Плата за водные объекты

Содержание

Задание 5. Расчет платежей за пользование водными объектами

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7

Задание составлено на основе федерального закона «О плате за пользование водными объектами» (1998 г.).

Введение платы за пользование водными объектами (водного налога), зависящей от объема изъятия и условий использования водных ресурсов, должно стимулировать рациональное водопользование и дать дополнительные доходы в бюджет. Не следует путать плату за сброс сточных вод с платой за их загрязнение. Оба вида платежа взимаются параллельно друг с другом.

В России платным является пользование водными объектами в целях:

— осуществления забора воды из водных объектов;

— удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

— использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

— осуществления сброса сточных вод в водные объекты. Бесплатным является пользование водными объектами в целях:

— забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

— забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан (настоящее положение действует до 1 января 2003 года);

— забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

— размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод (если иное не установлено законодательством Российской Федерации);


— проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ,

— осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;

— осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;

— забора воды для санитарных, экологических и судоходных пропусков;

— проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

— использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

— строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);

— сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике,

— сброса ливневых вод

Размер платежа зависит от следующих величин:

— объема воды, забранной из водного объекта;

— объема продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;

— площади акватории используемых водных объектов;

— объема сточных вод, сбрасываемых в водные объекты. Минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в следующих размерах:

1) 30,0 — 176,0 рубля за 1000 м3 воды, забранной из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов, для плательщиков, осуществляющих забор воды;

2) 0,8 — 3,3 рубля за 1000 м3 воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, — для плательщиков, осуществляющих забор воды;

3) 0,5 — 5,0 рубля за 1000 кВт-час вырабатываемой электроэнергии — для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;

4) 320,0 — 665,0 рубля за 1000 м3 древесины, сплавляемой без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), на каждые 100 километров сплава — для плательщиков, осуществляющих сплав леса;

5) 1,3 -7,3 тысячи рублей в год за 1 км2 площади использования акватории водных объектов — для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ;

6) 3,2 — 27,0 рубля за 1000 м3 сточных вод — для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.

В настоящее время применяются минимальные ставки платежей.

Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, устанавливаются в размере 30 процентов.

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (кроме водоснабжения населения) ставки платы для плательщика за объем такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению с базовыми ставками платы.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз (кроме водоснабжения населения).

Следует учитывать, что различным водохозяйственным участкам одной и той же реки может соответствовать различная плата за забор воды и сброс сточных вод.

В 1998 году утверждены следующие минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам (таблица 15).

Обращаем внимание на то, что приведенные в таблице данные относятся только к непосредственному водозабору поверхностных вод, а не к использованию подземных источников.

Таблица 15

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты

(рублей)

Примечание. При оценке сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты по биохимической потребности в кислороде (БПКполн) и сухому остатку нормативы платы в пределах установленных допустимых нормативов сбросов и в пределах установленных лимитов сбросов применяются соответственно в следующих размерах (рублей за тонну): по БПКполн — 91 и 455, по сухому остатку — 0,2 и 1.

Норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.

Отличительной особенностью данной методики является то, что нормативы платежей рассчитаны не только для водных бассейнов рек, но и для морей. Дифференциация платежей отражает различную способность морских экосистем к самовосстановлению. Дополнительно учитываемыми факторами является рекреационная и рыбохозяйственная ценность морей (у морей Северного Ледовитого океана она является наименьшей).

Таблица 16

Использование морей в пределах территориальных вод Российской Федерации

Установление платы в зависимости от объема вырабатываемой электрической энергии в следующей таблице, казалось бы, не соответствует задаче решения экологических проблем. Однако следует учитывать, что большему производству энергии соответствует больший объем водохранилищ, большая площадь затапливаемых территорий, больший ущерб, наносимый рыбным ресурсам.

Необходимо также принимать во внимание, что по некоторым, имеющим особую экологическую ценность рекам, сплав древесины запрещен. В соответствующих ячейках таблицы стоит прочерк.

Таблица 17

Использование поверхностных водных объектов для целей гидроэнергетики и лесосплава без применения судовой тяги

Таблица 18

Использование акватории поверхностных водных объектов

Плата при заборе воды и (или) сбросе сточных вод в пределах лимитов определяется следующим образом:

— для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики и использованием прямоточной схемы водоснабжения, добычу драгоценных металлов, в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод — как сумма произведения фактического объема забора воды и (или) сброса сточных вод на ставки платы в размере 30 % от установленных субъектом РФ ставок платы, и произведения объема забора воды для нетехнологических нужд на установленную ставку платы;

— для плательщиков, забирающих воду для водоснабжения населения и других нужд — как сумма произведения фактического объема забора воды /для водоснабжения населения, включая и сверхлимитный забор воды, на установленную данным законом РФ ставку платы в размере не свыше 30 рублей за 1 тыс. м3 забранной воды и произведения фактических объемов забора воды для других нужд и сброса сточных вод на установленные субъектами РФ ставки платы;

— для остальных плательщиков — как произведение объема фактического забора и (или) фактического сброса сточных вод на установленную субъектом РФ ставку платы.

При заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов сумма платы определяется как сумма произведения фактических объемов забора воды и (или) сброса сточных вод в пределах установленных лимитов на установленные законом субъекта Российской Федерации ставки платы и произведения разницы между фактическими объемами забора воды и (или) сброса сточных вод и установленными лимитами на увеличенные в пять раз ставки платы, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных льгот.

Сумма платы за пользование водными объектами без изъятия водных ресурсов определяется как произведение фактических показателей соответствующего вида пользования водным объектом на установленные ставки платы.

Для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ, ставки платы устанавливаются в тысячах рублей в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов. При этом сумма платы в расчете на отчетный период определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы с коэффициентом 0,25.

Плата за пользование водными объектами полностью включается в себестоимость продукции (в пределах лимита и сверх лимита водозабора или сброса).

Общая сумма платы рассчитывается как произведение фактических объемов пользования водными объектами на ставки платы. При этом в федеральный бюджет направляется 40 процентов общей суммы платы (без учета льгот), а в бюджеты субъектов Федерации — 60 процентов. Не менее 50% собранных средств должны направляться на природоохранные цели.

Примеры расчетов по платежам за пользование водными объектами

Примеры расчетов по платежам за пользование водными объектами

А.В. Петелин,
советник налоговой службы I ранга

Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” определены минимальные и максимальные ставки платы по видам пользования водными объектами.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818 утверждены минимальные и максимальные ставки платы по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам. Исходя из этих ставок, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации утверждают конкретные ставки платы по категориям плательщиков, в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов.
Ниже приводятся примеры расчета платы по видам пользования водными ресурсами исходя из конкретных объемов забора воды и других показателей, относящихся к платежной базе. Ставки, применяемые в расчетах, взяты в пределах их минимальных и максимальных значений, определенных указанным выше постановлением Правительства РФ.

Расчет платы для предприятий теплоэнергетики

Предприятие теплоэнергетики произвело в отчетном периоде забор воды в объеме 30 тыс. м3, в том числе для технологических нужд — 25 тыс. м3, для нетехнологических нужд — 5 тыс. м3, а сброс сточных вод составил 16 тыс. м3.
Предполагается, что в регионе установленные законодательным органом ставки платы составляют: за забор воды в пределах лимита для технологических нужд промышленных предприятий — 50 руб. за тыс. м3, для нетехнологических нужд — 100 руб. за тыс. м3; за сброс сточных вод — 13 руб. за тыс.м3.
В соответствии с п. 10 инструкции Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами” (далее по тексту — Инструкция N 46) размер ставок платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, должен составлять 30 % ставок платы, устанавливаемых законодательными органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод.
Таким образом, размеры ставок платы для данного предприятия составят:

Расчет платы для плательщиков, осуществляющих использование акватории водных объектов для лесосплава

1. Организация произвела сплав 7000 м3 леса на расстояние 600 км по реке Лена. Если ставка платы при таком виде водопользования установлена в регионе в размере 595 руб. за тыс. м3 на каждые 100 км сплава (макс. размер), то сумма платы составит:
7 * 595 * 600 : 100 = 24 990 руб.
2. Организация произвела сплав 5000 м3 леса первоначально на расстояние 300 км по реке Обь с последующим сплавом по рекам этого бассейна на расстояние 200 км.
Если ставка платы при таком виде водопользования установлена в регионе реки Обь в размере 596 руб. за тыс. м3 на каждые 100 км сплава (макс. размер), а для других рек этого бассейна 339 руб. за тыс. м3 на каждые 100 км сплава (мин. размер), сумма платы составит:
5 * 596 * 300 : 100 + 5 * 339 * 200 : 100 = = 12 330 руб.

Расчет платы для плательщиков, использующих водные объекты для целей гидроэнергетики

Организация имеет на балансе 2 гидроэлектростанции.
Гидроэлектростанция на реке Кубань выработала за отчетный период 10 млн кВт.-час электроэнергии. Предположим, что ставка платы для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций в бассейне реки Кубань, установлена в максимальном размере и составляет 4,6 руб. за одну тыс. кВт.-час вырабатываемой электроэнергии.
Сумма платы составит:
10 000 * 4,6 = 46 000 руб.
Гидроэлектростанция на реке Волга выработала за отчетный период 20 млн кВт.-час электроэнергии. Установленная ставка платы для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций в бассейне реки Волга, составляет 4,0 руб. за одну тыс. кВт.-час вырабатываемой электроэнергии.
Сумма платы составит:

20 000 * 4,0 = 80 000 руб.
Общая сумма платы будет равна:
46 000 + 80 000 = 126 000 руб.

Расчет платы для плательщиков, осуществляющих использование акватории водных объектов для добычи полезных ископаемых и других целей

1. Предприятие при осуществлении добычи полезных ископаемых занимает площадь акватории водного объекта 4 км2. По такому пользованию водными объектами в регионе установлена ставка платы в размере 5 тыс. руб. в год за один км2 площади.
Кроме того, предприятие осуществляет поисково-съемочные работы на площади 10 км2*.
——
* Данный вид пользования не является объектом платы (см. п. 6 Инструкции № 46)

Сумма платы за пользование водными объектами составит:
4 * 5000 * 0,25* = 5000 руб.
——
* В соответствии с подпунктом 14.1. Инструкции № 46 сумма платы за данный вид пользования определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы с коэффициентом 0,25
2. Предприятие осуществляет следующие виды использования акватории водных объектов:
а) размещение объектов организованной рекреации — 3 км2. За этот вид пользования в регионе установлена ставка платы в размере 4000 руб. в год за км2 площади;
б) плавательные средства — 0,4 км2. Ставка платы в размере 2500 руб.;
в) размещение коммуникаций — 0,2 км2. Ставка платы в размере 2000 руб.;
г) размещение оборудования по охране вод — 0,1 км2*.
——
* Данный вид пользования не является объектом платы (см. п. 6 Инструкции № 46)
Сумма платы составит:
(3 * 4000 + 0,4 * 2500 + 0,2 * 2000) * 0,25** = 3350 руб.
——
** В соответствии с подпунктом 14.1. Инструкции № 46 сумма платы за данный вид пользования определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы с коэффициентом 0,25
3. Предприятие в Центральном экономическом районе осуществляет следующие виды использования акватории водных объектов:
а) размещение зданий, сооружений — 1 км2. Ставка платы — 5600 руб.;
б) размещение установок и оборудования — 0,5 км2. Ставка платы — 5000 руб.;
в) проведение буровых и строительных работ — 0,4 км2. Ставка платы — 2600 руб.;
г) проведение дноуглубительных работ для эксплуатации гидротехнических сооружений — 0,3 км2*.
——
* Данный вид пользования не является объектом платы (см. п. 6 Инструкции № 46)
Сумма платы составит:
(1 * 5600 + 0,5 * 5000 + 0,4 * 2600) * 0,25 = 2285 руб.
Расчет платы при осуществлении пользования водными объектами при заборе воды и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов
Промышленной организации на отчетный период установлены лимиты:
— по забору воды для производственных нужд — 20 тыс. м3;

— по сбросу сточных вод — 15 тыс. м3.
Фактический забор воды в отчетном периоде был равен 34 тыс. м3, в том числе сверхлимитный — 14 тыс. м3 . Сброс сточных вод составил 25 тыс.м3, в том числе сверх лимита — 10 тыс. м3.
Установленные ставки платы в регионе:
— для производственных нужд — 100 руб./тыс.м3;
— за сброс сточных вод в пределах лимита — 16 руб./тыс.м3.
Учитывая, что данное предприятие превысило лимиты по забору воды и сбросу сточных вод в расчете платы применяются повышенные в пять раз ставки на соответствующие объемы этого превышения (см. п. 5 ст. 4 Федерального закона N 71-ФЗ и п. 11 Инструкции N 46).
Таким образом, за объем забора воды сверх лимита применяется ставка 500 руб./тыс. м3 (100 * 5) и за объем сброса сверх лимита — 80 руб./тыс. м3 (16 * 5).
Сумма платы составит:

20 * 100 + 14 * 500 + 15 * 16 + 10 * 80 = 10 040 руб
забор сброс

Расчет платы для плательщиков, забирающих воду для водоснабжения населения и других нужд

Организации на отчетный период установлены лимиты:
— забора воды для водоснабжения населения в размере 50 тыс.м3. Ставка платы — 30 руб./тыс. м3;
— забора воды для других нужд 10 тыс. м3. Ставка платы — 90 руб./тыс. м3;
— сброса сточных вод — 15 тыс. м3. Ставка платы — 13 руб./тыс. м3.
Фактический забор воды в отчетном периоде составил 70 тыс. м3, то есть сверхлимитный составил 10 тыс. м3. Однако весь забор воды был использован только для водоснабжения населения.
В этом случае ставка за сверхлимитный объем забора не повышается и применяется в размере 30 руб./тыс.м3 (см. п. 9 Инструкции N 46).
Фактический объем сброса сточных вод составил 17 тыс. м3, то есть сверх лимита — 2 тыс. м3. В этом случае льготы не предусмотрены и применяется повышенная в пять раз ставка на соответствующий объем этого превышения (см. п. 11 Инструкции N 46), которая составит 65 руб./тыс. м3 (13 * 5).
Сумма платы составит:
70 * 30 + 15 * 13 + 2 * 65 = 2425 руб.

Расчет платы для плательщиков, осуществляющих безлицензионное пользование водными объектами

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии или разрешения (см. п. 11 Инструкции N 46).
В связи с этим, в случае выявления фактов безлицензионного пользования отдельными предприятиями, расчет платы должен производиться по ставкам, установленным законодательным органом субъекта Российской Федерации для соответствующей категории пользователей водными объектами.
Например, у такого предприятия фактический забор воды для промышленных нужд составил 35 тыс. м3, а сброс сточных вод — 30 тыс. м3.
Установленные ставки платы в регионе по данному виду пользования:
— для производственных нужд — 100 руб./тыс. м3;
— за сброс сточных вод в пределах лимита — 15 руб./тыс. м3;
Сумма платы составит:
35 * 100 * 5 + 30 * 15 * 5 = 19 750 руб.

Расчет платы при сбросе сточных и других вод в водные объекты

Предприятие осуществляет сброс дренажных и сточных вод.
Лимит за сброс сточных вод установлен в объеме — 50 тыс. м3
Лимит за сброс дренажных вод, концентрация вредных веществ в которых не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике, предприятию не установлен, так как этот вид сброса не относится к объекту платы (см. п. 6 инструкции N 46)
Ставка платы за сброс сточных вод — 15 руб. /тыс. м3.
Фактический сброс составил 90 тыс. м3, в том числе:
сброс сточных вод в пределах лимита — 50 тыс. м3;
сброс сточных вод сверх лимита — 30 тыс. м3;
сброс дренажных вод всего — 10 тыс.м3,
из него в т.ч. с превышением концентрации вредных веществ по сравнению с водоприемником — 5 тыс. м3.
Платежной базой являются:
а) объем сброса сточных вод, включая сверхлимитный (50 + 30);
б) объем сброса дренажных вод с превышением концентрации вредных веществ (5).

СТАВКИ
ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

О коэффициентах, применяемых к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1509. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 876 (ред. от 29.12.2017) «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876 КонсультантПлюс: примечание. О ставке платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения за 1 тыс. куб. метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, см. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1509.

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.2007 N 832, от 26.12.2014 N 1509, от 29.12.2017 N 1690)

  • I. Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования
  • II. Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их отдельных частей в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования
  • III. Ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии
  • IV. Ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей

Открыть полный текст документа

Плата за пользование водным объектом

Плата за пользование водными объектами в России осуществляется двумя способами:

— через водный налог (гл.25.2 НК РФ);

— плата по договорам водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование (ст. 12 ВК РФ).

1. Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, занимающиеся водопользованием на основании решений Правительства РФ либо региональных органов исполнительной власти, а также лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, заключенных (принятых) до введения в действие Водного кодекса РФ (т. е. до 01.01.2007г.).

