Порядок исчисления

Содержание

Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога представляет собой некоторый свод правил, на основании которых устанавливается необходимость для определённого субъекта произвести все требуемые арифметические вычисления, включающие в себя объекты налогообложения, периоды и базу, принимая во внимание все льготы, полагающиеся налогоплательщику.

Любой налоговый платёж содержит в себе перечень обязательных элементов, к которым относятся объект налогообложения, налоговые периоды, база, сроки, ставки и порядок уплаты. Одним из ключевых пунктов налога является и порядок его исчисления. Базовые правила, которые его регламентируют, занесены в статью 52 Налогового Кодекса Российской Федерации, нормы которого не дают общего определения термину порядок исчисления налога. Однако, следует отметить, что он имеет ряд основных особенностей:

  • Некоторый свод правил, содержание которых характеризуется значительными юридическими последствиями для лиц, обязанных к уплате налоговых сборов;
  • Указанный порядок исчисления налога подразумевает конкретное лицо, на которое распространяется обязанность исчисления. Данное лицо может быть разным, всё зависит от типа налоговых платежей (сборов). Например, при определении подоходного налога, в некоторых случаях обязанным лицом является работодатель;
  • Результатом производимых подсчётом обязана быть конкретная сумма, которую требуется уплатить налогоплательщику.

Порядок исчисления налога – это перечень необходимых действия налогоплательщика и других лиц по расчёте величины налогового сбора, требуется перечислять в конце каждого налогового периода в бюджет. Величина налога зависит от налоговой ставки, налоговой базы, а также наличия налоговых льгот.

При расчёте величины налоговых выплат возникают два вопроса: кем осуществляется исчисление и какова формула расчёта? При ответе на первый вопрос следует уточнить, что имеется три основных вида уплаты налоговых сборов:

  • С помощью декларации;
  • В зависимости от источника дохода;
  • Кадастровый.

По негласному общему правилу налогоплательщик самостоятельно рассчитывает величину налога за налоговый период.

Если уплата налогового сбора осуществляется по декларации, налогоплательщику необходимо представить в обозначенные сроки в налоговую инспекцию по месту собственной регистрации декларацию, которая представляет собой официальный документ о налоговых обязательствах. К данному типу уплаты налогообложения относится:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Налог на прибыль компаний;
  • Акцизы и так далее.

В соответствии с Налоговым законодательством РФ, расчёт величины налогового сбора может производить налоговый орган или налоговый агент.

Оплата налогового сбора по источнику дохода подразумевает получение налогоплательщиком определённой доли дохода за вычетом налоговых отчислений, который определяется и взимается бухгалтерией компании, осуществляющей начисление заработной платы (дохода). На основании Налогового законодательства, данные компании принуждаются к выполнению функций налоговых агентов. Главным преимуществом этого способа уплаты налога является то, что полностью исключается уклонение от уплаты налоговых сборов налогоплательщиком. С помощью такого способа уплачиваются:

  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на добавленную стоимость для иностранных компаний, которые ведут свою деятельность в России, но не состоят в местном налоговом учёте.

Кадастровый способ подразумевает под собой ведение кадастра – специального реестра, который включает в себя классификацию объектов налогообложения по определённым критериям (доход, имущество). Кроме того, он выявляет среднюю доходность этого же объекта. При формировании кадастра, его основой может выступать любая характеристика объекта налогообложения. Например, при создании земельного кадастра это может быть вид земельного участка (лес, луг и так далее), его месторасположение, а также кадастровая стоимость. Примерами кадастрового способа уплаты налоговых сборов являются:

  • Налог на имущество физических лиц;
  • Налог на землю;
  • Транспортный налог.

При использовании данного способа погашения налога физические лица освобождаются от сложной системы расчёта налоговых сборов, которая требует соответствующих знаний Налогового законодательства и определённой квалификации. Помимо этого, необходимо также понимать, что налоговая инспекция владеет гораздо большими ресурсами при сборе и обработке данных, которые требуются для расчёта налоговых сборов, нежели физические лица.

