Поиск налогоплательщика НДС

Как проверить плательщика НДС?

Актуально на: 12 декабря 2018 г.

Если ИФНС посчитает, что поставщик является недобросовестным налогоплательщиком, то покупателю может быть отказано в вычете входного НДС (в части сумм, уплаченных этому контрагенту) или в возмещении налога на добавленную стоимость. Поэтому, чтобы избежать негативных последствий, покупателю-плательщику НДС необходимо проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

В чем заключается проявление должной осмотрительности

При выборе контрагента необходимо убедиться в том, что он должным образом зарегистрирован, не является фирмой-однодневкой и ведет реальную хозяйственную деятельность, о результатах которой отчитывается перед ИФНС.

Специальные сервисы для проверки контрагента

А как узнать, является ли организация плательщиком НДС? Можно попытаться запросить у контрагента, например, копию последней сданной НДС-декларации или хотя бы ее титульного листа с отметкой ИФНС о принятии. Но в представлении таких данных контрагент может и отказать. На сайте ФНС есть несколько сервисов, позволяющих проверить контрагента и в том числе косвенно ответить на интересующий вопрос. Ведь, к примеру, если компания ликвидирована, никаких актуальных счетов-фактур от нее не может быть в принципе, а присутствие директора в реестре дисквалифицированных лиц дает основание заподозрить контрагента в его неблагонадежности.

К таким сервисам относятся:

  • Проверка корректности заполнения счетов-фактур. Данный ресурс позволяет проверить правильность реквизитов компании-контрагента, отраженных в выставленных этой компанией счетах-фактурах.
  • Риски бизнеса: проверь себя и контрагента. В этот сервис включено несколько ресурсов. Например, через ресурс Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств можно получить сведения о госрегистрации данного контрагента, в том числе зарегистрирована ли интересующая вас компания в принципе, кто является ее учредителем и руководителем.

Проверить руководителя фирмы-партнера на предмет его дисквалификации можно при помощи Поиска сведений в реестре дисквалифицированных лиц.

А через ресурс Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года узнать о наличии/отсутствии налоговых долгов у контрагента.

Нет смысла узнавать в ИФНС, заплатил ли контрагент НДС в бюджет

Не стоит тратить время и направлять в ИНФС, в которой состоит на учете ваш контрагент, запрос с просьбой предоставить информацию о выполнении этим контрагентом своих налоговых обязательств. Ведь законодательством не установлена обязанность инспекторов предоставлять такого рода информацию (Письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).

Как проверить контрагента является ли он плательщиком НДС

Главная → Статьи → Как проверить контрагента является ли он плательщиком НДС

Организации необходимы сведения о том, что контрагенты являются плательщиками НДС с целью минимизации налоговых рисков при принятии к вычету сумм НДС. Каким образом организация может ознакомиться с единым государственным реестром налогоплательщиков при выборе контрагента? Все ли организации, обязанные уплачивать НДС, в него включены?

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Организация имеет право на вычет “входного” НДС, если одновременно выполняются следующие условия:
– приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
– товары (работы, услуги) приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
– имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Из перечисленных норм НК РФ следует, что налоговое законодательство не связывает возможность возникновения у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов по НДС с добросовестностью контрагентов налогоплательщика.

В п. 2 определения КС РФ от 16.10.2003 № 329-О говорится, что истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики” как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Там же отмечалось, что, по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 12.10.2006 № 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды” (далее – Постановление № 53) разъяснил, что при разрешении налоговых споров суды должны исходить из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.

При этом в п. 10 Постановления № 53 отмечено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Суды считают, что налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по НДС и отнесения сумм, уплаченных контрагентам, на расходы при исчислении налога на прибыль правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции (постановление ФАС Московского округа от 07.04.2010 № КА-А40/1783-10).

Налогоплательщик, вступая с контрагентом в гражданско-правовые отношения, должен проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений с учетом косвенного характера НДС (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 № 11АП-8694/12, смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12210/07).

Налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен истребовать у контрагента в целях минимизации налоговых рисков. Применительно к конкретным ситуациям проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделок может подтверждаться различными документами.

