П 1 ст 289 НК РФ

3) в п. 1 ст. 289 идет речь о необходимости представлять соответствующие налоговые декларации (см. об их разновидностях ниже). В практике возник вопрос: нужно ли представлять в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации такие налоговые декларации по всей организации? К сожалению, прямого ответа ни в п. 1, ни в п. 5 ст. 289 НК нет. Налицо неясность закона, а она толкуется в пользу налогоплательщика (ст. 3, 108 НК), а значит, последний вправе и не представлять налоговую декларацию по всей организации в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения;

4) обязанность представлять налоговые расчеты (но не налоговые декларации) возложена также на налоговых агентов. Последние представляют налоговые расчеты в налоговый орган по месту своего нахождения (иначе говоря, в налоговой орган, где они состоят на учете в качестве налогоплательщиков):

— по истечении каждого отчетного периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику налога на прибыль организаций. Так, если такие выплаты имели место в мае, то налоговый агент обязан представить налоговый расчет не позднее 30 июля;

— по истечении каждого налогового периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику налога на прибыль организаций. Так, если даже выплата имела место один раз (в мае, как в нашем примере), то налоговый расчет нужно представить и после окончания отчетного периода, и после окончания налогового периода в целом (т.е. и до 30 июля текущего года, и (по итогам налогового периода) — до 31 марта следующего календарного года).

2. Специфика правил п. 2 ст. 289 состоит в том, что:

а) они посвящены лишь налоговым декларациям упрощенной формы. В ст. 80 НК о такой упрощенной форме налоговой декларации не говорится. В связи с этим приоритет (в применении) имеют правила ст. 289 (как правила специальные перед правилами общими);

б) они предусматривают представление в налоговый орган такой декларации только по итогам отчетного периода (т.е. квартала, полугодия, 9 месяцев). В практике возник ряд вопросов:

по какой форме (на каком бланке) упрощенная форма налоговой декларации должна быть представлена в налоговый орган? Хотя в ст. 80 НК и не говорится об упрощенной форме налоговой декларации, тем не менее общее правило п. 3 ст. 80 НК (о том, что формы налоговой декларации, если они не утверждены законодательством по налогам и сборам, разрабатываются и утверждаются МНС России) действует и в данном случае. Таким образом МНС России должно разработать и утвердить упрощенную форму налоговой декларации;

совпадают ли понятия «упрощенная форма налоговой декларации» и «налоговый расчет» (упомянутый в п. 3 ст. 289), а если не совпадают, то нужно ли представлять в налоговый орган оба эти документа? Отвечая на этот вопрос, следует обратить внимание на ряд обстоятельств. Во-первых, в ст. 80 НК налоговые расчеты не упоминаются. В ст. 289 мы имеем дело с новеллой — понятием «налоговой расчет по налогу на прибыль организаций» (напомним, что и ст. 243 НК предусматривает обязанность налогоплательщика единого социального налога представлять в налоговый орган налоговый расчет по единому социальному налогу (взносу) (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Книга 1. Изд. 2-е. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М. 2001). Во-вторых, систематическое толкование п. 1, 3 ст. 289, с одной стороны, и п. 2 ст. 289 — с другой, показывает, что упрощенная форма налоговой декларации и налоговый расчет — не одно и то же. В-третьих, налогоплательщик налога на прибыль организаций по итогам отчетного периода обязан представить и налоговую декларацию по упрощенной форме, и налоговый расчет по налогу на прибыль организаций;

в) лишь одна категория налогоплательщиков налога на прибыль организаций, а именно некоммерческие организации, представляет налоговые декларации по упрощенной форме по итогам всего налогового периода. Причем речь идет только о тех некоммерческих организациях, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций (увы, и здесь мы вынуждены констатировать ошибку разработчиков гл. 25 НК: вместо института «обязанность по уплате налога» (что характерно для публичного права) неправомерно использовано понятие «обязательство» (что характерно для норм гражданского, т.е. частного права). Ранее законодатель исправлял подобного рода ошибки (например, такое исправление законодатель внес в п. 1 ст. 167 НК после принятия Закона N 166). Полагаем, что и в ст. 289 следует внести такие исправления.

В практике возник вопрос: должны ли упомянутые некоммерческие организации (которые представляют налоговые декларации по упрощенной форме по итогам налогового периода) представить также налоговую декларацию по упрощенной форме по итогам отчетного периода? Логическое толкование норм ст. 289 позволяет сделать вывод о том, что они представляют налоговые декларации по упрощенной форме лишь по итогам налогового периода.

3. Анализ правил п. 3 ст. 289 показывает, что:

а) они в равной степени распространяются на:

— всех налогоплательщиков налога на прибыль организаций (за исключением некоммерческих организаций, упомянутых в п. 2 ст. 289). В связи с этим возник вопрос: должны ли некоммерческие организации, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль организаций, представлять налоговые расчеты по окончании налогового периода? Да, должны, ибо налоговый расчет и налоговая декларация по упрощенной форме суть разные документы и связаны с исполнением различных обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль организаций, указанных в ст. 246 НК (с учетом особенностей ст. 306 — 310 НК);

— налоговых агентов (например, российских ЮЛ, выплачивающих дивиденды другим российским ЮЛ, см. коммент. к ст. 286 НК);

б) они обязывают налогоплательщиков налога на прибыль организаций и налоговых агентов представлять в налоговые органы налоговые декларации и налоговые расчеты (формы последних также должны быть утверждены МНС России) не позднее (хотя раньше можно) 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (т.е. не позднее 30 апреля, 30 июля, 30 октября). При нарушении сроков (упомянутых в ст. 289) налогоплательщик налога на прибыль организаций может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК. В практике возникли вопросы:

наступает ли ответственность, предусмотренная в ст. 119 НК, если налогоплательщик налога на прибыль организаций нарушает сроки представления налоговых расчетов по налогу на прибыль организаций? Нет: объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного в ст. 119 НК, охватывает лишь нарушение срока представления налоговой декларации, но не налогового расчета;

может ли быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК налоговый агент, нарушивший сроки представления налоговой декларации (налогового расчета), указанные в п. 3 ст. 289? Нет, не может, т.к. субъектами правонарушения, предусмотренного в ст. 119 НК, являются лишь налогоплательщики (однако он может быть привлечен к ответственности по ст. 126 НК, см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Изд. 2-е. М.: КОНТРАКТ, 2001. С. 474, 496). См. также п. 26 Постановления N 5.

4. Характеризуя правила п. 4 ст. 289, нужно обратить внимание на то, что:

а) они относятся лишь к случаям представления налоговой декларации (налоговых расчетов) по итогам налогового периода в целом (т.е. календарного года, ст. 285 НК);

б) они распространяются и на случаи представления налоговой декларации по упрощенной форме (которую представляют по итогам налогового периода лишь некоммерческие организации, которые не исполняют обязанности по уплате налога на прибыль организаций, см. об этом выше);

в) в соответствии с ними налоговые декларации (налоговые расчеты) должны быть представлены налогоплательщиком (налоговым агентом) по месту своего нахождения (с учетом правил п. 5 ст. 289) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Специфика правил п. 5 ст. 289 состоит в том, что:

а) они распространяются лишь на российских ЮЛ, в состав которых входят обособленные подразделения (см. коммент. к ст. 288 НК);

б) они подлежат применению (с учетом правил ст. 310 НК, см. коммент. к ней) и в случаях, когда российское ЮЛ имеет обособленные подразделения за пределами Российской Федерации;

в) их следует применять с учетом правил ст. 306 — 310 (см. коммент. к ним);

г) они обязывают налогоплательщика налога на прибыль организаций (в составе которого есть обособленные подразделения) представлять налоговую декларацию (но не налоговый расчет):

— и в налоговый орган по месту нахождения всей организации, и в налоговые органы по месту нахождения каждого из обособленных подразделений (см. об этом ниже);

— как в целом по организации, так и налоговую декларацию по каждому обособленному подразделению (с распределениями по каждому такому подразделению);

— и по итогам каждого отчетного периода (в сроки, указанные в п. 3 ст. 289), и по итогам всего налогового периода в целом (не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).

В связи с этим возник вопрос: освобождены ли такие налогоплательщики налога на прибыль организаций от обязанности представлять налоговые расчеты? Систематическое толкование п. 3 — 5 ст. 289 не позволяет ответить на этот вопрос положительно.

В практике возник и другой вопрос: обязан ли налогоплательщик налога на прибыль организаций представлять налоговую декларацию по всей организации в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (или достаточно представить лишь ту часть налоговой декларации, которая касается данного обособленного подразделения)? Систематическое толкование п. 3 ст. 288 НК и п. 5 ст. 289 показывает, что, во-первых, налогоплательщик не обязан представлять налоговую декларацию по всей организации в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (он должен лишь сообщать сведения о суммах авансовых платежей по налогу на прибыль организаций и о сумме налога на прибыль организаций по итогам налогового периода), во-вторых, на него не возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения части налоговой декларации (с распределением по данному обособленному подразделению) по всей организации. Пункт 1 ст. 289 обязывает налогоплательщика налога на прибыль организаций представлять в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения лишь соответствующую налоговую декларацию (надо полагать, налоговую декларацию, касающуюся только данного обособленного подразделения). Во всяком случае налицо неясность в законе. Впредь до ее устранения налоговые органы, суды и налогоплательщики должны руководствоваться положениями ст. 3, 108 НК о том, что любые противоречия, сомнения, содержащиеся в актах законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщиков.

Статья 289 НК РФ. Налоговая декларация

1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном настоящей статьей.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту учета (по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, по месту учета в качестве оператора нового морского месторождения углеводородного сырья) налоговые декларации с расчетом налоговых баз отдельно в отношении каждого нового морского месторождения углеводородного сырья.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, представляют налоговую декларацию только по истечении налогового периода.

3. Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

4. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

6. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и осуществляющие расчет совокупного размера прибыли в соответствии с пунктом 18 статьи 274 настоящего Кодекса, вместе с налоговой декларацией представляют расчет совокупного размера прибыли.

7. Участники консолидированной группы налогоплательщиков, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.

Если участники консолидированной группы налогоплательщиков получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов.

8. Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по консолидированной группе налогоплательщиков только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены настоящей статьей для налоговой декларации по налогу.

См. все связанные документы >>>

Налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2009 г. необходимо предоставлять по уточненной форме.

Приказом Минфина России от 16.12.2009 N 135н внесены изменения в Приказ Минфина России от 05.05.2008 N 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения».

В результате изменений в новой редакции изложены приложения N 1 — 5 к листу 02 формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и внесены соответствующие изменения в порядок ее заполнения.

Данный Приказ вступает в силу начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2009 года. Представить налоговую декларацию за 2009 год с учетом изменений необходимо не позднее 29 марта 2010 года.

Налогоплательщики — иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, заполняют налоговую декларацию по налогу на прибыль иностранной организации (форма по КНД 1151038), утвержденную Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1, и годовой отчет о деятельности иностранной организации в Российской Федерации (форма по КНД 1113020), утвержденный Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.

Налоговые агенты — российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, которые выплачивают иностранной организации доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в РФ, заполняют Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (форма по КНД 1151056), утвержденный Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

При этом следует помнить, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

Центр обучения «Клерка»📌 Реклама

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Для сдачи отчетности необязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

📌 Реклама Отключить

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности); оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде); гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

📌 Реклама Отключить

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт:

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ. 📌 Реклама Отключить

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

📌 Реклама Отключить

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

📌 Реклама Отключить

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

📌 Реклама Отключить

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

📌 Реклама Отключить

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

📌 Реклама Отключить

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

📌 Реклама Отключить

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

📌 Реклама Отключить

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

📌 Реклама Отключить

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПОДАЧУ ДЕКЛАРАЦИИ О ДОХОДАХ 3-НДФЛ и НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПОДАЧУ ДЕКЛАРАЦИИ О ДОХОДАХ 3-НДФЛ и НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ.

Если в 2018 г. Вы получили доходы, которые облагаются НДФЛ и с которых не был удержан НДФЛ (например, Вы продали квартиру, машину, дом, долю в уставном капитале, сдавали квартиру, оказали услуги физическому лицу гполучили долю в уставном капитале в результате распределения доли вышедшего участника, уступили права по дду, продали что-то и пр) то до 30 апреля 2019 г. вам нужно подать в налоговую инспекцию декларацию о доходах 3-НДФЛ и до 15 июля 2019 заплатить налог на доходы. Что будет если Вы ее не подадите и не заплатите налог?

1) штраф в размере 5 % от суммы налога , который вы должны заплатить на основании этой декларации за каждый месяц просрочки, но не более 30 % общей суммы налога и не менее 1000 руб.

Ст. 119 НК 1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учетавлечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2) Если Вы не подали декларацию и не заплатили налог до 15 июля, то штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, если Вы сделали это умышленно штраф будет 40 % от суммы неуплаченного налога.

Ст.122 НК 1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

3) Пени в размере 1/300 ставки рефинансирования цб за каждый день просрочки уплаты налога

4) Если Вы не подали декларацию и не заплатили налог более 900 000, 0 руб, то ст 198 Уголовного кодекса уклонение физического лица от уплаты налогов.

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечания. 1. Под физическим лицом — плательщиком страховых взносов в настоящей статье понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

3. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Другие статьи о налогах и налоговых вычетах Вы можете прочитать в разделе сайта Налоги.

Автор юрист Морозова Надежда.

Если, Вы хотите узнать какой налог Вы должнв заплатить при продаже дома, квартиры, машины, какие налоговые вычеты Вы можете при этом получить и должны ли вообще платить налог, приходите на консультацию, запись mir-prav@mail.ru или по тел/ватцапу 8-965-449-98-60

Какой штраф грозит за непредставление 3-НДФЛ, даже если налог платить не нужно?

Штраф за непредоставление 3-НДФЛ зависит от того, кто и по какому основанию эту декларацию должен был подать.

Последний день подачи 3-НДФЛ в 2020 году — 30 апреля, а рассчитанную сумму налога на доходы физических лиц следует оплатить до 15 июля. За несвоевременное декларирование доходов и за неуплату НДФЛ предусмотрена административная ответственность (ст. 119 и 122 Налогового кодекса РФ). Рассмотрим, каков он, штраф за несдачу 3 НДФЛ в 2020 году.

Напомним на всякий случай, что декларацию о доходах мы всегда подаем за прошлый год (то есть в 2020 году мы подаем отчет за 2019-ый).

Нулевая декларация — это отчетность, по которой не требуется выплачивать сборы, например, когда вычет полностью покрывает полученный доход.

Если говорить проще: вы получили в прошлом году деньги, которые должны задекларировать, но налог по ним вы платить не будете, так как он весь укладывается в размер положенного вам налогового вычета. И хотя в этом случае никаких денег государству платить не нужно, но отчитаться перед налоговой стоит обязательно.

По статье 119 НК РФ штраф за неподачу декларации 3-НДФЛ составит 1 000 рублей. ФНС требует предоставления «нулевок», чтобы подтвердить отсутствие НДФЛ к уплате – так они контролируют происходящее.

Если документы переданы в инспекцию позже положенного срока, и в них фигурирует сумма, положенная к уплате в госорган, то вам придется заплатить по 5% за каждый день просрочки. Установлены и ограничения — штраф за несвоевременную подачу декларации 3-НДФЛ не может быть больше 30% высчитанного налога и меньше 1 000 рублей (статья 119 НК РФ).

Помните, если вы не сдали 3-НДФЛ, то 1000 рублей придется отдать государству в любом случае, даже если налог уплачивать не нужно. Таков закон, предусматривающий штраф за непредоставление декларации 3-НДФЛ физическим лицом в 2020 году.

За неуплату или неполную уплату НДФЛ грозит санкция в размере 20% от суммы налога (статья 122 НК РФ). Санкция применяется в случае, если нарушение обнаружила ФНС. Если вы сами погасили задолженность вместе с пени за просрочку, то дополнительных наказаний не последует и штраф за несвоевременную сдачу отчетности о доходах физического лица не назначают.

Пени за просрочку выплат государству составят 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки — за первые 30 дней просрочки, далее — 1/150. С 2016 года ставка рефинансирования самостоятельно не утверждается, а она приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ. С 16 декабря 2019 года ключевая ставка составляет 6,25%.

За нарушения порядка декларирования доходов в электронном виде или за ошибки в расчетах предусмотрено наказание — оно составит 200 рублей.

Если налог не выплачен намеренно, то вас накажут на 40% от размера неуплаченной суммы. Если сумма к уплате больше 600 000 рублей, но вы не подали отчетность и не выплатили ничего, то вам грозит уголовное преследование по 198 статье Уголовного кодекса РФ.

Санкции для должностных лиц

Если закон нарушил государственный работник, то штраф за несвоевременную сдачу 3-НДФЛ составит от 300 до 500 рублей.

Налоговая напомнила о сроках сдачи отчетности по подоходному налогу за прошлый год

ФНС напоминает, что в этом году предприниматели и организации должны сдать отчетность по НДФЛ за 2019 год до 2 марта включительно. Срок был сдвинут Федеральным законом №325-ФЗ. Для того чтобы отчитаться, надо заполнить и сдать 2 формы. Это справка 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ.

Заполнить документацию без ошибок можно посредством программы «Налогоплательщик ЮЛ». Проверить, соответствуют ли файлы нужным форматам, можно программой Tester. Компании с обособленными подразделениями сдают 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в отношении своего штата сотрудников в налоговую по месту регистрации таких подразделений.

С 2020 года разрешены ответственные обособленные подразделения по НДФЛ. Сообщить в ФНС о том, какое подразделение куда будет сдавать отчетность, нужно не позже 1-го числа налогового периода. Однако в 2020 году подать заявление можно было весь январь (письмо от 25.12.2019 г. №БС-4-11/26740@).

Выбранное в январе ответственное обособленное подразделение может подать отчетность за текущий год, но налоговики разрешили все-таки отчитаться и за прошедший.

Индивидуальные предприниматели на вмененке и патенте должны отправлять сведения истекшего налогового периода по 2-НДФЛ и 6-НДФЛ о своих сотрудниках по месту своего учета в качестве ИП.

Кроме того, налоговики еще раз напомнили, что с 2020 года снижено минимальное количество сотрудников, когда отчетность требуется в электронной форме. Теперь оно соответствует 10 работникам. Это относится и к информации за прошедший год.