Понятие валютных операций

Содержание

Правовой режим валютных операций

Правовой режим валютных операций представляет собой урегулированный законодательством с помощью определенного набора правовых средств (запретов, дозволений, позитивных обязывают) порядок их проведения. В зависимости от преоб-ладания дозволений или запретов в комплексе правовых средств, регулирующих общественные отношения, можно вы-делить соответственно два типа правового режима: общедозволи-тельный (или правовой режим общедозволительного профиля) и разрешительный (правовой режим разрешительного профиля).

Первый правовой режим основан на диспозитивных началах, второй — на императивных.

Правовой режим валютных операций определяющим обра-зом характеризуется соотношением, имеющихся в арсенале го-сударства экономических и административных мер валютного регулирования. Преобладание административных мер в валют-ном регулировании означает и преобладание в составе право-вых средств, используемых законодателем, запретов и позитив-ных обязываний. Акцент государства на экономические меры валютного регулирования создает условия для преобладания в валютном законодательстве дозволений.

Ранее действовавший Закон № 3615-1 подразделял валют-ные операции по правовому режиму на «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капитала». Текущие валютные операции могли проводиться без ограничений, а валютные операции, связанные с движе-нием капитала, — только в порядке и на условиях, опреде-ляемых Банком России. При этом текущие валютные операции были исчерпывающим образом перечислены в указанном Законе, а к валютным операциям, связанным с движением капитала, относились все валютные операции, не являющиеся текущими. Таким образом, доминантным принципом право-вого регулирования валютных операций являлся принцип «за-прещено все, кроме того, что прямо разрешено», который со-ответствует правовому режиму разрешительного профиля. Данный правовой режим характеризовался очевидным преоб-ладанием административных мер в составе средств валютного регулирования.

Произошедшие в последние годы позитивные изменения в экономике страны предопределили и изменение ориентиров валютной политики. Поставленная государством цель по дости-жению полной конвертируемости рубля, созданию условий для его свободного обращения на международных рынках, безусловно, требовала корректировки существовавшего правового режи-ма валютных операций.

Действующее валютное законодательство закрепило в каче-стве одного из принципа регулирования валютных отношений приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Тем не менее, несмотря на значительное ослабление императивного воздейст-вия на участников валютных операций, административные ме-ры по-прежнему играют существенную роль в механизме ва-лютного регулирования.

Специфический характер валютных отношений создает для законодателя потенциальную возможность устанавливать одно-временно различные типы правовых режимов для разных видов валютных операций. Федеральный закон № 173-ФЗ выделяет четыре группы валютных операций, регулирование которых осуществляется с различным сочетанием запретов, дозволений, позитивных связываний:

валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Фе-дерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

Нормы законодательства, регулирующие валютные операции между резидентами и нерезидентами, являются преимущественно дозволительными. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ указанные операции осуществляются без ограниче-ний.

Применительно к внешнеторговой деятельности действуют требования об обеспечении резидентами репатриации (возврата в страну) иностранной и российской валюты. В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты обязаны обес-печить репатриацию иностранной валюты и валюты Россий-ской Федерации, причитающейся им от нерезидентов, на свои счета в уполномоченных банках.

В целом, оценивая характер норм, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами, можно сделать вывод, что законодателем установлен для них общедозволи-тельный правовой режим. Соответственно, применительно к данным валютным операциям действует принцип «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено».

Валютные операции между резидентами, наоборот, запреще-ны, за исключением операций, указанных в ст. 9 Федерального за-кона № 173-ФЗ.

Сочетание правовых средств, используемых для регулирова-ния валютных операций между резидентами, указывает на то, что на них распространяется разрешительный правовой режим. То есть действует принцип «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено».

Согласно ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений переводить друг другу иностранную валю-ту с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на банковские счета (банковские вклады), открытые за пределами Российской Федерации, или в уполномоченных банках, а также осуществлять переводы иностранной валюты из-за грани-цы на банковские счета (банковские вклады), открытые в уполно-моченных банках.

При проведении нерезидентами между собой на террито-рии РФ валютных операций с внутренними ценными бумагами они обязаны соблюдать требования российского антимоно-польного законодательства и законодательства РФ о рынке ценных бумаг.

Правовой режим валютных операций между нерезидентами можно охарактеризовать как общедозволительный, поскольку ог-раничения, подлежащие применению к ним, сформулированы как исключения, применяемые к отдельным видам валютных операций.

Правовой режим таких валютных операций, как ввоз в Рос-сийскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг, диф-ференцирован валютным законодательством в зависимости от вида объекта валютных операций, его стоимости и направления перемещения — ввоз или вывоз, а также статуса лица, осущест-вляющего такую операцию.

Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию объектов валютных операций (иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорож-ных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документар-ной форме) осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законо-дательства РФ.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физи-ческими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в доку-ментарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, указанные объекты валютных опера-ций подлежат декларированию таможенному органу путем по-дачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввози-мого имущества.

В отличие от ввоза вывоз объектов валютных операций из Российской Федерации может осуществляться только при со-блюдении ряда валютных ограничений.

Так, физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валю-ту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переве-денные в Российскую Федерацию, в пределах, указанных в та-моженной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. В случае отсут-ствия указанных обстоятельств или отсутствия подтверждаю-щих их документов физические лица имеют право единовре-менно вывозить из Российской Федерации наличную ино-странную валюту и валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США.

При этом, если сумма единовременно вывозимой наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации в сумме не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, а дорожных чеков — 10 тыс. долларов США, то соответствующие объекты валютных операций не подлежат обязательному таможенному декларированию. В остальных случаях вывоза резидентами и нерезидентами из Российской Федерации объектов валютных операций вывозимое имущество подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

Таким образом, операции по ввозу в Российскую Федерацию валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутрен-них ценных бумаг подпадают под общедозволительный правовой режим.

Нормы валютного законодательства, регулирующие вывоз из Российской Федерации объектов валютных операций физически-ми лицами, содержат количественные ограничения, позволяющие отнести правовой режим таких операций к разрешительному. Относительно проведения указанных операций юридическими ли-цами Федеральный закон № 173-ФЗ не содержит запретов, ус-танавливая лишь требование о декларировании вывозимых ва-лютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, что позволяет говорить о дозволительном право-вом режиме этих операций.

В нормах Федерального закона № 173-ФЗ, определяющих правовой режим проведения валютных операций, отчетливо нашла отражение направленность валютной политики государ-ства на либерализацию валютного регулирования, что выразилось, прежде всего, в отмене с 1 июля 2006 г. такого вида ва-лютных ограничений, как резервирование. Указанные нормы корреспондируют таким принципам валютного регулирования, как приоритет экономических мер при реализации государст-венной валютной политики, а также исключение неоправдан-ного вмешательства государства и его органов в валютные опе-рации резидентов и нерезидентов (ст. 3 Федерального закона № 173-ФЗ).

Тенденция на либерализацию валютного регулирования проявляется, в том числе и во временном характере ряда валют-ных ограничений. Такие валютные ограничения, как использование специальных счетов, обязательная продажа резидентами части валютной выручки, предварительная регистрация счетов, действовали только до 1 января 2007 г. Применительно к пра-вовому режиму валютных операций временный характер ука-занных валютных ограничений означает постепенный переход к окончательному доминированию диспозитивного начала в правовом регулировании валютных операций между резидента-ми и нерезидентами, а также между нерезидентами.

Валютные операции: понятие, виды, классификации

Закон о валютных операциях

Правовое регулирование валютных операций

Субъекты валютных операций

Какие операции относятся к валютным, их сущность

Валютные операции в РФ: их перечень, разновидности

На какие основные виды делятся валютные операции

Какой тип валютных операций причислен к текущим, а какой к ним не относится

Кто контролирует операции по счетам, в том числе валютным

Наличные и расчетно-кассовые операции в иностранной валюте

К какой группе валютных операций относится инкассо

Валютные операции: торговые, инвестиционные и «спот»

Что такое срочные валютные операции

Неторговые валютные операции

Валютные операции в «1С»

Итоги

Закон о валютных операциях

Закон, регулирующий совершение на территории России и за ее пределами валютных операций, был принят в декабре 2003 года под № 173-ФЗ. Данным федеральным законом установлены правовые принципы и основы их совершения в стране, а также границы контроля и порядок регулирования со стороны правительства и регулятора.

До 2006 года существовало немало ограничений при проведении валютных операций, установленных законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173-ФЗ), связанных с рядом мер, направленных на предотвращение сокращения золотовалютных запасов в стране. Однако в 2006–2007 годах истек срок действия ст. 7 и ст. 8 закона № 173-ФЗ, что существенно сократило список введенных ограничений на совершение валютных операций.

Правовое регулирование валютных операций

Регулирование валютных операций осуществляется в соответствии с принципами, определенными в ст. 3 закона № 173-ФЗ. Среди них можно выделить следующие:

  1. невмешательство госорганов в валютные операции, совершаемые нерезидентами и резидентами, без наличия веских оснований;
  2. установление приоритетности за экономическими способами при реализации валютного регулирования;
  3. одновекторность развития как внутренней, так и внешней валютной политики России;
  4. единая политика в госрегулировании и контроле валютных операций;
  5. госзащита прав и интересов субъектов при их совершении.

