Ответственность аудитора

Аудиторская тайна: в каких случаях может быть раскрыта

12.10.2018 # Аудит Расим Назаров

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Определение аудиторской тайны приведено в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности») в котором указано, что:

аудиторская тайна — любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры (далее – аудитор), при оказании услуг, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги либо с его согласия;

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Аудитор обязан соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (п. 2 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Рассмотрим исключения, на которые не распространяется аудиторская тайна, и главное кому аудиторы должны предоставить конфиденциальную информацию?

  • Росфинмониторинг

Прежде всего, речь идет о случаях, когда у аудитора при оказании аудиторских услуг появились основания полагать, что хозяйственные операции, совершенные аудируемым лицом, могут быть осуществлены в целях легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма (п. 2.1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 –ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115). Как указано в данной статье, если подозрения все же появились, то аудитор должен сообщить о своих подозрениях в уполномоченный орган. В роли уполномоченного органа выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг).

Порядок передачи информации установлен Инструкцией «О представлении в федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной федеральным Законом № 115 утверждена Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 (далее – Инструкция).

Документы, необходимо передать в электронном виде через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru).

Аудитор, обязан в не позднее 3 рабочих дней сообщить в Росфинмониторинг о подозрительных операциях (п. 5.3 Инструкции).

Обращаем внимание, что аудитор не вправе разглашать факт передачи документов (информации) в Росфинмониторинг (п. 4 ст. 7.1 Закона № 115).

  • Налоговые органы

Также с 01.01.2019 г. после вступления в действия поправок в ст. 82 НК РФ налоговые органы смогут осуществлять сбор, хранение и использование полученных от аудитора документов (информации). Порядок истребования документов, относящихся к аудиторской тайне, будет определен в ст. 93.2 НК РФ.

В соответствии со ст. 93.2 НК РФ налоговые органы смогут требовать от аудиторов документы, составляющие аудиторскую тайну в трех случаях:

  • при проведении выездной налоговой проверки;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • в случае получения запроса от компетентного органа иностранного государства.

Налоговые органы могут запросить только те документы (информацию) которая была затребована у налогоплательщика, но которую налогоплательщик не предоставил налоговым органам.

Требовать от аудитора предоставить в налоговые органы рабочие документы аудитора и (или) письменную информацию (отчет) по аудиторской проверке налоговые органы не имеют права. На указанные документы по-прежнему распространяется режим аудиторской тайны.

Срок предоставления аудитором документов (информации) составит 10 дней. Также аудитор вправе проинформировать своего клиента, в отношении которого получен запрос о предоставлении документов.

  • Суд и следственные органы

Также аудитор может раскрыть информацию, составляющую аудиторскую тайну только с санкции суда (п. 3 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ) по запросу следственных органов и (или) самого суда. Но только в рамках требований, полученных от следственных органов и (или) суда.

Выводы

Из выше указанного следует вывод о том, что хоть законодатель и предусмотрел исключения из режима аудиторской тайны, но опасаться, что аудиторы массово начнут раскрывать государственным органам конфиденциальную информацию о своих клиентах, не стоит, так как документы (информация), которые могут быть переданы в государственные органы, носит ограниченный характер.

Кого могут привлечь к ответственности

За непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За отсутствие аудиторского заключения (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету)

За неопубликование (несвоевременное опубликование) аудиторского заключения в сети Интернет

Статья КоАП РФ

ст. 19.7

п. 1 ст. 15.11

п. 2 ст. 15.19

Кто штрафует

Росстат

ИФНС

ЦБ РФ

Ответственность

для должностных лиц

От 300 руб. до 500 руб.

От 5 000 руб. до 10 000 руб.

От 30 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет

для юридических лиц

От 3 000 руб. до 5 000 руб.

Х

От 700 000 руб. до 1 000 000 руб.

Ко всем публикациям

Ответственность аудиторов и консалтинговых компаний за свои рекомендации

И. Перелетова, ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало»

Опубликован: Журнал » Финансовые и бухгалтерские консультации»

В настоящее время в России уже почти не осталось организаций и предпринимателей, которые не осведомлены о сущности деятельности аудиторских и консалтинговых компаний. На практике основными критериями выбора аудиторской фирмы являются: наличие лицензии у аудитора, застрахованная профессиональная ответственность, стоимость услуг, клиенты компании, наличие рекомендаций от компаний-партнеров. Но как бы ни был тщателен выбор аудитора, никто не застрахован от ситуаций, когда за профессиональные ошибки аудиторской компании отвечать приходится организации-заказчику.

