Переплата не подлежит зачету или возврату?

ЕСЛИ ПРОПУЩЕН СРОК ДЛЯ ЗАЧЕТА ИЛИ ВОЗВРАТА НАЛОГОВОЙ ПЕРЕПЛАТЫ

На практике нередки ситуации, когда у компании возникает переплата (например, по налогу на прибыль). Согласно ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченного налога могут быть возвращены или зачтены в счет погашения недоимки по иным налогам, пеням или штрафам. На проведение указанных мероприятий налоговым законодательством отведено три года, отсчет которых начинается со дня уплаты этой суммы. Если по тем или иным причинам компания пропустила обозначенный срок, ее обращение о возврате или зачете суммы налоговой переплаты инспекторы оставят без рассмотрения. При таких обстоятельствах возникает вопрос: как быть с данной суммой, ведь затраты (иногда немалые) компанией по факту понесены? Существует вероятность (правда, небольшая), что инспекторы самостоятельно осуществят зачет налоговой переплаты. Как пояснил Минфин, налоговики могут (но, подчеркнем, не обязаны) произвести его даже за пределами трехлетнего срока. Но есть и другой путь — признать сумму налоговой переплаты безнадежным долгом и учесть ее в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Однако данный путь тернист, поскольку, скорее всего, приведет к судебным спорам с контролерами. Какие аргументы позволят убедить судей? Подробности — далее.

Правила проведения зачета налоговой переплаты

Статьей 78 НК РФ установлен общий порядок возврата излишне уплаченного налога. На основании п. п. 2 и 7 названной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, представляемому в налоговый орган по месту его учета в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.

Порядок определения срока, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов, зависит от вида конкретного налога, а точнее, от того, предусмотрена ли порядком уплаты налога обязанность перечисления авансовых платежей или нет.

Обратите внимание! На основании положений ст. 78 НК РФ возврат излишне перечисленной налоговым агентом суммы налога на прибыль организаций может быть также произведен налоговым органом по месту учета налогового агента по письменному заявлению последнего (см. Письмо Минфина России от 20.08.2015 N 03-08-05/48127).

Между тем подача заявления на возврат или проведение зачета суммы налоговой переплаты в оговоренный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок — это обязанность налогоплательщика, но не налоговой инспекции. Последняя едва ли будет оформлять подобное заявление для самой себя. Поэтому исходя из буквального прочтения обозначенного пункта требование о подаче заявления в установленный трехлетний срок распространено лишь на действия налогоплательщика.

В свою очередь, инициатором зачета наравне с налогоплательщиком может выступить и налоговый орган. Обратимся к положениям п. 5 ст. 78 НК РФ, которые определяют порядок и сроки для самостоятельного осуществления зачета сумм переплаты налоговым органом. Им, в частности, установлено, что решение о проведении зачета должно быть принято налоговой инспекцией в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Как видим, названная норма определяет временные границы для принятия решения о проведении зачета и не устанавливает их для обнаружения (выявления) самого факта налоговой переплаты. На это обстоятельство обратили внимание чиновники Минфина в Письме от 22.04.2015 N 03-02-07/2/23112.

Зачет налоговой переплаты возможен и за пределами трех лет

Такой вывод следует из упомянутого Письма. Кто обратился за разъяснения и в чем состояла суть обращения — неизвестно, важно другое. Минфин признал правоту лица, обратившегося к нему, в части толкования налоговой нормы, определенной п. 5 ст. 78 НК РФ.

Иначе говоря, Минфин в Письме N 03-02-07/2/23112 отметил: поскольку данной нормой не установлено временное ограничение для реализации налоговым органом права на самостоятельный зачет налоговой переплаты, он может быть осуществлен даже за пределами трехлетнего срока. (Со своей стороны добавим, что в случае принятия решения об осуществлении зачета налоговой переплаты в указанных обстоятельствах налоговики должны уведомить об этом факте налогоплательщика.)

В то же время авторы названного Письма напомнили, что зачет просроченной переплаты по инициативе налогового органа может быть осуществлен лишь в отношении той недоимки, которая подлежит взысканию во внесудебном порядке. Поясним сказанное.

Общеизвестно, что сроки, установленные ст. ст. 46 — 48, 69, 70 и 78 НК РФ, на принудительное взыскание налоговой недоимки являются пресекательными. Истечение этих сроков означает невозможность принудительного взыскания недоимки в любой форме, в том числе посредством проведения зачета имеющейся налоговой переплаты в счет задолженности по налогам, пени, штрафам. Получается, что в силу ст. 78 НК РФ зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой установлены сроки на принудительное взыскание, невозможен. Изначально данная позиция была изложена Президиумом ВАС в Постановлении от 15.09.2009 N 6544/09 по делу N А40-29363/07-143-140, а впоследствии поддержана Пленумом ВАС в Постановлении от 30.07.2013 N 57. Так, в п. 32 Постановления N 57 отмечено: зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения Налогового кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов. Следовательно, соответствующие положения ст. ст. 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена. Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений ст. 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Резюмируем сказанное. Как видно из Письма N 03-02-07/2/23112, Минфин не возражает против реализации налоговым органом права на самостоятельный зачет сумм излишне уплаченной суммы налога в счет имеющей задолженности даже по истечении трех лет с момента уплаты данной суммы. Что это дает налогоплательщику? Во-первых, шанс, что подобная просроченная переплата «не повиснет» и будет зачтена в счет недоимки по инициативе налоговиков, хотя шанс на подобный зачет невелик, поскольку его осуществление — это право, а не обязанность налоговиков. Во-вторых, сам факт наличия подобной переплаты может стать своеобразной «защитой» пеней и штрафов при проверках. Ведь, как отмечено в Письме Минфина России от 05.06.2014 N 03-05-04-03/27098, Налоговый кодекс не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов (в том числе государственных пошлин), со дня уплаты которых прошло более трех лет.

Между тем (как упоминалось выше) сумма просроченной налоговой переплаты может быть признана безнадежным долгом и учтена в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Аргументы за подобные действия и против них рассмотрим далее.

Можно ли признать безнадежным долгом просроченную налоговую переплату?

Представим кратко суть спорной ситуации.

Понятие безнадежного для целей налогообложения долга раскрыто в п. 2 ст. 266 НК РФ. Данным пунктом определены также условия (их несколько) для признания долга безнадежным. Причем для признания долга таковым вовсе необязательно выполнение всех условий, достаточно хотя бы одного из них. Но при наличии сразу нескольких оснований для квалификации долга безнадежным он признается таковым в периоде возникновения первого из них (см. Письмо Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/373).

<*> Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

<**> Минфин считает: долг становится безнадежным, если на основании п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращено в связи со смертью должника — физического лица и оно не может быть исполнено без его личного участия либо иным образом неразрывно связано с личностью должника (см. Письмо от 19.04.2012 N 03-03-06/2/39).

<***> Невозможность исполнения обязательства должна быть подтверждена актом государственного органа, например постановлением пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства. Условиями признания долга безнадежным на основании постановления пристава-исполнителя являются (п. 2 ст. 266 НК РФ):

— невозможность установления места нахождения должника, его имущества либо получения сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, вкладах или на хранении в кредитных организациях;

— отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, при условии, что все принятые приставом-исполнителем меры по его отысканию оказались безрезультатными.

Формально положения п. 2 ст. 266 НК РФ можно применить и к суммам «просроченной» налоговой переплаты, а не только к долгам, возникшим в результате операций по реализации. По меньшей мере, никаких оговорок на этот счет в обозначенном пункте (в отличие от п. 1 названной статьи, в котором раскрыто понятие сомнительного долга) не содержится. Следовательно, независимо от статуса должника (будь то контрагент или бюджет) задолженность признается безнадежной при выполнении хотя бы одного из вышеперечисленных условий (например, при истечении срока исковой давности).

В то же время существует п. 4 ст. 270 НК РФ, в котором установлен запрет на учет в составе налоговых расходов сумм налогов. А это значит, что квалификация суммы налоговой переплаты в качестве безнадежной дебиторской задолженности в смысле п. 2 ст. 266 НК РФ может вызвать претензии контролеров. И, как показывает правоприменительная практика, подобные проблемы действительно возникают.

Налоговая переплата не может быть признана безнадежным долгом

Подобный вывод сделан финансистами в Письме от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457. В данном Письме они рассуждают так. Пунктом 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходами, уменьшающими облагаемую базу по налогу на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу п. 4 ст. 270 НК РФ суммы налога на прибыль вообще не могут учитываться в составе налоговых расходов.

Излишне уплаченные суммы налога возвращаются или засчитываются по заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Подать подобное заявление он может в течение трех лет со дня уплаты налога. Если предоставленное законом право им не реализовано, то переплату по налогам нельзя считать дебиторской задолженностью и признавать безнадежной для целей налогообложения прибыли.

Иначе говоря, причиной возникновения «просроченной» налоговой переплаты является нерасторопность самого налогоплательщика, который своевременно не обратился с просьбой вернуть ее или зачесть в счет имеющейся недоимки по другим налогам (пеням, штрафам).

Какой же выход из сложившейся ситуации видят финансисты (ведь переплата в любом случае есть)? Ответ на поставленный вопрос содержится в Письме Минфина России от 11.02.2013 N 03-02-07/1/3225. Указав в нем на отсутствие в Налоговом кодексе специального порядка списания просроченной налоговой переплаты, чиновники рекомендовали налогоплательщикам в случае пропуска трехлетнего срока обращаться в инспекцию по месту нахождения с заявлением о списании соответствующей суммы переплаты. Полагаем, не нужно пояснять, что в данном случае речь идет о списании суммы переплаты из лицевого счета налогоплательщика (из так называемой карточки расчетов с бюджетом), а не списании сумм в расходы.

Итак, согласно официальной позиции (представленной, в частности, в Письме Минфина России N 03-03-06/1/457) суммы «просроченной» налоговой переплаты налогоплательщик не вправе признать безнадежным долгом и учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Единственное, что ему рекомендовано в данной ситуации, — обратиться в инспекцию с просьбой о списании указанной переплаты.

В судебной практике в отношении обозначенной переплаты сформирован иной подход.

Положения п. 4 ст. 270 НК РФ на налоговую переплату не распространяются

Такого мнения по анализируемой ситуации придерживаются арбитражные суды. Оно обусловлено, в частности, позицией КС РФ, высказанной еще в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П. В п. 2 данного Определения указано следующее. Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, поскольку иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. В случае допущения налогоплательщиком переплаты некой суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

Что из этого следует? То, что излишне уплаченная сумма налога по своей природе налогом (как он определен в ст. 17 НК РФ) как раз и не является. Значит, по истечении срока исковой давности ее можно признать безнадежным долгом на основании п. 2 ст. 266 НК РФ и признать в налоговых расходах.

Например, в Постановлении ФАС ВСО от 13.06.2012 по делу N А78-5404/2011 отмечено: довод налоговой инспекции о том, что сумма переплаты в отношении налога на прибыль не может быть зачислена в расходы на основании п. 4 ст. 270 НК РФ, не может быть признан состоятельным, поскольку при такой позиции к налогу неправомерно относится сумма переплаты, которая налогом не является.

Согласилась с приведенным выводом и коллегия судей ВАС, которая в Определении от 08.11.2012 N ВАС-12510/12 указала: в целях гл. 25 НК РФ переплата налога в бюджет также может быть признана безнадежным долгом, поскольку на названную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности ввиду того, что уплата налога в данном случае произведена при отсутствии законного основания.

Аналогичный вывод сделан арбитрами ФАС МО в Постановлении N Ф05-13700/2013 по делу N А40-155004/12-91-681 <1> в отношении переплаты по налогу на имущество. Суть его также состоит в том, что в целях применения гл. 25 НК РФ переплата налога в бюджет может быть признана безнадежным долгом и учтена в расходах по истечении трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ для подачи заявления о возврате или зачете сумм переплаты.

<1> Определением ВАС РФ от 24.03.2014 N ВАС-2849/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Учитывая наличие сразу двух Определений ВАС с аналогичными суждениями, в основе которых лежит правовая позиция КС РФ, полагаем, можно сделать вывод об имеющейся положительной для налогоплательщиков тенденции при разрешении споров, возникших в схожих ситуациях.

Вместо заключения

Как следует из данной статьи, в судьбе «просроченной» налоговой переплаты могут поучаствовать обе стороны налоговых правоотношений.

Инспекторам, судя по Письму Минфина России N 03-02-07/2/23112, не возбраняется по собственной инициативе зачесть ее в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки. Но проведение зачета налоговой переплаты за пределами трехлетнего срока — это право, а не обязанность налогового органа. Поэтому если последний все-таки не реализует данное право, налогоплательщик может учесть сумму переплаты (как безнадежный долг) во внереализационных расходах. Правомерность подобных действий инспекторы, скорее всего, попытаются оспорить (см. Письмо Минфина России N 03-03-06/1/457). Однако у налогоплательщиков (учитывая приведенные примеры судебных актов) есть весьма неплохие шансы выиграть спор в суде.

Но хотим предостеречь налогоплательщиков: изложенный подход к признанию «просроченной» налоговой переплаты не следует применять в отношении сумм НДС, которые компания не возместила из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ. И вот почему.

Во-первых, с 1 января 2015 г. вступил в силу п. 1.1 ст. 172 НК РФ, которым установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после того, как приняты на учет приобретенные на территории РФ товары (работы, услуги), имущественные права или товары, ввезенные на территорию РФ и территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Во-вторых, арбитры по данному вопросу, как правило, принимают сторону контролеров. Они считают, что сумма НДС, в возмещении которой было отказано по причине пропуска трехлетнего срока на заявление вычета, не может быть признана убытком, поскольку пропуск трехлетнего срока для заявления вычетов не трансформирует налог, в возмещении которого отказано, в задолженность перед налогоплательщиком. По правилам ст. 170 НК РФ принять «входной» налог в состав расходов по налогу на прибыль можно только в случае его учета в стоимости поименованных в названной статье товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. Повторное включение НДС в состав расходов по налогу на прибыль на основании ст. 252 НК РФ в качестве затрат, понесенных при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, неправомерно. Таким образом, наличие абстрактного (ничем не подтвержденного) права на возмещение НДС не является доказательством наличия долга, который может быть признан в качестве безнадежного в целях гл. 25 НК РФ (см., например, Постановление АС МО от 26.11.2014 N Ф05-13465/2014 по делу N А40-11707/14 <2>).

<2> Определением ВС РФ от 24.03.2015 N 305-КГ15-1055 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

О.П.Гришина

«Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 12

Какими проводками закрыть переплату по налогам в 1С: «Предприятии»? (Д. Пак, 15 октября 2014 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Д. Пак, Профессиональный бухгалтер РК, CAP,

Аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы

КАКИМИ ПРОВОДКАМИ ЗАКРЫТЬ ПЕРЕПЛАТУ ПО НАЛОГАМ В 1С: «ПРЕДПРИЯТИИ»?

В 1С оборотно-сальдовой есть отрицательные значения по налогам, т е переплата, какими проводками закрыть?

Комментарии. Правилами ведения бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Правительства РК установлено, что не допускаются наличие кредитовых остатков на активных счетах и дебетовых остатков на пассивных счетах на конец отчетного периода.

Наличие «красного сальдо» на счетах налоговых обязательств свидетельствует о превышении сумм уплаченных налогов над суммами начисленных налогов.

Для закрытия «красного сальдо», излишне уплаченные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет следует перенести на следующие счета подраздела 1400 «Текущие налоговые активы» Типового плана счетов:

1410 — «КПН», где отражаются операции, связанные с отражением излишне уплаченного в бюджет КПН, а также авансовые платежи по уплате КПН;

1420 — «НДС», где отражаются операции по НДС, подлежащему отнесению в зачет, в том числе подлежащего возмещению в соответствии с налоговым законодательством, а также излишне уплаченные в бюджет суммы НДС;

1430 — «Прочие налоги и другие обязательные платежи в бюджет», где учитываются прочие налоги и другие обязательные платежи в бюджет, подлежащие к возмещению и(или) подлежащие зачету в соответствии с налоговым законодательством.

В программе 1С: «Предприятие» для закрытия «красного сальдо» может быть использован документ «Закрытия ДТ/КТ задолженности», при заполнении, которого по дебету указываются счета налоговых активов (1410, 1420, 1430) и по кредиту счета налоговых обязательств (3110, 3130, 3120, 3150 и пр.), при этом излишне уплаченные суммы налогов приводятся со знаком минус.

НК РФ Статья 79 Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Бывают ситуации, когда уплаченная сумма налога превышает необходимую. Законодательство предусматривает возврат таких «излишков», но лишь до истечения установленного срока. Рассказываем про срок давности возврата переплаты по налогам.

Почему появляются «лишние» налоговые платежи

Излишне уплаченный налог далеко не всегда возникает из-за существенных недостатков в учете. Иногда к переплате приводят и банальные технические сбои или опечатки.

Основные причины перечисления в бюджет «лишних» средств следующие:

  1. Ошибка при расчете. Ситуации здесь могут быть самыми различными, в зависимости от вида платежа: завышение облагаемой базы, неправильное применение ставок, неиспользование положенных льгот и т.п.
  2. Ошибка при перечислении. Тут речь идет о технических опечатках при заполнении платежек.
  3. Переплата по авансам. Многие налоги с годичным периодом предусматривают ежеквартальную уплату авансов. Поэтому, если в конце года произошло существенное снижение облагаемой базы, то ранее перечисленные суммы могут превысить налог, рассчитанный за период в целом.

Теоретически переплата может возникнуть по любому налогу. Но на практике речь обычно идет об «оборотных» обязательных платежах: НДС, налог на прибыль, а для спецрежимов — УСН.

По налогам, которые платятся на основе физических показателей (земельный, транспортный, ЕНВД и т.п.), переплата возникает намного реже.

Это понятно — площадь зданий или количество транспортных средств учесть относительно несложно, да и меняются они далеко не так часто и существенно, как показатели выручки или затрат.

Возврат и зачет переплаты по страховым взносам

Как выявить переплату

Для обнаружения любых ошибок в учете необходима налаженная система внутреннего контроля.

Если речь идет о расчетах, то основным методом проверки их корректности является регулярная сверка с контрагентами, в данном случае — с налоговиками.

Сверять данные по обязательным платежам нужно не реже раза в квартал. А крупным компаниям, которые имеют «разветвленный» бизнес и платят множество налогов, лучше делать это ежемесячно.

Хотя закон и обязывает чиновников сообщать бизнесменам о выявленных переплатах (п. 3 ст. 78 НК РФ), но рассчитывать на это не следует. Ведь любой возврат из бюджета — это «минус» для отчетных показателей ИФНС. А каких-либо наказаний для налоговиков за несообщение этих сведений не предусмотрено.

Поэтому бизнесмену необходимо полностью брать процесс сверки в свои руки, не надеясь на чиновников.

Закон предусматривает два варианта «использования» налогоплательщиком переплаты — зачет и возврат.

Причем зачесть «лишние» платежи можно только в счет выплат, зачисляемых в тот же бюджет или внебюджетный фонд (п. 1 и 1.1 ст. 78 НК РФ).

Если же бизнесмен решил вернуть переплату живыми деньгами, то налоговики все равно имеют право сначала провести зачет имеющейся задолженности перед соответствующим бюджетом (п. 5 и 6 ст. 78 НК РФ).

По мнению Высшего Арбитражного Суда, такой зачет — вид принудительного взыскания. Поэтому чиновники должны выполнить всю соответствующую процедуру: направить налогоплательщику требование и, только в случае его неисполнения, вынести решение (определение ВАС РФ от 21.02.2008 г. № 1395/08).

Руководителю, желающему избежать судебных разбирательств, в первую очередь следует изучить результаты сверки расчетов и направить заявление о возврате уже с учетом имеющейся недоимки.

Указанное заявление можно подать в ИФНС как на бумаге, так и онлайн, заверив его усиленной квалифицированной электронной подписью.

При заполнении документов на возврат нужно использовать формы, утвержденные письмами ФНС РФ: на бумажном носителе — № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017, в электронном виде – от 18.03.2019.

На возврат средств закон отводит налоговикам месяц, причем в течение первых 10 дней они должны принять решения и еще через 5 дней — сообщить о нем заявителю (п. 6, 8, 9 ст. 78 НК РФ). При пропуске срока возврата начисляются пени по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Налоговая не возвращает переплату по налогу, что делать?

Бизнесмен должен заявить о своем желании зачесть или вернуть переплату в течение 3 лет с момента ее появления (п. 7 ст. 78 НК РФ). О том, как быть, если этот срок уже прошел — расскажем в следующем разделе.

Что делать, если срок для возврата пропущен

Предположим, что три года с момента появления переплаты уже истекли. Значит ли это, что шансов вернуть деньги уже не осталось? Давайте разбираться…

Во-первых, нужно определиться с самим моментом возникновения переплаты.

Многие налоги (например, на прибыль) исчисляются по авансовой схеме. При этом в течение года бизнесмен платит авансы, а окончательный расчет производится на основании годовой декларации.

Возникает вопрос: когда образуется переплата — в момент перечисления промежуточного платежа или при сдаче декларации, формирующей итоговую облагаемую базу за год?

Важно!

По мнению Верховного Суда РФ, точкой отсчета является дата сдачи декларации либо установленный законом срок, если отчет сдан позднее (определение от 03.09.2015 г. № 306-КГ15-6527).

Эту позицию ВС РФ можно распространить и на возврат других обязательных платежей с авансовой схемой уплаты: УСН, налога на имущество и т.п. Кроме того, по мнению судей, даже если три года прошло и с даты подачи декларации, это не исключает возможности вернуть переплату. Ведь нормы ст. 78 НК РФ являются специальными и позволяют налогоплательщикам получить излишне уплаченные средства без обращения в суд.

А если срок, установленный НК РФ, пропущен, то это не лишает бизнесмена права на защиту своих интересов в суде в общем порядке. В данном случае трехлетний срок давности по налоговой переплате будет исчисляться с даты, когда налогоплательщик узнал о ней (например, дата акта сверки).

Нужно отметить, что аналогичную позицию ранее высказывал и ВАС (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Важно!

Неполучение информации о переплате от налоговиков не является основанием для продления срока возврата (определение ВС РФ от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491). Это еще один аргумент в пользу того, что налогоплательщику необходимо самому инициировать сверку расчетов с ИФНС.

Резюме

Переплата по налогам встречается довольно часто. Ее причиной могут быть как технические ошибки, так и особенности исчисления отдельных видов обязательных платежей.

Закон предоставляет налогоплательщику два варианта «закрытия» переплаты — зачет и возврат.

В обоих случаях НК РФ отводит на подачу заявления три года. С точки зрения высших судебных инстанций, если по налогу предусмотрены авансы, то указанный срок отсчитывается с даты сдачи годовой декларации.

Но даже если три года с этой даты уже прошли, но бизнесмен докажет, что узнал о переплате позднее, он может вернуть свои деньги через суд на общих основаниях.

Поэтому переплаты по техническим причинам исключены. Если же ошибся штатный бухгалтер клиента (еще до передачи учета на аутсорсинг), мы в кратчайшие сроки выявим отклонение и вернем средства в ваш бизнес.

Заказать услугу

В какой статье баланса отражается переплата по налогу

Расчеты по налогам и сборам: бухгалтерский учет и отражение в отчетности

Расчеты по налогам и сборам — это бухгалтерская операция, предваряющая начисление налогов — обязательных платежей, перечисляемых всеми хозяйствующими субъектами в бюджет.

Их перечень различен для разных видов деятельности, форм компаний.

В статье расскажем, как организовать бухгалтерский учет обязательных фискальных платежей, приведем наиболее распространенные в учете проводки, поясним, как отразить налоги в бухгалтерской отчетности.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Предназначен для того, чтобы отразить расчеты по налогам и сборам, счет 68 Плана счетов бухучета, утвержденного Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Счет 68 является активно-пассивным.

Начисление налогового платежа отражается по кредиту. Его уплата или применение налогового вычета — по дебету.

Кредитового сальдо демонстрирует наличие задолженности по фискальным сборам перед бюджетом, дебетовое показывает сумму переплаты.

К счету 68 для учета расчетов по разным видам фискальных сборов открываются отдельные субсчета. Кроме того, в разрезе каждого субсчета удобно обеспечить аналитический учет в разрезе непосредственно налоговых платежей, а также налоговых санкций: пеней и штрафов.

Кроме того, при формировании проводок применяются следующие синтетические счета:

  • 19 — при отражении входящего НДС;
  • 76 — для учета НДС с авансовых платежей;
  • 99 — при расчете платежей в бюджет с прибыли;
  • 09 и 77 — для отражения отложенных налоговых активов и обязательств.

Бухучет страховых взносов

Страховые взносы с 01.01.2017 администрируются налоговыми органами. Соответствующая глава 34 введена в состав НК РФ. Тем не менее, эти платежи не являются налоговыми и учитываются обособленно, а также обособленно отражаются в бухгалтерской отчетности.

Для учета расчетов по страховым взносам предназначен одноименный счет 69. К нему открываются субсчета в разрезе видов социального страхования и организуется аналитический учет для обособленного учета текущих платежей по страховым взносам и штрафных санкций.

ОперацияДебетКредит
Налог на прибыль
Начислен условный расход по налогу на прибыль 99 68
Отражено постоянное налоговое обязательство 99 68
Отражен постоянный налоговый актив 68 99
Начислен отложенный актив 09 68
Списан отложенный актив 68 09
Начислено отложенное обязательство 68 77
Списано отложенное обязательство 77 68
НДС
Начислен НДС с реализации 90 68
Отражен НДС по полученным товарам, работам, услугам 19 60, 76
Входящий НДС предъявлен к вычету 68 19
Начислен НДС на авансовые платежи, полученные от покупателей и заказчиков 76 68
Принят к вычету НДС с аванса покупателя в момент реализации 68 76
Принят к вычету НДС с аванса поставщикам 68 76
Прочее
Начислены имущественные налоги (транспортный, земельный, на имущество) 26, 44, 91 68
Начислены страховые взносы 20, 25, 26, 44 69
Перечислены фискальные сборы, страховые взносы в бюджет 68, 69 51

Отражение в бухгалтерской отчетности

Фискальные сборы находят отражение в двух формах бухотчетности:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах.

Расчеты по налогам и сборам в балансе отражаются в составе кредиторской или дебиторской задолженности. Кредитовое сальдо счетов 68 и 69 отражается в строке 1520 раздела V.

Если на конец отчетного периода образовалась переплата по фискальным платежам, отраженная как дебетовое сальдо счетов 68 и 69, то эту сумму нужно отразить в разделе II в строке 1230 «Дебиторская задолженность».

Кроме того, в бухгалтерском балансе компании обособленно отражается НДС, предъявленный поставщиками, но не принятый к вычету (дебетовое сальдо счета 19). Для этого предназначена строка 1220.

В отчете о финансовых результатах в строке 2410 отражается исчисленный к уплате налог на прибыль.

Кроме того, в бухгалтерском балансе и ОФП обособленно отражаются сальдо и изменения отложенных налоговых активов и обязательств.

Счет 68 – активный или пассивный?

Все организации вне зависимости от своего статуса признаются налогоплательщиками. Состояние расчетов с бюджетом отражает счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Анализ записей дает представление о начисленных и исполненных обязательствах, наличии кредитовой или дебетовой задолженности по налогам.

Характеристика счета 68

Организации и предприниматели по итогам своей экономической деятельности должны часть своих средств перечислять в пользу бюджета. Такие же обязанности присутствуют и у физических лиц.

Начисление налогов у юридических лиц отражает 68 счет в бухгалтерии. Операции по уплате бюджетных обязательств также формирует бухгалтерский счет 68.

Записи содержат данные о начисленных и уплаченных налоговых обязательствах самой организации, отражается состояние налогов, удержанных с работников, приводятся данные о косвенных налогах, в том числе заявленных к вычету.

68 счет – активный или пассивный?

Счет 68 в бухгалтерском учете может иметь и дебетовое, и кредитовое сальдо, в зависимости от характера задолженности. В случае переплаты налоговых обязательств сальдо становится дебетовым. При наличии задолженности, напротив, сумма, которую требуется перечислить в бюджет, располагается на кредитовых остатках.

Аналитический учет по счету 68 ведется отдельно по каждому виду налога. Итоговый результат суммируется, при этом по одним платежам сальдо может принимать дебетовое значение, по другим ― кредитовое.

Таким образом, счет 68 относится к группе активно-пассивных счетов. Сальдо по этим записям является развернутым, то есть дебетовое отражается в активе баланса, кредитовое же входит в состав пассива.

Счет 68 в бухгалтерском учете

Начисление налоговых обязательств по итогам экономической деятельности происходит с использованием счета 68. Каждому виду налога, которые должна перечислять организация, соответствует свой субсчет.

По способам начисления различают следующие виды налогов:

  1. Имущественные. Платятся за владение каким-либо объектом ― транспортом, землей, имуществом на балансе организации. Налоги рассчитываются исходя из стоимости облагаемой базы, не зависят от результатов деятельности фирмы.
  2. Косвенные налоги входят в стоимость товара или предоставленных услуг (НДС, акцизы, таможенные сборы). Конечным плательщиком считается непосредственный потребитель.
  3. Налоги по результатам экономической деятельности. Рассчитываются на основании полученной прибыли.

Кредит счета 68 показывает начисленные суммы, которые необходимо перечислить в бюджет. Данные должны совпадать с результатами налоговой отчетности ― декларациями, расчетами. Дебет 68 счета показывает операции по погашению задолженности или по уменьшению суммы налоговых обязательств.

Проводки по счету 68

Аналитический учет осуществляется по всем видам налогов. Корреспонденция счета 68 зависит от характера операции, как характеризуется в отдельных случаях 68 счет ― активный или пассивный. Так, дебет сч. 68 формируется в следующих случаях:

  1. При уплате в бюджет ― Дт 68 ― Кт 51.
  2. При наличии «входящего» НДС ― Дт 68 ― Кт 19 ― принять к вычету НДС за полученные товары, услуги.

По кредиту счет 68 в бухгалтерском учете проводки может формировать следующие:

  • Дт 99 ― Кт 68 ― начисление налога на прибыль;
  • Дт 91 ― Кт 68 ― отражен НДС от реализации по прочим (не основным) видам деятельности;
  • Дт 90 ― Кт 68 ― НДС учтен в стоимости товара;
  • Дт 70 ― Кт 68 ― начислен НДФЛ при расчете заработной платы, используется счет 68. 1.

При зачете налоговых обязательств проводка будет выглядеть следующим образом:

  • Дт 68 ― Кт 68, по сч. 68 субсчета будут соответствовать видам налогов, которые участвуют в операции. Зачет налогов проводится при наличии подтверждения налоговой инспекции в рамках бюджетов одного вида (федерального, регионального, местного).

Пример 1

Начислена заработная плата в размере 45 000 рублей. Удержан и перечислен в бюджет НДФЛ в сумме 5850 рублей. Для отражения налога на доходы физических лиц в проводках используется счет 68 1:

  • Дт 26 ― Кт 70 ― 45 000 рублей ― начислена заработная плата;
  • Дт 70 ― Кт 68 1 ― 5850 рублей ― удержан НДФЛ;
  • Дт 68 1 ― Кт 51 ― 5850 рублей ― НДФЛ перечислен в бюджет.

Пример 2

Приобретены товары на сумму 47 200 рублей, в том числе НДС 18% 7200 рублей. Изготовлена для реализации продукция на сумму 88 500 рублей, в том числе НДС 18% 13 500 рублей. Необходимо перечислить в бюджет налог на сумму 6 300 рублей. НДС отражается как 68 субсчета 2.

  • Дт 26 ― Кт 60 ― 40 000 рублей ― оприходован товар от поставщика;
  • Дт 19 ― Кт 60 ― 7200 рублей ― отражен «входной» НДС;
  • Дт 62 ― Кт 90 ― 88 500 рублей ― реализация продукции покупателю;
  • Дт 90 ― Кт 26 ― 75 000 рублей ― отражена себестоимость реализованного товара без НДС;
  • Дт 90 ― Кт 68 2 ―13 500 рублей ― начислен НДС при реализации товара покупателям;
  • Кт 68 2 ― Дт 19 ― 6300 рублей ― сумма НДС к уплате.

Анализ счета 68

Более подробно состояние расчетов по налогам предприятия можно увидеть, проанализировав субсчета к счету 68. Каждому налогу или сбору соответствует отдельный субсчет, расчеты также ведутся обособленно друг от друга. Действующий перечень закрепляется в учетной политике субъекта, план счетов 68 счет может подразделять следующим образом:

  • 68 01 счет бухгалтерского учета отражает состояние расчетов о НДФЛ за наемных работников;
  • 68 02 ― счет, отражающий начисленный НДС;
  • 68 03 ― акцизы;
  • 68 04 ― налог на прибыль;
  • 68 06 ― налог на землю;
  • 68 07 ― транспортный налог;
  • 68 08 ― налог на имущество организаций;
  • 68 10 ― прочие платежи в бюджет;
  • 68 11 ― ЕНВД;
  • 68 12 ― налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.

Субсчета 68 счета бухгалтерского учета используются, в зависимости от вида и характера деятельности экономического субъекта. Представленный список может быть дополнен или сокращен.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету 68 содержит сводные сведения, может рассматриваться как в целом по обязательствам организации, так и отдельно по каждому виду.

Как отражается НДС в бухгалтерском балансе

НДС в бухгалтерском балансе присутствует и в активе, и в пассиве.

При этом в активе НДС отражается сразу в двух строках: 1220 и 1230 (соответственно, как налог по приобретенным ценностям и в составе дебиторской задолженности).

В пассиве сумма этого налога включается в строку 1520 (в состав кредиторской задолженности). Рассмотрим, как правильно отобразить НДС входящий, исходящий и авансовый в бухбалансе.

ВНИМАНИЕ! С 01.06.2019 в форму бухбаланса и другой бухотчетности внесены изменения.

Ндс в балансе

Входящий НДС

Авансы перечисленные

Авансы полученные

Итоги

Ндс в балансе

НДС в бухгалтерском балансе отображается в 3 строках:

  • 1220 «НДС по приобретенным ценностям»;
  • 1230 «Дебиторская задолженность»;
  • 1520 «Кредиторская задолженность».

Строки 1220 и 1230 находятся в разделе «оборотные активы», так как это текущие активы с повышенной ликвидностью — оборот по ним происходит в течение года либо на протяжении нормального для организации операционного цикла. Исходя из таких же рассуждений (расчеты происходят в течение года) строка 1520 расположена в разделе «Краткосрочные обязательства» пассива баланса.

Существуют определенные особенности отражения налога по каждой из этих строк.

Входящий НДС

Строка 1220 «НДС по приобретенным ценностям»

В строке 1220 отражается та сумма налога, которую предприятие сможет в будущем предъявить к вычету. В эту строку баланса переносится остаточное значение (дебетовое сальдо) по счету 19.

Для реализации права на вычет необходимо одновременное соблюдение ряда условий:

  • приобретенные ценности предназначены для того вида деятельности, который облагается НДС;
  • стоимость приобретенных ценностей отражена в учете;
  • имеется правильно оформленный поставщиком счет-фактура.

У многих организаций счет 19 на конец года обнуляется, и в этом случае в строке 1220 баланса проставляется прочерк. Остаток по счету 19 может возникнуть в таких случаях (все они вытекают из текста ст. 171 и 172 НК РФ):

  • при экспорте сырьевой продукции (задержка с принятием НДС к вычету связана с тем, что необходимо пройти процедуру подтверждения факта экспорта);
  • если приобретенные ценности используются компанией с длительным циклом производства (НДС к вычету принимается лишь после отгрузки готовой продукции покупателю);
  • если поставщик не предоставил счет-фактуру либо счет-фактура оформлен с существенными нарушениями;
  • когда налогоплательщик принимает решение о вычете в более позднем периоде (до истечения 3 лет с момента принятия приобретенного на учет).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Организациям с большими остатками на счете 19 лучше детализировать значение строки 1220. Такое право предусмотрено в п.

6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). Это можно сделать путем добавления строк 12201, 12202 и т. д.

Детализация возможна в разрезе операций (приобретение) по основным средствам, производственным запасам, нематериальным активам и иным.

Нормированные расходы

Дебетовый остаток по счету 19 может быть также сформирован и при уплате расходов, которые нормируются при расчете налога на прибыль. Так, существуют расходы, которые не могут быть единовременно полностью учтены в налоговой базе при расчете налога на прибыль.

О том, какие расходы нормируются и каковы пределы для нормирования, читайте в материале «Нормативы, предусмотренные НК РФ».

Рука об руку с учетом нормируемых расходов следует и проблема вычета по налогу на добавленную стоимость. То есть если данные расходы нормируются, то урезается и право на вычет НДС по ним.

При этом обычно конечное значение показателя для расчета норматива становится известным только на конец года, а сами расходы могут собираться в течение года, и у бухгалтера возникает обязанность ежеквартально корректировать сумму НДС по мере увеличения базы, от которой определяется норматив.

На конец года могут накопиться некоторые суммы недопринятого к вычету НДС. Их последним днем года следует списать на прочие расходы, поскольку суммы налога, превышающие величину, соответствующую расчетному значению норматива, к вычету приниматься уже не будут.

Авансы перечисленные

Строка 1230 «Дебиторская задолженность»

По данной строке отражаются полные суммы оставшихся на конец года долгов покупателей (дебиторов) с учетом НДС. Здесь суммируются данные, соответствующие остаткам (дебетовым) по счетам 60, 62, 76, а также итоговые значения по дебету счетов «Расчеты с …»: 68, 69, 70, 71, 73 и 75, уменьшенные на остаток (кредитовый) по счету 63.

Начиная с 2011 года организации в обязательном порядке формируют резерв по сомнительным долгам (счет 63, остаток по которому вычитается из аккумулированного в строке 1230 баланса значения). Сюда попадают те долги дебиторов, по которым уже не надеются получить оплату.

Правила и порядок заполнения раздела

По статьям группы “Запасы” (строка 210) раздела “Оборотные активы” бухгалтерского баланса показываются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи или перепродажи (готовая продукция, товары), а также других материальных ценностей (животные на выращивании и откорме), а также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения), и расходы будущих периодов.

Правила оценки материально-производственных запасов, отражаемых в бухгалтерском балансе, предусмотрены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01).

При осуществлении организациями учета заготовления МПЗ с применением счетов 15 “Заготовление и приобретение материальных ценностей” и 16 “Отклонение в стоимости материальных ценностей” в бухгалтерском балансе сумма числящихся на конец отчетного периода отклонений фактических расходов по приобретению МПЗ от их учетной цены или отклонений, связанных с предоставлением организации скидок (накидок) согласно договору, возникновением суммовых разниц по расчетам за приобретенные материально-производственные запасы, присоединяется к стоимости остатков материально-производственных запасов, отраженных по соответствующим статьям группы статей “Запасы”, или вычитается при определении итоговых данных по статье в случае получения скидок, возникновения суммовых разниц.

Порядок списания выявляемых отклонений фактических расходов по приобретению МПЗ от их учетной цены устанавливается организацией самостоятельно при принятии учетной политики.

Группа статей “Запасы” содержит расшифровку по видам запасов.

По статье “Сырье, материалы и другие аналогичные ценности” (строка 211) бухгалтерского баланса отражаются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих, запчастей, тары и других активов, которые учитываются организацией на счете 10 “Материалы”.

Сумма по строке 211 равна конечному дебетовому сальдо по счету 10 “Материалы”.

Статью “Животные на выращивании и откорме” (строка 212) заполняют сельскохозяйственные организации или организации, имеющие сельскохозяйственные подразделения.

Сумма по строке 212 равна конечному дебетовому сальдо по счету 11 “Животные на выращивании и откорме”.

Статья “Затраты в незавершенном производстве” (строка 213) отражает наличие затрат по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам), учет которых осуществляется на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

При этом незавершенное производство отражается в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету.

В торговых организациях остаток по незавершенному производству отражается на счете 44 “Расходы на продажу”, а в остальных организациях – на счете 20 “Основное производство”.

Если торговые организации или организации общественного питания не признают учтенные издержки обращения в себестоимости проданных товаров (услуг) полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, то сумма этих издержек (в части транспортных расходов), приходящаяся на остаток непроданных товаров и сырья, отражается в бухгалтерском балансе по статье “Затраты в незавершенном производстве”.

При переходе организации с начала отчетного года в соответствии с принятой учетной политикой на порядок признания коммерческих и управленческих расходов полностью в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности не списанные в прошлом отчетном году коммерческие расходы и (или) издержки обращения подлежат включению в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг на начало отчетного года или организацией может быть принято решение о равномерном включении этих сумм в себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного периода времени (например, квартал, полугодие).

Сумма по строке 213 равна конечному дебетовому сальдо по счетам 20 “Основное производство” и/или 44 “Расходы на продажу”.

По статье “Готовая продукция и товары для перепродажи” (строка 214) показываются фактическая производственная себестоимость, нормативная (плановая) себестоимость (либо в другой оценке, предусмотренной Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации) остатка продукции, прошедшей все стадии, предусмотренные технологическим процессом, а также изделий укомплектованных, прошедших испытания и техническую приемку.

Торговые организации и организации общественного питания указывают в этой строке покупную стоимость товаров (без учета торговой наценки, учитываемой на счете 42 “Торговая наценка”).

При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и продажной стоимостью отражается в бухгалтерской отчетности обособленно в {*docLink(sprbuh_content,345,Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5))*}.

Остаток товаров отражается в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения, формируемой в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов” и ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

Сумма по строке 214 равна сумме дебетового сальдо по счетам 41 “Товары” и 43 “Готовая продукция”

По статье “Товары отгруженные” (строка 215) отражаются данные о полной фактической себестоимости, нормативной (плановой) полной себестоимости (либо в другой оценке, предусмотренной Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации) отгруженной продукции (товаров) в случае, если в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету еще не исполнены условия признания выручки от продажи товаров (продукции).

Когда становится определенным, что достаточные условия для признания выручки в бухгалтерском учете исполнены не будут, организацией признается дебиторская задолженность в сумме, равной оценке ранее числящихся в учете товаров отгруженных.

Если организацией в установленном порядке коммерческие расходы признаются в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, то товары отгруженные отражаются в оценке без их учета.

Сумма по строке 215равна конечному сальдо по счету 45 “Товары отгруженные”.

По статье “Расходы будущих периодов” (строка 216) отражается сумма расходов, признанных в бухгалтерском учете в соответствии с установленным порядком, но не имеющих отношения к формированию затрат на производство продукции (работ, услуг) отчетного периода.

К таким расходам, в частности, относятся расходы, связанные с горно-подготовительными работами, подготовительными к производству работами в сезонных отраслях, освоением новых организаций, производств, цехов и агрегатов, расходы по неравномерно производимому ремонту основных средств (по организациям, не образующим в установленном порядке резерва на ремонт основных средств), расходы на рекламу, подготовку кадров и т.

При определении расходов будущих периодов следует учитывать, что расходы признаются в момент, когда они реально используются, а не в момент оплаты. Т.е. если расходы используются в течение какого-то периода времени, их нельзя списать единовременно.

Сумма по строке 216 равна конечному сальдо по счету 97 “Расходы будущих периодов”.

По статье “Прочие запасы и затраты” (строка 217) показывается стоимость материально-производственных ценностей и признанных организацией расходов, не нашедших отражения в предыдущих строках группы статей “Запасы”.

В случае если организация не признает учтенные коммерческие расходы в себестоимости проданных товаров (услуг) полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, то не списанные организацией в установленном порядке расходы на упаковку и транспортировку, учтенные в составе коммерческих расходов, относящиеся к остатку неотгруженной (непроданной) продукции, отражаются по вышеуказанной статье.

Итоговая сумма по строке 210 (группы статей “Запасы”) равна сумме строк 211 – 217.

Строка 220 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”

По группе статей “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” (строка 220) отражается сумма НДС по приобретенным материально-производственным запасам, нематериальным активам, осуществленным капитальным вложением, работам и услугам, предъявленная поставщиками, но еще не принятая к вычету в установленном порядке.

Сумма по строке 220 равна конечному дебетовому сальдо по счету 19 “Налог на добавленную стоимость”.

Строки 230, 240 “Дебиторская задолженность”

К дебиторской задолженности организации относится:

  • задолженность поставщиков по поставке оплаченных товаров, работ, услуг (сальдо по дебету счетов 60 и 76);
  • задолженность покупателей по оплате реализованных им товаров, работ, услуг (сальдо по дебету счета 62);
  • сумма переплаты по налогам и сборам (сальдо по дебету счетов 68 и 69);
  • задолженность работников организации по выданным им займам, по возмещению нанесенного ущерба (дебетовое сальдо по счету 73);
  • задолженность подотчетных лиц (дебетовое сальдо по счету 71);
  • суммы выставленных претензий по недостаче и порче материальных ценностей (дебетовое сальдо по соответствующему субсчету счета 76);
  • суммы штрафных санкций по хозяйственным договорам, признанных организацией или присужденных судом (дебетовое сальдо по соответствующему субсчету счета 91).

В бухгалтерском балансе долгосрочная и краткосрочная дебиторская задолженность показываются раздельно соответственно в строках 230 и 240.

Напомним, что долгосрочной задолженностью является та, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Остальная задолженность считается краткосрочной.

Исчисление указанного строка осуществляется начиная с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором задолженность была принята к бухгалтерскому учету.

Дебиторская задолженность, представляемая в бухгалтерском балансе как долгосрочная и предполагаемая к погашению в отчетном году, может быть представлена на начало этого отчетного года как краткосрочная. Факт представления дебиторской задолженности, учтенной ранее как долгосрочная, в качестве краткосрочной необходимо раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу.

Статья “Покупатели и заказчики” соответствующей группы статей “Дебиторская задолженность” (долгосрочной – строка 231, или краткосрочной – строка 241) отражает имеющуюся на отчетную дату в бухгалтерском учете задолженность покупателей и заказчиков за проданные им товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги (с учетом скидок (накидок), изменений условий договора, расчетов неденежными средствами и т.п.).

Сумма по строке 231 и 241 соответственно равна дебетовому сальдо счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

Сумма по строкам 230 и 240 соответственно равна сумме дебетового сальдо по счетам 60, 62, 76, 68, 69, 71, 73 и 91 (соответствующий субсчет по учету штрафных санкций).

Строка 250 “Краткосрочные финансовые вложения”

В группе статей “Краткосрочные финансовые вложения” (строка 250) отражаются фактические затраты организации по инвестиции организации в ценные бумаги других организаций, государственные ценные бумаги и т.п., предоставленные организацией другим организациям займы с учетом процентов.

Сумма по строке 250 равна дебетовому сальдо по счету 58 “Финансовые вложения”.

Строка 260 “Денежные средства”

В строке 260 “Денежные средства” отражается остаток денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах в кредитных организациях.

Сумма по строке 260 равна сумме дебетового сальдо по счетам 50 “Касса”, 51 “Расчетные счета”, 52 “Валютные счета”, 55 “Специальные счета в банках” и 57 “Переводы в пути”.

Строка 270 “Прочие оборотные активы”

В строке 270 “Прочие оборотные активы” показываются суммы, не нашедшие отражения по другим группам статей раздела “Оборотные активы” бухгалтерского баланса.