Охрана труда 2017 год

Новости охраны труда

Обновление: 5 июня 2017 г.

Изменения в законодательстве, затрагивающие многие отрасли, не обошли и трудовое право, немало новостей по охране труда появляется ежегодно. Текущий год не стал исключением, вступили в силу правила о профоценке, несколько ГОСТов, есть и другие нововведения.

Изменения в оценке квалификации

Одно из самых серьезных изменений – это введение с 1 января 2017 года оценки профессиональной квалификации в форме профессионального экзамена, который проводится специализированными центрами. Соответствие квалификации профстандарту может быть по инициативе как физического лица, так и работодателя.

Однако сдача экзамена не всегда является обязательной. Квалификационный справочник продолжает действовать, и если соответствующая должность и требования к ней там указаны, то применение профстандарта является рекомендуемым. Подробное рассмотрение этого вопроса приведено в Письме Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 в отношении должности «специалист по охране труда» с указанием требований из нового профстандарта.

Для стимулирования оценки квалификации сотрудников по новым правилам с 2017 года внесены изменения и в налоговое законодательство:

  • льготируется НДФЛ при оплате оценки квалификации работника (п. 21.1 ст. 217 НК РФ);
  • если физическое лицо самостоятельно производит оплату, то вправе получить налоговый вычет (подп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ). Для получения вычета необходимо будет подать декларацию 3-НДФЛ;
  • в целях налога на прибыль работодатель вправе учесть оплату оценки квалификации сотрудников (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • оплата учитывается в расходах, если применяется упрощенная система налогообложения (подп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Новые ГОСТы

Произошло «обновление» ряда стандартов, которые действовали десятки лет, и это является одной из важных новостей охраны труда в 2017 году.

В первую очередь надо отметить СанПиН 2.2.4.3359-16, действующий с 1 января 2017 года и объединяющий требования к физическим факторам. Это важная новость, в том числе, и потому, что ранее информация содержалась в большом количестве, более пятнадцати, различных нормативных актов, теперь же требования к различным физическим факторам, измерению, контролю и минимизации вредного воздействия на человека сведены в один документ. СанПиН содержит нормативы по освещенности, вибрации, электромагнитным полям, микроклимату, шуму, излучению, ультра- и инфразвуку. Выявить несоответствие нормативам и наличие вредных факторов можно в процессе проведения спеоценки условий труда.

С 1 марта 2017 года вступают в силу еще четыре ГОСТа, содержащих новые правила по охране труда:

  • Организация обучения безопасности труда — ГОСТ 12.0.004-2015;
  • Опасные и вредные производственные факторы — ГОСТ 12.0.003-2015;
  • Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная — ГОСТ 12.4.026-2015;
  • Система управления охраной труда — ГОСТ 12.0.230.1-2015, ГОСТ 12.0.230.2-2015.

Другие новости

Продолжают вноситься изменения в отношении спецоценки условий труда. С 18 февраля 2017 года необходимо будет вносить в декларацию информацию в отношении допустимых и оптимальных условий труда (Приказ Минтруда России от 14.11.2016 № 642н).

Внесена новая глава 48.1 ТК РФ, которая позволяет микропредприятиям работать без локальных актов. Однако вся информация, которая обычно содержится в локальных актах, должна быть отражена в трудовом договоре. При этом необходимо заключать трудовые договоры по типовой форме, в которой раздел 6 относится к охране труда. В нем указаны условия труда, инструктаж, медосмотры, средства индивидуальной защиты. При этом в типовой форме содержатся «подсказки», то есть форма составлена максимально подробно, содержит не просто перечень условий с пустыми графами для заполнения, но и краткое описание необходимой информации, в каких-то пунктах указаны возможные варианты. Это практически революционное новшество, хотя действует только в отношении части предприятий, но как раз тех, для кого ведение кадрового делопроизводства представляет определенные сложности. Новая глава только что вступила в силу, вызывает сейчас много вопросов, например, надо ли переоформлять договоры с работниками, отменять существующие локальные акты, если речь идет о давно существующем микропредприятии. Вероятно, будут разъяснения по этим и другим вопросам.

Также надо отметить вступившее в силу в конце 2016 года Типовое положение о системе управления охраной труда, которым надо будет руководствоваться, если локальный акт в организации не разработан. Что касается существующих на предприятиях положений об управлении охраной труда, то, если положение соответствует установленным требованиям законодательства, нет необходимости вносить изменения (Письмо Минтруда России от 31.10.2016 № 15-1/10/В-8028). В противном случае надо привести его в соответствие с Типовым положением.

Гетьман Елена Николаевна, старший эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Противоречия и неточности, неоднозначное толкование целого ряда правовых норм остаются в прошлом (Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ») с вступлением в действие Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». Среди новшеств вступившего в действие Закона, пожалуй, самое существенное – организация службы охраны труда: должность специалиста по охране труда вводится, если численность работников более 50 человек (раньше – 100 человек). Одновременно в ст. 217 ТК РФ введено право руководителя организации или индивидуального предпринимателя самостоятельно (лично) осуществлять охрану труда. Как и ранее, работодатель может привлечь для осуществления охраны труда специализированную организацию, но теперь установлено, что она должна иметь аккредитацию. Из наиболее значимых изменений в разделе охраны труда, в ст. 209 ТК РФ, введены новые понятия: требования охраны труда, государственная экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест, которые ранее содержались в Федеральном законе от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда в РФ». В этой статье требования охраны труда определяются как «государственные нормативные требования» и уточняется, что они должны быть установлены правилами и инструкциями по охране труда. Эти определения в сравнении с прежней редакцией Кодекса четко устанавливают и юридически закрепляют позицию государства и обязывают работодателей разрабатывать локальные акты в соответствии с государственными нормативами требований охраны труда, в связи с чем они становятся обязательными как для работодателей, так и для работников. За неисполнение правовых норм по соблюдению технических и технологических правил безопасности труда, санитарно-гигиенических норм виновные могут быть привлечены к ответственности. В новой редакции ст. 212 ТК РФ более четко указаны требования к выдаче специальной одежды. Если ранее оговаривалось, что спец-одежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), смывающие и обезвреживающие средства выдаются за счет средств работодателя, то теперь СИЗ должны быть сертифицированы, то есть отвечать требованиям государственных стандартов, санитарных правил. В этой же статье для работодателя закреплено такое положение, как доставка работника, заболевшего на рабочем месте, в медицинское учреждение, а также оказание ему первой помощи. 📌 Реклама Отключить

В разделе охраны труда ТК РФ появилась новая ст. 216.1. Ее нормы частично взяты из ст. 21 Закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об охране труда», который утрачивает силу по истечении 90 дней после официального опубликования Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации представляет собой систему государственных органов, осуществляющих экспертную деятельность по условиям труда на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне государственная экспертиза условий труда проводится федеральными органами исполнительной власти, а на региональном уровне – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Согласно данной статье основными задачами органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, являются:

📌 Реклама Отключить

  • контроль над условиями и охраной труда, над качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
  • подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;
  • проведение государственной экспертизы условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при производстве и внедрении новых технологий и техники, а также по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

На органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, возложены функции: контроля условий и охраны труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве. Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда предоставляются права: 📌 Реклама Отключить

  • беспрепятственно посещать при наличии удостоверения установленного образца предприятия всех организационно-правовых форм, притом допуск означенных работников в режимные организации должен осуществляется в установленном порядке;
  • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций необходимую для выполнения своей деятельности документацию;
  • проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны.

Тем самым государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Государ-ственное управление охраной труда осуществляется Федеральными органами исполнительной власти. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244. Претерпела изменения ст. 217 ТК РФ. Теперь на должность специалиста по охране труда принимаются или (назначаются) лица с квалификацией инженера по охране труда, подтвержденной соответствующим удостоверением. В случае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста эти функции должен осуществлять руководитель организации или индивидуальный предприниматель (лично). Эта норма появилась с введением Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Руководитель может также заключить гражданско-правовой договор с организаций или специалистом по охране труда. Причем работодатель не может привлекать к осуществлению работ любые организации по охране, а только специализированные и прошедшие государственную аккредитацию. Поскольку за последнее время участились несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями, а также со смертельными исходами, возможно, из-за недостаточной квалификации руководящих специалистов охраны труда, законодательством введена специальная норма по аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда. Государство усиливает роль службы охраны труда и тех мероприятий, которые она должна проводить на предприятии (например, вводный первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой и внеплановый инструктажи по охране труда и др.). Помимо Трудового кодекса, который устанавливает требования к службе охраны труда, действует ГОСТ Р12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» и «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.04.2005 № 290 «Об организации мероприятий по проведению обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2005 году», Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003 № 1, Минобразования РФ №29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний и требований охраны труда работников организации». 📌 Реклама Отключить

Статья 218 ТК РФ практически не изменилась в сравнении с прежней ее редакцией. В ней указывается, что по инициативе работников и (или) по инициативе работодателя могут создаваться комитеты (комиссии) по охране труда. Однако в Кодексе идет отсылочная норма на типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, которое утверждается федеральным органом исполнительной власти. Обращаем внимание на то, что прежнее положение признано утратившим силу (Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 № 64 «О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек»). Взамен этого документа принят Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Комитет создается на паритетной основе из представителей работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов и осуществляет свою деятельность в целях организации сотрудничества и регулирования отношений работодателей и работников и (или) их представителей в области охраны труда на предприятии. Инициатором создания комитета может выступать любая из сторон. Представители работников выдвигаются в комитет, как правило, из числа уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. В новом Типовом положении содержатся более подробные рекомендации по созданию комитетов по охране. Тем самым законодатель устанавливает выбор для руководителя и работников предприятия самостоятельно решать вопрос о необходимости создания комитетов (комиссий).

📌 Реклама Отключить

В ст. 219 ТК РФ добавлена норма о размерах компенсаций при работе с вредными и (или) опасными условиями труда. Она устанавливается Правительством России с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Под компенсацией следует понимать преимущества и льготы, предоставляемые работникам с тем, чтобы предотвратить и нейтрализовать неблагоприятные последствия тяжелых, вредных и (или) опасных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда. К компенсации относятся повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные отпуска. В то же время, на наш взгляд, к ней можно отнести обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, бесплатным молоком и лечебно-профилактическим питанием, а также льготы санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников. В ст. 212 ТК РФ указано, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных аттестацией или государственной экспертизой, компенсация работникам не устанавливается. Эта норма действовала и до введения Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Она аналогично регулировалась: 1. Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12. 2. Распоряжением вице-мэра от 23.06.2004 № 10-РВМ «Об утверждении рекомендаций по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях города Москвы».

📌 Реклама Отключить

На данный момент действует список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Этот документ был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22. Согласно Списку производств, профессий и должностей к вредным условиям труда относятся: пищевая промышленность, различные химические предприятия, микробиология, сварочные, малярные работы, радиотехника, ювелирное производство и так далее. Опасной была признана работа со стеклом, алмазами, фарфором и работа по строительству метрополитена, туннелей и подземок. Транспорт, связь, полиграфия, нефтяная и газовая промышленность также попали в этот список. В общем, практически во всех сферах деятельности есть опасные и вредные факторы. С 1974 г. Список не раз дополняли, в нем есть и существенные поправки – они связаны с появлением новой техники и технологий. Например, позже в него вошли работы с кино- и фотопленкой, синтетическими красителями, химическими реактивами, медикаментами, витаминами, биологическими препаратами. Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест в соответствии со ст. 212, 219 Трудового кодекса и обязан информировать работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске для здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. А работник имеет право на получение достоверной информации (ст. 21 ТК РФ). Государственный контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на Комитет общественных связей города Москвы, ведающий вопросами охраны труда и осуществляющий государственную экспертизу условий труда.

📌 Реклама Отключить

Для того чтобы установить, имеет ли работник право на льготы, фирма может самостоятельно провести аттестацию рабочих мест. Контроль над проведением аттестации рабочих мест возлагается на Государственную экспертизу условий труда. Если у самой фирмы нет технических возможностей, чтобы определить степень тяжести рабочего процесса, то она может привлечь специалистов из центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторий Государственной экспертизы условий труда и др., аккредитованных на право проведения таких мероприятий. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы по условиям труда, компенсация работникам не устанавливается (ст. 219 ТК РФ). Так что, если в организации устранены вредные и (или) опасные производственные факторы, например, в связи с совершенствованием техники и технологии, и это подтверждено результатами аттестации, то компенсация не выплачивается. Хотелось бы обратить внимание на то, что вредные факторы во многих отраслях экономики при современном техническом уровне производства и организации труда устранить практически невозможно (например, при подземных работах в шахтах, при добыче нефти и газа, в химической промышленности и. т. д.).

📌 Реклама Отключить

Согласно ст. 226 ТК РФ увеличился процент средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений). Такое финансирование осуществляется в размере не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Ранее было не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. Порядок расследования и учет несчастных случаев на производстве определяется ст. 227–231 ТК РФ, причем эти статьи претерпели некоторые изменения. Законодатель более четко сгруппировал имевшиеся нормы, что облегчает их прочтение. Расследование несчастных случаев на производстве является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Результаты расследования, оформленные в соответствии с требованиями законодательства, являются основанием для защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, принимая данные поправки, государство обеспечивает работникам их конституционное право на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Притом конкретизируя данное право, государство одновременно устанавливает его гарантии и возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников, а также предусматривает необходимость надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда, допускающих самозащиту работниками трудовых прав, и устанавливает ответственность лиц, виновных в нарушениях требований охраны труда.

Безопасность труда – актуальный вопрос и сегодня – в век стремительно развивающихся информационных технологий.

Профилактика травматизма на предприятиях, обучение безопасности труда, регулярные инструктажи и аттестации рабочих, постоянное совершенствование систем управления охраной труда на производствах – все это предусмотрено стандартами, собранными в специальные нормативные документы. Их положения обязательны для исполнения, поэтому их и закладывают в основу различных производственных и должностных инструкций.

1 марта 2017 г. в Российской Федерации вводят новые стандарты по охране и безопасности труда.

До этой даты инженеры по ОТ и ТБ и прочим ответственным специалистам должны обеспечить их внедрение на предприятиях и провести работу по доведению новых требований и правил до персонала. Вся актуальная информация относительно обновленных стандартов охраны труда собрана в 5 новых ГОСТах, которые и вступают в силу с 1 марта 2017 года.

Обучение безопасности труда с 1 марта 2017 года

Обучение безопасности труда сотрудников входит в обязательный перечень мероприятий, которые проводят представители отделов ОТ и ТБ. Основной нормативный документ, регулирующий все вопросы в данной сфере отныне – ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Он заменил устаревший ГОСТ 12.0.004-90, но сохранил преемственность.

Авторы нового стандарта собрали весь передовой мировой опыт в сфере обучения безопасности труда и пересмотрели большую часть положений прежнего нормативного документа, приведя их в соответствие новым социально-экономическим условиям.

Вводимые в практику новые нормативы опираются на частично пересмотренную понятийную и терминологическую систему вредных и опасных производственных факторов. Их перечень, классификация, подробное описание и методы идентификации приведены в документе под названием ГОСТ 12.0.003-2015 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация». Этот стандарт призван помочь специалистам в разработке локальных нормативных актов, инструкций и положений, а также в более точной оценке рисков на производстве.

Еще один новый стандарт, который неизбежно затронет вопросы обучения безопасности и охраны труда – ГОСТ 12.4.026-2015 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний». Его задача – предоставить наиболее передовые инструменты в виде сигнальной разметки и знаков, которые помогут минимизировать случаи травматизма, устранить возможные опасности и снизить вред здоровью работников предприятий.

Управление охраной труда

С 1 марта вводятся 2 новых стандарта, затрагивающие вопросы управления охраной труда в организациях:

  • ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007». Этот нормативный документ призван дополнить ГОСТ 2007 г. и сделать работу с ним более простой и понятной. Считается, что с помощью дополнительных руководящих и нормативно закрепленных указаний применение базового документа «Системы управления охраной труда. Общие требования» не будет требовать пояснений.
  • ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования». В данном нормативном акте приведены качественно новые стратегии и принципы управления охраной труда. Авторы документа доводят до работодателей, работников и других ответственных лиц требования, касающиеся постоянного повышения компетентности в вопросах охраны и безопасности труда.

ТОП-7: важнейшие изменения в охране туда в 2020 году

Расскажем, какие изменения в охране труда ожидают нас в ближайшее время. Подскажем, как учесть их в повседневной работе специалиста по охране труда.

Из статьи вы узнаете:

  • Новый порядок спецоценки
  • Какие условия труда окажутся под запретом
  • Новые требования к специалисту по охране труда
  • Как изменится порядок расследования несчастных случаев
  • Как изменится порядок проведения периодических медосмотров
  • Оценка рисков станет обязательной на этапе ввода производства
  • Станет обязательным ведение реестра НПА, которые содержат требования охраны труда

Новый порядок спецоценки

В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 769142-7

о внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». По мнению экспертов, его примут уже в ближайшее время. Что нужно знать об изменениях?

Спецоценку в 2020 году будут считать завершенной только после выгрузки данных во ФГИС, а не после утверждения отчета председателем комиссии, как сейчас. Изменения в законе «О специальной оценке условий труда» обязует работодателя требовать от экспертной организации подтвердить размещение сведений о проведенной спецоценке во ФГИС.

Таким образом Роструд делегирует свои функции по контролю загрузки данных о спецоценке на работодателя, оставляя за собой контроль за исполнением работодателем и экспертной организации обязанности по загрузке отчета о спецоценке в информационную систему.

Для этой цели введут обязанность экспертной организации информировать работодателя о том, что отчет загружен, ему присвоен уникальный номер, и написать об этом письмо с подтверждением.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана будет в течение трех рабочих дней с даты передачи в информационную систему учета указанных сведений, уведомить работодателя о такой передаче в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Таким образом, в 2020 году СОУТ будут проводить по-новому. Если отчет о ее проведении не будет выгружен во ФГИС, ее не будут считать проведенной вообще. Это означает, что работодателю нужно осуществлять строгий отбор экспертной организации, и внести в договор оказания услуг указание, что оплата за проведенную спецоценку будет произведена только после получения отчета о загрузке данных во ФГИС, и не ранее.

Какие условия труда окажутся под запретом

Еще одно изменение может коснуться предприятий с опасными условиями труда. Если по результатам спецоценки на рабочем месте установят IV класс, то деятельность работодателя приостановят. Именно так указано в проекте Х раздела ТК РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4).

Чтобы возобновить работу предприятия, работодателю нужно будет утвердить план по улучшению условий и охраны труда, а также провести внеплановую СОУТ.

На время приостановки сотрудников, занятым на таких рабочих местах придется перевестись на другое рабочее место. Необходимо сохранить за ними среднюю заработную плату.

Новые требования к специалисту по охране труда

Как только вступит в силу обновленный Х раздел Трудового кодекса РФ, должность специалиста по охране труда станет обязательной, если на предприятии численность работников составляет более 100 человек. Если в компании меньше 100 сотрудников и нет специалиста по охране труда, то функции по охране труда сможет выполнять:

  • руководитель организации или предприниматель;
  • уполномоченный работодателем сотрудник предприятия;
  • предприниматель или организация по гражданско-правовому договору.

Напомним, что в настоящее время должность специалиста по ОТ нужно вводить, если в компании 50 и более работающих.

Введение новшеств в Х раздел ТК РФ не означает, что специалиста по охране труда необходимо уволить, если организация маленькая. Работы у специалиста по охране труда только прибавится.

Обратите внимание! Заключить договор на оказание услуг по охране труда можно будет только с аккредитованной компанией, которая включена в спецреестр Минтруда.

Как изменится порядок расследования несчастных случаев

Вступление в силу новой редакции Трудового кодекса РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4) ориентировочно во второй половине 2020 года повлечет за собой изменения в порядке расследования несчастных случаев на производстве.

Помимо несчастных случаев и профзаболеваний, появится такое понятие как микроповреждения (микротравмы). Работодатель будет обязан учитывать их, проводить расследование, анализировать обстоятельства их возникновения и причины, по которым такие повреждения стали возможными.

Микротравмы в большинстве случаев возникают по причине нарушения требований охраны труда, требований к организации рабочих мест и трудового процесса. Они часто становятся предвестниками более серьезных повреждений здоровья работников (несчастных случаев или профессиональных заболеваний).

Узнайте, что делать, если НС произошел в конце рабочего дня, или в выходные дни из нашей статьи

В законопроекте предложено ввести учет и рассмотрение таких случаев. Действующее законодательство не устанавливает обязанность работодателя принимать какие-либо меры в случае получения работниками микроповреждений. Расследуют только те повреждения, которые привели к утрате трудоспособности.

Как только законопроект примут, от работодателя потребуется провести оценку всех профрисков, проверить, как в инструкции по охране труда прописаны меры безопасности работника при выполнении ими любых манипуляций, которые чреваты опасностью микротравм.

Например, в медицинской организации персонал получает микротравмы чаще всего из-за собственных нарушений санитарного режима, поспешности действий. Каждый случай микротравмы работодателю необходимо будет не только зарегистрировать, но и расследовать. Как конкретно проводить такое расследование микротравм, будет известно ближе ко второй половине 2020 года, когда Минтруд утвердит и зарегистрирует соответствующий нормативный правовой акт.

Как будет изменен порядок медосмотра

Минздравосцразвития разработал законопроект об изменении Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)». На данный момент законопроект находится на сайте проектов нормативных правовых актов.

Какие изменения ждут компании, если проект официально вступит в силу? В частности, ведомство планирует отменить паспорт здоровья. Кроме этого, будет разработан механизм передачи медицинских заключений работодателю. В настоящее время он не прописан — в действующем Приказе № 302н указано, что заключение выдается на руки работнику, что подразумевает хранение его у самого работника, и не обязывает передавать результаты медосмотра своему работодателю. Но в этом случае нарушается обязанность работодателя не допускать к труду лиц, имеющих медицинские противопоказания.

При этом в медицинском заключении не будут указаны сведения, которые относятся к врачебной тайне. Работодателю будет доступна информация только о том, имеет ли работник ограничения к труду.

Очень важное изменение касается и возможности направлять работников на внеочередной медосмотр после длительного больничного у работника. Раньше такой возможности у работодателя не было, и некоторые сотрудники злоупотребляли этим. Так что все грядущие изменения в приказ являются для работодателей позитивными.

Еще одно изменение — передача одного экземпляра заключительного акта в ФСС, в том случае, если планируется возмещение затрат на предупредительные меры за счет страховых взносов, уплаченных на страхование от производственного травматизма.

Оценка рисков станет обязательной на этапе ввода производства

214 статья новой редакции раздела Х ТК РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4) вводит новый термин — комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места, а также оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников.

Эта оценка будет включать в себя определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, специальную оценку условий труда, и постоянную оценку и анализ производственных рисков на всех этапах производства товаров, работ и услуг.

В настоящее время оценка рисков предприятия является обязательной процедурой, поскольку упоминается в 212 статье ТК РФ, но ее юридический и методический механизмы до сих пор не прописаны в нормативно-правовом акте. Будем надеяться, что и этот пробел будет заполнен к началу действия обновленной редакции Трудового Кодекса РФ.

Станет обязательным ведение реестра НПА, которые содержат требования охраны труда

С вступлением в силу Х раздела Трудового кодекса РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4) становится обязательным ведение работодателем реестра (перечня) нормативных правовых актов. Для доступа работников предприятия к этим нормативным актам, руководитель компании может использовать не только бумажные версии, но и электронные базы данных.

В нынешней редакции ТК РФ требуется иметь в наличии комплект нормативно-правовых актов. Таким образом становится очевидным, что иметь бумажный комплект НПА в будущем станет не обязательно, как сейчас, если работникам будет

обеспечен доступ к электронной базе данных.

Поэтому, когда Х раздел Трудового кодекса вступит в силу, работодатель должен выбрать — размещать эти нормативные правовые акты на своем корпоративном портале или установить компьютер с электронной базой данной документов по охране труда для ознакомления каждого работника.

Что включить в перечень нормативных правовых актов:

  • Трудовой Кодекс РФ,
  • правила по охране труда, касающиеся деятельности предприятия,
  • нормы выдачи средств индивидуальной защиты,
  • нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств,
  • порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования, предварительного и периодического медосмотров
  • санитарные нормы и правила
  • порядок проведения спецоценки
  • технические регламенты таможенного союза и другие документы, на которых будете ссылаться в своих локальных нормативных актах и т. п.

Таблица с грядущими изменениями в охране труда в 2020 году

Изменения по охране труда в 2020 году Когда планируют принять
Новый порядок СОУТ В течение 2020 года
Запрет 4 класса условий труда С вступлением в силу Х раздела ТК РФ
Новые требования к специалисту по ОТ С вступлением в силу Х раздела ТК РФ
Расследование микротравм С вступлением в силу Х раздела ТК РФ
Медосмотр по-новому С вступлением в силу Х раздела ТК РФ
Оценка профрисков при вводе в эксплуатацию нового оборудования С вступлением в силу Х раздела ТК РФ
Реестр НПА в электронном виде С вступлением в силу Х раздела ТК РФ

Обзор изменений в сфере охраны труда в 2017 году

В 2017 году в сфере охраны труда произойдёт ряд изменений, которые, безусловно, покажутся вам важными и окажут влияние на организацию охраны труда в целом.
Предлагаем рассмотреть основные из них.

Сфера

Основные нормативные акты

Дата начала применения

Финансовое обеспечение предупредительных мер на травматизм

1. Приказ Минтруда России от 29.04.2016 N 201н.
2. Приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н.

1 января 2017 года
1 августа 2017 года

Физические факторы на рабочих местах

СанПиН 2.2.4.3359-16.

1 января 2017 года

Независимая оценка квалификации

1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ.
2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ.

1 января 2017 года

Форма 4-ФСС

Приказ ФСС России от 26.09.2016 N 381.

I квартал 2017 года

Трудовой договор на микропредприятиях

Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 N 858.

1 января 2017 года

Обучение безопасности труда

ГОСТ 12.0.004-2015.

1 марта 2017 года

Опасные и вредные производственные факторы

ГОСТ 12.0.003-2015.

1 марта 2017 года

Знаки безопасности

ГОСТ 12.4.026-2015.

1 марта 2017 года

Система управления охраной труда

ГОСТ 12.0.230.1-2015.
ГОСТ 12.0.230.2-2015.

1 марта 2017 года

Финансовое обеспечение предупредительных мер на травматизм

Финансовое обеспечение предупредительных мер на травматизм

Начнём с того, что с 1 января 2017 года предъявить к финансированию за счет средств ФСС России можно будет только СИЗ, изготовленные на территории РФ, а с 1 августа 2017 года — только СИЗ, изготовленные из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ.

Чем должно подтверждаться происхождение СИЗ и материалов?

Копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878

Копии сертификатов (деклараций) соответствия тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, использованных для изготовления специальной одежды, техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876

Связана данная новация с изменениями, которые внесены в приказ Минтруда России от 10.12.2012 N 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» на основании приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н.
Таким образом, если в 2017 году к финансированию за счёт средств ФСС России будут предъявлены СИЗ, не являющиеся российскими, а равно СИЗ, изготовленные из тканей и материалов, страной происхождения которых не является РФ, в возмещении затрат в указанной части со стороны ФСС России будет отказано. При этом, конечно, отметим, что само по себе приобретение и использование СИЗ, изготовленных за пределами РФ, не запрещено.
В системе «Техэксперт: Охрана труда» данным вопросам посвящён справочный материал «Возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС».

Физические факторы на рабочих местах

С 1 января 2017 года необходимо будет руководствоваться новыми санитарно-эпидемиологическими требованиями к физическим факторам на рабочих местах.
Речь в данном случае идёт о положениях СанПиН 2.2.4.3359-16.

СанПиН 2.2.4.3359-16 установлены санитарно-эпидемиологические требования

К физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов

К организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих

СанПиН, в частности, определены меры, которые должны приниматься работодателем для снижения негативного воздействия на работников следующих физических факторов:
— шума и вибрации;
— инфразвука, воздушного и контактного ультразвука;
— электрических, магнитных и электромагнитных полей;
— лазерного и ультрафиолетового излучения;
— освещения на рабочих местах.
Отметим, что вредное воздействие данных факторов может быть выявлено как в процессе осуществления работодателем производственного контроля на предприятии, так и в ходе идентификации и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в рамках проведения спецоценки условий труда уполномоченными организациями.
Подчеркнём, что СанПиН 2.2.4.3359-16 по-новому оценивает воздействие на работников электромагнитных полей в производственных условиях. При этом санитарные нормы, касающиеся отдельных физических факторов (например, шума — в соответствии с СН 2.2.4/2.1.8.562-96), продолжат действовать, но с учётом вновь принятых СанПиН.
Важно помнить, что соблюдение требований СанПиН является обязательным как для работников, так и для работодателей.
Несоблюдение СанПиН чревато привлечением к административной ответственности:
— за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (статья 5.27_1 КоАП РФ);
— за нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (статья 6.3 КоАП РФ).
В системе «Техэксперт: Охрана труда» данным вопросам посвящены справочные материалы по вопросам производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также спецоценки условий труда.
Кроме того, в системе «Техэксперт: Охрана труда» доступен Сравнительный анализ положений СанПиН 2.2.4.3359-16 и отменяемых СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях».

Независимая оценка квалификации

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Законом урегулированы отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Независимая оценка квалификации — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций.
Подтверждать соответствие квалификации положениям профстандарта работнику необходимо потому, что работодатель обязан применять профстандарты в части требований к квалификации работника, выполняющего определенную трудовую функцию, если указанные требования установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.
Предварительно для повышения квалификации работник может быть направлен работодателем на профессиональное обучение. Если же работодатель посчитает необходимым уволить сотрудника, обладающего недостаточной квалификацией, ему необходимо будет провести аттестацию такого работника.
Напомним, что профстандарт для специалиста по охране труда утвержден приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 524н.
Кроме того, следует учитывать и требования Федерального закона от 03.07.2016 N 239-ФЗ, которым определены гарантии и компенсации для работников, направляемых на прохождение независимой оценки квалификации.
Так, при направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы за ним необходимо будет сохранить:
— место работы (должность);
— среднюю заработную плату по основному месту работы.
Отметим также, что оплата прохождения независимой оценки квалификации должна будет осуществляться за счет средств работодателя.
В системе «Техэксперт: Охрана труда» данным вопросам посвящены справочные материалы «Разработка, утверждение и применение профстандартов» и «Перечень профстандартов».

Форма 4-ФСС

Новая форма 4-ФСС, как и порядок её заполнения, утверждены приказом ФСС России от 26.09.2016 N 381.
В форме 4-ФСС содержатся сведения о взносах на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Требованиями приказа ФСС России необходимо будет руководствоваться при представлении формы 4-ФСС начиная с I квартала 2017 года.
Отметим, что формой 4-ФСС предусматривается представление её в ФСС России на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 — ФСС) доступна и в системе «Техэксперт: Охрана труда».

Трудовой договор на микропредприятиях

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 348-ФЗ, вступающему в силу с 1 января 2017 года, работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).
Однако в случае принятия такого решения работодатель должен будет заключить с работником трудовой договор в соответствии с типовой формой. В свою очередь, типовой формой трудового договора предусмотрен раздел VI «Охрана труда», в котором должны быть указаны сведения об условиях труда на рабочем месте, о проведении инструктажа по охране труда, о прохождении медосмотров и о предоставлении работнику средств индивидуальной защиты.
Форма трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям, доступна и в системе «Техэксперт: Охрана труда».

Обучение безопасности труда

С 1 марта 2017 года вступает в силу ГОСТ 12.0.004-2015 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», который должен заменить ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».