Остаточная стоимость основных средств при УСН

Содержание

УСН: ограничение стоимости имущества в 150 млн руб. распространяется и на ИП

AllaSerebrina / .com

Индивидуальные предприниматели наравне с организациями утрачивают право на применение упрощенной системы налогообложения в случае превышения предельного размера остаточной стоимости основных средств (150 млн руб.).

Вопрос связан с тем, что в соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 млн руб. Однако в п. 4 ст. 346.13 НК РФ об утрате права на УСН, в том числе, в случае превышения лимита стоимости ОС речь идет уже о налогоплательщиках, то есть организациях и ИП (письмо ФНС России от 22 августа 2018 г. № СД-3-3/5755@).

Верховный Суд Российской Федерации указал, что из содержания п. 4 ст. 346.13 НК РФ, в котором используется понятие «налогоплательщик», следует, что сформулированные в нем условия прекращения применения УСН, в том числе имеющие отсылочный характер, являются общими и распространяются на всех налогоплательщиков, то есть на организации и ИП (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 10 ноября 2016 г. № АПЛ16-462, решение ВС РФ от 2 августа 2016 г. № АКПИ16-486).

В пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Кодекса в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом ВС РФ 4 июля 2018 г., разъяснено, что на предпринимателей наравне с организациями распространяется правило об утрате права применять УСН при несоблюдении требования об остаточной стоимости ОС. Определение остаточной стоимости основных средств ИП при этом производится по правилам, установленным для организаций.

Переход на УСН: разбираемся с учетом основных средств

Как списывать стоимость «недоамортизированных» ОС

Организации, применяющие традиционный режим налогообложения, основные средства в целях налога на прибыль амортизируют. А вот у компаний на «упрощенке» механизм переноса стоимости основных средств на расходы в целях исчисления единого налога несколько иной. Они списывают стоимость ОС намного быстрее и делают это не путем начисления амортизации (естественно, данное утверждение касается тех «упрощенцев», которые исчисляют единый налог с разницы между доходами и расходами).

Но как быть с теми основными средствами, которые были введены в эксплуатацию в период применения традиционной системы налогообложения, и стоимость которых частично уже была отнесена на расходы через амортизацию? Может ли компания после перехода на УСН учесть в расходах «недоамортизированную» стоимость таких основных средств? Если да, то как именно это сделать? Ответы на эти вопросы даны в подпункте 3 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ.

Для начала организация на 1 января 2010 года должна будет определить остаточную стоимость всех основных средств, имеющихся у нее на балансе. Причем, остаточную стоимость, сформированную по данным налогового, а не бухгалтерского учета. Это следует из пункта 2.1 статьи 346.25 НК РФ. После чего эту остаточную стоимость она «пообъектно» будет относить на расходы, уменьшающие сумму единого налога при «упрощенке» равными долями в течение определенного периода времени. При этом порядок списания остаточной стоимости будет зависеть от срока полезного использования каждого объекта основных средств.

Так, в отношении объектов со сроком полезного использования до 3-х лет включительно остаточная стоимость списывается на расходы в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения. То есть к началу второго года применения «упрощенки» остаточная стоимость таких объектов будет списана полностью.

По объектам со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно списание происходит в следующем порядке: в течение первого календарного года применения спецрежима — 50 процентов стоимости, второго календарного года — 30 процентов стоимости и третьего календарного года — 20 процентов стоимости.

И, наконец, по объектам с более длительным сроком полезного использования (свыше 15 лет) стоимость будет списываться в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями.

Некоторые бухгалтеры в отношении объектов, чья стоимость к моменту перехода на «упрощенку» практически полностью была списана на расходы, ошибочно поступают так. Если оставшийся срок полезного использования составляет, например, 2 месяца, то они относят остаточную стоимость на расходы в течение этого срока: в январе и феврале. В итоге вся эта стоимость учитывается при расчете единого налога за 1 квартал. Из написанного выше видно, что так делать не следует. Налоговый кодекс четко говорит о том, что оставшийся срок использования основного средства не влияет на приведенный выше порядок учета расходов.

ОС, полученные безвозмездно или в качестве вклада

Основные средства могут поступать в собственность организации по-разному. Самым распространенным способом является, конечно же, покупка. Но имущество может быть получено, к примеру, в качестве взноса в уставный капитал. В данном случае организация не несет расходов как таковых, то есть факт оплаты отсутствует. Так считают чиновники (письмо Минфина России от 11.04.07 № 03-11-04/2/99) и налоговики на местах. А это значит, что по таким основным средствам организация, перейдя на «упрощенку», не сможет без рисков для себя признавать расходы в виде остаточной стоимости. Надо сказать, что некоторые суды позицию Минфина поддерживают. Об этом, в частности, свидетельствует Постановление ФАС Уральского округа от 15.1208 № Ф09-9338/08-С3.

Но есть и решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков (Постановление ФАС Центрального округа от 18.07.06 № А09-142/06-25-16). Основанием для положительного вывода послужило то, что, по мнению суда, такое имущество получено не безвозмездно.
Так что организация сама должна принять решение, как ей поступать в ситуациях, когда основное средство было получено в виде вклада от учредителей. Если она не желает ссориться с налоговиками и впоследствии отстаивать свою правоту в суде, то лучше не включать в расходы остаточную стоимость таких основных средств.

А вот что касается объектов, полученных безвозмездно, то здесь очевидно, что остаточная стоимость этих объектов не должна уменьшать расходы при «упрощенке». Ведь факт безвозмездности в данном случае налицо. Поэтому в момент перехода на «упрощенку» организациям стоит проверить, нет ли на балансе основных средств, полученных безвозмездно. При выявлении такого имущества их нужно выделить в отдельную группу и остаточную стоимость по ним не учитывать при расчете единого налога, уплачиваемого при УСН.

Оплата ОС в рассрочку

В периоде применения общей системы налогообложения начисление амортизации никак не зависит от того, оплачено ли организацией основное средство. Исключение составляют компании, применяющие при исчислении налога на прибыль кассовый метод. Однако если организация решает перейти на «упрощенку», то она должна иметь в виду: при данной системе налогообложения факт оплаты имущества имеет первостепенное значение. При расчете единого налога списывать стоимость неоплаченных ОС на расходы компании не вправе (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Таким образом, если имущество было приобретено, предположим, в октябре 2009 года и до 1 января 2010 года организация так и не оплатит поставщику его стоимость, то в 2010 году остаточную стоимость объекта можно начать относить на расходы только после того, как задолженность перед поставщиком будет погашена.

А если задолженность будет погашаться постепенно, то есть оплата основного средства будет производиться в рассрочку? Например, до 1 января 2010 года стоимость объекта будет оплачена, допустим, на 50 процентов, а оставшаяся часть будет погашаться постепенно, уже в период применения УСН.

Отметим: из положений НК РФ следует, что расходы учитываются в размере уплаченных сумм. Поэтому не исключено, что организациям удастся оспорить описанную выше позицию чиновников. Арбитражной практики по данному вопросу пока не сформировалось, поэтому предсказать позицию судей не представляется возможным.

Восстановление НДС

Будущим «упрощенцам» также стоит иметь в виду: Налоговый кодекс требует восстанавливать НДС по основным средствам, стоимость которых не будет полностью самортизирована к моменту перехода на спецрежим. Естественно, эта обязанность возникает по тем основным средствам, при приобретении которых сумма входного НДС была принята к вычету. В этом случае восстановлению подлежит сумма налога в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Речь идет об остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 05.06.07 № 03-07-11/150). Сумма восстановленного налога отражается в книге продаж, где регистрироваться должен тот счет-фактура, на основании которого ранее был применен вычет (п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12 2000 № 914).

А как узнать, был ли применен вычет «входного» НДС в отношении старых объектов, стоимость которых еще не самортизировалась, но по которым документы и регистры не сохранились? Надо ли восстанавливать НДС, и, если надо, то какой документ регистрировать в книге продаж? На эти вопросы Минфин России ответил письме от 20.05.08 № 03-07-09/10. Чиновники подтвердили обязанность компании восстанавливать НДС, а в книге продаж рекомендовали зарегистрировать справку бухгалтера, в которой отражена сумма НДС, исчисленная с остаточной (балансовой) стоимости основных средств. Попутно они обратили внимание на то, что исчислять налог, подлежащий восстановлению, следует производить с применением ставок налога, действовавших в период применения налоговых вычетов.

При восстановлении НДС возникает и такой вопрос: к остаточной стоимости нужно применить прямую (18%) или расчетную ставку налога (18/118%)? Мы считаем, что надо использовать прямую ставку. Во-первых, остаточная стоимость не содержит в себе сумму «входного» НДС. Во-вторых, в перечне случаев, когда используется расчетная ставка, рассматриваемая ситуация не содержится. Подтверждение данному выводу можно увидеть и в письме Минфина России от 29.05.01 № 04-03-11/89.
А в какой момент бухгалтер должен восстановить НДС с остаточной стоимости основных средств? Ответ: в 4 квартале 2009 года. Причем восстановленную сумму НДС компания может включить в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Это четко следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Также хотим заметить, что специальный порядок восстановления НДС, применяемый в отношении объектов недвижимости, и установленный пунктом 6 статьи 171 НК РФ не применяется при переходе на «упрощенку». Поэтому в отношении объектов недвижимости восстановление НДС тоже должно происходить по правилам подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ. То есть с остаточной стоимости, в налоговом периоде, предшествующем переходу на упрощенный режим. Этот вывод подтверждают чиновники (письмо Минфина России от 05.06.07 № 03-07-11/150).

Продавать ОС после перехода невыгодно!

