Обязательный аудит инициативный аудит

Содержание

Инициативный аудит как форма экспертной независимой оценки третьей стороной


С помощью проведения инициативного аудита можно оценить истинное состояние дел организации, а также разработать рекомендации по ликвидации выявленных недостатков.

Стоимость проведения аудита определяется индивидуально и зависит от вида деятельности предприятия, периода проверки, финансовых показателей и других факторов.
Заказать проведение аудита…

Проведение инициативного аудита не регламентировано законодательством и может включать в себя различные проверки по желанию заказчика.
Что проверяется в рамках аудита?

Инициативный аудит перед проведением обязательного — возможность тщательно подготовиться к последнему, сократить его сроки и минимизировать риски штрафов.

Современные консалтинговые агентства оказывают широкий спектр услуг в области аудита: обязательный и инициативный, экспресс-аудит, аудит по МСФО, аудит управленческого учета и другие.
Актуальные услуги…

Выбирая организацию для проведения аудита, стоит ознакомиться с действующими лицензиями, разрешениями и другими необходимыми документами.
Как выбрать консалтинговое агентство?

Инициативный аудит является наиболее «молодой» формой аудита: он получил широкое распространение, когда в российской экономике началась стремительная адаптация западных технологий к условиям отечественного рынка. Инициативный аудит указывает на личное желание собственников или руководителя знать, что заявленная в отчетах информация о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности предприятия является достоверной и точной. Такие знания помогают принимать верные управленческие решения и выстраивать грамотную стратегию развития компании.

Инициативный аудит организации, как следует из названия, не является обязательным, тем не менее он подчиняется определенным правилам и алгоритмам. Рассмотрим подробнее, как проводят добровольные проверки и на что обратить внимание при подборе профессионального аудитора.

Обязательный и инициативный аудит: механизм один — задачи разные

Понятие аудита закреплено в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ). Согласно документу аудит — это независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации с целью контроля достоверности указанных в ней сведений и соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Результаты при этом носят информирующий характер — они не указывают на эффективность управления и не дают прогнозов по дальнейшему развитию компании. С 1 января 2017 года в соответствии с приказом Минфина России от 24 октября 2016 года № 192н в России начали действовать 30 международных стандартов аудита (МСА). Они касаются контроля качества учета, аудита финансовой информации, обзорных проверок и других сопутствующих аудиту услуг. Стандарты универсальны и применимы к любому виду аудита.

Между тем проверки проводят далеко не все предприятия. Известно деление аудита на обязательный и инициативный (добровольный). Обязательный аудит инициируют госорганы. Случаи его применения описаны в статье 5 Закона № 307-ФЗ. Так, обязательной проверке подлежат все предприятия с организационно-правовой формой акционерного общества, кредитные организации, страховые компании, фонды и др. Уклонение от обязательного аудита недопустимо, наказанием становятся крупные штрафы. Ежегодные проверки по итогам завершенного финансового года касаются всей финансовой деятельности организации. По окончании составляется аудиторское заключение, а результаты заносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Инициативный аудит, в отличие от обязательного, проводится по желанию руководителя фирмы, ее собственников или других заинтересованных лиц. Штрафные санкции за отсутствие проверок или их недостаточную регулярность отсутствуют, нет и жестких требований по устранению выявленных нарушений. Аудит можно проводить в любое время, используя те методы сбора информации, которые удобны аудиторам и руководству компании. Для чего нужен инициативный аудит — рассмотрим далее. Важно понимать, что обычно он решает несколько иной, более широкий круг задач, нежели обязательный, ставит целью не просто выявить ошибки учета, а поработать над поиском оптимальных финансовых, налоговых и организационных решений.

Обратите внимание!
Пребывание компании в обязательном списке не исключает для нее инициативный аудит. Напротив, многие компании проводят добровольные проверки в качестве «репетиции», чтобы впоследствии пройти обязательный аудит в минимально короткие сроки и без штрафных санкций. Эти два вида контроля взаимосвязаны.

Для чего нужен инициативный аудит

В практике ведения хозяйственной деятельности существуют следующие случаи, когда инициативный аудит необходим и востребован:

  • при купле-продаже компании, ликвидации или реорганизации;
  • при прохождении банковской экспертизы перед получением крупного кредита;
  • при подготовке к приближающейся проверке со стороны налоговых органов;
  • при смене главного бухгалтера или отдела ведения бухгалтерского учета;
  • при обнаружении очевидных ошибок в отчетности или несоответствии показателей фактической деятельности предприятия.

Проведение инициативного аудита позволяет руководству компании проверить правильность составления отчетности и достоверность указанных сведений до того, как они попадут под обязательную проверку. Аудиторская деятельность в случае добровольного к ней обращения, как правило, включает в себя ряд сопутствующих услуг: консультирование, юридическую помощь, обучение и т.д. Все это позволяет грамотно устранить недочеты и не допускать их в будущем. Аудиторская проверка также помогает понять, насколько организованно на предприятии ведется бухгалтерский учет, не является ли объем учетных операций на одного сотрудника слишком большим или, наоборот, недостаточным — на основании этого может появиться решение об оптимизации отдела бухгалтерии. Инициативный аудит при продаже бизнеса дает покупателю информацию о задолженности и активах предприятия, объемах затрат и выручки, других технико-экономических показателях, что необходимо для оценки рисков и формирования объективной стоимости компании. Эти сведения могут быть интересны и потенциальному инвестору. Наконец, регулярные проверки положительно сказываются на расчетно-платежной дисциплине в целом.

Инициаторы аудита

Инициативный аудит проводится по инициативе:

  • собственников компании (учредителей, участников, акционеров). Цель, как правило, — проверить деятельность управленческого звена;
  • руководства предприятия (генеральный директор, директор, президент, коллегия директоров и главного бухгалтера) для оценки эффективности ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
  • третьих лиц (например, государственных органов, потенциальных инвесторов, которые планируют вложить средства в развитие производства) для понимания реального положения дел в компании.

В обществах с ограниченной ответственностью назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты услуг производятся решением общего собрания участников. Право инициировать проверку есть у любого его участника при условии самостоятельной оплаты услуг профессионального аудитора. В дальнейшем, коллективным решением затраченные средства могут быть компенсированы (статья 48; абзац 2 пункта 2 статьи 11; подпункт 5 пункта 2.1 статьи 32; подпункт 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ). Требования для АО содержатся главным образом в статье 86 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Кто может проводить инициативный аудит

Добровольные проверки могут быть внутренними и внешними.

Определение внутреннего инициативного аудита компании закреплено в международных стандартах аудиторской деятельности. Согласно им внутренний аудит — это контрольная деятельность, которую проводит собственное подразделение предприятия — служба внутреннего аудита, выполняющая функции мониторинга и системы внутреннего контроля. Аудиторы хорошо знают предприятие изнутри, консультируют руководителей подразделений по правовым, финансовым, организационным и иным вопросам с учетом специфики конкретного производства, помогают устранить неточности и ошибки в работе. Однако при такой форме аудита ставятся под сомнение его главные принципы: независимость и объективность. Профессиональное благополучие аудиторов напрямую зависит от решений руководителя проверяемой ими же компании. Выполнять свои обязанности и выражать мнение открыто и без оглядки в такой ситуации крайне сложно.

Внешний инициативный аудит проводят привлеченные эксперты: аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, которые являются членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов и обладают квалификационным аттестатом аудитора.

К сведению
С 2010 года в России отменено обязательное лицензирование аудиторской деятельности. Гарантом профессиональной состоятельности выступает членство в СРО. Обязательность вступления в профессиональные сообщества закреплена в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Привлечение к проверкам юридически и организационно независимых компаний или экспертов гарантирует объективность и отсутствие предвзятости. Кроме того, спектр услуг внешних компаний обычно не ограничен только аудиторской деятельностью. По итогам первичной проверки руководитель может заключить договор на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности, консультирование в области ведения бухгалтерского учета, налогообложения, соблюдения законодательных норм и пр. Именно этот вид аудита оказывается наиболее результативным.

Объекты аудита

Инициативный аудит предприятия может быть комплексным или тематическим. В первом случае проверке подлежит вся отчетность, во втором — ее отдельные направления, например, налоги, расчеты с контрагентами, кассовые операции. Перечень проверяемых участков учета зависит от масштабов компании и того, какие статьи баланса и документы отчетности в большей степени нуждаются в подтверждении. Так, очень актуален налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность компании, помогают оптимизировать налогооблагаемую базу.

Проверка может быть сплошной или выборочной. В зависимости от выбранного метода аудиторы будут смотреть всю документацию по заданному направлению или только часть (например, наиболее крупные операции в ограниченном периоде). Такая выборка позволяет сформировать представление о качестве ведения бухгалтерского учета в целом, однако риск пропустить ошибки все же существует. Поэтому часто клиенты аудиторских компаний заказывают именно сплошную проверку, несмотря на то, что подобная услуга инициативного аудита более трудоемка и, соответственно, имеет более высокую стоимость.

Как правило, проведение инициативного аудита подразумевает следующие работы:

  • оценка и анализ учетной политики фирмы, системы, обеспечивающей внутренний контроль;
  • проверка корректности отображения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в том числе тех, которые ведутся с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход;
  • оценка ведения налогового учета, правильности заполнения и подачи деклараций;
  • оценка стоимости активов компании;
  • проверка специфических хозяйственных операций и их отражения в учете, а также различные специальные проверки, которые потребуются заказчику.

По результатам проверки эксперты оформляют заключение и вместе с выводами и рекомендациями передают его заказчику.

Процедура проведения инициативного аудита

Особенность инициативного аудита компании состоит в том, что у него отсутствуют обязательные сроки по началу и окончанию мероприятий. Руководитель выбирает комфортное для проверки время, чтобы не нарушить сложившийся режим работы предприятия, но, несмотря на это, процедура состоит из этапов, совпадающих с алгоритмом проведения обязательных проверок, среди которых:

  1. Предварительная экспертиза. Привлеченный аудитор знакомится с организацией путем изучения предоставленных документов и сбора информации в открытых источниках. После того как первичный анализ пройден и соглашение достигнуто, заказчик и аудитор оформляют договор на проведение проверки.
  2. Планирование. Аудитор оценивает систему внутреннего контроля, определяет уровень существенности, общий риск, составляет программу действий и формирует контрольную группу.
  3. Сбор и анализ информации. Этап предполагает сбор информации и ее анализ, проведение тестов (при необходимости), определение связи между финансово-экономическими показателями работы компании. Иными словами, изучение цифр и фактов.
  4. Разработка экспертного заключения. Эксперт проверяет результаты, составляет итоговый отчет и готовит руководителю письмо с рекомендациями.
  5. Представление заключения клиенту. Документы аудитор передает лично, сообщает о результатах, выявленных проблемах и отражении их в отчете. После завершения инициативного аудита сотрудничество компании-заказчика и аудиторской фирмы, как правило, продолжается в виде дополнительных услуг, связанных с исполнением рекомендаций.

Большой плюс инициативного аудита — это свобода выбора: форм проверки, направлений, сроков, а главное — аудиторской компании. Профессионально выполненный аудит позволит оптимизировать финансовые показатели предприятия, избежать штрафов со стороны контролирующих органов, повысить общую эффективность работы. Он дает мощный импульс к дальнейшему развитию компании, но только если результаты точны и достоверны.

Какие аудиторские организации могут проводить инициативный аудит

О требованиях, которые предъявляются к аудиторским компаниям, нам рассказал Рустам Салаватов, к.э.н., руководитель практики «Аудит» аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Во всех случаях ключевым является принцип независимости. Это означает, что внешние аудиторы не должны занимать в проверяемой фирме какие-либо должности, быть близкими родственниками участников или работников этой фирмы, не должны иметь общих учредителей и в целом не быть заинтересованными в каком-то определенном результате, например, не иметь связи с прямыми конкурентами компании-клиента. Только так заказчик вправе рассчитывать на объективные результаты. По факту обязанность выбора аудитора часто ложится на плечи руководителя или главного бухгалтера. Это непросто, учитывая, что единого «рецепта» не существует. Универсальный совет — это оценить репутацию, опыт работы на рынке, отзывы и рекомендации прошлых клиентов. Эксперты КСК групп, например, за годы работы реализовали свыше четырех тысяч проектов для тысячи клиентов из различных отраслей реального сектора: очевидно, что нет такой области, в которой нам не приходилось бы работать.

Наши аудиторы не просто выявляют слабые места в системе внутреннего контроля и учета по РСБУ и/или МСФО, но и помогают их наладить должным образом, поднять огромные пласты информации, которые могут быть использованы для принятия правильных управленческих решений в области стратегического планирования. Экспертиза финансовой отчетности позволяет минимизировать риски штрафов от проверяющих органов.

Среди наших услуг есть и аналог выездной налоговой проверки — это «генеральная репетиция» перед визитом налоговых органов с возможностью подготовиться к проверке заранее и с привлечением квалифицированных юристов, экспертов по налогообложению и аудиторов. Я с уверенностью могу говорить о том, что качественный инициативный аудит — это хороший инструмент для руководителя, желающего всегда быть осведомленным о состоянии своего бизнеса».

P.S. КСК групп оказывает аудиторско-консалтинговые услуги более 20 лет. По итогам 2016 года компания вошла в число лидеров рынка, и в списке крупнейших аудиторских групп и сетей, по оценке «Эксперт РА», занимает 12-е место. Специалисты проводят юридический, налоговый, стратегический, IT-консалтинг и все виды аудита: обязательный, инициативный, экспресс-аудит, МСФО.

Критерии обязательного аудита

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

В каких случаях проведение аудиторской проверки является обязательной? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Организационно-правовая форма компании

Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

Обязательный аудит стал «обязательным» для всех акционерных обществ, включая ЗАО

Важно!

Действующим законодательством РФ предусмотрен особый порядок проведения обязательного аудита в АО, в уставном капитале которого есть определенная доля участия государства (п.4 ст.5 Закона №307-ФЗ).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом — организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Осуществление определенных видов деятельности

Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

Обязательному аудиту подлежат компании:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо

  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Напомним, что в настоящее время компании — «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

Осуществление компаниями определенных действий

Обязательному аудиту подлежат компании:

  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

  • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Иные случаи, установленные федеральными законами

В ряде случаев обязанность проведения аудита закреплена положениями федерального закона.

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда — Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

Статья актуальна на 11.04.2016

Инициативный аудит

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностьюКак видно из материалов дела, ООО «Квант-Союз» в лице директора Шилина С.В. (заказчик) и ООО «Профессионал-Аудит» (исполнитель) заключили договор на оказание аудиторских услуг от 25.10.2010 N 25-а, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) принимает на себя выполнение следующих работ: проведение инициативной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности заказчика за период с 01.01.2010 по 31.12.2010; составление аудиторского заключения о достоверности этой отчетности, а также письменной информации (отчета) аудитора руководству заказчика по результатам проведения аудита (т. 1, л.д. 14 — 19).

Виды аудита. Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения

Тема 3. ВИДЫ АУДИТА И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Характер и масштабы такой проверки определяет сам клиент.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим, или производственным аудитом, проводится аудиторами, работающими на предприятии, следовательно, не отвечает критериям независимости в полной мере.

Внешний аудит проводится сторонними аудиторскими организациями (юридическими лицами) или независимыми аудиторами на основе договоров (заказов) с организациями. Обязательная аудиторская проверка проводится всегда только внешними аудиторами с учетом требований Закона об аудиторской деятельности, результатом работы является составление заключения. Данный вид аудита часто называют финансовым аудитом, так как он предусматривает оценку достоверности финансовой отчетности.

Аудит на соответствие предназначен для проверки соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты осуществляемых операций. В процессе этого аудита устанавливается соответствие деятельности предприятия его уставу, проверке подлежат правильность начисления оплаты труда, обоснованность начисления и уплаты налогов и т. д. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки их выполнения. Ими могут выступать законодательные требования, ГОСТы, согласованные условия (например, сроки поставок) и др.

Операционный аудит применяется для проверки процедур и методов функционирования предприятия в целях оценки эффективности хозяйствования. Его целесообразно использовать для проверки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и т. п. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

Специальный аудит – это проверка конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм и правил (например, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).

Первоначальный аудит характеризуется тем, что для данного клиента он проводится впервые данной командой аудиторов. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы первоначально не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и т. д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется данным аудитором или аудиторской фирмой регулярно (неоднократно). Такое сотрудничество удобно и аудиторам, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

С точки зрения исторического развития аудит подразделяют на подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит и аудит, базирующийся на риске.

Каков порядок проведения плановых и внеплановых проверок (особенно выездных) в отношении ИП?
Могут ли контрагенты ИП инициировать данные проверки?

21 февраля 2018

Налоговые органы, на основании пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ, обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.
Налоговым контролем согласно п. 1 ст. 82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
— налоговых проверок;
— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов;
— проверки данных учета и отчетности;
— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
— а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Наиболее распространенными мероприятиями (формами) налогового контроля, являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля, в большинстве своем, осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
— камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ);
— выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).
Отметим, что при проведении налоговых проверок не действуют ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение в 2016-2018 г.г. плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 26.1 Закона N 294-ФЗ).
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, при этом порядок их проведения различен.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является формой текущего документального контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства (п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 87 НК РФ).
Порядок проведения камеральных налоговых проверок регулируется ст. 88 НК РФ и внутренними регламентами налоговых органов. В целях обеспечения единообразия процедур проведения камеральных налоговых проверок ФНС России подготовила рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок, которые были направлены письмом от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@ для использования в работе территориальных налоговых органов.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Отметим, что налоговые декларации представляются налогоплательщиками по месту своего учета (п. 3 ст. 80 НК РФ). Поэтому камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения того налогового органа, в котором налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) состоит на учете.
Осуществляется камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Для ее проведения не требуется вынесения руководителем налогового органа какого-либо специального решения (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Подвергаются камеральной проверке все представляемые налогоплательщиком налоговые декларации (расчеты) независимо от установленной НК РФ периодичности их представления (письмо ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648).
О начале проведения камеральной проверки налоговые органы не обязаны информировать налогоплательщика. Как правило, о ее проведении налогоплательщики узнают, получив требование представить необходимые пояснения или требование о представлении документов в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка является углубленной формой контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства (п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 87 НК РФ). Её проведение предполагает изучение, анализ, сопоставление и оценку документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).
Такая проверка, согласно ст. 89 НК РФ, ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки. Как правило, именно в рамках выездной налоговой проверки выявляются нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения (определение КС РФ от 08.04.2010 N 441-О-О).
Современная система налогового контроля и администрирования построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что позволяет проводить налоговым органам оптимальное количество выездных налоговых проверок (письмо Минфина России от 14.02.2017 N 03-02-08/7955).
В частности, приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которой определены критерии налоговых рисков, используемых налоговыми органами в аналитической работе. На основании проведенного в соответствии с Концепцией всестороннего анализа деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые органы формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок (с разбивкой по кварталам). План может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), например в случае необходимости проведения проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.
Например, одним из оснований проведения выездной налоговой проверки может служить отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год (п. 7 Критерия самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (раздел 4 Концепции), п. 7 раздела Приложения N 2 Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепции). По налогу на доходы физических лиц доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.
Отметим, что специалисты ФНС анализируют любую общедоступную информацию, в том числе материалы сети интернет и средств массовой информации (рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг юридическими и физическими лицами, публикации и т.д.), а также информацию, поступающую от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), в частности контрагентов налогоплательщика.
План проведения выездных налоговых проверок является закрытой информацией. Требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ о размещении планов проверок на своих ведомственных официальных сайтах не действуют при осуществлении налогового контроля в силу п. 4 ч. 3.1 ст. 1 данного Федерального закона. Налоговое законодательство также не предусматривает возможность ознакомления налогоплательщиков с планом проведения выездных налоговых проверок.
Полномочия налоговых органов и порядок проведения выездных налоговых проверок регулируются ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ, а также внутренними регламентами налоговых органов. В целях обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок ФНС России разработала рекомендации, которые направлены для использования в работе территориальных налоговых органов письмом от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@.
Проводится выездная налоговая проверка на территории (в помещении) налогоплательщика. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для ее проведения, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Отметим, что при проведении выездной проверки налогоплательщика — физического лица должностные лица налоговых органов без согласия налогоплательщика могут осматривать только нежилые помещения. Доступ представителей налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц не допускается (ст. 25 Конституции РФ, п. 5 ст. 91 НК РФ, письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 (п. 1), письмо Минфина России от 31.08.2017 N 03-02-08/55972). Как пояснено в письме Минфина России от 24.12.2012 N 03-02-08/109, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку в отношении этого физического лица по месту своего нахождения.
Периодичность, сроки и глубина проведения выездных налоговых проверок ограничены положениями ст.ст. 89, 89.1, 89.2 НК РФ. По общему правилу одни и те же налоги за один и тот же период могут быть проверены в рамках выездной налоговой проверки один раз. В то же время налоговым органам предоставлена возможность проведения повторных выездных налоговых проверок. Условия назначения повторной выездной налоговой проверки установлены в п. 10 ст. 89 НК РФ.
Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Не установлены и сроки для вручения налогоплательщику принятого решения о ее проведении. Как правило, о ее назначении налогоплательщики узнают в момент прихода проверяющих (письма ФНС России от 10.03.2016 N ЕД-4-2/3936@, от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).
Вместе с тем доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика возможен лишь при предъявлении ими служебных удостоверений и решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (а в отдельных случаях при проведении камеральных проверок налоговой декларации по НДС — при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, проводящего такую проверку, утвержденного руководителем налогового органа или его заместителем). Кроме того, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки (а не его вручения) и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89, п. 1 ст. 91 НК РФ).
Следует также учитывать, что нормы НК РФ не предусматривают возможность отвода налогоплательщиком ни должностных лиц, входящих в группу проверяющих, ни должностных лиц, рассматривающих материалы проверки и выносящих решение. Такой подход законодателя свидетельствует о том, что НК РФ установлена административная процедура, которая не предусматривает влияния налогоплательщика на состав лиц, проводящих проверку и принимающих решение по ее результатам (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2017 N Ф02-94/17)
Течение срока проведения выездной налоговой проверки начинается с даты вынесения решения о ее проведении и не зависит от даты ознакомления с ним проверяемого лица (п. 8 ст. 89 НК РФ). В то же время указанное решение является документом, на основании которого проверяющие должны быть допущены на территорию налогоплательщика для проведения проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ). При отсутствии решения проводить проверку инспекторы не в праве (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).
На практике налоговые органы могут позвонить и пригласить налогоплательщика в инспекцию для ознакомления с решением либо ознакомить с ним в тот момент, когда инспекторы пришли для проведения проверки. Заранее информировать налогоплательщика о намерении провести выездную налоговую проверку налоговые органы не обязаны (письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853).
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом, как следует из абз. 2, 3 п. 12 ст. 89 НК РФ, проверяющими могут быть затребованы как оригиналы документов, так и их копии.
Для получения доступа к подлинникам документов налогоплательщику вручается Уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с подлинниками документов, связанными с исчислением и уплатой налогов, по форме согласно Приложению N 1 к письму N АС-4-2/13622@. В уведомлении указываются номер и дата решения о проведении выездной проверки, наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки нужных документов и период, к которому они относятся.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
Необходимые для проверки документы также могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (в виде копий).
В случае необеспечения налогоплательщиком (ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков) права должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками документов, необходимых для проверки, налоговый орган вправе истребовать копии документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ либо осуществить выемку документов в соответствии со ст. 94 НК РФ.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Нередко налоговые органы одновременно вручают уведомление о необходимости ознакомиться с подлинниками документов и требование о представлении документов (информации) в установленном ст. 93 НК РФ порядке. В связи с чем ФНС России в письме N АС-4-2/13622@ разъяснила, что истребование документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ не должно заменять собой ознакомление с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, полученными по устному требованию проверяющих должностных лиц налогового органа.
После вручения налогоплательщику копии решения о проведении выездной налоговой проверки проверяющие, как правило, согласовывают технические вопросы с руководителем, главным бухгалтером и (или) иными должностными лицами проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем, ответственными за ведение бухгалтерского и (или) налогового учета, а также за исчисление и уплату налогов:
— информационного характера (о правах и обязанностях налогового органа и его должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку; правах и обязанностях проверяемого лица);
— организационного характера (предоставление проверяющим помещения, определение графика работы и т.д.);
— получение общей информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Для проведения проверки инспекторам желательно подготовить рабочие места (по возможности, отдельное помещение и с компьютером).
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено главой 14 НК РФ.
В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ (п. 4 ст. 89 НК РФ).
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
В ходе проведения выездной проверки инспекторы проверяют, анализируют, сопоставляют и оценивают документы и информацию, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
С целью получения необходимой информации в ходе проверки могут проводиться все мероприятия налогового контроля, предусмотренные НК РФ (истребование документов и информации у контрагентов и иных лиц, допросы свидетелей, инвентаризация имущества, осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов, привлечение для участия в проведении конкретных действий переводчика, специалиста, понятых и др.).
При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ (п. 14 ст. 89 НК РФ).
В общем случае выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки, а также формы других документов, используемых налоговыми органами в своей работе, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Проверка может быть приостановлена при наличии оснований, предусмотренных подпунктах 1-4 п. 9 ст. 89 НК РФ. Приостанавливать проверку налоговые органы могут неограниченное количество раз при условии, что общий срок ее приостановления не может превышать шесть месяцев (за исключением случаев, определенных в абзацах 6 и 8 п. 9 ст. 89 НК РФ). Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте (п. 15 ст. 89 НК РФ).
После составления справки о проведенной проверке сотрудники налогового органа не имеют права находиться на территории налогоплательщика, истребовать документы, а также проводить иные мероприятия налогового контроля (письмо ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690, вопрос 3).
Правила, предусмотренные ст. 89 НК РФ, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, а с 1 января 2017 года — и плательщиков страховых взносов (п. 17 ст. 89 НК РФ).

К сведению:
При необходимости для участия в проверке могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел (п. 1 ст. 36 НК и пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»). Их могут привлечь на любом этапе проведения проверки (как с самого начала, так и в ходе ее проведения). В этом случае порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009.
Органы федеральной службы безопасности (ФСБ России) не предусмотрены в ст. 9 НК РФ в составе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Их участие в выездных налоговых проверках не предусмотрено в ст. 36 НК РФ (письмо Минфина России от 30.12.2014 N 03-02-07/1/68587).
В то же время в письме Минфина России от 07.02.2017 N 03-02-08/6449 отмечено, что налоговые органы и органы ФСБ России выполняют возложенные на них функции во взаимодействии между собой и с другими органами государственной власти на основании п. 3 ст. 30 НК РФ.
Кодексом не регулируются задачи и функции органов ФСБ России, не определяется порядок их взаимодействия с налоговыми органами при осуществлении налогового контроля. Исходя из Положения о ФСБ России одними из основных задач ФСБ России являются организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, легализацией преступных доходов, а также организация оказания содействия федеральным органам государственной власти в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала.
Взаимодействие налоговых органов с органами ФСБ России при проведении налоговых проверок не является основанием для признания судами нарушений налоговыми органами условий и процедур проведения налоговых проверок. При этом участие сотрудника органа ФСБ России рассматривается как оказание содействия налоговому органу в рамках межведомственных мероприятий.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Основные отличия камеральных и выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения камеральной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Предмет камеральной налоговой проверки. Проверяемый период;
— Энциклопедия решений. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Критерии самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Проверяемый период при проведении выездной налоговой проверки;
— Энциклопедия решений. Сроки проведения выездных налоговых проверок;
— Энциклопедия решений. Памятка: встречаем проверяющих из налоговой;
— Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена