Остаток топлива в баке

Акт снятия остатков топлива в баках автомобилей

Акт снятия остатков топлива в баках автомобилей применяется для контроля за использованием ГСМ водителями. Каждое предприятие устанавливает своей учетной политикой правила и сроки выполнения контрольных функций. Данная норма особо важная для организации порядка и достоверности в учете ГСМ. Проверка наличия топлива производится комиссией, которая назначается руководителем и состоит из начальников подразделений, бухгалтерии, а также технических работников. Снятие остатков производится ежемесячно.

По данным акта составляется ведомость, где устанавливается результат использования ГСМ за месяц.

Данный акт оформляется в одном экземпляре и заполняется вручную или средствами компьютерной техники. При занесении сведений необходимо указать дату, на которую документ составляется, состав комиссии.

В таблицу вносятся следующие сведения:

  • марка ГСМ;
  • наименование емкости;
  • фактическое наличие ГСМ (количество и единица измерения);
  • сколько было заправлено в текущем месяце;
  • сколько было израсходовано по отчетным документам;
  • расчетный остаток.

При заполнении формы используется ведомость учета выдачи ГСМ.

Далее вписываются итоговые данные об остатках ГСМ и указывается конечный результат (излишки или недостача). В конце акта ставят подписи председатель и члены комиссии.

Сведения из акта используются при оформлении журналов, ведомостей и карточки учета расхода ГСМ автомобилем. Остаток топлива передается на хранение материально-ответственному лицу. Данный факт должен быть отражен в акте.

Для того, чтобы получить возможность включения горюче-смазочные материалов в состав расходов по налоговому учёту, необходимы первичные документы, подтверждающие факт использования их предприятием по прямому назначению. Одним из видов учёта расходов ГСМ является их списание по путевым листам.

Первичная документация

ГСМ в целях первичного учёта признаются:

  • бензин;
  • ДТ;
  • газ (сжиженный, сжатый, нефтяной).

А также специализированные смазочные материалы и жидкости технического назначения (моторные масла, антифризы, специальные смазки).

Перед выездом на маршрут в бак автотранспортного средства заливается количество топлива, которое называется нормативным. Для каждой марки машины в отдельности это количество определяется в соответствии с нормой, утверждённой локальным актом (приказом) по предприятию. Выданное топливо заносится в специальный проездной лист водителя – путёвку. В ней проставляется количество топлива на момент выезда из гаража, пробег (км) и остаток бензина, ДТ или газа в баке по завершении сменного задания. Путёвка представляет собой основной бухгалтерский документ, подтверждающий количество израсходованных водителем в пути ГСМ для последующего списания.

Бухгалтерии предприятий (организаций, учреждений), где автотранспорт прямым образом связан с основной деятельностью (перевозки пассажиров, грузов и пр.), должны использовать в повседневной работе первичные бумажные документы, форма и реквизиты которых утверждены приказом Минтранса. Номер этого документа – 152, утверждён он 18 сентября 2008 года (с учётом изменений, внесённых последующими приказами – от 18.01.2017 №17, от 07.11.2017 №476).

Скачатьбланк Путевой лист легкового автомобиля (Форма № 3)

Если автотранспорт используется на предприятии в управленческих целях, либо для организации производства, для учёта и контроля его работы можно использовать путевые листы, разработанные на основании двух законодательных актов:

  • закона №259-ФЗ (п.14 ст.2);
  • закона о бухучёте и отчётности №402-ФЗ.

Скачатьбланк Путевой лист грузового автомобиля (Форма № 4-П)

Как правило, в предпринимательской деятельности менеджментом предприятий используется форма, утверждённая Постановлением Госкомстата №78: форма 3 – для легкового транспорта, форма 4-П – для грузовых автомобилей.

Использование путевых листов

В формах листов, которые утверждены 78-м Постановлением, есть графы, предназначенные для занесения информации о том, сколько топлива фактически использовал водитель во время рейса: остаток до его начала, расход при выполнении обозначенного в документе путевого задания, остаток по возвращении автотранспортного средства в гараж.

Тем, кто использует путёвки, основываясь на приказе №152, проставлять в них данные о движении ГСМ не обязательно. Фактическое количество израсходованного топлива – это разница между показаниями спидометра на момент выезда и возвращения, то есть исходя из километража.

Если форма ПЛ разработана на предприятии, нормативный объём израсходованных материалов рассчитывается также с помощью методики, установленной Минтрансом в распоряжении АМ-23-р. Им установлены нормы по расходованию топлива автотранспортом различных марок и моделей.

То есть, для списания с целью включения в первичный учёт в качестве затрат периода, за который составляется отчёт, используются два метода расчёта количества использованного топлива:

  1. фактический;
  2. нормативный.

Исключение составляет использование для заправки специализированной техники (бензопил, мотоблоков, и пр.). В этом случае вместо путевого листа составляется акт на списание.

Алгоритм действий бухгалтера

Аналогично прочим производственным запасам предприятия, горючее и различные виды смазки учитываются в бухучёте, исходя из их фактической стоимости. Расходы являются элементом раздела II ПБУ 5/01. Принять топливо в состав учёта можно на основании двух типов бумаг, которые прилагаются к авансовому отчёту:

  1. Чеки автозаправочной станции (если топливо приобретается на маршруте за «наличку»).
  2. Топливные талоны (при покупке по безналичному расчёту согласно договору между предприятием и фирмой-поставщиком).

Кроме того, водители могут покупать бензин или дизтопливо в пути, используя выданную на предприятии топливную карту. При использовании такого способа учёт ведётся по факту получения предприятием отчёта о количестве залитого в бак топлива от эмитента карты. Для списания используются два метода (раздел III ПБУ 5/01):

  • средняя себестоимость;
  • ФИФО (себестоимость ранее приобретённого количества запасов).

Третий метод, указанный в ПБУ (отдельный расчёт себестоимости всех единиц ТМЦ) в учёте ГСМ не применяется. Наиболее часто бухгалтерами используется первый метод. В этом случае стоимость остатка суммируется со стоимостью поступления, а затем делится на общий остаток на день оформления учёта ( в килограммах или литрах).

Бухучёт

Учёт в бухгалтерии ведётся по субсчёту «Топливо» (10-3) счёта «Запасы» (10) следующим образом:

  • дебет – приход;
  • кредит – списание.

Алгоритм: предварительно рассчитанное количество топлива перемножается со стоимостью учёта единицы в составе запасов. Итог списывается – Дт 20 (или других материальных счетов, а также 44) Кт 10-3.

Налоговый учёт

В отношении порядка формирования расходов по путёвкам есть несколько нюансов.

Первый. Нужно определить вид расходов, в составе которых учитывается факт списания (материальные или прочие). П.п.5 п.1 ст.254 предусматривает их включение в материальные затраты. Условие – товарно-материальные ценности (топливо, масла, смазки, и другие специализированные материалы) должны использоваться для технологических нужд. Другие первичные документы – передвижение транспорта, выполняющего непроизводственные задачи – входят в состав прочих расходов.

Для тех предприятий, где перевозка грузов и пассажиров – основной вид деятельности, 100 % затрат ГСМ, списываемых в налоговый учёт по путёвкам водителей являются материальными.

Второй. Требуется ли нормировать расходы в налоговом учёте? Законодатель прямо не говорит о том, что 100 % расходов может быть признано таковыми, основываясь лишь на их фактическом потреблении. Минфин в многочисленных письмах подтверждает, что количество топлива можно рассчитывать в соответствии с распоряжением №AM-23-р. То есть, обосновывая затраты, количество которых определено математическим путём.

Итак, расход можно определять и по нормативному количеству, и по фактическим затратам. Следует помнить, что пунктом 6 вышеуказанного распоряжения установлено, что субъекты имеют право самостоятельно разрабатывать, утверждать локальными актами и корректировать нормы расхода.

В кодексе нет прямых пояснений по этому поводу. Если они установлены организацией самостоятельно, превышены и учтены как понесённые сверх нормы, налоговый орган вправе не считать их расходами отчётного периода.

Пример списания по путевым листам

В качестве показательного расчёта количества списанных товарно-материальных ценностей по путёвкам можно привести следующий пример. Юридическое лицо (общество с ограниченной ответственностью) осуществило в сентябре 2018 года закупку и списание топлива (бензин). Количество – 100 л, цена за литр – 38 руб., без НДС. До осуществления сделки остаточный запас топлива той же марки на складе предприятия составлял 50 л, себестоимость – 44 руб./л.

Закупленный бензин по распоряжению руководителя использован для заправки автомобиля «Калина». Машина используется на служебных перевозках персонала. Приказом об учётной политике предприятия установлено, что материалы оцениваются в бухгалтерском учёте на основании метода СБС.

Поступление ГСМ

  • оприходован бензин на сумму 3800 руб. (Дт 10 Кт 60)
  • отражён налог на добавленную стоимость в сумме 684 руб. (Дт 19 Кт 60)

Средняя себестоимость бензина на предприятии за период составила

(50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

Cписание по факту

Данные путевого листа о количестве топлива:

  • на начало – 10 л;
  • выдано для использования – 30 л;
  • на конец – 20 л.

Несложный расчёт показывает, что использовано 20 л., то есть списать необходимо

20 л × 40 руб. = 800 руб. (Дт 26 Кт 10)

Cписание по норме

Данные полученного бухгалтерией документа с показаниями спидометра:

  • на начало рейса – 2500 км;
  • на конец рейса – 2550 км.

Таким образом, пробег составил 50 км.
Формула расчёта расхода (п.7 раздела II распоряжения №AM-23-р):

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где: Qн – норматив расхода, л;
Hs – базовая норма (на 100 км пробега);
S – фактический пробег, км;
D – поправка для региона.

Для автомобиля «Калина» Hs=8л. Региональный коэффициент, на основании которого проводится поправка, – 10%. Итоговый расход

0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

Списанию подлежит 4,4 л × 40 руб. = 176 руб. (Дт 26 Кт 10).

Учитывая вышесказанное, рассчитанные в данном примере затраты на непроизводственные нужды в налоговый учёт попадают в виде прочих расходов.

Посредством учёта по путевым листам финансовая служба предприятия подтверждает факт расходов горюче-смазочных материалов, фиксирует километраж, пройденный автотранспортным средством в учётном периоде, получает данные об объёмах использования топлива. Если в составе транспортной службы предприятия есть ТС без одометра, фиксация расхода осуществляется на основании первичных документов. Для данного конкретного случая это акты бензина или дизельного топлива.

Задайте ваш вопрос онлайн!! Получите бесплатную помощь практикующего юриста в течение 10 минут Консультация осуществляется практикующими юристами В рамках ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Расчет топлива в баке

Ответ: Легко — формула здесь простая! Делишь расход (как ты его рассчитывал?) на сто, получаешь расход на один километр пробега. После этого ты сможешь высчитать расход топлива на любое количество километров просто умножив эту цифру на километры на калькуляторе (в смартфоне, например). С вычитанием полученного числа из количества первоначально залитых в бак литров твой калькулятор тоже справится.

В данном варианте получается задачка в 3 действия:

  1. 12,4 литра/100 километров = 0,124 л/км
  2. 0,124 л/км * 68километров = 8,432 литра
  3. 35 л — 8,432 л = 26,568 литров — остаток бензина!

А поскольку расход не обязательно именно такой (от многого зависит, вообще-то), можно смело искомый объем топлива округлить до 26 л — в меньшую сторону. Или в большую… 🙂

Чтобы не париться, лучше воспользуйтесь онлайн-калькулятором на нашем сайте.

А если надо расчитать остаток топлива в баке, измерив его уровень линейкой, тогда помогут другие калькуляторы — разные, потому что зависят не только от размеров, но и от формы бака.

«мертвый» остаток

Смотреть что такое «»мертвый» остаток» в других словарях:

  • остаток не мобильный (мертвый остаток) — 2.10 остаток не мобильный (мертвый остаток) количество нефти в резервуарах и емкостях, ниже верхней образующей приемораздаточного патрубка и в трубопроводах. Источник: Временные рекомендации по учету нефти в нефтедобывающих организациях … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • остаток — 3.9 остаток: Разность восстановленного общего отгона и отгона (выхода), в процентах, или объем остатка в кубических сантиметрах при непосредственном его измерении. Источник: ГОСТ 2177 99: Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Временные рекомендации по учету нефти в нефтедобывающих организациях — Терминология Временные рекомендации по учету нефти в нефтедобывающих организациях: 2.1 баланс нефти исполнительный сводный документ, составляемый по результатам учетных операций, содержащий сведения о количестве добытой нефти, ее расходе и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • 1: — Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ 8.346-2000: Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки — Терминология ГОСТ 8.346 2000: Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные горизонтальные цилиндрические. Методика поверки оригинал документа: 3.10 «мертвая» полость резервуара: Нижняя часть резервуара, из которой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РМГ 105-2010: Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические теплоизолированные. Методика поверки геометрическим методом — Терминология РМГ 105 2010: Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические теплоизолированные. Методика поверки геометрическим методом: 3.12 «мертвая» полость резервуара: Нижняя часть… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ 8.570-2000: Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки — Терминология ГОСТ 8.570 2000: Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки оригинал документа: 3.15 «мертвая» полость резервуара: Нижняя часть резервуара, из которой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Семейство кошачьи — (Felidae)* * Кошачьи действительно, как пишет Брем, представляют собой самый совершенный тип хищников иными словами наиболее специализированные представители отряда. Семейство включает 36 видов, группируемых в 10 12 родов (хотя разные… … Жизнь животных

  • ЖИВОЙ — ЖИВОЙ, кто жив, кто живет, живущий, в ком или в чем есть жизнь; | о Боге, сый, сущий, всевечный, в самостоятельном бытии пребывающий; | о человеке и животном, дышащий, не умерший, не мертвый, сохраняющий признаки земной жизни; | о душе: одаренный … Толковый словарь Даля

  • ЖУКИ-МОГИЛЬЩИКИ — или мертвоеды (Silphidae), отличаются толстыми ляжками 4 х передних ног и имеют свободно подвижные брюшные членики. Они встречаются исключительно на трупах животных, где отыскивают себе пищу и откладывают яйца. У всех мертвоедов есть привычка… … Жизнь насекомых

Для хранения топлива, подаваемого в двигатель, в конструкции каждого автомобиля предусмотрен специальный резервуар — топливный бак. Он представляет собой герметичную емкость и, в зависимости от особенностей модели машины, может отличаться формой, материалом изготовления и объемом. В практике автомобилестроения топливный бак используется для жидких видов топлива (бензин, дизель) и газа.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 392

Устройство топливного бака автомобиля

Топливный бак обычно имеет такую емкость, которая обеспечивает около 500 км автономного пробега без дозаправки. Баки бывают разными по форме и вместительности для конкретной модели автомобиля. Топливный бак надежно изолируют от внешней атмосферы. Вентиляция внутри бака осуществляется особой системой для улавливания паров бензина. Конструкция топливного бака предотвращает утечки топлива и ограничивает выбросы в результате испарения горючего.

Место установки и изоляция

На легковых авто бак наиболее часто установлен перед задней осью. Таким образом, он находится под задним пассажирским сиденьем. Главной задачей становится расположение бака вне зоны деформации кузова при сильном ударе в заднюю часть. Нижняя часть бака дополнительно закрыта металлической защитой от наружных повреждений. Топливный бак также защищают от нагрева путем его изоляции от элементов системы выпуска. Для этого используют теплоизолирующие прокладки.

Материалы для изготовления

Баки для топлива бывают стальными или алюминиевыми, а также их изготавливают из пластмассы. Баки из металла получают путем сварки из штампованного листа. Алюминий отлично подходит для хранения бензина и дизельного топлива, стальные баки применяются для хранения газа.

Пластмассовые баки сегодня наиболее распространены, так как в процессе их изготовления простота формовки делает возможным получить любую форму и объем, они не подвержены коррозии. Пластиковые баки изготавливают из нескольких слоев для защиты от утечек топлива. Изнутри топливный бак покрывают фтором, который служит дополнительной защитой от протечки.

Приведенное ниже видео в первой своей части позволяет наглядно ознакомиться с местом установки и способом крепления топливного бака в обычном гражданском автомобиле.

Заливная горловина

Заправка топливного бака предусмотрена через заливную горловину. Данный элемент расположен над задним крылом в левой или правой части кузова автомобиля. Эксперты считают более удобным расположение заливной горловины в левой части. По их мнению горловина, расположенная за водителем, снижает шансы непреднамеренного начала движения и отрыва заправочного пистолета после заправки на АЗС.

Горловина соединяется с баком при помощи трубопровода. За скорость заправки бака отвечает сечение заливной горловины и трубопровода. Данные элементы должны обеспечивать показатель около 50-и литров в минуту. Закрывается горловина запорной винтовой крышкой. Дополнительно встречается такая схема, при которой запор горловины отсутствует.

Доступ к горловине ограничен лючком бензобака, который имеет замок. На современных авто лючок открывается из салона. Конструктивно может быть применен как электрический привод с использованием электродвигателя, так и механический способ открытия при помощи троса.

Топливопроводы

Для подачи топлива в систему питания двигателя к баку подсоединен выходной топливопровод. Излишки топлива, неизрасходованные форсунками, поступают обратно в бак по сливному топливопроводу. В современных транспортных средствах на бензине прямо в бензобаке установлен топливный насос. Конструктивно в кузове предусмотрен доступ к такому насосу. Технологическое окошко в подавляющем большинстве случаев реализовано под задним пассажирским диваном.

Датчик контроля уровня топлива в баке

Для бензиновых агрегатов такой датчик представляет собой единое целое с корпусом топливного насоса. Для дизельных ДВС указанный датчик устанавливают отдельно. Устройство датчика включает в себя два элемента: поплавок и потенциометр.

Если уровень топлива понизится, то и поплавок опустится ниже. Одновременно с этим изменится сопротивление потенциометра, который связан с поплавком. Все это приведет к уменьшению напряжения в электроцепи, а стрелка указателя уровня топлива на приборной панели отобразит изменения.

Топливный бак как наиболее значимая деталь конструктивного типа системы ДВС

Главным назначением топливного бака считается сбережение топлива для транспортного средства, и не важно, какого именно, будь-то дизтопливо, бензин или же др. Но хранение топлива — не единственная функция рассматриваемого устройства. Также к функциям топливного бака относится:

  • предотвращение каких-либо утечек хранимого в нем топливного ресурса
  • снижение вероятности выбросов веществ вредного характера, которые постоянно образуются при испарении самого топливного ресурса.

Чаще всего в легковом транспорте бак устанавливают под сидением, которое находится сзади. Понятно, что место для расположения топливного бака выбрано было совершенно не случайно, потому что именно под задним сиденьем самое безопасное место для такого устройства как бак для топлива. При ударе сзади, это место пострадает меньше всего и вероятность, что бак будет поврежден минимальная. Чтобы бак был укреплен и не имел возможности двигаться, обычно его закрепляют хомутами специального назначения, их еще называют ленточные хомуты. Существуют также модели транспортных средств, в которых дно бака защищено не только крепежными хомутами, но и пластиной из металла.

Для того чтобы защитить бак для топлива от перегрева, в обязательном порядке необходимо пускать в ход прокладки теплоизоляционного типа. Перегрев может случиться из-за трения между трубой выхлопного назначения и топливным баком.

Это интересно: Как ухаживать за ветровым стеклом автомобиля? (видео)

Особенности расположения бака в автомобиле

Топливный бак на автомобиле

Для каждой категории автомобилей разрабатываются оптимальные конфигурации топливных баков, а также выбирается наиболее рациональное месторасположение емкости в общей конструкции. Так, например, в легковых авто бак находится в задней части под сиденьем (перед задней осью), поскольку при столкновении эта зона является наиболее защищенной.

В грузовых автомобилях баки для топлива (один или несколько) чаще всего устанавливаются между передними и задними осями по бокам рамы. Это обусловлено тем, что для этой категории авто наиболее распространены аварии с лобовым столкновением. Если автомобиль был подвергнут «тюнингу», его топливный бак может быть перемещен в произвольное место, но в ряде случаев это может грозить владельцу штрафом.

Поскольку резервуар для топлива зачастую находится рядом с системой выпуска, для предотвращения его нагрева используются специальные теплоизолирующие экраны.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОГО БАКА

Есть при разновидности материалов, применяемых при изготовлении топливных баков:

  • сталь;
  • алюминий;
  • пластик.

Пластик применяется специальный – высокопрочный полиэтилен. Как правило, его используют в производстве резервуаров для применения в легковых моделях автомобилей.

Пластик имеет определенные преимущества по сравнению с металлом. Наиболее значимое – это небольшая масса. И чем больший объем резервуара, тем более явным оно становится. Кроме того, пластик позволяет наиболее эффективно использовать установочное пространство. В отличие от применения металла, из полиэтилена достаточно просто изготовить емкость любой формы, изделие не требует применение соединительных швов и спаек. При этом резервуар будет максимально вместителен. Следует также отметить тот факт, что пластик не подвержен коррозии, что тоже очень важно.

Тем не менее, пластиковые емкости для горючего, применяемые в топливной системе автомобилей, имеют и один существенный недостаток – проницаемость углеводородов на молекулярном уровне. Потому такие баки в последнее время делаются многослойными.

Металлические баки для горючего свариваются из штампованных листов сплава. При этом для дизельных и бензиновых автомобилей применяется алюминий. Для газовых – высокопрочная сталь. Алюминиевые топливные баки имеют высокие показатели прочности, высокую износостойкость, так как данный материал, так же, как и пластик, не подвержен коррозии.

Материал для производства топливного бака

Процесс создания топливного бака со времён первого появления автомобиля сильно изменился за счёт использования новых материалов.

Современные топливные баки по виду применяемого материала различаются:

Топливный бак из металла

Для его производства используется штампованная сталь надёжная и прочная. Металлический бак отличает высокий уровень прочности и стойкости к износу. К недостаткам этого вида бака можно отнести: подверженность коррозии, образование конденсата и конструктивные ограничения.

Пластиковый топливный бак

Он производится с использованием специального прочного пластикового материала. Изделия подобного типа можно выполнить любой формы и конфигурации. Пластиковый материал устойчив к появлению коррозии, повреждениям и царапинам. Для надёжности пластиковый бак состоит из нескольких слоёв.

Виды топливных емкостей и материалы изготовления

Основным требованием, предъявляемым к бакам для топлива, является высокая герметичность емкости, которая позволяет предотвратить протекание горючего (или его испарений) в окружающую среду. Это обеспечивает безопасность эксплуатации и экономичность расхода топлива в целом.

Стальной топливный бак

Для изготовления бензобаков используются следующие виды материалов:

  • Сталь — используется преимущественно в грузовых автомобилях, а также в газовых системах;
  • Алюминий — применяется в автомобилях, работающих на бензине;
  • Пластик — наиболее популярный материал, поскольку подходит для всех видов топлива.

Достаточное количество резерва топлива обеспечивает бесперебойность работы двигателя и более длительный интервал автономной поездки. Современные стандарты автомобилестроения предусматривают такой объем емкости, который позволял бы перемещаться без дозаправки на расстояния минимум 400 км. С другой стороны, если бак слишком большой — это повышает вес машины и усложняет ее конструкцию.

Объем топливного бака условно можно разделить на номинальный (указанный в документации к автомобилю) и реальный (при заливке под горловину). Фактическая емкость топливных баков, в зависимости от модели, может быть больше номинальной на величину от 2 до 17 литров. Объем бензобака для легковых авто, в среднем, колеблется от 50 до 70 литров. Некоторые особо мощные модели имеют объем бака до 80 литров, а малолитражные машины оснащаются резервуарами объемом всего 30 литров. Грузовые авто могут иметь резерв топлива от 170 до 500 литров.

В авиации

Схема расположения топливных баков современного пассажирского лайнера

В качестве горючего в турбореактивных и турбовинтовых двигателях самолётов и вертолётов обычно применяют авиакеросин с различными присадками. В легкомоторной авиации с поршневыми двигателями используется высокооктановый бензин.

В современных летательных аппаратах широко применяются кессон-баки, представляющие собой герметичные полости в крыле, киле или стабилизаторе и мягкие резиновые баки. Иногда применяются довольно сложные конструкции под названием — бак-отсек, выполняющие роль силовых элементов, отсеков для оборудования и одновременно являющиеся ёмкостями для топлива.

На манёвренных самолётах, например, истребителях крыльевые кессон-баки часто заполняются губчатой массой (типа поролона), для предотвращения переливания топлива при эволюциях самолёта. Также губчатый наполнитель предотвращает взрыв паров топлива при повреждениях и прострелах.

Топливная система большого воздушного судна обычно состоит из групп баков, со встроенными погружными топливными насосами. Все баки соединяются между собой системой трубопроводов с электрическими кранами, обеспечивающими тот или иной порядок расхода топлива. Так как для самолёта критически важен уровень центровки, то топливо вырабатывается по заданной программе, поддерживая полётную центровку самолёта в заданных пределах. Обычно топливо подаётся к двигателям в течение всего полёта из расходных баков, а топливо из остальных баков перекачивается в расходные баки, в соответствии с программой расхода топлива. Кроме этого, манёвренные самолёты в топливной системе имеют специальный бак (или полость в баке), предназначенный для питания двигателей при отрицательной продольной перегрузке (при выполнении фигур пилотажа). Также все топливные баки самолёта имеют систему дренажа и наддува.

Заправка топливом может выполняться вручную с помощью раздаточного пистолета через верхние заливные горловины баков, или через горловину централизованной заправки под давлением. В первом случае топливо заливается в строгой очерёдности, чтобы не нарушалась центровка самолёта и самолёт просто не упал на хвост. При централизованной заправке топливо подаётся под давлением от аэродромного топливозаправщика (ТЗ) или от стационарной централизованной системы заправки (ЦЗТ) под давлением через заливную горловину и автоматически (по программе) распределяется по бакам. Для этой цели на борту ВС устанавливаются различные электронные системы заправки, измерения, расхода и центровки.

Пистолетная заправка в настоящее время осталась только на небольших самолётах и вертолётах. В основном применяется централизованная система заправки.

Дополнительный топливный бак в грузовой кабине вертолёта Ми-14

Пистолетная заправка топливом вертолёта Ми-17 американским техником в Афганистане. Два топливных бака этого вертолёта расположены снаружи фюзеляжа по бортам

Часть аппаратов военного назначения имеют возможности дозаправки топливом в полёте, с целью которой устанавливаются топливоприёмники различной конструкции. Топливо при воздушной дозаправке распределяется по бакам также, как и при наземной заправке.

Все баки в самолёте имеют сливные горловины. После каждой заправки топливом в обязательном порядке из каждого бака выполняется так называемый слив отстоя — некоторого количества топлива из нижней части бака, для проверки на наличие воды и механических примесей (которых, естественно, быть не должно).

Для аварийного слива топлива из баков в полёте предусматриваются различные системы. Топливо сливается для облегчения самолёта перед вынужденной (аварийной) посадкой, если она становится необходимой вскоре после взлёта, поскольку максимальный допустимый посадочный вес (в соответствии с требованиями к прочности конструкции планера) обычно несколько меньше взлётного веса самолёта.

Для повышения дальности полёта на военных самолётах иногда применяются подвесные (сбрасываемые в полёте после выработки из них топлива) топливные баки обтекаемой формы, расположенные на внешней подвеске. Иногда при перегонке машины применяются дополнительные баки, установленные в грузоотсеке вместо штатного ракетно-бомбового вооружения самолёта.

Безопасность

В военной авиации со Второй мировой войны применяются протектирование бензобаков.

Военные самолёты (иногда и пассажирские) имеют систему заполнения баков нейтральным газом — газообразным азотом или углекислотой, по мере выработки топлива, что предотвращает взрывы и пожары на борту при механических повреждениях (или при попадании в топливные баки снарядов). В поршневой авиации времён Второй мировой войны для этой цели использовали охлаждённые выхлопные газы, забираемые из выхлопного коллектора мотора.

Это интересно: Как увеличить клиренс на УАЗе? (видео)

Конструкция и принцип работы топливного бака

Подача топлива в бак осуществляется через горловину, расположенную над задним крылом (слева или справа). Левое расположение горловины наиболее удобно, но почему-то большинство машин оборудованы горловиной с правой стороны.

Удобство в том, что на заправках очередь для машин с левой горловиной в разы меньше, водителю меньше ходить, а главное – меньше шансов забыть вынуть заправочный пистолет и уехать вместе со шлангом.

Заливная горловина соединяется с баком при помощи трубы, которая называется топливопроводом. Для закрытия горловины чаще всего применяется крышка винтового типа.

На некоторых моделях автомобилей компании Ford горловина для залива топлива не имеет защитной крышки (система Easyfuel), но при этом оснащается специальным люком с замком, который открывается при помощи электродвигателя и привода при вставке в горловину заправочного пистолета.

В топливную систему подача топлива осуществляется по выходному топливопроводу, при этом избыток топлива возвращается в бак через сливной топливопровод.

Бензиновые ДВС оснащены топливными баками с электрическим насосом для подачи топлива.
За контроль над уровнем топлива в баке отвечает специальный датчик, который так и называется: датчик уровня топлива. В бензиновых ДВС он соединен с топливным насосом, в дизелях – монтируется как самостоятельный элемент.

В баках, имеющих простую конструкцию предусмотрена установка только одного датчика контроля, в баках, имеющих сложную, многокамерную конфигурации таких датчиков может быть два.

Обеспечить постоянное давление воздуха внутри топливного бака позволяет вентиляционная система топливного бака.

Низкое давление способно привести к деформации бака и прекращению подачи топлива. Высокое давление грозит разрывом топливного бака. Поэтому так важно соблюдать оптимальное давление внутри бака для предотвращения серьезных поломок.

В современных баках применяется закрытая вентиляционная система, при которой бак не взаимодействует с входящим воздухом.

Для того чтобы избежать разряжения воздуха внутри бака устанавливается предохранительный клапан, который располагается на крышке горловины для подачи топлива. Основным назначением этого клапана является разрешение подачи воздуха в одном направлении и предотвращение его движения в обратном направлении.

Избыточное количество паров, возникающих при подаче топлива в бак, выводится по трубопроводу вентиляционной системы, который располагается параллельно с трубопроводом по которому топливо заливается в бак.

Трубопровод для вывода топливных паров оснащен специальной компенсационной емкостью. Здесь же находится и клапан гравитационного типа, который предназначен для предотвращения разлива топлива из топливного бака в случае опрокидывания автомобиля.

Вывод паров при нагреве топлива из бака осуществляется при помощи системы вывода паров бензина. Подобная система является составляющей частью вентиляционной системы топливного бака, которая на основании датчиков температуры и давления улавливает пары бензина и выводит их из бака.

Уход за топливным баком

Данный вопрос актуален для автомобилей с большим пробегом. Поскольку качество горючего у нас оставляет желать много лучшего, то помимо порции углеводородов внутрь попадают примеси, оседающие на стенках. И других поверхностях. По мере накопления они начинают отслаиваться и забивать сетку фильтра грубой очистки топлива. В результате горючее перестает проходить через заборник.

Решить проблему поможет чистка топливного бака. Не стоит поддаваться , предлагающей купить чудо-присадку, которую стоит только залить в бак, и грязь сама рассосется. Такой метод хорош в качестве профилактики, например, раз в 10000 км можно заливать подобное средство, и оно действительно поможет удалить отложения не только из бака, но и из всего топливопровода без ущерба для машины. Если же бак никогда прежде не чистился, то использование присадки только усугубит проблему.
В этом случае потребуется снять бак с машины и полностью его промыть с использованием специальной химии.

ПРОМЫВКА ТОПЛИВНОГО БАКА

Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что топливный бак – это такая же важная деталь автомобиля, несмотря на кажущуюся простоту его устройства. Потому он требует определенного обслуживания, отсутствие которого может значительно навредить всем остальным системам авто.

К сожалению, не все знаю, что примерно раз в год нужно осуществлять такую операцию, как промывка топливного бака. Осуществить ее можно следующим образом:

  • отворачиваем пробку топливного бака, расположенную в его нижней части;
  • заливаем в систему 6-7 литров топлива;
  • садимся в автомобиль и несколько раз трогаемся взад-вперед;
  • сливаем этот бензин.

Если в слитом горючем находится много грязи и осадков, проделать данную процедуру нужно несколько раз, пока бензин или соляра, слитые из системы, не будут абсолютно чистыми. Данный процесс помогает избавиться от слоя отработанного материала, который возникает на стенках бака в любом случае, независимо от качества применяемого топлива. Кроме того, важно удалить скопившиеся в резервуаре газы. Если вы решили промыть топливную систему, можно заодно проверить и состояние топливного насоса. При необходимости – его тоже следует заменить.