ПБУ 3 2010

Содержание

Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (с изменениями и дополнениями)

Установлены новые правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Расширен круг лиц, имеющих право формировать учетную политику. Теперь это может быть не только главный бухгалтер, но и другое должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации. Утверждает учетную политику, как и прежде, руководитель.

Организациям предоставлено право самим утверждать все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым нет типовой формы. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности.

Изменение учетной политики теперь может производиться с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Ранее изменение учетной политики должно было вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения. Если изменения оказали существенное воздействие на финансовое положение организации, то такие последствия должны отражаться в бухгалтерской отчетности ретроспективно (за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть произведена с достаточной надежностью).

Кроме того, введены правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменении оценочных значений. Таким изменением признается корректировка стоимости актива или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Поправки в ПБУ 1/2008: какие изменения нужно учесть при формировании учетной политики на 2018 год

Как выбрать способ учета

В новой редакции ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный федеральными стандартами бухучета. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них.

Но если в федеральных стандартах ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. А именно разработать свой способ, последовательно применяя следующие документы: сначала международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), потом федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и в завершение — рекомендации в области бухучета. Об этом говорится во вновь созданном пункте 7.1 ПБУ 1/2008. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Как делать выбор при упрощенном способе ведения бухучета

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства не зависимо от выбранной ими системы налогообложения (подробнее о них читайте в статье «Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила»).

Такие компании, как и все прочие юрлица, обязаны применять способы учета, установленные федеральными стандартами, а при наличии нескольких способов выбирать один из них. Однако если в федеральных стандартах ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности. Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета. Данное новшество закреплено во вновь созданном пункте 7.2 ПБУ 1/2008.

К слову, понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения. До вступления в силу комментируемых поправок данное требование означало, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации. Теперь появилось дополнение, согласно которому требование рациональности — это еще и соотношение затрат на формирование информации и полезности этой информации (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).

Учетная политика дочерних компаний

Добавлено положение для организаций, которые являются дочерними структурами основной организации. Если «материнское» предприятие утвердило стандарты бухучета, обязательные для применения всеми «дочками», то дочерние структуры обязаны выбирать способы учета исходя из данных стандартов. Во всех остальных случаях способы учета выбираются независимо от того, какие способы приняты в других компаниях (вновь созданный пункт 5.1 ПБУ 1/2008).

Когда от федеральных стандартов можно отступить

Подразумевается, что применение федеральных стандартов и разработка собственных стандартов обеспечивает достоверную картину финансового состояния организации. Но в исключительных случаях это может, напротив, исказить истинное положение дел. Согласно вновь созданному пункту 7.3 ПБУ 1/2008 компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов. Но не всегда, а при выполнении следующих условий:

  • определены обстоятельства, из-за которых нельзя достоверно отразить в бухотчетности финансовое состояние, финансовые результаты и движение денежных средств организации;
  • возможен альтернативный способ ведения бухучета, позволяющий устранить указанные обстоятельства;
  • альтернативный способ ведения бухучета не приведет к появлению других обстоятельств, которые исказили бы бухотчетность компании;
  • организация в своей отчетности раскрывает следующую информацию; наименование и краткое описание федерального стандарта, от которого она отступила; обстоятельства, исказившие финансовую картину, и содержание альтернативного способа. Плюс к тому компания должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Новшество для тех, кто формирует консолидированную отчетность

Ряд организаций обязаны вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).

В обновленной редакции пункта 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только федеральные стандарты, но и МСФО. И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять. Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, каким образом они не соответствуют друг другу.

Появилось понятие несущественной информации

В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера.

Во вновь созданном пункте 7.4 ПБУ 1/2008 есть указания на случай, когда применение федеральных стандартов и разработка своих стандартов приводит к формированию несущественной информации. В этой ситуации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов. Обратите внимание: это правило распространяется не только на тех, кому разрешено вести бухучет упрощенным способом, но и на все прочие организации.

Когда раскрывать информацию о нормативном правовом акте, не вступившем в силу

Поправки коснулись пункта 23 ПБУ 1/2008, посвященного нормативным правовым актам (НПА), не вступившим в силу. Прежде там говорилось, что компания должна раскрыть в отчетности факт неприменения не вступившего в силу НПА, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение. Сейчас указанное правило отменено. Вместо него появилось другое, согласно которому, организация, начавшая добровольно применять НПА до его вступления в силу, обязана раскрыть данный факт в бухотчетности.

Пояснительную записку составлять не нужно

В «старой» редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.

Сейчас понятие «пояснительная записка» в ПБУ 1/2008 не используется. Что касается сведений об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета, то их по-прежнему необходимо раскрывать. Но не в пояснительной записке, а в бухгалтерской отчетности. Видимо, подразумевается, что раскрывать эту информацию нужно в пояснениях, которые являются частью бухотчетности. Предоставить пояснения можно в виде таблицы или в текстовой форме (п. 4 приказа Минфина России от 02.07.10 № 66н).

Таблица ПБУ 2020 года в последней редакции

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2019 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2019 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2019 году ПБУ

Номер ПБУ Наименование ПБУ Приказ Минфина Последнее изменение
без номера Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н от 29.07.1998 № 74н от 11.104.2018

ПБУ 1/2008

Учетная политика организации

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

ПБУ 2/2008

Учет договоров строительного подряда

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 3/2006

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность организации

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

ПБУ 5/01

Учет материально-производственных запасов

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 6/01

Учет основных средств

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 7/98

События после отчетной даты

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 8/2010

Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 9/99

Доходы организации

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 10/99

Расходы организации

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 11/2008

Информация о связанных сторонах

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 12/2010

Информация по сегментам

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

ПБУ 13/2000

Учет государственной помощи

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

ПБУ 14/2007

Учет нематериальных активов

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 15/2008

Учет расходов по займам и кредитам

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 16/02

Информация по прекращаемой деятельности

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 17/02

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 18/02

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 19/02

Учет финансовых вложений

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 20/03

Информация об участии в совместной деятельности

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

ПБУ 21/2008

Изменения оценочных значений

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

ПБУ 22/2010

Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 23/2011

Отчет о движении денежных средств

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

ПБУ 24/2011

Учет затрат на освоение природных ресурсов

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Федеральный закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность по РСБУ и МСФО с примерами

Третий (методологический) уровень — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов

Четвертый уровень — документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Положение о Финансовом отделе

Положение о Бухгалтерии

Учет товаров

Согласно ПБУ 5/01 товары являются частью материально­производственных запасов, приобретенных или полученных от дру­гих юридических и физических лиц и предназначенных для прода­жи. В соответствии с данным ПБУ товары принимаются на учет по фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость товаров, приобретенных за плату, складывается из фактических затрат на приобретение, за исключе­нием НДС и иных возмещаемых налогов

Товары, полученные по договору дарения или безвозмездно, при­нимаются к учету по рыночной стоимости на дату их оприходования

Товары, полученные в обмен на другое имущество, принимают­ся к учету по стоимости активов, передаваемых или подлежащих передаче организацией

Расходы по заготовке и доставке товаров до центральных скла­дов, производимые до момента передачи товаров в продажу, могут включаться организацией в состав расходов на продажу

Организации, осуществляющие торговую деятельность, учиты­вают движение товаров, приобретенных для продажи, по стоимости приобретения

Организации, осуществляющие розничную торговлю, имеют пра­во учитывать приобретенные товары не только по покупной, но и по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).

При отпуске товаров в продажу или ином выбытии (кроме то­варов, учитываемых по продажной стоимости) их оценка произво­дится одним из следующих способов1

• по себестоимости единицы,

• по средней себестоимости;

• способом ФИФО;

• способом ЛИФО

Для учета движения товаров, включая товары, закупленные по импорту, в оптовой, розничной торговле, в общественном питании и других организациях, занятых продажей товаров используется счет 41 «Товары» На данном счете, кроме приобретенных товаров, учиты­вают покупную тару и тару собственного производства, кроме инвен­тарной, которая используется для производственных нужд и учиты­вается на счетах 01 «Основные средства» или 10 «Материалы».

Поступление товаров можно отражать в бухгалтерском учете с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материаль­ных ценностей» в порядке, аналогичном для учета операций с ма­териалами

Товары, принятые на ответственное хранение или на комиссию, учитываются на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на хранение» и 004 «Товары, принятые на ко­миссию».

Товары учитываются на счете 002 «Товарно-материальные цен­ности, принятые на хранение» в ценах, предусмотренных в приемо­сдаточных актах или в товарно-транспортных накладных

Счет 004 «Товары, принятые на комиссию» используется орга- низациями-комиссионерами для учета наличия и движения това­ров, принятых на комиссию в соответствии с договором Учет това­ров на этом счете ведется в ценах, указанных в приемосдаточных документах

Приобретенные товары и тара принимаются на учет по стоимо­сти их приобретения, что отражается записью:

Д-т 41 «Товары»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебитора­ми и кредиторами» и др.

На сумму НДС, указанную в счете-фактуре на полученный то­вар, составляют проводку:

Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным цен­ностям», субсчет «НДС по приобретенным материально­производственным запасам»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебитора­ми и кредиторами»

Организациям розничной торговли разрешается оценивать при­обретенный товар по продажным (розничным) ценам с отдельным учетом наценок (скидок). Для этого организации розничной тор­говли используют счет 42 «Торговая наценка» Поступившие товары приходуются по цене приобретения

Д-т 41 «Товары»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками» и др

Одновременно на разницу между стоимостью приобретения то­варов и их стоимостью по продажным ценам делают запись:

Д-т 41 «Товары»

К-т 42 «Торговая наценка».

Порядок продажи товаров в организациях оптовой торговли за­висит от момента признания выручки от продажи товаров

При признании выручки от продажи товаров делают проводку: Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Сумма НДС от выручки отражается:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюд­жетом по НДС».

Затем проданные товары списываются по покупной стоимости: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка»

К-т 41 «Товары».

Также списываются расходы на продажу торговой организации:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка»

К-т 44 «Расходы на продажу».

Финансовый результат от продажи в виде прибыли отражается: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка»

К-т 99 «Прибыли и убытки».

Финансовый результат в виде убытка:

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

По мере продажи организациями розничной торговли товаров, учтенных на счете 41 «Товары» по продажным ценам, сумма торго­вой наценки списывается с кредита счета 42 «Торговая наценка» в дебет счета 90 «Продажи» или 45 «Товары отгруженные» способом «красное сторно».

По товарам, морально устаревшим, полностью или частично поте­рявшим свое первоначальное качество либо текущая рыночная стои­мость которых снизилась, организация может создавать резерв под снижение стоимости товаров. Порядок формирования такого резерва был рассмотрен в гл. 13 «Учет материально-производственных запа­сов». В этом случае товары отражаются в бухгалтерском балансе на конец года за вычетом резерва под снижение стоимости товаров.

Что такое материально-производственные запасы в бухучёте

МПЗ, или материально-производственные запасы, – важнейшая часть производственного цикла. Используя их, фирма создает готовую продукцию – товары, работы, услуги. Излишки могут быть проданы на сторону. МПЗ постоянно совершают движение, следовательно, необходим детализированный учет этих активов. Он должен быть организован так, чтобы обеспечить оптимальный объем МПЗ для производства, исключить хищение ценностей, иметь возможность контроля движения запасов по видам.

Материальные запасы: понятие и классификация

Определяя понятие МПЗ, бухгалтера ориентируются на ПБУ 5/01 – документ, определяющий правила их учета.

Материальными запасами признаются активы:

  • используемые как сырье, материалы для производства продукции, которая впоследствии будет реализована;
  • которые сами могут быть реализованы;
  • которые используются в управленческих целях.

МПЗ, таким образом, могут быть представлены и готовой продукцией, и товарами, и собственно материалами, сырьем. Характер МПЗ может быть различным, и для эффективного учета, последующего внутреннего и внешнего аудита необходимо грамотно их классифицировать, прежде всего, по роли в производственном процессе. Обычно выделяют:

  • сырье и материалы;
  • запасные части;
  • топливо;
  • полуфабрикаты, приобретенные на стороне (покупные);
  • материалы вспомогательные и т.д.

Эта классификация лежит в основе аналитических бухгалтерских данных. Классификация учитывает специфику производства, видов деятельности. Например, если в организации ведется собственное строительство, выделяют категорию «стройматериалы», а если речь идет о сельскохозяйственном производстве – категорию «семена», «корма».

Во вспомогательные относят материалы, улучшающие производственный процесс, облегчающие его: обтирочную ветошь, лакокрасочные материалы и прочие подобные им.

Аналитические данные могут учитывать порядок использования МПЗ:

  • в производстве (сырье, материалы);
  • для продажи (продукция, товар);
  • как средства труда (инвентарь, хозпринадлежности).

Если фирма имеет запасы, не принадлежащие ей, к примеру, отданные ей на хранение по договору, их выделяют в учете в отдельную категорию, а иные относят к собственности этого юрлица. Здесь имеет место классификация по характеру владения.

Кстати говоря! Понятия ТМЦ (товарно-материальные ценности) и МПЗ означают одно и то же.

Положения ПБУ 5/01 не позволяют отнести к материальным запасам незавершенное производство.

Учет

К запасам производственного характера относится имущество, срок службы которого не превышает года. ПБУ 6/01, касающийся ОС, определяет, что запасы не могут иметь стоимость свыше 40 т. руб. – это лимит по МПЗ в бухгалтерском учете.

ПБУ 5/01 предоставляет право самостоятельно определять, в каких единицах будет организован учет МПЗ: по номенклатурным номерам, партиям, группам и любым иным способом, который фирма сочтет необходимым для достоверности сведений.

Этот актив отражается в БУ по фактической стоимости, в которую включают цену продавца, консультационные услуги сторонних фирм, транспортные и любые иные затраты, непосредственно связанные с приобретением актива (п. 6 ПБУ 5/01).

Запасы могут быть отражены в отчетности по цене договора, с дальнейшим уточнением данных до фактических в двух случаях (п. 26 ПБУ 5/01):

  • приобретенные МПЗ находятся в пути;
  • МПЗ переданы под залог покупателю

На фактическую стоимость не влияет НДС. Этот налог выделяется отдельной проводкой.

Общий, или синтетический учет, активов отражается на счетах 10, 43, 41, затрагивающих, соответственно, материалы, готовую продукцию, товар. Субсчета детализируют эти сведения с учетом классификации ТМЦ. К примеру, информация по счету 10 может детализироваться субсчетами: 10/1 «Сырье и материалы», 10/3 «Топливо», 10/4 «Тара», 10/5 «Запчасти», 10/9 «Инвентарь и хозпринадлежности» и др.

Важнейшим элементом аналитического учета является правильно организованный складской учет МПЗ – поступления и отпуска в производство, для хознужд, для продажи.

Оприходование и отпуск производятся по первичным документам, например:

  • товарная накладная ТОРГ-12, накладная на передачу продукции в склад МХ-18;
  • приходный ордер М-4 (или акта М-7, если есть отклонение фактического объема и данных накладной); акт ТОРГ-1 при приемке готовой продукции;
  • накладная на внутреннее перемещение М-11, лимитно-заборная карта, счет-фактура, ТТН, товарная накладная;
  • другие формы, принятые в учетной политике и в законодательстве РФ.

Все движения ТМЦ отмечаются в карточке (книге) складского учета, журнале учета товаров, готовой продукции.

Контроль в бухгалтерии ведется по отчетам материально ответственных лиц о движении ТМЦ, товарным отчетам, ведомостям по учету запасов. Как правило, применяют унифицированные формы документов, но законодательство не запрещает разработку и использование фирмой собственных форм.

Аналитические данные собираются в соответствии с принятыми учетными единицами.

Примеры бухгалтерских проводок

Ввиду чрезвычайного разнообразия видов МПЗ, вариантов учетной политики по ним, конкретных учетных ситуаций бухгалтерские учетные схемы также могут быть разными. Приведем наиболее распространенные варианты.

Поступление:

  • Д10 К60;
  • Д19 К60;
  • Д68 К19 – приобретены материалы у поставщика, выделен НДС и предъявлен к вычету.

Аналогично делаются проводки по товару, вместо счета 10 применяется счет 41. Для торговых организаций учитывается наценка проводкой Д41 К42. Готовая продукция приходуется Д43 К20, 23, 29 и др. – по видам производства.

Этот метод по фактической стоимости применяется наиболее часто. Если принято решение использовать дополнительные счета для материалов и готовой продукции, используется метод учетных цен (стоимости), для материалов приход отразится так:

  • Д15 К60 – покупная стоимость ТМЦ – без НДС;
  • Д10 К15 – стоимость прихода;
  • Д15(16) К16(15) отклонения факта и учетной стоимости;
  • Д20, 23 и др. К 16 (или сторно, если отклонения с минусом).

Похожая схема будет иметь место по готовой продукции:

  • Д43 К40 – учетная стоимость ГП;
  • Д40 К20 и др. – себестоимость по факту;
  • Д90/2 К40 – расхождения факта и учетной себестоимости (или сторно, см. сальдо на сч.40).

Выбытие:

Отражение на счетах бухгалтерских данных может быть, например, таким. Пусть закуплены ТМЦ в количестве 1 тыс. шт. на сумму 120 000 руб., в т.ч. НДС 20%:

  • Д60 К51 120 000 руб. оплата поставщику за материалы;
  • Д10 К60 100 000 руб. оприходование ТМЦ;
  • Д19 К60 20 000 руб. отражен НДС;
  • Д19 К19 20 000 руб. к вычету НДС.

Тезисно

  1. Отражение МПЗ в бухгалтерском учете связано с особенностями функционирования организации, ее величины, характера производства товаров, работ, услуг. Синтетический учет запасов ведется на счетах 10, 41, 43, соответствующих их видам (материалы, товары, готовая продукция).
  2. Субсчета открываются, как правило, на основе принятой классификации МПЗ по роли в процессе производства.
  3. Аналитический учет ведется поштучно, по партиям, по группам – как принято в учетной политике фирмы. Контроль движения МПЗ бухгалтер ведет на основе первичных документов и отчетов материально ответственных лиц.