Если срок действия указанных решений, лицензий и договоров истек после введения в действие Водного кодекса РФ, а также, если возникло право пользования объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов после 01 января 2007 года, то организации и физические лица, занимающиеся водопользованием осуществляют плату по договорам водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В категорию плательщиков водного налога включены организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством России. В соответствии со статьей 86 Водного кодекса Российской Федерации, к специальному водопользованию относится использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Согласно статье 27 Водного кодекса, водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. При этом для собственных нужд гражданин вправе свободно использовать водные объекты. При осуществлении предпринимательской деятельности он является налогоплательщиком водного налога.

Следует обратить внимание на то, что в целях определения объемов забора воды налоговыми органами могут быть затребованы от налогоплательщика документы, необходимые для проверки расчетов суммы водного налога. В случае отсутствия у налогоплательщика ведения учета объем забранной воды, объемы рассчитывается, исходя из учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии либо другими косвенными методами.

Не признается объектом налогообложения:

— забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

— забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и аварий;

— забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

— забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

— забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

— использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах;

— использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды;

— использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

— использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

— использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

— использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

— особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

— забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

— забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

— использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Другие виды водопользования подлежат налогообложению на общих основаниях, в связи, с чем необходимо ведение раздельного учета объектов налогообложения.

Налоговым периодом для всех категорий плательщиков является квартал. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 5 ВК РФ предусмотрено, что к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 25.10.2006 г. N 173-ФЗ) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в нем целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Это норма относится и к случаям использования недр для добычи подземных вод.

2. В соответствии со статьей 11 Водного Кодекса водные объекты с 1 января 2007 года предоставляются в пользование только на основании договора водопользования. По договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату (статья 12 ВК РФ). Согласно п. 1 статьи 13 ВК РФ договор водопользования должен содержать:

1. сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2. цель, виды и условия использования водного объекта или его части;

3. срок действия договора водопользования;

4. размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5. порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6. ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ставки за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №876 и действуют, начиная с 1 января 2007 года.
Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (Правила), утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 №764 и действуют также с 1 января 2007 года.

Правила устанавливают порядок расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, предоставляемыми на основании договоров водопользования для:

— осуществления забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей;

— использования водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;

— использования акватории водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей.

Расчет размера платы, предусматриваемой договором водопользования, производят физические и юридические лица, приобретающие право пользования поверхностными водными объектами или их частями.

Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы.

Платежной базой является:

— для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период;

— для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;

— для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Кроме того, в соответствии с условиями договора водопользования при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, при уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, плательщики производят перерасчет размера платы.

Перерасчет производится по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода. При перерасчете размера платы фактическая платежная база рассчитывается, во-первых, как фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта или его части, определяемый на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования. Или фактическая платежная база рассчитывается как фактическое количество произведенной электроэнергии, определяемое на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры или с помощью других методов на условиях и в порядке, которые установлены в договоре водопользования.

Плата вносится по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. Платежным периодом признается квартал.

Правительство Архангельской области

УВЕДОМЛЕНИЕ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, ЗАКЛЮЧИВШИМ ДОГОВОРЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКВАТОРИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2017 № 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» начиная с 01.01.2018 устанавливается повышенная базовая ставка платы за использование акватории поверхностных водных объектов для рек бассейна Белого моря – 321,6 тысячи рублей за 1 кв.км площади в год.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», с округлением до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления применяются:

в 2018 году с коэффициентом 1,75;

в 2019 году с коэффициентом 2,01;

в 2020 году с коэффициентом 2,31;

в 2021 году с коэффициентом 2,66;

в 2022 году с коэффициентом 3,06;

в 2023 году с коэффициентом 3,52;

в 2024 году с коэффициентом 4,05;

в 2025 году с коэффициентом 4,65;

начиная с 2026 года ставка платы за пользование водным объектом устанавливается с коэффициентом, определённым в соответствии с настоящим подпунктом для года, предшествующего году платежного периода, умноженным на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определённый Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году платежного периода.

В соответствии с действующим законодательством изменение размера платы и перерасчет размера платы за пользование водным объектом оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений к заключенным договорам водопользования.

Дополнительные соглашения к договору водопользования подлежат государственной регистрации в государственном водном реестре.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области