Нормативно-правовые акты, регулирующие совершение валютных операций, — это:

  • Закон о валютном госрегулировании и контроле;
  • международные соглашения РФ;
  • опубликованные акты госрегулятора и иные законодательные акты, дополняющие или уточняющие нормы действия указанных выше закона и международных договоров.

Регуляторами, в полномочиях которых прописан в том числе и контроль за проведением валютных операций, являются Центробанк и Правительство РФ (ст. 5 закона № 173-ФЗ).

Субъекты валютных операций

Валютные операции в РФ вправе совершать нерезиденты и резиденты (друг с другом и между собой). Расшифровка таких понятий, как резидент и нерезидент, содержится в ст. 1 Закона.

Так, резидентами при совершении валютных операций названы (п. 6 ст. 1 закона № 173-ФЗ):

  • физлица — граждане РФ, за исключением тех лиц, которые проживают за границей более года;
  • иностранцы и не имеющие гражданства лица, проживающие в России по оформленному здесь виду на жительство;
  • российские юрлица;
  • подразделения российских юрлиц, которые открыты за границей;
  • дипломатические и консульские представительства России, находящиеся за пределами страны;
  • Российская Федерация и субъекты, а также муниципальные образования.

О том, кто является налоговым резидентом в России, вы узнаете, прочитав статью «Налоговый резидент РФ — это…».

Валютные операции совершают также лица, называемые нерезидентами. Это (п. 7 ст. 1 Закона):

  • физлица, которые не могут быть определены как резиденты;
  • юрлица, зарегистрированные за рубежом;
  • иностранные организации, которые не обладают статусом юридических лиц, созданные и находящиеся за пределами России;
  • иностранные дипломатические и консульские представительства, прошедшие в России аккредитацию;
  • межправительственные и межгосударственные представительства и организации в России, а также их филиалы;
  • постоянные представительства на территории России подразделений нерезидентов;
  • иные лица, не упомянутые как резиденты.

К субъектам валютных операций еще относятся уполномоченные банки. Полное определение таким банкам дано в п. 8 ст. 1 закона № 173-ФЗ: это финансовые организации, осуществляющие такие операциина основании выданных Центробанком лицензий.

Какие операции относятся к валютным: их сущность

В соответствии с п. 9 ст. 1 закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся действия :

  1. По получению и передаче инвалюты между резидентами.
  2. Получению и передаче инвалюты, а также использованию иностранной валюты, российских рублей, внутренних ценных бумаг как средств платежа при совершении валютных операций, осуществляемых между:
  • резидентами и нерезидентами;
  • нерезидентами.
  1. Ввозу/вывозу из страны инвалюты, рублей и российских ценных бумаг.
  2. Переводу инвалюты, рублей, российских иностранных ценных бумаг со счета субъекта валютных операций, открытого за границей, на его же банковский счет в России, и в обратном направлении.
  3. Переводу рублей и ценных бумаг нерезидента по его банковским счетам, открытым в России.
  4. Переводу рублей с заграничного счета одного резидента на заграничный счет другого резидента.
  5. Переводу рублей резидента по открытым им заграничным банковским счетам.

Понятие и классификация валютных операций содержатся в ст. 6, ст. 9 и ст. 10 закона № 173-ФЗ. Здесь даны общие правила, как проводить валютные операции между резидентами и нерезидентами, между резидентами и между нерезидентами соответственно.

Кроме того, валютные операции можно классифицировать и по более узким признакам и параметрам.

Валютные операции в РФ: их перечень, разновидности

  1. По срокам выполнения валютные операции делятся на капитальные, текущие и кассовые.
  2. В зависимости от задействованных субъектов такие операции могут совершаться резидентами и нерезидентами.
  3. Валютные операции могут иметь разное назначение и быть направлены на достижение различных целей. В частности, они могут совершаться в интересах клиентов или в собственных интересах.
  4. В соответствии с особенностями ведения бухучета и характером валютных операций их можно разделить на активные и пассивные.
  5. Валютные операции могут быть индивидуализированы под характер сделки или под клиента любого банка. Исходя из такой классификации, можно выделить:
  • операции с валютой по банковскому счету клиента банка, открытому в инвалюте;
  • корреспондентскую связь с другими банками;
  • сопровождение экспортно-импортных операций;
  • торговлю инвалютой на территории России;
  • накопление инвалюты в экономике страны;
  • кредитование в международной финансовой среде.

Также выделяют конверсионные операции с валютой, осуществляемые с целью обмена одной инвалюты на другую с учетом разницы курсов. В качестве примера таких валютных операций можно привести торговлю Forex.

На какие основные виды делятся валютные операции

Виды валютных операций и существующие ограничения напрямую связаны с участвующими в них субъектами. Так, при осуществлении валютных операций между лицами, признанными нерезидентами, не существует каких-либо ограничений. Небольшим исключением в части выполнения обязательств в рамках антимонопольного законодательства являются валютные операции, осуществляемые с российскими ценными бумагами на территории Российской Федерации.

Валютные операции, осуществляемые между нерезидентами и резидентами, также освобождены от каких-либо ограничений. Небольшим исключением при совершении операций с валютой между указанными выше субъектами являются ограничения, принятые регулятором в части установления требований:

  • по оформлению документов при совершении сделок с наличной инвалютой и в чеках с номиналом в инвалюте, осуществляемых кредитными учреждениями;
  • по идентификации физлица, продающего или покупающего наличную инвалюту и чеки с номиналом в инвалюте;
  • по совершению валютных операций в виде покупки/продажи инвалюты в РФ только лишь через уполномоченные банковские учреждения.

А вот осуществлять валютные операции резидентам друг с другом запрещено, за исключением нескольких случаев, перечисленных в п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ.

О том, по каким правилам проводятся валютные операции между резидентами и нерезидентами, читайте в материале «Валютные операции между резидентами и нерезидентами».

Какой тип валютных операций причислен к текущим, а какой к ним не относится

К текущим валютным операциям причислены следующие действия:

  • перечисление в Россию и из нее денежных средств в валюте для обеспечения экспорта и импорта;
  • выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
  • перечисление в Россию и из нее процентов и других выплат, связанных с получением доходов, которые образуются от движения капиталов;
  • перечисление в Россию и из нее средств в виде заработной платы, премий, пенсий и пр.;
  • инвестиции путем прямого приобретения доли в уставном капитале или через покупку ценных бумаг;
  • перечисление денежных средств для покупки имущественных и неимущественных объектов;

Все операции, которые не попадают под этот список не могут быть причислены к текущим и таковыми не являются.

Кто контролирует операции по счетам, в том числе валютным

Валютные операции в России контролируют агенты и госорганы валютного контроля. В целом контроль за их проведением в рамках соответствующих сделок осуществляется правительством.

К контролирующим органам относятся Центробанк и Министерство финансов. Агенты, осуществляющие контроль за прохождением таких операций, — это уполномоченные банки, а также брокеры и дилеры, госкорпорация «Внешэкономбанк» и фискальные органы.

О том, как отчитываться перед контролирующими валютные операции органами, читайте в материале «Какие документы представляют для валютного контроля?».

См. также: «Справочник кодов видов валютных операций (2019 — 2020)».

Наличные и расчетно-кассовые операции в иностранной валюте

Чаще всего валюта поступает в кассу после ее снятия со счета в обслуживающем банке. При этом тратить ее разрешается исключительно на командировочные цели, когда они выдаются сотрудникам под отчет для служебных поездок за рубеж.

Проведение расчетно-кассовых операций с валютой подчинено тем же правилам, что и с рублями. Кассиры при этом обязаны вести аналитический учет по каждой валюте. Записи рекомендуется вести по отдельным субсчетам для каждого вида валюты, система самих счетов та же, что и для рублевой сферы.

Кроме того, учитывать операции на этих счетах следует исключительно в рублях. Пересчет иностранной валюты может быть произведен по курсу ЦБ РФ, точкой отсчета может быть:

  • день осуществления операции;
  • день сдачи бухгалтерского отчета;
  • день изменения курса валюты.

Курсовые разницы, образующиеся при переоценке валюты в кассе компании, надлежит признавать каждый месяц и относить в зависимости от обстоятельств на внереализационные доходы или расходы.

О правилах осуществления переоценки оставшейся валюты читайте в материале «Как осуществляется переоценка валютных остатков?».

К какой группе валютных операций относится инкассо

Инкассо иностранной валюты согласно установленной классификации относится к неторговым операциям финансовых учреждений.

Инкассовая операция характеризуется тем, что деньги в пользу экспортера по условиям контракта переводит банк импортера после согласования со своим клиентом. При этом документооборот по экспортной операции производится исключительно через банки. Они же сообщают о поступлениях платежей, их состоянии и пр.

По сравнению с аккредитивом, инкассо в последнее время стали применяться намного реже по той причине, что между отгрузкой и поступлением денежных средств на счет проходит больший срок, нежели чем при обычных условиях. Помимо этого, импортер может заблокировать платеж уже на стадии выполнения контракта, оправдывая свои действия непредвиденными обстоятельствами. Чтобы избежать трений на этот счет, экспортер часто пользуется банковской гарантией.

Валютные операции: торговые, инвестиционные и «спот»

Основную долю в валютной сфере занимают торговые операции, связанные с экспортом, импортом товаров и продукции, услуг и работ, то есть те, которые обусловлены оборотами в коммерции. При проведении таких операций стороны действуют на основании контрактов, договоров и соглашений, в которых определены условия сотрудничества.

