечет возникновение обязанности встать на налоговый учет (обособленные подразделения организации, недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению);
— действительно ли у лица возникла обязанность встать на налоговый учет, то есть имели ли место обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение этой обязанности;
— не прекратили ли они свое действие до истечения срока постановки на налоговый учет.
Прекращение действия этих обстоятельств может иметь место в случаях: ликвидации обособленного подразделения организации, отчуждения организацией находящегося в собственности недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, снятия с учета и отчуждения транспортных средств и в иных случаях.
Прекращение обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение обязанности встать на налоговый учет, до истечения данного срока (п. п. 3 — 6 ст. 83 НК РФ) будет исключать привлечение лица к ответственности ввиду отсутствия события налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ).
Ст. 83 НК РФ предусматривает учет субъектов налогообложения, а не объектов. На налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.
Пункт 10 ст. 83 НК РФ обязывает соответствующий налоговый орган, в случае несоблюдения налогоплательщиком в установленные сроки своих обязанностей по постановке на налоговый учет, принимать меры к учету такого налогоплательщика. При этом постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет.
Организации, создавшие несколько обособленных подразделений, а также имеющие на разных территориях несколько объектов недвижимого имущества или несколько транспортных средств, подлежащих налогообложению, обязаны встать на налоговый учет по каждому из этих объектов в налоговом органе, осуществляющем контроль на соответствующей территории (см. ст. 9.2 Федерального закона от 31.07.98 г. N 147-ФЗ).
При непостановке на учет по месту нахождения этих объектов объективная сторона противоправного действия (бездействия) выполняется в отношении каждого из таких объектов, находящихся на разных территориях.
В таких случаях по каждому объекту требуется отдельная квалификация по одному из пунктов ст. 116 НК РФ.
Например, организация состоит на налоговом учете в городе Н. В городах Ж, 3, Л она имеет нефункционирующие торговые точки (магазины). Кроме того, в городе А в территориальном органе ГИБДД РФ организацией поставлено на учет три автотранспортных средства (автомобиля). Заявление о постановке на учет с соблюдением установленного срока было подано только в налоговый орган города Ж. При таких обстоятельствах организация должна быть привлечена к налоговой ответственности по ст. 116 НК РФ за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе города 3 (по месту нахождения недвижимого имущества), по ст. 116 НК РФ за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе города Л (по месту нахождения недвижимого имущества), по ст. 116 НК РФ за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе города А (по месту регистрации трех автомобилей).
Состав правонарушения, предусмотренный п. 1 настоящей статьи, будет считаться оконченным по истечении последнего дня срока, установленного для подачи заявления о постановке на учет самого лица или иного объекта, подлежащего такому учету.
Моментом окончания деяния, указанного в п. 2 рассматриваемой статьи, будет являться истечение 91-го дня со дня истечения установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, установлен в ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).
Представление лицом заявления после установленного законом срока или пресечение правонарушения компетентным органом государственной власти на квалификацию данных деяний не влияют.
С субъективной стороны деяния, предусмотренные п. п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ, характеризуются виной в форме умысла.
Субъектом правонарушения является лицо (организация, индивидуальный предприниматель или физическое лицо), обязанное самостоятельно заявить о собственной постановке на налоговый учет либо о постановке на учет принадлежащих ему объектов, подлежащих такому учету.
Ст. 117 НК РФ «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе» устанавливает:
1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе
влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев
влечет взыскание штрафа в размере двадцати процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
Объектом данных правонарушений являются отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.
Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 117 НК РФ, так же, как и ст. 116 НК РФ, одинакова и выражается в бездействии лица, так как оно не выполняет свою обязанность встать на учет в налоговом органе.
Однако обязательным условием для квалификации деяний по одному из пунктов ст. 117 НК РФ в отличие от ст. 116 НК РФ является также наличие факультативных (дополнительных) признаков объективной стороны: обстановки совершения правонарушения, а для нарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, также и времени его совершения.
Под обстановкой совершения правонарушений следует понимать осуществление виновным деятельности. Под временем совершения правонарушения — период времени более 3 месяцев со дня истечения срока, предусмотренного для постановки на налоговый учет.
Под деятельностью следует понимать как предпринимательскую деятельность, признаки которой определены в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, так и иную деятельность, имеющую направленность на систематическое получение дохода. Такой вывод следует из анализа санкции комментируемой статьи, которая связывается с получением доходов в результате осуществления деятельности.
Наличие в данной норме факультативных (дополнительных) признаков объективной стороны правонарушения исключает дополнительную квалификацию деяния по ст. 116 НК РФ.
Следует иметь в виду, что данная статья может применяться лишь при бездействии лица, обязанного встать на учет на основании его государственной регистрации или создания организацией обособленного подразделения, что исключает возможность квалификации деяния по данной статье в случае непостановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства.
Организация, ведущая свою деятельность через несколько обособленных подразделений, обязана встать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения. При непостановке на учет по месту нахождения нескольких обособленных подразделений объективная сторона выполняется в отношении каждого из таких подразделений, что требует отдельной квалификации по одному из пунктов ст. 117 НК РФ.
Постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет по инициативе налогового органа (п. 10 ст. 83 НК РФ) не освобождает указанных лиц от ответственности за уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
Начало совершения правонарушений, предусмотренных п.п. 1 и 2 ст. 117 НК РФ, разное. Так, деяние, предусмотренное п. 1 ст. 117 НК РФ, начинает совершаться на следующий день после дня истечения срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Началом совершения деяния,

О БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «

Как получить свидетельство о постановке на налоговый учет

Свидетельство о постановке на налоговый учет — это одна из мер налоговой службы по контролю за налогоплательщиками. В этом материале рассмотрим, кому нужно встать на учет, а также как получить свидетельство об этом.

Контролю за налогоплательщиками посвящена глава 14 НК РФ. Непосредственно учету и постановке на него посвящены статьи 83 и 84 НК РФ.

Кто подлежит учету

Согласно статье 83 НК РФ, становиться на налоговый учет должны все физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Иными словами, должны быть учтены все налогоплательщики. Результатом регистрации в ФНС является присвоение ИНН, или индивидуального номера налогоплательщика. Он представляет собой двенадцатизначную — для физлица и ИП и десятизначную — для юрлица цифровую комбинацию, в которой зашифрован код подразделения ИФНС, где зарегистрировано лицо, а также его индивидуальный номер в реестре налогоплательщиков.

ИНН фиксируется в специальном документе — свидетельстве о постановке на налоговый учет. Он выдается налогоплательщику после его регистрации в ФНС.

Как получить

Чтобы получить ИНН, необходимо обратиться в ФНС, имея при себе следующие бумаги:

  • заявление по форме № 2-2;
  • паспорт или любое другое удостоверение личности.

Если свидетельство получается на ребенка до 14 лет, необходимо подать заявление, паспорт гражданина, от имени которого оно заполнено, а также свидетельство о рождении ребенка. Что касается иностранных граждан, то они должны предоставить документ, удостоверяющий личность, а также подтверждение законности своего нахождения на территории России. В зависимости от статуса иностранца допускается предоставление разных бумаг. Например, это может быть миграционная карта, миграционный бланк с указанием места регистрации.

Заполнение бланка заявления обычно не составляет никаких трудностей. В него вносятся стандартные паспортные сведения гражданина:

  • фамилия, имя, отчество;
  • номер и серия паспорта;
  • пол и дата рождения;
  • сведения о месте проживания.

Образец заявления

Подать документы можно при личном посещении ФНС, направив их по почте или через сайт «Госуслуги».

Федеральная налоговая служба свидетельство выдаст в течение пяти рабочих дней после подачи всех необходимых бумаг.

Справка о постановке на налоговый учет в некоторых случаях может быть получена повторно. Однако поменять свои ИНН нельзя. То есть новый документ будет воспроизводить содержание первоначальной бумаги. Получить повторное свидетельство можно в следующих случаях:

  • утеря;
  • смена паспортных данных.

При этом за подготовку повторного документа взимается пошлина в размере 300 рублей. Освобождаются от нее те лица, которые заказывают новый бланк в связи со сменой паспортных данных.

Как выглядит документ

В зависимости от категории налогоплательщика, согласно Приказу ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@, в качестве подтверждения присвоения ИНН выдаются различные документы.

ИП получают уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме № 2-3-Учет.

Физическим лицам выдается свидетельство по форме № 2-1-Учет.

Российские организации по месту нахождения получают форму № 1-1-Учет.