Организация охраны труда

Формирование системы охраны труда на предприятии

На основании ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Охране труда посвящено несколько глав Трудового кодекса РФ (34, 35, 36). Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя.

Система охраны труда в организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:

  • создание службы охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • создание комитета (комиссии) по охране труда;
  • проведение инструктажа с сотрудниками организации;
  • разработка и утверждение положения и инструкций по охране труда в организации.

Нормативно-методическое обеспечение системы охраны труда организации

В процессе формирования системы охраны труда организации следует разработать и утвердить документацию по вопросам охраны труда. Приведем основной перечень документов:

  • локальные нормативные акты по общим вопросам охраны труда (инструкции по охране труда для работников, технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
  • программы проведения вводного и первичного инструктажа работников по охране труда;
  • журналы регистрации проведения инструктажа работников по охране труда (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого);
  • инструкция по проведению вводного инструктажа работников по охране труда (разрабатывается на основании утвержденной руководителем организации программы проведения вводного инструктажа, утверждается руководителем);
  • приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного и первичного инструктажа;
  • приказ об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, с хранением и применением сырья и материалов, могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте);
  • приказ о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда;
  • положение о службе охраны труда (разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации <1>);
  • должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (разрабатываются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих <2>);
  • личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  • график периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными);
  • журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
  • журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам.

<1> Утверждены Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.
<2> Утвержден Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37.

Перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности работодателя (организации или индивидуального предпринимателя).

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель не имеет права допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы на основании соответствующей межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (при ее отсутствии — межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, а также в технологической документации с учетом конкретных условий <3>. При формировании содержания инструкций по охране труда следует руководствоваться положениями Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда <4> (далее — Методические рекомендации). Утвержденные в установленном порядке (т.е. прошедшие процедуру согласования с выборным профсоюзным или иным уполномоченным работниками органом) инструкции должны быть зарегистрированы в специальном журнале, примерная форма которого приведена в Приложении N 9 к Методическим рекомендациям.

<3> Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399.
<4> Утверждены Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80.

Работодатель обязан не реже одного раза в пять лет пересматривать инструкции по охране труда. Если в течение срока действия инструкции для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок. Инструкции пересматриваются досрочно в случаях:

  • пересмотра межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • изменений условий труда работников;
  • внедрения новой техники и технологий,

а также по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по требованию представителей органов федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Работников следует ознакомить с инструкциями по охране труда под расписку. Инструкции могут быть выданы им на руки для изучения. Факт выдачи инструкций фиксируется в соответствующем журнале, форма которого приведена в Приложении N 10 к Методическим рекомендациям.

Создание службы охраны труда

Во всех без исключения организациях вопросами охраны труда занимаются служба охраны труда либо штатный специалист по охране труда (при отсутствии такого специалиста в штате организации — руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник). Имейте в виду, что руководители и специалисты организаций должны проходить специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (п. 2.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций; далее — Порядок) <1>. Можно также заключить гражданско-правовой договор с физическим или юридическим лицом, оказывающим услуги в области охраны труда и имеющим государственную аккредитацию.

<1> Утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29.

На производственных предприятиях <2> с численностью работников более 50 человек в обязательном порядке создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ). Остальные организации имеют право выбора из указанных вариантов.

<2> Производственная деятельность — это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ст. 209 ТК РФ).

Формирование системы охраны труда регламентировано рядом нормативно-законодательных актов, один из них — упомянутые Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда (СОТ) находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и обычно выполняет следующие функции:

  • контролирует выполнение персоналом организации требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;
  • организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний;
  • проводит мероприятия по улучшению условий труда.

При определении необходимой численности сотрудников СОТ и формировании ее организационной структуры следует руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы труда в организациях <1>.

<1> Утверждены Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10.