Расчеты при валютных операциях торгового характера производятся простым перечислением денежных средств с помощью аккредитива либо инкассо.

О том, как правильно заполнить платежное поручение в валюте, читайте в материале «Образец заполнения валютного платежного поручения».

Инвестиционные валютные операции могут условно разделяться на следующие категории:

  • прямые, если средства вкладываются в уставный капитал компании для получения дохода в будущем или получения дополнительного контроля;
  • портфельные, если приобретаются ценные бумаги.

В некоторых случаях это разделение произвести невозможно. Например, когда покупаются ценные бумаги для получения контроля над компанией.

Помимо этой градации, инвестиционные операции с валютой могут быть краткосрочными или долгосрочными, а также с малой или большой степенью риска. Обычно к таким операциям применяется комплексный подход, когда учитываются все приведенные деления.

Валютные операции типа «спот» характеризуются тем, что при проведении приобретения и реализации соответствующих средств должно выполняться главное условие: сделка с валютой должна произойти не позже чем на вторые сутки (учитываются только рабочие дни) с момента заключения договора.

Что такое срочные валютные операции

Подавляющую долю операций по приобретению и реализации валюты занимают такие, при которых на сделку уходит больше чем 2 рабочих дня. Их тогда называют срочными операциями, и при совершении сделки валюта поставляется с отсрочкой на период, превышающий 2-дневные рамки.

На такую сделку заключается специальный контракт, называемый валютным деривативом. В этой сфере предусмотрены 2 их вида:

  • Форвардный, при котором оговаривается передача валюты через утвержденный сторонами срок по цене, фиксированной на дату заключения соглашения. Авансов здесь не предусмотрено.
  • Фьючерсный, при котором стороны соглашения тоже покупают и продают валюту. Но здесь определяется только курс валюты, по которому будет совершаться торговля, а не фиксированная цена. Кроме того, все форвардные контракты проходят исключительно через биржи, через которые проводятся все расчеты. Она же определяет правила заключения следок и следит их за соблюдением.

Указанные выше операции считаются в этой сфере базовыми, производными от них являются опционные операции, свопы и пр.

Неторговые валютные операции

Неторговые операции с валютой — это действия следующего характера:

  • приобретение и реализация валюты в виде наличных средств или посредством платежных документов;
  • инкассо валюты;
  • выпуск банковских карт и их последующее обслуживание;
  • приобретение дорожных чеков зарубежных финансовых структур;
  • аккредитивные операции.

Основную долю (в денежном выражении) в общем количестве неторговых операций занимает реализация и приобретение иностранной валюты.

Валютные операции в «1С»

При отражении валютной операции в программе «1С» следует учитывать одну особенность: если перевод между рублевым расчетным счетом и валютным счетом займет больше 1 дня, то надо будет воспользоваться 57-м счетом, носящим название «Переводы в пути» и являющимся промежуточным. Принимаются на этот счет средства на основании документов: банковских квитанций, ведомости по сдаче валюты инкассаторам и пр.

Например, если валюта реализуется, то списать средства следует со счета 52, на котором отражаются валютные счета, а в качестве счета расчетов указывается счет 57, субсчет, на котором отражается продажа валюты, например 22.

При приобретении иностранной валюты используется другой субсчет, например 57.02, на котором отражается ее покупка.

См. также: «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)».

Итоги

Валютные операции могут проводиться между резидентами и нерезидентами РФ без ограничений. Между резидентами они, за некоторым исключением, запрещены. Данная сфера регулируется законом № 173 и распорядительными документами ЦБ РФ. В них определен перечень действий, которые могут быть причислены к валютным операциям, и правила их ведения.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В начале 1990-ых в России никого нельзя было удивить ценами в магазинах в условных единицах, под которыми подразумевался американский доллар. По мере стабилизации экономической и политической ситуации ценники в иностранной валюте исчезли. В настоящее время государство жестко регламентирует все расчеты в валюте на территории РФ.

Законодательное регулирование

Основу нормативно-правовой базы в этой сфере составляет Федеральный закон № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле», а также ряд нормативных документов, принятых в его исполнение, в том числе подзаконные акты Центрального банка РФ. Кроме того, Гражданский кодекс РФ закрепляет положение, что основным платежным средством на территории РФ является российский рубль – ч. 1 ст. 317 ГК РФ.

Действующее законодательство ориентировано на приоритет использования национальной валюты и ограничения в расчетах денежных средств других государств. Такая политика характерна для большинства стран мира.

Расчеты в валюте на территории РФ между юридическими лицами

Сразу отметим, что закон «О валютном регулировании» содержит прямой запрет на расчеты в валюте на территории РФ между резидентами. Законодательство допускает, что в договорах и иных документах по сделке стоимость товаров или услуг может быть номинирована в иностранной валюте. Но фактически расчет должен производиться в рублях, сумма, подлежащая оплате, в таком случае определяется по официальному курсу валюты на день расчета.

Юридические лица могут открывать валютные счета в любом количестве и в любой валюте. Последнее может быть ограничено только внутренней политикой банка, например, счета в долларах США или евро предлагают открыть все кредитные учреждения, а вот открыть счет в монгольских тугриках маловероятно. Данные счета могут использоваться для расчетов с иностранными партнерами, либо для перевода на собственные счета, открытые в иностранных кредитных учреждениях

Также законодательство не ограничивает переводы с валютного счета на свой рублевый счет, или наоборот — при совершении такой операции проводится конвертация валюты в рубли по курсу банка, где открыты счета.

Читайте также: Валютный счет: курсовые разницы

Лишь в некоторых случаях российское юридическое лицо может совершить перевод валютных средств другой организации или гражданину, являющимися резидентами РФ – их перечень приведен в ст. 9 закона № 173-ФЗ, где в частности, допускается:

  • перевод валюты со счета, открытого в РФ, на счет резидента, открытого на территории иностранного государства;

  • перевод средств в качестве заработной платы сотрудникам, находящимся за пределами РФ по служебным делам;

  • совершение операций на рынке ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, в порядке, предусмотренным законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Все подобные операции подлежат валютному контролю, который выполняют кредитные учреждения, где открыты используемые валютные счета.

Расчеты в валюте на территории РФ между физическими лицами

Порядок регулирования расчетов в иностранной валюте между физическими лицами в России, схож с регулированием данного вопроса в отношении юрлиц. Граждане также не могут рассчитываться друг с другом денежными знаками, отличными от рублей. Однако, закон допускает возможность дарения валюты от одного человека другому при условии, что даритель и одаряемый близкие родственники. Допускается и наследование денежных средств в иностранной валюте (ст. 9, 14 закона 173-ФЗ).

Физические лица имеют право приобретать наличную валюту у уполномоченных банков без открытия валютного счета, а также отправлять банковский перевод в валюте иному физическому лицу на территории РФ. В последнем случае от отправителя банк может запросить подтверждение, что перевод не связан с обязанностью по расчету в рамках договорных отношений.

Читайте также: Как открыть счет за границей

Расчеты в валюте на территории РФ между резидентом и нерезидентом

В отношении расчетов между российскими и иностранными компаниями и физическими лицами, российское законодательство содержит минимальное ограничение (ст. 6 закона № 173-ФЗ). Запрет на совершение таких расчетов отсутствует, сделки проводятся через валютные счета, в том числе открытые иностранцами в российских банках. Все эти операции подлежат валютному контролю с предоставлением в кредитное учреждение документов по внешнеэкономической деятельности, при этом у банка есть право приостанавливать операции по счету до момента предоставления необходимых документов.

Ограничение установлено лишь для операций купли-продажи инвалюты и чеков (в т.ч. дорожных), номинал которых указан в иностранной валюте – в РФ они проводятся между резидентами и нерезидентами только через уполномоченные банки и госкорпорацию развития «ВЭБ.РФ» (ст. 11 закона № 173-ФЗ).

Для компаний расчеты в долларах на территории РФ остались в прошлом, современное правовое поле строго ограничивает использование валюты в коммерческих целях. Впрочем, практика показывает, что довольно жесткое валютное регулирование практически не мешает бизнесу, работающему легально, и гарантирует стабильное экономическое положение страны.

Субъекты валютных операций, их права и обязанности. Правовой режим совершаемых ими валютных операций

Субъектами валютных операций являются резиденты, нерезиденты, органы валютного регулирования, органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании и валютном контроле к категории резидентов относятся:

  • а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  • б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;
  • в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – юридических лиц;
  • д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

К нерезидентам в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 названного Закона относятся:

  • а) физические лица, не являющиеся резидентами;
  • б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
  • г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  • д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
  • е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов – юридических лиц и нерезидентов, не являющихся юридическими лицами;
  • ж) иные лица, не относящиеся к резидентам.

При внимательном прочтении обоих перечней нельзя не заметить, что в них не упомянут такой субъект, как индивидуальный предприниматель. Означает ли это, что все индивидуальные предприниматели подпадают под подп, «ж» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона, т.е. являются нерезидентами? Абсурдность такого вывода очевидна. Очевидно также и то, что критерием «резидентства» для индивидуальных предпринимателей должно являться место приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя, т.е. место (страна) выдачи свидетельства о государственной регистрации в таком качестве. Поэтому иностранный гражданин, получивший российское свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, должен признаваться резидентом в валютных операциях, связанных с предпринимательской деятельностью, а гражданин Российской Федерации, приобретший статус индивидуального предпринимателя, например, в Республике Казахстан, – соответственно, нерезидентом.

Как участники валютных операций резиденты и нерезиденты имеют право:

  • – знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  • – обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;
  • – на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны:

  • – представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона о валютном регулировании;
  • – вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • – выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Особую группу субъектов валютных операций составляют уполномоченные банки и валютные биржи.

Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Банка России филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Двойственность валютно-правового статуса уполномоченных банков, подотчетных Банку России, заключается в том, что они, с одной стороны, являются резидентами, совершающими банковские операции и сделки с валютными ценностями от своего имени, а также по поручению клиентов, а с другой – выступают агентами валютного контроля в отношении своих клиентов.

Валютные биржи – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Банком России.

Правовой режим валютных операций зависит от субъектного состава их участников.

В соответствии со ст. 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключениями, установленными ст. 11, а именно: купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, производится только через уполномоченные банки.

Валютные операции между резидентами, наоборот, запрещены, за исключением следующих разрешенных операций.

  • 1. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет в порядке, установленном указанием ЦБ РФ от 28.04.2004 № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками», который предусматривает право без ограничений осуществлять следующие валютные операции:
    • – отнесенные к банковским операциям в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о банках;
    • – связанные с исполнением обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства и договорами залога, исполнением регрессных требований поручителей;
    • – связанные с приобретением у третьих лиц – уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам – уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;
    • – связанные с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (договорам лизинга);
    • – с внешними ценными бумагами;
    • – связанные с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внутренними и с внешними ценными бумагами;
    • – связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;
    • – связанные с доверительным управлением денежными средствами;
    • – связанные с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного банка) по вышеперечисленным операциям.

Иные операции осуществляются уполномоченными банками в порядке, установленном для юридических лиц – резидентов, не являющихся уполномоченными банками, если иное не установлено Банком России.

  • 2. Операции между резидентами и уполномоченными банками (ч. 3 ст. 9 Закона о валютном регулировании), связанные:
    • – с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
    • – внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
    • – банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
    • – приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»;
    • – куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
    • – уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
    • – иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о банках.
  • 3. Операции, предусмотренные ч. 6 ст. 12 Закона о валютном регулировании:
    • а) операции юридических лиц – резидентов со средствами, зачисленными в соответствии с указанным Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ (за исключением валютных операций между резидентами, кроме валютных операций, указанных в ч. 6.1 ст. 12). Согласно названной части ст. 12 со средствами, указанными в ч. 6 ст. 12, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции:
      • – операции по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
      • – операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица – резидента, находящегося за пределами территории РФ;
      • – операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных в п. 1 и 2 ч. 6.1 ст. 12 сотрудников на территорию страны местонахождения указанных в п. 1 и 2 ч. 6.1 ст. 12 представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории РФ;
      • – операции, указанные в п. 10, 11, 16, 18 и 19 ч. 1 ст. 9, а также абз. 6–8 ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании;
    • б) операции физических лиц – резидентов, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом о валютном регулировании на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ.
  • 4. Девять видов операций физических лиц – резидентов (ч. 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании), расчеты по которым производятся без открытия банковских счетов в уполномоченных банках. К ним относятся:
  • 1) передача физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту РФ и (или) муниципальному образованию;
  • 2) дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
  • 3) завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;
  • 4) приобретение и отчуждение физическим лицом – резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
  • 5) перевод физическим лицом – резидентом из Российской Федерации и получение в Российской Федерации физическим лицом – резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Банком России порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
  • 6) покупка у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку физическим лицом – резидентом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также прием для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты;
  • 7) расчеты физических лиц – резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам – резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  • 8) расчеты, осуществляемые физическими лицами – резидентами в соответствии с ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании;
  • 9) перевод без открытия банковского счета физическим лицом – резидентом в пользу нерезидента на территории РФ, получение физическим лицом – резидентом перевода без открытия банковского счета на территории РФ от нерезидента, осуществляемых в установленном Банком России порядке, который может предусматривать, соответственно, только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода.
  • 5. Операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
  • 6. Операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества).
  • 7. Операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории РФ, а также по договорам страхования указанных грузов.
  • 8. Операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ.
  • 9. Операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осуществления расчетов в валюте РФ.
  • 10. Операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством РФ.
  • 11. Операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей.
  • 12. Операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
  • 13. Операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
  • 14. Операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
  • 15. Переводы физическим лицом – резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц – резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 тыс. долл. США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица – резидента, за исключением случаев, указанных в п. 17 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании.
  • 16. Переводы физическим лицом – резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, в пользу иных физических лиц – резидентов на их счета в уполномоченных банках.
  • 17. Операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории РФ работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
  • 18. Операции, предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 9 Закона о валютном регулировании, совершаемые доверительными управляющими.
  • 19. Операции, связанные с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории РФ физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, по договорам перевозки пассажиров.
  • 20. Переводы физическими лицами – резидентами со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц – резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории РФ.
  • 21. Операции, предусматривающие переводы иностранной валюты на счета дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, а также на счета постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях со счетов, открытых в уполномоченных банках федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции, связанные с их деятельностью за пределами территории РФ через своих представителей или представительства, и организациями, имеющими на основании федерального закона право по использованию счетов указанных официальных представительств и постоянных представительств Российской Федерации, для выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с содержанием своих представителей или сотрудников своих представительств за пределами территории РФ, а также для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных с их командированием.
  • 22. Операции, предусматривающие переводы иностранной валюты, переведенной в соответствии с предыдущим пунктом, на счета, открытые в уполномоченных банках указанными в предыдущем пункте федеральными органами исполнительной власти и организациями, со счетов дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории РФ, а также со счетов постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.
  • 23. В связи с принятием Закона о клиринге с 1 января 2012 г. разрешены также следующие валютные операции между резидентами:
    • – операции, связанные с внесением и возвратом индивидуального и (или) коллективного клирингового обеспечения;
    • – операции, связанные с расчетами по итогам клиринга;
    • – операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, в том числе возвратом комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества);
    • – операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договора, являющегося производным финансовым инструментом, при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов, а также осуществлять указанные переводы с территории РФ и получать их на территории РФ.

Нерезиденты также вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных Законом о защите конкуренции, Законом о рынке ценных бумаг.

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ, за исключением переводов без открытия банковских счетов, осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона о валютном регулировании.

Органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Особенность правового положения Правительства РФ в системе валютного контроля заключается в том, что оно осуществляет валютный контроль, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Указанная особенность предопределена тем, что Правительство РФ – орган общей компетенции, а органы валютного контроля и агенты валютного контроля – субъекты, наделенные специальной компетенцией.

Органами валютного контроля являются Банк России и Росфиннадзор. Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» эта служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции органа валютного контроля (п. 1); в числе ее функций – контроль за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (подп. 4 п. 4); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ (подп. 5 п. 4).

Агентами валютного контроля являются:

  • – уполномоченные банки, подотчетные Банку России;
  • – государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
  • – не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка цепных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные ФСФР России;
  • – таможенные органы;
  • – налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют Росфиннадзор и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля Росфиннадзора, а также ее взаимодействие с Банком России. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Банк России осуществляет взаимодействие с Росфиннадзором, а также координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с Росфиннадзором и другими агентами валютного контроля при обмене информацией. Уполномоченные банки передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России (за исключением случаев, установленных ч. 13 ст. 23 Закона о валютном регулировании).

В соответствии со ст. 23 Закона о валютном регулировании органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право:

  • – проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • – проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • – запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.

Вместе с тем только органы валютного контроля и их должностные лица вправе:

  • – издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • – выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • – применять установленные меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  • – контролировать соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • – представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием.

Уполномоченные банки и банк развития как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов:

  • 1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 3) документ о государственной регистрации юридического лица – резидента;
  • 4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;
  • 5) документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • 6) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;
  • 7) паспорт сделки;
  • 8) таможенные декларации.

ФТС России перелает уполномоченным банкам и банку развития как агентам валютного контроля в электронном виде по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами таможенных декларациях на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, сведениям о таможенном оформлении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую, налоговую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Таким образом, основные отличия органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля. В частности, органы валютного контроля вправе издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности.

  • См. Правила по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.09.2006 № 560.
  • См. Административный регламент Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля, утвержденный приказом Минфина России от 06.11.2007 №98н.

Тема 5. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Т.А.Фролова
Банковское дело: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2006

2. Валютные операции

Валютные операции – это действия, направленные исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средств платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности.

К таким операциям также можно отнести ввоз и пересылку в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов.

Валютные операции:

1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

4) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ.

Примеры валютных операций:

а) переводы в РФ и из РФ инвалюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);

б) переводы в РФ и из РФ инвалюты для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций;

в) получение и предоставление финансовых кредитов;

г) переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

д) переводы неторгового характера в РФ и из РФ, например, выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, алиментов, оплата расходов, связанных с командированием работников за рубеж; платежи в связи с принятием наследства; выплата авторских вознаграждений.

е) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

ж) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

з) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость.