Отчет по страховым взносам обособленное подразделение

Содержание

Как обособленным подразделениям c 2017 года платить страховые взносы и сдавать отчетность в ИФНС

В 2017 году обособленные подразделения многих предприятий могут ощутить на себе всю прелесть общения с сотрудниками налоговых инспекций. Дело в том, что с 2017 года все обособленные подразделения (включая филиалы и представительства), начисляющие выплаты и вознаграждения физическим лицам, будут обязаны самостоятельно рассчитывать и уплачивать страховые взносы, а также представлять в ИФНС расчеты по ним. Кроме того, дополнительные обязанности появились и у головных офисов, у которых есть обособленные подразделения (включая филиалы и представительства). Давайте разбираться, что именно изменилось и как это отразится на организациях.

Что такое обособленное подразделение: вводная информация

Любая российская организация вправе открыть одно или несколько обособленных подразделений. Ими могут являться филиалы и представительства юридического лица. При этом обособленные подразделения (то есть, филиалы и представительства) не являются юридическими лицами и лишены правоспособности, присущей юридическим лицам. Это следует из статьи 55 Гражданского кодекса РФ.

Также нужно сказать и про Налоговый кодекс РФ. Из статьи 11 НК РФ следует, что обособленное подразделение должно находиться по адресу, отличному от адреса основной организации, и иметь стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца.

Таким образом, можно сказать, что обособленное подразделение юридического лица – это филиал, представительство или стационарное рабочее место (ст. 55 ГК РФ и ст. 11 НК РФ).


Далее в таблице поясним некоторых особенности видов обособленных подразделений.

Филиал Представительство Стационарное рабочее место
Филиал осуществляет все или часть функций основной организации. Осуществляет функции представительства. Представительство представляет и защищает интересы основной организации. Работник осуществляет свою трудовую деятельность на рабочем месте.
Филиал может вести коммерческую деятельность. Представительство не может вести коммерческую деятельность. Не может вести коммерческую деятельность. Только трудовые правоотношения.
Сведения о филиале должны содержаться в ЕГРЮЛ. Сведения о представительстве должны содержаться в ЕГРЮЛ Сведения в ЕГРЮЛ не включаются.

Постановка обособленных подразделений на учет в ИФНС

Если обособленное подразделение является филиалом или представительством и сведения о нем указаны в уставе и в ЕГРЮЛ, то по месту нахождения этого подразделения организацию поставят на учет в ИФНС автоматически на основании сведений из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Если обособленное подразделение – это не филиал и не представительство, а рабочее место, то в течение месяца со дня его создания организация должна сама встать на учет в ИФНС по месту нахождения такого подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ). Для этого надо подать в ИФНС по месту нахождения самой организации сообщение о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1. Такие правила действовали раньше и продолжат применяться в 2017 году. Однако с 2017 года у организаций, имеющих обособленные подразделения, появится новые обязанности.

Новые обязанности головных организаций с 2017 года

С 2017 года головные организации обязаны уведомлять ИФНС по месту своего нахождения о том, что их обособленные подразделения (включая филиалы и представительства) в 2017 году (подп. 7 п.3.4 ст.23 НК РФ):

  1. получили право по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам;
  2. лишились полномочий по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам.

На сообщение в адрес налогового органа головным организациям НК РФ дает один месяц со дня наделения (или лишения) «обособки» указанными полномочиями или их утратой.

Обратите внимание: новая обязанность по направлению указанных сообщений введена только в отношении тех обособленных подразделений, которым соответствующие полномочия переданы или отобраны у них после 1 января 2017 года. Передавать в ИФНС сообщения в отношении обособленных подразделений (филиалов, представительств), которые начисляли выплаты и вознаграждения до 2017 года, не нужно. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ.

Как головным организациям исполнить новую обязанность

Передавать в ИФНС после 1 января 2017 года сообщение о наделении обособленного подразделения (включая филиал ли представительство) полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (или о лишении таких полномочий) головная организация вправе (п.7 ст. 23 НК РФ):

  • по почте;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • через личный кабинет налогоплательщика.

Федеральная налоговая служба обязана утвердить порядок передачи в ИФНС таких сообщений в электронном виде и формы «бумажных» сообщений. Это предусмотрено абзацами 3 и 4 пункта 7 статьи 23 НК РФ.

Обособленное подразделение наделяется полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам с даты издания соответствующего приказа или распоряжения головной организацией.

Форма сообщения российской организации – плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц утверждена Приказом ФНС от 10 января 2017 г. № ММВ-7-14/4.

Изменения для обособленных подразделений с 2017 года

При переносе норм о страховых взносах из Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в Налоговый кодекс РФ законодатели решили, что иметь дело со страховыми взносами обособленные подразделения в 2017 году будут намного чаще.

С 1 января 2017 года Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ <О страховых взносах>
утрачивает силу. Согласно части 11 статьи 15 данного закона до 2017 года отчислять самостоятельно страховые взносы и сдавать в ПФР расчеты по взносам обязаны были только те обособленные подразделения, которые одновременно:

  • имели открытые для себя банковские счета;
  • имели свой баланс, отдельный от главного офиса;
  • начисляли физлицам различные выплаты и вознаграждения.

Таким образом, до 2017 года должно было одновременно соблюдаться три указанных условия. Но с 2017 года ситуация изменилась. Для возникновения у обособленного подразделения обязанности по сдаче в ИФНС отчетности и уплате страховых взносов законодатели оставили только один критерий – начисление физлицам вознаграждений. Это следует из новых положений пунктов 7 и 11 статьи 431 НК РФ. Также см. «Страховые взносы с 2017 года: обзор изменений».

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам обособленными подразделениями в 2017 году возникает независимо от наличия:

  • отдельного баланса;
  • открытого расчетного счета в банке.

Не исключено, что у некоторых бухгалтеров возникнет логичный вопрос «может ли головная организация в 2017 году самостоятельно сдавать отчетность и платить страховые взносы за свои обособленные подразделения, которые начисляют выплаты и вознаграждения физическим лицам»? На наш взгляд, в 2017 году так поступать будет нельзя. Дело в том, что действующими с 2017 года положениями НК РФ, не предусмотрено, что головная организация вправе «взять на себя» обязанность по уплате страховых взносов и сдаче расчетов за свою «обособку», которая начисляет выплаты и вознаграждения физическим лицам.

С 2017 года обособленные подразделения, начисляющие выплаты и вознаграждения физическим лицам, должны сдавать в ИФНС по месту своего нахождения расчеты по страховым взносам по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551. РСВ-1 с 2017 года в УПФР не представляются.

