ПБУ 14 01

Содержание

ПБУ 5/01 — учет материально-производственных запасов

ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов — документ, регламентирующий порядок оценки МПЗ и формирования отчетности по хозяйственным операциям с запасами. Рассмотрим особенности применения этого правового акта и дополняющих его источников права, представленных российскими стандартами и МСФО.

ПБУ 05/01 «Учет материально-производственных запасов»: основные положения

Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01

Оценка запасов при выбытии по ПБУ 05/01

Отражение запасов в бухгалтерской отчетности по ПБУ 05/01

Принято ли новое ПБУ 5/2012 «Учет запасов»?

Учет запасов по МСФО: регулирующее законодательство

Оценка запасов по МСФО

Отчетность по запасам в соответствии с МСФО

Итоги

ПБУ 05/01 «Учет материально-производственных запасов»: основные положения

Один из главных российских нормативных актов по регулированию ведения учета материально-производственных запасов — ПБУ 05/01 (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н). В нем, в частности, дается определение МПЗ (п. 2 ПБУ 05/01). Они представляют собой активы:

  • задействованные в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг как сырье или материалы;
  • предназначенные для продажи (готовая продукция, приобретенные у поставщика товары);
  • используемые для удовлетворения нужд предприятия.

Единицами учета МПЗ могут быть:

  • номенклатурный номер запаса;
  • партия;
  • группа однородных материалов;
  • иная единица учета, определенная организацией и позволяющая обеспечить отражение достоверных сведений о запасах, а также установить контроль за их наличием и перемещением.

ВАЖНО! Нормы ПБУ 05/01 не распространяются на остатки незавершенного производства, хотя данные о них входят в строку 1210 «Запасы» формы бухгалтерского баланса.

О том, как включаются остатки незавершенного производства в строку 1210, читайте в статье «Основное производство в бухгалтерском балансе (нюансы)».

Ключевыми вопросами, рассматриваемыми в ПБУ 05/01, являются оценка МПЗ при принятии их к учету и выбытии, а также правила отражения данных о них в бухотчетности.

Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01

Рассматриваемая процедура предполагает принятие материальных запасов к учету по их фактической себестоимости, состоящей из затрат на покупку или изготовление материалов за вычетом НДС и иных налогов, которые возвращаются государством (если в законодательстве не установлено иного).

Приведем примеры затрат, формирующих фактическую себестоимость МПЗ, купленных у сторонней организации:

  • оплата по договору поставки;
  • расходы на консультационные услуги, оказанные при приобретении МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, которые не подлежат возврату из бюджета;
  • вознаграждение посредникам;
  • транспортные расходы;
  • расходы на страхование материальных запасов и др.

В целом к соответствующим издержкам могут быть отнесены любые затраты, которые связаны с покупкой запасов у поставщика.

Фактическая себестоимость МПЗ, изготавливаемых самостоятельно, определяется исходя из фактических издержек, которые связаны с выпуском соответствующих запасов. Учет и формирование данных издержек ведется в порядке, установленном учетной политикой для исчисления себестоимости выпускаемой продукции.

В случае если фирма ведет бухучет по упрощенной схеме, она может:

  • Оценивать купленные МПЗ по цене поставщика, включая сопутствующие затраты в расходы сразу по мере их осуществления (п. 13.1 ПБУ 5/01).
  • Будучи микропредприятием, сразу по мере приобретения относить в затраты стоимость МПЗ, используемых в обычных видах деятельности этого предприятия (п. 13.2 ПБУ 5/01). Иным организациям с упрощенным учетом такой способ тоже доступен, но только в ситуации, когда в их деятельности не образуется существенных остатков МПЗ.
  • Сразу списывать на затраты все расходы по покупке МПЗ для нужд управления, включая их стоимость, определенную поставщиком (п. 13.3 ПБУ 5/01).

Если МПЗ не принадлежат фирме, но она распоряжается ими в соответствии с условиями договора, материалы принимают к учету в оценке, которая предусмотрена в данном договоре.

Оценка запасов при выбытии по ПБУ 05/01

Еще одна процедура учета запасов, регламентированная ПБУ 05/01, — это их оценка при выбытии. Она может быть осуществлена исходя:

  • из себестоимости единицы материального запаса;
  • средней себестоимости МПЗ;
  • себестоимости самых первых купленных МПЗ — по методу ФИФО.

В случае если материальные запасы используются фирмой в особом порядке или не являются при обычном использовании взаимозаменяемыми, их оценка может осуществляться исходя из себестоимости каждой единицы запаса.

В случае если в учетной политике определен конкретный способ учета материальных запасов на отчетный год — только он и должен использоваться в течение соответствующего периода. Выбирается способ учета материальных запасов исходя из его применимости к деятельности, осуществляемой юрлицом.

Оценка МПЗ, не относящихся к товарам, учет которых ведется по продажной стоимости, по состоянию на конец отчетного периода осуществляется тем способом, который используется при выбытии соответствующих материальных запасов.

Отражение запасов в бухгалтерской отчетности по ПБУ 05/01

ПБУ 05/01 регламентирует также порядок отражения сведений о запасах в бухотчетности. Материально-производственные запасы должны отражаться в ней в соответствии с классификацией, учитывающей способ их применения в хозяйственной деятельности.

По состоянию на конец отчетного года МПЗ показывают в балансе по стоимости, которая устанавливается исходя из применяемых способов оценки соответствующих запасов.

МПЗ, морально устаревшие либо утратившие товарный вид, подешевевшие, отражаются в балансе по состоянию на конец года за вычетом резервов, предусмотренных под снижение стоимости матценностей. Соответствующий резерв образуется за счет финрезультатов на величину разницы между рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ в случае, если второй показатель выше первого. Данную норму могут не выполнять фирмы, которые ведут упрощенный бухучет (п. 26 ПБУ 5/01).

Находящиеся в пути или же переданные потребителю под залог МПЗ, права на которые перешли к юрлицу, отражаются в бухучете исходя из оценки, предусмотренной договором, с дальнейшим уточнением их фактической себестоимости.

В бухотчетности по запасам должны найти место:

  • способы оценки МПЗ в соотнесении с их группами или разновидностями;
  • сведения о последствиях внесения изменений в данные способы оценки;
  • стоимость МПЗ, переданных в залог;
  • величина и перемещение резервов под снижение стоимости матценностей.

О том, как организуется управленческий учет МПЗ, читайте в статье «Управленческий учет производственных запасов (нюансы)».

Принято ли новое ПБУ 5/2012 «Учет запасов»?

Процедуры, связанные с учетом материальных запасов, могут регламентироваться не только российскими, но и международными нормами отчетности. Прежде всего стоит отметить, что законодатель предпринимал попытку адаптации норм МСФО к финансово-хозяйственным правоотношениям в России, разработав проект ПБУ 5/2012, который должен был установить новые нормы учета запасов — вместо определенных в ПБУ 05/01 — с учетом международных стандартов.

Однако данный проект так и не был принят. Тем не менее Министерство финансов России в 2015 году ввело в РФ один из МСФО, регламентирующий обращение с запасами.

О том, что общего у российских и международных стандартов и что их различает, читайте в статье «РСБУ и МСФО — основные сходства и различия».

Учет запасов по МСФО: регулирующее законодательство

Речь идет о принятии Международного стандарта (IAS) 2 «Запасы». Он введен в действие приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н, на русском языке его текст приведен в приложении 2 к данному приказу.

Под запасами в данном НПА понимаются активы, которые:

  • предназначены для продажи в процессе обычной деятельности фирмы;
  • изготавливаются на производстве в целях дальнейшей продажи;
  • находятся в виде сырья или же материалов, которые используются фирмой при производстве или в ходе оказания услуг.

Под запасами в МСФО понимаются также:

  • товары, купленные фирмой в целях дальнейшей перепродажи;
  • готовая продукция;
  • остатки незавершенного производства, которые подлежат дальнейшему использованию фирмой в ходе производства.

По аналогии с рассмотренными выше процедурами, регламентируемыми российским ПБУ 05/01, рассмотрим, какие нормы МСФО 2 могут применяться в целях оценки стоимости запасов и формирования отчетности по МПЗ.

Оценка запасов по МСФО

В соответствии с МСФО 2 запасы следует оценивать по наименьшей из 2 следующих величин:

  • себестоимости;
  • чистой потенциальной цене продажи.

Что касается себестоимости, то она должна включать затраты:

  • на приобретение МПЗ;
  • их переработку;
  • прочие затраты, понесенные фирмой для того, чтобы обеспечить текущее месторасположение и состояние материальных запасов.

В свою очередь, затраты на приобретение активов включают:

  • закупочную стоимость запаса;
  • пошлины;
  • невозмещаемые налоги;
  • транспортные расходы;
  • расходы, связанные с погрузкой и разгрузкой;
  • прочие издержки, которые непосредственно связаны с закупками запасов.

При этом скидки и прочие основания для уменьшения расходов должны вычитаться из затрат на приобретение МПЗ.

Касательно затрат на переработку — они должны включать в себя:

  • зарплату сотрудников, занятых на производстве;
  • различные накладные расходы при переработке сырья.

Прочими затратами, что учитываются при определении себестоимости МПЗ, могут быть, в частности, затраты по разработке тех или иных товаров для определенных клиентов. Иногда в структуру себестоимости МПЗ могут включаться затраты по заимствованиям — данная процедура регламентируется отдельными нормами МСФО.

Под чистой потенциальной ценой продажи в МСФО понимается расчетная отпускная цена актива в процессе обычной хозяйственной деятельности за вычетом расчетных затрат, связанных с завершением производства и продажами.

В случае если запасы продаются, их балансовая стоимость признается расходом в том периоде, когда фирмой была получена выручка от соответствующих продаж. Сумму по любому списанию стоимости МПЗ до величины чистой потенциальной цены их продажи, а также потери запасов необходимо признавать в качестве расходов в рамках периода, когда было осуществлено списание или признание потерь. Суммы по любым восстановлениям (по осуществленным ранее списаниям МПЗ) вследствие увеличения чистой потенциальной цены продажи должны признаваться в качестве уменьшения величины МПЗ, отраженных в расходах, в рамках периода, в котором было осуществлено восстановление.

Отдельные нормы определения себестоимости запасов установлены в МСФО 2 для компаний, оказывающих услуги, а также для фермерских организаций (пп. 19, 20).

При расчете себестоимости товаров по МСФО могут использоваться методы учета:

  • по нормативным издержкам;
  • розничным ценам.

Первый метод предполагает рассмотрение типичных уровней потребления запасов, труда, эффективности, а также производительности — но они могут пересматриваться с учетом рыночных условий.

Второй метод больше подходит для розницы — сферы, для которой характерны частые изменения в структуре запасов, а также показателей выручки при их реализации или продукции, изготовленной с использованием МПЗ.

Отчетность по запасам в соответствии с МСФО

МСФО предписывают фирмам обеспечивать раскрытие в отчетности по запасам:

  • принципов принятой учетной политики в части оценки запасов, а также формулы оценки их себестоимости;
  • общей стоимости всех МПЗ по запасам, а также конкретных разновидностей запасов, которые применяются в организации;
  • балансовой стоимости МПЗ, что учитываются по справедливой стоимости, но за вычетом расходов на продажу;
  • размера запасов, что признаются расходами в рамках отчетного периода;
  • сумм по любым списаниям стоимости МПЗ, которые признаются расходами в рамках отчетного периода;
  • сумм по любым восстановлениям списаний, которые признаются в качестве уменьшения размера запасов, что отражены в составе расходов в рамках отчетного периода;
  • обязательств или же событий, в результате которых было осуществлено восстановление списания стоимости МПЗ;
  • балансовой стоимости МПЗ, что переданы в залог в порядке исполнения фирмой обязательств.

Под справедливой стоимостью в контексте МСФО 2 понимается цена, которая могла бы быть получена фирмой при продаже запаса или уплачена в рамках передачи обязательств в процессе обычной сделки с контрагентом на момент проведения оценки актива.

О том, у кого в РФ есть обязанность по составлению отчетности по МСФО, читайте .

Итоги

Один из главных нормативных актов, в соответствии с которым российские бухгалтеры ведут учет МПЗ, — это ПБУ 05/01. Оно регламентирует порядок оценки запасов при поступлении/выбытии и ведения отчетности по ним. Кроме того, в России введены для применения в управлении МПЗ нормы МСФО.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Документы

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

№ 64н

Об установлении размеров выплаты
суточных и предельных норм
возмещения расходов по найму
жилого помещения при
краткосрочных командировках на
территории зарубежных стран

На основании постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993 г. № 1261 “О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 50, ст. 4871) и по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации п р и к а з ы в а ю:

  1. Установить с 1 января 2005 года размеры выплаты суточных и предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран работников Российской Федерации согласно приложению.

  2. Признать утратившими силу:

    • пункт 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 92н “О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 декабря 2001 г., регистрационный номер 3076);

    • пункт 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 4 марта 2002 г. № 15н “Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 мая 2002 г., регистрационный номер 3435);

    • приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 марта 2002 года № 16н “О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2001 года № 92н “О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран” (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 мая 2002 г., регистрационный номер 3434).

Министр

А.Л. Кудрин

Чистякова В.Н.
298-95-31

Приказ Минфина России от 02.08.2004 N 64н
(ред. от 10.04.2015)
Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений

Приказ Россельхознадзора от 25.11.2016 N 865 Об утверждении методики расчета предельного размера платы за оказание услуги по инспектированию производителей лекарственных средств для ветеринарного применения, производство которых осуществляется за пределами Российской Федерации, на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики в целях выдачи заключений о соответствии производителя лекарственных средств для ветеринарного применения требованиям правил надлежащей производственной практики

— найму жилого помещения в иностранной валюте — приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Федеральных государственных учреждений» (зарегистрирован в Минюсте России 17 августа 2004 г., регистрационный номер 5981) в редакции изменений, внесенных приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 июля 2006 г. N 92н (зарегистрирован в Минюсте России 13 июля 2006 г., регистрационный номер 8040), 9 декабря 2008 г. N 139н (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2009 г., регистрационный номер 13091), от 10 апреля 2015 г. N 63н (зарегистрирован в Минюсте России 10 апреля 2015 г., регистрационный номер 36839);

Приказ Минпромторга России от 11.01.2016 N 9 Об утверждении методики определения размера платы за оказание услуги по инспектированию производителей лекарственных средств (для медицинского применения), производство которых осуществляется за пределами Российской Федерации, на соответствие требованиям правил надлежащей производственной практики в целях выдачи заключений о соответствии производителя лекарственных средств (для медицинского применения) требованиям правил надлежащей производственной практики и предельного размера платы за оказание указанной услуги

— найму жилого помещения в иностранной валюте — приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 64н «Об утверждении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Федеральных государственных учреждений» (зарегистрирован в Минюсте России 17.08.2004, регистрационный номер 5981) в редакции изменений, внесенных приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 июля 2006 г. N 92н (зарегистрирован в Минюсте России 13.07.2007, регистрационный номер 8040), 9 декабря 2008 г. N 139н (зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2009, регистрационный номер 13091), от 10 апреля 2015 г. N 63н (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2015, регистрационный номер 36839);

«Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации» (утв. Минздравсоцразвития РФ)

<*> Предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки установлены Приказом Минфина России N 64н.

При следовании в загранкомандировки сотрудникам помимо суточных, расходов по проезду и найму жилых помещений возмещаются также расходы по оформлению заграничных паспортов, виз и других документов.

Приказ Рослесхоза от 21.11.2011 N 486 «Об утверждении порядков определения нормативных затрат на оказание федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества» (вместе с «Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральными бюджетными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, находящимися в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества», «Порядком определения нормативных затрат на выполнение федеральным бюджетным учреждением «Учебно-методический центр», находящимся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, государственных работ и нормативных затрат на содержание имущества», «Порядком определения нормативных затрат на оказание федеральным бюджетным учреждением «Российский музей леса», находящимся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства, государственных услуг

Нормативные затраты на командировочные расходы определяются в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3939), от 13 октября 2008 г. N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст. 4821), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2004 г. N 5981; с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 июля 2006 г. N 92н, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июля 2006 г. N 8040; от 9 декабря 2008 г. N 139н, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 января 2009 г. N 1309);

Приказ ФТС РФ от 27.07.2009 N 1338 «Об утверждении основных положений о порядке выезда в служебные командировки за границу должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России»

Приказ Минфина России от 2 августа 2004 г. N 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет федерального бюджета» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 35, 2004; N 31, 2006; N 7, 2009).

Письмо ПФ РФ N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014 «Об обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов» (вместе с «Обзором ответов на вопросы по применению положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Нормы расходов по найму жилого помещения, связанных со служебными командировками, без подтверждающих документов в настоящее время установлены только работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (Указ Президента Российской Федерации от 18.07.2005 N 813 «О Порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих», постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета», приказ Минфина России от 02.08.2004 N 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»).

Приказ ФТС РФ от 14.07.2010 N 1333 «Об утверждении основных положений о порядке выезда в служебные командировки за границу должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России» (вместе с «Порядком оформления выезда в служебные командировки за границу должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России»)

Приказ Минфина России от 2 августа 2004 г. N 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет федерального бюджета» (зарегистрирован Минюстом России 17.08.2004, рег. N 5981).

Приказ МВД России от 19.06.2009 N 464 (ред. от 18.09.2014) Об утверждении Инструкции о порядке финансового и материального обеспечения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации в иностранных государствах

<*> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (зарегистрировано в Минюсте России 17 августа 2004 г., регистрационный N 5981).

Приказ ФТС РФ от 28.05.2007 N 658 «О возмещении командировочных расходов сотрудникам таможенных органов»

1. Возмещать сотрудникам таможенных органов при направлении в служебные командировки на территории Российской Федерации и на территории иностранных государств расходы по найму жилого помещения, на выплату суточных и по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы в размерах и порядке, установленных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3939), от 26 декабря 2005 г. N 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 187) и Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, N 35; 2006, N 31).

Постановление Правительства РФ от 01.12.1993 N 1261 (ред. от 21.10.2003, с изм. от 02.08.2004) «О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств»

7. Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации устанавливать предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения за границей для лиц, находящихся в краткосрочных командировках на территории иностранных государств, исходя из стоимости однокомнатного (одноместного) номера в гостиницах среднего разряда.

Учет в малых предприятиях в 2017 году

Юлия Каткова, руководитель консалтингового направления компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», № 1, февраль 2017

С 2017 г. малым предприятиям упростили учет: изменили порядок формирования первоначальной стоимости основных средств (ОС), формирования первоначальной стоимости МПЗ, и разрешили не формировать стоимость интеллектуальных объектов (Приказ Минфина №64н от 16 мая 2016 г.)

БУ 6/01 «Основные средства»

Теперь для субъектов малого предпринимательства упрощен порядок формирования первоначальной стоимости основных средств (ОС), а также их амортизации. Субъект малого предпринимательства может определять первоначальную стоимость ОС по следующему правилу:

  • при приобретении объекта ОС по цене поставщика и затрат, понесенных на их монтаж;

  • при их сооружении – в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда.

Иные затраты, которые были непосредственно связаны с приобретением и сооружением объектов ОС, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в периоде их возникновения в полной сумме. Примером таких расходов, являются таможенные пошлины и сборы, вознаграждения посреднической организации, общехозяйственные расходы, суммы за доставку объекта, а также суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, и другие виды расходов.

Пример.

Организация приобрела объект ОС на сумму 100 000 руб., НДС сверху, а также оплатила стороннему поставщику сумму за доставку данного объекта в размере 15 000 руб., без НДС, и наняла еще одного контрагента для монтажа, которому оплатила по договору сумму 10 000 руб.

В качестве первоначальной стоимости объекта основных средств с учетом применения новых требований ПБУ 6/01 может быть принята сумма в размере 110 000 руб. Далее эта сумма будет амортизироваться и постепенно включаться в состав расходов организации. А 15 000 руб. будут отнесены на расходы текущего периода в полном размере.

Для начала применения данного способа формирования стоимости объекта ОС необходимо обязательно закрепить данный способ в учетной политике организации.

Второе существенное изменения введенное в ПБУ 6/01 для малого бизнеса – это изменение порядка амортизации объектов ОС. У организаций, относящихся к субъектам малого бизнеса появилась возможность начислять годовую сумму амортизации не ежемесячно, а:

  • периодически в течение отчетного года за те периоды, которые организация вправе определить самостоятельно. Например, организация решает начислять амортизацию поквартально, и закрепляет в учетной политике, что амортизация будет начисляться равными частями в марте, июне, сентябре и декабре;

  • единовременно, по состоянию на 31 декабря отчетного года. В данном случае амортизация в годовой сумме будет начисляться только один раз в год в декабре.

Чтобы в программе «1С» зафиксировать начисление амортизации только в отдельных периодах, необходимо в документе «Принятие к учету ОС» на закладке «Бухгалтерский учет» заполнить поле «График амортизации». После этого создается график, в котором указывается, в каких месяцах будет производиться начисление амортизации по объекту.

На скриншоте представлен пример настройки графика для амортизации единовременно по состоянию на конец декабря.

Единовременное начисление амортизации

Для производственного и хозяйственного инвентаря появилась возможность начислить амортизацию единовременно в сумме первоначальной стоимости в момент принятия к бухгалтерскому учету.

Для того чтобы отразить единовременное начисление амортизации для объектов ОС, относящихся к производственному инвентарю, необходимо в карточке ОС указать «Группу учета ОС» значение «Производственный и хозяйственный инвентарь», как показано на скриншоте.

Карточка ОС для производственного и хозяйственного инвентаря

Для других видов отличных от производственного и хозяйственного инвентаря возможность единовременного начисления амортизации отсутствует. После этого на закладке «Бухгалтерский учет» документа «Принятия к учету ОС» в поле «Способ начисления амортизации» станет доступен для выбора пункт «Единовременно при принятии к учету». Для такого объекта на закладке «Налоговый учет» в поле «Порядок включения стоимость в расходы» необходимо указать значение «Включение в расходы при принятии к учету».

После проведения такого документа в бухгалтерском учете объект будет числиться по нулевой остаточной стоимости до момента его фактического выбытия.

Такой порядок учета производственного инвентаря позволяет выполнять требования пункта 5 ПБУ 6/01 о контроле за сохранностью инвентаря.

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

В учете материально-производственных запасов (МПЗ) для малых предприятий введен упрощенный порядок формирования первоначальной стоимости МПЗ. Данный способ схож с ПБУ 6/01 и позволяет дополнительные расходы по приобретению МПЗ включать в расходы текущего периода в момент их возникновения.

Один из приятных изменения и упрощений для малых организаций является отмена требований об обязательном начислении резерва под снижение стоимости МПЗ. Ранее все организации были обязаны формировать резерв под снижение стоимости МПЗ. При этом необходимо обратить внимание, что в программных продуктах «1С» формирование данного вида резерва не автоматизировано.

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»

Для малых организаций в части применения ПБУ 14/2007 теперь разрешено не формировать стоимость интеллектуальных объектов и не отражать их в составе нематериальных активов или расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Вместо этого организации получили право признавать такие расходы в полной сумме в составе расходов в том месяце, когда они возникли.

Эти положения подходят для работы в вашей организации? Не забудьте включить их использование в учетную политику вашей компании.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса

Учет денежных средств

Предприятие хранит денежные средства в банке, а для осуществления расчетов наличными деньгами ООО АКФ «Проф-Аудит» имеет кассу и ведет все необходимую документацию по установленным формам.

Кассир руководствуется основными нормативными документами, регламентирующими ведение кассовых операций:

— Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденного Советом директоров Банка России от 05.01.1998 № 14-П;

— Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержден решением Совета Директоров ЦБ России 22.09.1993 №40 и доведенный до сведения письмом ЦБ России от 04.10.1993 № 18

— Постановлением правительства РФ от 30.07.1993 № 745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществляться денежные расчеты с населением без применения ККМ.

Через кассу осуществляются следующие операции:

— приходуются полученные наличные средства;

— производятся платежи по своим обязательствам перед другими лицами в пределах установленной ЦБ РФ суммы (предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 60 тысяч рублей по одному платежу);

— производится выдача заработной платы и подотчетных сумм.

Прием наличных денежных средств от населения производится с обязательным применением ККМ и с соблюдением требований Постановления Совета Министров — Правительства РФ № 745.

Наличные денежные средства хранятся в кассе в размере установленном в соответствии с расчетом лимита кассы.

Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принимаемых им ценностей.

Кассир оформляет первичные кассовые документы и веден кассовую книгу.

Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций:

· № КО-1 «Приходный кассовый ордер» (Приложение 1)

· № КО-2 «Расходный кассовый ордер» (Приложение 2)

· № КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»

· № КО-4 «Кассовая книга» (Приложение 3)

· № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»

· Журнал регистрации приходных и расходных платежных документов

Учет основных средств и нематериальных активов

Основные средства — это часть имущества, которое используется в организации в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ и услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев.

Правила бухгалтерского учета основных средств установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от 03.03.2001 г. № 26н. (с изменениями и дополнениями утвержденными приказом Минфина от 12.12.2005года);

В соответствии с этими правилами, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

-использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказания услуг либо для управленческих нужд;

-использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования свыше 12 месяцев;

-организацией не предполагается дальнейшая перепродажа данных активов;

-способность приносить организации экономические выгоды в дальнейшем.

Сроком полезного использования является период, в течении которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительством РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки их полезного использования устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

По назначению основные средства подразделяются на:

-производственные

-непроизводственные

По видам основные средства подразделяются на:

-здания;

-сооружения;

-рабочие и силовые машины и т.д.

По степени использования основные средства подразделяются на;

-находящиеся в эксплуатации;

-находящиеся на консервации и т.д.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

-собственные, в том числе и сданные в аренду;

-находящиеся в оперативном управлении;

-арендованные.

Стоимость основных средств определяется как первоначальная, остаточная и восстановительная.

Первоначальная стоимость — это сумма фактических затрат на приобретение объекта основных средств.

Такими затратами, например, могут быть:

— суммы, уплаченные продавцу в соответствии с договором;

— суммы, уплаченные за доставку и монтаж;

— невозмещаемые налоги, уплаченные при приобретении основных средств (например, НДС, уплаченный при приобретении оборудования для производства продукции, освобожденной от этого налога);

— суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением этого объекта основных средств;

— проценты по кредитам и займам, полученным для приобретения основных средств;

— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств.

Поступление основных средств (кроме оборудования к установке) обязательно оформляется через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете собираются все затраты, связанные с покупкой и установкой оборудования, или с его возведением и строительством. Исключение составляют общехозяйственные и иные расходы, не имеющие прямого отношения к приобретению или строительству объектов. Когда предмет, по решению специальной комиссии предприятия, может быть запущен в эксплуатацию, составляется акт приемки, и все расходы со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» переводятся на счет 01 «Основные средства».

Затраты по приобретению основных средств сначала учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (без НДС):

Дебет 08 Кредит 60 (76) — учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств,

При вводе в эксплуатацию объекта основных средств, делается проводка:

Дебет 01 Кредит 08 — введен в эксплуатацию объект основных средств.

ООО АКФ «Проф-Аудит» приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. Согласно договору, стоимость компьютера — 16.402 руб. (в том числе НДС — 2.502 руб.).

Бухгалтер организации делает проводки:

Дебет 60 Кредит 51 на сумму 16.402 руб. — оплачен счет продавца;

Дебет 08 Кредит 60 на сумму 16.402 руб. — оприходован компьютер на балансе организации (с учетом НДС);

Доставку компьютера (295 руб., в том числе НДС — 45 руб.) ООО АКФ «Проф-Аудит» дополнительно оплатил наличными из кассы через подотчетное лицо:

Дебет 71 Кредит 50 на сумму 295 руб. — выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера;

Дебет 08 Кредит 71 на сумму 295 руб. — плата за доставку учтена в стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица);

Когда компьютер ввели в эксплуатацию, бухгалтер ООО АКФ «Проф-Аудит» делает проводки:

Дебет 01 Кредит 08 16.697 руб. — компьютер зачислен в состав основных средств организации.

Всякое принятое в эксплуатацию основное средство начинает использоваться в производстве, и на него начисляется амортизация. Ежемесячно (на следующий же месяц после приемки в эксплуатацию) в себестоимость изготавливаемой продукции будет переходить часть стоимости данного основного средства.

Существует 4 способа начисления амортизации основных средств:

-линейный;

-способ уменьшаемого остатка;

-способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

-способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Чтобы начислить амортизацию, все основные средства организации делятся на однородные группы объектов, объединенных общими признаками.

По объектам одной группы основных средств можно использовать только один из перечисленных способов, который закреплен в учетной политике организации.

Выбранный способ начисления амортизации следует применять в течение всего срока полезного использования (то есть срока службы) объекта основных средств.

Примерный срок службы основных средств приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1).

Если же в Классификации срок полезного использования для приобретенного вами объекта не указан, организация может установить его на основании рекомендаций изготовителя, которые должны быть в технической документации к основному средству (паспорте, техническом описании, инструкции по эксплуатации и т.д.). Среди способов начисления амортизации более распространен линейный способ.

Линейный способ начисления амортизации предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.

ООО АКФ «Проф-Аудит» приобрело автомобиль для использования в основной деятельности. Первоначальная стоимость основного средства — 120.000 руб. Срок полезного использования — 5 лет.

При использовании линейного способа начисления амортизации ежегодно должна амортизироваться 1/5 стоимости автомобиля.

Сначала нужно определить годовую норму амортизации. Для этого первоначальную стоимость основного средства примем за 100%.

Годовая норма амортизации составит 20% (100% : 5).

Следовательно, годовая сумма амортизации составит 24.000 руб. (120.000 руб. х 20%).

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 2.000 руб. (24.000 руб. : 12 мес.).

Ежемесячно в течение 5 лет бухгалтер ООО АКФ «Проф-Аудит» будет делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02 на сумму 2.000 руб. — начислена амортизация основного средства за отчетный месяц.

Как только сумма амортизации (на счете 02 «Амортизация основных средств») сравняется с суммой балансовой стоимости основного средства (на счете 01 «Основные средства»), то амортизация больше не начисляется, и основное средство начинает приносить «чистую прибыль». Если оно при этом уже потеряло свои технические характеристики или финансовую полезность, то его можно списать по акту.

Главными первичными документами по учету основных средств являются:

— акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1)(приложение 4);

-акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3);

— акт на списание основных средств (форма № ОС-4) (приложение 5);

— акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4а);

— инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6);

— акт о приемке оборудования (форма № ОС-14);

— акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15);

— акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16);

— акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма М-35).

Для признания расходов на приобретение основных средств необходимо наличие двух условий:

1) ввод основных средств в эксплуатацию;

2) фактическая оплата основных средств.

Также при упрощенной системе налогообложении налогоплательщики обязаны вести бухгалтерский учет, как основных средств, так и нематериальных активов.

Нематериальными активами (НМА) признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

При этом для признания НМА необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

К нематериальным активам относятся:

-исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, компьютерное программное обеспечение, товарные знаки и т.п.), которые используются в производственной деятельности организации более одного года;

-организационные расходы, то есть затраты, связанные с образованием юридического лица (оплата консультационных, рекламных, юридических услуг; расходы по подготовке документации и другие расходы, понесенные до момента государственной регистрации организации), признанные в соответствии с учредительными документами вкладом учредителей в уставный капитал;

-деловая репутация организации, то есть разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Нематериальный актив не имеет материально-вещественной структуры, но вы должны иметь документ, подтверждающий исключительное право вашей организации на этот актив.

Правила бухгалтерского учета НМА установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Минфина от 16.10.2000 г. №91н).

Нематериальный актив, приобретенный за плату, учитывается на балансе по первоначальной стоимости, которая включает в себя все фактические расходы на приобретение.

Такими расходами, например, могут быть:

-суммы, уплаченные правообладателю по договору передачи (уступки) прав;

-стоимость консультационных услуг, связанных с приобретением нематериального актива;

-регистрационные сборы, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, связанные с регистрацией (перерегистрацией) прав на нематериальный актив;

-невозмещаемые налоги, уплаченные при приобретении нематериального актива;

-вознаграждение, уплаченное посреднику, через которого приобретен нематериальный актив;

-иные затраты, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива.

Все перечисленные затраты сначала мы должны учесть по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (без налога на добавленную стоимость):

Дебет 08 Кредит 60 (76, 51)

-учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива (без НДС),

Принимая нематериальный актив к бухгалтерскому учету, делается бухгалтерская запись:

Дебет 04 Кредит 08 — нематериальный актив принят к бухгалтерскому учету

Нематериальные активы приходуют на основании акта приемки-передачи.

На каждый объект следует оформить инвентарную карточку учета нематериальных активов.

ООО АКФ «Проф-Аудит» приобрело у ОАО «АудитИнформ» исключительные права на изобретение, подтвержденные патентом № 1159113. Стоимость патента, согласно договору, составила 120.000 руб. (в том числе НДС — 18.305 руб.).

Договор об уступке исключительных прав на изобретение был зарегистрирован в Роспатенте. Затраты на регистрацию (в том числе оплата регистрационной пошлины) составили 500 руб.

Бухгалтер ООО АКФ «Проф-Аудит» сделал проводки:

Дебет 08 Кредит 60 на сумму 120.000 руб. — отражена стоимость исключительных прав на патент (с учетом НДС);

Дебет 60 Кредит 51 на сумму 120.000 руб. — перечислены деньги «АудитИнформ»;

Дебет 08 Кредит 76 на сумму 500 руб. — отражены затраты, связанные с регистрацией договора об уступке патента;

Дебет 76 Кредит 51 на сумму 500 руб. — оплачены затраты, связанные с регистрацией договора;

Дебет 04 Кредит 08 на сумму 120500 руб. (120000 + 500) — нематериальный актив принят к бухгалтерскому учету (после регистрации договора в Роспатенте).

Расходы, связанные с содержанием и обслуживанием нематериальных активов, включаются в себестоимость продукции, работ или услуг.

Так, например, в течение срока действия патента на изобретение организация-патентообладатель обязана уплачивать пошлину за поддержание патента в силе.

В учете такие затраты отражаются бухгалтерской записью:

Дебет 26 (20, 44…) Кредит 76 — учтены затраты, связанные с содержанием и обслуживанием нематериальных активов.

Нематериальный актив, полученный безвозмездно, учитывается на балансе по рыночной стоимости. В учете делается запись:

Дебет 08 Кредит 98-2 — получен нематериальный актив безвозмездно;

Дебет 04 Кредит 08 — нематериальный актив принят к бухгалтерскому учету.

Стоимость безвозмездно полученных нематериальных активов для целей налогообложения учитывается как внереализационные доходы (ст.250 НК РФ).

Практически каждая организация использует в своей работе компьютерные программы. В подавляющем большинстве случаев исключительное авторское право на компьютерную программу остается у фирмы-разработчика, а организация приобретает лишь право пользования этой программой.

Такая ситуация, в частности, имеет место, когда организация использует программу автоматизации бухгалтерского учета (например, «1С:Бухгалтерия» и т.п.) или информационную компьютерную систему (например, «КонсультантПлюс», «Гарант» и т.п.).

В данном случае нематериальные активы, полученные в пользование, организация должна учитывать на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре (п.26 ПБУ 14/2000).

Периодические платежи за право пользования объектом интеллектуальной собственности включаются в расходы отчетного периода, а фиксированный разовый платеж учитывается как расходы будущих периодов и списывается на затраты в течение срока действия договора.

При применении упрощенной системы налогообложения бухгалтер ООО АКФ «Проф-Аудит» имеет возможность в момент приобретении нематериального актива списать его стоимость на затраты отчетного периода.

Нематериальные активы приходуют на основании акта приемки-передачи. По общему правилу акт составляет комиссия, назначаемая приказом руководителя. В состав комиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии, а также специалистов, способных оценить нематериальный актив.

Типового бланка акта приемки-передачи нематериального актива нет. Однако в качестве исходного образца такого акта вы можете использовать бланк акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).

В акте должны быть указаны первоначальная стоимость актива, срок его полезного использования, порядок начисления амортизации.

На каждый объект нематериальных активов бухгалтер должен завести специальную карточку (форма № НМА-1).

Карточку оформляют в одном экземпляре на каждый объект нематериальных активов.