Передают ли банки информацию в налоговую

Банки должны сообщать в налоговую службу обо всех фактах открытия и закрытия счетов, изменения их реквизитов, а также открытия вкладов гражданами. Иными словами, о том, сколько у нас банковских карт и вкладов, известно налоговой.

Что банки сообщают о нас налоговой: чем грозят запросы налоговой инспекции в банки?

В последнее время в СМИ активно распространяется информация о том, что с 1 июля все банки обяжут сообщать налоговой службе обо всех поступлениях, переводах и снятиях денег со счетов, принадлежащих гражданам.

Соответственно, у налоговой будет много поводов вызвать к себе для дачи объяснений по поводу денег, поступивших на карту, а при неудовлетворительном исходе беседы – выставить долг по подоходному налогу вместе с пенями и штрафом.

Так ли это на самом деле?

На сегодняшний день в источниках официального опубликования нет закона, который вносил бы подобные изменения в действующий Налоговый кодекс.

Нет его и в числе обсуждаемых в Государственной Думе законопроектов, поэтому нельзя столь категорично утверждать, что с 1 июля полномочия налоговой службы настолько расширятся.

Между тем, некая доля истины в слухах о взаимодействии банков с налоговой все же имеется:

  • В налоговом законодательстве есть нормы, которые обязывают банки в определенных случаях предоставлять информацию о своих клиентах и их средствах в налоговую службу.
  • С 2014 года банки должны сообщать в налоговую службу обо всех фактах открытия и закрытия счетов, изменения их реквизитов, а также открытия вкладов гражданами. Иными словами, о том, сколько у нас банковских карт и вкладов, известно налоговой.

Но вот получить в банке подробную информацию о счетах и вкладах граждан, с перечислением проведенных по ним операций и точных сумм, для налоговой не так-то просто.

Для этого требуется представить один из двух документов:

  • запрос уполномоченного органа иностранного государства (который принимается к исполнению в рамках международного договора),
  • официальное согласие на запрос от руководителя вышестоящей по степени подчиненности налоговой службы (региональной или окружной) либо согласие, подписанное руководителем (или его заместителем) Федеральной налоговой службы России.

Разумеется, последний вариант используется гораздо чаще. Но согласие руководителя на запрос сведений из банка может выдаваться не когда угодно, а лишь в рамках проводимой налоговой проверки или истребования документов при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В отношении физического лица может проводиться только камеральная налоговая проверка (невыездная).

Поводом для такой проверки является декларация, представленная физическим лицом в налоговый орган, или же иные документы, поступившие в распоряжение налоговой службы (прежде всего – в рамках электронного взаимодействия органов власти).

Например, налоговая служба получает информацию из Росреестра о том, что у гражданина в собственности находится несколько квартир, – это прямой повод инициировать камеральную проверку на предмет установления цели их использования.

Поскольку редко встречаются случаи, когда гражданин проживает сразу в нескольких квартирах, и велика вероятность того, что другие квартиры сдаются.

Если при этом в налоговой нет деклараций о доходах, она может запросить в банке информацию о поступлениях на счета этого гражданина и их источнике.

Сделать это несложно – как упоминалось выше, сведения о наличии банковских счетов и вкладов уже есть у налоговой.

Таким образом:

  • Действующее налоговое законодательство обязывает банки сообщать налоговой лишь общую информацию об открытии, закрытии или изменении счетов и вкладов гражданами.
  • А вот подробные данные о сумме средств, их движении по счетам и т.п. банк должен предоставить лишь на основании специального запроса.
  • Никакого автоматического обмена данными между банками и налоговой службой в законе на данный момент не предусмотрено – иначе это станет прямым нарушением принципа банковской тайны.

Ирина Сивакова, кандидат юридических наук

МОСКВА, 28 июн — ПРАЙМ, Гульнара Вахитова, Дарья Станиславец. Банковские переводы и счета граждан не будут тотально контролироваться Федеральной налоговой службой с 1 июля, никаких изменений в законодательство не вносится, сообщили агентству «Прайм» в крупнейших розничных банках, разъяснив, как дело обстоит на самом деле.

В последние дни в соцсетях активно обсуждается информация о том, что буквально через несколько дней – с 1 июля – ФНС сможет отслеживать денежные переводы граждан с карты на карту, запрашивать у россиян информацию о том, почему был сделан перевод, с какой целью.

Якобы банки должны будут предоставлять в налоговую инспекцию все данные о движении средств на платежных картах физлиц «по первому запросу», а все неопознанные поступления на карточный счет могут быть расценены как доход, за который необходимо будет уплатить налог. Клиенту банка якобы нужно будет доказать, что поступившие на его карту деньги не являются прибылью, в противном случае налоговая будет взыскивать штраф 20% от суммы неоплаченного налога, а также сам налог и пени.

По утверждению соцсетей и ряда СМИ, такое станет возможным благодаря внесению поправок в статью 86 Налогового кодекса РФ.

НАПРАСНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Банкиры и ФНС заверили, что эти опасения напрасны – никаких изменений для россиян не предвидится, а поправки в статью 86 уже вступили в силу с 1 июня и к карточным переводам не имеют никакого отношения.

Moody’s: Небольшие банки столкнутся с трудностями из-за новых критериев ЦБ по заемщикам

Так, ФНС ранее разъяснила, что не будет обязывать банки сообщать ей информацию о денежных переводах граждан.

«Есть статья 86, согласно которой банки обязаны сообщать в налоговый орган в трехдневный срок об открытии/закрытии счетов/вкладов/депозитов физических лиц и по запросу налогового органа предоставлять справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Данная норма не является новой и банки работают по ней уже не первый год», — пояснили в Альфа-банке.

«Эта обязанность существует в Налоговом кодексе несколько лет и никаких концептуальных изменений с тех пор не претерпевала», — отметили в свою очередь и в банке «Открытие».

В ФНС уточнили, что даже такие сведения налоговые органы могут запросить лишь при согласии руководителя регионального управления ФНС России или руководителя ФНС или его заместителя.

ВСЁ ПЕРЕПУТАЛИ

«Пункт 1.1 статьи 86 Налогового кодекса, который обязывает банки сообщать налоговым органам об открытии/закрытии счетов физических лиц, действует с 1 сентября 2016 года. Те же формулировки, но в другом пункте действовали в НК РФ с 1 июля 2014 года. Никаких изменений в статью 86 НК, вступающих в силу с 1 июля 2018 года, не вносилось», — поясняли ранее в самой ФНС.

«Последние по времени изменения в статью 86 НК РФ вносились 27 ноября 2017 года, и они уже вступили в силу с 1 июня 2018 года. Они не имеют отношения к контролю за денежными переводами граждан с карты на карту, а касаются контроля за счетами, открытыми в драгоценных металлах (такие счета, с точки зрения налогового контроля, приравняли к обычным банковским счетам)», — сообщили в «Открытии».

«Какие-либо изменения в порядок информирования налогового органа о движении денежных средств по банковским картам клиентов – физических лиц с 1 июля 2018 года не вносятся», — добавили в банке.

Ранее глава крупнейшего банка России – Сбербанка – Герман Греф через пресс-службу передал, что ему неизвестно ни о каких намерениях государства внести изменения в регулирование личных платежей. «Авторы этой «новости», появившейся в одном из интернет-изданий, случайно или намеренно всё перепутали и неверно истолковали статью Налогового кодекса, действующую ещё с 1 июля 2014 года… Поэтому я спешу успокоить наших клиентов», — сказал Греф.

Блог о налогах Владимира Турова

Добрый день.

Хочу вернуться к ст. 86 НК РФ и к тому, что налоговики с 2020 года начнут контролировать счета физлиц. На эту тему есть специальное разъяснение ФНС России, если ты не можешь объяснить, откуда деньги падают на карточку, например, перевод от родственников, то налоговики имеют право посчитать это предпринимательской деятельностью. И доначислить НДС, НДФЛ, пени и штраф от 20 до 40% по ст. 122 НК РФ. Плюс за несдачу декларации по ст. 119 НК РФ еще оштрафуют от 5% до 30% от суммы недоимки. Все это правда.

Но не стоит бояться. Есть ст. 86 НК РФ, которую мы сейчас разберем. Если законодатели не внесут в НК РФ изменения, которые ужесточат ситуацию, то в этом году, да и 2020 году, физлицам опасаться нечего. Потому что в статьях, которые я читал в СМИ, никто толком не анализировал информацию. Все запугивали: «О, ужас, всем конец! Налоговики будут контролировать счета физлиц. Абсолютно все счета. И всем будет туго».

Итак, согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 86 НК РФ: «Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа. Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события».

Но п. 2 ст. 86 НК РФ несколько облегчает ситуацию. Тут написано, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии всех ваших счетов, выписки по операциям, включая электронные деньги и электронные площадки. Все это правда. И банки передадут все эти документы со всеми транзакциями и операциями в течение 3 дней с момента получения мотивированного запроса налоговых органов. Плюс заключается в том, что сейчас налоговики не получают информацию о всех операциях по вашим счетам автоматически. Это первый плюс. И второй плюс для вас как физлиц еще лучше: «Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов…».

То есть налоговая инспекция не может получить справки по движению средств на ваших счетах просто по собственному решению. Прежде чем получить всю информацию, они должны обосновать свою позицию и получить разрешение регионального налогового органа или федерального налогового органа. Это не сложно, но это станет хоть каким-то ограничителем. Я считаю, что в этом и заключается хорошая новость, в сравнении с новостями от СМИ, которые писали, что: «Ай-я-яй, теперь у налоговиков есть полный доступ к нашим операциям по нашим счетам». Да, доступ есть, но… Во-первых, это доступ не в автоматическом режиме. Во-вторых, разрешение на запрос налоговики должны получить в региональной инспекции или в федеральной налоговой инспекции. Это некий барьер для того, чтобы налоговики на местах не злоупотребляли сбором данных о физлицах в каких-то корыстных целях.

Рекомендую вам распечатать и проанализировать ст. 86 НК РФ. И будем надеяться, что в следующем году наши законодатели не примут никаких законов, которые еще больше ухудшат положение налогоплательщиков. А так, тенденция довольно простая: государство в полной мере способно контролировать каждую нашу копейку, каждое передвижение, каждый вздох, ну а в будущем оно собирается это контролировать еще качественней и эффективнее.

Спасибо и удачи в делах.

ЗАПИСАТЬСЯ НА СЕМИНАР ПО НАЛОГАМ

Контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

Согласно указаниям ст. 86 НК РФ, вступившим в силу 1 июля 2020 года, все банковские учреждения обязуются по первому требованию налоговой службы передавать в ФНС сведения о движении средства на дебетовых картах клиентов-физлиц. Чем подобный контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года обернется для граждан? Будет ли взиматься НДФЛ со всех денежных пополнений?

Чем грозит контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года со стороны ФНС

В интернете с июня текущего года начали появляться новости о том, что налоговая служба займется изучением поступлений на пластиковые карты россиян, в результате чего владельцев карт станут повсеместно вызывать на допросы. Физические лица должны будут предъявить доказательства того, что денежные поступления не являются доходом за оказание каких-либо услуг или выполнение работ. В том случае, если подтверждения не будут предоставлены, ФНС получает право взимать с «доходов» налог по стандартной ставке НДФЛ 13%.

Такие предположения являются заблуждением – никакие поправки в Налоговый кодекс относительно обложения налогом поступлений на карту не были приняты. Давайте разберемся, в каких случаях сотрудники налоговой службы имеют право вызвать на допрос гражданина, расспросить об источнике денежных переводов и доначислить НДФЛ.

Читайте также статью ⇒ “Когда платить НДФЛ“.

Усилится ли контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

С 1 июня 2020 года действительно вносились изменения в текст ст. 86 НК РФ, однако, изменения эти имеют отношение только к счетам в драгоценных металлах – с точки зрения налогового контроля, таковые были приравнены к денежным счетам. В новых положениях говорится о том, что каждый банк России обязан предоставлять по первому требованию налоговой службы в течение 3 дней с момента получения запроса:

  • справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;
  • выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;
  • справки об остатках и переводах электронных денежных средств.

Подобные запросы ФНС может делать в 2 случаях: если проводится камеральная проверка (ст. 88 НК РФ), и в случае истребования документов или сведений в согласии со ст. 93.1 НК РФ. Если на карте физлица будут обнаружены денежные средства, происхождения которых следует пояснить, гражданина вызовут на допрос. Если выяснится, что это доходы, и владелец счета уклоняется от уплаты налога, будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и доначислен НДФЛ 13%.

Нужно сказать, что, хотя недавние изменения в налоговом законодательстве не относятся к контролю за денежными переводами на карты граждан, усиление контроля со стороны ФНС все же очевидно. Если на карту физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) регулярно поступают деньги неизвестного происхождения (особенно если суммы примерно одинаковые, и деньги приходят в один и тот же день), это обязательно привлечет внимание налоговой инспекции – они заподозрят «серые» доходы. В наше время достаточно много людей становится фрилансерами и самозанятыми гражданами, не желая уплачивать НДФЛ и взносы в ПФР.

Случаи попытки доначисления налога уже имели место быть. В Белгородской области пенсионер был вызван для дачи разъяснений относительно дорогого автомобиля, который тот недавно приобрел. Налоговая служба посчитала, что пенсионного пособия и денег, вырученных от продажи старой машины было бы недостаточно для подобной покупки, и на сумму разницы доначислила НДФЛ. Пенсионер обжаловал решение в суде, и Верховный суд РФ отменил решение судов первой и апелляционной инстанции, пояснив, что размер расходов в налоговом периоде нельзя приравнивать к величине доходов, и что основанием для доначисления налога может быть только обнаруженный незадекларированный доход.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Что делать, если налоговая вызывает гражданина свидетелем по статье 90 НК РФ

Согласно положениям ст. 90 НК РФ, налоговые органы имеют право на вызов в ФНС любого гражданина (россиянина, иностранца, лицо без гражданства) в качестве свидетеля, если посчитают, что его показания помогут в осуществлении налогового контроля и предотвращения или пресечения налоговых преступлений. Согласно п. 2 ст. 90 НК РФ, Постановление ВАС от 30.07.2013 № 57, ст. 51 Конституции РФ, при определенных обстоятельствах не могут быть вызваны в качестве свидетеля:

  1. Лица, располагающие сведениями, которые могли бы помочь в осуществлении налогового контроля, но которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности, предполагающей сохранение профессиональной тайны (аудиторской, адвокатской и т.д.).
  2. Граждане малолетнего возраста (до 14 лет), нездоровые физически/психологически люди (инвалиды, недееспособные), в связи с чем не имеющие возможности в должной степени осознавать и оценивать обстоятельства, о которых их планировалось расспросить.
  3. Отказавшиеся от дачи показаний сотрудники компании-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки.
  4. Граждане, отказавшиеся свидетельствовать против себя и близких людей.

Допрос проводится в отделении ФНС или, в случае наличия у свидетеля физических недостатков, не позволяющих ему явиться в налоговую – по месту жительства гражданина. Свидетельские показания вносятся в протокол по форме, утвержденной приказом ФНС от 08.05.2015.

Читайте также статью ⇒ “НДФЛ с материальной выгоды“.

Как избежать проблем с налоговой службой

На самом деле, контроль за движением средств на счетах физических лиц осуществляется налоговой службой давно – согласно положениям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, банки обязаны передавать ФНС интересующие их сведения. Это мера по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Если на банковский счет физического лица регулярно приходят деньги от другого физического лица, налоговая служба начинает подозревать, что это оплата за оказанные услуги или выполненные работы. Чтобы не дать повода налоговым инспекторам сомневаться в целях денежных переводов, следует обозначать назначение платежа при его отправке. Необходимо оставить комментарий наподобие «Возвращаю долг» или «Это тебе на день рождения».

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ
Приложение 30 к Приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ Форма решения о привлечении к налоговой ответственности

Типичные ошибки

Ошибка: Гражданин был вызван в налоговую службу в качестве свидетеля. Он не явился без всяких на то оснований, просто проигнорировав уведомление.

Комментарий: Неявка в налоговую службу гражданина, получившего письменное уведомление о необходимости дачи свидетельских показаний, грозит ему наложением штрафа в размере 1000 рублей.

Ошибка: Гражданин, вызванный для дачи разъяснений относительно крупных сумм поступлений на его дебетовую карту, предоставил сотруднику ФНС ложные сведения об источники денежных средств.

Комментарий: За дачу ложных показаний налоговая служба вправе оштрафовать гражданина на 3000 рублей.

Ответы на распространенные вопросы про контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

Вопрос №1: Меня вызвали свидетелем в налоговую службу, что это может значить? Мне что-либо грозит? Если я проживаю в Москве, меня могут вызвать в налоговую в Екатеринбург?

Ответ: Если юрисдикция налоговой службы, вызывающей свидетеля, не распространяется на регион его проживания, она подает запрос в ИФНС по месту его проживания. Свидетель может быть вызван по достаточно широкому ряду вопросов – от проверки адреса регистрации юридического лица до проверки реальности совершаемых сделок.

Вопрос №2: Как узнать, для чего налоговая служба вызывает гражданина в качестве свидетеля?

Ответ: О причинах вызова гражданина в налоговые органы будет написано в письменном уведомлении (повестке).

ФНС России разъяснила, в каких случаях счета физлиц подлежат налоговым проверкам

На официальном сайте ФНС России опубликованы разъяснения о том, какая именно информация сможет послужить основанием для проведения налоговыми органами проверки счетов физического лица.

В частности, ФНС России напоминает1, что банки обязаны информировать налоговые органы по мотивированному запросу:

  • с 1 июля 2014 года – об открытии или закрытии счетов, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физлиц согласно п. 1 и п. 2 ст. 86 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ);
  • с 1 сентября 2016 года – в соответствии с п. 1.1 ст. 86 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 241-ФЗ;
  • с 1 июня 2018 г. – о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках и движении средств по счетам, открытым в драгоценных металлах (п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 343-ФЗ);
  • с 1 апреля текущего года в налоговую службу банки обязаны будут предоставлять сведения по счетам электронных кошельков (п. 1.1 ст. 86 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 года № 325-ФЗ).

Как отмечается, запросить указанную информацию об операциях по счету физического лица, включая выписки по счетам, к которым привязаны платежные карты (с 1 апреля также по электронным кошелькам физлица), налоговые органы могут только в рамках проведения налоговых проверок, согласованных с руководителем регионального Управления ФНС или руководителем ФНС России (его заместителем). Без проведения указанных проверок налоговые органы не имеют прямого доступа к счетам физлиц и не смогут контролировать движение средств по ним.

В качестве примера основания для проведения проверки указана любая информация о том, что физлицо нелегально осуществляет предпринимательскую деятельность. В этом случае такого «предпринимателя» могут пригласить в налоговую инспекцию для дачи пояснений на предмет наличия незадекларированного дохода. При этом ФНС России опровергает информацию, появившуюся в СМИ, о повсеместном вызове владельцев карт, применении санкций за все невыясненные поступления на карты граждан, связанных с поправками в законодательство, вступающими в силу с 1 июля 2020 года. Ведомство подчеркивает, что такие сведения не соответствуют действительности.