Планирование ФОТ на год

Как спланировать ФОТ на год?

Добрый день
1
При расчете фонда заработной платы следует помнить, что в него входит оплата труда в натуральной и денежной форме за отработанное и неотработанное время, премии и единовременные надбавки, симулирующие надбавки и выплаты, компенсации, связанные с тяжелыми условиями работы, выплаты на питание жилье, топливо, которые носят нерегулярный характер. При этом выплаты за неотработанное время подразумевают оплату труда подростков за неполный рабочий день, оплату учебных отпусков, оплату простоев, произошедших не по вине работника, оплату за время вынужденного прогула, оплату за время прохождения работником курсов повышения квалификации и т.д.
2
В состав единовременных поощрительных выплат входят премии по итогам года, разовые премии, компенсации за неиспользованный отпуск, материальная помощь, вознаграждения по итогам работы за год, вознаграждения за выслугу лет и т.д. Выплаты социального характера включают надбавки к пенсиям работающих на предприятии, оплату путевок, компенсацию женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, материальную помощь, оплату стоимости проезда к месту отдыха и т.д.
3
Рассчитать фонд оплаты труда можно, учитывая все имеющиеся на предприятии выплаты и надбавки. При этом расчет фонда заработной платы в организациях различной отрасли будет несколько отличаться. Рассмотрим пример расчета фонда оплаты труда в строительной фирме. Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала (АУП) рассчитывается, исходя из должностного оклада.
ДО = ТК х ТС, где
ДО – должностной оклад,
ТК тарифный коэффициент,
ТС – тарифная ставка рабочего 1 разряда.
4
Годовой фонда заработной платы единицы АУП будет определяться следующим образом:
ФОТ (АУП) год i = ДО х Кед х 12, где
К – количество штатных единиц по данной должности.
Годовой фонд всего АУП будет равен сумме фондов оплаты труда единицы АУП, умноженный на районный коэффициент.
5
Фонд оплаты труда рабочих рассчитывается по формуле:
ФОТ р = ФОТ раб + К(ФОТзсп + ФОТо),
ФОТ р кв = ФОТ р х %/100, где
ФОТ раб — фонд оплаты труда рабочих на годовую программу работ (по результатам расчетов),
ФОТ зсп, ФОТо — фонд оплаты труда соответственно заготовительно-складского персонала и охраны,
К — коэффициент премирования рабочих (по результатам расчетов),
% — процент из календарного графика.
Это теория.
Советую Вам сделать два расчета — первый то, что Вам надо, а второй из того, что они хотят, но по всем правилам.
Допустим (все условно)
№№ Должность Месячный оклад Кол-во ставок Итого за год
1 — Директор — 100 — 1 — 1 200
2 — Гл бухгалтер — 90 — 1 — 1 080
3 — Вед. спец — 80 — 2 — 1 920
4 — Менеджер — 50 — 5 — 3 000
….
12 — МОП — 5 — 2 — 120
Итого — — 40 — 20 000
ФОТ за год 20 000
Дополнительная зарплата (рассчитываете) 2 000
Налоги ( рассчитываете) 9 000
Итого Вам надо 31 000, а вам оставили 15 000. Соответственно, Вы должны посмотреть из чего складывается дополнительная зарплата ( может придется менять коллективный договор). Не подходит? Тогда остается только сокращение или же уменьшение должностных окладов. (Предложите директору))))

Фонд оплаты труда: принципы его формирования

Фонд оплаты труда – это сумма средств субъекта хозяйствования, предназначенных для выплаты заработной платы.

Расчет

При осуществлении любого производственного процесса должны быть учтены различные затраты с целью формирования достоверной себестоимости продукции. Одна из значительных затратных статей – заработная плата сотрудников. Именно из средств, которые непосредственно идут на оплату данной статьи расходов, формируется фонд оплаты труда. Данный показатель можно представить в виде формулы:

ФОТ = ОЗ + ДЗ + ОС, где:

  • ОЗ – основная зарплата сотрудников предприятия;
  • ДЗ – дополнительная зарплата;
  • ОС – отчисления в различные социальные фонды.

Исходя из деления заработной платы на основную и дополнительную, существуют и различные фонды для ее выплаты.

Фонд оплаты основного заработка рассчитывается на основании суммы расценок на готовую продукцию, умноженную на запланированный объем. Нельзя забывать и о причитающейся премии основным работникам, которая исчисляется, исходя из 60% заработной платы.

Таким образом, основная заработная плата должна равняться сумме начислений и премии. Сюда также могут входить и такие дополнительные выплаты, как материальная помощь, премия за особые заслуги и т. п.

При расчете заработной платы служащих принимается во внимание месячный оклад, количество работников согласно штатному расписанию, количество месяцев, в которых они работали, и норматив причитающейся премии.

Начисления на фонд оплаты труда

В соответствии с действующим законодательством, на суммы заработной платы делаются соответствующие начисления в размере 39,5%. Из полученной суммы перечисляются в различные страховые фонды суммы в таких размерах:

— 29% — Пенсионный фонд;

— 3,6% — медицинское страхование;

— 5,4% — социальное страхование;

— 1,5% — фонд занятости.

