Поручение экспедитору

Обязательно ли наличие экспедиторских документов для признания расходов?

ИА ГАРАНТ

Приказом Минтранса от 11.02.2008 N 23 утверждены формы экспедиторских документов. Поручение экспедитору и расписка содержат множество сведений, таких как код товара и страна происхождения, не имеющих отношения к внутрироссийским перевозкам. Каковы последствия, если эти графы не заполнять? Какова позиция налоговых органов относительно необходимости экспедиторских документов для целей налогового учета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Экспедиторские документы не являются исключительными документами, дающими право налогоплательщику на признание соответствующих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ненадлежащим образом заполненные экспедиторские документы, и даже полное их отсутствие, не препятствует признанию в целях налогообложения прибыли расходов по экспедированию груза.

Считаем, для документального подтверждения затрат по договору транспортной экспедиции для целей налогообложения прибыли в общем случае достаточно акта оказанных услуг, если он содержит всю необходимую информацию об оказанных экспедиторских услугах.

При этом свою позицию в споре с налоговыми органами в случае ненадлежащего оформления первичных документов по оказанию экспедиторских услуг организации, возможно, придется отстаивать в судебном порядке.

Обоснование вывода:

Одним из обязательных условий признания расходов для целей формирования налогооблагаемой прибыли является их документальная подтвержденность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

При этом нормы главы 25 НК РФ не содержат конкретного перечня документов, необходимых и достаточных для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции.

Из ст. 313 НК РФ следует, что подтверждением данных налогового учета являются первичные документы.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В силу ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Согласно информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например кассовые документы) (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971).

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что факт оказания экспедиторских услуг может быть подтвержден любым документом, отвечающим требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ, например актом.

Отношения между экспедитором и клиентом регулируются главой 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее — Правила).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 87-ФЗ экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

В силу п. 2 ст. 801 ГК РФ правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Статьей 805 ГК РФ предусмотрено, что, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Законом N 87-ФЗ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом) (п. 1 ст. 1 Закона N 87-ФЗ).

Пункт 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ устанавливает обязанность экспедитора при приеме груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг и порядок оказания экспедиционных услуг определяются Правилами (ст. 2 Закона N 87-ФЗ).

На основании п.п. 5 и 7 Правил неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы. Такими документами являются:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок).

При этом в соответствии с п. 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов.

Между тем Порядок предъявляет ряд требований к экспедиторским документам. Например, согласно п.п. 15 и 25 Порядка бланки «Поручение экспедитору» и «Экспедиторская расписка» должны содержать определенный перечень реквизитов из 22 и 16 строк соответственно. Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) таких документов, является обязательным (п.п. 16, 26 Правил). В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе (п.п. 17, 27 Правил).

Таким образом, указанные выше экспедиторские документы подтверждают заключение договора транспортной экспедиции и не являются первичными учетными документами. Соответственно, ненадлежащим образом заполненные экспедиторские документы, и даже полное их отсутствие, не препятствует признанию в целях налогообложения прибыли расходов по экспедированию груза.

К сожалению, по данному вопросу нам не удалось найти каких-либо разъяснений контролирующих органов.

Что же касается арбитражной практики, суды, рассматривая вопросы о правомерности учета расходов на транспортно-экспедиционные услуги при определении налоговой базы по налогу на прибыль, прежде всего исходят из доказательств реальности заключения и исполнения договоров транспортной экспедиции.

Например, как указал ФАС Центрального округа в постановлении от 26.03.2012 N Ф10-366/12 по делу N А08-1409/2011 со ссылкой на положения п.п. 5, 12 Правил, неисполнение экспедитором обязанности по выдаче клиенту экспедиторского документа само по себе не опровергает факта принятия груза экспедитором. С учетом положений названных норм суд пришел к выводу о том, что отсутствие экспедиторской расписки не может служить обстоятельством, исключающим возможность установления факта действительного исполнения договора транспортной экспедиции, при наличии других достоверно свидетельствующих об этом доказательств.

В постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 N 05АП-1134/11 судом также указано: то обстоятельство, что у налогоплательщика отсутствуют поручения экспедитору, оформленные в соответствии с п. 5 Правил, квитанции о приёме груза, документы о получении груза клиентами, железнодорожные накладные, само по себе при наличии других доказательств не свидетельствует о том, что услуга не была отказана. Вместе с тем отметим, что в рассматриваемом случае все необходимые сведения, отражаемые в поручении экспедитору, квитанциях о приёме груза, были отражены сторонами в товарно-транспортных накладных.

На необходимость подтверждения реальности заключения и исполнения договора транспортной экспедиции указано также в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2011 N 07АП-10911/10. В частности, суд исходил из того, что сами по себе акты выполненных работ без соответствующих экспедиторских документов, заявки клиента и (или) транспортной накладной, содержащих сведения о характере груза и субъектах, вступивших в правоотношение по его перевозке (хранению), не могут служить достаточным документальным подтверждением отраженных в них операций.

Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 15.12.2008 N 05АП-1955/2008 отметил, что непредставление налогоплательщиком товаросопроводительных документов, подтверждающих факт перевозки товаров, не может являться основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку Общество представило документы, подтверждающие его оплату, получение и оприходование.

Таким образом, в большинстве случаев судебная практика сводится к тому, что факт отсутствия транспортных документов, подтверждающих доставку товара, сам по себе не может являться основанием для отказа принятия расходов в целях налогового учета или предоставлении налогового вычета по НДС. Значимость данного факта необходимо оценивать с учетом конкретных обстоятельств доставки товара. На это указали и высшие судьи — например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10 по делу N А63-10110/2009-С4-9.

А вот в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2012 N Ф07-1242/12 по делу N А05-5441/2011 суд поддержал выводы нижестоящих судебных инстанций о том, что представленные налогоплательщиком в подтверждение факта оказания услуг договоры и акты выполненных услуг не содержат необходимой информации о перевозке груза, а потому не могут восполнить отсутствие экспедиторских расписок и товарно-транспортных накладных. То есть из этого можно сделать обратный вывод о том, что если в актах выполненных услуг содержатся все необходимые данные, в частности, предусмотренные п.п. 15 и 25 Порядка, этих документов достаточно для документального подтверждения понесенных расходов.

В постановлении от 17.12.2009 N Ф04-7728/2009 по делу N А45-9446/2009 ФАС Западно-Сибирского округа, отменяя решение суда нижестоящей инстанции, отклонил его ссылку на то, что доказательствами, обязательными для договора товарно-транспортной экспедиции, являются только экспедиторские и складские расписки, указав на положение п. 6 Правил ТЭД.

С учетом проанализированной нами арбитражной практики полагаем, что для документального подтверждения затрат по договору транспортной экспедиции для целей формирования налогооблагаемой прибыли достаточно акта, соответствующего требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Однако для избежания разногласий с налоговым органом и минимизации налоговых рисков организации следует иметь и надлежащим образом оформленные экспедиторские документы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Синельникова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Первичный документ по договору транспортной экспедиции — экспедиторская расписка. Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554), она подтверждает получение экспедитором груза для дальнейшей перевозки. При заключении договора перевозки оформляется транспортная накладная (ст. 785 ГК РФ). Могут ли эти документы заменять друг друга: применима ли транспортная накладная, как экспедиторская расписка и наоборот? Об этом наша статья.

Транспортная накладная

Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Если договор не предусматривает иное, составить ее обязан грузоотправитель (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Исключением, когда можно обойтись без составления транспортной накладной, является перевозка груза в сопровождении представителя владельца груза, или когда перевозится груз, по которому учет движения ТМЦ не ведется (п. 1 ст. 18 закона № 259-ФЗ).

Наряду с транспортной применяется и товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т. Это документ для учета движения ТМЦ, а также расчетов с автоперевозчиком за его услуги. ТТН состоит из товарной и транспортной частей. Для целей налогового учета наличие сразу двух накладных (транспортной и товарно-транспортной) не требуется. Факт осуществления затрат на грузоперевозку может быть подтвержден любой из них (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, ФНС РФ от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681).

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной не применяется

Экспедиторская расписка – это один из обязательных экспедиторских документов и часть договора транспортной экспедиции. Такой договор заключается грузоотправителем (грузополучателем) с экспедитором, который, по сути, является посредником, действующим по поручению клиента: он организует перевозку, занимается отправкой и получением груза, и т.п. Если договор экспедиции предусматривает такое условие, то экспедитор может самостоятельно заключить договор перевозки груза с перевозчиком (владельцем транспорта).

Экспедитор не составляет транспортную накладную — этим занимается отправитель груза. Но когда экспедитор от своего имени заключает договор перевозки с транспортной компанией, он одновременно является и грузоотправителем, поэтому оформить транспортную накладную он обязан. Накладная составляется в 3-х экземплярах, один из которых остается у экспедитора, а остальные передаются перевозчику и получателю груза. Поставщик же при передаче груза экспедитору получит от него экспедиторскую расписку, а позднее копию накладной с подписями грузополучателя, подтверждающими, что тот принял груз.

Ошибочно полагать, что экспедиторская расписка заменяет ТТН, и вот почему. Помимо данных о грузоотправителе, грузополучателе, самом грузе и транспортном средстве транспортная накладная содержит сведения о стоимости услуг перевозчика. В экспедиторской расписке, в отличие от ТТН, стоимость услуг экспедитора или перевозчика не отражается, а указывается только стоимость самого груза по платежным документам. Поэтому расписку экспедитора нельзя применить в качестве накладной для учета транспортных расходов и движения ТМЦ.

В то же время, транспортная накладная, как экспедиторская расписка тоже применяться не может: расписка является обязательной частью договора транспортной экспедиции, подтверждая, что экспедитор получил груз от клиента для перевозки, то есть, обойтись без нее не получится. Кроме того, правильное документальное оформление процесса перевозки необходимо и для налогового учета — без экспедиторской расписки налоговики могут отказать налогоплательщику в признании его транспортно-экспедиционных расходов (письмо Минфина РФ от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

Тема: Транспортная накладная при договоре транспортной экспедиции

Сообщение от Andykoна и то и на другое нет Тогда что является достаточным для принятия в расходы по НУ затрат по транспортировке груза до покупателя:
Экпедиторские компании отказываются подписывать ТРАНСПОРТНУЮ НАКЛАДНУЮ, а есть письмо МИНФИНА, которое утверждает, что ЭКСПЕДИТОРСКАЯ РАСПИСКА недостаточна, и в противовес этому письмо еще ничего не вышло от Минфина, как быть?? в суд не хочется идти..
Вопрос: Являются ли экспедиторские расписки достаточным документальным подтверждением для учета расходов на доставку товаров, осуществляемую транспортно-экспедиционными организациями, в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 29 августа 2008 г. N 20-12/082058
Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции, услуг, связанных с перевозкой груза.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.
В ст. 2 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» определено, что правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее — Правила).
Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:
— перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
— требования к качеству экспедиционных услуг;
— порядок оказания экспедиционных услуг.
Согласно п. 4 Правил транспортно-экспедиционными услугами признаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
На основании п. 5 Правил экспедиторскими документами являются:
— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В соответствии с п. 7 Правил экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и составляются в письменной форме.
Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта РФ.
При этом в п. 8 Правил предусмотрено, что для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест.
Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки. Об этом сказано в п. 12 Правил.
В соответствии с п. 13 Правил в случае, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию с учетом особенностей, определенных в ст. 320 НК РФ.
В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с гл. 25 НК РФ. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика — покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. Об этом говорится в ст. 320 НК РФ.
Таким образом, расходы организации, связанные с оплатой транспортировки товаров, принимаются к налоговому учету в целях налогообложения прибыли при наличии первичных документов, подтверждающих эти услуги.
Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 утверждены порядок оформления и формы экспедиторских документов.
Согласно порядку заполнение бланка «Экспедиторская расписка» возлагается на экспедитора. Заполненный экспедитором бланк «Экспедиторская расписка» должен содержать достоверные и полные данные о грузе.
Бланк «Экспедиторская расписка» содержит следующие строки:
— строка 1 «Дата» — указывается дата выдачи экспедиторской расписки;
— строка 2 «Номер» — указывается номер, присвоенный экспедиторской расписке экспедитором;
— строка 3 «Грузоотправитель» — указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица, фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;
— строка 4 «Клиент» — указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица, фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;
— строка 5 «Экспедитор» — указывается полное фирменное наименование и местонахождение юридического лица, фамилия, имя, отчество и местожительство индивидуального предпринимателя;
— строка 6 «Страна происхождения товара» — указывается название страны, где был произведен груз;
— строка 7 «Товарный код» — указывается опознавательный номер груза, предназначенный для таможенных, транспортных и статистических целей;
— строка 8 «Маркировка» — указывается маркировка груза в соответствии с законодательством РФ;
— строка 9 «Количество мест, вид упаковки» — указывается количество грузовых мест, а также каким способом груз будет доставляться (насыпью, наливом, навалом, в ящиках, коробках и т.д.);
— строка 10 «Вес брутто, нетто» — указывается вес груза с упаковкой и без нее;
— строка 11 «Объем» — указывается объем груза;
— строка 12 «Стоимость» — указывается стоимость груза в соответствии с платежными документами;
— строка 13 «Размер упаковки» — указываются габариты каждой упаковки и ее вес;
— строка 14 «Условия» — указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора;
— строка 15 «Особые отметки» — указывается дополнительная информация о грузе, в том числе об особом способе транспортировки, обеспечении безопасности окружающей среды и сохранности перевозимого груза;
— строка 16 «Подпись экспедитора» — проставляется личная подпись экспедитора или его уполномоченного лица с ее расшифровкой (фамилия, имя, отчество).

Товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) относится к первичным документам по учету движения товаров.
Согласно Постановлению Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:
— товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, в котором в строке «Плательщик» разд. 1 накладной указываются наименование, адрес, банковские реквизиты организации-покупателя;
— транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей — заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
При этом первый экземпляр товарно-транспортной накладной остается у грузоотправителя и подтверждает списание товарно-материальных ценностей, второй — сдается водителем грузополучателю и служит для оприходования товарно-материальных ценностей.
Третий и четвертый экземпляры остаются у владельца автотранспорта, один из которых остается у организации-перевозчика для расчета и подтверждения стоимости автотранспортных услуг, а другой возвращается продавцу для подтверждения доставки товара грузополучателю, являясь экономическим основанием подтверждения расходов по доставке товара.
Таким образом, экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Т.А.ПЫХТИНА

Транспортная компания «Энергия» — отзыв

Господа, никогда не связывайтесь с транспортной компанией «Энергия»!!!
19.12.12 мне был отправлен груз (прицел, стоимостью 6000 руб) этой компанией из Хабаровска в Челябинск (номер накладной Хаб-022177), жду 18 дней (все это время груз застрял на маршруте Хабаровсе-Чита, отслеживал на сайте этой компании). Ну думаю что-то долго он до Читы едет, пишу в ТК — ответ «машина попала в ДТП, узнавайте в местном отделении». Ладно, звоню в местное — там никто ничего не знает, жду пока узнают… в итоге ответ «машина сгорела, груз так же сгорел, приходите и пишите бумагу с заявлением»… Вот только толку от этой бумаги нет никакого, при отправке груза отправлению не была назначена ценность (представители «Энергии» даже не предложили её указать), а без этого по квитанции они компенсируют всего 100 руб за утерю/порчу груза. Высказал претензию, местные в ответ — звоните в Хабаровск… и так по кругу…
Я предложил им возместить мне хотя бы финансовый ушерб (6000 руб), не говоря уже о материальном (вещь мне нужна была), временном (20 дней прождал и в итоге не получил), и моральный (мало приятного, когда «кидают: на деньги). Но в ответ приходит мне письмо от представителя компании, в нем — чтобы подать претензию, мне нужно собрать кипу бумаг:
1. Претензия (с указанием номера и даты накладной, суммы ущерба) (пишется на имя директора ООО «Энергии» Кучумова А.А.)
2. Акт выдачи груза на складе экспедитора (подписанный в двухстороннем порядке Экспедитором и Грузополучателем), ( в случаи предоставления копии заверяется печатью и подписью)
3. Оригиналы Экспедиторских расписок ООО «Энергии» с подписями и печатями экспедитора, грузоотправителя, грузополучателя. (в случаи предоставления копий заверить их подписями и печатями)
4. Товарная накладная (либо иной товарный документ, подтверждающий стоимость груза).
5. Документ подтверждающий право собственности груза, чек, платежное поручение (с отметкой банка, оригинал либо заверенная копия)
6. Документы, подтверждающие факт оплаты услуг экспедитора, (в случаи предоставления копий заверить их подписями и печатями)
7. Договор клиента на покупку данного товара с поставщиком (заверенная копия, если имеется)
8. Письмо с реквизитами заверенное печатью
Как видно из списка, большинство бумаг находится у отправителя и в самом Хабаровске, а поскольку груз отправлен мне частным лицом — получить их у меня просто нет физической возможности (не в Хабаровск же мне лететь за ними через полстраны!). Очевидно, что вся эта бумажная волокита связана лишь с тем, чтобы ничего не выплачивать. Т.е. по факту, эта компания вообще не несет никакой ответственности за ваш груз! Более того, почитав чужие отзывы о этой компании, пропажа груза и длительные задержки с доставкой у них частое явление — возникают мысли, что сами сотрудники компании воруют грузы, которые им доверили!
Удивляет вообще поставленная работа компании, ну случилась задержка — сообщи клиенту, случился форсмажор — сообщи клиенту, ваша вина — возмести клиенту ущерб….ничего этого в этой ТК «Энергия» нет, никто ничего не знает и не несет никакой ответственности за ваш груз. Более того, я даже не услышал слов извинения за произошедший случай!!!! Работники компании общаются на тему пропажи груза так, как будто такие случаи обычное явление… видимо так оно и есть.
Короче — ТК «Энергия» — это шарашкина контора, никогда и ни при каких условиях не связывайтесь с ней!!!
P.S. Предложил им сообщить мне номер машины перевозящей мой груз и дату ДТП, хотел пробить её по базе ГАИ и сводкам проишествий — в ответ тишина Какой вывод можно сделать? Груз либо украли сами работники транспортной компании «Энергия», либо его сломали, либо потеряли…. и никто за это отвечать не хочет и как-либо компенсировать.

