Передача топлива между юридическими лицами

Содержание

Перевозка с использованием бензина заказчика: варианты оформления

Использование топлива (талонов на топливо) заказчика при оказании транспортной услуги законодательными нормами не запрещено. Понятно, что при таких взаимоотношениях сторонам необходимо согласовать не только условия перевозки груза, но и условия передачи и использования топлива (талонов на топливо). Именно последние окажут решающее влияние на порядок оформления и отражения таких операций в бухгалтерском учете, а, следовательно, и на их налогообложение. Но прежде чем перейти к рассмотрению основных вариантов оформления таких «топливно-транспортных» взаимоотношений, закроем вопрос по акцизному налогу. Причем, поговорим и о розничном акцизе ( п.п. 213.1.9 НКУ), и о так называемом левотопливном ( п.п. 213.1.12 НКУ).

Передача талонов и акцизный налог

Независимо от того, каким образом будут оформлены взаимоотношения сторон, необходимость уплаты розничного акцизного налога заказчиком транспортной услуги в рассматриваемом случае не возникнет. Причина в том, что физически передачу топлива заказчик не осуществляет — он передает только талоны. В то время как отпуск топлива осуществляет АЗС. Налоговики неоднократно подтверждали, что плательщиком розничного акцизного налога в таком случае является именно АЗС, а субъект хозяйствования, осуществляющий операции с топливными картами/талонами, платить розничный акциз не должен (см., например, письма ГФСУ от 12.03.2016 г. № 5315/6/99-99-03-03-15, № 5311/6/99-95-42-01-16-01).

А вот в отношении «левотопливного» акциза все не так однозначно. Ведь в случае, когда право собственности на топливо перешло заказчику сразу при получении талонов, юридически передачу топлива перевозчику (при получении его на АЗС) будет осуществлять именно заказчик. И эта операция (юридическая передача) вполне подпадает под определение «реализация топлива» из абз. 2 п.п. 14.1.202 НКУ.

Правда, здесь обнадеживает позиция налоговиков, озвученная в письме ГФСУ от 08.04.2016 г. № 7905/6/99-99-21-05-15 (ср. 025069200). В нем они заявляют, что реализацией топлива для целей обложения «левотопливным» акцизом (так же, как и розничным) следует считать фактический отпуск топлива. Если так, то юридическая передача топлива не приведет к необходимости регистрироваться и платить «левотопливный» акциз (при наличии объекта). Хотя справедливости ради отметим, что речь в этом письме шла о продаже топлива с использованием смарт-карт, а не талонов. Поэтому полагаться только на это письмо мы ни в коем случае не советуем и считаем, что без индивидуальной налоговой консультации тут не обойтись.

Если же по условиям договора с АЗС право собственности на топливо переходит только в момент «отоваривания» талонов, риск оказаться в «левотоп­ливных» плательщиках для заказчика не усматривается. Ведь ни физической, ни юридической передачи топлива он в этом случае не осуществляет.

В то же время отметим: в случае, если заказчик передает не талоны, а топливо, отвертеться от необходимости уплаты розничного акцизного налога ему не удастся. Уплатить «левотопливный» акциз (конечно, только при возникновении объекта обложения согласно п.п. 213.1.12 НКУ), по всей видимости, тоже придется. Причем, независимо от того, каким образом будут оформлены «топливно-транспортные» отношения. Ведь налоговики считают, что передача топлива для заправки техники, используемой для оказания услуг собственнику топлива (даже если право собственности на топливо при этом исполнителю не переходит!), для целей разде­ла VI НКУ является его реализацией (см. письмо ГФСУ от 24.03.2016 г. № 6497/6/99-99-19-03-03-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 37, с. 3). А значит, независимо от варианта оформления, налоговики будут настаивать на том, что уплатить акцизный налог в таком случае должен именно заказчик, передающий топливо. Хотя здесь тоже ситуация вовсе не однозначная (об этом мы писали в комментарии).

Теперь — о вариантах оформления «топливно-транспортных» отношений. Сразу скажем: ключевую роль здесь сыграет условие о переходе права собственности на топливо от заказчика (а иногда и от АЗС!) к перевозчику. Поэтому рассмотрим эти варианты отдельно.

Если право собственности на топливо к перевозчику переходит

Если заказчик и перевозчик договорились о том, что право собственности на топливо (талоны на топливо) переходит к перевозчику, то оформить взаимоотношения в таком случае можно как отдельными договорами (купли-продажи топлива (талонов на топливо) и перевозки), так и одним договором, который будет содержать условия обоих договоров (так называемый смешанный договор — право на его заключение закреплено в ч. 2 ст. 628 ГКУ).

Учтите также:

если право собственности на топливо перешло к заказчику транспортной услуги при получении талонов, то предметом договора купли-продажи будет именно топливо, обеспеченное талонами

Если же право собственности на топливо переходит только в момент «отоваривания» талонов — уместнее говорить о продаже прав требования определенного количества топлива. Напомним, что право требования может быть предметом договора купли-продажи ( ч. 3 ст. 656 ГКУ) и согласие должника (в данном случае — АЗС) на заключение такого договора не требуется ( ч. 1 ст. 516 ГКУ). Правда, уведомить АЗС о смене кредитора всё же стоит ( ч. 2 ст. 516 ГКУ). При продаже прав требования право собственности на топливо перейдет перевозчику напрямую от АЗС.

От того, что будет предметом договора купли-продажи (топливо или право его требования), будет зависеть и бухгалтерский, и «налоговоприбыльный» результат. К возникновению разниц между ними ни операция продажи прав требования, ни операция продажи топлива не приведет. Поэтому все доходы и расходы, сформированные по бухгалтерским правилам, без каких-либо корректировок отразятся в декларации по прибыли.

Порядок обложения НДС также будет отличаться. Так, операция по продаже топлива подлежит обложению НДС в обычном порядке (согласно п.п. «а» п. 185.1 НКУ). А вот продажа прав требования по своей сути является продажей долгового обязательства за денежные средства, а потому не является объектом налогообложения (согласно п.п. 196.1.5 НКУ). В то же время, на дату заключения договора заказчик теряет право на налоговый кредит по налоговой накладной, которая была выписана на сумму предоплаты, обеспеченную талонами, которые сейчас продаются. Ведь поставка топлива заказчику так и не произошла. Поэтому АЗС должна составить к такой налоговой накладной корректировку и выписать новую налоговую накладную на перевозчика (подробнее о связанных с этим сложностях см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 50, с. 34). Впрочем, именно по уступке требования налоговики раньше настаивали на другом подходе: первый кредитор должен признать условную поставку с начислением компенсирующих НО. Тогда новый кредитор вообще лишается права на НК (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 70, с. 19).