После того, как было определена сторона исчисления налогового сбора, ей необходимо приступить к расчёту величины налога. При исчислении учитываются следующие показатели:

  • Налоговый период;
  • Налоговая ставка;
  • Налоговая база;
  • Льготы.

Внимание! Налоговые сборы классифицируются на федеральные, региональные и местные, а налоговый и отчётный периоды по ним устанавливаются на основании Налогового Кодекса РФ!

Налоговая база для исчисления налога

Налоговая база – это характеристика (стоимостная, физическая или другой формы) предмета налогообложения. Она входит в число обязательных элементов налогового сбора. Ключевой задачей налоговой базы является количественное выражение объекта налогообложения.

Порядок определения налоговой базы установлен Налоговым Кодексом РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организацией или компанией рассчитывают налоговую базу по окончанию каждого налогового периода, опираясь на сведения регистров бухгалтерского учёта других подтверждённых документальным методом данных.

Физические же лица исчисляют налоговую базу в соответствии с получаемыми суммами своих доходов.

ИП, которые используют общую систему налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налоговому сбору в соответствии с налоговыми уведомлениями, высылаемыми налоговым органом.

Налоговая база является величиной, на основании которой определяется величина налогового сбора: налоговая база прямо пропорциональна ставке налога. В зависимости от типа налога это может быть стоимость имущества, прибыль, доходы и так далее. Налоговый Кодекс Российской Федерации предоставляет два способа учёта налоговой базы – накопительный и кассовый. Исчисление по первому методу характеризуется тем, что ключевым моментом при определении налоговой базы является возникновение имущественных прав и обязанностей. При кассовом способе при исчислении налоговой базы принимаются во внимание исключительно доходы (расходы), которые реально были у налогоплательщика.

Налоговая база для каждого типа налогового сбора определяется по-разному. Например, для налога на имущество она представляет собой остаточную стоимость основных средств или кадастровую стоимость недвижимости.

Внимание! Налоговая декларация на доходы физических лиц заполняется по форме 3-НДФЛ и представляет собой документ, несущий в себе отчёт физического лица перед налоговой службой за полученные им доходы и относящиеся к ним расходы!

Вместе с тем, индивидуальные предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, уплачивают авансовые платежи по налогу на основании налоговых уведомлений, направленных им налоговым органом

Порядок исчисления налога на прибыль

Каков порядок расчёта на прибыль? Налог на прибыль рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Его величина, а также сумма авансовых платежей по окончанию отчётного периода определяется организацией самостоятельно в соответствии со сведениями налогового учёта.

Данный тип налогового отчисления следует уплачивать в конце налогового периода до 28 марта следующего года. Эта же дата является крайним сроком для подачи налоговой декларации.

Доходы, которые подлежат налогообложению, классифицируются следующим образом:

  • Доходы от реализации;
  • Внереализационные (непроизводственного характера) доходы.

Способы исчисления налога

Исчислять налоговые сборы можно по нескольким методикам. Самая популярный и в то же время простой метод подразумевает обложение налоговой базы по частям – некумулятивный метод. Иными словами, каждая выплата организацией денежных средств физическому лицу облагается налогом отдельно, без учёта полученных ранее средств. Данный способ характеризуется тем, что ведение учёта доходов и льгот налогоплательщика не требуется. Однако, некумулятивный способ не обеспечивает равномерность поступления финансовых средств в бюджет.

Хорошую востребованность также получил кумулятивный метод, суть которого состоит в том, что налоговые вычеты исчисляются нарастающим итогом. Его функцией является определение величины дохода и общей суммы льгот, полученной на отдельно взятой дате года.

Исчисление налога на имущество организаций

Налог на имущество организации рассчитывается на основании Налогового Кодекса. Он относится к числу региональных налоговых отчислений, а устанавливая его, законодательные органы субъектов РФ устанавливают налоговую ставку, порядок и сроки уплаты.

Величина налога, рассчитываемая по итогам налогового периода определяется как произведение налоговой ставки и налоговой базы. А величина налогового сбора, который подлежит уплате в бюджет, переделяется точно также, вычитая при этом сумму авансовых платежей.