Минфин России в письмах от 13.12.2011 № 03-02-07/1-430, от 21.07.2010 № 03-03-06/1/477, от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, отметил, что об осмотрительности и осторожности налогоплательщика могут свидетельствовать предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента меры, такие как:
– получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
– проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);
– получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента;
– использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

По этому вопросу рекомендуем также ознакомиться с письмом ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

Как показывает судебная практика, запрос у контрагента копий свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава, выписки из ЕГРЮЛ, документов, подтверждающих полномочия руководителя, справки об отсутствии задолженности по налогам, копий лицензий на ведение определенных видов деятельности, в большинстве случаев расценивается судами как доказательства проявления стороной договора должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС Поволжского округа от 15.03.2011 по делу № А65-15788/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2011 № Ф01-4843/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2008 № Ф04-1545/2008(1778-А46-14), от 29.03.2011 по делу № А27-9150/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/16553-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2008 № А33-5672/2008 и др.).

При этом суды отмечают, что у налогоплательщика не имеется прав и возможности устанавливать те обстоятельства, которые могут быть выявлены налоговыми и правоохранительными органами (вызвать и получить объяснения у физического лица, провести экспертизу подлинности подписи на документе, получить информацию об уплате контрагентом налогов, их размере и прочее, в том числе из-за ограничения распространения такой информации, представляющей налоговую тайну). Налогоплательщики не должны и не вправе заниматься контролем за деятельностью других лиц (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 № 12АП-3331/15).

Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок” в качестве одного из критериев, при оценке которых налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличия необоснованной налоговой выгоды, названо ведение налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Этим же приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение № 2 к приказу, далее – Общедоступные критерии), которыми налогоплательщик может воспользоваться для оценки благонадежности контрагента. В частности, налогоплательщикам рекомендовано проверять контрагентов на предмет их возможного отнесения к лицам, ведущим деятельность с высоким налоговым риском. Если налогоплательщик может документально подтвердить, что полученные им сведения не позволяют отнести контрагента к указанной категории лиц, это может свидетельствовать о проявлении им должной осмотрительности при заключении договора.

Контролирующие органы также обращают внимание, что, хотя налогоплательщику следует убедиться в том, что сведения о его контрагенте внесены в ЕГРЮЛ, наличие одной лишь выписки из ЕГРЮЛ не является достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента. Не гарантирует проявление должной осмотрительности и запрос у контрагента копий налоговой отчетности, так как она еще должна пройти налоговую проверку. Поэтому налогоплательщикам при выборе контрагентов рекомендуется учитывать совокупность иных негативных признаков, указанных в 12-м критерии оценки рисков “Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”, который входит в Общедоступные критерии (письмо ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124, информация ФНС России от 15.10.2008 “Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”).

Выписка из ЕГРЮЛ – это документ, содержащий в себе общедоступные сведения о юридическом лице, полученные из указанного реестра. В частности, в выписке из ЕГРЮЛ отражаются сведения о полном наименовании юридического лица; о его учредителях; об участниках общества и размерах их долей; о руководителе; сведения об уставном капитале; адрес (место нахождения) юридического лица; телефонный номер, факс (при наличии); основной государственный регистрационный номер (ОГРН); индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН); сведения о видах экономической деятельности (коды статистики ОКВЭД) и др. (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон № 129-ФЗ), п. 70 приказа Минфина России от 15.01.2015 № 5н “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей”).

В п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 отмечено, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (абзац второй п. 2 ст. 51 ГК РФ).

В то же время из сведений, указываемых в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), нельзя установить, является ли контрагент плательщиком того или иного налога, в том числе НДС, так как такие данные не содержатся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Узнать, является ли контрагент плательщиком НДС, можно, например, из письма, представленного этим контрагентом на запрос организации.

Заметим, что нам не удалось найти каких-либо нормативных актов, регламентирующих порядок ведения реестра налогоплательщиков НДС, а также порядок представления сведений из такого реестра.

При этом на ФНС РФ возложена обязанность вести единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН). Порядок ведения, а также состав сведений, содержащихся в указанном реестре, определяется Минфином России (п. 8 ст. 84 НК РФ).

Реестр содержит все сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ, а также сведения, зафиксированные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет являются налоговой тайной (п. 9 ст. 84 НК РФ).

Исключение составляют сведения (п. 1 ст. 102 НК РФ):
– разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
– об ИНН;
– о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
– о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

Иную информацию о налогоплательщиках налоговые органы предоставлять не вправе.

В связи с этим объем сведений, который может быть предоставлен из ЕГРН, напрямую зависит от того, кто обратился за такими сведениями. Так, получить сведения в полном объеме организация, физическое лицо могут только в отношении себя.

Заметим, что пп. 7 п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому сведения о применении налогоплательщиками специальных налоговых режимов перестали быть налоговой тайной, вступил в силу только с 01.01.2014 (п. 6 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Порядок предоставления выписок из ЕГРН в настоящее время осуществляется в соответствии с Правилами ведения ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 (далее – Правила).

Приказом Минфина России от 30.09.2010 № 116н утверждён новый порядок ведения ЕГРН, но он пока еще не действует. Вступление его в силу ожидается только после признания утратившими силу действующих Правил (п. 2 названного Приказа).

Обязанность по предоставлению выписок из ЕГРН возложена на налоговые органы (пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Содержащиеся в ЕГРН сведения предоставляются в виде:
– выписки из реестра;
– выписки об отсутствии запрашиваемых сведений (п. 12 Правил).

Формы выписок утверждены приказом ФНС России от 16.04.2015 № ММВ-7-14/153@. Ранее они составлялись в произвольной форме.

Выписка из ЕГРН предоставляется заинтересованному лицу на основании соответствующего запроса, составленного в произвольной форме (п. 12 Правил).

При этом на основании п. 22 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из ЕГРН, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н (далее – Регламент, должен вступить в силу после признания утратившими силу Правил (п. 2 названного приказа)), в запросе необходимо указать сведения:
1) о заявителе. Для организаций – это наименование организации, ОГРН, ИНН и КПП;
2) о запрашиваемом лице – наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, иные известные заявителю сведения (адрес места нахождения организации, адрес места жительства физического лица, ИНН);
3) о способе получения выписки (лично, по почте, в электронной форме).

Полагаем, что указанные сведения могут быть включены в произвольную форму запроса и до момента вступления в силу Регламента.

Согласно п. 24 Регламента запрос может быть представлен:

1) на бумажном носителе лично (или через представителя):
– в налоговый орган независимо от адреса места нахождения (места жительства) заявителя или лица, о котором запрашиваются сведения;
– либо через многофункциональный центр.

Запрос может быть направлен в налоговый орган и по почте;

2) в электронной форме – с использованием официального сайта Федеральной налоговой службы, через личный кабинет налогоплательщика или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в уполномоченную организацию, через которую предоставляется государственная услуга в электронной форме.

Заметим, что на данный момент, согласно п. 12 Правил порядок получения пользователями сведений, содержащихся в реестре (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется соответствующим налоговым органом. Поэтому организации необходимо выяснить порядок направления запроса, а также получения выписки из ЕГРН в налоговом органе по месту своего учета.

Сведения, запрашиваемые лицами в отношении себя, предоставляются бесплатно (п. 13 Правил). Срок предоставления выписки – не более 5 рабочих дней со дня получения запроса.

Предоставление выписки в отношении иных лиц осуществляется на платной основе. Размер платы в этом случае составляет:
– 100 рублей – за сведения об ИНН и КПП. Срок предоставления такой выписки также не должен превышать 5 рабочих дней;
– 200 рублей – за срочную выдачу указанной информации. В этом случае выписка должна быть предоставлена заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 15 Правил).

Документ, подтверждающий оплату, представляется в налоговый орган одновременно с запросом (п. 14 Правил).

Учитывая изложенное, полагаем, что организация может воспользоваться своим правом на запрос выписки из ЕГРН по контрагентам, в отношении которых возникают сомнения. В запросе необходимо указать, что среди иных запрашиваемых сведений организации необходимы данные о применении контрагентом специальных режимов налогообложения, поскольку с 2014 года такие сведения не являются налоговой тайной (дополнительно смотрите п. 18 Регламента). Полагаем, что стоимость услуги по выдаче такой выписки, если она не требуется срочно, будет составлять 100 руб. Однако предлагаем организации все же предварительно уточнить этот вопрос в налоговом органе.

Если контрагент применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) или же патентную систему налогообложения (применяют индивидуальные предприниматели), то такие контрагенты не признаются плательщиками НДС (п.п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Ответ подготовил: Вахромова Наталья, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Основные аспекты работы с НДС и без НДС – формулы и правила расчета

Работа с НДС и без НДС — именно об этом начинают задумываться новички, когда открывают свой бизнес. Учитывая, что выбрать одно из двух их обязывает законодательство, это становится неизбежным. С одной стороны это очень выгодно, с другой же совсем нет.

