Почему нет налоговой задолженности

Содержание

Лекция 7. Порядок принудительного взыскания налогов и сборов

1. Понятие недоимок и порядок их взыскания.

2. Порядок взыскания недоимок с организаций.

3. Порядок взыскания недоимок с ФЛ.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

1. Понятие недоимок и порядок их взыскания

Конституция РФ в ст. 57, закрепив обязанность платить налоги и сборы, непосредственно не предусмотрела механизм ее исполнения. Этот механизм конкретизирован в НК.

КС РФ (20П, 381О): налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью имущества, которая подлежит взносу в казну и обязан регулярно перечислять эту суммув пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и интересы других лиц. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Существующие правовые механизмы мер государственного принуждения по исполнению обязанности по уплате налогов направлены с одной стороны, чтобы гарантировать исполнение обязанности, а с другой сторон ы – не создавать условий ущемления прав и свобод налогоплательщиков при осуществлении процесса принудительного взыскания неуплаченных сумм налога.

Согласно п. 1 ст. 45 НК налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК. Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установенный налоговым законодательством.

Согласно ст. 11 НК недоимка – это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля и т.д. (ст. 87НК).

Недоимка, как правило, выявляется налоговым органом путем анализа компьютерных лицевых счетов на предмет соответствия продекларированных налогоплательщиком сумм налогов и поступивших суммах. Информация о декларированных суммах обычно заносится в лицевой счет налогоплательщика. Информация об уплаченных налогах – на основании сведений, предоставляемых Федеральным казначейством.

Есть определенная последовательность и сроки на осуществление налоговым органом действий по принудительному взысканию с налогоплательщика недоимок по уплате налогов и сборов.

1 этап: направление налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченных суммах налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок оставшуюся часть налога и пени (ст. 69 НК).

Сроки определены ст. 70 НК РФ: есть общий срок направления требования – не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимок. Срок направления требования по результатам налоговой проверки – не позднее 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Действующие правовые нормыналогового законодательства не дают ответа на вопрос: является ли срок направления требования пресекательным, т.е. является ли оно недействительным, если было выслано в неустановленный срок?

Сложившаяся арбитражная практика: нарушение срока не влечет изменение срока на взыскание недоимки. Таким образом, срок взыскания недоимки будет исчисляться также, как если бы требование было выставлено вовремя. Пропуск налоговым органом срока не исключает дальнейщих мер по взысканию недоимки = срок не является пресекательным.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании = 8 дней – минимальный срок.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В случае неисполнения. Налоговики вправе переходить к следующему этапу.

2 этап.Ст. 45-47 – взыскание во внесудебном порядке или в суде.

2. Взыскание недоимок с организаций

(взыскание налога во внесудебном порядке) – бесспорном. Ст. 46-47 НК РФ.

На 1 этапе производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банках, далее – за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 47НК).

Согласно ст. 46 НК решение о взыскании налога за счет денежных средств в банках и его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока.

Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение считается доведенным до налогоплательщика в течение 6 дней. Поручение налогового органа направляется в банк. Банк исполняет решение в течение1 операционного дня – если рубли, если валюта – не позднее 2 операционных дней.

Важно:

1)срок для принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках определен как: не позднее 2-х месяцев после истечения срока требования = пресекательный срок.

2)о вынесении решения налогоплательщик должен быть проинформирован налоговым органом. Ненаправление уведомления влияет на законность вынесенного решения. Но несвоевременное направление налогоплательщику решения о взыскании не освобождает последнего от обязанности уплатить налоги.

3)ст. 46 НК не установлен срок направления поручения в банк. П. 3 ст. 46 НК РФ определяет срок для вынесения решеняи о взыскании задолженности за счет денежных средств, направления в банк спорных инкассовых поручений за пределами месячного срока не может выступать основанием для признания действий налогового органа по принудительному взыканию налоговой задолженности.

В силу п. 7 ст. 46 НК при недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, либо информации о реквизитах счетов налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Согласно ст. 47 НК решение принимается в течение1 года после истечения срока требования об уплате налога. Это решение, принятое после истечения данного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Направляется в течение3-х дней соответствущее постановление судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия должны быть совершены и требования постановления должны быть исполнены в 2-х месячный срок со дня поступления постановления.

1) П. 7 ст 46 НК определены условия только при наличии которых налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика.

2) Срок для принятия решения о взыскании определен как: в течение одного года = пресекательный срок.

Определение сроков взыскания налогов в бесспорном порядке определяется путем соотнесения сроков, установленных ст. 46, 47, 69, 70 НК в следующей последовательности:

1.Срок направления требования об уплате налога – исчисляется со дня выявления недоимки (3 месяца) либо 10 дней со дня вступления в силу решения, принятого после проведения налоговой проверки.