Порядок исчисления земельного налога

Расчёт земельного налога необходим только тем лицам, кто является владельцем земельного участка. Порядок расчёта и уплаты данного налога устанавливается местными органами власти. Величина земельного налога определяется как произведение налоговой ставки и базы, а его уплата осуществляется раз в год.

Основой для исчисления выступает стоимость земельного участка по кадастру (по состоянию на 1 января того года, за который исчисляется налоговый сбор). Более точную информацию о стоимости земельного участка можно посмотреть на интернет-портале Росреесрта.

Следует добавить, что в соответствии с Налоговым Кодексом РФ предусмотрено всего два размера ставок по земельному налогу:

  • 0,3 – для земельных участков сельскохозяйственного назначения;
  • 0,5 – для остальных земельных участков.

Расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль

Расходы, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, признаются только обоснованные затраты налогоплательщика, то есть экономически оправданные затраты. Расходами также являются разного рода затраты, которые были направлены на реализацию деятельности, которая приносит доходы.

Статья 252 Налогового Кодекса выделяет две группы расходов:

  • Затраты, направленные на производство и реализацию. Сюда относятся материальные расходы, расходы на оплату труда, величина начисленной амортизации и прочие;
  • Внереализационные расходы – затраты связанные с банковскими услугами, финансовые потери от пожаров, аварий, стихийных бедствий и тому подобное.

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость

НДС является косвенным налогом, который представляет собой форму, в которой уплачивается налогоплательщиком определённая сумма в бюджет, определённая в соответствии с налоговыми ставками. Полученная величина прибавляется к стоимости товаров или услуг. Данный в налогового отчисления относится к числу федеральных, а значит его применение обязательно. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от типа товаров и могут быть в размере 0%, 10% и 18%. Налогоплательщики в принудительном порядке должны вести журнал учёта счетов-фактур, книгу покупок и продаж.

Исчисления налога на добавленную стоимость осуществляется в конце каждого налогового периода, а его уплату следует производить до 20 числа следующего за налоговым периодом месяца. Расчёт величины НДС осуществляется в соответствии с налоговой ставкой, которая является процентной долей от налоговой базы.

Порядок исчисления налога при упрощенной системе налогообложения

В соответствии с Налоговым Кодексом, налогоплательщики обязаны уплачивать величину квартального авансового платежа в конце каждого отчётного периода при УСН. При использовании полученных доходов в качестве объекта налогообложения налоговая ставка составляет 6%. Если использован объект доходы минус расходы – 15%-ая налоговая ставка. В конце налогового периода совершённые авансовые платежи по упрощенке переводятся в счёт уплаты налога.

Исчисление налога на землю

Исчисление налога на землю для физических и юридических лиц осуществляется отдельно с различными налоговыми ставками. Так, расчёт земельного налога для юридических лиц осуществляется как кадастровая стоимость земельного участка умноженная на процентную ставку (Его устанавливают местные власти, максимальное значение – 1,5%) и коэффициент владения (отношение месяцев использования земельного участка к 12). Расчёт земельных налоговых отчислений для физических лиц осуществляет налоговый орган. Исчисление данного налога производится по той же формуле, что и у юридических лиц, только процентная ставка не может превышать 0,3%.

Исчисление транспортного налога физических лиц

Транспортное налогообложение имеет следующие особенности для ИП, юридических и физических лиц:

  • ИП облагается транспортным налоговым сбором как частное лицо;
  • Организации и компании в обязательном порядке должны вести отчётность и оформлять декларацию по транспортному налогу, в отличие от физических лиц;
  • Только юридические лица должны производить оплату авансовых платежей по транспортному налогу;
  • Юридическим лицам необходимо произвести уплату данного налога в феврале-апреле, физические лица в октябре-ноябре.

Транспортный налог для юридических лиц исчисляется по следующему правилу: налоговая ставка прямо пропорциональна налоговой базе и налоговому периоду.

Подробнее о расчете налога на имущество физических лиц, вы сможете узнать из нашей статьи.

