Ответственность за налоговые нарушения

Ответственность за нарушение налогового законодательства

В основу разграничения ответственности налогоплательщиков положен соответствующий вид нарушения законодательства о налогах и сборах. Все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три вида: собственно налоговые правонарушения (как разновидность финансовых правонарушений); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления). При такой классификации позволительно говорить о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, соответственно налоговой (как разновидности финансовой), административной и уголовной.также можно выделить такой вид ответственности как дисциплинарная.

1. Уголовная ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является самым тяжким видом ответственности по основаниям и по последствиям. Уголовная ответственность наступает исключительно за совершение преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ (УК РФ) под угрозой наказания. Таким образом, для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности необходимо доказать вину конкретного физического лица в совершении преступления. Виновным по российскому законодательству признается лицо, которое совершило преступление как умышленно, так и по неосторожности. Однако для налоговых преступлений характерен приоритет умышленной формы вины. Например, для того чтобы уголовная ответственность наступила по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, необходимо, чтобы бухгалтер знал, что сведения, включаемые им в декларацию, ложны. Если должностное лицо добросовестно заблуждается, например из-за плохого знания налогового законодательства, то оно не совершает уголовного преступления. Налоговое преступление может быть совершено в крупном или особо крупном размере. Уголовное наказание может быть наложено только судом.


2. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом административная ответственность имеет ряд особенностей:

1) в отличие от уголовной, административная ответственность установлена не только для физических лиц — нарушителей налогового закона, но и для организаций. В некоторых случаях административное взыскание может накладываться и на организацию, и непосредственно на работника этой организации, допустившего нарушение закона;

2) субъективная сторона большинства административных правонарушений может быть выражена не только умышленной формой вины, но и неосторожностью. В административном праве в полной мере действует принцип — «незнание закона не освобождает от ответственности». Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не знает сроков представления налоговой декларации, то он все же должен заплатить штраф за нарушение срока представления декларации;

3) все административные правонарушения, так же как и уголовные преступления, перечислены в одном нормативно-правовом акте — КоАП РФ. Если же какое-либо деяние, которое, по мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться не может. Административные правонарушения в области налогов и сборов предусмотрены гл. 15 КоАП РФ;

4) рассматривать дела об административных правонарушениях вправе не только суды, но в некоторых случаях сами налоговые органы.

3. Налоговая ответственность. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлена ответственность. Налоговая ответ-ть налогоплат-ков регулируется разд.6 первой части НК. При выявлении нарушений налогового законодательства налоговые органы применяют меры финансовой ответственности в виде штрафных санкций и административные штрафы НК РФ определяется понятие налогового правонарушения в виде совершенного умышленно или по неосторожности или бездействия в нарушении налогового законодательства, за которое кодексом предусмотрена ответственность. В соответствии со ст114 НК РФ мерой ответственности за налоговые правонарушения явл-ся санкция, установленная в виде денежных штрафов, размеры которых указаны в НК РФ. Ответственность в виде штрафных санкций наступает за следующие нарушения: нарушение срока постановки на учет в нологовом органе; уклонение от постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации; неуплата или неполная уплата сумм налогов; невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов; отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и т.д. НК РФ предусматривает штрафные санкции за каждое из перечисленных налоговых нарушений. При совершении одним лицом более одного правонарушения налоговые санкции взыскиваются отдельно за каждое из них. НК РФ устанавливает презумпцию налоговой невиновности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу решением суда. Налоговое законодательство предусматривает наличие обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения и смягчающих и отягочающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Имеет место давность взыскания налоговых санкций. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течении которого было совершено это правонарушение истекло три года.

4. Дисциплинарная ответственность — это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).

Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую процедуру, предусмотренную ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).

Справочная информация: «Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

  • Ответственность за совершение налоговых правонарушений (глава 16 НК РФ)
    • Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
    • Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)
    • Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
    • Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
    • Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
    • Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
    • Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
    • Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
    • Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
    • Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
    • Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
    • Ответственность свидетеля
    • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
    • Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
    • Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
    • Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
    • Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках
    • Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
    • Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях
    • Ненаправление (невключение) организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях и (или) лицах, их контролирующих
    • Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих
    • Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения
    • Непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения
    • Непредставление документации по международной группе компаний
    • Нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг
    • Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)
    • Нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями
  • Ответственность за нарушения банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (глава 18 НК РФ)
    • Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику
    • Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа
    • Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества
    • Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа
    • Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган
    • Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами
  • Ответственность за совершение административных правонарушений в области налогов и сборов (глава 15 КоАП РФ)
    • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
    • Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации
    • Нарушение сроков представления налоговой декларации
    • Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
    • Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику
    • Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)
    • Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
    • Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
    • Повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • Ответственность за совершение преступлений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах (глава 22 УК РФ)
    • Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
    • Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
    • Неисполнение обязанностей налогового агента
    • Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
    • Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд
    • Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд

Открыть полный текст документа

Если налоговые органы обнаружат в действиях (бездействии) фирмы или предпринимателя нарушения, предусмотренные Налоговым кодексом, они вправе оштрафовать их, иначе говоря, привлечь к налоговой ответственности.

Понятие «ответственность» закреплено в статье 23 Налогового кодекса. В ней сказано, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом привлечь фирму (предпринимателя) к налоговой ответственности можно только в том случае, если она совершила правонарушение. Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или других лиц (ст. 106 НК РФ).

Привлекая фирму или предпринимателя к ответственности, налоговый орган обязан следовать следующим принципам:

vдеяние, которое совершил налогоплательщик, должно соответствовать понятию правонарушения, предусмотренному в статье 106 Налогового кодекса. То есть если на определенные действия государство и «смотрит косо», например, на регистрацию филиалов в офшорных зонах, нарушением законодательства о налогах и сборах они все-таки не являются, а значит и последствий для фирмы наступить не может;

vникто не может быть привлечен к налоговой ответственности иначе, чем в порядке и по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом;

vникого нельзя привлечь к ответственности дважды за одно и то же налоговое правонарушение;

vесли фирму привлекли к налоговой ответственности, это не освобождает ее должностных лиц от уголовной, административной или другой ответственности;

vпривлечение фирмы и предпринимателя к налоговой ответственности не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налогов (сборов) и пени;

vфирма и предприниматель считаются невиновными в налоговом правонарушении до тех пор, пока их виновность не будет доказана. В России существует принцип «презумпции добросовестности налогоплательщика». Это означает, что любое лицо считается добросовестным, пока инспекция не докажет обратного. Неустранимые сомнения в виновности фирмы или предпринимателя трактуются в их пользу (ст. 108 НК РФ);

vфирма и предприниматель могут не доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, которые свидетельствуют о нарушении, возложена на налоговые органы.

Срок исковой давности

По большинству правонарушений срок, в течение которого можно привлечь к налоговой ответственности, равен трем годам со дня совершения нарушения. Исключение составляют два нарушения, срок давности по которым составляет три года со дня окончания налогового периода, в котором они совершены:

qгрубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

qнеуплата или неполная уплата налога.

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Налоговые органы могут привлечь фирму и предпринимателя к ответственности и взыскать с них штраф в бесспорном порядке, не обращаясь в суд.

Но сначала инспекторы направят нарушителю требование о добровольной уплате налоговых санкций.

В нем должен быть указан срок исполнения.

Обратите внимание:

налоговики обязаны выслать требование об уплате штрафа, пеней и недоимки. Если они не сделают этого, можно в дальнейшем сослаться на такой факт в суде или вышестоящей инстанции и выиграть спор.

Если налогоплательщик не заплатит штраф вовремя, инспекторы могут взыскать его принудительно. Для этого в течение двух месяцев с момента, когда истек срок добровольной уплаты, контролеры направят в банк требование о взыскании денег со счетов фирмы или предпринимателя.

В суд налоговики обращаются, только если пропустят двухмесячный срок. Сделать это они вправе в течение шести месяцев, начиная с момента, когда истек срок добровольной уплаты санкций.

! Обратите внимание:

то, что фирма или предприниматель заплатили штраф, не освобождает их от обязанности погасить недоимку по налогам и перечислить пени. Причем недоимку и пени платят в первую очередь, а штраф – во вторую.

Исключение вины

Чтобы оштрафовать фирму или предпринимателя, налоговая инспекция должна прежде всего доказать их вину в совершении правонарушения. Если нет вины – нет и ответственности.

Налогоплательщик считается невиновным, если он совершил нарушение:

Øиз-за стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

Ø

Øнаходясь в болезненном состоянии и не отдавая себе отчета в своих действиях;

Ø

Øруководствуясь письменными разъяснениями налоговых или других государственных органов или их должностных лиц.

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

Суд или налоговая инспекция могут снизить штраф вдвое или в большем размере при наличии смягчающих обстоятельств. Вот эти обстоятельства:

üсовершение нарушения из-за стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

üсовершение нарушения под влиянием угрозы или принуждения;

üсовершение нарушения в силу материальной, служебной или другой зависимости.

ü

Суд может признать смягчающими и другие обстоятельства, например:

üболезнь предпринимателя, руководителя или главного бухгалтера фирмы;

üнебольшой ущерб от нарушения;

üтяжелое финансовое положение фирмы или предпринимателя.

Обстоятельства, отягчающие налоговую ответственность

Налоговым кодексом в статье 112 предусмотрены обстоятельства, отягчающие ответственность. К ним закон относит совершение фирмой (предпринимателем) правонарушения, если ранее она уже привлекалась к налоговой ответственности за такое же нарушение. В подобных случаях штраф возрастает в два раза.

Обжалование решений налоговых органов

Если налоговики все-таки оштрафуют фирму или предпринимателя, можно обжаловать это решение в вышестоящей инспекции. Если обращение в вышестоящий налоговый орган будет безуспешным, компания вправе подать иск в суд (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Иными словами, подать иск арбитрам можно будет только после того, как фирма (предприниматель) обжалует решение у вышестоящего руководства инспекторов.

Досудебное обжалование решения о привлечении к ответственности является обязательным. Суд не станет рассматривать ваше заявление, если вы не подтвердите, что обращались с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Налоговая ответственность

Ответственность в налоговой сфере— комплексный институт, объе­диняющий нормы различных отраслей права, направленные на защи­ту налоговых правоотношений. Поэтому ответственность регулирует­ся различными отраслями права:

• Налоговым кодексом РФ при наличии признаков налоговых пра­вонарушений;

• Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП);

• Уголовным законодательством РФ при наличии признаков пре­ступления.

Налоговая ответственность— применение уполномоченными орга­нами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Нало­говая санкция является мерой ответственности за совершение правона­рушения.

Юридическую ответствен­ность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Субъекты налоговой ответственности — налогоплательщики (орга­низации и физические лица), налоговые агенты (юридические лица и граждане-предприниматели), сборщики налогов и сборов.

Законодательство признает два обстоятельства, исключающих вину юридического лица в отношении налогового правонарушения:

— совер­шение его вследствие стихийного бедствия или непреодолимых обсто­ятельств;

— исполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органам.

При применении налоговой ответственности законодательство учи­тывает признаки повторности и умысла; имеются обстоятельства, смяг­чающие и отягчающие ответственность за совершение налогового пра­вонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение на­логового правонарушения определен в три года. Для налоговых орга­нов срок давности взыскания санкций установлен не позднее трех ме­сяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

В зависимости от объекта, на который направлены противоправные действия, выделяются следующие группы составов нарушений:

1) сокрытие или занижение объектов налогообложения;

2) нарушение установленного порядка учета объектов налогообло­жения;

3) нарушение порядка сдачи документов в налоговый орган;

4) нарушение порядка уплаты налога;

5) прочие нарушения.

В соответствии с Кодексом организации несут следующую ответ­ственность:

• штрафы— за совершение налоговых правонарушений. Штраф мо­жет быть уплачен добровольно, в противном случае — взыскан с на­логоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу. (В 2006 г. штраф, не превы­шающий для индивидуальных предпринимателей 5000 руб., а для организаций — 50 тыс. руб., налоговые органы могут взыскать во внесудебном порядке. В отношении физических лиц, не являющих­ся индивидуальными предпринимателями, сохраняется судебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций);

• пени— за несвоевременное перечисление налогов и сборов. В от­личие от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплатель­щика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке. Начисление пени производится за каждый календарный день рассрочки уплаты налога в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБРФ.

Принципы юридической ответственности за нарушения налогового законодательства

Принципы налоговой ответственности – это общие условия привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Анализ налогового законодательства, научной литературы и судебной практики позволяет выделить принципы: законности, однократности, ответственности за вину, презумпции невиновности, справедливости наказания. Общие принципы привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений закреплены в статье 108 НК РФ. Рассмотрим указанные выше принципы более подробно.

1. Принцип законности. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Таким образом, законом должны быть конкретно определены признаки деяний, которые законодатель рассматривает в качестве правонарушений. Принцип законности является общеправовым, имеющим конституционно-правовой характер. В самом общем виде он закреплен в части второй ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Граница между наказуемыми и ненаказуемыми поступками должна быть проведена четко. Неопределенность составов налоговых нарушений противоречит принципу законности как основному принципу юридической ответственности.

2. Принцип однократности. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. При установлении наказания за нарушение налогового законодательства должен соблюдаться общеправовой принцип однократности применения мер ответственности — никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение. Кроме того, в данном случае речь идет именно о привлечении к ответственности, а не о наложении налоговой санкции. То есть главным является налоговый процесс в отношении конкретного лица по конкретному делу независимо от того, закончился ли этот процесс наложением санкции или нет. В любом случае повторно возбуждать налоговый процесс по одному и тому же делу, в отношении которого уже имеется вступившее в законную силу решение суда или налогового органа, недопустимо. Одновременное применение к нарушителю налоговой и административной ответственности за одно и то же правонарушение не допускается, поскольку прямо нарушает принцип однократности наказания. Поэтому налогоплательщик за одно и то же правонарушение не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. Если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком в рамках налоговых правоотношений, определенных в ст. 2 НК РФ, вопрос о квалификации деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в рамках налогового законодательства. Нарушитель не может быть привлечен одновременно и к налоговой, и к административной ответственности в случае, если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, то есть когда составы правонарушений, предусмотренных налоговым и административным законодательством, фактически совпадают.

3. Принцип ответственности за вину. Налоговая ответственность наступает не просто за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего в качестве результата те или иные вредные последствия, но именно за виновное совершение такого деяния. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение его к налоговой ответственности. Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

4. Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности – конституционно-правовой принцип универсального действия. Статья 49 Конституции РФ закрепляет, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Как видим, Конституция РФ устанавливает презумпцию невиновности применительно к сфере уголовного законодательства. Однако правовое влияние этого принципа выходит далеко за рамки уголовного преследования, приобретая общеправовой характер. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

5. Принцип справедливости. Принцип справедливости предполагает дифференцированное установление санкций с учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности. Большинство нарушений налогового законодательства связано с неуплатой, с неполной или несвоевременной уплатой налога. Однако эти последствия могут быть вызваны разными причинами. Наиболее опасно сокрытие объектов налогообложения, т.е. намеренное искажение данных учета и отчетности. Меньшую общественную опасность представляет занижение налоговой базы в результате различных ошибок ее исчисления. Хотя последствия обоих нарушений одинаковы — недоплата налога, но правовой принцип справедливой ответственности требует установления различных мер воздействия на нарушителей в зависимости от тяжести содеянного. Поэтому, например, сокрытие объектов налогообложения преследуется не только в административном, но и в уголовном порядке. Занижение налоговой базы, совершенное по неосторожности, влечет только административные меры воздействия. Наказание за налоговое правонарушение должно быть соразмерно содеянному, т.е. должно налагаться с учетом причиненного вреда. Необходимо учитывать, во-первых, форму вреда и, во-вторых, его размер. Мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. Так, штраф за правонарушения, приводящие к недоимке, должен ставиться в зависимость от самой недоимки, так как в ней выражен причиненный бюджету вред. При назначении меры ответственности должна учитываться величина ущерба, нанесенного общественным отношениям. Меры ответственности должны применяться с учетом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание. Размеры санкций за налоговые правонарушения должны быть обоснованы с позиции борьбы с такими правонарушениями. Они могут преследовать цель наказания виновного и цель общей превенции. Когда же применение санкций, помимо этих целей, преследует какие-либо иные цели, налицо нарушение требования обоснованности. При защите одного общественного блага (в данном случае — интересов государственного бюджета) неизбежно причинение ущерба другому благу (праву собственности и свободе предпринимательской деятельности, входящим в число основных прав человека). Однако в силу принципа справедливости такой ущерб должен быть соразмерен защищаемому благу. Недоплата налога, безусловно, должна повлечь применение к нарушителю мер ответственности. Но эти меры не должны быть репрессивными. Получение дохода – условие существования любого человека, а не только предпринимателя. Санкции могут ограничивать получение лицом дохода в определенных формах, но не могут совсем отлучить нарушителя налогового законодательства от самого дохода как условия жизни. Необходимо учитывать, что за счет налогоплательщика могут существовать материально зависимые от него лица – дети, иждивенцы. Изъятие дохода может создать угрозу их жизни. Нерепрессивное применение санкций за налоговые правонарушения означает, что при наложении взысканий должно учитываться материальное положение субъекта ответственности с пониманием того, что последствия применения штрафа за налоговые правонарушения не должны носить необратимого характера для самой возможности лица получать доход.

Общие положения привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени. Таким образом, применение налоговой санкции не подменяет собой уплату налога и пени, а привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не прекращает их обязанностей по перечислению в бюджетную систему налогов и пеней.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

· отсутствие события налогового правонарушения;

· отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

· истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пункт, предполагающий отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения, был конкретизирован НК РФ.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

· выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом);

· иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

При наличии указанных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

· совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

· совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

· тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

При наличии данных обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. Необходимо отметить, что срок давности исчисляется не только с момента совершения налогового правонарушения, но и с момента окончания налогового периода. В том случае, если налоговый период составляет один год, то срок давности может значительно увеличиться.

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ. Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки. Данное положение позволяет продлевать срок давности до фактического момента окончания налоговой проверки и препятствуют затягиванию процесса проверки с целью истечения срока давности.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.