Напоследок хотелось бы обратить ваше внимание на такой факт. После перехода на «упрощенку» вам будет крайне невыгодно осуществлять операции по реализации основных средств. Поясним почему.

В главе 26.2 Налогового кодекса есть правило: если основное средство реализуется до истечения трех лет с момента учета расходов на его приобретение по правилам «упрощенной» главы НК РФ (по объектам со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента приобретения), то организация должна пересчитать налоговую базу по единому налогу. Причем сделать это нужно за весь период пользования таким основным средством — с момента учета его стоимости в составе расходов при «упрощенке» до даты реализации (передачи). Пересчет заключается в том, что за весь этот период бухгалтер должен будет рассчитать амортизацию по правилам главы 25 Налогового кодекса. Полученная сумма амортизации будет оставлена в расходах, а оставшаяся сумма, условно говоря, восстановлена. В результате у «упрощенца» возникнет обязанность по доплате за эти периоды единого налога и суммы пени.

Но и это еще не все. Дело в том, что в обычной ситуации (при применении общей системы налогообложения) налог на прибыль начисляется на разницу между выручкой от продажи и остаточной стоимостью объекта. В итоге получается, что первоначальная стоимость имущества уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль целиком: частично через амортизацию, а частично — путем уменьшения дохода от реализации.

Однако при «упрощенке», по мнению налоговиков, действует иной порядок. Возможность уменьшать выручку от реализации основного средства на остаточную стоимость главой 26.2 НК РФ не предусмотрена. Чиновники этим пользуются и заявляют: уменьшать выручку на остаточную стоимость объекта «упрощенцы» не праве (письма Минфина России от 28.0109 № 03-11-06/2/9, от 18.0407 № 03-11-04/2/106).

Тем не менее, в судебной практике встречаются решения с иными выводами. Так, ФАС Дальневосточного округа признал решение инспекции неправомерным. Судьи указали, что при реализации основных средств, приобретенных до применения УСН, полученные доходы от их реализации уменьшаются на сумму его остаточной стоимости, так как это предусмотрено статьей 268 НК РФ.
Таким образом, ситуация спорная и если вы захотите при продаже объекта уменьшить доход на его остаточную стоимость будьте готовы к тому, что свою позицию вам придется доказывать в суде.

Статья 256. Амортизируемое имущество

  • Налоговый кодекс (НК РФ)

    • проверено сегодня
    • кодекс от 01.01.2016
    • вступила в силу 01.01.2002

    Внимание! Это архивная редакция статьи.

    Перейти к действующей редакции

    • Налоговый кодекс часть 2 (НК РФ ч. 2)

      • Раздел VIII. Федеральные налоги

        • Глава 25. Налог на прибыль организаций

          • Статья 256. Амортизируемое имущество

            Части статьи: 1 2 3 4

1. Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признаётся имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном настоящей главой.

Амортизируемое имущество, полученное организацией-инвестором от собственника имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

Имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном настоящей главой.

Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя.

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

2. Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

  • 1) имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
  • 2) имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счёт средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;
  • 3) имущество, приобретенное (созданное) за счёт бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации;
  • 4) объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;
  • 5) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 135-ФЗ;
  • 6) приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд Российской Федерации, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов;
  • 7) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
  • 7) имущество, приобретенное (созданное) за счёт средств, поступивших в соответствии с подпунктами 14, 19, 22, 23 и 30 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса, а также имущество, указанное в подпункте 6 и 7 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса;
  • 8) приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора.

3. Из состава амортизируемого имущества в целях настоящей главы исключаются основные средства:

  • переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации;
  • переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трёх месяцев;
  • находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, за исключением случаев, если основные средства в процессе реконструкции или модернизации продолжают использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода;
  • зарегистрированные в Российском международном реестре судов суда на период нахождения их в Российском международном реестре судов.

При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

4. Амортизация, начисленная по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитывается при определении налоговой базы в соответствии со статьёй 274 настоящего Кодекса.

Другие статьи раздела

  • Статья 246. Налогоплательщики
  • Статья 246.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов
  • Статья 246.2. Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации
  • Статья 247. Объект налогообложения
  • Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов
  • Статья 249. Доходы от реализации
  • Статья 250. Внереализационные доходы
  • Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
  • Статья 252. Расходы. Группировка расходов
  • Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией
  • Статья 254. Материальные расходы
  • Статья 255. Расходы на оплату труда
  • Статья 256. Амортизируемое имущество
  • Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества
  • Статья 258. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)
  • Статья 259. Методы и порядок расчёта сумм амортизации
  • Статья 259.1. Порядок расчёта сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации
  • Статья 259.2. Порядок расчёта сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации
  • Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации
  • Статья 260. Расходы на ремонт основных средств
  • Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов
  • Статья 262. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 263. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование
  • Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
  • Статья 264.1. Расходы на приобретение права на земельные участки
  • Статья 265. Внереализационные расходы
  • Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
  • Статья 267. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
  • Статья 267.1. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
  • Статья 267.2. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 267.3. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций
  • Статья 267.4. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 268. Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав
  • Статья 268.1. Особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса
  • Статья 269. Особенности учёта процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения
  • Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
  • Статья 271. Порядок признания доходов при методе начисления
  • Статья 272. Порядок признания расходов при методе начисления
  • Статья 273. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе
  • Статья 274. Налоговая база
  • Статья 275. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
  • Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
  • Статья 275.2. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
  • Статья 277. Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)
  • Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
  • Статья 278.1. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 278.2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества
  • Статья 279. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
  • Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
  • Статья 281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
  • Статья 282. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами
  • Статья 282.1. Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами
  • Статья 283. Перенос убытков на будущее
  • Статья 284. Налоговые ставки
  • Статья 284.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность
  • Статья 284.2. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций
  • Статья 284.2.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями, облигациями российских организаций, инвестиционными паями, являющимися ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
  • Статья 284.3. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов
  • Статья 284.4. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток»
  • Статья 284.5. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан
  • Статья 285. Налоговый период. Отчетный период
  • Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
  • Статья 287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
  • Статья 288. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения
  • Статья 288.1. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области
  • Статья 288.2. Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов
  • Статья 289. Налоговая декларация
  • Статья 290. Особенности определения доходов банков
  • Статья 291. Особенности определения расходов банков
  • Статья 292. Расходы на формирование резервов банков
  • Статья 293. Особенности определения доходов страховых организаций (страховщиков)
  • Статья 294. Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков)
  • Статья 294.1. Особенности определения доходов и расходов страховых медицинских организаций — участников обязательного медицинского страхования
  • Статья 295. Особенности определения доходов негосударственных пенсионных фондов
  • Статья 296. Особенности определения расходов негосударственных пенсионных фондов
  • Статья 297. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
  • Статья 297.1. Особенности определения доходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 297.2. Особенности определения расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 297.3. Расходы на формирование резервов на возможные потери по займам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 298. Особенности определения доходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Статья 299. Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Статья 299.1. Особенности определения доходов клиринговых организаций
  • Статья 299.2. Особенности определения расходов клиринговых организаций
  • Статья 299.3. Особенности определения доходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 299.4. Особенности определения расходов, связанных с осуществлением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 299.5. Особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок
  • Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
  • Статья 301. Срочные сделки. Особенности налогообложения
  • Статья 302. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке
  • Статья 303. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке
  • Статья 304. Особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
  • Статья 305. Особенности оценки для целей налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок
  • Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации
  • Статья 307. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации
  • Статья 308. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
  • Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации
  • Статья 309.1. Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
  • Статья 310. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом
  • Статья 310.1. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
  • Статья 310.2. Истребование документов, связанных с исчислением и уплатой налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
  • Статья 311. Устранение двойного налогообложения
  • Статья 312. Специальные положения
  • Статья 313. Налоговый учёт. Общие положения
  • Статья 314. Аналитические регистры налогового учета
  • Статья 315. Порядок составления расчёта налоговой базы
  • Статья 316. Порядок налогового учёта доходов от реализации
  • Статья 317. Порядок налогового учёта отдельных видов внереализационных доходов
  • Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
  • Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
  • Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям
  • Статья 321. Особенности ведения налогового учёта организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций
  • Статья 321.1. Утратила силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
  • Статья 321.2. Особенности ведения налогового учёта участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 322. Особенности организации налогового учёта амортизируемого имущества
  • Статья 323. Особенности ведения налогового учёта операций с амортизируемым имуществом
  • Статья 324. Порядок ведения налогового учёта расходов на ремонт основных средств
  • Статья 324.1. Порядок учёта расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет
  • Статья 325. Порядок ведения налогового учёта расходов на освоение природных ресурсов
  • Статья 325.1. Порядок налогового учёта расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля
  • Статья 326. Порядок ведения налогового учёта по срочным сделкам при применении метода начисления
  • Статья 327. Порядок организации налогового учёта по срочным сделкам при применении кассового метода
  • Статья 328. Порядок ведения налогового учёта доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счёта, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
  • Статья 329. Порядок ведения налогового учёта при реализации ценных бумаг
  • Статья 330. Особенности ведения налогового учёта доходов и расходов страховых организаций
  • Статья 331. Особенности ведения налогового учёта доходов и расходов банков
  • Статья 331.1. Особенности ведения налогового учёта бюджетными учреждениями
  • Статья 332. Особенности ведения налогового учёта доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
  • Статья 332.1. Особенности ведения налогового учёта расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 333. Особенности ведения налогового учёта доходов (расходов) по операциям РЕПО

Изменения ст. 256 НК РФ ч. 2

  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2020
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2019
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2018
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2017
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2016
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2015
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2014
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2013
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2012
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 04.01.2011
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.03.2009
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2008
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 23.01.2006
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 28.08.2005
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 26.08.2005
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 14.07.2005
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 31.01.2005
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2005
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2003
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 30.08.2002
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.06.2002
  • Статья 256. Амортизируемое имущество с изменениями от 01.01.2002

Верховный Суд об ограничении по стоимости основных средств при применении индивидуальными предпринимателями УСН

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Вопрос о распространении на индивидуальных предпринимателей ограничений по остаточной стоимости основных средств для целей применения УСН на протяжении нескольких последних лет относится к числу неопределенных.

Собственно, эту неопределенность создали своими многочисленными разъяснениями Минфин России и ФНС России.

Судебная практика до последнего времени была единичной, не имела характера системной и сложившейся.

Но недавно указанный вопрос попал в поле зрения Верховного Суда РФ. Причем попал не в формате разрешения спора налогоплательщика и налогового органа, а в формате оспаривания разъяснительного письма Минфина России.

Позиция Верховного Суда РФ, полагаем, стала для многих неожиданностью.

Рассмотрим все по порядку.

Суть вопроса

Итак, в НК РФ установлены категории организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не вправе применять УСН (п. 3 ст. 346.12 НК РФ), а также обстоятельства и основания, при которых налогоплательщики утрачивают право на применение УСН (см. п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Так, в частности, согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации (обратим внимание – именно ОРГАНИЗАЦИИ!), у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей1. При этом в этих целях учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

В свою очередь, согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если несоответствие требованиям, установленным в том числе п. 3 ст. 346.12 НК РФ, допущено в течение отчетного (налогового) периода, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

В приведенных нормах все вроде бы предельно ясно. Казалось бы, не вызывает сомнений, что норма пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, как сама по себе, так и во взаимосвязи с п. 4 ст. 346.13 НК РФ, распространяется именно на организации (определение которых исчерпывающе приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ).

Но Минфин России и ФНС России в течение последних лет настойчиво пытаются распространить предусмотренное в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ограничение также и на индивидуальных предпринимателей.

Так, еще в Письме от 11.12.2008 № 03-11-05/296 Минфин России указал, что для перехода на УСН ограничений по остаточной стоимости основных средств для индивидуальных предпринимателей не установлено. Вместе с тем, по смыслу разъяснения главного финансового ведомства, если предусмотренное в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ограничение по остаточной стоимости основных средств превышено индивидуальным предпринимателем в течение отчетного (налогового) периода, такой индивидуальный предприниматель согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение. При этом, как указал Минфин России, определение остаточной стоимости основных средств индивидуальными предпринимателями производится по правилам, установленным пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ для организаций, т.е. остаточная стоимость основных средств определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. В этих целях учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Такую же точку зрения приняла ФНС России в Письмах от 15.01.2013 № ЕД-3-3/69, от 19.12.2013 № ГД-3-3/4827.

Основная логика, которой придерживались Минфин России и ФНС России при обосновании вышеуказанных писем, состоит в том, что, если пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ предусматривает ограничение по остаточной стоимости основных средств (для целей определения возможности/невозможности применения УСН) именно для организаций, то в п. 4 ст. 346.13 НК РФ законодатель использует понятие «налогоплательщик» (которое, как толкуют Минфин России и ФНС России, согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ подразумевает для целей применения УСН как организаций, так и индивидуальных предпринимателей).

Судебная практика по рассматриваемому вопросу до настоящего времени не сложилась.

Пожалуй, в качестве единственных судебных актов следует назвать решения по делу № А26-5213/2013 (см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2014 № Ф07-1094/2014 по делу № А26-5213/2013, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 по делу № А26-5213/2013). И эти решения, ссылаясь на «системное толкование» пп. 16 п. 3 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ (см. решение кассационной инстанции), соответствуют вышеприведенной позиции Минфина России и ФНС России с одним только существенным дополнением: по мнению судов, понимание нормы пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ как распространяющейся только на организации ведет к созданию дискриминирующих условий для индивидуальных предпринимателей и препятствий для реализации ими своих конституционных прав, что противоречит требованиям ст. 3 НК РФ, устанавливающей основные начала законодательства о налогах и сборах.

Правда, по судебному делу № А26-5213/2013 эта позиция была к выгоде налогоплательщика: как раз налоговый орган настаивал на нераспространении взаимосвязанных норм пп. 16 п. 3 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ в отношении индивидуальных предпринимателей, соответственно на сохранении УСН в этом случае (с помощью этого налоговый орган обосновывал отсутствие у налогоплательщика права на вычет НДС). Но сути дела это не меняет. Разве что можно предположить, что судьи где-то на уровне подсознания руководствовались нормой-принципом п. 7 ст. 3 НК РФ о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (в решениях этот принцип прямо не нашел отражения).

В этом и состоит суть вопроса: распространяется ли норма пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (сама по себе или во взаимосвязи с п. 4 ст. 346.13 НК РФ) на индивидуальных предпринимателей или нет.

Соотношение сил к моменту рассмотрения вопроса Верховным Судом

Несмотря на упомянутые выше разъяснения Минфина России, ФНС России, судебную практику, соотношение сил к моменту, когда анализируемый вопрос попал в поле зрения Верховного Суда РФ, по нашему мнению, было явно в пользу налогоплательщиков, отстаивающих право на применение УСН. Такие налогоплательщики могли выстраивать крепкую защиту, основанную на следующих аргументах:

1. Буквальное толкование норм пп. 16 п. 3 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Здесь следует обратить внимание, что в части ограничений по остаточной стоимости основных средств п. 4 ст. 346.13 НК РФ не содержит самостоятельной правовой нормы, а отсылает к п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Соответственно, в данном случае, по всем правилам толкования взаимосвязанных норм, положение отсылочной нормы п. 4 ст. 346.13 НК РФ должно толковаться с обязательным учетом положений, к которым она отсылает, т.е. в части ограничений по остаточной стоимости основных средств – с учетом положения пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, в котором речь идет не обо всех налогоплательщиках, а только об организациях.

Исчерпывающие определения организаций и индивидуальных предпринимателей содержатся в п. 2 ст. 11 НК РФ. Данные категории никак не пересекаются и ни в каких случаях не могут заменять или охватывать одна другую.

Аналогия законодательства в данном случае неприменима (по общему правилу, если специально не предусмотрено иное, применение налогового законодательства по аналогии не допускается, поскольку это противоречит как основным началам законодательства о налогах и сборах, закрепленным в ст. 3 НК РФ, так и правовым позициям Конституционного Суда РФ о необходимости однозначного, четкого и понятного формулирования налоговых норм, полноценного закрепления всех элементов налогообложения – см., например: Постановления от 04.04.1996 № 9-П, от 11.11.1997 № 16-П, от 28.03.2000 № 5-П, от 20.02.2001 № 3-П, от 22.06.2009 № 10-П; Определения от 18.03.2004 № 150-О, от 15.01.2008 № 294-О-П и др.). При этом в НК РФ отсутствует положение, аналогичное п. 3 ст. 23 ГК РФ, позволяющее по общему правилу распространять нормы, регулирующие деятельность организаций, также и на деятельность индивидуальных предпринимателей.

В тех случаях, когда законодатель предусматривает распространение норм, регулирующих налогообложение и (или) налогово-правовой статус организаций, также и на индивидуальных предпринимателей, он отдельно указывает на это в специальной налогово-правовой норме (как это имеет место, например, в п. 11 ст. 76 НК РФ). Но применительно к пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ подобный прием юридической техники отсутствует.

Соответственно, тот факт, что законодатель в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ предусмотрел ограничения по применению УСН только для организаций, а в п. 4 ст. 346.13 НК РФ закрепил только отсылочную норму к п. 3 ст. 346.12 НК РФ без каких-либо дополнительных уточнений, свидетельствует о четко выраженном намерении законодателя распространить ограничения по остаточной стоимости основных средств (для целей определения возможности/невозможности применения УСН) только на организации.

Никакое адекватное «системное толкование» норм пп. 16 п. 3 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ, о котором говорит ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 03.04.2014 № Ф07-1094/2014 по делу № А26-5213/2013, по нашему мнению, не приводит к противоположным выводам.

2. Используемая в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ формулировка «остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете» неприменима к индивидуальным предпринимателям.

Во-первых, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, по общему правилу не обязаны вести бухгалтерский учет (пп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), поскольку согласно ст. 346.24 НК РФ они ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по УСН в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н).

Во-вторых, все указания по бухгалтерскому учету основных средств (см.: Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 16.05.2016); Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (ред. от 24.12.2010); п.п. 46-54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 29.03.2017)) распространяются на организации, но не на индивидуальных предпринимателей.

3. Не выдерживает никакой критики высказанная судами по судебному делу № А26-5213/2013 позиция о том, что понимание нормы пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ как распространяющейся только на организации ведет к созданию дискриминирующих условий.

Такое понимание не приводит к какой-либо дискриминации, поскольку как раз учитывает особенности индивидуальной предпринимательской деятельности.

В подтверждение приведем позиции главного в нашей стране «специалиста» по оценке правовых норм на предмет наличия дискриминирующих условий – Конституционного Суда РФ.

Так, еще в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П Конституционный Суд РФ указал, что юридическое лицо, в отличие от гражданина – физического лица, имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом. Гражданин же (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено.

В Определениях от 14.12.2004 № 451-О, от 02.04.2009 № 478-О-О Конституционный Суд РФ отметил, что, несмотря на взаимосвязанные положения ч. 2 ст. 8, ч.ч. 1 и 2 ст. 19 и ст. 57 Конституции РФ, согласно которым регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства, в том числе независимо от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности, этот принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. Это означает, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей и организаций в том случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы. Индивидуальная предпринимательская деятельность по своей правовой природе отличается от экономической деятельности организаций тем, что не предполагает обособление и консолидацию капитала, а, напротив, заключается в использовании собственного имущества физического лица в предпринимательских целях. Различия в экономической основе осуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями и организациями проявляются и в неодинаковом порядке ведения ими учета доходов, расходов, хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности.

На особенности индивидуальной предпринимательской деятельности и ее отличия от экономической деятельности организаций (с точки зрения применения специальных налоговых режимов) Конституционный Суд РФ также обращал внимание в Определении от 12.04.2005 № 165-О.

4. Косвенный, но тоже аргумент: налоговый спецрежим, рассчитанный на меньший масштаб бизнеса, – ПСН2 не предусматривает для индивидуальных предпринимателей никаких ограничений по остаточной стоимости основных средств.

Что сказал Верховный Суд?

А теперь собственно к главной новости – решениям Верховного Суда РФ.

Как уже упоминалось выше, анализируемый вопрос попал в поле зрения Верховного Суда РФ в рамках дела об оспаривании одного из разъяснительных писем Минфина России (из списка упомянутых выше – Письмо от 20.01.2016 № 03-11-11/1656)3.

В Решении от 02.08.2016 по делу № АКПИ16-486 Верховный Суд РФ определил, что оспариваемое Письмо Минфина России не имеет нормативных свойств, не устанавливает общеобязательных правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц, и, таким образом, не оказывает общерегулирующего воздействия на общественные правоотношения.

Этот вывод Суда вполне ожидаем и не вызывает сомнений. Собственно, с ним сам Минфин России, равно как и ФНС России, даже и не пытались спорить. Более того, Минфин России непосредственно в оспариваемом Письме от 20.01.2016 № 03-11-11/1656, а также во всех своих иных издаваемых в последние годы разъяснительных письмах указывает, что такие письма не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Как подчеркивает главное финансовое ведомство, письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют лишь информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Но в Решении от 02.08.2016 Верховный Суд РФ сделал и другой, гораздо более значимый, вывод. Суд указал, что имеющееся в оспариваемом Письме Минфина России разъяснение об утрате права на применение УСН индивидуальным предпринимателем при превышении предельного размера остаточной стоимости основных средств, установленного пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не выходит за рамки адекватного истолкования положений указанной нормы во взаимосвязи с абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ. По мнению Суда, как следует из содержания п. 4 ст. 346.13 НК РФ, в котором используется понятие «налогоплательщик», сформулированные в этой норме условия прекращения применения УСН, в том числе имеющие отсылочный характер, являются общими и распространяются на всех налогоплательщиков, то есть на организации и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, Верховный Суд РФ полностью подтвердил содержание и логику разъяснений Минфина России!

Решение от 02.08.2016 было проверено и подтверждено в апелляционном порядке. В плоскости анализируемого вопроса Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ указала лишь, что оспоренное Письмо Минфина России воспроизводит содержание положений НК РФ в редакции, не влияющей на сущность и понимание правовых норм, в связи с чем Письмо нельзя считать выходящим за рамки адекватного истолкования положений законодательства и влекущим изменение правового регулирования соответствующих общественных отношений (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.11.2016 по делу № АПЛ16-462; на настоящий момент это решение является окончательным).

Что и говорить, неожиданные выводы…

Можно долго рассуждать о неоправдавшихся надеждах в отношении новых полномочий Верховного Суда РФ по проверке разъяснительных актов (кстати, это было одно из первых дел в рамках этих полномочий), можно надеяться на возможное в будущем «спасительное» решение Конституционного Суда РФ при попадании анализируемого вопроса в его поле зрения, но никак нельзя не считаться с тем положением, которое сложилось на настоящий момент. Как говорится, status quo обязывает…

Вышеприведенная позиция Верховного Суда продублирована в Решении от 29.08.2016 № АКПИ16-592 и Апелляционном определении от 29.11.2016 № АПЛ16-489.

Что повлечет за собой позиция Верховного Суда и какие выводы следует сделать налогоплательщикам? Рассмотрим далее.

Выводы

Если пересмотреть описанное выше «соотношение сил» с учетом позиции Верховного Суда, то следует признать, что это соотношение теперь уже явно в пользу точки зрения Минфина России и ФНС России. Бесспорно, позиция Верховного Суда РФ – весомый козырь.

Возможно, конечно, при рассмотрении конкретных споров суды обнаружат заложенный Верховным Судом «скрытый смысл», позволяющий все-таки склониться в пользу применяющих УСН налогоплательщиков (подобные примеры переоценки позиции уже встречались в налоговой сфере), но вероятность такого развития событий применительно к анализируемому вопросу, по нашему мнению, невысока.

При худшем варианте дальнейший вектор предугадать несложно: налоговые органы будут лишать права на применение УСН тех индивидуальных предпринимателей, которые не соответствуют установленному в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ограничению. Понятно, для этих целей остаточная стоимость основных средств будет определяться не по данным бухгалтерского учета (которого у индивидуального предпринимателя может просто не быть), а как рассчитанная стоимость с учетом амортизации.

Несоответствующих указанному ограничению ждет начисление налогов по ОСН, а также пеней и штрафов.

При этом ничто не мешает налоговым органам пересматривать и прошлые периоды (в пределах возможной глубины налоговой проверки), и речь здесь не будет идти об обратной силе налогово-правового регулирования (ведь Верховный Суд не создал новую норму, а высказал свою позицию в отношении уже существовавших норм).

Таким образом, применяющие УСН индивидуальные предприниматели, владеющие имуществом, подпадающим под признаки амортизируемого, стоимостью свыше 150 млн. рублей4 (а это распространенная категория, например в сфере арендного бизнеса), попали в зону высокого налогового риска.

Перейдем в плоскость одного из извечных русских вопросов – что делать таким индивидуальным предпринимателям?

Есть, как минимум, четыре основных варианта:

Вариант 1 – рисковать, ничего не меняя и продолжая применять УСН. Расчет здесь может быть на возможное в будущем уточнение/изменение позиции Верховного Суда и (или) появление контраргументов (контрпозиции) со стороны Конституционного Суда РФ.

Вариант 2 – ничего не менять за прошлые периоды, но на будущее «рассеять» собственность, например, между близкими родственниками, с оформлением их предпринимательской деятельности и выстраиванием новой структуры договорных отношений. Безусловно, этот вариант не для всех приемлем, поскольку может повлечь иные риски, связанные как раз с этим «рассеиванием» собственности.

Вариант 3 – воспринять позицию Верховного Суда (и ранее высказанные позиции Минфина России и ФНС России), прекратив применение УСН. И вот здесь возможны множество подвариантов.

Во-первых, перейти на иной режим налогообложения можно в порядке п. 5 ст. 346.13 НК РФ, как раз в связи с превышением остаточной стоимости основных средств (т.е. в этом случае налогоплательщик своими действиями по переходу на иной режим налогообложения фактически признает согласие с позицией Верховного Суда, Минфина России и ФНС России), а можно в общем «добровольном» порядке перехода с начала календарного года – на основании п. 6 ст. 346.13 НК РФ (в этом случае согласие налогоплательщика с позицией Верховного Суда, Минфина России и ФНС России неочевидно, что может сыграть положительную роль при возможных судебных спорах по прошедшим УСН-периодам).

Во-вторых, Вариант 3 можно распространить и на прошедшие периоды путем сдачи налоговых деклараций (уточненных налоговых деклараций) и уплаты налогов и пеней в рамках иной системы налогообложения (в расчете на освобождение от налоговой ответственности за прошедшие периоды), а можно, опять же рискуя, налоговые обязательства по прошедшим периодам не менять.

Вариант 4 – прекратить статус индивидуального предпринимателя и передать предпринимательские активы в доверительное управление доверительному управляющему, который будет от своего имени осуществлять ту же деятельность, которую ранее вел собственник (в статусе индивидуального предпринимателя).

Есть, конечно, множество других вариантов.

Выбор конкретного варианта зависит от многих факторов, специфики деятельности налогоплательщика. Но при любом варианте налогоплательщику нужно быть готовым к активной и профессиональной досудебной и судебной защите.

1 До 01.01.2017 – 100 млн. рублей (см. изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

2 По крайней мере, ПСН предусматривает гораздо меньший порог по средней численности наемных работников за налоговый период – 15 человек, нежели УСН – 100 человек.

3 О новом полномочии судов по рассмотрению административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, мы подробно писали ранее: Жигачев А.В. Обжалование писем ФНС России в качестве нормативных актов (комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П) // Правосоветник. 2015. № 7/8. С. 26; Жигачев А.В. Обжалование писем ФНС России в качестве нормативных актов: продолжение истории // Правосоветник. 2016. № 6. С.8.

4 До 01.01.2017 – свыше 100 млн. рублей (см. изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru

Если превышен лимит стоимости ОС, предприниматель теряет право на «упрощенку»

Лимит по размеру основных средств установлен подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. Данная норма запрещает применять упрощенную систему налогообложения организациям, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 млн. рублей (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При расчете данного ограничения учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом. Как видно, в данной норме НК РФ речь идет только об организациях.
В то же время в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ установлено, что налогоплательщики лишаются возможности применять «упрощенку», если в течение какого-либо квартала допустили несоответствие требованиям, указанным в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. Эта норма распространяется на всех налогоплательщиков — и на организации, и на ИП. Из сказанного следует, что предприниматель лишится права на применение УСН, если стоимость его основных средств превысит 150 млн. рублей. Право на «упрощенку» теряется с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.