Исчисление подоходного налога в 2018 году

И в заключение стоит добавить, что исчисление подоходного налога осуществляется с заработной платы работника (сотрудника). Величина налоговых отчислений выражена в процентной ставке и составляет от 9 до 35% от дохода.

Дополнительную информацию о порядке исчисления налога на имущество физических лиц, вы сможете узнать из данного видео:

Порядок исчисления налога

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Порядок исчисления налога

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).

Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

Порядок, способы исчисления и уплаты налогов

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая123

Согласно ст. 52 НК РФ, «налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот» (например, при исчислении налога на прибыль организаций). Обязанность по определению суммы налога также может быть возложена на налоговый орган (в случае расчета налога на землю для физических лиц) или третье лицо — налогового агента, например, при исчислении налога на доходы физических лиц.

В ст. 54 НК РФ отражены принципы разрешения общих вопросов определения налоговой базы. Согласно положениям этой статьи «налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением»:

• индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

• физические лица как налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Существуют две системы исчисления налога:

• некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);

• кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством предусмотрено применение обеих систем, а также их сочетания (например, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при исчислении налога на прибыль организаций — кумулятивная система).

Порядок уплаты налога — это способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Основными способами уплаты налога являются:

• уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию);

• уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);

• кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества, в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа).

Налоговый оклад — это сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу. Бюджет — это основной элемент правильной уплаты налога. Поступление налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога, являясь основным (обязательным) элементом налогообложения, предполагает решение следующих вопросов:

1) направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

2) средства уплаты налога (в рублях, валюте);

3) механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

4) особенности контроля уплаты налога.

Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК РФ). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК РФ).

Конкретный порядок уплаты по каждому налогу устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ второй части Кодекса.

Сроки уплаты налогов

Сроки уплаты налога— это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

Согласно ст. 57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. «Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено».

В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют следующие виды налогов:

• срочные (например, плательщики налога на приобретение автотранспортных средств уплачивают его в течение 5 дней со дня приобретения транспортного средства);

• периодично-календарные— декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые сроки уплаты налогов (например, акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц).

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» — сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах и никакими другими.

Налог должен быть уплачен в срок, в противном случае на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Так, в соответствии со ст. 57 НК РФ «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом».

Изменение срока уплаты налога не отменяет действующей обязанности и не создает новой обязанности по уплате налога.

К учреждениям, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, относятся: Министерство финансов РФ, финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования, Федеральная таможенная служба России (ФТС России), органы внебюджетных фондов.

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок, который осуществляется в форме отсрочки и рассрочки платежа, а также налогового и инвестиционного налогового кредита.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по оплате налога и сбора определены в ст. 64 НК РФ.

Отсрочка и рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности при наличии одного из следующих оснований:

1) причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;

3) угрозы банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога;

4) отсутствие у физического лица возможности единовременной уплаты налога;

5) сезонный характер производства и реализации товаров, работ или услуг. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер утверждается Правительством РФ;

6) иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Отсрочка и рассрочка различаются только порядком погашения налоговой задолженности и могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. 1 и 2, то на сумму задолженности проценты не начисляются, а если отсрочка или рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в п. 3, 4 и 5, то на сумму задолженности начисляются проценты, исходя из ставки, равной 0,5 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период отсрочки или рассрочки.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается уполномоченным органом на основании заявления налогоплательщика при наличии хотя бы одного из вышеприведенных оснований.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от 3-х месяцев до 1 года при наличии хотя бы одного из вышеназванных оснований. Он предоставляется заинтересованному лицу по одному или нескольким налогам по его заявлению и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и указанным лицом.

Налоговый кредит отличается от рассрочки периодом времени, на который он предоставляется, более узким перечнем оснований для предоставления и в некоторых случаях ставками процентов, начисленных за пользование бюджетными средствами. Кроме того, имеются существенные отличия в форме его предоставления (договор в дополнение к решению уполномоченного органа) и в обязательности залога или поручительства для обеспечения исполнения договора.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации (налогоплательщику) при наличии одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства.

2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности.

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется сроком от 1 до 5 лет, оформляется договором установленной формы. Такой договор должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому предоставлен кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисления процентов, документы об имуществе, являющегося предметом залога, ответственность сторон.

Уполномоченными органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются:

• по федеральным налогам и сборам — Министерство финансов РФ;

• по региональным и местным налогам и сборам — финансовые органы субъекта РФ и муниципальные образования;

• по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, — Федеральная таможенная служба РФ или уполномоченные им таможенные органы;

• по государственной пошлине — уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;

• по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды — органы соответствующих внебюджетных фондов.

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок исчисления конкретного налога является обязательным элементом налога. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговый период, согласно ст. 55 НК РФ, представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов определяются ст. 53 НК РФ. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Положения ст. 52 НК РФ не относятся к конкретному налогу и имеют универсальный характер. Одновременно порядок уплаты установлен по каждому конкретному налогу. Самостоятельное исчисление налога является формой реализации самостоятельного и добровольного исполнения налогоплательщиком своих обязанностей и соответствует ст. 45 НК РФ, согласно которой налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) и самостоятельно заполняет поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежной суммы в уплату налога (п. 7 ст. 45 НК РФ).

2. Правило самостоятельного исчисления суммы налога налогоплательщиком имеет исключение в случае, когда это полномочие осуществляет налоговый орган или налоговый агент (п. 2 ст. 52 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик может поручить исчисление налога представителю, который будет действовать от его имени.

Исчисление налога налоговым органом может иметь место в том случае, если это установлено НК РФ (например, по транспортному налогу, уплачиваемому физическими лицами, в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ, или по земельному налогу, уплачиваемому физическими лицами, в соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ, при уплате авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, согласно п. 3 ст. 396 НК РФ), а также по итогам проведения налогового контроля, при проведении камеральных или выездных проверок.

В первом случае налоговым органом направляется налогоплательщику налоговое уведомление, а во втором случае, по итогам налогового контроля, может быть направлено налоговое требование. Данное полномочие налоговых органов установлено пунктом 1 ст. 32 НК РФ, согласно которому налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Налоговое уведомление также может направляться по результатам проверки и корреспондирует праву налогоплательщиков получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов (п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ).

Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора и носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Для налоговых агентов обязанность исчисления за налогоплательщика сумм налогов, подлежащих уплате, вытекает из их обязанностей, установленных ст. 24 НК РФ. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

3. Для случая, когда исчисление уплаты налога возложено на налоговый орган (например, по транспортному налогу или по земельному налогу, при уплате их физическими лицами, авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц), пунктом 3 комментируемой статьи регулируются структура и форма налогового уведомления, которое должно содержать сумму налога, подлежащую уплате, объект налога, налоговую базу и срок уплаты.

Форма налогового уведомления утверждается как Минфином России, так и Федеральной налоговой службой, которая наделена НК РФ соответствующими полномочиями как орган, уполномоченный осуществлять контроль и надзор в сфере налогообложения. В частности, форма налогового уведомления утверждена совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-11/479@. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.07.2004 N САЭ-3-04/440@ была утверждена форма налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц.

+Читать далее…

4. Пунктом 4 комментируемой статьи установлен перечень способов направления налогового уведомления налогоплательщика. Данный перечень является закрытым, но предусматривает все возможные способы передачи информации: лично под расписку; заказным письмом по почте; по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме. В случае, если все указанные способы недоступны, налоговое уведомление направляется по адресу регистрации налогоплательщика заказным письмом через организацию почтовой связи и считается врученным по истечении шести дней с даты направления.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», в Российской Федерации действуют следующие виды почтовой связи:

— почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи;

— специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;

— федеральная фельдъегерская связь;

— фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.

Налоговые органы при направлении налогового уведомления пользуются услугами почтовой связи общего пользования, которые действую по единым Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221. Согласно указанным Правилам, заказные письма являются одной из категорий почтовых отправлений, которые характеризуются совокупностью признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) данного отправления.

5. Пунктом 5 комментируемой статьи определены особенности исчисления налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков, которое выполняется ответственным участником группы, статус которого определен ст. 25.1 НК РФ.

6. Пункт 6 ст. 52 НК РФ устанавливает общее для всех налогов правило округления до полных рублей при исчислении сумм налогов. В то же время не уточняется, применяется ли данное правило к исчислению сборов, пени и штрафов.

Порядок, способы и сроки уплаты налога

Порядок уплаты налога – это способы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Порядок уплаты налога, как элемент закона о налоге, предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа, т. е. в бюджет или во внебюджетный фонд, в который уплачивается налог;

· средства уплаты налога, т. е. в рублевых средствах, валюте; как правило, налог уплачивается в национальной валюте (возможны исключения, которые определяются законодательными актами);

· механизм платежа(в безналичном или наличном порядке, в кассусборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т. п.);

· особенности контроля за уплатой налога.

Хотя вопросы налогового контроля – предмет специальных законов о налоговой службе, в ряде случаев специфические вопросы контроля могут рассматриваться и в законах о конкретных налогах.

Общий порядок уплаты налогов и сборов приведен в ст. 58 НК РФ (ч. 1, гл. 8):

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существуют четыре основных способа уплаты налога:

· уплата налога по декларации;

· уплата налога у источника дохода;

· кадастровый способ уплаты налога;

· уплата налога по уведомлению.

Уплата налога по декларации состоит в следующем. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате.

При уплате налога у источника дохода, в отличие от способа уплаты налога по декларации, момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату.

Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми налогами, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Кадастровый способ уплаты налога означает, что налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества.

Особенность уплаты налога кадастровым способом состоит в том, что, поскольку имущество облагается на основе внешних признаков предполагаемой доходности, момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса.

Уплата налога по уведомлению–применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны:

· основание к уплате и размер налога, подлежащего уплате

· расчет налоговой базы

· срок уплаты налога

Обязанность по уплате возникает не ранее даты получения уведомления.

Информация о сроках уплаты налогов и сборов отражена в ст. 57 НК РФ(ч. 1, гл. 8).

В зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные.

К срочным платежам относится, например, уплата государственной пошлины.

Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на доходы физических лиц.

Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» – сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

При применении российского законодательства следует иметь в виду:

· Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут.

· Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции (п. 2 ст. 57 НК РФ).

· В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

· отсрочки,

· рассрочки;

· налогового кредита;

· инвестиционного налогового кредита.

Налоговые льготы

Согласно ст. 56 НК РФ(ч. 1, гл. 8), льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По механизму своего действия налоговые льготы имеют существенные различия.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

· изъятия;

· скидки;

· налоговые кредиты.

Изъятия – это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков.

Скидки – это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы. Они подразделяются:

· на лимитированные, когда размер скидок ограничен;

· нелимитированные, когда налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика.

Скидки бывают:

· общими (ими пользуются все плательщики);

· специальными(для отдельных категорий субъектов).

В России при налогообложении граждан льготы (скидки) подразделяются на четыре группы: стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты.

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов налогового кредита являются безвозвратными и бесплатными.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

· снижение ставки налога;

· вычет из налогового оклада (валового налога);

· отсрочка или рассрочка налога;

· возврат ранее уплаченного налога (части налога);

· зачет ранее уплаченного налога;

· целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно.

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок.

Рассрочка уплаты налога – деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей.

Основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога отражены в ст. 64 НК РФ (ч. 1, гл. 9).

Предоставление отсрочек или рассрочек в определенных случаях имеет платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование – налоговая амнистия.

Зачет ранее уплаченного налога как разновидность налогового кредита широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов).

Целевой налоговый кредит есть замена налога (части налога) натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в случае выполнения налогоплательщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.

Данная льгота может также предоставляться налогоплательщику в связи с его социальным или имущественным положением (например, кредит для инвалидов).

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит – такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67 НК РФ (ч. 1, гл. 9).