2.Далее 8 дней на добровольное исполнение требования.

3.Дальше 2 месяца – ст. 46 НК, либо 1 год – п. 1 ст. 47 НК.

С организаций и ИП недоимка взыскивается в бесспорном порядке. Если налоговые органы пропускают сроки, то они не имеют право использовать внесудебную процедуру = но имеют право обратиться в суд.

Срок для обращения в суд – не позднее 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требований. НК РФ предписывает налоговым органам обратиться в суд. Такие случаи условно можно разделить на 2:

1) прямое указание в законе (п.2 ст. 45);

2)случай пропуска установленного срока на внесудебное взысканиеналога (п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47). В случае попуска срока на принятие решения о взыскании налога на счетах налогоплательщика в банках, налоговый оган вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение 6 месяцев после исполнения требования об уплате налога. Налоговый орган согласно п. 1 ст. 47 НК вправе в течение 2 лет обратиться в суд.

Если налоговый орган пропускает и эти сроки, то пропущенный срок по уважительной причине для подачи заявлени о взыскании недоимки может быть восстановлен судом = процедура возобновляется, если нет, то и нет.

3. Порядок взыскания недоимок с ФЛ (ст. 48 НК).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по общему правилу.

Только судебный порядок и дается 6 месяцев.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей и со дня истечения указанного 3-летнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, налоговый орган может обратиться в суд, только если суммарная задолженность превышает 3 тысячи рублей. 3 года – у налогового органа могли возникнуть проблемы с доказыванием налоговым органом задолженности по налогу.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

По своему экономическому смыслу зачет излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней представляет собой сокращение обязательства налогоплательщиков на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, перечисленных ранее. Факт излишней уплаты налога может быть обнаружен как самой организацией, так и налоговой инспекцией. Если факт обнаружил налоговый орган, то обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта(п. 3 ст. 78 НК).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Предложения могут исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты сверки оформляются актом, который направляется налогоплательщику (п. 1 ст. 32 НК).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Причем НК не уточняет какой налоговый орган должен это делать, если налогоплатеьщик поменял место жительства. Арбитражная практика: налог орган по месту новогожительства или нахождения налогоплательщика.

Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 4113;

Порядок принудительного взыскания налогов

Законодательство РФ предоставляет налоговой службе право взыскивать долги по налогам в бесспорном, т. е. внесудебном, порядке.

По общему правилу, налоговые органы вправе взыскивать налоговые долги, в том числе штрафы, без обращения в суд независимо от размера санкций в порядке, установленном налоговым законодательством. Судебная процедура взыскания налогов применяется в специально установленных законом случаях:

· взыскание обращено на имущество гражданина, который не является индивидуальным предпринимателем;

· налоговый орган пропустил срок для принятия решения о бесспорном взыскании налога;

· взыскание происходит с бюджетной организации, которой открыт лицевой счет;

· налоговый орган изменил юридическую квалификацию сделки или поменялся статус и характер деятельности налогоплательщика;

· инспекторы взыскивают недоимки, числящиеся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми обществами, с соответствующих основных предприятий в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые зависимыми обществами товары, и наоборот;

· возложение солидарной ответственности по уплате налогов, сборов на правопреемников предприятия при его реорганизации (разделении, выделении) в порядке, указанном в п. 7, 8 ст. 50 НК РФ;

· возложение субсидиарной ответственности по уплате налогов, пеней, сборов, штрафов на учредителей (участников) организации в случаях, указанных в п. 2 ст. 49 НК РФ, при условии, что субсидиарными должниками являются физические лица.

· Процедура принудительного взыскания задолженности начинается с того, что налоговая инспекция направляет «провинившейся» организации требование об уплате определенной суммы налога (пени), сбора или штрафа.

Согласно позиции ВАС РФ выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера.

Выставление налогового требования — обязательная стадия, которая должна предшествовать принятию руководителем налоговой инспекции решения о бесспорном взыскании налоговой недоимки (штрафа). Если проверяющие нарушили эту норму законодательства, т. е. не направили организации соответствующее требование, они утрачивают право бесспорно списать с ее счетов сумму налоговой задолженности.

Таким образом, если законом установлена судебная процедура взыскания налога, то в случае ненаправления требования налогоплательщику исковое заявление налогового органа будет оставлено без рассмотрения.

Требование об уплате налога может быть признано недействительным в судебном порядке. Недействительность выставленного требования влечет и недействительность решения налогового органа о бесспорном взыскании налога.

Статья 70 НК РФ устанавливает сроки, в которые инспекторам необходимо уложиться с направлением требования. Так, требование об уплате налога или штрафа проверяющие обязаны направить организации или коммерсанту не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Если же контролеры обнаружили недоимку и вынесли решение о привлечении фирмы к ответственности по результатам налоговой проверки, требование рассчитаться с бюджетом должно быть направлено ими в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

В результате анализа арбитражной практики можно прийти к выводу, что сам по себе факт направления требования за пределами установленных ст. 70 НК РФ сроков не влечет автоматически его недействительность.

Пропуск инспекторами установленного законодательством срока для направления налогоплательщику требования не является необходимым и достаточным условием признания недействительным требования об уплате налога, но надо учитывать, что пропуск этого срока не влияет на исчисление отведенного законом срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Возможна ситуация, когда сумма налоговой задолженности фирмы или коммерсанта изменилась (например, инспекция пересчитала суммы налогов) уже после направления требования о расчете с бюджетом. В этом случае в соответствии с положениями п. 1 ст. 71 НК РФ проверяющие обязаны направить налогоплательщику уточненное требование. Заметим, что судебная практика не отличается единообразным подходом к тому, что следует считать изменением налоговой обязанности в терминах упомянутой статьи Кодекса6.

Если организация или предприниматель отказались исполнить выставленное требование о расчете с бюджетом по налоговым долгам, инспекторы получают возможность запустить процедуру принудительного взыскания задолженности.

Налоговый орган вправе не позднее двух месяцев после истечения срока для исполнения требования принять решение о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Этот способ является основным «оружием» в арсенале инспекторов для обеспечения принудительного взыскания налогов, сборов или штрафов. Решение о взыскании они должны довести до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя — в течение шести дней после его вынесения (абз. 2 п. 3 ст. 46 НК РФ).

Данное решение может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке. Суд вправе приостановить действие обжалуемого акта налогового органа по ходатайству организации до разрешения спора.

В процессе бесспорного взыскания налога за счет денежных средств компании налоговая инспекция вправе в порядке, установленном ст. 76 НК РФ, приостановить операции по счетам налогоплательщика. Данная мера является средством для обеспечения возможности принудительного взыскания налоговой задолженности. При этом контролеры не вправе производить взыскание налога за счет средств на срочном депозитном счете налогоплательщика (налогового агента), если срок действия депозитного договора не истек (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании, принятое после истечения срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, считается недействительным и не должно быть исполнено. Срок для принятия решения о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Поэтому выставленное на счет налогоплательщика инкассовое поручение не подлежит исполнению, если налоговым органом нарушен 60-дневный срок, предусмотренный для бесспорного взыскания задолженности 7.

В последней ситуации контролеры смогут взыскать налог лишь в ходе судебной процедуры. Они вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском в течение шести месяцев после истечения срока для исполнения требования об уплате налога. Данный срок может быть восстановлен судом в случае его пропуска по уважительной причине. Налоговый орган обязан обосновать уважительность пропуска установленного срока для обращения в суд.

Основанием для перехода ко второму способу принудительного внесудебного взыскания задолженности перед бюджетом могут стать недостаточность денежных средств на счетах налогоплательщика для погашения налоговых обязательств или отсутствие у инспекторов информации о счетах должника (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Налоговый орган вправе взыскать налог за счет другого имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя — в соответствии с нормами ст. 47 НК РФ.

При этом действует специальный срок, установленный ст. 47 НК РФ. Так, налоговый орган вправе принять соответствующее решение в течение одного года после истечения срока, отведенного компании на исполнение требования.

В течение трех дней с момента вынесения такого решения налоговая инспекция принимает постановление о взыскании налога (пени), сбора или штрафа за счет имущества организации или предпринимателя, которое направляется судебному приставу для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, прописанных в ст. 47 НК РФ.

В рассматриваемом случае обязанность компании по уплате налога считается исполненной с момента реализации ее имущества (за исключением, разумеется, наличных денег) и погашения задолженности за счет вырученных сумм (п. 6 ст. 47 НК РФ).

Налоговый орган вправе наложить арест на имущество организации в качестве средства обеспечения решения о взыскании налога (пени), сбора или штрафа. Такой арест может быть применен лишь к имуществу компании и только для обеспечения взыскания задолженности в порядке ст. 47 НК РФ. При этом необходима санкция прокурора. Арест имущества может быть как полным, так и частичным.

Согласно п. 1 ст. 77 НК РФ арест имущества возможен, если налоговая инспекция имеет достаточные основания полагать, что должник попытается скрыться сам или утаит свое имущество.

Важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) налоговый орган приобретает право обратиться в суд с заявлением о банкротстве налогоплательщика в случае неисполнения им в течение 30 дней решения о взыскания задолженности перед бюджетом за счет имущества, принятого в порядке ст. 47 НК РФ.