Также полагаем целесообразным рассмотреть и ещё одну ситуацию. Предположим, что до 2017 года обособленное подразделение организации не имело отдельного расчетного счета и баланса, но начисляло выплаты и вознаграждения физическим лицам. До 2017 года такое подразделение в силу закона не должно было самостоятельно уплачивать страховые взносы и сдавать расчеты РСВ-1 в подразделения ПФР. За него это делала головная компания (ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Однако в силу пункта 11 статьи 430 НК РФ с 2017 года такое подразделение обязано самостоятельно перечислять страховые взносы и сдавать отчетность по страховым взносам в ИФНС. Если же головная организация не желает, чтобы обособленное подразделение этим занималось, то потребуется издать приказ «О лишении обособленного подразделения полномочий по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц». И сообщить об этом в ИФНС течение одного месяца (попд.7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ в редакции, действующей с 2017 года).

За иностранные обособленные подразделения уплачивает страховые взносы и сдает отчетность головной офис. Такой подход был раньше и будет применяться в 2017 году. Рассматриваемые в данной статье изменения касаются исключительно обособленных подразделений российских компаний.

Как налоговики и фонды организуют учет обособленных подразделений

С 2017 года статья 84 НК РФ, посвященная правилам постановки на налоговый учет, дополнена пунктом 3.1. Он предусматривает, что налоговые инспекции по месту нахождения «обособок» обязаны вести учет данных об их полномочиях по выплатам физлицам. Это происходит на основании сообщений от плательщиков, о которых было сказано выше.

Также в 2016 году был принят пакет поправок в Налоговый кодекс (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=11078-7&02), обязывающий налоговиков сообщать в электронной форме в ПФР, ФСС и ФФОМС информацию о постановке на налоговый учет фирм по месту нахождения их обособленных подразделений в 2017 году, которые производят выплаты и иные вознаграждения физлицам (новый подп. 15 п. 1 ст. 32 НК РФ). С 2017 года налоговики в течение трех суток обязаны сообщить указанным выше фондам:

  • о наделении «обособок» (включая филиалы и представительства) полномочиями по начислению выплаты и вознаграждений, а также о лишении таких полномочий;
  • о смене «обособкой» места нахождения (исключение: филиалы и представительства);
  • о закрытии таких обособленных подразделений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Структура затрат государства — куда и на что идут налоги

Не так давно была у нас беседа с друзьями по поводу налогообложения. Один из них недавно приехал из Европы, и мы проводили сравнительную характеристику. К общему стыду, мы плохо ориентируемся в данных цифрах, поэтому решили более подробно узнать, куда и на что идут налоги, как высчитываются, есть ли изменения в бюджете 2019 года.

Какие налоги с зарплаты выплачиваются государству

Прежде чем обсудить тему, куда и на что расходуются наши с вами «кровно» заработанные, уточним, сколько же на самом деле в 2019 году выплачивается налогов, и какие они.

Налоговая инспекция внимательно следит за тем, чтобы компании вовремя и в полном объеме платили налоги. Если этого не происходит, то предусматривается штраф (например, за занижение дохода 20% от неуплаченной суммы согласно ст. 123 НК РФ).

Подоходный налог

  • НДФЛ высчитывается работодателем из зарплаты сотрудника ежемесячно. По этой причине на руки все получают сумму, меньшую от той, которая оговаривалась при подписании трудового договора.
  • В 2019 году расчет налога остался таким же как и в прошлом, 2018.
  • Высчитывается он просто. Если есть право на вычет у сотрудника, например, детский, то его высчитывают из зарплаты, а затем умножают на цифру налога.
  • в 2019 году 13% — подоходный налог (НДФЛ) назначен для резидентов, специалистов высокой квалификации которые работают в РФ по патенту и для иностранцев из ЕАЭС.
  • 30% — подоходный налог для нерезидентов.

Какие еще взносы выплачиваются

Абсолютно все компании и работодатели обязаны платить страховые взносы в ФНС, тариф которых установлен ст. 426 — 429 НК. Высчитываются они также с выплат, начисляемым работникам, а еще тем, кто работает по гражданско — правовым договорам.

  1. Общий взнос составляет 30%.
  2. Некоторые компании оплачивают заниженные страховые взносы, если это предусмотрено законодательством.
  3. В 2019 году несть изменения, и многие компании и предприниматели лишены льгот.
  4. В ФСС также перечисляются страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных болезней. В нынешнем году изменений нет.
  5. Платятся взносы не позднее 15 числа каждого месяца.

Налог на роскошь в 2019 году решено не вводить (только поправки — если есть машина с мощностью выше 410 лошадиных сил, то взимаются дополнительные средства).

Дополнительные (косвенные) налоги

  1. НДС — налог на добавленную стоимость выплачивают все компании, которые производят какие — то товары или оказывают любые услуги. Конечная цена для обычного покупателя уже включает данный сбор, составляющий 7% — для продтоваров, 9% — непродовольственных, 50% — водка и более 25% — бензин.
  2. Один раз в год платятся в ФНС земельный, транспортный и имущественный налоги.
  3. С 2019 года введены еще 3 — экологический, туристический и налог на самозанятых граждан.

По данным PricewaterhouseCoopers россиянин в среднем выплачивал 47,4% (данные на 2016 год) государству, а в МГУ была выведена более точная сумма — 48%. То есть половина доходов отдается государству. Куда она расходуется?

Куда и на что идут налоги в государстве

НДФЛ остается в том же регионе, где работает сотрудник, то есть где официально зарегистрирован работодатель. Из общей суммы 85% подоходного налога под свое ведомство получают региональные власти, а только 15% остается на месте и распределяется на нужды.

По закону эти деньги должны уходить на ремонты, строительство дорог и поддержание их в нормальном состоянии, ремонт школ, на нужды ЖКХ, пожарную безопасность, общественный порядок.

Пенсионный, Социальный Фонды и Медицинское Страхование организованы так: все средства собираются в одном месте, а оттуда распределяются на пенсии, социальные выплаты и медицинское обслуживание.

НДС идет весь в Федеральный бюджет. Распределяются средства правительством (составляется ежегодно бюджет) на такие отрасли:

  • полиция;
  • содержание госаппарата;
  • армия;
  • образование;
  • наука и прочие важные отрасли для всего государства.

Налоги нужны для того, чтобы государство имело возможность реализовывать социальные цели, к которым относятся качество жизни граждан, здоровья, уровня образованности и благосостояния.

Когда мы отдаем часть своих доходов в бюджет, то принимаем участие в создании благоприятной жизни. По сути мы инвестируем в строительство дорог, образование, национальную безопасность и программы с бедностью.

Федеральный бюджет в 2019 г.

Государственный бюджет — основной экономический документ (проект), который принимается правительством РФ, чтобы представить ход экономического развития на предстоящий год. Он состоит из нескольких частей — открытой и закрытой.

Рассматривая открытую часть бюджета, мы можем увидеть структуру расходов на разные сферы жизни граждан. А уж по ним нетрудно проанализировать, улучшиться или ухудшиться уровень зарплат, пенсионного обеспечения и общий социальный уровень.

  1. 63,4$ — цена за баррель нефти (марка Юралс).
  2. 63,9 руб. — стоимость 1$ США.
  3. 4,3% — уровень инфляции.
  4. 19,948 трлн. руб. — часть бюджета доходная. В нынешнем году она больше на 4,766 трлн. руб., чем в 2018.
  5. 18,063 трлн. руб. — расходная часть. В сравнении с прошлым годом она больше почти на 1,5 трлн. руб.
  6. 1,885 трлн. руб. — профицит, что составляет 1,8 %ВВП. Также профицитным был 2011 г. Затем все года были дефицитными.
  7. 1,3% — рост за 2019 г. Обоснован, в основном, за счет взимаемых налогов, в том числе увеличения НДС с 18% до 20%.
  8. 3 трлн. руб. уходят на секретные расходы и повышенно секретные в общем бюджете.
  9. 35,1 млрд. будет выделено на науку.
  10. 12,6 млрд. — на культуру.
  11. 512 млрд. руб. — выделяется на улучшение демокграфической ситуации (рост численности населения, повышение продолжительности жизни).
  12. 70 млрд. — помощь онкобольным.
  13. За 1 л бензина — около 50 руб.
  14. Больше 65% направлено на Нацоборону (закрытая часть).
  15. 11280 руб. федеральный МРОТ.
  16. 453026- материнский капитал, который проиндексирован не будет, как и в 2018 г.

Министерство финансов предупреждает, что ожидается высокая волатильность финансового рынка РФ. Это связано с новыми санкциями США по отношению к России, а также с колебаниями зарубежных рынков.

Дефицит бюджетов в регионах составит 0,1%, а федеральное субсидирование будет снижено.

Государственный долг продолжает расти и увеличится с 16,209 триллиона рублей (15,3% ВВП) до 18,138 триллиона (16,4% ВВП). При этом сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности будет повышаться.

Если подсчитать все налоги, то подоходный составляет 20% или одну пятую от общей суммы, больше только добыча полезных ископаемых — 23%.

Почему не хватает денег на социальные выплаты и прочее?

Картина в целом такая: около 80% регионов получают больше федеральных денег, чем отдают в бюджет. Причины есть такие.

  1. Слабая развитость бизнеса, спад общественного производства.
  2. Хотя тенденция улучшается больше в 2019 году, ФНС методом агрессивного планирования борется с компаниями — «однодневками», уклоняющихся от уплаты налогов.
  3. Бюджет абсолютно полностью зависит от нефтегазовой отрасли, которая уже и дала (единственная) больший доход в 2019 на 18,9%. Можно еще добавить один основной источник доходов России — таможенные пошлины. Они вместе составляют половину федерального бюджета, остальное — НДС.
  4. Возросшие затраты на оборону.
  5. Рост «теневого» сектора экономики.

Регионам выдается дотация на выравнивание бюджета, но она не перекрывает расходов, а государственный долг растет. Львиная доля его (70%) — долг коммерческих структур. А долги в госбюджет с каждым годом отдавать все сложней.

  • Планы на 2019 г и дальнейшие амбициозные. Финансирование в сумме 1,7 трлн. руб. направлено на улучшение жизни граждан и выведение России в Топ — 5 экономик мира. Планируется снизить уровень бедности в несколько раз.
  • Также в приоритете развитие 13 национальных проектов, основная цель которых выровнять социальное обеспечение, улучшить уровень жизни, повысить показатели демографические.
  • Немалую роль отводят ускорению технологического развития и внедрение цифровых технологий.

Если в компании открывается обособленное подразделение, необходимо сразу решить, где будут считать и платить зарплату его сотрудникам – в головной организации или в самом обособленном подразделении. От этого будет зависеть, куда платить НДФЛ, страховые взносы и сдавать отчетность.

Обособленным подразделением организации считается любое подразделение, которое отделено от нее территориально и где оборудованы рабочие места на срок больше одного месяца (ст. 11 НК РФ).

При выполнении этих условий подразделение фирмы будет считаться обособленным независимо от того, выделено ли оно на отдельный баланс, есть ли расчетный счет, отражено ли создание подразделения в учредительных документах.

Ситуация 1. Полномочия по выплате зарплаты передаются в обособленное подразделение

О передаче полномочий в «обособку» необходимо в течение одного месяца сообщить в налоговую инспекцию (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Сообщение о наделении полномочиями по выплате зарплаты и прочих вознаграждений сотрудникам отправляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России № ММВ-7-14/4 от 10.01.2017.

В этом случае считать зарплату, перечислять НДФЛ и страховые взносы, сдавать отчеты будет обособленное подразделение по месту нахождения. И при этом не имеет значения, выделено ли подразделение на отдельный баланс и есть ли у него расчетный счет. Такое требование было в утратившем силу законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ. В главе 34 Налогового кодекса РФ, которая с 2017 года регулирует страховые взносы, таких оговорок нет.

Внимание!

Это не касается взносов «на травматизм», которые по-прежнему платят в ФСС. Здесь действует другой порядок: обособленное подразделение самостоятельно платит взносы, только если выделено на отдельный баланс и имеет свой счет. В противном случае все делает головная организация.

Передавая полномочия по расчету и выплате зарплаты в подразделение, не забудьте прописать это в учетной политике.

Если у подразделения, напротив, решили забрать полномочия – об этом тоже нужно сообщить в налоговую инспекцию и отразить соответствующие изменения в учетной политике.

Ситуация 2. Полномочия по выплатам сотрудникам остались в головной организации

В этом случае считать зарплату, перечислять НДФЛ и страховые взносы, сдавать отчеты будет головная организация.

При этом платежи и отчеты по страховым взносам нужно будет отправлять по месту нахождения головной организации, а по НДФЛ в отношении сотрудников подразделения – по месту нахождения обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ, п. 2 ст. 230 НК РФ).

Отчет 6-НДФЛ сдают отдельно по каждому подразделению, даже если все они относятся к одной ИФНС. На титульном листе отчета указывают КПП и ОКТМО «обособки».

Таким образом, организация сама решает, считать зарплату и отчитываться централизованно или передать эти функции обособленным подразделениям (всем или некоторым), но платить НДФЛ и сдавать отчеты по нему нужно всегда по месту нахождения подразделения. Все это касается и вознаграждений, которые выплачивают по гражданско-правовым договорам с физлицами.

