Переход на ЕСХН

Содержание

Порядок и условия перехода на режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и возврата к общей системе налогообложения изложены в статье 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА НА УПЛАТУ ЕСХН

Анализируя главу 26.1 НК РФ отметим, что законодательство предусматривает уведомительный порядок перехода на ЕСХН.

В статье 346.3 сказано, что организации, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают заявление о переходе на уплату ЕСХН. Указанные налогоплательщики подают заявление в налоговый орган по местонахождению организации.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации.

Пунктом 1 статьи 346.3 НК РФ установлен срок подачи заявления: его подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату ЕСХН, а сам переход возможен только с 1 января следующего года.

📌 Реклама Отключить

Следует отметить, что НК РФ не установлен порядок подачи заявления в налоговые органы, то есть заявление может передать непосредственно сельхозпроизводитель лично либо отправить его по почте.

Рекомендуемая форма заявления о переходе на уплату ЕСХН (форма №26.1-1) утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58 «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее — Приказ МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58).

Обратите внимание!

По информации Минюста Российской Федерации от 15 августа 2005 года данный документ не подлежит применению как не прошедший государственную регистрацию.

При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату ЕСХН указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы (включая продукцию первичной переработки, произведенную ими) в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, а с 2006 года по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация подает заявление.

📌 Реклама Отключить

Другие требования к сведениям, которые должны быть указаны в заявлении, НК РФ не установлены.

Отметим, что в главе 26.1 НК РФ отсутствует норма, закрепляющая обязанность налогового органа подтверждать возможность или невозможность перехода на уплату ЕСХН. Поэтому если организацией соблюдены все условия, установленные статьей 346.2 НК РФ, она вправе перейти на уплату ЕСХН. Налогоплательщику достаточно получить на копии заявления отметку налогового органа о получении заявления налогоплательщика с указанием даты (свидетельствует о том, что заявление подано в установленные НК РФ сроки).

Вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. Это установлено пунктом 2 статьи 346.3 НК РФ. В этом случае организации вправе перейти на уплату единого налога в текущем календарном году с момента постановки на налоговый учет. Напомним, что постановка на налоговый учет проводится одновременно с государственной регистрацией, соответственно, заявление о переходе на уплату ЕСХН организация может подать с документами для регистрации.

📌 Реклама Отключить

Отметим, что в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2004 года №А33-18061/04-С3-Ф02-5238/04-С1 указано, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в переходе на ЕСХН в случае подачи заявления о переходе на ЕСХН после подачи заявления о постановке на налоговый учет. По мнению судей, факт подачи заявления о переходе на ЕСХН после подачи заявления о постановке на налоговый учет не может повлечь для заявителя последствия в виде отказа в изменении режима налогообложения. Поскольку заявление о применении ЕСХН носит уведомительный, добровольный характер, и глава 26.1 НК РФ не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком указанного режима налогообложения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 346.3 НК РФ налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого сельхозналога не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

📌 Реклама Отключить

Обратите внимание!

До принятия Федерального закона от 5 апреля 2004 года №16-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее Федеральный закон №16-ФЗ) налоговые органы требовали, чтобы организации, у которых на момент перехода на уплату ЕСХН на балансе числилось имущество, принятый к вычету НДС восстанавливали и уплачивали в бюджет. С принятием Федерального закона №16-ФЗ статья 346.3 НК РФ была дополнена пунктом 8, в котором определено, что НДС, принятый к вычету до перехода на уплату единого сельхозналога, восстанавливать не нужно:

«8.Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат».

📌 Реклама Отключить

Порядок учета доходов и расходов, при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога, установлен пунктом 6 статьи 346.6 НК РФ.

Налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения, которые в целях исчисления прибыли использовали метод начисления, при переходе на уплату ЕСХН обязаны выполнить следующие правила:

  • на дату перехода на уплату ЕСХН в налоговую базу по ЕСХН включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату ЕСХН;

В данном пункте речь идет об авансах под предстоящую поставку товаров (работ, услуг), полученных в период применения общего режима налогообложения.

Налогоплательщики, использующие в целях исчисления прибыли метод начисления, определяют доходы в соответствии с требованиями статьи 271 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Согласно пункту 3 статьи 271 НК РФ датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При получении аванса реализации товаров (работ, услуг) не происходит, так как право собственности на товары (работы, услуги) не переходит к покупателю. Следовательно, суммы полученных авансов не признаются у указанных налогоплательщиков доходом.

Поэтому после перехода на ЕСХН эти суммы учитываются в составе доходов в момент фактической реализации товаров (работ, услуг), независимо оттого, что денежные средства поступили до перехода на систему налогообложения для сельхозпроизводителей.

Пример 1.

📌 Реклама Отключить

В 2005 году организацией в период применения общего режима налогообложения, были получены денежные средства в счет предстоящей поставки товаров, на сумму 45 000 рублей.

С 1 января 2006 организация перешла на уплату ЕСХН. Поставка товаров произведена в I квартале 2006 года.

Поскольку полученный в период применения общей системы налогообложения аванс под поставку товаров в сумме 45 000 рублей организацией не был учтен в качестве доходов при исчислении налога на прибыль, организация должна включить указанную сумму в налоговую базу по ЕСХН за I полугодие 2006 года.

  • на дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации (подпункт 2 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ).

Для выполнения данного требования налогоплательщик должен воспользоваться данными налоговых регистров амортизируемого имущества. 📌 Реклама Отключить

Пример 2.

Организация ООО «Рассвет» в период использования общего режима налогообложения июле 2005 года приобрела грузовой автомобиль стоимостью 295 000 рублей (в том числе НДС 45 000 рублей) и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию. Находясь на общем режиме, организация являлась налогоплательщиком НДС.

В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», грузовой автомобиль грузоподъемностью 0,5 тонны относится к III амортизационной группе. Срок полезного использования автомобиля — от 3 до 5 лет.

Допустим, что организацией было принято решение, что для целей налогообложения срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Способ начисления амортизации — линейный.

📌 Реклама Отключить

С 1 января 2006 года ООО «Рассвет» перешло на уплату ЕСХН.

На дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражена остаточная стоимость грузового автомобиля, которая составила:

(250 000 рублей – (250 000 рублей / 60 месяцев х 5)) = 229 116,67 рубля.

Что касается основных средств, числящихся у налогоплательщиков, оплата которых будет осуществлена после перехода на уплату ЕСХН, то остаточная стоимость учитывается, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств.

  • не включаются в налоговую базу по ЕСХН денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам главы 25 «налог на прибыль организаций» НК РФ (метод начисления) указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения (подпункт 3 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ);

По методу начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, когда они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, поэтому в случаях, когда доходы были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а денежные средства поступили уже после перехода на уплату ЕСХН во избежание повторного налогообложения эти суммы не включаются в налоговую базу. 📌 Реклама Отключить

Пример 3.

ОАО «Восход» в ноябре 2005 года отгрузило покупателям картофель на сумму 40 000 рублей.

В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения доходы и расходы учитывались методом начисления.

С 1 января 2006 года организация перешла на уплату ЕСХН. Оплата картофеля произведена в феврале 2006 года.

Стоимость отгруженного в ноябре 2005 года картофеля учитывается налогоплательщиком при определении облагаемой базы по налогу на прибыль за 2005 года. Поэтому при расчете налоговой базы по ЕСХН в 2006 года стоимость картофеля в размере 40 000 рублей не учитывается.

  • расходы, осуществленные налогоплательщиками после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода налогоплательщиков на уплату ЕСХН (подпункт 4 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ);

В соответствии с данным подпунктом расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы: 📌 Реклама Отключить

  • на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения,
  • на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода организации на уплату ЕСХН.

Порядок признания расходов при методе начисления указан в статье 272 НК РФ. Если оплата расходов была осуществлена в период применения общей системы налогообложения, но сами расходы не были осуществлены на дату окончания налогового (отчетного) периода, то такие расходы не включались в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому при осуществлении этих расходов после перехода на уплату ЕСХН они учитываются при определении налоговой базы, независимо оттого, что денежные средства не перечисляются в отчетном (налоговом) периоде. К таким расходам, например, может относиться арендная плата, перечисленная за несколько месяцев вперед и другие подобные расходы, которые в бухгалтерском учете отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». 📌 Реклама Отключить

Расходы, которые осуществляются и оплачиваются в период уплаты ЕСХН, учитываются при определении налоговой базы по кассовому методу.

Пример 4.

ОАО «Восход» приобрело и оплатило в декабре 2005 года корма на сумму 100 000 рублей. При общем режиме налогообложения в целях налогообложения прибыли доходы и расходы учитывались методом начисления.

Корма были израсходованы в первом квартале 2006 года, то есть после перехода на уплату ЕСХН.

В этом случае стоимость кормов в размере 100 000 рублей должна быть учтена при определении налоговой базы по ЕСХН за I полугодие 2006 года, то есть на дату осуществления расходов.

Объясним.

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, порядок определения и признания расходов осуществляют в соответствии с требованиями статьи 346.5 НК РФ. В указанной статье прямо говориться, что материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 254 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

Согласно пункту 5 статьи 254 НК РФ:

«сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании».

Из вышесказанного следует, что при определении налоговой базы по ЕСХН организация учитывает расходы в виде стоимости кормов по мере использования их в производстве, то есть именно на дату осуществления расходов.

  • не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату ЕСХН в оплату расходов налогоплательщиков, если до перехода на уплату ЕСХН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ (подпункт 5 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ).

Поскольку при методе начисления расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда фактически уплачиваются денежные средства, то в случаях, если расходы были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а денежные средства выплачены уже после перехода на уплату ЕСХН, во избежание занижения налоговой базы по ЕСХН на суммы, которые были учтены ранее, не уменьшается налоговая база по единому налогу. 📌 Реклама Отключить

Например, расходы на оплату труда, относящиеся к 2005 году, но фактически произведенные в январе 2006 года, учитываются в составе расходов, уменьшающих доходы при применении ЕСХН, в I квартале 2006 года только в случае, если до перехода на уплату ЕСХН такие расходы не были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.

ВОЗВРАТ К ОБЩЕМУ РЕЖИМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.3 НК РФ не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Сделать это можно только с начала следующего календарного года, причем возврат на общий режим налогообложения возможен как в добровольном, так и в обязательном порядке.

Налогоплательщики, уплачивающие единый налог, вправе добровольно перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации в установленный НК РФ срок. Это единственное условие установлено пунктом 6 статьи 346.3. НК РФ. Налогоплательщик, изъявивший желание вернуться на общий режим, должен уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим.

📌 Реклама Отключить

Уведомление об отказе от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей формы №26.1-4 было утверждено Приказом МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58, который не подлежит применению, как не прошедший государственную регистрацию (Информация Минюста Российской Федерации от 15 августа 2005 года).

Обязательный переход на общий режим налогообложения предусмотрен пунктом 4 статьи 346.3 НК РФ в случае утраты налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя. Если по итогам года доля доходов от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 %, налогоплательщик переводится на общий режим с 1 января года, в котором допущено несоответствие. В этом случае такой налогоплательщик производит перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.

📌 Реклама Отключить

В пункте 5 статьи 346.3 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны подать в налоговый орган по местонахождению организации заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения. Рекомендуемая форма заявления о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения №26.1-5 была утверждена также Приказом МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58, который не подлежит применению, как не прошедший государственную регистрацию (Информация Минюста Российской Федерации от 15 августа 2005 года).

Заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения необходимо представить в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода, в котором налогоплательщик утратил статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, то есть до 21 января.

📌 Реклама Отключить

Уплату начисленных в результате перерасчета сумм налогов в бюджет необходимо произвести до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по единому налогу (пункт 5 статьи 346.3 НК).

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности, пункт 4 статьи 346.3 НК РФ, освобождает таких налогоплательщиков, утративших статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, от уплаты пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.

В соответствии с пунктом 8 статьи 346.3 НК РФ при переходе с уплаты ЕСХН на общий режим суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам ЕСХН по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость вычету не подлежат.

📌 Реклама Отключить

Если организация в период применения спецрежима приобретает, например, основное средство, то сумма НДС, уплаченная при приобретении основного средства, включается ею в состав расходов, учитываемых при обложении ЕСХН. Поэтому при возврате на общий режим налогообложения эта сумма НДС к возмещению из бюджета не предъявляется.

При переходе от ЕСХН к общему режиму налогообложения с использованием в целях налогообложения метода начисления налогоплательщики обязаны выполнить следующие правила (пункт 7 статьи 346.6 НК РФ):

  • не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при уплате ЕСХН (подпункт 1);

Иными словами, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организациями, учитывающими доходы и расходы методом начисления, не учитываются доходы от реализации товаров, отгруженных под полученные суммы авансов, ранее учтенные при уплате ЕСХН (поскольку при ЕСХН – кассовый метод). 📌 Реклама Отключить

Пример 5.

Организация ОАО «Восход» в период уплаты ЕСХН получила в ноябре 2005 года предоплату в счет предстоящих в I квартале 2006 года поставок картофеля. Сумма предоплаты составила 1 000 000 рублей. ОАО «Восход» с 1 января 2006 года перешло на общий режим налогообложения.

Исходя из кассового метода признания доходов при ЕСХН, указанная предоплата в счет предстоящих поставок, была учтена при определении налоговой базы по ЕСХН за 2005 год.

Поэтому при определении налоговой базы по налогу на прибыль за I квартал 2006 года не учитывается сумма дохода от реализации картофеля, отгруженного покупателям в I квартале 2006 года.

  • расходы, осуществленные налогоплательщиками в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы по налогу на прибыль, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов (подпункт 2).

Иными словами, расходы, осуществленные налогоплательщиками после перехода на общий режим налогообложения, учитываются при налогообложении прибыли, даже если их оплата была сделана в период применения ЕСХН. 📌 Реклама Отключить

Пример 6.

Организация ОАО «Урожай», уплачивающая ЕСХН, в ноябре 2005 года осуществила поставщику предоплату стоимости семян в сумме 50 000 рублей.

Семена были поставлены поставщиком в феврале, в этом же месяце приняты к учету, а израсходованы в мае 2006 года.

С 1 января 2006 года организация перешла на общую систему налогообложения.

В этом случае расходы признаются на дату их осуществления, а значит учитываются при определении облагаемой базы по налогу на прибыль за I полугодие 2006 года.

В соответствии с пунктом 8 статьи 346.6 НК РФ при переходе на общий режим налогообложения в налоговом учете, на дату перехода, отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период перехода на уплату ЕСХН, в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с главой 26.1 НК РФ, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, не уменьшают остаточной стоимости основных средств на дату перехода налогоплательщиков на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом в случае перехода на общий режим налогообложения.

Принципы перехода производителя с ЕСХН на общий режим

В связи с мировым финансовым кризисом некоторым предприятиям пищевой промышленности, применяющим отраслевой спецрежим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), возможно, придется перейти на уплату налогов в рамках традиционной системы налогообложения. Причина смены режима кроется в невыполнении условий, дающих право уплачивать единый налог, связанном со снижением объемов производства и доли производимой сельскохозяйственной продукции. Бухгалтеру нужно быть готовым к такой ситуации.

В статье даны рекомендации по смене режима налогообложения и пересчету налогов.

Нюансы смены режимов налогообложения

Организационные моменты. Начнем с того, что организации, перешедшие на уплату ЕСХН, не вправе до окончания года перейти на иные режимы налогообложения (п. 3 ст. 346.3 НК РФ), в частности на традиционную систему уплаты налогов. Но в процессе деятельности производитель может утратить статус плательщика ЕСХН, например, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) снизилась до уровня ниже 70% доля доходов от реализации:

  • произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки из сельскохозяйственного сырья собственного производства;
  • сельскохозяйственной продукции собственного производства, включая продукцию первичной переработки из сельскохозяйственного сырья.

Также доля сельхоздоходов может снизиться в результате продажи дорогостоящих основных средств (ведь данная операция не имеет непосредственного отношения к реализации сельхозпродукции).

В любом из перечисленных случаев организация утрачивает право на применение спецрежима в результате снижения доли доходов от реализации сельхозпродукции. При этом данное право утрачивается не раньше, чем по итогам налогового периода (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). Затем в течение 15 дней налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения (п. 5 ст. 346.3 НК РФ).

Принципы смены налогообложения. В связи с переходом налогоплательщику следует произвести перерасчет обязательств по всем налогам, уплачиваемым на общем режиме. При этом доначисляются только налоги. Что касается пеней и штрафов за несвоевременную уплату «традиционных» налогов и авансовых платежей, по ним пени и штрафы не уплачиваются (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение, должен за весь налоговый период произвести расчет и уплату НДС, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, ЕСН, налога на имущество организаций, применяя порядок расчета «традиционных» налогов, предусмотренный налоговым законодательством для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг) определяется только за налоговый период — календарный год. Соответственно, пересчет налоговых обязательств следует произвести только по окончании налогового периода — календарного года, в котором организация находилась на уплате ЕСХН (Письмо ФНС России от 05.08.2008 N ММ-9-3/95).

Например, организация с 1 января 2009 г. перешла на уплату ЕСХН. Снижение удельного веса дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг) планируется с августа 2009 г. Если по состоянию на 31 декабря 2009 г. доход от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за 2009 г. составит менее 70%, то налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕСХН (внимание) с 1 января 2009 г. Получается, что право на применение ЕСХН организация утратила только в конце года, а на общий режим она считается перешедшей уже с начала этого года.

Уплата соответствующих налогов в бюджет и представление налоговых деклараций (по общему режиму) должны быть произведены в течение января 2010 г. Если данные платежи до 1 февраля не будут уплачены, с указанной даты в соответствии со ст. 75 НК РФ будут начисляться пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов. При этом, если налогоплательщик утратит право на применение ЕСХН по итогам 2009 г., он должен подать уточненную налоговую декларацию за отчетный период по данному налогу для сложения начисленных ранее авансовых платежей по нему. Такие рекомендации содержатся в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16@.

Когда следует менять режим налогообложения?

Налог на прибыль. При переходе организации на уплату налога на прибыль нужно иметь в виду, что согласно ст. ст. 285, 287 и 289 НК РФ исчисленный за налоговый период (календарный год) налог уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетных периодов уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

Если налогоплательщик утратил право на применение единого сельскохозяйственного налога по итогам 2009 г., то он должен до 1 февраля 2010 г. представить налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за I квартал, полугодие и девять месяцев. До указанного срока также нужно уплатить сумму исчисленного авансового платежа за девять месяцев 2009 г. и ежемесячные авансовые платежи IV квартала 2009 г. Соответственно, налог, исчисленный за налоговый период (2009 г.), уплачивается не позднее 28 марта 2010 г.

Заметим, что при добровольном отказе от применения спецрежима организация вправе рассчитывать на уплату налога на прибыль по нулевой ставке, которая предусмотрена ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2014 г. (Письмо Минфина России от 22.06.2009 N 03-11-06/1/23). Для организации, которая переходит на общий налоговый режим вынужденно в связи с несоблюдением установленных условий, такого вывода в разъяснении не содержится, поэтому налогоплательщику придется уплачивать налог на прибыль с применением традиционной ставки.

Налог на добавленную стоимость. Организации, утратившие право на применение спецрежима для сельскохозяйственных товаропроизводителей с начала календарного года, в котором применялся данный режим, производят перерасчет налоговых обязательств по НДС исходя из норм общего режима налогообложения. Следует выделить отдельно начисление и принятие налога к вычету.

Что касается начисления, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) в период применения спецрежима для сельскохозяйственных товаропроизводителей организацией, утратившей право на применение этого режима, должна быть увеличена на соответствующую налоговую ставку (10% или 18%). Под суммой выручки как от реализации сельскохозяйственной продукции, так и от иной деятельности в целях исчисления НДС следует понимать:

  • сумму отгруженных (выполненных, оказанных) товаров (работ, услуг), переданных в период утраты права на применение спецрежима, вне зависимости от оплаты;
  • сумму предоплаты, полученную в период применения ЕСХН за предстоящую отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав.

В части вычета НДС производителю нужно учитывать нормы п. 8 ст. 346.3 НК РФ. Организации, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, признаются плательщиками НДС, и суммы налога, предъявленные им по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на иной режим налогообложения, не подлежат налоговому вычету. Заметим, в названной норме есть несогласованность: с одной стороны, организации признаются налогоплательщиками, с другой — они не могут использовать свое право плательщиков на налоговый вычет. Соглашаются с этим и налоговики, считая, что организация может воспользоваться налоговым вычетом с начала того года, как она стала пересчитывать свои налоговые обязательства (Письмо ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16@). Есть судебные решения, в которых подтверждается право организации произвести перерасчет налоговых обязательств за весь период необоснованного применения ЕСХН с применением общих норм, регламентирующих уплату НДС, в том числе применить налоговый вычет НДС в порядке ст. 171 НК РФ <1>.

<1> Постановление ФАС СКО от 18.10.2006 N Ф08-4943/2006-2087А.

Подведем итог. За весь прошедший год, за который пересчитываются обязательства перед бюджетом, организация в общем порядке начисляет НДС и уменьшает его на суммы налога, ранее учтенные на ЕСХН в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).

По мнению Минфина (Письмо от 15.06.2009 N 03-11-06/1/22), НДС уплачивается либо за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль организаций, либо за счет средств покупателей товаров (работ, услуг), в том числе основных средств (в случае произведенной ими доплаты на сумму налога). Исчисленный в январе налог на добавленную стоимость за три налоговых периода прошедшего года (I — III кварталы) уплачивается в бюджет в январе этого года (до 31 января включительно). А исчисленный НДС за налоговый период — IV квартал предыдущего года уплачивается в бюджет в соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Несколько слов о счетах-фактурах. Организации — плательщики ЕСХН при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав счета-фактуры не выставляют.

Налогоплательщик, перешедший на общий режим обложения НДС в связи с невыполнением условий для уплаты ЕСХН, также не вправе выставить покупателям счета-фактуры по товарам, отгруженным в прошлом году. Исключение составляет случай, когда пятидневный срок выставления счетов-фактур за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги в прошлом году истекает в наступившем году. Тогда производитель может выставить покупателям счет-фактуру, по которому они могут принять налог к вычету.

ЕСН и взносы во внебюджетные фонды. При переходе на общий режим налогообложения нужно знать, что к выплатам, начисленным нарастающим итогом с начала года, применяются ставки ЕСН с учетом права на применение регрессии. Если налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам, в течение или по итогам налогового (отчетного) периода утратит право на применение ЕСХН, то для целей исчисления ЕСН он не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем с начала 2009 г. и должен уплатить авансовые платежи по ЕСН и представить в инспекцию расчеты авансовых платежей по ЕСН за все истекшие с начала года отчетные периоды.

Напомним, что сумму ЕСН, перечисляемую в федеральный бюджет, организация уменьшает на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются при применении любого режима налогообложения с учетом применения регрессивных ставок налога. Поэтому смена налогового режима не отразится на порядке уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование. То же самое можно сказать о взносах на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, их не нужно пересчитывать в связи со сменой режима налогообложения.

Налог на имущество. Если организация утратила право на применение единого сельскохозяйственного налога по итогам 2009 г., она должна произвести перерасчет налога на имущество организаций за весь 2009 г. Точнее, начислить и затем уплатить до февраля следующего года налог на имущество за весь 2009 г., не забыв представить в инспекцию по уплаченным суммам налоговые декларации.

С.А.Абрамов

Эксперт журнала

«Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Сельхоз налогообложение в 2020 году

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это специальный режим налогообложения, который предназначен для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Перечень товаропроизводителей содержится в пункте 2 и 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.

В нашей сегодняшней публикации мы расскажем читателю о том, как перейти на ЕСХН, как вести учет и отчетность, какие налоги должны платить субъекты хозяйствования на ЕСХН и от каких налогов они освобождаются.

Понятие «сельскохозяйственная продукция» в Налоговом кодексе РФ

В пункте 3 статьи 346.2 Налогового кодекса определяется понятие «сельскохозяйственная продукция»:

«В целях настоящего Кодекса к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. При этом применительно к сельскохозяйственным товаропроизводителям, указанным в пункте 2.1 настоящей статьи, к сельскохозяйственной продукции относятся также уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, которые указаны в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 настоящего Кодекса, уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.»

Кто имеет право применять ЕСХН

В п.2.1. главы 346.2 НК РФ определено, что использовать в предпринимательской деятельности специальный режим налогообложения имеют право:

1. Организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

3. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

4. Сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы).

5. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

  • если средняя численность работников, не превышает за налоговый период 300 человек;
  • если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов;
  • если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования.

С ФЗ № 216 от года этот перечень был расширен:

Применять ЕСХН вправе ООО и ИП, которые оказывают услуги сельскохозяйственным производителям в области животноводства и растениеводства. К этим услугам НК РФ относит:

В растениеводстве: подготовка полей, посев, возделывание и выращивание сельскохозкультур, опрыскивание, обрезка фруктовых деревьев и винограда, пересаживание риса, рассаживание свеклы, уборка урожая, обработка семян до посева.

В животноводстве: обследование состояния стада, перегонка скота, выпас скота, выбраковка сельскохозяйственной птицы, содержание сельскохозяйственных животных и уход за ними.

При условии, что доля дохода от реализации указанных выше услуг должна составлять не менее 70% в общем доходе.

Переход на ЕСХН для ИП и организаций

Переход на Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) носит добровольный характер. Для того чтобы осуществить переход на данную систему налогообложения, ИП или организации необходимо по месту жительства (или по месту нахождения организации) подать в территориальный орган соответствующее заявление, которое может быть составлено в произвольной форме или по форме № 26.1–1.

Эта форма уведомления о переходе на ЕСХН утверждена Приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@.

В заявлении ИП или организации обязательно указываются такие данные, как доля дохода от реализации произведенной собственными силами сельхозпродукции в общем доходе от всех видов деятельности (за предшествующий год). Ее размер должен быть не менее 70%.

В пункте 6 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ уточняется, кто не может переходить на ЕСХН:

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  1. Организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  2. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  4. Бюджетные учреждения.

Переход на ЕСХН можно осуществлять с начала налогового периода (с начала календарного года) или с даты государственной регистрации ИП (организации).

Особенности уплаты налогов для ИП и организаций на ЕСХН

В случае применения ЕСХН, налогоплательщики освобождены от уплаты некоторых налогов и взносов.

ИП на ЕСХН не уплачивают:

  • налог на имущество ( если местными властями не определена кадастровая стоимость объекта недвижимости) ;
  • НДФЛ;
  • НДС (кроме налога на ввоз товара на таможенную территорию РФ). В части уплаты НДС для ЕСХН произошли изменения. Разъяснения на эту тему опубликованы в конце статьи.

Организации на ЕСХН не уплачивают:

  • налог на имущество (если местными властями не установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости);
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС (кроме налога на ввоз товара на таможенную территорию РФ).

В статье 346.7 Налогового кодекса ЕСХН предусматривает налоговый период — календарный год, а отчетный период — полугодие.

Объектом налогообложения ЕСХН выступают Доходы, уменьшенные на величину Расходов (статья 346.4 Налогового кодекса РФ).

ЕСХН вычисляется по следующим показателям: объект налогообложения умножается на 6% ставку налога (статья 346.9 Налогового кодекса). Законодательство РФ разрешает на местных уровнях снижать налоговую ставку ЕСХН.

Перечень состава расходов содержится в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

Учет и отчетность ИП и организаций на ЕСХН

Организации, исходя из показателей своей деятельности для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основе главы 26.1 Налогового кодекса РФ, должны вести бухгалтерский учет.

ИП на ЕСХН должны вести учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей. В Приказе Минфина России от № 169н (в редакции приказа Минфина России от № 159н) содержатся детали заполнения Книги учета доходов и расходов.

Причем, если КУДиР при ЕСХН планируется вести на бумажном носителе, она должна быть заверена подписью должностного лица налогового органа и скреплена печатью налогового органа до начала ее ведения. Если КУДиР велась в электронном формате, то после ее выведения на бумажные носители она по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом налогового органа не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Сроки и порядок подачи декларации по ЕСХН отражены в статье 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Декларацию по ЕСХН ИП и организациями подается в налоговый орган не позже 31 марта (года, следующего за истекшим налоговым периодом) один раз в год. Образец декларации ЕСХН утвержден приказом ФНС 28 июля 2014 года за № ММВ-7-3/384 @. С 2014 года в декларацию ЕСХН единожды было внесено изменение Приказом ФНС РФ 01.02.2016 года. Предлагаем вам скачать актуальную форму декларации ЕСХН 2019 по ссылке внизу статьи.

Налог ЕСХН уплачивается дважды в год — за полугодие (авансовый платеж по налогу) и за год (статья 346.9 Налогового кодекса). Авансовый платеж в 2019 году необходимо оплатить до 25 июля 2019 года. Остаток налога ЕСХН оплачивается по итогам работы за календарный 2019 год в срок до 31 марта 2020 года. Так как в 2019 году 31 марта это выходной день, то конечный срок оплаты ЕСХН за 2018 год — 1 апреля 2019 года.

СОВМЕЩЕНИЕ ЕСХН С ДРУГИМИ НАЛОГОВЫМИ РЕЖИМАМИ

ЕСХН можно применять совмещая с ПСН (патентная система) и ЕНВД (единый налог на вмененный доход), если на ПСН и ЕНВД осуществляется отличный от ЕСХН вид предпринимательской деятельности.

Причем при совмещении ЕСХН и ЕНВД (или ПСН) предприниматели обязаны вести раздельный учет доходов и расходов. В случае невозможности разделения расходов при расчете налоговой базы по ЕСХН и ЕНВД (ПСН), эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов. Доходы и расходы по видам деятельности, переведенным на ЕНВД (ПСН), при расчете налоговой базы по единому сельхозналогу учитываться не должны (п. 10 ст. 346.6 НК РФ НК РФ).

НДС при применении ЕСХН в 2020 году

До 1 января 2019 года предприниматели ЕСХН были освобождены от уплаты НДС. Начиная с 2019 года ИП и организации, применяющие ЕСХН, относятся к категории плательщиков НДС, со всеми вытекающими последствиями.

Во-первых, в 2019 году из базы расходов исключены суммы НДС, по приобретенным товарам. Для ЕСХН начало работать правило ст.2 Закона № 335-ФЗ от 27.11.2017 года. Смысл данного правила состоит в том, что входящий НДС не относится к расходной базе. НДС должен быть или принят к вычету или включен в стоимость товара. Ставка налога НДС при ЕСХН стандартная — 20%, за исключением реализации продовольственных товаров, полученных в результате сельскохозяйственной деятельности: скот, мясо и продукты его переработки, молочные продукты, яйца, комбикорм, зерновые, мука, рыба и морепродукты. Эти товары относятся к льготной категории НДС — 10%.

Плательщики НДС при ЕСХН ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подают декларацию по НДС.

Во-вторых, особенностью применения НДС при ЕСХН является то, что при этом специальном режиме налогообложения имеется возможность отказаться от уплаты НДС. Если организация или ИП, применяющие ЕСХН в течение 2019 года получит доход менее 90 млн. руб., то для освобождения от уплаты НДС в 2020 году необходимо до 20 числа месяца, с которого применяется льгота, предоставить в ИФНС уведомление об отказе от уплаты НДС. В дальнейшем для работы без НДС необходимо ежегодно подтверждать это право. Для этого направляется соответствующее уведомление в налоговый орган.

Лимит по доходам для неприменения НДС будет ежегодно уменьшаться в следующем порядке:

  • За 2019 год для перехода на работу без НДС в 2020 году- 90 млн. руб.;
  • За 2020 год – 80 млн. руб.;
  • За 2021 год – 70 млн. руб.;
  • За 2022 год и последующие годы – 60 млн. руб.

В эту предельную сумму размер НДС не включается (письмо ФНС от 18.05.2018 г. № СД-4-3/9487@).

В-третьих, отказаться от льготного освобождения от НДС невозможно в течение 12 месяцев с начала использования льготы.

Обратный переход на уплату НДС для ЕСХН возможен только в ситуациях, когда деятельность ИП или организаций выходит за рамки требований, позволяющих отказаться от платежей по этому налогу (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • доход от продаж сельхозпродукции превысил установленный для года предел;
  • продан подакцизный товар.

В-четвертых, такое освобождение не действует в отношении ввозимых из-за рубежа товаров (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Скачать форму декларации ЕСХН 2020 года

Материал актуализирован в соответствии с изменениями законодательства РФ 20.10.2019

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2019 году

Одним из приоритетных направлений развития российской экономики является сельское хозяйство. В связи с этим для предприятий данной сферы был разработан специальный налоговый режим — единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН — что это такое простыми словами?

Плательщики на этой системе освобождены от уплаты налога на прибыль (индивидуальные предприниматели — от НДФЛ), а также частично от налога на имущество. Вместо этого они уплачивают единый налог с разницы доходов и расходов. При этом лицо должно иметь статус сельхозпроизводителя. К ним относят юрлиц, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, которые занимаются производством, переработкой или продажей продукции растениеводства, животноводства, рыбным хозяйством, а также оказывают услуги в области сельского хозяйства. Кроме этого, ключевое условие применения спецрежима — лимит доходов от прочей деятельности. Доля выручки с продаж сельхозпродукции в общей сумме поступлений должна быть равна не менее 70 %.

В настоящее время порядок налогообложения лиц на ЕСХН несколько изменился. Какие нововведения появились в системе ЕСХН с 2019 года? Последние новости вы можете найти в нашей статье.

ЕСХН в 2019 году: изменения обязанностей плательщиков

С 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.

Сдавайте декларацию ЕСХН через интернет

Укажите данные вашей организации, и Контур.Экстерн поможет рассчитать сельскохозяйственный налог, проверит декларацию на ошибки и моментально передаст ее в налоговую, а затем подготовит платежку для банка.

ЕСХН и НДС в 2019 году: преимущества и недостатки

Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.

С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.

Освобождение от уплаты НДС для сельхозпроизводителей

У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:

  • уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году;
  • или соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение НДС в 2019 году, доход без учета налога в 2018 году не должен был превысить 100 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:
Год Пороговое значение выручки
2020 90 млн руб. в 2019 г.
2021 80 млн руб. в 2020 г.
2022 70 млн руб. в 2021 г.
2023 60 млн руб. в 2022 г.

Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма заявления на освобождение от НДС при ЕСХН в 2019 году содержится в Письме ФНС России от 15.01.2019 № СД-4-3/287@.

Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.

Налоговые ставки спецрежима для сельхозпроизводителей в 2019 году

Единый сельскохозяйственный налог в 2019 году в общем случае уплачивается по стандартной ставке в 6 %. При этом власти субъектов РФ могут установить дифференцированные значения ставки в диапазоне от 0 до 6 %. Такая возможность появилась с начала 2019 года. Размер ставки зависит от:

  • вида с/х продукции (или работ/услуг);
  • размера доходов от ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства;
  • места, где лицо осуществляет деятельность;
  • численности сотрудников компании или ИП.

Вариация ставок позволяет найти баланс между нагрузкой на плательщиков и величиной налоговых поступлений. Некоторые регионы уже воспользовались правом ввести на их территории пониженные ставки. Например, в Московской области установлена нулевая ставка налога до 31 декабря 2021 года. До этой же даты установлены ставки местными законами в Свердловской (5 %) и в Кемеровской областях (3 %).

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2018

Важный вопрос при применении ЕСХН — налогообложение имущества. В качестве ключевых изменений в системе ЕСХН последних лет следует указать поправку в Налоговом кодексе, касающуюся налога на имущество. Начиная с прошедшего 2018 года от обложения налогом освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении с/х деятельности. К нему относятся активы, которые задействованы при производстве, переработке, реализации сельхозтоваров либо при оказании услуг сельхозпроизводителями. Ранее такая оговорка отсутствовала.

Имущество, которое используется в сельхоздеятельности, можно разделить на две группы. Одно напрямую используется для производства. Например, посевная техника, здания, где содержатся животные и т.д. Другие являются вспомогательными, в частности, гаражи для техники, склады и т.д. Право не уплачивать налог относится к обеим группам.

Активы, облагаемые налогом на имущество, и активы, задействованные в с/х деятельности, должны учитываться отдельно. Однако может возникнуть ситуация, когда предприятие использует имущество одновременно для производства сельхозпродукции и для иной деятельности. В таком случае раздельно учесть имущество нельзя. В 2018 году было выпущено Письмо ФНС от 10 июля 2018 № БС-4-21/13205@. В нем приведено следующее разъяснение: если предприятие-сельхозпроизводитель использует имущество для прочей предпринимательской деятельности, но в то же время и по целевому назначению, то налогом оно не облагается. Кроме того, налог на имущество платить не надо, если активы находятся на консервации, то есть временно не задействованы при основной деятельности.

2019 год для Минсельхоза станет переходным в совершенствовании системы господдержки, и с 2020 года в ней произойдут существенные изменения. Об этом сообщила замминистра сельского хозяйства России Елена Фастова на конференции «Агрохолдинги России-2018», организованной «Агроинвестором». «Где-то мы не успеваем все сделать сразу. Мы для себя взяли задачу 2019 год поставить пилотным, и к 2020 году внести заметные изменения в механизмы поддержки по трем видам субсидий — это единая субсидия, несвязанная и субсидия на литр молока», — рассказала Фастова.

По словам замминистра, эти виды субсидий предполагается разделить на две части. Первая часть — компенсирующая, которая фактически действует и сейчас, это поддержка на 1 га, на литр молока И вторая часть — стимулирующая. «То есть субъекты к нам будут приходить со своими проектами по развитию тех или иных направлений, которые специфичны именно для них, мы будем давать на эти проекты поддержку. Такая мера дает возможность точечно развивать , при этом на федеральном уровне регулировать ситуацию», — пояснила Фастова.

Также по итогам 2018 года была увеличена господдержка садоводства, а с 2019 года в рамках единой субсидии добавлен 1 млрд руб. на закладку виноградников. «Одна из первоочередных задач, которые ставит президент — увеличение продукции виноградарства», — напомнила Фастова.

Что касается компенсации части прямых понесенных затрат, то замминистра подтвердила, что для тепличных комплексов этот вид господдержки закончится в 2018 году. «В 2018 году будет 10%, в дальнейшем тепличные комплексы переходят только на льготное кредитование, капексов с 2019 года для теплиц не будет», — сообщила замминистра. В 2018-м и в последующие годы останется компенсация капзатрат на животноводческие комплексы, хранилища, селекционные центры. «Мы стараемся оставить этот вид поддержки только для тех направлений, в которые бизнес идет неохотно либо они являются достаточно специфичными», — отметила Фастова. Сохранится поддержка для льноперерабатывающих предприятий, а также появится компенсация капзатрат для предприятий, которые будут заниматься производством сухих молочных продуктов для детского питания. «Все вы знаете, что на сегодняшний день российских производств практически нет», — акцентировала представитель министерства.

Кроме того, Минсельхоз со следующего года обещает уделять пристальное внимание страхованию аграриев. По этому направлению следующий год также станет переходным. «Мы выделили страхование в единой субсидии отдельной строчкой, и теперь регион не сможет перераспределять эти деньги на другие цели. Мы увеличили на 2019 год поддержку на страхование в два раза. Мы расширили по закону перечень направлений, по которым можно страховаться, мы снизили франшизу и разделили риски», — перечислила Фастова. Помимо этого, для того чтобы поддержать те предприятия, которые страхуются, в несвязанной поддержке ведомство выделило 15%, которые будут получать лишь те, кто имеют договоры агрострахования. «То есть тот, кто застраховался, будет получать 100 руб., а тот кто нет — 85 руб. Так будет выглядеть несвязанная поддержка с 2019 года», — пояснила Фастова. Она подчеркнула, что министерство намерено постепенно переходить к тому, что те, кто получает несвязанную поддержку, должен иметь договор страхования.

Заявление о переходе на ЕСХН, форма №26.1-1

Одним из более выгодных льготных режимов для производителей сельхозпродукции является ЕСНХ. Выбирая его, хозяйственный субъект должен точно знать, что он соответствует установленным критериям, а самое главное – выпуск данного товара не связан с переработкой такой продукции. Чтобы применять эту систему нужно оформить заявление о переходе на ЕСХН.

Сроки предоставления заявления

Порядок использования и процедура перехода устанавливаются НК РФ. Согласно этим нормам права, ЕСНХ можно начать использовать либо с 1 января нового года, либо с момента постановки на учет в ИФНС.

В первом случае, хозяйствующему субъекту необходимо направить до 31 декабря года, предшествующего началу применения данного режима, заявление, приказом ФНС для которого предусмотрена определенная форма №26.1-1.

Основным критерием возможности смены системы налогообложения на сельхозналог является величина – доли выручки от реализации сельхозпродукции, она должна быть не менее 70 %.

Новые компании и предприниматели имеют право начать применение ЕСНХ с момента регистрации ИП или ООО, а также выбрать его в течение 30 дней с даты регистрации в налоговой. В этом случае переход на ЕСНХ осуществляется также по заявлению 26.1-1.

Предприятия подают эту форму по месту своего нахождения, а предприниматели – по адресу прописки.

Для заполнения документа можно использовать программы по бухучету или специализированные интернет-сервисы. Также организации и ИП имеют право приобрести бланк в типографии или распечатать его на компьютере и заполнить от руки, соблюдая установленные требования и правила.

Заявление подается в налоговую лично, либо через почту или электронный канал связи. В первом случае может сдавать форму 26.1-1 уполномоченное лицо (ИП или директор) или представитель по доверенности, которую необходимо прикладывать к заявлению.

Сменить ЕСНХ на другой режим хозяйствующий субъект имеет право только по окончании текущего года, для этого он должен подать соответствующее заявление до 15 января следующего года.

Образец заполнения заявления форма №26.1-1

В верхней части бланка заполняются поля с ИНН и КПП. Если заявление подает фирма, то она вписывает значения в оба поля, а две пустые клетки, оставшиеся в поле ИНН нужно прочеркнуть. Если документ составляется от лица предпринимателя, у которого нет КПП — это поле полностью прочеркивается. После заголовка заявления нужно вписать 4-значный код налоговой службы, в который оно направляется.

Справа указывается необходимый признак заявителя:

  • «1» – если документ подается при регистрации фирмы или ИП.
  • «2» – если документ подает повторно созданные компания или предприниматель в срок до 30 дней с факта регистрации.
  • «3» – при переходе с другой налоговой системы.

Затем вписываются полные Ф.И.О. предпринимателя или наименование фирмы. Все пустые клетки в данном блоке нужно пометить «-«.

Следующим этапом указывается с какого именно момента производится переход на ЕСХН. Для этого используется два кода:

  • «1» – с 1 января, и нужно указать с какого именно года (Код «1» могут использовать те заявители, которые указали ранее признак «3»).
  • «2» – с даты постановки на учет в налоговой службе (новые и вновь открытые налогоплательщики используют код «2».) Код «1» могут использовать те заявители, которые указали ранее признак.
  • «3» – переход с другой системы.

Все пустые клетки помечаются знаком «-«.

ИП и фирмы, которые указали ранее признак «3» должны вписывать ниже процент доходов от продаж сельхозпродукции, а также на какой момент эта доля рассчитана: «1» – по итогам предыдущего года, если производится переход с другого режима; «2» – по итогам последнего периода отчета для налогоплательщиков, занимающихся ловлей рыбы и желающих перейти с 1 января следующего года; «3» – для предпринимателей до 1 октября текущего года, переходящих с начала следующего года.

Если заявление подается не лично ИП или директором фирмы, а представителем, нужно указать на скольких листах прикладываются подтверждавшие права документы.

Далее бланк делится да две части, заполнить нужно все, что слева. Здесь указывается кем подается заявление: «1» – лично, «2» – представителем, вписать полные Ф.И.О. подающего лица, его номер телефона, поставить дату и подпись. Если заявление подает представитель, то здесь же указывается наименование подтверждающего полномочия документа. Все пустые клетки в этой части бланка помечаются прочерком.

Бланк заявления по форме 26.1-1

Скачать бланк заявления по форме 26.1-1 в формате Excel.

Скачать бланк заявления о переходе на ЕСХН в формате Pdf.

Скачать образец заполнения бланк 26.1-1 в формате Excel.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) для компаний и предпринимателей: что это, как перейти, законодательство 2018

Любая хозяйственная деятельность в России подвергается налогообложению. Закон предусматривает два способа обложения налогом: по общему правилу и с применением специальных налоговых режимов.

Общая система обложения налогом предполагает уплату компаниями и предпринимателями:

  • НДФЛ — для хозяйствующих лиц зарегистрированных как ИП;
  • налога на прибыль;
  • налога на добавленную стоимость;
  • налога на имущество.

Эта система универсальна и применяется практически ко всем видам предприятий. Но нередко, государство, проанализировав экономическую эффективность той или иной сферы, приходит к выводу о необходимости введения специального налогового режима. Эти меры направлены:

  • на повышение продуктивности предприятий;
  • привлечения на рынок новых игроков;
  • облегчение налогового бремени.

Именно эти задачи призваны решать специальные режимы налогообложения. Для сельскохозяйственных производителей принят единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСХН), который позволяет предприятиям освободиться от уплаты налогов по единой системе. Но получить подобную привилегию не всегда просто для этого нужно соблюсти ряд условий и соответствовать определенным требованиям закона.

Что такое единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

ЕСХН — специализированный способ исчисления налога для лиц, чья деятельность связана с производством сельскохозяйственной продукции доступная для перехода при условии получения от этой деятельности не менее семидесяти процентов дохода.

Любой сельскохозяйственный производитель, основной доход которого составляет непосредственно реализация соответствующей продукции, может претендовать на право платить налоги в соответствии со специальным режимом ЕСХН. Сельскохозяйственным производителем является компания или индивидуальный предприниматель, производящий и перерабатывающий сельскохозяйственную продукцию, получающий за это прибыль не меньше семидесяти процентов от общего объема годовой выручки.

В свою очередь, сельскохозяйственной продукцией закон признает:

  • продукты растениеводства;
  • продукты животноводства, в том числе рыбной продукции.

Нельзя признать субъекта производителем сельскохозяйственной продукции, если он является перекупщиком продукта с целью его переработки. Важным условием является именно производство продукции, то есть первичное ее получение.

Производителям рыбной продукции перейти на ЕСХН сложнее, так как они имеют право пользоваться ЕСХН при условии:

  • соблюдения процента дохода (70%);
  • добычи рыбного продукта с использованием судов, находящихся в собственности;
  • штат наемных сотрудников не должен превышать 300 человек.

Недостаточно быть признанным сельскохозяйственным производителем однократно, тот статус должен сохраняться на протяжении всей деятельности, в противном случае наступят определенные законом последствия.

В предусмотренных случаях организация может утратить право на использование ЕСХН:

  • ИП или ЮЛ перестал отвечать признакам сельскохозяйственного производителя;
  • Хозяйствующий субъект, кроме основного вида деятельности стал организатором азартных игр или производителем подакцизных товаров.

Если право на использование специального налогового режима было утрачено, вновь вернуться к его использованию можно только пропустив один налоговый период, то есть календарный год.

Особенности исчисления ЕСХН

От общей системы упрощенные отличаются ставкой, порядком исчисления, порядком подтверждения и в некоторых случаях особенностями сроков оплаты. Ставка при исчислении налога по системе ЕСХН — 6%.

Исчисление налога по ЕСХН имеет особенности:

  • чтобы вычислить налоговую базу необходимо доходы уменьшить на величину расходов;
  • если в предыдущих годах имелись убытки налоговую базу можно уменьшить на соответствующую сумму;
  • главное: доходы и расходы подсчитываются с нарастающим итогом с начала налогового периода.

Таким образом, хозяйствующее лицо платит налог только с реально заработанных сумм. Это позволяет сельскохозяйственному производителю не уйти в минус при уплате налога. Главное, не забывать о том, что все должно подтверждаться документально. Все финансовые операции следует оформлять в соответствии с предписаниями закона, в ином случае есть шанс столкнуться с проблемами.

Сроки уплаты ЕСХН

Большинство систем налогообложения предусматривает поэтапную систему оплаты с полным отчетом после окончания периода внесения платежей. Предпринимателям и организациям согласно законодательству необходимо оплачивать ЕСХН дважды в год.

  • Первый отчетный период приходится на июль. Так, не позднее 25 июля необходимо внести авансовый платеж по ЕСХН.
  • Второй отчетный период наступает в марте следующего года. До 31 марта необходимо оплатить остаток налога и сдать отчетность.

Изменения в законодательстве 2018

Наступление 2018 года не принесло плательщикам ЕСХН существенных изменений. Изменения должны случиться в течение года из-за грядущих новелл, о чем будет сказано в дальнейшем.

На сегодняшний день стоит уточнить правила работы с НДС:

  • если лицо приняло к вычету НДС до перехода на ЕСХН, восстановлению он не подлежит;
  • сумму НДС по приобретенной продукции можно включить в расходы;
  • НДС предъявленный в период уплаты ЕСХН не подлежит вычету после ухода со специального режима.

Изменения ждут производителей сельскохозяйственной продукции в 2019 году. Планируется признать сельхозпроизводителей плательщиками НДС, если отсутствуют основания для освобождения в соответствии с налоговым законодательством. Таким основанием является: получение выручки суммой менее двух миллионов рублей в течение трех предшествующих месяцев.

Федеральный закон от 07.03.2018 N 51–ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

С марта этого года регионы имеют право самостоятельно устанавливать дифференцированную налоговую ставку для производителей сельскохозяйственной продукции. Закон, подписанный Президентом 7 марта 2018 года, предусматривает разбег ставки от 0 до 6 %.

Для определения размеров ставок будут использовать показатели:

  • вид производимой продукции;
  • размер дохода;
  • место ведения деятельности;
  • численность работников на предприятии.

Специалисты позитивно оценивают введение такой возможности для регионов. Они считают, что при добросовестном использовании возможности регулирования ставки в сфере сельского хозяйства, возможно улучшение ситуации в сельском хозяйстве.

Переход компаний и ИП на уплату ЕСХН и освобождение от НДС

Важной особенностью ЕСХН является уведомительный порядок, это существенно проще и удобнее для хозяйствующих субъектов, так как нет необходимости собирать пакет документов и ждать решения компетентного органа.

Перейти на уплату ЕСХН можно после самостоятельного принятия решения и уведомления налогового органа:

  • для ИП по месту жительства;
  • для ЮЛ по месту нахождения.

Особенность перехода в том, что если вы уже осуществляете деятельность, используя иной налоговый режим, платить ЕСХН вы сможете только с началом нового налогового периода. До завершения текущего, платить придется по старой системе.

Как применять ЕСХН:

  • если вы действующее хозяйствующее лицо: подаете уведомление в налоговую до 31 декабря и становитесь плательщиком ЕСХН в новом налоговом периоде;
  • если вы только стали на учет как ИП или ЮЛ: в течение 30 дней с момента регистрации подаете уведомление о применении ЕСХН и становитесь плательщиком в текущем периоде.

Переход на ЕСХН позволяет предприятиям и ИП освободиться от уплаты НДС в том числе и на приобретаемые товары. Чтобы компенсировать уплату НДС за приобретенный продукт необходимо включить его в расходы документально подтвердив уплату.

Но для того чтобы освободиться от НДС недостаточно просто перейти на ЕСХН. Как только, вы перешли на упрощенное налогообложение необходимо оповестить налоговую об освобождении от уплаты НДС. Сделать это требуется не позднее 20 числа месяца, с которого вы станете плательщиком ЕСХН. В текущем году лимит на НДС составляет сто миллионов рублей.

Плюсы и минусы ЕСХН

Как любая система налогообложения ЕСХН имеет свои плюсы и минусы.

Среди плюсов можно назвать:

  • освобождение от ряда налогов, а значит уменьшение налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект;
  • для ИП плюсом является освобождение от НДФЛ при условии отсутствия других видов деятельности, приносящих прибыль и не отнесенных к сельскохозяйственной деятельности;
  • при необходимости можно совместить ЕСХН с другими системами налогообложения, но придется вести раздельный бухгалтерский учет.
  • если за налоговый период получены убытки, нет необходимости платить минимальный налог также убытки можно вычесть при уплате ЕСХН в следующем налоговом периоде;
  • перейти на систему ЕСХН очень просто нужно лишь уведомить налоговую;
  • оплата ЕСХН не составляет сложностей: раз в полугодие платим налог, в конце года отчитываемся.

Из минусов можно назвать:

  • чтобы перейти на ЕСХН необходимо доказать получение прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции в размер не менее семидесяти процентов;
  • перечень расходов, которыми понижается налоговая база существенно уже, чем при общем порядке уплаты налога;
  • доходы учитываются при кассовом учете.