Пониженные страховые тарифы

Содержание

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

Размер тарифов страховых взносов

Статьей 426 НК РФ предусмотрено, что в 2017 — 2020 годах для лиц, которые производят выплаты и вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), действуют следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:
— 22 % — в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на данный вид страхования;
—10 % — свыше установленной предельной величины базы.

Данные тарифы действуют в отношении выплат как гражданам России, так и иностранным гражданам (за исключением высококвалифицированных специалистов). В отношении трудящихся (на основании трудового или гражданско-правового договора) граждан из государств — членов ЕАЭС применяется тариф, действующий на территории России в отношении выплат иностранным гражданам (временно проживающим или пребывающим в России);

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составят 30%.

Какие категории плательщиков вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в 2020 году

К категориям плательщиков, для которых установлены пониженные страховые тарифы, относятся (ст. 427 НК РФ):

  • организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (IT-компании);
  • плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
  • некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, указанную в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • благотворительные организации, применяющие УСНО;
  • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» либо участников проекта согласно Федеральному закону от 29.07.2017 №216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • резиденты свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
  • резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
  • резиденты свободного порта Владивосток согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»;
  • резиденты особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • российские организации, осуществляющие производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции;
  • плательщики, получившие статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 №291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов.
  • 📌 Реклама Отключить

Сводная таблица пониженных ставок страховых взносов в 2020 году

Категории плательщиков страховых взносов, имеющие право на применение пониженных тарифов

Ставка страховых взносов, %

В ПФР

В ФСС

В ФФОМС

Некоммерческие компании, находящиеся на УСНО, осуществляющие деятельность в областях культуры, здравоохранения, образования, науки

Благотворительные организации, применяющие УСНО

Организации, работающие в ИТ-индустрии: разработчики программного обеспечения, тестировщики, установщики и продавцы компьютерных программ

Наниматели членов экипажей российских судов*

Предприятия — резиденты «Сколково»

Изготовители мультфильмов, видео- и аудиопродукции

Резиденты свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе

1,5

0,1

Предприятия, ведущие деятельность на территориях опережающего экономического развития

1,5

0,1

Резиденты порта Владивосток

1,5

0,1

Резиденты свободной экономической зоны в Калининградской области

1,5

0,1

* Нулевые ставки можно использовать только в отношении выплат указанным членам экипажей. По доходам прочих сотрудников работодатели применяют обычные тарифы.

📌 Реклама Отключить
Обратите внимание, что с 2020 года право на применение пониженных тарифов страховых взносов утратили следующие категории плательщиков:

· хозяйственные общества и партнерства, которые на практике применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям либо участникам — бюджетным или автономным научным учреждениям либо бюджетным или автономным образовательным организациям высшего образования;

· организации и предприниматели, которые заключили соглашения о технико-внедренческой деятельности и которые производят выплаты сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;

· организации и предприниматели, которые заключили соглашения о ведении туристско-рекреационной деятельности и которые производят выплаты тем сотрудникам, кто работает в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер.

К сведению

С 2020 года эти организации и ИП применяют общие тарифы страховых взносов (п. 2 ст. 425 НК РФ).

Представление отчетности

С 2020 года для организаций, численность работников которых составляет более 10 человек, обязательна электронная форма расчета. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 325-ФЗ).

Напомним, что до этого требование представлять отчетность в электронной форме распространялось на фирмы со штатом, превышающим 25 человек. Такое ограничение осталось для некоторых других отчетных форм (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС).

К сведению

В целях выработки единой правовой позиции о применении положений Федерального закона № 325-ФЗ ФНС в Письме от 15.11.2019 №БС-4-11/23242@ «О направлении разъяснений» уточнила, что новые требования к представлению отчетности в электронной форме распространяются на отчетность за 2019 год.

Следует отметить, что для проверки расчета по страховым взносам письмами ФНС РФ от 17.10.2019 №БС-4-11/21381@, БС-4-11/21382@ были введены дополнительные контрольные соотношения в части сравнения зарплаты с МРОТ и средней зарплатой в регионе (по отрасли экономики за предыдущий год).
В расчете по страховым взносам (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 №ММВ-7-11/551@, действует для отчетности за 2019 год) будут сравнивать разницу значений граф 210 и 230 подразд. 3.2 разд. 3 за каждый месяц. При этом показатель не должен быть меньше:

— МРОТ;
— средней зарплаты в регионе по отрасли экономики за предыдущий расчетный период.

Если хотя бы одно из соотношений не будет соблюдено, налоговая инспекция может сделать вывод, что страхователь занизил базу. В этом случае инспектор может запросить пояснения или исправления отчетности. В дальнейшем возможно проведение мероприятий налогового контроля.

📌 Реклама Отключить

К сведению

За I квартал 2020 года отчитаться по страховым взносам нужно по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 18.09.2019 №ММВ-7-11/470@.