Основное предназначение ФОТ

Экономистами данный термин довольно успешно используется при планировании производства, а также в процессе реализации управленческих функций в финансовой сфере субъекта хозяйствования. Фактически ими определяется суммарный объем затрат на персонал, которые может понести предприятие в текущем месяце, квартале или году. При этом во внимание принимаются соответствующие фактические показатели предыдущего периода и анализируется обоснованность их выплаты. Так, в процессе осуществления такого мониторинга выявляются разовые выплаты, которых можно избежать в этом периоде, но должны быть учтены и иные расходы, связанные, например, с выходом сотрудников на пенсию (может быть выплачено дополнительное пособие), либо с увеличенной материальной помощью (за высокие результаты труда).

Исходя из практики, фонд оплаты труда формируется по среднему показателю. Принимаются во внимание соответствующие параметры не менее чем за три предыдущих периода.

Особенности определения ФОТ

Если речь идет о предприятиях сектора торговли, то фонд оплаты труда формируется из расчета прогнозируемых продаж. Это связано с тем, что на предприятиях данной сферы действует сдельная система оплаты, и сотрудникам начисляется заработная плата в процентном соотношении, исходя из объемов реализованной продукции. Аналогичный принцип действует и в производственном секторе экономики.

В сфере обслуживания в основном действует повременная система, предусматривающая начисление зарплаты за фактически отработанные часы.

Таким образом, фонд оплаты труда в прогнозных размерах закладывается в структуру планируемых расходов. Данный показатель находит свое отражение в движении денежных средств, а также при формировании бюджета предприятия.

Различия в сумме ФОТ при формировании себестоимости и выплате зарплаты

На слух термины о фактической выплате заработной платы и расходы самого субъекта хозяйствования на данную статью достаточно созвучны, но необходимо помнить об их кардинальных различиях. При расчете суммы себестоимости готовой продукции должен быть использован принцип начисления (ведется учет причитающихся работникам выплат). Иногда фактическая выплата несколько отличается от начислений в связи с переходами части зарплаты на следующий месяц. Так, зачастую оплата осуществляется в два этапа: аванс и окончательный расчет за месяц. И именно вторая часть может быть выплачена в первой декаде следующего месяца.

Образец формирования фонда

Например, в мае сотрудникам на предприятии сформирован фонд оплаты труда в сумме 7 миллионов рублей. В этом же месяце, в самом начале, выплачен остаток зарплаты апреля в сумме 1,5 миллиона. Также произведена выдача аванса за май в сумме 3,5 миллиона. Поэтому фактически выплаты зарплаты составили 5,0 миллионов рублей (1,5 + 3,5), а фонд оплаты труда – 7 миллионов рублей.

Вывод

Подытоживая изложенный материал, можно сформулировать следующие выводы:

— Фонд оплаты труда должен включать в себя абсолютно все начисления, которые причитаются работникам за выполнение ими своих функциональных обязанностей в течение того месяца, в котором данное начисление было сделано. Полученный результат не может учитываться ни в каком другом отчетном периоде.

— Сумма финансовых средств, предназначенных для выплаты зарплаты, должна включать в себя объем всех денежных выплат, исходя из обязательств субъекта хозяйствования по расчетам с работниками, у которых срок уже наступил. Поэтому указанная сумма может включать в себя обязательства как по текущим, так и по предыдущим периодам.

Планирование фонда оплаты труда — это процесс аккумулирования сумм, необходимых для выплат работникам зарплат и других видов денежных вознаграждений. Формирование ФОТ происходит на основании данных о деятельности предприятия: плановых показателей и размеров предстоящих затрат. В статье приведены методы расчета ФОТ.

Планирование фонда оплаты труда (ФОТ) необходимо каждому предприятию, хотя бы на формальном уровне, так как он составляет в среднем 50–70 % всех расходов организации или индивидуального предпринимателя (показатель может различаться в разных отраслях).

Самый важный и дорогостоящий ресурс — это кадры, поэтому формирование фонда оплаты труда должно производиться обдуманно, так, чтобы развивать все сферы деятельности предприятия пропорционально их нуждам, поощрять работников и создать необходимую мотивацию результативного и производительного труда.

Значение ФОТ для предприятия

Грамотно формировать ФОТ необходимо, чтобы контролировать издержки предприятия, оптимально перераспределять доход и оптимизировать затраты. Фонд составляется на определенный период: чаще всего на год, но может быть на квартал или полугодие. Анализ изменений за предшествующие периоды позволит сопоставить плановые и действительные расходы.

Как планировать размер

Для этого необходимо иметь точные сведения о численности штата, продолжительности рабочего времени, графике труда. При формировании нужно учесть не только размер заработной платы, но и возможные премии (исходя из предшествующих периодов или с учетом необходимых допущений, классности работников и т. д.). Важный момент — принять во внимание достаточность размера этих выплат.

Единой формулы нет, на некоторых предприятиях применяется система мотивации в виде отчислений процента от прибыли, на других — фиксированные премии при выполнении плана и т. д. В этом случае в расчеты необходимо закладывать размер планируемой прибыли и другие данные.

Обобщенная формула выглядит следующим образом:

ФОТ = ЧРП × ЗПСР + НП × К,

где:

  • ЧПР — средняя ожидаемая численность штата предприятия;
  • ЗПСР — з/п средняя;
  • НП — надбавки и премиальные выплаты;
  • К — временной горизонт планирования (3, 6 или 12 месяцев).

Методы формирования ФОТ

Поэлементный метод

В этом случае главным показателем является фонд оплаты труда, высчитываемый для каждого класса сотрудников отдельно. То есть образуется фонд, например, для руководящего состава, работников «на сделке», офисных служащих и временных работников.

Формула для сдельщиков:

ТСТ × Ф × ЧСД × КВН,

где:

  • ТСТ — тарифная ставка;
  • Ф — годовой фонд эффективного времени одного трудящегося;
  • ЧСД — численность сотрудников;
  • КВН — коэффициент выполнения нормы.

В формуле для временщиков применяются те же показатели, кроме КВН. Для руководителей и специалистов применяется общая формула.

Метод экстраполяции

При использовании этого метода более глубоко исследуются внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия. Сначала изучаются данные за предшествующий период, затем производится планирование на следующий. Затем анализируются отклонения в процентном и натуральном выражении и высчитывается, какие затраты можно сократить. Проект ФОТ согласуется со специалистами и руководством.

Нормативный

Здесь используются показатели, характеризующие уровень прироста производства и затрат. Определенный норматив умножается на коэффициент, характеризующий эффективность и результативность деятельности компании.

Сам норматив определяется следующим образом:

(ФОТЧ / ОТЧ) × ((100 + ДПТ × КЗП / ПТ) / (100 + ДПТ)),

где:

  • ФОТЧ — обсуждаемый показатель в отчетном периоде;
  • ОТЧ — объем произведенной продукции;
  • ДПТ — процент прироста производительности согласно плану развития;
  • КЗП / ПТ — соотношение темпов роста заработка к производительности работы.

Приростный норматив рассчитывается так:

ФИСХ × (ДО × НФ + 100 / 100),

где:

  • ФИСХ — исходный размер обсуждаемого показателя;
  • ФОТЧ — по итогу месяца;
  • НФ — прирост показателя на каждый процент роста объема реализованной продукции;
  • ДО — прирост объема реализованного товара в процентах.

Из чего состоят выплаты

В обсуждаемый показатель включаются все выплаты за отработанное и неотработанное время, поощрительные выплаты, все социальные и компенсационные выплаты.

28 Планирование фонда оплаты труда

Оплата труда работников предприятия осуществляется за счет и в рамках фонда заработной платы работников (ФЗП) предприятия. Основу его составляет фонд оплаты труда. Предприятия самостоятельно планируют сумму средства, предназначенные для выплаты работникам, выбирают формы и системы оплаты труда, разрабатывают систему планирования.

Главной целью планирования оплаты труда является обеспечение высоких конечных результатов производства, непосредственной зависимости размера оплаты труда от объема работ и прибыли.

Средства, направляемые на оплату труда, образуют фонд заработной платы (ФЗП), который состоит из фонда оплаты труда (ФОТ) и средств, выплачиваемых из прибыли. Фонд оплаты труда входит в состав себестоимости продукции (работ, услуг) и регламентируется действующими нормативными документами, в первую очередь положением о составе затрат, включаемых в себестоимость. Размер средств, направляемых предприятием из прибыли, зависит от результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Планирование оплаты труда включает:

  • планирование фонда заработной платы;

  • планирование средней заработной платы.

Исходными данными для планирования фонда оплаты труда являются:

  • производственная программа;

  • численность работающих по категориям;

  • действующая тарифная система;

  • нормы труда;

  • расценки на изделия, детали;

  • штатное расписание;

  • применяемые формы и системы заработной платы;

  • законодательные акты по труду.

Определение средств на оплату труда происходит на основе плановой численности и установленных должностных окладов (тарифных ставок), которые учитывают минимальный размер оплаты труда и разряд работника по единой тарифной сетке.

Планирование фонда оплаты труда на предприятии может осуществляться с помощью следующих методов:

  • по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда;

  • на основе средней заработной платы;

  • нормативный;

  • поэлементный (метод прямого счета).

Планирование ФОТ по достигнутому уровню базового фонда оплаты труда. В основе данного метода лежит базовый фонд оплаты труда (ФОТбаз), планируемый коэффициент роста объема производства (Коп), планируемое сокращение численности (Эч) и среднегодовая заработная плата одного работника в плановом периоде (ЗПср):

Хотя этот метод и получил широкое применение в практике, ему присущ большой недостаток: в плановый фонд переносятся все нерациональные выплаты заработной платы, имевшие место в базисном году, следовательно, он не нацеливает коллектив на эффективное использование живого труда.

Планирование ФОТ на основе средней заработной платы. В основе данного метода лежат плановая численность работников по категориям (Чсп) и планируемая средняя заработная плата одного работника данной категории (ЗПС):

где ЗПб – достигнутый уровень заработной платы работника i-й категории, руб.;

Кзп – планируемый коэффициент роста средней заработной платы i-й категории работников.

Данный метод более точен, сложность его применения связана со сложностью обоснования планового уровня заработной платы.

Нормативный метод планирования фонда оплаты труда.

В настоящее время выделяют два варианта нормативного метода: уровневый и приростный.

При уровневом нормативном методе ФОТ определяется на основе планируемого объема выпуска продукции (товарной, валовой) в стоимостном (трудовом) выражении (ОП) и планового норматива заработной платы на один рубль (нормо-час) объема продукции (Нзп):

где ФОТб – фонд оплаты труда в базисном периоде за вычетом относительного перерасхода;

ОПб – фактический объем производства базисного года, р. или нормо-часы;

ЗП – плановый суммарный прирост средней заработной платы по отношению к базисному периоду, %;

ПТ – плановый прирост производительности труда, %.

Прирост средней заработной платы (ЗП) определяется по формуле:

где Нз – норматив прироста в % средней заработной платы на один процент повышения производительности труда.

Использование данного метода требует наличия стабильных нормативов.

Приростный нормативный метод базируется на нормативе прироста ФОТ на один процент прироста объема производства (∆Нзп):

Данный метод, в отличие от вышерассмотренного, характеризуется большим стимулирующим эффектом и получил широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой.

Нормативные методы достаточно активно применяются и в отечественной практике.

Поэлементный метод (метод прямого счета) предусматривает подробный ее расчет каждой статьи планового фонда оплат труда раздельно по категориям:

где ЗПiпл – среднегодовая заработная плата одного работника;

Чiпл – плановая численность, i-й категории персонала, чел.;

Планирование ФОТ основных производственных рабочих предполагает выделение основной и дополнительной заработной платы.К основной заработной плате рабочих относят прямую заработную плату и премии в соответствии с действующим премиальным положением.К дополнительной заработной плате относят различные выплаты, предусмотренные законодательством о труде.

Расчет прямого ФОТ рабочих ведется отдельно для сдельщиков и повременщиков.

Для сдельщиков прямой фонд оплаты труда рассчитывается по формуле:

где ОПi — объем производства i-х изделий (работ, услуг) в плановом периоде;

n – количество наименований изделий (работ, услуг);

Рсi – суммарная планируемая сдельная расценка на i-e изделие по предприятию (подразделению).

Сдельная расценка за единицу изделия (работы, услуги) представляет собой сумму сдельных расценок по всем операциям технологического процесса.

Данный фонд оплаты труда может быть определен на основе трудоемкости производственной программы (Т) в нормо-часах и среднечасовой тарифной ставке (ТСсд) в рублях:

ФОТ=Т*ТСсд

где ТСi – часовая тарифная ставка i-го разряда, руб.;

Чi – численность рабочих i-го разряда;

n – количество разрядов рабочих.

Прямой фонд оплаты труда основных рабочих, оплачиваемых по повременным системам, рассчитывается, исходя из планового фонда времени одного рабочего, их численности и соответствующей среднечасовой тарифной ставки.

Планирование фонда оплаты труда рабочих предусматривает расчет часового фонда, дневного и месячного (квартального, годового).

На рассчитанный прямой фонд оплаты труда начисляются доплаты в соответствии с действующим законодательством – премиальный фонд оплаты труда рабочих и доплаты компенсирующего характера.

Все указанные виды оплат (прямой, премиальный фонд и различные виды доплат) составляют часовой фонд оплаты труда рабочих. В плановый дневной фонд включаются часовой фонд оплаты, а также различные доплаты, входящие в состав отработанных человеко-дней (рис.14).

Месячный (квартальный, годовой) фонд оплаты труда рабочих включает весь дневной фонд, а также доплаты, не учитываемые при расчете часового и дневного фондов: оплата основных и дополнительных отпусков, выплат выходных пособий, компенсации за неиспользованный отпуск и т.д. (рис.14).

Планирование фонда оплаты труда служащих осуществляется на основании установленных месячных должностных окладов (ДОi) каждой категории, среднемесячной численности этих работников по штатному расписанию (Чслi) и числа месяцев работы в данном периоде (П):

где Дn — сумма прочих доплат, включаемых в фонд оплаты труда i-й категории служащих (работа в выходные дни, ночные часы и т.д.).

Отдельно планируются фонды оплаты учеников (ФОТуч) и прочих категорий персонала (ФОТпр).

Фонд оплаты труда промышленно–производственного персонала (ФОТпп) равен:

Фонд оплаты труда предприятия рассчитывается путем добавления к ФОТ промышленно–производственного персонала ФОТа работников непромышленной группы.

Как уже отмечалось ранее, кроме ФОТ в фонд заработной платы входят выплаты из фонда потребления, формируемого за счет чистой прибыли предприятия. Размеры фонда потребления и направления его использования устанавливаются в финансовом плане. Обычно, на заработную плату направляется часть фонда потребления, а остальная часть передается в распоряжение руководства и используется для стимулирования работников предприятия. При планировании средней заработной платы устанавливают среднюю заработную плату по категориям персонала. Различают среднечасовую, среднедневную, среднемесячную (среднегодовую) заработную плату. Каждая из них определяется делением соответствующего планового фонда на количество отработанных часов, человеко-дней, среднесписочную численность.

Средняя заработная плата может определяться и рассчетно-аналитическим методом, исходя из отдельных факторов:

  • повышение минимума заработной платы;

  • изменение условий труда;

  • сокращение потерь рабочего времени;

  • рост производительности труда;

  • изменение удельных весов отдельных категорий и т.д.

Для каждого фактора отдельно рассчитывается соответствующий индекс. Совокупное влияние всех факторов определяется перемножением этих индексов.

При планировании заработной платы необходимо обеспечивать опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.

Коэффициент, отражающий соотношение темпов роста производительности труда (ПТ) и средней заработной платы (ЗПср), определяется по формуле:

Для выполнения данной задачи на предприятиях должны максимально использоваться все резервы роста производительности труда. В результате определиться возможный прирост заработной платы на 1% повышения производительности труда.

Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения

Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся и поправочным коэффициентом, и отражается в смете образовательного учреждения.

Фонд оплаты труда рассчитывается по следующей формуле:

ФОТ = N х К x Д х У, где:

ФОТ – фонд оплаты труда образовательного учреждения;

N – норматив финансирования на реализацию государственного стандарта;

К – повышающий коэффициент для данного образовательного учреждения

Д – доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию государственного стандарта, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

У – количество учащихся в образовательном учреждении.

  1. Формирование централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений

2.1. Орган местного самоуправления (учредитель образовательного учреждения) формирует централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений (например, в объеме 5% от ФОТ по муниципалитету) по следующей формуле:

ФОТцст = ФОТ х ц, где:

ФОТцст – отчисление в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;

ФОТ – фонд оплаты труда образовательного учреждения;

ц – централизуемая доля ФОТ.

(Рекомендуемый размер централизуемой доли ФОТ – 5%. Размер или диапазон ц устанавливается органом местного самоуправления)

2.2. Распределение централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом органа местного самоуправления (приложение 1), в котором могут учитываться:

результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся каждой ступени обучения, в том числе в форме ЕГЭ на 3-й ступени и других независимых внешних формах оценки качества обучения на 1-й и 2-й ступени;

результаты аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, соблюдение лицензионных условий;

физическое и психическое здоровье учащихся (по результатам мониторинга);

создание благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);

количество преступлений и административных правонарушений, совершенных учащимися образовательных учреждений;

количество обучающихся, отчисленных из образовательных учреждений до достижения ими 15-летнего возраста и не продолжающих обучение в других образовательных учреждениях или организациях;

участие образовательных учреждений в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.

  1. Распределение фонда оплаты труда образовательного учреждения

3.1. Образовательное учреждение, самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента, и доведенном до образовательного учреждения, долю:

на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

на заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам (ФОТоу).

3.2. Фонд оплаты труда образовательного учреждения состоит из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части (ФОТст).

ФОТоу = ФОТб + ФОТст

Объем стимулирующей части определяется по формуле:

ФОТст = ФОТоу х ш, где

ш – стимулирущая доля ФОТоу.

(Рекомендуемый диапазон ш от 20 до 40%. Значение ш определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно).

3.3. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей (руководитель образовательного учреждения, руководитель структурного подразделения, заместители руководителя и др.), педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс (учителя, преподаватели), учебно-вспомогательного (воспитатели, воспитатели групп продленного дня, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, вожатые, организаторы внеклассной и внешкольной работы и др.) и младшего обслуживающего (лаборанты, уборщики, дворники, водители и др.) персонала образовательного учреждения и складывается из:

ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТувп + ФОТмоп, где:

ФОТауп – доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;

ФОТпп – доля фонда оплаты труда для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;

ФОТувп – доля фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;

ФОТмоп – доля фонда оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.

3.4. Руководитель образовательного учреждения формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда:

фонд оплаты труда для педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс (ФОТпп), устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовой год;

фонд оплаты труда для руководителей, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (ФОТуп) устанавливается в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Объем фонда оплаты труда педагогического персонала определяется по формуле:

ФОТпп = ФОТоу х пп, где

пп – доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс в общем ФОТ.

(Рекомендуемое оптимальное значение пп – 70%. Значение или диапазон пп определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением).

3.5. Оплата труда работников образовательных учреждений производится на основании трудовых договоров между руководителем учреждения и работниками.

Как правило, при введении новой системы оплаты труда, в рамках штатного расписания в образовательном учреждении доли фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, и для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала, сохраняются в объеме не менее фактического уровня за предыдущий учебный год.

Однако, при сокращении фонда оплаты труда для административно-управленческого, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала будет соответственно увеличиваться фонд оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс.

Тем самым, закрепляется заинтересованность руководителя учреждения в обеспечении сбалансированного штатного расписания.

  1. Определение стоимости бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении

4.1. Базовая часть фонда оплаты труда для педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс (ФОТпп) состоит из общей части (ФОТо) и специальной части (ФОТс).

Объем специальной части определяется по формуле:

ФОТс = ФОТпп х с, где

с – доля специальной части ФОТпп. (Рекомендуемое значение с – 30 %. Значение с устанавливается образовательным учреждением самостоятельно).

4.2. Общая и специальная части фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс, распределяются исходя из стоимости бюджетной образовательной услуги на одного обучающегося с учетом повышающих коэффициентов (например, за сложность и приоритетность предмета, за обучение детей с отклонениями в развитии, за квалификационную категорию педагога).

4.3. Общая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах.

Для определения величины гарантированной оплаты труда педагогического работника вводится условная единица “стоимость 1 ученико-часа” как основа расчета бюджетной образовательной услуги.

Стоимость 1 ученико-часа – стоимость бюджетной образовательной услуги, включающей 1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником в соответствии с учебным планом.

Стоимость 1 ученико-часа рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно по определенной в данной модельной методике формуле, в пределах объема вышеуказанной составляющей фонда оплаты труда.

Таким образом, устанавливается пропорциональная зависимость гарантированной оплаты труда педагогического работника от объема его учебной нагрузки, то есть в случае уменьшения количества учебных часов в целом по образовательному учреждению стоимость 1 ученико-часа увеличивается.

Тем самым, создаются условия для обеспечения в образовательных учреждениях оптимальной наполняемости классов и предотвращения необоснованного расширения учебных планов.

4.4. Стоимость бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении (руб./ученико-час) может быть рассчитана по формуле:

ФОТо х 245
Стп = ———————————————————————————–,
(а1 х в1 + а2 х в2 + а3 х в3 + … + а10 х в10 + а11 х в11) х 365

где:

Стп – стоимость бюджетной образовательной услуги;

365 – количество дней в году;

245 – количество дней в учебном году;

ФОТо – общая часть фонда оплаты труда педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;

а1 – количество обучающихся в первых классах;

а2 – количество обучающихся во вторых классах;

а3 – количество обучающихся в третьих классах;

а11- количество обучающихся в одиннадцатых классах;

в1 – годовое количество часов по учебному плану в первом классе;

в2 – годовое количество часов по учебному плану во втором классе;

в3 – годовое количество часов по учебному плану в третьем классе;

в11 – годовое количество часов по учебному плану в одиннадцатом классе.

4.5. Учебный план разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Максимальная учебная нагрузка не может превышать нормы, установленные федеральным базисным учебным планом и санитарными правилами и нормами.

При этом должна быть обеспечена в полном объеме реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

4.6. В норму рабочего времени педагогических работников, применяемую образовательным учреждением при исчислении заработной платы, а соответственно и в стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час) входит аудиторная и неаудиторная занятость.*

4.7. Специальная часть фонда оплаты труда педагогического персонала, осуществляющего учебный процесс (ФОТс), включает в себя:

выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом РФ либо нормативными актами субъекта РФ (Рекомендуемая доля – 16 % ФОТпп, определяется образовательным учреждением самостоятельно);

повышающие коэффициенты (например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения и за квалификационную категорию педагога) (Рекомендуемая доля – 15 % ФОТпп, определяется образовательным учреждением самостоятельно).

Данной модельной методикой не предусмотрен учет стажа педагогической работы и уровня образования педагога, так как в качестве основных критериев, влияющих на заработную плату, используются критерии, отражающие результаты работы педагога.

4.8. Повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения (К) может определяться по четырем группам приоритетности предмета на основании следующих критериев:

участие предмета в итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ и других формах независимой аттестации;

дополнительная нагрузка педагога, обусловленная большой информативной емкостью предмета, постоянным обновлением содержания, наличием большого количества источников (например, литература, история, география), необходимостью подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования, неблагоприятными условиями для здоровья педагога (например, химия, биология, физика), возрастными особенностями учащихся (начальная школа);

специфика образовательной программы учреждения, определяемая концепцией программы развития и учет вклада в ее реализацию данного предмета.

4.9. Повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога (А) может, например, составлять:

1,05 – для педагогических работников, имеющих вторую категорию;

1,10 – для педагогических работников, имеющих первую категорию;

1,15 – для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

По завершении переходного (адаптационного) периода и апробации в субъектах Российской Федерации новой системы аттестации педагогических и руководящих работников, соответствующей требованиям Российской Федерации** в субъекте Российской Федерации могут быть введены более высокие коэффициенты (оптимально для первой категории – 1,15 и высшей категории – 1,4).

Новая система аттестации педагогических и руководящих работников должна предусматривать высокие требования к работникам, претендующим на присвоение первой и высшей квалификационных категорий и должна обеспечивать оптимальное соотношение работников указанных категорий к общему количеству.*** Высшая квалификационная категория может быть присвоена педагогу, опыт и результаты работы которого признаны педагогическим сообществом федерального или регионального уровня. Первая квалификационная категория может быть присвоена педагогу, опыт и результаты работы которого признаны педагогическим сообществом на региональном или муниципальном уровне.

Расчет окладов педагогических работников, осуществляющих учебный процесс

Оклад педагогического работника, осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:

О= Стп х У х П х К х А, где:

О – оклад педагога, осуществляющего учебный процесс;

Стп – расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);

У – количество обучающихся по предмету в каждом классе;

П – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;

К – повышающий коэффициент за сложность предмета;

А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога.

Если педагог ведет несколько предметов в разных классах, то его заработная плата рассчитывается по каждому предмету и классу отдельно.

  1. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения

6.1. Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя:

выплаты, предусмотренные действовавшей системой оплаты труда (доплаты за наличие ученой степени, почетного звания “Заслуженный работник?” в сфере образования, государственных наград и т.п.), составляющие не более 50% от стимулирующей части оплаты труда;

поощрительные выплаты по результатам труда (премии и т.д.).

6.2. Распределение поощрительных выплат по результатам труда стимулирующей части ФОТ производится органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, по представлению руководителя учреждения и с учетом мнения профсоюзной организации.

Критериями для осуществления данных выплат главным образом являются качество обучения и воспитания учащихся.

6.3. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах образовательного учреждения и (или) в коллективных договорах.

Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательного учреждения прилагается (приложение 2)

  1. Расчет заработной платы руководителя образовательного учреждения

7.1. Заработная плата руководителя образовательного учреждения устанавливается учредителем на основании трудового договора, исходя из средней заработной платы педагогических работников данного учреждения и группы оплаты труда, по следующей формуле:

ЗПр = ЗПпср х К, где:

ЗПр – заработная плата руководителя образовательного учреждения;

ЗПпср – средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения;

К – коэффициент, установленный по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений, установленный органом управления образованием субъекта Российской Федерации;

7.2. Отнесение к группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений осуществляется в зависимости от количественных показателей образовательного учреждения (контингент учащихся, количество работников, наличие компьютерных классов и т.д.).

Для расчета повышающего коэффициента по группе оплаты труда руководителей образовательных учреждений учредителем может вводиться система рейтинговых баллов.

Возможный пример установления групп оплаты труда руководителей образовательных учреждений и примерные значения повышающих коэффициентов:

1 группа – коэффициент 3,0;

2 группа – коэффициент 2,5;

3 группа – коэффициент 2,0;

4 группа – коэффициент 1,5.

  1. Гарантии по оплате труда

Заработная плата работников образовательных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников.

Приложение 1

Примерное положение о распределении централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности руководителей образовательных учреждений в повышении качества работы, развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей.

1.2. Премирование руководителей учреждений производится из средств централизованного фонда стимулирования, сформированного органом управления образованием.

  1. Условия стимулирования

2.1. Качество и общедоступность общего образования в учреждении:

общие показатели успеваемости учащихся на уровне района по результатам аттестации (в том числе по результатам ЕГЭ и других форм независимой оценки качества образования);

достижение учащимися более высоких показателей успеваемости в сравнении с предыдущим периодом;

наличие призеров олимпиад, конкурсов, конференций разных уровней;

высокий уровень организации и проведения итоговой аттестации (в том числе в форме ЕГЭ, обеспечение участия в процедуре ЕГЭ общественных наблюдателей);

высокие результаты методической деятельности (призовые места в конкурсах, конференциях);

организация и проведение семинаров, совещаний по вопросам повышения качества образования, участие в работе районных методических объединений;

участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов;

низкий по сравнению с региональным процент обучающихся в возрасте до 15 лет не получивших основного общего образования в данном образовательном учреждении.

2.2. Создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса:

материально-техническая, ресурсная обеспеченность учебно-воспитательного процесса, в том числе за счет внебюджетных средств (учебное оборудование, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, соответствие всем требованиям санитарных норм и норм безопасности);

обеспечение санитарно-гигиенических условий процесса обучения (температурный, световой режим, режим подачи питьевой воды и т.д.);

обеспечение комфортных санитарно – бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, туалетов, мест личной гигиены и т.д.)

обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда, выполнение необходимых объемов текущего и капитального ремонта

эстетические условия, оформление школы, кабинетов, наличие ограждения и состояние пришкольной территории.

2.3. Кадровые ресурсы учреждения:

укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав;

развитие педагогического творчества (участие педагогов и руководителей в научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, конкурсах, конференциях);

стабильность педагогического коллектива, сохранение молодых специалистов.

2.4. Социальный критерий:

отсутствие отчислений из учреждения в 1-9 классах, сохранение контингента в 10-11 классах;

организация различных форм внеклассной и внешкольной работы;

снижение количества учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися;

высокий уровень организации каникулярного отдыха учащихся, совершенствование форм и содержания отдыха и оздоровления детей и подростков;

занятость учащихся во внеурочное время.

2.5. Эффективность управленческой деятельности:

обеспечение государственно-общественного характера управления в учреждении (наличие органов ученического самоуправления, управляющих или попечительских советов и др.);

исполнительская дисциплина (качественное ведение документации, своевременное предоставление материалов и др.);

отсутствие обоснованных обращений граждан по поводу конфликтных ситуаций и уровень решения конфликтных ситуаций;

объемы привлечения внебюджетных средств;

повышение заработной платы работников;

призовые места в смотрах (конкурсах) федерального и регионального уровней.

2.6. Сохранение здоровья учащихся в учреждении:

высокий коэффициент сохранения здоровья учащихся;

снижение заболеваемости учащихся по остроте зрения, нарушению осанки;

организация обеспечения учащихся горячим питанием;

организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся (праздники здоровья, спартакиады, дни здоровья, туристические походы, военно-полевые сборы и т.п.);

организация обучения детей с отклонениями в развитии.

2.7. Установление условий стимулирования, не связанных с эффективным обеспечением образовательного процесса, не допускается.

  1. Порядок стимулирования

3.1. Распределение централизованного фонда осуществляется ежеквартально (или ежемесячно) комиссией по премированию, образованной органом местного самоуправления.

Размер и количество премий, выплачиваемых конкретному руководителю учреждения, максимальным пределом не ограничиваются.

3.2. Орган управления образованием представляет в комиссию аналитическую информацию о показателях деятельности учреждений, являющихся основанием для премирования их руководителей.

Руководители учреждений имеют право присутствовать на заседании Комиссии и давать необходимые пояснения.

Комиссия принимает решение о премировании и размере премии открытым голосованием при условии присутствия не менее половины членов комиссии. Решение Комиссии оформляется протоколом. На основании протокола Комиссии орган управления образованием издает приказ о премировании.

Приложение 2

Примерное положение о распределении
стимулирующей части фонда оплаты труда
образовательного учреждения

  1. Общие положения
  2. Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников образовательного учреждения в повышении качества образовательного и воспитательного процесса, развитии творческой активности и инициативы.
  3. Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включает в себя:

доплаты за наличие ученой степени, почетного звания “Заслуженный работник?” в сфере образования, государственных наград и т.п. (не менее 50% стимулирующей части);

б) поощрительные выплаты по результатам труда (премии) (не менее 50% стимулирующей части).

  1. Условия премирования
Наименование должности Основание для премирования
Педагогические работники достижение учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения
подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня
участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов
проведение уроков высокого качества
подготовка и проведение внеклассных мероприятий
применение на уроках наглядных материалов, информационных технологий
использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (физкультминутки)
участие педагога в методической работе (конференциях, семинарах, методических объединениях)
организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся (тематические классные часы о здоровом образе жизни, дни здоровья, туристические походы и т.п.)
проведение мероприятий по профилактике вредных привычек
организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж школы у учащихся, родителей, общественности
снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних
снижение (отсутствие) пропусков учащимися уроков без уважительной причины
снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокой уровень решения конфликтных ситуаций
образцовое содержание кабинета
высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовки отчетов, заполнения журналов, ведения личных дел и т.д.)
Заместители директоров по УВР, ВР организация предпрофильного и профильного обучения
выполнение плана внутришкольного контроля, плана воспитательной работы
высокий уровень организации и проведения итоговый и промежуточной аттестации учащихся
высокий уровень организации и контроля (мониторинга) учебно-воспитательного процесса
качественная организация работы общественных органов, участвующих в управлении школой (экспертно-методическкий совет, педагогический совет, органы ученического самоуправления и т.д.)
сохранение контингента учащихся в 10-11 классах
высокий уровень организации аттестации педагогических работников школы
поддержание благоприятного психологического климата в коллективе
Заместитель директора по АХЧ обеспечение санитарно-гигиенических условий в помещениях школы
обеспечение выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда
Высокое качество подготовки и организации ремонтных работ
Работники бухгалтерии своевременное и качественное предоставление отчетности
разработка новых программ, положений, подготовка экономических расчетов
качественное ведение документации
Педагог-психолог, социальный педагог результативность коррекционно-развивающей работы с учащимися
своевременное и качественное ведение банка данных детей, охваченных различными видами контроля
Библиотекарь высокая читательская активность обучающихся
пропаганда чтения как формы культурного досуга
участие в общешкольных и районных мероприятиях
оформление тематических выставок
выполнение плана работы библиотекаря
Водитель обеспечение исправного технического состояния автотранспорта
обеспечение безопасной перевозки детей
отсутствие ДТП, замечаний
Обслуживающий персонал (уборщица, дворник и т.д.) проведение генеральных уборок
содержание участка в соответствии с требованиями СанПиН, качественная уборка помещений
оперативность выполнения заявок по устранению технических неполадок

Установление условий премирования, не связанных с результативностью труда, не допускается.

  1. Порядок премирования

3.1. Поощрительные выплаты по результатам труда распределяются органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, по представлению руководителя образовательного учреждения.

3.2. Руководитель образовательного учреждения представляет в орган самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, аналитическую информацию о показателях деятельности работников, являющихся основанием для их премирования.

Порядок рассмотрения органом самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающим демократический, государственно-общественный характер управления, вопроса о стимулировании работников устанавливается соответствующим положением.

* Аудиторная и неаудиторная занятость педагогических работников включает в себя следующие виды работы в соответствии с должностными обязанностями: проведение уроков и подготовка к ним, проверка тетрадей, консультации и дополнительные занятия с обучающимися, обучение детей-инвалидов на дому, формирование в кабинете базы наглядных пособий и дидактических материалов, обеспечение работы кабинета-лаборатории и техники безопасности в нем, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися, методическая работа, иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

** Принятие Министерством образования и науки Российской Федерации нового положения об аттестации запланировано в 2007 году.

*** Анализ опыта конкурса в рамках ПНПО по отбору лучших учителей показывает, что учителей, соответствующих таким требованиям, не более 5-10% процентов высшей категории и 25-30% первой категории.