Что собой представляет НДС

НДС — это налог на добавленную стоимость товара. Он изымается в государственный бюджет и необходим для всех предприятий, что занимаются реализацией услуг и товаров, будучи при этом юридическими лицами.

Если говорить проще, то налог представляет собой разницу, которая заключается между выручкой от общей реализации продукта и тех издержек, что были направлены на сырье. Зачастую оно приобретается от сторонних производителей. Однако даже при этом некоторые сферы деятельности могут не облагаться НДС. И это несмотря на то, что вся сумма взимается задолго до реализации самого товара.

Появление налога

Показатель является эволюционной версией налога с продаж, что использовался несколько десятилетий назад. Основная его проблема в то время заключалась в том, что взимание налога производилось с выручки. Это доставляло массу проблем, включая отсутствие нормальной отчетности и изначальное базирование на той самой выручке, а не действительной прибыли. При любых объемах производства и реализации подобное значительно снизило чистую прибыль для предпринимателя, который фактически работал на самоокупаемости.

Отметим, что налог на добавленную стоимость всегда относился к категории косвенных налогов. Для них, как правило, применима только фискальная функция, а появление полностью спровоцировано необходимостью государства повысить основной бюджет.

Первый адаптированный и универсальный вариант НДС получил широкое распространение с 1957 года. Причиной тому стало подписание в Риме договора ЕЭС, в условия которого входила обязательная гармонизация всеми странами своих налогов с целью создания сбалансированного общего рынка. И уже в 1967 году налог стал официальным косвенным налогом, введение которого в каждую систему стал обязателен вплоть до 1972 года. Официальное же закрепление этого налога было осуществлено в 1977 году, а последние критические корректировки внесены в 1991.

На территории России он появился в 1992 году. Это произошло сразу после распада СССР и переработка десятой директивой основных положений об уплате показателя.

С 1 января 2019 года его значение достигло 20%.

Однако все медицинские препараты, а также ряд позиций продуктов питания и детской продукции могут облагаться НДС в размере 10%. В случае же с экспортируемыми товарами, показатель как таковой отсутствует вовсе, так как его ставка равна 0%.

Определение на видео:

Основные лица, уплачивающие налог

Если классифицировать все субъекты, что обязаны уплачивать НДС, то в их число войдут:

  1. Индивидуальные предприниматели, которые производят сделки, облагаемые налогом.
  2. Юридические лица, что также проводят сделки, где присутствует налог.
  3. Физические лица, но только в случаях, когда перевозят товар через границу РФ.

Ставка для всех одинаковая — 20%.

Допускается ли работа без уплаты НДС

Законодательство также допускает осуществлять реализацию продукции без уплаты налога. Однако это право получают только те предприниматели и общества, что работают по упрощенной системе налогообложения.

Оформлением УСН с целью избавления уплаты НДС зачастую занимаются либо ООО, либо ИП.

Лучше с ним или без него

И, как могло бы показаться на первый взгляд, работать без упомянутого налога в разы выгоднее, чем с ним. Не нужно выплачивать 20% государству, а, следовательно, можно снизить стоимость товара и привлечь больше клиентов. Однако не все так просто, так как в первую очередь стоит отталкиваться от производимого товара, а также наличия или отсутствия экспорта.

Преимущества

Итак, вот какие плюсы получает предприниматель, когда использует НДС:

  1. Возможность вычета и возмещения налога. Однако сделать это допускается только в той сумме, что была уже оплачена поставщику материалов. В итоге подобное является преимуществом лишь в тех обстоятельствах, когда стоимость поставщика с НДС станет ниже, чем без него. И хотя происходит это крайне редко, исключать подобное не стоит.
  2. Возможность привлечь серьезных контрагентов. Они зачастую являются теми, кто уплачивает этот налог. А если учитывать, что с предпринимателями без НДС они не сотрудничают, это дает стратегическое преимущество.

На этом основные плюсы работы с НДС заканчиваются. И хоть они не представляют краткосрочной финансовой выгоды, их основная цель — дать преимущество на долгосрочной дистанции.

Недостатки

Минусов работы с этим налогом несколько больше, чем плюсов. В число таковых входит:

  1. Обязанность уплачивать 20% налог. И хотя он входит в итоговую стоимость товара, а сам налог оплачивает покупатель, его наличие зачастую снижает клиентскую базу.
  2. НДС достаточно сложен в рамках документооборота, что накладывает дополнительные сложности при ведении бухгалтерского учета. Отделам требуется вести регистры, регулярно сдавать декларации и производить проверку дополнительных объектов.
  3. Покупка, будучи на упрощенной системе обложения, у поставщиков, кто уплачивает НДС. Таким образом вычет произвести не получится даже с учетом того, что будет использован счет-фактура.

Как итог, работа с НДС идеальна для крупных предприятий. Это позволяет получить больше партнеров, которые уже имеют огромные ресурсы для того, чтобы НДС не был для них проблемой. Помехой же этот налог является только при наложении его на небольшие предприятия.

Расчет НДС

Первое, что требуется сделать во время расчетов, — определить налоговую базу. Она представляет собой сумму всех полученных в рамках расчетного периода средств. Ее объем определяется с помощью ст. 154 НК РФ. После этого производится расчет начисленного налога.

Нужно помнить о том, что при наличии продукции, которая облагается разными ставками, расчет НДС производится обособленно по каждой категории.

Формулы расчета

Методов расчета всего два (см. таблицу 1).

Показатель

Формула

Определение налоговой базы (Y)

Y = цена реализованных товаров + авансы

Сумма ставки НДС (X)

X = налоговая база * процент налоговой ставки

Использовать стоит либо тот, который нравится больше всего, либо тот, что приемлем под конкретную область.

Плюсы и минусы налога на видео:

Этапы налога

Сумма налога полностью выплачивается потребителем, хотя изначально может показаться иначе, ведь напрямую оплату производит предприниматель. И чтобы лучше понять то, как это происходит, рассмотрим этапы выплаты НДС:

  1. Изначально производится заказ материала, который необходим для создания товара. Предприниматель оплачивает полную стоимость сырья, на которую впоследствии будет наложен НДС.
  2. Затем сырье используется, создается товар и настает время определения цены итогового продукта. Учитывается себестоимость товара, производственные издержки, операционные расходы, реклама и т.д. Полная сумма НДС учитывается также, однако она отправляется в статью «налоговый кредит».
  3. Назначается цена, продукция выставляется на продажу. В итоговую стоимость уже входят все затраты на производство, включая наценку за бренд и другие аспекты для получения прибыли.
  4. Товар продается, предприниматель получает деньги. Из этой суммы он автоматически вычитает 20%, которые отправляются государству.

Именно столь большой процент НДС отвечает за подорожание всех товаров на внутреннем рынке. Ведь нужно учитывать, что 20% отправляются государству, а не организации. Следовательно, еще порядка 10-30% от проданной продукции составляют чистую прибыль.

Сдача отчета

Декларация по НДС должна формироваться за каждый квартальный период. Это если говорить о тех случаях, когда применяется ОСНО.

Если во время заполнения основных разделов в них выходит значение «0», то именно его и нужно указать в документах. Оставлять это поле пустым недопустимо.

Подача производится в электронном виде. Законодательство четко устанавливает правила касательно этого, не допуская сдачу в иной форме. За несоблюдение установленного следует штраф — подробнее в ст. 119 НК РФ.

Учитывать стоит и то, что НДС является именно тем налогом, в котором сумма к уплате равна той, что может быть возмещена предпринимателю из бюджета. Зачастую это происходит у экспортеров. Указание этой суммы, как правило, провоцирует проверку со стороны ИФНС и ряда пояснений касательно тех сведений, что были указаны в декларации.

И если экспортеры встречаются с подобным всегда, то предпринимателям на внутреннем рынке рекомендуется заранее позаботиться о законном изменении объема вычета.

Заполнение декларации на видео:

Можно ли освободиться от уплаты

Налоговый кодекс позволяет освободиться от уплаты НДС, если финансовые операции проводятся в рамках РФ. Это лишь особенные положения, которые не представляют собой то же самое освобождение, что предоставляется субъектам при переходе на УСН.

Те, кто освобожден от налога:

  • не обязан его платить на внутреннем рынке
  • имеет право не сдавать отчетность по НДС
  • игнорирует ведение книги покупок
  • выставляет счета своим покупателям без учета 20% НДС

Применение НДС в предпринимательстве оправдано с точки зрения экономики и формирования государственного бюджета. Более того, он является улучшенной версией налога на прибыль, что был в РФ до него. Тем не менее, для небольших компаний это по-прежнему тяжелая ноша. И зачастую именно эти 20% могут существенно урезать поток клиентов.

