Паспорт отходов бытовой мусор

Содержание

Обращение с отходами бумаги и картона

Бумага и картон — пожалуй, самая существенная часть отходов производства и потребления в сфере канцелярской и делопроизводственной деятельности. Вопрос корректной организации обращения с данной группой отходов всё острей становится не только для юридических лиц, но и касается обычных граждан, физических лиц.

При организации обращения с отходами бумаги и картона, прежде всего, следует учитывать, что данные отходы не относятся к ТКО. Это следует из Федерального классификационного каталога отходов (ФККО, коды — 40 512 202 605 и 44 322 101 624), а также отмечено в письме Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/26733.

Ранее отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства обязательно отражались во всей положенной отчётности. С 1 января 2019 года — НООЛР для объектов НВОС, за исключением I или II категории, самостоятельного юридического значения не имеют (ст.16 Закона №89-ФЗ, редакция от 25.12.2018). Значит и обращение с указанными отходами требуется организовывать иначе, особым образом.

Эксперты рекомендуют ответственно отнестись к учёту отходов бумаги и картона — производить расчёты количественной массы образуемых отходов по общепринятому нормативу, руководствуясь таблицей 3.1 «Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления», 1999.

В случае, если масса отходов превышает 0,1 тонны в год, такие отходы с 1 января 2019 года подлежат накоплению в обязательном порядке (распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р).

При этом, учёт следует производить раздельно по каждому конкретному типу отходов, с отображением:

• в журнале учёта отходов (в соответствии с Порядком, утверждённым приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721);

• в декларации о плате за НВОС;

• в статистической форме 2-ТП (отходы) как «отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства».

Далее, оптимальным решением будет — сдача таких отходов в специализированный пункт приёма макулатуры, в обмен на соответствующую справку. В такой справке указывается: пункт приёма, масса макулатуры, организация-утилизатор, основание передачи отходов (договор или соглашение). Бумага и картон относятся к отходам V класса опасности, для обращения с такими отходами не требуется лицензия, следовательно, представление отчётности не вызовет проблем.

В случае же, если расчётная масса образуемых отходов не достигает 0,1 тонны в год, то, формально, в таблицах отображается нулевое значение по образованию данного отхода, так как, в соответствии с пунктом 11 Порядка учёта — отходы IV и V классов опасности должны учитываться с точностью до десятых долей, в тоннах. Ситуация неоднозначная, и явно требует дальнейшей доработки, с учётом законодательных нововведений текущей экологической реформы. На данный момент — нет ни официальной позиции Росприроднадзора, ни прецедентов из судебной практики.

Всё же, учитывать объём таких отходов как-то надо. Незначительный объём отходов бумаги и картона можно учитывать в массе мусора от офисных и бытовых помещений (при выбросе в смеси с прочим мусором). Но такой вариант крайне нежелателен, в связи с общими тенденциями эволюции экологического законодательства и правоприменительной практики. А в отдельных случаях — уже сейчас противоречит существующим региональным законодательным нормам. Например, в городе Москва легко можно получить штраф за нарушение требований по раздельному сбору отходов — до 40000 рублей для должностных лиц и до 250000 рублей для юридических лиц, а также приостановление деятельности предприятия сроком до 90 суток.

Не эффективным может оказаться и договор о сортировке (размещении, обезвреживании) со специализированной организацией по обращению с отходами. Теоретически перевозложить ответственность может, разве что, — зафиксированная в таком договоре обязанность данной организации по извлечению в полном объёме отходов производства и потребления, относящихся к категории вторичных материальных ресурсов (ВМР) и подлежащих переработке во вторичное сырьё, с последующей их передачей на утилизацию, а также предоставление соответствующей подтверждающей документации.

Однако, несмотря на то, что в федеральном законодательстве, на данный момент, отсутствует прямая обязанность субъектов хозяйственной деятельности по раздельному сбору отходов, — существует запрет на захоронение отходов, в составе которых присутствуют полезные компоненты, подлежащие утилизации (п.8 ст.12 Закон №89-ФЗ). Отражение в отчётной документации сведений о захоронении таких отходов — прямое свидетельство несоблюдения требований пункта 8 статьи 12 Закона №89-ФЗ. При выявлении Росприроднадзором подобных фактов — по отношению к нарушителям, непременно, будут применены меры административного воздействия. В данном случае, в соответствии со статьёй 82 КоАП РФ — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, влечёт за собой наложение штрафных санкций:

• на граждан — от 1000 до 2000 рублей;

• на должностных лиц — от 10000 до 30000 рублей;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• на юридических лиц — от 100000 до 250000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

С 1 января 2019 года размещение на полигонах, образуемые в офисах, отходы бумаги и картона — запрещается.