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Предприятие заказало перевозку товара стоимостью 30000 грн. (в т. ч. НДС — 5000 грн.) с использованием принадлежащих ему талонов на топливо стоимостью 21000 грн. (1000 л.). Взаимоотношения были оформлены следующим образом:

1) заключен договор перевозки на сумму 30000 грн. (в т. ч. НДС — 5000 грн.);

2) заключен договор купли-продажи прав требования на сумму 21000 грн.;

3) произведен зачет однородных требований на сумму 21000 грн.

Таблица 1. Транспортные услуги и продажа прав требования

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

Продажа прав требования:

Переданы талоны перевозчику (составлен акт приема-передачи)

Отражена реализация прав требования

Откорректирован ранее отраженный налоговый кредит (НК) по НДС*

641/НДС

3288,60

* Налоговики раньше настаивали на другом подходе: первый кредитор должен признать условную поставку с начислением компенсирующих НО.

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная налоговая накладная (НН) и отражена в составе НК

641/НДС

Зачет взаимных требований и доплата:

Отражен взаимозачет задолженностей

Произведена оплата за транспортные услуги

Пример 2. Возьмем условия из примера 1. Изменим только предмет договора купли-продажи. В этом примере им является топливо, обеспеченное талонами.

Обратите внимание: стоимость талонов в таком случае будет другой. Причина: база по НДС включает сумму акцизного налога, уплаченного при приобретении топлива и включенного в его первоначальную стоимость. Это следует учесть при заключении договора.

Таблица 2. Транспортные услуги и продажа топлива

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

Продажа топлива:

Реализовано топливо

21253,68

Начислены НО по НДС

641/НДС

3542,28

Списано топливо

17711,4

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная НН и отражена в составе НК

641/НДС

Зачет взаимных требований и доплата:

Отражен взаимозачет задолженностей

21253,68

Произведена оплата за транспортные услуги

8746,32

Если право собственности на топливо к перевозчику не переходит

В случае, если право собственности на топливо к перевозчику не переходит, его передача неразрывно связана с оказанием услуги. Поэтому оформить такие взаимоотношения отдельными договорами не получится. Здесь следует заключить один договор. Причем то, что глава 64 ГКУ не предусматривает возможность предоставления транспортной услуги с использованием материала заказчика (как это предус­мотрено главой 61 ГКУ, регулирующей порядок выполнения подрядных работ), не должно смущать. Часть 1 ст. 6 ГКУ дает в этом отношении полную свободу действий. В ней сказано:

стороны имеют право заключить договор, не предусмотренный актами гражданского законодательства, но соответствующий общим его принципам

В таком договоре следует установить нормы расхода бензина, сроки возврата его остатка, обязанность перевозчика предоставить заказчику отчет об использовании бензина, его ответственность за ненадлежащее выполнение предусмотренных договором обязанностей. Также заказчик должен поручить перевозчику получить топливо. С этой целью он обеспечивает перевозчика талонами. Передачу талонов следует оформить актом приема-передачи. Кроме того, в договоре обязательно следует сакцентировать внимание на том, что право собственности на топливо перевозчику не переходит.

Отразим порядок отражения таких взаимоотношений на примере.

Пример 3. Используем условия из примера 1. Но учтем, что стоимость транспортных услуг, определенная в договоре, составила 9000 грн., поскольку из нее сразу вычли стоимость предоставленных заказчиком материалов.

Таблица 3. Транспортные услуги с использованием топлива заказчика

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

Получение и передача топлива:

Переданы талоны перевозчику (составлен акт приема-передачи)

Оприходовано топливо (получены расчетные документы от перевозчика)

17711,4

Отражен НК по НДС

644/НДС

3288,60

Отражен зачет задолженностей

Передано топливо перевозчику

17711,4

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная НН и отражен НК

641/НДС

Отражено использование бензина (согласно отчету перевозчика)

17711,4

Все расходы, отраженные в бухгалтерском учете, в полном объеме попадут в декларацию по прибыли.

выводы

  • Использование топлива (талонов на топливо) заказчика при оказании транспортной услуги законодательными нормами не запрещено.

  • При передаче талонов на топливо необходимость уплаты розничного акцизного налога не возникает.

  • Если право собственности на топливо перешло заказчику при получении талонов, то передача топлива по таким талонам вполне подпадает под определение «реализация топлива» из абз. 2 п.п. 14.1.212 НКУ, что может привести к необходимости зарегистрироваться плательщиком акцизного налога.

  • Условие о переходе права собственности на топливо (талоны на топливо) перевозчику — основное условие, определяющее порядок оформления и отражения таких взаимоотношений в бухгалтерском и налоговом учете.

  • Если право собственности переходит перевозчику, взаимоотношения следует оформлять договором купли-продажи и договором перевозки, либо одним смешанным договором, включающим условия обоих договоров.

  • В зависимости от того, перешло ли заказчику право собственности на топливо, предметом договора купли-продажи может быть топливо, обеспеченное талонами или право требования.

  • Если право собственности на топливо перевозчику не переходит, заключают один договор, в котором устанавливают порядок получения, использования и возврата неиспользованного топлива.

Вопрос: Наша организация заключила с топливной компанией договор на приобретение горюче-смазочных материалов по топливным картам. Израсходованные ГСМ в конце месяца списываем на основании путевых листов. Можем ли мы, не расторгая договорные отношения с топливной компанией, перепродать топливные карты другому юридическому лицу в связи с отказом от служебного транспорта? («В курсе правового дела», N 2, январь 2010 г.)

Наша организация заключила с топливной компанией договор на приобретение горюче-смазочных материалов по топливным картам. Израсходованные ГСМ в конце месяца списываем на основании путевых листов. Можем ли мы, не расторгая договорные отношения с топливной компанией, перепродать топливные карты другому юридическому лицу в связи с отказом от служебного транспорта?

Для приобретения горюче-смазочных материалов ваша организация заключила договор поставки топлива с использованием топливных карт. Потребность в топливных картах определялась исходя из количества автотранспортных средств, заправка которых должна была производиться в рамках заключенного договора. Для получения топливных карт была оформлена соответствующая заявка с указанием государственных номеров автомашин, марки и наименования потребляемого топлива. В целях контроля за движением и сохранностью топливных карт ваша организация могла выдавать их водителям под расписку, фиксируя передачу и возврат в журнале учета приема и выдачи топливных карт.

При расторжении договора топливные карты возвращаются топливной компании, которая затем их уничтожает (при этом внесенная плата за изготовление топливной карты покупателю не возвращается). Передача же топливных карт в рамках заключенного договора от одного юридического лица к другому запрещена. Рассмотрим причины запрета.

Выборка ГСМ производится на АЗС поставщика через топливно-раздаточные колонки с установленными на них учетными терминалами. Расчеты за приобретаемое топливо осуществляются путем перечисления организацией-покупателем на счет поставщика 100%-ной предоплаты за заказываемое количество топлива в соответствии с прайс-листом поставщика по ценам, установленным на дату выставления счета. В конце месяца продавец ГСМ на основании обработанных сведений, поступивших в процессинговый центр, составляет акт приобретения топлива. В нем указываются номер топливной карты, дата заправки, количество и стоимость приобретенного горючего. Кроме того, поставщик топлива ежемесячно передает покупателю счет-фактуру, акт сверки взаимных расчетов, товарную накладную на объем и стоимость выбранного топлива, а также ежемесячный отчет (или реестр) операций по картам. В этих документах отражается количество приобретенного топлива. Основанием для принятия его к учету являются товарная накладная от процессингового центра, датированная последним днем отчетного месяца, а также ежемесячный отчет (реестр) операций по топливным картам. Указанные сведения сверяются с данными отчета водителя, который обобщает информацию из путевых листов и приложенных к ним чеков терминалов АЗС, полученных при покупке топлива.

От редакции: Подробно об отражении в налоговом и бухгалтерском учете расходов на приобретение топливных карт, а также об учете горюче-смазочных материалов по ним см. «В курсе правового дела», 2009, N 7, стр. 86.

Действующее законодательство не запрещает продажу топливной карты, учет которой ведется отдельно от учета товарно-материальных ценностей. Однако такая операция не предусмотрена условиями заключенного договора. Поэтому вы не можете передать (перепродать) топливные карты стороннему юридическому лицу, не нарушив договорных отношений с топливной компанией.

При этом вы можете с согласия поставщика топлива заключить трехсторонний договор, условия которого предусматривали бы передачу (уступку) выданных вашей организации топливных карт третьему лицу. Без внесения таких дополнений в договор покупателем нефтепродуктов является ваша организация. Поэтому на основании данных процессингового центра все счета-фактуры и накладные на объем и стоимость фактически выбранного бензина будут выставляться именно вам. Полученные от топливной компании первичные документы будут отражать общее количество приобретенного топлива по всем топливным картам, включая расходы на горюче-смазочные материалы для автотранспорта стороннего юридического лица. При этом стоимость топлива, потребленного собственным (в том числе арендуемым) транспортном, организация вправе учесть при налогообложении прибыли. А расходы на ГСМ для стороннего транспорта могут быть признаны в расходах только при наличии выручки от реализации ГСМ, то есть при продаже топлива. Однако эту операцию в силу установленного запрета на передачу топливных карт ваша организация произвести не может. Поэтому расходы на ГСМ для автотранспорта стороннего юридического лица будут экономически необоснованными, следовательно, они не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль*(1). Соответственно у компании, которой вы передадите топливные карты, не будет оснований списывать расходы на ГСМ, принимать НДС к вычету из-за отсутствия у него первичных документов, выставленных поставщиком топлива.

Таким образом, отказавшись от служебного автотранспорта, ваша организация без внесения соответствующих изменений в договор не сможет передать (перепродать) топливные карты другому юридическому лицу, не нарушив условий договора, заключенного с топливной компанией.

Л.П. Бойко,

ведущий эксперт экспертно-консультационного

отдела компании ПРАВОВЕСТ

Время чтения: 5 минут

Предприятию не всегда выгодно содержать свой автопарк. Его наличие вызывает необходимость решать большое количество вопросов, связанных с документальным оформлением, а также с материальными затратами. По этой причине аренда автомобилей – оптимальное решение транспортной проблемы фирмы. Но и здесь свои сложности. Важное значение имеет статус собственника автотранспорта – компания, ИП или физическое лицо. Ну и, конечно, вопрос, как происходит списание ГСМ на арендованный автомобиль, тоже требует определённых знаний.

Что такое аренда автотранспорта

Вопрос аренды авто регулируется ст. 606 Гражданского кодекса РФ. В частности, в ней говорится, что арендодатель за плату обязуется предоставить арендатору во временное пользование своё имущество. То, что таковым может быть транспортное средство (ТС), указано в п.1 ст. 607 ГК РФ. При этом доходы, полученные нанимателем от аренды автомобиля являются его собственностью.

В ст.608 ГК РФ оговаривается, что право сдавать машину внаём имеет её официальный владелец либо уполномоченное им лицо. Из ст. 609 ГК РФ следует, что при аренде ТС предприятием договор необходимо заключать в письменной форме. При этом конкретный срок действия арендного соглашения может не указываться. Тогда каждый участник сделки имеет право разорвать договор. Для этого необходимо за 1 месяц уведомить о своём намерении другую сторону.

У кого может арендовать автомобиль юрлицо

Брать в аренду ТС юридическое лицо может у предприятий с различной формой собственности и у физлиц. В первом случае взаиморасчёты производятся в рамках заключённого между фирмами договора аренды автотранспорта. Соответственно, вопросы, как учитываются затраты на аренду ТС при расчёте фискальных сборов, а также то, как списываются ГСМ, в бухгалтериях предприятий обычно не возникают.

Что же касается аренды машин у физических лиц, то здесь имеются 2 варианта, позволяющие определить сторону, ответственную за оплату установленных сборов, и, следовательно, вид и размер ставок налогообложения. Рассмотрим их кратко:

  • Заключён договор аренды ТС между физлицом, не имеющим статуса ИП, и предприятием. Тогда в качестве налогового агента выступает учреждение, взявшее внаём машину у физического лица.
  • Договор аренды ТС оформлен между учреждением-арендатором и арендодателем, являющимся сотрудником организации и использующим ТС в служебных целях. В таком случае компенсация предусматривает погашение стоимости ремонта, техобслуживания, износа, горюче-смазочных материалов.

Читайте об аренде авто юридическими лицами у физических.

Учет расхода ГСМ арендованным автотранспортом

Горюче-смазочные материалы включают:

  • сжатый природный газ, сжиженный нефтяной газ, дизельное топливо, бензин;
  • смазочные материалы – трансмиссионные, моторные, специальные масла, а также пластичные смазки;
  • жидкости специального предназначения – охлаждающие и тормозные.

Статья 636 ГК РФ возлагает обязанность по оплате ГСМ на арендатора.

При этом учет расхода бензина арендованного автомобиля осуществляется так:

  1. Подотчётное лицо (обычно это водитель) предоставляет в бухгалтерию в установленные сроки авансовый отчёт.
  2. К этому документу должны быть приложены чеки контрольно-кассовых аппаратов АЗС на приобретённое за наличные денежные средства высокооктановое или дизельное топливо.

В отечественном законодательстве можно найти ещё один ответ на вопрос, как учитывать ГСМ, – на основании путевых листов. Впрочем, существует другой, не противоречащий закону вариант. Речь о нём пойдёт ниже.

Пройдите социологический опрос!

Порядок списания ГСМ на арендованную машину

Типовой договор аренды предусматривает, что все расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, принимает на себя арендатор, в том числе покупку ГСМ. В частности, списание дизтоплива за месяц при его приобретении водителем за наличные проводится бухгалтерией следующим образом:

  • дебет 71 счёта «Расчёты с подотчётными лицами»;
  • кредит 50 счёта «Касса» – водитель получил деньги;
  • дебет счёта № 10-3-3 «Топливо находится в баках»;
  • кредит 71 счёта «Топливо оприходовано»;
  • дебет 20 счёта «Основное производство»;
  • кредит счёта № 10-3-3 «Деньги зачислены».

Вопрос, как списывать бензин, решается в том же порядке.

Нередко бывает, что для повседневной деятельности компании своего парка автотранспорта хватает, но приходится нанимать автотехнику для отдельных нужд. Договором это оформляется не всегда, просто арендуется ТС, заправляется топливом (или выдаются наличные на его покупку), а после того, как задача будет выполнена, у хозяина автотранспорта остаётся путевой лист. Вместе с тем по ст.252 НК РФ требуется, чтобы отчет об аренде автотранспорта содержал данные о расходах на горючее и затратах по найму автомобиля. Кроме того, следует знать, что даже разовая сделка должна заключаться в письменной форме. В противном случае, если в себестоимость продукции будут включены понесённые расходы, налоговики выскажут претензии.

Нормативы расходования автомобильного топлива

Нормативные данные позволяют:

  • списывать дизельное или высокооктановое топливо со счетов учреждений в соответствии с законодательством;
  • вести учёт затрат на горючее;
  • контролировать перерасход топлива.

В отношении компании, не предоставляющей автотранспортные услуги, но использующей арендованное или состоящее на балансе ТС, ограничительные нормативы в этом плане не предусмотрены.

Для плательщиков налога на прибыль действует правило: списывать затраты на ГСМ допускается, исходя из их фактического расхода.

Однако тот, кто платит за бензин свои, а не бюджетные средства, в конце концов приходит к выводу, что такие нормативы нужны прежде всего для компании. Тогда руководитель будет знать объём реальных затрат топлива на деловые поездки. Да и экономически обосновать расходы на топливо при проверке будет проще с помощью нормативов. Для конкретики рассмотрим вопрос, как установить эти показатели для легковых автомобилей. Процедура расчета ограничительных нормативов включает следующие этапы:

  1. Определение базовой нормы. Делается это такими способами:
    • по нормативам Минтранса. Это метод используется чаще всего;
    • учитывается расход топлива, указанный заводом-изготовителем в техдокументации на ТС;
    • самостоятельное проведение контрольных замеров.
  2. Установка коэффициентов/надбавок. К наиболее востребованным относятся такие коэффициенты:
    • “Городской”. Например, если в населённом пункте проживает более 5 млн человек, применяется коэффициент, достигающий 35%;
    • “Возрастной”. На автомобиль с пробегом более 100 тыс. км или старше 5 лет разрешается применять коэффициент, равный 5%;
    • “Зимний”. Устанавливается в зависимости от климатических особенностей региона и колеблется в пределах 5–20%.
  3. Подсчёт итоговой (рабочей) нормы. Для этого используется такая формула:

РН= БН×(1+ СКН), где

РН – искомый параметр – рабочая норма;

БН – базовая норма;

СКН – сумма коэффициентов/надбавок (в долях).

Необходимо знать, что при определении базовой нормы путем самостоятельных замерхов применять повышающий коэффициент “Возрастной” нецелесообразно. Это же касается и показателя «Зимний», если замеры проводились в холодную пору года.

Можно ли списать ГСМ на арендованное авто без путевого листа

Списывается ли ГСМ на арендованную машину? Да, в том числе при аренде автомобиля без экипажа. Но только при наличии приказа руководителя предприятия об утверждении норм расхода топлива (см. предыдущий раздел статьи). Осуществляется списание обычно ежемесячно ответственным лицом – например, материальным бухгалтером.

Как компенсируются расходы на топливо, связанные с использованием личного автомобиля сотрудника

В ст. 188 Трудового кодекса сказано, что работнику использовавшему «личное имущество с согласия работодателя и в его же интересах, выплачивается компенсация за материалы, связанные с эксплуатацией этого имущества. Размер подлежащих возмещению расходов определяется трудовым договором, выраженным в письменной форме». Таким образом, возможна компенсация бензина сотрудникам без аренды транспортного средства – если условия для выплаты возмещения детализированы в трудовом соглашении.

Как рассчитывается списание ГСМ на арендованный автомобиль

Приведём пример со следующими условиями:

  • автомобиль ГАЗ-24-10;
  • норма потребления топлива -13 л/100 км;
  • регион эксплуатации находится на высоте 300-800 метров. Поправочный коэффициент – 5%;
  • пробег – 287 км.

Сначала вычисляем рабочую норму:

РН = 13× (1+.0,05) = 13,65л/100 км

Затем умножаем РН на пробег (ПР). В итоге получаем:

С = РН×ПР= 13,65×287 /100= 39,7 л

То есть на таких условиях списанию (буква С в формуле) подлежит 39,7 литров бензина.

В настоящее время часто применяется практика учёта ГСМ на арендованное ТС по путевым листам. Обойтись без них при списании можно, если на предприятии действует приказ о нормах расхода топлива. Брать за основу допускается как базовые значения этого показателя для конкретной марки ТС, установленные Минтрансом, так и данные, рассчитанные специалистами организации по общепринятой методике. Работнику фирмы, который при выполнении своих должностных обязанностей использует личный автотранспорт, затраты на горюче-смазочные материалы компенсируются при условии, что это требование зафиксировано в трудовом соглашении.

Берем автомобиль в аренду, а бензин — взаймы

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 22 сентября 2017 г.

Содержание журнала № 19 за 2017 г.Е.О. Калинченко,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Условия договора аренды автомобиля обычно предусматривают его передачу арендатору и последующий возврат с определенным количеством топлива в баке. На практике применяют три варианта учета этого топлива. Но, строго говоря, право на жизнь имеет лишь один из них.

Отражаем имущественный заем

Справка

По договору товарного займап. 1 ст. 807 ГК РФ:

•заимодавец передает в собственность заемщику вещи, определенные родовыми признаками;

•заемщик возвращает заимодавцу равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

По умолчанию товарный заем считается беспроцентнымп. 3 ст. 809 ГК РФ.

Сразу оговоримся, в этой статье речь пойдет только о договорах аренды, в которых прописано, что арендодатель передает автомобиль с бензином в баке, а арендатор обязан вернуть машину с тем же количеством топлива. Такие договоры по своей сути смешанные. Ведь, помимо собственно отношений по аренде автомобиля, они регулирует отношения товарного займа бензина.

Конкретное количество топлива, как правило, в самом договоре аренды автомобиля не указывается. Такие данные приводят в акте приемки-передачи транспортного средства, а потом — в акте возврата транспортного средства. Стоимость бензина, находящегося в баке, может быть также оговорена в акте, оформленном при передаче автомобиля арендатору.

Налоговый учет заемного бензина

Арендатору не нужно признавать в налоговом учете:

•доходом — стоимость бензина, полученного в баке автомобиляподп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ;

•расходом — затраты на приобретение топлива, которое необходимо будет залить в бак при возврате машинып. 12 ст. 270 НК РФ;

•доходом или расходом — разницу между стоимостью приобретения возвращаемого топлива и стоимостью бензина, указанной в договоре аренды. Такая разница возникает из-за того, что купить бензин для возврата по той же цене, которая указана в договоре с арендодателем, обычно не получается. Возвращаемый арендодателю бензин оказывается дороже или дешевлеПисьма Минфина от 08.02.2011 № 03-03-06/1/83, от 13.02.2007 № 03-03-06/1/82.

Бензин, который одолжил арендодатель автомобиля, нельзя считать полученным безвозмездно, ведь арендатор должен будет вернуть такое же топливо в том же количестве. А значит, у него фактически возникают затраты, связанные с получением топлива. Поэтому арендатор сможет учитывать полученный взаймы бензин в расходах по мере его использования на основании путевых листов. И стоимость принятого к налоговому учету топлива нужно определять, руководствуясь общим правилом: исходя из цены, оговоренной с арендодателем автомобиляподп. 5 п. 1, п. 2 ст. 254 НК РФ.

НДС-последствия имущественного займа

Получение бензина от арендодателя автомобиля и возврат ему бензина в рамках договора товарного займа сопровождаются переходом права собственности на топливоп. 1 ст. 807 ГК РФ. А значит, эти операции облагаются НДСп. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Следовательно, арендодатель должен выставить счет-фактуру на передаваемый бензинп. 1 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ. А арендатор, если будет использовать бензин для облагаемых НДС операций, сможет применить НДС-вычетподп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.

Однако арендодатель может и не предъявить счет-фактуру, и не указать НДС в акте приемки-передачи. А возможно, что у себя в учете арендодатель и вовсе не отражает остаток бензина в баке как переданный взаймы. Но если арендатор — плательщик НДС, то на его обязанность начислить налог на стоимость возвращаемого бензина действия арендодателя никак не влияют.

Определять налоговую базу арендатору нужно исходя из рыночной стоимости топливап. 2 ст. 154 НК РФ. И таковой можно считать стоимость, указанную в договоре с арендодателем (в акте приемки-передачи автомобиля)ст. 105.3 НК РФ.

Бухучет бензина, который одолжил арендодатель автомобиля

Бензин учитывают на счете 10-3 «Топливо». При этом фактическую стоимость бензина, полученного взаймы от арендодателя автомобиля, определяют исходя из указанной в договоре ценып. 10 ПБУ 5/01.

Получение и последующий возврат бензина необходимо отражать по стоимости, указанной в договоре, с использованием счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — если срок аренды больше года)пп. 2, 5 ПБУ 15/2008.

Пример. Учет бензина в баке арендованного автомобиля как полученного взаймы

Условие. Организация арендовала для общехозяйственных целей автомобиль на период с 22.05.2017 по 16.06.2017. По договору арендодатель передает, а арендатор, в свою очередь, возвращает автомобиль с полным баком топлива. В акте приемки-передачи транспортного средства от 22.05.2017 указано, что в баке переданного автомобиля содержится 60 литров бензина марки АИ-95 стоимостью 2033,90 руб. (без НДС). Арендатор не выставил организации счет-фактуру на стоимость бензина в баке.

По данным путевых листов за период с 22.05.2017 по 31.05.2017 расход бензина составил 35 литров, а за период с 01.06.2017 по 15.06.2017 — 20 литров. Предположим, что фактический расход бензина не превышает нормативный. В налоговом и бухгалтерском учете бензин списывается на расходы по средней (скользящей) стоимости.

Организация вернула автомобиль арендодателю с 60 литрами бензина в баке. Для этого 16.06.2017 автомобиль был заправлен до полного бака 55 литрами бензина на сумму 2227,50 руб. (в том числе НДС 339,79 руб.). Предположим, что организация приняла к вычету НДС по приобретенному бензину.

На стоимость возвращаемого бензина, указанную в акте, организация начислила НДС.

Решение. Данные учета бензина представим в таблице.

В бухучете организация-арендатор отразит операции по получению, использованию и возврату бензина следующим образом (бухучет расчетов по договору аренды не приводится).

Дт Кт Сумма, руб.
На дату получения автомобиля в аренду (22.05.2017)
Принят к учету бензин, находящийся в баке полученного автомобиля 10-3 66 2 033,90
На дату списания топлива на расходы (31.05.2017)
Учтен в расходах бензин 26 10-3 1 186,50
На дату списания топлива на расходы (15.06.2017)
Учтен в расходах бензин 26 10-3 678,00
На дату приобретения топлива и возврата автомобиля арендодателю (16.06.2017)
Принят на учет приобретенный бензин 10-3 60 1 887,71
Отражен НДС, предъявленный поставщиком 19 60 339,79
Принят к вычету предъявленный НДС 68
субсчет «Расчеты по НДС»
19 339,79
Возвращен бензин, полученный взаймы от арендодателя автомобиля 66 10-3 2 033,90
Начислен НДС при возврате бензина
(2033,90 руб. х 18%)
91-2 68
субсчет «Расчеты по НДС»
366,10
Отнесена на прочие расходы разница между стоимостью покупки возвращаемого бензина и стоимостью, указанной в договоре
(2057,11 руб. – 2033,90 руб.)
91-2 10-3 23,21
Отражено ПНО
((366,10 руб. + 23,21 руб.) х 20%)
99 68
субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
77,86

Для целей налогообложения прибыли организация учла такие расходы следующим образом.

Дата Сумма, руб.
31.05.2017 Списан на затраты бензин, израсходованный по данным путевых листов за период с 22.05.2017 по 31.05.2017 1 186,50
15.06.2017 Списан на затраты бензин, израсходованный по данным путевых листов за период с 01.06.2017 по 15.06.2017 678,00

Бензин — не подарок!

Нередко арендаторы предпочитают не отражать получение бензина взаймы, а учитывать топливо в баке арендованного автомобиля как безвозмездно полученное. А затем отражать остаток бензина в баке возвращаемого автомобиля как безвозмездно переданный.

Внимание

Безвозмездная передача какой-либо вещи в собственность — дарениеч. 1 ст. 572 ГК РФ. В отношениях между коммерческими организациями дарение запрещено, если стоимость подарка превышает 3000 руб.п. 4 ч. 1 ст. 575 ГК РФ

Однако такой учет нельзя назвать корректным. Ведь очевидно, что если по договору арендатору нужно вернуть арендодателю автомобиль с топливом, то ни о какой безвозмездной передаче бензина в баке речь не идет.

Строго говоря, передача бензина не предполагается безвозмездной, даже если в договоре аренды прямо про возврат топлива ничего не сказано, но в акте было зафиксировано количество бензина в баке. Ведь арендатор должен вернуть автомобиль в том состоянии, в котором его получил (с учетом нормального износа), или в состоянии, обусловленном договоромст. 622 ГК РФ. Выходит, даже по умолчанию в баке возвращаемого автомобиля должно быть такое же количество топлива.

Если же вы все-таки решили отразить бензин как безвозмездно полученный, обратите внимание на некоторые особенности налогообложения.

Бензин, который арендодатель «дарит» арендатору, то есть безвозмездно передает ему, в налоговом плане на подарок совсем не тянет

НДС. Даже если у вас есть счет-фактура от арендодателя на бензин в баке переданного автомобиля, принять к вычету НДС вы не cможете. Ведь вычеты применяются в отношении предъявленного налогап. 2 ст. 171 НК РФ. А в случае безвозмездной реализации передающая сторона не предъявляет НДС получателю имуществаПисьмо Минфина от 13.12.2016 № 03-03-05/74496. Счета-фактуры на безвозмездно полученное имущество не регистрируют в книге покупокподп. «а» п. 19 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137.

Для целей НДС передача товаров на безвозмездной основе признается реализацией. Поэтому при безвозмездной передаче арендодателю остатка бензина в баке возвращаемого автомобиля нужно будет начислить НДС с рыночной стоимости топливаподп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ. Ее вы можете рассчитать, скажем, исходя из цены приобретения бензина.

Налог на прибыль. Стоимость безвозмездно полученного бензина признается в налоговом учете внереализационным доходом. Размер такого дохода определяют исходя из рыночной стоимости бензина, но не ниже затрат на его покупкуподп. 8 ст. 250, ст. 105.3 НК РФ.

В дальнейшем вы сможете отнести на затраты стоимость израсходованного бензина, равную величине учтенного внереализационного доходап. 2 ст. 254 НК РФ.

В то же время стоимость бензина, безвозмездно переданного арендодателю при возврате автомобиля, а также начисленный НДС нельзя учесть в расходах по налогу на прибыльп. 16 ст. 270 НК РФ.

За балансом бензину не место!

Рассмотрим еще один неправильный способ учета остатка бензина, полученного в баке арендованного автомобиля.

Имущество, которым организация пользуется временно, учитывают на забалансовых счетах. Скажем, полученный от арендодателя автомобиль вы совершенно справедливо покажете именно за балансом — на счете 001 «Арендованные основные средства».

Но вот учитывать бензин в баке арендованной машины на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» нет никаких оснований. То, что договором аренды предусмотрен возврат автомобиля с таким же количеством бензина, какое было в баке на момент получения вами авто, вовсе не означает, что топливо вы получили временно, на хранение. Ведь вернете вы вовсе не то же самое топливо, что получили, а другое. Просто такого же вида, марки и в том же количестве. Полученное же топливо вы израсходуете. Чего никак не может быть с ТМЦ, учтенными на счете 002.

* * *

Получение определенного количества бензина в баке арендованного автомобиля может быть никак не упомянуто в договоре и входящих документах. Как в таком случае учесть этот остаток топлива, мы рассмотрим в следующей статье.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Автомобиль»:

Учет ГСМ и запчастей у арендатора транспортного средства

Цитата (Гарант.»Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2014 г.):Аренда автомобиля с экипажем и без него
В процессе предпринимательской деятельности организации могут арендовать транспортные средства как с экипажем, так и без него. Оба способа аренды автомобиля имеют свои нюансы правового регулирования и порядка ведения учета.
Правовые основы договоров аренды транспорта регулируются Гражданским кодексом *(1).
Наиболее важным моментом в вопросе аренды автомобиля является разграничение аренды: без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда без экипажа)*(2) и с предоставлением таких услуг (аренда с экипажем)*(3). Каждый вид оформления договорных отношений имеет свои преимущества и недостатки, так как накладывает различные обязанности на арендатора и арендодателя.
При аренде транспортного средства с экипажем обязанности по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, осуществление текущего и капитального ремонта, а также предоставление необходимых принадлежностей возлагаются на арендодателя*(4).
Обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспорта устанавливаются Гражданским кодексом *(5).
Услуги, предоставляемые арендатору арендодателем по управлению и техническому использованию автомобиля, должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре.
Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если такие требования не установлены — правилам обычной практики эксплуатации автомобиля данного вида и условиям договора*(6).
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору автомобиль за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации*(7).
Отметим, договоры аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа заключаются в простой письменной форме независимо от их срока*(8). К таким договорам не применяются правила о регистрации договоров аренды. Договор аренды заключается на срок, определенный договором*(9). Если срок аренды в договоре не определен, то он считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц. Стороны могут установить иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Арендодатель и арендатор самостоятельно устанавливают величину арендной платы в договоре. При этом в договоре аренды транспорта с экипажем арендную плату целесообразно разделить на две части: за пользование автомобилем и за оказание услуг по управлению и его технической эксплуатации. Это позволит избежать споров с проверяющими из внебюджетных фондов по уплате дополнительных страховых взносов.
Если в договоре не будет выделена стоимость услуг по управлению транспортом, это может привести к тому, что проверяющие из внебюджетных фондов начислят взносы со всей суммы арендной платы. Однако некоторые суды не поддерживают данную позицию, так как гражданское законодательство не предусматривает обязанность выделения составляющих цены по договору аренды транспортного средства с экипажем*(10). Указание в договоре арендной платы в общей сумме не приводит к обязанности арендатора включить сумму арендной платы в базу для начисления страховых взносов.
Минздравсоцразвития России также указывает, что арендная плата, установленная договором аренды транспортного средства без экипажа, заключенным между организацией и ее работником, не является объектом обложения страховыми взносами*(11).
Подтверждающие документы
Для того чтобы отразить в бухгалтерском учете арендную плату и принять к учету расходы на ГСМ, помимо договора аренды необходимы следующие документы:
1. Акт приема-передачи
Как правило, факт передачи автомобиля в аренду отражается в акте приема-передачи автотранспортного средства. Акт приема-передачи транспортного средства составляется в произвольной форме. В акте следует указать характеристики передаваемого автомобиля, его согласованную стоимость, пробег, а также техническое состояние по результатам осмотра на момент начала действия договора аренды.
2. Акт об оказании услуг
Арендодатель предоставляет два вида услуг:
— аренда транспорта;
— управление транспортным средством и его техническая эксплуатация.
Акт, подтверждающий предоставление услуг аренды, составлять не обязательно*(24). Чиновники разъясняют, что для документального подтверждения расходов необходимы договор аренды, документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приема-передачи арендованного транспортного средства.
3. Акт о предоставленных услугах управления транспортным средством
Его оформляют в произвольном виде с указанием обязательных реквизитов*(25). В акте указывается и стоимость услуг аренды автомобиля.
4. Документы об оплате ГСМ
Для того чтобы арендатор смог учесть расходы на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете, ему необходимо иметь два вида документов:
— документы, подтверждающие производственную направленность расходов;
— документы, подтверждающие оплату ГСМ.
Производственная направленность расходов. Есть несколько способов подтвердить, что водитель выполнял производственное задание арендатора, а не использовал автомобиль в личных целях. Например, составлять путевые листы (форма N 3)*(26). Однако организация вправе самостоятельно разработать форму путевого листа. Он должен содержать обязательные реквизиты, утвержденные Минтрансом России*(27). В этом случае путевой лист может являться одним из документов, подтверждающих производственный характер расходов на приобретение горюче-смазочных материалов*(28).
Среди обязательных реквизитов путевого листа, предусмотренных Приказом N 152, отсутствуют сведения о маршруте движения транспортного средства. Однако именно эта информация необходима, чтобы подтвердить обоснованность затрат на содержание транспорта. На это обращают внимание чиновники*(29).
Арбитражная практика по этому вопросу противоречива. Одни суды склонны поддерживать налоговиков*(30). Другие считают, что маршрут движения не так важен*(31).
На практике во многих случаях организации указывают в путевых листах маршрут «по городу». Ведь за день либо за иной период времени, на который составляется путевой лист, водитель может заехать во множество мест.
Инспекторы с этим не согласны и считают, что маршрут должен указываться максимально подробно, то есть содержать адрес и наименование организации места следования.
Однако в некоторых случаях суды поддерживают налогоплательщиков. Так, арбитры Уральского округа*(32) признали обоснованными расходы компании на ГСМ при указании маршрута «по городу» и при отсутствии доказательств инспекции об использовании автомобилей в непроизводственных целях. В другом деле судьи Московского округа по тому же основанию посчитали надлежащим указание маршрута как «Москва — Московская область»*(33).
Таким образом, во избежание споров в форму путевого листа нужно добавить сведения о маршруте следования автомобиля и заполнять его максимально подробно.
При подтверждении расходов иными документами возможно использование систем навигации. В своих разъяснениях Минфин России разрешил составлять такие документы на основании данных системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автомобилем путь*(34).
Документы об оплате ГСМ. Затраты на приобретение ГСМ подтверждают кассовые чеки АЗС. В случае если арендатор заключил договор с топливной компанией и водитель получает талоны на топливо, то документами, подтверждающими затраты, будут указанный договор и отчет топливной компании об использовании талонов. Аналогичная ситуация возникает, когда водитель вместо талонов получает топливную карту. Кроме распечатки, арендатор получит от топливной компании счет-фактуру. Этот документ необходим для того, чтобы принять к вычету НДС, включенный в цену ГСМ.
Отметим, что при составлении акта об оказании услуг в нем можно зафиксировать и расходы на ГСМ.
Бухгалтерский учет
Отражение операций по договору аренды автомобиля с экипажем в целом аналогично учету аренды без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. У арендатора эти затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности*(35).
Согласно Инструкции по применению плана счетов*(36) арендованный организацией автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды автомобиля.
Расчеты по аренде автомобиля со своим сотрудником отражаются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Отражение операций по аренде автомобиля со своим сотрудником рассмотрим на примере.
Пример
Автошкола арендует у своего сотрудника (инструктора) автомобиль (стоимостью 200 000 руб.), на котором он занимается с учениками. Договор аренды с экипажем, заключаемый с сотрудником, не содержит условия о том, кто несет расходы по содержанию и технической эксплуатации автотранспортного средства. В соответствии с Гражданским кодексом все расходы по содержанию и технической эксплуатации транспортного средства несет арендодатель, а расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией (топливо, мойка, техобслуживание и т.п.), несет арендатор (см. таблицу на с. 73).
Стоимость аренды автомобиля составляет 14 000 руб. в месяц, в т.ч. 1000 руб. — стоимость услуг по его управлению.
Расходы на ГСМ за месяц составили 1500 руб. (в т.ч. НДС — 228,81 руб.).
Операции по отражению в бухгалтерском учете автошколы (арендатора) аренды автомобиля у своего сотрудника отражаются следующим образом:
Дебет 001
— 200 000 руб. — принят к учету арендованный автомобиль;
Дебет 20 Кредит 73
— 14 000 руб. — начислена арендная плата за месяц;
Дебет 73 Кредит 68
— 1820 руб. (14 000 руб. x 13%) — удержан НДФЛ с суммы арендной платы (13%);
Дебет 10 Кредит 60
— 1271,19 руб. (1500 — 228,81) — приняты к учету ГСМ;
Дебет 19 Кредит 60
— 228,81 руб. — НДС с суммы ГСМ;
Дебет 20 Кредит 10
— 1271,19 руб. — признаны затраты на ГСМ;
Дебет 20 Кредит 69
— 271 руб. (1000 руб. x 27,1%) — начислены страховые взносы с суммы услуг по управлению автомобилем;
Дебет 68 Кредит 19
— 228,81 руб. — принят к вычету НДС;
Дебет 73 Кредит 51
— 12 180 руб. — перечислена сумма арендной платы арендодателю;
Дебет 90 Кредит 20
— 15 542,19 руб. — затраты по арендованному автомобилю отнесены на расходы по обычным видам деятельности;
Кредит 001
— 200 000 руб. — по окончании срока аренды списан с забалансового счета автомобиль.
Налоговый учет
Рассмотрим порядок обложения НДФЛ. Полученный работником доход от сдачи имущества в аренду облагается НДФЛ*(37). Исчисление налога производится по ставке 13 процентов или 30 процентов в зависимости от того, является работник налоговым резидентом РФ или нет*(38).
Если собственник имущества не является индивидуальным предпринимателем, арендатор, выплачивающий доход, признается налоговым агентом. Он обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика на дату фактической выплаты*(39).
Что касается страховых взносов, то здесь следует отметить, что выплаты по гражданско-правовым договорам, связанным с передачей имущества в пользование работодателя, не облагаются:
— взносами на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование*(40);
— взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний*(41).
Отметим, что взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с выплат в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем уплачивают лишь в том случае, если в договоре прописана такая обязанность*(42).
Выплата вознаграждения физическому лицу за услуги по управлению и технической эксплуатации автомобиля, оказываемые по гражданско-правовому договору, является объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование и включается в базу для начисления страховых взносов*(43).
При этом указанное вознаграждение не облагается взносами, уплачиваемыми в ФСС России, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством*(44).
В части НДС стоит отметить следующее.
В соответствии с Налоговым кодексом *(45) плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Физические лица в данном пункте не поименованы. В связи с этим выплачиваемая арендодателю арендная плата НДС не облагается. Суммы НДС по ГСМ, запасным частям, прочим материально-производственным запасам, работам и услугам, связанным с эксплуатацией автомобиля, предъявленные поставщиками и подрядчиками, арендатор на основании счетов-фактур вправе принять к вычету, если приобретаемые материально-производственные запасы, работы, услуги участвуют в операциях, облагаемых НДС*(46).
Отметим, что в случае когда автомобиль застрахован, услуги страховой организации НДС не облагаются, так как, согласно Налоговому кодексу, при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств услуги, оказываемые по соглашению о прямом возмещении убытков от страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, не подлежат обложению НДС*(47).
Рассмотрим отношения между работником и работодателем по уплате транспортного налога. Плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения*(48).
В соответствии с пунктом 20 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним*(49) транспортные средства регистрируются только за их собственниками — физическими и юридическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств. В связи с этим плательщиком транспортного налога является арендодатель-работник. В то же время в договоре аренды можно указать условие, что арендатор-организация компенсирует работнику расходы по уплате транспортного налога. Однако сумма такой компенсации не будет учитываться в расходах при определении базы по налогу на прибыль. Поэтому организация-арендатор может увеличить сумму арендной платы арендодателю-работнику на сумму уплачиваемого транспортного налога.
Для целей исчисления налога на прибыль часть выплат по договору, представляющая собой плату за аренду автомобиля, может быть включена в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией*(50).
Вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу (арендодателю) за оказание услуг по управлению автомобилем и его технической эксплуатации, может быть отнесено к расходам на оплату труда*(51).
Страховые взносы, начисленные на указанное вознаграждение арендатора, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией*(52).
Расходы арендатора на ремонт (как текущий, так и капитальный) арендуемого имущества признаются в налоговом учете при условии, что договором (дополнительным соглашением) между арендатором и арендодателем эти расходы не возложены на арендодателя*(53).
Р. Салаватов,
директор департамента аудита компании «КСК групп»
Л. Глухова,
ведущий аудитор компании «КСК групп»
Экспертиза статьи:
Е. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор