Обязательный аудит предприятий

Содержание

Особенности аудита малых предприятий

Актуально на: 11 мая 2018 г.

О критериях малых предприятий в 2018 году мы рассказывали в нашей консультации. А подлежат ли субъекты малого предпринимательства обязательному аудиту и существуют ли особенности аудита малого бизнеса?

Малое предприятие: обязательный аудит?

Учитывая, что малые предприятия (кроме ИП), не освобождены от ведения бухгалтерского учета, составляют они и бухгалтерскую отчетность. А потому важно обеспечить достоверность сведений о финансовом положении малого предприятия, его финансовых результатах и движении денежных средств. Аудит как на раз направлен на то, чтобы представить пользователям квалифицированное мнение о достоверности составленной отчетности.

Конечно, малое предприятие всегда может провести аудит на добровольных началах. Однако в некоторых случаях заказывать аудит своей финансовой отчетности малые предприятия обязаны. Ведь сам по себе статус малого предприятия не является основанием для освобождения от аудита.

Критерии обязательного аудита в 2018 году мы приводили .

Чтобы малые предприятия в 2018 году подлежали обязательному аудиту, достаточно, например, чтобы объем выручки за 2017 год превысил 400 млн. рублей или сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 оказалась выше 60 млн. рублей.

Аудит субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ не предусматривает какие-либо особенности аудита в отношении малых предприятий. В то же время, такие особенности могут содержаться в стандартах аудиторской деятельности саморегулируемой организации, членом которой является аудиторская компания, или даже в правилах самой аудиторской компании. Ведь некоторые особенности аудита малых предприятий при проведении проверки стоит учитывать. Так, для малого предприятия может быть особенно характерно, например:

  • ограничение или отсутствие разделения полномочий сотрудников, которые отвечают за ведение бухучета и подготовку отчетности;
  • преобладающее влияние владельца или руководителя на все стороны деятельности малого предприятия.

Принятие во внимание таких особенностей может повлиять на планирование аудита малого предприятия, порядок оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получение аудиторских доказательств.

Несмотря на то, что с 01.01.2017 аудиторская деятельность в РФ ведется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), при планировании аудита субъекта малого предпринимательства можно обратиться также к Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Особенности аудита малых экономических субъектов» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000 Протокол № 1).

Что касается МСА, то особенности аудита малых предприятий часто включаются в качестве отдельных подразделов в стандарты.

Например, в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» особенности малых организаций рассматриваются с точки зрения планирования общей стратегии аудита, руководства, контроля, обзорной проверки и документации.

В частности, указывается, что при аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит проводится руководителем задания совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними.

В МСА 230 «Аудиторская документация» в качестве особенностей малых организаций, в частности, указывается, что аудиторская документация по аудиту малой организации обычно не так обширна, как при аудите крупной организации.

А, например, в МСА 570 «Непрерывность деятельности» отмечается, в частности, что размер организации может влиять на ее способность противостоять воздействию неблагоприятных факторов. Малые организации могут оперативно принимать меры и использовать открывающиеся возможности, однако они могут испытывать нехватку ресурсов, необходимых для продолжения деятельности.

Состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, подлежащих обязательному аудиту

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Разберемся, что следует понимать под упрощенной бухгалтерской отчетностью. В соответствии с п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
— в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
— в приложениях к ним приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
В качестве приложений выступают отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, иные приложения, оформляемые в табличной и (или) текстовой формах.
Таким образом, бухгалтерская отчетность малых организаций также состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. В то же время на основании приведенной нормы можно сделать вывод о том, что, если наиболее важной информации для ее отражения в приложениях нет, соответствующие приложения в состав отчетности можно не включать. Подтверждение правильности таких рассуждений находим у финансистов, которые допускают, что субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 17 Информации N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»). Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Обратим внимание еще на один момент. В абз. 2 п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации указано, что субъекты малого предпринимательства вправе не представлять отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку. Считаем, что данной нормой руководствоваться без учета фактора важности информации нельзя.
Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, в том числе составления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, не могут воспользоваться те малые организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (п. 1 ч. 5 ст. 6 Федерального закона N 402-ФЗ, введенной Федеральным законом от 04.11.2014 N 344-ФЗ, вступившим в силу с 16.11.2014). Следовательно, такие организации должны составлять и представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в следующих случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, вправе сдавать в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (без представления тех приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, которые не составлены в силу того, что без знания информации, подлежащей отражению в них, можно оценить финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации). В то же время это правило не работает в том случае, если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту.

ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ОДНУ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ! НАПИШИТЕ НАМ

Аудиторские проверки выполняются нашими аттестованными специалистами в полном соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности и действующим законодательством Российской Федерации.

Хотите сделать заявку на услуги или у вас появились дополнительные вопросы? Мы с удовольствием на них ответим – просто позвоните по телефону +7 (342) 294-30-00, по электронной почте audit@capital-cg.ru или приезжайте в офис по адресуг. Пермь, ул. Сибирская, д. 32.

Консалтинговая группа «Капитал» – профессиональные аудиторы и консультанты,

полный комплекс юридических услуг для вашего бизнеса!

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Итоги

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

  • «Облагается ли НДС реализация ценных бумаг?»;
  • «Учет ценных бумаг в бухгалтерском учете (нюансы)».

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте .

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Пример

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать .

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте .

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте .

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Правила проведения аудиторских проверок касаются и аудита малых предприятий. Конечно, учитываются специфические особенности, а именно:

  • как правило, на малом предприятии у сотрудника нет отдельных полномочий вести учет и подготавливать отчетность;
  • сильное влияние владельца на деятельность предприятия;
  • допущение возможности того, что руководитель может обходить средства контроля, либо слабый контроль в организации.

Факторы риска аудита на малом предприятии

Определение 1

Аудит на малом предприятии – это проверка с повышенным риском по объективным причинам.

Обозначим факторы риска, на которые следует обратить внимание:

  • не последовательное ведение бухгалтерских документов;
  • наличие ошибок по причине человеческого фактора;
  • возможность искажения отчетности;
  • неверное понимание назначения аудита;
  • игнорирование требований восстановления учета, исправления ошибок;
  • слабый внутренний контроль;
  • наличие контакта сотрудников, осуществляющих учет с материальными ценностями;
  • использование наличности при расчетах;
  • возможность использования нелегальных налоговых схем;
  • возможность скрывать выручку;
  • формальное проведение инвентаризаций и других контрольных процедур.

При наличии таких факторов риска возникает необходимость серьезного планирования и документального оформления аудита малых предприятий. На стадии планирования эффективным является метод устного и письменного опроса руководящего состава и сотрудников бухгалтерии. При помощи данного метода можно определить характер хозяйственных операций, как распределяется ответственность за отчетные документы и ведение учета.

Особенности аудита малого бизнеса

Определение 2

Аудит малого бизнеса прежде всего предполагает проверку правильности ведения бухгалтерского и налогового учета. Это позволяет дать полную оценку налоговых рисков, который важно учитывать при проведении аудита, так как иногда они ставят под угрозу непрерывность деятельности организации.

Если итогом проверки будет аудиторское заключение, необходимо соблюдать все правила и стандарты аудиторской деятельности.

Аудиторские проверки малых предприятий имеют упрощенную документацию. В проверке задействовано меньшее количество сотрудников, расходы на аудит соответственно меньше, чем у крупного экономического субъекта.

Деятельность малых предприятий отличается небольшим ассортиментом товаров и услуг, деятельностью на локальных рынках. Это дает возможность аудитору быстро разобраться в специфических особенностях работы компании, ее системе учета и оборота документов.

Замечание 1

Аудиторские процедуры документируются упрощенно, их применение можно использовать широко, поскольку объем их невелик и выполнение не занимает много времени.

При проведении данного вида аудита не стоит пренебрегать аналитическими процедурами. Во – первых, это сэкономит время, так как не потребуется проведения других процедур проверки по существу. Во- вторых, аналитика позволяет получить приемлемые аудиторские доказательства.

Аналитические процедуры малоэффективны при наличии на предприятии ручного учета, но в последнее время ручной учет – редкое явление. Препятствием для осуществления аналитических процедур может стать отсутствие финансовой информации за месяц или квартал.

Обзорная краткая проверка Главной книги, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам используется вместо аналитических процедур.

Зачастую аудитор сталкивается с отсутствием документов. Например, коллективный договор, положение по персоналу, маркетинговая политика могут не разрабатываться. Бывали случаи, когда у субъектов малого предпринимательства отсутствовали штатное расписание, график отпусков, учетная политика. Тогда аудиторы вынуждены запрашивать эту информацию у руководства.

Определение 3

Аудиторская выборка – еще один метод проверки. Необходимо обеспечить репрезентативность выборки по отношению ко всему объему исследуемого материала. На малых предприятиях можно применять проверку 100% совокупности операций. Другой способ – сортировка всех операций и их тестирование.

Выявление связанных сторон – очень важный момент в аудите. Эта связь прослеживается между предприятием и собственником, между предприятием и субъектами, связанными с собственником, посредством чего, совершаются существенные сделки.

Если руководство не понимает важности полноты, раскрываемой информации, аудитор должен разъяснить это положение.

Аудитор должен отражать ход проверки в письменной форме, зафиксировать все аудиторские доказательства и оформлять документы рабочего порядка.

Документация на базовом уровне – большая помощь аудитору при планировании и выполнении аудита, так как документирование:

  • дает возможность легче контролировать и анализировать работу ассистентов;
  • позволяет производить действия по оценке аудиторских доказательств;
  • облегчает работу по формированию выводов для аудиторского отчета;
  • обеспечивает последующий контроль качества аудита.

Планирование аудита на следующий отчетный период, также значительно облегчается. Обоснованность выводов аудитора гораздо качественнее, когда он пользуется задокументированными данными, отражающими важные вопросы для заключения.

В обязательном порядке отражаются аудитором:

  • планирование;
  • программа, куда входят характер, объем процедур, сроки;
  • результаты процедур;
  • выводы на основе аудиторских доказательств;
  • выводы, подкрепленные профессиональным суждением аудитора.

Аудит малого предприятия подчиняется аудиторским стандартам, действующим в РФ, отдельного стандарта для аудита малых предприятий нет. При аудите на малом предприятии руководствуются стандартами аудиторской деятельности:

  • планирование – ФПСАД № 1,3,4,8,11,12,20;
  • основной этап – ФПСАД № 2,5,9,10,13,14/16-19,28,29,32;
  • заключительный этап – ФПСАД № 1,2,3.

Положение о международной аудиторской практике (ПМАП)

В международной практике существует специальное Положение о международной аудиторской практике (ПМАП) 1005 «Особенности аудита малых предприятий». Здесь подробно рассматриваются характеристики малых предприятий и степень их воздействия на применение международных стандартов аудита. Положение содержит:

  • базовые критерии, по которым определяется категория «малое предприятие»;
  • указания методического характера по применению международных стандартов;
  • рекомендации по аудиторским проверкам в случаях, когда аудитор оказывает услуги по бухучету предприятия.

Определение 4

В разделе «Характеристика малых предприятий» дается определение: малым предприятием может считаться любая компания, право собственности и управление которой сконцентрировано в руках узкого круга лиц (или одного лица) и которая соответствует хотя бы одному из критериев:

  • ограниченное число источников дохода;
  • упрощенная схема ведения бухучета;
  • ограниченные средства внутреннего контроля.

Перечисленные ниже рубрики комментируют, как может применяться МСА:

  • «Обязанности: МСА 200-299»;
  • «Планирование: МСА 300-399»;
  • «Система внутреннего контроля: МСА 400-499»;
  • «Аудиторские доказательства: МСА 500-599»;
  • «Аудиторские выводы и заключения: МСА 700-799».

Эти комментарии являются только дополнением, а не заменой Положения, в них учтены особенности аудита малых предприятий.

Иногда аудитор не в состоянии получить доказательства для формирования мнения о финансовой отчетности из-за недостатков в работе предприятия. При таких условиях аудитор вправе отказаться от проведения проверки или продолжить проверку и выразить условно-положительное мнение, а может отказаться от выражения мнения. Об этом говорится в МСА 210 «Условия договоренностей об аудите».

Замечание 2

Аудитор может не принять условия договоренностей об аудите, если они влекут за собой отказ от выражения мнения. Об этом говорится в п. 41 МСА 700 «Аудиторский отчет по финансовой отчетности».

На малых предприятиях компьютерная обработка данных может вызвать дополнительный риск. Это могут быть: упрощенная программа учета, один компьютер у одного бухгалтера, тогда возможно менять программную оболочку и базы данных и вносить несогласованные данные операций.

Если владелец влияет на деятельность предприятия, он может оказывать как благотворное, так и негативное воздействие на систему внутреннего контроля и систему бухучета.

С одной стороны, руководитель, контролирующий процесс, способствует тому, чтобы учет в организации был надежным и прозрачным. С другой стороны, влияние руководителя может явится причиной нарушений и искажений в бухучете. Аудитору в ходе проверки лучше отталкиваться от низкой оценки внутреннего контроля, если нет явных доказательств обратного.

Особенности аудита малых предприятий учтены и в российских, и в зарубежных стандартах. Разница только в том, все особенности учтены в одном документе в международной практике, в российской же, такого стандарта нет.

Выводы

  1. Проведение аудита основано на применении федеральных правил аудиторской деятельности.
  2. Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательным нормам.
  3. При проведении аудита необходимо учитывать особенности деятельности субъектов малого предпринимательства. А именно: ведение учета малым числом работников, совмещение обязанностей. Аудитор не может требовать разделения ответственности и полномочий сотрудников, так как эта норма разрешена законом.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «СЕЛЬСТРОЙ»

Малое предпринимательство занимает одно из главных и особых мест в Российской экономике. Данный способ ведения бизнеса отражает социально-экономическую картину страны, поэтому в настоящее время проявляется большой интерес к субъектам малого предпринимательства, и точная качественная характеристика результатов финансово-хозяйственной деятельности, отраженных в бухгалтерской отчетности предприятия, а так же эффективное и рациональное использование ресурсов, имеют немаловажное значение во всей деятельности организации и способствуют правильному принятию управленческих решений как внешними, так и внутренними пользователями этой отчетности и как следствие эффективной безубыточной деятельности.

Основным в настоящее время способом проверки данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, является, аудит. Главной его целью является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых экономических субъектах и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При этом под достоверностью подразумевается уровень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности на основании ее данных сделать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать на этих выводах обоснованные решения .

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 года № 307-ФЗ, малые предприятия освобождены от ежегодной обязательной аудиторской проверки, на данных предприятиях проводится инициативный аудит, который проводится по инициативе самого руководства предприятия .

Планирование аудиторской проверки целесообразно рассматривать как важный и ответственный и неотъемлемый этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Оптимальная схема планирования аудита, должна включать следующие стадии:

1. предварительное планирование;

2. изучение бухгалтерского учета;

3. оценка аудиторского риска;

4. установление уровня существенности;

5. построение аудиторской выработки;

6. подготовка общего плана и программы аудита.

На первом этапе составляется общий план проведения аудиторской проверки малого предприятия.

Для оценки системы внутреннего контроля, бухгалтерского учёта применяется метод тестирования, позволяющий обнаружить ошибки, допущенные при недостаточно объективной системе внутреннего контроля.

Тестирование может быть произведено в ряде вопросов, задаваемых аудитором персоналу проверяемого предприятия. Ответы персонажа предприятия могут указать на ошибки, недоработки, которые должны быть исправлены.

На основании составленного плана проведения аудиторской проверки в последующем рассчитывается уровень существенности и аудиторский риск.

Уровень существенности определяет предельно допустимый уровень искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности по той или иной статьи баланса. Аудиторский риск, это объективная вероятность не обнаружения аудитором значительных неточностей и отклонений в бухгалтерских (финансовых) документах.

Между аудиторским риском и уровнем существенности существует обратная взаимосвязь, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск и наоборот.

Планируемый аудиторский риск составляет 3 %, а так же планируемый уровень существенности равен 5 %.

S =(726,65+1571,28+681,72+2810,3+1280,62) =7070,57¸5=1414,11>30%

S = (726,65+1571,28+1280,62) = 3578,55¸3=1192,9 «1200 – уровень существенности ООО «Сельстрой».

Данный расчет произведен из данных представленных в таблице 1.

Таблица 1

Расчет уровня существенности для ООО «Сельстрой»

Наименование базового показания бух. отчетности

Значение базового показателя, тыс. руб.

Доля базового показателя, %

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.

Валовой объем реализации без НДС

2%

1571,28

Валюта баланса

2%

681,72

Собственный капитал

10%

2810,3

Общие затраты предприятия

2%

1280,62

Балансовая прибыль предприятия

5%

726,65

Из данного расчета видно, что наибольшее значение, применяемое для нахождения уровня существенности составляет 2810,3 тыс. руб., и приходится на показатель «Собственного капитала», наименьшее значение равно 681,72 тыс. руб. – валюта баланса.

Данная таблица наглядно помогает узнать предельно допустимое значение ошибки в тыс. рублях по основным показателям бухгалтерской отчетности.

Таблица 2

Распределение значимости уровня существенности пропорционально структуре баланса ООО «Сельстрой»

Из расчетов, приведенных в таблице 2 видно, что большую часть от балансовой прибыли занимают основные средства 78% или 936 тыс.руб., наименьший показатель принадлежит денежным средствам 0,68% — 8,16 тыс.руб.

Таблица 3

Распределение значимости уровня существенности пропорционально структуре баланса ООО «Сельстрой»

Статьи пассива баланса

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

Уровень существенности, тыс.руб.

Уставный капитал

33,23%

398,76

Резервный капитал

4,98%

59,76

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

44,23%

530,76

Заемные средства

5,87%

69,36

Кредиторская задолженность

11,68%

140,16

Баланс

100 %

Из данной таблицы видно, что наибольший уровень существенности (уровень предельно допустимой ошибки), принадлежит показателю нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) 44,23 % или 530,76 тыс.руб., наименьшее значение имеют заемные средства 5,87% — 69,36 тыс.руб.

Представленные выше таблицы, позволяют увидеть распределение уровня существенности, то есть уровень предельно допустимой ошибки по статьям баланса, это делается для дальнейшей более детальной аудиторской проверки, отдельных статей баланса предприятия.

На основании общего плана проведения аудиторской проверки и рассчитанного уровня существенности составляется подробная программа проведения аудита основных средств и учредительных документов.

Аудит расчетов с учредителями

В соответствии с разработанной программой был выбран участок по расчету с учредителями. В ходе документальной аудиторской проверки выявлено, что на предприятии для целей бухгалтерского учета введено следующее:

  • Для обобщения информации обо всех расчетах с учредителями, на предприятии в соответствии с Планом счетов применяется активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями» по каждому учредителю обособлено;
  • Дополнительно открыты субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал, 75-2 «Расчеты по выплате доходов»;
  • Взносы вкладов в виде материальных ценностей (кроме денежных средств) оформляется записями по Кт счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и др.;
  • Оприходование имущества предоставленного в натуральной форме в счет вклада в уставный капитал производится по договорной ценности между учредителями;
  • Решение о выплате годовых дивидендов, размере дивидендов и форме их выплаты принимается общим собранием учредителей;
  • Начисление и выплата доходов работникам предприятия являющихся одновременно и учредителями данного Общества с ограниченной ответственностью, учитывается на счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Так же в соответствии с действующим законодательством, ведется учет для целей налогообложения, а именно:

  • При выплате дивидендов физическим лицам выплачивается подоходный налог – по ставке 13%, юридическим лицам – налог на доходы по ставке 15%.

В ходе дальнейшей документальной проверки по ведению учета расчетов с учредителями в соответствии с требованиями нормативных и законодательных актов Российской Федерации, нарушений не выявлено.

Однако в ходе дальнейшей проверки внимание аудитора привлекла операция, совершенная по результатам первого полугодия отчетного 2013 года (аудируемого периода) общим собранием учредителей ООО «Сельстрой», было принято решение о выплате дивидендов.

В бухгалтерском учете начисление дивидендов отражено 23.07.201 г. корреспонденцией: Дт 84 «Нераспределенная прибыль», Кт 75 «Расчеты с учредителями». Их выплата была произведена 24.09.2015 г., с удержанием налога на доходы физических лиц 13%.

Данная операция по выплате дивидендов участникам ООО «Сельстрой», выполнена с нарушением пункта 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», где сказано, что срок выплаты части распределенной чистой прибыли ООО не должно превышать 60 дней, после принятия решения о выплате дивидендов общим собранием участников, если иной срок не оговорен в уставе данного общества .

В соответствии с уставом ООО «Сельстрой» срок выплаты дивидендов, не оговорен. И фактически он превышает срок выплаты, по данным бухгалтерского учета данная выплата произведена по истечению 64 дней, что противоречит действующему законодательству.

Аудит основных средств

Для проведения аудита основных средств ООО «Сельстрой» была составлена подробная программа проведения аудиторской проверки. При проведении аудиторской проверки, выбран участок, по наличию и сохранности основных средств, а в частности особое внимание уделялось правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств.

В ходе документальной проверки аудитором выявлено, что в отношении объектов основных средств, для целей ведения бухгалтерского и налогового учета, в соответствии действующего законодательства установлено:

1. Не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов активы стоимостью не более 40000 руб.;

2. Амортизация основных средств начисляется линейным способом (первоначальная стоимость умножается на норму амортизации);

3. Переоценка первоначальной стоимости основных средств не производится;

4. Учет основных средств ведется в документах соответствующих форм, по видам и группам основных средств;

5. Списание основных средств производится по остаточной стоимости (первоначальная стоимость за минусом начисленной амортизации).

В ходе аудиторской проверки по данному участку, выявлено, что в соответствии с учетной политикой ООО «Сельстрой» учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках, форма ОС-6, по видам основных средств на каждый отдельный объект. Однако при фактической проверки документации выявлено, что предприятие ведет данный учет частично, касательно зданий принадлежащих данному предприятию. Учет остальных видов основных средств в данных карточках не ведется, их учет производится в соответствии с договорами купли-продажи.

Так же выявлено несоответствие информации о наличии основных средств по данным Главной книги.

В ходе аудиторской проверки так же выявлено, что в отчетном периоде ООО «Сельстрой» приобрело экскаватор Doosan S180W-V (Колесный) у ОАО «Русавто», бывшие в эксплуатации. Год выпуска экскаватора – 2001, первоначальной стоимостью 420 тыс. руб. Амортизация на день приобретения экскаватора по данным бухгалтерского учета ОАО «Русавто» составляла – 210 тыс. руб. Покупная цена каждого объекта – 900 тыс. руб., в том числе НДС. Для приобретения данного оборудования был получен денежный кредит в банке 01.03.2013 г. на сумму 1800 тыс. руб., по 20 % годовых, который был погашен 01.09.2013 г. в полном объеме.

Так же организацией совершены затраты на транспортировку данного экскаватора в сумме 4,5 тыс. руб., и переподготовку оператора-экскаватора было потрачено 6,5 тыс. руб., эти суммы были отнесены в Дт счета 20 «Основное производство». Покупная цена экскаватора отражена по Дт счета 01 «Основные средства» в сумме 1800 тыс. руб., амортизация отражена по Кт 02 «Амортизация основных средств» — 210 тыс. руб., проценты по денежному кредиту отражены следующими проводками: Дт 26 «Общехозяйственные расходы», Кт 76 «Расчеты с разным дебиторами и кредиторами» 37500 руб.

И были отнесены как расходы, по обычным видам деятельности. Акт приемки-передачи был составлен 26.03.2015 г.

В данной ситуации выявлены нарушения законодательства по учету операций поступления объектов основных средств.

Таблица 4

Анализ выявленных нарушений по объектам основных средств ООО «Сельстрой»

Статья по которой произошли изменения

Сумма, тыс.руб.

Допустимый размер ошибки, тыс.руб.

Фактический размер ошибки тыс.руб.

Отклонение тыс.руб.

ОС

26646,0

270,76

665,24

Из представленных данных в таблице № 4, видно что данное нарушение является существенным, вследствие не верного определения первоначальной стоимости основных средств произошло искажение данных в бухгалтерской отчетности на 665,24 тыс. руб.

При проведении, аудита мы стремились получить достаточные и уместные доказательства, позволяющие с уверенностью сделать выводы относительно соответствия применяемой методики учета операций по формированию и использованию финансовыми результатами, а также на соответствие нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации.

Аудиторская проверка проводилась репрезентативным (выборочным) методом в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. №307-ФЗ, Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В ходе проведения аудита был выбран участок учета объектов основных средств и участок по расчетам с учредителями ООО «Сельстрой» нами были разработаны план и программа аудита, а также на этапе планирования аудита мы определили уровень существенности (таблица 5).

Таблица 5

Количественный показатель уровня существенности ООО «Сельстрой»

Показатель

Полученное значение, тыс.руб.

Уровень существенности

Мы принимали во внимание уровень существенности на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.

В ходе аудиторской проверки был выявлен ряд нарушений. При проверке операций по приобретению объектов основных средств была выявлено нарушение п.8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», неверно определена первоначальная стоимость объекта ранее бывшего в эксплуатации. Так данная ошибка, дала искажение данных бухгалтерской отчетности на 665,24 тыс. руб., данное отклонение находится в зоне допустимого размера ошибки, однако существенно искажает итоговые показатели годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Так же в ходе аудита была выявлена, качественная ошибка по учету расчетов с учредителями. Это нарушение связанно, с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ, где сказано, что срок выплаты части распределенной чистой прибыли ООО не должно превышать 60 дней, после принятия решения о выплате дивидендов общим собранием участников, если иной срок не оговорен в уставе данного общества. В ООО «Сельстрой», срок выплаты дивидендов составил 64 дня.

Таким образом, в аудиторском заключении мы выразили мнение о том, чтона