Создание комитета (комиссии) по охране труда

Для организации совместных действий работодателя, работников, профессионального союза (иного уполномоченного работниками представительного органа) по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья работников по инициативе работодателя, работников либо их представителей может быть создан комитет (комиссия) по охране труда (ст. 218 ТК РФ). Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства. Отказать работникам или их представителям в создании комитета (комиссии) по охране труда, если они проявили соответствующую инициативу, работодатель не имеет права.

Задачи и функции комитета, а также рекомендации по его созданию содержатся в Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда <2>. В состав комитета (комиссии) входят на паритетной основе представители работодателя, профсоюза или иного уполномоченного работниками органа.

<2> Утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 г. N 413.

Аттестация рабочих мест

На основании норм действующего трудового законодательства каждый работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации рабочих мест (ст. 212 ТК РФ). Под аттестацией рабочих мест согласно ст. 209 ТК РФ понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и проведения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В настоящее время действует Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда <3> (далее — Положение), которое может применяться всеми работодателями (как организациями, так и индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Положением установлен порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования ее результатов. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты, а также их эффективности.

<3> Утверждено Приказом Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12.

Работодатель вправе провести аттестацию рабочих мест самостоятельно (в этом случае создается аттестационная комиссия) или привлечь для ее проведения стороннюю специализированную организацию, имеющую разрешение органов Государственной экспертизы условий труда РФ на право проведения указанных работ.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией в соответствии с изменениями условий и характера труда не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних аттестационных измерений. Положением предусмотрены случаи обязательной переаттестации рабочих мест, например после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты, по требованию государственных органов.

Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются Протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда (Приложение N 12 к Положению), к которому должны прилагаться:

  • карты аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • ведомости рабочих мест и результатов их аттестации в подразделениях;
  • сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации (Приложение N 11 к Положению).

Инструктаж персонала по охране труда

Основные обязанности работодателя в части обеспечения безопасных условий труда следующие:

  • обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • инструктаж по охране труда;
  • стажировка на рабочем месте и проверка знания требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;
  • оказание первой помощи при несчастных случаях на производстве;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знания требований охраны труда;
  • контроль за состоянием условий труда на рабочих местах и правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Кроме этого на основании ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Обратите внимание: государственным инспекторам труда при исполнении ими своих служебных обязанностей предоставляется право отстранять от работы лиц, не прошедших инструктаж по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Согласно п. 2.1.3 Порядка проведение инструктажа включает ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ. В инструктаж также может входить изучение правил пожарной безопасности. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой проводившим его лицом приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы.

Проведение инструктажа отражается в соответствующих журналах регистрации проведения инструктажа с указанием даты его проведения и расшифровкой подписей инструктируемого и инструктирующего.

Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения инструктажа работников отдельных отраслей и организаций определяются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда (п. 2.1.8 Порядка).

Порядком определяются следующие виды инструктажа, проводимого для работников:

  • вводный;
  • первичный на рабочем месте;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Вводный инструктаж проводится специалистом по охране труда либо специально уполномоченным приказом работодателя работником. Такой инструктаж в обязательном порядке проводится:

  • для лиц, принимаемых на работу (независимо от их образования и стажа работы) и командированных в организацию;
  • лиц, обучающихся в образовательных учреждениях соответствующих уровней и проходящих в организации производственную практику;
  • работников сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке, а также иных лиц, участвующих в производственной деятельности организации.

Программа вводного инструктажа должна быть разработана и утверждена работодателем с учетом специфики деятельности предприятия.

Примечание. Примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа

  1. Государственный надзор состояния охраны труда.
  2. Организация работодателем работы по охране труда, разъяснения о регулировании вопросов охраны труда трудовым и коллективным договорами.
  3. Общие сведения о предприятии, характерные особенности производства.
  4. Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии, ответственность за их нарушение.
  5. Общие правила поведения для работающих в производственных и вспомогательных помещениях.
  6. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.
  7. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.
  8. Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы их выдачи, сроки носки.
  9. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.
  10. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  11. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала.
  12. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при несчастном случае на участке, в цехе.

Первичный инструктаж необходимо провести с работниками, которые эксплуатируют, обслуживают, испытывают, налаживают и ремонтируют оборудование, используют электрифицированный или иной инструмент, хранят и применяют сырье и материалы. Он проводится непосредственным руководителем либо производителем работ (мастером, прорабом и т.д.), прошедшим в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, на рабочем месте сотрудника до начала самостоятельной работы.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится с работниками:

  • вновь принятыми в организацию, включая временных (ст. 289 ТК РФ), сезонных (ст. 293 ТК РФ), совместителей (ст. 282 ТК РФ) и надомников (ст. 310 ТК РФ);
  • переведенными из другого структурного подразделения организации;
  • которым поручается выполнение новой для них работы;
  • командированными из сторонних организаций,

а также с учащимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности предприятия.

Примечание. Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте

  1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на рабочем месте, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие в технологическом процессе.
  2. Безопасная организация и содержание рабочего места.
  3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности). Требования по предупреждению электротравматизма.
  4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и средств защиты).
  5. Безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации.
  6. Средства индивидуальной защиты на рабочем месте и правила пользования ими.
  7. Схема безопасного передвижения работающих по территории цеха, участка.
  8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.
  9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.
  10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанности и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

Повторный инструктаж проводится для работников, прошедших первичный инструктаж на рабочем месте, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводится в ряде случаев, определенных п. 2.1.6 Порядка, в частности:

  • при изменении технологических процессов;
  • замене или модернизации оборудования (приспособлений, инструмента);
  • нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.).

Целевой инструктаж проводится с работниками при выполнении разовых работ, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 5 до 50 МРОТ, т.е. от 500 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 300 до 500 МРОТ (от 30 000 до 50 000 руб.) либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 5 до 50 МРОТ. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц <1>.

<1> См. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц».

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до года.

И.Э.Гущина

К. э. н.,

доцент кафедры

бухгалтерского учета и аудита

Академии труда и социальных отношений

Организация охраны труда на предприятии

Обновление: 1 июня 2017 г.

На предприятии работодателю следует правильно организовать мероприятия по защите жизни и здоровья трудящихся от воздействия неблагоприятных факторов на производстве. Организация охраны труда на предприятии должна соответствовать установленным законодательством требованиям с целью исключения или максимального сокращения производственных заболеваний, травм, несчастных случаев на производстве.

Организация работы по охране труда на предприятии

Работодателю при организации охраны труда следует исполнять требования следующих нормативных правовых актов:

  • Раздел Х ТК РФ;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 «Об оценке условий труда»;
  • Порядок, утвержденный Минтруда и Минобразования России 13.01.2003 N 1/29 (далее – Порядок);
  • Типовое положение, утвержденное Минтрудом 19.08.2016 N 438н (далее – Типовое положение).

Прежде всего, для организации соответствующей работы на предприятии работодателю следует учитывать положения ст.212 ТК РФ, содержащие перечень основных требований к работодателю по безопасности труда.

Одним из указанных требований являются создание и функционирование системы управления охраной труда (далее также — СУОТ). Для исполнения этого требования работодателю следует учитывать Типовое положение, на основании которого он сможет разработать свой локальный документ о СУОТ на предприятии.

Для достижения цели обеспечения безопасности на производстве с числом работников свыше 50 человек работодатель организует соответствующую службу или вводит в штат соответствующую должность специалиста. Если же число работников на предприятии 50 или менее, то указанная служба необязательна. Ее создание является правом работодателя.

Постановлением Минтруда от 08.02.2000 N 14 утверждены рекомендации по созданию такой службы (далее – Рекомендации).

Из п.п.1-2 Рекомендаций следует, что данная служба создается с целью организации охраны труда. Она создается руководителем предприятия и подчиняется ему же или его заместителю.

Полномочия службы (специалиста) по охране труда

Конкретные полномочия в этой сфере утверждаются работодателем.

Пункт 7 Рекомендаций закрепляет возможные функции подобной службы. Вот часть из них:

  • учет случаев травм и заболеваний, вызванных негативными производственными факторами;
  • организация оценки условий труда;
  • планирование мер для совершенствования охраны труда;
  • расследование травм на производстве;
  • подготовка для сотрудников программ обучения по охране труда и организация такого обучения;
  • рассмотрение жалоб от сотрудников по проблемам охраны труда;
  • контроль за соблюдением требований законодательства в данной сфере и др.

Формулировать в рамках организации охраны труда на предприятии мероприятия по обучению сотрудников и контролю за наличием у них соответствующих знаний следует с учетом норм Порядка, который содержит, в т.ч.:

  • правила инструктажа по технике безопасности;
  • перечень лиц, в отношении которых следует осуществлять организацию обучения и проверку знаний по безопасным способам выполнения работ.

При организации соответствующих мероприятий работодателю также следует помнить свои обязанности по:

  • соблюдению в соответствии с ТК РФ режима труда и отдыха работников;
  • приобретению для сотрудников спецодежды и других спецсредств защиты за свой счет;
  • обеспечению прохождения сотрудниками медицинских осмотров;
  • обеспечению прав работников на социальное страхование и др.

Организация работы с персоналом по охране труда

Работа с персоналом по охране труда является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность работы предприятия, и направлена на решение следующих основных задач:

· обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;

· формирование необходимых знаний и навыков работника перед допуском к самостоятельной работе, в том числе специальных, необходимых для допуска работника к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;

· сохранение необходимых знаний и навыков, развитие производственных навыков в процессе трудовой деятельности;

· совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;

· постоянный и систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности;

· изучение и применение передовых безопасных приемов производства работ, воспитание у персонала ответственности за соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда.

Ст. 212 ТК РФ «Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации».

Правила аттестации рабочих мест отражены в следующих документах:

1. Постановление Минтруда РФ от 14 марта 1997 г № 12 «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

2. Руководство Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса».

3. Методические указания Минтруда РФ от 30 июля 1999 г № МУ ОТ РМ 02-99 «Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда».

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится руководителями организации не реже одного раза в 5 лет и проводит:

1. Определение фактических условий труда по факторам производственной среды и трудового процесса инструментальными, лабораторными и эргономическими методами исследований;

2. Проверку соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов;

3. Определяет фактически обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.

Для проведения аттестации рабочих мест издаётся приказ и создаётся аттестационная комиссия, которая:

1. Формирует необходимую нормативно-справочную базу для проведения аттестации рабочих мест.

2. Составляет перечень рабочих мест подлежащих аттестации с выделением аналогичных рабочих мест.

3. Для каждого рабочего места составляет перечень производственных факторов подлежащих инструментальной оценке.

После проведения аттестации составляется оценка условий труда на рабочих местах. Далее оформляются результаты оценки условий труда в картах аттестации рабочих мест, составляются ведомости рабочих мест и составляется сводная ведомость. Документы аттестации рабочих мест по условиям труда хранятся 45 лет.

Органы, осуществляющие управление охраной труда:

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации.

2. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

3. Московский городской центр условий и охраны труда.

4. ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздрава России.

5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

7. Департаменты охраны труда.

8. Государственная академия охраны труда.

9. Общероссийский центр охраны труда.

Итоги года в сфере охраны труда

В 2018 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповые, с тяжелым и смертельным исходом) снизилось: за 11 месяцев 2018 года произошло 4 479 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, что на 3 % ниже, чем за аналогичный период 2017 года (4 614 случаев).

В 2018 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве: за 11 месяцев 2018 года погибло работников на 2 % меньше, чем за аналогичный период 2017 года (1 158 и 1 186 человек соответственно).

Количество погибших традиционно остается наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском и лесном хозяйстве, в сфере транспорта, добыче полезных ископаемых.

Специальная оценка условий труда

Со вступлением в силу с 1 января 2014 года федеральных законов от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах.

По состоянию на 22 декабря 2018 года специальная оценка условий труда проведена у 389,4 тыс. работодателей на 22,7 млн рабочих мест, на которых занято 30,6 млн работников, что составляет 71,8 % от общего числа рабочих мест, а в основных наблюдаемых Росстатом отраслях экономики специальная оценка условий труда проведена практически на 100 % рабочих мест.

Совершенствование законодательства в сфере охраны труда

С целью изменения подходов к управлению в сфере охраны труда Минтруд России подготовил и внес в Правительство России проект федерального закона, предусматривающий дополнение Трудового кодекса рядом концептуально новых норм.

Главные цели законопроекта – повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, усиление динамики сокращения группового, тяжелого и смертельного травматизма, повышение уровня культуры безопасного труда.

Основные изменения и дополнения предлагаемые законопроектом:

  • внедрение базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, анализе и устранении причин этих опасностей для улучшения условий труда;
  • личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах;
  • введение учета микротравм, полученных работниками, и анализ их причин;
  • наделение работодателя правом вести документооборот по вопросам охраны труда в электронной форме;
  • изменение подхода к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты посредством перехода от списочного принципа обеспечения к обеспечению в зависимости от условий труда на рабочих местах;
  • введение запрета на работу в опасных условиях труда;
  • внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства, которая будет проводиться по заранее сформированному Рострудом перечню вопросов.

Принятие этого законопроекта позволит:

  • придать новый импульс улучшению условий труда на рабочих местах;
  • сохранить положительную динамику сокращения смертности и травматизма вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обеспечить снижение административной нагрузки и бОльшую гибкость для работодателя в построении современной системы управления охраной труда, основанной на систематическом анализе, оценке и снижении существующих профессиональных рисков;
  • повысить информированность работников об условиях труда
    на рабочих местах, о существующих профессиональных рисках,
    о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях
    и средствах индивидуальной защиты, а также обеспечить вовлеченность работников в обеспечение надлежащих условий труда.

Кроме того, с целью сближения и гармонизации требований охраны труда Российской Федерации с аналогичными нормами экономически развитых стран Российской Федерацией ратифицирована Конвенция МОТ № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве».

Подпрограмма «Безопасный труд»

Подпрограмма «Безопасный труд» принята в начале 2018 года и реализуется в рамках госпрограммы «Содействие занятости населения».

В рамках подпрограммы «Безопасный труд» предусматривается реализация следующих мероприятий:

  • разработка практических инструментов, способствующих работодателям во внедрении превентивного подхода в сфере охраны труда;
  • формирование экономических стимулов для работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах;
  • разработка методического инструментария оценки условий труда работников;
  • проведение широкомасштабной общественно-просветительской кампании, направленной на развитие и поддержание ценностей безопасности и сохранения здоровья на протяжении всей жизни.

В рамках реализации подпрограммы будут заложены основы системы непрерывного обучения по охране труда на всем протяжении трудовой деятельности, а также объективного контроля за результатами такого обучения.

Кроме того, в рамках подпрограммы предусмотрена разработка конкретного методического аппарата с целью выявления опасностей, оценки профессиональных рисков и снижения их уровня для наиболее травмоопасных видов экономической деятельности. Разработанные методики будут использоваться работодателями для профилактики травматизма и профзаболеваемости, что будет способствовать снижению экономических издержек и потерь на предприятиях.

Актуализация правил по охране труда

С целью усиления профилактических мер и уменьшения числа производственных травм и профессиональных заболеваний работников Минтруд России проводит активную работу по актуализации действующих правил по охране труда, а также по разработке и изданию новых правил.

В первую очередь это касается правил по охране труда в отраслях, которые признаны наиболее травмоопасными в экономике. Утвержденные правила по охране труда обязательны для всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы.

В 2018 году разработаны и актуализированы правила по охране труда в организациях связи, на автомобильном транспорте, при проведении окрасочных работ.

Разработка правил ведется с учетом конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, а также лучших мировых практик.

Также в 2018 году Минтруд России утвердил Типовые нормы выдачи специальной одежды работникам, занятым на геологических работах, в промышленности строительных материалов и в легкой промышленности.

Всероссийская неделя охраны труда

С 9 по 13 апреля 2018 года в Главном медиацентре г. Сочи состоялась четвертая ежегодная Всероссийская неделя охраны труда (ВНОТ), которая проводится накануне Всемирного дня охраны труда с целью содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Мероприятие проводится по инициативе Минтруда России и при поддержке Правительства России.

Всероссийская неделя охраны труда – глобальная дискуссионная площадка, посвященная новейшим тенденциям и перспективам развития деятельности в области охраны труда, повышения производительности труда, создания достойных условий труда и улучшения качества жизни каждого работника.

В рамках Недели проведено 130 мероприятий (конференции, технические сессии, симпозиумы, круглые столы, лекции).

На мероприятиях ВНОТ-2018 рассмотрены:

  • лучшие практики по разработке и внедрению системы управления охраной труда;
  • вопросы совершенствования системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • вопросы реформирования контрольной и надзорной деятельности;
  • вопросы инвестиционной привлекательности компаний с точки зрения безопасности работников на производстве.

Общее количество участников Недели составило более 10 тыс. человек.

В мероприятиях активное участие приняли делегации Международной организации труда, Международной ассоциации социального обеспечения, Международной ассоциации инспекций труда.

Ключевым мероприятием Недели стала стратегическая пленарная сессия «Охрана труда – достижения и вызовы», в рамках которой Генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения Ханс-Хорст Конколевски дал старт в России движению Vision Zero.

На площадке Недели были организованы консультационные пункты МЧС России, Роструда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования России.

В рамках акции «Добровольное и конфиденциальное консультирование и тестирование на ВИЧ на рабочих местах» совместно с Международной организацией труда, региональными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом на площадке Недели организовано бесплатное анонимное тестирование на ВИЧ-инфекцию с до- и послетестовым консультированием участников.

Впервые на площадке Недели состоялась выставка детского рисунка «Охрана труда глазами детей». Главной задачей выставки является привлечение внимания общественности к проблемам производственного травматизма и его профилактике, начиная со школьной скамьи.

Для подготовки выставки в Минтруд России 38 субъектами Российской Федерации было представлено более 1 тыс. детских работ по заданной тематике.

С целью популяризации современных технологий в сфере обеспечения безопасных условий труда, демонстрации успешных проектов и практик в области государственного управления охраной труда и ведомственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда проведена ежегодная Международная выставка по промышленной безопасности и охране труда SAPE-2018. Участниками выставки стали не только российские, но и зарубежные производители.

В рамках Недели состоялся третий молодежный форум, который собрал более ста студентов из профильных вузов, готовящих студентов по программам обучения в сфере охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, экологии и по другим смежным направлениям.

В 2019 году Всероссийская неделя охраны труда состоится с 22 по 26 апреля в г. Сочи. Генеральная тема мероприятия в следующем году – будущее охраны труда в России – профилактика и культура безопасного труда.

Территориальные программы по улучшению условий и охраны труда

С 2015 года с целью сохранения сложившихся положительных тенденций в охране труда Минтруд России внедряет программно-целевой метод управления охраной труда.

Для обеспечения единого подхода была разработана и рекомендована к использованию «Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда».

В настоящее время программы по улучшению условий и охраны труда утверждены во всех субъектах Российской Федерации. Мероприятия программ предусматривают совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда, непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, а также улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015-2020 годы, Минтруд России доработал типовую государственную программу субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда.

В 46 регионах действуют программные документы, утвержденные с учетом доработанной программы.

Охрана труда в структурном подразделении

Система охраны труда – это комплекс мер по обеспечению безопасности труда, где воздействие вредных факторов на организм человека должно быть максимально снижено.

Отношения, связанные с охраной труда, регулируются разделом X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Согласно статье 209 ТК РФ под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Служба охраны труда чаще всего создается как самостоятельное структурное подразделение и для реализации вполне конкретной задачи – для координации деятельности по охране труда во всех структурных подразделениях организации.

Система управления охраной труда – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодатель возлагает на руководителей структурных подразделений и закрепляет в должностных инструкциях или утверждает приказом по организации, доводит до соответствующего должностного лица под роспись при приеме на работу (назначении на новую должность).

Руководитель структурного подразделения, в том числе:

обеспечивает:

– здоровые и безопасные условия труда на всех участках;

– содержание и эксплуатацию оборудования, инструмента, инвентаря и приспособлений, грузоподъемных приспособлений и транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств, санитарно-технических устройств, организацию рабочих мест, производственных и бытовых помещений, проходов, проездов в соответствии с требованиями по охране труда;

– выполнение подчиненными работниками должностных обязанностей по охране труда;

– контроль соблюдения работающими требований по охране труда;

– правильную эксплуатацию установок вентиляции и кондиционирования воздуха;

– безопасное хранение, транспортировку и применение легковоспламеняющихся, горючих, взрывоопасных, ядовитых и агрессивных веществ, баллонов со сжатыми и сжиженными газами;

– проведение в установленном порядке инструктажа по охране труда с работающими;

– производственные участки инструкциями по охране труда, предупредительными знаками и тому подобным;

– обучение работающих по вопросам охраны труда;

– составление списков работающих для прохождения обязательных медицинских осмотров;

– своевременное составление заявок на средства индивидуальной защиты; контроль наличия, исправного состояния и правильности применения средств индивидуальной защиты;

– выдачу в установленном порядке работающим лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов;

– выполнение в установленные сроки мероприятий по охране труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, службы охраны труда;

– соблюдение законодательства об охране труда;

организует безопасную эксплуатацию закрепленных за структурным подразделением помещений и сооружений;

организует разработку и выполнение мероприятий по устранению причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

осуществляет своевременную разработку и пересмотр инструкций по охране труда;

не допускает присутствие посторонних лиц на территории, в производственных помещениях и на рабочих местах;

отстраняет от работы лиц, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты;

при несчастном случае организует первую помощь потерпевшему, сообщает о происшедшем несчастном случае руководителю организации, проводит другие мероприятия, предусмотренные правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Внутренним нормативным документом в структурном подразделении, регламентирующим основные требования безопасного выполнения работ и предназначенным для проведения инструктажей по охране труда на рабочих местах, является инструкция по охране труда.

Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда, а также требования к их содержанию регламентируются Методическими рекомендациями по разработке государственных требований охраны труда, утвержденными постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 80 (далее – Методические рекомендации).

Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (должностей), так и на отдельные виды работ. Инструкции для работников разрабатываются на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции, а при ее отсутствии – на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда, требований безопасности, изложенных в технической документации организации – изготовителя оборудования, с учетом конкретных условий производства.

Разработка инструкции по охране труда для работников осуществляется на основании приказа работодателя и перечня профессий и видов работ, для которых разрабатываются инструкции. В инструкции должны быть указаны конкретные требования по безопасной эксплуатации оборудования, безопасному выполнению технологических процессов и по общим вопросам условий труда, определены безопасные методы и приемы труда, а также последовательность их выполнения.

В составлении инструкции принимают участие руководители соответствующих структурных подразделений организации, а утверждают документ руководители организации по согласованию с соответствующим профсоюзным или иным представительным органом. Инструкция для работников вводится в действие начиная со дня ее утверждения.

Все действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, а также перечень этих инструкций должны храниться у руководителя подразделения.

Согласно пункту 5.6 Методических рекомендаций пересмотр инструкций работодатель должен осуществлять не реже одного раза в пять лет. В исключительных случаях инструкции по охране труда могут быть пересмотрены досрочно. К таким случаям Методические рекомендации, в частности, относят (пункт 5.7 Методических рекомендаций):

1) пересмотр межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

2) изменение условий труда работников;

3) внедрение новой техники и технологии;

4) расследование аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которого стало очевидно, что действующей на предприятии инструкции недостаточно для полного и всестороннего обеспечения охраны труда работников;

5) требование представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда о пересмотре действующей инструкции.

Если в течение срока действия инструкции условия труда работников не изменились, то действие инструкции продлевается на следующий срок (пункт 5.8 Методических рекомендаций).

В силу пункта 5.10 Методических рекомендаций местонахождение инструкций по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации с учетом того, чтобы работникам было удобно ознакомиться с ними.

Инструкции могут быть, как выданы всем работникам на руки для изучения при проведении первичного инструктажа, так и вывешены на рабочих местах или участках. Также инструкции могут храниться в ином доступном и известном для работника месте.

В каждой организации, занимающейся производственной деятельностью, где численность сотрудников превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда. Об этом сказано в статье 217 ТК РФ. Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы вправе принять руководитель организации.

В письме Роструда от 24 января 2013 года № ТЗ/297-3-5 указано, что квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, должны соответствовать требованиям, установленным положениями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труд» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 559н.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (постановления Минтруда Российской Федерации от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» и от 8 февраля 2000 года № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»).

Служба охраны труда может быть представлена:

– отдельным структурным подразделением;

– штатным специалистом по охране труда;

– руководителем организации (предпринимателем лично) или другим уполномоченным сотрудником;

– сторонней специализированной организацией, которая имеет соответствующую аккредитацию, или специалистом, с которым заключен гражданско-правовой договор.

Службу охраны труда рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

Основными задачами службы охраны труда являются:

– организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

– контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

– организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

– информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

– изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

В целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в структурном подразделении может быть организован кабинет или уголок по охране труда в соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 января 2001 года № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» (далее – Рекомендации № 7).

Основное направление деятельности кабинета (уголка) охраны труда – оказание помощи в решении проблем безопасности труда и информирование работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в компании, о принятых нормативных актах по безопасности и охране труда.

Чтобы служба охраны труда функционировала эффективно, под нее рекомендуется выделить отдельное помещение, оборудованное необходимыми техническими средствами, учебными пособиями и информационными материалами.

Уголок охраны труда структурного подразделения организации обеспечивает работников информацией о (пункт 11 Рекомендаций № 7):

– планах работы кабинета охраны труда (если он создан в организации);

– графиках проведения инструктажа и расписаниях учебных занятий по охране труда;

– приказах и распоряжениях, касающихся вопросов охраны труда организации, планах по улучшению условий и охраны труда;

– вредных и опасных производственных факторах и средствах защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка); нарушениях требований законодательства об охране труда;

– случаях производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин; новых поступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и так далее.

Оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда диктуется выбранным составом общего и специальных разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к использованию носителей информации (печатная продукция, кино– и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты) (пункт 13 Рекомендаций № 7).

Согласно пункту 19 Рекомендаций № 7 в целях координации и повышения эффективности работы кабинетов охраны труда и уголков охраны труда федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, службам охраны труда организаций рекомендуется разрабатывать предложения по установлению дополнительных требований к кабинетам охраны труда (уголкам охраны труда) и организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению кабинетов охраны труда и уголков охраны труда подведомственных организаций, их структурных подразделений.

Для выполнения мероприятий, реализуемых кабинетом охраны труда, необходимо взаимодействие и участие в его работе структурных подразделений и служб организации, а также привлечение специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профсоюзов и объединений работодателей, центров охраны труда, образовательных учреждений и организаций, специализирующихся в области сервиса охраны труда.