Отчетность по страховым взносам для работодателей, которые являются участниками пилотного проекта ФСС по прямым выплатам, оформляется с учетом ряда особенностей:

в поле 001 приложения 2 к разд. 1 проставляется код «1» (п. 11.1 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС РФ №ММВ-7-11/551@ (далее — Порядок));

не надо заполнять приложения 3 и 4 к разд. 1, поэтому в состав расчета они не включаются (п. 2.7 Порядка). Приложения 3 и 4 к разд. 1 потребуется заполнить, если страхователь в течение отчетного периода выплатил пособие по социальному страхованию до того, как стал участником пилотного проекта (Письмо ФНС РФ от 03.07.2017 №БС-4-11/12778@). Страхователь заполняет эти приложения только в части сумм расходов, понесенных до начала участия в пилотном проекте (Письмо ФНС РФ от 21.08.2017 №БС-4-11/16544@).

Следует отметить, что в 2020 году к пилотному проекту ФСС присоединятся новые регионы:

С 01.01.2020

Республики Коми, Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Иркутская, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская, Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

К сведению: сначала планировалось, что Иркутская область будет участником пилотного проекта с 01.07.2020 (Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459). Постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1444 дату присоединения этого региона к пилотному проекту перенесли на более ранний срок

С 01.07.2020

Республики Башкортостан, Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская, Ярославская области

📌 Реклама Отключить

Уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями

Если у ИП есть наемные работники, взносы с выплат этим работникам предприниматель должен исчислять по тем же ставкам, что и организации, то есть как страхователь (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Уплата ИП страховых взносов осуществляется в фиксированном размере. Если доход предпринимателя за год превысит 300 000 руб., он должен будет доплатить взносы на обязательное пенсионное страхование из расчета 1% суммы превышения (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Платеж

Сумма за 2020 год, руб.

Срок уплаты

Взносы на ОПС

32 448

Взносы на ОМС

8 426

Дополнительные взносы на ОПС

1% доходов более 300 000 руб., максимум — 259 584 руб.

Начисление страховых взносов на выплаты по гражданско-правовым договорам

Минфин в Письме от 22.11.2019 № 03-15-06/90643 напомнил, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг

К сведению

Исходя из ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются застрахованными по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.

Лица, выполняющие работы (оказывающие услуги) по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, не входят в число застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Поэтому п. 3 ст. 422 НК РФ установлено, что вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по упомянутым договорам гражданско-правового характера, не включаются в базу для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое организацией физическому лицу по договору возмездного оказания услуг, признается объектом обложения только взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

В таблице приведена информация о том, на какие выплаты по гражданско-правовым договорам надо начислять взносы, а на какие — нет.

Облагаются страховыми взносами выплаты (вознаграждения)

Не облагаются страховыми взносами выплаты (вознаграждения)

По гражданско-правовым договорам с физическими лицами (кроме индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) на выполнение работ, оказание услуг. В частности, взносами облагаются вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам подряда (Письмо Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-15-05/26092)

По договорам о передаче права собственности (иных вещных прав) на имущество и имущественные права либо передаче имущества и имущественных прав в пользование (п. 4 ст. 420 НК РФ), например по договорам купли-продажи, аренды

Иностранцам по договорам оказания услуг (выполнения работ) за пределами РФ (п. 5 ст. 420 НК РФ)

По лицензионным договорам, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и издательским лицензионным договорам

Добровольцам (волонтерам) в виде возмещения их расходов (в том числе на питание — в пределах установленного лимита) по гражданско-правовым договорам, заключа-мым в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (п. 6 ст. 420 НК РФ)

По договорам авторского заказа в пользу авторов произведений

Иностранцам и волонтерам по отдельным гражданско-правовым договорам в связи с проведением в РФ футбольных турниров (п. 7, 8 ст. 420 НК РФ). При этом выплаты, связанные с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу в 2020 году, не облагаются взносами, если осуществлены по 31.12.2020 включительно

📌 Реклама Отключить

Справочная информация: «Тарифы страховых взносов» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Раздел 1. Страховые взносы, установленные на 2020 г. для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Раздел 2. Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС, установленные на 2020 г. для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам. Раздел 2.1. Страховые взносы для плательщиков, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и (или) по обязательному социальному страхованию (ОСС), на 2020 г. Раздел 3. Данные о предельной величине базы для начисления страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС с 2010 г. по 2020 г. включительно. Раздел 4. Страховые взносы, установленные на 2019 г. Раздел 5. Страховые взносы, установленные на 2018 г. Раздел 6. Страховые взносы, установленные на 2017 г. Внимание! Тарифы страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 г. установлены Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год», Федеральным законом от 27.12.2019 N 445-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Административные регламенты ФСС РФ: — по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) (Приказ ФСС РФ от 29.03.2019 N 133); — по установлению скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Приказ ФСС РФ от 25.04.2019 N 231); — по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти (Приказ ФСС РФ от 20.05.2019 N 262). См. информацию ФСС РФ: — «Установление страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя»; — «Установление страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя».

  • Раздел 1. Страховые взносы, установленные на 2020 г. для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам
    • 1.1. Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2020 г.
    • 1.2. Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2020 г.
      • 1.2.1. Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, на 2020 г.
      • 1.2.2. Для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, на 2020 г.
      • 1.2.3. Для некоммерческих организаций, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на 2020 г.
      • 1.2.4. Для благотворительных организаций, применяющих УСН, на 2020 г.
      • 1.2.5. Для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково» либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на 2020 г.
      • 1.2.6. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, на 2020 г.
      • 1.2.7. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, на 2020 г.
      • 1.2.8. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, на 2020 г.
      • 1.2.9. Для организаций, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, на 2020 г.
      • 1.2.10. Для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, на 2020 г.
      • 1.2.11. Для плательщиков, получивших статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов указанными плательщиками, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, — в отношении данных выплат и вознаграждений на 2020 г.
    • 1.3. Дополнительные тарифы по ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии
      • 1.3.1. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда не проводилась
      • 1.3.2. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда была проведена
    • 1.4. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
  • Раздел 2. Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС, установленные на 2020 г. для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам
  • Раздел 2.1. Страховые взносы для плательщиков, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и (или) по обязательному социальному страхованию (ОСС), на 2020 г.
    • 2.1.1. Добровольное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
    • 2.1.2. Добровольное пенсионное страхование (ОПС)
  • Раздел 3. Данные о предельной величине базы для начисления страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС с 2010 г. по 2020 г. включительно
    • 2020 год
    • 2019 год
    • 2018 год
    • 2017 год
    • 2016 год
    • 2015 год
    • 2014 год
    • 2013 год
    • 2012 год
    • 2011 год
    • 2010 год
  • Раздел 45. Страховые взносы, установленные на 2019 г.
  • Раздел 4.1. Страховые взносы, установленные на 2019 г. для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам
    • 4.1. Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2019 г.
      • Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2019 г.
    • 4.2. Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2019 г.
      • 4.2.1. Для хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, на 2019 г.
      • 4.2.2. Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, на 2019 г.
      • 4.2.3. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения с органами управления технико-внедренческой ОЭЗ, промышленно-производственной ОЭЗ, туристско-рекреационной ОЭЗ, на 2019 г.
      • 4.2.4. Для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, на 2019 г.
      • 4.2.5. Для некоммерческих организаций, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на 2019 г.
      • 4.2.6. Для благотворительных организаций, применяющих УСН, на 2019 г.
      • 4.2.7. Для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на 2019 г.
      • 4.2.8. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ, на 2019 г.
      • 4.2.9. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в РФ, на 2019 г.
      • 4.2.10. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, на 2019 г.
      • 4.2.11. Для организаций, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», на 2019 г.
      • 4.2.12. Для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, на 2019 г.
    • 4.3. Дополнительные тарифы по ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии
      • 4.3.1. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда не проводилась
      • 4.3.2. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда была проведена
    • 4.4. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
  • Раздел 4.5. Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС, установленные на 2019 г. для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам
  • Раздел 4.6. Размеры и сроки уплаты страховых взносов для плательщиков, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и (или) по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), установленные на 2019 г.
    • 4.6.1. Сроки уплаты
    • 4.6.2. Размеры страховых взносов
      • Добровольное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
      • Добровольное пенсионное страхование (ОПС)
  • Раздел 5. Страховые взносы, установленные на 2018 г.
    • 5.1. Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам
      • Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2018 г.
    • 5.2. Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2018 г.
      • 5.2.1. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, с определенным основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД), если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн. руб., на 2018 г.
      • 5.2.2. Для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, на 2018 г.
      • 5.2.3. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН, на 2018 г.
      • 5.2.4. Для хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, на 2018 г.
      • 5.2.5. Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, на 2018 г.
      • 5.2.6. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения с органами управления технико-внедренческой ОЭЗ, промышленно-производственной ОЭЗ, туристско-рекреационной ОЭЗ, на 2018 г.
      • 5.2.7. Для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, на 2018 г.
      • 5.2.8. Для некоммерческих организаций, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на 2018 г.
      • 5.2.9. Для благотворительных организаций, применяющих УСН, на 2018 г.
      • 5.2.10. Для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», на 2018 г.
      • 5.2.11. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя», на 2018 г.
      • 5.2.12. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в РФ, на 2018 г.
      • 5.2.13. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, на 2018 г.
      • 5.2.14. Для организаций, включенных в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», на 2018 г.
      • 5.2.15. Для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, на 2018 г.
    • 5.3. Дополнительные тарифы по ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии
      • 5.3.1. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда не проводилась
      • 5.3.2. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда была проведена
    • 5.4. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
    • 5.5. Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС, установленные на 2018 г. для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам
  • Раздел 6. Страховые взносы, установленные на 2017 г.
    • 6.1. Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2017 г.
      • Тарифы страховых взносов по ОПС, ОСС, ОМС для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2017 г.
    • 6.2. Пониженные тарифы по ОПС, ОСС, ОМС для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, на 2017 г.
      • 6.2.1. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, с определенным основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД), если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн. руб., на 2017 г.
      • 6.2.2. Для аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, на 2017 г.
      • 6.2.3. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН, на 2017 г.
      • 6.2.4. Для хозяйственных обществ и партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, на 2017 г.
      • 6.2.5. Для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, на 2017 г.
      • 6.2.6. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения с органами управления технико-внедренческой ОЭЗ, промышленно-производственной ОЭЗ, туристско-рекреационной ОЭЗ, на 2017 г.
      • 6.2.7. Для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, на 2017 г.
      • 6.2.8. Для некоммерческих организаций, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на 2017 г.
      • 6.2.9. Для благотворительных организаций, применяющих УСН, на 2017 г.
      • 6.2.10. Для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», на 2017 г.
      • 6.2.11. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя», на 2017 г.
      • 6.2.12. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в РФ, на 2017 г.
      • 6.2.13. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, на 2017 г.
    • 6.3. Дополнительные тарифы по ОПС в установленных случаях проведения специальной оценки условий труда для отдельных категорий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии
      • 6.3.1. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда не проводилась
      • 6.3.2. Дополнительные тарифы страховых взносов по ОПС, если специальная оценка условий труда была проведена
    • 6.4. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности
    • 6.5. Фиксированные размеры страховых взносов по ОПС, ОМС, установленные на 2017 г. для плательщиков (включая глав КФХ), не производящих выплаты физическим лицам

Открыть полный текст документа

Ставки страховых взносов на 2020 год

Обновление: 23 января 2020 г.

Работодатели с выплат работникам должны уплачивать страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматизм по установленным тарифам (пп. 1 п. 1 ст. 420, ст. 425 НК РФ, пп. 2 п. 2 ст. 17, ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). При расчете страховых взносов важное значение имеет не только тариф, но и предельная величина базы по взносам (некоторые бухгалтеры называют ее предельной величиной страховых взносов).

Предельная величина страховых взносов на 2020 год

Лимит базы устанавливается по взносам на ОПС и взносам на ВНиМ. На 2020 год этот лимит составляет 1292000 руб. и 912000 руб. соответственно (Постановление Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407).

Для взносов на ОМС и взносов на травматизм предельная величина базы не устанавливается.

Страховые взносы в 2020 году: ставки (таблица)

Приведем основные тарифы страховых взносов по НК РФ.

Вид взноса Ставки страховых взносов
Доходы работника в пределах установленного лимита величины базы Доходы работника сверх установленного лимита базы
Взносы на ОПС 22% 10%
Взносы на ОМС 5,1%
Взносы на ВНиМ 2,9% Не начисляются

Как видим, регресс по страховым взносам в 2020 году установлен для взносов на ОПС. То есть взносы на ОПС при сверхлимитных доходах работника начисляются по меньшей ставке.

Страховые взносы за работников в 2020 году: иные ставки взносов по НК

Помимо основных тарифов, Налоговым кодексом установлены пониженные тарифы страховых взносов, дополнительные тарифы и др.

Например, пониженные тарифы могут применять российские организации, которые ведут деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора. Такие компании при соблюдении условий, указанных в п. 5 ст. 427 НК РФ, вправе применять следующие тарифы: по взносам на ОПС – 8%, на ОМС – 4%, на ВНиМ – 2% (пп.1.1 п.2 ст. 427 НК РФ). При этом если выплаты в пользу работника превысят предельные базы, то взносы на ОПС и на ВНиМ с выплат этому работнику начислять не нужно (Письмо Минфина России от 17.06.2019 N 03-15-06/43880).

Что же касается дополнительных тарифов, то они устанавливаются в отношении выплат работникам, занятых на вредных и/или опасных работах (ст. 428 НК РФ).

Страховые взносы в 2020 году: взносы на травматизм

Ставки страховых взносов в 2020 году оставлены на прежнем уровне (Федеральный закон от 27.12.2019 №445-ФЗ, Федеральный закон от 22.12.2005 N 179-ФЗ). При этом тариф взносов на несчастное страхование зависит от класса профессионального риска вашей деятельности. Ставки страховых взносов на травматизм установлены от 0,2% до 8,5%.

Для расчета страховых взносов в 2020 году вам необходимо не позднее 15.04.2020 подтвердить свой основной вид деятельности (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713). Это делается для того, чтобы ФСС установил вам тариф на текущий год. До тех пор, пока Фонд не установит тариф на 2020 год, нужно начислять взносы на травматизм по тарифу, установленному вам на 2019 год. О том, когда начинать применять вновь установленный тариф, вы узнаете из нашей статьи.

Имейте в виду, если вовремя не подтвердить свой основной вид деятельности, то ФСС установит тариф по наиболее высокому классу профессионального риска из всех видов деятельности по ОКВЭД, которые указаны у вас в ЕГРЮЛ (п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713).

Страховые взносы в 2020 году: примеры размера страховых взносов на травматизм

Приведем пример ставок взносов на несчастное страхование.

Класс профессионального риска Страховые взносы (ставки)
I 0,2%
V 0,6%
X 1,1%
XXV 4,5%
XXXII 8,5%

Взносы в ПФР в 2020 году

Вносы на ОПС, ОМС и ВНиМ уплачиваются в ИФНС, взносы на травматизм – в ФСС. Взносы в Пенсионный фонд в 2020 году не уплачиваются вообще.

Ставки пониженных тарифов страховых взносов в 2020 году

По общему правилу пониженные страховые взносы в 2020 году продолжают действовать в отношении некоторых категорий плательщиков. Однако сразу скажем, что не всех, кто привык ими пользоваться в 2019 году. Например, большинство упрощенцев законодатели обделили ещё с 2019 года. Рассказываем, сколько и кому платить страховых взносов по сниженным тарифам в 2020 году.

Дополнительные тарифы страховых взносов в 2019 году: ставки в таблице

Льготы по страховым взносам в 2020 году для УСН (ОКВЭД)

Как платят льготники

Согласно Налоговому кодексу РФ, вопросы пониженных страховых взносов регулирует ст. 427. Их применяют в границах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Также учтите, что в пунктах с 4-го по 13-й этой статьи перечислены условия, выполнение которых даёт каждой льготной категории плательщиков право на пониженный тариф страховых взносов.

Традиционно, размер пониженных тарифов страховых взносов в 2020 году актуален для фирм и коммерсантов из отдельных сфер и/или обладающих определённым правовым статусом. Например, это спецрежимники из сферы IT-технологий, резиденты особых экономических зон, участники проекта «Сколково» и другие.

Далее представлена таблица пониженных тарифов страховых взносов на 2020 год для основных категорий плательщиков, которые имеют на них право в 2020 году.

СТРАХОВАТЕЛИ

ТАРИФЫ И УСЛОВИЯ

Некоммерческие организации (кроме государственных/муниципальных учреждений) на УСН, ведущие деятельность в области соцобслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (кроме профессионального) В течение 2017-2024 гг.:

· на ОПС – 20,0%;

· на случай ВНиМ – 0%;

· на ОМС – 0%.

Благотворительные организации на УСН
Российские организации, в сфере IT В течение 2017-2023 гг.:

· на ОПС – 8,0%;

· на ОМС – 4,0%;

· на случай ВНиМ – 2,0%;

· на случай временной нетрудоспособности с выплат иностранцам (лицам без гражданства), временно пребывающим в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов) – 1,8%.

Организации – участники проекта «Сколково» В течение 10 лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен статус участника проекта:

· на ОПС – 14,0%;

· на ОМС – 0%;

· на случай ВНиМ – 0%.

Применять льготу можно и меньше 10 лет.

Организации (ИП), которые получили статус участника свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму и Севастополя не позднее 3-х лет с момента ее создания (не позднее 31.12.2017) В течение 10 лет со дня получения статуса участника СЭЗ:

· на ОПС – 6,0%;

· на ОМС – 0,1%;

· на случай ВНиМ – 1,5%.

10 лет отсчитывают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения в реестр участников СЭЗ.

Тарифы применяют в отношении выплат работникам, задействованным в инвестиционном проекте в СЭЗ.

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которые получили указанный статус не позднее 3-х лет со дня ее создания (кроме резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе).

Резиденты ТОСЭР в ДФО, которые получили свой статус до 25.06.2018 включительно и не позднее 3-х лет со дня создания указанной территории (объем инвестиций – не менее 500 000 руб.)

Резиденты ТОСЭР в ДФО, которые получили свой статус с 26.06.2018 до 31.12.2025 включительно (объем инвестиций – не менее 500 000 руб.)

Пониженные тарифы применяют исключительно в отношении физлиц, занятых на новых рабочих местах.

Пониженные тарифы взносов применяют в течение 10 лет резидентства:

· на ОПС – 6,0%;

· на ОМС – 0,1%;

· на случай ВНиМ – 1,5%.

10 лет отсчитывают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации в качестве резидента ТОСЭР.

Организации (ИП), которые получили статус резидента свободного порта Владивосток (СПВ) до 25.06.2018 включительно и не позднее 3-хх лет со дня вступления в силу Закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (объем инвестиций – не менее 5 млн руб.).

Организации (ИП), которые получили статус резидента СПВ с 26.06.2018 до 31.12.2025 включительно (объем инвестиций – не менее 5 млн руб.)

Пониженные тарифы применяют исключительно в отношении физлиц, занятых на новых рабочих местах.

Пониженные тарифы взносов применяют в течение 10 лет с момента получения статуса резидента:

· на ОПС – 6,0%;

· на ОМС – 0,1%;

· на случай ВНиМ – 1,5%.

10 лет отсчитывают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации в качестве резидента СПВ.

Организации, которые включены в единый реестр резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области в период с 01.01.2018 по 31.12.2022 включительно В течение 7 лет с момента получения статуса резидента (предельный срок – до 31.12.2025):

· на ОПС – 6,0%;

· на ОМС – 0,1%;

· на случай ВНиМ – 1,5%.

7 лет отсчитывают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения в реестр резидентов ОЭЗ.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов Все взносы – 0%
Российские анимационные компании
  • на ОПС – 8,0%;
  • на ОМС – 4,0%;
  • на случай ВНиМ – 2,0% (иностранцы, лица без гражданства и временно пребывающие – 1,8%).

Что изменилось с 2020 года

Учтите, что с 01.01.2020 пониженные тарифы страховых взносов не вправе применять следующие категории:

  • хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, которые занимаются практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам (в т. ч. совместно с другими лицами) таких обществ, участникам таких партнерств – бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономные учреждения;
  • организации и ИП, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения о технико-внедренческой деятельности и делающие выплаты физлицам, работающим в технико-внедренческой ОЭЗ или промышленно-производственной ОЭЗ, а также организации и ИП, заключившие соглашения о туристско-рекреационной деятельности и производящими выплаты физлицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер.

Положение упрощенцев: что с льготным тарифом

ИМЕЙТЕ В ВИДУ! С 2019 года право платить пониженные страховые взносы при УСН осталось только у благотворительных и социально ориентированных некоммерческих организаций. То есть, малый и средний бизнес, а также ИП на упрощёнке в 2020 году платят взносы по общему тарифу.

Закон от 03.08.2018 № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в частности, продлевает на 2019-2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий плательщиков:

  • социально ориентированных НКО на упрощёнке и ведущих деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
  • благотворительных организаций на УСН.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Применение пониженных тарифов страховых взносов турагентами-«упрощенцами»

Джабазян Е. Л., эксперт журнала

Журнал «Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2017

Условия применения пониженных тарифов.

Пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и ИП, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, указанных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

К сведению:

Основной вид экономической деятельности квалифицируется на основании кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для данной категории плательщиков в течение 2017 – 2018 годов тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах:

  • на обязательное пенсионное страхование – 20 %;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0 %;

  • на обязательное медицинское страхование – 0 %.

В целях применения пониженных тарифов должны выполняться следующие условия (ст. 427 НК РФ):

  • доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении данного вида деятельности должна составлять не менее 70 % в общем объеме доходов организации (п. 6);

  • доходы от осуществления названных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ видов экономической деятельности за налоговый период не должны превышать 79 млн руб. (пп. 3 п. 2).

В свою очередь сумма доходов организации определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Если у организации по итогам деятельности за отчетный период (например, по итогам полугодия 2017 года) отсутствовали доходы от указанного в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ вида деятельности, то не соблюдается условие о необходимой доле доходов от осуществления заявленного вида деятельности. Соответственно, страховые взносы уплачиваются такой организацией в общеустановленном порядке по тарифам, предусмотренным ст. 426 НК РФ.

В то же время, если данная организация по итогам деятельности за следующий отчетный период (например, девять месяцев 2017 года) подтвердит соответствие условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, а также критерию об общей сумме доходов организации за налоговый период от всех видов деятельности, то такая организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода.

Обратите внимание:

Право на пониженные тарифы страховых взносов плательщиков страховых взносов, применяющих УСНО, основной вид экономической деятельности, классифицируемый в соответствии с ОКВЭД, которых поименован в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, подтверждается путем заполнения приложения 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации» к разд. 1 расчета (Письмо ФНС РФ от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@). Напомним, что в настоящее время действует форма расчета по страховым взносам, утвержденная Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

Надо или нет при применении пониженных тарифов страховых взносов представлять в налоговые органы документы, подтверждающие право на их применение? Положениями налогового законодательства не предусмотрено обязательное приложение к расчету по страховым взносам документов (их копий), подтверждающих право организации на применение пониженных тарифов. Но налоговый орган наделен правом при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов. Это установлено п. 8.6 ст. 88 НК РФ, введенным Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ (положения действуют с 01.01.2017).

О применении пониженных тарифов после перехода на новые коды ОКВЭД.

Налоговые органы перешли на новые коды 11.07.2016. До этой даты выбор кодов осуществлялся по ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). О том, что с 11 июля при государственной регистрации юридических лиц и ИП применяются новые коды, ФНС сообщила в информации, которую разместила на своем официальном сайте 23.06.2016.

Для перехода со старых кодов на новые ИФНС использовали переходную таблицу – ключ. Таблица с указанием прямых и обратных переходных ключей между ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) и ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) размещена на официальном сайте Минэкономразвития по адресу: economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators. О необходимости применения переходных ключей говорилось, в частности, в письмах Минфина РФ от 12.10.2017 № 03-15-05/66714, от 13.09.2017 № 03-15-06/58977, № 03-15-06/58976, от 04.09.2017 № 03-15-05/56663 и др.

Нужно ли фирмам вносить изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП? Организациям и предпринимателям не надо ни подавать в инспекцию документы, ни самостоятельно вносить в них какие-либо поправки. Дело в том, что все изменения должны были быть произведены налоговыми органами в конце 2016 года. Вместе с тем можно проверить правильность замены кодов в реестре по новому классификатору видов экономической деятельности налоговой инспекцией, для чего надо запросить выписку из госреестра. Такую выписку можно получить в налоговой инспекции лично или заказать через Интернет:

электронная выписка предоставляется бесплатно. Заказать ее можно на сайте ФНС (nalog.ru) (необходима электронная подпись). Документ выдается в электронном виде как ссылка для скачивания (п. 108 Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.01.2015 № 5н);

бумажная выписка предоставляется налоговой инспекцией по месту регистрации фирмы за плату: обычная выписка – 200 руб. (выдается в течение пяти дней с момента отправки запроса), срочная выписка – 400 руб., предоставляется на следующий день после того, как запрос поступит в инспекцию (п. 1 Постановления Правительства РФ от 19.05.2014 № 462). Если за выпиской обратился не генеральный директор, а представитель организации, ему нужно иметь доверенность, подписанную руководителем. Доверенность не надо нотариально заверять (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Подтверждением того, что в реестре указаны новые актуальные коды, является ссылка на новый классификатор – ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (в разделе «Сведения о видах экономической деятельности» выписки), при этом сам вид экономической деятельности остается прежним.

От редакции:

К вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов турагентствами мы обращались не раз. В статье Е. В. Емельяновой «Коды ОКВЭД и пониженные тарифы страховых взносов» (№ 4, 2016) была обозначена проблема применения таких тарифов в связи с переходом в 2017 году на новые коды ОКВЭД, а в статье К. О. Борисовой «По следам турагентского конгресса» (№ 3, 2017) упоминались актуальные на тот момент разъяснения Минфина и Минэкономразвития, из которых, однако, однозначного ответа не следовало.

Следует отметить, что в ОКВЭД 2 группировка отдельных видов экономической деятельности по разделам и классам была изменена, в результате чего некоторые виды деятельности вынесены в отдельный класс или включены в другие разделы (группировки) видов деятельности, не поименованных в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В частности, деятельность турагентств была перенесена из разд. I «Транспорт и связь» (класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность») в разделе  »Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» (класс 79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма»).

Что касается норм о применении пониженных ставок тарифов страховых взносов, пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ содержит перечень, аналогичный тому, что был в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В подпункте 5 п. 1 ст. 427 НК РФ указан вид деятельности «Транспорт и связь». Однако деятельности туристических агентств в ОКВЭД 2 соответствует код 79.11 в разделе »Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», что не имеет отношения к разделу H «Транспортировка и хранение» (коды ОКВЭД 49 – 53) и разделу J «Деятельность в области информации и связи» (коды ОКВЭД 58 – 63).

В связи с этим Минфин в письмах от 09.11.2016 № 03-11-06/2/65561, от 01.11.2016 № 03-11-06/2/63958 обратил внимание на то, что налогоплательщик на УСНО, основным видом экономической деятельности которого является деятельность туристических агентств, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, вступившего в силу 01.01.2017.

К такому же выводу пришло и налоговое ведомство в Письме от 23.06.2017 № БС-4-11/12091. Аналогичные рассуждения ФНС содержатся и в Письме от 04.08.2017 № СА-4-11/15343, правда, в отношении «упрощенца» с другим видом деятельности.

Как видим, первоначально позиция контролеров в отношении «упрощенцев», чьи новые коды видов деятельности не соответствовали требованиям ст. 427 НК РФ, была следующей: применять пониженные тарифы нельзя.

Однако в последнее время наметилась иная тенденция признания соответствия вида деятельности организации по ОКВЭД 2 виду деятельности, установленному в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

В Письме от 12.10.2017 № 03-15-05/66714 Минфин признал, что установленный пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.

А в Письме Минфина РФ от 17.10.2017 № 03-15-05/67604 прямо указано: плательщики на УСНО, которые до 1 января 2017 года осуществляли вид экономической деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса, согласно наименованиям видов экономической деятельности, классифицируемым в соответствии с кодами видов деятельности по ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), и продолжающие осуществлять указанную деятельность после 01.01.2017, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии соблюдения ими условий, установленных положениями подпункта 3 пункта 2 и пункта 6 статьи 427 Кодекса, независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) согласно применяемым переходным ключам.

Такой же вывод содержался и в Письме Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, которое было направлено ФНС для сведения и использования в работе нижестоящим налоговым органам (Письмо от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@).

К сведению:

В соответствии с проектом «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Минфин разработал законопроект, предусматривающий, в частности, уточнение наименования видов экономической деятельности согласно ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) с целью сохранения «упрощенцами» права применять пониженные тарифы страховых взносов. На момент написания статьи в Совет Федерации был направлен проект федерального закона № 274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 16.11.2017. Пунктом 76 ст. 2 данного закона в новой редакции изложен пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ: теперь в этом подпункте прямо указана «деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма».

Обязательно ли представлять уточненный расчет по страховым взносам?

С учетом неопределенности при применении пониженных тарифов страховых взносов турагентства-«упрощенцы» могли или платить взносы «по полной», или платить по пониженной ставке.

Уплата в 2017 году страховых взносов туристическими агентствами, применяющими УСНО

Применяли пониженные тарифы

Не применяли пониженные тарифы

Действия

Произвести перерасчет суммы страховых взносов

Представить в налоговый орган уточненный расчет

Как видим, в выигрышной ситуации оказались те фирмы, которые, невзирая на разъяснения чиновников, применяли пониженные тарифы страховых взносов.

Тем же, кто применял основной тариф страховых взносов, надо будет произвести корректировки в учете и отчетности. По общему правилу в 2017 – 2019 годах для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составляют 30 % (22 % – на ОПС, 2,9 % – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, 5,1 % – на ОМС). Следовательно, переплата составляет значительную сумму – треть платежа. Хотя понять осторожность плательщиков страховых взносов можно: применение пониженных тарифов страховых взносов является одним из критериев отбора страхователей для проведения выездных проверок.

Самый главный вопрос, который возникает в связи с перерасчетом: надо ли представлять уточненный расчет и если надо, то за какие периоды?

Обратимся к Порядку заполнения расчета по страховым взносам (далее – Порядок) (приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

Коды по ОКВЭД 2 указываются на титульном листе расчета по страховым взносам в поле «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД 2» (п. 3.11 Порядка).

На основании п. 1.2 Порядка при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

При этом названный пункт содержит уточнение: при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Итак, в Порядке и п. 1, 7 ст. 81 НК РФ определено, в каком случае подача уточненного расчета является правом, а в каком – обязанностью.

В ситуации, когда турагентства на УСНО не применяли пониженные тарифы, произошло завышение суммы страховых взносов, следовательно, они вправе:

  • либо подать уточненные расчеты за все периоды этого года;

  • либо отразить перерасчет в отчетности за текущий период.

Кроме того, согласно ст. 54 НК РФ ошибки, которые завысили базу и привели к излишней уплате налога, можно исправлять в периоде их обнаружения. Это значит, что ошибки можно исправить в отчетности за текущий период без подачи «уточненки». Данная норма действует и в отношении страховых взносов (п. 1, 6 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

К сведению:

В Письме от 25.10.2017 № ГД-4-11/21611@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда право на применение льготных тарифов возникло у организации не с начала года. При этом налоговики разрешили пересчитать страховые взносы с начала года и рекомендовали подать уточненные расчеты за указанный период.

Итак, в случае подачи уточенного расчета при заполнении поля «Номер корректировки» титульного листа проставляется номер корректировки (например, «1-«, «2-» и т. д.) (п. 3.5 Порядка).

В уточненный расчет нужно включить

Те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них изменений

Иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений)

Обратите внимание:

К уточенному расчету необходимо приложить пояснительную записку о причине его подачи. В рассматриваемой ситуации плательщики страховых взносов могут подкрепить свою позицию письмами Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, от 17.10.2017 № 03-15-05/67604.

Переплата по страховым взносам: вернуть или зачесть?

При переплате страховых взносов, которая произошла после 01.01.2017, фирмы вправе как вернуть ее, так и зачесть. При этом следует помнить о некоторых особенностях.

Возвратить переплату по страховым взносам можно в том же порядке, что и переплату по налогам, – по заявлению (п. 3 ст. 8, п. 6, 14 ст. 78 НК РФ).

Однако переплату по пенсионным взносам можно вернуть по заявлению только в случае, если орган ПФР еще не учел ее на индивидуальных лицевых счетах работников страхователя (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). Напомним, что отражение суммы взносов на индивидуальных лицевых счетах производится ПФР ежеквартально после получения от налогового органа информации о пенсионных взносах, уплаченных за работников (п. 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 № 766н).

Таким образом, переплату по пенсионным взносам, которые ПФР уже успел отразить на индивидуальных счетах, налоговый орган сможет только зачесть (п. 3 ст. 8, п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

К сведению:

Возвращение переплаты может быть осуществлено только после того, как плательщик погасит имеющийся у него долг по штрафам и пеням (ст. 79 НК РФ).

Зачет переплаты по страховым взносам осуществляется налоговым органом

По собственной инициативе – в счет задолженности по штрафам и пеням по тому же виду взносов (п. 3 ст. 8, п. 1.1, 5 ст. 78 НК РФ)

По заявлению плательщика страховых взносов – в счет предстоящих платежей по тому же виду взносов или задолженности по пеням и штрафам, начисленным в отношении того же вида взносов (п. 3 ст. 8, п. 1.1, 4, 5 ст. 78 НК РФ)

Обратите внимание:

Зачет переплаты страховых взносов осуществляется по соответствующему фонду.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченных взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7, 14 ст. 78 НК РФ):

формы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов приведены соответственно в приложениях 8 и 9 к Приказу ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;

форматы заявлений о возврате (зачете) страховых взносов для подачи их в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота утверждены Приказом ФНС РФ от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@.

По мнению КС РФ, закрепление в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока давности для возврата излишне уплаченного налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и тогда действуют общие правила исчисления срока исковой давности – со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (определения КС РФ от 21.12.2011 № 1665-О-О, от 21.06.2001 № 173-О).

В ситуации, когда налоговая инспекция отказала в зачете (возврате) или не был получен ответ на заявление, фирма вправе обратиться в суд с требованием о возврате или зачете переплаты (п. 33 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

* * *

Турагентства, применяющие УСНО, при исчислении страховых взносов вправе воспользоваться пониженными тарифами. Такой вывод следует из недавних разъяснений, поступивших от финансового ведомства. ФНС с данной позицией Минфина согласна. В связи с тем, что ранее от контролирующих ведомств поступали прямо противоположные разъяснения, многие фирмы рассчитывали страховые взносы, исходя из общих тарифов, что привело к их переплате. Теперь указанную переплату можно вернуть или зачесть. Что касается предоставления корректирующих сведений, турагентства вправе отразить перерасчет по взносам в отчетности за текущий период (в расчете за год) без представления «уточненки» за все периоды 2017 года. Это обусловлено тем, что обязательное представление уточненных расчетов необходимо только в случаях, когда некорректно указанные сведения привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате в бюджет. Вместе с этим имеются рекомендации налогового ведомства по представлению уточненных расчетов в ситуации, когда плательщики пересчитали страховые взносы по льготным тарифам с начала года.