Положения об оплате труда

Содержание

Положение об оплате труда работников — образец 2019 — 2020

Можно ли не оформлять положение об оплате труда и могут ли за это наказать

Положение об оплате труда и премировании работников: обязательно ли объединять

Основные разделы положения об оплате труда и премировании работников

Табличная часть положения

Нужно ли каждый год пересматривать положение об оплате труда

Какие нюансы предусматриваются в положении при сдельной оплате труда

Итоги

Можно ли не оформлять положение об оплате труда и могут ли за это наказать

Положение об оплате труда — это один из внутренних документов работодателя. Он необходим не только для описания применяемой системы расчета и вознаграждения за труд, но и для закрепления в организации системы материального стимулирования и поощрения работников.

Это положение обосновывает правомерность включения в налоговые расходы зарплатных затрат. Его отсутствие резко снижает шансы доказать налоговикам правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль или УСН-налогу на премии, доплаты, компенсации и иные подобные выплаты.

Обязан ли работодатель выплачивать премию, узнайте по .

Учитывая эти достоинства положения, налогоплательщики в большинстве случаев не жалеют времени и сил на его разработку.

Обойтись без такого документа можно только в одном случае — если все условия оплаты труда описаны в трудовых договорах с работниками или в коллективном договоре либо все работники фирмы трудятся в условиях, исключающих какие-либо отклонения от обычных (не работают сверхурочно, в ночное и праздничное время). В этом случае можно отдельное положение не оформлять.

В законодательстве нашей страны отсутствует безусловное требование о разработке и применении положения об оплате труда для каждого работодателя. Не установлены и какие-либо требования к форме, виду и содержанию этого документа. Поэтому за произвольную форму положения или его отсутствие как отдельного документа наказания не последует.

А в случае внесения изменений в условия труда возможны споры как с сотрудниками, так и с трудовиками. Как правильно утвердить положение об оплате труда и избежать претензий, узнайте из консультации эксперта Минтруда. Для этого пройдите быструю регистрацию в системе КонсультантПлюс и получите пробный доступ совершенно беплатно.

Положение об оплате труда и премировании работников: обязательно ли объединять

Поскольку законодательных требований по данному вопросу не существует, в разных компаниях можно встретить разнообразные варианты оформления внутренних документов, связанных с исчислением и выплатой зарплаты работникам.

Например, положение об оплате труда оформляют как отдельный документ, а условия премирования прописывают в другом локальном акте — положении о премировании. Можно предусмотреть и иные зарплатные положения: об индексировании заработной платы, суммированном учете рабочего времени и т. д.

Отдельные работодатели ограничиваются утверждением только одного документа — коллективного договора, в котором оговаривают все необходимые аспекты зарплатной политики.

О назначении и особенностях коллективного договора читайте в материале «Коллективный договор как форма социального партнерства».

Решение вопроса о том, прописывать ли все необходимые зарплатные нюансы в одном документе или оформлять отдельными положениями каждый существенный вопрос, остается за руководством фирмы или работодателем-ИП. Если принято решение объединить вопросы системы оплаты и особенности премирования в едином положении, необходимо максимально скрупулезно прописать в этом документе все нюансы.

О том, какими могут быть премии и вознаграждения для работников, читайте в статье «Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?».

Основные разделы положения об оплате труда и премировании работников

Положение об оплате труда и премировании работников может включать, например, следующие разделы:

  • общие термины и определения;
  • описание действующей в компании системы оплаты труда;
  • сроки и формы выплаты зарплаты;
  • ответственность работодателя за задержку зарплаты;
  • срок действия положения;
  • таблица «Доплаты»;
  • таблица «Компенсации»;
  • таблица «Надбавки»;
  • таблица «Премии»;
  • таблица «Прочие выплаты работникам».

В общем разделе приводится ссылка на нормативные документы, в соответствии с которыми разработано данное положение. Затем дается расшифровка основных понятий и терминов, примененных в положении, чтобы любой работник при его прочтении не испытывал бы затруднений в понимании содержания документа. В этом же разделе указывают, на кого распространяется данное положение (работники по трудовому договору, совместители и т. д.).

Второй раздел посвящен описанию системы оплаты труда (СОТ), принятой у работодателя (повременная, сдельная и др.). Если для разных категорий рабочих и служащих предусмотрены разные СОТ, дается описание всех применяемых систем.

В разделе, предназначенном для описания сроков и форм выплаты зарплаты, указываются даты выдачи работникам их заработанного вознаграждения (аванс и окончательный расчет). Ограничиваться одноразовой выплатой зарплатного дохода нельзя.

См. также «Аванс — это сколько процентов от зарплаты?».

ВАЖНО! Выплачивать вознаграждение за труд необходимо не менее 2 раз в месяц (ч. 6 ст. 136 ТК РФ, письмо Роструда от 30.05.2012 № ПГ/4067-6-1). Нарушителям этого требования может грозить административная ответственность по п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (штраф от 30 000 до 50 000 руб. на фирму, от 10 000 до 20 000 руб. — на ее должностных лиц и от 1 000 до 5 000 руб. — на ИП). А еще имейте в виду, что срок выплаты нужно определять конкретной датой, сделать «вилку» дат нельзя.

Однако не нарушит никаких норм выплата зарплаты чаще чем 2 раза в месяц. Подробнее об этом — в материале «Зарплату можно платить чаще двух раз в месяц».

Этим же разделом раскрывается форма оплаты труда: наличными деньгами через кассу или перечислением на банковские карты сотрудников, а также процент возможной оплаты части зарплатного дохода в натуральной форме.

Отдельным пунктом отражается информация, связанная с ответственностью работодателя за задержку зарплаты.

ВАЖНО! Материальная ответственность работодателя за задержку зарплаты предусмотрена ст. 236 ТК РФ, которой установлен минимальный размер процентов (не ниже 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки).

Положением может быть установлен повышенный размер компенсации.

Завершает основную текстовую часть положения заключительный раздел, в котором указывается срок его действия и иные необходимые условия.

Табличная часть положения

В структуре положения из рассмотренного примера все доплаты, компенсации и премии вынесены в отдельные табличные разделы. Это делать необязательно — текстовая форма изложения также может применяться. В данном случае такой прием структурирования информации применен с целью наглядности и простоты восприятия.

О том, какие выплаты образуют систему оплаты труда, читайте в статье «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы».

Таблица «Доплаты» содержит перечисление тех добавок к зарплате, которые применяются у работодателя. Например, это могут быть дополнительные выплаты, связанные со сверхурочными работами, за ночную работу или труд работника в праздник и иные доплаты.

По каждому виду доплат в таблице проставляются соответствующие процентные ставки. Например, за работу в ночное время доплата составляет 40% часовой ставки (для рабочих-повременщиков). В отдельной графе таблицы (она может называться «Примечание») указываются необходимые поясняющие данные. Например, по доплате за ночную работу в этой графе приводится период, считающийся ночным: с 22:00 до 6:00.

Структура таблицы «Компенсации» аналогична вышеописанной. Перечисленные компенсации (например, за вредные и опасные условия труда, при увольнении, сокращении и др.) дополняются соответствующей суммой или алгоритмом расчета.

Таблица «Надбавки» присутствует в положении только в том случае, если такой вид денежных добавок к зарплате у работодателя существует. В качестве примера можно привести надбавку за стаж работы. При этом подробно требуется пояснить, за какой период какой размер надбавки полагается. Например, за стаж работы от 4 до 7 лет, добавка к зарплате составит 12%, от 7 до 10 — 15%, а свыше 10 лет — 18% от начисленной зарплаты.

Аналогичным образом заполняются остальные таблицы.

Образец положения об оплате труда и премировании работников — 2020 вы можете увидеть на нашем сайте.

Скачать образец положения об оплате труда работников- 2020

Нужно ли каждый год пересматривать положение об оплате труда

Положение об оплате труда может быть утверждено работодателем единожды и действовать без ограничения срока (бессрочно). Законодательством никаких особенностей для срока действия такого документа не установлено.

Необходимость в ежегодном пересмотре положения может возникать в тех случаях, когда работодатель осваивает новые виды деятельности с привлечением работников различных профессий, по которым необходим пересмотр или дополнение существующих СОТ и стимулирующих выплат, или условия труда меняются.

Работодатель и работники заинтересованы в поддержании своих внутренних локальных актов в актуальном состоянии и должны своевременно выступать инициаторами их пересмотра, в том числе и рассматриваемого положения.

Что указать в приказе об утверждении положения об оплате труда, расскажем .

Какие нюансы предусматриваются в положении при сдельной оплате труда

Сдельная зарплата является одной из форм оплаты труда, при которой заработанная сумма зависит от количества изготовленных работником единиц продукции или выполненного объема работ. При этом учитываются качество выполненной работы, сложность исполнения и условия труда.

Существует несколько видов сдельной зарплаты:

  • простая;
  • сдельно-премиальная;
  • аккордная.

В ее основе лежат сдельные расценки, а остальные зарплатные добавки (например, премия за отсутствие брака) устанавливаются в твердой сумме или в процентах от заработанной суммы.

В зависимости от применяемых видов сдельной оплаты труда в положении предусматриваются особенности начисления и выплаты зарплаты с учетом всех нюансов данной СОТ у конкретного работодателя.

О сдельно-премиальной системе оплаты подробнее читайте в материале «Сдельно-премиальная система оплаты труда — это…».

Как организации перейти на новую систему оплаты труда узнайте в готовом решении КонсультантПлюс.

Итоги

Положение об оплате труда необходимо как работникам, так и работодателю. С помощью этого внутреннего документа налогоплательщику легче отстоять перед налоговиками обоснованность снижения налоговой базы по налогу на прибыль или УСН-налогу на разнообразные зарплатные выплаты. А работники будут уверены в том, что их не обманут при начислении зарплаты и они смогут получить законные надбавки и компенсации (в том числе в судебном порядке).

У этого документа нет законодательно установленной формы, у каждого работодателя он имеет свой вид. Срок его действия устанавливается работодателем самостоятельно. Положение может пересматриваться по мере необходимости или действовать бессрочно.

Заработная плата административно-управленческого персонала федерального бюджетного учреждения

Т. Сильвестрова

Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 9/2016

Как рассчитать соотношение среднемесячной заработной платы руководителя учреждения, заместителя руководителя учреждения и главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников учреждения? Какие изменения в отношении оплаты труда вступают в силу с 1 января 2017 года? Ответы на эти и другие вопросы – в представленном материале.

В прошлом номере журнала мы говорили о положениях Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, которым вносятся изменения в ст. 145 ТК РФ. Новой редакцией этой статьи (будет применяться с 1 января 2017 года) установлено требование о соблюдении в учреждение соотношения предельного уровня среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников учреждения. Данное соотношение вправе не соблюдать только учреждения, поименованные в перечне, утвержденном Правительством РФ. Для реализации новых положений ст. 145 ТК РФ Правительство РФ разработало проект постановления, которым вносятся изменения в Положение № 583, Порядок № 922, Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р. Кроме того, разработан проект Порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников. В статье поговорим о проекте нормативного акта, положения которого вносят изменения в условия оплаты труда административно-управленческого персонала учреждения.

Новое в системе оплаты труда административных работников федеральных бюджетных учреждений

Положение № 583 применяется федеральными бюджетными, автономными и казенными учреждениями. Оплата труда работников государственных (муниципальных) учреждений субъектов и муниципалитетов регулируется нормативно-правовыми актами, изданными законодательными органами субъекта, муниципального образования. В качестве примера таких нормативных актов можно привести Закон Нижегородской области от 02.07.2014 № 88-З «Об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Нижегородской области», Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2005 № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга».

Проектом определены следующие изменения в Положении № 583:

1. Предусмотрено требование о необходимости соблюдения соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждения в пределах кратности от 1 до 8. После внесения изменений абз. 4 и 5 Положения № 583 будет звучать так: предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8. В действующей редакции Положения № 583 указано, что для определения такого соотношения нужно применять среднюю заработную плату, хотя фактически при расчете соблюдения соответствия соотношения размера заработной платы руководителя учреждения к заработной плате работников учреждения применяется, как правило, среднемесячная заработная плата.

Действующей редакцией Положения № 583 установлено, что определение размера средней заработной платы осуществляется в соответствии с методикой, используемой при определении средней заработной платы работников для целей статистического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета. Для статистического наблюдения применяется показатель «среднемесячная заработная плата». Так, Приказом Росстата от 14.04.2016 № 188 утверждена Методика расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности). До этого подобная методика была утверждена Приказом Росстата от 16.09.2015 № 427.

2. В проекте содержится указание на то, что расчет соотношения среднемесячной заработной платы осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ (далее рассмотрим порядок такого расчета) (вносятся соответствующие изменения в Порядок № 922). Сейчас нормативные акты, регулирующие деятельность федеральных бюджетных учреждений, такого расчета не содержат.

3. Внесено положение о том, что для поощрения руководителей федеральных учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, которые осуществляются по результатам достижения показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя, утверждаемых федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, учреждением – главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, за соответствующий период. Сейчас абз. 1 п. 9 Положения № 583 звучит так: федеральные государственные органы, учреждения – главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, устанавливают руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера.

4. Внесено уточнение, что федеральный орган исполнительной власти, устанавливающий условия оплаты труда руководителю учреждения, должен исходить из необходимости обеспечения непревышения предельного уровня соотношения, установленного в соответствии с п. 9 Положения № 583, при условии выполнения руководителем всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и получения премии по итогам работы в максимальном размере.

5. Пункт 9 Положения № 583 дополнен нормой о том, что не реже одного раза в год предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждений, поименованных в перечне, может быть увеличен по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета. Полагаем, что увеличение предельного уровня соотношения заработной платы работников и административно-управленческого персонала (руководителя учреждения, его заместителя и главного бухгалтера) возможно в пределах кратности, установленной для федеральных учреждений Постановлением № 583 (максимальный показатель кратности – 8). Выше максимального показателя кратности увеличивать разрыв между заработной платой работников и руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) нельзя.

Определяем соотношение среднемесячной заработной платы административного персонала и работников учреждения

Из проекта расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) и работников учреждения следует, что расчет такого соотношения производится по итогам календарного года. При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной заработной платы работников не учитываются как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной заработной плате работников организации руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер.

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации.

В случаях выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения фактически начисленная заработная плата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом.

Если заместитель руководителя, главный бухгалтер работают по совместительству, то при расчете соотношения их среднемесячной заработной платы и среднемесячной заработной платы работников учреждения учитывается только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

Для проверки соблюдения учреждением установленного соотношения между заработными платами руководителя (заместителя руководителя и главного бухгалтера) и работников учреждения производится расчет:

1. Среднемесячной заработной платы работников по формуле:

Среднемесячная заработная плата работников учреждения

=

Фактически начисленная заработная плата работников списочного состава

/

Средняя численность работников

/12

При расчете среднемесячной заработной платы работников организации учитываются

Начисленная заработная плата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда

Выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ

2. Среднемесячной заработной платы руководителя учреждения (заместителя руководителя, главного бухгалтера), его заместителей и главного бухгалтера по формуле:

Среднемесячная заработная плата руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) учреждения

=

Фактически начисленная заработная плата руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) за календарный год*

/

12

* Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) учреждения отработал не полный календарный год, то расчет его среднемесячной заработной платы производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.

3. Соотношения – путем деления среднемесячной заработной платы руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) на среднемесячную заработную плату работников этой организации.

Положения ст. 145 ТК РФ вступают в силу с 1 января 2017 года. Поэтому, по нашему мнению, в конце 2016 года для соблюдения в 2017 году требования о соотношении среднемесячной заработной платы руководителя учреждения (заместителя руководителя учреждения, главного бухгалтера) и среднемесячной заработной платы работников следует произвести расчет соотношения среднемесячных заработных плат этих категорий. Сравнить полученный результат с уровнем кратности заработных плат, утвержденных учредителем, и в 2017 году, в случае несоответствия, произвести корректировку.

Приведем пример расчета соответствия уровня среднемесячных заработных плат установленной кратности.

Пример 1

По итогам 2016 года в учреждении сформированы следующие показатели:

– фактически начисленная заработная плата работников списочного состава, включаемая в расчет среднемесячной заработной платы – 33 720 000 руб. (показатель по кредиту счетов (0 302 11 730, 0 302 12 730, 0 302 62 730);

– средняя численность работников – 80 человек;

– фактически начисленная заработная плата руководителя учреждения – 1 200 000 руб.;

– фактически начисленная заработная плата заместителя руководителя 960 000 руб.;

– фактически начисленная заработная плата главного бухгалтера 900 000 руб.

Руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер отработали в учреждении полный 2016 год (12 месяцев).

Исходя из имеющихся данных производим расчет:

1. Среднемесячной заработной платы работников. Для этого определяем:

а) фактически начисленную заработную плату по итогам года работникам учреждения (в расчет не берем заработную плату руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера). Она составит 30 660 000 руб. (33 720 000 — 1 200 000 — 960 000 — 900 000);

б) среднемесячную заработную плату работников, которая равна 33 181,82 руб. (30 660 000 руб./ 77 / 12);

2. Среднемесячной заработной платы:

а) руководителя учреждения: 100 000 руб. (1 200 000 руб. / 12 мес.);

б) заместителя руководителя: 80 000 руб. (960 000 руб. / 12 мес.);

в) главного бухгалтера: 75 000 руб. (900 000 руб. / 12 мес.).

3. Рассчитаем уровень кратности заработных плат:

а) руководителя учреждения: 100 000 руб. / 33 181,82 мес. = 3. Уровень кратности заработных плат равен 3;

б) заместителя руководителя: 80 000 руб. / 33 181,82 руб. = 2,41. Уровень кратности заработных плат равен 2,41;

в) главного бухгалтера: 75 000 руб. / 33 181,82 руб. = 2,26. Уровень кратности заработных плат равен 2,26.

4. Сравниваем полученный уровень кратности заработной платы с уровнем кратности, установленным учредителем.

Пример 2

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что главный бухгалтер отработал в учреждении 9 месяцев. Фактически начисленная заработная плата главного бухгалтера за период работы составила 850 000 руб.

При неполной отработке финансового года в учреждении расчет соотношения среднемесячной заработной платы главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников учреждения производится так:

1. Определяется среднемесячная заработная плата главного бухгалтера, которая составит 94 444,44 руб. (850 000 руб. / 9 мес.);

2. Рассчитывается уровень кратности заработной платы главного бухгалтера: 94 444,44 руб. / 33 181,82 руб. = 2,85 Уровень кратности заработных плат равен 2,85.

3. Сравнивается полученный уровень кратности с уровнем кратности, установленным учредителем.

Изменения порядка исчисления средней заработной платы

Проектом вносятся изменения в название Порядка № 922. Предполагается, что оно будет звучать следующим образом: Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы и о Порядке расчета соотношения среднемесячной заработной платы.

Преамбула Порядка № 922 дополнена указанием, что этот документ разработан не только в соответствии с требованиями ст. 139 ТК РФ, но и с требованиями ст. 145 ТК РФ.

В пункте 3 Порядка № 922 указаны выплаты, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Перечень выплат проектом Правительства РФ дополнен выплатами к юбилейным датам, профессиональным праздничным дням. После внесенных в этот пункт изменений не будут учитываться при исчислении среднего заработка выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха, выплаты к юбилейным датам, профессиональным праздничным дням).

* * *

В завершение статьи отметим, что все описанные в статье новшества, внесенные в Положение № 583, касаются федеральных бюджетных учреждений. Однако поскольку нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов, как правило, дублируют нормы федеральных законодательных актов, а Порядок № 922 применяется всеми государственными (муниципальными) учреждениями, то, по нашему мнению, в ближайшем будущем нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов, регулирующие вопросы оплаты труда работников учреждений соответствующего уровня бюджета, бюджетной системы РФ, подвергнутся аналогичной корректировке.

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 5.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Порядок исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р.

Из средней численности работников исключаем три единицы (руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера).

Положение об оплате труда работников: что должно содержать, как составить, утвердить

Регулирование порядка расчета и выдачи зарплаты в фирме может производится не только на основании действующего законодательства, но и в конкретизирующих его нормы локальных актах компании или предпринимателя. Одним из таких документов является положение об оплате труда работников. Этот акт разрабатывается не в обязательном порядке, но желательно, чтобы он все таки существовал.

Для чего нужно положение об оплате труда

Положение об оплате труда работников (далее Положение об ОТ) – это нормы, регулирующие процедуры начисления и выплаты зарплаты на предприятии.

В них отражается применяемая в субъекте бизнеса система оплаты труда, из чего складывается зарплата – доплаты, премии, надбавки.

С помощью этого акта происходит определение в трудовом контракте зарплаты каждому работнику. Например, можно не расписывать какие полагаются премии работающему на предприятии, а сделать ссылку на нормы Положения об ОТ.

Данные акт адаптирует действующие нормы законодательства к существующим в компании условиям труда, с помощью них учитывается особенность оплаты деятельности каждого предприятия. Это позволяет исключить или поможет решить многие споры с работниками фирмы.

Внимание! При проверках контролирующих органов часто инспектор запрашивает этот документ, чтобы понять, какая система оплаты труда должна быть, и сравнивает положения этого документа с существующей действительностью.

Кто должен составлять положение

Локальные акты по вопросам начисления и выплаты зарплаты необходимы субъектам бизнеса, если у них существуют трудовые контракты с работниками.

Положение об оплате труда работников разрабатывается на предприятии не в обязательном порядке. Это связано прежде всего с тем, что вопросы, рассматриваемые в нем, могут быть отражены в других нормативных актах на предприятии – Коллективном договоре, Правилах внутреннего распорядка и т. д.

Обязательным согласно ТК РФ должно быть сам факт конкретизации действующих норм законодательства к конкретным условиям работы предприятия, так как часто нормативы устанавливают несколько вариантов действия в определенных условиях. Особенно это важно при регулировании вопросов оплаты труда за периоды, отличающиеся от нормальных условий работы.

Поэтому в каком именно акте будет произведено отражение правил начисления зарплаты, решается руководством предприятия самостоятельно.

Внимание! Объединение нормативных актов в одном документе характерно для предприятий малого бизнеса. На практике, например, часто Положение об ОТ соединяют вместе с нормами, регулирующими начисление всех видов премий. Тогда этот документ называется Положением об оплате труда и премировании работников.

Чем крупнее хозяйствующий субъект, тем больше у него существует собственных нормативов. При этом обязательно следить, чтобы они были согласованы, не противоречили друг другу. Многие вопросы по регулированию оплаты труда могут быть сразу рассмотрены в нескольких положениях предприятия. Если среди них будет несоответствие, это приведет к признанию их недействительными.

Разрабатывают локальные акты на предприятии специалисты экономического и юридического отдела. Проект передается перед утверждением на согласование с представителями профсоюзных органов.

Скачать образец положения ОТ в 2019 году

Положение об оплате труда работников образец 2019 скачать бесплатно в формате Word.

Скачать образец ознакомительного листа работников с положением в формате Word.

Что должно содержать положение об оплате труда работников

В положение об оплату труда может включаться несколько разделов, призванных максимально полно раскрыть принципы начисления и выплаты различных денежных сумм работникам предприятия.

Общие положения

Сюда включается общая информация о содержании данного документа. Например, здесь можно кратно указать тарифные ставки, оклады, компенсации и премиальные выплаты, которые могут быть выплачены работникам. Дополнительно в этот раздел можно вынести имеющиеся системы определения доплат и надбавок.

Система оплаты труда

Этот раздел должен содержать подробную информацию том, какие именно выплаты на предприятии относятся к оплате труда.

Сюда могут быть отнесены:

  • Окладная часть;
  • Премии. Если в компании разработан и введен в действие отдельный документ, отвечающий за определение и выплату премий, то в Положении по ОТ достаточно упомянуть, что производится начисление премий и сделать ссылку на необходимый внутренний акт;
  • Персональные начисления (например, администрация может сделать доплату за уровень образования, непрерывный период работы на фирме и т. д.);
  • Доплаты, которые назначаются из-за определенного режима работы, либо особенных условий труда (ненормированный рабочий день, вредные условия на рабочем месте и т. д.);
  • Доплаты за внеурочные часы — выход на рабочее место в ночной время, праздничный день либо выходной. При этом могут устанавливаться и состав такой выплаты, и ее размер;
  • Оплата рабочего времени за простой, с разделением на различные причины, по которым он возник;
  • Любого рода дополнительные выплаты, которые фирма хочет выплачивать своим работникам.

Необходимо уделить повышенное внимание составлению этого раздела, поскольку именно он будет устанавливать:

  • Суммы какого размера и за что выплачивать сотрудникам фирмы;
  • Какие начисления можно включать в расчет среднего заработка при определении сумм отпускных, больничных, командировок и т. д.;
  • Исходя из каких выплат будет производиться расчет оплаты за выходные, праздники, ночные часы — по закону, в обязательном порядке работодатель должен только использовать оклад;
  • На какие выплаты будут начисляться соцвзносы, а какие можно будет учитывать при определении налога на прибыль.

Важно! По выплатам, которые администрация должна произвести свои работникам, находящимся в особых условиях труда (к примеру, при сверхурочных работах) можно оформить отдельный раздел с указанием порядка выполнения расчета.

Порядок индексации заработной платы

Регулярно производить индексацию для администрации является обязанностью, а не правом по желанию. Положение об оплате труда работников должно включать сведения о том, с какой периодичностью проводится индексация, а также на основании каких сведений определяется коэффициент. Допускается произвести установление точного значения коэффициента индексации.

Материальная помощь

В этом разделе нужно максимально полно упомянуть все виды материальных выплат, которые может выдавать администрация как помощь своим сотрудникам. Это может быть рождение ребенка, заключение брака, смерть одного из родственников.

Также необходимо прямо указать сумму, которая будет выплачена в той или иной ситуации. Такую сумму можно указать прямо, либо определить ситуацию, исходя из которой она будет определяться (например, размер выплаты будет устанавливать директор путем издания распоряжения).

Здесь же можно указать, будут ли выплаты материальной помощи браться в расчет при определении среднего заработка.

Порядок выплаты заработной платы

При оформлении этого раздела необходимо повышенное внимание уделить тому, чтобы его данные не вступали в противоречия с положениями законодательства.

В частности, зарплата должна выдаваться двумя частями, между которыми не должно проходить более 15 дней.

В этом разделе нужно установить даты, когда будет происходить выдача аванса, остальной части зарплаты, отпускных и иных выплат. Процесс переноса выдачи, если указанный день выпадает на праздничных либо выходной.

Внимание! В документе можно установить даты выплаты зарплаты работникам разных подразделений (при этом также должны соблюдаться требования по выплате, определенные законом).

В этом разделе также можно упомянуть порядок работы с удержаниями, как именно и в какие сроки выдаются расчетные листки, каким способом производится выдача зарплаты — наличными, на карту и т.д.

Порядок утверждения и изменения положения

Положение об оплате труда работников, как и другой внутренний акт предприятия, может утверждаться несколькими способами:

  • Путем проставления директором на самом акте грифа «Утверждаю», с записью должности ответственного лица, его Ф.И.О. и личной подписи;
  • Издается приказ об утверждении положения об оплате труда — отдельное распоряжение в письменной форме.

Внимание! После того, как положение принято, с ним нужно под роспись ознакомить всех оформленных на предприятии работников. Это можно сделать применяя листы ознакомления, либо делая отметки в специальном журнале.

При внесении изменений в трудовое законодательство, либо с внедрением новых процессов на предприятии, иногда возникает необходимость скорректировать существующее положение об оплате труда.

Для этого на имя руководителя ответственное лицо должно подать служебную записку, на основании которой директор даст распоряжение о разработке новой версии положения.

После этого согласование проекта, утверждение положения об оплате труда и ввод в действие полностью совпадает с процессом работы над первичным внутренним актом.

Премирование может осуществляться по одному или группе согласованных показателей. Специалисты выделяют четыре основные группы показателей премирования, стимулирующих рабочих за индивидуальные результаты труда. К ним относятся:

1) количественные показатели: выполнение и перевыполнение производственных заданий по выпуску продукции и номенклатуре, процент выполнения норм выработки, обеспечение бесперебойной и ритмичной работы оборудования, соблюдение или сокращение плановых сроков проведения ремонтных работ, выполнение работ меньшей численностью по сравнению с нормативной, снижение трудоемкости продукции и др.;

2) качественные показатели: повышение качества выпускаемой продукции, процент сдачи продукции с первого предъявления, снижение процента брака, повышение коэффициента сортности продукции и т.п.;

3) экономия используемых ресурсов: экономное расходование сырья и материалов, экономия топлива и электроэнергии, сокращение затрат на обслуживание и ремонт оборудования и др.;

4) рациональное использование техники: выполнение сроков освоения новой техники и прогрессивной технологии, соблюдение технологической дисциплины, повышение коэффициента загрузки оборудования и т.п.

Условием премирования обычно является работа в течение учетного периода и выполнение установленных показателей. Одним из важнейших условий премирования признается и соблюдение трудовой дисциплины. Работники, выполнившие показатели премирования, но совершившие прогул или появившиеся на работе в нетрезвом состоянии, совершившие иной дисциплинарный проступок (например, нарушение технологических правил изготовления продукции), не приобретают право на премию в полном объеме. Как правило, они либо не премируются (в случае серьезного проступка), либо премия им выплачивается в меньшем размере, чем работникам, выполнившим как показатели, так и условия премирования. Это обычное правило, включаемое в положения о премировании. К сожалению, многие экономисты рассматривают такую ситуацию как депремирование или лишение премии. На самом деле никакого лишения премии не происходит. Работник просто не приобретает права на премию или не приобретает права на премию в установленном (базовом) размере, поскольку он не выполнил всех условий премирования.

Размеры премии определяются, как правило, в процентах от тарифной ставки (оклада). Размер премии конкретного работника определяется руководителем (работодателем — индивидуальным предпринимателем) с учетом степени выполнения показателей и условий премирования.

Периодичность премирования равняется месяцу или кварталу. Возможно установление премий, которые выплачиваются по результатам работы за год.

Регулярные премии, выплачиваемые по заранее утвержденным показателям (в соответствии с системой премирования), составляют часть заработной платы. Их необходимо отличать от разовых (единовременных) премий, которые являются поощрением работника за особые достижения в труде и выплачиваются за выполнение особо важных заданий, в связи с праздничными или торжественными датами, по итогам смотров или конкурсов (ст. 191 ТК).

6. Получили определенное распространение и системы оплаты труда в процентах от выручки, грейдерные системы, с учетом вклада работника в общие результаты деятельности организации и др.

7. Система оплаты труда любого работодателя устанавливается в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что условия оплаты труда у каждого работодателя должны основываться на тех гарантиях, которые предусмотрены ТК, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами. Законодатель специально подчеркивает недопустимость ухудшения положения работника, умаления прав, установленных на государственном уровне (ч. 6 комментируемой статьи).

На это обращает внимание и Конституционный Суд РФ. В Определении от 01.10.2009 N 1160-О-О отмечается, что системы оплаты труда разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в т.ч. условий труда.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования ст. ст. 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 ТК, в т.ч. правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Вместе с тем работодатель (совместно или с учетом мнения представительного органа работников) свободен в выборе способа учета количества труда (сдельная или повременная оплата), учета качества (в т.ч. сложности) труда и квалификации работников (выбор тарифной системы и ее параметров), определения размеров основной (тарифной) части заработной платы, установления систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок в той части, в которой они не определены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Что касается компенсационных доплат и выплат, то обязанность их выплачивать, условия выплаты и минимальный размер, как правило, определены трудовым законодательством. Работодателю остается лишь установить размер и уточнить порядок выплаты (см. коммент. к ст. ст. 146 — 148, 151, 154).

Особые правила установления системы оплаты труда установлены для работников организаций, финансируемых из бюджета (см. коммент. к ст. 144).

8. Система оплаты труда должна найти отражение в коллективном договоре, соглашении любого вида (на практике это соглашения, заключаемые на отраслевом, межотраслевом, профессиональном уровнях) либо локальном нормативном акте.

Работодатель и представители работников вправе выбрать ту правовую форму закрепления правил оплаты труда, которая представляется им предпочтительной. При этом важно иметь в виду правила соотношения различных источников трудового права. Так, локальный нормативный акт не может ухудшить положение работников по сравнению с коллективным договором, соглашением, а коллективный договор — по сравнению с соглашением, заключенным на уровне выше организации (отраслевым, профессиональным и т.д.).

На практике система оплаты труда обычно устанавливается коллективным договором либо локальным нормативным актом. Существует и такой вариант: часть правил устанавливается коллективным договором, часть — локальным нормативным актом.

В последние годы получила распространение практика включения в коллективный договор в качестве приложения положений об оплате труда, премировании по различным основаниям, выплате вознаграждения по итогам работы за год. При использовании такой модели правового регулирования важно помнить, что приложение к коллективному договору является неотъемлемой его частью. Таким образом, положение об оплате труда, которое является приложением к коллективному договору, становится его частью, а не самостоятельным локальным нормативным актом.

В том случае, когда коллективный договор в организации не заключается либо система оплаты труда в нем не определена, она устанавливается в локальном нормативном акте. Обычно такой акт называется положением об оплате труда. Возможно установление системы оплаты труда несколькими локальными нормативными актами, находящимися в системном единстве, например положением о тарифной системе, положением о премировании, положением о стимулирующих надбавках и положением о компенсационных доплатах.

9. Локальный нормативный акт, устанавливающий систему (или некоторые элементы) оплаты труда, принимается с учетом мнения представительного органа работников. Порядок учета мнения определен ст. 372 ТК.

10. Часть 3 комментируемой статьи упоминает особого вида правовой акт — единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Необходимость принятия такого акта впервые была определена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ. В настоящее время действуют Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, Протокол N 11.

Рекомендации определяют:

— принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, к которым отнесены, в частности, обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда; обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности; обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений бюджетной сферы;

— перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— порядок установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

— основные подходы к формированию систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

— порядок формирования систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров и др.

Рекомендации устанавливают также правила формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях; особенности формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.

11. Действующая редакция комментируемой статьи предусматривает правовой механизм преодоления разногласий сторон Российской трехсторонней комиссии при подготовке единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. В том случае, когда стороны не смогли прийти к соглашению, рекомендации утверждаются Правительством РФ, а мнение профсоюзов и объединений работодателей доводится до сведения субъектов РФ.

Дорогие члены профсоюза в целях разъяснения вопроса связанного с оплатой труда экспертов при прохождении процедуры аттестации напоминаем о действующих документах Министерства образования Московской области:

  1. Приказ № 5021 от 06.11.2014 “Об оплате труда экспертов”;

  2. Положении об оплате труда специалистов экспертных групп при аттестационных комиссиях Министерства образования Московской области по аттестации педагогических работников государственных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей государственных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области, и педагогических работников муниципальных и частных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность

  3. Памятка с выдержками из положения

Выдержка из положения

Педработник: п.9. Финансовое обеспечение расходов на оплату труда специалистов экспертных групп аттестационных комиссий при проведении аттестации педагогических работников производится за счет средств, предусмотренных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой работает аттестуемый педагогический работник, либо органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, осуществляющим управление в сфере образования, в образовательной организации которого работает аттестуемый педагогический работник, на проведение аттестации, повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций (в том числе командировочные расходы).

Руководитель: п.10. Финансовое обеспечение расходов на оплату труда специалистов экспертных групп аттестационных комиссий при проведении аттестации руководителей производится за счет средств, предусмотренных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой работает аттестуемый руководитель, на проведение аттестации, повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций (в том числе командировочные расходы).

То есть средства закладываются в смету учреждения на очередной финансовый год согласно плану аттестации педагогических работников.