Органы валютного контроля 2018

Органы валютного контроля

Обновление: 3 апреля 2017 г.

В России функция по валютному контролю возложена на специальные органы и агенты, перечень которых регламентируется Федеральным законом № 173-ФЗ от 10.12.2003 (редакция от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль представляет собой совокупность мер, проводимых государством, предназначенных для обеспечения соблюдения валютного законодательства при проведении операций с иностранной валютой. В основе данного контроля лежит государственное ограничение возможности граждан приобретать иностранную валюту, а также приобретения отечественной валюты нерезидентами. Данное ограничение, как правило, вводится в связи с потребностью стран с частично конвертируемой валютой предотвратить отток капитала. Страны с высоким уровнем экономической стабильности и приемлемым платежным балансом не испытывают необходимости в применении данного инструмента. Так, свободно конвертируемые валюты (доллар США, евро и фунт стерлингов) не контролируются государствами-эмитентами.

В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк, в зону ответственности которого входит контроль за операциями с валютой, осуществляемыми основными участниками финансового рынка, такими как валютные биржи и кредитные организации. Важной частью валютного контроля является передача информации по соответствующим операциям от уполномоченных банков таможенным органам. Данный процесс также входит в функционал ЦБ как органа валютного контроля;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Данный орган контролирует валютные операции между участниками рынка, которые являются резидентами и нерезидентами страны и при этом относятся к биржам или кредитным организациям. Ранее данную функцию выполняла Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), однако по Указу Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» она была упразднена. На сегодняшний момент эти функции выполняют Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба РФ.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность вышеперечисленных органов в области валютного контроля и контролирует взаимоотношения таможенных органов и участников рынка ценных бумаг с ЦБ РФ.

Агенты валютного контроля

В Российской Федерации агентами валютного контроля являются:

  • банки, являющиеся уполномоченными и подотчетными Центробанку;
  • банки, не являющиеся уполномоченными;
  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • налоговые органы;
  • таможенные органы;
  • участники рынка ценных бумаг.

Основное отличие агентов валютного контроля от органов состоит в том, что они не имеют права применять карательные меры по отношению к участникам рынка за нарушение валютного законодательства и требовать нивелировать данные нарушения.

Функции органов и агентов валютного контроля

Среди функций органов и агентов можно перечислить следующие:

  • контролировать степень соответствия проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой законодательству в соответствующей области;
  • проверять ведение учёта и составление отчётности в части операций с валютой;
  • проверять документацию, связанную с открытием и ведением валютных счетов.

Агенты валютного контроля обязаны предоставлять органам валютного контроля всю необходимую информацию касательно валютных операций, в осуществлении которых они принимают участие. Органы и агенты валютного контроля обязаны соблюдать служебную, коммерческую и банковскую тайну, доступ к которой был получен в ходе осуществления ими служебных полномочий.

Что такое валютный контроль простыми словами — органы регулирования, нормы закона и агенты валютного контроля

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые агенты валютного контроля — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

1

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

2

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

3

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Также прочитайте: Консультация по валютному контролю: список банков, на какие вопросы ответят специалисты + отзывы

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Также прочитайте: Валютный контроль и штрафы: чем грозит нарушение сроков сдачи документов и просрочка оплаты за товар.

Выполнение банком функций агента валютного контроля

В нашей стране функционирует двухуровневая система валютного контроля, состоящая из органов и агентов валютного контроля. Органы валютного контроля — это Банк России и Правительство Российской Федерации (ГТК России и МНС России). Коммерческие банки, таможенные органы и ФСНП России являются агентами валютного контроля.

Положение коммерческого банка в системе валютного контроля определяется его статусом агента валютного контроля. Причем они могут выступать в качестве активных и пассивных участников правоотношений. В первом случае (активный участник) уполномоченный банк наделяется контрольными полномочиями по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Во втором случае (пассивные участники) кредитные организации выступают в их взаимоотношениях с органом валютного контроля Банком России. То есть деятельность уполномоченных банков в качестве агентов валютного контроля сама является предметом контроля со стороны Банка России. Такой контроль осуществляется путем проверок со стороны территориальных учреждений Центрального банка.

«Классические» проверки осуществляются путем выборочного контроля. Проверяющий является специалистом в своей области и поэтому сам определяет типы операций, подлежащих проверке, объемы и сроки ее проведения. В этом случае наиболее эффективна методика, когда проверяется одна типовая сделка путем отслеживания операции по документам операционного дня с одновременной проверкой бухгалтерского учета операции. Если нет нарушений, то делается вывод, что такой тип операции проводится без нарушений, и достоверность этого вывода подтверждается проверкой нескольких аналогичных сделок.

Но вывод о состоянии работы в организации в целом, возможно сделать только на основании существенной информации. Такую информацию можно получить не иначе как путем целенаправленного подробного исследования значительного объема первичных документов. Для такого исследования при ручной («классической») обработке данных требуются значительное время и человеческие ресурсы. Таким образом, можно говорить о недостатках «классического» метода проверок: во-первых, проверка путем выборочного контроля часто не позволяет сделать вывод о том, является ли нарушение системным или случайным, и во-вторых, трудно сделать вывод о причинах нарушения — неоптимальная организационная структура валютного контроля банка, отсутствие взаимосвязи между подразделениями, низкая квалификация сотрудников, целенаправленное нарушение (банк «идет на поводу» у клиента).

Указанные недостатки, на наш взгляд, могут быть минимизированы применением «инструментального» метода проверки, основанного на компьютерном автоматизированном рабочем месте (АРМ).

Внутренние данные АРМа — установленные инструкциями Банка России нормативы учета, порядка, сроков проведения операции. Входные данные — электронный массив данных о движении средств по счетам, а также сведения из электронных баз данных, ведущихся в уполномоченных банках согласно требованиям Банка России. Также в программу вводятся данные о внутрибанковском регламенте учета проверяемых операций (используемые номера балансовых счетов и порядок учета). Итог работы АРМа — выходные данные, позволяющие сделать вывод о нарушениях порядка проведения валютных операций, о проведении не предусмотренных нормативными документами операций, нарушения сроков и порядка учета, а также достоверности отчетности. После анализа полученных данных члены рабочей группы запрашивают первичные документы — досье, выписки по счетам, документы дня по выбранным проводкам, другие документы и проводят собеседование со служащими банка, уточняя причины нарушений.

«Инструментальный» метод, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ. Наиболее очевидные из них: возможность осуществить не выборочную, а сплошную проверку на заданный период, а также осуществлять комплексную проверку сроков, обоснованности, достоверности отчетности, соблюдения учетной политики; экономия времени, трудовых ресурсов, стандартизация и унификация проверок; уменьшение «системных ошибок». Следовательно, этот метод дает возможность оценить работу банка как агента валютного контроля в целом.

Таким образом «инструментальный» метод позволяет проверить значительный объем валютных операций, проводимых коммерческим банком, и получить достаточный объем информации для проведения анализа. Результатом анализа является выявление характерных нарушений.

Рассмотрим характерные нарушения функций агентов валютного контроля.

Обычно все нарушения, группируются по направлениям валютного контроля: покупка, платежи, обратная продажа иностранной валюты; экспортные поступления и обязательная продажа; таможенно-банковская система валютного контроля; валютно-обменные операции; режим рублевых счетов нерезидентов; соблюдение условий лицензий и разрешений; порядок предоставления отчетности.

Это логично вытекает из содержания нормативных актов Банка России, но данная классификация не содержит информации о причинах нарушений. Для установления взаимосвязи между нарушениями и внешнеэкономическими сделками мы оценили и сгруппировали нарушения банков с точки зрения «умышленности».

Нарушения выполнения функций агента валютного контроля можно разделить на две группы случайные и неслучайные.

Случайные нарушения возникают по причине технических или операционных сбоев в банковских технологиях. Нарушения этой группы исключим из рассмотрения в данной работе. Остановимся на анализе неслучайных нарушений.

К неслучайным нарушениям можно отнести неслучайные неумышленные и неслучайные умышленные. Неслучайные неумышленные — нарушения, связанные с непониманием инструкций (или с искренним заблуждением). Нарушения неслучайные умышленные имеют место, когда банк для своей выгоды целенаправленно «идет на поводу» у клиента. Могут быть неслучайные нарушения, которые сложно отнести к первой или второй группе (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Характерные нарушения правил проведения валютных операций

Неумышленные нарушения

Умышленные нарушения

Не используется для целей депонирования средств, подлежащих обязательной продаже, отдельный лицевой счет на балансовом счете 47405.

Суммы после обязательной продажи зачисляются не на текущий, а на иные (депозитный, кредитный и т. и.) счета.

Прием поручения на обязательную продажу не на 7-й, а на 8-й день. Зачисление на счет 47405 не на 8-й день, а в день продажи.

Проведение расчетов через резидентов-поверенных, т.е. посредников, выступающих не от своего имени

Банк не требует от страховых организаций и перевозчиков ежеквартальных отчетов о завершенных контрактах для сверки сумм, подлежащих обязательной продаже.

В поручениях на покупку вместо кодов 22 (операции, связанные с движением капитала, осуществляемые по лицензиям) и 23 (без лицензий) указываются коды 12 (импорт товаров) и 13 (импорт услуг).

Необоснованное освобождение от обязательной продажи пожертвований не на благотворительные цели.

Не корректируется лимит покупки валюты при платежах с текущего счета.

Суммы, не подлежащие обязательной продаже, зачисляются прямо на текущие, минуя транзитные счета.

Учет операций в валюте, отличной от валюты покупки (платежа).

Иностранная валюта продается не на основании поручения клиента, а на основании распоряжения начальника кредитною отдела, председателя правления и др.

Несоблюдение порядка оформления паспортов сделок.

Несвоевременное депонирование (или его отсутствие) рублевых средств при осуществлении платежей по импорту товаров.

Нарушения сроков и порядка обмена информацией между банками и ГТК России, Банком России.

Выдача банком своему клиенту, имеющему нарушения валютного законодательства, справок, необходимых для получения разрешения Банка России, в которых отсутствует информация об имеющихся нарушениях.

Отсутствие на информационном стенде в обменном пункте всей необходимой для клиента информации.

Проведение расчетов через уполномоченные банки, не указанные в Разрешениях Банка России

Отсутствие в обменном пункте надлежащим образом оформленной выписки из приказа о назначении на должность кассира, документа, удостоверяющего его личность, документа о прохождении специальной подготовки.

Валютные операции, проводимые без предоставления в банк контрактов в письменной форме.

Нарушения порядка доставки ценностей, заключения операционного дня обменного пункта и сдачи (инкассации) остатков ценностей из обменного пункта в кассу банка.

Выдача банком справок ф.0406007 без совершения валютнообменных операций и их фиктивное отражение в учетных документах.

Нарушения кассирами правил по определению подлинности и платежности денежных знаков иностранных государств. Отчетность от организаций и банков поступает в Главное управление с нарушением установленных сроков. Непредставление отчетов в случае отсутствия в течение отчетного периода операций.

Внесение рублей в уставный капитал резидента минуя счет типа «И».

Группа Нн/Ну. Нарушения, которые могут быть как умышленными, так и неумышленными.

В поручении на продажу не указываются суммы расходов, произведенных с транзитных счетов до обязательной продажи.

Нарушения порядка ведения журналов учета входящих и исходящих документов валютного контроля.

Несоблюдение порядка заполнения банками учетных карточек и карточек платежа.

Нарушения сроков и порядка осуществления оплаты импортируемых товаров.

Нарушения технологии банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Нарушения порядка установления курсов покупки и продажи наличной валюты, ведения журнала регистрации.

Нарушения порядка оформления справок ф. № 0406007, а также реестров кассовых и мемориальных ордеров.

Нарушение порядка открытия рублевых счетов нерезидентов.

Нарушение режимов счетов типа «Т», корсчетов банков нерезидентов, счетов типа «И».

Перевод в срок, превышающий 90 дней до ввоза товаров на территорию Российской Федерации, арендных платежей нерезиденту, а также за импортные товары.

Необоснованное отнесение операций, требующих получения разрешения Банка России, к разряду операций, совершаемых в регистрационном порядке

Представление документов на регистрацию в Главное управление по истечении установленного срока

Подписание банком Заявки на регистрацию инвестиционной операции (кредита) при несоответствии сведений в Заявках с условиями документов, требуемых для регистрации

Отчетность направляется не по адресу, т. е. в Территориальное управление Банка России в случае осуществления контроля непосредственно Департаментом валютною контроля Банка России, и наоборот

Предоставление недостоверной отчетности

Как показывает анализ материалов проверок коммерческих банков, количество неумышленных нарушений составляет менее 40% общего числа нарушений. Количество умышленных нарушений зависит от конкретного банка, но в целом по всем банкам его удельный вес не превышает 10%. Удельный вес нарушений, которые трудно квалифицировать по признаку умышленности, — более 50%.

Сопоставление конкретных нарушений с видами сделок позволяет сделать вывод, что неслучайные неумышленные нарушения характерны в основном для подозрительных урегулированных сделок (см. табл. 1, класс А1). Неслучайные умышленные — исключительно для сделок, проводимых в нарушение валютного законодательства (класс Б). Нарушения, не поддающиеся точной квалификации, -для подозрительных неурегулированных сделок (класс А2). То есть более 50% общего числа нарушений приходится на подозрительные сделки, валютные операции по которым недостаточно урегулированы.

Общая стоимость всех подозрительных контрактов, представленных клиентами в кредитные организации Самары (без учета сумм реально проведенных операций), значительно превышает оценочные объемы (0,3 — 0,8 млрд. дол.) бегства капитала через банки города. Вместе с тем стоимость подозрительных сделок, связанных с экспортом/импортом товара, при реализации которых было нарушено валютное законодательство, находится в пределах оцененного бегства.

Таким образом, банки, предоставляя сведения о подозрительных сделках, включают в их число значительное число сделок, не имеющих ничего общего с бегством капитала. Наверное, целесообразно разработать детальную классификацию сделок, подозрительных на бегство капитала, включив в нее дополнительные признаки-фильтры, например, такие, как завышение импортных и занижение экспортных цен по сравнению с мировыми, передача результатов выполнения услуг по электронным каналам связи, и увязать эти признаки-фильтры с конкретными сделками.

Агенты валютного контроля, их функции и полномочия

Размещено на http://www.allbest.ru/

Северо-Западный филиал

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия правосудия»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

Агенты валютного контроля, их функции и полномочия

Выполнил (а):

Студент (ка) IV курса, 433гр.

заочной формы обучения

Гультяев П.А.

Преподаватель:

Гонтарь Н.Н.,

Санкт-Петербург 2012 г.

Введение

Переход российской экономики к рыночным отношениям, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные финансовые структуры, расширение внешнеэкономических связей ставят в ряд актуальных вопросов проблемы определения механизма регулирования валютных отношений, осуществляемых банками. Данный механизм имеет экономическую природу, однако осуществляется и реализуется в правовой форме.

Формирование правовой базы, определяющей валютные правоотношения, происходит недостаточно эффективно и сопряжено с Л. определенными трудностями, поскольку для Российской Федерации это не совсем разработанное направление деятельности. В период существования валютной монополии государства субъектами валютных правоотношений мог быть только узкий круг специализированных государственных предприятий, а осуществление международных расчетов производилось на основе государственных планов. В сфере внешнеторговых сделок роль банков была незначительной, и на осуществляемые операции вводилась разрешительная система. Все это не способствовало развитию законодательства в области валютных отношений. Расширение круга участников и сферы данной деятельности после либерализации экономики повлекло за собой появление большого количества разноуровневых правовых актов в сфере валютного регулирования.

Однако, как известно, большинство принятых нормативных актов не было сведено в единую систему, а научные исследования ограничивались простым комментированием существующих норм. Сложившаяся нормативно-правовая база, регулируя систему валютных правоотношений в сфере банковской деятельности, с одной стороны, закрепляет те отношения, которые сложились и оформились в настоящий период времени, а с другой — способствует отражению тенденций дальнейшего совершенствования и развития, создавая для этого реальные предпосылки. В связи с этим в исследование правового регулирования валютной деятельности, осуществляемой банками, включаются отрасли гражданского, административного, уголовного и других отраслей права.

Правовое регулирование валютной деятельности, реализуемой банками, на сегодняшний момент осуществляется бессистемно. В совокупности с другими факторами все это приводит к значительной утечке капитала за рубеж, обращению значительного объема финансовых ресурсов в теневом обороте, отсутствию конкуренции на валютном рынке и его криминализации, и, соответственно, к медленной интеграции России в мировую экономическую систему.

В силу указанных обстоятельств, правовое регулирование деятельности уполномоченных банков в сфере валютных отношений представляет собой один из важных объектов правового регулирования.

Глава 1. Агенты валютного контроля

Агенты валютного контроля — это организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля (эти агенты подотчетны соответствующим органам валютного контроля) и уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации.

Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) закреплены полномочия органов и агентов валютного контроля.

Указанные органы:

1) издают в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации;

2) определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиями лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю является центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю.

В качестве основной задачи Службы установлено проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Этот орган осуществляет межотраслевую координацию и регулирование по вопросам, находящимся в ведении РФ. В пределах своей компетенции Служба обеспечивает контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации министерствами, ведомствами, организациями и предприятиями, участвующими в регулировании и осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.* В системе Федеральной службы имеется сеть территориальных органов (региональных центров и отделений).

На основании ст. 199 Таможенного кодекса России таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Федерации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

В валютном контроле участвуют и другие органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» от 24 сентября 1993 г. Министерство безопасности Российской Федерации (ныне — Федеральная служба безопасности), Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство обороны РФ информируют Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций. Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 151-93 включил в полномочия налоговых органов контроль за соблюдением валютного законодательства, осуществляемый в пределах их компетенции.

Глава 2. Права и обязанности агентов валютного контроля

агент валютный контроль

Права агентов валютного контроля.

Агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

4) в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

8) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

9) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

10) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в РФ валюты РФ, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

11) паспорт сделки;

12) документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

3) сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

4) агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

а) в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

б) в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Заключение

В настоящее время, не смотря на принятие Федерального Закона от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» стройная система валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации находится на стадии совершенствования и развития. Система валютного контроля со стороны государства не всегда является эффективной.

Перечень полномочий различных органов и агентов валютного контроля имеет общий недифференцированный характер, из чего можно сделать следующие выводы:

* полномочия, отнесенные к совместной компетенции органов и агентов валютного контроля, во многом совпадают и могут быть реализованы в одинаковом объеме;

* органы валютного контроля имеют равные права по его осуществлению, и объём реализации этих прав совпадает;

* агенты обладают равным объемом полномочий, независимо от их правового статуса.

Однако, на практике такое положение невозможно в силу особенностей правового статуса отдельных субъектов, отнесенных законом к органам и агентам валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты действуют только в отношении валютных операций своих клиентов и не вправе проверять валютные операции организаций, если расчеты по таким операциям проводятся через счета, открытые в других банках.

В целях повышения эффективности валютного контроля необходимо: во-первых, урегулировать данные отношения в комплексном законодательном акте, отдельный раздел которого следует посвятить регулированию полномочий органов и агентов валютного контроля. При этом важно четко разграничить компетенции различных ведомств в этой сфере, детально регламентировать деятельность должностных лиц органов и агентов валютного контроля, их права и обязанности.

Во-вторых, создать специальный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой общегосударственной политики в области организации государственного контроля за соблюдением валютного законодательства органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами (включая уполномоченные банки), гражданами. Эти меры позволят повысить эффективность валютного контроля в России и исключить совмещение функций государственного контроля за валютными операциями с их правовым регулированием.

Новый Федеральный закон от 10 декабря 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» несомненно содержит положительные моменты, а именно

* устанавливает, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Таким образом, из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни;

* четко определяет перечень разрешенных операций в иностранной валюте между резидентами. В прежней версии закона такой нормы не было;

* отсутствует установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений;

* закрепляется право резидентов открывать без ограничений счета в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в уведомительном порядке. Юридическим лицам такое право будет предоставлено через год после вступления закона в силу.

Органы валютного контроля, их компетенция.

Органами валютного контроляв Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти по действующему в настоящее время Постановлению Правительства РФ от 23 августа 2000 года № 624 Вопросы Министерства Российской Федерации является Министерство Финансов РФ. Министерство Финансов РФ обеспечивает проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики при добычи, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координирует деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти, и осуществляет права и функции упраздненной Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля.

Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н (ред. от 17.11.2010) утверждено Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора». Территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальный орган Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее — территориальное управление) является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Контроль за деятельностью территориального управления осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. . Территориальное управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, актами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также настоящим Положением. Территориальное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

. Территориальное управление осуществляет осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;