Некоторые руководители при отсутствии необходимости проводить обязательный аудит не видят в аудиторской проверке никакого смысла. Нередко аудит игнорируется в силу того, что штраф за отсутствие аудиторского заключения в сотни раз меньше стоимости самой проверки. В соответствии со ст. 126 Налогового кодекса РФ за непредоставление аудиторского заключения (в случае обязательного аудита) организация штрафуется на сумму 50 руб., руководитель и главный бухгалтер на сумму до 500 руб. (по ст. 15.6 КоАП РФ). Но для руководителей и бухгалтеров компаний, которые видят в аудиторской проверке и в интеллектуальных услугах ценность, выбор партнера зачастую требует тщательной проработки важных вопросов, в том числе законодательной базы по аудиторской деятельности в России и вопросов ответственности аудиторов и консультантов в лице аудиторских компаний за свои рекомендации и консультации.

Аудиторская деятельность в настоящее время регулируется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите). Статьей 21 данного Закона установлено, что аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Законом. Договорные отношения аудитора-исполнителя и организации-заказчика регулируются п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ (в рамках договора возмездного оказания услуг).

Как правило, профессиональная ответственность аудиторских компаний застрахована на фиксированную сумму годовым договором страхования. В случае предъявления налоговыми органами аудируемуму лицу санкций (штрафы и пени), возникших в результате профессиональных ошибок аудитора при исполнении договора на оказание услуг, эти санкции компенсируются страховой компанией. Конкретизация ошибок, убытки по которым покрываются полисом страхования профессиональной ответственности, может быть приведена в договоре, заключаемым между аудиторской компанией и организацией-заказчиком.

Ответственность аудитора условно можно разделить на пять частей:

— ответственность перед клиентом;

— ответственность на базе гражданского законодательства перед третьими лицами (в соответствии с общим правом и на основе принятых законодательных актов);

— ответственность, связанная с соблюдением конфиденциальности;

— материальная ответственность;

— уголовная ответственность.

Ответственность перед клиентом. Основаниями для привлечения аудиторской компании к ответственности перед клиентом может стать нарушение аудитором условий договора и гражданского законодательства, связанное с небрежностью при оказании услуг. Любая значительная ошибка или ошибочное суждение аудитора будут создавать прецедент небрежности в работе, которую нужно будет опровергнуть. Избежать подобных прений и обвинений можно, если проводить аудит в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами. Выяснение уровня тщательности аудита становится более сложным в случае оказания аудитором сопутствующих аудиту услуг (п. 6 ст. 1 Закона об аудите), так как четко определенных критериев для их оценки, а также специальных нормативных правовых актов не существует.

Аудиторские фирмы с целью минимизировать возможные спорные вопросы в работе с клиентами основным способом защиты выбирают тщательное с юридической точки зрения составление договора на оказание услуг. Во-первых, договор является доказательством того, что аудитор не имеет иных обязательств перед клиентом, кроме указанных в подписанном между сторонами соглашении. В этом отношении важно, чтобы в договоре четко были определены характер предоставляемых услуг, их продолжительность и стоимость. Во-вторых, аудитор должен проводить проверку в строгом соответствии с общепринятыми стандартами. И, наконец, в-третьих, при возбуждении судебного процесса аудиторская компания имеет большие шансы выиграть процесс, если ранее в письменной форме (отчет аудитора) уведомляла клиента о необходимости каких-либо изменений в системе бухгалтерского, налогового учета или требовала представления дополнительных документов.

В гражданском законодательстве существует ряд статей, рассматривающих потенциальную возможность возбуждения клиентами исков в отношении аудиторских фирм, в частности, это статьи, регулирующие договорные отношения.

Ответственность перед третьими лицами. Законодательство РФ дает основание для возбуждения исков третьими сторонами в отношении аудиторских фирм (статьи ГК РФ, связанные с причинением вреда, ущерба, возмещением убытков, например, ст. 15). В случаях ответственности аудитора перед третьими сторонами на основании общего права защита аудитора строится на основе доказательства качества предоставленных услуг (их соответствия общепринятым стандартам), однако это часто бывает сложно доказать в суде. В качестве аргумента защиты можно также привести непричастность третьей стороны к договору, однако использование этого тоже не всегда возможно.

Ответственность, связанная с соблюдением конфиденциальности. Вопрос соблюдения конфиденциальности является во многих ситуациях противоречивым и неоднозначным, но в целом остается открытым, так же, как и вопросы о других видах ответственности.

Материальная ответственность. При обнаружении неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда (в том числе по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию):

— понесенные убытки в полном объеме;

— расходы на проведение перепроверки;

— штраф, зачисляемый в доход бюджета РФ, в сумме до 100-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда — с аудитора, ведущего деятельность самостоятельно, и от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда — с аудиторской фирмы.

Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ ответственность во взаимоотношениях сторон распределяется следующим образом: «Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере». Так, достаточно часто в договорах об оказании аудиторских услуг предусматривается ответственность в виде компенсации аудитором проверяемому лицу убытков, возникших в случае обнаружения налоговыми органами нарушений в порядке исчисления налогов за период проведенной аудиторской проверки. Обязательным условием наступления ответственности в таком случае является тот факт, что сам аудитор в рамках проверки подобные нарушения не обнаружил и соответственно не указал на них аудируемому лицу.

Для привлечения аудитора к ответственности за некачественно проведенную проверку и взыскания с него суммы ущерба (ст. 393 ГК РФ) заказчику необходимо доказать тот факт, что аудитор не обнаружил, например, в ходе проверки нарушения в порядке исчисления тех или иных налогов. Для этого нужно представить отчет по итогам аудиторской проверки и акт инспекции о выявленных налоговых правонарушениях. На основе сопоставления указанных документов можно отследить обнаруженные налоговые нарушения, которые не нашли отражение в отчете аудитора.

Наиболее трудным моментом является обоснование ненадлежащего исполнения аудитором своих обязанностей (т.е. необнаружение ошибок в исчислении налогов), поскольку данный факт может быть связан как с недостаточной квалификацией самого аудитора, так и с сознательным сокрытием от аудитора затребованной проверяемой информации (в частности, отдельных бухгалтерских и налоговых регистров, первичных документов). В последнем случае федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности предписывают довести в устной или письменной форме до руководства аудируемого лица информацию о непредоставлении аудитору всей необходимой информации. Вся дополнительная информация, получаемая аудитором в течение действия договора, должна быть отражена в рабочей документации в виде протоколов обсуждения тех или иных вопросов с представителями аудируемого лица, а также иных письменных подтверждений в отношении устных сообщений.

В Законе об аудите возмещение убытков упоминается только в связи с разглашением аудитором аудиторской тайны (п. 4 ст. 8). Возмещение убытков как форма гражданско-правовой ответственности за некачественно проведенную аудиторскую проверку в дано Законе не упоминается.

В настоящее время имеется противоречивая судебная практика по вопросам доказательства причинения аудиторами убытков аудируемому лицу в связи с необнаружением нарушений налогового законодательства. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. по делу № А39-8206/2005-120/17 указано, что аудитор не несет ответственности за привлечение проверяемой организации к налоговой ответственности после проведения аудиторской проверки.

Так, организация подала иск на аудиторскую фирму с целью взыскать компенсации за выдачу недостоверного аудиторского заключения, поскольку после проведения аудиторской проверки, инспекция выявила нарушения в налоговом учете. Ненадлежащее исполнение организацией обязанностей по полному и своевременному внесению налогов привело к штрафным санкциям.

Суд постановил, что налогоплательщик по существу предпринимал попытки переложить свои обязанности и ответственность на аудиторскую организацию. Также судебный орган обратил внимание, что аудитор в рамках проведения аудита не составляет и не подает бухгалтерскую или налоговую отчетность и не проверяет правильность исчисления и уплаты налогов. Аудитор проверяет и подтверждает лишь достоверность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Возложение какой-либо ответственности на аудитора в случаях предъявления налоговым органом к организации претензий не имеет под собой достаточных правовых оснований.

Однако в другом случае в деле по иску ТОО арбитражный суд установил, что ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств, выразившееся в неуказании на ошибки в определении стоимости товара для целей бухгалтерского учета, находится в причинной связи с возникновением у истца убытков в виде уплаты финансовых санкций за занижение налогооблагаемой прибыли вследствие завышения себестоимости импортного товара по операциям в иностранной валюте (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 1998 г. по делу № A11-597/98-E-6/31).

Приведем еще один пример. Общество обратилось в арбитражный суд с иском к ТОО о взыскании убытков, возникших в связи с уплатой налогов, штрафных санкций и пеней по результатам проведенной инспекцией документальной проверки соблюдения налогового законодательства. Исковые требования были мотивированы тем, что по вине ТОО, проведшего некачественную аудиторскую проверку, общество уплатило штрафные налоговые санкции на сумму заниженных налогов на пользователей автодорог и на содержание объектов ЖКХ. Позже истец увеличил сумму искового заявления, дополнив иск требованиями о взыскании не использованной по вине ответчика льготы по уплате налога на прибыль и упущенной выгоды из-за изъятия из оборота налога на прибыль, пеней и штрафов. По решению суда в пользу истца были взысканы заниженный налог на прибыль, штрафы и пени. Но постановлением апелляционной инстанции решено взыскать только штрафы и пени. (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 апреля 1999 г. по делу № Ф03-А16/99-1/341).

Отметим, что в аудиторской деятельности существует риск выражения аудитором ошибочного мнения, когда в отчетности содержатся существенные искажения в силу особенностей применяемых аудиторских процедур (например, выборки). Порядок определения выборки при проведении аудиторской проверки регулируется ПСАД № 16 . Аудиторская выборка предполагает изучение не всех хозяйственных операций организации за определенный период времени, а только их части. На основе полученной информации аудитор приходит к выводу о наличии или об отсутствии существенных искажений в учете и отчетности в целом. При этом аудитор не может гарантировать, что сделанные ими выводы являются абсолютно достоверными. Условия проведения проверки на выборочной основе фиксируется в договорах на оказание аудиторских услуг и в аудиторском заключении. Тем самым аудиторские организации заранее ограничивают свою ответственность в случае возможного предъявления претензий со стороны аудируемого лица. Также проверяемое лицо, как правило, не вправе повлиять на процесс формирования выборки аудитором.

Чтобы определить качество аудита в случае возникновения у заказчика претензий к исполнителю, имеет смысл, опираясь на положения ст. 14 Закона об аудите, обратиться в Минфин России и в саморегулируемую организацию, в которой состоит аудитор, с требованием провести контроль качества работы аудитора. В этом случае экспертиза будет проводиться за счет указанных контролирующих организаций.

В целом возникновение со стороны аудируемого лица претензий к аудиторской компании возможно и в силу того, что заказчик не всегда четко понимает, что аудит — это деятельность, в первую очередь, по оценке состояния бухгалтерского учета и отчетности предприятия, целью которой является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству (п. 3 Закона об аудите, ПСАД № 1 ).

Уголовная ответственность. В российской судебной практике прецедентов привлечения аудиторов к уголовной ответственности на сегодняшний день не зарегистрировано.

Таким образом, аудиторские компании могут понести гражданско-правовую ответственность в случае необнаружения существенных искажений в бухгалтерской отчетности, приведших к взысканию штрафных санкций с компании-заказчика. Клиенты аудиторских компаний для возмещения убытков могут обратиться к этим компаниям с претензией в порядке досудебного разбирательства. Также можно сразу подать исковое заявление в суд, но необходимо помнить, что должны иметь место существенные нарушения договора со стороны аудиторской компании, т.е. доказательства прямого нанесения ущерба.

Доказать, что обусловленные договором требования к качеству аудиторских услуг не выполнены, в результате чего аудиторские услуги оказаны некачественно, фактически возможно только при привлечении судом эксперта и выдачи последним соответствующего заключения.

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 16 «Аудиторская выборка» введено в действие Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532.

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Основные права аудируемых лиц

Права и обязанности аудируемых лиц описаны в Законе об аудиторской деятельности Российской Федерации.

Рассмотрим основные права аудируемых лиц. При заключении договора проведения аудита аудируемое лицо вправе:

  • получить от аудиторской компании всю необходимую информацию, касаемо замечаний и заключения аудиторской компании, либо независимого аудитора;
  • получить информацию, состоит ли аудиторская компания, либо индивидуальный независимый аудитор в саморегулируемой компании аудиторов;
  • запросить заключение аудиторской компании ровно в срок, согласованный ранее в договоре оказания аудиторских услуг;
  • определять другие права, не противоречащие законодательству РФ, и указанные в заключенном договоре об оказании аудиторских услуг.

Аудируемое лицо вправе самостоятельно выбрать аудитора или аудиторскую компанию для проведения аудиторской проверки своего предприятия. Главное, осуществление аудита в установленные сроки.

Замечание 1

В случае фактов нарушения аудитором норм законодательства РФ об аудиторской деятельности, аудируемое лицо вправе проинформировать об этом федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности, соответствующие саморегулируемые профессиональные компании, центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии.

Основные обязанности аудируемого лица

Помимо прав аудируемое лицо также имеет ряд обязанностей. Рассмотрим некоторые из них.

Аудируемое лицо, после заключения договора на оказание аудиторских обязано:

  • всячески помогать аудиторской компании в проведение аудита, создать все необходимые условия;
  • предоставить всю запрашиваемую информацию для осуществления аудиторской проверки;
  • предоставить исчерпывающие разъяснения по интересующим аудитора вопросам;
  • не препятствовать получению аудитора или аудиторской организации всей необходимой информации;
  • не предпринимать никаких мер для сужения круга вопросов, необходимых для проведения аудита;
  • производить своевременную оплату аудита в количестве и порядке, указанном в согласованном договоре. Если аудируемое лицо не согласно с заключением аудитора, это не является показанием к неоплате проделанной работы;
  • исполнить иные обязанности, указанные в согласованном договоре оказания аудиторских услуг.

Замечание 2

В случае если аудиторская компания в ходе проведения аудиторской проверки запрашивает документацию, в которой содержится коммерческая тайна, аудируемое лицо обязано предоставить необходимую информацию.

Также следует отметить, что компании, которым необходимо пройти аудиторскую проверку, в обязательном порядке должны заключать договоры с исполнителем на проведение обязательного аудита. В случае незаключения или заключения не вовремя договора на оказание аудиторских услуг компанией, которой необходимо пройти обязательную аудиторскую проверку, этот факт может рассматриваться как действие, при помощи которого экономический субъект пытается избежать проведения обязательной аудиторской проверки своего предприятия.

Замечание 3

Данные права и обязанности аудируемого лица могут быть расширены ФСАД, либо оговорены индивидуально при составлении и согласовании договора об оказании аудиторских услуг.

При осуществлении любой аудиторской проверки или оказании сопутствующих аудиту услуг аудиторская компания или частный аудитор обязан обеспечить сохранность тайны о всех финансовых операциях заказчика.

Помимо этого аудиторские компании обязаны гарантировать неразглашении информации, указанной во всей используемой во время аудита документации. Также аудиторская компания не может осуществить передачу полученной информации третьим лицам, либо распространять ее, не получив на это письменное разрешение аудируемой компании. Исключением являются ситуации, указанные в Законе об аудиторской деятельности и других федеральных законах.

Если же аудиторская компания, частный аудитор, уполномоченный федеральным органом, либо другими лицами, у которых имелся доступ к секретной информации аудируемого лица, согласно Закону об аудиторской деятельности и иных нормативных актов РФ, все-таки осуществил несогласованное распространение секретной информации, заказчик (экономический субъект) вправе требовать возмещение причиненных убытков.

Документы, рассматриваемые в ходе аудиторской проверки и содержащие информацию о финансовых делах компании, а также партнерах организации, которые находятся на рассмотрении аудиторской компании или частного аудитора, могут быть предоставлены третьему лицу исключительно согласно решению суда. В качестве третьего лица могут выступить объекты, уполномоченные данным решением, либо органы государственной власти РФ в случае, исключительно предусмотренном действующим законодательством РФ.

