План программы обучения

План обучения персонала: пример

Обновление: 20 сентября 2017 г.

Руководители организаций, заинтересованные в развитии вверенных им предприятий, понимают значение и роль в этом деле обучения сотрудников. Для этих целей ими регулярно проводятся соответствующие мероприятия. Неотъемлемым элементом данного процесса является план обучения персонала. Пример такого документа будет приведен в настоящей статье.

Что такое план обучения

Любой план – это структурированный документ, отражающий порядок действий или мероприятий, направленных на достижение конкретной цели или целей.

План обучения сотрудников представляет собой перечень мероприятий по наделению работников предприятия знаниями в определенной области для работы в конкретном направлении, рассчитанный на установленный в нем период, к примеру, месяц, квартал или год.

Такой план согласовывается руководящим составом предприятия и утверждается высшим руководством.

Далее рассмотрим порядок составления плана более подробно.

Этапы составления плана

Как правило, план обучения составляет специалист, трудовыми задачами которого являются обучение и подготовка персонала в данной организации. Как только руководству становится ясно, что имеется потребность в осуществлении обучения сотрудников, данному специалисту дается поручение подготовить соответствующий план с учетом направления, в котором выявлена недостаточная компетентность трудового коллектива.

Необходимость в обучении сотрудников может быть выявлена исходя из:

  • распорядительных документов руководства, содержащих требования к уровню подготовки персонала или рекомендации по повышению квалификации сотрудников;
  • предложений руководителей подразделений, сотрудники которых, по их мнению, нуждаются в обучении;
  • результатов аттестации персонала;
  • предложений самих сотрудников.

Для выполнения возложенной на специалиста задачи ему необходимо сделать следующее:

  • разработать программу подготовки персонала, которая будет учитывать потребности и цели обучения;
  • определить, какие мероприятия должны входить в план обучения;
  • если для обучения необходимо привлечение сторонних организаций, провести оценку рынка соответствующих услуг и выбрать наиболее подходящий вариант;
  • определить бюджет на проведение обучения с учетом расходов на внеплановые мероприятия, потребность в проведении которых может возникнуть непосредственно в ходе обучения;
  • разработать собственно план обучения сотрудников, который затем направляется руководству на согласование.

Составленный план обучения персонала (пример) рассылается руководителям подразделений, отделов предприятия для изучения и вынесения предложений по его усовершенствованию. По окончании согласований план утверждается и передается ответственным лицам для непосредственной реализации.

Что входит в план обучения

План составляется в произвольной форме и обычно содержит следующие позиции и сведения:

  • направление обучения и его цели;
  • бюджет обучения с учетом возможных внеплановых мероприятий;
  • в случае проведения обучения сторонней организацией сведения о такой организации и стоимость ее услуг;
  • сроки проведения обучения;
  • сведения об обучаемых сотрудниках (Ф.И.О., должности);
  • форма и время обучения с учетом рабочего времени персонала;
  • четко сформулированные действия и мероприятия по обучению с указанием сроков на их выполнение/проведение;
  • места для отметок о проведении мероприятий и комментариев.

В ходе реализации плана может появиться потребность в проведении дополнительных мероприятий, о чем руководитель подразделения должен заявить вышестоящему руководителю заблаговременно.

Скачать план обучения персонала (пример)

Пожелания и предложения слушателей курсов повышения квалификации

Пожелания слушателей курсов повышения квалификации

С 28 марта по 29 мая 2015 проходили курсы повышения квалификации на тему «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» в рамках проекта «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»

С видеозаписями вебинаров можно познакомиться здесь http://www.youtube.com/playlist?list=PLOCb-QEvwyUhbIft9_3s7LC9PEs5gwwPg

Сегодня хотим представить пожелания участников курсов повышения квалификации.

Александрова Л.А., НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник

1) Было бы хорошо, если бы была возможность посмотреть списки по всем указываемым Вами ресурсам для регистрации, чтобы избежать повторов. Или — чтобы был пофамильный список, где было бы указано, где конкретный слушатель уже зарегистрировался, и что ему еще нужно доделать

2) Хотелось бы иметь возможность участвовать в он-лайн режиме в большинстве мероприятий в ходе повышения квалификации

3) Хотелось бы получить доступ к просмотру, и, возможно, выборочному участию (в качестве гостя) в учебных дистанционных занятиях студентов, которая на данный момент отсутствует

4) Несколько в большей степени сфокусировала бы работу именно на проблемах инклюзивного образования студентов с ОВЗ

5) Немного подсократила бы или снабдила бы презентациями (или полноэкранным отображением рисовавшихся ведущим схем) общую, методологическую часть семинара

Ананьева Е.В., МГПУ, старший преподаватель

было бы идеально, если бы дистанционные участники могли включиться в игру

Ахметгалеева З.М., ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», доцент кафедры педагогики и психологии

Желателен график занятий на неделю, даже две, вперед. Это нужно для того, чтобы планировать свое время и избежать накладок.

Батдыева О.Д., Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, специалист Отдела по СЭВ и МС

Надеемся на дальнейшее сотрудничество для улучшения условия обучения студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ.

Бойко Цындыма, МГУ им. М.В. Ломоносова, соискатель факультета педагогического образования

Более активное включение в работу семинара преподавателей и студентов с ОВЗ, тренинги по взаимодействию.

Второв К.В. Российский православный институт, Начальник ИТ-отдела

1. Сделайте, пожалуйста, возможность скачивания записей курсов.

2. Интересно было бы послушать семинар или обучение, для технических специалистов. Это было бы наверно интересно для админов работающих в сфере образования. Проще было бы искать, закупать и настраивать кабинеты для обучения учащихся/стедентов с инвалидностью и ОВЗ. Потому как если для инвалидов по зрению еще можно чего-то найти в сети или в продаже. То к примеру для инвалидов по слуху уже труднее, чаще всего ссылки ведут на какие-то «куцые» сайты, где просто написано «Для заказа звоните». А предметно толком не описано, либо огромный выбор всего, а что и для чего не понятно.

Дикопольцев Д.Е., ФКУ НИИ ФСИН России, ведущий научный сотрудник

Более подробную инструкцию об электронном деканате, которая будет раскрывать все этапы не только регистрации но и работы в нем.

Жданова С.Н., Оренбургский государственный педагогический университет (ОГПУ), профессор кафедры социальной педагогики и социологии ОГПУ

Необходимы очные встречи при дистанционных программах образования — мотивация повышается, увлеченность процессом возрастает!

Жукова Н.В., ФДО МГППУ, студент

Чтобы можно было бы принимать вопросы в режиме он-лайн от дистанционных слушателей?

Загарина А.И., ЧОУ ВО «Самарская Гуманитарная Академия», старший преподаватель, координатор проектной деятельности

Хотелось бы чтобы в летний период был организован дополнительный семинар или серия мастер-классов, а так же курсы повышения квалификации по вопросам внедрения и реализации инклюзивного образования в ВУЗах в более приближенном к центру России регионе в котором могли бы принять участие те, кто по материальной или иной возможности не смогли принять участие в ранее организованных мероприятиях или приняли в них заочное участие. Так же, хотелось бы чтобы при дистанционном и заочном участии так же выдавались или направлялись по почте сертификаты, поскольку в настоящее время каждый подобный документ весьма актуален при прохождении конкурса на должность и т.п.