Белый список плательщиков НДС

1 сентября 2019 года в Польше введен так называемый «белый список». налогоплательщиков, с помощью которого каждый может проверить даные своего контрагента через поисковую систему Министерства финансов или с помощью API.

Законом, регулирующим это, является исправленная редакция Закона о налоге на товары и услуги. В одном месте вы найдете всю информацию, которая ранее была разбросана по разным регистрам.

Даные контрагента можно получить используя:

  • название компании и ФИО ее основателей,

  • номер счета компании,

  • номер NIP,

  • номер REGON.

Даные, которые можно получить в «белом списке»:

  • Название компании и ФИО ее основателя,

  • NIP,

  • REGON,

  • номер KRS,

  • юридический адрес,

  • ФИО представителей компании,

  • дату регистрации компании, информацию о возможных случаях отказа в регистрации, удаления из регистров плательщика НДС и восстановления регистрации в качестве плательщика НДС.

  • номера банковских счетов компании,

  • являеться ли компания плательщиком/не плательщиков НДС.

«Белый список» налогоплательщиков имеет три функции:

  • возможность проверки даных контрагента (все даные в «белом списке» беруться непосредственно из CEiDG).

  • возможность проверки не является ли контрагент так называемым «исчезающим плательщиком НДС» — лицом, которое использует налоговые механизмы, чтобы избежать уплаты взносов.

  • возможность регистрации банковских счетов для осуществления переводов только на счета, указанные вами или подрядчиком в «белом списке» плательщиков НДС.

Обратите внимание, что 01 января 2020 г. все польские компании при осуществлении платежей на сумму от 15 000 злотых, должны платить на банковский счет из «белого списка».

Если банковский счет контрагента отсутствует в «белом списке» налогоплательщиков, эти расходы не будут учитываться для уменьшение налога на прибыль. Если оплата осуществлялась на счет, который не указан в «белом списке», налогоплательщик обязан в течение 3 дней проинформировать налоговую инспекцию о такой сделке. При сумму транзакции ниже 15 000 злотых брутто, нет необходимости проверять банковский счет в «белом списке» налогоплательщиков.

Как узнать фирма с ндс или без

Является ли фирма плательщиком НДС зависит от системы налогообложения, прописанной в учетной политике организации.Если вы на общей системе налогообложения (ОСНО), то являетесь плательщиком НДС.Если вы перешли на упрощенную систему налогообложения (УСН) или платите Единый налог на вмененный доход — то НДС вы не платите.

Переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер, т.е.Вы должны написать заявление о переходе на УСН в налоговую инспекцию. ЕНВД облагаются не все, а только некоторые виды деятельности (например, розничная торговля или оказание бытовых услуг населению). Работа с налогом на добавленную стоимость кажется некоторым бизнесменам менее выгодной, чем работа на упрощенной системе, без НДС.

Во-первых, не нужно платить налог, во-вторых не нужно вести его учет и сдавать отчеты.Однако в каждом из двух вариантов есть как свои преимущества, так и недостатки.Налоговый кодекс РФ предоставляет предпринимателям и организациям возможность выбора в таком важном вопросе, как работа с НДС и без НДС.

Выбирая упрощенную систему налогообложения, бизнесмен, по сути, отказывается от НДС, порой не задумываясь о том, какую выгоду можно извлечь, будучи плательщиком этого налога.

А ведь зачастую именно отсутствие выделенного НДС в счетах-фактурах некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей закрывает им путь к многим выгодным сделкам.Поскольку сами плательщики НДС хотят работать только с такими же плательщиками.И когда заходит речь о проблемах малого бизнеса, большинство из них связано именно с основным камнем преткновения — НДС.Постараемся беспристрастно рассмотреть на примере среднестатистического ООО без НДС все плюсы и минусы каждого варианта.Организация имеет право не платить НДС в двух случаях: Первый вариант является добровольным, то есть работать ООО без НДС может по своему желанию, а вот на упрощенных режимах НДС нет в силу норм Налогового кодекса.При этом, освобождение от уплаты НДС не относится к операциям по внешнеэкономической деятельности, а именно по ввозу товаров на территорию России.Не освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость также операции по реализации подакцизных товаров.

Если себестоимость услуги можно ли ее перепродать на осн без ндс

Кроме того, организация может выступать в роли налогового агента по отношению к другим плательщикам НДС.Работа с НДС и без НДС, в первую очередь, зависит от вида деятельности налогоплательщика.Очевидно, что при продаже товаров в розницу, бизнесмен может закупать их у других предпринимателей или организаций на льготных режимах налогообложения, и тогда ему не принципиально, будут ли его счета-фактуры содержать выделенный налог.Образец счета без НДС может огорчить оптовых покупателей, поскольку именно им важно иметь входящий налог для получения вычета.

Если организация на общей системе налогообложения приняла решение работать без НДС, то она должна собрать и представить в орган ФНС все документы, которые необходимы для получения освобождения от уплаты НДС.В их число входят: уведомление установленного образца об использовании права на освобождение от уплаты НДС; выписка из бухгалтерского баланса (для организаций на ОСН и организаций, которые перешли с ЕСХН на ОСН); выписка из книги продаж, копии журнала полученных и выставленных счетов-фактур за прошлый отчетный период (для организаций на ОСН); выписка из КУДи Р (при переходе с УСН на ОСН).Предоставить все документы в ФНС необходимо не позднее 20 числа месяца, начиная с которого организация хочет работать без НДС.

При этом налоговая инспекция не присылает в ответ никакого решения, так как такое освобождение, в силу НК РФ, носит не разрешительный, а уведомительный характер.Главный минус, который отпугивает большинство бизнесменов от работы с НДС, — необходимость платить этот налог.

Организации, работающие на ОСН с НДС, имеют дело с более квалифицированными и придирчивыми проверяющими из налоговых органов.

Это связано с тем, что НДС таит много подводных камней, и любая обнаруженная ошибка налогоплательщика может привести к многотысячным штрафам и суммам неустойки.Тогда как плательщики налогов на льготных режимах избавлены от возможности допущения подобных ошибок самими принципами применяемого режима налогообложения.Многие крупные предприятия предпочитают работать только с контрагентами на НДС.

Поэтому у организаций, работающих без НДС, больше риск получить отказ от потенциального клиента или поставщика.Поэтому не являясь плательщиком НДС, приходится думать о том, как повысить свою конкурентную привлекательность.

Это значит, что неплательщикам НДС необходимо искать и рекламировать свои преимущества, которые могут сделать выгодным сотрудничество с ними.Основной плюс от работы с НДС — это, несомненно, возможность принять налог по всем приобретенным товарам или услугам к вычету.Несмотря на то, что НДС можно возместить только в той сумме, которую уплатили в цене товара своему поставщику, такая возможность реально позволяет сэкономить.

При этом если покупателю на ОСН был отпущен товар без НДС (например, выставлен образец счета без НДС), то он его возместить не сможет.В некоторых случаях НДС должен платить не сам налогоплательщик, а другая организация.

Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики” как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Там же отмечалось, что, по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 12.10.2006 № 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды” (далее – Постановление № 53) разъяснил, что при разрешении налоговых споров суды должны исходить из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.

Это могут быть следующие критерии:

  • Недавняя регистрация фирмы.
  • Фирма проходит процедуру банкротства или ликвидации.
  • В состав руководителей входят дисквалифицированные лица.
  • Контрагент является ответчиком в деле о взыскании долга.
  • В отношении фирмы ведутся исполнительные производства.
  • Не обнаружено, что компания вообще ведет какую-либо деятельность.
  • Негативные финансовые показатели с тенденцией к ухудшению.

К СВЕДЕНИЮ! Если контрагент получит негативную оценку сразу по ряду критериев, имеет смысл отказаться от заключения контрактов с ним. Система отличается целым рядом преимуществ. Она обеспечивает отслеживание динамики оценки, быстрое получение всех сведений.

Как узнать компания с ндс или без

Необходимость проверки плательщиков НДС обычно возникает у их контрагентов. Если поставщик признан недобросовестным плательщиком налогов, фирме отказывают в вычете или возмещении НДС.

Перед сотрудничеством с новым контрагентом нужно проверить его благонадежность. В первую очередь нужно удостовериться в том, что потенциальный партнер не является фирмой-однодневкой.

Закон не обязывает фирму осуществлять проверку. Это право каждой компании, а не обязанность. Однако нужно учитывать, что накладная, предоставленная поставщиком, признается недействительной в том случае, если он лишен свидетельства налогоплательщика.

Как узнать фирма с ндс или без ндс

Она обеспечивает автоматизацию сверки сведений по выставленным и полученным счетам-фактурам. Система позволяет проверить достоверность предоставленных сведений, наличие ошибок, расхождений.
Однако для пользования сервисом в нем нужно регистрироваться не только самой фирме, но и ее контрагенту.

Игнорирование необходимости проверки контрагента приводит к этим негативным последствиям:

  • Убыток, связанный с отказом в вычете НДС.
  • Убытки, связанные с тем, что заказчик не может исполнить взятые на себя обязательства.
  • Повышенное внимание со стороны налоговой.

Для углубленной проверки плательщиков НДС можно обратиться в специализированные фирмы. Однако в большинстве случаев в этом нет необходимости.

В статье 150 НК РФ перечислены редкие исключения из этого правила.

Нет, физические лица в большинстве случаев не являются плательщиками НДС.

В силу статьи 143 НК РФ такая обязанность возникает у них только в том случае, когда они ввозят через границу Таможенного союза партии товара, подлежащего реализации на территории РФ. Но и в этом случае они чаще всего должны иметь статус индивидуального предпринимателя.

Что касается физических лиц, которые регулярно осуществляют экономическую деятельность без регистрации ИП или юридического лица, то они могут быть привлечены к уплате налога по решению ФНС.

  • Подтверждающие справки (в них, как правило, говорится о наличии или же отсутствии в данных реестра запрашиваемой информации об организации);
  • Вся документация, которая подается юридическим лицом в процессе его регистрации в данном реестре;
  • Различные выписки, которые затребованы в данный момент налоговой инспекцией.

При разработке и последующей вступление в силу нового налогового кодекса Российской Федерации, налоговая инстанция предала огласке несколько рекомендаций.

В них отображаются правила, которые упорядочивают процесс, который является необходимым для регистрации любого юридического лица в роли плательщика НДС за свою выпускаемую продукцию или же предоставляемую услугу.

При этом стоит отметить, что процедура регистрации организации, а также ее аннулирование как налогового плательщика должна быть освещена определенным положением.

Как узнать фирма работает с ндс или без ндс

В десятидневный срок поданные сведения проверяются налоговой службой.

По результатам проверки контрольная служба может подтвердить либо не подтвердить законность освобождения плательщика от обязанности. Кроме этого, уполномоченная инстанция может продлить срок не отчисления или отказать заявителю в этом.

В случае выявления факта превышения указанной выше суммы выручки за период освобождения, субъект теряет право на льготу.

Таким образом, физлицо или компания является плательщиком НДС с первого числа того месяца, в котором установлено нарушение, до окончания срока не отчисления.

Вместе с этим с субъекта будут взысканы суммы пеней и налоговых санкций.

Как узнать, является ли плательщиком НДС тот или иной субъект? Для упорядочения сведений был сформирован специальный госреестр.

Но у контрагента можно запросить другие документы у контрагента, официально указывающие на его статус плательщика НДС.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • копия последней сданной декларации по НДС/ее титульного листа с отметкой Налоговой инспекции о ее принятии;
  • копия Книги продаж (далеко не все партнеры готовы предоставить этот документ и рассекречивать список своих партнеров и обороты);
  • регистрационные документы (в том числе, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП).

Также можно попросить у потенциального партнера письмо на ее фирменном бланке о применяемой системе налогообложения.

Как узнать фирма с ндс или нет

Стоит убедиться в том, что фирма не является однодневкой и не создавалась для обналичивания денежных средств, ведет реальную хозяйственную деятельность и платит налоги в государственную казну.

Налоговое законодательство напрямую не обязывает компании проверять контрагентов-плательщиков НДС. Однако налоговая накладная, выданная поставщиком после лишения свидетельства плательщика налога, будет считаться недействительной.
У покупателя не окажется права на вычет входного НДС.

Как узнать фирма работает с ндс или нет

Сайт ФНС предоставляет два удобных сервиса, позволяющих убедиться в добропорядочности контрагента:

Как узнать компания с ндс или без ндс

Система позволяет получить сведения о компании на основании предоставленных данных: ее ИНН, ОГРН или полного наименования. Результат выдачи позволяет узнать, существует ли указанная фирма в принципе, кто является ее собственниками и генеральным директором, какими видами экономической деятельность она занимается.

Он показывает, не дисквалифицировано ли конкретное лицо от управленческих должностей.