Закон устанавливает четкую последовательность действий налоговой инспекции в процессе принудительного взыскания налога. Взыскание за счет имущества организации — дополнительный способ обеспечения расчета по ее обязательствам с бюджетом, прибегать к которому контролеры вправе лишь при отсутствии или недостаточности денег в банке налогоплательщика (налогового агента) или отсутствии информации о его счетах (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Если налоговая инспекция пропустила двухмесячный срок, отведенный законодательством для принятия решения о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств организации, она также утрачивает возможность вынести решение о взыскании налога за счет другого имущества налогоплательщика.

Таким образом, второй важный этап процедуры бесспорного взыскания — своевременное принятие налоговым органом решения о взыскании налога (пени), сбора или штрафа за счет денежных средств должника, находящихся на счетах в банке.

В этих целях налоговая инспекция направляет в банк поручение на перечисление налога в бюджет со счета организации, которое должно быть исполнено банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).

При этом закон не устанавливает последствия пропуска срока направления указанного поручения.

Причины и методы взыскания налоговой задолженности

Каждый гражданин страны обязан платить налоги государству. Структура налогов разная в зависимости от того, оплачивает их физическое или юридическое лицо. Но в любом случае определенные сборы со стороны государства предусмотрены.

Современная налоговая система включает разные виды налогов и сборов. Поступления в бюджет формируются за счет следующих обязательных отчислений:

И именно эти средства потом расходуют на оплату услуг социальной сферы, на организацию общественных мероприятий и на прочие нужды государства. Поэтому власти заинтересованы, чтобы налоги и сборы поступали в казну в полном объеме в установленные законодательством сроки. Вот только так бывает не всегда. Задолженность по выплате налогов и сборов – распространенная проблема. Несвоевременно оплачивают налоги, как физические лица, так и юридические лица. Это общая проблема, в связи с чем говорить о тотальной невыплате налогов только со стороны предпринимателей, как иногда кажется большинству людей, неуместно. Причина таких невыплат множество, все они разные. В списке причин есть и весьма существенные, которые предполагают последующее списание долга. Но так везет далеко не всем, и если оснований для списания долга нет, государство может начать процедуру взыскания налогов с должника.

Как осуществляют взыскание налогов в налоговых службах?

Взыскать долги по оплате налогов могут налоговые органы. Эффективная работа их зависит от того, какими полномочиями наделяет такие учреждения государство. И если рассматривать мировую практику, практически все страны дают своим налоговым органам довольно широкие полномочия. Ситуация в России обстоит как в большинстве стран – налоговая имеет право продлевать срок исковой давности, взыскивать долги, подавать в суд иски.

Для того, чтобы доказать факт налоговой задолженности в первую очередь налоговые органы проводят тщательные проверки у юридических лиц. Компании должны предоставить сотрудникам все документы, которые касаются финансовой отчетности. И если недоимка будет определена, налоговая может предпринимать меры по изъятию этих невыплат. Для взыскания недоимки в законодательстве предусмотрено два метода:

  1. Метод бесспорный или взыскание недоимки, при котором не происходит судебное разбирательство. В этом случае налоговая отправляет налогоплательщику извещение с указанием суммы задолженности и настоятельно рекомендацией уплатить долг в течение определенного времени. В документе также указывают сумму начисленной за весь период неуплаты пени, а также оговорено, какие меры будут предприняты в адрес должника при дальнейшем отказе от оплаты. В соответствии с законодательством, отправить извещение налоговые органы должны на протяжении 10дней с момента установления факта наличия задолженности в результате проверки. А погасить задолженность должник должен на протяжении 8 рабочих дней со дня получения извещения. Так как чаще всего такие извещения отправляются почтовыми службами и выдаются под расписку, дату получения отследить не сложно. Но в ситуациях, когда извещение отправлено в заказном письме, принято считать датой его получения срок, который наступает по истечению шести дней с даты отправки.
  2. Судебный порядок взыскания – этот метод получения задолженности со стороны налогоплательщика выбирают, если не удалось добиться погашения задолженности без суда. А подавать заявление в суд можно на протяжении полугода с момента истечения сроков погашения задолженности. Но практика показывает, что подобные заявления поступают в юридические отделы уже через месяц после того, как становится понятен окончательный отказ налогоплательщика добровольно погашать задолженность.

Налоговики в первую очередь пытаются провести взыскание за счет бесспорного метода, так как он наиболее прост и затратен по времени. Но подобные мероприятия ре всегда заканчиваются успехом. Поэтому приходится прибегать к более сложным и серьезным мерам.

Какие сроки для взыскания долга установлены в законах страны?

Срок взыскания задолженности по налогам в законодательстве не отмечен. Указано только, что срок исковой давности по взысканию налогов составляет три года, если не указано иное в отношении конкретного налога.

Физические лица могут узнать сроки по транспортному налогу, земельному и налогу на имущество на основании уведомлений, которые им поступают из налоговых органов.

А юридические лица должны ориентироваться на сроки, которые оговаривает налоговая для оплаты всех налогов. Обычно оплата осуществляется поквартально. И определить факт неуплаты налогов инспектора смогут сразу после истечения граничного срока. Правда, на практике, недоимку по налогам для юридических лиц сначала нужно доказать в результате проведения проверки. И если нарушения по срокам оплаты будут найдены, передать руководству извещение о необходимости перечисления оговоренной суммы средств в налоговые органы. При этом отсчет срока ведут с даты обнаружения недоимки, а не с даты окончания граничного срока оплаты налогов и сборов за определенный отчетный период.

Как осуществляется взыскание задолженности с налогоплательщиков: порядок

Для взыскания налогов и сборов с нарушителя налоговая сначала должна подать заявление о взыскании задолженности по определенному налогу. Суммы и сроки обязательно указываются четко, чтобы у получателя извещения не возникало вопросов и споров. На основании извещения должники либо оплачивают свои долги, либо отправляют возражения. Они должны быть четко аргументированы, так как если их сочтут не убедительными, дело будет передано для принудительного взыскания долга.

Молчание со стороны должника – не лучший выход. При отсутствии ответа дело также будет передано в суд. Поэтому оптимальное решение сложившейся ситуации – либо оплата налогов в сроки, указанные в налоговом извещении, либо приведение весомых аргументов отсутствия необходимости выплаты указанной суммы.

Процесс принудительного взыскания налогов

Если дело принимает серьезный оборот и должник отказывается платить на добровольных началах, дело передают для принудительного взыскания. В таком случае обычно у взыскателя есть несколько вариантов действий:

  1. Есть вариант взыскания задолженность через банк. Но это возможно только в той ситуации, когда у должника имеется открытый расчетный счет в банке с деньгами на нем. Важно знать, что если на счету неплательщика налогов есть средства, полученные из бюджета на конкретные цели, они также могут быть перечислены на оплату налогов при поступлении от взыскателей соответствующего заявления. После принятия решения о взыскании средств посредством перечислений их с банковского счета, владельцу счета отправляют извещение, в котором сказано о принятом решении. Одновременно в банк отправляется другое извещение, в котором указано о необходимости списания со счета компании или индивидуального предпринимателя определенной суммы налогов на налоговые счета. И банковские работники должны выполнить операции по переводу средств в счет погашения налогов в краткие сроки, если на счетах действительно есть для этого средства. Уточнить информацию о наличии счета и средств на нем налоговики могут подавать соответствующий запрос в банковские учреждения. Банки обязаны дать точный ответ на такие запросы.
  2. Также недоимку могут взыскать за счет личного имущества должника. Этот вариант рассматривают обычно только после того, как убедятся, что расчетные счета в банке у налогоплательщика отсутствуют или в том, что счета пустые. Для этого руководитель налогового органа выносит соответствующее решение и направляет извещение о необходимости взыскания имущества судебному приставу. А вот налогоплательщик узнает о вынесенном решении со слов судебного пристава уже после того, как процесс взыскания имущества будет поставлен в производство. Справедливости ради нужно сказать, что взыскание имущества для налоговых органов, как и судебные разбирательства по вопросам погашения задолженности по налогам – это крайние меры. Такие процедуры отнимают много времени и не всегда позволяют добиться желаемого. Намного проще, если налоговая и плательщик решают вопрос мирно и в кратчайшие сроки. Никто не хочет тратить время на суд и уже тем более, не желает потерять свое имущество. Да и налоговой чужое имущество ни к чему, потому что для возмещения долга налогоплательщика изъятое имущество сначала нужно продать. И только потом полученные в результате его реализации средства отправить на счета государства.

Оба варианта можно назвать достаточно жесткими. Поэтому, чтобы не лишиться средств, полученные на счета на определенные цели и не потерять имущество, лучше своевременно уплачивать налоги государства и быстро погашать долг при его образовании.

Возможна ли процедура взыскания долга по уплате налогов с физических лиц?

Для налоговых органов в законодательстве страны прописаны также меры для взыскания задолженности по налогам с физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и не ведут бизнес деятельность. Но в основном налоговые органы не применяют меры принудительного взыскания через суд и стараются не практиковать изъятие имущества для обычных граждан. Но неуплата налогов и рост задолженности могут все же привести к весьма негативным последствиям для граждан.

Сначала налоговые органы отправляют извещения о возникновении задолженности. Такие извещения поступают непосредственно гражданам, которые имеют долги, а также их работодателям. Извещения о необходимости уплаты налогов приходят на почту. Но если долг превышает десять тысяч рублей, налоговые органы могут звонить должнику. При отсутствии реакции должника на извещения, налоговые органы связываются с работодателями или с компаниями, которые выплачивают налогоплательщику заработную плату, стипендию, пенсию. В извещении указывают сумму задолженности, для подтверждения прикладывают судебные документы о взыскании этой задолженности с выплат физического лица. Так что, если регулярно не оплачивать налоги государству, можно потом не досчитаться нескольких тысяч заработной платы или лишиться крупной части стипендии. Не лучшая перспектива. Но такие письма работодатели получают только в том случае, если задолженность физического лица не составляет более 25 тысяч рублей. И если работодатель не выполняет требования исполнительных органов, это повлечет за собой наложение штрафных санкций на компанию. Размер штрафа составляет от 15 до 25 тысяч рублей.

Когда суммы существенно больше, налоговые органы предпринимают совершенно другие меры.

При росте задолженности по имущественным налогам до 50 и более тысяч за дело берутся судебные приставы. Они начинают рейды по наложению ареста на имущество должника. Помимо этого налоговая инспекция время от времени проводит рейды в наиболее посещаемых гражданами местах – торговых центрах, вокзалах и аэропортах, чтобы выполнить процедуру взыскания задолженности.

Основные меры по взысканию долгов

В последнее время случаи неправомерных взысканий задолженности по налогам участились. Действуют мошеннические схемы, которых важно избегать. Определить неправомерные действия позволит уточнение всех нюансов по налоговому долгу в налоговых органах. Гражданам, которые обращаются в налоговую инспекцию по месту жительства, обязательно предоставят всю необходимую информацию по имеющейся у них задолженности и необходимости своевременной уплаты ряда налогов.

Также граждане должны понимать, что в законодательстве четко прописаны меры взыскания долгов по налоговым обязательствам с граждан и с юридических лиц. И в законодательстве отмечено, что перед тем, как действовать решительно, налоговые органы должны отправить должнику уведомление. Ситуации могут встречаться разные. Часто бывает такое, что в результате перемены места жительства человека или при возникновении пробоем с почтовыми службами уведомления о необходимости оплатить налоги попросту не приходят адресату. И задолженность в размере нескольких тысяч рублей в итоге становится не слишком приятной неожиданностью. Но это не значит, что плательщик осознанно не перечисляет средства в бюджет. Поэтому дать шанс погасить все свои долги важно.

Обращаться в суд налоговый инспектор сможет только после того, как по истечению срока, указанного в извещении как граничный срок оплаты задолженности, средства на счета не поступили. В особенно тяжелых ситуациях при больших суммах задолженности работают судебные приставы, которые проводят арест имущества. Но все эти меры возможны только после того, как плательщик подтверждает свою неплатежеспособность или нежелание погашать долг.

Что касается юридических лиц, в этом случае также сначала предприниматель получает извещение о задолженности. И только после того, как выйдут сроки оплаты долга, налоговые органы предпринимают ряд перечисленных выше действий. Кстати, отслеживать список должников можно и самостоятельно. Налоговые органы в отчетные периоды публикую список должников в средствах массовой информации, которые были определены по отсутствию поступления средств на счета по истечению крайнего срока оплаты налогов за отчетный период. Это значит, что в скором времени все компании из такого списка, будут принимать проверку.

Недоимка

Недоимка – это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок.

Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Дата выявления недоимки

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий — по результатам камеральной проверки или выездной проверки.

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

  • неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;

  • ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

  • день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата налога;

  • день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Срок взыскания выявленной недоимки

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке.

Для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий, срок для направления требования зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

  • 500 руб. и более — требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

  • менее указанной суммы — в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, — 8 рабочих дней начиная с даты получения требования. Однако этот срок по усмотрению налогового органа может быть увеличен. При этом максимальный предел не установлен.

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки.

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета — дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Способы взыскания недоимки

Бесспорное взыскание (взыскание без обращения в суд)

В большинстве случаев недоимку ИФНС взыскивает во внесудебном (бесспорном порядке) с банковских счетов организации или за счет принадлежащего ей имущества.

Для этого ИФНС выставляет организации требование об уплате налога.

Если организация не исполнит требование об уплате налога в срок, то ИФНС в течение двух месяцев со дня его истечения:

  1. вынесет решение о взыскании налога за счет денег на банковских счетах организации (электронных денежных средств). Это решение в течение шести рабочих дней со дня его принятия ИФНС должна вручить представителю организации под расписку, а если это невозможно — направить организации по почте заказным письмом;
  2. направит в банк поручение на списание денег со счета организации и их перечисление в бюджет. Банк спишет деньги со счета организации не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда получил.

Одновременно с принятием решения о взыскании ИФНС может приостановить операции по банковским счетам организации.

Если денег на банковских счетах недостаточно для исполнения решения о взыскании, ИФНС может взыскать налог за счет иного имущества организации, в том числе наличных в кассе.

Для этого в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога ИФНС может вынести решение о взыскании налога за счет имущества организации.

На основании такого решения ИФНС направляет судебным приставам постановление о взыскании налога, и они в рамках исполнительного производства начинают заниматься взысканием налога.

В частности, они могут наложить арест на имущество и впоследствии его принудительно изъять и реализовать.

Взыскание в судебном порядке

В суд за взысканием недоимки ИФНС обратится, если пропустит срок для бесспорного взыскания.

Обратиться в суд ИФНС может:

  • если пропущен срок принятия решения о взыскании налога за счет средств на счетах организации в банках — в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога;

  • если пропущен срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества — в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Каждый гражданин РФ имеет обязательства перед налоговой инспекцией. Их должны оплачивать, согласно утвержденным срокам как физические, так и юридические лица.

Сфера налогообложения довольно сложная. В ней часто встречаются спорные вопросы. Самая большая проблема, которая может появиться в сфере налогообложения – это наличие просроченного долга.

В большинстве случае образовавшийся долг нужно оплачивать в установленные законом сроки. Но есть налогоплательщики, которые нарушают условия и отказываются вносить оплату. В таком случае осуществляется взыскание долго в принудительном порядке.

Порядок взыскания

В случае выявления недоимки, в установленные законом сроки, налоговые органы могут начать процедуру взыскания:

  1. Первое что делают сотрудники налоговой компании – это направляют плательщику уведомление. В нем четко прописана сумма к взысканию, включая общий долг и начисленные пени. Помимо этого, в уведомление прописаны точные сроки, в течение которых налогоплательщик обязан все погасить.
  2. Если должник не вносит оплату в установленные законом сроки, налоговый орган имеет право взыскать задолженность по налогам самостоятельно, воспользоваться, так называемым, бесспорным порядком взыскания. А также сотрудник налоговой службы имеет право подготовить иск в суд.

Рассмотрим более детально, как происходит взыскание долга по налогам с физического и юридического лица.

С физических лиц

В первую очередь налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление. Данный документ должен быть подготовлен не менее чем за 30 дней до срока оплаты. Если есть возможность, то вручается уведомление лично в руки, под расписку.

Если нет возможности вручить уведомление должнику лично в руки, под расписку, его:

  • отправляют в электронном виде;
  • заказным курьером;
  • направляют по почте, заказным письмом (самый распространенный и менее затратный способ).

Согласно части 4 ст.57 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик не обязан оплачивать налог, если не получил налоговое уведомление. Обязанность по оплате возникает именно с момента получения документа.

Если уведомление было направлено в установленные законом сроки, но налогоплательщик не внес оплату, налоговый орган направляет требование о его уплате. В требование прописывается не только сумма долга, но и размер начисленных пеней. Данный документ, согласно закону, должен быть подготовлен и направлен не позднее 3 месяцев, с момента выявления недоимки.

Если налогоплательщик не погасит сумму долга в срок и сумма задолженности превысит 1 500 рублей, то налоговый орган имеет право обратиться в суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев, с момента образования долга. При этом должник получает копию заявления не позднее дня подачи документов в суд.

Мировой судья выносит приказ единолично, который имеет силу исполнительного документа. Стоит отметить, что судебный приказ выносится без заслушивания каждой стороны и объяснений. Копия приказа направляется налогоплательщику, который согласно закону обязан произвести оплату в течение 10 дней с момента получения.

Если у налогоплательщика не хватает средств, для погашения задолженности по налогам, то взысканию подлежит личное имущество.

С юридических лиц

Для взыскания долга для юридических лиц используют:

  • денежные ресурсы, которые находятся на счетах;
  • имущество предприятия: оборудование, техника или мебель .

Первый вариант – самый простой и оптимальный. При выборе этого варианта налоговый орган подготавливает требование, в котором указывает сумму долга и размер начисленных пеней. Данный документ отправляется налогоплательщику.

С момента получения требования юридическое лицо обязано произвести погашение задолженности по налогам. Если этого не происходит, налоговый орган отправляется в банк, в котором открыт счет юридического лица и отдает решение. Согласно полученному решению долг автоматически списывается со счета.

Второй вариант – это когда оплата долга осуществляется за счет имущества предприятия. Это актуально в том случае, если деньги на счете отсутствуют или их не хватает для полного погашения долга.

В данном случае налоговый инспектор направляет должнику официальное уведомление, в котором сказано, что необходимо погасить долг в установленные законом сроки. После выявления факта, что юридическое лицо не может погасить долг за счет денежных средств, составляется требование.

Составление требование налоговый орган передает в суд и просит погасить сумму долга за счет взыскания имущества.

Только после того, как дело будет передано судебным приставам, осуществляется осмотр имущества, фиксация стоимости и конфискация. Все изъятое имущество будет продано и долги погашены. Также стоит принимать во внимание, что судебные приставы реализуют имущество по минимальной стоимости. Главная цель – быстро продать, что есть в наличии и получить средства.

Второй вариант может длиться по времени до 1 года.

С основаниями для списания кредиторской задолженности ознакомьтесь в статье: списание кредиторской задолженности.

Что делать если транспортный налог оплачен, а задолженность висит? Найдите ответ на этой странице.

Штрафные санкции

Если налогоплательщик не вносит оплату своевременно, то ему могут быть начисленные пени за неуплату, которые исчисляются особым способом. Начисленная сумма пени прибавляется к сумме основного долга. Также стоит отметить, что налоговый орган может начислять пени не только на сумму долга, но и на начисленные штрафы, если они небыли погашены своевременно.

Для определения суммы принимают во внимание две даты: непосредственной даты оплаты и законодательно установленной, до которой налогоплательщик должен был погасить налог. В большинстве случаев пени начисляются за каждый просроченный день.

Для определения размера пени используют величину, равную 1/300 от актуальной ставки рефинансирования, которая действует на отчетную дату.

Формула расчета выглядит следующим образом:

Пеня = (Общая сумма налога * количество просроченных дней * актуальная ставка рефинансирования Центрального Банка) : 300.

Санкции при неуплате налогов

Помимо пеней к должнику, будет быть применена еще одна форма материального наказания – это штрафы. Размеры и способы начисления строго определяются 122 статьей Налогового кодекса. Нарушителю могут быть начислены штрафы, в размере 20% от суммы недоимки. Если выяснится, что действия должника носили умышленный характер, то размер санкций увеличивается до 40%.

Признание задолженности по налогам безнадежной к взысканию

Согласно ст. 59 Налогового кодекса безнадежными к списанию признаются недоимка, начисленные пени и штрафы, которые числятся за налогоплательщиком, в следующих случаях:

  1. Ликвидация организации, в соответствии с законодательством РФ. В этом случае компания не может погасить долг, по причине недостаточности имущества и денежных средств.
  2. Признание банкротом индивидуального предпринимателя, в части недоимки, непогашенной по причине недостаточности имущества.
  3. Принятием судом акта, согласно которому налогоплательщик освобождается взыскания долга в связи с истечением срока взыскания.
  4. Смерти физического лица.

Также считаются безнадежными к списанию штрафы и пени, в случае если на момент принятия решения их уже списали финансовые компании, которые ликвидированы.

Порядок списания недоимки, признанные безнадежными к списанию, предусмотрены 59 статьей Кодекса.

Пресекательный срок

Многих налогоплательщик интересует вопрос, а есть ли предельный срок, в течение которого налогоплательщики могут требовать оплаты долга. Если внимательно изучить Налоговый Кодекс РФ, то можно понять, что точного срока не существует, а такой срок обязательно должен быть.

Тем не менее, на практике зачастую налоговые органы считают, что выставлять требования об уплате налогов и пеней они могут в любое время.

В связи с этим многие налогоплательщики получают требование налоговых органов, за прошедшие года. Возникает вопрос, законно ли данное требование, со стороны сотрудников налоговой службы? Также не ясно, всем известный срок исковой давности, равный 3 года распространяется на налоговые правонарушения?

Стоит отметить, что срок исковой давности, равный 3 годам установлен для гражданских правонарушений, о чем прописано в ст. 196 Гражданского кодекса РФ. Что же касается налоговых правоотношений, то тут стоит внимательно изучить п.3 ст. 2 Гражданского кодекса. Именно там четко сказано, что нормы гражданского права к налоговым правоотношениям неприменимы.

Прямой нормы, аналогично ст.196 Гражданского кодекса, в которой был бы четко прописан срок взыскания задолженности по налогам в Налоговом кодексе нет. В то же время стоит отметить, что срок исковой давности для излишне уплаченной суммы налога или пеней Налоговым кодексом предусмотрен и составляет три года.

Получается, налоговые долги являются бессрочными, и налоговый орган может обратиться для взыскания долга даже спустя 5 или нет лет?

Согласно Налоговому Кодексу РФ налоговая обязанность каждого налогоплательщика действительно является бессрочной. При этом в кодексе предусмотрены сроки, при пропуске которых задолженности может быть признана безнадежной к списанию.

Что касается имущественных налогов (на имущество и транспорт), то в данном случае оговорено одно правило, согласно которому Налоговый орган имеет право начислять налоги только за три налоговых периода. Конечно, это не назвать пресекательным сроком, то, тем не менее, данное правило ограничивает деятельность налоговых органов.

Так что, отвечая на вопрос о пресекательном сроке долгов налогоплательщика, то можно сделать вывод, что он не имеет срока давности.

Возможно ли продление срока исковой давности по кредиторской задолженности, узнайте в статье: срок исковой давности по кредиторской задолженности.

Про задолженность по налогам .

Как узнать задолженность по налогам ИП .