Какие трудности могут возникнуть

Если у организации много обособленных подразделений, она сдает отдельно отчеты 6-НДФЛ и 2-НДФЛ по каждому из них. Бывает, что подразделения раскиданы по всей России и нужно контактировать со множеством налоговых инспекций. Необходимо правильно настроить зарплатный учет, чтобы каждое подразделение было привязано к своей налоговой.

Трудности чаще всего связаны с переходами из одного подразделения в другое.

Пример 1

Сотрудник до 15 числа работал в одном обособленном подразделении, а с 16 числа перевелся в другое. НДФЛ за него нужно перечислить в обе налоговые инспекции с учетом фактически полученных доходов от соответствующего обособленного подразделения. Кроме того, нужно проследить, чтобы данные о выплатах этому сотруднику за соответствующий период попали в отчеты 6-НДФЛ обоих подразделений.

Пример 2

Сотрудник пишет заявление на отпуск с 1 по 15 февраля. 31 января получает отпускные, а с 1 февраля переводится в другое подразделение. В этой ситуации уплатить НДФЛ с отпускных и отразить сумму в отчете 6-НДФЛ должно первое подразделение.

Такие разъяснения содержит Письмо ФНС от 14.02.2018 № ГД-4-11/2828. Там же расписано еще несколько нестандартных ситуаций, связанных с перемещением сотрудников между подразделениями.

Если в компании практикуется перемещение сотрудников между подразделениями или совмещение с работой в головной организации, нужно четко отладить взаимодействие между кадровой службой и бухгалтерами-расчетчиками, чтобы бухгалтер знал, куда и какие суммы направлять и в каких отчетах их отражать.

Когда учет заработной платы обособленных подразделений ведется централизованно в головной организации, штатные бухгалтера часто путаются и совершают ошибки: направляют выплаты не в ту ИФНС, по какому-то подразделению платят больше или меньше положенного, платят по месту нахождения головной организации, а не подразделения и т.д.

Мы делаем специальные настройки в 1С и внимательно следим за тем, чтобы программа правильно «дробила» зарплату сотрудников по налоговым. У одного из наших клиентов 190 обособленных подразделений, разбросанных по всей России, и в каждом – полный порядок. Мы не полагаемся только на программу – все перепроверяем и, если нужно, в нестандартных ситуациях вносим корректировки вручную.

Если у вас есть обособленные подразделения – не создавайте себе лишних проблем. Передайте расчет зарплаты на аутсорсинг в 1С-WiseAdvice, и тогда в расчете зарплаты сотрудников подразделений и уплате «зарплатных» налогов будет полный порядок.

Заказать услугу

Как посчитать НДФЛ и взносы верно

Источник: Журнал «Главбух»

Правила расчета НДФЛ

В сумму дохода работника входит оплата труда (подп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ). Она может состоять не только из денежной, но и из натуральной части. В последнем случае доход определяют как стоимость переданного работнику товара, продукции или услуг по рыночным ценам с учетом налога на добавленную стоимость. Такой вывод можно сделать на основании пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса РФ.

Зарплату работника-нерезидента облагают налогом по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ). Признак, по которому определяют статус сотрудника, – период нахождения в России. Если в совокупности это не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то его уже нельзя отнести к нерезидентам. И тогда к зарплате работника нужно применять ставку 13 процентов и при наличии на то законных оснований предоставить за каждый месяц с начала года стандартные налоговые вычеты двух видов: на него самого и на детей.

Первая группа льгот положена только таким категориям граждан, как участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалиды Великой Отечественной войны, Герои СССР и России и др. Им вычет предоставляют в размере 3000 или 500 руб. (подп. 1, 2 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ).

Конкретная величина зависит от того, к какой категории льготников человек относится. Например, вычет для чернобыльцев составит 3000 руб. Причем он не изменится и в случае, если такому работнику одновременно положена льгота в размере 500 руб.

Вторая группа вычетов – на ребенка до 18 лет, а если он студент очной формы обучения, то до 24 лет. Их предоставляют родителям, в том числе приемным, усыновителям, опекунам или попечителям (подп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ). Например, на первого и второго ребенка ежемесячные необлагаемые суммы составят 1400 руб., а на третьего и каждого последующего – 3000 руб. Но эти вычеты можно применять только до тех пор, пока доход с начала года не превысит 280 000 руб.

Пример

Заработная плата работника, имеющего ребенка, – 50 000 руб. С учетом стандартного вычета сумма к выплате составит 43 682 руб. (50 000 руб. – (50 000 руб. – 1400 руб.) × 13%). После этого из нее, если для этого есть основания, могут быть удержаны алименты, оплата кредита, обучения и т. д. Такие суммы в отличие от стандартных вычетов не уменьшают налоговую базу. Основание – пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ.

Предусмотрены также социальные, имущественные и профессиональные вычеты. Социальные предоставляют по следующим расходам (подп. 1–5 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ):

  • на благотворительные цели и пожертвования;
  • на обучение;
  • на медицинские услуги и лекарства;
  • на негосударственное, пенсионное обеспечение, а также добровольное пенсионное страхование;
  • на добровольное страхование жизни;
  • на уплату дополнительных взносов на накопительную пенсию.

Имущественные вычеты положены работнику, например, при продаже имущества или его выкупе государством, а также если он построил или приобрел жилье или купил земельный участок.

Право на профессиональный вычет есть у лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам. Его размер равен сумме документально подтвержденных данным сотрудником своих расходов по таким работам (п. 2 ст. 221 Налогового кодекса РФ). Профессиональными вычетами могут воспользоваться и главы хозяйств, при условии что они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Тогда они сами рассчитывают и уплачивают налог и имеют право на вычет в сумме фактических документально подтвержденных расходов (п. 1 ст. 221, подп. 1 п. 1 ст. 227 Налогового кодекса РФ).

Особенности удержания налога

Датой получения дохода в виде зарплаты считают:

  • день передачи товаров, продукции, услуг в виде натуральной оплаты;
  • последний день месяца, за который начислена зарплата;
  • последний день работы в случае увольнения до окончания месяца.

Рассчитывать и удерживать налог с заработной платы нужно один раз в месяц – при окончательном расчете дохода. Данная позиция изложена в письме Минфина России от 18 апреля 2013 г. № 03-04-06/13294.

Заплатить налог нужно не позднее того дня, когда компания снимет в банке деньги на выплату зарплаты или перечислит их сотруднику.

Отдельно рассмотрим вопрос о дате дохода в виде отпускных. Такие суммы, как и аванс, могут выдавать в течение месяца. В этом случае налог не уплачивают. Ведь пока не окончен месяц, нельзя определить доход в виде оплаты труда. Однако отпускные не привязаны к другим доходам. И кроме того, начисления по заработной плате известны только в конце месяца, а по отпускным – перед их выдачей.

Данный подход подтверждают судьи. В постановлении Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2012 г. № 11709/11 указано: чтобы определить налог по отпускным, не важен размер других доходов, полученных в течение этого месяца. Поэтому судьи посчитали, что нет препятствий для того, чтобы перечислять налог по правилам пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ. То есть не позднее дня, когда хозяйство получило деньги на зарплату в банке или перечислило ее по безналичному расчету.

Аналогичную позицию занимают и чиновники. В письме Минфина России от 24 января 2008 г. № 03-04-07-01/8 отмечено, что дату дохода по отпускным нужно определять в соответствии с нормой подпункта 1 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса РФ. То есть это день их выплаты. А уже по окончании месяца компания должна рассчитать сумму налога нарастающим итогом исходя из общего дохода с учетом оплаты труда и отпускных (письмо Минфина России от 15 ноября 2011 г. № 03-04-06/8-306).

Кроме того, есть еще два вида доходов, по которым, согласно разъяснениям чиновников, нужно начислить налог:

  • доплата до среднего заработка в сумме, превышающей максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (письмо Минфина России от 6 мая 2009 г. № 03-03-06/1/299);
  • оплата дополнительных отпусков, предоставляемых персоналу, занятому на работах с вредными или опасными условиями труда (письмо Минфина России от 6 мая 2013 г. № 03-04-06/15555).

И последнее замечание. С суммы денежной компенсации за нарушение срока выдачи зарплаты налог не взимают. Основание – пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Так рассудили финансисты в письме Минфина России от 26 октября 2009 г. № 03-04-05-01/765.

Порядок начисления взносов

Выплаты и вознаграждения, которые начисляют работнику по трудовому или гражданско-правовому договору, облагают страховыми взносами. Предмет таких договоров – выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ; далее – Закон № 212-ФЗ).

В то же время перечень необлагаемых сумм определен в статье 9 данного закона. В частности, к ним относят государственные пособия или предусмотренные законодательством компенсационные выплаты за выполнение трудовых обязанностей. Если выплата не поименована в данном списке, то сэкономить на взносах не получится. Например, по этой причине их нужно начислить на сумму компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы (п. 3 письма Минздравсоцразвития России от 15 марта 2011 г. № 784-19).

Ставки по взносам установлены в процентах от начисленного вознаграждения. В период с 2015 по 2016 год они составляют (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ): в ПФР – 22 процента; в ФСС России – 2,9 процента; в ФФОМС – 5,1 процента. К этому нужно добавить, что в 2015 году уже нельзя применять один лимит для всех фондов. По каждому из видов начислений теперь действуют разные правила.

Так, указанный тариф взносов в ФСС России применяют в пределах определенного для них лимита базы, а с суммы превышения взносы не уплачивают (ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Тариф 22 процента для Пенсионного фонда РФ также действует в пределах установленной базы. Однако если она превышена, то, в отличие от нулевого тарифа Фонда соцстрахования, в этом случае надо продолжать уплачивать взносы, правда, по ставке 10 процентов (п. 1 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ). А для отчислений на обязательное медицинское страхование предел базы вообще отменен. В результате взносы рассчитывают по ставке 5,1 процента со всех выплат работникам независимо от их суммы.

В 2015 году необходимо использовать следующие показатели предельных величин (постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. № 1316):

  • по пенсионным взносам – 711 000 руб.;
  • по взносам в Фонд социального страхования РФ – 670 000 руб.

А нужно ли облагать сумму выплаченного вознаграждения за труд также и взносами на травматизм? Как и в случае с правилами Закона № 212-ФЗ, их начисляют при следующих условиях (п. 1 ст. 20.1, ст. 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ):

  • сотрудник состоит в трудовых отношениях с компанией, выполняя работы или оказывая услуги для нее по трудовому или гражданско-правовому договору;
  • выплата не входит в список необлагаемых сумм.

Минимальное значение тарифа для взносов на травматизм – 0,2 процента – соответствует 1-му классу профессионального риска, а максимальное – 8,5 процента – последнему, 32-му. Все зависит от деятельности, которую ведет хозяйство. Предельная величина базы по данному виду взносов не установлена. Поэтому их начисляют по одному и тому же тарифу в течение всего года.

Совмещение обычных и вредных условий

Для некоторых категорий работников трудовую пенсию по старости назначают ранее достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для таких сотрудников статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ предусмотрены дополнительные тарифы взносов.

Например, в сельском хозяйстве это касается женщин, которые работают трактористами. Им положена досрочная пенсия (п. 3 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ). В 2015-м и в последующие годы с выплат таким работникам нужно начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу в размере 6 процентов (ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Дополнительные тарифы можно установить и на основании результатов специальной оценки условий труда (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). В этом случае конкретные ставки определены частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. Если работа признана опасной, дополнительный тариф составит 8 процентов, а если вредной, то от 2 до 7 процентов в зависимости от степени вредности.

При расчете взносов по доптарифу каких-либо исключений для доходов не предусмотрено. Учитывают премии, годовое вознаграждение, материальную помощь, оплату отпуска, в том числе единовременное поощрение к нему, и другие выплаты. Но нужно помнить: применение дополнительного тарифа зависит от момента начисления, а не от периода, за который оно сделано. Данный вывод следует из письма Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727.

Тем не менее зачастую возникают вопросы, как совместить обычные начисления с теми, которые необходимо сделать по дополнительным тарифам. На некоторые из них специалисты Минтруда России дали такие ответы.

1. Сотрудник в течение месяца не был занят на работах с вредными и опасными условиями, и этот период не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Тогда страховые взносы по дополнительным тарифам начислять не нужно (письмо от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415).

2. Работник совмещает обычные и вредные условия труда. В данном случае расчет производят пропорционально фактически отработанному количеству дней на вредных или опасных работах. Базой послужит та часть выплат, которая относится к периоду, отработанному сотрудником непосредственно в особых условиях (письмо от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309).

Вот мы и расмотрели, как посчитать НДФЛ и взносы верно.

Уплата страховых взносов обособленным подразделением

Главная — Статьи

  • Закон и разъяснения чиновников
  • Оформление наделения полномочиями
  • Форма сообщения
  • Иные особенности

На первый взгляд правила исчисления и уплаты страховых взносов, установленные главой 34 НК РФ, почти не отличаются от положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Закон N 212-ФЗ). Но именно «почти».

Так, Закон N 212-ФЗ предписывал обособленному подразделению страхователя исполнить обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, при условии что у подразделения есть счет в банке и отдельный баланс, а также если им начислялись выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Если приведенные условия не выполнялись, то уплату взносов и представление отчетности за обособленное подразделение производила головная организация по своему местонахождению (в том числе если обособленное подразделение находилось за пределами территории РФ (п. 14 ст. 15 Закона N 212-ФЗ)).

Пункт 11 статьи 431 НК РФ также обязывает организацию уплачивать страховые взносы и представлять расчет по страховым взносам (форма расчета утв. Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@):

  • по месту своего нахождения и
  • по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Дата представления указанного расчета — не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые опять же начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 7 ст. 431 НК РФ). Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 423 НК РФ).

Иных норм, касающихся обязанностей обособленных подразделений, находящихся на территории РФ, в части страховых взносов в главе 34 НК РФ нет.

Закон и разъяснения чиновников

Понятие обособленного подразделения и его отличительные признаки даны в абзаце 20 пункта 2 статьи 11 НК РФ. Местом нахождения обособленного подразделения российской фирмы считается место осуществления этой организацией деятельности через свое подразделение (абз. 18 п. 2 НК РФ).

Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса указанной организации (письмо Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702). Оборудованием стационарного рабочего места считается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (письмо Минфина России от 14.06.2016 N 03-02-07/1/36019). Рабочим считается место, где работник должен находиться (или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой) и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). Форма организации работ — вахта или командировка, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте правового значения в данном случае не имеет.

С 1 января 2017 года статья 23 НК РФ, которой определялись обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов, дополнена пунктом 3.4, устанавливающим обязанности плательщиков страховых взносов (подп. «б» п. 17 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, далее — Закон N 243-ФЗ).

Среди таковых обозначена для организаций обязанность сообщения в свой налоговый орган о наделении обособленного подразделения, созданного на территории РФ, полномочиями начислять выплаты (вознаграждения) физическим лицам (о лишении таких полномочий). И о наделении полномочиями, и о лишении их необходимо сообщать в течение одного месяца со дня наделения (лишения) (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Если создаваемое обособленное подразделение не наделяется соответствующими полномочиями, то сообщать в налоговый орган об этом не надо (письма Минфина России от 28.12.2016 N 03-04-12/78677, от 12.01.2017 N 03-15-06/679). В таком случае и уплата страховых взносов, и представление расчетов за обозначенное обособленное подразделение производятся организацией по месту нахождения головного подразделения.

Если организация, имеющая обособленные подразделения, до 1 января 2017 года в централизованном порядке начисляла выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, уплачивала страховые взносы, представляла расчеты и данный порядок не изменился после 1 января, то уплата страховых взносов и представление расчетов в текущем году производятся такой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения.

Если уплата страховых взносов и представление расчетов в прошлом году осуществлялись раздельно самой организацией и ее обособленными подразделениями и данный порядок не изменился после 1 января, то с 2017 года взносы уплачиваются по-прежнему раздельно. Уведомлять налоговые органы о наделении обособленных подразделений соответствующими полномочиями не надо.

Если же с 2017 года организация переходит на централизованное исчисление и уплату страховых взносов, то она обязана уведомить налоговый орган о лишении обособленных подразделений соответствующих полномочий. Отчетность по страховым взносам такая организация представляет только в налоговый орган по месту своего нахождения (письмо Минфина России от 06.03.2017 N 03-15-10/12652).

Обязанность по сообщению в налоговые органы о зарегистрированных плательщиках страховых взносов — обособленных подразделениях российских организаций, которые самостоятельно осуществляли начисление выплат и иных вознаграждений физическим лицам по состоянию на 1 января 2017 года, согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 243-ФЗ возложена на территориальные органы ПФР.

Оформление наделения полномочиями

Ни законодательство о страховых взносах, ни НК РФ не уточняют, какими документами должен подтверждаться факт наделения обособленного подразделения рассматриваемыми полномочиями. Логично предположить, что этот факт оформляется внутренним распорядительным документом организации, например:

  • положением о филиале (представительстве, ином обособленном подразделении), утвержденным приказом руководителя организации;
  • специальным приказом руководителя организации о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам.

В первом случае обособленное подразделение получает полномочия с момента своего образования, во втором — с даты, указанной в приказе или распоряжении руководителя организации.

Если руководство сочтет нецелесообразным дальнейшее осуществление соответствующих полномочий, то следует издать приказ о лишении обособленного подразделения полномочий по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. И соответственно, в течение месяца сообщить об этом в свою налоговую инспекцию.

Желательно, чтобы дата начала осуществления начислений обособленным подразделением выплат и вознаграждений физическим лицам приходилась на первое число календарного месяца. Именно с этого момента плательщик должен представлять расчеты по страховым взносам по месту нахождения организации и месту нахождения обособленного подразделения.

Если дата придется на первое число квартала, то организации не придется представлять отчетность по страховым взносам по месту нахождения обособленного подразделения за предыдущий отчетный период.

Форма сообщения

Форма сообщения для российских организаций, которые наделяют обособленные подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам (и о лишении их таких полномочий), утверждена Приказом ФНС России от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@. Этим же Приказом также утверждены формат представления сообщения в электронной форме и порядок заполнения сообщения (приложения 1, 4 и 7 к Приказу).

В представляемом сообщении организации необходимо заполнить как минимум две страницы: титульную и сведения об обособленном подразделении (филиале, представительстве).

Общие требования к заполнению данной формы идентичны общим требованиям при заполнении налоговых деклараций и налоговых расчетов.

Страницу «Сведения об обособленном подразделении (филиале, представительстве)» следует заполнять отдельно в отношении каждого подразделения, филиала или представительства, которое наделяется или, напротив, лишается полномочий производить выплаты физическим лицам.

На каждый случай наделения полномочиями и лишения их составляется отдельное сообщение.

На каждой странице сведений об обособленном подразделении в полях «ИНН» и «КПП» указываются ИНН и КПП организации, присвоенные ей при постановке на учет по месту нахождения. Обособленное подразделение, которому осуществляется наделение, представляется кодом:

  • 1 — если это филиал организации;
  • 2 — соответствует представительству;
  • 3 — иному обособленному подразделению.

Указывается информация, непосредственно относящаяся к обособленному подразделению (КПП, наименование (при наличии), адрес).

На каждой странице проставляется подпись лица, подтверждающего достоверность сведений (руководителя организации или представителя), и дата. Затем все страницы нумеруются, начиная с 002 и т.д. Полученный результат с добавлением единицы заносится в соответствующее поле титульной страницы.

Пример 1. Организация наделяет полномочиями производить выплаты физическим лицам два обособленных подразделения.
Направляемое в налоговый орган уведомление должно содержать три страницы: титульную и две страницы сведений.

На титульной странице сообщения приводятся данные об организации (наименование в соответствии с учредительными документами, ИНН, КПП, ОГРН). В поле «Количество обособленных подразделений (включая филиалы, представительства)» приводится число подразделений, в отношении которых заполняется сообщение.

Окончание примера 1. При наделении полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам двух обособленных подразделений в поле «Количество обособленных подразделений (включая филиалы, представительства)» указывается 2—.

В поле «Сообщает» необходимо указать одну из цифр:

  • 1 — если сообщается о наделении подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам;
  • 2 — если подразделение, напротив, лишается таких полномочий.

В разделе «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем сообщении, подтверждаю» следует указать:

  • 1 — если сообщение подписывает руководитель организации;
  • 2 — когда подпись под сообщением ставит представитель организации.

Во втором случае к сообщению требуется приложить копию документа, подтверждающего права представителя (доверенности и т.п.). В этом же разделе приводятся полностью его Ф.И.О. и ИНН.

Сообщение может быть представлено как на бумажном носителе (лично, через представителя, по почте), так и в электронной форме.

Иные особенности

Организация, имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, вправе выбрать для постановки на учет налоговый орган по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений (п. 4 ст. 83 НК РФ). В то же время такой выбор не отменяет обязанности, установленной пунктом 7 статьи 431 НК РФ, т.е. обязанности представлять расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого обособленного подразделения, осуществляющего начисление выплат и вознаграждений (письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-02-07/1/67974).

Если обособленное подразделение лишено полномочий начисления выплаты и вознаграждений, то страховые взносы за последний месяц уплачиваются по месту нахождения обособленного подразделения не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем такого лишения. Платежные поручения на перечисление страховых взносов при этом заполняются в обычном порядке.

Расчет по страховым взносам за период с начала текущего года по день лишения обособленного подразделения подается в налоговую инспекцию по месту учета обособленного подразделения. Его желательно представить одновременно с сообщением о лишении подразделения соответствующих полномочий.

Если обособленные подразделения расположены за пределами России, то уплата страховых взносов и представление расчетов по ним осуществляются организацией по месту своего нахождения (п. 14 ст. 431 НК РФ).

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, как было сказано выше, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

Пример 2. Обособленным подразделением организации в июне текущего года работникам в виде выплат и вознаграждений начислено 143 239 руб., в том числе пособие по временной нетрудоспособности — 7 239 руб. За январь — май сумма начислений составила 664 629 руб., в том числе пособие по временной нетрудоспособности — 7 629 руб., оплачиваемое за счет бюджета ФСС России. Подразделением за период с начала года по май включительно начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — 144 540 руб., на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — случай ВНиМ) — 19 053 руб., на обязательное медицинское страхование — 33 507 руб. Организацией при начислении страховых взносов используются общие их тарифы.
По итогам каждого календарного месяца организацией производится исчисление страховых взносов. Искомая сумма определяется как произведение базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов. Причитающаяся же к уплате сумма страховых взносов равна разности между исчисленными суммами за рассчитываемый период и периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 1 ст. 431 НК РФ).
Размер базы страховых взносов на ОПС, на случай ВНиМ и ОМС за январь — июнь — 739 000 руб. ((664 629 — 7 629) — (143 239 — 7 239)). Исходя из этого за первое полугодие обособленным подразделением начислено в ПФР 174 460 руб. (739 000 руб. x 22%), в ФСС России — 22 997 руб. (739 000 руб. x 2,9%), в ФФОМС — 33 507 руб. (739 000 руб. x 5,1%).
Перечислению же за июнь подлежат в ПФР 22 920 руб. (174 460 — 144 540), в ФСС России — 3 944 руб. (22 997 — 19 053), в ФФОМС — 6 936 руб. (40 443 — 33 507).
В июне обособленным подразделением выплачено работнику пособие по временной нетрудоспособности 7 239 руб. Величина страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ уменьшается на сумму произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения (п. 2 ст. 431 НК РФ).
Размер выплаченного пособия превосходит сумму, причитающуюся к уплате за июнь (7 239 > 3 944). При превышении величины произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ общей суммы исчисленных страховых взносов по этому виду социального страхования полученная разница подлежит зачету в счет предстоящих платежей. Налоговый орган осуществляет такой зачет на основании полученного от территориального органа ФСС России подтверждения заявленных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период (п. 9 ст. 431 НК РФ).
Начисление выплат и вознаграждений работникам обособленного подразделения, сумм страховых взносов и перечисление их на счета Федерального казначейства сопровождаются следующими записями:

Дебет 20, 26 Кредит 70

  • 130 000 руб. (143 239 — 7 239) — начислена заработная плата работникам подразделения за июнь и пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни работника;

Дебет 69, субсчет «Расчеты по страховым взносам на случай ВНиМ», Кредит 70

  • 7 239 руб. — начислено пособие по временной нетрудоспособности, уплачиваемое за счет средств бюджета ФСС России;

Дебет 20, 26 Кредит 69, субсчет «Расчеты по страховым взносам на ОПС»,

  • 22 920 руб. — начислены страховые взносы на ОПС за июнь;

Дебет 20, 26 Кредит 69, субсчет «Расчеты по страховым взносам на случай ВНиМ»,

  • 3 944 руб. — начислены страховые взносы на случай ВНиМ за июнь;

Дебет 20, 26 Кредит 69, субсчет «Расчеты по страховым взносам на ОМС»,

  • 6 936 руб. — начислены страховые взносы на ОМС за июнь;

Дебет 69 «Расчеты по страховым взносам на ОПС» Кредит 51

  • 22 920 руб. — перечислены денежные средства в счет уплаты страховых взносов на ОПС;

Дебет 69 «Расчеты по страховым взносам на ОМС» Кредит 51

  • 6 936 руб. — перечислены денежные средства в счет уплаты страховых взносов на ОМС.

Уплатить приведенные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, 22 920 и 6 936 руб., обособленному подразделению необходимо до 17 июля по месту своего нахождения.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений (п. 13 ст. 431 НК РФ).

Окончание примера 2. Уточним условие: общие суммы выплат и вознаграждений работникам организации составили за июнь — 429 239 руб., за январь — май — 2 027 341 руб. В этих суммах учтены суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемые за счет бюджета ФСС России, соответственно 7 629 и 22 341 руб. Исчисленные суммы страховых взносов головным подразделением на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ за январь — май — 296 560, 39 092 и 68 748 руб. соответственно, начисленные суммы доходов работникам организации за первое полугодие не достигли предельной величины базы страховых взносов на случай ВНиМ.
Следование приведенной норме пункта 13 статьи 431 НК РФ обязывает организацию вначале определить размеры баз для исчисления страховых взносов по указанным видам обязательного страхования за первое полугодие. Размеры баз при этом будут одинаковыми, поскольку организацией не заключались с физическими лицами договоры гражданско-правового характера. Искомая величина определяется как разность между общей суммой выплат и вознаграждений — 2 456 580 руб. (2 027 341 + 429 239) и совокупностью выплаченных пособий по временной нетрудоспособности: 29 580 руб. (22 341 + 7 629) — 2 427 000 руб. (2 456 580 — 29 580).
Следующим шагом становится исчисление соответствующих величин страховых взносов по видам страхования за полугодие: 533 940 руб. (2 427 000 руб. x 22%), 70 383 руб. (2 427 000 руб. x 2,9%) и 123 777 руб. (2 427 000 руб. x 5,1%).
За январь — май по организации были начислены страховые взносы на ОПС в сумме 441 100 руб. (296 560 + 144 540), на случай ВНиМ — 58 145 руб. (39 092 + 19 053), на ОМС — 102 255 руб. (68 748 + 33 507).
Следовательно, по организации в целом за июнь подлежат уплате в виде страховых взносов на ОПС 92 840 руб. (533 940 — 441 100), на случай ВНиМ — 12 238 руб. (70 383 — 58 145), на ОМС — 21 522 руб. (123 777 — 102 255).
Суммы страховых взносов по рассматриваемым видам обязательного страхования, которые подлежат уплате по месту нахождения головного подразделения организации за июнь, составят соответственно 62 920 руб. (92 840 — 22 920), 8 294 руб. (12 238 — 3 944) и 14 586 руб. (21 522 — 6 936). Их надлежит перечислить до 17 июля 2017 года.

Не совсем понятно предназначение приведенной нормы пункта 13 статьи 431 НК РФ, если:

  • ни общая сумма выплат и вознаграждений работникам и иным физическим лицам в целом по организации,
  • ни размеры баз для исчисления страховых взносов на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ в целом по организации,
  • ни начисленные суммы страховых взносов по рассматриваемым видам обязательного страхования в целом по организации —

в отчетных документах по страховым взносам, представляемых в налоговые инспекции, не фигурируют.

В подаваемом в ИФНС России по месту учета организации расчете по страховым взносам (утв. Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@) будут приведены сумма выплат и вознаграждений работникам и иным физическим лицам, размеры баз по исчислению страховых взносов на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ, начисленные суммы страховых взносов, которые определяются по начислениям головного подразделения организации.

Рассматриваемая норма впервые была озвучена в главе 24 НК РФ «Единый социальный налог» (абз. 3 п. 8 ст. 243 НК РФ), затем была повторена в пункте 14 статьи 15 Закона N 212-ФЗ. При этом во время действия и главы 24 НК РФ, и Закона N 212-ФЗ указанные суммы выплат и вознаграждений, размеры баз и начисленные суммы страховых взносов по юридическому лицу в целом в отчетных документах, представляемых организацией-налогоплательщиком (страхователем) контролируемым органам по месту своего учета, не приводились.

Теперь же данная норма «успешно» перекочевала в главу 34 НК РФ.

Рассматриваемая норма все же поспособствует определению совокупной суммы выплат работника, который в течение календарного года осуществлял трудовые функции и в головном подразделении, и в обособленном. А это может повлиять на порядок начисления страховых взносов, если доход работника, исчисленный с начала расчетного периода, превысит предельные величины баз для исчисления страховых взносов на ОПС и социальное страхование на случай ВНиМ — 876 000 и 755 000 руб. соответственно (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 N 1255).

Страховые взносы с выплат и вознаграждений, превысивших предельную величину базы на случай ВНиМ, не начисляются (п. 3 ст. 421 НК РФ), а пенсионные взносы взимаются по меньшему тарифу — 10% (п. 1 ст. 426 НК РФ).

Экономические субъекты, которые осуществляют выплаты и вознаграждения физическим лицам, в силу пункта 1 статьи 226 НК РФ признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. Налоговые агенты — резиденты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Пункт 2 статьи 230 НК РФ предписывает указанным налоговым агентам представлять:

в отношении работников этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших соответствующие договоры.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из величин:

  • дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также
  • дохода, начисляемого и выплачиваемого по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Перечислять НДФЛ с доходов в отношении работников обособленного подразделения и указанных физических лиц налоговым агентам следует в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения.

Приведенные нормы главы 23 НК РФ с первого взгляда идентичны рассматриваемым нормам главы 34 НК РФ. В то же время никаких специальных норм для налоговых агентов частью первой НК РФ не установлено. В силу особенностей норм законодательства о налогах и сборах порядок и место представления отчетности по страховым взносам и налогу на доходы физических лиц различны (письмо ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2682@).

Страхователи-работодатели ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4 — ФСС, утв. Приказом ФСС России от 26.09.2016 N 381) (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее — Закон N 125-ФЗ).

Регистрация страхователей — юридических лиц осуществляется в территориальных органах страховщика после представления налоговиками в территориальные органы ФСС сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, т.е. по месту регистрации юридического лица (подп. 1, 2 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ).

Обособленные подразделения юридических лиц регистрируются в качестве страхователей по месту их нахождения, если:

  • им для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и
  • они начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, —

на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения.

Одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организации регистрируются по месту нахождения обособленных подразделений в территориальных органах ФСС России в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Страхователи — юридические лица обязаны сообщать в территориальные органы ФСС России:

  • о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений;
  • закрытии счета в банке (иной кредитной организации), открытого для осуществления деятельности обособленным подразделением;
  • прекращении полномочий обособленного подразделения по ведению отдельного баланса или по начислению выплат и иных вознаграждений физическим лицам (п. 13 ст. 17 Закона N 125-ФЗ).

Обособленные подразделения страхователей, которые имеют счета для совершения операций и начисляют выплаты, вознаграждения, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей) и представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по месту своего нахождения (п. 11 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ).

При закрытии счета уплата страховых взносов «на травматизм», исчисленных с выплат и вознаграждений работников обособленного подразделения, осуществляется головным подразделением по месту нахождения организации.

Как видим, имеются различия в нормах законодательства о налогах и сборах и страховых взносов «на травматизм». В связи с чем не исключена вероятность, что порядки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и вознаграждений работников обособленных подразделений:

  • на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование и
  • на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний —

будут различными.