На данную законодательную норму и следует, прежде всего, ориентироваться предприятиям при обращении с отходами. А в идеале — организовать и осуществлять полноценный раздельный сбор отходов производства и потребления, относящихся к категории ВМР, в целях дальнейшей передачи их специализированным организациям на утилизацию (переработку). При этом необходимо учитывать такие атрибуты отходов, как: вид, класс опасности, содержание токсичных веществ, агрегатное состояние, физические свойства и другие признаки. В случае с отходами, образовавшимся в процессе канцелярской и делопроизводственной деятельности — наилучшим представляется вариант с накоплением и последующей сдачей бумаги и картона в пункт приёма макулатуры, с правильным оформлением соответствующей документации.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С БУМАГОЙ И ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ БУМАГИ, УТРАТИВШИМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА



Материал прочитан 3537 раз и оценен0 19.11.2018

Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАХОРОНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ ОТХОДОВ:
— 68. Отходы потребления картона (кроме электроизоляционного, кровельного и обувного) с черно-белой и цветной печатью 4 05 121 01 20 5
— 69. Использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги 4 05 122 01 60 5
— 70. Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства 4 05 122 02 60 5
— 71. Отходы газет 4 05 122 03 60 5
— 72. Отходы бумажных этикеток 4 05 122 11 60 5
— 73. Печатная продукция с черно-белой печатью, утратившая потребительские свойства 4 05 123 11 60 5
— 74. Бумажные втулки (без покрытия и пропитки), утратившие потребительские свойства 4 05 130 01 20 5
— 75. Бумажные шпули (без покрытия и пропитки), утратившие потребительские свойства 4 05 131 11 20 5
— 76. Бумажные шпули с остатками пленки поливинилхлоридной 4 05 131 12 20 4
— 77. Бумажные шпули, загрязненные полимерами на основе поливинилацетата 4 05 131 15 20 4
— 78. Мешки бумажные невлагопрочные (без битумной пропитки, прослойки и армированных слоев), утратившие потребительские свойства, незагрязненные 4 05 181 01 60 5
— 79. Отходы упаковочной бумаги незагрязненные 4 05 182 01 60 5
— 80. Отходы упаковочного картона незагрязненные 4 05 183 01 60 5
— 81. Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные 4 05 184 01 60 5
— 82. Упаковка из бумаги и (или) картона в смеси незагрязненная 4 05 189 11 60 5
— 83. Отходы потребления различных видов картона, кроме черного и коричневого цветов 4 05 401 01 20 5
— 84. Отходы потребления различных видов белой и цветной бумаги, кроме черного и коричневого цветов 4 05 402 01 20 5
— 85. Отходы потребления обойной, пачечной, шпульной и других видов бумаги 4 05 403 01 20 5
НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ, согласно п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р (далее — Распоряжение N 1886-р). В данный перечень, в том числе, входят:
— Группа N 12 «Принадлежности канцелярские бумажные» (блокноты, записные книжки, тетради, бумага и картон немелованные, используемые для письма, печати или других графических целей,
картон прочий и др.)
— Группа N 13 «Изделия из бумаги и картона прочие» (Упаковка печатная из бумаги и картона)
— Группа N 36 «Услуги по изданию газет» (газеты печатные)
В силу положений п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров (далее — ассоциация).
При этом, в соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.03.2017 № ВС-10-02-36/6393 «Об обеспечении норматива утилизации отходов от использования товаров путем термической обработки отходов», стоит четко разграничивать, что утилизация отходов и обезвреживание отходов не являются тождественными понятиями. Кроме того, смысл исполнения расширенной ответственности производителей/импортеров товаров путем обеспечения утилизации направлен на вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Таким образом, исполнение импортерами/производителями товаров нормативов утилизации отходов путем их обезвреживания, сжигания и обеззараживания, термической обработки является недопустимым.
Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: vk.com/club91770303 Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Еще 5 новостей по теме «Обращение с отходами»

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий взимать оплату за услугу по обращению с ТКО по новой схеме Госдуму внесен законопроект, предлагающий не взимать оплату за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если объем потребления электроэнергии в жилом помещении в расчетном меся… Самостоятельная утилизация отходов от использования товаров и упаковки: проблемы и пути решения от представителей бизнесаС 1 января 2015 года в российском законодательстве действует институт расширенной ответственности производителей и импортеров товаров (далее – РОП). Он предусматривает обязанность обеспечивать выполне… Не запрещайте утилизацию отходов. Экология важнее сбора денегКрупнейшие ассоциации по выполнению нормативов утилизации отходов обратились к вице-премьеру В. Абрамченко. Они убеждены: реформа экологической ответственности бизнеса вернет на свалки сотни т… Минстрой России уточнил, при каких условиях сортировка мусора дает право платить за фактические объемы ТКО вместо нормативаПо мнению Минстроя России, одного лишь официального введения раздельного сбора ТКО в регионе еще не достаточно для того, чтобы плата за вывоз мусора для собственников жилья перестала рассчитываться по… О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»» Законопроектом предлагается механизм…

Другие новости за 19.11.2018

Новое в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды лесного участка Приказом Минприроды России от 29.06.2018 г. N 303 (далее — Приказ) утверждены требования к содержанию документов, прилагающихся к заявлению о проведении открытого конкурса на право … Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2018 год»Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в о… С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАХОРОНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ОТХОДОВРаспоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утвержден Перечень видов отходов производства и потр… По состоянию на 12.00 16 ноября 2018 года в 83 субъектах Российской Федерации отобрано 232 региональных оператораИз них: в отношении 78 региональных операторов в 35 субъектах Российской Федерации утверждены единые тарифы региональных операторов (по состоянию на 30.10.2018 на новую систему обращения с ТКО п… О совершенствовании системы оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъектов ФедерацииПостановление от 14 ноября 2018 года №1373. В связи с тем, что Указом Президента России от 14 ноября 2017 года №548 в перечень показателей для оценки эффективности работы органов испо…

Правила оформления паспорта отходов

При отсутствии паспорта отходов, все операции с мусором представляют опасность для общества, природы и человека. С помощью документа, изучается и подбирается наиболее подходящий способ обработки мусора. Именно по этой причине ведение его учета жизненно необходимо. Следует отметить, что даже в законодательстве закреплена обязанность наличия его у компании.

Правовая основа для паспорта отходов

При оформлении документа опираются на следующие нормативные акты:

  1. ФЗ РФ от 24.06.98 № 89-ФЗ, глава 14. Здесь описано, кто должен делать паспорт отходов, форма и порядок оформления документа.
  2. Постановление Правительством от 16.02.13 № 712. Описана форма составления паспорта для отходов, все правила с учетом требований закона.
  3. Каталог классификации отходов федерального значения, который утвержден Росприроднадзором от 18.07.2014 № 445.
  4. Распоряжение Минприроды от 05.12.2014 № 541, описывающий подробно классы опасности утиля. Документ не рассматривается, если речь идет об отходах следующего уровня – радиоактивный мусор, биологические и медицинские материалы и жидкости.

Паспорт отходов является своеобразным центральным звеном во всем процессе организации вывоза и утилизации отходов

Важно сказать, что паспорт оформляется только на отходы 1, 2, 3 и 4 классов. С 5 класса опасности такой документ не предусмотрен законодателем.

Образец

Назначение

С его помощью осуществляется не только выбор метода работы с отходами, но также:

  • Производится организация локаций, где хранится мусор. Следует отметить, что в качестве накопление выступает содержание мусора нее более, чем в 11 месяцев. В то время, как хранение – это содержание отходов в рамках одного места на срок, которые превышает 11 месяцев. Также, хранение является лицензированным видом деятельности, а накопление таким не является;
  • Осуществляется перевозка мусора;
  • Производится тщательная разработка рекомендаций и инструкция для работы с отходами.

В паспорте указываются следующие данные:

  • нименование мусора, его состав;
  • откуда взяли мусор, т.е. его происхождение;
  • класс опасности;
  • сведения о пожароопасности;
  • название компании с данными (ФИО директора компании, адрес), которая хранит сырьё для последующей утилизации.

Отходы со степенью опасности от 1 до 4 могут передаваться с паспортами другим организациям, которые будут работать с ними. Паспорта в этом случае будут служить в качестве источника информации. Это сведет риск для общества и природы к минимуму.

Таким образом, при создании паспорта особенную важность несет в себе достоверность данных, содержащихся в нем. К примеру, неверно определена степень опасности отходов или данные, которые занесли в паспорт не правильные. В конечном счете, из-за неподобающего обращения с мусором, например, в процессе транспортировки, может произойти утечка, возгорание и тому подобное. В результате будет нанесен непоправимый ущерб не только природе, но и жизни людей, если в конечном счете масштаб ошибки будет серьезный.

Оформление паспорта отходов

Постановление Правительства Российской Федерации № 712 содержит в себе весь порядок оформления. Документ затрагивает только отходы с 1 по 4 классы и не касается:

  1. Все отходы 5 класса, так как они не несут в себя какой-то существенной опасности для окружающего мира;
  2. Биологический и радиоактивный мусор;
  3. Вещества, которые по своим свойствам наносят непоправимый ущерб озоновому слою. За исключением веществ, которые входят в простые потребительские отходы, потерявшие свои качества;
  4. Мусор от организаций, деятельность которых является лечебно-профилактической;
  5. Вредные вещества, которые были выброшены в атмосферу Земли;
  6. Сбросы в водные объекты.

Отношения в этой сфере прямо регулируются законодательством России. Законодатель особое внимание уделяет данной проблеме, так как несоблюдение определенных мер по обращению с мусором может повлечь пагубные последствия буквально для всего человечества и животного мира.

В целом процесс создания паспорта отходов производится в несколько стадий:

  • Изучается состав и свойство отходов. Эти параметры можно узнать в соответствии с главой 2 Федерального закона №89 от 26 июня 2008 года;
  • Отходам присваивается класс опасности. За основу берутся ФККО и приказы Министерства природы Российской Федерации №541 и № 536 4 декабря 2014 года. Именно в 536 приказы содержатся принципы, по которым осуществляется присвоение классов опасности;
  • Паспорт оформляется в соответствии с постановлением Правительства №712. Заверенная ксерокопия паспорта отходов отправляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Территориальным органом является отделение государственного органа, на территории которого работает организация.
  • Если отходы не внесены в Классификатор отходов, то сначала это нужно сделать, перед тем, как оформлять паспорт. Это делается в течение трех месяцев с момента появления этого мусора. С этой целью составляется специальное заявление. Вместе с ним прикрепляются данные о химическом составе отходов и прочие сведения, касающиеся непосредственно их. В приказе Министерства природы №541 данная процедура освещена еще более понятно и обширно;

Как только отходы заносятся в реестр, паспорт может быть оформлен по правилам постановления Правительства Российской Федерации №712.

Срок действия

В пункте №8 постановления Правительства России номер 712 прописано, что действие паспорта бессрочно.

В нем отчетливо прописано, что паспорт на отходы с 1 по 4 классы, срока действия не имеет.

Документ является бессрочным.

Его не требуется снова обновлять, подтверждать или же переоформлять. Тем самым законодатель свел все трудности лишь к процессу первичного получения.

Можно ли оформить паспорт самостоятельно

Форма паспортизации является строго унифицированной, и разработка собственного бланка ни к чему не приведет. Такая паспортизация не будет иметь никакой юридической силы.

Порядок оформления и сам пример паспортизации содержится в постановлении Правительства №712.

Также стоит отметить, что документ на отходы 1 класса по форме будет абсолютно идентичен документу отходов, например, 3 класса. Вся разница именно в химическом составе самих отходов.

Кто должен делать паспорт отходов

Документ обязаны оформлять предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы. Это сделано с целью максимального контроля движения отходов в стране и предотвращения возникновения нелегальных свалок. Нелегальные свалки не соответствуют нормам утилизации отходов. В результате все пары проникают в атмосферу и в целом загрязняют воздух. Это очень вредно для всех живых организмов. В конечном счете это послужит возникновению различных заболеваний.

Итак, паспорт отходов – это документ, который составляется с целью фиксации опасности веществ для природы, общества и человека. Закрепив в документе основные моменты и особенности, будет предотвращено неправильное обращение с отходами. Документ предназначен исключительно для отходов 1-4 классов. Форма и порядок получения прямо указаны в постановлении Правительства №712.

Современное законодательство об охране окружающей среды требует оформлять паспорт отходов для мусора, имеющего в своем составе опасные вещества. Он позволяет осуществлять транспортировку, утилизацию, переработку и иные манипуляции с таким утилем.

Знаете ли Вы, что такое Паспорт отходов? ДаНет

Разработка любого паспорта отхода ведется по плану и в соответствии с прописанным в законе алгоритмом. Это позволяет добиться единообразия паспортизации на территории России. Наличие единого бланка делает действия с таким мусором максимально безопасными, позволяет оперативно подобрать подходящую для него форму утилизации.

Что такое паспорт отходов?

Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 года за номером 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности», вступившее в силу в начале августа 2014 года, описывает, каким должен быть единый паспорт отхода. Оно предписывает оставлять его на основе единого госкадастра, в котором описывается, к какому конкретному классу опасности для окружающей среды принадлежит тот или иной мусор, который вывозится на свалку.

Для каждого вида мусора оформляются отдельные санитарные паспорта на производственные отходы. Цена оформления зависит от количества производственных остатков на предприятии и количества вида отходов, установленных действующим классификатором.

Паспортизация позволяет выполнять установленные Росприроднадзором правила и предписания по утилизации опасного для окружающей среды утиля и производственного брака, упрощает сортировку остатков производственной, сервисной и бытовой деятельности человека.

Предприятия, работающие с веществами 1-4 класса опасности обязаны проводить паспортизацию мусора, отправляемого на полигоны.

Сопроводительный паспорт, который требуется для перевозки отходов, оформляется по официальной классификации ФККО на едином бланке. Если используемое сырье не обнаружено в действующем классификаторе, то для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности нужно написать обращение в Росприроднадзор, в котором разрабатывается по специальному модулю паспортизации, соответствующий классу опасности отходов. В модуль входят:

  • подробный список используемых отходов, для которых требуется паспортизация;
  • указываются методы необходимых исследований, без которых нельзя оформить паспорт;
  • проводится сбор образцов отходов;
  • организуется их исследование в оборудованных лабораториях;
  • проводится согласование составленного паспорта в Росприроднадзоре.

Согласование является обязательным для любого вида паспорта.

Правовая основа для разработки паспорта отходов

Любая форма паспорта промышленных и бытовых отходов, относящихся к опасным, составляется с учетом действующих законодательных актов: ФЗ № 89 и правительственного постановления № 712 от 16 августа 2013 года «О порядке проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности».

Эти законы не распространяют паспортизацию на отходы следующих видов:

  • радиоактивные;
  • медицинские;
  • биологические;
  • разрушающие озоновый слой;
  • выбросы вредных веществ в атмосферу;
  • сбросы загрязнений в водные объекты.

На эти остатки предусмотрены особые бланки для утилизации, которые находятся в ведомстве федеральной службы по надзору в сфере экологической безопасности.

Паспорт опасных отходов 1-4 классов: процедура оформления и образец (скачать)

Оформляя паспорт для отходов 1-4 класса опасности, компании и предприниматели должны соблюдать действующий порядок составления утвержденных бумаг. Он предполагает использование федерального классификатора, утвержденного приказом Минприроды России, в котором определены критерии отнесения утиля к классам 1-4 опасности различных остатков производственной и бытовой деятельности. Само оформление должно проходить в несколько этапов:

  1. Проводится анализ материала и состава утиля.
  2. Присваивается класс опасности на основании действующего классификатора и критериев классификации. Если их нет в действующем ФККО, то на основании правительственного 712 приказа, территориальный орган Росприроднадзора выбирает критерии с помощью специального модуля и расчетов.
  3. Паспорт, для которого критерии опасности мусора рассчитываются отдельно, оформляется в особой форме, которая указана в Приложении к постановлению №712.
  4. Копия, заверенная нотариально, отправляется в местное ФСНП, которому предприятие подотчетно.
  5. Для мусора, не включенного в федеральный каталог, предусмотрено 90 дней для определения класса опасности и включения в ФККО. Срок отведенного периода начинается с момента появления первых отходов на промышленном объекте. Для присвоения класса опасности нужно написать заявление и собрать результаты анализов и исследований, позволяющих судить о характере происхождения и составе такого утиля.
  6. После присвоения нужного класса и включения критериев в федеральный классификатор организации, выдается паспорт, оформленный согласно Правилам, указанным в правительственном постановлении № 712.

Сам процесс и разработка ПНООЛР унифицированы. В ходе оформления предполагается использовать в обязательном порядке специальные бланки. В свободной форме разрабатывать паспорт отходов недопустимо. Это является нарушением действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Установленная правительственным Постановлением № 712 форма действительна для паспортизации всех видов отходов 1-4 класса опасности. Другую форму паспорта можно использовать только для мусора 5 класса опасности, который, по существу, является безопасным.

Бланк паспорта отходов 1-4 класса опасности

Скачать | Распечатать

Кто должен делать документ?

Вопрос о том, кому обязательно нужен паспорт отходов подробно рассматривает ФЗ №89 постановление №712. Согласно этим нормативным актам, оформлять паспорт единого образца на отходы 1-4 класса опасности должны все юридические лица и зарегистрированные индивидуальные предприниматели, в ходе деятельности которых такой мусор образуется.

Если паспорта на отходы сразу оформляются по действующему классификатору, то заполненный и согласованный бланк выдаются в бессрочное пользование. В том случае, если ФККО не содержит информации о таком опасном материале, то паспорт будет действовать на весь период регистрации отходов в классификаторе.

Можно ли оформить паспорт самостоятельно?

Чтобы получить самому паспорт отходов, потребуется потратить много сил и времени на оформление. Такая работа требует глубоких знаний в различных областях права, экологии и химии.

Самостоятельно получить информацию о компонентном составе отходов 1-4 класса опасности невозможно. Следует доверить эту работу лицензированным компаниям, которые точно сделают расчеты и составят паспорт по установленному образцу.

Чтобы сделать самостоятельно паспорт, потребуется провести:

  • инвентаризацию мусора на основе действующего классификатора базы данных об отходах;
  • количественно-химический анализ с помощью специального оборудования, заключив договор с профильной лабораторией;
  • расчет класса опасности на основе полученной информации с помощью установленных официальных критериев и санитарно-гигиенических нормативов;
  • сравнение полученных результатов с установленными официальными критериями.

Самостоятельно проводить такую работу могут аналитики, имеющие квалификацию, оборудование и программное обеспечение с базой нормативных актов.

При проведении производственного процесса учет отходов следует доверить лицензированной компании, занимающиеся составлением паспортов для всех видов опасного мусора. Выбирать нужно те организации, которые имеют разрешительные документы от Росприроднадзора. Это поможет ускорить процесс оформления и избавит от возможной административной ответственности и штрафов. Такие организации проводят анализы и исследования точно и без ошибок.

Отходы, подлежащие паспортизации по классам опасности

Подготавливать сопроводительный паспорт для перевозки отходов на место их утилизации нужно для большого количества изделий, вышедших из употребления. К ним может принадлежать загрязненная полиэтиленовая тара от пищевых и непищевых жидких и сыпучих продуктов, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства, батарейки, остатки химических соединений, производственный брак.

В действующий реестр входит большое количество наименований мусора, в составе которых могут находиться опасные для здоровья и окружающей среды вещества.

Порядок согласования паспортов на отходы в Росприроднадзоре

Санитарные паспорта на опасные отходы согласовывают с Росприроднадзором, подготовив для контролирующей организации пакет бумаг и приложив копии паспорта.

Действующие законы предусматривают возвращение на доработку и исправление допущенных ошибок исследования. На это отводится 25 дней. Большое количество критериев и требований не позволяет исправить самостоятельно ошибки, тогда при повторной подаче территориальный Роспирироднадзор вторично отправляет результаты исследований с копиями паспортов.

Переписка занимает много времени. При обнаружении расхождений и неточностей ведомство присылает уведомления.

При отсутствии ошибок Росприроднадзор не присылает уведомлений. Согласовывают и рассматривают бумаги 5 рабочих дней.

Отходы, на которые получают паспорт, классифицированы в ФККО

Что делать, если отходы не включены в ФККО?

В этом случае определяются критерии для неучтенного кадастром вида отхода. На основании полученных данных оформляется временный паспорт, который будет действовать до включения описания данного мусора в классификатор. Процедура выявления класса опасности по установленным стандартам проводится 90 дней.

При нарушении этого норматива предусмотрены штрафы. При оформлении через специализированные лаборатории заказчикам предлагается упрощенный вариант, по которому используются критерии похожих по составу мусорных остатков.

Перечень необходимой документации для подачи в Росприроднадзор

В местное отделение Росприроднадзора подают:

  1. Заявление с просьбой об отнесение утиля к определенному классу опасности.
  2. Паспорт каждого вида отхода, содержащий сведения о происхождении, составе, способах накопления, физических параметрах. Заявление заверяют печатью хозяйствующего субъекта.
  3. Документально оформленные результаты анализов, копии лицензий лаборатории, проводившей исследование, копии актов сбора проб мусора, проведенных измерений состава и физико-химических свойств.

Если контролирующее ведомство не обнаружит неточностей и расхождений в оформлении, компании выдается разрешение на отнесение к данному классу опасности.

Выполненные работы

Аккредитованные компании выполняют виды работ по паспортизации отходов с помощью современного оборудования. В них работают опытные специалисты, проводящие точные расчеты. Паспорта, оформленные специальными организациями, имеющими разрешения на проведение работ, согласовываются после первой подачи пакета бумаг.

Последствия отсутствия паспорта опасных отходов

При невыполнении предписаний закона юридические лица оштрафуют на 250 тыс. руб., а должностные лица заплатят штраф в сумме 30 тыс. руб. Кроме этого на промышленном или ином объекта приостановят технологический цикл на 90 суток.

А Вы сортируете мусор? ДаНет

Как и где получить паспорт на отходы

Паспорт на отходы представляет собой документ, делающий работу с мусором правомерной. Это своего рода лицензия на деятельность. В документе содержится основная информация, которая нужна для обеспечения безопасности: способ утилизации, степень потенциальной вредности отходов для здоровья человека и окружающей среды. Получать паспорт нужно всем фирмам, взаимодействующим с отходами.

Законодательное обоснование

Все аспекты, касающиеся паспорта на отходы, содержатся в этих законодательных актах:

  • Глава 14 ФЗ №89 от 24 июня 1998 года. В ней есть такая информация: перечень тех, кто должен получить паспорт, форма документа и порядок его оформления.
  • Правительственное Постановление №712 от 16 февраля 2013 года. В нем указана форма документа, все правила по его составлению.
  • Каталог классификации. Установлен он распоряжением Росприроднадзора №445 от 18 июля 2014 года.
  • Распоряжение Минприроды №541 от 5 декабря 2014 года. В нем прописаны классы опасности мусора.

Практически все действия с паспортом выполнятся на основании этих актов.

Зачем требуется

Паспорт нужен для легализации работы, связанной с утилем. Если этот документ есть, то проекты фирмы будут одобряться государственными органами. На основании паспорта предоставляется разрешительная документация на работу. Оформление документа обеспечивает достижение этих целей:

  • Защита окружающей среды.
  • Предупреждение опасности для здоровья людей.
  • Установление размеров платежей, связанных с экологией.
  • Стимулирование фирм на то, чтобы они внедряли в свою деятельность последние технологии утилизации или переработки.
  • Обоснование привлечения к ответственности фирмы за нарушение норм экологии и защиты окружающей среды.

Паспорт должен быть оформлен любой крупной компанией, которая специализируется на утилизации и вывозе мусора.

В каких случаях нужен

Все нюансы оформления перечислены в Постановлении Правительства №712 и Приказе Росприроднадзора №445 от 18 июля 2014 года. Согласно этим документам паспорт нужно получать на тот мусор, который потенциально может нанести вред здоровью человека или экологии. К примеру, это отходы со следующими качествами:

  • Токсичность.
  • Легкое возгорание.
  • Взрывоопасность.
  • Повышенные реакционные свойства.
  • Содержание патогенных элементов, которые могут спровоцировать инфекционные болезни.

Паспорт должны получить следующие субъекты:

  • Предприятия, в процессе работы которых формируются отходы 1-4 класса опасности.
  • Фирмы по транспортировке и утилизации мусора.
  • Офисы.
  • Производственные компании, которые используют лампы первого класса опасности.

Если руководитель фирмы не уверен, нужно ли ему получать паспорт отходов, имеет смысл обратиться к юристу.

Когда не требуется паспорт отхода

Существует пять классов опасности. 1 класс – это самые опасные отходы, 5 класс – это самые безопасные отходы. На утиль, относящийся к пятому классу опасности, паспорт получать не нужно.

Но предпринимателю нужно будет доказать, что отходы относятся именно к пятому классу безопасности. В частности, нужно обратиться в специальную лабораторию. Специалисты берут пробы, выполняют их анализ и выдают заключение. На основании этого заключения можно доказать, что отходы не нуждаются в паспортизации.

В паспорте содержится информация:

  • Название отходов и их приблизительный состав с указанием процентного содержания каждого из элементов.
  • Источник формирования мусора.
  • Класс опасности.
  • Опасные качества мусора.
  • Дополнительная информация (название тары, класс пожарной опасности).
  • Наименование субъекта, которое формирует мусор под утиль, ФИО руководителя.
  • Код отхода по ФККО.
  • Состояние утиля (жидкость, твердый объект, газ).
  • Описание процесса, в котором был сформирован утиль.

Принципиально важно правильно составить паспорт. Неверно указанная информация может повлечь за собой аварию. Паспорт не может оформляться на весь утиль, возникающий в процессе деятельности. Документ требуется получать на каждый вид отхода, опасный для экологии. В паспорте нужно указывать код и название утиля по ФККО. Если вещества нет в классификационном каталоге, его необходимо туда внести.

ВАЖНО! К документу прилагается свидетельство, подтверждающее класс опасности отхода. Это свидетельство можно получить в Минприроды.

Этапы оформления паспорта

Выдача и учет паспортов регулируется приказом Ростехнадзора №570. Рассмотрим этапы оформления:

  1. Подготовка документов. Нужно подготовить бумаги, касающиеся класса опасности, происхождения утиля, его химических качеств, мест хранения, метода утилизации и переработки.
  2. Отправка документов на рассмотрение. Бумаги направляются в Росприроднадзор. После того как пакет документов рассмотрен, выдается бумага, подтверждающая соответствие утиля классификации.
  3. Составление. Паспорт составляется самой компанией. Требования к оформлению содержатся в ГОСТ 30774-2001. Информацию о происхождении и правилах обращения с утилем можно найти в техническом регламенте фирмы. Для установления химического состава мусора нужно обратиться в лабораторию, заказать анализ и получить заключение эксперта. Обращаться нужно только в ту лабораторию, у которой есть аккредитация.
  4. Согласование паспорта. Составленный документ нужно утвердить в Ростехнадзоре. Достоверность сведений, указанных в паспорте, подтверждается в ходе регистрации документа.

Срок действия документа неограничен. Менять паспорт нужно только при наличии изменений в этих сферах деятельности компании:

  • Технологический процесс.
  • Область деятельности.
  • Фактический адрес.

Если ничего не меняется, то и паспорт менять не требуется.

Ответственность за отсутствие паспорта

За отсутствие паспорта на утиль 1-4 класса накладывается ответственность на основании статьи 8.2 КоАП РФ. Эта статья регулирует несоблюдение экологических норм при действиях с отходами. Рассмотрим меры ответственности:

  • Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей.
  • Для ЮЛ – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или остановка работы до 90 суток.

Это довольно внушительные размеры штрафов. Объясняется это тем, что отсутствие паспорта увеличивает риски того, что предприятие нанесет вред окружающей среде.

Какую выгоду имеет фирма, получившая паспорт

Оформляют паспорт не только для того, чтобы избежать штрафа. Этот документ нужен и в экономических целях. Он нужен для формирования положительной репутации. Рассмотрим все выгоды от наличия паспорта:

  • Документ нужен при заключении сделки со специализированной фирмой на вывоз утиля.
  • Формирование проекта нормативов формирования утиля и лимитов на его размещение.
  • Оформление лицензии на обращение с утилем 1-4 класса опасности.
  • Прохождение контрольных мероприятий, которые проводятся или природоохранной прокуратурой, или Росприроднадзором.

Наличие паспорта легализует одно из направлений деятельности фирмы. Документ позволит проходить проверки различного уровня.