Подразделение организации

Содержание

Обособленное подразделение юридического лица — это…

Структурное территориально обособленное подразделение организации

Правовое положение выделенных частей фирмы в предпринимательстве и трудовых отношениях

Виды обособленных подразделений по ГК и НК РФ

Что значит признание обособленного подразделения таковым для целей налогового учета

Порядок создания обособленного подразделения

Образец положения об обособленном подразделении ООО, АО

Отчетность обособленных подразделений в 2020 году

Структурное территориально обособленное подразделение организации

В рамках деятельности организации часть ее функционала может передаваться структурным подразделениям. При этом важно соблюсти грань между выделением части компании в качестве нового юридического лица и территориально-организационным перемещением подразделения, которое останется составной частью фирмы.

Одно из отличий между такими действиями заключается в сведениях, которые вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ): о создании фирмы в порядке реорганизации вносится новая запись, а об обособленном подразделении налоговые органы вносят пометки в строки, отведенные для информации о головной организации.

Из этого очевидно подчиненное положение подразделений. Оно подчеркивается и законом. В ст. 55 ГК РФ указано, что обособленные подразделения — это не юридические лица, хотя им и присущ ряд индивидуализирующих признаков.

Перечень обязательных признаков короткий:

  • административное обособление, выраженное в наличии у выделенной части компании собственного руководства, действующего в соответствии с предписанием ст. 55 ГК РФ на основании доверенности;
  • территориальное обособление, по которому юридический адрес выделенного отделения фирмы отличается от адреса исполнительного органа юридического лица.

По внутреннему решению часть компании может наделяться и иными обособляющими признаками. К примеру, такими признаками могут стать:

  • отдельный баланс;
  • собственный лицевой счет;
  • личное начисление выплат работникам и иным лицам.

Правовое положение выделенных частей фирмы в предпринимательстве и трудовых отношениях

Правовое положение обособленного подразделения вытекает его зависимого статуса:

  1. Права выделенной части фирмы существенно ограничены по сравнению с функционалом головной организации.
    Например, обособленные подразделения вправе подавать исковые заявления в суд только в том случае, если действуют от имени организации. Обособленные подразделения не признаются надлежащим ответчиком, хотя ст. 29 ГПК РФ и допускает предъявление иска в суд по месту их расположения.
  2. Деятельность обособленных подразделений — это та же работа, которую компания выполняет в соответствии с присвоенными ей кодами видов экономической деятельности, а также деятельность сотрудников (секретарей, юристов, бухгалтеров и т. д.) по созданию условий для совершения такой работы либо только часть такой деятельности. Предоставление обособленным подразделениям полномочий по выполнению установленных видов деятельности осуществляется юридическим лицом.
  3. Обособленные подразделения — это посредники в трудовых правоотношениях, а не их стороны. Выделенная часть компании не наделена правоспособностью юридического лица, а потому обособленные подразделения не могут выступать работодателями.

Если трудящийся направляется для ведения трудовой деятельности в обособленное подразделение, то это квалифицируется как направление в командировку (см. Положение об особенностях направления в командировки, утв. Постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749).

Виды обособленных подразделений по ГК и НК РФ

Гражданский кодекс (ст. 55) и законы об отдельных видах юридических лиц признают существование 2 видов обособленных подразделений:

  1. Филиал компании — это обособленное подразделение, созданное для выполнения деятельности организации вне места ее расположения, функций представительства или только части из указанных функций в зависимости от переданного фирмой объема правомочий.
  2. Представительство фирмы — это обособленное подразделение, выделенное для защиты и представления интересов компании. Представительства особенно распространены в организациях, действующих в нескольких странах.

Налоговый кодекс (ст. 11) признает обособленными подразделениями любые территориально отделенные части юридических лиц, если в них есть стационарные рабочие места. Место работы по ст. 209 ТК РФ представляет собой место, где работник осуществляет свои трудовые обязанности или в котором ему необходимо находиться, чтобы выполнять работу. Место работы должно контролироваться нанимателем.

Рабочее место является стационарным, если оно создано более чем на месячный срок. Последнее требование связано со сроком постановки обособленного подразделения на налоговый учет. В соответствии со ст. 23 НК РФ юридическое лицо уведомляет налоговые органы о выделении филиалов или представительств в месячный срок с момента их создания. Если рабочее место создано на более короткий срок, то не имеет смысла осуществлять его налоговый учет в качестве обособленного подразделения. Если же оно создано на период больше месяца, то налоговая служба признает его обособленным подразделением.

Что значит признание обособленного подразделения таковым для целей налогового учета

Несмотря на то что в соответствии с указанием ст. 11 НК РФ территориально отграниченная часть компании с созданным на месяц и более рабочим местом признается обособленным подразделением, его правоспособность отличается от прав и обязанностей филиала или представительства.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Выделенная часть компании, признанная таковой в целях налогообложения, обычно не имеет административного аппарата управления, собственного имущества и средств, не может самостоятельно осуществлять полномочия компании или защищать ее интересы. Причина этого заключается в цели признания органами ФНС подразделением компании территорий с наличествующими рабочими местами.

Как сказано в ст. 11 НК РФ, признание обособленного подразделения таковым производится с целью исполнения законодательства о налогах и сборах.

Например, если организация осуществляет разработку недр на Дальнем Востоке, а ее исполнительный орган расположен в Центральной России, то платить налоги по месту нахождения юридического лица нецелесообразно для осуществления налогового контроля, а также по иным причинам. По ст. 335 НК РФ компания встает на учет по месту добычи ископаемых. Очевидно, что их добыча растягивается больше чем на месяц, а рабочим местом сотрудников будет шахта, карьер и т. д. Тогда для целей уплаты налога на добычу полезных ископаемых налоговые органы могут признать наличие у компании обособленного подразделения.

Порядок создания обособленного подразделения

В отличие от обособленных подразделений, которые приобретают такой статус по указанию налогового органа, филиалы и представительства создаются по более сложной процедуре. Выделяют следующие этапы:

  1. Принятие по установленной законом или внутренними актами компании процедуре решения о выделении части фирмы.

Например, законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ определена следующая процедура принятия решения:

  • вынесение вопроса на рассмотрение Общего собрания дольщиков за 30 дней до его созыва;
  • рассмотрение вопроса;
  • согласие 2/3 участников собрания с открытием обособленного подразделения.

В ст. 65 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ сказано, что создание филиалов и представительств может относиться к компетенции совета директоров, если это предусмотрено уставом общества.

  1. Принятие локального акта, регламентирующего работу обособленного подразделения компании. Обычно это положение о филиале/представительстве.
  2. Назначение приказом руководителя головной организации руководства обособленного подразделения. Обычно одновременно оформляется доверенность на имя начальника подразделения, поскольку без нее руководитель не сможет управлять отделением фирмы (ст. 55 ГК РФ).
  3. Подача в ФНС заявления по форме Р14001, утв. приказом ФНС «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, о внесении в ЕГРЮЛ сведений о подразделении. Как указано в письме департамента налоговой политики Минфина РФ от 16.12.2009 № 03-02-07/1-541, обособленное подразделение юридического лица считается созданным с момента внесения дополнений в государственный реестр.
  4. Подача в ФНС бланка С-09-3-1, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ в течение месяца после выделения части организации. Это делается для постановки обособленного подразделения на учет в налоговой службе.

Образец положения об обособленном подразделении ООО, АО

Бланк Положения об обособленном

подразделении ОАО

В ст. 5 закона № 14-ФЗ определено, что ООО действует на основании утвержденного головной фирмой положения. Обычно ситуация обстоит аналогично и с иными юридическими лицами (см. ст. 91 закона № 208-ФЗ и т. д.).

Содержание положения определяется исключительно самой организацией. Исходя из сложившейся практики, оно включает разделы:

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • общие положения как совокупность информации о головной организации и выделяемой части, как-то: наименования, адреса и т. д.;
  • цель создания, к примеру обеспечение соблюдения интересов юридического лица;
  • правовой статус как объединение прав, обязанностей и ответственности;
  • порядок контроля, осуществляемого головным офисом;
  • данные о порядке управления, компетенции руководства;
  • участие в трудовых отношениях;
  • порядок расформирования подразделения;
  • иные положения по мере необходимости.

Отчетность обособленных подразделений в 2020 году

Одним из проявлений контроля над филиалами и представительствами со стороны юридического лица и государственных органов является проверка отчетности.

Для внешней отчетности обособленное подразделение юридического лица в 2020 году ежемесячно предоставляет документы:

  1. Налоговые декларации, если на подразделение наложена обязанность:
    • уплачивать транспортный налог и налог на имущество организации;
    • перечислять удержанный с заработка сотрудников налог на их доходы.
  2. Форму по КНД 1151111, утв. Приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@, об уплате страховых взносов в ФНС.
  3. Бланк 4-ФСС, утв. приказом ФСС от 26.09.2016 № 381, для отчета перед Фондом социального страхования о выплате взносов на страхование риска профессиональных травм.
  4. Формуляр СЗВ-М, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п, для информирования Пенсионного фонда о взносах на пенсионное страхование работников.
  5. Другие документы.

Внутренняя отчетность определяется в соответствии с указанием головной компании. Она включает передачу бухгалтерской документации, сведений о выполнении планов и т. д., что значит для обособленного подразделения организации появление необходимости составлять дополнительные отчеты в установленных в организации формах.

***

Подытожим. Обособленное структурное подразделение юридического лица — это часть фирмы, которая отделена территориально и административно с целью осуществления деятельности, аналогичной направлению работы головной компании, а при необходимости также представления ее интересов.

Помимо выделяемых в гражданском праве филиалов и представительств как видов обособленных подразделений, налоговые органы для исполнения НК РФ и иных актов о налогообложении могут признавать обособленными подразделениями территориально выделенные части юридического лица, если в них оборудованы стационарные рабочие места.

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Бизнес».

Rate this post

Бизнес стремится к увеличению прибыли – это факт. Создание новых производств, освоение новых рынков сбыта, налаживание тесных взаимоотношений с контрагентами и потребителями возможно за счет территориального расширения юридических лиц (ЮЛ) путем создания их обособленных подразделений (ОП) на местах. Государство заинтересовано в развитии бизнеса в целях получения налоговых отчислений в бюджет и обеспечения привлекательных условий для внешних инвесторов для своего развития. Поэтому процедура создания ОП, установленная законодательством, не является сложной и постепенно все более упрощается.

Давайте ответим на 10 самых популярных вопросов по теме обособленных подразделений.

1. Что такое обособленное подразделение (ОП) простыми словами

Некоторые юридические лица имеют богатый опыт создания обособленных подразделений. У них они растут как грибы после дождя. Пример – банки, крупные торговые сети. Другие же ЮЛ только начинают расширяться, и у их руководства возникает масса вопросов, которые можно свести к одному сакраментальному: что нужно делать?

Чтобы правильно на него ответить с учетом всех нюансов, прежде всего надо четко уяснить, что такое ОП.

ОП – это любое подразделение ЮЛ, для которого одновременно выполнены следующие условия:

  1. Территориальная обособленность от ЮЛ.
  2. Создание в подразделении мест для работы на срок более месяца.
  3. Назначение людей на эти места в соответствии с ТК РФ.

ОП возникает в тот момент, когда начинают одновременно выполняться все три условия. Если хотя бы одно условие не выполнено, ОП не существует.

2. Что такое территориальная обособленность

Коварный вопрос, который кажется простым лишь на первый взгляд. Проблема в том, что законодатель за всю историю современной России так и не дал на него однозначного ответа. Этот факт порождает благоприятные условия для творческих толкований как со стороны ЮЛ, так и со стороны контролирующих органов. И, разумеется, возникает судебная практика.

В период с 2001 по 2013 годы суды при принятии решений руководствовались Постановлением Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. №5. Один из выводов постановления состоит в том, что ЮЛ не может быть оштрафовано, если оно повторно не встало на учет в одном и том же налоговом органе. Можно сколь угодно долго углубляться в юридические тонкости, но вывод для конечного исполнителя следующий: если нет штрафов за что-то, то нет смысла это выполнять. Отсюда вытекает соответствующая позиция.

Позиция 1. Территориальная обособленность существует, если ЮЛ и его подразделение состоят на учете в разных ИФНС.

В 2013 году ситуация изменилась. Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, в котором данная тема вообще не рассматривалась. И вновь возник правовой вакуум, который позволил возобладать альтернативной позиции.

Позиция 2. Территориальная обособленность существует при несовпадении адресов ЮЛ и его подразделения. Это означает, что если ЮЛ и его подразделение находятся хотя бы в соседних зданиях, то они территориально обособлены.

Этой точки зрения в настоящее время твердо и последовательно придерживаются Минфин и руководство ФНС.

Поэтому на вопрос 1 ответ следующий:

  • Если руководство ЮЛ хочет гарантированно избежать штрафов, то следует занять позицию 2;
  • Если руководство ЮЛ хочет потренироваться в судебных разбирательствах против государственных контролирующих органов, то оно может занять позицию 1.

3. Виды обособленных подразделений

В ГК РФ упоминаются два вида ОП:

  • Представительство – это ОП, созданное для представления интересов ЮЛ и их защиты.
  • Филиал – это ОП, выполняющее все или часть функций ЮЛ, в том числе представительские.

С точки зрения НК РФ понятие ОП шире и включает в себя все подразделения организаций, удовлетворяющие условиям возникновения ОП.

Некоторые доморощенные эксперты усматривают в этом противоречие между кодексами и пускаются в пространные рассуждения по данному вопросу. Эти рассуждения по большей части относятся к области юридического бреда. Никакого противоречия нет. В ГК РФ нигде не упоминается о том, что не может существовать иных ОП, кроме филиалов и представительств. Поэтому в соответствии с действующим законодательством, существуют следующие виды ОП:

  • Представительства;
  • Филиалы;
  • Все остальные. Это могут быть офисы, магазины, склады, производственные цеха, ремонтные мастерские и любые другие подразделения, имеющие признаки ОП.

4. Надо ли регистрировать ОП

Под регистрацией понимается внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Если речь идет о простых ОП: магазинах, складах, офисах и тому подобных, то нет, не надо. Но обязательно нужно в месячный срок сообщить ИФНС по месту нахождения ЮЛ о создании ОП по форме С-09-3-1.

Создание филиалов и представительств предусматривает внесение сведений о них в ЕГРЮЛ, поэтому они подлежат регистрации.

5. Что будет, если своевременно не уведомить налоговые органы о создании ОП?

За несвоевременное уведомление о создании ОП налоговики могут наложить штраф:

  • На организацию – до 200 рублей;
  • На руководителя организации – от 300 до 500 рублей.

Такие штрафные санкции не выглядят обременительными, но это не повод для расслабления. Жизнь способна преподносить неожиданные сюрпризы. Если налоговая инспекция самостоятельно установит факт создания ОП, уведомление о котором не поступило, то она может оштрафовать организацию по п.2.ст.116 НК РФ за ведение незаконной деятельности. В этом случае суммы штрафов несоизмеримо выше:

  • Для организации – до 10% суммы доходов ОП, но не ниже 40 000 рублей;
  • Для руководителя – от 2000 до 3000 рублей.

Мотивация налоговых органов побуждает их все чаще идти этим путем, и штрафы в подобных ситуациях могут достигать миллионов рублей. Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. В некоторых случаях суды становятся на сторону налоговых органов, в других признают, что наказание за нарушение несоразмерно велико и отменяют, либо существенно снижают суммы наложенных штрафов. Чтобы обезопасить себя от судебных разбирательств и рисков финансовых потерь, руководство ЮЛ должно придерживаться осторожной позиции и вовремя сообщать налоговым органам о создании новых ОП.

В последнее время в законодательстве произошли серьезные изменения, связанные с деятельностью ОП. Руководителям и главным бухгалтерам ЮЛ требуется осмысленно и внимательно учитывать эти изменения, чтобы избежать штрафов и судебных разбирательств. При возникновении спорных ситуаций имеет смысл заблаговременно обратиться за разъяснениями в государственные органы.

6. Другие вопросы

1. С какого момента времени возникает ОП

ОП возникает независимо от документального подтверждения его создания и от предоставленных ему полномочий. Отсюда следует интересный вывод: руководство ЮЛ может и не знать о том, что у него есть ОП. Оно наивно думает, что для создания ОП необходимо издание директивных документов и (или) прохождение регистрационных процедур. Это не так. ОП в общем случае возникает как бы самопроизвольно, если одновременно выполнены условия его создания.

2. Являются ли ОП самостоятельными ЮЛ

Нет, не являются.

3. ОП могут создавать только ЮЛ или индивидуальные предприниматели (ИП) тоже?

Только юридические лица. Индивидуальные предприниматели не могут создавать обособленные подразделения. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Это вовсе не означает, что ИП не имеет права вести коммерческую деятельность на других территориях. Конечно, у него есть такое право. Более того, он может называть свои подразделения, как ему вздумается, например «Филиал ИП Петрова Н.А. в г. Магадане». Другое дело, что филиалом такое подразделение с точки зрения ГК РФ являться не будет.

  • Индивидуальный предприниматель — это физическое или юридическое лицо

4. Надо ли при создании филиала или представительства вносить изменения в устав ЮЛ?

До недавнего времени это нужно было делать. Но с 2019 года это необязательно. Внесение изменений в ЕГРЮЛ в соответствии с действующим законодательством не требует изменения устава общества.

5. Куда и в какой срок нужно подавать заявление о регистрации филиала или представительства?

В ИФНС по месту нахождения ЮЛ (не филиала или представительства!). Заявление и другие сопутствующие документы надо подать в течение 30 дней после принятия решения о создании филиала (представительства).

Обособленное подразделение организации: что это?

Бизнесмены и юрлица имеют изначально разный набор полномочий. Так, организация может иметь одно или несколько своих обособленных подразделений. А предприниматель такой возможности лишен. Это ограничение обосновано наличием ряда условий, необходимых для создания «обособки». Они закреплены в Налоговом и Гражданском кодексах РФ. Рассмотрим, что такое обособленное подразделение организации и какие признаки оно имеет.

Критерии

Иногда у организаций возникает потребность вести основную деятельность не по тому адресу, который записан в учредительных документах. Подобная ситуация может стать предпосылкой к созданию обособленного подразделения (далее также – ОП). Это предполагает появление новых обязанностей. А именно:

  • постановку на учет;
  • совершение налоговых отчислений по определенным правилам.

Также см. «Как обособленным подразделениям c 2017 года платить страховые взносы и сдавать отчетность в ИФНС».

Чтобы разобраться с тем, нужно ли открывать предприятию ОП, сначала следует понять, что значит обособленное подразделение, какие признаки у него есть. Ответ можно найти в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 11). В нем четко указано, что любое ОП наделено следующими признаками (см. таблицу).

Признак Пояснение Нюансы
Разное местоположение юрлица и обособленного подразделения Речь идет об адресе ведения деятельности и официальной регистрации организации. Если они совпадают, то и речи об обособлении подразделения идти не может. Этот признак может быть формальным: когда адреса компании и ОП почти идентичны, но различны номера домов. Получается, что офис и его «обособка» могут находиться по соседству друг с другом, но быть обособленными при этом.
Наличие мест для работы Должны быть стационарными, а не мобильными. Введено такое рабочее место должно быть на срок не меньше 1 месяца. Практика показывает, что достаточно оборудовать всего одно такое место для создания ОП.

Если подразделение не имеет перечисленных признаков, то и назвать его обособленным нельзя. Тут уже нужно разбить отдельно, чем такое подразделение в этом случае является. Но отражать его отдельно в ЕГРЮЛ точно не нужно.

Теперь понятно, что такое обособленное подразделение организации. Остановимся более подробно на рабочих местах и конкретных ситуациях.

Также см. «Обособленное подразделение у ИП: можно или нельзя?».

Рабочие места ОП

Напомним, что под рабочим местом понимают место нахождения сотрудника организации, на котором он должен вести свою деятельность. Его обязательно должен контролировать руководитель предприятия (ст. 209 ТК РФ).

Из этого признака следует, что только оборудования рабочего места недостаточно. Руководитель должен заключить трудовой договор хотя бы с одним сотрудником, который будет выполнять свои задачи по адресу ОП. Условия труда не должны препятствовать признанию того, что место работы действительно стационарно.

Если же свои функции человек выполняет на основании гражданско-правового соглашения, то речь о появлении рабочего места не идет. Эти отношения не являются трудовыми. Следовательно, и работников в обособленном подразделении нет. Значит, создание самого ОП неверно считать состоявшимся.

Таким образом, стационарное рабочее место предполагает создание особых условий для надлежащего выполнения обязанностей сотрудником организации. Наличие работника, трудящегося на этой позиции, тоже признак его наличия.

Создали или нет: возможные ситуации

Вопрос о создании ОП кажется простым для тех, кто уверен, что – это обособленное предприятие. Но лишь до момента появления спорных моментов. А они действительно могут быть. Чаще всего на практике сталкиваются со следующими вариантами (см. таблицу).

Попытка создания ОП Почему ОП не создано
Персонал оформлен по гражданско-правовым договорам ОП не открыто даже в том случае, когда исполнители выполняют свои обязанности продолжительное время и делают это в другом городе или регионе. Отсутствие трудового договора свидетельствует об отсутствии места для работы.
Использование имущества из другого региона для получения прибыли путем сдачи его в аренду и т. п. Этот факт не служит основанием для создания ОП организации
В компанию в качестве работника принят человек, выполняющий свои обязанности на дому В этом случае ОП тоже не возникает, потому что рабочее место сотрудника руководитель компании не контролирует.
Сюда же можно отнести ситуацию, когда человека отправляют в командировку. Следить за рабочим местом такого сотрудника тоже невозможно. А свои обязанности он выполняет, действуя по правилам трудового распорядка, принятым в месте прохождения командировки.

Формы ОП

Есть несколько разновидностей. Но принято считать, что обособленное предприятие (что это мы уже разобрались выше) может иметь 2 основные формы:

  1. представительство;
  2. филиал.
Критерий ОП Представительство Филиал
Для чего нужно Представляет интересы компании, занимается их непосредственной защитой в соответствии с ГК РФ и другими законами. Название этой формы ОП полностью соответствует его функционалу. Работа в новых регионах, возможность получения более достоверной информации и выстраивания на ее основе более грамотной маркетинговой политики
Главные признаки Имеет адрес, не имеющий отношения к адресу главного офиса, указанному в учредительных документах Имеет различный с головным офисом адрес (расположены обычно в разных городах или регионах).
Создается ли отдельное юрлицо Создания нового юридического лица не происходит. Представительством руководит человек, имеющий доверенность, составленную руководителем самой организации. Большее по сравнению с представительством количество полномочий не подразумевает открытия отдельной организации. Во главе стоит директор филиала, действующий на основании полученной от руководителя компании доверенности.
На основании чего ведет деятельность Руководитель представительства действует в соответствии с положением, регламентирующим работу этого обособленного подразделения. Создает такое положение головной офис. В соответствии с положением, принятым в головной организации.
Чем может заниматься (примеры) Маркетингом, разработкой рекламной стратегии и ведением деятельности, направленной на привлечение новых клиентов. Представительство может продвигать создаваемый организацией продукт или услугу в другие регионы (страны) Может частично или в полном объеме выполнять функции головного офиса. Филиал может быть наделен и функциями представительства.

У них есть общие черты и некоторые различия. Рассмотрим их более подробно.

Также см. «Отличительные черты филиала как обособленного подразделения».

Составляя доверенность на руководителя представительства или филиала, нужно помнить: действовать он будет как от лица самой организации, а не созданного ею обособленного подразделения. Вместе с тем, закон не признает новоиспеченного главу ОП руководящим органом юрлица.

Создание филиала или представительства обязывает руководителя организации внести соответствующие коррективы в ЕГРЮЛ. В выписке должны быть указаны адреса всех таких обособленных подразделений. Необходимо это для целей налогового учета.

Рассмотрев признаки филиала и представительства, руководитель бизнеса может принимать решение об открытии той или иной формы обособленного подразделения. Организация работы в обоих случаях практически одинакова. А что еще нужно будет учесть, создавая обособленное предприятие, что это изменение привнесет?

Особенности открытия

Причин для открытия обособленного подразделения множество.

ПРИМЕР

Фирма может заниматься производством какой-то продукции и продавать ее в разных регионах оптом. В этом случае может понадобиться открытие обособленных подразделений. Ведь придется арендовать помещения для хранения товара, нанимать людей, которые будут обеспечивать правильную логистику и сбыт.

Также см. «Каким должен быть приказ о создании обособленного подразделения в 2017 году».

Если рабочие позиции действуют больше 1 месяца, то юридически оформить создание ОП необходимо. Его придется регистрировать в налоговой службе России. Действовать нужно в соответствии со следующими требованиями:

  • при открытии ОП его нужно сразу же поставить на учет в ИФНС;
  • при работе в одном муниципальном районе сразу двух и более ОП нужно будет поставить на учет их все, но по месту расположения одного из них (адрес какого ОП будет указан при постановке на учет, решает руководитель организации);
  • при постановке на учет нужно брать во внимание сведения, которые закон обязывает отражать в ЕГРЮЛ (только про филиалы и представительства);
  • если ОП не имеет признаков представительства или филиала, то нужно уведомить ИФНС по месту расположения головного офиса не позднее 1 месяца с момента открытия ОП.

Также см. «Как открыть обособленное подразделение ООО: инструкция».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обособленные подразделения — кратко о самом важном

Ответы, на часто возникающие вопросы об обособленных подразделениях вы найдете в нашем материале. Что является обособленным подразделением, какие налоги уплачивают филиалы и представительства, как поставить на учет обособленное подразделение, как уплачивают налоги обособленные подразделения, ответы на эти и многие другие вопросы найдете здесь.

Что является обособленным подразделением

Гражданский кодекс (ст. 55 ГК РФ)
Обособленными подразделениями организации являются представительства и филиалы.

  • Представительства — обособленное подразделение, которое создаются для представления интересов организации и их защиты.
  • Филиал – обособленное подразделение, созданное для осуществления функций организации и представления ее интересов.

Обособленные подразделения (далее ОП) не являются самостоятельными юридическими лицами, наделяются имуществом головной организации и действуют в рамках и на основании, утвержденных руководителем головной организации, положений.
Организация, создающая ОП должна внести информацию о них в учредительные документы.

Налоговый кодекс (ст.11 НК РФ)
Согласно Налоговому кодексу к обособленным подразделениям относятся подразделения организации, соответствующие следующим характеристикам:

  • Территориальная обособленность
  • Наличие оборудованных стационарных рабочих мест

Согласно НК РФ, подразделение организации признается обособленным независимо от наличия сведений в учредительных документах.
Таким образом, налоговое законодательство содержит понятие «обособленные подразделения» (далее – ОП), не делая различий между представительством и филиалом.
При этом, не имеет значения тот факт, что устав организации не содержит сведений об обособленных подразделениях , если они созданы организацией, значит у них возникают обязательства по уплате налогов и представлении отчетности.

Что является местом нахождения обособленного подразделения

Место нахождения ОП – место, в котором головная организация осуществляет деятельность, через свое обособленнее подразделение.

Территориальная обособленность ОП

Территориально обособленным является подразделение, которое расположено на территории, отличной от территории места нахождения головной организации. Иными словами, подразделение должно быть расположено по адресу, который не указан в учредительных документах организации в качестве места нахождения. При этом Минфин в письме от 22.12.2004 №03-03-1-04/1/184 пояснил, что территориально обособленным следует считать то подразделение, которое расположено на территории, в которой налоговый контроль осуществляет другая налоговая инспекция.

Какое рабочее место считается стационарным (ст.209 ТК РФ)

Стационарным считается рабочее место, созданное на срок, более одного месяца. Оборудованным считается место, в котором созданы все условия, для того, чтобы работник мог исполнять свои трудовые обязанности.
При этом место, в котором работает сотрудник, должно быть под контролем организации, т.е. должен быть заключен договор аренды, либо являться собственностью организации.

Сообщение о создании, изменениях, закрытии обособленного подразделения (п.2, п.3 ст.23 НК РФ)

Юридическое лицо обязано подать сведения о создании обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. В случае каких либо изменений ранее представленных в ИФНС сведений об ОП, организация так же обязан сообщить в ИФНС:

  • Не позднее одного месяца с момента создания ОП
  • Не позднее трех дней с момента изменения сведений об ОП

При прекращении деятельности через обособленное подразделение (закрытии ОП), юридическое лицо обязано подать сведения в свою налоговую инспекцию

  • Не позднее трех дней с момента прекращения деятельности через ОП

Постановка на учет обособленного подразделения (п.1 ст.83 НК РФ)

Если подразделение организации создается на территории, которая относится к налоговой инспекции, в которой уже состоит юридическое лицо, то в этом случае такое подразделение не нужно ставить на учет в ИФНС (п.4 ст.83 НК РФ).
Во всех остальных случаях организация обязана поставить на учет каждое обособленное подразделение в налоговую инспекцию по месту его нахождения.
В течение одного месяца со дня создания ОП в территориальную инспекцию подается соответствующее заявление. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии свидетельства о постановке на учет головной организации и документы, подтверждающие создание ОП.
Налоговая инспекция в течение пяти дней осуществляет постановку на учет обособленного подразделения организации.

Ответственность за непостановку на учет ОП (ст.116, ст.117 НК РФ, ст.15.3 КоАП РФ)

Нарушение

Налоговая ответственность

Административная ответственность

срок

до 90 дней

более 90 дней

Нарушены сроки подачи заявления о постановке на учет

5 000 руб.

10 000 руб.

500 – 1000 руб.

Осуществление деятельности без постановки на учет

10% от доходов, но не менее 20 000 руб.

20% от доходов, но не менее 40 000 руб.

2 000 – 3 000 руб.

Если обособленное подразделение меняет адрес своего места нахождения, головная организация обязана зарегистрировать закрытие ОП, т.е. снять его с учета в налоговой инспекции, и вновь зарегистрировать его в инспекции, находящейся по новому адресу. Это объясняется тем, что законодательство не содержит нормы, устанавливающей порядок учета изменений, связанных с изменением места нахождения обособленных подразделений.

Регистрация обособленного подразделения фондах

Пенсионный фонд РФ

Регистрации в ПФР подлежат те подразделения, которые имеют выделенный баланс, расчетный счет, начисляют заработную плату работникам.
Регистрация в Пенсионном фонде осуществляется на основании сведений ЕГРЮЛ. Налоговый орган в течение 5 дней со дня получения сведений о создании обособленного подразделения, передает сведения в управление ПФР по месту нахождения ОП. Пенсионный фонд передает страхователю извещение в двух экземплярах, один из которых следует передать в Пенсионный фонд по месту нахождения организации в течение 10 дней.

Фонд социального страхования

Так же, как и в ПФР, в ФСС регистрируются ОП имеющие баланс, счет в банке и производящие выплаты в пользу работников.
Регистрация осуществляется в территориальном филиале ФСС, по месту осуществления деятельности ОП.
Организация, в течение 30 дней с момента создания подразделения, обязана подать в ФСС заявление и копии следующих документов:

  • Свидетельство о государственной регистрации;
  • Свидетельство о постановке на учет в ИФНС;
  • Уведомление о постановке на учет в ИФНС по месту нахождения ОП
  • Документы, свидетельствующие о создании ОП (устав, содержащий сведения об обособленном подразделении, положение об ОП, доверенность, выданную руководителю ОП);
  • Извещение о регистрации в ФСС головной организации
  • Информационное письмо из статистики
  • Справку из банка о расчетных счетах, если на момент подачи заявления они открыты.

Какие налоги платят обособленные подразделения

НДФЛ (п.2 ст.230 НК РФ)

Исчисление НДФЛ производится исходя из суммы выплат в пользу работников, трудящихся в соответствующем подразделении.
Налог уплачивается по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Отчеты сдаются в налоговую инспекцию по месту постановки на учет ОП.
Если у работника заключен трудовой договор с головной организацией, а рабочим местом является территория обособленного подразделения, то налог с доходов уплачивается по месту нахождения ОП.
Если сотрудник в течение месяца работал в нескольких ОП, налог рассчитывается исходя из отработанного в каждом ОП времени и перечисляется в бюджеты, по месту нахождения всех ОП.
Если подразделение было зарегистрировано не в начале месяца, то НДФЛ с доходов работников следует уплатить пропорционально доле заработной платы, начисленной за время работы в данном ОП.
Следует отметить, что ОП уплачивают НДФЛ за работников и сдают отчетность только в том случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет в банке. В обратном случае, налог уплачивает головная организация, она же и подает отчетность по итогам налогового периода в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете обособленное подразделение.

Страховые взносы (п.11-15 ст.212-ФЗ)

Страховые взносы в ФСС и ПФР начисляются на заработную плату работников ОП.
Взносы уплачиваются в бюджет региона, в котором находится ОП.
Отчеты сдаются в управление ПФР и филиал ФСС, в которых обособленное подразделение поставлено на учет.

НДС (ст.174 НК РФ)

НДС исчисляется в целом по организации и уплачивается по месту постановки на учет головной организации. По обособленным подразделениям суммы НДС не распределяются.
Отчетность сдается головной организацией по месту своего нахождения.
Оформление счетов-фактур получаемых и выставляемых обособленными подразделениями имеют некоторые особенности. В счетах-фактурах следует указывать:

  • КПП обособленного подразделения
  • ИНН головной организации
  • В качестве продавца указывается головная организация
  • В качестве адреса продавца указывается адрес головной организации
  • В графах «наименование и адрес грузоотправителя» указывается адрес обособленного подразделения
  • По таким правилам следует составлять как выставляемые, как и получаемые ОП счета-фактуры.

Налог на прибыль (ст.288, ст.289 НК РФ)

Исчисление налоговой базы по налогу на прибыль осуществляется в целом по организации, далее:

  • В Федеральный бюджет налог уплачивается полностью по месту нахождения головной организации, без распределения сумм по обособленным подразделениям;
  • В Бюджеты субъектов сумма налога распределяется между головной организацией и всеми ее подразделениями.

Сумма налога, приходящаяся на организацию и на каждое ОП, исчисляется как средняя арифметическая величина среднесписочной численности работников или выплат в пользу работников и удельного веса остаточной стоимости активов, в отношении которых начисляется амортизация.
В учетной политике необходимо указать, каким образом исчисляется сумма налога, приходящаяся на долю подразделений: с учетом среднесписочной численности работников или с учетом расходов на оплату труда.
В случае, если у организации имеется несколько подразделений, расположенных на территории одного субъекта РФ, то между всеми ОП налог можно не распределять. В этом случае организация:

  • Определяет сумму налога исходя из доли прибыли, приходящейся на ОП расположенные на территории субъекта (по всем подразделениям, действующим на данной территории)
  • Выбирает обособленное подразделение, через которое будет уплачен налог на прибыль
  • Уведомляет о своем решении налоговую инспекцию по месту нахождения ОП, до 31 декабря предшествующего года.

Налоговая декларация представляется по месту нахождения головной организации и по месту нахождения каждого ОП.
Головная организация заполняет декларацию в целом по организации и указывает суммы, распределенные по всем обособленным подразделениям. По каждому подразделению заполняется Приложение №5 к листу 02 декларации.
Каждое обособленное подразделение декларацию подает в инспекцию, по месту своего нахождения, заполнив титульный лист, подраздел 1.1, подраздел 1.2 раздела 1, приложение 5 к листу 02.
Обратите внимание, уплата налога на прибыль в бюджет субъектов РФ по обособленным подразделениям, производится независимо от того, выделены ОП на отдельный баланс или нет. Финансовый результат, полученный по каждому обособленному подразделению – прибыль или убыток, тоже не принимается во внимание, при исчислении налоговых платежей, поскольку налоговая база определяется в целом по организации, а уже затем распределяется между головной организацией и всеми ее подразделениями.

Налог на имущество (ст.384 НК РФ)

Налог на имущество по обособленным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, исчисляется исходя из ставки налога, которая действует на территории субъекта, на которой находится ОП, средней стоимости амортизируемого имущества каждого ОП, определенной за соответствующий период.
Налог и авансовые платежи перечисляются в бюджет субъекта, на территории которого расположены подразделения.
Декларации и расчеты по авансовым платежам сдаются в инспекции, по месту нахождения каждого ОП.

Земельный налог (ст.397 НК РФ)

Земельный налог и авансовые платежи по нему перечисляются в бюджет, на территории которого находятся участки.
Декларация сдается в ИФНС территории, где находятся участки.

Транспортный налог (ст.363 НК РФ)

Налог уплачивается в бюджет региона, в котором зарегистрированы транспортные средства.
Отчетность подается в ИФНС территории, в котором зарегистрированы т/с.
Если же транспорт зарегистрирован в головной организации, а эксплуатируется обособленным подразделением, то его следует поставить на временный учет в данном регионе, и уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации.

Бухгалтерская отчетность обособленных подразделений

Обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, составляют внутреннюю бухгалтерскую отчетность, в состав которой могут входить:

  • Оборотно-сальдовые ведомости
  • Бухгалтерский баланс
  • Отчет о прибылях и убытках

В ИФНС обособленные подразделения бухгалтерскую отчетность не сдают. Бухгалтерские отчеты, включающие данные в целом по организации, в инспекцию по месту своего нахождения сдает головная организация.

Налоговая ответственность обособленных подразделений

Согласно ст.107 НК РФ, за совершение налогового правонарушения ответственность несет организация.
Поскольку обособленное подразделение таковой не является, права и обязанности возлагаются на головную организацию. Следовательно, к налоговой ответственности в случае нарушения законодательства обособленными подразделениями, будет привлечена организация, в состав которой входит данное подразделение.

Центр Бухгалтерской Практики «Парус»

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

абзац пятый утратил силу с 1 января 2007 г.;

лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;

иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников;

абзац десятый (ранее — седьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

абзац одиннадцатый (ранее — восьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах;

лицевые счета — счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счета Федерального казначейства — счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

источник выплаты доходов налогоплательщику — организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе — документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным настоящим Кодексом, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

сезонное производство — производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

абзац двадцать первый (ранее — восемнадцатый) утратил силу;

место нахождения обособленного подразделения российской организации — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

место жительства физического лица — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, — территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

коэффициент-дефлятор — коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

3. Понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, — настоящим Кодексом.

5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Комментарий к Ст. 11 НК РФ

По общему правилу понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, содержащиеся в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть если определение приведено в тексте НК РФ, то на него и стоит опираться при применении налогового законодательства. Скажем, определения, что считать товарами, работами, услугами, приведены в ст. 38 НК РФ, а, скажем, определение «реклама» в Налоговом кодексе РФ отсутствует. Поэтому нужно опираться на Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».

Надо сказать, что термины иногда очень важны. Приведем пример. Организации, которые работают на упрощенной системе налогообложения, не вправе создавать филиалы или представительства. Ведь в таком случае они не смогут применять этот специальный режим налогообложения. Данный запрет установлен пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Однако тут нужно обратить внимание вот на какой нюанс. В Налоговом кодексе РФ есть понятие, что считать обособленным подразделением, но отсутствуют понятия филиала и представительства.

Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительство — это обособленное подразделение организации, расположенное в другом месте. При этом оно представляет интересы компании и осуществляет их защиту. Понятие филиала несколько шире. Помимо перечисленных функций, филиал организации может осуществлять все функции предприятия. Обратите внимание: и филиал, и представительство должны быть указаны в учредительных документах организации.

В отличие от гражданского законодательства Налоговый кодекс не требует, чтобы обособленное подразделение было обязательно упомянуто в организационных документах организации. Вот и получается, что обособленное подразделение может открыть любая фирма и указывать его в распорядительных документах не обязательно. А раз так, то ни о каком филиале или представительстве говорить не приходится. Следовательно, даже при наличии подобных подразделений компания вправе применять упрощенную систему налогообложения. Именно к таким выводам приходят и чиновники в своих разъяснениях (Письмо Минфина России от 18 января 2008 г. N 03-11-02/5).

Кроме того, укажем еще на одно последствие признания созданного организацией рабочего места обособленным подразделением организации. Признание созданного организацией рабочего места обособленным подразделением организации повлечет для нее необходимость постановки на налоговый учет по месту его нахождения (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Местом нахождения обособленного подразделения организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, определяемое адресом.

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться в связи с его работой, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Создание рабочих мест является определяющим критерием для признания подразделения обособленным.

При этом обособленное подразделение образуется и в том случае, когда по месту его нахождения оборудовано только одно рабочее место.

Под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Об этом сказано в Постановлениях ФАС Московского округа от 30 июля 2004 г. N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 сентября 2006 г. N Ф08-4234/2006-1814А и от 29 ноября 2006 г. N Ф08-6161/2006-2552А.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 октября 2010 г. N А75-430/2010 указывается, что для квалификации действий организации через обособленное подразделение необходимо установить наличие следующих обстоятельств: территориальную обособленность и факт выполнения трудовых обязанностей работниками организации в месте расположения обособленного подразделения.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ. Об этом сказано в п. 1 ст. 83 НК РФ.

Следовательно, создание рабочего места на срок более одного месяца вне места нахождения самой организации признается обособленным подразделением, и организация обязана встать на учет по месту нахождения такого обособленного подразделения (Письмо УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. N 16-15/033302@ «Об обязательной постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего одно рабочее место»).

При этом в случае, если организация осуществляет деятельность посредством создания оборудованного стационарного рабочего места, находящегося по адресу, отличному от места нахождения организации, независимо от того, находится это стационарное рабочее место в арендованном помещении или в собственности организации, указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения организации (Письмо Минфина России от 23 января 2013 г. N 03-02-07/1-15).

Также обратим внимание, что к созданию обособленного подразделения может привести и осуществление деятельности организации вне места ее нахождения вахтовым методом. Так, Минфин России в Письме от 12 октября 2012 г. N 03-02-07/1-250 указал, что если деятельность организации с использованием вахтового метода осуществляется вне места нахождения общества в срок, превышающий один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

При этом Минфин России обратил внимание, что в случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ).

В частности, с учетом передвижного характера работ налоговым органом может быть принято решение о постановке организации на учет по первоначальному месту нахождения обособленного подразделения, без учета последующего изменения его места нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации.

Кроме того, к созданию обособленного подразделения организации вне места ее нахождения может привести заключение трудового договора с надомником.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

дата начала работы;

трудовая функция;

режим рабочего времени;

условия оплаты труда;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы.

В соответствии со ст. 310 Трудового кодекса РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.

Согласно п. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.

Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 ст. 83 НК РФ установлено, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации принимает решение исходя из представленных организацией документов, на основании которых организация осуществляет деятельность вне места ее нахождения, в том числе договора, заключенного между этой организацией и ее работником (Письмо Минфина России от 12 октября 2012 г. N 03-02-07/1-252, Письмо ФНС России от 18 января 2011 г. N ПА-4-6/449).

Хотя ранее Минфин России приходил к выводу, что если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником, то обязанности по постановке на учет в налоговом органе по месту выполнения трудовых функций таким работником у данной организации не возникает (Письмо от 24 мая 2006 г. N 03-02-07/1-129).

Указанный вывод может следовать из положений Трудового кодекса РФ и Конституции РФ. Ведь в соответствии с Трудовым кодексом РФ рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Однако в силу ст. ст. 24 и 25 Конституции РФ, гарантирующих неприкосновенность жилища и невмешательство в личную жизнь, жилище надомного работника, где он осуществляет свою трудовую деятельность, не может находиться под контролем работодателя ни прямо, ни косвенно. К таким выводам приходила и судебная практика. Например, в Постановлениях ФАС Московского округа от 2 марта 2009 г. N КА-А40/817-09 и от 20 декабря 2010 г. N КА-А41/15744-10 указывается, что такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению помещением, а также необходимыми для работы оборудованием и инструментами.

Надомниками согласно ст. 310 Трудового кодекса РФ считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. В случае использования надомником своих инструментов и механизмов ему должна выплачиваться компенсация за их износ. Выплата такой компенсации, а также возмещение иных расходов, связанных с выполнением работ на дому, производятся работодателем в порядке, определенном трудовым договором.

Формулировка, указанная в ст. 310 Трудового кодекса РФ, может означать следующее: если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником (то есть если надомник использует для организации работы принадлежащее ему имущество, например компьютер), то обязанности по постановке на учет в налоговом органе в связи с созданием обособленного подразделения организации по месту выполнения трудовых функций с таким работником у данной организации не возникает.

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее в настоящей главе — Закон N 94-ФЗ) п. 2 ст. 11 НК РФ был дополнен абзацем следующего содержания: «коэффициент-дефлятор — коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав НК РФ в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.»

На очередной календарный год коэффициент-дефлятор рассчитывается следующим образом:

Коэффициент- Коэффициент-дефлятор, Коэффициент, учитывающий

дефлятор К1 на применяемый в изменение потребительских цен

очередной = предшествующем x на товары (работы, услуги) в

календарный год календарном году предшествующем году

Таким образом, коэффициент-дефлятор К1 — коэффициент, который учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в году, предшествующем текущему календарному году, и устанавливается Минэкономразвития России на каждый календарный год.

На 2015 г. в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2014 г. N 685 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год» были установлены:

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,307;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,147;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,798;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 26.5 «Патентная система налогообложения» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,147;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК Российской Федерации, в размере, равном 1,147.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ст. 11 НК РФ дополняется определениями новых понятий.

Так, в абз. 7 п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение понятию «иностранная структура без образования юридического лица». Так, под иностранной структурой без образования юридического лица понимается организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

В абз. 8 п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение понятию «иностранные финансовые посредники», под которыми понимаются иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В абз. 9 п. 2 ст. 11 НК РФ дано определение понятию «публичные компании». К ним относятся российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников.

Вышеуказанные изменения внесены Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».