Рассмотрим виды информации, полученной в ходе проведения аудиторской проверки, которые не являются аудиторской тайной:

  • информация, которой поделился непосредственно сам экономический субъект, либо информация, на разглашение которой дал согласие заказчик;
  • информация, которая используется при заключении с аудируемым лицом при подготовке договора о проведении обязательного аудита;
  • информация о сумме и порядке оплаты услуг аудиторской компании.

В случае передачи информации, которая является аудиторской тайной, уполномоченным федеральным органам, саморегулируемым компаниям аудиторов не подразумевает письменного согласия компании, аудиторская проверка которой осуществляется.

Распространение аудиторского заключения также можно отнести к понятию аудиторской тайны. Часть 4 статьи 6 Закона об аудиторской деятельности определяет предоставление аудиторского заключения исключительно аудируемому лицу или лицу, которое заключило договор оказания аудиторских услуг.

Что представляет собой аудиторская тайна

Аудит представляет собой проверку организации. Она может выполняться по разным направлениям: охрана труда, соответствие деятельности законодательству, правильность заполнения документов. В процессе проверки аудитор знакомится с основной документацией компании, ему предоставляется различная информация о деятельности. То есть специалист имеет доступ к бизнес-секретам организации. Именно поэтому существует такое понятие, как аудиторская тайна. То есть человек, осуществляющий проверку, обязан хранить полученную информацию в тайне.

Понятие аудиторской тайны

Аудиторская тайна регламентируется ФЗ №307. Закон актуален как для специалистов, работающих в аудиторской компании, так и для индивидуальных аудиторов. Для сохранения аудиторской тайны используются локальные стандарты. Они устанавливают нормы:

  • документирования в процессе аудиторской проверки;
  • хранения полученных сведений;
  • архивирования результатов аудита.

Аудитор не имеет права передавать информацию и документы, полученные по итогам проверки, третьим лицам без письменного разрешения руководителей компании, в отношении которой проводилась проверка.

Для чего нужна аудиторская тайна?

Аудиторская тайна – это одно из ключевых понятий в рамках проверки. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

  • Сохранением конфиденциальных требований.
  • Сохранением коммерческой тайны.
  • Защитой компании от действий конкурентов.
  • Обеспечением доверия к аудиторской компании со стороны предприятия.

Аудитору предоставляется довольно обширный перечень сведений о компании. Вследствие их разглашения организации может быть причинен коммерческий ущерб. В этом случае ответственность накладывается именно на аудитора.

Составляющие тайны

Какие именно сведения нельзя разглашать? Тайну составляет вся информация, которая была получена в процессе аудита. К примеру, аудиторская тайна сохраняется в отношении следующих аспектов:

  • Организационно-правовая форма.
  • Копии учредительной документации.
  • Копии различных юридических документов.
  • Аудиторская программа.
  • Документы о планировании проверки.
  • Записи об исследовании систем бухучета.
  • Исследование операций хозяйственного характера.
  • Анализ остатков по счетам бухучета.
  • Исследование тенденций работы компании.
  • Записи о характере и объеме мероприятий, проведенных в рамках аудита.
  • Материалы о работе, которая осуществлялась не аудиторами, но контролировалась ими.
  • Переписки с экспертами, касающиеся аудита.
  • Документы об экономическом состоянии компании.

Однако есть исключения:

  • Информация, разглашенная самой компанией, в отношении которой проводилась проверка.
  • Сведения разглашены с согласия компании.
  • Разглашалась информация о заключении соглашения об осуществлении обязательной проверки.
  • Разглашались данные о размере оплату услуг аудитора.

ВНИМАНИЕ! Передача информации третьим лицам в порядке, установленном ФЗ №307 и прочими ФЗ, не считается нарушением аудиторской тайны. При нарушении аудиторской тайны компания, в отношении которой выполнялась проверка, может потребовать от виновного аудитора возмещения убытков. Однако перед этим требуется установить размер причиненного убытка.

Ответственность за разглашение аудиторской тайны

Ответственность за разглашение аудиторской тайны может быть разной. Рассмотрим виды ответственности:

  • Гражданско-правовая. Данная форма ответственности накладывается в случае причинения вреда. Вред может быть в том числе материальным. Для того чтобы наложить гражданско-правовую ответственность на виновное лицо, требуется обратиться с иском в арбитражный суд. При этом с аудиторской компании или с индивидуального аудитора взыскивается вся сумма причиненного ущерба. К данной сумме прибавляется штраф, оплата за осуществление перепроверки. Компенсация ущерба выплачивается на основании статей 15 и 393 ГК РФ. В эту категорию также входит ответственность за разглашение коммерческой тайны, регламентируемая статьей 183 УК РФ. Также ответственность накладывается за разглашение регистров бухучета на основании ФЗ №402 «О бухучете» от 6.12.2011.
  • Административная ответственность. Это может быть выплата штрафа, выход из саморегулируемых организаций. В ФЗ №307 прописана конкретная ответственность, которую несет лицо, нарушившее аудиторскую тайну. Это может быть предписание, выход из саморегулируемой организации, письменное предупреждение о недопустимости разглашения информации, наложение штрафа. Выход из саморегулируемого объединения может быть временным (на 180 дней). Аудитор, исключенный из саморегулируемой компании, не может проводить аудит, предоставлять рекомендации по аудиту, заключать соглашения на проведение проверки.
  • Уголовная ответственность. Это наиболее тяжкая мера ответственности. Регулируется она статьей 202 УК РФ. На ее основании на виновное лицо накладывается штраф в объеме 100 000-500 000 рублей. Альтернативная мера – лишение свободы до 3 лет. При повторном правонарушении виновное лицо может лишиться свободы на срок до 5 лет. Если частный аудитор превысил свои полномочия для получения собственной выгоды, из-за чего был допущен существенный вред, накладывается штраф 100 000 – 300 000 рублей. Аудитора также могут арестовать на срок от 3 до 6 месяцев или лишить свободы на срок до 3 лет с запретом заниматься аудитом на протяжении еще 3 лет.

Также к аудитору могут быть применены эти статьи:

  • Статья 316 УК РФ. Регламентирует ответственность за укрывательство преступлений. Статья предполагает штраф в размере до 200 000 рублей или в размере зарплаты или прочего дохода аудитора за промежуток 18 месяцев. Альтернативная мера наказания – арест от 3 до 6 месяцев или тюремное заключение на срок до 2 лет.
  • Статья 199 УК РФ. Регламентирует ответственность за уклонение от выплачивания налогов. Данная статья может применяться в том случае, если аудитор дает рекомендации, способствующие неуплате налогов. Предполагает штраф в объеме 100 000 – 300 000 рублей или в размере заработка аудитора (в этом случае отчисления выполняются на протяжении 1-2 лет). Альтернативное наказание – тюремное заключение на срок до 2 лет, запрет на занятие аудиторской работой на срок до 3 лет.

Аудиторское правонарушение может также регламентироваться локальными актами. Аудиторская тайна – обязательная часть этики специалистов, осуществляющих проверку. Как правило, аудитор, разгласивший конфиденциальные сведения, больше не будет заниматься своей деятельностью. Компании, обращающиеся за проверкой, не стремятся к разглашению важной информации о деятельности. Поэтому репутация в аудиторской деятельности крайне важна.

Спорные места в законодательстве

Согласно закону, налоговые органы имеют право запрашивать у аудиторских компаний сведения, касающиеся непосредственно налоговых вопросов. Многие люди, в том числе аудиторы, недовольны этим. Из-за этого пункта закона компании могут не доверять аудиторским организациям.

ВАЖНО! Государственные органы имеют лишь ограниченный доступ к материалам проверки аудиторов. То есть запрашиваться могут далеко не все сведения.

Что такое аудиторская тайна

Закон № 307-Фз гласит: саморегулируемая организация аудиторов и аудиторы обязаны хранить аудиторскую тайну. Именно с этой целью составляют различные стандарты, правила ведения документов, хранение и архивирование итогов аудиторской проверки, полученные в результате аудиторского проверки работы. Аудиторам запрещено разглашать, делать копии и передавать их без письменного соглашения организации третьим лицам.

Аудиторская тайна включает в себя все сведения и документы, которые были получены и документированы предприятием и работниками, и индивидуальными аудиторами. Данные лица заключают трудовые договоры, при оказании услуг, согласно Закону № 307-ФЗ, за исключением:

  • информации, которая была разглашена клиентом, либо с его разрешения;
  • информации о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • информации о размере заработной платы за труд аудитора.

Передача документов возможна в том случае, если это предусмотрено законом. Все владеющие информацией и документами должны держать их в тайне. Данная ответственность отражена в подпункте «в» части I статьи 81 ТК РФ и в статье 13.14 КоАП РФ, в статье 183 УК РФ.

Замечание 1

Если аудиторская тайна была провозглашена, то потерпевшая сторона имеет право на возмещение убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Виды ответственности аудиторов и аудиторских предприятий

Классификация видов:

  1. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда;
  2. Административная;
  3. Уголовная;
  4. Ответственность исходя из правил-стандартов аудиторской деятельности.

Рассмотрим каждый из них.

  1. Если аудиторская проверка была неквалифицированной и привела к затратам государства или предприятия, то на аудитора накладывается штраф за убытки и перепроверку, которые он должен оплатить. Штраф может накладывать суд или арбитражный суд, в соответствии со статьей 15 «Возмещение убытков» и со статьей 393 ГК РФ.

Гражданско-правовая ответственность включает ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны. В статье 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» Уголовный кодекс Российской Федерации говорит об ответственности за оглашение содержания регистров бухучета, являющиеся коммерческой тайной (прописано в ФЗ от 6.12.11 года № 402-ФЗ).

  1. Данная ответственность связана со штрафными санкциями, приостановлением и ликвидированием членства аудиторов и саморегулируемых организаций аудиторов.

В ФЗ № 307-ФЗ содержит меры дисциплинарного воздействия: предписание, предупреждение в письменной форме, приостановлении членства организации, аудитора и саморегулируемой организации аудиторов на 180 дней, их исключение, наложение штрафа.

Если произошло приостановление членства, то в течение всего срока аудитор не может:

  • принимать участие в аудиторской работе;
  • давать какие-либо рекомендации;
  • принимать участие в деятельности выборных и специализированных органов саморегулируемого предприятия;
  • заключать договоры на оказание услуг.

Если закон был нарушен, то применяются следующие меры:

  • предписание по уничтожению нарушений;
  • предписание о приостановлении работы членства.
  1. За нарушение уголовной ответственности возлагается штраф 100 000-500 000 рублей или в размере зарплаты/другого дохода, или до 3 лет лишения свободы, если повторное нарушение то до 5 лет лишения свободы, при этом нарушитель больше не может заниматься данной деятельностью. Данный процесс предусмотрен статьей 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами» УК РФ.

При сокрытии преступления налагается штраф до 200000 рублей или зарплаты другого дохода за период до 18 месяцев, либо арест 3 года – 6 месяцев, либо лишение свободы до 2 лет, это предусмотрено статьей 316 «Укрывательство преступлений» УК РФ.

Если советы аудитора влияют на неуплату налогов, то возлагается штраф 100 000-300 000 рублей или зарплаты/другого дохода за период 1-2 года, либо арест сроком в 4 года или 6 месяцев, или лишение свободы сроком в 2 года, при этом аудитор больше не может работать в данной сфере до 3 лет или никогда. Предусмотрено статьей 199 «Уклонение от уплаты налогов» УК РФ.

Если неуплата налогов составляет более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов или сборов больше 10% или больше 6 млн. рублей, то это называется неуплата налогов в крупных размерах. В особо крупных размерах неуплата составляет 10 млн. рублей 3 года подряд, где доля неуплаченных налогов и сборов превышают 20% или превышают 30 млн. рублей.

  1. Предприятие, согласно стандарту №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», отвечает за:
  • предоставление обоснованного мнения в заключении о достоверности бух. отчета;
  • правильность и полноту искаженных данных в отчете;
  • нарушение аудиторской тайны, кроме предусмотренных законом случаев.

Вывод

Каждый работник должен сохранять конфиденциальность за полученные данные в результате аудиторской проверки. Так как эта тема щепетильна, то ответственность аудитора страхуется, согласно ФЗ №307-ФЗ. В развитых странах с развитой рыночной экономикой доходы организаций в размере 10% направлены на страхование.