Транспортно-экспедиционные услуги включают в себя заключение договора перевозки груза, организацию перевозки, обеспечение отправки груза и его получения и прочие, связанные с доставкой груза, услуги. Экспедитор, организующий перевозку, и клиент заключают договор транспортной экспедиции, неотъемлемой частью которого является экспедиторская расписка. О ней мы и расскажем в этой статье.

Экспедиторская расписка: зачем нужна?

Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) к экспедиторским документам относят следующие:

  • поручение экспедитору – перечень услуг, которые экспедитор оказывает в рамках договора;
  • складская расписка – подтверждение принятия от клиента груза на хранение;
  • экспедиторская расписка. Для чего она нужна? Подтвердить факт того, что экспедитор получил груз для дальнейшей перевозки.

Кто оформляет экспедиторскую расписку

Экспедиторская расписка выдается клиенту, а оформить ее должен экспедитор. Право владения грузом предоставляется экспедитору до момента окончания перевозки и передачи груза клиенту, или указанному клиентом грузополучателю (п. 12 Правил).

Отражаемые в расписке данные о грузе должны быть полными и достоверными.

Обязательна ли экспедиторская расписка

Экспедиторская расписка – это первичный учетный документ в рамках договора между клиентом и экспедитором, который является неотъемлемой его частью, следовательно, обойтись без него нельзя.

Важное значение имеет экспедиторская расписка для налога на прибыль. Без нее налоговики не признают затраты налогоплательщика на транспортно-экспедиционные услуги в составе расходов по налогу, установленных главой 25 НК РФ (письмо Минфина РФ от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

Особый плюс для грузоотправителя или грузополучателя – это возможность отслеживания груза по экспедиторской расписке. Данные, указанные в этом документе, позволяют наблюдать за процессом передвижения груза. Такая функция, например, есть у одного из крупных международных перевозчиков ТК «Энергия». Экспедиторская расписка, выдаваемая при приеме груза, в которой указан номер накладной, позволяет в режиме онлайн увидеть местонахождение груза на сайте компании.

Форма экспедиторской расписки о приеме груза

Все формы экспедиторских документов и порядок их составления утверждены приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Необходимо заполнить 2 экземпляра расписки, один из которых экспедитор оставляет себе, а второй отдает клиенту или грузоотправителю. В приложении № 2 к приказу № 23 можно увидеть образец того, как выглядит экспедиторская расписка.

Экспедиторская расписка может заполняться от руки шариковой ручкой на типографском бланке, или на компьютере, с последующим распечатыванием на бумаге формата А4, главное, при этом не допускать помарок и подчисток.

Действующая в 2017 г. форма экспедиторской расписки содержит 16 пронумерованных строк, которые заполняются следующим образом:

  • в строках 1 и 2 указывается дата и номер экспедиторской расписки;
  • в строках 3, 4, 5 указываются полные наименования и адреса грузоотправителя, клиента и экспедитора — эта информация обязательна для заполнения;
  • строка 6 – страна производства передаваемого груза;
  • товарный код по строке 7 – это номер груза, предназначенный для его таможенного, транспортного и статистического опознания;
  • чтобы понять, как указать маркировку в экспедиторской расписке по строке 8, следует обратить к соответствующим нормам законодательства, регламентирующим маркировку грузов, например, ГОСТ 14192-96;
  • по строке 9 указывается количество грузовых мест, и каким способом груз доставляется – упакован в коробки, ящики, либо насыпью, навалом и т.п.;
  • вес брутто и нетто в строке 10 – это вес груза с упаковкой и без нее, также указывается объем груза в строке 11;
  • по строке 12 отражается стоимость груза, согласно платежным документам;
  • строка 13 – габариты каждой упаковки груза и ее вес;
  • по строке 14 указываются условия приема груза экспедитором, осуществившим заполнение экспедиторской расписки, и его обязательства;
  • дополнительную информацию о грузе (особые условия транспортировки, сохранности и т.п.) следует указать в строке 15;
  • экспедитор, приняв груз, ставит свою подпись в строке 16.

Какие строки, содержащие информацию о грузе, следует заполнять в каждом конкретном случае, зависит от характера и особенностей перевозимого груза, поэтому часть строк может остаться незаполненной, достаточно поставить в них прочерки.

Как заполнить экспедиторскую расписку: образец

Рассмотрим на примере, как заполняется экспедиторская расписка:

Пример заполнения экспедиторской расписки