Загузина Н.Н., ЧОУ ВПО «Невский институт управления и дизайна», начальник отдела дистанционного обучения

В конце курсов повышения квалификации проведите дистанционный круглый стол, в первой части обсудить программу прошедших курсов. Во второй части дать слово участникам курсов повышения квалификации, пускай подготовят выступления по 3-4 минуты. Судя по переписке в чате и задаваемым вопросам, многим есть чем поделиться или обозначить вопросы по проблеме.

Возможно с тематикой выступления определиться заранее и выслать ее Вам, а Вы выберете заранее выступающих.

Зинькевич В.О., РГПУ имени А.И.Герцена, магистрант

Заранее оповещать о вебинарах.

Калистратова Т.В., ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», главный специалист по организации учебной работы

с моей точки зрения, важнее практические занятия, информационные семинары по нормативной базе инклюзивного образования, как реально работать со студентами с разными нозологиями, какие документы подготовить и иметь для контролирующих организаций

Касимова С.К., ФГБОУ ВПО Астраханский государственный университет, доцент кафедры МББ, заместитель декана биологического факультета

Если возможно, то долгосрочную программу получить заранее.

Кизыма Е.С., Финансовый университет при Правительстве РФ, ассистент

Больше времени на предварительное изучение предлагаемого материала

Хотелось бы пожелать процветания Вашей команде, являющейся по истине форвардом инклюзивного образования в нашей стране.

Кожалиева Ч.Б., Московский городской педагогический университет, Институт психологии, социологии и социальных отношений, преподаватель

Чаще общаться «вживую» с людьми прошедшими «школу» организации обучения, материально-технического обеспечения образования лиц с ОВЗ

Козлова И.Л., АНО ВПО «Православный институт святого Иоанна Богослова», Начальник учебно-методического отдела, старший преподаватель кафедры политологии, государственно-религиозных отношений и социологии религии

Хотелось бы подробнее узнать о технических средствах для общения со слепо-глухими, а также об имеющихся возможностях получения ими высшего образования.

Коробейникова К.А, Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников ВПО, зам. руководителя РЦСТВ

Желаю успехов и удачи в достижениях как студентам, так и преподавателям. Это великое дело!

Хотелось бы, чтобы государство уделяло больше внимания таким организациям, школам и образованию в целом, потому что данная категория граждан нуждается в этом.

Желаю успехов в достижении целей данной направленности. Побольше студентов, желающих получить образование и реализовать себя. Работникам желаю терпения и сил для продолжения работы.

Не забывать про слушающих трансляцию, потому что все же есть существенные проблемы со звуком и видео.

Короткина Е.Д., Тверской госуниверситет, доцент

Хотелось бы уточнить, к кому конкретно можно обращаться за консультацией по работе в электронном деканате.

Креславская Е.Е, МГБОУ МК, преподаватель

Всем организаторам желаю терпения, неугасимого энтузиазма и понимания. Наверно, такие курсы стоит растягивать на большее время, чтобы к слушателей была возможность выбора удобного режима.

Кузьмина И.В., Астраханский государственный университет, доцент кафедры истории России

Хотелось бы в дальнейшем иметь возможность продолжить общение, может быть на площадке МГППУ.

Открытый доступ к материалам (трансляциям, записям, лекциям и т.д.) в удобное время.

Ле-ван Т.Н. РУДН, научный сотрудник

Хотелось бы получить от организаторов курсов информацию о ранжировании информации (событий, в том числе прошедших), чтобы расставлять приоритеты в соответствии со своим временем и возможностями.

Большая просьба:

1) Более системно и не так часто предоставлять информацию через электронную почту. Уже запуталась в событиях и просьбах. БЫло одно хорошее письмо с перечнем событий. Остальное вызывает ощущение коммуникативного шума, не хочется даже разбираться (Извините за откровенность). Возможно, стоит применить какую-то систему маркеров, чтобы слушатель понимал, какая это категория информации, повтор это или новое и т.п. Поймите нас тоже, обучение идет параллельно с выполнением основных трудовых обязанностей.

2) Обозначить минимум, который слушатели курсов должны усвоить за курсы. Я погружаюсь в проблему «с нуля». Есть большое желание и потребность, но нет возможности так интенсивно во всем участвовать и смотреть все видеозаписи всех мероприятий.

3) Есть ли возможность слушателю курсов по минимуму участвовать во всем и изучать материал в первой половине обучения, а с середины мая уже больше включиться? Пока так много всего, что ощущение полного цейтнота и боязнь, что вообще ничего не успею за время обучения.

4) Хотелось бы на начальном этапе знать, каковы будут контрольные мероприятия по окончании курсов. На основании чего будут выдаваться удостоверения. Возможно, контроль будет для меня неподъемным по сложности, и тогда я уже сейчас откажусь от участия в программе, чтобы не тратить и так небольшие ресурсы времени и сил.

Леханова О.Л., ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», доцент кафедры дефектологического образования

Здоровья организаторам, чтобы выдержать колоссальный объём нагрузки

Липунова О.В., ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», зав. кафедрой

Возможность просмотра видеозаписей в случае необходимости

Молчанова Е.В., ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», старший преподаватель

Хотелось бы, чтобы очный формат в рамках программы повышения квалификации проходил в Москве, так как этот вариант доступнее во всех отношениях.

Озерчук А.П., Гуманитарно-педагогическая академия г.Ялта, ассистент кафедры социальной педагогики

Чаще встречаться и делиться опытом. Спасибо за проведенные мастер-классы!

Первушина Н.Д., ГБОУ СШ 489, учитель-логопед

Какой срок выполнения тестов? Желательно, если это возможно, чтобы задания не давались на выходные дни.

Рябова Е.В., Астраханский государственный университет, старший преподаватель

Много говорили о сетевом взаимодействии. Считаю, что необходимо тесно сотрудничать в системе инклюзивного образования, обмениваться опытом и совместно совершенствовать сознание нашего общества

Серебреникова Ю.В., ФГБОУ ВПО «АмГПГУ», доцент

отрегулировать систему входа на обучающие семинары

Симонова Т.Н., Астраханский государственный университет, профессор

Пожелания — консолидировать лучший опыт и распространить его на максимально возможное число университетов;

выпустить сборник методических материалов по организации сопровождения инклюзии в высшем образовании

Старовойт Н.В., БФУ им. И. Канта, зав. Лаборатории инклюзивного образования

Больше методических материалов по сопровождению обучения студентов с ОВЗ в вузах

Тулейкина М.М., Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, преподаватель

по возможности при организации трансляции (вебинаров) в режиме он-лайн учитывать часовой пояс Дальневосточного региона.

Усачева И.В., Международный институт чтения им.А.А.Леонтьева, директор

провести совместное заседание с симпозиумом по теме «Обучение умению учиться в инклюзивном образовании» с Секцией психологии, философии и педагогики чтения РПО, проводящей свою юбилейную конференцию, посвященную 20-летию Международного института чтения им. А.А.Леонтьева (в удобное для сторон время). И в целом использовать арсенал всего научно-методического материала, наработанного учеными и педагогами Секции и института за 20 лет.

Фалахеева Т.Д., ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», доцент

Доброго здоровья всем лекторам и участникам, позитивного эмоционального настроя

Цыганкова М.Н., РГСУ, преподаватель

Хотелось бы иметь четкую информацию: каковы обязательные условия получения удостоверения?

Чехонина О.Б., МГОУ, доцент

1. Т.к. существует дистанционный курс, предлагаю поочерёдно выкладывать в него ссылки на все Гугл-формы, требующие заполнения. Думаю, это было бы удобно, т.к. в курсе у обучающегося существует возможность отслеживать выполнение работы (а в почте, из-за объёма поступающей корреспонденции, иногда сложно отследить, выполнено ли присланное задание).

2. Предлагаю создать Таблицу-гугл с расписанием предстоящих мероприятий и дать ссылку на неё в Дистанционном курсе. Это позволит заранее планировать обучающимся своё время и корректировать текущие дела (чтобы не пропускать занятия на КПК).

Также хотелось бы, чтобы где-то в электронном курсе была информация о точных датах размещения заданий в курсе и дата завершения КПК (т.к. с конца мая по июль я провожу летние полевые практики со студентами и хотелось бы составлять расписание практик с учётом мероприятий, а также выполнить необходимые задания до начала практик).

Шилова О.Р., МГППУ, доцент

Больше внимания уделила бы ознакомлению с теми или иными группами ОВЗ (с приглашением наших студентов с соответствующими ограничениями в здоровье и инвалидностями)

Предложения по совершенствованию системы обучения в организации

Высокая квалификация кадрового персонала играет большую роль в жизни организации. От того насколько качественно менеджеры по персоналу реализуют кадровую политику предприятия, во много зависит будущее этого предприятия. Кадровый отдел отвечает не только за прием и увольнение персонала и ведение соответствующей документации, но и разрабатывает и реализует различные проекты, направленные на совершенствование процесса управления персоналом. Для того чтобы служащие кадрового отдела могли качественно и продуманно проводить мероприятия по совершенствованию процесса управления персоналом их необходимо обучить новым моделям и методам управления персонала.

Готовить всех сотрудников, задействованных в работе, необходимо не в зависимости от опыта, срока работы в компании и т. д., а до достижения должного уровня квалификации. Конечно же, программы могут и должны различаться. Есть квалификационные требования, и люди должны им соответствовать.

Для совершенствования системы обучения на предприятии необходимо создать должность тренинг-менеджера или подготовить обучающий персонал на самом предприятии.

Обучающий персонал предприятия должен иметь следующие навыки в работе:

иметь управленческие полномочия;

быть в курсе стратегических задач;

пользоваться уважением у коллег;

в его распоряжении должны быть все необходимые ресурсы для обучения;

быть мотивированными для лучшего исполнения обучающих программ.

Необходимо, чтобы обязанности по обучению работников оговаривались уже в должностных инструкциях, трудовых договорах, контрактах и соглашениях.

Сотрудники, занимающиеся обучением, должны также направляться на семинары по наставничеству или на тренинги для тренеров.

И последний решающий этап для эффективного обучения на рабочем месте — это самостоятельное применение принципов работы новыми сотрудниками.

После обучения в течение месяца должен проводиться мониторинг результатов работы с их последующим анализом, и вноситься изменения в тренируемый поведенческий навык.

Необходимо помнить, что при выборе системы обучения на рабочем месте, для того, чтобы нейтрализовать все отрицательные стороны данного процесса, необходимо грамотно организовывать систему обучения. Необходимо использовать эффективную обратную связь.

Необходимо проводить тренинги и семинары для повышения квалификации персонала предприятия.

В настоящее время в Москве большое количество учебных заведений, предлагающих обучение на курсах «современные методы управления персоналом».

Стоимость обучения колеблется от 7760 рублей до 9200 рублей. В случае индивидуального обучения стоимость составляет 28710 -34040 рублей.

В ходе изучения предложений в Интернете было отобрано 2 центра осуществляющих необходимое обучение. Это Институт Информационных Технологий и Учебный Цент «А.Ф. КОНТО». Проведем сравнительный анализ этих двух курсов.

Первый пункт сравнения — стоимость обучения.

Базовая стоимость обучения на курсах Учебного Центра «А.Ф. КОНТО» — 7760 рублей.

Базовая стоимость обучения на курсах ИИТ составляет 9200 рублей.

Второй пункт — продолжительность обучения.

Продолжительность курсов Учебного Центра «А.Ф. КОНТО»:

40 академических часов, из которых:

36 академических часов — аудиторных занятий,

4 часа — самостоятельное закрепление изученного материала.

График занятий на курсах:

Лекции проходят 2-3 дня в неделю по 4 академических часа в день.

Продолжительность курсов менеджеров по персоналу в ИИТ составляет 56 академических часов, из которых:

32 академических часов — теория

24 академических часов — практика

8 академических часов — самостоятельные занятия

График занятий на курсах:

Лекции 2-3 дня в неделю по 4 академических часа в день.

Для дальнейшего сравнения проанализируем время проведения занятий. Учебный Центр «А.Ф. КОНТО»:

утренние группы с 9-00 до 12-00, с 10-00 до 13-00;

дневные группы с 12-00 до 15-00, с 14-00 до 17-00, с 15-00 до 18-00;

вечерние группы с 18-00 до 21-00;

группы выходного дня: суббота и воскресенье.

Время занятий в ИИТ:

утренние группы с 9-00 до 12-00, с 10-00 до 13-00;

дневные группы с 12-00 до 15-00, с 14-00 до 17-00, с 15-00 до 18-00;

вечерние группы с 18-00 до 21-00;

группы выходного дня: суббота и воскресенье.

Как видно из выше приведенных данных время проведения курсов совпадает.

Из выше приведенных данных можно сделать вывод- высокая стоимость обучения в ИИТ обусловлена большим количеством учебных часов. Время проведения курсов одинаковое. Этих данных не достаточно, для того чтобы выбрать оптимальные курсы обучения кадрового персонала.

Теперь проведем сравнение наиболее важной части курсов — программы обучения.

Учебная программа курса менеджеров по управлению персоналом — специалистов кадровой службы.

Учебный Центр «А.Ф. КОНТО»

Модели и методы управления персоналом в свете современных теорий и практических бизнес-моделей.

Нормативы трудовых отношений в новом Трудовом Кодексе РФ.

Технологии и методологии решения проблемных ситуаций.

“Кадровые ловушки”.

Закономерности возникновения трудовых споров в комиссиях по труду и судах и т.д.

Коллективные и индивидуальные трудовые договоры. Новые возможности и ограничения.

Информационные возможности в современных персонал-технологиях.

Новые периодические кадровые издания.

WEB-сайты.

Профессиональная базовая литература.

Возможности разнообразных стандартных компьютерных программ для решения задач службы управления персоналом.

Основные принципы построения системы поиска и отбора кадров, методология приема, правовые аспекты найма на работу, адаптация новых сотрудников.

Оценка работы персонала.

Создание системы оценки, общие требования к системе оценки.

Методы оценки эффективности.

Сопротивление проведению оценки работы персонала и пути его преодоления.

Аттестационные собеседования.

Обучение персонала.

Модели и методы, современный подход в оценке эффективности программ обучения.

Индивидуальные и групповые методики, психотехнологии “новой волны” в обучении.

Мотивация труда.

Понятие мотивации. Основные потребности человека. Основные принципы трудовой мотивации.

Удовлетворенность трудом и рабочие показатели. Создание мотивирующей рабочей среды.

Проблемы и препятствия на пути воздействия на трудовую мотивацию персонала.

Оценка эффективности и совершенствование системы стимулирования труда.

Организационная культура.

Понятие и типология оргкультуры.

Пути формирования, ошибки при формировании.

Оценка эффективности управления оргкультурой.

Организационная приверженность.

Структура, отличительные черты, основные источники организационной приверженности.

Изучение и оценка.

Пути формирования высокой организационной приверженности сотрудников.

Модели эффективного кадрового делопроизводства.

Психология влияния.

Современные психотехнологии в процессе консультирования.

Конфликтные отношения (причины развития конфликтов, позитивные функции конфликтов, стадии, способы разрешения, формы поведенческих реакций и т.д.).

Бизнес-тренинги.

Правила построения, методология преподнесения материала.

Эффективные формы проведения (на примерах наиболее актуальных программ по технологиям продаж, тайм-менеджменту, формирования сплоченности коллектива).

Учебная программа курса менеджеров по управлению персоналом — специалистов кадровой службы.

Институт Информационных Технологий

Основные задачи управления кадрами на предприятии. Кадровая политика.

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Трудовые права и обязанности работников.

Трудовой договор (контракт).

Правила подготовки и оформления основных видов кадровых документов.

Приказы по личному составу.

Структурный приказ по предприятию.

Порядок приема на работу.

Тестирование. Использование при тестировании специализированных компьютерных программ.

Перевод на другую работу. Прекращение трудового договора.

Порядок увольнения работников по различным основаниям.

Проблемы сокращения численности работников, пути их решения.

Оценка исполнения работы.

Плата за труд. Заработная плата. Финансовые и иные льготы.

Трудовая дисциплина.

Рабочее время. Время отдыха. Нормы труда.

Труд женщин: гарантии и льготы.

Порядок ведения трудовых книжек работников. Оформление иных кадровых документов, их учет.

Новые трудовые книжки.

Постановление о новых трудовых книжках.

Отчетность, представляемая в местные органы власти.

Формирование и ведение личных дел.

Подготовка документов к архивному хранению.

Трудовые споры. Порядок возмещения ущерба, причиненного организации. Порядок рассмотрение трудовых споров в городском суде.

Социально-психологические основы руководства коллективом.

Создание сильной команды. Работа с неформальными лидерами.

  • 10. Разрешение конфликтных ситуаций. Психология общения с различными типами людей.
  • 11. Отчеты в Пенсионный Фонд.

Наиболее полно нашим требованиям соответствует программа Учебного центра «А.Ф. КОНТО». В ходе обучении большое внимание уделяется изучению процесса управления персоналом, в то время как программа Института Информационных Технологий (ИИТ) основана на изучении законодательной и нормативной основы кадрового дела.

Проведя анализ представленных программ и условий проведения курсов обучения кадрового персонала мы видим, что хотя продолжительность курсов Учебного Центра «А.Ф.Конто» составляет лишь 40 учебных часов представленная программа наиболее полно удовлетворяет нашим требованиям.

Для оптимизации производственного процесса, имея ввиду также экономическую целесообразность, следует постоянно повышать квалификацию работающего персонала.

Исходя из этого, предлагается направить на обучение 3 специалистов кадрового отдела. Стоимость обучения 3 сотрудников составит 23280 рублей. После прохождения курсов они смогут не только более грамотно вести документацию, но и что наиболее важно смогут разрабатывать и реализовывать программы адаптации, оценки и обучения сотрудников, с использованием новейших компьютерных программ, а так же смогут проводить оценки системы стимулирования труда и эффективности управления организационной структурой. Как правило, это позволяет увеличить прибыль предприятия за счет усовершенствования процесса управления персоналом до 20%.

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции

Планирование – важнейшая составляющая человеческой жизни. Умение грамотно планировать процесс своей деятельности позволяет достигать наибольших результатов максимально быстро и без отвлечения на второстепенные вещи. В бизнесе планирование способствует достижению стратегических целей, на работе – выполнять планы, продвигаться по карьерной лестнице и повышать уровень дохода, в личной жизни – самореализовываться, личностно расти и достигать нового уровня жизни. Не менее важно планирование и в обучении, тем более, если вы обучаетесь самостоятельно.

Коротко о планировании в обучении

Нужно иметь в виду, что планирование в обучении представляет собой не просто список дел, которые нужно выполнить. Составить план и следовать ему – значит, взять на себя ответственность за своё образование и распределять время наиболее лучшим образом. Если нет плана, всё пускается на самотёк, т.к. в делах и задачах легко запутаться, а что-либо постороннее способно, словно ветер, ворваться в процесс деятельности, навести в ней сумбур и неразбериху, и даже отбить всё желание заниматься обучением. Если же есть план, мы можем чётко распределить время на важные дела и второстепенные, на отдых и общение с близкими людьми, на целенаправленное развитие и приятное времяпрепровождение.

Руководствуясь этими размышлениями, можно выделить следующие преимущества составления плана обучения:

  • Вы сами выстраиваете процесс своей деятельности, отсекая неразбериху и посторонние вмешательства
  • Вы экономите время и силы, не распыляясь на выполнение нескольких дел одновременно
  • Вы конкретно знаете, когда и чем вам требуется заниматься
  • Вы имеете возможность давать оценку и характеристику общей картине процесса обучения, по причине чего можете производить корректировки в случае необходимости

Однако на начальных этапах любого планирования люди нередко сталкиваются с некоторыми трудностями, о которых тоже стоит упомянуть.

Для начала, это внутренний дискомфорт, который связан с потерей привычной свободы действий, т.к. если человек придерживается плана, он не может позволить себе оставить начатое невыполненным только потому, что он устал или ему надоело. Но тут важно уметь отличать реальную свободу действий от иллюзорной, за которой прячется лишь привычка удовлетворять свои вредные привычки, например, оставлять важные дела на потом, а более лёгкие и приятные делать в первую очередь. Если это осознать, справиться с внутренним дискомфортом будет намного проще.

А некоторые люди вообще избегают планирования, руководствуясь тем, что якобы у них нет времени на это и они очень заняты. Но дело в том, что здесь играет роль восприятие: любые изменения воспринимаются с трудом, а вести себя гораздо проще в соответствии со старыми моделями. В действительности же, чтобы составить простой, но неплохой план, требуется порядка 10-15 минут, что в итоге позволяет сэкономить массу энергии и времени.

Итак, мы разобрались с тем, почему важно планирование и что оно даёт (о пользе планирования вы также можете почитать ). Но решить заниматься собственным обучением по конкретному плану – это только часть дела, причём не самая важная. Основная же сложность заключается в том, как составляется план, ведь у этого процесса есть свои особенности. Рассмотрим этот вопрос детально.

Создание плана обучения: этапы и задачи

Скорее всего, вы знакомы с житейской истиной о том, что счастье запланировать невозможно. В большинстве случаев так оно и есть, т.к. никто не знает, что подстерегает его за «следующим поворотом». Однако когда речь заходит о самостоятельном обучении, от умения планировать зависит львиная доля успеха. Чем чётче будет ваш план, тем под большим контролем вы сможете держать весь образовательный процесс, а также будете видеть, насколько близок намеченный результат – какой объём информации усвоен, и как он усвоен.

Создание плана по самостоятельному обучению подразумевает несколько этапов:

1

Постановка цели

Задачей первого этапа является составление списка того, какими знаниями вы намереваетесь овладеть и каким навыкам научиться. Для этого нужно понять конечную цель и разделить её достижение на несколько составляющих – например, занятий. Это называется стратегическим планированием – вы детально продумываете каждое занятие и определяетесь с тем, какой результат будет в конце каждого занятия достигнут.

Теперь переходите к тактическому планированию. Суть его заключается в том, что вы самым тщательнейшим образом продумываете те действия, которые будете выполнять во время каждого занятия. Сюда следует включить поиск и обработку информации, о чём мы говорили в предыдущем уроке, её изучение, выполнение проверочных заданий и практических упражнений, если таковые имеются.

2

Определение времени

Задачей второго этапа является распределение времени, которое вы планируете выделять на самостоятельное обучение. Изначально нужно определить общее количество времени, которое уйдёт на всё обучение, например, полгода. Затем руководствуйтесь теми пунктами плана, которые вы наметили на предыдущем этапе.

К примеру, если вы уверены, что освоите необходимый материал за 360 часов, то получится, что вам нужно заниматься по 3 часа в день 5 дней в неделю: 3 часа * 5 дней 15 часов * 4 недели 60 часов * 6 месяцев 360 часов. Аналогичным же образом можно провести и обратные расчёты, но тут нужно точно знать, за какое время вы освоите материал и каким количеством времени вы вообще располагаете. Например, если знаете, что у вас есть полгода, а материал вы на 100% освоите за 360 часов, то получится: 360 часов/6 месяцев 60 часов в месяц/4 недели 15 часов в неделю/5 дней (ведь 2 дня нужно отдохнуть) 3 часа в день вам нужно заниматься.

Кроме того, очень важно учитывать, что от того количества времени, которое вы отведёте на изучение материала, будет зависеть и объём полученной информации.

3

Определение методов

Третий этап не менее важен, чем два предыдущих. Его задачей является определить способы и методы, которые вы будете использовать в обучении, а также установить, какие для этого будут использоваться источники информации (Интернет, книги, учебники, пособия, обучающие видео-или аудиоматериалы), устройства и инструменты (ПК, ноутбук, смартфон, тетради, ручки, маркеры, карандаши). Но если с источниками информации и инструментами всё просто, то о методах стоит сказать подробнее.

Традиционно, методы обучения разделяются на три группы:

Организационные методы. Они, в свою очередь, могут отличаться:

  • По источникам знаний: практические, наглядные и словесные (в случае самостоятельного обучения используются практические и наглядные)
  • По характеру получения знаний: проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные и репродуктивные (в случае самостоятельного обучения используются поисковые, исследовательские, проблемные и репродуктивные)
  • По характеру изложения и восприятия материала: дедуктивные и индуктивные (в случае самостоятельного обучения используются дедуктивные)

Контролирующие методы. Здесь имеется в виду та форма, в которой вы будете осуществлять контроль своего обучения. При самостоятельном обучении рекомендуется устраивать самопроверки.

Стимулирующие методы. Предполагают применение комплекса мер по самомотивации к обучению. Можно использовать различного рода поощрения, к примеру, после продуктивной недели занятий можно позволить себе два полноценных выходных, встречу с друзьями, поход в кино или парк отдыха и т.д.

В дополнение к этим методам, считающимся основополагающими, существуют и вспомогательные. К ним относятся:

  • Пассивный метод. Как правило, он подразумевает пассивное восприятие информации, когда, например, преподаватель объясняет ученикам материал, управляет процессом урока и проверяет степень усвояемости информации учениками. Но в нашем случае данный метод не подходит, т.к. речь идёт о самостоятельном обучении. Единственным вариантом применения такого метода может служить использование аудио- и видеоматериалов, когда вы являетесь пассивными слушателями или зрителями.
  • Активный метод. Обычно под активным методом обучения понимается активное взаимодействие учащихся с преподавателем. В ситуации же с самостоятельным обучением активный метод находит своё выражение в самостоятельном и независимом поиске и обработке данных, составлении конспектов, использовании ментальных карт, блок-схем и т.п. Сюда же относится самопроверка и контроль следования намеченному плану. Проще говоря, этот как раз наш случай.
  • Интерактивный метод. Базируется на взаимодействии учащегося с другими людьми, а также на выполнении различного рода интерактивных заданий и упражнений. К таким можно отнести онлайн-тесты и игры, направленные на самостоятельную проверку своих знаний.

Определившись с методами, переходим к следующему этапу составления плана.

Создание плана

Убедившись в том, что вы успешно прошли три предыдущих этапа, можно начинать составлять сам план.

Для составления плана можно использовать специальные методики (во всех подробностях процесс составления плана изложен на этой странице) или же можно составить простой план, для чего не требуются особые знания.

Отличным примером простого плана является таблица, в графы которой внесены все необходимые данные: сроки, названия занятий и их краткая характеристика, список задач, которые нужно выполнить, пункт проверки и результат. Данная таблица может выглядеть так:

ПЛАН ОБУЧЕНИЯ НА СЕНТЯБРЬ 2015 ГОДА

СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА

НАЗВАНИЕ

(ХАРАКТЕРИСТИКА)

ЗАДАЧИ

ДАТА ПРОВЕРКИ

РЕЗУЛЬТАТ

(1 неделя)

Подготовка материала (исследовать материал)

  1. Выбрать источники информации
  2. Найти источники информации
  3. Найти нужные данные
  4. Обработать данные и сделать конспекты

ГОТОВО

08.09.2015 – 15.09.2015

(2 неделя)

Первое занятие

(изучить процесс планирования)

  1. Что такое планирование?
  2. Виды планов
  3. Как составить план?
  4. Этапы планирования
  5. Можно ли отходить от плана?

В РАБОТЕ

Имейте в виду, что это лишь пример. Вы можете составить таблицу или просто список задач, внести любые пункты и подпункты. Самое главное, чтобы при обращении к своему плану, даже отвлёкшись от обучения на несколько дней, вы сразу же могли увидеть и понять, на каком этапе работы вы находитесь, и что следует делать дальше.

План обучения лучше всего составлять на весь период изучения необходимого предмета. В том случае, если обучение будет долгосрочным (продолжаться несколько лет), нужно составить общий план обучения, а затем разбить его на каждый учебный год. Кроме того, если у вас есть желание построить процесс своего самостоятельного обучения максимально приближенно к государственным стандартам или к стандарту обучения какого-то образовательного учреждения, вы можете изучить Федеральные государственные образовательные стандарты либо найти учебную программу интересующего вас учебного заведения и составить свой план на основе этих документов.

После того как ваш учебный план будет составлен, и вы почувствуете, что готовы приступать к обучению, начнётся основной этап – выполнение плана. Нужно просто пошагово выполнять все его пункты. Но в процессе вы будете получать много новой информации и что-то варьировать. Возможно, у вас появятся интересные мысли по поводу своего обучения и плана, которым вы руководствуетесь. Так или иначе, вы можете столкнуться с небольшим затруднением, а именно: стоит ли безукоризненно следовать своему плану или же можно в нём что-то менять?

Следование плану обучения: да или нет?

Давайте немного поразмышляем на тему следования плану.

Учась в школе или институте, вы не могли не заметить, что по мере изучения какого-либо предмета открываются всё новые его грани, о которых вы изначально и понятия не имели. Сначала предмет рассматривается в общих чертах, затем появляются какие-то новые темы, на которые разделяется весь материал касательно данного предмета. В новых темах тоже есть отдельные пункты и подпункты, о которых обязательно нужно знать, и т.д. и т.п.

Но тем и отличается обучение в образовательном учреждении от самостоятельного обучения, что в первом случае имеется чёткая программа, отработанная годами, проверенная опытом и освоенная огромным количеством учащихся, а во втором случае такой программы нет, а значит, обучающийся самостоятельно человек может столкнуться с множеством «подводных камней».

Учитывая эту особенность, вы должны иметь в виду, что разработанный вами план обучения всегда можно корректировать. Но и здесь нужно мыслить правильно, и понимать, когда от плана отходить не стоит, а когда можно немного уйти в сторону. В связи с этим, рассмотрим два момента.

Как не уйти от плана?

Вопрос о том, как ней уйти от плана, можно разделить на две составляющих.

Первая составляющая касается новой информации, которую вы получаете. Нередко, в процессе изучения предмета внимание может «зацепиться» за что-то, что может показаться более интересным. Это могут быть какие-то научные факты, информация о смежном направлении и т.д. Например, планирование идёт рука об руку с достижением целей, и, изучая тонкости планирования, можно невольно переключиться на новую тему, которая вроде бы и касается основного предмета, но прямо к нему не относится.

В итоге можно углубиться в «дебри» другого знания, а главную задачу из вида упустить. Чтобы этого избежать, очень важно всегда помнить о том, что именно вы изучаете и для чего. В качестве «напоминателя» вы можете использовать записки или стикеры – их можно развесить по дому или прикрепить к компьютеру. Главное, чтобы они были перед глазами и выполняли свою функцию – напоминали вам о главном. Также можно использовать и сам план – всегда держите его рядом и время от времени заглядывайте в него – так фокус всегда будет сохраняться на основной задаче.

Вторая составляющая касается, в большей степени, самодисциплины. Ясное дело, что всем нужно отдыхать и время от времени переключать внимание на другую деятельность. Но это может быть чревато тем, что вы, лишь на время отвлёкшись от своего плана, рискуете вернуться к нему очень нескоро. Следование плану – это самоконтроль. Если же, как говорится, «отпустить вожжи», можно весь день прозаниматься чем-нибудь более приятным, отложить начало работы на «понедельник» и т.п. Этого нужно всеми силами избегать.

Чтобы не попасть в ловушку мнимой усталости, «нехватки времени» или прокрастинации, необходимо уметь мотивировать себя на следование плану. Мотиваторами могут служить цели, которых вы желаете достичь, результаты, к которым вы стремитесь, навыки, которыми желаете овладеть. Нужно постоянно вспоминать о том, к чему вы стремитесь. Для этого подойдут как те инструменты, о которых мы уже сказали (записки, стикеры), так и всевозможные средства, которые будет напоминать вам о ваших целях, к примеру, фотографии людей, обладающих теми качествами, знаниями и умениями, которыми хотите обладать вы, тематические картинки, фоны рабочего стола на компьютере, будильник на телефоне и т.п. Но самым главным мотиватором (и это важно запомнить) является, конечно же, ежедневная погружённость в деятельность – следование своему плану.

Когда можно отойти от плана?

Уйти от плана немного в сторону можно только в том случае, если по ходу изучения материала у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не знаете, но без ответов на которые продолжать эффективное обучение вы не сможете. Подумайте только: если вы изучаете ораторское искусство, вы, непременно, столкнётесь с вопросом поведения на сцене, который непосредственно связан с актёрским мастерством. А это значит, что для становления профессиональным оратором вам обязательно потребуется овладеть навыком сценического движения. Исходя из этого, от своего плана, который первоначально не подразумевал изучение актёрского мастерства, вы можете немного отойти, уделив, к примеру, одну неделю на изучение основ движения на сцене.

И подобных ситуаций может быть сколько угодно. Главное здесь – понять суть: отходить от намеченного плана можно только тогда, когда требуется изучить дополнительный материал, необходимый для полноценного усвоения основного и не снижающий эффективность самостоятельного обучения. Важно заметить также, что отход от плана предполагает разовое действие, которое не будет повторяться систематически. Если же на практике вы столкнулись с тем, что ваш план неполноценен или освоение материала невозможно без чего-то, что вы ранее не учли, план следует адаптировать под новые потребности. На деле это несложно, но сказать об этом не будет лишним.

Гибкость в обучении: внесение изменений в план и творческий подход

Процесс обучения, тем более самостоятельного, не следует понимать как нечто перманентное и не допускающее изменений. Осуществляться он всегда должен интуитивно, ведь никто лучше вас не может знать его тонкостей и деталей. Соответственно, если вы столкнулись с тем, что стартовый вариант плана в чём-то неполноценен, а единичные попытки улучшить его не приносят нужного результата, план можно и нужно адаптировать.

Адаптация учебного плана, собственно, и есть применение гибкого подхода к обучению. Адаптировать план означает внести в него такие изменения, посредством которых он станет наиболее эффективным и позволит овладеть изучаемым материалом в полной мере. Если, например, вы решили изучить тайм-менеджмент, скорее всего, при составлении плана вы могли не учесть, что эта технология организации и управления временем, помимо того, что состоит из специфических систем и обязывает к применению особых инструментов, включает в себя также такие процессы как целеполагание и планирование, и без их изучения овладеть тайм-менеджментом в полной мере никак не получится. Выход один – адаптировать план – расширить его, включить дополнительные пункты и выделить время на изучение целеполагания и планирования. Так, у вас появятся новые источники информации, новые занятия, новые задания и новые этапы самопроверки, иначе говоря, ваш план будет адаптирован под специфику изучаемого предмета.

Но есть и ещё один нюанс адаптации плана. Заключается он не просто в гибком, а ещё и творческом подходе к обучению. Это значит, что если ещё на этапе составления плана вы не видели, так скажем, общей картины, то по мере занятий вы станете замечать, что для более полного и быстрого освоения материала вам могут потребоваться какие-либо инструменты, о которых вы прежде не задумывались.

К примеру, наиболее важную информацию можно изобразить в виде схемы на магнитно-маркерной доске, чтобы она всегда была перед вашими глазами. Если вы хотите удостовериться в чём-то на практике, то можете собрать дома друзей и провести собственный эксперимент. Не совсем понимая, как тот или иной принцип действует на деле, вы можете отправиться в школу, где учились, найти знакомого преподавателя и попросить его разъяснить непонятные моменты. Если вам мешают заниматься ваши домашние, вы можете придумать для себя «официальный» урок – пойти в читальный зал библиотеки и провести отведённое на занятие время там, или же вообще организовать себе кабинет для занятий, обозначив пространство подвешенными одеялами или даже листами гипсокартона.

Творчески подход – это применение к процессу обучения нестандартного мышления и креативности: встав лицом к лицу с той или иной проблемой, «включайте мозг» и придумывайте, как её можно решить, если стандартные методы не годятся.

И в заключение урока стоит коснуться тех знаний, умений и навыков, т.е. компетенций, которые могут повысить эффективность самостоятельного обучения и усвоения материала.

Компетенции, необходимые для самостоятельного обучения

Ниже мы представим небольшой список тех компетенций, которыми желательно овладеть перед тем (можно и в процессе), как приступать к самостоятельному обучению, а также укажем ссылки на те страницы нашего интеллектуального клуба, на которых вы можете найти всю необходимую информацию.

  1. Выполнять важные дела без промедлений – полезный навык, который поможет вам научиться выполнять задуманное, невзирая на сложность, в намеченные сроки. Рекомендуем вам узнать, что такое прокрастинация и познакомиться с эффективными способами борьбы с промедлением. Также вы можете изучить интересный материал на тему того, куда уходит наше время.
  2. Самодисциплина – способность человека управлять собой и своим поведением, выполнять важную работу безо всяких отговорок и следовать тому, что определил для себя как образ жизни. Советуем познакомиться с материалом по развитию самодисциплины.
  3. Самомотивация – умение самому влиять на себя таким образом, чтобы выполнять даже самые неприятные дела без внутреннего сопротивления, а также способность поддерживать в себе желание непрестанно добиваться целей. Можете почитать о нескольких полезных советах по самомотивации и уделить время изучению способов самомотивации (для тех, кто желает быстрее перейти к практике, предлагаем 10 практических способов самомотивации на каждый день).
  4. Полезные привычки – привычки, которые позволяют действовать максимально продуктивно. Для начала можете почитать о непродуктивных привычках и узнать о том, как избавиться от вредных привычек (можно воспользоваться некоторыми приёмами борьбы с плохими привычками), а затем перейти к развитию полезных привычек.
  5. Тайм-менеджмент – эффективная технология управления и использования времени, снискавшая популярность среди людей по всему миру. Этой технологии посвящён целый курс. Используйте время с максимальной пользой для себя – изучите его.
  6. Память – способность человека накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Чем лучше будет ваша память, тем больше вы сможете запомнить и применить в жизни. Выделите несколько дней на улучшение своей памяти.
  7. Логическое мышление – особый мыслительный процесс, во время которого человек оперирует логическими понятиями и конструкциями, и становится способным делать правильные выводы на основе получаемых данных. Для развития логического мышления вы можете пройти обучающий курс.
  8. Творческое мышление и креативность – способность человека к выполнению различного рода задач при помощи нестандартных способов, и умение находить необычные выходы из любых ситуаций. Для освоения таких навыков специально для вас составлен прекрасный обучающий материал на тему развития креативности.
  9. Скорочтение и устный счёт – ещё две наиполезнейших компетенции, помогающих человеку в жизни. Развив способность считать в уме, вы научитесь производить сложные математические операции без использования бумаги и ручки или калькулятора. А научившись быстро читать, вы сможете изучать и обрабатывать огромные массивы текстовых данных в рекордные сроки.
  10. Целеполагание и планирование – два навыка, уже не раз упомянутые нами в данном уроке. Названия говорят сами за себя: освоив мастерство ставить цели, вы сможете добиваться в жизни самых высоких результатов, чего бы это ни касалось. А умение планировать станет для вас прекрасным подспорьем, как в достижении целей, так и в любой другой деятельности.

Плюс к этому, вы можете воспользоваться и ещё несколькими рекомендациями по самостоятельному обучению.

Мы искренне надеемся на то, что информация, которую вы узнали из третьего урока, сослужит вам хорошую службу в вашем рвении самостоятельно обучаться новому и познавать тонкости любого знания.

В следующем уроке мы более подробно поговорим о том, что такое мотивация в обучении, как и какие нужно ставить цели, чтобы обучение было эффективным, а также затронем вопросы управления временем и расскажем о важности развивать усидчивость и быть открытым новой информации.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия с помощью повышения квалификации персонала

Одним из наиболее существенных источников роста повышения конкурентоспособности предприятия является повышение эффективности трудового потенциала работников, то есть рациональная организация труда.В целом организация труда осуществляется по следующим направлениям:

1. разделение и кооперация труда, предполагающие научно-обоснованное распределение работников в системе трудовых функций, машинам, механизмам и рабочим местам, а также соответствующую группировку и комбинирование работников в производственные коллективы;

2. нормирование труда, обеспечивающее тщательны расчет норм затрат труда на производство продукции и услуг;

3. организация и обслуживание рабочих мест, предполагающие их рациональную планировку и оснащение, эффективную систему обслуживания, аттестацию и рационализацию;

4. подбор и развитие персонала на основе планирова­ния, профессиональной подготовки и обеспечении перспектив развития;

5. улучшение условий труда, снижение вредности производства, тяжелых физических, психологических и эмоциональных нагрузок, внедрение системы безопасности и охраны труда, повышение эстетики производства;

6. эффективное использование рабочего времени, оптимизация труда и отдыха;

7. внедрение оптимальных приемов и методов труда, расширение и обновление научно-технической информации в этой области;

8. внедрение и использование прогрессивных форм и методов оплаты труда;

9. укрепление дисциплины труда.

К основным направлениям совершенствования системы управления эффективностью труда персонала организации должно относиться совершенствование системы заработной платы, а так же материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности.

Профессиональное обучение на предприятии – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.

В работе по обучению персонала могут быть выделены следующие семь основных направлений:

1. Постановка целей обучения. ООО «ЖКХ-Сервис» занимается предоставлением услуг, то есть от качества предоставляемых услуг определяется экономическое развитие предприятия на рынке. Таким образом, уровень квалификации персонала является важнейшим фактором в достижении целей компании. Цель обучения – повышение производительности труда как нанятых работников, так и переподготовка и повышения квалификации работников на предприятии.

2. Определение потребностей в обучении. На предприятии необходимо осуществлять обучение вновь нанятой рабочей силы, занимающейся непосредственно обслуживанием клиентов салона. Также необходимы переподготовка и повышение квалификации кадров, так как с течением времени предприятие приобретает новое оборудование, которые требует соответствующих знаний и умений работника для использования.


3. Определение содержания, форм и методов обучения и необходимых ресурсов. При определении содержания, форм и методов обучения следует в первую очередь исходить из потребности организации в приобретении ее персоналом новых знаний и навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, для успешного достижения целей организации.Содержание обучения должно, прежде всего, вытекать из задач, стоящих перед компаниейв краткосрочной и долгосрочной перспективе. Другим требованием является своевременное обновление знаний работников и поддержание высокого уровня их профессиональной компетентности.

4. Выбор или подготовка преподавателей, инструкторов, тренеров, наставников, методистов.Выбор между собственными учебными программами, подготовленными и разработанными в самой организации, и внешними программами не всегда прост. Ясно, что компания гораздо лучше контролирует содержание и формат собственных программ, в случае необходимости они легче могут вносить изменения, добавления в программы, разработанные своими силами. Такие программы позволяют более тесно увязать процесс и результаты обучения с интересами организации, ее целями и стратегией.

Сегодня многие крупные фирмы проводят обучение и тренинги своими силами. С другой стороны, если работники посещают курсы или семинары, организуемые вне организации, то это открывает перед ними новые возможности взглянуть на свою работу и свою компанию в более широкой перспективе. Часто обучение вне компании дает обучающимся возможность установить достаточно тесные контакты с представителями родственных организаций, поделиться собственным опытом и перенять удачные находки и успешный опыт своих коллег.


Обучение вне организации дает максимальный эффект лишь тогда, когда его содержание тесно увязано с целями и стратегией организации-заказчика, когда его результаты востребованы. Как обеспечить максимально высокую отдачу от внешнего обучения? Как мотивировать слушателей на более полное использование в своей работе знаний и навыков, полученных в результате учебы? В некоторых компаниях уже сложились свои подходы к решению этих задач. Из-за относительно высокой стоимости внешнего обучения российские компании широко используют обучение вне организации в основном для обучения руководителей среднего и высшего звена.

5. Проведение комплекса подготовительных мероприятий, в том числе подготовка положений и инструкций, регламентирующих процесс обучения или повышения квалификации разных категорий персонала, и назначение ответственных, формирование учебных групп.

6. Проведение обучения. Текущий контроль за посещаемостью, обеспечение бесперебойной реализации учебной программы и обеспечение обучающихся всем необходимым.

7. Оценка эффективности обучения.

На первом этапе определяется потребность в развитии персонала. Для этого проводится аттестация, и разрабатываются индивидуальные планы развития.

На втором этапе выявляется потребность в обучении персонала. Учитывая тот факт, что предприятие постоянно приобретает различное техническое оборудования, необходимое для приготовления еды, и нанимает работников, обучение персонала становиться важнейшим фактором для успешной деятельности предприятия. Переподготовка и повышение квалификации, а также обучение вновь прибывшего персонала является нужным для долгосрочного эффективного функционирования предприятия.

На третьем этапе определяются содержание, формы и методы, а также необходимые для этого ресурсы предприятия. Данные параметры выбираются на основании целей обучения, а именно:

— поддержание необходимого уровня квалификации персонала с учетом требований существующего производства и перспектив его развития;

— сохранение и развитие профессионального потенциала предприятия;

— повышение конкурентоспособности продукции предприятия на основе распространения знаний и опыта применения персоналом современной технологии;

— создание условий для профессионального роста, самореализации работников на основе повышения мотивации к труду, использования новейших программ, средств и техники обучения.

Были приняты следующие решения по этим параметрам. При формировании программ в зависимости от поставленных целей обучения можно выделить два вида производственного обучения:

— обучение без конкретной специализации, т.е. получение каких-либо профессиональных знаний независимо от уровня квалификации обучающихся;

— обучение с конкретной специализацией, когда кроме основной профессии предусматривается специализация по определенным направлениям и проблемам.

Конкретные программы обучения, а также формы и сроки обучения определяются службой управления персоналом по согласованию, как с руководителем, так и с самими обучающимися.

На четвертом этапе осуществляется выбор или подготовка специалистов по обучению. После ознакомления и анализом трудового потенциала, а также исходя из финансовых ресурсов организации было принято решение о совместной работе внешнего и внутреннего обучение: подготовке специалистов на предприятии для дальнейшего обучения работников и выбор, и соглашение со специалистами в этой области не работающими на предприятии. Данный вопрос рассматривался с трех сторон:

· обучение нанятых работников, которые только пришли на предприятие и (или) не имеют опыта работы по специальности;

· переподготовка сотрудников организации для эффективной деятельности на предприятии, то есть обучение конкретного работника на конкретное место работы;

· повышение квалификации работника.

На пятом этапе формирования учебных групп и положений на предприятии были рассмотрены следующие меры повышения конкурентоспособности фирмы. Руководитель ООО «ЖКХ-Сервис», а также административные работники проводят с помощью анализа выбор работников, которым необходимо обучение. Исходя из типа обучения, выбирается его форма и подготовительные материалы, если это обучение после найма – то назначается опытный специалист на предприятии, который проводит обучение с персоналом во время работы следующим образом:

1. первую неделю стажер наблюдает за действиями специалиста, получая теоретическую и практическую информацию;

2. 2-3 неделя – стажер под руководством специалиста осуществляет работу, начиная от малого;

3. После 3 недели стажер проходит аттестацию по предусмотренным руководством критериям и после успешной сдачи приступает к работе.

На шестом этапе производится непосредственно само профессиональное обучение, которое может проходить как на рабочем месте, так и в учебном заведении.Чаще всего происходит использование комбинирования самостоятельного и внешнего обучения, в зависимости от требований и форм обучения. Контроль на данном этапе осуществляется назначенными преподавателями самостоятельно с помощью недельных или аттестаций после прохождения обучения.

Завершающим этапом процесса профессионального обучения является приобретение новых знаний и навыков. При этом для оценки эффективности профессионального обучения крайне важно сопоставить потребность в развитии персонала, выявленную на первом этапе процесса профессионального обучения, с полученными в результате обучения новыми знаниями и навыками. Обучение считается эффективным, если полученные знания соответствую тем потребностям, которые были определены на первом этапе.

Однако полученные знания со временем устаревают, поэтому в современных организациях серьезное внимание уделяется повышению квалификации, а в необходимых случаях и переквалификация работников.

Для ООО «ЖКХ-Сервис» была сформирована общая схема системы обучения, включающая следующие компоненты:

● ответственные лица за обучение сотрудников – администратор;

● целевая аудитория обучаемых – все сотрудники организации.

● направления и методы обучения – тренинги, наставничество.

● расчет бюджета на обучение – расчет производиться бухгалтером и утверждается директором.

● составление плана и графика обучения – составляется администратором и утверждается директором.

● разработка документации регулирующей процесс обучения – разрабатывается администратором, утверждается директором.

В целом система обучения должна учитывать потребности отдельных сотрудников, подразделений, руководящего состава. При выборе программы обучения необходимо учитывать различный уровень подготовленности сотрудников организации.В случае приема на работу готового специалиста, со знаниями и навыками соответствующими требованиям должности сотрудник изначально не требует затрат на обучение. Для таких сотрудников возможна организация обучения по повышения квалификации для соответствия работника стратегическим целям организации.

Вследствие не соответствия имеющихся у работника знаний и навыков для осуществления трудовой деятельности на данной должности, ему предоставляется возможность обучения на определенный период, его длительность устанавливается менеджером по персоналу. Для выполнения задачи по обучению работник должен следовать установленной в организации методике.

Обучение новых сотрудников без опыта или с минимальным опытом работы предлагается проводить по методике наставничества непосредственно в организации. Применение этого метода наиболее оправдано для нанимаемых работников в связи с низкими временными так и денежными затратами на обучение, что наиболее актуально в условиях кризиса.

Наставников детально ознакомляют с описанием предстоящей работы, определяют роли наставников и учеников, определяются знания и навыки которые они должны изучить, определяются этапы обучения для повышения эффективности. Определяются те виды работ, которые наставник должен изучить в процессе обучения. После этого составляется программа наставничества, для уменьшения “помех” непосредственно производственному процессу.

Для поддержания заинтересованности обучаемого необходимо тщательно подбирать различные виды работ. Дополнительно необходимо развивать личные качества работника: навыки работы в коллективе, позитивное отношение к работе, навыки общения, пунктуальность и желание учиться дальше – данные навыки необходимы для продуктивной работы в организации.

Контроль эффективности проведенного обучения проводит координатор программы наставничества, в данной организации им является администратор. Координатор должен контролировать процесс обучения, оценивать правильность работы разработанной системы обучения, оценивать эффективность общения наставника и ученика, наличие всего необходимого оборудования и инструмента для выполнения работы. По завершению обучения наставник, ученик и координатор вместе анализируют программу проведенного обучения.

Конечная цель обучения по модели наставничества – это создание эффективного сотрудника соответствующего требованиям данной организации, её запросам и целям. Необходимо рассмотреть стоимость обучения одного работника для предприятия. Если обучение происходит с помощью возможностей предприятия, то понадобиться 2000 рублей на одного человека, потому что стоимость равна:

Стоб = 10%×З/П специалиста × среднее время обучения, (9)

где Стоб– стоимость обучения одного работника на предприятии за счет собственных ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подготовка, переподготовка и повышение квалификации должны быть увязаны с перспективами развития и целями предприятия, профессионально-квалификационным продвижением работников, а также со стимулированием и мотивацией их трудовой деятельности. Для предприятия повышение квалификации, переподготовка сотрудников, а также обучение является серьезной финансовой угрозой, но при прочных и долговременных сотрудничествах с центрами по повышению и переподготовке сотрудников может быть достигнут компромисс: цена на обучения для данной организации будет ниже рыночной, а организация сможет привлекать по необходимости ресурсы, исходя из клиентской базы центра. В итоге рассматриваемого обучения — предприятие получит высококвалифицированных работников, которые обеспечат быстрое и качественное обслуживание клиентов, а тем самым повысят экономические показатели предприятия в целом.